БиографииНовости творческого мира

Блистательная скромность королевы

 Раздается гром, под звуки танго и сполохи спецэффектов загорается свет и на сцене появляется блистательная Татьяна Курилова. Музыка стихает, в исполнении актрисы звучат стихи о театре Беллы Ахмадуллиной. Клоуны и клоунессы в масках сопровождают действо танцем. Свет гаснет, дива исчезает.

Так, неожиданно и необычно, начался на сцене Смоленского камерного театра 30 ноября 2012 года творческий вечер заслуженной артистки России Татьяны Куриловой.

Однажды в июне, в далеком Новосибирске, в семье фельдшера и бухгалтера родились близнецы — мальчик и девочка. Их отец любил театр, участвовал в самодеятельных спектаклях, а мама, прошедшая войну, и воевавшая на Смоленщине, в молодости мечтала стать …балериной. В мирные годы дочери было суждено осуществить то, о чем родители могли только мечтать! Перед выпускницей Новосибирского театрального училища был весь Великий могучий Советский Союз — при распределении ей был предложен ангажемент театров  Новосибирска, Омска и других романтичных мест, даже за Полярным кругом.  Татьяна выбрала Омский театр юного зрителя, там она сыграла  Капочку в  «Женитьбе Бальзаминова» по  А. Н. Островскому, Маму в «Двух клёнах» Е. Шварц и другие роли. А ещё повстречала свою любовь! С Николаем Парасичем Татьяна Курилова вместе играла в спектакле «Романтики», соединившем их на долгие годы, на многие десятилетия.

  Они вместе покинули заснеженный Омск – впереди ждала горячая пора работы в Махачкале. Это была пора профессионального роста и творческого вдохновения, рождаемого красотой Каспийского побережья, теплого моря и Кавказских гор. В Дагестанском государственном русском драматическом театре имени Горького собрался интересный коллектив, были гастроли, поездки в горные аулы, жители которых говорили на разных наречиях, но русский язык был им понятен, как язык межнационального общения.  Здесь Татьяна Курилова сыграла столь желанную роль Беатриче в спектакле «Любовь, джаз и черт» по пьесе Грушаса, Елену в «Золотопромышленниках» по Мамину-Сибиряку, Бедную Лизу  «До третьих петухов» по Шукшину и другие роли. И здесь родился сын Алексей, который спустя многие годы стал продолжателем дела своих родителей.

В 1979-ом семья актеров отправляется в Ставрополь для работы в Ставропольском краевом драматическом театре имени Лермонтова. За девять лет было сыграно множество новых ролей, среди которых Марианна в мольеровском «Тартюфе»,  Галя в «Береге» по Бондареву, Ариадна в спектакле «Гнездо глухаря» по пьесе Розова. И снова прибавление в семействе: родилась дочь Оксана. Благодаря помощи и поддержке бабушки, Татьяна Курилова быстро возвращалась на сцену, но дети всегда были рядом – даже на гастроли выезжали всей семьей!

О богатой на события биографии Татьяны Куриловой гостям вечера рассказали его ведущие — Татьяна Михальченко и Олег Марковкин. Свой рассказ они сопровождали показом фотографий из семейного архива.

  В 1988 году Татьяна Курилова и Николай Парасич по приглашению известного драматурга Владимира Гуркина приехали в Смоленск, где создавался Смоленский молодёжный  театр-студия «Этюд». Время перемен освободило актеров от скованности, предоставив свободу самовыражения. Но не в рамках больших государственных театров, каким был Ставропольский краевой драматический театр. Именно поиски творческой свободы привели семью актеров из благополучного Ставрополя в Смоленск, где не было ни жилья, ни помещения для репетиций, ни площадки для проката спектаклей. Но было огромное желание играть, энергия и энтузиазм. Первый спектакль театра-студии — «Театр времён Нерона и Сенеки» Эдварда Радзинского, в котором Татьяна Курилова сыграла Венеру, произвел культурный шок в Смоленске. Роль Констанции в «Забавном случае» Гольдони, поставленном литовским режиссером Раймондасом Полисом,  была интересна необычностью репетиционного процесса. Это была встреча с новой школой, которая вела к свободе самовыражения. Спектакль «Любовь и голуби», где Татьяна Курилова сыграла Люду, ставил сам драматург Владимир Гуркин, высоко оценивший актерское мастерство Татьяны Куриловой.

Татьяна Курилова была в числе группы актеров, основавших в 1989 году  Смоленский камерный театр, и по сей день является его ведущей актрисой. На сцене театра на высоком профессиональном уровне ею сыграно более пятидесяти многоплановых, ярких, запоминающихся ролей. Среди них – Хвеська в «Панночке» Садур, Советница в «Бригадире» Фовизина, Жена в «Счастливом происшествии» Мрожека, Марфа Семеновна в «Аз и ферт» Федорова, Королева Марго в «Нельской башне» Дюма. По словам актрисы, драматическая роль королевы Марго – прекрасной женщины, сильной и слабой одновременно, женщины, стоящей у власти, но не властной над своей судьбой — одна из самых сложных ролей, которую ей довелось сыграть. Видеофрагменты из этих спектаклей, которые многие годы пользовались успехом у зрителей, были показаны в ходе творческого бенефиса актрисы.

Знаковые роли Татьяны Александровны в спектаклях текущего репертуара и недавнего прошлого гости театра увидели на сцене. Отрывки из спектаклей «Изобретательная влюбленная», «Недосягаемая», «Бешеные деньги», «Босиком по парку» неизменно вызывали овации зала. Особенно тепло был встречен зрителями отрывок из премьеры текущего, 24 сезона Смоленского камерного театра — комедии «За двумя зайцами» Михаила Старицкого. Спектакль, в котором Татьяна Курилова исполняет роль Явдокии Пилиповны постоянно проходит с аншлагом.

  В 1999 году Татьяна Александровна Курилова была удостоена  звания заслуженной артистки России. И это не только признание её драматического таланта, её вклада в искусство, но и признание её подвижничества в воспитании детей и юношества. Ведь театр способствует гармоничному развитию личности ребенка. Татьяна Александровна играла и главные и второстепенные роли в спектаклях для детей: Пёс в «Дне рождения кота Леопольда», Злая королева в «Сказке о лгунах», Лиса в «Клочках по закоулочкам», Мышь в «Крыльях дюймовочки».  Смоленский камерный театр, будучи областным,  много гастролировал по районам области, объехав самые удаленные, глухие уголки Смоленщины. Татьяна Александровна принимала участие в этих многочисленных поездках и гастролях по России и за её пределами. Со спектаклем «Панночка», в котором у Татьяны Куриловой главная роль, театр  выезжал на фестивали в Польшу, в Москву и в Пермь. Детский спектакль «Клочки по закоулочкам»  по Григорию Остеру был с большим успехом  показан в Уфе на гастролях.

 А дети всегда ждали маму домой из театра, с гастролей или фестивалей. Замечательно, что они не возненавидели театр, не отпускающий к ним любимую маму, а полюбили его так, как любит театр она. Но и дом её — всегда  хлебосольный. Татьяна Александровна — замечательная бабушка, печет внукам пирожки, угощает и воспитывает. Родные пришли поздравить Татьяну Курилову с бенефисом, а сын Алексей сделал это голосами известных политических и культурных деятелей.

Татьяна Александровна  помогает людям бескорыстно, за её любовь к театру и к человеку коллектив уважает её. Все в театре восхищаются её душевностью и скромностью, талантом и трудолюбием. Благодарственное письмо коллектива театра не смогло вместить и малой толики добрых слов, сказанных в адрес Татьяны Александровны коллегами. Творческими подарками от коллектива стали танцевальная композиция «Кармен» от балетмейстера театра Т.Шавриной и поздравительный номер актрис Л.Бормотовой, Т.Михальченко, А.Шопот в стиле спектакля «За двумя зайцами».

Поздравить Татьяну Александровну Курилову с великолепным бенефисом пришли менеджер Управления культуры Администрации г. Смоленска В.Шарапова, вручившая поздравление руководства города, член правления Смоленского областного отделения Союза театральных деятелей России А.Бобров, зачитавший Благодарственное письмо Председателя СТД Александра Калягина, председатели профсоюзных организаций Смоленской области, почитатели таланта актрисы.

8 комментариев для “Блистательная скромность королевы

  • Очень интересная статья, хорошая, профессиональная подача материала.

  • Главное, чтобы работали без заминок и запинок, в противном случае это может плохо сказаться на репутации и имидже.

  • Если до сих пор вы лишь подумывали о том, чтобы открыть для себя театр, то теперь вы наверняка знаете, как это сделать!

  • Спасибо за комментарии. Это одна из самых любимых моих статей (из всех, что написаны мною о Смоленском камерном театре). Закрываю обсуждение этой статьи, как обычно, через год после публикации.

Обсуждение закрыто.