Не могу молчать!


Встречая новый год светло, листаем прошлого страницы…

01.01.2014

Наступил 2014 год, с чем я и поздравляю вас, друзья, гости сайта!

Ушедший 2013 год был для меня годом театра. В первую очередь потому, что весь календарный год я служила искусству в качестве руководителя литературно-драматургической части Смоленского камерного театра. И в том успехе, который сопутствовал театру есть мой посильный вклад. Репертуар пополнили новые спектакли, разнообразные по жанру, но нашедшие своего зрителя и собравшие хорошую прессу. Самый громкий успех достался сатирической комедии «Список журнала «Форбс»" по пьесе Александра Хорта, которую я выделила из потока приходящих по электронной почте драматургических произведений за её острую сатиру на коррумпированных чиновников.

В свою очередь, я тоже предлагала свою пьесу для постановки – пьеса-инсценировка «Стена» по роману Владимира Мединского была написана мною для детей (12+) и взрослых. В год 1150-летия Смоленска я предложила поставить её на сцене или на открытой площадке у крепостной стены. Признаюсь, не ожидала, что в городе-герое так сильны антипатриотические настроения. Не у простых жителей – я много общалась со зрителями театра и читателями (в минувшем году прошло 5 встреч с читателями в разных библиотеках Смоленска) – они разделяют моё вИдение. Но вот театральные и прочие чиновники абсолютно не хотят замечать проблемы отсутствия в театре репертуара, интересного для 12-16 летних. А от православной тематики бегут как …. от ладана. В сухом остатке имеем: из исторко-патриотической драмы про мальчика Сашу, взрослеющего в осажденном поляками Смоленске, театр драмы сделал разовый спектакль о милом в своих заблуждениях польском короле Сигизмунде, которому после долгих страданий удалось-таки взять Смоленск, полный гнусных, сильно пьющих варваров. Пресса много писала об этой постановке и до и после премьеры, но с оглядкой на вышеупомянутых чиновников, так что, пожалуй, адекватными можно назвать лишь пару статей.

Поэтическое творчество шло в 2013 году своим чередом. В альманахе «Сторона родная» опубликована 1-ая глава моей поэмы «Город в области сердца», а отрывок из этой поэмы, занявший в 2012 году второе место во Всероссийском конкурсе поэтических произведений, посвященном 1150-летию Смоленска, вошел в сборник «Поклон тебе, мой край неповторимый». Отрывок из стихотворения «Размышления в дороге», также посвященный Смоленску, был напечатан в предъюбилейном выпуске глянцевого журнала  »Смоленский пафос». «Литературная газета» опубликовала моё «Ироническое» стихотворение в разделе «Конкурс им. К.Пруткова». А детский журнал «Сказочный мир» опубликовал два стихотворения о семье.

В декабре 2013 года на отчетно-выборном собрании Смоленской областной организации Союза писателей России я вновь была избрана в состав правления, а 26 декабря правление назначило меня заместителе председателя. В 2014 году предстоит большая работа, поскольку нашей писательской организации необходимо сделать очень много в Год культуры!

«Россию надо заслужить» – книга Олега Дороганя о Валерии Ганичеве

18.10.2013

У меня в руках новая книга – историко-литературное исследование известного поэта, прозаика, литературного критика, члена правления Смоленской областной организации Союза писателей России Олега Дорогань «Россию надо заслужить» (Олег Дорогань. РОССИЮ НАДО ЗАСЛУЖИТЬ. Историко-литературное исследование. / Союз писателей России. — М.: ИИПК «ИХТИОС», 2013. — 555 с. — (Славянский Mip: Приложение к журналу «Новая книга России».) Эта книга – об одном из лидеров русского национального движения Валерии Николаевиче Ганичеве. Ганичев – не только писатель и общественный деятель (Председатель правления Союза писателей России). Он – подвижник, государственник, всю жизнь он предан русской истории.

Тексту исследования в книге предшествует обращение Олега Ивановича к читателям.  Он пишет: «Если попаду я на пир всеблагих, как у поэта Ф. Тютчева, или на строгий суд совести, и меня там спросят, чем я могу гордиться, отвечу: мне посчастливилось познакомиться с Валерием Николаевичем Ганичевым и написать о нём книгу.  … Так счастливо сошлось, что в нём сочетается несколько ипостасей, и я постарался высветить образ писателя-историка и публициста, общественного литературного деятеля и художника слова, показать, как выблёскивают грани его творческого и чисто человеческого дара.»

Олег Дорогань отмечает необычайную силу духа лидера писателей России и даже провидческий дар: «И когда Валерию Николаевичу говорят: всё – наступает конец Русской цивилизации, она, как Атлантида, уходит под воду, он убежден: у нас есть свой Китеж, свой Град Небесный, свой Край Заветный. … Каждое слово его лучится верой, светится спокойной Божественной силой. Он прозревает, в каждом своём выступлении он видится мне пророком с посохом веры. С незримым – как само его провидчество – посохом. Он прозревает Новую Россию.»

Своё исследование О. Дорогань начинает с 1990-х – времени новой Русской смуты. Именно в этот тяжелый, критический период нашей истории, на IX съезде Союза писателей России (1994), Валерий Николаевич Ганичев единодушно был избран председателем нашей писательской организации. Искать духовный ответ на вызов смутного времени – такую сверхзадачу поставил перед Союзом писателей и перед собой Валерий Ганичев, ибо отечественная литература оставалась едва ли не последним оплотом сопротивления разрушительным тенденциям. Творчество Ганичева в этот период духовно неразделимо с этой сверхзадачей. Валерий Николаевич создает историческое повествование о флотоводце, православном воине Фёдоре Ушакове. Именно этот герой романов «Росс непобедимый» и «Флотовождь» видится автору воплощением лучших черт славяно-русского национального характера.

Так, шаг за шагом, год за годом, собор за собором, Олег Дорогань открывает страницы летописи духовного подвижничества Валерия Ганичева, летописи сохранения и возрождения отечественной литературы, сохранения и возрождения русского самосознания. Сознавая, как далеко ещё мы от победы в этой борьбе, Ганичев призывает не складывать «оружие» ни в России, где массовая культура бесцеремонно навязывает свою разлагающую систему ценностей, ни на постсоветском пространстве, где внедряются местечковые националистические идеи, построенные на переписывании истории и литературы с целью разрушить общность славянских народов.

Книгу Олега Дорогань нужно читать и перечитывать всем кому не безразлично будущее отечественной литературы, да и России в целом. И станет в нашей стране больше дела делателей – людей, идейно и практически содействующих укреплению веры, культуры, литературы, памяти, самосознания народов России, сплотившихся вокруг русского народа в единой семье равных.

На интернет-портале «Русское воскресенье» уже начата публикация глав исследования Олега Дорогань «Россию надо заслужить»    http://www.voskres.ru/literature/library/dorogany.htm .

 

 

Тихая моя Родина: Слава Богу за всё!

01.09.2013

30 и 31 августа театр имени Евг. Вахтангова показал на сцене Смоленского камерного спектакль-концерт »Тихая моя родина». В аннотации на сайте театра было сказано: «Если вы устали от грохота, суеты и бешеных скоростей нашего века, от агрессивности и крика, не похожего на человеческий голос, или просто вам невмоготу от невеселых мыслей — этот спектакль — для вас.» Неслучайно, видимо, его показывали непосредственно после «Медеи»,  после которой действительно было невмоготу.

 Минут через двадцать после начала спектакля я почувствовала, как в душу проникает умиротворение, покой. А после окончания этого замечательного концерта-праздника ещё долго напевала (да и сейчас продолжаю напевать) песню «Слава Богу за всё!», завершившую выступление дуэта Елены и Александра Михайловых. Песня была исполнена «на бис», и артисты рассказали, что это произведение написано на стихи монахини-инвалида, живущей подаянием.

Сценическое пространство было решено просто и уютно – в духе дворянской усадьбы.  Дуэт Александра и Елены Михайловых в светлых одеждах, светлыми голосами исполнили стихи А. Ахматовой и Б. Окуджавы, Г. Иванова и И. Северянина; духовные песни и песни о России на слова Н. Рубцова, И. Бродского, Н. Гумилева, Б. Чичибабина, В. Набокова, С. Толстого, Ф. Глинки, В. Волкова, матушки Людмилы Кононовой, иеромонаха Романа, авторы музыки: Г. Заволокин, Б. Щукин, А. Суханов, Б. Лазарев, Ю. Эдельштейн и другие.

Елена Михайлова аккомпанировала себе на гитаре, музыкальное сопровождение песен, а так же отдельные музыкальные номера прозвучали в исполнении великолепного квартета музыкантов: гитара — Е. Иванов, скрипка — Ю. Таманова / П. Евланова, флейта — А. Смирнова / О. Жевлакова, виолончель — Д. Ловать (к сожалению, в программке не были отмечены фамилии скрипачки и флейтистки, посетивших Смоленск).

Супруги Михайловы — лауреаты I Московского Молодёжного фестиваля авторской духовной песни во имя святого Романа Сладкопевца «Исповедь сердца», награждены медалями преподобного Сергия Радонежского II степени и святого благоверного князя Даниила Московского.

«Слава Богу за все!» – так называется акафист, автором которого является митрополит Трифон (1861-1934). Этот духовный текст необыкновенной силы вдохновил меня в трудную минуту на написание стихотворения «Перед иконою свеча…», которое завершает мою книгу «Галерея грёз»(2007).  Я подарила свои стихотворные сборники супругам Михайловым, поблагодарив их за тот свет, который принесло зрителям их выступление.

Медея: 18+

31.08.2013

28  августа 2013 года стартовали гастроли лучшего театра России – театра имени Евг.Вахтангова в Смоленске. В этот день на сцене Смоленского камерного театра была показана «Медея» Жана Ануя (по мотивам одноименной трагедии Еврипида, поставленной в 431 году до нашей эры, которая, в свою очередь, опиралась на миф об аргонавтах). Режиссер Михаил Цитриняк прочел эту историю как поэму без героя – в мире жестокости и порока любовь, дети и раскаяние были обречены. Безусловно, вахтанговцы показали высочайший уровень актерского мастерства, художественного, светового и звукового оформления, но меня, прежде всего, волновала та идея, которую вложат они в души и умы зрителей.

Медею исполнила одна из ярчайших звезд театра и кино - Юлия Рутберг (заслуженная артистка РФ, Лауреат российских театральных премий «Чайка» и «Хрустальная Турандот» Окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина в 1988 году. Сыграла более более 20 ролей в театре и 50 ролей в кино (фильмы «Руанская дева по прозвищу «Пышка», «Закат», «Савой», «Макаров», «Чек», «Фаталисты», «Анна», «Женская дружба», «Неверность», «Четыре возраста любви», «Тропинка вдоль реки», сериалы «Каменская», «Московские окна», «Империя под ударом», «Холостяки», «Виола Тараканова. В мире преступных страстей», «Не родись красивой», «Анна Герман», «Средство от смерти» и др.)

В роли Ясона предстал любимец женского большинства телеаудитории Григорий Антипенко. Я, признаюсь, впервые видела этого актера, поскольку сериалы не смотрю. Он был очень убедителен в роли представителя мужского мира, где с женщиной можно сделать всё, что угодно, и её же во всём обвинить. При этом – исключительно обаятелен, как и полагается в таком амплуа. Вспоминая о былой любви, он не позволяет Креону убить Медею. Он убивает её морально, прогоняя в никуда.

Креон – Андрей Зарецкий – актер с очень знакомым лицом (не только потому, что снимался во многих фильмах и сериалах), вполне доходчиво провел свою линию сюжета. Он, как Медея, как Язон, и как все цари и герои, всю жизнь убивал людей, даже детей. Но к старости устал, усовестился. Царь Креон оставляет Медею в живых, не забирает её детей, она же, в отместку ему и его дочери, на которой женится Ясон, посылает им отравленный подарок. Подарок относят невидимые для зрителя дети Медеи и Язона (в первичной легенде об аргонавтах детей за такой подарок убивает разгневанный народ).

Медея Юлии Рутберг, пожалуй, сказала в этот день не всё, что хотела (сотрудники театра поделились, что во второй день показа она сыграла на 100%). Вероятно, мне повезло не увидеть эти 100%. В первом смоленском спектакле Юлии удалась любовь, но не ненависть, прозвучавшая только словами. Воспоминания Медеи  возвращаются к тем дням, когда  дочь царя Колхиды похитила ради покорившего её страстью Ясона золотое руно (это стоило жизни её отцу и брату). Для Медеи новый брак Ясона – предательство, хотя любовь и страсть уже угасли. Это разрушение ее жизненного пространства, обессмысливание её существования, её жертвы. Ей некуда идти – именем Медеи пугают детей, Колхида для неё закрыта, а Ясон собирается воссесть на троне рядом с Креоном. Все объяснения её выбора, как высшего проявления свободы личности не выдерживают критики. Говорить, что смерть — не поражение Медеи, а ее нравственная победа, может только безумец. Женщина, убившая отца, брата, множество других людей, убивающая своих детей (какая уж тут метафора!), чтобы не отдать их «такому Язону», а затем убивающая себя – это концентрированное зло, змея, жалящая свой хвост. Спектакль ошибочно рекомендован для зрителей старше 16 лет (16+), поскольку оправдывает суицид, как способ выхода из проблемной ситуации. Увы, быть женщиной тяжело во все времена. Наш мир по-прежнему принадлежит мужчинам. И порою просто нет сил идти дальше по равнодушной пустыне, но не зови, Юлия,  в даль тёмную…

И вспомнилось стихотворение «Юлия», вошедшее в мою книгу «Галерея грёз» (2007). Удивительно похожая история, но женщина остается женщиной, а метафорический меч – в руках мужчины.

«Что с тобой, моя любимая?» Андрей Дементьев и Тверь

14.04.2013

 Как рассказало Тверское информационное агентство,  ещё в конце 2012 года сообщалось, что в здании на ул. Володарского 18 в Твери будет находиться «Дом поэзии Андрея Дементьева», а ныне там прикреплена табличка с другим названием – «Дом поэзии». Что же произошло?  ТИА дозвонилось до Андрея Дмитриевича. 

Андрей Дементьев поведал, что идея открыть в Твери Дом поэзии под его эгидой родилась ещё 5 лет назад. Тогда город выделил здание на ул. Володарского, памятник архитектуры. Началась реконструкция, работали бригады строителей, архитекторов, дизайнеров под руководством и при непосредственном участии самого поэта.

- Дом поэзии задумывался как некий мой творческий и культурный центр, где будут проходить встречи с поэтами, писателями, деятелями искусств – моими друзьями, а у меня очень много известных друзей по всему миру. Я планировал подарить Твери мои архивы, библиотеку, в которой есть много изданий с автографами классиков XX века. 

Далее события стали развиваться очень быстро и непредсказуемо. Во-первых, Андрей Дмитриевич случайно узнал, что тверской новый Дом поэзии назвали его именем. Он к этому не стремился, согласия своего на это не давал, но оказанную ему честь оценил.

Я написал благодарственное и искренне письмо в Комитет по делам культуры Тверской области. Потом я попросил уточнить мой юридический статус.  Какие у меня полномочия и права? Ведь Дом поэзии назван моим именем. По-моему, у меня были вполне цивилизованные и обоснованные требования. … Я пошёл навстречу и вместе с юристом Михаилом Борщевским мы разработали несколько вариантов – я мог быть, например, художественным руководителем или президентом Дома поэзии. Однако все письма остались без ответа.  

И вот в январе 2013 года Дементьев узнаёт, что вместо «Дома поэзии Андрея Дементьева» в Твери открылся просто «Дом поэзии», изменилось название. И опять-таки никто не уведомил известного поэта об этом уже нелицеприятном факте. А четыре дня назад Андрей Дмитриевич узнал случайно из интернета, что 30 марта в Твери пройдёт творческий вечер поэзии в его бывшем Доме, на открытие которого он, кстати, планировал пригласить многих известнейших поэтов, писателей, художников и других творческих талантливых личностей, например, Евгения Евтушенко, да только вот самого Андрея Дементьева на этот праздник не пригласили.

- У меня нет слов, я считаю, что вся эта история очень непорядочная, бесчестная. Так неинтеллигентно, так вероломно поступить! Я очень люблю Тверь, это моя родная земля, я так много посвятил ей стихов и песен, там находятся могилы моих родителей. Я всегда буду приезжать в Тверь, но мне очень горько!

Продолжать разговор Андрей Дементьев не смог, потому что не смог сдержать слёз… (далее…)

Предложение о постановке спектакля по роману В.Мединского «Стена» на сцене Смоленского камерного театра

29.09.2012

         Управление культуры администрации   г.  Смоленска

          Смоленский                                                                                             Камерный    театр

214004 г. Смоленск                                                                                                    ул. Николаева, 28 тел.65-45-15

Художественному руководителю

Н. П. ПАРАСИЧУ от

Зав.литературно-драматической    

  №1 от 29.09.12                                                                                                                          частью  ПАРАМОНОВОЙ М.Н.

 

         Предлагаю рассмотреть возможность увеличения в репертуаре театра количества спектаклей для возрастной категории «12+».  В настоящий момент детям среднего и старшего школьного возраста адресован только спектакль «А зори здесь тихие…».

В 2013 году Смоленск отметит свое 1150-летие, и к юбилею города целесообразно приурочить премьеру спектакля о героическом прошлом Смоленщины в жанре историко-приключенческой драмы.

С учётом вышеизложенного, предлагаю рассмотреть, как вариант для постановки, сюжетную линию из романа Владимира Мединского «Стена» о героической обороне Смоленска в 1609-1611 году. Пьесу (инсценировку) я  могла бы подготовить в течение 1-2 месяцев, с автором романа можно выйти на контакт для согласования через его Интернет-сайт или обратившись по почте в адрес министерства культуры.

Краткое изложение сюжета в части, предлагаемой к постановке:

Действующие лица:

Григорий Колдырев – молодой русский дврянин, служит в посольском приказе

Фриц Майер – немец, поступивший на службу России, друг Григория

Михаил Шеин – смоленский воевода, мужчина средних лет

Екатерина Шеина – молодая смолянка, сестра воеводы, возлюбленная Григория

Андрей Дедюшин – молодой дворянин, отвергнутый жених Екатерины

Варвара – молодая вдова, возлюбленная Андрея, ворожея

Наташа – дочь военного доктора, возлюбленная Фрица

Польский король Сигизмунд

Луазо – взрывотехник на службе Сигизмуда, охотник за сокровищами

Дмитрий Колдырев – бывший воевода, отец Григория

Отец Лукиан – священник из села Колдыревых

Саша – сирота на воспитании Д.Колдырева, защитник Смоленской крепости

Архиепископ Смоленский Сергий – находился в осажденном Смоленске

Схимник Савватий – глава смоленских партизан

Белый сокол – роль без слов, пластические танцевальные композиции

В эпизодах: Новодворский – польский дворянин, Евдокия – жена Шеина, Зобов – богатый смолянин, защитники Смоленска, польские воины (можно пригласить военно-исторический клуб).

Сюжет:

В усадьбе Колдыревых бывший воевода беседует со священником об угрозе от Польши, надежности Смоленской крепости. Появляется белый сокол – предвестник войны. Нападает войско Сигизмунда, село Колдырева на пути к Смоленску. Поляки убивают Колдырева-старшего и отца Лукиана и идут на Смоленск.

В Смоленской крепости красавица Катя, сестра воеводы Шеина, невеста Андрея сомневается в своих чувствах. Появляется Григорий,  любовь с первого взгляда. Андрей тайно встречается с Варварой, она предсказывает, что Катя не станет его женой.

В лагере Сигизмунда готовятся к штурму Смоленской крепости. Сигизмунд грезит о сокровищах, о них тайно мечтает Луазо. Для подрыва ворот Сигизмунд направляет Майера, Луазо и Новодворского. Фриц ранен, его подбирают защитники крепости, Григорий узнает своего друга, спасшего ему жизнь в вояже по Европе.

Смоленская крепость год в осаде. Шеин благословляет Катю и Григория на брак. Они идут к Собору, раздается выстрел, Катя падает замертво. Начинается очередной штурм. Наташа, дочь погибшего военного врача, перевязывает рану Фрица Майера – возникает любовь. Григорий и Шеин ищут предателя, убившего Катю.

В лагере Сигизмунда надеются на успех – предатель указал на карте слабое место – где стена менее надежна. Это Андрей – при строительстве он руководил этим участком и расхитил казенные деньги.

Поляки взорвали стену и ведут бой уже в крепости. Григорию не мила жизнь без Катерины, он героически погибает при взрыве пороховых погребов. Архиепископ Сергий с мирными жителями молятся в соборе. При взрыве с Собора падает крест и пригвождает предателя Андрея, тот перед смертью обретает веру в Господа и кару за грехи. Раненый Шеин сдается в плен, чтобы сохранить жизнь жены и детей. Его меч падает со сцены, где его подхватывает Саша, молодой защитник Смоленска. Из Собора выходят мирные жители во главе с Сергием. Захватчики, как зачарованные, расступаются и дают им уйти. Сигизмунд разочарован – он нашел сокровища, но это оказалось не золото, а книги по медицине. Он рассказывает Новодворскому свой страшный сон, проклинает день, когда пошел на Смоленск.

На обломках крепости уцелевшие защитники рассматривают чудесные книги, сокровища госпитальеров – эти знания бесценны, они помогают лечить людей. Саша приносит меч Шеина. Схимник Савватий благославляет Фрица и Наташу на брак и служение России. Саша – молодой отважный воин, надежда России, получает напутствие хранить этот меч, защищать Россию, а когда закончится Смута и появится в России новый царь (Михаил Романов) передать этот меч – символ защиты Смоленска – государю.

С уважением,

Мария Парамонова

 

Слова для вокализа мистера Тро-ло-ло

08.12.2010

Нынешним летом Эдуард Хиль, получивший мировую известность в Интернете как мистер Тро-ло-ло, благодаря вокализу «Как я рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой»(на музыку Аркадия Островского), объявил конкурс стихов для этого вокализа. Я предложила свой вариант текста песни. Мой герой – космонавт, возвращающийся домой. Это не случайно – в 2011 году исполнится 50 лет со дня первого полёта на околоземную орбиту. Сейчас в мире несколько стёрся из памяти тот факт, что первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин был россиянином. Надеюсь, что Эдуард Хиль, родившийся в Смоленске, всё же заинтересуется стихами о своем земляке Гагарине, родившемся в д. Клушино Гжатского района (ныне Гагаринский район Смоленской области).

Песенка космонавта, который рад возвращению домой.

Звёздный простор
Всей Земле подарит
Парень простой
Космонавт Гагарин.

Припев:
Через притяжение звёзд и планет
Я к Земле лечу,
Потому, что дома прекраснее нет,
Всем сказать хочу!

Первый полёт -
Для меня награда:
Космоса лёд,
Возвращенья радость.

Припев.

Ждать, будет ждать
Из глубин вселенских
Маленький Гжатск
На земле смоленской.

Припев.

Примечание от 8.12.2010 г.! Совершенно случайно обнаружила ещё июльскую статью о том, что мои стихи рассматривались жюри, как наиболее вероятный победитель конкурса. Статья на сайте Смена.ру (  он-лайн версия ежедневной Санкт- Петербургской информационной газеты) так и называется:  Эдуард Хиль станет космонавтом»

Стою на полке рядом с Пушкиным, немного впереди него…

10.09.2010

«Стою на полке рядом с Пушкиным, немного впереди него» – эту свою миниатюру я назвала «Алфавитные странности».
Но ещё более странным кажется мне появление уже второй за эту неделю цитаты с иллюстрацией без ссылки на мой сайт. В прошлый раз девушка-блогер хотя бы указала автора. На этот раз фотограф-любитель (ссылка заложена в фото), сделавшая милый снимок  в Петрозаводске, озаглавила её на Яндекс-фотках четверостишием из моего стихотворения «Всё дальше к югу стаи птиц уносят…»:

«…И ленты жёлтые вплела берёза в косы -
Как ей не знать, что близок этот час:
Однажды ночью встретит Лето Осень
И ключ от леса, загрустив,
отдаст…»

( М. Парамонова, сборник  »Галерея грёз», стр. 109)

Не хочется думать, что милая дама приписала себе авторство, скорее просто не знакома с принципами авторства в Интернете.   А может, посчитала, что автор очевиден? Кто же не знает Марию Парамонову? Моя книжка на полке, рядом с Пушкиным, горделиво блеснула корешком…

Рада сообщить, что милая дама из Петрозаводска прочла моё воззвание о соблюдении авторских прав, так что Интернет-сообщество продвинулось ещё на шаг в сторону цивилизованного отношения к авторским правам.

Обращение к поэтам: память и памятник Твардовскому.

06.07.2010

Прошел 100-летний юбилей Твардовского, отгремели духовые оркестры и торжественные речи. Шумный караван гостей прокатился по Смоленску, сдёрнул покрывало с новенького бюста народного поэта в Починке, потоптал траву на воссозданной усадьбе Твардовских в Загорье и обошел стороной печальное пепелище – сгоревший клуб в Сельце, построенный на средства Ленинской премии Твардовского. Поэт, так же как М. В. Исаковский, которого он считал своим наставником, хотел оставить память о себе в родных местах, создав очаг культуры для земляков. Но, отремонтированный к юбилею, клуб сгорел почти полностью. Я распросила жителей Починка, толпившихся на центральной площади в ожидании открытия бюста Твардовского. В народе не верят в несчастный случай, склоняются к злому умыслу ремонтников. Так или иначе, клуба в Сельце нет. Кстати, я писала об этом пару месяцев назад в заметке «Земля родная, что же сталось…», и у меня было предположение, что стоящий в нескольких сотнях метров от Загорья обуглившийся очаг культуры праздник обойдет стороной. На мои расспросы в Смоленске услышала горький ответ: да ведь Сельцо почти умерло, там нет молодежи, в клуб некому ходить, даже школу закрыли, зачем восстанавливать клуб? Так потому и умирает Сельцо, уезжает молодежь, что нет клуба, закрыли школу, работы с достойной зарплатой тоже нет. Конечно, отдельно взятый клуб не спасёт все российские вымирающие сёла, но он может наполнить жизнью родину Твардовского: создать рабочие места, стать местом творчества селян (замечательный фольклорный коллектив «Реченька», выступавший в филармонии, размещается в таком же сельском Доме культуры в Ельнинском районе).

Я обращаюсь ко всем поэтам, писателям, тем, кому небезразлично творчество Твардовского и память о нём!

Напишите мне, считаете ли Вы, что клуб следует восстановить – как отдел музея Твардовского и как культурный центр на его родине? Я предлагаю создать благотворительный фонд и всем миром воссоздать это небольшое здание, в котором Твардовский видел рукотворный памятник  своему поэтическому труду!

Об этом моё стихотворение «Обращение к поэтам»

Сельцо умирало. Чернели уныло
Слепые глазницы заброшенных изб.
Землица-вдовинушка плуг позабыла,
Рычание трактора, сеялки визг.

Припомнит порой, разнотравье вздымая:
Кузнец из Загорья, что в шляпе чудной,
Тот землю любил, и, в ладони сжимая,
Её согревал, называя родной.

Парнишку-селькора потом вспоминает.
Бывало, как батя, землицу сожмёт:
«Ничем не богата, а всё же родная!»,
И пишет у бровки, и строки вразмёт.

Земля вспоминает: горели деревни,
И пепел стелился по голым полям.
Бывала не раз в этом ужасе древнем,
Но снова всходили овсы по углям.

Весна за весною, засеяли пашни,
Латали да строили крышу да сруб.
Поэт знаменитый – парнишка вчерашний
На родине с премии выстроил клуб.

За книгою – книга, за далями – дали,
И хутор Загорье читатель узнал,
Чукотке и Бресту известными стали
Починок и Глинки, Угра и Десна.

Но вырваны корни, подрублены ветки,
(Вздыхает землица полынью-травой),
До срока увял человек этот крепкий,
Антей, отлученный от почвы родной.

Селяне старели, поля зарастали,
И тлен запустения клуб подкосил.
А память прочней древесины и стали,
А Тёркина знают, кого ни спроси.

На тысяче клубов замки и печати,
Но этот особый, по сути – музей!
Немалые средства решили потратить
На дело благое – грядет юбилей.

Да Божия воля – его попущенье.
Пожар. Ожиданий стремительный крах.
И кто истолкует такое знаменье:
Восставшее вновь обратилось во прах.

Землица вздохнула, повеяло пеплом,
И что-то открылось в сознаньи моём:
В России сейчас сотни тысяч поэтов!
А может всем миром? Поднимем? Спасём?!

«Земля родная, что же сталось, Какая странная судьба…»

05.05.2010

Земля родная, что же сталось,
Какая странная судьба…

горько вздохнул Александр Трифонович Твардовский строками своего стихотворения, взирая на пепелище Дома культуры в Сельце Починковского района. Этот клуб в 1960-е был построен на средства Ленинской премии, полученной Твардовским, для жителей близлежащих к его родному Загорью деревень.

Ничем сторона не богата,
А мне уж и тем хороша,
Что там наудачу когда-то
Моя народилась душа.

(А. Твардовский «О  родине»)

Полувековое здание клуба давно требовало капитального ремонта, и, наконец, в преддверии 100-летия писателя, ремонт был профинансирован. Об историческом облике здания речь, конечно, не шла: окна установили пластиковые, заменили электропроводку и систему отопления, починили крышу. Торопились успеть к празднику – юбилей уже в июне.

А для радости – веселья,
Это верные слова,
Лучше нет, как новоселье
В жизни раз. От силы два.

(А . Твардовский «Новоселье»)

Но второму новоселью в клубе не суждено было сбыться к 100-летию поэта. Как сообщило ИА REGNUM Новости , и многие другие СМИ, непосредственно перед пожаром, 6 апреля 2010 года, были закончены работы по установке электрической системы отопления. По предварительной версии, эта система и стала причиной пожара .

Всё, что на свете сделано руками,
Рукам под силу обратить на слом…

( А. Твардовский «Дробится рваный цоколь монумента…»)

Пока МЧС, милиция и прочие органы устанавливают окончательный ответ на вопрос «Кто виноват?», очень хочется произнести, даже прокричать вопрос «Что делать?». Прошел почти месяц, но пока нигде не удалось найти информацию об инициативах по выходу из этой плачевной ситуации. Отметим юбилей на пепелище или сделаем вид что ничего не случилось?