140-летие Зинаиды Гиппиус

Могила Мережковского и Гиппиус на Сент-Женевьев дю Буа.фото М.Парамоновой Вчера исполнилось 140 лет со дня рождения самой эффектной поэтессы Серебряного века Зинаиды Гиппиус. Во время посещения кладбища Сент-Женевьев-де-Буа меня поразила эта странная могила: надгробие Мережковского, я у него в ногах маленькая табличка – здесь же похоронена и его жена Зинаида Гиппиус. Казалось, при жизни супруги были равновеликими фигурами, если не по вкладу в литературу, то по роли в общественной жизни. В чём же причина столь скромного места, определенного современниками для Зинаиды Николаевны?

Зинаида Гиппиус родом из обрусевшей немецкой дворянской семьи. Предки отца, юриста высокого ранга, по фамилии фон Гиппиус (von Hippius) из Мекленбурга приехали ещё в XVI в. В 1889 году Зинаида вышла замуж за Дмитрия Мережковского, с которым «прожила 52 года, не разлучаясь ни на один день».

Вместе с Д. Мережковским, В.Брюсовым и другими Гиппиус явилась одним из основоположников символизма, стояла у истоков Петербургского Религиозно-Философского Общества. В её лирике преобладают темы замкнутости, изоляции от мира, волевого самоутверждения личности. В стихотворении «Посвящение»(1894 г.) она пишет:

Небеса унылы и низки,
Но я знаю – дух мой высок.
Мы с тобой так странно близки,
И каждый из нас одинок.

Беспощадна моя дорога,
Она меня к смерти ведет.
Но люблю я себя, как Бога,-
Любовь мою душу спасет…

Гиппиус известна использованием множества мужских псевдонимов: Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер и др.
В сборнике «Последние стихи» (1918), в стихах, написанных в эмиграции поэтесса выражала резко негативное отношение к Октябрьской революции, которую описывала как «тягучее удушье» однообразных дней, пробуждающая одно желание: «Хорошо бы ослепнуть и оглохнуть», как «Громадное Безумие», в котором необходимо сохранить позицию «здравого ума и твердой памяти». В эмиграции Гиппиус понимает, что не существует как поэт вдали от России – она, как «убитый ястреб»: в сборнике «Сияния» (1938) преобладают мотивы одиночества). Общество «Зеленая лампа» (1925—1940), созданное по инициативе З.Гиппиус было призвано объединить литературные круги эмиграции, но отличалось идеологические противоречия неизменно приводили к конфликтам. Неоднозначная позиция Гиппиус по отношению к фашизму привела к изоляции Зинаиды Николаевны после смерти Д.Мережковского в 1941 г. Гиппиус скончалась в Париже в сентябре 1945 г. и была похоронена рядом с мужем. При виде этого захоронения поднимаются целые пласты противоречивых мыслей и чувств. Но главное, что эти двое нашли последний приют рядом друг с другом.

И еще, невольно вспоминается типичное для символизма стихотворение Зинаиды Николаевны «Пауки»:

Я в тесной келье – в этом мире
И келья тесная низка.
А в четырех углах – четыре
Неутомимых паука.

Они ловки, жирны и грязны,
И все плетут, плетут, плетут…
И страшен их однообразный
Непрерывающийся труд.

Они четыре паутины
В одну, огромную, сплели.
Гляжу – шевелятся их спины
В зловонно-сумрачной пыли.

Мои глаза – под паутиной.
Она сера, мягка, липка.
И рады радостью звериной
Четыре толстых паука.

Комментарии (20)

  1. by Фролова — 27.11.2009, 11:57

    Просто мистический триллер какой-то. То-есть на этой маленькой серой табличке написано, что здесь похоронена Гиппиус, а памятник Дмитрию Мережковскому она устанавливала? Или добрые друзья ему памятник поставили уже после войны, а ей табличку?


  2. by Мария Парамонова — 02.12.2009, 11:25

    Да, на табличке обычная для захоронений надпись, а кто ставил памятник Мережковскому не знаю, предполагаю, что она. Гиппиус в 41-45 гг. писала его биографию, но не закончила…


  3. by Наталья — 03.12.2009, 11:22

    А мне не нравится эта мрачная символика.


  4. by Мария Парамонова — 16.12.2009, 01:20

    Конечно, на любителя. Кто-то смотрит мелодрамы, кто-то ужасы, кто-то комедии, и в поэзии так.


  5. by SvenkiM — 23.12.2009, 00:07

    Да уж. Как говорится в устоявшемся выражении:
    От сумы и от тюрьмы не зарекайся.
    Никто не знает, как судьба повернёт.


  6. by devchushka — 23.12.2009, 15:32

    Нет уж. Как говорится в устоявшемся выражении:
    Где родился, там и пригодился. В чужой стране хорошо что это Сент-Женевьев-дю-Буа с землёй не сравняли – из нашего бюджета деньги дали.


  7. by Мессалина — 03.01.2010, 19:39

    Зинаида Гиппиус не только самая эффектная, самая красивая, самая талантливая. Она ещё и самая прогрессивная поэтесса своего времени.


  8. by Derik — 04.01.2010, 18:44

    Да уж. По поводу коментариев – навеяла и на меня где-то услышанная фраза: Хорошо там, где нас нет. В Париже особенно хорошо.


  9. by Debramiss — 06.01.2010, 18:11

    Хмурая утренняя маршрутка добирается из спального района в центр. Через все пробки, заторы, светофоры… Народ спит или пытается дремать. И тут на остановке вваливается мужик, довольный как целое стадо слонов. Плюхается на сидение рядом со строгой женщиной учительского вида, достает из кармана мобилу и, дыша свежим выхлопом, погружается в оживленный диалог.
    – Але, Санька? Скажи мне срочно телефон Наташки. Да, повтори еще раз, я записываю… Да, спасибо, что познакомил! – и все это минуты на три, с подробностями, эмоциями до потолка.
    Маршрутка начинает оживать. Просыпаются те, кто еще пытался досмотреть сны и ошарашенно смотрят на мужика. «Учительница» на соседнем сидении демонстративно фыркает и отворачивается к окну. Мужик прощается с Санькой и немедленно набирает номер Наташки.
    — Але, Наташка? Привет! Мне так понравилось то, что мы с тобой вытворяли, проказница моя…
    Учительница на соседнем сиденье поворачивается к мужику и просит его говорить потише, потому что его выражения оскорбляют ее педагогический слух. Мужик нетерпеливо отмахивается от нее и снова погружается в беседу.Маршрутка уже полностью проснулась и с интересом прислушивается к подробностям. Водитель огладывается в в зеркальце и тоже внимает, затаив дыхание. Недовольна только «учительница», она просто закипает от с трудом сдерживаемого возмущения. И тут на мобилу мужику приходит второй звонок. Он прерывается, победный тон стихает, и он почти шепотом сообщает Наташке
    — Ой, прости, не могу больше разговаривать, мне нужно ответить на звонок… Жена! Я тебе попозже перезвоню, лады? Ну, пока!
    И уже совершенно другим голосом начинает бубнить в трубку:
    — Да, дорогая… Ой, мы так вчера пили с Санькой, так пили… Ну, ты же его знаешь, а что делать… Ой, плохо мне сейчас, голова разламывается… Да, приму таблетку. Постараюсь прийти пораньше, да. Хотя работы много. Солнышко, ну прости, хорошо, я точно постараюсь прийти пораньше.
    И вот тут настает звездный час «учительницы». Она поворачивается к мужику и очень внятно говорит прямо в микрофон его мобилы:
    – Ми-илый, ну где ты там копаешься, я уже устала тебя ждаать… Мне же холодно, иди ко мне, дорогой!
    У мужика падает челюсть, он судорожно захлопывает мобилу под дружный гогот пассажиров. Водитель бьет по тормозам и грызет руль. Мужик, поджав хвост шмыгает к дверям и просит выпустить его. Маршрутка содрогается от хохота. Хлопает дверь. Училка отворачивается к окну и довольно улыбается. Занавес…


  10. by Glavniru — 08.01.2010, 22:38

    Я тоже хочу рассказать про маршрутку, моя история из жизни: мы как-то с мамой ехали в маршрутке,( мама спец по всем видам мяса на глаз определяет что это), на остановке заходит подвипывший мужик с куском свежака в одноразовом пакете. Едем. Маршрутка резко тормозит,мужик по инерции бежит вперед и пакет рвется ,оттуда выпадет свежак , дальше мамины слова- » Мужчина, у вас вымя выпало!» я медленно сползаю под сиденье , пассажиры ржут, мужик красный – выбегает на следующей остановке :)))


  11. by Мария Парамонова — 09.01.2010, 10:03

    Весьма забавно, с юмором, но совсем не в тему. Хотя, не берусь сказать, понравились ли бы эти истории Зинаиде Гиппиус и Дмитрию Мережковскому!?


  12. by Fermulatka — 28.01.2010, 16:31

    Это мы можем делать три вещи одновременно:сидеть на унитазе, читать газету и курить. А в те времена перед людьми стоял гораздо более серьезный выбор, и нельзя упрекать их, если они не смогла совместить несовместимое.


  13. by Martinis — 11.02.2010, 21:08

    Да, нельзя не согласиться, революция многим разрушила жизнь. А еще говорят, что мировые кризисы, один из которых по миру гуляет, разрушают страны и жизни людей…


  14. by Мария Парамонова — 12.02.2010, 01:59

    Согласна, кризисы нарушают привычный уклад жизни людей, для многих они – тяжелое испытание. Но революция, произошедшая в 1917, стала катастрофой для миллионов людей – и тех, кто уехал, и тех, кто остался.


  15. by Mikiliandgello — 12.02.2010, 15:29

    Вообще да, мне это напоминает ситуацию с выборами призидента Украины. Выборы прошли, а не факт, кто призедентом будет. Да, революция, эволюция, демократия, дерьмократия, блин. Хех, простите за флуд небольшой, навеяло просто.


  16. by Breddipitti — 13.02.2010, 23:17

    Автору спасибо – интересная заметка. Задумаешься сразу и об истории и о литературе, да и о жизни нашей.


  17. by danimikanika — 15.02.2010, 13:37

    Очень интересная, глубокая статья – заставило задуматься о судьбе Гипиус и её современников.


  18. by meridilik — 15.02.2010, 20:23

    Привет, сегодня на моих глазах произошла просто шокирующая история в вагоне электрички, я теперь боюсь ездить вечером. А вы тут говорите о делах давно минувших дней, что время было страшное, и сегодня происходит много всего вокруг нас.


  19. by Анна — 22.02.2010, 16:13

    У поэтессы не может быть легкой судьбы. И если мы спустя столько лет говорим о Зинаиде Гиппиус, значит она состоялась как поэт.


  20. by Мария Парамонова — 24.02.2010, 17:39

    Согласна с Анной! Спасибо всем за комментарии! Обсуждение данной статьи закрывается, но буду рада общению и обсуждению других тем!


RSS-лента комментариев к этой записи.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.

Яндекс цитирования