О, эта оперетта! Ансамбль солистов «Грёзы» празднует юбилей

12 октября в ДК «Химволокно» состоялось представление водевиля «Моя любовь» по мотивам оперетт. Солисты ансамбля «Грёзы» циклом концертов отмечают 25-летие со дня создания коллектива. Этому событию посвящена статья в №39 еженедельника «Караван Ярмарка» за 16 октября (с.6-7).

Не случайно к четвертьвековому юбилею коллектива его бессменный художественный руководитель лауреат всероссийского конкурса вокалистов Анна Каширина подготовила восхитительный водевиль «Моя любовь», в котором со сцены прозвучали голоса солистов «Грёз» под игру на рояле концертмейстера дипломанта всероссийского конкурса Виолетты Филипповой. Сюжет водевиля изящно соединил знакомые шедевры лучших русских и зарубежных оперетт, а шикарные костюмы и со вкусом оформленная сцена подчеркнули праздничное настроение.

Арии из оперетт И. Кальмана «Сильва», «Принцесса цирка», «Марица», «Фея карнавала», «Баядера», И. Штрауса «Летучая мышь», П. Абрахама «Бал в Савойе», Ш. Лекока «Дочь мадам Анго», И. Дунаевского «Вольный ветер», Н. Стрельникова «Холопка» и других прозвучали в исполнении солистов ансамбля Н. Мартьяновой, Г. Соболя, Ю. Тюляева, А. Новицкой, Ф. Ходакова, О. Мурыгиной, И. Мертиной, А. Гаврилко и других. Также прозвучала песня из мюзикла «Кабаре» в исполнении И. Беловой.

Здесь естественным образом возникают вопросы: в чем отличие мюзикла от оперетты и правомерно ли считать мюзикл отдельным жанром искусства? С XVII и до середины XIX века опереттой называли маленькую оперу (именно так переводится слово с итальянского, служившего традиционным языком оперных текстов). Родоначальницей оперетты в современном понимании стала Франция, где в 1850-х годах композиторы
Ф. Эрве и Ж. Оффенбах открыли на парижских бульварах театры «Фоли-Консертан» и «Буфф-Паризьен». Позже столицей оперетты становится Вена, где вплоть до 1930-х годов ставились выдающиеся спектакли в этом жанре. В России музыкальная комедия первоначально развивалась в жанре водевиля, где основным автором являлся драматург, а не композитор. Но ставились и популярные европейские оперетты. В 1920–1930-х годах в СССР этот жанр получил новое, не буржуазное звучание.

Оперетта, отличающаяся от «небольшой оперы» чередованием пения и разговора, иногда с сатирическим содержанием, следует традициям академической музыки, используя такие классические оперные формы, как арии, вокальные ансамбли, хоры. Но они часто короче, легче по форме и выдержаны в песенно-танцевальном характере. Можно сказать, что музыка оперетты носит легкий, популярный характер, а в ряду жанров искусства оперетта занимает промежуточное место между оперой и драматическим театром.

Что же касается жанра мюзикла (сокращение от англ. musical comedy), он сформировался в США в тот период XX века, когда военные конфликты в Европе побудили композиторов оперетты эмигрировать за океан. Там существовала традиция музыкальной комедии, несравнимо менее академическая. Соединив музыкальную комедию, оперетту, джаз, а позже и рок-музыку, мюзикл стал претендовать на право считаться отдельным жанром, культурным достоянием США. Впрочем, драматический театр там не получил большого распространения, а бродвейские мюзиклы заполнили достаточно широкую нишу.

В нашем случае песня из мюзикла прозвучала как бледная копия роскошной оперетты, хотя бы потому, что все арии исполнялись на русском языке, а «Кабаре» на английском, не трогая сердец зрителей. Но все же синтез жанров произошел, ведь и оперетты, и мюзикл объединились в единый спектакль – водевиль с названием «Моя любовь». И это, несомненно, любовь ансамбля «Грёзы» к прекрасной музыке и пению.

Художественный руководитель «Грёз» Анна Каширина, создавшая этот коллектив 25 лет назад – от домашних музыкальных вечеров до побед на международных конкурсах, – считает, что ансамбль достиг зрелости и ставит перед собой сложные творческие задачи:

– Главное наше достижение в том, что за эти годы мы не изменили себе, своему творческому направлению. Мы всегда поем живыми голосами в сопровождении фортепиано. В репертуаре – более 30 тематических концертных программ, основой которых являются русские народные песни, романсы, арии, дуэты, сцены из опер и оперетт, цикл литературно-музыкальных салонов «Прошедших дней очарованье…» и музыкальные спектакли «Театра романса». Это и есть настоящая культура, которая так необходима людям в наше время.

Первоначально коллектив выступал на сцене Дома офицеров, но уже более 10 лет работает в ДК «Химволокно».  Многие годы концертмейстером ансамбля «Грёзы» является Виолетта Филиппова, а постоянной ведущей – Ольга Винтовая. Коллектив объехал с гастролями всю Тверскую область, неоднократно выезжал за ее пределы.

«Грёзы» стали лауреатами 1-й степени и обладателями Гран-при на международных конкурсах романса в Кинешме и Череповце. Коллектив сотрудничает с ассоциацией русского романса «Изумруд» (г. Москва). Любовь к романсу, проникновение в глубину понимания этого жанра, накопленный материал о русском романсе и его авторах побудили ансамбль солистов «Грёзы» создать Центр русского романса в Твери.

В статусе этого центра коллектив проводит Неделю русского романса «Вечера при свечах». В программу Недели, помимо ряда мероприятий, входит Открытый городской конкурс исполнителей русского романса «Калейдоскоп талантов». В нем может принять участие любой житель города, желающий испытать себя на сцене. Цели этого мероприятия – популяризация романсового культурного наследия, пробуждение интереса молодежи к русскому романсу, сохранение традиций исполнения русских романсов.

Уже этой осенью на сцене Дворца культуры «Химволокно» состоится праздничный юбилейный концерт «Четверть века с музыкой». Официальное чествование ансамбля солистов «Грёзы» станет знаком признательности жителей Твери коллективу, который хранит верность классическому вокальному искусству и воспитывает у зрителей хороший музыкальный вкус. Прозвучат избранные произведения из репертуара ансамбля. Приходите, чарующие «Грёзы» не оставят вас равнодушными!

Мария ПАРАМОНОВА

 

Комментариев нет »

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Оставить комментарий

Яндекс цитирования