Гильотина или секира: что выбирает малый бизнес?


Статья опубликована в еженедельнике «Караван» №1 на стр. 5

На_минувшей неделе риторика власти предержащей вновь сфокусировалась на теме излишнего давления на бизнес. Возникает ощущение движения по кругу. Или все же по спирали?

Прошло уже более 10 лет с тех пор, как Дмитрий Медведев впервые призвал «не кошмарить бизнес». Это было в далеком уже 2008 году, когда Дмитрий Анатольевич занимал пост президента России. Однако «кошмарить», видимо, не перестали, и уже в 2014 году премьер Медведев на встрече с бизнесменами вновь сказал, что «замучили проверки и всякого рода наезды по коммерческим наводкам. Вообще надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали кошмарить бизнес». Примечательно, что и 2008 и 2014 годы были годами кризисов. Неужели рецидив заботы о малом бизнесе свидетельствует о новом витке кризисных явлений?

Впрочем, где как не на Гайдаровском форуме руководителям государства надлежит поговорить о дерегулировании, необходимости упрощать правила для ведения бизнеса, поддерживать предпринимателей. К сожалению, импульс от этой риторики неизменно затухает уже на подходе к региональным коридорам власти, а до муниципального уровня едва доходят отголоски. Чиновники в креслах контролирующих и координирующих работу бизнеса органов практически не зависят от результатов своей работы, темпов роста экономики и удовлетворенности бизнеса их работой. Тем не менее высказывания в подобном духе, судя по всему, позитивно воспринимаются обществом и являются своего рода «словесными интервенциями».

ЗАРЕГУЛИРОВАННЫЙ ОМЛЕТ

Вот и теперь чиновники наперебой бросились «защищать» предпринимателей от излишнего давления. Так, Дмитрий Медведев в своем выступлении на Гайдаровском форуме поведал о наличии в законодательстве множества «абсурдных и странных требований» к бизнесу. Непонятно только, откуда они возникли, если Дмитрий Анатольевич уже 10 лет как велел «не кошмарить».

Для примера премьер-министр привел санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к приготовлению омлета. «Я смотрел, например, в сфере санитарно-эпидемиологического регулирования есть требования… к организациям общественного питания по проверке высоты смеси яиц при приготовлении омлета», – сказал Медведев. Глава кабмина процитировал эти избыточные, на его взгляд, требования: «При приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5–3 см, ставят в жарочный шкаф температурой 180–200 градусов на 8–10 минут».

Отметим, что столь подробное описание технологии приготовления блюда возникло не на пустом месте. Так, Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2616-10 «Профилактика сальмонеллеза», утвержденные в 2010 году, сообщают, что «особую опасность в связи с возможной трансовариальной (через зараженные личинки) передачей возбудителя представляют куриные яйца, инфицированные до снесения, а также продукты, приготовленные из них… К категории низкого риска контаминации (заражения) относят продукцию, подвергнутую тепловой обработке с достижением температуры в центре продукта не менее 70±2 градуса Цельсия». Таким образом, здравомыслящий человек понимает, что процитированное премьером требование разъясняет, при каких толщине, температуре и времени приготовления достигается необходимый для здоровья потребителей уровень нагревания продукта. Но оставим омлет прогреваться в духовом шкафу и вернемся к нашим гайдаровцам.

ГУМАННЫЙ СПОСОБ КАЗНИ

Для снижения нагрузки на бизнес Дмитрий Медведев предложил ввести механизм «регуляторной гильотины», подразумевающий автоматическую отмену необновленных требований законодательства. Применительно к общепиту и пищевой промышленности это ведет к отмене норм, обновлять которые наши чиновники не успевают и не очень-то хотят.

Известно, что профессор анатомии и друг Робеспьера и Марата Жозеф Игнас Гильотен, именем которого названа машина для обезглавливания, не являлся ее изобретателем и был против смертной казни. Гильотен в 1789 году предложил использовать гильотину как более гуманное орудие казни.

Медведев, к 230-летию гильотины, предлагает гуманно казнить действующее законодательство. Неожиданно для юриста. А вот председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, мысль которого, очевидно, развивает премьер, еще на съезде РСПП годичной давности утверждал, что надо взять «регуляторную секиру» и отсечь избыточные нормативные акты. На Гайдаровском форуме Алексей Леонидович напомнил про свое авторство:

– Сокращение контрольной, надзорной нагрузки на бизнес, как я ее иногда называл, когда мы разрабатывали это предложение, – «регуляторная секира»…

Секира, разновидность боевого топора, представляет собой, очевидно, менее гуманный способ обезглавливания регуляторного механизма. Однако и премьер-гуманист, и автор идеи доктор Кудрин машут своими лезвиями на вершине горы. Но чем ниже по склону, чем дальше в глубинку, тем меньше адекватности.

Да, по пресловутой противопожарной безопасности действует порядка 15 тысяч требований. Но вспомните «Зимнюю вишню» и то, как чиновник оправдывал отсутствие контроля приказом Медведева «не кошмарить бизнес». То же и с гильотиной и с секирой. Они рубят избирательно.

БЕГ С БАРЬЕРАМИ

Да, в условиях современного регулирования уничтожить какого-либо предпринимателя достаточно легко. Но не только и не столько поэтому все большее число россиян прекращает заниматься бизнесом.

По данным исследования «Оценка состояния конкурентной среды в России», проведенного Аналитическим центром при Правительстве РФ в 2018 году, наиболее существенным барьером для ведения бизнеса являются высокие налоги – на значимость этого фактора указали 56% респондентов. На втором месте – барьеры доступа к финансовым ресурсам, включая высокую стоимость кредитов (49% респондентов). Лишь на третьем месте – нестабильность российского законодательства в отношении регулирования деятельности предприятий (44%). И станет ли больше стабильности, если секира с гильотиной возьмутся за дело?

Также участники исследования отметили следующие барьеры: коррупцию со стороны органов власти, затянутость процедур получения разрешений и лицензий, недостаток квалифицированных кадров, высокие транспортные и логистические издержки, конкуренция со стороны теневого сектора.

Выходит, что предприниматели скорее опасаются новых законодательных инициатив государства. Какой же помощи они ждут? Снижения налогов? Получают повышение. Облегчения доступа к финансовым ресурсам? Пока не ожидается, и ключевая ставка растет. Согласно расхожему выражению: «Не учите меня жить, лучше помогите материально». Но нет, снова слова: секира, гильотина… То же исследование аналитического центра при правительстве показывает: 40% респондентов считают, что органы власти только мешают бизнесу своими действиями и инициативами.

Как обстоит дело с развитием и поддержкой малого и среднего бизнеса в Тверской области? Движемся ли мы по кругу, восходим по спирали или погружаемся в омут? Об этом – в следующем номере.

Мария ПАРАМОНОВА

Метки: ,
21.01.2019 | Filed under: Мои публикации | Comments (0)

Комментариев нет »

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Оставить комментарий

Яндекс цитирования