Чиабатта по-взрослому

Тверской ТЮЗ представил новогоднюю сказку «Путешествие голубой стрелы». Я посетила предпремьерный показ и написала рецензию для «Каравана». К сожалению, редакция пошла на поводу у театра и отредактировала текст, убрав упоминания о необходимости придерживаться возрастной категории, чтобы не причинить вред детскому нравственному и психическому здоровью. Театру, конечно, не хочется потерять деньги, но многое в человеке закладывается в детстве, нужно об этом помнить. Поэтому привожу полный текст рецензии.

С 20 декабря в репертуаре Тверского ТЮЗа появился новогодний спектакль по сказке итальянского писателя  Джанни Родари «Путешествие Голубой стрелы». Читатель, конечно, ожидает от рецензии такого спектакля не оценки игры актеров, сценографии и костюмов (всё это на традиционном весьма достойном уровне) – важнее в эти предпраздничные дни сориентироваться, на какое представление пойти с ребенком. Приоткрою мамам и папам ТЮЗовский занавес, ведь спектакль этот неоднозначный и подойдет не всем.

 Упомянутый занавес оформлен надписями, что напоминает – возрастная категория спектакля – «6+», и это не просто знак почтения к федеральному закону о защите детей от информации (ФЗ№436). В центре занавеса читаем «ПОЛИЦИЯ», «ГОЛУБОЙ», и дважды, очень крупно «ЧИАБАТТА». Аннотация к спектаклю на сайте театра гласит, что «увидев эту историю, дети смогут научиться толерантности и понять важность прощения». Становится тревожно.  Но вот появляется Снегурочка, за ней Дед Мороз – они вводят зрителей в сказочный мир Джанни Родари.

Этот мир – не сладкие грёзы Барби или мелкие интриги поняшек из Эквестрии.  Это суровый, порой жестокий мир капитализма, того самого, к которому мы движемся семимильными шагами, с каждым годом всё больше расширяя пропасть межу богатыми и бедными.  Мир Джанни Родари – это мир бедных, мир голодных детей и их родителей, не имеющих возможности купить своему чаду игрушку на Рождество. Если ваш ребенок не ценит того, что имеет,  ломает игрушки и не научился сопереживать, обязательно сходите с ним на этот спектакль.  Только будьте рядом – происходящее может шокировать и детей старше шести лет.

В советское время по этой сказке был снят мультфильм, но сюжет в нем был смягчен – тема смерти практически исключалась. В сказке Родари, тексту которой, местами почти дословно, следуют создатели спектакля   режиссёр – постановщик Андрей Горбатый и художник – постановщик Александр Якунин, смертью пронизана почти каждая сцена.

Накануне Рождества игрушки, выставленные на весьма экстравагантную витрину магазина Феи – корыстной «почти баронессы», летающей на метле (Татьяна Романова), совершают побег. (Замечу, что художник-постановщик, вероятно, хотел изобразить итальянские ценники, но знак итальянской лиры пишется немного иначе – здесь изображен знак фунта стерлингов).

Игрушки хотят быть подаренными бедному мальчику Франческо Монти (Алексей Пучков), мечтающему об электрическом поезде под названием «Голубая стрела». Отец мальчика умер, сам он продает газеты, хотя хотел бы их читать, а его мама задолжала Фее за игрушки в предыдущие два года. Так что на это Рождество мальчику не полагается подарков.

В руки игрушек попадает список детей, лишенных подарков за долги. Игрушки собираются найти всех ребят. И если Медведь (Сергей Грищенко) несказанно радует проснувшегося в подвале мальчика-оборванца, то прекрасная кукла Роза (Ангелина Аладова) остается возле уснувшей в подъезде замерзшей бездомной девочки, которой уже не суждено проснуться.

Начальник и машинист игрушечного поезда «Голубая стрела» лишь едва заметно напоминают нам о толерантности, испытывая взаимное волнение в общении с Капитаном (Александр Евдокимов). Вместе с сыном путевого обходчика (Сергей Зюзин) игрушечные железнодорожники спасают настоящий поезд от крушения.  А Карандаш (Константин Григорьев) исполняет  мечту ребенка о рисовании и даже отгоняет весьма голодную и несколько вульгарную Мышь  (Елена Фомина).  Все игрушки находят своих верных друзей, только Генерал (Виктор Дегтярев) героически погибает, засыпанный снегом.

На долю главного героя – Франческо Монти достаются недетские испытания. Воры заставляют его проникнуть в магазин игрушек, но вместо того, чтобы открыть им дверь изнутри, мальчик поднимает тревогу. Правда полицейский не верит в непричастность бедняка, и только Фея пристыженная служанкой Терезой (Галина Лебедева), снимает с него обвинения и приглашает Франческо на работу в свой магазин.  Тряпичный пёс Кнопка (Константин Павлов), мечтавший стать другом Франческо, но потерявший его след, превращается в живого пса и от отчаянья ложится на рельсы перед поездом. В самый последний момент от суицида его спасает Франческо.  Вот такая история.

Теперь, дорогие друзья, вы обладаете достаточной информацией, чтобы решить, дорос  ли ваш ребенок до такой сказки. Добавлю лишь, что в спектакле звучит рок-музыка (композитор Андрей Дидик), а игрушки исполняют танцевальные движения в дыму, подобно гостям ночного клуба или обитательницам квартала красных фонарей (балетмейстер Маргарита Красных). Взрослым зрителям спектакль почти наверняка понравится – он динамичен и имеет прекрасную литературную основу.  А причем здесь «чиабатта»? – спросите вы. А ни при чем, просто слово итальянское.

(примечание: Чиабатта – итальянский хлеб, рецепт которого был запатентован в 1982 году, когда Джанни Родари уже не было в живых)

Комментариев нет »

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Оставить комментарий

Яндекс цитирования