Скульптура – поэзия без слов

Поэты и философы с давних пор пытались провести параллель между видами искусств. Считается, что  Симонид Кеосский, поэт, живший в 6 веке до нашей эры в Греции, сказал: «Поэзия — это поющая живопись, так же как живопись — молчащая поэзия». Гораций (1 век до н.э.) в своем «Искусстве поэзии» делает римскую копию с греческого оригинала: ut pictura poesis (поэзия — как живопись). Позже Гёте назвал архитектуру онемевшей музыкой, и Шеллинг еще несколько позже отметился высказыванием «архитектура – застывшая музыка».

Признаюсь, мне не было известно высказывание Симонида, когда я писала стихотворные картины для своей «Галереи грёз», но с ним сложно поспорить. Разве что, я бы сказала не «молчащая», а «бессловесная», хотя, возможно, это издержки перевода.

19 февраля 2016 года, вместе с другими смоленскими писателями, я была приглашена скульптором Людмилой Ельчаниновой на открытие её совместной с графиком Верой Самариной выставки в КВЦ имени Тенишевых. Признаюсь, я нашла много образов, созвучных моим стихам. Скульптура, пожалуй, не меньше, чем живопись, несет в себе поэзию.

Людмила Александровна Ельчанинова – заслуженный художник России, работает в мраморе, известняке, бронзе, дереве и керамике. Смолянам известна её «Княгиня Тенишева» – бронзовая скульптура, установленная на территории историко-архитектурного комплекса «Теремок» в поселке Флёново близ Смоленска.

Заслуженных художников России поздравили с открытием выставки председатель Смоленского горсовета Ю.К.  Сынкин, депутат Смоленской областной Думы Н.Г. Куликовских, председатель Общественной палаты Смоленской области Н.Е. Мажар, делегация Смоленской областной организации Союза писателей России и многие другие.

Людмила Ельчанинова и Вера Самарина поблагодарили собравшихся за поздравления и помощь в оформлении выставки и предложили ознакомиться с представленными работами, что я, собственно и сделала чуть раньше, когда еще звучали песни в исполнении популярной смоленской певицы Ксении Ларуссо.

У скульптуры «Портрет театрального художника» я повстречала поочередно сразу двух художников-постановщиков Смоленского камерного театра – Николая Агафонова и Людмилу Пономареву.  С Людмилой мы обошли всю экспозицию, особенно заинтересовавшись обращением скульптора к теме поэзии. В центре экспозиции расположился бюст Анны Ахматовой, представляющий собой образ поэта (Ахматова была против именования поэтессой) во времена её пребывания в Париже. В дальней части зала мы встретили еще один поэтический образ – скульптуру «Серебряный век». Эта женская фигура ненавязчиво отсылает к рисунку Модильяни, запечатлевшем Ахматову в вышеупомянутом Париже, но к портретному сходству с Анной Андреевной скульптор, по видимому, не стремился. В лице и прическе поэтессы или музы поэзии при желании можно найти черты Ахматовой, Цветаевой, Гиппиус, а возможно и других представительниц Серебряного века.

Кроме того, меня заинтересовали скульптурные портреты Святополк-Четвертинской и генерала Раевского. Кроме того, понравились работы «Добрые руки» и  »Мать и дитя» (практически, скульптурное воплощение моей книги «Млечный путь»), а также «Мастерская художника» (очаровательная дама-интроверт, которая с одинаковым успехом может ассоциироваться и с поэтессой и со скульптором).

Выставка, несомненно, удалась. Замечательно, что художники и писатели стремятся к общению и находят много общих тем для творчества. Будет интересно продолжить знакомство с работами Людмилы Ельчаниновой и других смоленских художников.

фотографии Николая КЕЖЕНОВА

Комментариев нет »

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Оставить комментарий

Яндекс цитирования