Интересно!

Кое-что об эволюции древнегреческих мифов

На книжной полке повстречалась мне «Мифология» Яна Парандовского, которую в детстве я читала как сборник сказок. Интересно, что мифы эволюционировали, обрастали подробностями, отражающими реалии того или иного периода истории. От объяснения природных явлений и мироустройства мифы неизменно обращались к человеку, его роли в этом мире.

Преодоление страха перед неизвестностью окружающего мира позволило сделать акцент на исследовании восприятия окружающей действительности самим человеком. Кроме того, люди стали задумываться тем, почему же они созданы такими, какие они есть, а также стремились осознать, какое место в “картине мира” они занимают. Кто человек — мера всех вещей или игрушка в руках судьбы? Ответы, которые давали люди, были совершенно противоположными.

Боги греческой мифологии начинают преображаться: все больше они начинают походить на людей. Все явления дописьменной эпохи начинают превращаться в страшных и уродливых чудовищ. А роль мужского начала в обществе  начинает возрастать, что также нашло свое отражение в мифах. Греческая мифология, боги которой ранее были безлики, обращается к образу мужчины, который преодолел границы поселения и отправился покорять мир и побеждать. В мифах появляются новые персонажи — герои. Герои явились результатом осознания собственной силы, преодоления старых правил и началом формирования нового мировосприятия.

Люди становятся все более уверены: и в мифах их деятельность становится все более заметной. Человек начинает спорить с богами. Повсеместно в историях говорится о том, как люди, подобно богам, истребляют врагов и чудовищ. Да и боги приобретают все более характерные человеческие черты: словно родители, они смотрят на своих детей с высоты Олимпа. Активно участвуя в жизни греков, они заключали браки с прекрасными представительницами смертных и вмешивались в политические переговоры, принимали участие в войнах.

Не буду перечислять бесчисленное множество примеров, которые подтверждают данное утверждение. Просто вспомню первых античных писателей, деятельность которых приходилсь как раз на период переосмысления места человека в мире. Гомер, Аристофан, Эсхил — верили они в то, что действительно боги существуют. Те самые боги, которые в их произведениях принимали очень активное участие в качестве действующих лиц.

Эволюционируя, мифы остаются жить в обществе, но теперь они переосмылены: явления превращаются в абстрактные понятия, предметы мира классифицируются. Боги перестают устрашать, но с ними нельзя не считаться, они получают все больше и больше истинно человеческих черт, а мифология наполняется символическим содержанием.