Русская поэзия расширяет интеллект, укрепляет душу и волю

Всемирный день поэзии я встретила в Твери, в  «Доме поэзии Андрея Дементьева». Этот праздник, учрежденный ЮНЕСКО в 1999 году, было решено связать с датой 21 марта, хотя на протяжении нескольких десятилетий до этого многие страны отмечали его 15 октября – в день рождения древнеримского поэта Вергилия. Но весенняя дата праздника поэзии как нельзя лучше подошла для подведения итогов первого всероссийского конкурса молодых поэтов, который называется «Зелёный листок».

В «Доме поэзии Андрея Дементьева» 21 марта состоялась пресс-конференция и торжественная церемония награждения молодых поэтов – победителей конкурса, приехавших из разных уголков России. (Здесь приведены полностью ответы участников без купюр и в оригинальной стилистике респондентов, в отличие от моей статьи, опубликованной 29.03.17 г. в газете «Караван+Я в сокращении). Лауреаты и финалисты конкурса получили статуэтки работы скульптора Андрея Ковальчука, денежные премии, дипломы и специальные призы.

Победительницей конкурса стала 17-летняя Вероника Баранова – самая юная участница конкурса из поселка Пригородный Саратовской области. Второе место заняла Екатерина Барбаняга из Санкт-Петербурга, а третье Анастасия Губанова из Твери. Специальный приз от жюри достался Анастасии Кривецкой из деревни Дубровка Брянской области, специальный приз от фонда «Отчий дом» – Екатерине Писаренко из Луганска (автор, вероятно, проживает в России, так как положение о конкурсе допускает к участию только россиян). Ещё один специальный приз – от ФГУП «Почта России» получил Михаил Знаменский из Нижнего Новгорода.

В ходе пресс-конференции члены жюри конкурса рассказали о своих впечатлениях от работ конкурсантов и оценили современное состояние литературного процесса в нашей стране.

 Художественный руководитель Дома поэзии Андрей Дементьев напомнил, что в 2016 году первые «Зелёные листки» были вручены поэтам Тверской области и в нем приняли участие несколько десятков человек. Теперь же Всероссийский конкурс «Зелёный листок» объединил около тысячи участников из разных уголков России. Каждый из которых представил три стихотворения. В лонг-лист вошли 110 участников. Финалистами стали десять поэтов, из числа которых профессиональное жюри избрало лауреатов. Андрей Дементьев отметил тот факт, что большинство финалистов составили представительницы прекрасного пола. «Меня очень порадовало, что девочки победили ребят. Они эмоциональнее, они влюбленнее». Он добавил, что в будущем конкурс охватит республики бывшего СССР и напомнил, что «Зелёный листок» придумали в журнале «Юность», который имел тираж 3 миллиона 300 тысяч экземпляров.

В состав жюри конкурса входили два представителя тверского поэтического сообщества – члены Союза писателей России Вера Грибникова и Владимир Львов. Последний подробно рассказал о работе с конкурсными подборками. «Около трех тысяч авторов. Мы были очень рады. Трудно было на первоначальном этапе отсеять сильных поэтов от не очень сильных, но вроде бы справились. Были определены достойные. Может быть даже кого-то пропустили, но всех не наградишь. Победителей должна быть тройка, как вы понимаете. Самые сильные регионы – Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Ставрополь – и по количеству и по качеству. И вдруг тут и Тверь, теперь наши попробовали свои силы на всесоюзном уровне. Я давно говорю, что в Твери поэзия стоит на уровне не на среднем в России, а повыше».

 Член Жюри конкурса народный артист России Владимир Качан дополнил выступление Владимира Львова: «Я дисциплинированно прочел всё то, что мне прислали – 24 коротеньких сборника молодых поэтов по три листа каждый. Я надеялся, что что-то отзовется в сердце. Первый же поэт, не хочется называть её таким старомодным и довольно глупым словом «поэтесса», семнадцатилетняя девушка Баранова, написала стихотворение «Менестрель», которое меня удивило, потому, что оно, хотя и мрачновато, но очень зрелое, грамотное, профессиональное. Дальше я отмечал крестиками ещё какие-то фамилии, по-моему шесть или семь. Можно было ожидать худшего, какого-то агрессивного дилетантства, которое царит, как сказал Иосиф Давыдовыч, на нашей эстраде…Было время, когда поэты собирали стадионы. Это плоховато. Пусть стадионы собирает Стас Михайлов. Но у поэта должна быть своя аудитория, иначе мы снова в пещеру влезем. Хорошо, что есть Дом поэзии Андрея Дементьева!»

Народный артист СССР Иосиф Кобзон выразил своё отношение к современному литературному процессу: «У меня предвзятое отношение к поэзии. Мои любимые поэты – Есенин, Лермонтов. То, что обольщается Андрей Дмитриевич, что девочки у нас талантливые – время покажет. Мы можем назвать только Цветаеву, Ахматову, Бэллочку Ахмадуллину. Я когда читаю поэзию, всегда выискиваю, какую поэзию можно положить на музыку. Андрей Дмитриевич, проводя этот конкурс, окунулся в свою молодость, когда он руководил журналом «Юность». Печатал он и спорных поэтов и скандальных. Я в это время застал эпоху ренессанса, когда песни писали такие выдающиеся мастера, как Соловьев-Седой, Блантер, Островский, Фельцман, Френкель, но я всегда разговаривал с моими слушателями стихами – Долматовского, Матусовского, Рождественского… Потом на нас «обрушились» песни талантливого Жени Мартынова на стихи Андрея Дементьева и вся страна стала петь эти песни… А сегодня я хотел бы спросить, какие стихи будут песенными, кто будет писать песни? Композиторы ещё есть, а на чьи стихи они пишут? Пишут на слова. Стыдно, когда выходит мой коллега и говорит «Музыка моя, слова мои» Это такой дешевый непрофессионализм. Проект первого канала «Голос» показывает нам парад пародистов, которые, вместо того, чтобы искать своё творческое начало, пародируют хиты зарубежные, а я хочу слышать русский язык… Нет сейчас русских песен. Почему «Русское радио» взяло на себя смелость так называться? Я могу подсказать им хиты – Арно Бабаджаняна на стихи Евтушенко, а они говорят «неформат»…Я бы, как Жириновский сказал…, вешал и расстреливал тех, кто отказался в России от русского слова и назвал это неформатом. Это ужасно!

Есть анекдот. Эрнст пришел к Апостолу Петру и говорит: «Я хотел бы попасть в рай!» «Фамилия?» «Эрнст» «В ад!» »Но почему? Я провел Олимпиаду и еще много чего сделал!» «Неформат!»

Вот, понимаете, я уже устал давать интервью по поводу этой несчастной девочки Юли Самойловой на коляске. Это же надо было додуматься девочку подставлять под украинских негодяев, которые русофобствуют, и дать им повод поиздеваться над инвалидом из России. Притом, она должна петь на английском языке! Мы не уважаем себя! Мы проиграли Европе и Америке информационное поле…Нас пытаются пинать всякие отморозки, поэтому надо акцентировать внимание на русской поэзии».

 Один из выдающихся поэтов современности Юрий Кублановский ответил на мой вопрос о перспективах молодых авторов быть напечатанными в престижных «толстых» журналах: «Я десять лет руководил отделом поэзии журнала «Новый мир» и всегда внимательно следил за потоком, поступающим от молодых поэтов из провинции. Сейчас нет такого, чтобы печатали только матёрых классиков, старцев. И журнал «Октябрь», и журнал «Знамя» печатают молодых. Другое дело, что сами молодые поэты изуродованы Интернетом. Сегодня написал, завтра утром вывесил в Интернет, вечером ему пишут «Ты гений». Стихи не вынашиваются и носят поверхностный характер. Среди тех поэтов, которых я читал в этот раз, я, как отрадное, отметил, что стихи с сердцем, не однодневки, несут в себе определенную традицию… В постхристианском мире культура работает на разложение красоты, гармонии, всего, что было дорого человеку. Почему культура общества потребления носит негативный характер – разговор особый – но это факт. Другому учит нас наша русская поэзия. Она расширяет интеллект, укрепляет душу, укрепляет волю. Каждый человек, который живет с русской поэзией, отличается не только умственно, но и качественно. Как религиозный человек несёт в себе особый заряд высшего смысла, так и человек, который знает и ценит поэзию».

Известный литературовед Павел Басинский, отвечая на мой вопрос о современных формах поэтического творчества заметил: «Я думаю, проблема заключается в том, что удивительно, сколько в России пишется стихов. Полмиллиона зарегистрировано на известном портале, они не нуждаются в тиражах. Встает вопрос, как фильтровать всё это. Как сделать так, чтобы поэта услышали. И журналы тоже не спасут. Каким образом поэт может подтвердить своё звание? Только судьбой, связанной с судьбой страны!».

После церемонии награждения победителей конкурса, на которой присутствовали заместитель губернатора Тверской области А. В. Белоцерковский и глава города Твери А. Б. Корзин, был представлен сборник стихов молодых поэтов. Этот сборник составлен по итогам областного конкурса «Зелёный листок», проведенного в 2015-2016 году. Завершился праздник «открытым микрофоном» и шампанским.

На следующий день, 22 марта, в помещении Тверского областного театра драмы состоялся приуроченный к Всемирному дню поэзии концерт-спектакль «Россия, слово о тебе» с участием Народной артистки России Надежды Бабкиной и её творческого коллектива «Русская песня». В музыкально-драматическом действе также приняли участие поэт Андрей Дементьев, народные артисты Иосиф Кобзон, Людмила Чурсина, Ирина Мирошниченко, Ольга Волкова, Игорь Скляр, заслуженная артистка России Анастасия Волочкова, артист Иван Замотаев. 

Награждены победители конкурса «Экология. Творчество. Дети – 2017″

 20 февраля в СОУБ имени А. Т. Твардовского состоялась торжествен-ная церемония подведения итогов конкурса «Экология. Творчество. Дети», проводимого эколого-биологическим центром «Смоленский зоопарк» с 2002 года с целью пропаганды экологических знаний среди подрастающего поколения и выявления творчески одаренных детей. В переполненном зале Твардовского собрались юные участники конкурса, из педагоги и родители.

Смоленский конкурс «Экология. Творчество. Дети.» является региональным этапом одноименного всероссийского фестиваля. Работы победителей и призеров конкурса ежегодно направляются в ГАУ «Московский государственный зоологический парк» для участия в отборе на Всероссийский фестиваль«Экология. Творчество. Дети».
 В 2017 году конкурс был приурочен к Году экологии и особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в России и празднованию 25-летнего юбилея национального парка «Смоленское Поозерье». Эта тематика нашла отражение в Положении о конкурсе и в критериях оценки произведений. В этом году, также как и в 2016-м, я приняла участие в работе жюри в качестве эксперта литературного направления. Всего же участники конкурса представили свои работы в четырех направлениях: литературном, театральном, направлении «Изобразительно-прикладное творчество» и направлении «Конкурс фото и видеофильмов». Победители и призёры в каждом из направлений определялись в четырёх возрастных группах: дошкольники, обучающиеся 1-4 классов, 5-8 классов и 9-11 классов. Отдельно рассматривались работы, представленные от художественных студий и школ, от коррекционных образовательных учреждений.
Участниками конкурса в этом году стали 817 человек, в числе которых пять педагогических работников и девять творческих коллективов. В конкурсе участвовали 55 образовательных учреждений города Смоленска и Смоленской области (городов Сафоново и Вязьмы). Победителями и призерами стали 139 детей и 5 творческих коллективов.
 На церемонии награждения победителей конкурса в Смоленской областной универсальной библиотеке имени А.Т. Твардовского перед победителями и призерами конкурса выступил А. И. Зазыкин – директор МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленской зоопарк». Алексей Иванович поздравил ребят и педагогов победой в конкурсе и  пожелал им творческих успехов в конкурсах будущих.
Главный библиотекарь ГБУК «СОУБ имени А.Т. Твардовского» О.Л. Валуйских  поблагодарила всех участников за интересные работы и предложила старшеклассникам принять участие в конкурсе экологического плаката «Экология и Мы».
Я в своем приветственном слове  поделились  впечатлениями работ участников конкурса и прочла стихотворную зарисовку из Сказки Красной поляны:
Уже февраль, из плена снежных туч,
Проклюнулось, ростком пшеничным, солнце,
И на скале, средь каменистых круч,
Оттаяло зелёное оконце.
Весёлым ручейком струится плющ,
Причудливым листом скрывает что-то:
Под ним, в ложбинке, дремлет майский хрущ,
Жукам ещё не время для полётов.
Ажурный папоротник перья распушил,
И к солнцу тянется хвостом как у павлина,
Так нежно-зелен – может поспешил,
Мороз ещё пожалует в долину?
Но, лепестками пробивая  спуд,
Из белого, искрящегося плена,
Ветрам и бурям вопреки растут
Альпийские фиалки – цикламены…
…Цветки напоминали мотыльков,
На круглых листьях – белые прожилки,
А солнце собиралось в свой альков,
Что за горой, где соколы кружили.
Также я пригласила ребят посетить ближайшее занятие детской литературной студии «Родничок» в Смоленской областной детской библиотеке имени И. С. Соколова-Микитова для индивидуальной консультации по творческим работам, направленным на конкурс.
Заместитель директора по учебной части Детской художественной школы имени М. К. Тенишевой города Смоленска Т. А. Еленева, эксперт направления «Изобразительно-прикладное творчество» конкурса отметила высокий уровень конкурсных работ и оригинальность творческого замысла.
В. Ю. Минченко – фотограф, сотрудник редакционно-издательского отдела СОУБ имени А. Т. Твардовского, эксперт направления «Конкурс фото и видеофильмов» отметил, что несмотря малое число конкурсных работ, они были оригинальными по композиционному и цветовому решению.
Затем победители и призёры конкурса «Экология. Творчество. Дети.» были награждены дипломами конкурса. Алексей Иванович  Зазыкин,  директор Эколого-биологического центра «Смоленский зоопарк» в своем итоговом выступлении  выразил свою благодарность администрации СОУБ имени А. Т. Твардовского» и членам жюри, вручив им благодарственные письма. Получила такое благодарственное письмо и я – вот оно.

Книга «Марьин скит» представлена Смоленскому ЛИТО православных писателей

Сегодня на занятии участников Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского), которое состоялсь в актовом зале административного корпуса Свято-Успенского кафедрального собора, я представила свою новую книгу «Марьин скит». 

 Духовный руководитель православных писателей, протоиерей Михаил Горовой поздравил всех с Масленицей и призвал литераторов активнее участвовать в предстоящих богослужениях в главном храме области и обязательно попросить прощения друг у друга во время Прощеного воскресения 26 февраля. «Надо научиться прощать», – напутствовал отец Михаил участников встречи. Вместе со священником литераторы обсудили график и методику проведения Дня православной книги 14 марта. Встречи с молодежью Смоленска в рамках этого праздника пройдут в течение несколько дней. Главное мероприятие с участием детей из Воскресной школы состоится 12 марта в актовом зале собора. Писателям рекомендовано выступить по теме книжной культуры, прочитать стихи о значении первой печатной книги, о первопечатнике диаконе Иване Федорове, о приобщении народов России к русскому печатному слову. Накануне заседания литературного объединения я обсудила в Смоленском духовном училище сценарий моего творческого вечера, приуроченного к Дню православной книги.

В ходе заседания были показаны документальные фильмы о Григории Распутине (на события вековой давности излагал свою точку зрения писатель Николай Коняев) и о Туринской плащанице (с комментариями доцента СмолГУ Елены Петровой). В музыкальной паузе выступили гости из Рудни . Ария Мистера Икс из оперетты И.Кальмана, русский романс Петра Булахова на слова Владимира Чуевского »Гори, гори, моя звезда» и песня Арно Бабаджаняна «Ноктюрн» на стихи Роберта Рождественского прозвучали в  исполнении певца Сергея Счесновича. Ему аккомпанировал на баяне Виктор Иванович Москалёв.

Затем отец Михаил предоставил мне слово для презентации моей книги «Млечный путь», которая вышла в издательстве «У Никитских ворот», г. Москва.

Продолжая тему мировоззренческих различий между Россией и Западом, возникшую при обсуждении фильма о Туринской плащанице, я прочла стихотворение «Размышление в дороге». Отец Михаил отметил философский характер этих размышлений. Затем я прочла «Балладу о сожженных», посвященную жертвам Смутного времени и стихотворение «Во имя Добра» о безвестных героях Великой Отечественной войны. Также прозвучало стихотворение «Анарахнизм»- аллегория современного литературного процесса и, собственно, стихотворение «Марьин скит», давшее название книге.  Коллеги по литобъединению поздравили меня с выходом книги и пожелали новых творческих успехов, я подарила желающим экземпляры книги. 

Ряд поэтов в завершение вечера прочли свои стихи на религиозно – духовные и другие темы. Среди них – руководитель литобъединения православных писателей Николай Кеженов, член Союза писателей России Ангелина (Лина) Меркулова, поэты Сергей Подольский, Светлана Горохова, Нина Бандеко, Алла Бандеко, Сергей Баженов, Светлана Конфедератова, Людмила Пахомова, Татьяна Бажина.


Рождественские каникулы: меж Смоленском, Москвой и Тверью

Рождественские ели одинаково хороши в Смоленске, где я встретила Новый 2017 год, в Москве, которую я осмотрела проездом и Твери, где праздник Рождества Христова ощущался до самого Старого нового года.

  С_сыном Ваней мы и ёлку нарядили и старый год проводили и новый встретили. Также в эти дни я посетила офис нашей писательской организации, куда отнесла несколько экземпляров своей новой книги «Марьин скит». Художник-постановщик Смоленского камерного театра Людмила Пономарева заглянула ко мне на чашечку кофе и рассказала о творческих планах. Довелось погулять по вечернему Смоленску, освещенному праздничными огнями.

 А в Твери творческие встречи, организованные членом Союза писателей России Веры Грибниковой, прошли на волжской набережной у памятника Афанасию Никитину и в Ботаническом саду.

У Афанасия Никитина, несмотря на сильный ветер, группа членов ЛИТО «Ковчег» сфотографи- ровалась и обсудила творческие планы. Я рассказала о том, как в этом месте 14 июля у меня родилось стихотворение «Марсова зарница», загадочным образом связавшее набережную Афанасия Никитина с набережной в Ницце, где в тот день произошел террористический акт. Это была премьера стихотворения.

Тверской ботанический сад традиционно украшает свою территорию и павильон и приглашает посмотреть произведения декоративно-прикладного искусства рождественской тематики. Вера Грибникова, Владимир Ходаков и другие представители литературной Твери, вдохновившись красотой природы и духом Рождества, рассказали о событиях творческой жизни.  Я прочитала несколько стихотворений из книги «Марьин скит»: «Транжира-ветер был неистов…», «Мархаба» и другие.

Газета «Вся Тверь» о книге «Марьин скит»

В газете «Вся Тверь» от 9 декабря 2016 года опубликована статья журналиста Андрея Вартикова о книге «Марьин скит», затрагивающая многие темы, волнующие не только поэтов. Вот её текст из интернет-версии журнала. Печатную позже сканирую.

Делайте мир добрее
09.12.2016 Рубрика: Культура

В «Доме поэзии Андрея Дементьева» прошла презентация книги стихов Марии Парамоновой «Марьин скит» – это третья книга поэта. Листая страницы сборника, я понимаю, что кроме восторга меня охватывает некоторое чувство досады. Поздно, поздно она родилась! Возможно, эти мысли пришли, потому что Мария работает в доме, который появился на свет благодаря Андрею Дементьеву – поэту, вышедшему из эпохи шестидесятников. Будь она ровесницей Высоцкого или Ахмадуллиной, возможно, собирала бы стадионы… Увы, сегодня, когда культура стала неотъемлемой частью шоу-бизнеса, в массовое пространство вбрасываются лишь те имена, за которыми стоят деньги. Эти имена становятся брендами, имеющими ограниченный жизненный цикл, а потому забываются очень быстро.

Так почему же я решил поделиться с читателями своими впечатлениями от книги? Потому что для нашего города это настоящий прорыв. Книга издана в уважаемом московском издательстве «У Никитских ворот». Для любого издательства, занимающегося стихами, выпуск новой книги автора, мало известного за пределами своего региона – коммерческий риск. Да, сегодня еще издают стихи – уже признанных поэтов: Цветаеву, Ахматову, Гумилева… Проработав десять лет журналистом в Москве, я имел возможность пообщаться со многими работниками крупных издательств. Меня привела в шок информация о том, что сборник стихов Евтушенко был выпущен тиражом в пять тысяч экземпляров! Раньше тиражи были миллионными! Возможно, поэтому и мир был добрее?

Есть ли надежда на то, что в этом мире что-то изменится? Да, безусловно. Пока на свет рождаются такие стихи, как у Марии Парамоновой.

После того как я полюбил Высоцкого, никакие другие стихи о войне меня не трогали. Чуть позже я познакомился со стихами Давида Самойлова. Их читал уже ушедший из этого мира замечательный актер Валентин Никулин, «самый добрый доктор на свете» – Доктор Гаспар из «Трех толстяков».

И вот передо мной строки, которые написала Мария Парамонова:

 Во имя Добра

.                                                              «Никакая сила не может
.                                                                изменить природу Добра»
.                                                                                     Симеон Афонский

 Два русских солдата меж Вязьмой и Ржевом
Январскую ночь стерегли .
И младший спросил: «А скажи, неужели
Мы сгинем в дыму и пыли?

Который уж месяц тут гибнут ребята,
Фашистов пытаясь прогнать,
А бог на кресте, что ты давеча спрятал,
Не шлет для тебя благодать.

И звезды, смотри, холодны и недвижны,
От них не дождешься чудес.
В саду за избою поломаны вишни,
И нас ухайдакают здесь!»

А старший ответил, взглянув сквозь повязки
На фото жены и детей:
«Я верю – в последней отчаянной пляске
Беснуется мрачный злодей.

На веру не грех и тебе опереться,
Но чуда и сказки не жди.
Вселенная – это огромное сердце,
Стучащее в доброй груди.

Она расширяется целую вечность,
Восторгом галактик сверкнув,
А после сожмется, вобрав бесконечность,
И в тихий клубочек свернув.

И сердце твое, как Вселенная, бьется,
Я верю, во имя Добра!
А если замрет или в горе сожмется,
Так значит – настала пора…

Жаль, весточки нет, что с родными под Тверью?
Тревожусь за малых ребят,
Но только в одно без сомнения верю –
Что Свет и Добро победят».

А утром, еще не растаяли звезды,
Замкнулось кольцо за селом.
Фашисты зажгли пулеметные гнезда,
И пламенем избу смело.

Качнулась Вселенная в тихой печали,
Клубочек движенья скрутив,
И двое ушли по дороге-спирали
На Небо, без звезд на груди.

Откуда берутся такие простые слова, пронизывающие сердце?

Да и другие стихи в этой книге я уверен не оставят равнодушными тех, кто любит поэзию. А те, кто еще и сам пишет стихи, не смогут обойти вниманием строки, ради которых вообще стоит строить стих, а то и поэму!

Его глаза – земного сада листья…

Или:

В густом сиропе летней полутьмы…

 Конечно же, ознакомившись с книгой стихов «Марьин скит», я захотел побеседовать с автором. Приведу лишь отрывки беседы, которые надеюсь, помогут поверить в себя всем тем, кто еще только пытается делать этот мир добрее.

– Мария, у вас очень интересная биография. Вы изучали Антикризисное управление, работали в банке и в театре, преподавали в вузе. Когда же вы начали писать стихи, когда обнаружили в себе этот дар?

– Мой папа писал стихи. Биолог по образованию, он занимался проблемами охраны природы, а помимо основной работы вел колонку в «Калининской правде» под названием «Ловись, рыбка». Но с папиными стихами я познакомилась  только после его смерти.

– То есть в вас с детства проснулись гены?

– Я в детстве очень много читала. Полюбила стихи. Выработалось чувство ритма или оно заложено генетически – не знаю. Первые стихи я писала… и складывала в стол. Мне было неважно, услышит их кто-то или нет. Это был внутренний мир, мое зазеркалье. Позже появилось понимание, что возможно, эти стихи нужны не только мне.

– Поэтому вы и решились покорить Москву? Ваши первые книги вышли в Твери и Смоленске, а для третьей вы избрали столичное издательство.

– Издательство «У Никитских ворот» специализируется на современной поэзии – там печатаются уважаемые мной известные современные поэты, такие как Максим Замшев, Алексей Шорохов… Вот и решилась обратиться, но мне ответили, что не готовы издавать книги стихов неизвестного качества даже на коммерческой основе: «Пришлите подборку стихов, которые вы бы хотели включить в сборник, мы покажем их профессиональным критикам и примем решение». Критиком оказался М. Замшев, зам. главного редактора «Литературной газеты».

– Волновались, ожидая ответа?

– Конечно! Издательство очень тщательно отбирает своих авторов. Оценка Замшева оказалась положительной – он назвал мои стихи «поэтическим явлением» и согласился написать предисловие к книге.

– И книга состоялась, вышла тиражом 1 200 экземпляров, издательство распространяет книгу «Марьин скит» через крупнейшие книжные и интернет-магазины. Значит, это шаг к известности! А другие пути? Я знаю примеры, когда большое количество кликов в интернете перерастало в печатное издание. Вера Полозкова так начинала, публикуясь в своем блоге.

– Есть разные пути. Эпатажный. Неформатный. Человек становится широко известным в субкультуре. Находится меценат… и вперед к славе по скользкой дорожке. Есть еще более аморальный путь – понравиться какому-либо фонду, зарубежному НКО. Напиши гадость о России и получи грант, а там и Нобелевка не за горами…

– Поэт обязан ругать власть?

– Не обязан ни хвалить, ни ругать. Он подотчетен только Богу – за данный ему талант. Высоцкий всю жизнь был бунтарем, клеймил недостатки, но не отрекался от своей родной земли! Другие отрекались, но мы не вправе их судить с позиций нашего времени. Чудовищно, когда из-под пера современного поэта появляются строки про «тщетно полегших солдат» или когда поэт стесняется своего города «как пьющую мать». Это не мой путь. Я хочу, чтобы города древней Руси жили и процветали, а дети гордились своей страной, чтили память предков, защитивших нас ценой своей жизни.

– И все-таки, какой путь выбрать молодым?

– Писать, если не можешь не писать. Участвовать в конкурсах, например, в нашем «Зеленом листке», который приобрел теперь всероссийский статус. Читать хорошую поэзию. В Доме поэзии есть литературные консультанты. Хотите расти? Приходите.

Действительно, если вы пишете стихи и верите в себя, почему бы вам не прийти в Дом поэзии Андрея Дементьева? Участвуйте в конкурсах! Делайте мир добрее!

Андрей ВАРТИКОВ

 

На открытии выставки Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

В  «Доме поэзии Андрея Дементьева» 30 ноября 2016 года  открылась выставка живописных работ учеников и последователей выдающегося художника Ильи Глазунова, в числе которых Ю. Арсенюк, А. Афонин, И. Глазунов,  С. Ивлева, С. Москвитин, Д. Слепушкин, А. Устинович, В. Чёрный,   и другие преподаватели Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Открывали экспозицию поэт Андрей Дементьев, декан факультета живописи Академии Станислав Москвитин и профессор, заведующий кафедрой исторической живописи Академии Иван Глазунов – сын прославленного художника Ильи Глазунова.

Выставка названа «Слово о России», и это символизирует единство творческих порывов художников и поэтов, воспевающих красоту родной земли, её культурное наследие. Картины, представленные в экспозиции, позволяют ощутить гармонию с природой, пробуждают в памяти строки поэтов о Родине, рождают в душе светлые чувства. Андрей Дементьев в своём приветственном слове сказал, что идея соединения поэзии и живописи витала уже при открытии дома. Дементьев, который давно дружит с Ильёй Глазуновым и  знает его сына Ивана с самого детства, пригласил художников в Тверь.

Иван Глазунов в своём выступлении поделился впечатлениями о нашем городе. «Все волжские города России особенные. А в Твери еще и сохранился свой дух. Путешествуя по городам нашей родины, мне всегда интересно найти в них то, что осталось от прошлого: памятники, церкви, дворцы. В Твери все это есть. Я это очень ценю. Прекрасный город, как и все, что с ним связано, я очень тронут приемом».

Творчество Ивана Ильича Глазунова представлено на выставке в Доме поэзии портретами его жены и старшей дочери в исторических костюмах. Художник серьезно занимается этнографическими изысканиями, коллекционирует костюмы, поэтому на церемонии открытия его порадовала фольклорная композиция девушек в национальных костюмах – студенток Тверского колледжа культуры им. Н.А.Львова, исполнивших танцы и частушки.

Станислав Москвитин, приветствуя гостей Дома поэзии, рассказал, что на картинах, представленных на выставке изображены места, которые посещали художники. Пейзажи  родной  российской природы выполнены в традициях русской школы высокого реализма. Здесь можно увидеть старые церквушки, дворики, рощи и реки  – места, удалённые географически, близки и понятны зрителю.

На церемонии открытия выставки присутствовали заместитель председателя Правительства Тверской области Светлана Вержбицкая, председатель Законодательного собрания Тверской области Сергей Голубев, заместитель председателя Тверской городской Думы Андрей Петров,  председатель Комитета по делам культуры Тверской области Елена Шевченко.

По окончании торжественного открытия выставки «Слово о России» художники – преподаватели Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова  провели открытый урок для юных художников студентов колледжа культуры им. Н.А. Львова и художественного колледжа им. А.Г. Венецианова. Молодёжь и педагоги Академии общались заинтересованно и продуктивно – возможно, лучшие из учащихся тверских колледжей станут в дальнейшем студентами Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Мне предоставилась возможность пообщаться с замечательными художниками и интересными собеседниками Иваном Глазуновым и Станиславом Москвитиным. Было отрадно осознавать, что поэты и художники разными художественными средствами, но с одинаковой любовью выражают своё отношение к русской природе, русской истории, Православию. Замечательно, что юным ученикам Академии живописи, ваяния и зодчества  Ильи Глазунова дают уроки живописи и напутствие в жизнь педагоги с таким мировоззрением и талантом.

  

Художникам я подарила свою книгу стихов «Марьин скит», и получила в подарок от  Ивана Глазунова его книгу с дарственной надписью.  Я познакомилась с художественными работами Ивана Глазунова на выставке и в книге – прекрасно изданном иллюстрированном альбоме. На выставке меня заинтересовали также работы Станислава Москвитина и Александра Афонина.

 

О таинствах мироздания

Корреспондент газеты «Тверская жизнь» Галина Смирнова вслушалась в моё выступление на книжной выставке-ярмарке «Тверской переплёт», вчиталась в мои стихи и написала статью «На «Тверском переплете» Мария Парамонова открывала таинства мироздания». Вот её текст:

Несколько слов об очередном госте «Поэтической площадки» гуманитарного проекта «ТЖ». Мария Парамонова, поэт, прозаик, драматург, автор 3 книг стихов. Родилась в нашем городе на Волге. Член Союза писателей России, зампредседателя правления Смоленской организации СП России. Входит в Содружество литераторов Верхневолжья. Учится в аспирантуре. Ее жизнь и творчество тесно связаны с Тверью, Смоленском и Москвой. В поэзии Марии Парамоновой, как в зеркале, отразились география и история России, православие и труд души.

На острие веков

Первая книга ее стихов «Галерея грез» вышла в 2007 году в тверском издательстве «Триада». На встрече Мария представила несколько «картин» галереи, где она, подобно скульптору, отсекает все лишнее, высвечивая суть.

Второй сборник «Млечный путь» издан в Смоленске, куда Мария переехала в 2008 году и где родила второго сына. Пронизанное светом стихотворение «Млечный путь» поэт начинает просто и неожиданно: «Галактика – от слова «молоко»…» . Ее Млечный путь – еще и путь материнства, сравнимого с таинствами Вселенной.

Основное внимание поэтесса сосредоточила на новой книге «Марьин скит». В нее вошли произведения духовной, исторической и философской тематики, лирический цикл «Парижский блокнот» и поэма «Город в области сердца».

По словам Марии, ее скит – это не обитель в привычном понимании, а пристанище вдохновения, жизни души.

Меж Смоленском, Москвой и Тверью
Вопреки суете, неверью
Возвышается Марьин скит.

Обнимая родные земли,
Бесконечному Небу внемлет
И невидим никем стоит. 

В ее стихах сплетены эпохи:

Мой дом стоит на острие веков,
На гребне закружившейся планеты.

Особенность поэзии Марии Парамоновой — в ее наполненности добром, любовью и верой, которые пробиваются через тяжелые пласты истории.

«Балладу о сожженных» она посвятила тверскому Христорождественскому монастырю, сожженному в Смутное время. И прорывает века заклинанье:

Молитесь, сестры.
На пороге враг,
И для него неведом Божий страх!

Посвящение деду, пропавшему под Ржевом, поэт начинает тихой строчкой разговора бойцов перед лицом смерти: «Два русских солдата меж Вязьмой и Ржевом январскую ночь стерегли». И финал – как путь в бессмертие:

Качнулась Вселенная в тихой печали,
Клубочек движенья скрутив,
И двое ушли по дороге-спирали
На Небо без звезд на груди.

Один из коллег назвал Марию Парамонову поэтом «отменной русской пробы». История, настоящее и будущее России, семейные ценности, внутренний мир – для нее все имеет значение. Каждый миг жизни она впитывает распахнутым сердцем, острым умом, крепкой родовой памятью.

Автор: Галина СМИРНОВА

Три грации пришли на «Родничок»

Ноябрьская встреча литературной студии «Родничок» в Смоленской областной детской библиотеке имени И.С. Соколова-Микитова получилась очень эмоциональной, наполненной творческим поиском и желанием делиться литературными находками.

Я веду эту студию с 2014 года, и обычно посвящаю теоретическую часть занятия творчеству какого-либо поэта или прозаика. Но на этот раз я решила поговорить с девчатами об издательских проектах.

Юлия Минченкова принесла на занятие книгу, которую недавно закончила читать и рассказала о том, как ей удалось получить автограф писательницы. Я тоже пришла не с пустыми руками и представила студийцам свою новую книгу стихов «Марьин скит», вышедшую в сентябре 2016 года в московском издательстве «У Никитских ворот».

Конечно же, я подарила по книге участницам занятия, сопроводив дарственной надписью. Но главное – я рассказала им о том, как готовится книга к печати, какие составные части имеет, посвятила ребят в тайны библиографии, объяснила, зачем присваиваются коды УДК и ББК (библиотечные коды), а для чего номер ISBN и почему писателю необходимо издавать свою книгу с соблюдением стольких формальностей.

Поделилась я и опытом создания иллюстраций к книге с помощью компьютерных программ, ведь шмуцтитулы к разделам своей книги я иллюстрировала сама, да и исходные материалы для коллажа на обложке тоже продумывала и подбирала тщательно. Участники студии ещё очень юны, но уже мечтают о публикациях, рисуют иллюстрации к своим стихам и рассказам.

Рассмотрев поэтический сборник «Марьин  скит» по форме, студийцы перешли к его содержанию. В книгу вошли стихотворения преимущественно духовной, исторической и философской тематики, но это не значит, что эти произведения непонятны юным читателям. Наоборот, в поэтической форме исторические события лучше запоминаются детям, сохраняются в их восприятии эмоционально, а не как сухие факты.

Я прочла стихи, посвященные страницам истории России, процитировала несколько фрагментов из поэмы о Смоленске «Город в области сердца» и из лирического цикла «Парижский блокнот». Участницы творческой студии обсудили услышанное за чаепитием, во время которого традиционнно идет непринужденная беседа творческих людей, живое общение единомышленников.

Книга «Марьин скит» представлена в Доме поэзии Андрея Дементьева

«Метель гульнула всласть, легла устало, стал тихим гул…» – эти строки из моего стихотворения «След на снегу» стали иллюстрацией к ноябрьскому вечеру, когда любители поэзии пробирались по заснеженной Твери к «Дому поэзии Андрея Дементьева» на литературный вечер – презентацию книги «Марьин скит». В уютном зале Дома поэзии, этого места единения творческих душ, собрались и завсегдатаи литературных вечеров и люди, которые в разные годы принимали участие в моей творческой биографии  – те, с кем я непременно хотела поделиться новыми стихами из книги «Марьин скит», вышедшей в московском издательстве «У Никитских ворот».

Вступительную статью к книге написал известный поэт, лауреат многих премий и конкурсов, заместитель главного редактора «Литературной газеты» Максим Замшев. «Мария Парамонова – поэт, опирающийся на русскую поэтическую культуру в той мере, в которой это необходимо для целительности нашего ремесла, – пишет он, – мне думается, здесь видно благотворное влияние Гумилёва, особенно в той части, где поэтическая интонация обретает таинственную притягательность».

«Марьин скит» – моя третья книга стихов.  В новую книгу вошли стихотворения преимущественно духовной, исторической и философской тематики. Я познакомила гостей вечера со своими поэтическими произведениями, а песни на мои стихи исполнил вокальный дуэт – Анна и Владимир Лобановы. В зале была оформлена выставка книг, публикаций, дипломов и других материалов, связанных с моей творческой биографией. На стенах Дома поэзии Андрея Дементьева экспонировалась выставка «Слово о России» художников-преподавателей Академии живописи Ильи Глазунова. Картины стали прекрасной иллюстрацией к стихам из книги «Марьин скит».

Путь в литературу у каждого свой, и не всегда он бывает лёгким и прямым. Я начала писать стихи в студенческие годы, но публиковать их не пыталась, делясь своим творчеством только с самыми близкими людьми. Так было написано около сотни стихотворений, но в 2004 году, летним вечером у костра я познакомилась с поэтессой Верой Грибниковой и автором-исполнителем Светланой Страусовой. Вера Петровна, послушав мои стихи, пригласила меня в своё литературное объединение «Роса» в библиотеке имени Герцена, а Светлана Михайловна на одно из стихотворений написала песню. На вечере в Доме поэзии прозвучала эта песня – «Самый первый тёплый вечер».

В 2005-2006 году состоялись публикации стихов в альманахе «Каблуковских литературных встреч», за ними последовали выступления на творческих вечерах в ЦДРИ (Центральном Доме работников искусства, г. Москва) и в арт-кафе «Подвал бродячей собаки» (Санкт-Петербург), где некогда собирались поэты Серебряного века. В этих поездках принимал участие автор-исполнитель песен на темы православия протоиерей Храма Иосифа Волоцкого Геннадий Ульянич. На вечере в Доме поэзии отец Геннадий, которого я поблагодарила за духовное наставничество и поддержку, поделился своими воспоминаниями и исполнил одну из своих песен. В 2007 году в тверском издательстве «Триада» вышла моя первая книга стихотворений «Галерея грёз». Песню на стихи из этой книги «В лунном свете» на вечере исполнил Владимир Лобанов.

С 2008 по 2013 год я продолжала свою творческую деятельность в старинном городе Смоленске, где родился мой младший сын, и новой темой лирики стало материнство. В 2010 году я была принята в Союз писателей России, а в 2013 году была избрана заместителем председателя правления Смоленской областной организации этого союза, основанной М. В. Исаковским ещё в 1924 году. Работая руководителем литературно-драматургической части Смоленского камерного театра, я предложила поставить историко-патриотическую драму по роману В. Р. Мединского «Стена» и, с разрешения автора романа, написала пьесу-инсценировку. Идея заинтересовала областную администрацию, готовившуюся к юбилею города, и пьесу направили для постановки в Смоленский академический театр драмы имени А. С. Грибоедова; премьера состоялась 20 сентября 2013 г. На творческом вечере в Доме поэзии был показан репортаж с премьеры спектакля.

К 1150-летию Смоленска был приурочен и Всероссийский конкурс поэтических произведений, одним из лауреатов которого я стала за отрывок из поэмы «Город в области сердца». Победа в конкурсе позволила мне издать вторую книгу под названием «Млечный путь» – название книги означает путь материнства, грудного вскармливания. Книга была издана в декабре 2012 года смоленским издательством «Свиток». Что же касается поэмы «Город в области сердца» – её полный текст впервые опубликован в книге «Марьин скит», на презентации которой в Доме поэзии прозвучали фрагменты и песни на стихи из поэмы. Также я прочла несколько стихотворений из лирического цикла «Парижский блокнот», ранее публиковавшегося только в периодических печатных изданиях (альманах «Блонье», журнал «Российский колокол»), а теперь вошедшего в книгу «Марьин скит».

Приехав в январе 2014 года в Тверь, я написала и поставила для МГУТУ имени К.Г. Разумовского одноактную пьесу «Традиции и новации» при участии артистов Тверского Театра юного зрителя. Артисты Александр Крайнов и Константин Григорьев приняли участие в литературном вечере в Доме поэзии, поделившись воспоминаниями и творчеством.

2015 год был «урожайным» – мне посчастливилось стать лауреатом двух престижных поэтических конкурсов. За стихотворение «Баллада о сожженных» я получила диплом из рук Андрея Дементьева в областном конкурсе стихотворений о Твери, а Международный конкурс лирико-патриотической поэзии им. Игоря Григорьева «Ничего душе не надо, кроме родины и неба» назвал меня в числе лауреатов, отметив стихотворную подборку «Во имя Добра». Стихотворения-лауреаты также вошли в книгу «Марьин скит» и прозвучали на литературном вечере в авторском исполнении.

С марта 2016 года я стала сотрудничать с Домом поэзии Андрея Дементьева в Твери – своего рода обителью муз. Этой работе я посвятила стихотворение «Канцона Гумилёву» («Я работаю в Доме поэзии…»). И, наконец, я рассказала по секрету о том, что послужило названием для третьей книги стихов «Марьин скит»: Уже почти десять лет я много времени провожу в дороге между Москвой, Смоленском и Тверью. В дороге есть время для размышлений, а этот мой «бермудский» треугольник – сердце нашей родины. Здесь всё наполнено историей. Здесь рождается вдохновение. Место вдохновения и есть мой Марьин скит.

В завершение вечера я прочла ключевые стихотворения из новой книги: «Марьин скит», «Мой дом», «Дерево поэтов», а также стихотворение «Валунный мост», ставшее признанием огромного кропотливого труда тверских реставраторов, принявших участие в литературном вечере (ООО «Тверьпроектреставрация»).

На вечере прозвучали приветственные слова от издательства «У Никитских ворот» и от «Содружества литераторов Верхневолжья». Гости литературной презентации получили в подарок новую книгу «Марьин скит» с автографом.

 

« Newer PostsOlder Posts »
Яндекс цитирования