Календарь


Литература, наука и образование

07.08.2015

В ближайшие месяцы я планирую принять участие в нескольких конференциях: 

«Инновационные технологии в науке и образовании» (август 2015);

«М.А.Шолохов в современном мире»(октябрь 2015, Москва)

«Русская литература и проблемы этноконсолидации народа»(ноябрь 2015 г.,С-Пб).

 Дополнение от 26.12.15 г.:

По материалам конференции »Инновационные технологии в науке и образовании» издан сборник статей. Статья о сословно-семейном воспитании обсуждается на дискуссионной площадке.

О конференции «М.А.Шолохов в современном мире» рассказывает одноименная заметка.

На конференции  »Русская литература и проблемы этноконсолидации народа» были подведены итоги литературного конкурса, посвященного поэту-фронтовику Игорю Григорьеву «Ничего душе не надо кроме родины и неба».

Кроме того, 16 декабря я приняла участие в круглом столе на выставке народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка 2015″. 

Рождественское чаепитие в «Родничке»

09.01.2015

8 января 2015 года прошло очередное занятие литературной студии «Родничок» в Смоленской областной детской библиотеке имени И. С. Соколова-Микитова.

Я подготовила для юных писательниц медиаматериалы о 90-летней истории Смоленской писательской организации и о роли Михаила Васильевича Исаковского в её создании.

В январе М.В.Исаковскому исполняется 115 лет и, конечно, его творчеству была уделена особая страница. Студийцы узнали о начале творческого пути знаменитого земляка. Мы почитали одно из ранних стихотворений поэта «Товарищам», опубликованное в 1917 году в смоленском самиздатовском журнале «Новая заря», экземпляр которого хранится в музее гимназии имени Н.М.Пржевальского.

Участницам студии предстоит еще многому учиться, веди им всего 11-12 лет. Но ведь Исаковский опубликовал первое стихотворение «Просьба солдата» в 14-летнем возрасте. Так что всё ещё впереди!

Кроме того, я прочитала своё стихотворение «Учительница сельской школы» – о Екатерине Сергеевне Горанской, первой учительнице Михаила Исаковского, отправившей его стихи в газету, и, возможно, давшей имя песне «Катюша».

 Обсуждение творческих работ студийцев продолжилось в ходе рождественского чаепития.

Я подарила очаровательным барышням по экземпляру своего сборника «Млечный путь» (Смоленск, 2012) и прочла им зимнюю «Сказку Красной поляны».

 

 

Литературно-музыкальный вечер к Дню Победы в Доме поэзии Андрея Дементьева

09.05.2014

 В доме поэзии Андрея Дементьева состоялся вечер, посвященный Дню Победы. Организаторами и ведущими вечера были молодые девушки – студентки, среди зрителей также преобладала молодежь. Открыла вечер Врио директора Дома Поэзии Галина Шелохнева. Была объявлена минута молчания.

В литературно-музыкальной композиции прозвучали стихи Андрея Дементьева, Александра Твардовского, Константина Симонова, Булата Окуджавы, Роберта Рождественского, Анны Ахматовой, Юлии Друниной. Прозвучали песни на стихи Андрея Дементьева, Михаила Исаковского. Исполняли эти замечательные произведения Светлана Леонова, Александра Субботина, Татьяна Соловьева, Анастасия Ласкина, Татьяна Савина, Михаил Гоголев.

Художественный руководитель студенческого театра-студии «Зеркало» Алексей Великотный прочел «Письмо с войны». Свои стихи прочла ведущая вечера Александра Субботина. Тверской поэт Юрий Акимов прочел стихи поэтов-фронтовиков и свои произведения.

Мне посчастливилось выступить на этом вечере после декламации М.Гоголевым стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом». Именно это стихотворение знаменитого смоленского поэта стало эпиграфом к стихотворению моего отца, посвященного деду «Незахороненым остался под страшным Ржевом мой отец..», моему стихотворению и стихотворению моего старшего сына Павла. Эти «Три стихотворения» я публиковала в мае 2010 года. Итак, на вечере в Доме поэзии я прочла свое стихотворение «Мой дед». Затем я прочла стихотворение «Кто говорит на древнем языке…», призывающее человечество к миру во имя наших детей. Перед началом вечера среди песен военной тематики, звучащих в записи, гости Дома поэзии услышали и «Памяти павших солдат» - песню Н.Вирабяна на мои стихи.

А после вечера Галина Шелохнева любезно рассказала  тем из гостей вечера, кто был в Доме поэзии впервые, о его создании, работе и планах.

фото Светланы Леоновой

 

25 + или Зрелость и расцвет Смоленского камерного

04.04.2014

Театр может рождать чудо! Не каждый театр и не в каждом спектакле. Смоленский камерный театр может! 1 апреля 2014 года ему исполнилось двадцать пять. Он молод и опытен одновременно, он имеет свой стиль и, порой, дерзновенно независим. Это не удивительно, ведь 25 лет назад его создали талантливые люди, не желавшие рутинного, пусть и обеспеченного материально, прозябания в застойной среде самоуспокоенности. Сегодня в труппе Смоленского камерного только двое из первого состава, но это – заслуженные артисты России Николай Парасич и Татьяна Курилова!

Признаюсь, я с волнением ждала премьеры «Зойкиной квартиры» по Булгакову. Выбор Николаем Парасичем этой пьесы для постановки накануне юбилея казался мне рискованным, неоднозначным. Рассматривались другие, весьма соблазнительные варианты, например, поставить Шекспира в юбилейный и для театра и для великого драматурга год. Парасич выбрал Булгакова, выбрал вместе с главным художником театра Николаем Агафоновым, обозначившим сценическое пространство квартиры-оборотня двумя симметричными рядами вешалок с мнимой спецодеждой – у Булгакова ателье Зои Пельц шило прозодежду (сокращение от «производственная одежда»).

Но все мои сомнения рассеялись, едва только на сцене стали появляться артисты Смоленского Камерного: Анна Морозова (Зоя Пельц), Артем Быстров (Павел Обольянинов), Алена Шопот (Манюшка). Дальше -больше. Спектакль сразу набрал оптимальный темп – действие не прерывалось ни на секунду, булгаковский юмор искрил, Зоя Денисовна меняла наряды (художник по костюмам Людмила Пономарева, похоже, приготовила нарядов на всю труппу не Камерного, а Вахтанговского театра, в котором в 1926 году состоялась премьера пьесы Михаила Булгакова). Алексей Парасич был абсолютно раскован в панталонах на резинке – его герой Аметистов прибыл к Зое Денисовне с пустым чемоданом и буквально без штанов. Все обитатели квартиры если не танцевали, то пританцовывали (хореограф Татьяна Шаврина добавила балета в булгаковскую гремучую смесь). Но во всех щекотливых ситуациях артисты с огромным вкусом удерживали грань между смешным и пошлым. То, что Николай Парасич умеет делать очень смешные спектакли, не скатываясь при этом в низкие жанры, зрители могли убедиться и по «Списку Журнала «Форбс» А. Хорта и по комедии М.Старицкого «За двумя зайцами». Оба спектакля собрали уже по десятку аншлагов, ведь смоленский зритель ходит в театр за искусством, а не за «клубничкой».

Не могу не отметить уважительного, бережного отношения режиссера к тексту пьесы. В спектакле занята вся труппа театра, благодаря чему «густонаселенное» произведение сыграно практически без сокращений. Лишь несколько эпизодических персонажей, вполне оправдано для камерной сцены, «выпали» из спектакля. Актуальность пьесы Булгакова деликатно подчеркивалась вкраплениями современной рекламы в звуковом оформлении – у автора из-за окна периодически доносятся выкрики торговцев и музыка. Николай Парасич  не использует лобовых приемов для осовременивания пьесы – не заменяет портреты вождей, многократно упоминаемые Аметистовым-Путинковским их современными аналогами и т. д. И без того очевидно – обитатели зойкиной квартиры – очень знакомые персонажи, которые «не могут жить в этой стране». Граф-морфинист Обольянинов, с придыханием вспоминающий свою дореволюционную скаковую лошадь; прощелыга, картежник и кокаинщик Аметистов; красавица Алла Валерьевна (арт. Татьяна Шаврина), для которой цель воссоединения с эмигрировавшим возлюбленным оправдывает любые средства; и, конечно, сама Зоя Денисовна всеми неправдами пытающаяся сохранить свою семикомнатную квартиру и возлюбленного графа – они жаждут денег и визы. Даже «манекенщицы» – веселые девицы Лизонька (арт. Мария Вилюнова), Мымра (арт. Любовь Бормотова) и мадам Иванова (арт. Татьяна Михальченко) – всё с той же целью липнут к посетительнице ателье, очень ответственной даме Агнессе Ферапонтовне (засл.арт. РФ Татьяна Курилова).

Впрочем, в этой «пьесе без героя» и те, кому комфортно живется в СССР 1920-х годов, не чужды порока. Коммерческий директор треста тугоплавких металлов Гусь-Ремонтный (засл.арт. РФ Николай Парасич) ищет способы превратить деньги в любовь, благо денег хоть отбавляй: в тайне от жены и двух малюток предается он страсти к Алле Валерьевне, а затем и «манекенщицами» не брезгует. Председатель домкома Портупея (арт. Павел Пирожков) – беззастенчивый мздоимец, собирающий «дань» с нежелающих «самоуплотниться» жильцов. В первоначальной версии пьесы Булгакова этот персонаж носил фамилию Аллилуя, только в 30-е годы, при переводе пьесы на иностранные языки, автор переименовал его. Два катайца-наркоторговца Газолин (арт. Олег Марковкин) и Херувим (арт. Никита Куманьков)  обуреваемые одним желанием – уехать в Шанхай с деньгами и Манюшкой, чуть что хватаются за нож. Именно из-за их любовного треугольника разрушается замысел Зои Денисовны. Товарищи в кожаных пальто (арт. Андрей Плющ и засл.работник культуры Владимир Зайцев) узнают от Газолина, пожелавшего отомстить более удачливому сопернику, о том, что творится в зойкиной квартире.

В финале Булгаков захлопывает крысоловку: Гусь получает удар ножом от Херувима, позарившегося на деньги, которые не помогли коммерческому директору купить любовь Аллы Валерьевны. Зоя Денисовна, граф и вся веселая компания, включая Портупею, арестованы. Херувим успел убежать с деньгами Гуся и запуганной им Манюшкой, Аметистов скрылся со сбережениями Зои Пельц. Но не надолго – «по СССР бегать не полагается». Без сомнения, порок будет наказан, но будет ли побежден?

Прошло почти сто лет. В фейсбуке роятся обольяниновы и аметистовы, зои, мымры и аллы валерьевны, не стало меньше и гусей ремонтных, полагающих, что полный бумажник позволяет мужчине всё…

Через день после юбилейной премьеры в Камерном, по удивительному стечению обстоятельств, я вынуждена была дожидаться последней электрички в привокзальном кафе подмосковного города Z. За кассой хозяйничал Газолин, у кофеварки колдовал Херувимка, за столиком, лицом в тарелке лежало тело, не подававшее признаков жизни. Несколько молодых людей со странным блеском в глазах о чем-то спорили. Следом за мной в кафе вошел мужчина в форменной фуражке и показал Газолину удостоверение. «Ателье!» – подумала я и вышла в промозглую неустроенность вечернего перрона.

 фотогалерея спектакля имеется на сайте КП Смоленск

Творческая встреча со студентами

10.03.2014

7 марта 204 года, накануне Международного женского дня я встретилась со студентами Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского и прочла им стихи о материнстве, о женщинах, о любви. Для собравшихся в одной из уютных аудиторий ВУЗа прозвучали произведения из книг «Галерея грёз» (2007) и «Млечный путь» (2012). К 80-летию со дня рождения первого космонавта, отмечающемуся  марта, я прочла стихотворение «Здравствуй, сынок!», посвященное маме Юрия Алексеевича, Анне Тимофеевне Гагариной. Студенты поблагодарили меня за выступление, поздравили  с наступающим праздником. Я, в свою очередь, поздравила прекрасную половину студенчества с праздником весны и подарила студенткам свои книги.

Рождественское чаепитие в зимнем саду

14.01.2014

Рождественские каникулы запомнились увлекательными поездками: Ваня побывал на кремлевской ёлке, мне удалось встретиться в Москве с писателем-сатириком Александром Хортом и передать ему смоленские газеты и журналы со статьями о премьере спектакля по его пьесе «Список журнала «Форбс»". Александр Николаевич, в свою очередь, приготовил подарки мне и худруку Смоленского камерного театра Николаю Парасичу – недавно вышедшие книги писателя о Леониде Утесове с дарственными надписями.

А накануне Рождества я побывала в Тверском Ботаническом саду, куда меня пригласили член Союза писателей России поэтесса Вера Грибникова и участница её литературного объединения «Ковчег» Вероника.

На территории Ботанического сада, находящегося в ведении Тверского государственного университета, расположено административное здание, в котором также находится часть коллекции растений. Застекленный зимний сад утопает в зелени. Здесь к рождеству созрели лимоны. Празднично украшенное помещение очень уютно. Я принесла Вере и Веронике свой сборник стихов «Млечный путь», Вера Грибникова подарила мне книжку со сказкой про медвежонка, изданную библиотекой для слепых и слабовидящих детей.

 За чашечкой чая прекрасны рождественские встречи с людьми, близкими по духу.

Встречая новый год светло, листаем прошлого страницы…

01.01.2014

Наступил 2014 год, с чем я и поздравляю вас, друзья, гости сайта!

Ушедший 2013 год был для меня годом театра. В первую очередь потому, что весь календарный год я служила искусству в качестве руководителя литературно-драматургической части Смоленского камерного театра. И в том успехе, который сопутствовал театру есть мой посильный вклад. Репертуар пополнили новые спектакли, разнообразные по жанру, но нашедшие своего зрителя и собравшие хорошую прессу. Самый громкий успех достался сатирической комедии «Список журнала «Форбс»" по пьесе Александра Хорта, которую я выделила из потока приходящих по электронной почте драматургических произведений за её острую сатиру на коррумпированных чиновников.

В свою очередь, я тоже предлагала свою пьесу для постановки – пьеса-инсценировка «Стена» по роману Владимира Мединского была написана мною для детей (12+) и взрослых. В год 1150-летия Смоленска я предложила поставить её на сцене или на открытой площадке у крепостной стены. Признаюсь, не ожидала, что в городе-герое так сильны антипатриотические настроения. Не у простых жителей – я много общалась со зрителями театра и читателями (в минувшем году прошло 5 встреч с читателями в разных библиотеках Смоленска) – они разделяют моё вИдение. Но вот театральные и прочие чиновники абсолютно не хотят замечать проблемы отсутствия в театре репертуара, интересного для 12-16 летних. А от православной тематики бегут как …. от ладана. В сухом остатке имеем: из исторко-патриотической драмы про мальчика Сашу, взрослеющего в осажденном поляками Смоленске, театр драмы сделал разовый спектакль о милом в своих заблуждениях польском короле Сигизмунде, которому после долгих страданий удалось-таки взять Смоленск, полный гнусных, сильно пьющих варваров. Пресса много писала об этой постановке и до и после премьеры, но с оглядкой на вышеупомянутых чиновников, так что, пожалуй, адекватными можно назвать лишь пару статей.

Поэтическое творчество шло в 2013 году своим чередом. В альманахе «Сторона родная» опубликована 1-ая глава моей поэмы «Город в области сердца», а отрывок из этой поэмы, занявший в 2012 году второе место во Всероссийском конкурсе поэтических произведений, посвященном 1150-летию Смоленска, вошел в сборник «Поклон тебе, мой край неповторимый». Отрывок из стихотворения «Размышления в дороге», также посвященный Смоленску, был напечатан в предъюбилейном выпуске глянцевого журнала  »Смоленский пафос». «Литературная газета» опубликовала моё «Ироническое» стихотворение в разделе «Конкурс им. К.Пруткова». А детский журнал «Сказочный мир» опубликовал два стихотворения о семье.

В декабре 2013 года на отчетно-выборном собрании Смоленской областной организации Союза писателей России я вновь была избрана в состав правления, а 26 декабря правление назначило меня заместителе председателя. В 2014 году предстоит большая работа, поскольку нашей писательской организации необходимо сделать очень много в Год культуры!

Рождественский экуменизм Натальи Кулаковой

25.12.2013

 Рождественская книга для всей семьи на русском и английском языках, составленная  филологом, лингвистом, переводчиком, членом Союза журналистов России, отличником народного просвещения РФ Натальей Кулаковой (Салуховой), вышла в свет благодаря слаженной оперативной  работе коллектива филиала «Смоленский полиграфический комбинат» ОАО «Издательство «Высшая школа». 

26 декабря 2013 года в 16-00 в большом читальном зале Смоленской областной универсальной библиотеки им. А. Т. Твардовского состоится презентация  этого издания под названием «Англо-русская книга Рождества». Эта классическая образовательная антология стихов, рассказов, пьес, кулинарных рецептов и  культурологических статей Натальи Николаевны Кулаковой  насчитывает 400 страниц. Наталью Кулакову  знают в Смоленске и за его пределами как музыкального обозревателя и  руководителя Английского клуба «Говорим и поем по-английски» Дворца творчества детей и молодежи. Во дворце творчества я с ней и познакомилась – она преподает английский моему младшему сыну.  Книга предназначена школьникам и студентам, воспитанникам Дворцов творчества детей и молодежи, их  родителям, одним словом, читателям самого разного возраста.  Иллюстрации к книге созданы замечательными художниками Вадимом Ременяка и Еленой Леднёвой.

Автор этого инновационного культурологического проекта, Наталья Николаевна Салухова награждена  Золотой медалью Российского фонда мира и отмечена Благодарственным письмом за активную деятельность по реализации программ «Народная дипломатия»,  «Мир и молодежь» Международной общественной организации «Российский фонд мира» с консультативным статусом при ЭКОСОС ООН и статусом участника Совета Европы «Федерации мира и согласия».  Имеет многочисленные публикации по вопросам образования, фольклора, народной дипломатии, меценатства, музыкальной критики в центральной и региональной печати. Наталья Николаевна увлекается сравнительным литературоведением, музыкой, играет на фортепиано и гитаре, собирает детский музыкальный и поэтический фольклор народов России и англоязычных стран. Автор много лет занималась исследованием истории  возникновения  праздника  Рождества  в лучших библиотеках России  и в Бодлианской  библиотеке  Оксфордского  университета (Великобритания).

Светлый праздник Рождества Христова, который Православные христиане отмечают 7 января, а католики, например, 25 декабря, это общее для всех христиан торжество. Святейший Патриарх Кирилл на состоявшемся недавно Соборе еще раз отметил, что вызовы современности требуют от всех христианских конфессий сближения позиций, которое возможно при открытом и честном диалоге на равных. »Англо-русская книга Рождества» – не только прекрасный рождественский подарок, но и шаг к такому диалогу.

 

 

Открытие дома поэзии Андрея Дементьева в Твери

23.07.2013

20 июля, в мой День рождения в Твери открылся Дом поэзии Андрея Дементьева. В центре города на улице Володарского 18  в обретающем новую, творческую жизнь отреставрированном особнячке-памятнике архитектуры, начал работу  доселе невиданный тип учреждения культуры – Дом поэзии.

Реставрационные работы и ремонт, профинансированные Администрацией Тверской области, были завершены еще в начале весны, но первая попытка открытия Дома поэзии 30 марта 2013 года оказалась слишком поспешной – выявились неурегулированные вопросы, связанные со статусом учреждения культуры. Теперь же, когда всестороннего понимания удалось достичь, статус Дома поэзии был озвучен на церемонии открытия и дважды отражен на фасаде здания в виде мраморной и металлической табличек с надписями «Дом поэзии Андрея Дементьева».

Церемония открытия Дома поэзии состоялась перед зданием на Володарского 18 в присутствии нескольких сотен тверичан и десятков почетных гостей, выступления которых я постаралась отразить в фоторепортаже.

. Мероприятие было отлично подготовлено и сочетало выступления тверских творческих коллективов и авторов с выступлениями приглашенных юбиляром (Андрею Дементьеву 16 июля исполнилось 85) «звезд» литературного и музыкального небосклона. Следует отметить, что губернатор Тверской области Андрей Шевелев вручил Андрею Дмитриевичу символические ключи от Дома поэзии и озвучил назначение Дементьева художественным руководителем Дома поэзии.

 

Праздник продолжился в Тверском областном театре драмы великолепным концертом, на котором большинство почетных гостей выступило еще раз. Прозвучали песни на стихи Андрея Дементьева в исполнении народного артиста России Иосифа Кобзона и группы «Республика», Марка Тишмана, заслуженного артиста России Олега Григоращенко, заслуженного артиста Украины Сергея Шеремета, солиста Большого театра Федора Тарасова, заслуженного артиста России Александра Евдокимова, руководителя аппарата Госдумы РФ Джахан Поллыевой.

 

 Выступили главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков, поэтесса Лариса Рубальская, актриса Светлана Крючкова, юрист и политический деятель Михаил Барщевский и другие.

Восторженными возгласами и аплодисментами встречали зрители авторскую декламацию – Андрей Дементьев прочел стихи о родной Твери, несколько новых стихотворений на темы современности, а завершил выступление  знаменитым «Никогда, ни о чем не жалейте!». Казалось, поэт стряхнул с себя груз десятилетий – интонации, жесты, знакомые каждому в заполненном зале строки - будто лет сорок с плеч.

Этот концерт имели возможность увидеть тверичане не только в зале театра драмы на 700 мест, но и еще несколько сотен зрителей, наблюдавших все, что происходило на сцене, посредством мониторов, установленных в фойе театра и на площади перед ним.

Я спросила у Андрея Дементьева, будет ли он, художественный руководитель Дома поэзии, вести прием граждан (поклонников его творчества, поэтов). Андрей Дмитриевич ответил, что обязательно будет. Как сообщили в Доме поэзии, Андрей Дементьев снова прибудет сюда в самом конце июля, после поездки для выступления в Латвию.

 

 

 

 

К юбилею Николая Парасича

14.07.2013

Режиссер-основатель

К 65-летию Николая Парасича «Смоленская неделя» опубликовала материал, в котором этот еженедельник и коллектив Смоленского камерного театра рассказывают о разносторонней деятельности художественного руководителя театра. Статья называется «Режиссер-основатель».  В день юбилея коллектив театра находится в отпуске, но все мы от души поздравляем Николая Петровича, желая ему здоровья, вдохновения, благополучия.  А вот и опубликованный «Смоленской неделей» рассказ о юбиляре:

 14 июля исполняется 65 лет заслуженному артисту России, кавалеру ордена Дружбы народов, режиссеру и актеру Николаю Парасичу. Сотрудники Смоленского камерного театра рассказали «Смоленской неделе» о своем художественном руководителе.

Директор Смоленского камерного театра Данил Галкин:
– Именно Николай Парасич стал в апреле 1989 года одним из основателей Смоленского камерного театра. К этому времени Парасич уже сыграл много интересных ролей в театрах Омска, Курска, Махачкалы, Ставрополя, но стремление к творческому самовыражению, самореализации привело его в Смоленск. На сцене Смоленского камерного театра Николай Парасич сыграл более 50 ролей, поставил более 40 спектаклей для взрослых и для детей. Театр проводит под его руководством большую социальную и благотворительную работу, сотрудничает с детскими домами, интернатами, геронтологическим центром, организациями инвалидов.
Главный художник театра, заслуженный художник РФ Николай Агафонов:
– Несмотря на то что Николай Петрович очень любит актерскую работу, большую часть времени он уделяет режиссуре. По приглашению Николая Парасича в Смоленском камерном театре ставили спектакли режиссеры из различных городов России и зарубежья. Визитной карточкой Смоленского камерного театра в разные годы становились спектакли в постановке Парасича: «Панночка», «Нельская башня», «Прибайкальская кадриль», «Недосягаемая»… В завершившемся 24-м сезоне таким спектаклем стала комедия «За двумя зайцами», в которой я был художником-постановщиком. Зрители оценили нашу работу: практически весь сезон спектакль собирал полные залы. В начале 25-го сезона смоляне увидят нашу новую постановку – комедию «Список журнала «Форбс» по пьесе современного драматурга Хорта.
Заведующая литературно-драматической частью, член Союза писателей России Мария Парамонова:
– С первых дней работы театра Николай Парасич ставил добрые сказки, которые полюбились детям: «День рождения кота Леопольда», «Финист – Ясный Сокол», «Щелкунчик». В этом году театр представил премьеру музыкальной сказки «Тайна сундука». Ведется работа и с молодежью: поставленный Парасичем спектакль «Семья вурдалака» идет в театре в рамках акции против наркомании. Николай Петрович, исполняющий роль отца наркомана, после спектакля выходит в зрительный зал и беседует со зрителями. Николай Парасич ведет педагогическую деятельность: в 2000-м и 2011 годах в Смоленском институте искусств им выпущены два актерских курса. А в мае нынешнего года объявлен набор в студию актерского мастерства при Смоленском камерном театре.