Мои публикации

Великий Устюг, Доминикана и другие идеи ОТДЫХА

В ЦВК «Экспоцентр» с 11 по 13 сентября  проходил 24-й Международный форум-выставка по туризму «ОТДЫХ-2018», организованный при поддержке Министерства культуры РФ, Федерального агентства по туризму, Торгово-промышленной палаты (ТПП), Ассоциации туроператоров России (АТОР), Российского союза туриндустрии (РСТ), Ассоциации по безопасности объектов туристической индустрии «Безопасность туризма». Экспозиция выставки площадью 15 000 м2 объединила 870 участников из 85 стран и регионов России для презентации объектов показа, мест размещения и культурно-туристических событий.

«ОТДЫХ» – заметное явление в области туризма, важный интегратор власти и турбизнеса для  определения стратегии, выработки решений по развитию туризма в России. Международная туристская выставка «ОТДЫХ LEISURE», деловой форум и фестивальные мероприятия имеют практическую направленность и позволяют участникам представить потенциал своих регионов.

РОСТУРИЗМ ПОДВЕЛИ  ПОД МИНЭКОНОМРАЗВИТИЕ

Церемония открытия выставки, в которой приняли участие член Совета Федерации Игорь Фомин,  председатель подкомитета по туризму Государственной думы РФ Сергей Кривоносов, руководитель департамента регионального развития и приоритетных проектов Минкульта РФ Олег Дятьков, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Алексей Конюшков, вице-президент ТПП Максим Фатеев, заместитель губернатора Вологодской области Олег Васильев, президент РСТ Сергей Шпилько, исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе и глава Московского представительства Национальной туристской организации Японии Айри Мотокура, включала традиционные в этом случае приветствия, речи, ритуальное разрезание ленточки.

Здесь уместно упомянуть, что как раз в день открытия форума-выставки на заседании комитета Государственной думы аудиторы Счетной палаты подвергли критике бюджетную отчетность Ростуризма. 14 сентября Указом Президента России Владимира Путина Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) было передано из ведения Министерства культуры РФ в ведение Минэкономразвития РФ. Очевидно, что отрасли предстоит повысить эффективность своей работы и бюджетную дисциплину.

Впрочем, павильон регионов России комплектовался преимущественно на средства региональных бюджетов. Стенды участников выставки – республик Адыгея, Крым, Карелия, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Краснодарского и Ставропольского краев, Архангельской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Курской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Тульской, Тюменской, Ярославской областей во многом повторяли выставки прошлых лет или, как  стенд ХМАО под девизом «Нефть – наш бренд», другие туристические форумы.

Более представительными стали экспозиции Республики Коми, Калининградской и Вологодской областей, Республики Татарстан и Пермского края.

 ПРОЕКТАМ ПРЕДСТОИТ ДОКАЗАТЬ СВОЮ ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ

Внимание посетителей выставки привлекла Тюменская область, представившая перспективный проект «Императорский маршрут». Министерство культуры РФ и Фонд милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» подписали соглашение о развитии этого межрегионального проекта. В него сразу вошли шесть регионов, еще через полгода их стало десять (Санкт-Петербург, Москва, Московская область, Пермский край, Свердловская и Тюменская области, потом Псковская, Кировская, Томская и Омская области).

Объединенные усилия участников туристской отрасли позволили реализовать единую цель – сформировать качественный туристский продукт, направленный на возрождение основ историко-культурной и духовной составляющей нашей страны, ее достижений в период правления династии Романовых. Теперь необходимо совместно работать над продвижением этого проекта, чтобы добиться его экономической эффективности.

Федеральный проект «Серебряное ожерелье» был представлен всеми регионами-участниками, включая Ненецкий автономный округ, впервые показавший свою экспозицию на выставке. Дебютировали на форуме также Республика Башкортостан, Пензенская и Омская области.

ЗАРУБЕЖНЫЕ КОЛЛЕГИ  ПОКАЗАЛИ КЛАСС

В павильоне выездного туризма атмосфера была более неформальной – стенды отличались разнообразием, завлекая посетителей в дальние страны. Россияне с удовольствием фотографировались на фоне слоников, пальм, цветущих деревьев, музыкантов и аборигенов в красочных костюмах. Уникальные возможности для сотрудничества с российскими компаниями предлагали национальные офисы по туризму из 41 страны мира, в том числе Таиланда, Кипра, Туниса, Испании, Индонезии, Болгарии, Греции, Сербии, Венгрии и других.

Впечатляющей была экспозиция Индии:  Гоа с пляжным и активным отдыхом, Керала – центр аюрведы с лечебно-оздоровительными курортами, Андхра-Прадеш – четвертый по величине штат в стране, впервые представленный в России. Взаимный интерес индийских и российских туроператоров стал стимулом для  создания в российской столице информационно-туристического офиса Incredible India – об этом решении было объявлено на выставке.

Национальный стенд Японии получил название Enjoy my Japan. В рамках мероприятий проходящего перекрестного года  Россия – Япония представители Национальной туристской организации Японии (JNTO) познакомили россиян с традициями, культурой и кухней Страны восходящего солнца. Настоящий ажиотаж вызвали кулинарные мастер-классы под руководством Кишимото Хидеки, бренд-шефа сети японских ресторанов Ichiban Boshi.

Доминиканская Республика, вновь выступившая официальным спонсором форума «ОТДЫХ-2018»,  познакомила гостей своей просторной экспозиции с фестивалями, музыкой и рекреационными возможностями региона.

 НЕ ПОРА ЛИ НАМ ПОДУМАТЬ О ЗИМЕ?

Регионом–партнером выставки «ОТДЫХ-2018» стала Вологодская область, представившая богатый спектр возможностей детского, культурно-познавательного, активного, санаторно-курортного, гастрономического и других видов туризма. Конечно же, накануне зимнего сезона уместно упомянуть о приближающемся двадцатилетии проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Приветствие  Деда Мороза, облаченного по случаю юбилея проекта в красный  тулуп, стало приятным сюрпризом для посетителей выставки. Несмотря на такие теплые тона, наряд Мороза почти не напоминал курточку Санта-Клауса, поскольку был расшит узорами в русском стиле. Посетители сделали огромное количество селфи на фоне вологодской экспозиции и явно задумались о том, как провести рождественские каникулы.

Тематические экспозиции различных сегментов туриндустрии знакомили гостей с потенциалом санаториев и курортов, медицинских клиник и спа-комплексов (ОТДЫХ Medical Tourism, Spa & Health). Международная экспозиция и конференция по этногастрономическому туризму ОТДЫХ GOURMET & WINE TRAVEL представляла страны и регионы через знакомство с их национальной кухней. Объединенный стенд музеев России отметился достаточно интересным блоком проекта «Созвездие малых городов».

РАВНЕНИЕ НА ВЕЛИКИЙ УСТЮГ?

Деловая программа форума-выставки включала порядка сорока мероприятий, проходивших на  11 площадках. Здесь было подписано 15 межрегиональных соглашений в сфере туризма. А главным событием форума стало Всероссийское совещание по развитию внутреннего и въездного туризма, проведенное под эгидой Федерального агентства по туризму РФ. Губернаторы, руководители региональных министерств и ведомств, представители туристического бизнеса и общественных организаций – всего около 200 человек – приняли участие в совещании.

В ходе обсуждения нормативно-правового регулирования туристской деятельности депутат Государственной думы РФ Сергей Кривоносов выразил мнение, что новым законодательным инструментом в продвижении туризма в регионах могут стать особые экономические зоны. О законодательных инициативах в турсекторе рассказал член СФ РФ Игорь Фомин. Врио начальника Управления внутреннего туризма и государственных целевых программ Ростуризма Виктория Роганова поделилась информацией о ходе работы над ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» на 2019–2025 годы.

Участники совещания из регионов России рассказали о формировании туристско-рекреационных кластеров (правильнее назвать их туристскими комплексами кластерного типа). Пожалуй, это направление – одно из самых проблемных в плане реализации запланированных мероприятий в соответствии с графиком и достижения поставленных задач, включая кластерный эффект.

Заместитель губернатора Вологодской области Олег Васильев представил опыт премиального бренда – Вотчины Деда Мороза. За 20 лет в развитие проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» было вложено 4 млрд рублей, а количество туристов и экскурсантов возросло в 88 раз. Эта статистика не позволяет в полной мере оценить эффективность проекта. Вероятно, Минэкономразвития еще предстоит разработать внятные KPI для креативных проектов, в которые активно входят регионы, создавая видимость активной работы, не подкрепленную ростом числа туристов, полученных доходов и созданных рабочих мест.

В дни выставки состоялись презентации туристских возможностей Подмосковья, Башкирии, Тверской и Рязанской областей. Проект «Императорский маршрут», его реализация, итоги и перспективы стали темой отдельной конференции. О новых межрегиональных продуктах между Краснодарским краем и Республикой Крым рассказали участники круглого стола «Золотое кольцо Боспорского царства».

 ЗВЕЗДНЫЕ ОТЕЛИ  И ЗЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Актуальные вопросы развития гостиничного бизнеса обсуждались в рамках дискуссионной панели «Гостиничный бизнес сегодня и завтра» с участием президента Российской гостиничной ассоциации Геннадия Ламшина, президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, вице-президента Федерации рестораторов и отельеров Вадима Прасова и других экспертов.  Были затронуты проблемы классификации отелей, курортного сбора, развития малых нестандартных средств размещения.

В последние годы уровень сервиса в отелях российских регионов существенно вырос. Примером тому может служить гранд-отель «Аристократ», расположенный в Костромской области.

Состоявшаяся на форуме 14-я Международная конференция «Оздоровительный туризм – источник профессионального долголетия. Глобальные тренды и международный обмен опытом» объединила специалистов в санаторно-курортной отрасли, обсудивших возможности и угрозы этого вида туризма. Актуальность профилактики и оздоровительных программ на фоне тренда повышения пенсионного возраста не вызывала сомнений, а государственная политика в сфере профилактики и оздоровления населения оставляла желать лучшего.

7-я технологическая конференция для профессионалов турбизнеса «ОТДЫХ Travel Technology Технологии. Турбизнес. Россия» прошла в формате, сочетающем панельные дискуссии, посвященные глобальным изменениям в бизнес-процессах туротрасли, и практические семинары, на которых компании представили свои последние разработки. Партнерами конференции, в которой приняли участие более 300 делегатов, стали компании «ТКП» и «Амадеус».

ЛУЧШАЯ ЕДА – ШАМПАНСКОЕ!

На Международной этногастрономической конференции «Путешествие со вкусом» ведущие эксперты гастрономического туризма обсудили с участниками конференции особенности позиционирования российской кухни внутри страны и за рубежом, зарубежные практики продвижения страны через национальные кухни и возможности гастрономического туризма, а также представили крупнейшие в этой сфере проекты и кейсы. В рамках конференции состоялся конкурс этногастрономических туров России. По девяти критериям были выявлены финалисты конкурса: «Вкусная Тверь» (Тверская область), «Черное золото России» (Тульская область), «Бурятия, Gourmet!» (Республика Бурятия), «Пир на Волге» (Ярославская область), «Вся гастрономия Астрахани за 4 дня» (Астраханская область). В финальной части конференции эксперты назвали  победителя конкурса – гастрономический маршрут «Абрау-Дюрсо» (Краснодарский край).

Кейсы по продвижению туристского потенциала и современные маркетинговые технологии были представлены в рамках дискуссионной панели «Гостеприимная Россия: фактор продвижения» представителями региональных отраслевых ведомств из Ярославской, Тверской, Владимирской областей, города Севастополя и членами бизнес-сообщества.

Кроме того, на выставке «ОТДЫХ» состоялся финал конкурса презентационных материалов и видеороликов регионов России «Привет, Россия – родина моя!». На суд жюри была представлена 61 конкурсная работа из 28 регионов России. Победителями стали Архангельская область, Тюменская область, Челябинская область (г. Миасс), Тверская область, Томская область (г. Томск), Калининградская область. Специальных призов от партнера конкурса презентационных материалов и информационных видеороликов «Первый канал. Всемирная сеть» – показа на телеканале «Поехали!» – были удостоены работы Республики Марий Эл, Свердловской области, Тюменской области, Калининградской области.

Тверская область, оформившая стенд в соответствии с концепцией зимнего отдыха, которую регион презентует на выставке, успешно провела переговоры о включении в число «пилотных» регионов по развитию детского образовательного туризма и сертификации детских маршрутов. Посетителей тверской экспозиции в декорациях русского терема, напоминающих о памятниках деревянного зодчества, имеющихся в регионе, познакомили с достопримечательностями и объектами размещения. Туристические программы и продукты на выставке представили турфирмы «Комильфо», «Феръкада», туристический комплекс «Конаковский фаянс», музеи «Мармеладная сказка», «Волгари», «Эксперименториум», Всероссийский историко-этнографический музей, Тверской государственный объединенный музей, Музей керамики из Лихославля, Музей улитки, гостиничные комплексы «ГлавУПДк Завидово», «Барская усадьба», «Тверь Парк отель», «Особняк на Карла Маркса», «Кава», «Гришкино», усадьба «Терема».

Выставка-форум «Отдых-2018» позволила российским участникам сформировать объективное мнение о  способности нашей страны и отдельных регионов выдержать глобальную конкуренцию в сегментах внутреннего и въездного туризма, перенять опыт коллег по продвижению и позиционированию на отечественном и зарубежных рынках туристических услуг.

Один комментарий к “Великий Устюг, Доминикана и другие идеи ОТДЫХА

  • Статья опубликована в журнале «Бизнес Территория» №3(62) за 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *