Не могу молчать!


Рухнувший Речной вокзал в Твери необходимо восстановить

09.08.2017

В Твери в ночь на 8 августа 2017 года произошло обрушение здания Речного вокзала. Было зафиксировано как минимум три этапа обвала конструкций на площади 400 кв.м, в результате чего здание лишилось перекрытий и части центрального архитектурного элемента – ротонды. Эксперты начали предварительное исследование состояния здания, которое 80 лет было визитной карточкой областного центра на Волге. Одновременно на федеральном уровне ставится вопрос о предотвращении подобных бедствий на аналогичных объектах в других городах: в 30-е годы прошлого века активное развитие речного флота вызвало повсеместное строительство зданий вблизи береговой линии, в их числе – здание Северного речного вокзала в Москве, которое также находится в аварийном состоянии.

 Речной вокзал построили по проекту архитекторов Райского и Гавриловой на месте снесенного по причине ветхости Тверского Отроч монастыря. Стройка была осуществлена за три года и завершилась в августе 1938 года. В этот же период было заполнено водой Иваньковское водохранилище, что привело к изменению уровня воды и характера весенних паводков.

 В №2(57) за 2017 год журнал «Бизнес Территория» опубликовал интервью инженера-реставратора, доцента Казанского государственного архитектурно-строительного университета Игоря Матвеева «Город на реке: жизнь у воды и гидрологические условия строительства». В ней эксперт по инженерно-геологическим изысканиям констатирует факт разрушающего воздействия на архитектурные объекты, связанного с освоением водных ресурсов.

- В XX веке с развитием технического прогресса русла рек меняли, поворачивали, углубляли, что в свою очередь стало толчком к тому, что памятники древнего зодчества стали разрушаться…

Игорь Матвеев приводит в пример Казань:

- Сейчас Заречье (сходное с тверским Заволжьем, где расположен Речной вокзал) уже не затапливает – подняли культурный слой, укрепили берег. Там также есть памятники архитектуры – купеческие особняки, общественные здания. Раньше, до создания Куйбышевского водохранилища, ширина рек была гораздо меньше, а сейчас уровень поднялся, требуются усилия по сохранению этих зданий…Не зря же говорят, что вода камень точит.

Таким образом, архитекторы, построившие Речной вокзал, не могли достоверно знать, как изменятся гидрогеологические условия в месте строительства здания в результате функционирования Иваньковского и других гидроузлов. Но это не умаляет архитектурных достоинств здания Речного вокзала, гармонично сочетающегося с окружающим ландшафтом. Это сердце Твери, место слияния её водных артерий. Очевидно разумным решением было бы восстановление здания Речного вокзала из современных материалов, с учетом современной гидрогеологии, с проведением работ по берегоукреплению. Не дорогостоящей научной реставрации – силикатный кирпич не представляет исторической ценности, а коммуникации устарели морально и физически. Объектом охраны здесь должно являться архитектурное решение, проект Райского и Гавриловой, который должны бережно доработать продолжатели их дела.

Вероятно, следует объявить конкурс на актуализацию проекта с проработкой внутренних коммуникаций и нового функционала здания. Речной вокзал непременно должен остаться в сфере общественной жизни Твери. Здесь могут быть созданы тематические музейные экспозиции, отель с роскошным видом на реку, ресторан, а в стилобатной части под арками целесообразно организовать торговые ряды, предлагающие сувениры туристам, прибывающим на круизных теплоходах.

Речной вокзал – достояние Твери. Окончательно утратить это сокровище было бы чудовищной ошибкой.

Фестиваль исторической поэзии. Кризис жанра.

01.08.2017

C 28 по 30 июля 2017 года в Псковской области проходил Международный историко-патриотический поэтический фестиваль «Словенское поле – 2017». Фестиваль «Словенское поле» проводится с 2008 года – тогда авторы и издатели литературного журнала «Поэзия. 21 век» предложили провести поэтический праздник на древней Изборской земле и  Музей-заповедник «Изборск» эту инициативу поддержал. А в 2012 году фестиваль стал одним из ярких праздничных мероприятий в рамках празднования 1150-летия основания Изборска, его организовало Псковское региональное отделение Союза писателей России при поддержке Государственного комитета Псковской области по культуре. Тогда было принято решение сделать фестиваль ежегодным. Я приняла участие в четырех фестивалях подряд – с 2014 по 2017 год.

В 2017 году седьмой историко-патриотический поэтический фестиваль «Словенское поле» собрал во Пскове писателей из 18 регионов России, а также из Беларуси, Испании, Эстонии, Франции и Объединённых Арабских Эмиратов. От Смоленской областной организации Союза писателей России на фестиваль приехали: Олег Дорогань, Вера Суханова, Владимир Королёв, Анастасия Самофралийская и я, Мария Парамонова, представляющая также и Тверскую область. В тверскую делегацию помимо меня вошли члены Содружества литераторов Верхневолжья Вера Грибникова, Любовь Старшинова, Сергей Полежаев, Ольга Кочнова и Василий Рысенков (член жюри).

В этом году была объявлена дополнительная номинация – конкурс стихов о Пскове, посвящённый семидесятилетию автора гимна Пскова Станислава Золотцева (1947-2008).

В первый день фестиваля по традиции организаторы приглашают в увлекательные поездки по историческим местам псковской земли. В прошлом году это была поездка в Пушкиногорье, а нынче писатели побывали в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Вечером того же дня во время неформального ужина прошли литературные чтения свободной тематики.

На следующее утро два комфортабельных автобуса с участниками фестиваля отправилась в Изборск. После экскурсии по Изборской крепости, которую любезно предоставляет фестивалю Музей-заповедник, участники фестиваля посетили Словенские ключи, церковь Рождества Богородицы, недалеко от которой бьёт Богородицкий святой источник. Не скрою, что испытываю притяжение Словенских ключей – они открывают новое дыхание для творчества, наполняют энергией, придают сил.

Затем состоялось торжественное открытие историко-патриотического поэтического фестиваля«Словенское поле – 2017», на котором выступили официальные лица и инициатор фестиваля – поэт Андрей Бениаминов. С приветственным словом выступил председатель Смоленской организации Союза писателей России Олег Дорогань. Он прочитал своё стихотворение «Владимир Креститель».

В рамках фестиваля в «Нескучном садике» музея-заповедника состоялись поэтические чтения и выступления бардов.  Я прочла новые стихотворения «Семь сотен снегов» и «Гроза. К Пушкину». По окончании чтений, сопровождавшихся моросящим дождиком и поеданием вкуснейших блинчиков на террасе  Нескучного садика,  участники фестиваля дружно отправились к автобусной стоянке и вернулись во Псков.

По приглашению председателя Псковского регионального отделения Союза писателей России Игоря  Смолькина (Изборцева) смоленская делегация побывала в главном офисе псковских писателей. В неформальной обстановке писатели обменялись своими впечатлениями, обсудили существующие проблемы. А вечером поэты гуляли по старому городу, прикасались к его истории, фотографировались и читали стихи. Была прекрасная творческая атмосфера.

30 июля заключительный день фестиваля начался с церемонии возложения цветов к памятнику солдату Первой мировой войны. Эта традиция возникла год назад и была поддержана всеми участниками, большинство из которых приезжают на фестиваль ежегодно.  Владимир Королёв продекламировал стихотворение, посвящённое своему деду, штабс-капитану царской армии Филиппу Латонову. Прозвучало много стихов о Первой мировой войне.

Затем в концертном зале Псковского областного колледжа искусств им Н. А. Римского-Корсакова прошёл мастер-класс лауреата премии им. М. Е. Салтыкова Щедрина и конкурса «Золотое перо России», поэта Василия Рысенкова (г. Торжок, Тверская область). И тут вдруг выяснилось, что исторической поэзии не существует. Василий Рысенков на правах мастера объяснил приехавшим на фестиваль исторической поэзии авторам, что историческая поэзия устарела. Эпический жанр ушел в прошлое вместе с Гомером и Лермонтовым, а сейчас нужно писать иначе. И прочитал несколько своих стихотворений для примера. Слегка касаясь истории или, лучше сказать, прошлого, поэт метафорично индульгирует в своих переживаниях. Получается неплохо, но зачем же отрицать то, что делают другие? Член жюри пожурил тех, кто обращается к историческим сюжетам, предположив, что они пересказывают статьи из Википедии. Участникам фестиваля стало стыдно за свое несовершенство, они мысленно поклялись никогда больше не писать исторических стихов и проводили Василия Рысенкова дружными апплодисментами.

Смоленские писатели были отмечены дипломами фестиваля «Словенское поле». А победителями стали поэты, соответствующие установке жюри на отвлеченность от исторических событий. Впрочем, в номинации стихов о Пскове одним из призеров стала Ольга Кочнова из Твери за прекрасное стихотворение о княгине Ольге.

На заключительных чтениях Олег Дорогань прочитал стихотворение «Ты водила полки Одигитрия», Вера Суханова и Анастасия Самофралийская продекламировали произведения на крымскую тему.  Я, в свою очередь, вышла на сцену за дипломом участника, но не стала читать «Семь сотен снегов», поскольку у меня не было при себе Википедии и я не могла подтвердить оригинальность сюжета моего стихотворения, опирающегося лишь на одну фразу из летописи. Я прочла «Земля ранима и прекрасна…», как призыв к миру, к бережному отношению к нашей планете и друг другу. На мое удивление это стихотворение получило положительные отзывы участников фестиваля, разубедившие меня в возникшем было желании прекратить если не писать (это невозможно!), то по крайней мере читать стихи.

Через некоторое время я узнала, что в следующем году фестиваля «Словенское поле» скорее всего не будет.  Андрей Бениаминов, судя по всему, устал от того, что те, кто въезжает в рай на его горбу еще и вонзают шпоры в  бока, побуждая маневрировать в нужную сторону. Нужную кому? Не Андрею Бениаминову и не тем, кто за эти годы полюбил фестиваль исторической поэзии, псковскую землю и ее историю.

День Пушкина

06.06.2017

Я часто об этом думаю. Пушкин, повзрослев, изменил своё мировоззрение и его перестали читать современники. Но читаем мы. Он, наверняка, не соглашался уже сам со своими призывами к революции, а они продолжали жить отдельно от него и делали свое дело. И с его стихами в памяти революционер-террорист бросал бомбу в императора или расстреливал царскую семью. Трудно быть поэтом, а не быть невозможно, если на то воля Божья.

     К Пушкину. Гроза.

Кто, волны, вас остановил,
Кто оковал ваш бег могучий,
Кто в пруд безмолвный и дремучий
Поток мятежный обратил?
Чей жезл волшебный поразил
Во мне надежду, скорбь и радость
И душу бурную и младость
Дремотой лени усыпил?
Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельный оплот!
Где ты, гроза — символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.

( А. С. Пушкин)

 

Сполохи молний за ближнею тучей,
Отсветы в глянце дорог.
Город затих, будто страху созвучен
Дождь, учащающий дробь.

Мир сотворен неземною рукою
В облаке звёздной грозы.
Света и тьмы, созиданья и боя
Вечен небесный призыв.

Так же клонились вершины растений,
Молнии рвали простор.
Квадриллионы рождений и тлений
Мир перед Богом простёр.

Ты же, глашатай, грозу призываешь,
Дрёму развеять спешишь,
Воды невольные бурей взрываешь,
Клич возвещаешь в тиши.

Знаешь – за словом разверзнется небо,
Молнии ринутся вниз.
Светлым достанется вечная нега,
Тёмным исчадиям – визг.

Кесарю – пулю и нимб на иконе,
Богу – кощунства и смут,
Родине – море кровавых агоний,
Гению – вечности суд.

 

Реплика о хрущевках

17.05.2017
Мы беспечно спим в недрах своих хрущевок, сталинок, брежневок и прочих домов, в жилах которых по трубам течет достояние России. Но если службы не обнаруживают утечки, сосед хочет свести счеты с жизнью, а лавочник – незаконно подключиться к трубе, этот сон может стать последним. Вопрос о том, проводить ли реновацию хрущевок в таком случае решается самым чудовищным образом.
  .
                     А чтобы родился дом, нужно убить дом.
                          Домам теснее, чем нам.
                          Домам еще теснее, чем нам.
                          Теснее, чем нам в них.
                                                                       Иван Давыдов

 

Это не сложно – оставить как есть, -
Пусть старые в старом живут,
Пока не взорвется газ.

А чтобы дом не сносить – учесть:
На век нужно строить тут.
На много веков, как в Пальмире,
Или хотя бы банальном ампире,
Создав этим домом нас.

В числе лауреатов!

22.11.2015

Подведены итоги второго ежегодного Международного конкурса лирико-патриотической поэзии им. Игоря Григорьева (1923-1996) «Ничего душе не надо, кроме родины и неба». В конкурсе приняли участие более 300 литераторов, среди которых как профессиональные поэты, так и любители высокого слова из Беларуси, Казахстана, Чехии, Германии, Канады, Украины, Латвии, ДНР и ЛНР, России. Откликнулись поэты из Башкирии, Якутии, Хакасии, Чувашии, Киргизии, Карачаево-Черкессии, Алтайского края, Ямало-Ненецкого округа, Мордовии, республики Марий Эл, Крыма. В адрес конкурса поступили стихи от авторов из Воронежской области, Свердловской, Омской, Псковской, Калининградской, Архангельской, Волгоградской, Челябинской, Брянской, Кемеровской, Пензенской и др. , а также из многочисленных городов от Нового Уренгоя, Владивостока, Тюмени, Омска до Самары, Рязани, Казани, Севастополя, Смоленска, Пятигорска, Архангельска, Пскова и, конечно, Москвы и Санкт-Петербурга.

Международное жюри (председатель – член СП России, доктор медицинских наук, доктор богословских наук протоиерей Григорий Григорьев, сын поэта И.Григорьева) рассмотрело около тысячи работ и определило 68 финалистов, из которых 16 стали лауреатами и 5 – победителями.

Церемония награждения состоялась 19 ноября 2015 года, в Санкт-Петербурге (ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) во время Вторых литературных чтений памяти Игоря Григорьева «Слово. Отечество. Вера», на Международной научной конференции «Русская литература и проблемы этноконсолидации народа». Финалистам торжественно вручены дипломы, книги с их стихами («Ничего душе не надо, кроме родины и неба»: 2-ой Международный поэтический конкурс им.И.Н.Григорьева/ сост.Н.В.Советная. – СПб., 2015. – 240с.). Кроме того, победители конкурса получили денежные премии, а Елена Копытова за первое место недавно учреждённую Фондом памяти И.Григорьева памятную медаль «Поэт и воин Игорь Николаевич Григорьев (1923-1996)»

ПОБЕДИТЕЛИ: 1 место – Копытова Елена Евгеньевна (Рига); 2 место: — Гушан Алексей Николаевич (Москва), Савинов Владимир Борисович (Псков), 3 место: — Сафронова Ольга Игоревна (Таганрог)

ЛАУРЕАТЫ:
Балин Денис Александрович (Мга, Ленинградская обл.)
Баранкин Игорь Геннадьевич (г. Энгельс-1, Саратовская обл.)
Бермузов Зураб Мухамедович (аул Али-Бердуковский, Карачаево-Черкессия)
Вареник Наталья Владимировна (Белая Церковь, Украина)
Войтюк Дмитрий Константинович (Новосибирск)
Гусев Евгений Павлович (Ярославль)
Дорофеева Ольга Александровна (Мга, Ленинградская обл.)
Полевиков Михаил Петрович (г. Боровичи, Новгородская обл.)
Катченкова Ирина Семеновна (СПб)
Конева Светлана Борисовна (Мга, Ленинградская)
Коршунова Ольга Валериановна (г.Заречный, Пензенская область)
Лана Яснова (Кошарная Елена Алексеевна) (Белгород)
Лев Стологоров (Дзутцев Леонид Борисович) (Владикавказ)
Парамонова Мария Николаевна (Смоленск, Тверь)
Себежанин Александр Михайлович (Псков)
Чекина Марина Владимировна (СПб)

Наталья Советная (материалы сайта Дома писателя Санкт-Петербурга)

Я влюблена в Изборск!

01.08.2015

25 июля я снова приехала в Изборск на поэтический фестиваль «Словенское поле». К сожалению, в этом году меня не сопровождали мои дети и у меня был только один день, но он был незабываемым!

История фестиваля «Словенское поле» ведется с 2008 года, когда инициативной группой поэтического журнала «Поэзия. 21 век», при поддержке Музея-заповедника «Изборск» был проведен первый поэтический форум у стен старинной русской крепости. В 2012 году фестиваль стал одним из праздничных мероприятий, посвященных 1150-летию Изборска. Его проведение организовали Псковское региональное отделение Союза писателей России и Государственный комитета Псковской области по культуре. Начал издаваться сборник избранных произведений участников чтений. Фестиваль стал проводиться ежегодно и в 2015 году собрал поэтов, пишущих на историческую тему в пятый раз.

Во время экскурсии по Государственному историко-архитектурному и природно-ландшафтному музею-заповеднику крепости Изборск  я с интересом рассмотрела создающиеся там декорации для съёмки фильма по роману В. Мединского «Стена». Читатели сайта знают, что я написала по этому роману пьесу-инсценировку, «по мотивам» которой Смоленским драматическим театром в 2013 году был поставлен спектакль. От души надеюсь, что уж в фильме-то тема мальчика Саши, взрослеющего в осажденной крепости, будет раскрыта.

 

 В Нескучном садике в этом году соорудили эстраду, но поэты предпочитали быть ближе к «залу» и только барды, завершающие чтения в Изборске, восходили на сцену для исполнения своих песен. Поэтическую часть чтений открыла Наталья Советная, которой был вручен диплом лауреата за 1-е место в конкурсе исторической поэзии. Организатор фестиваля Андрей Бениаминов отметил, что Наталья не только пишет замечательные стихи, она активный популяризатор творческого наследия выдающегося поэта-фронтовика Игоря Григорьева, возглавлявшего псковскую писательскую организацию. Наталья Советная прочла стихи Игоря Григорьева и свое стихотворение, победившее в конкурсе.

 Организатор фестиваля Вита Пшеничная продолжила поэтические чтения, приглашая поэтов к микрофону. Предваряя свое выступление, я сказала, что в 2014 году была единственной участницей фестиваля от Смоленска , но мой восторженный рассказ об этом празднике поэзии и публикация на сайте организации не оставили смоленских писателей равнодушными. В этом году в Изборск приехала целая делегация из четырех писателей! Я прочитала стихотворение «Во имя добра», входившее в мою фестивальную заявку и посвященное моему деду.

А потом наступило время для чуда! Я прошла мимо крепостной стены, миновала часовенку, стоящую у обрыва, спустилась по склону и по тропе пришла к Словенским ключам. Эти прозрачные прохладные потоки, выходя из отвесной слоистой каменной стены, ведут свой короткий путь к Городецкому озеру. Ключей двенадцать и посвящены они двенадцати Апостолам, они расположены рядом друг с другом, переплетая свои струи в неспешной беседе. Я омыла лицо и выпила по пригоршне воды из каждого ключа и на душе стало светло и радостно. Обратный путь в гору был легким и приятным, а на поле перед крепостной стеной участники исторической реконструкции пригласили меня пострелять  из арбалета.

Возвращаясь в Нескучный садик я подумала, что хорошо бы сохранить до следующих чтений это ощущение светлого счастья…

 

 Вечером поэтическое общение продолжилось в кафе «Старое кино» в центре города Пскова. Неформальная программа предполагала чтение стихов на свободную тему, и я прочла несколько лирических произведений из книги «Галерея грез», вызвавшей интерес участников чтений. Моему эйфорическому настроению более всего соответствовали стихи-картины «В бреду медового коктейля…», «Ожидание» и «Искристой неги мелководья…», вызвавшие позитивный отклик зала. Мне, в качестве заместителя председателя правления Смоленской писательской организации и уже постоянного участника фестиваля, также довелось представить своих коллег, приехавших на «Словенское поле»: Анастасию Самофралийскую, Веру Суханову и Владимира Королева. Их выступления на фестивале были содержательными и яркими. Надеюсь, и сами они получили массу хороших впечатлений от фестиваля.

В час, когда на набережной Пскова расцветали зонтики фейерверка, я уже рассекала окрестности Пскова на рейсовом автобусе, уносившем меня в Смоленск. У меня даже родилось небольшое стихотворение «Я влюблена в Изборск», но об этом в другой раз.

Групповое фото вверху Владимира Савинова. Фото моего выступления – со страницы фестиваля ВКонтакте, остальные – мои. Эти и другие фотографии с видами Изборска позже опубликую в отдельном альбоме (раздел сайта Фотоальбом)

Диплом конкурса – из рук Андрея Дементьева

20.07.2015

Июль – прекрасный месяц для дня рождения поэта! В июле родились Франческо Петрарка (20.07.1304) и Павел Антокольский (01.07.1896), Владимир Маяковский (19.07.1893) и Евгений Евтушенко (18.07.1933). 16 июля отметил свое 87-летие и 2-летие Дома поэзии прославленный уроженец Тверской земли поэт Андрей Дементьев (родился в 1928 году). На этом замечательном празднике мне посчастливилось побывать – был прекрасный повод. И это не только мой день рождения 20 июля!

Почетный гражданин города Твери, Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель искусств РФ Андрей Дмитриевич Дементьев под звуки скрипок, доносившиеся со второго этажа, начал праздник открытием в «Доме поэзии Андрея Дементьева» выставки из частной коллекции Екатерины Рождественской и Аллы Киреевой-Рождественской, дочери и жены поэта Роберта Рождественского. На церемонии присутствовали Губернатор Тверской области Андрей Шевелёв, председатель областной Думы Андрей Епишин, глава администрации Твери Юрий Тимофеев, депутат Олег Лебедев и многие другие политические и общественные деятели.

Андрей Дементьев, с присущей ему скромностью, основной акцент сделал на открытии выставки и маленьком двухлетнем юбилее «Дома поэзии». Единственный в России Дом поэзии за последний год провел более 40 мероприятий, в которых приняли участие четыре тысячи человек. Среди этих мероприятий – выставки, мастер-классы, конференции, литературные вечера. Дом поэзии работает и над изданием книг: вышли из печати сборник стихов Владимира Львова «Живу, как лен», сборники произведений поэтов Верхневолжья «Свежий ветер» и «Тверское время».

А ещё «Дом поэзии Андрея Дементьева» организовал Первый областной поэтический конкурс, посвященный Твери и тверскому краю. И в свой день рождения Андрей Дементьев провел церемонию награждения победителей этого конкурса. Андрей Дмитриевич подчеркнул: «Я рад и счастлив, что все это происходит здесь, на моей Родине! Самая лучшая земля – тверская, самые верные читатели – жители Верхневолжья. Это очень важно, когда в жизни есть место для творчества и таланта».

Конкурс проходил в нескольких номинациях и возрастных категориях, поэтому звания лауреата конкурса были удостоены десять авторов. Как сообщала пресса, в адрес оргкомитета конкурса поступило огромное количество рукописей, и члены жюри: поэты Андрей Дементьев, Владимир Львов, Иван Демидов и литературный критик Александр Бойников провели большую работу прежде чем выбрали лучшие стихотворения. В итоге лауреатами первого поэтического конкурса о тверской земле стали: Мария Минина, Роман Гурский, Диана Мун, Виктория Панина, Юлия Кушина, Татьяна Кутепова, Вера Грибникова, Любовь Тетерина, Виктор  Грибков-Майский и я – Мария Парамонова!

Лауреаты получили из рук Андрея Дементьева дипломы и памятные подарки. Замечательная ручка с гравировкой «Дом поэзии Андрея Дементьева» – специально для новых стихов! Потом поэты читали свои стихи, а наш классик, известный не только своими стихами, но и многолетним руководством журналом «Юность», слушал.

Я прочла своё конкурсное стихотворение «Баллада о сожженных», посвященное истории Тверского Христорождественского монастыря. Отсылая читателя к Смутному времени, когда польскими войсками монастырь был сожжен и многие монахини погибли, я хотела показать всю бесчеловечность войны и очистительную жертву мирных людей, страдающих от агрессии во все века и в наши дни.

 Кажется, Андрею Дмитриевичу моя декламация понравилась. Он аплодировал, а Владимир Львов, который вел мастер-класс, был растроган буквально до слез и сказал, что сожалеет о том, что я уехала в Смоленск и Тверь потеряла такого поэта. Я ответила, что и Тверь не потеряла и Смоленск приобрел и даже в Москве успеваю бывать. И обещала приехать в следующем году на Каблуковские литературные встречи, инициатором проведения которых Владимир Ильич был 15 лет назад и по сей день остается организатором и идейным вдохновителем этого литературного фестиваля.

 Следует добавить, что Андрей Дементьев поведал собравшимся еще один секрет: летом на площадке перед Домом поэзии (её видно на фотографии справа) будет открыт памятник поэтам-шестидесятникам работы его друга Зураба Церетели. Скульптор уже работает над образами Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Беллы Ахмадулиной, которые предстанут в бронзе. «Мы стараемся поднимать уровень поэзии, культуры, тем более что у нас такое богатое прошлое: Пушкин, Крылов, Лемешев, Александров, Дрожжин, и мы должны быть достойны этого прошлого», – сказал Андрей Дементьев.

Поэтический праздник продолжился в зале Тверской филармонии творческим вечером «В кругу друзей», на котором Андрей Дмитриевич читал свои стихи «Когда я возвращаюсь в Тверь», «Все суета, и только жизнь превыше», «Нет женщин нелюбимых» и другие. И, конечно, прозвучали знаменитые песни на его стихи. Песни, на которых я росла, и совсем новые. Прекрасно, что Дом поэзии в Твери состоялся! Он дышит творчеством и дает жителям Верхневолжья еще одно основание гордиться своим краем!

На фестивале в Вязьме казаки исполнили песню «Памяти павших солдат»

19.05.2015

На ставшем уже традиционным Международном фестивале казачьей песни «Споем, Станица», проходящем в г. Вязьме Смоленской области, Военно-патриотический клуб юных казаков «Пластун» исполнил песню Николая Вирабяна «Памяти павших солдат» на мои стихи. Молодцы ребята!

Эту песню традиционно исполняет ансамбль ДК «Гнездово», но особенно приятно слышать её в исполнении юных патриотов!

В социальных сетях размещены любительские видеозаписи выступления казачат. И еще ВКОНТАКТЕ.

 

Раисе Ипатовой

18.03.2015

Раиса Ипатова ушла. Пишу эти строки и плачу. Ведь я так и не сказала ей те слова благодарности, которые храню в своем сердце. Я считаю Раису Александровну одним из своих учителей в поэзии. Когда я приехала в Смоленск, она была первым писателем, с кем я познакомилась. Я бережно храню  свою первую книжку «Галерея грез» с пометками Раисы Александровну на полях. Она сказала: «Когда нибудь захочешь выпустить второе издание – тебе это пригодится». Ипатова одобрила мой цикл «Парижский блокнот» и рекомендовала его для публикации в альманахе «Блонье» у Иосифа Хатилина.

Потом наши пути разошлись. Мы с ней во много похожи. Я тоже не стремлюсь быть удобной. В тот период я купалась в «земном счастье материнства», писала об этом стихи. Хатилин как-то сказал, когда я принесла новую подборку для «Блонье»: «Эта тема интересна только женщинам, да и то не всем». А Раиса Александровна выразилась иначе: «Как можно быть счастливым, если в мире так много несправедливости?» И я осталась с музой наедине. Но, по совету Ипатовой, пошла в ЛИТО «Родник» к Пашкову. Там мои стихи услышала Лина Меркулова, а затем Виктор Смирнов.  Еще через год я была принята в патриотический Союз писателей России. Раиса Александровна была разочарована этим моим решением – она придерживалась либеральной идеологии другой писательской организации. В последние годы мы редко встречались, а, встречаясь, разве что здоровались. Но это не уменьшает моей скорби.

Она вставала рано утром
Писать стихи
И разбирать в покое мудром
Черновики.

И у окна, в тиши рассветной
Она ждала,
что приоткроет тайны света
мороз стекла.

Перед людьми неподотчетна,
Себе верна,
И одинока и свободна -
Ушла она…

Сенсационный юбилей

11.11.2014

Широкий резонанс в узких кругах литературной общественности вызвал 90-летний юбилей Смоленской писательской организации, празднование которого состоялось 30 октября 2014 года. Мой репортаж, сопровождаемый фотографиями Николая Чепурных, был опубликован на писательском сайте Смоленской областной организации Союза писателей России и на сайте головной организации, где вызвал особо бурное обсуждение.

Курьез в том, что региональное отделение Союза Российских писателей, в своем духе и в лице В.Макаренкова, бросилось доказывать, что им тоже 90 лет. С этим даже спорить никто не стал. Хочешь отметить юбилей – подготовься, пригласи членов организации и гостей, организуй поздравления и радуйся. Так и сделала наша организация – когда верстался план года культуры, мы попросили Департамент по культуре и туризму включить в этот план наше радостное событие. Заранее подали списки на поощрение писателей ветвями власти (впрочем, немонетарное). Коллеги-либералы ничего этого не сделали, но сочли своим долгом выступить с обличительной речью, в духе того, что это их нужно поздравлять и награждать, что власть их обижает и т.д. Полагаю, если бы их вдруг стали награждать, они бы столь же гневно отказались от безобидных благодарственных писем, мотивируя тем, что после распада СССР они безвозвратно размежевались с Союзом писателей СССР и его подразделениями. Главная их задача – наделать побольше шума. Кажется, она увенчалась успехом. Было бы интересно узнать, каким образом будут вознаграждены эти деструктивные усилия г-на Макаренкова, возглавляющего пятую колонну смоленских либеральных писателей. Я всегда удивлялась, как удается этому г-ну с одинаковым рвением цитировать гнусные выпады «Уха Москвы» и петь песню про российский флаг, написанную в форме марша для сотрудников ГУИН.

Но не все так плохо. Наши писатели проявили замечательную сплоченность, комментируя на сайте Союза писателей России мою статью и ядовитые замечания оппонентов. А Николай Кеженов прислал еще несколько фотографий с моим участием, так что публикую здесь все мои снимки (авторы Н.Чепурных и Н.Кеженов). А 31 октября в офисе нашей организации мне удалось пообщаться с писателем Василием Леоновым, приехавшим из Москвы поздравить нашу организацию от лица Секретариата Союза писателей России. Я давно и с интересом следила за его важной общественной работой по сохранению памяти о жертвах фашизма, сожженных заживо в деревнях Смоленщины. Теперь удалось узнать больше об этой работе и о судьбе писателя.

Так что продолжаем работать и приближать нашу организацию к столетнему юбилею!