Вот это да!


Смоленские просветители предстанут на информационно-образовательном портале

01.07.2020

29 июня 2020 года на платформе Google Meet состоялась видеоконференция, посвящённая информационно-образовательному порталу «Смоленск просвещённый».

Разработанный Ассоциацией «Смоленский центр гуманитарных исследований» проект «Смоленск просвещённый: информационно-образовательный портал» стал победителем конкурса Фонда президентских грантов, итоги которого были подведены 15 июня 2020 года. Проект направлен на сохранение исторической памяти о выдающихся смоленских просветителях, повышение уровня информированности о Смоленске как городе с глубокой просветительской традицией, формирование уважительного отношения к культуре и традициям родной земли.

      В конференции приняли участие руководитель проекта доктор филологических наук, профессор Л.В. Павлова, специалисты и кураторы направлений проекта, а также представители ведущих смоленских СМИ, таких как «Рабочий путь», «Смоленские новости», ГТРК «Смоленск», телеканал «Регион  67», пресс-служба СмолГУ и пресс-служба Смоленской епархии. Организовала встречу декан филологического факультета СмолГУ В.С. Ковалёва.

        В рамках информационно-образовательного портала «Смоленск просвещённый» запланированы следующие мероприятия:

    1. Цикл научно-популярных лекций под общим заглавием «Просвещение и просветители на Смоленской земле» о книжниках и святых, об историках и филологах, о поэтах и прозаиках, о коллекционерах и краеведах (Климент Смолятич, св. Авраамий Смоленский, Н.А. Мурзакевич, Н.А. Энгельгардт, Г.Е. Псальмов, М.Н. Тенишева, Е.Н. Клетнова, Н.Н. Редков, А.В. Македонов, И.М. Хозеров, Е.А. Шмидт, В.С. Баевский, В.В. Ильин, В.Е. Захаров, И.Д. Белогорцев).

      2. Разработка и проведение экскурсий по городу и области: «По стопам Авраамия Смоленского», «Псальмовские места», «Талашкино и Флёново – “Смоленские Афины”», «Просветители-смоляне ХХ века», «И.М Хозеров: жизнь и открытия».

       3. Установка памятных знаков, баннеров и мемориальной доски.

       4. Проведение интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» по теме проекта.

       5. «Авраамиевская седмица» – комплекс событий по теме проекта, связанных с именем одного из первых книжников и просветителей Руси Святого Авраамия Смоленского.

       6. Конкурс литературных эссе.

Чтобы помнили!

20.05.2020

В  год 75-летия Победы я приняла участие в акции «Бессмертный полк русской поэзии», которая проходила под эгидой Союза писателей России. Любой желающий мог прислать своё видеопрочтение стихотворения поэта-фронтовика. На страницах «Бессмертного полка русской поэзии» опубликовано моё видео: я прочла стихотворение Сергея Александровича Поделкова «Есть в памяти мгновения войны…», написанное в 1944 году и  стихотворения поэта-фронтовика, уроженца Смоленщины Александра Трифоновича Твардовского.

Организаторы литературно-исторического проекта «Чтобы помнили» и акции «Бессмертный полк русской поэзии» прислали мне сертификат участника .

 

Ссылка на просмотр видео: Мария Парамонова читает стихотворение А.Т.Твардовского «Есть имена и есть такие даты…» https://www.youtube.com/watch?v=yQz2NUmJWVU

Мария Парамонова читает стихотворение Сергея Поделкова Есть в памяти мгновения войны

 

«Неоновая муза» перенесла финал на май и продлила прием работ

23.03.2020

В целях профилактики Содружество  литераторов Верхневолжья перенесло финальный раунд «Неоновой музы», прием работ продлён. Еженедельник Караван Ярмарка в №11(60) от 18 марта сообщал, что прием работ на конкурс «Неоновая муза» продлён до 22 марта. Сегодня появилась новая информация : прием работ продолжается, а финальный этап, по всем известным причинам, перенесен на 16 мая. http://www.karavantver.ru/neonovaya-muza-2020-zaochny..

«Литературная газета» о книге «Лучезарные стихи»

27.11.2019

В сегодняшнем номере «Литературной газеты» в рубрике «Книжный ряд» представлена моя новая книга «Лучезарные стихи». Она совсем недавно вышла из печати в издательстве «У Никитских ворот». Полный текст – по ссылке (можно кликнуть на звёздочку внизу).

 

«Плечом к плечу – за Русь Святую!»

25.11.2018

Сегодня опубликованы ИТОГИ VIII Международного литературного конкурса, посвященного памяти писателя Константина Симонова и Году малой родины в Беларуси проведенного  с 1 августа до 1 ноября 2018 года Могилёвским городским отделением Республиканского общественного объединения  «Русское  общество» совместно с Могилёвским областным отделением ОО «Союз писателей Беларуси», Смоленской и Брянской областными организациями Союза писателей России, при поддержке Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь, Представительства Россотрудничества – Российского центра науки и культуры (Минск), Могилевского городского Совета ветеранов, средств массовой информации Беларуси и России, инфо-спонсоров: «Русское поле» – сайт Общегерманского координационного Совета российских соотечественников; литературно-художественный журнал «Метаморфозы» (Беларусь) и др.

Спасибо уважаемому жюри за высокую оценку моего рассказа «Одеяло», занявшего 1 место в номинации «Малая проза» и подборки стихотворений занявшей 2 место в поэтической номинации! В стихотворную подборку вошли «Три казака» – о работе поисковиков под Вязьмой и созданном там Поле Памяти, «Во имя Добра» – о безымянных героях Ржевско-Вяземской битвы и «Ратник» – о воине, оказавшемся во враждебном окружении (посвящается А. Прохоренко).  В маленьком рассказе «Одеяло» – жизнь ранимой души обычной женщины.

Рухнувший Речной вокзал в Твери необходимо восстановить

09.08.2017

В Твери в ночь на 8 августа 2017 года произошло обрушение здания Речного вокзала. Было зафиксировано как минимум три этапа обвала конструкций на площади 400 кв.м, в результате чего здание лишилось перекрытий и части центрального архитектурного элемента – ротонды. Эксперты начали предварительное исследование состояния здания, которое 80 лет было визитной карточкой областного центра на Волге. Одновременно на федеральном уровне ставится вопрос о предотвращении подобных бедствий на аналогичных объектах в других городах: в 30-е годы прошлого века активное развитие речного флота вызвало повсеместное строительство зданий вблизи береговой линии, в их числе – здание Северного речного вокзала в Москве, которое также находится в аварийном состоянии.

 Речной вокзал построили по проекту архитекторов Райского и Гавриловой на месте снесенного по причине ветхости Тверского Отроч монастыря. Стройка была осуществлена за три года и завершилась в августе 1938 года. В этот же период было заполнено водой Иваньковское водохранилище, что привело к изменению уровня воды и характера весенних паводков.

 В №2(57) за 2017 год журнал «Бизнес Территория» опубликовал интервью инженера-реставратора, доцента Казанского государственного архитектурно-строительного университета Игоря Матвеева «Город на реке: жизнь у воды и гидрологические условия строительства». В ней эксперт по инженерно-геологическим изысканиям констатирует факт разрушающего воздействия на архитектурные объекты, связанного с освоением водных ресурсов.

- В XX веке с развитием технического прогресса русла рек меняли, поворачивали, углубляли, что в свою очередь стало толчком к тому, что памятники древнего зодчества стали разрушаться…

Игорь Матвеев приводит в пример Казань:

- Сейчас Заречье (сходное с тверским Заволжьем, где расположен Речной вокзал) уже не затапливает – подняли культурный слой, укрепили берег. Там также есть памятники архитектуры – купеческие особняки, общественные здания. Раньше, до создания Куйбышевского водохранилища, ширина рек была гораздо меньше, а сейчас уровень поднялся, требуются усилия по сохранению этих зданий…Не зря же говорят, что вода камень точит.

Таким образом, архитекторы, построившие Речной вокзал, не могли достоверно знать, как изменятся гидрогеологические условия в месте строительства здания в результате функционирования Иваньковского и других гидроузлов. Но это не умаляет архитектурных достоинств здания Речного вокзала, гармонично сочетающегося с окружающим ландшафтом. Это сердце Твери, место слияния её водных артерий. Очевидно разумным решением было бы восстановление здания Речного вокзала из современных материалов, с учетом современной гидрогеологии, с проведением работ по берегоукреплению. Не дорогостоящей научной реставрации – силикатный кирпич не представляет исторической ценности, а коммуникации устарели морально и физически. Объектом охраны здесь должно являться архитектурное решение, проект Райского и Гавриловой, который должны бережно доработать продолжатели их дела.

Вероятно, следует объявить конкурс на актуализацию проекта с проработкой внутренних коммуникаций и нового функционала здания. Речной вокзал непременно должен остаться в сфере общественной жизни Твери. Здесь могут быть созданы тематические музейные экспозиции, отель с роскошным видом на реку, ресторан, а в стилобатной части под арками целесообразно организовать торговые ряды, предлагающие сувениры туристам, прибывающим на круизных теплоходах.

Речной вокзал – достояние Твери. Окончательно утратить это сокровище было бы чудовищной ошибкой.

Фестиваль исторической поэзии. Кризис жанра.

01.08.2017

C 28 по 30 июля 2017 года в Псковской области проходил Международный историко-патриотический поэтический фестиваль «Словенское поле – 2017». Фестиваль «Словенское поле» проводится с 2008 года – тогда авторы и издатели литературного журнала «Поэзия. 21 век» предложили провести поэтический праздник на древней Изборской земле и  Музей-заповедник «Изборск» эту инициативу поддержал. А в 2012 году фестиваль стал одним из ярких праздничных мероприятий в рамках празднования 1150-летия основания Изборска, его организовало Псковское региональное отделение Союза писателей России при поддержке Государственного комитета Псковской области по культуре. Тогда было принято решение сделать фестиваль ежегодным. Я приняла участие в четырех фестивалях подряд – с 2014 по 2017 год.

В 2017 году седьмой историко-патриотический поэтический фестиваль «Словенское поле» собрал во Пскове писателей из 18 регионов России, а также из Беларуси, Испании, Эстонии, Франции и Объединённых Арабских Эмиратов. От Смоленской областной организации Союза писателей России на фестиваль приехали: Олег Дорогань, Вера Суханова, Владимир Королёв, Анастасия Самофралийская и я, Мария Парамонова, представляющая также и Тверскую область. В тверскую делегацию помимо меня вошли члены Содружества литераторов Верхневолжья Вера Грибникова, Любовь Старшинова, Сергей Полежаев, Ольга Кочнова и Василий Рысенков (член жюри).

В этом году была объявлена дополнительная номинация – конкурс стихов о Пскове, посвящённый семидесятилетию автора гимна Пскова Станислава Золотцева (1947-2008).

В первый день фестиваля по традиции организаторы приглашают в увлекательные поездки по историческим местам псковской земли. В прошлом году это была поездка в Пушкиногорье, а нынче писатели побывали в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Вечером того же дня во время неформального ужина прошли литературные чтения свободной тематики.

На следующее утро два комфортабельных автобуса с участниками фестиваля отправилась в Изборск. После экскурсии по Изборской крепости, которую любезно предоставляет фестивалю Музей-заповедник, участники фестиваля посетили Словенские ключи, церковь Рождества Богородицы, недалеко от которой бьёт Богородицкий святой источник. Не скрою, что испытываю притяжение Словенских ключей – они открывают новое дыхание для творчества, наполняют энергией, придают сил.

Затем состоялось торжественное открытие историко-патриотического поэтического фестиваля«Словенское поле – 2017», на котором выступили официальные лица и инициатор фестиваля – поэт Андрей Бениаминов. С приветственным словом выступил председатель Смоленской организации Союза писателей России Олег Дорогань. Он прочитал своё стихотворение «Владимир Креститель».

В рамках фестиваля в «Нескучном садике» музея-заповедника состоялись поэтические чтения и выступления бардов.  Я прочла новые стихотворения «Семь сотен снегов» и «Гроза. К Пушкину». По окончании чтений, сопровождавшихся моросящим дождиком и поеданием вкуснейших блинчиков на террасе  Нескучного садика,  участники фестиваля дружно отправились к автобусной стоянке и вернулись во Псков.

По приглашению председателя Псковского регионального отделения Союза писателей России Игоря  Смолькина (Изборцева) смоленская делегация побывала в главном офисе псковских писателей. В неформальной обстановке писатели обменялись своими впечатлениями, обсудили существующие проблемы. А вечером поэты гуляли по старому городу, прикасались к его истории, фотографировались и читали стихи. Была прекрасная творческая атмосфера.

30 июля заключительный день фестиваля начался с церемонии возложения цветов к памятнику солдату Первой мировой войны. Эта традиция возникла год назад и была поддержана всеми участниками, большинство из которых приезжают на фестиваль ежегодно.  Владимир Королёв продекламировал стихотворение, посвящённое своему деду, штабс-капитану царской армии Филиппу Латонову. Прозвучало много стихов о Первой мировой войне.

Затем в концертном зале Псковского областного колледжа искусств им Н. А. Римского-Корсакова прошёл мастер-класс лауреата премии им. М. Е. Салтыкова Щедрина и конкурса «Золотое перо России», поэта Василия Рысенкова (г. Торжок, Тверская область). И тут вдруг выяснилось, что исторической поэзии не существует. Василий Рысенков на правах мастера объяснил приехавшим на фестиваль исторической поэзии авторам, что историческая поэзия устарела. Эпический жанр ушел в прошлое вместе с Гомером и Лермонтовым, а сейчас нужно писать иначе. И прочитал несколько своих стихотворений для примера. Слегка касаясь истории или, лучше сказать, прошлого, поэт метафорично индульгирует в своих переживаниях. Получается неплохо, но зачем же отрицать то, что делают другие? Член жюри пожурил тех, кто обращается к историческим сюжетам, предположив, что они пересказывают статьи из Википедии. Участникам фестиваля стало стыдно за свое несовершенство, они мысленно поклялись никогда больше не писать исторических стихов и проводили Василия Рысенкова дружными апплодисментами.

Смоленские писатели были отмечены дипломами фестиваля «Словенское поле». А победителями стали поэты, соответствующие установке жюри на отвлеченность от исторических событий. Впрочем, в номинации стихов о Пскове одним из призеров стала Ольга Кочнова из Твери за прекрасное стихотворение о княгине Ольге.

На заключительных чтениях Олег Дорогань прочитал стихотворение «Ты водила полки Одигитрия», Вера Суханова и Анастасия Самофралийская продекламировали произведения на крымскую тему.  Я, в свою очередь, вышла на сцену за дипломом участника, но не стала читать «Семь сотен снегов», поскольку у меня не было при себе Википедии и я не могла подтвердить оригинальность сюжета моего стихотворения, опирающегося лишь на одну фразу из летописи. Я прочла «Земля ранима и прекрасна…», как призыв к миру, к бережному отношению к нашей планете и друг другу. На мое удивление это стихотворение получило положительные отзывы участников фестиваля, разубедившие меня в возникшем было желании прекратить если не писать (это невозможно!), то по крайней мере читать стихи.

Через некоторое время я узнала, что в следующем году фестиваля «Словенское поле» скорее всего не будет.  Андрей Бениаминов, судя по всему, устал от того, что те, кто въезжает в рай на его горбу еще и вонзают шпоры в  бока, побуждая маневрировать в нужную сторону. Нужную кому? Не Андрею Бениаминову и не тем, кто за эти годы полюбил фестиваль исторической поэзии, псковскую землю и ее историю.

День Пушкина

06.06.2017

Я часто об этом думаю. Пушкин, повзрослев, изменил своё мировоззрение и его перестали читать современники. Но читаем мы. Он, наверняка, не соглашался уже сам со своими призывами к революции, а они продолжали жить отдельно от него и делали свое дело. И с его стихами в памяти революционер-террорист бросал бомбу в императора или расстреливал царскую семью. Трудно быть поэтом, а не быть невозможно, если на то воля Божья.

     К Пушкину. Гроза.

Кто, волны, вас остановил,
Кто оковал ваш бег могучий,
Кто в пруд безмолвный и дремучий
Поток мятежный обратил?
Чей жезл волшебный поразил
Во мне надежду, скорбь и радость
И душу бурную и младость
Дремотой лени усыпил?
Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельный оплот!
Где ты, гроза — символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.

( А. С. Пушкин)

 

Сполохи молний за ближнею тучей,
Отсветы в глянце дорог.
Город затих, будто страху созвучен
Дождь, учащающий дробь.

Мир сотворен неземною рукою
В облаке звёздной грозы.
Света и тьмы, созиданья и боя
Вечен небесный призыв.

Так же клонились вершины растений,
Молнии рвали простор.
Квадриллионы рождений и тлений
Мир перед Богом простёр.

Ты же, глашатай, грозу призываешь,
Дрёму развеять спешишь,
Воды невольные бурей взрываешь,
Клич возвещаешь в тиши.

Знаешь – за словом разверзнется небо,
Молнии ринутся вниз.
Светлым достанется вечная нега,
Тёмным исчадиям – визг.

Кесарю – пулю и нимб на иконе,
Богу – кощунства и смут,
Родине – море кровавых агоний,
Гению – вечности суд.

 

Реплика о хрущевках

17.05.2017
Мы беспечно спим в недрах своих хрущевок, сталинок, брежневок и прочих домов, в жилах которых по трубам течет достояние России. Но если службы не обнаруживают утечки, сосед хочет свести счеты с жизнью, а лавочник – незаконно подключиться к трубе, этот сон может стать последним. Вопрос о том, проводить ли реновацию хрущевок в таком случае решается самым чудовищным образом.
  .
                     А чтобы родился дом, нужно убить дом.
                          Домам теснее, чем нам.
                          Домам еще теснее, чем нам.
                          Теснее, чем нам в них.
                                                                       Иван Давыдов

 

Это не сложно – оставить как есть, -
Пусть старые в старом живут,
Пока не взорвется газ.

А чтобы дом не сносить – учесть:
На век нужно строить тут.
На много веков, как в Пальмире,
Или хотя бы банальном ампире,
Создав этим домом нас.

Не ставьте поэтов на полку!

18.07.2016

 16 июля 2016 года исполнилось 88 лет поэту Андрею Дементьеву, художественному руководителю Государственного автономного учреждения культуры «Дом поэзии Андрея Дементьева» в Твери. К этой дате был приурочен митинг у Дома поэзии и праздничный концерт во Дворце спорта «Юбилейный».

На митинге Андрей Дмитриевич, с присущей ему деликатностью, обходил тему своего дня рождения, обходили её и ведущие, следовавшие сценарию. По этой причине у собравшихся и у прессы сложилось впечатление, что главное событие дня – открытие памятника поэтам-шестидесятникам работы Зураба Церетели и его выставки в Доме поэзии. И.о. губернатора Тверской области Игорь Руденя и некоторые другие выступающие, правда, дарили Дементьеву цветы, кратко поздравляя его с днём рождения.

Я с радостью отметила, что трибуны и площадка перед Домом поэзии были заполнены тверичанами – любителями поэзии. Замечательно, что эта, «демократичная» часть праздника стала доступна всем, кто интересуется поэзией, но не может себе позволить билет на концерт за несколько тысяч рублей. Здесь же продавали книги – сотрудники книжного магазина «Москва» и филателистическую продукцию – Тверской филиал «Почты России» (в ходе праздника состоялось специальное гашение почтового конверта с изображением Дома поэзии).

  На сцене перед Домом поэзии выступил народный артист  Иосиф Кобзон, исполнивший четыре песни на стихи ряда поэтов, имена которых нанесены на памятник, ещё укрытый белым полотном, а потому загадочно-прекрасный. Состоялась премьера новой песни на стихи А. Дементьева «Памяти мамы».

Приехавший из США Евгений Евтушенко прочел стихи очень выразительно, но по книге. Он сильно сдал за год с прошлого приезда в Тверь, когда он читал поэму «Дора Франко» о прекрасной латиноамериканке, вербовавшей его в сладкий заокеанский рай. В этот раз Евтушенко даже почти воздержался от традиционных выпадов в адрес СССР, сказав только, что в те времена Дементьев, несмотря на цензуру, всегда печатал в «Юности» хорошие стихи – его стихи.

 Творчество Булата Окуджавы блистательно, несмотря на плохую работу звукового оборудования,  напомнил ещё один народный артист России – Олег Погудин. Роберта Рождественского почитал Максим Аверин, один из ведущих праздника, на котором присутствовала дочь Рождественского Екатерина. От Ахмадуллиной и Высоцкого представителей не было. Жаль, наверно не только я ожидала услышать «По улице моей который год…» и «Дом хрустальный на горе для неё…» (рифма «рос в цепи – россыпи» вполне «шестидесятническая»).

Андрей Дементьев прочел свое стихотворение о пяти знаменитых поэтах не со сцены, а стоя рядом с памятником. Он также озвучил историю возникновения идеи пямятника у Зураба Церетели. Президент академии художеств, отливший в металле множество скульптур, и подносящий их в дар разным городам мира, решил, что к пяти именам надо добавить Владимира Высоцкого и Андрея Дементьева. С точки зрения маркетинга это было правильное решение: Высоцкий – народный бард, а Дементьев родом из этих мест.

Собственно сам Зураб Церетели и исполняющий обязанности губернатора Тверской области Игорь Руденя сняли скрывавшее пямятник полотно и взорам собравшихся предстала … книжная полка. Аплодисменты! Много раз приходилось мне присутствовать на открытии памятников. Никогда не забуду, как перед глазами жителей Починка в Смоленской области, открылся бюст их земляка А. Твардовского. По толпе прокатился восхищенный возглас «Он молодой!»- скульптор А. Ковальчук смог приятно удивить смолян. В нашем случае памятник просто обречен на известность – о нем долго будут спорить – как о форме так и о содержании.

Одно бесспорно хорошо – открытие памятника заложило новую прекрасную традицию в Твери – читать стихи в палисаднике Дома поэзии. Открыл поэтическую страницу главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков. Вот он приятно удивил – прочел стихи Владимира Соколова. Это своего рода дань справедливости – открыть поэтические чтения стихами полузабытого поэта с тверскими корнями – «тихого лирика» – среди славословий его шумным современникам. Голос Соколова – чистая поэзия, рожденная добрым сердцем. Вот где вспыхнул бы «небосклон Пушкина, Тютчева, Фета», как выразился в своём стихотворении о пяти поэтах Андрей Дементьев.

Конечно, неизбежны споры литературоведов – можно ли считать открытым список «шестидесятников» и культурологов – как вписывается конструкция из железа в ансамбль купеческого дома – памятника архитектуры второй половины 18-го века. У меня же возникло сожаление о том, что железные корешки книг крепко припаяны к своей книжной полке. Это закрытые книги.

Пусть поэзия звучит! Пусть книги шелестят страницами! Не ставьте поэтов на полку!