Новости творческого мира


На исходе июля…

29.07.2018

 

_________* * *

На исходе июля коралловой стала Луна.
На Олимпе созвали симпозиум высшие боги.
Там со склонов текла водопадом живая волна,
Там белели лебяжие крылья и камни дороги.

Хохотушки-дриады резвились в тенистом саду,
Звуки струн извлекали  смешные и страшные фавны,
Там Гермес продавал десять царств за чужую вражду
И стоял Прометей у скалы, грузной цепью придавлен.

Но явился Орфей, и замолк громогласный Арес - 
На Олимпе так мало божественных чистых феерий. 
И, тряхнув головой седовласою, царственный Зевс
По ступеням сошел и заслушался песней Орфея. 

Он ненавидел в людях ложь

21.07.2018

********* 20 июля Дом поэзии Андрея Дементьева в Твери праздновал свое пятилетие. Череда многчисленных мероприятий, начиная с музыкально-поэтической программы «Все началось с восторженного слова» и завершавшихся концертом на театральной площади, который организаторы назвали «И всё-таки жизнь прекрасна…» порождала ощущение неуместности происходящего на фоне недавней кончины Андрея Дмитриевича. Горожане задавались риторическим вопросом: разве по-христиански проводить празднование до сороковин?  Корреспонденты «Каравана» вышли на места событий, вооружившись избранными стихотворениями Андрея Дементьева – наш земляк был отнюдь не только поэтом песенником, но лучшие его стихи – ранние – знают не все.

«ДАВАЙ ВЕРНЕМСЯ В МИР СВОИХ УТРАТ»

В полдень у Дома поэзии уже было многолюдно – в программе значилось возложение цветов к памятнику поэтам-шестидесятникам и бюсту Андрея Дементьева, установленному в сквере, где в прошлом году появились конструкции с цитатами поэтов-шестидесятников, похожие на  ломаные гроши.  Этот палисадник у Дома поэзии, ввиду обилия в нем имен ушедших поэтов, вполне подходил для мемориального мероприятия.  Собравшиеся принесли букеты – с четным числом цветов и терпеливо ждали начала мероприятия. Но оно все не начиналось. Через полчаса начал накрапывать дождь, потом зарядил ливень, после – встала стена из дождя. Небо плакало. Поклонникам творчества Андрея Дементьева разрешили зайти в дом. Промокшие до нитки люди расселись в зале, пресса выставила штативы, но никто к недоумевающим горожанам не вышел, не объяснил, почему начало мероприятия откладывается больше чем на час, какую великую звезду все ждут под проливным дождем.  Сотрудница включила видеофильм, Анна Пугач, унаследовавшая  от покойного мужа должность художественного руководителя Дома поэзии его имени, металась на втором этаже между кабинетами с телефонной трубкой около уха.  Что-то шло не по плану – то ли небеса осерчали, толи организатор подкачал. «И если уж за что-нибудь берется, то, значит, это выгодно ему…».

«МЫ СУДЬБОЮ НЕ СХОЖИ, НО ПАМЯТЬЮ СХОЖИ, А ПОЭТОМУ ВЫ ПОГРУСТИТЕ СО МНОЙ»

После дождя горожан попросили выйти на улицу, в сквер. Они покорно расселись на мокрых сиденьях и снова стали ожидать – прежде всего, момента возложения цветов. В «партере» заняли места столичные писатели Юрий Поляков и Юрий Кублановский, актер Валерий Баринов.  Группу тверских официальных лиц и работников культуры возглавлял заместитель губернатора  Андрей Белоцерковский.  В ожидании кто-то грустил, кто-то смеялся, но все недоумевали, став заложниками обстоятельств и неопределенности. Была в этом какая-то беззащитность, как у Дементьева: «Ну а хамство руки потирает. Всё ему пока что сходит с рук. Сколько мир от этого теряет! Только нам сплотиться недосуг». Но, не смотря ни на что, жители Твери дождались начала церемонии, звучания стихов любимого поэта – а ведь он берег их для людей!

В рамках музыкально-поэтической программы «Всё началось с восторженного слова» выступили Евгений Южин, Николай Рябуха, члены жюри и участники Молодёжного поэтического форума «Зеленый листок». Звучали стихи и песни на стихи поэтов-шестидесятников.  Те же, кому слово показалось слишком восторженным для времени траура, положили цветы к памятнику и ушли грустить с любимым томиком Дементьева. «Окончен рейс…», «И кончается жизнь…»

«НЕ_СТРОЙТЕ ИЛЛЮЗИЙ, НЕ ПРЯЧЬТЕ ОБИДЫ»

Какою же должна быть дальнейшая судьба Дома поэзии Андрея Дементьева? Пять лет назад, когда Дома только собирались открывать, Андрей Дмитриевич в одном из интервью говорил:

- Дом поэзии задумывался как некий мой творческий и культурный центр, где будут проходить встречи с поэтами, писателями, деятелями искусств… Я планировал подарить Твери мои архивы, библиотеку, в которой есть много изданий с автографами классиков XX века.

Значит, в ближайшее время экспозиция Дома поэзии должна пополниться архивными документами и томами книг?  Надеемся, это так. Но, возможно, тогда это бюджетное учреждение следует перепрофилировать в музей, чтобы исторические ценности хранились и учитывались должным образом?

О том, какая литературная работа могла бы вестись в Доме поэзии имени Андрея Дементьева, рассказал «Каравану» известный прозаик и драматург, Председатель редакционного совета «Литературной газеты» Юрий Поляков:

- Я думаю, что это должен быть Всероссийский методический центр по работе с молодыми поэтами, с преподаванием основ мастерства, подготовкой литературных дебютов, пропагандой новых имен. Беда одна – у нас литература почему-то числится по Министерству связи и цифровых технологий. Если бы она была как кино и театр в ведении Министерства культуры, мы этот вопрос давно решили бы. Я надеюсь, ведь Президент Путин неоднократно обещал нам на советах по культуре, что литература вместе с Роспечатью вернется в Министерство культуры.

В любом случае, руководство Тверской области должно серьезно подойти к этому вопросу, разработав новую программу деятельности Дома поэзии, обозначив новые цели и показатели эффективности. Юрий Поляков также поделился впечатлениями от произведений молодых поэтов, приехавших на форум:

- Интернет проявляет и связывает всех пишущих – в этом его плюс. Минус его в том, что он создает иллюзию легкости и общедоступности поэтического творчества. Человек, набравший на клавиатуре четверостишие и выбросивший его тысячам пользователей, считает, что он уже овладел мастерством, а это совсем не так.  Поэтому среди графоманов так сложно разобрать действительно талантливых поэтов. В семинаре, который я здесь проводил, было два талантливых автора. Если они не собьются на эту интернетовскую болтовню, то могут развиться во вполне приличных поэтесс.

«СМЕРТЬ ВСЕГДА ПРЕЖДЕВРЕМЕННА»

Это тоже строки стихов Андрея Дементьева, поэтому не будем заблуждаться, думая, что на 90-м году жизни человеку, тем более поэту, жизнь может наскучить. Поэтому строки «И все-таки жизнь прекрасна, что б ни случилось в ней…» соответствовали нашему воспоминанию об Андрее Дмитриевиче, но не названию концерта его памяти на 24-й день после его преждевременной кончины. Может быть, поэтому в Тверь не приехала половина заявленных в афише участников, наиболее именитая половина, в том числе Иосиф Кобзон, Любовь Казарновская и другие.

На сцене выступили Кубанский казачий хор, Дмитрий Певцов, Евгений Южин, группы «Сопрано», «Республика», «Кватро», участники телеконкурса «Голос» Александра Воробьева, Валентина Бирюкова и другие. Ведущими концерта были Марк Тишман и Ангелина Вовк.

Здесь же работала книжная аллея, где жителям и гостям Твери представили книги поэтов XX века.

За сценой журналистам «Каравана» повстречалась поэтесса Джахан Поллыева, одиноко сидевшая на лавочке. Ее настроение не располагало ни к фотографированию, ни к общению, но все же она согласилась дать комментарий:

– Уход из жизни Андрея Дементьева – это огромная трагедия для всех нас. Не стало великого поэта, замечательного человека, но с нами осталось его творчество. Его знали и любили многие. Большое спасибо вам, тверитянам, что тоже помните и почитаете Андрея Дементьева здесь, на его родине.

Джахан Поллыева, ранее работавшая руководителем аппарата Госдумы и помощником президента РФ, лаконично подвела итог этого странного праздника – огромная трагедия и вечное творчество. И снова Андрей Дементьев:  «Жизнь прожита… Но все еще вначале».

(статья_ и_ фото в соавторстве с Дашун Самариной)

Опубликована в еженедельнике «Караван+Я» №29(1161) (стр.40)

«Суперстихи» – шоу и газета

19.07.2018

(заметка в «Караван+Я»)

Продолжение тверского сезона поэтических встреч проекта «Суперстихи» (#superСТИХИ) состоялось 18 июля в ресторане «Старый Чемодан».  Идея этого  глобального проекта принадлежит Александру Степанову, он же – рэп-исполнитель ST.  Появление филиала проекта в Твери стало возможным благодаря Эдуарду Бакину, который взял на себя все организационные сложности, и, конечно Ассоль Васильевой – супруге Александра Степанова, модели и телеведущей, уроженке Твери. Кроме того, важная функция отведена команде GEOMETRIA production, осуществляющей видеосъемку выступлений.

 Гости, зрители и слушатели в рамках поэтической встречи оригинального формата имеют возможность познакомиться с современной поэзией, которую не ограничивают практически никакие условности. Новые участники проекта, пишущие стихи или то, что они сами считают стихами, имеют возможность продекламировать свои творения со сцены и получить порцию аплодисментов от благожелательной публики. Условием участия является предварительное размещение видеозаписи декламации стихотворения на «стене» официальной группы проекта в социальной сети «ВКонтакте».

Такой свободный формат литературного общения, несомненно, имеет множество плюсов: он знакомит зрителей с абсолютно разными поэтами, многих из которых не встретишь в залах учреждений культуры, помогает раскрыться новым талантам, дает возможность сравнить свой уровень творчества с другими авторами. В конце концов, это просто хороший способ провести вечер не так как вчера. А ещё стихи участников теперь публикуются в печатном издании проекта – в этот вечер публике был представлен второй выпуск газеты  #superСТИХИ, главным редактором которой является Диана Мун – поэт, руководитель «Содружества литераторов Верхневолжья». Диана представила издание и членов содружества, участвующих в поэтическом вечере. В выпуске напечатаны произведения участников предыдущей поэтической встречи проекта, в том числе – стихи Александра Степанова (ST).

После вступительного слова Эдуарда Бакина, который вел этот поэтический вечер, со сцены прозвучали произведения участников проекта: Катерины Булдаковой, Юрия Панкратьева, Наты Моховой, Дмитрия Носырева, Екатерины Мариненковой, Вани Зуева и других. Также свои стихи прочитали Артем Симонов, Алина Проценко, Алексис, Мария Парамонова.

Завершающей страницей программы стало подведение итогов конкурса «Больше, чем часы», проводимого при поддержке сети часовых салонов «Интерчас». Победителем, приславшим лучшее стихотворение на заданную тему стал  Владимир Горланов.

Возможность выиграть сертификат на один месяц безлимитного фитнеса в сети фитнес-клубов AGYM сохраняется для тех, кто пришлет в срок до 10 августа 2018 года в группу проекта  мотивирующее стихотворение, от которого даже у самого ленивого появилось бы желание встать со стула и двигаться, самосовершенствоваться.  Конкурс обещает быть интересным.

Следующий поэтический вечер проекта в Твери намечен на сентябрь, когда ожидается приезд Александра Степанова. Для этого мероприятия выбран более вместительный зал ресторана «Ленинград» на Комсомольском проспекте. Примечательно, что ST недавно опубликовал в интернете свой новый видеоклип «Мэром Москвы». Видео работа, посвященная столице России и родному городу ST, появилась в преддверие единого дня голосования, который состоится как раз в  сентябре. ST  в клипе дает намек на возможность своего выдвижения на пост мэра Москвы – видимо в следующий раз, поскольку среди кандидатов его фамилия не значится. «Мы со столицей по любви, а не по расчету» — дистанцируется ST от карьеристов и коррупционеров. Действительно, рэпер — это такой парень из народа, поднимающий современные проблемы, иногда не совсем цензурно, но зато доходчиво. А какими словами можно говорить  о том, что происходит, например, с Речным вокзалом? Были бы в Твери выборы мэра, нам бы тоже кандидат-рэпер не помешал!

фото: Диана Мун

Писатели Крыма и Твери нашли общий язык

18.07.2018

17 июля в библиотеке имени С.Д. Дрожжина состоялась творческая встреча с писателями Крыма. Свежий морской бриз поэзии привезли в изнывающую от жары Тверь руководитель зонального отделения РОО «Союз писателей Крыма», главный редактор литературного журнала «Белая скала» Татьяна Жихарева (Рудковская) и кураторы творческого конкурса «Образ Крыма» Людмила Кулик-Куракова (г. Ялта) и Наталья Иванова (г. Сергиев-Посад).

II Международный конкурс-фестиваль художников, писателей, бардов и журналистов «Образ Крыма-2018» с 1 по 9 мая проходил  в городах Крымского полуострова. Библиотека имени П. Неруды (г. Москва) стала местом презентации конкурса и его итогов в июне, а в июле волна докатилась и до Твери.  Наш город был выбран организаторами не случайно – в Твери живет один из призеров конкурса.

 В этом году на конкурс отправили свои работы художники, писатели, барды и журналисты из двадцати пяти регионов России и двадцати стран мира, в числе которых Беларусь, Украина, Литва, Израиль, Турция, Азербайджан, Великобритания, Швейцария, Германия, США.

 Лауреатом I степени в номинации «Поэзия» стала Вера Грибникова – тверская поэтесса, руководитель ЛИТО «Ковчег» за стихотворения «Два крыла» и «Хромой петух». Вручая диплом и памятные подарки Вере Грибниковой, Наталья Иванова отметила, что стихи победителей конкурса опубликованы в газете «Литературный Крым».

Также специального диплома конкурса был удостоен поэт, член этого же литобъединения Сергей Кузнецов (Тверской) – посмертно. Его прекрасное стихотворение о крымских маках прозвучало в начале литературного вечера в память о поэте, который скончался после тяжелой болезни, когда жюри подводило итоги конкурса.

Татьяна Жихарева, Людмила Кулик-Куракова и Наталья Иванова рассказали о конкурсах и фестивалях, проходящих в Крыму, о своем творчестве и, конечно, прочитали стихи – о Крыме, о любви, о семейных ценностях. В Крыму пишут стихи на русском, украинском и крымско-татарском языках,  но все понимают друг друга и активно работают в жанре литературного перевода.

В уютном зале библиотеки имени С.Д. Дрожжина, едва вместившем всех гостей литературного вечера, звучали аплодисменты.  Стихи понравились, атмосфера была дружеская, почти семейная.

Гости – не только поэты, но и организаторы. Они приехали не только поделиться поэтическими строками, но и познакомиться с потенциальными участниками будущих фестивалей. Крымчане попросили тверских поэтов и бардов также представить свое творчество.

Вера Грибникова поблагодарила организаторов конкурса «Образ Крыма» за высокую оценку своего творчества, а библиотеку имени С.Д. Дрожжина за прекрасную организацию творческой встречи с писателями Крыма. Вера Петровна прочитала свои стихи и познакомила крымчан с тверскими авторами.

Прозвучали песни о Твери в исполнении Светланы Страусовой, Анатолия Касаткина, Сергея Можаева. Стихи прочитали тверские поэты Лариса Абакумова, Лариса Баукина и другие.

Я, в свою очередь, почитала стихи о море, которое очень люблю, но редко с ним встречаюсь. Прозвучали мои стихотворения «Поманило солнце за собой…», «Прошел понедельник и вечер к земле прикоснулся дождем…», «В безупречности неба ни тучи, ни птицы…», «Горизонта нет. Молочный, белый…», «Открыло утро двери на балкон…», «И в ящике рабочего стола…». Также я прочла «Балладу о сожженных», связанную с историей Твери.

Заведующий библиотекой имени С.Д. Дрожжина Владимир Ходаков вручил гостям памятные подарки и пригласил отведать тверских пирогов с чаем.

Гости столицы Верхневолжья познакомились с достопримечательностями Твери –  город произвел на них хорошее впечатление, особенно им понравились Волга и памятник И.А. Крылову. Писатели Крыма заверили, что творческий конкурс-фестиваль «Образ Крыма» обязательно получит своё продолжение в 2019 году и пригласили тверских авторов к участию.

Вечная память Валерию Ганичеву, писателю Русского мира

09.07.2018

 Смоленская областная организация Союза писателей России выражает соболезнования родным и близким известного писателя  и видного  общественного деятеля Валерия Ганичева, возглавлявшего Союз писателей России долгие годы. Валерий Николаевич скончался 8 июля 2018 года на 85-м году жизни. Как сообщает Секретариат правления Союза писателей России, похороны пройдут во вторник 10 июля в Переделкине, отпевание начнётся в храме Игоря Черниговского в Переделкине в 12:30.

 Мы будем помнить писателя-патриота Валерия Николаевича Ганичева как литературного творца, создавшего крупные, значимые для России произведения. В книге «Россию надо заслужить» – историко-литературном исследовании жизни и творчества Валерия Ганичева, Олег Дорогань отмечает необычайную силу духа лидера писателей России и даже провидческий дар: «И когда Валерию Николаевичу говорят: всё – наступает конец Русской цивилизации, она, как Атлантида, уходит под воду, он убежден: у нас есть свой Китеж, свой Град Небесный, свой Край Заветный. … Каждое слово его лучится верой, светится спокойной Божественной силой. Он прозревает, в каждом своём выступлении он видится мне пророком с посохом веры. С незримым – как само его провидчество – посохом. Он прозревает Новую Россию».

Валерий Николаевич Ганичев родился 3 августа 1933 года в Пестово (ныне Новгородская область). До Великой Отечественной войны жил в Омской области. Окончил среднюю школу в Полтавской области. В 1956 году окончил исторический факультет КГУ имени Т. Г. Шевченко. С 1960 года занимался комсомольской и журналистской работой: являлся заместителем главного редактора журнала «Молодая гвардия», с 1968 по 1978 год — директор издательства «Молодая гвардия». С 1978 по 1980 год — главный редактор газеты Комсомольская правда». С 1981 года по 2001 год — главный редактор журнала Роман-газета. С 1998 года – главный редактор журнала «Роман-журнал. XXI век». С 1994 года до февраля 2018 года – председатель Правления Союза писателей России.

В 2001 году Валерий Ганичев успешно способствовал канонизации Фёдора Ушакова. Он многие годы являлся заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора, заместителем председателя Комитета в защиту отечественной культуры, сопредседателем фонда «Русская национальная школа».

Валерий Ганичев за долгие годы служения Родине и русской литературе удостоен множества наград: ордена Почёта, ордена Трудового Красного Знамени, двух орденов «Знак Почёта», медали «Ветеран труда», медали «За укрепление боевого содружества». Валерий Николаевич являлся заслуженным работником культуры РСФСР, лауреатом премии Ленинского комсомола (1978), Большой литературной премия России СПР (2003) — за романы «Адмирал Ушаков», «Росс непобедимый», повесть «Дорожник» и многих других.

Смоленская областная организация Союза писателей России помнит, как в 2011 году, проводя в Смоленске пленум Союза писателей России Валерий Николаевич выступил против попыток грубого искажения истории России, истории Великой Отечественной войны. Также он призвал писателей, деятелей культуры и руководство области  всем вместе бороться за чистоту русского языка. «Однако одной поддержки на словах мало, необходима серьезная просветительская работа, чтобы выполнить намеченное. Язык – это самое дорогое богатство. Разные народы страны не могли бы понимать друг друга, не будь русского языка».

Валерий Ганичев прожил достойную жизнь, внес большой вклад в русскую культуру и оставил новым поколениям писателей России заветы, которые надлежит хранить и исполнять. Вечная память!

Андрей Дементьев: «При всех властях не изменять себе»

26.06.2018

Ушел Андрей Дементьев. В Твери на улице Володарского замер между двух времен Дом поэзии Андрея Дементьева. Теперь, наверное – Мемориальный Дом поэзии или Дом поэзии имени Андрея Дементьева? Мне довелось общаться с Андреем Дмитриевичем в стенах этого дома  –  при подготовке  литературных мероприятий МБУК «Дом поэзии Андрея Дементьева», художественным руководителем которого был сам поэт. Мы говорили о русской и  тверской литературе, нашей истории, знаменитый тверской поэт часто рассказывал о войне, которую пережил подростком,  о работе в «Юности», трудных годах после распада СССР. Он был реалистом – не только в смысле мировоззренческого метода в литературе, но и в жизни. 

«Мы родом из детства» – сказал А. де  Сент-Экзюпери – поэт, корреспондент и летчик, погибший на Второй мировой. Андрей Дементьев – из поколения поэтов – детей войны. Ему было 13 лет, когда стремительное наступление немецких войск вплотную подошло к Твери. В окопах был ад, в лесах – партизаны, но советское государство боролось с паникой доступными ему методами. В первые дни войны  лучшие, признанные писатели ушли добровольцами-офицерами на фронт в качестве военных корреспондентов:  А. Твардовский, Е. Долматовский, К. Симонов и многие другие со страниц фронтовых газет обращались к солдатам и к мирным жителям. Из 943 писателей-военкоров 225 погибли, исполняя свой долг на фронте.  Перо приравняли к штыку, как мечтал Маяковский, и фронтовые газеты стали мощным оружием антифашистской пропаганды (вопреки современным представлениям, это слово нейтрально и подразумевает распространение информации, а не ее искажение).  Для многих мальчишек писатели-фронтовики были героями, достойными подражания. Мощную поросль поэтов дали эти семена, брошенные в почву, политую кровью и осыпанную пеплом.  Только с Тверской земли в Литературный институт им. Горького и пантеон советской литературы шагнули Владимир Соколов, Андрей Дементьев, Александр Гевелинг – все 1928 года рождения.  Конечно, они писали стихи о войне.

В декабре 2016 года я подготовила сценарий литературного урока для школьников к 75-летию освобождения Калинина по стихам поэтов Калининского фронта и поэзии Андрея Дементьева. Мы обсуждали его с Андреем Дмитриевичем в Доме поэзии. Он удивился и обрадовался, что в областной библиотеке мне  удалось скопировать в электронном виде отсканированные газеты Калининского фронта «Вперед на врага».  Андрей Дмитриевич рассказал, как уезжала их семья из горящего Калинина, когда немцы подошли совсем близко. Ехали с мамой и бабушкой на грузовике через Затверечье, по Бежецкому шоссе, а немцы бомбили сверху. Там был весь Калинин, была и моя бабушка с тремя детьми. Потом Дементьевы шли пешком, точно не зная куда. Остановились в Кашинском  районе, в комнате деревенского дома. С теплом вспоминал Андрей Дмитриевич  женщину, в доме которой жила их семья – всех объединяла одна беда.

К счастью, оккупация Калинина продлилась лишь два месяца и вскоре калининцы вернулись домой – в то, что осталось от домов. Фотоархивы сохранили картину тотальных разрушений города. Предстояла огромная работа по восстановлению города – в нее включились и стар и млад. Было холодно и голодно, выживали как могли. Андрей Дмитриевич вспоминал, что мерзлая капуста, которую находили на уцелевших огородах в пригородах, была практически деликатесом. Тем более поразительна история, рассказанная поэтом в стихотворении «Военное детство. Простуженный класс…». Оно автобиографично – мать Андрея Дементьева получила похоронку на своего брата, и чтобы поддержать ее друзья Андрюши выложили из кульков на стол «заветные булочки плачущей маме».

Будущий поэт не сразу определился с профессией -  хотел стать врачом, но проблемная анкета (отец был репрессирован, не воевал) стала препятствием, хорошо пел, но своим призванием это не видел.

Поступил в Пединститут, но его стихи уже публиковались, а сверстники –  были студентами Литинститута. Получив рекомендацию Сергея Наровчатова и Михаила Луконина – писателей из числа тех самых отважных военкоров, Дементьев с четвертого курса пединститута перевелся в литературный.  Однажды я привезла из Смоленска для Андрея Дмитриевича книгу воспоминаний поэта Виктора Смирнова о Твардовском «Я вам жить завещаю. Неизвестный Твардовский». Дементьев стал сразу же листать ее, в одном из эссе шла речь о Наровчатове: как Сергей Сергеевич помогал студентам Литинститута. Андрей Дмитриевич подтвердил, что это так, сказал, что испытывает уважение к этому писателю и педагогу, сыгравшему положительную роль и в его судьбе.

Окончив Литинститут, в 1953 году Дементьев вернулся в Калинин, работал сотрудником отдела сельского хозяйства «Калининской правды».  В этом была проза жизни, но не только.  Мой отец, участвовавший в освоении целины, вспоминал, что когда он, вместе с другими калининцами, возвращался в родной город, корреспондент Андрей Дементьев брал у них интервью, а потом в газете было опубликовано стихотворение по мотивам их рассказа. Я напомнила Андрею Дмитриевичу об этом эпизоде, он растрогался – да, были встречи с целинниками – об этом стихи «Уезжает молодежь на Целину», «Подсолнух» и другие.

Некоторые упрекают Дементьева в конъюнктурности – мол, сын репрессированного, а прославлял Советскую власть. Я думаю, не следует упрощать и навешивать ярлыки. У Андрея Дмитриевича было внутренне чувство справедливости, совесть, то, что позже он назовет способностью «при всех властях не изменять себе».  Одним из самых сильных произведений Дементьева я считаю поэму «Мужество» (1958) о зубцовской партизанке Пане Зиматовой, которую пытали фашисты, вырвали ей язык, за то, что она не выдала расположение отряда, а затем расстреляли.  В поэме мы видим и самого автора – корреспондента, посетившего места сражений и гибели отважной девушки.  Перед его мысленным взором оживают картины – партизаны перед боем, перестрелка с врагами, избиение разведчицы, наступление партизан. Поэт говорит: «Россия мстила за неё» – не Советский Союз, не Сталин – так, возможно, написал бы конъюнктурщик. Россия!  Жаль, что эта поэма не входит в число избранных издателями для публикации произведений.  Андрею Дмитриевичу было радостно, что я включила главу из поэмы в сценарий литературного урока для школьников о войне  – он был не из тех, кто отрекается от своего творчества прошлых лет в угоду новым веяниям.  Уроки эти прошли очень успешно – тверские школьники, как оказалось, знают наизусть стихи Дементьева «Не смейте забывать учителей», «Я ненавижу в людях ложь…» и другие.

В 60-е годы литературная жизнь стала исключительно оживленной. Поэты-шестидесятники собирали огромные залы, их публиковал основанный в 1955 году Валентином Катаевым  журнал «Юность».  А  Дементьев, уже член Союза писателей СССР, работал заведующим отделом комсомольской жизни калининской областной газеты «Смена». Андрей Дмитриевич рассказывал, как однажды к нему приехал знаменитый автор «Повести о настоящем человеке», еще один отважный военкор в судьбе Дементьева – Борис Полевой. Борис Николаевич с 5 лет жил в Твери (Калинине) и  став в 1961 году главным редактором журнала «Юность» хотел пригласить в свою команду земляка – человека, которому он мог доверять. Время было сложное, и многие опирались тогда именно на земляков. Достаточно вспомнить смоленскую плеяду: Исаковский, Твардовский, Рыленков.  Дементьев говорил, что согласился не сразу, и Полевой в один из приездов сказал, что не уедет без Дементьева – так и будет в машине сидеть у его дома.  В 1967 году Андрей Дмитриевич переехал в Москву, с 1972 года стал заместителем главного редактора «Юности», а после смерти Полевого в 1981 году – главным редактором.  Мне не раз приходилось слышать от Андрея Дмитриевича, что работа в «Юности» распахнула для него бескрайние горизонты литературы, но на свое собственное творчество почти не оставалось сил и времени – он открывал дорогу в литературу молодым,  «зеленым листкам» – таким значком отмечались в журнале первые публикации. Тем не менее, именно в эти годы родились знаменитые песни Евгения Мартынова на стихи Андрея Дементьева: «Лебединая верность», «Аленушка», «Отчий дом», «Баллада о матери» и другие. Дементьев  был у руля «Юности» до 1992 года – после распада СССР поэзия и литературные журналы перестали быть нужными государству.  Поэту за 60, он уезжает  в Израиль, где отличная медицина, круг общения и хорошо оплачиваемая работа директора представительства ВГТРК.

 Когда через несколько лет работу пришлось оставить, нужно было принимать решение – оставаться или возвращаться. Андрей Дмитриевич рассказывал мне, что он очень хотел вернуться и убедил супругу, что в России его поэзию помнят и ценят, а она сможет быть его продюсером.  Ну и музой, конечно.  Так и случилось. Кипучая литературная деятельность продолжалась вплоть до последних месяцев жизни поэта. Я всегда удивлялась, что Андрей Дмитриевич вел концерты стоя – даже ни разу не присаживался. Зал и поэзия питали его энергией, он этим жил. Дом поэзии был своеобразным штабом, а не рабочим кабинетом или жилищем.  Но за пять лет он оброс историей и скульптурами Церетели, из просто домика-памятника жилой застройки второй половины XVIII века он превратился в объект культурного наследия как минимум регионального значения. Надеюсь, областная администрация не промедлит с верным решением и придаст Дому поэзии статус мемориального, а все взаимные обязательства наследников и региона будут исполнены безусловно.

Андрей Дементьев прожил большую творческую жизнь, до последнего был в центре событий, писал стихи. Он был человеком своего времени – времени больших литературных журналов и громких поэтических имен. Литературоведы будущего, вероятно, лучше современников определят вклад каждого писателя в русскую и мировую литературу. А мы просто будем помнить его стихи – те, которые записывали в заветных тетрадках: «Никогда, никогда ни о чем не жалейте».

Презентация альманаха «Академия поэзии» в ЦДЛ

15.06.2018

14 июня я приняла участие в презентации литературного альманаха «Академия поэзии» в Центральном доме литераторов, если быть точнее – в знаменитом «нижнем буфете» этого монументального здания. Поводом послужила публикация моей стихотворной подборки в №1 альманаха «Академия поэзии» за 2018 год. Этот выпуск альманаха вышел в издательстве «У Никитских ворот» тиражом 1000 экземляров, в нем широко представлены известные поэты России и русскоязычного зарубежья, различных поэтических школ и направлений.

Не смотря на то, что Академии поэзии исполнилось 20 лет и представленный выпуск был посвящен этому славному юбилею, редакционный совет и авторы были чужды забронзовелости иных живых классиков и в демократичном алфавитном порядке приглашали поэтов для выступления к столу. Нет, к столу гости были приглашены сразу же, а для выступления выходили к главному столу (не хочу называть его президиумом). За главным столом расположились Валерий Иванов и Марина Скрябина, представлявшие авторов.

Валерий Иванов остановился на основных вехах 20 летней истории «Академии поэзии». К этому юбилею был приурочен и выход представленного номера и церемония вручения дипломов «За преданность великой русской поэзии».  Стартовая рубрика этого выпуска альманаха под названием  «Поэтическая галактика» посвящена творчеству поэта-фронтовика, стрелка лыжного батальона и отважного военкора Михаила Луконина. Строки его стихотворения: «Но лучше прийти с пустым рукавом, чем с пустой душой» – лучший ответ всем тем кто сейчас внушает молодому поколению мысль о том, что правда о войне – это «Дай-ка лучше согрею ладони я над дымящейся кровью твоей…», что только отказавшись от человечности можно было выжить и потом тиражировать эту успешную практику.

 

Поэты – авторы альманаха «Академия поэзии» поделились с собравшимися в зале коллегами своим творчеством. Яркое впечатление произвели на меня стихи Валерия Иванова, Игоря Бойко, Нины Поповой,  Галины Петроченко, Владимира Коблова, Марины Скрябиной – оказалось, что автор романов пишет и замечательные стихи. Еще один прозаик, которому было предоставлено слово на этом вечере – Виктор Пронин, знаменитый автор не только детективных романов и повестей, многие из которых экранизированы (напр. фильм «Ворошиловский стрелок» по повести «Женщина по средам»), но и стихов .

Я, в свою очередь, прочитала стихи из подборки, опубликованной в альманахе: «Марьин скит», «Ратник», диптих «Прогулка»(«Наступила пора отказаться от самообмана…» и «Я летала над Витебском желтым кленовым листом…»). Было приятно, что некоторые из участников вечера уже познакомились с моими стихами в альманахе и одобрительно отозвались о них. Обстановка была дружеская и непринужденная.

Мне довелось еще раз убедиться, что издательство «У Никитских ворот», выпустившее мою книгу стихов «Марьин скит» в 2016 году, не только работает профессионально, но и находится в сердце литературной жизни. Выпуск альманаха можно приобрести в Московском доме книги, в «Библио-глобусе» и других книжных магазинах и интернет-ресурсах.

Мы лучше поспешим на бал!

05.06.2018

В еженедельнике «Караван+Я» от 6 июня литературный обозреватель пишет:
Тверская аристократия вальсировала на балу.

Пушкин в цилиндре, одиноко стоящий на набережной в Городском саду, вероятно, был удивлен, когда к нему приблизилась необычайная в наши дни процессия – прекрасные дамы в длинных платьях с декольте и пышными рукавами, ведомые под руку элегантными кавалерами.  Это участники Пушкинского бала прибыли к скульптуре работы Народного художника СССР Олега Комова – засвидетельствовать свое почтение Солнцу русской поэзии.

Жителям Твери 2 июня представилась уникальная возможность посетить Пушкинский бал и даже принять в нем участие.  Его организовало и провело культурное общественное движение «Бал в Твери», объединяющее любителей бального танца Тверской области, в лице руководителя ТСК «Овация» и студии для начинающих «Танцкласс для взрослых» при Тверском ДК «Пролетарка» Елены Чечиной.

Вальс, полонез, котильон – все как во времена Александра Сергеевича! Елена Владимировна является преподавателем спортивного бального, а также историко-бытового танца и прекрасно знает в каком порядке следовали друг за другом танцы и как их нужно танцевать.

На открытой площадке в городском саду пары станцевали несколько бальных танцев. Мимо нарядных танцующих дам и кавалеров невозможно было просто пройти мимо – вальс закружил даже прохожих, которых, несмотря на нарушение дресс-кода, никто не упрекнул за  джинсы и кроссовки.

Затем нарядные пары прошествовали в библиотеку имени А.М.Горького, где в зале, со стены которого взирают русские писатели, не исключая Пушкина, бал вступил в свою основную фазу.  Среди танцующих был замечен сам Пушкин и Наталья Гончарова.

Организаторы постарались воссоздать атмосферу балов русского дворянства, перенести участников  в Петербург XIX века. Тогда светская жизнь была весьма оживленной: балы, собрания, театр, званые обеды. Пушкин принимал активное участие в этой блестящей суетной жизни:  «Во дни веселий и желаний я был от балов без ума…».  Поэт со знанием дела описывает светскую жизнь в «Евгении Онегине»:

Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.

Гости Пушкинского бала вдохновенно танцевали вальс  – танец немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений, но очень романтический – партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале.

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихор шумный,
Чета мелькает за четой.

За танцами в программе Пушкинского бала следовали музыкальные и поэтические паузы, позволявшие не только перевести дух, но и проникнуть мыслью в минувшие дни.  При поддержке Содружества литераторов Верхневолжья меж колонн большого зала зазвучала поэзия – стихи Пушкина, о Пушкине, навеянные Пушкиным.

Мария Парамонова прочла стихотворение Пушкина «Кто, волны, вас остановил…» и свое поэтическое размышление, обращенное  к гению:   «К Пушкину. Гроза». Также прозвучало стихотворение Марии Парамоновой «Первая дуэль» – о поединке Пушкина и Кюхельбекера и  стихотворение Пушкина, обращенное к друзьям – «Чем чаще празднует лицей…».

Елена Давыдова затронула в своем выступлении тему морской стихии: она продеклаировала стихотворение Пушкина «К морю»  и свои стихи на эту тему.  Затем Елена прочла стихотворение об Анне Керн тверского поэта Евгения Сигарева, 90-летие со дня рождения которого недавно отмечали его многочисленные ученики.  В напоминание о мимолетности бытия, прозвучали пушкинские строки:

Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

И снова закружились пары в стремительном танце.  Это было не только мило – цель движения, воссоздающего атмосферу балов императорской России – это сохранение отечественной и зарубежной танцевальной и музыкальной культуры, популяризация здорового и активного образа жизни среди жителей Верхневолжья.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

02.06.2018
Накануне 219-й годовщины со Дня рождения А.С. Пушкина «Содружество литераторов Верхневолжья» провело в Тверском ботаническом саду Шестые Верхневолжские чтения, объединившие друзей поэтического слова – поэтов и читателей. Праздник проходил на открытой эстраде в глубине сада, рождая синергию природы,  музыки и слова. Жители Твери и гости города уже успели полюбить литературно-музыкальные встречи с «Содружеством» – на скамьях близ эстрады не было свободных мест, а гости все прибывали по тенистой тропинке, идущей вдоль живописного пруда.  На столе под огромным деревом  дымил трубой старый самовар, пусть и не ровесник Пушкина,  но тоже классик своего жанра.
.
Знакомство  земляков  с творчеством современников началось с приветствий организаторов «Верхневолжских чтений».  Глава Содружества литераторов Верхневолжья, поэт, лауреат Губернаторской премии Диана Мун выразила уверенность, что праздник поэзии не оставит равнодушными тех, кто предпочитает культурный  и эстетический отдых, ценит красоту русского слова, стремится быть в гармонии с природой и самим собой.
.
От имени генерального партнера Верхневолжских чтений  – Общественного областного движения «Уроки успеха» собравшихся приветствовала Екатерина Ищенко:
- Поэзия – это та струнка души, которая всегда нас цепляет, благодаря поэтам мы можем постичь что-то новое и интересное. Мы надеемся, что такие встречи с писателями будут проходить все чаще и чаще.
.
С напутствием к поэтам обратился и директор «Ботанический сад ТвГУ» Юрий Наумцев, отметивший, что многолетнее сотрудничество «Содружества литераторов Верхневолжья» и сада свидетельствует о том, что формат поэтических чтений в зеленом амфитеатре понравился жителям Твери, также он пожелал Верхневолжским чтениям и его участникам дальнейших успехов:
- Удивительная по своей теплоте и красоте традиция! Мы до сих пор как то не можем привыкнуть к этому счастью – видеть каждый год в начале лета в Саду такое количество бесконечно талантливых творческих людей. В наш век отсутствия романтики каждого дня именно такие Праздники возвращают истинные ценности в нашу жизнь!
.
Пришло время выступлений поэтов – они читали стихи о природе и о любви, о проблемах современного человека и об исторических событиях, и, конечно, стихи, посвященные Пушкину. Я прочитала стихотворение «Гербарий», созвучное атмосфере Ботанического сада и стихотворение «Первая дуэль», посвященное Пушкину.
.
В музыкальных паузах звучали любимые песни в исполнении трио «Признание» и фолк-рок-группы «Птица-Гром».
Много ярких и талантливых авторов из разных городов и сел Тверской области приехали на  «Верхневолжские чтения». Это Наталья Смехачева из Торжка, Алексис из Удомли, Игорь Столяров из Нелидово и многие другие.  Гости из Лихославля представили книгу об известном поэте-шестидесятнике, «тихом-лирике» Владимире Соколове, 90-летие которого отмечается в этом году.
.
Несколько месяцев назад  Содружество литераторов Верхневолжья объявило Пятый Областной поэтический конкурс «Верхневолжье» по теме «Магия магистралей». Более сорока поэтов  в возрасте от 16 до 82 лет представили на конкурс свои  стихи о дороге, путешествиях по миру, размышлениях в пути.  И вот жюри объявило результаты:  гран-при поэтического конкурса «Верхневолжье»  удостоена Ксения Маркова, лауреатом  I степени стала Алексис, лауреатом II степени – Юрий Шашмаков, лауреатом III степени – Маргарита Чижова. Все они получили дипломы победителей и ценные подарки. В социальной сети ВКонтакте прошло читательское голосование – приз «Выбор читателей» достался Кристине Карелиной-Калхаун. Также были вручены специальные призы: спецприз «Уроки успеха» – Екатерине Поздняковой, спецпризы «МК в Твери» – Александру Кириченко,  Татьяне Тюриной, Семену Миронову, а живые, цветущие спецпризы Ботанического сада – Елене Давыдовой и Вере Грибниковой.  Победители и обладатели специальных призов, получая награды, читали свои конкурсные произведения.
.
Несмотря на то, что Верхневолжские чтения продолжались уже более трех часов, зрители не расходились и встречали каждого выступавшего аплодисментами.  Поддержать силы им помогал ботанический чай – с травами мяты, мелиссы, бадьяна и нотками цитрусовых.  Завершились встречи дружеским общением и фотографированием.  Празднику поэзии, который с каждым годом привлекает все большее гостей и участников, несомненно сопутствовал успех, вдохновение и гармония!

ДК «Химволокно» – оазис тверской культуры

25.05.2018

23 мая на сцене Дворца культуры «Химволокно» свое пятилетие отпраздновал народный самодеятельный коллектив «Ансамбль казачьей песни «Казачья душа».  Именно в стенах ДК начался творческий путь этого коллектива, сейчас  находящегося в ведении ТОДНТ.  Я побеседовала с директором дворца культуры «Химволокно» Владимиром Филипповым и его заместителем по творческой работе Светланой Бариновой, которая является бессменным руководителем ансамбля «Казачья душа».

- Владимир Васильевич, отрадно видеть этот большой, прекрасной архитектуры сталинского периода дворец  в таком хорошем состоянии и с такой кипящей внутренней жизнью! Этому зданию уже больше 65 лет?

-  Да, дворец культуры «Химволокно» был построен в 50-е годы прошлого века и открылся в 1953 году. Долгие годы он был ведомственным учреждением культуры  производственного объединения «Химволокно», потом перешел под управление города Твери.  ДК располагает одним из наиболее вместительных в городе концертным залом на 450 мест, помещениями для занятий коллективов и проведения конференций, банкетным залом, звукозаписывающими студиями. Вы заметили, что у нас оживленно, это неудивительно – здесь  работают более сорока клубных формирований.   1400 человек в них занимаются изобразительным искусством, хоровым пением, хореографией, вокалом, народными промыслами, театральным и музыкальным творчеством.  Двенадцать наших коллективов имеют звание «Самодеятельный народный коллектив».

- Как Вам удалось в наши непростые времена создать такой творческий оазис?

- Сейчас у нас есть определенная стабильность, устойчивое развитие. Главное – не ждать, когда проблемы решат наверху, а делать все, что возможно. Хорошее состояние наших помещений – результат постоянных усилий по его поддержанию. Если бы мы ждали многомиллионного ремонта, давно бы все развалилось.  Самое трудное время мы пережили. И в 90-е, когда все дворцы культуры превратились в ярмарки из-за отсутствия средств, мы не избежали этого, но сохраняли статусность, престиж нашего дворца. Здесь проходила «Студенческая весна» и даже заседания правительства. Мы создали определенный бренд.  В 2006-2007 году нас пробовали перевести в автономное учреждение культуры, а законодательство тогда еще не урегулировало финансирование этих учреждений. И мы по сути 2 года совсем не финансировались.  Были приговорены, но выжили. Отдаю должное «Каравану» – он был в числе тех, кто нас поддержал. Долги нарастали, все шло к закрытию, но мы не сдавались, я ходил по всем инстанциям и меня услышали. Постепенно наладилась вновь работа коллективов, творческая жизнь стала интересной. Сейчас, впервые за много лет,  у нас полностью укомплектован штат, работают профессионалы.

- Вы человек творческий, вероятно, еще и поэтому легко находите общий язык со своим коллективом. Вас знают как автора песен, в том числе песен о Твери. В свое время проводился конкурс на лучший гимн Твери, но если спросить жителей, они не знают ни слов, ни музыки гимна, победившего в конкурсе.

- С 1995 года я проводил песенные конкурсы в Твери. В 2000 году, при Белоусове, было решено провести конкурс на лучший гимн Твери.  Моя музыка вышла в финал, но потом как-то все сошло на нет. Слышал, что в кабинетах администрации включали мой гимн перед заседаниями, благо он длится всего одну минуту, и в День города тоже он звучал.  В 2010 году объявили второй тур конкурса, моя музыка снова вышла в финал, но опять победитель не был объявлен.

- Как же так, ведь в октябре 2011 года в тверской прессе сообщалось,  что «с просьбой о создании текста гимна глава региона (Андрей Шевелев) обратился к известному поэту члену Общественной палаты РФ, нашему земляку Андрею Дементьеву… создана рабочая группа, которая будет курировать его разработку».  Зачем нужно было заказывать гимн, если уже было проведено два этапа конкурса?

- Сложно сказать, но в апреле 2012 года был объявлен новый конкурс на гимн Твери, который участники должны были создать до 10 мая 2012 года. Победителю конкурса предназначалось вознаграждение. Мне позвонили и сообщили, что моя музыка гимна будет соревноваться в финале с гимном на музыку Евсюкова, слова Дементьева в исполнении Кобзона.  На мою музыку слова написал Вячеслав Воробьев. До этого текст у гимна тоже был, и Василий Толоко предлагал официально утвердить мой гимн с тем текстом, в котором за Тверь молится Михаил Тверской.  Но не сложилось, был объявлен конкурс, победил гимн в исполнении Кобзона. И теперь его практически нигде не исполняют.

- На праздновании 5-летия ансамбля «Казачья душа» вы подарили коллективу самовар.  Это символический подарок?

- Конечно. Чаепитие у самовара – это очень душевно. Я знал, что это «любо»!

- Светлана Ивановна, Вы назвали концертную программу,  посвященную  5-летию возглавляемого Вами народного самодеятельного коллектива «Распахнись, душа казачья».  Чувствуете ли Вы, что зрители тоже раскрывают вам навстречу свою душу?

- За свои первые пять лет наш коллектив  дал более 70-ти концертов и зрители нас всегда встречают с душой . За этим стоит большой репетиционный труд и творческая самоотдача каждого участника ансамбля «Казачья душа». В нашем юбилейном концерте приняли  участие также гости и друзья ансамбля – народный самодеятельный коллектив «Вокальный ансамбль «Истоки» под руководством  Дмитрия Стародубца и муниципальный эстрадно-джазовый оркестр под руководством Павла Смирнова. Прозвучали народные и казачьи песни «Шел казак на побывку домой», «Заболела Дунина головка», «Не для меня», «На коне вороном», «По горам, горам байкальским», «Хороша наша Татьяна», «Любо, братцы, любо!» и многие другие лирические, хороводные и плясовые композиции.

- Расскажите об ансамбле «Казачья душа», истории его появления в Твери. Не секрет, что отношение к современным казакам в России противоречиво, хотя никто не отрицает того, что это сословие подверглось гонениям, лишилось своих традиционных мест расселения. Потомки казаков, а таковыми считаю себя более 7 миллионов россиян,  живут теперь во всех регионах и стремятся возродить если не уклад, то самобытную культуру, которую они едва не  потеряли окончательно.

Наш коллектив был создан в 2013 году, эта идея зародилась в Тверском отдельском казачьем обществе, объединявшем как раз таких потомков казаков. Мы вместе трудились: подготовили документацию и защитили грант, подобрали коллектив. И 5 лет назад начали выступать в том составе, который в основном сохранился и сейчас. Это наш концертмейстер Артем Костерин, Елена Бородулина. В коллектив к нам пришли Владимир Катанаев, Андрей Жеребцов  – они, как и я потомки забайкальского казачества.  Костяк дальневосточный, поэтому в нашем репертуаре много песен, близких нашей родовой памяти, но пытаемся что-то взять и кубанские и донские песни.

Начали базироваться в ДК «Химволокно» – директор Владимир Васильевич Филиппов дал нам добро. Когда деньги гранта закончились, казаки стали искать другие источники финансирования коллектива, и нас под свое крыло взяла Елена Геннадиевна Марина – Тверской дом народного творчества.  Так и получилось, что мы стали ансамблем ТОДНТ, к счастью, мы находим полное понимание и поддержку руководства Дома народного творчества. А  выступаем везде, куда позовут.  Большая дружба у нас с бологовскими казаками, мы у них были и на годовщинах и на масленичной неделе и на День города.

В 2015 году с Еленой Геннадьевной мы задумали создать на территории Тверской области фестиваль казачьей культуры «Казачьему роду нет переводу». Он был проведен в июне 2015 года в Твери. Нынче второй фестиваль прошел в Рамешках. Выезжали в Ярославль на Всероссийский фестиваль «Казачий круг».

- Вы выступаете в костюмах, приближенных к традициям забайкальского, кубанского или донского казачества? Есть ли между ними различия?

Костюмы, изготовленные на средства гранта, это, конечно, стилизация казачьих костюмов в целом.  А хочется приблизиться к традиции. Во втором отделении юбилейного концерта мы вышли в новых костюмах, учитывающих и традицию казачества и традицию Тверской области – бельский, нелидовский костюм, пестрядь. Клетчатые рубашки у мужчин – это не шотландка – это популярная в тверской губернии мужская одежда из домотканого двух-трех- цветного полотна.

- Какие песни у вас в репертуаре? Как вы их выбираете?

- По большому счету, у нас не шоу-проект, нет задачи, чтобы петь и привлекать внимание в угоду публике «Пчелочкой златой».  Пытаемся найти что-то, что не на слуху у зрителя.  На всю страну известна песня «Шел казак на побывку домой», но в разных регионах она поется по-разному на распев. В 1967 году зарождались первые фольклорные экспедиции в Читинской области и в казачьем селе Урлук на границе с Монголией впервые была записана эта песня, и уже в 1968 году она была исполнена казачьим хором  именно  с тем распевом, который прозвучал на нашем юбилейном концерте. «На коне вороном», «По горам байкальским» – тоже байкальские напевы, прозвучавшие в нашей концертной программе. В Тверской области сейчас очень мало акапельно поют в быту. В Забайкалье мы с молоком матери впитывали эти напевы. Когда поет мама и мы с ней вместе на два голоса, то колена, которые мы выводим, коллективу приходится долго заучивать, у них это не на слуху. Народную песню надо любить, понимать, пропускать через сердце.  В коллективе у нас сковались те, кто любит и понимает народную, казачью песню. И потомки славного рода, и те, кто знает его историю и проникся казачьей культурой. На наших выступлениях песни часто звучат по-разному, есть вариативность, присущая народному творчеству.

- Согласно государственной политики развития казачества, ему отводится важная роль в сохранении и развитии традиций патриотического воспитания молодежи и казачьей культуры. Как влияет на работу вашего коллектива государственная политика, чувствуете ли особое отношение, поддержку?

Нам важно сохранить те песни, которые еще можно сохранить, услышать те наказы, увидеть образ жизни. Наш юбилейный концерт мы начали с молитвы. Казаки все дела начинали с молитвы – есть молитва на бой, есть молитва на праздник.  И эта традиция многим близка и понятна.  А политикой мы не занимаемся, стараемся дистанцироваться от тех общественных организаций казаков, в которых царит вражда. Не знаю, что они делят, точно, что не деньги. Хочется, чтобы мы все были в одном кулачке, раз делаем одно дело. Суть даже не в том, что Центральное казачье войско молодое, даже в Забайкалье, где казачьим традициям 300 лет, тоже возникают конфликты, кровь горячая. А наша миссия – сохранить этот пласт культуры – атаманы его не сохранят.