Мои публикации


Поэзия мира в прозе войны. Рецензия на книгу Александра Харченко

26.12.2018

Опубликована в еженедельнике «Караван+Я» № 52 (1184) от 26 декабря 2018 г. (с.10-12)

Книгу «Я стал частью этой войны…» сам автор – журналист и писатель Александр Харченко назвал симптоматично: проза и стихи из репортерского блокнота журналиста спецназа. Такой подзаголовок готовит читателя к прочтению путевых заметок с острым сюжетом, запахом пороха и крови, но с неким романтическим флером – стихи все же. Однако с первых страниц становится понятно: это книга-жизнь, книга-исповедь.

Четыре (!) предисловия – отзыва журналистов, писателей и участников боевых действий, предваряющих авторский текст, позволяют сформировать представление об авторе как о писателе-документалисте, чьи истории основаны на реальных событиях, чья задача, как выразился участник боевых действий в семи кризисных зонах Борис Подопригора, «прежде всего взгляд из войны».

 Таллин, Довлатов и паруса

Книга о спецназе могла бы начаться самым остросюжетным рассказом из горячих точек. Книга-исповедь начинается с малой родины. Для Харченко это советская Эстония, лиричный древний Таллин. Мирная жизнь до распада Союза, до того дня, когда республика буквально выдавила за свои пределы человека, верного своим идеалам. А до того дня было детство в Таллине и поездки к отцу в военный городок на острове Сааремаа в Балтийском море (его название мы помним из школьного курса географии).

Малая родина писателя Харченко, однажды отказавшая ему в родстве, но не забытая, не разлюбленная им. Свет детства и юности неиссякаем, если это свет. Здесь отец – фронтовик, кавалер ордена Боевого Красного Знамени – рассказывает о войне. Здесь цветет удивительная сирень для прекрасной, меняющей обличья феи. Здесь читают стихи на могиле поэта Серебряного века Игоря Северянина. Здесь, по обыкновенной людской природе, обожают Ленинград, в то время как ленинградцы и москвичи мечтают поехать в Таллин. Здесь в этой ностальгической, слегка публицистической, а больше автобиографической прозе писатель Сергей Довлатов без всякого либерального пафоса просто работает в соседней редакции. Здесь молодой журналист Харченко обретает опыт спортивного репортера и навсегда влюбляется в парусный спорт.

Рубежи Родины

Уже в детстве у Александра Харченко было ощущение рубежа Родины как места, где он жил. Ощущение реальности войны, которую прошел и в которой был тяжело ранен в танковом бою его отец. От этого, а не, как думают многие не отягощенные идеалами современники, от стремления угодить властям возвращается Харченко к теме Великой Отечественной войны. Даже находясь на чемпионате СССР по парусному спорту, писатель ищет встречи с комбатом, штурмовавшим Рейхстаг, Героем Советского Союза С.А. Неустроевым. Взгляд Харченко объективен: он не закрывает глаза на недостатки советского общества, несовершенства отдельных его официальных лиц, но и не бросается их обличать с пеной у рта, как делают иные журналисты, столь же рьяно восхвалявшие политбюро. Писатель точно знает: советский солдат победил в жестокой войне фашизм и героизация фашизма – путь к новой войне. «Война вошла в душу, в мозг, в кровь…» – передает журналист слова капитана Неустроева, рассказавшего о взятии Берлина и о первом дне после Победы. Комбату тогда не было и 23 лет.

Рассказ «26-й день войны и вся жизнь» повествует о военном подвиге и спустя много лет тяжком испытании Героя Советского Союза Арнольда Мери. В 22 года он выстоял в неравном бою с фашистами на Псковщине, а в 88 лет оказался на скамье подсудимых по сфабрикованному обвинению. Двоюродный брат Арнольда Леннарт Мери, став президентом Эстонии, назвал героями эстонцев, воевавших на стороне гитлеровцев, а борцов с ними – преступниками и предателями.

 «Уходим! Приказ капитана Пастернака»

Журналистское расследование «Тень от крыла со свастикой» резко изменило жизнь Александра Харченко. Он признается, что мог отказаться от предложения ветеранов и не заниматься изучением материалов о группе «Эрна» – разведывательно-диверсионном подразделении, сформированном в основном из эстонцев при поддержке и под руководством немецких и финских военных накануне войны в 1941 году. Когда страны НАТО вместе с суверенной Эстонией провели военные учения – реконструкцию пути фашистского подразделения «Эрна», у ветеранов это вызвало закономерное удивление и негодование. Убивая эстонских коммунистов и солдат Красной армии, эрновцы вырезали на их телах финским ножом букву «Е» для устрашения местных жителей. Эстонская буржуазия, как свидетельствуют герои расследования, надеялась, что немцы восстановят старое правительство, вернут национализированное советской властью имущество. Но те назначили в органы власти немцев, а фабрики, усадьбы и прочую некогда частную собственность объявили принадлежащей немецкому государству.

Когда в 1989 году в Эстонии был открыт памятник членам группы «Эрна», Александр Харченко написал в репортаже с этого митинга, восхваляющего «борцов против сталинизма», а по факту – членов подразделения гитлеровской армии: «Когда смотришь на мемориальную плиту в Каутла, когда знаешь, что стоит за надписью на ней, невольно чувствуешь на себе тень от крыла со свастикой. Видно, кому-то снова не дает покоя устрашающий знак – буква «Е» с боевым ножом». Этот рассказ был напечатан в центральных изданиях, вышел на ленту информагентства ТАСС. Главред газеты «Совершенно секретно» Артем Боровик захотел поехать вместе с Харченко – увидеть своими глазами, как «ветераны СС и Абвера хотят переписать историю на свой лад». После этого и закипели страсти вокруг Харченко. «Призраки Абвера» выдавили неудобного журналиста из Эстонии. «И я шагнул в Россию, как в первый раз шагнул с парашютом в распахнутый люк самолета», – пишет об этом Александр Антонович словами не документалиста, но поэта.

 На границе добра и зла

Композиционно выстроенный рассказ «Лунная соната, или Прощание с границей» (я бы назвала это произведение небольшой повестью, учитывая сложную структуру) представляет интерес и как художественное произведение, и как страница «энциклопедии советской жизни» периода полураспада. Эстония еще не стала отдельным государством, но пути ее жителей уже намечены, они уже разошлись, как ни болезненно это для главного героя с фамилией Нарва.

А уже в рассказе «В поисках Людика», стилистически соответствующем заметкам из репортерского блокнота, тот самый Нарва возникает вполне документально в Приднестровье, охваченном войной. Здесь тоже вырезают на телах местных жителей буквы и звезды, будто уже забыты уроки Нюрнбергского процесса. И правда, теперь трибуналы практикуют двойные стандарты. Автор приводит слова генерала Лебедя: «Здесь живут люди, которых систематически и иезуитски, зверски уничтожают. Причем уничтожают таким способом, что эсэсовцы образца пятидесятилетней давности – просто сопляки». Правительство Молдовы использует наемников, а местные жители уповают на Россию. «Русь! Ты бросила их, а имела ли право?» – вопрошает в стихах казачий атаман. Сколько раз еще прозвучит в нашей истории этот вопрос?

 А лен загубили…

Грузия, Чечня, Таджикистан – география репортажей Лунина-Харченко, география постсоветского пространства, разрываемого на большие и малые лоскуты. «Как, оказывается, легко заставить людей воевать. И как трудно потом им объяснить, что пахать и собирать хлопок гораздо лучше, чем бегать по горам с автоматом», – говорит журналист. А хлопок России нужен – без него ткацкие станки стоят. Лен-то загубили, теперь им в лучшем случае щели в избах конопатят.

Возможно, гении социалистического планирования свято верили в нерушимость союза республик свободных. Но прошло немало лет с тех пор, как Харченко рассуждал о льне и стремлении определенных сил создать в бывших республиках СССР плацдарм для нарезки уже российской территории. А импортозамещения хлопка льном не было, и нет. Видно, молодые технократы во власти не читали репортажей Харченко, там слишком много букв.

 Тверь и Торжок, джаз и Пушкин

Закономерно, что Лунин-Харченко в своем блокноте не обошел вниманием «приютившую» его тверскую землю. Он вспоминает прекрасные времена расцвета джаза в Твери, когда филармонией руководил Владимир Боярский. В те годы я не пропустила ни одного летнего джазового фестиваля – они заканчивались за полночь, но были действительно культурным событием. Интересно, что персонажей своих документальных рассказов Харченко называет настоящими или измененными именами по понятной только ему системе. Так, Боярский остался Боярским, а организатор Пушкинского праздника в Торжке Кашкова стала Ташковой. Здесь, вероятно, скрыт своеобразный реверанс Довлатову, который, по свидетельству Харченко, в своем «Компромиссе» оставил действующим лицам – журналистам их имена и лишь одного «переименовал».

Но с чего бы ни начинал свой рассказ писатель Харченко, велика вероятность, что закончится все снова войной. Она не оставляет его так же, как и ветерана, штурмовавшего Рейхстаг, она «вошла в его кровь». Вот почему название книги «Я стал частью этой войны» отражает лишь половину правды – война стала его частью. Работа журналиста на войне – приближать мир. Работа военного журналиста в мирное время – хранить правдивую память о ней, дабы не повторилась.

«Давайте не встречаться на войне»

Стихи, завершающие книгу Александра Харченко «Я стал частью этой войны», уже представлены автором в рассказах. Эта часть мироздания автора – не поэтизация войны. «Боль и грязь. Кровь. Кавказ». Романтика войны возникает, возможно, только у тех, кто судит о ней поверхностно, уж точно не по личному опыту. А «прекрасная дама» поэту только снится. Здесь же стихи «из раннего» – сирень, Таллин, море, паруса. А «шелест платья и шаль белоснежная» исчезают, когда появляется «Леди-Война». Поэт не слагает «счастливые стихи» – он, скорее, солидарен с любимым поэтом своей юности: «Пишут, лишь ожидая, страдая, мечтая, ошибаясь, моля и грозя…» Поэзия Александра Харченко пронизана вдохновением, он и не думает шлифовать поэтические строки – они предстают в первозданной чистоте. Даже когда рушатся слова, мир погружается в войну:

А стоит ли теперь стонать?
Расхристан мир. На пепелище
Со звоном лопнула струна.
Аккорд фальшив как пьяный нищий…

Александр Харченко – достойный продолжатель военкоров Великой Отечественной, чей патриотизм не пустые слова, а тяжелый опыт потерь во имя будущего мира. «Давайте не встречаться на войне…» – призывает поэт в своей песне, обращенной к друзьям – к «журналистскому спецназу».

Уникальный опыт автора побуждает отнести книгу «Я стал частью этой войны…» к жанру «нон-фикшн» – документальной прозы, в которой сюжетная линия строится преимущественно на реальных событиях, а художественный вымысел возникает лишь эпизодически. Очевидно, что значительное в современном обществе расслоение общественных настроений, точек зрения на те или иные периоды отечественной и мировой истории, сужает круг благодарных читателей этой книги. К сожалению, молодежь, чье самосознание формировалось в период после распада СССР, зачастую отрицает весь советский период истории, следуя шаблонам «победителей в холодной войне». Книга Александра Харченко, по своей сути книга-исповедь, является наглядным свидетельством того, что мир и война слишком сложны, чтобы судить о них по шаблону.

Мария Парамонова,
член Союза писателей России,
поэт, журналист

Парад литератур. Публикация в грантовом альманахе

22.12.2018

Вышел из печати литературно-художественный альманах современной поэзии и прозы России и постсоветского пространства «Парад литератур». Книга издана в рамках просветительского проекта Народного Единства «Белые журавли России» с использованием гранта Президента России на развитие гражданского общества. Альманах предполагается издавать ежегодно.

В первом выпуске опубликованы произведения более 400 авторов из регионов России и ближнего зарубежья. Основатель проекта, секретарь Союза писателей России Сергей Соколкин во вступительном слове пишет:
- …невольно родилась ассоциация с Парадом на Красной Площади, когда проходящие по брусчатке защитники нашей Родины демонстрируют миру силу и мощь, готовность к защите и самопожертвованию. По принципу парада составлен и этот альманах… Российская литература жива, писатели есть…Убедитесь в этом сами. Их нужно только почаще издавать. Причем на бумажных носителях…»

В альманахе представлено немало именитых авторов, формирующих стратегическую линию Союза писателей России: Владимир Костров, Михаил Ножкин, Николай Переяслов, Геннадий Иванов, Владимир Бояринов, Борис Орлов, Владимир Сорочкин, Андрей Новиков и другие. Рада была встретить страницах «Парада» произведения прекрасных поэтов, знакомых по литературным фестивалям и изданиям. Таких как Максим Замшев, Валерий Иванов, Виктор Кирюшин, Нина Попова, Анатолий Пшеничный, Андрей Бениаминов, Надежда Камянчук, Елена Крикливец, Валерий Савостьянов, Игорь Тюленев и другие.

Замечательно, что строгая редколлегия альманаха отобрала для публикации стихи сразу четырех поэтов Смоленской областной организации Союза писателей России: Олега Дорогань, Веры Сухановой, Николая Кеженова и мои – Марии Пармоновой. В сборнике опубликованы стихотворения «Марьин скит» и «Мой дом».

Вновь огорчили земляки из Твери. Стихотворение профессора-литературоведа, экс-председателя региональной организации Валерия Редькина «Русская душа» показалось мне оскорбительным для русского человека: душа его, по мнению автора, «Широко распахнута, как ворота в ад, о её греховности много говорят». Кроме того, в произведении рифмуются такие однокоренные слова как «пристрастие» и «страсти».  Второй представитель Верхневолжья – Константин Рябенький умер в 2011 году, а альманах, насколько я понимаю, призван представлять ныне живущих поэтов. К сожалению, ни один из ярких, самобытных тверских поэтов в альманах не попал. Неужели, перефразируя слова издателя, «тверская литература мертва, писателей нет»? Уверена, что это не так! Судя по всему, тверская писательская организация просто не направила в адрес редакционной коллегии стихи ныне живущих и пишущих поэтов для рассмотрения и публикации.

Мы уже перестали удивляться тому, что все блага культуры притягиваются к профессору Редькину. Первая с момента учреждения Гумилевская премия, знак «Крест святого Михаила Тверского» и много чего еще приросло к возглавлявшему писательскую организацию литературоведу. Вот и сейчас, когда президентский грант дал возможность публикации широкому кругу авторов из регионов, тверская писательская организация своих членов этой возможности лишила. По нерадивости или из опасения конкуренции – не важно.

В Тверской области тем не менее много поэтов, достойных предстать на «Параде литератур». Это и молодые авторы, еще не входящие в профессиональные писательские союзы, и поэты опытные. В их числе – члены Тверского регионального отделения Союза писателей России.

В альманахе «Парад литератур» заметна сквозная тема малой родины, любви к родной земле. В этом контексте в нем чистыми, звонкими переливами могли прозвучать стихи Веры Грибниковой (член СПР с 2001 года, Тверь) из цикла «Верхневолжье»:

…Волженька, любимица Валдая,

Колыбель твоя невдалеке,

За порог родимый выбегая,

Исчезаешь в местном озерке…

…И заторопилась по равнине,

Весела, беспечна и нежна…

Будешь ты Великою Княгиней,

Юная Валдайская княжна.

Владимир Львов, состоящий в союзе с 1992 года (Калининский район), по-прежнему полон вдохновения. В стихотворении «Вечный долг», которое поэт включил в новую книгу «Росстани», он пишет:

…Буду сеять, лелеять поля.

Я не ведаю высшего долга,

Чем беречь тебя, мама-земля.

Не в гостях и не временно я –

Я здесь дома, и я здесь надолго!

Владимир Крусс, профессиональный писатель с 2000 года (Тверь), является автором исторической поэмы «Апология Михаила, князя Тверского, и Юрия, князя Московского». А ведь именно в 2018 году отмечалось 700-летие со дня мученической кончины святого благоверного князя Михаила Ярославича. В поэме автор раскрывает противоречие устремлений благородного Михаила, поехавшего в Орду на верную смерть, чтобы спасти от разорения родной город, и стремящегося к власти любой ценой Юрия. С позиции силы звучат слова московского князя:

– Милый брат, я пронзил твое тело копьем

И прикрыл от позора пригодным тряпьем.

И помиловал Город; а мог бы, поверь,

За тобою отправить великую Тверь…

Надежда Веселова, член Союза писателей России с 2010 года, живет на древней старицкой земле:

…Где легенды и преданья

Воскрешают пульс времен.

Там, где память тверже камня,

Где забытых нет имен…

А житель Торжка Василий Рысенков, состоящий в союзе с 1998 года призывает:

Только церковь над морем сирени видна.

Не разрушь этот миг, не спеши, не дыши.

Видишь, мир затопила такая весна,

Что не знаешь: молиться или грешить.

Ольга Кочнова, член Союза писателей России с 2009 года (Тверь), в стихотворении об освобождении Калинина от немецко-фашистских захватчиков пишет:

…Потерпи еще чуть-чуть,

снегом оботри ладони…

Город в Волгу вмерз по грудь.

Город в мертвой обороне.

Любовь Колесник (Соломонова), член Союза писателей России, в 2018 году заявившая о выходе из тверского отделения по причине несогласия с деятельностью правления, родом изо Ржева:

Ржев – роспись белого фарфора,

легка художника рука.

Висят над памятью собора

сиреневые облака.

Молодые поэты Диана Мун, Владимир Селянкин, Алексис (Наталья Леонтьева), Марина Крутова, Екатерина Большакова, Елена Давыдова, Игорь Столяров и другие тоже могли бы достойно представить регион своим творчеством. Но на «Параде литератур» торжественно прошествовал критик Валерий Редькин с его «греховной душой», а также фантом Константина Рябенького.

Альманах «Парад литератур» издатели надеются выпускать ежегодно. Хочется верить, что в наступившем году каждый будет заниматься своим делом: поэты – писать стихи, а литературоведы с университетской кафедры направлять эти стихи в редакционные коллегии альманахов. Как сказал Сергей Соколкин: «Их нужно только почаще издавать. Причем на бумажных носителях…»

Свет поэзии. В Твери выпущена литературная газета

18.12.2018

В декабре 2018 года вышел из печати первый за многие годы выпуск Тверской литературной газеты. Главный редактор издания – член Союза писателей России Сергей Струков в своем приветственном слове пишет: «Свет Истинный, «просвещающий всякого человека грядущего в мир», призывает нас создать некое подобие его Света на Земле. По замыслу создателей сего литературного проекта, Тверская литературная газета должна стать максимально совершенным соответствием принятым в нашей русской православной культуре эталонам нравственной чистоты, духовной организованности, правды и веры в достойные человека устремления! То есть, тем самым, некоторым подобием Света небесного…Единственное требование к поэтам и писателям звучит крайне скромно и вполне определенно: способность, желание и возможность «светить»…».

Среди авторов издания – преимущественно члены Союза писателей России. Газета издается при финансовой поддержке благотворителя и попечителя Сергея Павловича Козубенко.  Отпечатана в ООО «Тверская фабрика печати».

В рубрике «Проза» опубликованы: рассказ «Золотоискатель» Бориса Морозова; «Хлеб наш насущный», «Несгораемая изба», «Поединок» Леонида Нечаева, «Золотой Куст» Валентины Карпицкой», отрывок из романа «Богоборец» Сергея Струкова.

В рубрике «Поэзия» опубликованы стихотворные подборки Олега Горлова, Марии Парамоновой, Виктории Паниной, Екатерины Большаковой, Любови Старшиновой, Веры Грибниковой, Марины Крутовой, Сергея Полежаева, Татьяны Винокуровой, Владимира Львова.

В рубрике «Человек и вера» в эссе Дмитрия Мамонова «На краю времени» (Православие и судьба России» поднимаются вопросы понимания истории и извлечения из неё уроков. Краевед Евгений Ступкин в статье «Михаил Сердюков – «министр снабжения» Императорского двора» начинает свое повествование о деятельности по созданию Вышневолоцкой водной системы. Продолжают рубрику рассказ Валерия Годовицина «Сынок» и статья Бориса Морозова «О Петрове». В рубрике «Смех всерьез» Денис Кузьмин рассказывает поучительные истории из жизни Льва Толстого.

Добавлю, что моя поэтическая подборка включает стихотворения «Марьин Скит», «Баллада о сожженных», «Во имя Добра», «Мой дом», «Перед иконою свеча…», «Его глаза – земного сада листья…», «Кто говорит на древнем языке…», «Ратник», «Сероглазое чудо», «Капля-солнышко» и «Гербарий».

 

«Русские сезоны» для Клеопатры

10.11.2018

9 ноября 2018 года я приняла участие в презентации «турецкого» выпуска экспортного альманаха «Русские сезоны», издание которого приурочено к Стамбульской книжной выставке-ярмарке. Часть тиража альманаха направлено в правительство Турции и Министерство культуры РФ в целях укрепления культурных связей между Россией и Турцией. 2019 год будет объявлен Годом культуры и туризма России и Турции, в рамках этой акции президенты обеих стран ведут переговоры о том, чтобы в 2019 году русский язык стал вторым национальным языком в Турецкой Республике, был вновь разрешен безвизовый режим между странами, а российские рубли можно было свободно использовать на территории Турции.

Московская презентация книги, изданной тиражом 3 500 экземпляров, состоялась в рамках встречи литературного салона «Архитекторы мысли» в Центральном доме архитектора или ЦДА ( Москва, Гранатный переулок, 7 ).

Я впервые побывала в этом интересном комплексе, состоящем из трех зданий. ЦДА с 1932 года является офисом Союза Московских архитекторов и площадкой для проведения различного рода культурно-просветительских мероприятий.

Центральная часть ЦДА имеет вид фасада-декорации с тремя арочными порталами.  Венчает фронтальную сторону постройки майоликовый картуш, выполненный Владимиром Фаворским, и схематично изображающим генеральный план Москвы.

 На презентации альманаха «Русский сезоны» генеральный продюсер «Русского литературного центра» Никита С. Митрохин представил авторов альманаха.

Я прочитала опубликованное в издании стихотворение «Клеопатра в Сиде», написанной в упомянутом городе-курорте анатолийского побережья в докризисный период. Кроме этого стихотворения, сюжет которого основан на местной легенде о тайном свидании Клеопатры и Марка Антония в Сиде, в сборнике опубликованы три небольших стихотворения под общим заголовком «Три восьмистишия из Кемера» (ранее этот цикл публиковался под названием «Морские»).  На презентации я прочла также стихотворения «Марьин скит» и «Скрепы».

Представление книги в Турции издатель планирует осуществить в период с 10 по 18 ноября 2018 года на трех площадках:
- Стамбульская книжная выставка-ярмарка 2018 года (37th International İstanbul Book Fair 2018),
Культурный центр Махмутлара в зале библиотеки «Русский мир»,
-  Центр изучения русского языка RUKEM.

Русско-турецкие отношения, кажется, преодолели кризис 2015 года. Издатель альманаха «Русские сезоны»  Национальное агентство по печати и СМИ «Русский литературный центр» ожидает, что взаимный год культуры и туризма изменит структуру российского экспорта в Турецкую республику – в нем возрастет доля печатной продукции – книг русскоязычных писателей, в том числе – книг авторов выпуска «Русские сезоны: İstanbul Book Fair».

Издан сборник поэзии «Словенское поле – 2018″

06.11.2018

Как сообщает сайт Смоленской областной организации Союза писателей России, в только что вышедшем во Пскове  сборнике поэзии  «Словенское поле-2018″ опубликованы стихи шести смолян – участников одноименного фестиваля исторической поэзии – членов Смоленской областной организации Союза писателей России Любови Сердечной, Владимира Королёва, Натальи Толбатовой и Марии Парамоновой, а также Сергея Подольского и  Анастасии Самарцевой.

Я уже познакомилась с оглавлением этого издания, вероятно вскоре получу авторский экземпляр по почте. Тираж составил 350 экземпляров.

В числе авторов, чьи стихи опубликованы в сборнике, такие известные российские поэты как Владимир Шемшученко, Игорь Тюленев, Валерий Савостьянов, Ольга Флярковская и другие.

В моей подборке – стихотворения «Первая дуэль» (на днях читала его у памятника Пушкину участникам Ассамблеи Русского мира), «Три казака» и «Ратник» (стр.100-101), а также стихотворение «Мы – братья, поэты» – в тематическом разделе, посвященном памяти поэта Игоря Григорьева (стр.147).

 

(далее…)

Венцы творенья русских зодчих. Исконно русскую деревянную архитектуру необходимо сохранить

30.10.2018

На Руси, богатой лесами, деревянное зодчество было и ремеслом, и искусством. Доступный строительный материал был средством выражения художественных идей русских мастеров, создавших уникальные произведения. Ряд бревен они уважительно называли венцом. Архитектурное наследие русского народа дошло к нам через века, но в наши дни находится под угрозой исчезновения.

НЕВОСПОЛНИМЫЕ УТРАТЫ

Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа 2018 года великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию: пора перестать закрывать глаза на процесс неуклонной и безвозвратной утраты деревянных церквей Руси.

Пожар в Кондопоге получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога,  однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иванове. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вежи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская церковь в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге православной архитектуры» можно обнаружить фотографии деревянных культовых построек и описание их удручающего состояния.

 Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих.  Государство и церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура.  Русь традиционно строила из дерева, позволяющего создавать красивые, уютные, теплые дома. Подверженность пожарам и меньший по сравнению с каменными постройками срок службы – недостатки деревянных построек, не позволившие дойти к нам через века  княжеским теремам, укреплениям и посадам. Философ-религиовед П.А. Павлов пишет, что «археологи будущего, вероятно, датируют XXI веком гибель русской цивилизации, не найдя в более позднем культурном слое остатков деревянных строений».

Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать ее на включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и  гонения на религию, но исчезла в огне мирной, покровительствующей православию, однако все же такой  безразличной к культурному наследию современности.

 ШИРКОВ ПОГОСТ НА ВСЕЛУГЕ

По-своему уникальные, подобно кондопожской, церкви есть во многих регионах России, и каждая из них бесценна. Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм в селе Ширково Пеновского района. Настоятель расположенного рядом, буквально в 100 метрах, каменного храма  иеромонах Антоний (Краснолобов) рассказывает:

– Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы бревна необычной толщины – до 70 сантиметров. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Но и раньше в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом. Власти Тверской области выделили 4,6 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви,  но как скоро будет разработан проект, мне не известно. Сейчас службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения.

Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды, и, несмотря на то, что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.

ЯРУСНЫЙ ХРАМ НА ТВЕРЦЕ

Столь же знаменитая деревянная церковь находится в Торжке – отмечают ее внешнее сходство с церковью, до недавнего времени стоявшей в Кондопоге. Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм  XVII века, расположенный на высоком берегу Тверцы. Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. По клировой ведомости церковь датируется 1653 годом, когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм. Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664–1665 годах, в составе посольства, сделал рисунок «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Вероятно, позже Вознесенская церковь была перестроена. Церковь имеет четыре яруса, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырех-угольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту замечательную по древности и архитектуре церковь. О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором все внутреннее убранство, которое еще в  XIX – начале XX века восхищало современников. В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви.

 В 2006 году церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 году ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019–2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьезные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

ЧУВСТВО ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ

События в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности: община храма собирает средства для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Старо-Вознесенская Тихвинская церковь – единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

Настоятель проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на ее плечах, но общественные активисты во главе с Татьяной Соколовой включились в работу, стремясь довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и, как человек, боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – все это требует времени и денег.

В России существует Концепция сохранения деревянного зодчества, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия страны поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить,  никого не вводят в заблуждение. Храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб.  Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Так, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, действующий православный храм в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области, является воссозданной копией Покровской церкви, построенной в 1708 году в Вытегорском погосте. Проект восстановления был разработан сразу после гибели храма по обмерам, произведенным в 1956 году, но храм был построен на новом месте.  В основание заложены камни из фундамента сгоревшей Покровской церкви Вытегорского погоста. Освящение собора состоялось в 2008 году.

 Очень важно сохранить деревянные церкви Руси не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Мария ПАРАМОНОВА

Торжокская сестра карельской погорелицы

17.09.2018

В предыдущем номере еженедельника мы начали разговор о том, что необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия – деревянных церквей Руси и в целом памятников деревянного зодчества.

 Существует Концепция сохранения деревянного зодчества России, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия России поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты, такие, как пожар в Кондопоге.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить  никого не вводят в заблуждение. Реставрация путем сноса или восстановление, возможно, реальный путь возвращения жителям Твери Речного вокзала, рухнувшего в прошлом году на 80-м году жизни. Но храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб. Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Мы убедились в том, что церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ширковом погосте Пеновского района, находящаяся в аварийном состоянии, не реставрируется – выделены средства на проект, который пока не готов, источник средств на осуществление самих реставрационных работ не определен.

«ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ»

Еще одна, столь же известная деревянная церковь находится в Торжке, часто отмечают её внешнее сходство с церковью, да недавнего времени стоявшей в Кондопоге.  Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм,  XXVII века, расположенный на улице  Грузинской, идущей от Борисоглебского монастыря по сравнительно высокому берегу Тверцы. В Торжке много культовых объектов и достопримечательностей, это один из красивейших городов Верхневолжья, но деревянная церковь  среди них занимает особое место.  Я до сих пор помню, как много лет назад наш класс ездил на экскурсию в Торжок и как мы подошли к этой церкви. Будто встретились с нашими далекими предками, строившими прекрасные здания без единого гвоздя. Помню, как не хотелось покидать это необычное место.

Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. С таким же описанием упомянута и церковь в Ширковом погосте. Известно, что сегодняшний вид – четырехугольный сруб (четверик) покрытый на восемь скатов, над которым расположен второй четверик с восьмискатной кровлей, а над ним третий, еще меньший четверик, покрытый также, и в завершении – большая главка на круглой шее – церковь в Пеновском районе приобрела в 1697 году.

С церковью в Торжке всё немного сложнее. По клировой ведомости церковь датируется 1653 г., когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм.   Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664-1665 гг., в составе посольства,  сделал рисунок  «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Значит ли это, что позже Вознесенская церковь была перестроена или изображен какой-то другой храм? Некоторые ученые называют датой появления храма в его современной композиции  1717 год.

Церковь имеет четыре яруса и высоту 34 м, что на 9 метров меньше, чем у храма в Ширковом погосте, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырехугольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

СОХРАНИЛАСЬ ЧУДОМ И НЕРАВНОДУШИЕМ

В 1782-1783 годах под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня, о чем свидетельствует выбитая на камне дата, также тесовая кровля  заменена железной. Были и другие работы, частично изменившие первоначальный вид здания. 5 октября 1883 г. обновленная церковь была и освящена в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. С тех пор храм стал называться Старо-Вознесенской Тихвинской церковью, а Вознесенской церковью называли новый каменный храм, построенный неподалеку в 1852-1854 году (с 1939 года и по сей день,  каменный храм закрыт, требует работ по восстановлению).

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту  замечательную по древности и архитектуре церковь.  Известно, что настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Антоний искал благодетелей среди именитых граждан Торжка, чтобы восстановить деревянную церковь Вознесения, и в  1883 г. работы по обновлению, расширению окон и обшивке тесом  были проведены на средства прихода каменного Вознесенского храма.

 О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором всё внутренне убранство, которое еще в  XIX – начале XX вв. восхищало современников.  В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, среди них иконы Вознесения Господня, Тихвинской Божией Матери, святых Жен-Мироносиц, преподобного Сергия Радонежского. Иконостас венчал большой крест с распятым на нем Иисусом Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечей. Кованая цепь спускалась с потолка, удерживая деревянное паникадило в форме голубя с распростертыми крыльями, подсвечники же располагались на спине и крыльях голубя.

Однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви. Икона-небо «Троица Новозаветная», написанная темперой, была передана в фонды Всероссийского историко-этнографического музея в г. Торжок. План переноса храма в музей деревянного зодчества в Василево под Торжком, к счастью, не был осуществлен.

Реставрационные и научно-исследовательские работы, так же,  как и в Ширковом погосте, велись  в  1970-х 1980-х гг. Восстановлена первоначальная форма окон, покрытие лемехом, удалена обшивка тесом,  но  работы не были завершены. В 2006 г. Церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 г. Ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.  Там, где древесина существенно прогнила, реставраторы заменили старое дерево на новое, пожертвовав едва заметными следами росписей, которые были выполнены в лубочном стиле.

ПРИХОЖАНЕ, АКТИВИСТЫ, КАЖДЫЙ ИЗ НАС

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019-2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьёзные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

Кроме того, события в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности. Община храма собирает средства  для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  Прихожан беспокоит, что местная молодежь часто собирается у стен деревянного храма, курит и распивает спиртные напитки. От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Напомню, что Старо-Вознесенская Тихвинская церковь — единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

На сайте церкви в честь Святителя  Николая Мирликийского (расположен на другом берегу Тверцы, напротив Тихвинской церкви), к которой прикреплен старинный храм, есть реквизиты для перечисления пожертвований. В назначении платежа необходимо указать: «Пожертвование на деревянную церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Торжке».

Общественный активист, основатель компании «Экспедиция в Торжок» Татьяна Соколова  – в числе заинтересованных граждан, которые общаются с чиновниками и представителями власти, чтобы сохранить уникальную церковь:

- Батюшка проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на их плечах, мы с ними увиделись, они поделились информацией, и мы решили включиться, помочь. В региональном управлении по сохранению наследия дали полезный совет по сохранению жемчужины Торжка: сначала сделать заказ на обследование церкви, пообщаться со специалистами, увидеть сметы, а потом уже стучаться в разные двери, говорить о финансировании, и пока у нас такой сценарий, – обозначила свою активную позицию Татьяна Соколова.

Церковь в Торжке, похоже, уже обрела отряд защитников, которые постараются довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и как человек боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности и МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – всё это занимает время и деньги.

Работы по противопожарной обработке древесины  также требуют методик, применимых для памятников историко-культурного наследия. Характеристики огнезащитных  составов таковы, что обработка не сказывается на механической прочности древесины, не разрушает химический состав, не приводит к ускорению износа. Однако, все это относится к новым материалам, а как отреагирует древесина, которой несколько сотен лет? Необходимо провести лабораторные исследования, прежде, чем вести речь о противопожарной обработке тем или иным составом.

Очень важно сохранить деревянные церкви Верхневолжья не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Великий Устюг, Доминикана и другие идеи ОТДЫХА

15.09.2018

В ЦВК «Экспоцентр» с 11 по 13 сентября  проходил 24-й Международный форум-выставка по туризму «ОТДЫХ-2018», организованный при поддержке Министерства культуры РФ, Федерального агентства по туризму, Торгово-промышленной палаты (ТПП), Ассоциации туроператоров России (АТОР), Российского союза туриндустрии (РСТ), Ассоциации по безопасности объектов туристической индустрии «Безопасность туризма». Экспозиция выставки площадью 15 000 м2 объединила 870 участников из 85 стран и регионов России для презентации объектов показа, мест размещения и культурно-туристических событий.

«ОТДЫХ» – заметное явление в области туризма, важный интегратор власти и турбизнеса для  определения стратегии, выработки решений по развитию туризма в России. Международная туристская выставка «ОТДЫХ LEISURE», деловой форум и фестивальные мероприятия имеют практическую направленность и позволяют участникам представить потенциал своих регионов.

РОСТУРИЗМ ПОДВЕЛИ  ПОД МИНЭКОНОМРАЗВИТИЕ

Церемония открытия выставки, в которой приняли участие член Совета Федерации Игорь Фомин,  председатель подкомитета по туризму Государственной думы РФ Сергей Кривоносов, руководитель департамента регионального развития и приоритетных проектов Минкульта РФ Олег Дятьков, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Алексей Конюшков, вице-президент ТПП Максим Фатеев, заместитель губернатора Вологодской области Олег Васильев, президент РСТ Сергей Шпилько, исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе и глава Московского представительства Национальной туристской организации Японии Айри Мотокура, включала традиционные в этом случае приветствия, речи, ритуальное разрезание ленточки.

Здесь уместно упомянуть, что как раз в день открытия форума-выставки на заседании комитета Государственной думы аудиторы Счетной палаты подвергли критике бюджетную отчетность Ростуризма. 14 сентября Указом Президента России Владимира Путина Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) было передано из ведения Министерства культуры РФ в ведение Минэкономразвития РФ. Очевидно, что отрасли предстоит повысить эффективность своей работы и бюджетную дисциплину.

Впрочем, павильон регионов России комплектовался преимущественно на средства региональных бюджетов. Стенды участников выставки – республик Адыгея, Крым, Карелия, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Краснодарского и Ставропольского краев, Архангельской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Курской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Тульской, Тюменской, Ярославской областей во многом повторяли выставки прошлых лет или, как  стенд ХМАО под девизом «Нефть – наш бренд», другие туристические форумы.

Более представительными стали экспозиции Республики Коми, Калининградской и Вологодской областей, Республики Татарстан и Пермского края.

 ПРОЕКТАМ ПРЕДСТОИТ ДОКАЗАТЬ СВОЮ ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ

Внимание посетителей выставки привлекла Тюменская область, представившая перспективный проект «Императорский маршрут». Министерство культуры РФ и Фонд милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» подписали соглашение о развитии этого межрегионального проекта. В него сразу вошли шесть регионов, еще через полгода их стало десять (Санкт-Петербург, Москва, Московская область, Пермский край, Свердловская и Тюменская области, потом Псковская, Кировская, Томская и Омская области).

Объединенные усилия участников туристской отрасли позволили реализовать единую цель – сформировать качественный туристский продукт, направленный на возрождение основ историко-культурной и духовной составляющей нашей страны, ее достижений в период правления династии Романовых. Теперь необходимо совместно работать над продвижением этого проекта, чтобы добиться его экономической эффективности.

Федеральный проект «Серебряное ожерелье» был представлен всеми регионами-участниками, включая Ненецкий автономный округ, впервые показавший свою экспозицию на выставке. Дебютировали на форуме также Республика Башкортостан, Пензенская и Омская области.

ЗАРУБЕЖНЫЕ КОЛЛЕГИ  ПОКАЗАЛИ КЛАСС

В павильоне выездного туризма атмосфера была более неформальной – стенды отличались разнообразием, завлекая посетителей в дальние страны. Россияне с удовольствием фотографировались на фоне слоников, пальм, цветущих деревьев, музыкантов и аборигенов в красочных костюмах. Уникальные возможности для сотрудничества с российскими компаниями предлагали национальные офисы по туризму из 41 страны мира, в том числе Таиланда, Кипра, Туниса, Испании, Индонезии, Болгарии, Греции, Сербии, Венгрии и других.

Впечатляющей была экспозиция Индии:  Гоа с пляжным и активным отдыхом, Керала – центр аюрведы с лечебно-оздоровительными курортами, Андхра-Прадеш – четвертый по величине штат в стране, впервые представленный в России. Взаимный интерес индийских и российских туроператоров стал стимулом для  создания в российской столице информационно-туристического офиса Incredible India – об этом решении было объявлено на выставке.

Национальный стенд Японии получил название Enjoy my Japan. В рамках мероприятий проходящего перекрестного года  Россия – Япония представители Национальной туристской организации Японии (JNTO) познакомили россиян с традициями, культурой и кухней Страны восходящего солнца. Настоящий ажиотаж вызвали кулинарные мастер-классы под руководством Кишимото Хидеки, бренд-шефа сети японских ресторанов Ichiban Boshi.

Доминиканская Республика, вновь выступившая официальным спонсором форума «ОТДЫХ-2018»,  познакомила гостей своей просторной экспозиции с фестивалями, музыкой и рекреационными возможностями региона.

 НЕ ПОРА ЛИ НАМ ПОДУМАТЬ О ЗИМЕ?

Регионом–партнером выставки «ОТДЫХ-2018» стала Вологодская область, представившая богатый спектр возможностей детского, культурно-познавательного, активного, санаторно-курортного, гастрономического и других видов туризма. Конечно же, накануне зимнего сезона уместно упомянуть о приближающемся двадцатилетии проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Приветствие  Деда Мороза, облаченного по случаю юбилея проекта в красный  тулуп, стало приятным сюрпризом для посетителей выставки. Несмотря на такие теплые тона, наряд Мороза почти не напоминал курточку Санта-Клауса, поскольку был расшит узорами в русском стиле. Посетители сделали огромное количество селфи на фоне вологодской экспозиции и явно задумались о том, как провести рождественские каникулы.

Тематические экспозиции различных сегментов туриндустрии знакомили гостей с потенциалом санаториев и курортов, медицинских клиник и спа-комплексов (ОТДЫХ Medical Tourism, Spa & Health). Международная экспозиция и конференция по этногастрономическому туризму ОТДЫХ GOURMET & WINE TRAVEL представляла страны и регионы через знакомство с их национальной кухней. Объединенный стенд музеев России отметился достаточно интересным блоком проекта «Созвездие малых городов».

РАВНЕНИЕ НА ВЕЛИКИЙ УСТЮГ?

Деловая программа форума-выставки включала порядка сорока мероприятий, проходивших на  11 площадках. Здесь было подписано 15 межрегиональных соглашений в сфере туризма. А главным событием форума стало Всероссийское совещание по развитию внутреннего и въездного туризма, проведенное под эгидой Федерального агентства по туризму РФ. Губернаторы, руководители региональных министерств и ведомств, представители туристического бизнеса и общественных организаций – всего около 200 человек – приняли участие в совещании.

В ходе обсуждения нормативно-правового регулирования туристской деятельности депутат Государственной думы РФ Сергей Кривоносов выразил мнение, что новым законодательным инструментом в продвижении туризма в регионах могут стать особые экономические зоны. О законодательных инициативах в турсекторе рассказал член СФ РФ Игорь Фомин. Врио начальника Управления внутреннего туризма и государственных целевых программ Ростуризма Виктория Роганова поделилась информацией о ходе работы над ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» на 2019–2025 годы.

Участники совещания из регионов России рассказали о формировании туристско-рекреационных кластеров (правильнее назвать их туристскими комплексами кластерного типа). Пожалуй, это направление – одно из самых проблемных в плане реализации запланированных мероприятий в соответствии с графиком и достижения поставленных задач, включая кластерный эффект.

Заместитель губернатора Вологодской области Олег Васильев представил опыт премиального бренда – Вотчины Деда Мороза. За 20 лет в развитие проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» было вложено 4 млрд рублей, а количество туристов и экскурсантов возросло в 88 раз. Эта статистика не позволяет в полной мере оценить эффективность проекта. Вероятно, Минэкономразвития еще предстоит разработать внятные KPI для креативных проектов, в которые активно входят регионы, создавая видимость активной работы, не подкрепленную ростом числа туристов, полученных доходов и созданных рабочих мест.

В дни выставки состоялись презентации туристских возможностей Подмосковья, Башкирии, Тверской и Рязанской областей. Проект «Императорский маршрут», его реализация, итоги и перспективы стали темой отдельной конференции. О новых межрегиональных продуктах между Краснодарским краем и Республикой Крым рассказали участники круглого стола «Золотое кольцо Боспорского царства».

 ЗВЕЗДНЫЕ ОТЕЛИ  И ЗЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Актуальные вопросы развития гостиничного бизнеса обсуждались в рамках дискуссионной панели «Гостиничный бизнес сегодня и завтра» с участием президента Российской гостиничной ассоциации Геннадия Ламшина, президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, вице-президента Федерации рестораторов и отельеров Вадима Прасова и других экспертов.  Были затронуты проблемы классификации отелей, курортного сбора, развития малых нестандартных средств размещения.

В последние годы уровень сервиса в отелях российских регионов существенно вырос. Примером тому может служить гранд-отель «Аристократ», расположенный в Костромской области.

Состоявшаяся на форуме 14-я Международная конференция «Оздоровительный туризм – источник профессионального долголетия. Глобальные тренды и международный обмен опытом» объединила специалистов в санаторно-курортной отрасли, обсудивших возможности и угрозы этого вида туризма. Актуальность профилактики и оздоровительных программ на фоне тренда повышения пенсионного возраста не вызывала сомнений, а государственная политика в сфере профилактики и оздоровления населения оставляла желать лучшего.

7-я технологическая конференция для профессионалов турбизнеса «ОТДЫХ Travel Technology Технологии. Турбизнес. Россия» прошла в формате, сочетающем панельные дискуссии, посвященные глобальным изменениям в бизнес-процессах туротрасли, и практические семинары, на которых компании представили свои последние разработки. Партнерами конференции, в которой приняли участие более 300 делегатов, стали компании «ТКП» и «Амадеус».

ЛУЧШАЯ ЕДА – ШАМПАНСКОЕ!

На Международной этногастрономической конференции «Путешествие со вкусом» ведущие эксперты гастрономического туризма обсудили с участниками конференции особенности позиционирования российской кухни внутри страны и за рубежом, зарубежные практики продвижения страны через национальные кухни и возможности гастрономического туризма, а также представили крупнейшие в этой сфере проекты и кейсы. В рамках конференции состоялся конкурс этногастрономических туров России. По девяти критериям были выявлены финалисты конкурса: «Вкусная Тверь» (Тверская область), «Черное золото России» (Тульская область), «Бурятия, Gourmet!» (Республика Бурятия), «Пир на Волге» (Ярославская область), «Вся гастрономия Астрахани за 4 дня» (Астраханская область). В финальной части конференции эксперты назвали  победителя конкурса – гастрономический маршрут «Абрау-Дюрсо» (Краснодарский край).

Кейсы по продвижению туристского потенциала и современные маркетинговые технологии были представлены в рамках дискуссионной панели «Гостеприимная Россия: фактор продвижения» представителями региональных отраслевых ведомств из Ярославской, Тверской, Владимирской областей, города Севастополя и членами бизнес-сообщества.

Кроме того, на выставке «ОТДЫХ» состоялся финал конкурса презентационных материалов и видеороликов регионов России «Привет, Россия – родина моя!». На суд жюри была представлена 61 конкурсная работа из 28 регионов России. Победителями стали Архангельская область, Тюменская область, Челябинская область (г. Миасс), Тверская область, Томская область (г. Томск), Калининградская область. Специальных призов от партнера конкурса презентационных материалов и информационных видеороликов «Первый канал. Всемирная сеть» – показа на телеканале «Поехали!» – были удостоены работы Республики Марий Эл, Свердловской области, Тюменской области, Калининградской области.

Тверская область, оформившая стенд в соответствии с концепцией зимнего отдыха, которую регион презентует на выставке, успешно провела переговоры о включении в число «пилотных» регионов по развитию детского образовательного туризма и сертификации детских маршрутов. Посетителей тверской экспозиции в декорациях русского терема, напоминающих о памятниках деревянного зодчества, имеющихся в регионе, познакомили с достопримечательностями и объектами размещения. Туристические программы и продукты на выставке представили турфирмы «Комильфо», «Феръкада», туристический комплекс «Конаковский фаянс», музеи «Мармеладная сказка», «Волгари», «Эксперименториум», Всероссийский историко-этнографический музей, Тверской государственный объединенный музей, Музей керамики из Лихославля, Музей улитки, гостиничные комплексы «ГлавУПДк Завидово», «Барская усадьба», «Тверь Парк отель», «Особняк на Карла Маркса», «Кава», «Гришкино», усадьба «Терема».

Выставка-форум «Отдых-2018» позволила российским участникам сформировать объективное мнение о  способности нашей страны и отдельных регионов выдержать глобальную конкуренцию в сегментах внутреннего и въездного туризма, перенять опыт коллег по продвижению и позиционированию на отечественном и зарубежных рынках туристических услуг.

Деревянные церкви Руси. Огонь, вода, пустые обещания.

10.09.2018

Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию.  Что же необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия?  В первую очередь, вероятно, нужно перестать закрывать глаза на процесс неуклонной и безвозвратной утраты деревянных церквей Руси. 

Пожар в Кондопоге, пожалуй, получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога, в котором подозревается несовершеннолетний сатанист, хваставшийся, что пьет кровь и мечтает видеть церковь в огне. Однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иваново. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вёжи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге Православной архитектуры» на сайте http://sobory.ru/ можно обнаружить фотографии культовых построек прошлого и описание их удручающего состояния.

Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих.  Государство и церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура.  Русь традиционно строила из дерева – это доступный в нашей местности материал, позволяющий создавать красивые, уютные, тёплые дома. Подверженность пожарам и меньший по сравнению с каменными постройками срок службы – недостатки деревянных построек, не позволившие дойти к нам через века  княжеским теремам, укреплениям  и посаду древней Твери и других русских городов. Только каменные постройки позволяют нам судить о жизни наших предков в домонгольский период и в последующие столетия.   Лишь деревянные постройки 17-18 веков в той или иной степени доносят до нас исконно русскую культуру деревянного зодчества.

Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать её на   включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и  гонения на религию, но исчезла в огне мирной, покровительствующей православию, однако всё же такой  безразличной к культурному наследию современности.

По-своему уникальные, подобно кондопожской церкви, есть во многих регионах России и каждая из них бесценна. Как их сохранить, как не допустить невосполнимых преждевременных утрат?

Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм 1694 года постройки в селе Ширково Пеновского района. Корреспондент «Каравана» обратился к настоятелю храмового комплекса иеромонаху Антонию (Краснолобову).

- Отец Антоний, согласно легенде, на озере Вселуг в верховьях Волги в ознаменование победы над литовцами, в месте разгрома врага построили церковь. По другой купцы проходили из Новгорода с двумя иконами Иоанна Предтеч и, отдохнув на берегу,  не смогли поднять иконы, оставили их там, а братья Ширковы построили в этом живописном месте церковь. Какую из легенд Вы считаете истинной?

- Документально эти легенды не подтверждены, но эти события могли происходить в действительности. Легенды рассказывают экскурсоводы, а мы руководствуемся документальными свидетельствами.   Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы брёвна необычной толщины – до 70 см. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Но и до этого в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом: «Погост Ширковский у озера Вселука, а на погосте церковь Рожества Иоанна Предтечи древяна клецки, а в церкви образа и свечи и книги и всякое церковное строение приходских людей».  Точно известно, что торговая дорога из Новгорода в Торжок через Старую Руссу пролегала именно здесь. Здесь пролегал и путь войска Михаила Скопина-Шуйского, в 1609 году освободивших от осады Троице-Сергиев монастырь. Поэтому предание об основании храма на месте победы над поляками и литовцами не выглядит невероятным. Но храм здесь мог стоять и до Смуты. До революции действительно в храме находились две древние иконы Иоанна Предтечи, которые  в соответствии с их описанием могли быть написаны во второй половине XVI века. До настоящего времени из икон ничего не сохранилось.

- Федеральные и региональные СМИ писали, что власти Тверской области выделили 4,6 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви. А сами реставрационные работы планируют осуществить путем включения объекта в федеральную целевую программу «Культура России». Сообщалось также, что храм находился в ненадлежащем состоянии и был закрыт для посещений, пока губернатор Игорь Руденя не поставил задачу привести церковь в порядок. Тогда на куполе уникального памятника деревянной архитектуры установили крест, в храме после более чем векового перерыва возобновились богослужения. По какому графику проходят в храме богослужения? Известно ли, когда будет готова документация?

- О том, как скоро будет разработан проект мне не известно. А службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения. Рядом, буквально в 100 метрах, находится каменный храм. В 1903 году было получено разрешение на строительство каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи, так как деревянная не могла вместить всех прихожан. В 1915 году храм, способный вместить до 1400 человек, был освящен, а деревянную церковь планировали отреставрировать, но до революции не успели.   К 1960-м rодам она пришла в аварийное состояние – прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви. Кирпичные столбы с ажурным кованым ограждением утрачены. Реставрационные работы на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры были выполнены в 1974-1977 годах Осташковским реставрационным участком Тверской области реставрационной мастерской. С тех пор прошло много лет, и состояние церкви снова стало аварийным. Тверьпроектреставрация установила крест и громоотвод, что очень важно для деревянного здания. Но полная реставрация возможна только когда будет подготовлен проект и выделены средства. Каменный храм, в котором проходят службы, в 1992 году был передан верующим и отремонтирован на средства благотворителей, стены были частично расписаны в древненовгородском стиле московскими художниками.  Но памятники деревянного зодчества требуют высокопрофессионального подхода.

- Существует православное общественное движение «Общее дело»: священники и молодые волонтеры в Архангельской, Псковской, Новгородской и других областях занимаются противопожарной обработкой храмов, защитой от разрушительных воздействий. Приходилось ли Вам сотрудничать с этой организацией  православных добровольцев?

- Нет, к нам такие волонтеры не обращались. В любом случае, противопожарная обработка объекта историко-культурного наследия не может проводиться без ведома уполномоченных на его охрану государственных органов. Надеюсь, что проект реставрации предусмотрит и такую обработку и меры по обеспечению противопожарной безопасности и системы пожаротушения. Главное, чтобы реставрация была проведена как можно скорее. Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды и несмотря на то, что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.

- Спасибо, отец Антоний! Несомненно, деревянные церкви –  это часть нашего национального самосознания, память наших предков. И государство и церковь и общество должны вместе приложить усилия по сохранению этих уникальных построек, проблему нужно решать комплексно и профессионально. 

 

Единый день выбора … спортшколы

09.09.2018

заметка в Караван

9 сентября в фойе второго этажа спорткомплекса «Юбилейный»  10 спортшкол провели Единый день записи.  Родители с детьми к началу мероприятия уже заполнили площадь перед Дворцом спорта – так хотелось им выбрать свой вид спорта, а, возможно, найти секцию, ведущую занятия на бюджетной основе. Однако, не всем мечтам суждено было сбыться.

Экспозиции и раздаточные материалы представили только государственные спортивные школы, находящиеся в ведении  Комитета по физической культуре и спорту Тверской области. В этих школах проходят занятия по 29 видам спорта. Тщетно искали родители и дети списки для записи на фехтование, шахматы, дартс, теннис и другие виды спорта.  Но многим удалось найти спорт своей мечты.

Для тех, кто не определился с выбором прошли показательные выступления воспитанников спортшкол. Сначала зал превратился в танцпол:  перед зрителями выступили пары и команды  «Формейшн» – спортсмены акробатического рок-н-ролла. Россия является одним  из лидеров международных соревнований в этом виде спорта. Также был представлен слегка обделенный вниманием болельщиков игровой вид спорта – гандбол. За неимением ворот, спортсмены представили фрагмент  тренировки, напоминающий командообразующий тренинг.

Затем бетонный пол зала застелили матами. Гимнасты и акробаты выполняли упражнения почти как артисты цирка, пары дзюдоистов синхронно бросали потенциальных противников через бедро, а очень юные каратисты в белых кимоно делали много резких движений, достигнув совершенства в боевом крике «киай». В общем было оживлено и весело.

Но некоторые виды спорта не могли в условиях зала воспроизвести все свои преимущества. Им на помощь пришли тренажеры. Гребля,  самый популярный в Правительстве Тверской области вид спорта, привлекала в группы байдарочкиков и каноистов  при помощи тренажера, имитирующего движение спортсмена в лодке. А велоспорт популяризировали не только велотренажеры, но и спортсмены в костюмах команды Тверской области, которые динамично крутили педали.

К сожалению, записаться непосредственно в группы спортивной подготовки не смог никто из посетителей шоу. Запись велась лишь в группы предварительной подготовки на платной основе, а вот после успешной сдачи нормативов шанс заниматься спортом на бюджетной основе может появиться. Не у всех, конечно. Остальные, если позволят финансовые возможности, пополнят ряды частных спортивных учреждений, а если не позволят – прилипнут к гаджетам или будут шататься по улицам.

Когда мы были детьми, с устного согласия родителей мы записывались в любую секцию. Пробовали, если не нравилось – выбирали другой вид спорта. Без всяких нормативов и обязательств завоевания медалей – просто для здоровья. На моем счету гимнастика, фигурное катание, плавание, один урок дзюдо, лыжная секция. Было интересно.  Теперь же спорт, очевидно, стал менее доступным, но больше напоминает шоу.