Не могу молчать!


В числе лауреатов!

22.11.2015

Подведены итоги второго ежегодного Международного конкурса лирико-патриотической поэзии им. Игоря Григорьева (1923-1996) «Ничего душе не надо, кроме родины и неба». В конкурсе приняли участие более 300 литераторов, среди которых как профессиональные поэты, так и любители высокого слова из Беларуси, Казахстана, Чехии, Германии, Канады, Украины, Латвии, ДНР и ЛНР, России. Откликнулись поэты из Башкирии, Якутии, Хакасии, Чувашии, Киргизии, Карачаево-Черкессии, Алтайского края, Ямало-Ненецкого округа, Мордовии, республики Марий Эл, Крыма. В адрес конкурса поступили стихи от авторов из Воронежской области, Свердловской, Омской, Псковской, Калининградской, Архангельской, Волгоградской, Челябинской, Брянской, Кемеровской, Пензенской и др. , а также из многочисленных городов от Нового Уренгоя, Владивостока, Тюмени, Омска до Самары, Рязани, Казани, Севастополя, Смоленска, Пятигорска, Архангельска, Пскова и, конечно, Москвы и Санкт-Петербурга.

Международное жюри (председатель – член СП России, доктор медицинских наук, доктор богословских наук протоиерей Григорий Григорьев, сын поэта И.Григорьева) рассмотрело около тысячи работ и определило 68 финалистов, из которых 16 стали лауреатами и 5 – победителями.

Церемония награждения состоялась 19 ноября 2015 года, в Санкт-Петербурге (ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) во время Вторых литературных чтений памяти Игоря Григорьева «Слово. Отечество. Вера», на Международной научной конференции «Русская литература и проблемы этноконсолидации народа». Финалистам торжественно вручены дипломы, книги с их стихами («Ничего душе не надо, кроме родины и неба»: 2-ой Международный поэтический конкурс им.И.Н.Григорьева/ сост.Н.В.Советная. – СПб., 2015. – 240с.). Кроме того, победители конкурса получили денежные премии, а Елена Копытова за первое место недавно учреждённую Фондом памяти И.Григорьева памятную медаль «Поэт и воин Игорь Николаевич Григорьев (1923-1996)»

ПОБЕДИТЕЛИ: 1 место – Копытова Елена Евгеньевна (Рига); 2 место: — Гушан Алексей Николаевич (Москва), Савинов Владимир Борисович (Псков), 3 место: — Сафронова Ольга Игоревна (Таганрог)

ЛАУРЕАТЫ:
Балин Денис Александрович (Мга, Ленинградская обл.)
Баранкин Игорь Геннадьевич (г. Энгельс-1, Саратовская обл.)
Бермузов Зураб Мухамедович (аул Али-Бердуковский, Карачаево-Черкессия)
Вареник Наталья Владимировна (Белая Церковь, Украина)
Войтюк Дмитрий Константинович (Новосибирск)
Гусев Евгений Павлович (Ярославль)
Дорофеева Ольга Александровна (Мга, Ленинградская обл.)
Полевиков Михаил Петрович (г. Боровичи, Новгородская обл.)
Катченкова Ирина Семеновна (СПб)
Конева Светлана Борисовна (Мга, Ленинградская)
Коршунова Ольга Валериановна (г.Заречный, Пензенская область)
Лана Яснова (Кошарная Елена Алексеевна) (Белгород)
Лев Стологоров (Дзутцев Леонид Борисович) (Владикавказ)
Парамонова Мария Николаевна (Смоленск, Тверь)
Себежанин Александр Михайлович (Псков)
Чекина Марина Владимировна (СПб)

Наталья Советная (материалы сайта Дома писателя Санкт-Петербурга)

Я влюблена в Изборск!

01.08.2015

25 июля я снова приехала в Изборск на поэтический фестиваль «Словенское поле». К сожалению, в этом году меня не сопровождали мои дети и у меня был только один день, но он был незабываемым!

История фестиваля «Словенское поле» ведется с 2008 года, когда инициативной группой поэтического журнала «Поэзия. 21 век», при поддержке Музея-заповедника «Изборск» был проведен первый поэтический форум у стен старинной русской крепости. В 2012 году фестиваль стал одним из праздничных мероприятий, посвященных 1150-летию Изборска. Его проведение организовали Псковское региональное отделение Союза писателей России и Государственный комитета Псковской области по культуре. Начал издаваться сборник избранных произведений участников чтений. Фестиваль стал проводиться ежегодно и в 2015 году собрал поэтов, пишущих на историческую тему в пятый раз.

Во время экскурсии по Государственному историко-архитектурному и природно-ландшафтному музею-заповеднику крепости Изборск  я с интересом рассмотрела создающиеся там декорации для съёмки фильма по роману В. Мединского «Стена». Читатели сайта знают, что я написала по этому роману пьесу-инсценировку, «по мотивам» которой Смоленским драматическим театром в 2013 году был поставлен спектакль. От души надеюсь, что уж в фильме-то тема мальчика Саши, взрослеющего в осажденной крепости, будет раскрыта.

 

 В Нескучном садике в этом году соорудили эстраду, но поэты предпочитали быть ближе к «залу» и только барды, завершающие чтения в Изборске, восходили на сцену для исполнения своих песен. Поэтическую часть чтений открыла Наталья Советная, которой был вручен диплом лауреата за 1-е место в конкурсе исторической поэзии. Организатор фестиваля Андрей Бениаминов отметил, что Наталья не только пишет замечательные стихи, она активный популяризатор творческого наследия выдающегося поэта-фронтовика Игоря Григорьева, возглавлявшего псковскую писательскую организацию. Наталья Советная прочла стихи Игоря Григорьева и свое стихотворение, победившее в конкурсе.

 Организатор фестиваля Вита Пшеничная продолжила поэтические чтения, приглашая поэтов к микрофону. Предваряя свое выступление, я сказала, что в 2014 году была единственной участницей фестиваля от Смоленска , но мой восторженный рассказ об этом празднике поэзии и публикация на сайте организации не оставили смоленских писателей равнодушными. В этом году в Изборск приехала целая делегация из четырех писателей! Я прочитала стихотворение «Во имя добра», входившее в мою фестивальную заявку и посвященное моему деду.

А потом наступило время для чуда! Я прошла мимо крепостной стены, миновала часовенку, стоящую у обрыва, спустилась по склону и по тропе пришла к Словенским ключам. Эти прозрачные прохладные потоки, выходя из отвесной слоистой каменной стены, ведут свой короткий путь к Городецкому озеру. Ключей двенадцать и посвящены они двенадцати Апостолам, они расположены рядом друг с другом, переплетая свои струи в неспешной беседе. Я омыла лицо и выпила по пригоршне воды из каждого ключа и на душе стало светло и радостно. Обратный путь в гору был легким и приятным, а на поле перед крепостной стеной участники исторической реконструкции пригласили меня пострелять  из арбалета.

Возвращаясь в Нескучный садик я подумала, что хорошо бы сохранить до следующих чтений это ощущение светлого счастья…

 

 Вечером поэтическое общение продолжилось в кафе «Старое кино» в центре города Пскова. Неформальная программа предполагала чтение стихов на свободную тему, и я прочла несколько лирических произведений из книги «Галерея грез», вызвавшей интерес участников чтений. Моему эйфорическому настроению более всего соответствовали стихи-картины «В бреду медового коктейля…», «Ожидание» и «Искристой неги мелководья…», вызвавшие позитивный отклик зала. Мне, в качестве заместителя председателя правления Смоленской писательской организации и уже постоянного участника фестиваля, также довелось представить своих коллег, приехавших на «Словенское поле»: Анастасию Самофралийскую, Веру Суханову и Владимира Королева. Их выступления на фестивале были содержательными и яркими. Надеюсь, и сами они получили массу хороших впечатлений от фестиваля.

В час, когда на набережной Пскова расцветали зонтики фейерверка, я уже рассекала окрестности Пскова на рейсовом автобусе, уносившем меня в Смоленск. У меня даже родилось небольшое стихотворение «Я влюблена в Изборск», но об этом в другой раз.

Групповое фото вверху Владимира Савинова. Фото моего выступления – со страницы фестиваля ВКонтакте, остальные – мои. Эти и другие фотографии с видами Изборска позже опубликую в отдельном альбоме (раздел сайта Фотоальбом)

Диплом конкурса – из рук Андрея Дементьева

20.07.2015

Июль – прекрасный месяц для дня рождения поэта! В июле родились Франческо Петрарка (20.07.1304) и Павел Антокольский (01.07.1896), Владимир Маяковский (19.07.1893) и Евгений Евтушенко (18.07.1933). 16 июля отметил свое 87-летие и 2-летие Дома поэзии прославленный уроженец Тверской земли поэт Андрей Дементьев (родился в 1928 году). На этом замечательном празднике мне посчастливилось побывать – был прекрасный повод. И это не только мой день рождения 20 июля!

Почетный гражданин города Твери, Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель искусств РФ Андрей Дмитриевич Дементьев под звуки скрипок, доносившиеся со второго этажа, начал праздник открытием в «Доме поэзии Андрея Дементьева» выставки из частной коллекции Екатерины Рождественской и Аллы Киреевой-Рождественской, дочери и жены поэта Роберта Рождественского. На церемонии присутствовали Губернатор Тверской области Андрей Шевелёв, председатель областной Думы Андрей Епишин, глава администрации Твери Юрий Тимофеев, депутат Олег Лебедев и многие другие политические и общественные деятели.

Андрей Дементьев, с присущей ему скромностью, основной акцент сделал на открытии выставки и маленьком двухлетнем юбилее «Дома поэзии». Единственный в России Дом поэзии за последний год провел более 40 мероприятий, в которых приняли участие четыре тысячи человек. Среди этих мероприятий – выставки, мастер-классы, конференции, литературные вечера. Дом поэзии работает и над изданием книг: вышли из печати сборник стихов Владимира Львова «Живу, как лен», сборники произведений поэтов Верхневолжья «Свежий ветер» и «Тверское время».

А ещё «Дом поэзии Андрея Дементьева» организовал Первый областной поэтический конкурс, посвященный Твери и тверскому краю. И в свой день рождения Андрей Дементьев провел церемонию награждения победителей этого конкурса. Андрей Дмитриевич подчеркнул: «Я рад и счастлив, что все это происходит здесь, на моей Родине! Самая лучшая земля – тверская, самые верные читатели – жители Верхневолжья. Это очень важно, когда в жизни есть место для творчества и таланта».

Конкурс проходил в нескольких номинациях и возрастных категориях, поэтому звания лауреата конкурса были удостоены десять авторов. Как сообщала пресса, в адрес оргкомитета конкурса поступило огромное количество рукописей, и члены жюри: поэты Андрей Дементьев, Владимир Львов, Иван Демидов и литературный критик Александр Бойников провели большую работу прежде чем выбрали лучшие стихотворения. В итоге лауреатами первого поэтического конкурса о тверской земле стали: Мария Минина, Роман Гурский, Диана Мун, Виктория Панина, Юлия Кушина, Татьяна Кутепова, Вера Грибникова, Любовь Тетерина, Виктор  Грибков-Майский и я – Мария Парамонова!

Лауреаты получили из рук Андрея Дементьева дипломы и памятные подарки. Замечательная ручка с гравировкой «Дом поэзии Андрея Дементьева» – специально для новых стихов! Потом поэты читали свои стихи, а наш классик, известный не только своими стихами, но и многолетним руководством журналом «Юность», слушал.

Я прочла своё конкурсное стихотворение «Баллада о сожженных», посвященное истории Тверского Христорождественского монастыря. Отсылая читателя к Смутному времени, когда польскими войсками монастырь был сожжен и многие монахини погибли, я хотела показать всю бесчеловечность войны и очистительную жертву мирных людей, страдающих от агрессии во все века и в наши дни.

 Кажется, Андрею Дмитриевичу моя декламация понравилась. Он аплодировал, а Владимир Львов, который вел мастер-класс, был растроган буквально до слез и сказал, что сожалеет о том, что я уехала в Смоленск и Тверь потеряла такого поэта. Я ответила, что и Тверь не потеряла и Смоленск приобрел и даже в Москве успеваю бывать. И обещала приехать в следующем году на Каблуковские литературные встречи, инициатором проведения которых Владимир Ильич был 15 лет назад и по сей день остается организатором и идейным вдохновителем этого литературного фестиваля.

 Следует добавить, что Андрей Дементьев поведал собравшимся еще один секрет: летом на площадке перед Домом поэзии (её видно на фотографии справа) будет открыт памятник поэтам-шестидесятникам работы его друга Зураба Церетели. Скульптор уже работает над образами Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Беллы Ахмадулиной, которые предстанут в бронзе. «Мы стараемся поднимать уровень поэзии, культуры, тем более что у нас такое богатое прошлое: Пушкин, Крылов, Лемешев, Александров, Дрожжин, и мы должны быть достойны этого прошлого», – сказал Андрей Дементьев.

Поэтический праздник продолжился в зале Тверской филармонии творческим вечером «В кругу друзей», на котором Андрей Дмитриевич читал свои стихи «Когда я возвращаюсь в Тверь», «Все суета, и только жизнь превыше», «Нет женщин нелюбимых» и другие. И, конечно, прозвучали знаменитые песни на его стихи. Песни, на которых я росла, и совсем новые. Прекрасно, что Дом поэзии в Твери состоялся! Он дышит творчеством и дает жителям Верхневолжья еще одно основание гордиться своим краем!

На фестивале в Вязьме казаки исполнили песню «Памяти павших солдат»

19.05.2015

На ставшем уже традиционным Международном фестивале казачьей песни «Споем, Станица», проходящем в г. Вязьме Смоленской области, Военно-патриотический клуб юных казаков «Пластун» исполнил песню Николая Вирабяна «Памяти павших солдат» на мои стихи. Молодцы ребята!

Эту песню традиционно исполняет ансамбль ДК «Гнездово», но особенно приятно слышать её в исполнении юных патриотов!

В социальных сетях размещены любительские видеозаписи выступления казачат. И еще ВКОНТАКТЕ.

 

Раисе Ипатовой

18.03.2015

Раиса Ипатова ушла. Пишу эти строки и плачу. Ведь я так и не сказала ей те слова благодарности, которые храню в своем сердце. Я считаю Раису Александровну одним из своих учителей в поэзии. Когда я приехала в Смоленск, она была первым писателем, с кем я познакомилась. Я бережно храню  свою первую книжку «Галерея грез» с пометками Раисы Александровну на полях. Она сказала: «Когда нибудь захочешь выпустить второе издание – тебе это пригодится». Ипатова одобрила мой цикл «Парижский блокнот» и рекомендовала его для публикации в альманахе «Блонье» у Иосифа Хатилина.

Потом наши пути разошлись. Мы с ней во много похожи. Я тоже не стремлюсь быть удобной. В тот период я купалась в «земном счастье материнства», писала об этом стихи. Хатилин как-то сказал, когда я принесла новую подборку для «Блонье»: «Эта тема интересна только женщинам, да и то не всем». А Раиса Александровна выразилась иначе: «Как можно быть счастливым, если в мире так много несправедливости?» И я осталась с музой наедине. Но, по совету Ипатовой, пошла в ЛИТО «Родник» к Пашкову. Там мои стихи услышала Лина Меркулова, а затем Виктор Смирнов.  Еще через год я была принята в патриотический Союз писателей России. Раиса Александровна была разочарована этим моим решением – она придерживалась либеральной идеологии другой писательской организации. В последние годы мы редко встречались, а, встречаясь, разве что здоровались. Но это не уменьшает моей скорби.

Она вставала рано утром
Писать стихи
И разбирать в покое мудром
Черновики.

И у окна, в тиши рассветной
Она ждала,
что приоткроет тайны света
мороз стекла.

Перед людьми неподотчетна,
Себе верна,
И одинока и свободна -
Ушла она…

Сенсационный юбилей

11.11.2014

Широкий резонанс в узких кругах литературной общественности вызвал 90-летний юбилей Смоленской писательской организации, празднование которого состоялось 30 октября 2014 года. Мой репортаж, сопровождаемый фотографиями Николая Чепурных, был опубликован на писательском сайте Смоленской областной организации Союза писателей России и на сайте головной организации, где вызвал особо бурное обсуждение.

Курьез в том, что региональное отделение Союза Российских писателей, в своем духе и в лице В.Макаренкова, бросилось доказывать, что им тоже 90 лет. С этим даже спорить никто не стал. Хочешь отметить юбилей – подготовься, пригласи членов организации и гостей, организуй поздравления и радуйся. Так и сделала наша организация – когда верстался план года культуры, мы попросили Департамент по культуре и туризму включить в этот план наше радостное событие. Заранее подали списки на поощрение писателей ветвями власти (впрочем, немонетарное). Коллеги-либералы ничего этого не сделали, но сочли своим долгом выступить с обличительной речью, в духе того, что это их нужно поздравлять и награждать, что власть их обижает и т.д. Полагаю, если бы их вдруг стали награждать, они бы столь же гневно отказались от безобидных благодарственных писем, мотивируя тем, что после распада СССР они безвозвратно размежевались с Союзом писателей СССР и его подразделениями. Главная их задача – наделать побольше шума. Кажется, она увенчалась успехом. Было бы интересно узнать, каким образом будут вознаграждены эти деструктивные усилия г-на Макаренкова, возглавляющего пятую колонну смоленских либеральных писателей. Я всегда удивлялась, как удается этому г-ну с одинаковым рвением цитировать гнусные выпады «Уха Москвы» и петь песню про российский флаг, написанную в форме марша для сотрудников ГУИН.

Но не все так плохо. Наши писатели проявили замечательную сплоченность, комментируя на сайте Союза писателей России мою статью и ядовитые замечания оппонентов. А Николай Кеженов прислал еще несколько фотографий с моим участием, так что публикую здесь все мои снимки (авторы Н.Чепурных и Н.Кеженов). А 31 октября в офисе нашей организации мне удалось пообщаться с писателем Василием Леоновым, приехавшим из Москвы поздравить нашу организацию от лица Секретариата Союза писателей России. Я давно и с интересом следила за его важной общественной работой по сохранению памяти о жертвах фашизма, сожженных заживо в деревнях Смоленщины. Теперь удалось узнать больше об этой работе и о судьбе писателя.

Так что продолжаем работать и приближать нашу организацию к столетнему юбилею!

Встречая новый год светло, листаем прошлого страницы…

01.01.2014

Наступил 2014 год, с чем я и поздравляю вас, друзья, гости сайта!

Ушедший 2013 год был для меня годом театра. В первую очередь потому, что весь календарный год я служила искусству в качестве руководителя литературно-драматургической части Смоленского камерного театра. И в том успехе, который сопутствовал театру есть мой посильный вклад. Репертуар пополнили новые спектакли, разнообразные по жанру, но нашедшие своего зрителя и собравшие хорошую прессу. Самый громкий успех достался сатирической комедии «Список журнала «Форбс»" по пьесе Александра Хорта, которую я выделила из потока приходящих по электронной почте драматургических произведений за её острую сатиру на коррумпированных чиновников.

В свою очередь, я тоже предлагала свою пьесу для постановки – пьеса-инсценировка «Стена» по роману Владимира Мединского была написана мною для детей (12+) и взрослых. В год 1150-летия Смоленска я предложила поставить её на сцене или на открытой площадке у крепостной стены. Признаюсь, не ожидала, что в городе-герое так сильны антипатриотические настроения. Не у простых жителей – я много общалась со зрителями театра и читателями (в минувшем году прошло 5 встреч с читателями в разных библиотеках Смоленска) – они разделяют моё вИдение. Но вот театральные и прочие чиновники абсолютно не хотят замечать проблемы отсутствия в театре репертуара, интересного для 12-16 летних. А от православной тематики бегут как …. от ладана. В сухом остатке имеем: из исторко-патриотической драмы про мальчика Сашу, взрослеющего в осажденном поляками Смоленске, театр драмы сделал разовый спектакль о милом в своих заблуждениях польском короле Сигизмунде, которому после долгих страданий удалось-таки взять Смоленск, полный гнусных, сильно пьющих варваров. Пресса много писала об этой постановке и до и после премьеры, но с оглядкой на вышеупомянутых чиновников, так что, пожалуй, адекватными можно назвать лишь пару статей.

Поэтическое творчество шло в 2013 году своим чередом. В альманахе «Сторона родная» опубликована 1-ая глава моей поэмы «Город в области сердца», а отрывок из этой поэмы, занявший в 2012 году второе место во Всероссийском конкурсе поэтических произведений, посвященном 1150-летию Смоленска, вошел в сборник «Поклон тебе, мой край неповторимый». Отрывок из стихотворения «Размышления в дороге», также посвященный Смоленску, был напечатан в предъюбилейном выпуске глянцевого журнала  »Смоленский пафос». «Литературная газета» опубликовала моё «Ироническое» стихотворение в разделе «Конкурс им. К.Пруткова». А детский журнал «Сказочный мир» опубликовал два стихотворения о семье.

В декабре 2013 года на отчетно-выборном собрании Смоленской областной организации Союза писателей России я вновь была избрана в состав правления, а 26 декабря правление назначило меня заместителе председателя. В 2014 году предстоит большая работа, поскольку нашей писательской организации необходимо сделать очень много в Год культуры!

«Россию надо заслужить» – книга Олега Дороганя о Валерии Ганичеве

18.10.2013

У меня в руках новая книга – историко-литературное исследование известного поэта, прозаика, литературного критика, члена правления Смоленской областной организации Союза писателей России Олега Дорогань «Россию надо заслужить» (Олег Дорогань. РОССИЮ НАДО ЗАСЛУЖИТЬ. Историко-литературное исследование. / Союз писателей России. — М.: ИИПК «ИХТИОС», 2013. — 555 с. — (Славянский Mip: Приложение к журналу «Новая книга России».) Эта книга – об одном из лидеров русского национального движения Валерии Николаевиче Ганичеве. Ганичев – не только писатель и общественный деятель (Председатель правления Союза писателей России). Он – подвижник, государственник, всю жизнь он предан русской истории.

Тексту исследования в книге предшествует обращение Олега Ивановича к читателям.  Он пишет: «Если попаду я на пир всеблагих, как у поэта Ф. Тютчева, или на строгий суд совести, и меня там спросят, чем я могу гордиться, отвечу: мне посчастливилось познакомиться с Валерием Николаевичем Ганичевым и написать о нём книгу.  … Так счастливо сошлось, что в нём сочетается несколько ипостасей, и я постарался высветить образ писателя-историка и публициста, общественного литературного деятеля и художника слова, показать, как выблёскивают грани его творческого и чисто человеческого дара.»

Олег Дорогань отмечает необычайную силу духа лидера писателей России и даже провидческий дар: «И когда Валерию Николаевичу говорят: всё – наступает конец Русской цивилизации, она, как Атлантида, уходит под воду, он убежден: у нас есть свой Китеж, свой Град Небесный, свой Край Заветный. … Каждое слово его лучится верой, светится спокойной Божественной силой. Он прозревает, в каждом своём выступлении он видится мне пророком с посохом веры. С незримым – как само его провидчество – посохом. Он прозревает Новую Россию.»

Своё исследование О. Дорогань начинает с 1990-х – времени новой Русской смуты. Именно в этот тяжелый, критический период нашей истории, на IX съезде Союза писателей России (1994), Валерий Николаевич Ганичев единодушно был избран председателем нашей писательской организации. Искать духовный ответ на вызов смутного времени – такую сверхзадачу поставил перед Союзом писателей и перед собой Валерий Ганичев, ибо отечественная литература оставалась едва ли не последним оплотом сопротивления разрушительным тенденциям. Творчество Ганичева в этот период духовно неразделимо с этой сверхзадачей. Валерий Николаевич создает историческое повествование о флотоводце, православном воине Фёдоре Ушакове. Именно этот герой романов «Росс непобедимый» и «Флотовождь» видится автору воплощением лучших черт славяно-русского национального характера.

Так, шаг за шагом, год за годом, собор за собором, Олег Дорогань открывает страницы летописи духовного подвижничества Валерия Ганичева, летописи сохранения и возрождения отечественной литературы, сохранения и возрождения русского самосознания. Сознавая, как далеко ещё мы от победы в этой борьбе, Ганичев призывает не складывать «оружие» ни в России, где массовая культура бесцеремонно навязывает свою разлагающую систему ценностей, ни на постсоветском пространстве, где внедряются местечковые националистические идеи, построенные на переписывании истории и литературы с целью разрушить общность славянских народов.

Книгу Олега Дорогань нужно читать и перечитывать всем кому не безразлично будущее отечественной литературы, да и России в целом. И станет в нашей стране больше дела делателей – людей, идейно и практически содействующих укреплению веры, культуры, литературы, памяти, самосознания народов России, сплотившихся вокруг русского народа в единой семье равных.

На интернет-портале «Русское воскресенье» уже начата публикация глав исследования Олега Дорогань «Россию надо заслужить»    http://www.voskres.ru/literature/library/dorogany.htm .

 

 

Тихая моя Родина: Слава Богу за всё!

01.09.2013

30 и 31 августа театр имени Евг. Вахтангова показал на сцене Смоленского камерного спектакль-концерт »Тихая моя родина». В аннотации на сайте театра было сказано: «Если вы устали от грохота, суеты и бешеных скоростей нашего века, от агрессивности и крика, не похожего на человеческий голос, или просто вам невмоготу от невеселых мыслей — этот спектакль — для вас.» Неслучайно, видимо, его показывали непосредственно после «Медеи»,  после которой действительно было невмоготу.

 Минут через двадцать после начала спектакля я почувствовала, как в душу проникает умиротворение, покой. А после окончания этого замечательного концерта-праздника ещё долго напевала (да и сейчас продолжаю напевать) песню «Слава Богу за всё!», завершившую выступление дуэта Елены и Александра Михайловых. Песня была исполнена «на бис», и артисты рассказали, что это произведение написано на стихи монахини-инвалида, живущей подаянием.

Сценическое пространство было решено просто и уютно – в духе дворянской усадьбы.  Дуэт Александра и Елены Михайловых в светлых одеждах, светлыми голосами исполнили стихи А. Ахматовой и Б. Окуджавы, Г. Иванова и И. Северянина; духовные песни и песни о России на слова Н. Рубцова, И. Бродского, Н. Гумилева, Б. Чичибабина, В. Набокова, С. Толстого, Ф. Глинки, В. Волкова, матушки Людмилы Кононовой, иеромонаха Романа, авторы музыки: Г. Заволокин, Б. Щукин, А. Суханов, Б. Лазарев, Ю. Эдельштейн и другие.

Елена Михайлова аккомпанировала себе на гитаре, музыкальное сопровождение песен, а так же отдельные музыкальные номера прозвучали в исполнении великолепного квартета музыкантов: гитара — Е. Иванов, скрипка — Ю. Таманова / П. Евланова, флейта — А. Смирнова / О. Жевлакова, виолончель — Д. Ловать (к сожалению, в программке не были отмечены фамилии скрипачки и флейтистки, посетивших Смоленск).

Супруги Михайловы — лауреаты I Московского Молодёжного фестиваля авторской духовной песни во имя святого Романа Сладкопевца «Исповедь сердца», награждены медалями преподобного Сергия Радонежского II степени и святого благоверного князя Даниила Московского.

«Слава Богу за все!» – так называется акафист, автором которого является митрополит Трифон (1861-1934). Этот духовный текст необыкновенной силы вдохновил меня в трудную минуту на написание стихотворения «Перед иконою свеча…», которое завершает мою книгу «Галерея грёз»(2007).  Я подарила свои стихотворные сборники супругам Михайловым, поблагодарив их за тот свет, который принесло зрителям их выступление.

Медея: 18+

31.08.2013

28  августа 2013 года стартовали гастроли лучшего театра России – театра имени Евг.Вахтангова в Смоленске. В этот день на сцене Смоленского камерного театра была показана «Медея» Жана Ануя (по мотивам одноименной трагедии Еврипида, поставленной в 431 году до нашей эры, которая, в свою очередь, опиралась на миф об аргонавтах). Режиссер Михаил Цитриняк прочел эту историю как поэму без героя – в мире жестокости и порока любовь, дети и раскаяние были обречены. Безусловно, вахтанговцы показали высочайший уровень актерского мастерства, художественного, светового и звукового оформления, но меня, прежде всего, волновала та идея, которую вложат они в души и умы зрителей.

Медею исполнила одна из ярчайших звезд театра и кино - Юлия Рутберг (заслуженная артистка РФ, Лауреат российских театральных премий «Чайка» и «Хрустальная Турандот» Окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина в 1988 году. Сыграла более более 20 ролей в театре и 50 ролей в кино (фильмы «Руанская дева по прозвищу «Пышка», «Закат», «Савой», «Макаров», «Чек», «Фаталисты», «Анна», «Женская дружба», «Неверность», «Четыре возраста любви», «Тропинка вдоль реки», сериалы «Каменская», «Московские окна», «Империя под ударом», «Холостяки», «Виола Тараканова. В мире преступных страстей», «Не родись красивой», «Анна Герман», «Средство от смерти» и др.)

В роли Ясона предстал любимец женского большинства телеаудитории Григорий Антипенко. Я, признаюсь, впервые видела этого актера, поскольку сериалы не смотрю. Он был очень убедителен в роли представителя мужского мира, где с женщиной можно сделать всё, что угодно, и её же во всём обвинить. При этом – исключительно обаятелен, как и полагается в таком амплуа. Вспоминая о былой любви, он не позволяет Креону убить Медею. Он убивает её морально, прогоняя в никуда.

Креон – Андрей Зарецкий – актер с очень знакомым лицом (не только потому, что снимался во многих фильмах и сериалах), вполне доходчиво провел свою линию сюжета. Он, как Медея, как Язон, и как все цари и герои, всю жизнь убивал людей, даже детей. Но к старости устал, усовестился. Царь Креон оставляет Медею в живых, не забирает её детей, она же, в отместку ему и его дочери, на которой женится Ясон, посылает им отравленный подарок. Подарок относят невидимые для зрителя дети Медеи и Язона (в первичной легенде об аргонавтах детей за такой подарок убивает разгневанный народ).

Медея Юлии Рутберг, пожалуй, сказала в этот день не всё, что хотела (сотрудники театра поделились, что во второй день показа она сыграла на 100%). Вероятно, мне повезло не увидеть эти 100%. В первом смоленском спектакле Юлии удалась любовь, но не ненависть, прозвучавшая только словами. Воспоминания Медеи  возвращаются к тем дням, когда  дочь царя Колхиды похитила ради покорившего её страстью Ясона золотое руно (это стоило жизни её отцу и брату). Для Медеи новый брак Ясона – предательство, хотя любовь и страсть уже угасли. Это разрушение ее жизненного пространства, обессмысливание её существования, её жертвы. Ей некуда идти – именем Медеи пугают детей, Колхида для неё закрыта, а Ясон собирается воссесть на троне рядом с Креоном. Все объяснения её выбора, как высшего проявления свободы личности не выдерживают критики. Говорить, что смерть — не поражение Медеи, а ее нравственная победа, может только безумец. Женщина, убившая отца, брата, множество других людей, убивающая своих детей (какая уж тут метафора!), чтобы не отдать их «такому Язону», а затем убивающая себя – это концентрированное зло, змея, жалящая свой хвост. Спектакль ошибочно рекомендован для зрителей старше 16 лет (16+), поскольку оправдывает суицид, как способ выхода из проблемной ситуации. Увы, быть женщиной тяжело во все времена. Наш мир по-прежнему принадлежит мужчинам. И порою просто нет сил идти дальше по равнодушной пустыне, но не зови, Юлия,  в даль тёмную…

И вспомнилось стихотворение «Юлия», вошедшее в мою книгу «Галерея грёз» (2007). Удивительно похожая история, но женщина остается женщиной, а метафорический меч – в руках мужчины.