Новости творческого мира


Волжский гусляр. 170-летие Спиридона Дрожжина

02.12.2018

В среду еженедельник «Караван» публикует статью «Волжский гусляр» о мероприятии, в котором я принимала участие.

Вот полный текст этой статьи:

28 декабря в библиотеке имени Спиридона Дмитриевича Дрожжина был дан старт празднованию 170-летия некогда широко известного, а сейчас подзабытого крестьянского поэта, имя которого носит библиотека.

Спиридон Дрожжин родился в крестьянской семье 18 декабря 1848 г. Крепостные Дрожжины жили в деревне Низовка Городенской волости Тверского уезда. Дед выучил Спиридона чтению, две зимы мальчик изучал письмо и счет. В 12 лет семья отправила мальчика на заработки в Петербург –  прислуживать в трактире.  Работая по 20 часов в сутки, он едва мог прокормить себя и немного денег отправить родным, испытывавшим нужду.  За 35 лет Спиридон Дрожжин сменил несколько профессий и городов.

Отдушиной от тяжких мыслей о своей судьбе и судьбе простых людей, от  нищеты и бесправия для Дрожжина было чтение и творчество. С 18 лет он посещал библиотеку, еще раньше, в 16 лет Дрожжин начинает писать стихи. Первая публикация состоялась в 1873 году в журнале «Грамотей» , позже он публиковался  в журналах «Дело», «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство», «Пробуждение», «Тверской вестник». В 1875 г. Дрожжин берет в жены неграмотную крестьянку Марию Чуркину. Невесту подобрали родственники, отношения с которыми были достаточно сложными.  Из-за тяжелого финансового  положения семьи и под влиянием встреч с Львом Толстым поэт-самоучка в 1896 году возвращается в Низовку, чтобы сочетать крестьянский труд с литературным. Это было бы практически невозможно – Дрожжину журналы платили гораздо меньшие гонорары, чем поэтам из высшего общества, однако, в 1903 году Российская академия наук назначает поэту ежегодную пожизненную пенсию имени императора Николая II в сумме 180 рублей. В Низовке  поэт написал 33 из 35 своих книг.

30-летие литературной деятельности Дрожжина литературная общественность пышно отметила в Москве – поэт был признал в России и за рубежом, песни на его стихи исполняли самые известные певцы того времени Ф. И. Шаляпин, Н. И. Плевицкая, А. Д. Вяльцева. А после Революции крестьянский поэт был избран почетным председателем I съезда тверских поэтов и писателей из народа.

50-летие литературной деятельности с величайшей торжественностью отметили в Твери. Праздник проходил в Тверском педагогическом институте – это здание на ул. Трехсвятской хранит воспоминания о восторженных поздравлениях, которыми одаривали «старика-поэта» земляки. Между прочим, для прибытия на праздник за Спиридоном Дрожжиным был отправлен специальный пароход. Еще при жизни его именем была названа библиотека и улица в Твери. А после смерти поэта 24 декабря 1930 г. его дом стал литературным музеем (в 1936 г. дом и прах С.Д.Дрожжина перевезены из зоны затопления в поселок Новозавидовский Конаковского района).

К сожалению, сегодня творчество популярного поэта конца XIX— начала XX вв. Спиридона Дрожжина не столь известно. Хотя его стихи, написанные доступным для детского восприятия языком, включены в отдельные учебные пособия для начальной школы, имя Дрожжина почти забыто. Возможно, причиной этому являлось то, что, в советское время, когда тиражи книг были миллионными, собрание сочинений Дрожжина не издавалось, в отличие от многих других поэтов. Нишу «крестьянского поэта» прочно занял Сергей Есенин. Уместно вспомнить, что Дрожжин ездил проводить Есенина в последний путь и написал в своем дневнике, что, к сожалению, талантливый поэт Есенин оторвался от крестьянских корней, и это его сгубило.

Лишь несколько лет назад было издано  собрание сочинений С.Д.Дрожжина в трех томах.  Подготовившие к изданию трехтомник Е. В. Павлова и М. В. Строганов (Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН), к 170-летию поэта выпустили издание «Гусляр», в которое  вошел обширный блок архивных материалов: 263 стихотворения Дрожжина, большая часть из которых ранее не публиковалась. Теперь читатель получает возможность лучше понять русского поэта – большая рукописная тетрадь «Гусляр. Песни», сохранившаяся в доме-музее С. Д. Дрожжина издана с комментариями литературоведов и первоначальными редакциями некоторых произведений, что дает возможность увидеть кропотливую работу со словом и стихом. Открываются и новые страницы биографии Дрожжина. К сожалению, тираж издания – всего 100 экземпляров.

На литературном вечере в библиотеке имени Спиридона Дрожжина книгу представил заведующий библиотекой Владимир Ходаков. Кроме того, гостям вечера, среди которых были и школьники и читатели постарше,  был показан фильм Елены Павловой «Я певец родных полей». Библиотекарь Светлана Писаренко представила подготовленный ею обзор статей,   посвящённых Спиридону Дрожжину тверскими журналистами за период с 1920-х годов до наших дней.  Учащиеся школы №42 и гимназии №10, а также поэт, член Союза писателей России Любовь Николаева  прочли стихи поэта, а автор-исполнитель Светлана Страусова вступила в вокальный диалог с праправнуком Дрожжина Ярославом Сапуном. Песню «Быстро тучи проносилися» Светлана Михайловна положила на музыку собственного сочинения, а в репертуар Ярослава,  студента  Академического музыкального училища при консерватории им. П.И.Чайковского, эта песня входит в классическом варианте.

В завершение вечера  два прекрасных стихотворения Спиридона Дрожжина «Художнику» и «Когда тоска меня берёт»  исполнили Светлана Писаренко и Анна Смирнова. А член Союза писателей России Мария Парамонова, прочитавшая свои стихи о Волге, навеянные поэзией крестьянского поэта, предложила выступить с инициативой об увековечении памяти поэта путем   установки мемориальной доски на стене Тверского педагогического института, где в 1923 году чествовали нашего славного земляка. В память о выступлении С. Есенина в Твери установлена мемориальная табличка на здании гостиницы «Волга», построенной на месте дома, где проходила творческая встреча.

Празднование 170-летия Спиридона Дрожжина продолжили концерт в столичном Доме Пашкова, который состоялся 1 декабря и  научная конференция «Завидовские чтения» (3-4 декабря).   А в день рождения поэта 18 декабря в в ДК поселка Новозавидовский пройдет  торжественный концерт.

Добавлю, что я прочитала стихотворение «От истока и до устья» с эпиграфом из Спиридона Дрожжина «Где Волга многоводная – там родина моя!»

«Плечом к плечу – за Русь Святую!»

25.11.2018

Сегодня опубликованы ИТОГИ VIII Международного литературного конкурса, посвященного памяти писателя Константина Симонова и Году малой родины в Беларуси проведенного  с 1 августа до 1 ноября 2018 года Могилёвским городским отделением Республиканского общественного объединения  «Русское  общество» совместно с Могилёвским областным отделением ОО «Союз писателей Беларуси», Смоленской и Брянской областными организациями Союза писателей России, при поддержке Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь, Представительства Россотрудничества – Российского центра науки и культуры (Минск), Могилевского городского Совета ветеранов, средств массовой информации Беларуси и России, инфо-спонсоров: «Русское поле» – сайт Общегерманского координационного Совета российских соотечественников; литературно-художественный журнал «Метаморфозы» (Беларусь) и др.

Спасибо уважаемому жюри за высокую оценку моего рассказа «Одеяло», занявшего 1 место в номинации «Малая проза» и подборки стихотворений занявшей 2 место в поэтической номинации! В стихотворную подборку вошли «Три казака» – о работе поисковиков под Вязьмой и созданном там Поле Памяти, «Во имя Добра» – о безымянных героях Ржевско-Вяземской битвы и «Ратник» – о воине, оказавшемся во враждебном окружении (посвящается А. Прохоренко).  В маленьком рассказе «Одеяло» – жизнь ранимой души обычной женщины.

Незримое присутствие. Словенское поле.

24.11.2018

23 ноября во Пскове в библиотеке «Родник» имени С.А. Золотцева состоялась презентация сборника стихов участников фестиваля исторической поэзии «Словенское поле – 2018″. Поэты, под идейным руководством организатора фестиваля и составителя сборника Андрея Бениаминова, вспоминали прошедший фестиваль, читали стихи, вероятно, пели песни.

Конечно, у меня не было возможности поехать на эту презентацию, но благодаря Ирине Яненсон, с которой мы подружились еще в мой первый приезд на «Словенское поле», я почувствовала себя частью этого праздника поэтической жизни. Вот какие фотографии прислала мне Ирина: сборник открыт на странице с моими стихами «Первая дуэль», «Три казака» и «Ратник».

Правда, праздник поэзии оказался немного грустным. Как сообщает на своей странице Андрей Бениаминов, с президентским грантом на фестиваль «Словенское поле -2019» псковская писательская организация «пролетела».
- На душе какое-то опустошение. Бессонные ночи на подготовку заявки оказались впустую. Денег на фестиваль 2019 года – нет. Да и прошедший фестиваль «Словенское поле – 2018» дался мне трудно, как никогда ранее. Такого количества технических и организационных накладок, нестыковок, как в этом году – не было никогда. Возможно это знак, что с проектом «Словенское поле» пора заканчивать? Честно говоря – чертовски устал. Так получается, что «Словенское поле» забирает меня полностью. Не остаётся времени не то, что на творчество, но на семью, детей, домашние дела, просто на отдых – пишет Андрей Бениаминов.

От всей души сочувствую этому прекрасному человеку, организатору, поэту. Он, как Ратник из моего стихотворения, окружен людьми, не поддерживающими его идеалов и начинаний или пытающимися повернуть их к своей выгоде.  Фестиваль – 2018 действительно был противоречивым. Я даже не смогла написать традиционный обзор для сайта. Возможно, следует изменить формат фестиваля. например, не проводить конкурс, а только чтения. Тогда вся «тина» уйдет на дно. Останутся только те, кто любит Изборск, Псков, Россию и поэзию. Расходы сразу сократятся, администрация и музей немного помогут, вероятно.

 

Афоризмы от Миры Валдай

14.11.2018

В Смоленской области отпраздновали Международный день афоризмов – сообщает сайт Смоленской областной организации Союза писателей России.  http://sprsmolensk.ru/events/12984

«Владимир Павлов из Великих Лук – инициатор проведения в России самого первого Дня афоризмов в 2015 году представил в Демидове псковских мастеров слова.  С легкой руки Владимира Павлова сатирический журнал «Ёрш», который издается в Санкт-Петербурге (главный редактор Алла Альшина), проводит к Международному дню афоризмов конкурс произведений в этом жанре, в котором успешно участвуют смоленские писатели.

В 2017 году победителем этого конкурса стал Олег Дорогань, председатель правления Смоленской областной организации Союза писателей России.

В этом году – в числе победителей его заместитель Мария Парамонова, выступившая под псевдонимом Мира Валдай.

Её лаконичное высказывание «Поэт волен выбирать — слушать музу или аплодисменты» будет опубликовано в журнале «Ёрш»» – сообщается на сайте.

Действительно, я отправила 9 афоризмов на этот конкурс под псевдонимом Мира Валдай. Этот псевдоним возник из одного моего стихотворения, написанного в жанре хокку (в нем была строчка «Мира Валдай ожидает»). На Валдайской возвышенности находятся и Тверская и Смоленская области, родные для меня. В детстве я проводила лето у бабушки в Бологое и ездила на поезде по маршруту Бологое-Валдай на красивые озёра. Здесь истоки рек и вдохновения.

Теперь я ожидаю 20 ноября, когда афоризмы победителей конкурса будут опубликованы в журнале «Ёрш». Алла Альшина сообщила мне, что я могу заказать экземпляр журнала и мне пришлют его вместе с дипломом. Пока есть только принскрин сайта.

«Живи, трамвайчик! Будь в моей судьбе!»

12.11.2018

Взяла интервью у поэтессы, члена Союза писателей России Веры Грибниковой. Номер еженедельника «Караван+Я» выйдет в среду.

В эти туманные осенние дни, когда где-то в кулуарах регионального и муниципального правительства решают быть и не быть тверскому трамваю, мы беседуем с поэтом, членом Союза писателей России, лауреатом Всероссийских и международных конкурсов, а в прошлом – вагоновожатой Тверского Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) Верой Грибниковой.

ЖЕЛЕЗНЫЕ КОНИ ВМЕСТО ЖИВЫХ

-Как судьба свела Вас с трамваем? Вы ведь родом из Селижарова.

- После школы год отработала в Торжке, хотела быть поближе к бабушке. Там есть «Марс» – завод электротехники.  Я работала с микроскопом, в белом халате контролером-сборщиком интегральных схем. Но поняла, что это не для меня. Я все детство пробегала с пистолетами и саблями. Потом, к сожалению, бабушка умерла, и уже не было необходимости ездить каждый выходной в Селижарово, поддерживать ее. Поэтому я решила осуществить свою мечту. Я со школы ездила на ипподром к лошадям, когда в старших классах училась.  Осенью 1978 года приехала на ипподром к живым лошадям, а там невозможно устроиться работать, потому что нужна прописка, жилье – при ипподроме этого нет. Первая мысль была – искать такую работу, чтобы все время быть в движении. Я пошла в ДОСААФ, чтобы выучиться на шофера, но увидела, что там одни ребята, ни одной девчонки нет. Развернулась и пошла в ТТУ. Хотела на троллейбус, но там был перебор, а на трамвае – недобор. В отделе кадров мне сказали, что потом, возможно, часть группы отсеется и можно будет перейти на троллейбус.

- Набирали учебные группы с последующим трудоустройством?

- Да, группы набирали через несколько месяцев. Еще одна группа стажируется, а другая уже садится за парты теорию изучать. Там неплохая стипендия была – 70 рублей.  Я закончила курсы водителя трамвая и, без побега, почти 33 года проработала на трамвае. С пропиской, жильем вопросы решали.

- На троллейбус так и не перешли?

- Мы все перезнакомились с девчонками, и когда к нам пришла руководитель троллейбусной группы звать к себе на освободившиеся места, уже никто не пошел. Закончили училище, отстажировались, начали работать на одиночных – на 8-м маршруте и на 14-м. Уже полюбили трамвай!

Мечтала с детства о живом коне,
Скакать бы по лугам, сбивая росы.
Но конь совсем иной пришёл ко мне,
Большой, железный и звонкоголосый.

Он мне восходы солнца показал,
Кормильцем стал, наставником и другом,
Упорно, терпеливо приучал
Не тяготиться «карусельным кругом».

Я полюбила этого коня!
По ровно разлинеенной дороге
Уж четверть века возит он меня,
Покладистый, не слишком быстроногий…

                        ( из стихотворения «100-летию тверского трамвая, 2001 г.)

 - Начинающим вагоновожатым только на одиночных можно было ездить?

- Да, в нашем депо на Капошвара  мы буквально через год сдали на 2 класс и нам прицепили «хвостик» – второй вагон. Началась работа в полную силу. Потом вышла замуж, родился сын, когда ему исполнился  1 год, стала работать по резервному графику – мы с мужем ребенка с рук на руки передавали, а он в смену работал.

- На каких маршрутах Вы работали?

- Сначала на 8-м, а когда на подмену выходила – работала на всех маршрутах первого депо. Всего маршрутов было 15, а на лето, для дачников добавляли 16 и 17-й. Весь город был охвачен.  Первый вагон выезжал из депо в 4 утра, последний – заходил в парк в 2 часа ночи. Мне нравились ночные смены.

- А аварии случались?

- Конечно, то с машиной стукнешься, то человек прицепившийся  из двери выпадет. Трамваи такие полные были, что двери трещали, из роликов выскакивали. Стекло кабины выдавливали. Когда на 4-м маршруте работала – он обслуживал « Искож», ТЭЦ,  Экскаваторный завод, «Химволокно», КСМ, Мелькомбинат, с другой стороны – вагонзавод, ДСК. Это был единственный маршрут нашего парка, который ходил за Волгу.

ЗАБЛУДИВШИЙСЯ ТРАМВАЙ

- Водитель трамвая – это романтичная профессия? Как это находило отражение в творчестве?

- Это профессия уединенная, водитель в кабине один. Но стихи писать можно было лишь тогда, когда пассажиры уже разъехались по домам. Ночью машин на улицах практически не было, только редкие такси или коллеги-автобусники. Тогда возникало ощущение, будто летишь над землей в какой-то полуфантастической повозке.

Роняя свет лилово-нежный,
Сияют звёздочки в ночи.
Скачи, скачи, мой конь железный,
Стучи копытами, стучи.

Один лишь рейс у нас остался,
И мы отправимся домой.
Ты запылился, запыхался
И, верно, хочешь на покой.

Резервный, старенький, бывалый,
Изношенный не по годам,
Мы пассажиров запоздалых
С тобой развозим по домам.

Грохочешь улицей пустынной,
Как припозднившийся гонец.
Последний рейс – он самый длинный,
Но и ему придёт конец…

                   (из стихотворения «Ночная смена»,  1994 г.)

А днем, в потоке движения, было не до стихов. Ответственность несли за всех пассажиров – нам наш преподаватель говорил «Тюрьму за спиной возите».

- А сейчас водителям маршруток никто об их ответственности не напоминает, вот и гоняют по встречной и на красный свет?

- Да, и сигнал поворота один из десяти показывает. А у нас это было до автоматизма,  даже въезжая в парк, сворачивая на мойку, улыбаешься сама себе, замечая, что автоматически показываешь поворот. Каждый год нас проверяли на знание правил, и водителей троллейбусов тоже. Экзамены по билетам сдавали.

- То есть, маршрутки эффективнее экономически из-за того, что они экономят на безопасности? Серьезная надежная система не может быть дешевой.

- Видимо да. Нас за счет управления привозили на служебном автобусе на работу, кто далеко живет – к 4 утра, иначе не добраться. А еще надо ежедневное медосвидетельствование пройти: промилле алкоголя проверяли, давление мерили, пульс, внешний осмотр. Без штампа этой официальной лаборатории на маршрут диспетчер не допустит.

- Ремонт осуществляла специальная служба?

- Да, если самой не получается двери привести в порядок или с соленоидом тормозной системы проблема или еще что-то случилось, ремонтная бригада оперативно приезжала. Водили трамваи в основном женщины, мужчины у нас были на вес золота, а неполадки могли возникать такие, что без мужской силы не обойтись.

- Конечно, выручка от продажи билетов и талонов не покрывала этих издержек. Без субсидий из местного бюджета общественный транспорт не может существовать полноценно и безопасно?

- Мы работали без кондукторов, социалистическая система основывалась на сознательности, но многие норовили билет оторвать, а денежку не положить: «Всё вокруг колхозное, всё вокруг – моё». Бывает, снимут кассу – она опечатывалась пломбой, выложат на стол, а там – пуговицы,  старые деньги. Было такое понятие «разрыв» – разница между суммой по билетам и выручкой в кассе. Ее списывали, конечно, с водителей не высчитывали.

- Вагоны тогда были чехословацкие? Я помню, были с пластмассовыми сидениями – красными и серыми.

- Самые старые были Усть-Катавского завода с пневматикой, жесткие. Потом пришли первые вагончики – двух дверные – из Чехословакии. Они были с кожаными сидениями. А с пластмассовыми должны были пойти в южные регионы, но те города отказались, и их прислали к нам. Зимой было не комфортно, но зато три двери – это было очень удобно.  Позднее пришли электронные четырехдверные, тоже чешские, но ненадежные.

ПЕРЕСТРОЙКА ТТУ

- А потом уже и вовсе ничего не приходило?

- Да, в конце 80-х, с перестройкой не стало финансирования, начались проблемы. Не хватало водителей, подвижного состава. Смены стали длиннее, по 12 часов, график менее комфортный. Стали задерживать зарплату по 2-3 месяца. А в некоторых семьях оба супруга в ТТУ работали. Очень тяжело было. Первое банкротство, потом второе, переименовывали, что-то обещали, но становилось только хуже. Начали маршруты сокращать. Так как закрывались заводы, то и людей ездить меньше стало. 4-й маршрут закрыли, и последние 12 лет я работала на 14-м маршруте. Ходили слухи, что место нашего парка чуть ли не жена Лужкова выкупила, и нас скоро уберут. Но года два прошло,  депо закрыли, а место никто не занял. Нас предупредили о сокращении, мы положенное время отработали на Соминке и ушли. Там были свои бригады. Конечно, очень жалко. Переживали, хотели отстаивать, писать письма, но поняли, что это бесполезно.

-  Как может обанкротиться муниципальное бюджетное предприятие? Только вместе с муниципалитетом? Тогда и чиновникам должны были месяцами зарплату не платить?

- Нас никто с документами не знакомил. Просто становилось хуже и хуже пока не сократили. В других городах, за рубежом, трамваи развивают, потому что понимают, что они экологичные, вместительные. Я читала, что в некоторых странах трамваи ходят по пустыне и между городами. И даже на вопрос: « Как доехать до границы?» отвечают: « На трамвае до конечной, а там немного пешком». А в польском городе после ликвидации трамваев онкологические заболевания возросли в разы и люди на народные деньги восстановили трамвай.

- Да, в нашем журнале «Бизнес Территория» №3 за 2018 год опубликовано интервью с мэром Вены, где трамвай успешно функционирует и является визитной карточкой города. А Тверь стоит на грани полной ликвидации трамвайного движения.

- Конечно, в том виде как раньше уже никогда трамвай не будет существовать. Сейчас другое движение в городе, гораздо больше машин, предприятия имеют меньшую численность сотрудников или закрылись. Новые расположены в пригородах, промзонах где не было раньше трамвайных линий. Движение трамваев возможно только по выделенным линиям, чтобы он никому не мешал и ему никто не мешал – ведь это водители автомобилей встают на трамвайные пути, а не наоборот. Выделенные линии для трамвая были и раньше – на улице Спартака, на Ленинградском шоссе, на проспекте Чайковского. В этом случае, если организовать движение трамваев по выделенным линиям, это было бы хорошо и для пассажиров и для автомобилистов и для экологии.

ЗВЁЗДЫ В ТУМАНЕ

- А новые вагоны «Сити Стар», которые производит Тверской вагонзавод, низкопольные, какие о них отзывы?

- Я, конечно, их не застала, но бывшие коллеги отзывались положительно. Только не хватает ремонтников, которые разбирались бы в электронике. Наши ремонтные бригады были очень квалифицированные, они досконально изучали каждый новый вид подвижного состава. Но из тех мастеров никого не осталось.

- Говорят, что они ломаются из-за того, что рельсы не подходят для этих вагонов.

- Посадка у них, действительно, низкая. Также и ленинградские два вагончика, которые при Лебедеве нам подарили, тоже не смогли ходить – совсем немного поползали. В Питере они назывались «Пчёлки», а нам, как мы шутили, прислали трутней.   Они только и стояли в парке.  У трамваев и рельсы и реборды (выступающие части обода колеса) во всем мире одинаковые.  Но наши линии очень изношенные. В Донецке, например, все линии выделенные, не асфальтированные, а засыпанные гравием и с бетонными плашками. У нас же асфальт кладется, как попало, весной все выпирает. Рельсы очень изношенные, стык на стыке – тут любой трамвай, хоть из золота его отлей, загонишь за месяц. Контактный провод, подвеска тоже рвется без конца. Сделают натяжение не по нормативу –  подстанции не выдерживают.

ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУТ, ЕСЛИ ДУМАТЬ О ЛЮДЯХ

- Какие Вы видите перспективы для трамваев в Твери?

- На данный момент – перспектив  никаких. Единственный маршрут себя не оправдывает. Ему нужны бригады, которые ремонтируют вагоны, контактную сеть, рельсы. Более эффективно, если существует сеть маршрутов. Но кто будет ее содержать и обслуживать? Кроме того, необходимо делать обособленные линии, не мешающие автомобилям. В этом нет ничего сложного, в других городах делают, было бы финансирование и волевое решение. Да, это затратно, но при нашей экологии у нас скоро дети-мутанты рождаться будут, и это при том, что электроэнергии в нашей области производится достаточно. Можно было бы снизить тариф для электротранспорта.

- А если  осуществить модернизацию под продукцию нашего Вагонзавода, представлять эту продукцию, чтобы она ходила по улицам нашего города:  и жители гордились и покупатели видели товар лицом. В таком случае, конечно, Вагонзавод должен финансировать, хотя бы частично, содержание трамвайной сети и использовать ее, в том числе, для опытной эксплуатации, обкатки своих изделий. Ремонтные бригады могли бы быть в их штате – им и отремонтировать проще и учесть конструктивные дефекты для дальнейшей разработки моделей трамваев.

- Конечно, если бы Вагонзавод взялся курировать трамваи в городе, это был бы выход. Обучать наших слесарей, конечно, тоже возможно, но на одном маршруте загрузка специалистов будет неравномерная. Заводу, вероятно, важно знать, как работают их трамваи в городе, какова их надежность, ремонтопригодность.

-  Значит, если комплексно подойти, если компетентные специалисты разработали бы программу развития электротранспорта, трамвай можно было бы сохранить, как это сделано в Европе?

- Да, немного о людях подумать! Понятно, что маршрутки у нас в частных руках, ходят слухи, что существуют откаты, коррумпированные сотрудники ГИБДД, закрывающие глаза на нарушения закона маршрутчиками, а с трамвая ничего не получишь. Но в идеале городская власть и должна существовать для людей, чтобы обеспечить нужды граждан.  Аварийность у трамваев намного ниже, чем у автомобильного транспорта, ведь люди в трамвае защищены его большой массой. На маршрутке не поедешь с детской коляской или в инвалидном кресле, а в низкопольном трамвае «Сити Стар» для этого есть приспособления. Жаль терять эту возможность!

- Спасибо, Вера Петровна, за интересную беседу и стихи.

Беседовала Мария ПАРАМОНОВА

Возрождение святынь. Пятницкая церковь

11.11.2018

В минувшую субботу я приняла участие в благотворительном концерте коллективов ДК «Пролетарка» в поддержку Храма Рождества Богородицы (Пятницкой) в Старице Тверской области. Прочла свое новое стихотворение. Вот что пишет по этому поводу Светлана Михайловская в газете «Старицкий вестник» и на портале «Тверь без формата»:

«На этом концерте прозвучало стихотворение члена Союза писателей России Марии Парамоновой в исполнении самого автора. Мария была в Старице в Пятницкой церкви в первый приезд «Пролетарки» в День города, после чего родилось стихотворение «Старица. Пятницкая церковь». Есть в нем такое четверостишие:

Старица дремлет. Былой красоты
Тихо листает века и виденья.
Чает она возрожденья святынь,
Древней земли возрожденья.

С помощью Божьей, неравнодушных, светлых и добрых людей возрождение святынь нашего  города продолжается».

Я же, в свою очередь, написала об этой паломнической поездке статью для еженедельника «Караван+Я»: 

В день святой великомученицы Параскевы Пятницы 10 ноября творческие коллективы   Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка» вместе с группой паломников приехали в старинный город Старица, чтобы посетить праздничную службу в церкви Рождества Богородицы, которую называют также Пятницкой церковью на торгу по имени одного из приделов храма, посвященного Параскеве Пятнице.

Праздничная поездка не была праздной – артисты  привезли жителям Старицы и Старицкого района концертную программу «В краю родном всему начало».  Благотворительный концерт, средства от которого должны быть направлены   на возрождение православного храма, состоялся на сцене районного Дома культуры имени Я. С. Потапова по  благословению настоятеля церкви Рождества Богородицы (Пятницкой) протоиерея Димитрия,  при поддержке Комитета по делам культуры Тверской области и, администрации Старицкого района.

Богородице-Рождественская  (Пятницкая) церковь имеет интересную историю, которую рассказал паломникам и артистам отец Димитрий в своей проповеди в День святой великомученицы Параскевы Пятницы:

- Жизнь Параскевы Пятницы была короткой и трудной. Она была из знатной семьи, но рано осиротела. А потом была убита за своё вероисповедание. Параскева была красива, и её хотели выдать замуж, но она дала обет посвятить свою жизнь Богу. И это у неё получилось – она претерпела страдания и мученическую смерть. Ее истязали, но Господь исцелял Параскеву, и только когда отсекли ей голову, она  умерла, но её крепкая вера  стала примером для других. Ведь мученик за веру не просто умирает – за собой он воскрешает множество душ, взращивает другие души, наполняет их благодатью.

Храм в честь Параскевы Пятницы появился здесь сначала деревянный.  Потом по каким-то причинам при постройке каменного храма он был освящен в честь Рождества Богородицы, но позднее появился придел Параскевы Пятницы и народ называет храм Пятницким.  Этот храм строил наш старицкий земляк – архитектор Матвей Чернятин. Весь левый берег Волги он изменил до неузнаваемости – здесь все храмы были созданы им.

Но через сто лет после создания всего этого ансамбля советская власть храмы забрала и чего только тут не устраивала!  Помню 15 лет назад, я просил тогда благословения начать в этом храме совершать акафисты,  еще была хорошо видна роспись на стенах, но не было окон, был открыт доступ. И только год назад Господь сподобил, и храм начал оживать. Не было места для молитвы, было тяжело, холодно, но это был наш небольшой подвиг ради Христа. Решаем проблему с установкой окон.

Параскева Пятница для нас является примером того, как надо жить, на кого надо равняться. У каждого из нас с вами есть место для подвига – он может быть различным – даже поехать куда-то, поклониться мощам например. У нас с вами сегодня нет таких подвигов, и слава Богу, чтобы стоял выбор – умереть христианином или остаться в живых вне Христа. В нашей мирной христианской жизни мы воспитываем своих детей и внуков и приводим их в церковь – не силой и пинками, а своим примером.  И чем больше будет храмов, чем больше будет людей в них молиться, тем меньше вероятность, что вновь наступят такие времена, когда за веру нужно будет отдавать жизнь.

Как справедливо отметил отец Димитрий, жители Старицы называют эту церковь Пятницкой. Указ о постройке каменного храма Богородице-Рождественского вместо деревянной Пятницкой церкви, построенной за сто лет до этого, был дан тверским архиепископом Феофилактом в 1728 году. Церковь освящена в 1750 году с престолом Рождества Пресвятой Богородицы. Придел во имя Нила Столобенского построен в 1806 году, а святой мученицы Параскевы Пятницы — в 1825 году, по многочисленным просьбам купечества, которому покровительствует Параскева.

После революции с колоколен сняли кресты, исчезли колокола, иконы, керамическая плитка, которой были украшены полы. Церковными помещениями в советское время пользовалась Старицкая районная потребкооперация, устроившая в них винно-водочный склад. Местные жители шутили, что ковчег с частицами мощей преподобного Нила Столобенского охранял спиртовой запас Старицкого района. В 2017 году храм стал оживать – в нем стали регулярно проводиться службы. Были проведены субботники, в которых принимали участие и сотрудники ДК «Пролетарка». Добровольцы  убрали мусор, покрасили купола, вырубили кустарник. Появились благотворители, которые помогли осуществить отдельные работы по ремонту.

4 августа 2018 года творческие коллективы ДК «Пролетарка» провели первый благотворительный концерт у стен храма. Он прошел в рамках Дня города Старица и Старицкого района (Караван писал об этом в выпуске № 31 от 8 августа).  В тот солнечный день казалось, что общими усилиями горожан и волонтеров все проблемы могут быть решены. Только судьба уникальных фресок, автором которых, по мнению краеведов, является крепостной художник помещицы Агафоклеи Полторацкой по фамилии Жуков, вызывала вопросы. Планировали обратиться в Министерство культуры РФ. Да подпорная стенка вызывала беспокойство.

Но через несколько месяцев, холодным ноябрьским днем перспективы не выглядят радужными. В обширных помещениях храма, за исключением центрального, окна закрыты пленкой, холодно и сыро. Продолжается разрушение подпорной стенки – церковь построена на склоне, который укреплен белокаменной стеной, но склон неустойчив, склонен к оползням. Один проблемный участок позади храма несколько лет назад был укреплен временной металлической конструкцией – он перестал разрушаться. Но движение почвенных и поверхностных вод в сторону Волги является естественным процессом, а предусмотренные зодчими дренажные каналы засорились. Поэтому вода разрушает подпорную стенку и сочится через камень. Он почернел, покрылся плесенью. Пролом расширяется, из него сыпется ничем не закрепленный грунт. Если склон не укрепить, зимой и весной ситуация может усугубиться и разрушение склона может затронуть здание храма.  Православному приходу не справиться с таким объемом работ без помощи государства!

Однако священник и прихожане не падают духом и продолжают делать своё дело. Благотворительный концерт лучших творческих коллективов Тверского областного ДК «Пролетарка» помог собрать пожертвования, которые помогут продолжить восстановление храма. Перед концертом со сцены районного Дома культуры к зрителям обратились настоятель церкви Рождества Богородицы (Пятницкой) протоиерей Димитрий и заместитель главы Администрации Старицкого района Марина Рыжкова. Марина Анатольевна вручила организатору проекта, директору Дворца культуры «Пролетарка» Елене Постновой Почетную грамоту за проведение благотворительного концерта.

В начале концерта прозвучал гимн Старицы, а в колокола звонил Егор Пинашин. Затем со сцены прозвучали народные и патриотические песни в исполнении вокальных коллективов из Твери «Ельничек» и «НАША» (Владимир Шамбуров и Стас Назимов). Образцовый детский ансамбль эстрадного танца «Фан +»  порадовал публику зажигательными танцами.

Старицкий вокальный ансамбль «Новый день» – юные артистки с лицами барышень из Берново – не отставали от образцовых коллективов. Дружными аплодисментами встречали зрители выступления солистов Любови Жарковой и Дениса Рукина. Свои стихи о Пятницком храме прочел и автор этих строк.

Собранные на концерте средства в сумме  17560 рублей будут направлены на утепление храма и покраску стен православной святыни.  На более капитальные работы по сохранению и восстановлению храма необходимы многомиллионные суммы, требуется помощь государства и спонсорская поддержка.

«Русские сезоны» для Клеопатры

10.11.2018

9 ноября 2018 года я приняла участие в презентации «турецкого» выпуска экспортного альманаха «Русские сезоны», издание которого приурочено к Стамбульской книжной выставке-ярмарке. Часть тиража альманаха направлено в правительство Турции и Министерство культуры РФ в целях укрепления культурных связей между Россией и Турцией. 2019 год будет объявлен Годом культуры и туризма России и Турции, в рамках этой акции президенты обеих стран ведут переговоры о том, чтобы в 2019 году русский язык стал вторым национальным языком в Турецкой Республике, был вновь разрешен безвизовый режим между странами, а российские рубли можно было свободно использовать на территории Турции.

Московская презентация книги, изданной тиражом 3 500 экземпляров, состоялась в рамках встречи литературного салона «Архитекторы мысли» в Центральном доме архитектора или ЦДА ( Москва, Гранатный переулок, 7 ).

Я впервые побывала в этом интересном комплексе, состоящем из трех зданий. ЦДА с 1932 года является офисом Союза Московских архитекторов и площадкой для проведения различного рода культурно-просветительских мероприятий.

Центральная часть ЦДА имеет вид фасада-декорации с тремя арочными порталами.  Венчает фронтальную сторону постройки майоликовый картуш, выполненный Владимиром Фаворским, и схематично изображающим генеральный план Москвы.

 На презентации альманаха «Русский сезоны» генеральный продюсер «Русского литературного центра» Никита С. Митрохин представил авторов альманаха.

Я прочитала опубликованное в издании стихотворение «Клеопатра в Сиде», написанной в упомянутом городе-курорте анатолийского побережья в докризисный период. Кроме этого стихотворения, сюжет которого основан на местной легенде о тайном свидании Клеопатры и Марка Антония в Сиде, в сборнике опубликованы три небольших стихотворения под общим заголовком «Три восьмистишия из Кемера» (ранее этот цикл публиковался под названием «Морские»).  На презентации я прочла также стихотворения «Марьин скит» и «Скрепы».

Представление книги в Турции издатель планирует осуществить в период с 10 по 18 ноября 2018 года на трех площадках:
- Стамбульская книжная выставка-ярмарка 2018 года (37th International İstanbul Book Fair 2018),
Культурный центр Махмутлара в зале библиотеки «Русский мир»,
-  Центр изучения русского языка RUKEM.

Русско-турецкие отношения, кажется, преодолели кризис 2015 года. Издатель альманаха «Русские сезоны»  Национальное агентство по печати и СМИ «Русский литературный центр» ожидает, что взаимный год культуры и туризма изменит структуру российского экспорта в Турецкую республику – в нем возрастет доля печатной продукции – книг русскоязычных писателей, в том числе – книг авторов выпуска «Русские сезоны: İstanbul Book Fair».

Издан сборник поэзии «Словенское поле – 2018″

06.11.2018

Как сообщает сайт Смоленской областной организации Союза писателей России, в только что вышедшем во Пскове  сборнике поэзии  «Словенское поле-2018″ опубликованы стихи шести смолян – участников одноименного фестиваля исторической поэзии – членов Смоленской областной организации Союза писателей России Любови Сердечной, Владимира Королёва, Натальи Толбатовой и Марии Парамоновой, а также Сергея Подольского и  Анастасии Самарцевой.

Я уже познакомилась с оглавлением этого издания, вероятно вскоре получу авторский экземпляр по почте. Тираж составил 350 экземпляров.

В числе авторов, чьи стихи опубликованы в сборнике, такие известные российские поэты как Владимир Шемшученко, Игорь Тюленев, Валерий Савостьянов, Ольга Флярковская и другие.

В моей подборке – стихотворения «Первая дуэль» (на днях читала его у памятника Пушкину участникам Ассамблеи Русского мира), «Три казака» и «Ратник» (стр.100-101), а также стихотворение «Мы – братья, поэты» – в тематическом разделе, посвященном памяти поэта Игоря Григорьева (стр.147).

 

(далее…)

Всемирность русской культуры

04.11.2018

«Караван» публикует обзор Ассамблеи Русского мира. Я приняла участие в мероприятии у памятника Пушкину и посетила круглый стол «Русский язык и образование будущего мира». У памятника я прочла стихотворение «Первая дуэль» о дуэли Пушкина и Кюхельбекера и пообщалась с представителями Фонда «Русский мир». Ниже привожу текст обзора, подготовленный журналистом Александром Арсеновым при моем участии.

В Твери в первые четыре дня ноября проходила XII Ассамблея Русского мира – ежегодный международный форум, организуемый фондом «Русский мир». Представительный форум собрал более 500 участников из многих стран мира: известные российские и зарубежные деятели культуры, политические и общественные деятели, преподаватели русского языка, литературы и истории российских и зарубежных университетов, учителя русских школ за рубежом, писатели и журналисты, музейные работники, представители духовенства, активисты молодежных организаций.

ЯРКИЙ СИМВОЛ РОССИЙСКО-БОЛГАРСКОЙ ДРУЖБЫ

Стартовала ассамблея 1 ноября в поселке Сахарово с торжественной церемонии открытия бюста героя русско-турецкой войны 1877–1878 годов генерала-фельдмаршала Иосифу Владимировичу Гурко. Для того чтобы подобный памятник был воздвигнут на территории бывшего имения Гурко под Тверью и тем самым была увековечена память выдающегося русского военачальника, много усилий приложил протоиерей Геннадий Ульянич. Более 20 лет настоятель храма преподобного Иосифа Волоцкого при содействии прихожан, благотворителей, администрации шаг за шагом восстанавливает здание церкви – бывшую усыпальницу, обустраивает и облагораживает прилегающую территорию. Отец Геннадий создал в храме музей, в экспозиции которого представлены личные вещи героя Шипки и Плевны, переданные музею потомками Иосифа Владимировича, реконструированная военная форма того времени, оружие, фотографии, картины, карты, документы. Идея создания и установки бюста И.В. Гурко также принадлежит отцу Геннадию.

Почетными гостями церемонии стали представители рода Гурко, специально приехавшие на церемонию из Франции. Участие в открытии памятника приняли представители фонда «Русский мир», а также гости XII Ассамблеи Русского мира из Болгарии. Ярким символом наших хороших двусторонних отношений назвал новый памятник Даниэль Панов, мэр города Велико-Тырново, старой столицы Болгарии, которую освободили русские отряды под командованием генерала Гурко.

Перед собравшимися также выступили заместитель главы правительства Тверской области А.В. Белоцерковский, посол Болгарии в России А. Крыстин, заместитель исполнительного директора фонда «Русский мир» С.В. Шурыгин и другие.

В областной библиотеке имени А.М. Горького была проведена церемония награждения финалистов конкурса «Корреспондент Русского мира» и III международного конкурса для молодых журналистов из разных стран «Со-Творение». В Тверской академической областной филармонии состоялся концерт исполнителей русского романса – лауреатов международного конкурса «Романсиада».

Для гостей Твери также была проведена презентация Тверского края с показом документальных фильмов об истории, культуре Твери и области и о знаковых и юбилейных исторических датах: о 700-летии подвига великого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, 650-летии со дня преставления Анны Кашинской, 550-летии начала путешествия купца Афанасия Никитина, описанного им в знаменитом памятнике русской литературы «Хождение за три моря».

 ЖИВЫЕ ЦВЕТЫ – ДЕЛЕГАТУ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

3 ноября в зале Тверского академического театра драмы состоялось торжественное открытие XII Ассамблеи русского мира. Церемонию, а также продолжившую форум панельную дискуссию «Всемирность русской культуры» вел известный политолог председатель правления Фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов. Спикерами дискуссии выступили также ректор ГИТИС Григорий Заславский, журналист и общественный деятель Джульетто Кьеза (Италия), переводчица русской литературы и директор Русского центра в Тегеране Захра Мохаммади (Иран), директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Европейского русского альянса Татьяна Жданок (Латвия), директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда, представители старой русской эмиграции – вице-председатель Союза русских дворян Дмитрий Шаховской (Франция), глава Франко-российского альянса Александр Трубецкой (Франция) и общественный деятель меценат Никита Лобанов-Ростовский (Великобритания).

Затем участники форума из разных стран мира возложили цветы к памятнику Александру Сергеевичу Пушкину. Стихотворение «Первая дуэль», посвященное Пушкину, прочла член Союза писателей России Мария Парамонова. Тверские школьники – лауреаты конкурса чтецов продекламировали стихотворения А. Пушкина «Памятник» и А. Дементьева «А мне приснился сон, что Пушкин был спасен…».

У ЛУКОМОРЬЯ РУХНУЛ ДУБ

Программу основного дня ассамблеи продолжили тематические круглые столы, прошедшие на четырех различных площадках.

В драматическом театре круглый стол «Русский язык и образование будущего мира» проходил в большом зале. На это мероприятие, по словам Сергея Шурыгина, записалось более 200 человек, а фактически присутствовало даже больше, настолько актуальна эта тема. Русскому языку совсем не просто живется за ближними рубежами России – борьба за национальную самобытность ведется на уровне образования. Татьяна Петровна Млечко, ректор Славянского университета Молдовы, в своем выступлении отметила:

– В Молдове нет русских школ, есть школы с русским языком преподавания, но их будущее зависит от положения русского языка в республике в целом. Теперь ведется борьба с русским языком, своего рода санкции – это политика, направленная на молодое поколение. Русский язык – это язык добрососедства с Россией, и от того, насколько мы сможем сохранить язык, зависят отношения между странами. Во дворе домика Пушкина в Кишиневе недавно рухнул дуб, заставший времена, когда поэт жил в этом доме. Если вовремя не заметить, то, что кажется незыблемым, может рухнуть, как этот дуб.

БИЛИНГВЫ И СКУЧНЫЕ РОССИЙСКИЕ УЧЕБНИКИ

Участница ассамблеи из Словении Юлия Месарич отметила, что вопрос билингвальных школ актуален для зарубежья. Всего существует четыре типа школ – от обучающих полностью на русском языке до учреждений дополнительного образования. В Словении существует потребность в изучении русского языка детьми из межнациональных семей. И для таких школ разрабатываются специальные программы, учебники. Это дети, для которых русский – один из двух родных языков. И когда повышение квалификации для учителей билингвальных школ приезжают проводить российские специалисты по русскому как иностранному, это вызывает недоумение.

Также модераторы дискуссии выразили мнение, что многие методики и учебники русского языка как родного, по которым учатся россияне, отстают «на века» от учебников, по которым учат русский язык за рубежом. Отличаются по подбору текстов упражнений – скучные, безликие тексты в российских учебниках только отвращают детей от «великого и могучего», тогда как в иностранных учебниках подобраны такие фрагменты, которые побуждают прочесть процитированную книгу целиком.

ДИАЛОГ РЕЛИГИЙ И КУЛЬТУР

В Тверской областной универсальной научной библиотеке имени Горького состоялся круглый стол «Традиционные религии Русского мира в диалоге культур». Участник круглого стола раввин тверской синагоги Евгений Розенцвейг на вопрос корреспондента «Каравана» о том, считает ли он себя частью Русского мира, ответил утвердительно.

– Я говорю по-русски, Россия многоконфессиональная страна. Все мы – россияне, а также множество людей за рубежом – составляем Русский мир.

В Тверском государственном университете прошли круглые столы «Молодая русскоязычная журналистика в глобальном информационном пространстве» и «Патриотизм в русской истории и культуре».

В завершающий день форума 4 ноября состоялся крестный ход от Воскресенского кафедрального собора через центр города до Волынской улицы. Завершились мероприятия в рамках XII Ассамблеи Русского мира 4 ноября – в День народного единства. Заключительным финальным аккордом форума стал спектакль Тверского академического театра драмы по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети», постановка которого приурочена к 200-летию писателя.

Статья на сайте «Каравана»: http://www.karavan.tver.ru/gazeta/15960

«Завет мой в сердце сохрани»

29.10.2018

23 октября в зале Тверской областной филармонии состоялся концерт лауреата всероссийских и международных конкурсов авторской песни духовной тематики протоиерея Геннадия Ульянича и Губернаторского камерного оркестра «Российская камерата». Программа «Надеюсь и верю» была посвящена памяти Святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, Владимирского и всея Руси Михаила Ярославича, 700-летие со дня мученической кончины которого отмечается в этом году.

Отец Геннадий, настоятель храма Иосифа Волоцкого в посёлке Сахарово, кандидат филологических наук, автор исследования о мелолическом дискурсе или духовном пении, провел выступление в жанре вокальной проповеди. Песни, написанные Геннадием Ульяничем на стихи поэтов-священников протоиерея Иоанна Басюка, инока Всеволода Филиппьева и других авторов, сопровождались рассказом о земном пути и мученической гибели в Орде небесного заступника Верхневолжья.

- Михаил Ярославич Тверской, святой великий князь, отечестволюбец, как его назвал историк Н. М. Карамзин, душу свою положил за други своя. 700-летие преставления Михаила Ярославича, дни его трагической гибели мы вспоминаем сегодня, – приветствовал слушателей отец Геннадий.

В его словах органично соединились прошлое и настоящее, история и современность.

-  Не смотря на сложнейшее время, в которое жили Святой благоверный князь Михаил и Святая благоверная Анна Кашинская, они были достойнейшими из достойных, украсившими тверскую землю своим терпением, смирением, милосердием, мудростью и пониманием. Как тяжело было Анне Кашинской провожать своего  мужа и 12-летнего сына в Орду, но значимость, необходимость служения родной земле была превыше личных чувств. Веками формировалась наша культура, наша музыка, культура церковных богослужений, наши взаимоотношений и поэтому невозможно было их взять и уничтожить, взорвать, как собор. При Михаиле Ярославиче  и матери его – благоверной княгине Ксении был построен в Твери Свято-Преображенский белокаменный собор – единственный на Руси в период татаро-монгольского ига. Через многие века его взорвали, но лампада света дошла до нас в руках тех, кто смог сохранить жизнь духовную, жизнь в вере. Мы много потеряли, многое забыли, разучились хранить свои традиции, но слава Богу, что традиции нашей Святой Руси напоминают нам о том лучшем, чем жили наши предки.  Традиции помогают объединять Россию – уверен отец Геннадий.

В одной из песен отца Геннадия лирический герой, упокоенный под могильным крестом, обращается к другу, последователю со словами: «Сокрой в руке тепло земли, завет мой в сердце сохрани. Я не дошел, а ты дойди. Где я закончил – ты начни».  Именно так формируются лучшие традиции – в уважении к памяти и делу усопших, в продолжении их дела.

Делом жизни Михаила Ярославича была наша Тверская земля. Отец Геннадий обращает внимание на обстоятельства последних дней земной жизни благоверного князя:

- У Михаила Ярославича Тверского, там где он погиб, был выбор – сойти с креста, оставить свой подвиг. Аланы предлагали ему бегство. Но сын 12-летний Константин его утешал, духовник его ободрял и поддерживал. Михаил Ярославович чувствовал, что умрет и видел жесточайшее отношение к нему. Между Александром Невским и Дмитрием Донским он – единственный поднял меч в Бартеневском сражении против татаро-монгол и, к сожалению, против своего родственника Юрия Даниловича Московского. Когда Кавгадый с Юрием Даниловичем подошли к месту, где стоял закованный Михаил Ярославич Тверской,  Кавгадый сказал московскому князю: «Это же брат твой. Как ты можешь?». Даже враг был поражен стремлению Юрия Даниловича любой ценой получить великокняжеский ярлык. Подвиг несения креста господня в том, что этот крест не за себя. Чтобы земля Тверская и другие земли, которыми правил Михаил Ярославич не были сожжены, он прошел этот путь до конца. Именно в жертвенности проявляется любовь – подвел итог повествования отец Геннадий.

В программе «Надеюсь и верю» прозвучала и полюбившаяся жителям Твери песня Геннадия Ульянича на стихи Иоанна Басюка «Слёзы России» («Верхневолжское лето»). С этой песней отец Геннадий стал победителем конкурса песен о Твери, который проводился к одной из юбилейных дат.

В холле филармонии слушатели могли познакомиться с произведениями художника-славяниста  Всеволода Иванова, в числе которых – новая картина, запечатлевшая  Михаила Тверского на смертном одре в долине предгорий Кавказа. Над телом усопшего воссиял белокаменный собор, куполами уходящий в небо.  День памяти Святого благоверного князя Михаила Ярославича отмечается 22 ноября (5 декабря), в предшествующие дни жителей области ожидает еще несколько культурных мероприятий, посвященных небесному заступнику Верхневолжья.

Мария Парамонова, статья в «Караван»