Всемирность русской культуры

«Караван» публикует обзор Ассамблеи Русского мира. Я приняла участие в мероприятии у памятника Пушкину и посетила круглый стол «Русский язык и образование будущего мира». У памятника я прочла стихотворение «Первая дуэль» о дуэли Пушкина и Кюхельбекера и пообщалась с представителями Фонда «Русский мир». Ниже привожу текст обзора, подготовленный журналистом Александром Арсеновым при моем участии.

В Твери в первые четыре дня ноября проходила XII Ассамблея Русского мира – ежегодный международный форум, организуемый фондом «Русский мир». Представительный форум собрал более 500 участников из многих стран мира: известные российские и зарубежные деятели культуры, политические и общественные деятели, преподаватели русского языка, литературы и истории российских и зарубежных университетов, учителя русских школ за рубежом, писатели и журналисты, музейные работники, представители духовенства, активисты молодежных организаций.

ЯРКИЙ СИМВОЛ РОССИЙСКО-БОЛГАРСКОЙ ДРУЖБЫ

Стартовала ассамблея 1 ноября в поселке Сахарово с торжественной церемонии открытия бюста героя русско-турецкой войны 1877–1878 годов генерала-фельдмаршала Иосифу Владимировичу Гурко. Для того чтобы подобный памятник был воздвигнут на территории бывшего имения Гурко под Тверью и тем самым была увековечена память выдающегося русского военачальника, много усилий приложил протоиерей Геннадий Ульянич. Более 20 лет настоятель храма преподобного Иосифа Волоцкого при содействии прихожан, благотворителей, администрации шаг за шагом восстанавливает здание церкви – бывшую усыпальницу, обустраивает и облагораживает прилегающую территорию. Отец Геннадий создал в храме музей, в экспозиции которого представлены личные вещи героя Шипки и Плевны, переданные музею потомками Иосифа Владимировича, реконструированная военная форма того времени, оружие, фотографии, картины, карты, документы. Идея создания и установки бюста И.В. Гурко также принадлежит отцу Геннадию.

Почетными гостями церемонии стали представители рода Гурко, специально приехавшие на церемонию из Франции. Участие в открытии памятника приняли представители фонда «Русский мир», а также гости XII Ассамблеи Русского мира из Болгарии. Ярким символом наших хороших двусторонних отношений назвал новый памятник Даниэль Панов, мэр города Велико-Тырново, старой столицы Болгарии, которую освободили русские отряды под командованием генерала Гурко.

Перед собравшимися также выступили заместитель главы правительства Тверской области А.В. Белоцерковский, посол Болгарии в России А. Крыстин, заместитель исполнительного директора фонда «Русский мир» С.В. Шурыгин и другие.

В областной библиотеке имени А.М. Горького была проведена церемония награждения финалистов конкурса «Корреспондент Русского мира» и III международного конкурса для молодых журналистов из разных стран «Со-Творение». В Тверской академической областной филармонии состоялся концерт исполнителей русского романса – лауреатов международного конкурса «Романсиада».

Для гостей Твери также была проведена презентация Тверского края с показом документальных фильмов об истории, культуре Твери и области и о знаковых и юбилейных исторических датах: о 700-летии подвига великого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, 650-летии со дня преставления Анны Кашинской, 550-летии начала путешествия купца Афанасия Никитина, описанного им в знаменитом памятнике русской литературы «Хождение за три моря».

 ЖИВЫЕ ЦВЕТЫ – ДЕЛЕГАТУ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

3 ноября в зале Тверского академического театра драмы состоялось торжественное открытие XII Ассамблеи русского мира. Церемонию, а также продолжившую форум панельную дискуссию «Всемирность русской культуры» вел известный политолог председатель правления Фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов. Спикерами дискуссии выступили также ректор ГИТИС Григорий Заславский, журналист и общественный деятель Джульетто Кьеза (Италия), переводчица русской литературы и директор Русского центра в Тегеране Захра Мохаммади (Иран), директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Европейского русского альянса Татьяна Жданок (Латвия), директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда, представители старой русской эмиграции – вице-председатель Союза русских дворян Дмитрий Шаховской (Франция), глава Франко-российского альянса Александр Трубецкой (Франция) и общественный деятель меценат Никита Лобанов-Ростовский (Великобритания).

Затем участники форума из разных стран мира возложили цветы к памятнику Александру Сергеевичу Пушкину. Стихотворение «Первая дуэль», посвященное Пушкину, прочла член Союза писателей России Мария Парамонова. Тверские школьники – лауреаты конкурса чтецов продекламировали стихотворения А. Пушкина «Памятник» и А. Дементьева «А мне приснился сон, что Пушкин был спасен…».

У ЛУКОМОРЬЯ РУХНУЛ ДУБ

Программу основного дня ассамблеи продолжили тематические круглые столы, прошедшие на четырех различных площадках.

В драматическом театре круглый стол «Русский язык и образование будущего мира» проходил в большом зале. На это мероприятие, по словам Сергея Шурыгина, записалось более 200 человек, а фактически присутствовало даже больше, настолько актуальна эта тема. Русскому языку совсем не просто живется за ближними рубежами России – борьба за национальную самобытность ведется на уровне образования. Татьяна Петровна Млечко, ректор Славянского университета Молдовы, в своем выступлении отметила:

– В Молдове нет русских школ, есть школы с русским языком преподавания, но их будущее зависит от положения русского языка в республике в целом. Теперь ведется борьба с русским языком, своего рода санкции – это политика, направленная на молодое поколение. Русский язык – это язык добрососедства с Россией, и от того, насколько мы сможем сохранить язык, зависят отношения между странами. Во дворе домика Пушкина в Кишиневе недавно рухнул дуб, заставший времена, когда поэт жил в этом доме. Если вовремя не заметить, то, что кажется незыблемым, может рухнуть, как этот дуб.

БИЛИНГВЫ И СКУЧНЫЕ РОССИЙСКИЕ УЧЕБНИКИ

Участница ассамблеи из Словении Юлия Месарич отметила, что вопрос билингвальных школ актуален для зарубежья. Всего существует четыре типа школ – от обучающих полностью на русском языке до учреждений дополнительного образования. В Словении существует потребность в изучении русского языка детьми из межнациональных семей. И для таких школ разрабатываются специальные программы, учебники. Это дети, для которых русский – один из двух родных языков. И когда повышение квалификации для учителей билингвальных школ приезжают проводить российские специалисты по русскому как иностранному, это вызывает недоумение.

Также модераторы дискуссии выразили мнение, что многие методики и учебники русского языка как родного, по которым учатся россияне, отстают «на века» от учебников, по которым учат русский язык за рубежом. Отличаются по подбору текстов упражнений – скучные, безликие тексты в российских учебниках только отвращают детей от «великого и могучего», тогда как в иностранных учебниках подобраны такие фрагменты, которые побуждают прочесть процитированную книгу целиком.

ДИАЛОГ РЕЛИГИЙ И КУЛЬТУР

В Тверской областной универсальной научной библиотеке имени Горького состоялся круглый стол «Традиционные религии Русского мира в диалоге культур». Участник круглого стола раввин тверской синагоги Евгений Розенцвейг на вопрос корреспондента «Каравана» о том, считает ли он себя частью Русского мира, ответил утвердительно.

– Я говорю по-русски, Россия многоконфессиональная страна. Все мы – россияне, а также множество людей за рубежом – составляем Русский мир.

В Тверском государственном университете прошли круглые столы «Молодая русскоязычная журналистика в глобальном информационном пространстве» и «Патриотизм в русской истории и культуре».

В завершающий день форума 4 ноября состоялся крестный ход от Воскресенского кафедрального собора через центр города до Волынской улицы. Завершились мероприятия в рамках XII Ассамблеи Русского мира 4 ноября – в День народного единства. Заключительным финальным аккордом форума стал спектакль Тверского академического театра драмы по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети», постановка которого приурочена к 200-летию писателя.

Статья на сайте «Каравана»: http://www.karavan.tver.ru/gazeta/15960

Венцы творенья русских зодчих. Исконно русскую деревянную архитектуру необходимо сохранить

На Руси, богатой лесами, деревянное зодчество было и ремеслом, и искусством. Доступный строительный материал был средством выражения художественных идей русских мастеров, создавших уникальные произведения. Ряд бревен они уважительно называли венцом. Архитектурное наследие русского народа дошло к нам через века, но в наши дни находится под угрозой исчезновения.

НЕВОСПОЛНИМЫЕ УТРАТЫ

Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа 2018 года великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию: пора перестать закрывать глаза на процесс неуклонной и безвозвратной утраты деревянных церквей Руси.

Пожар в Кондопоге получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога,  однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иванове. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вежи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская церковь в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге православной архитектуры» можно обнаружить фотографии деревянных культовых построек и описание их удручающего состояния.

 Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих.  Государство и церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура.  Русь традиционно строила из дерева, позволяющего создавать красивые, уютные, теплые дома. Подверженность пожарам и меньший по сравнению с каменными постройками срок службы – недостатки деревянных построек, не позволившие дойти к нам через века  княжеским теремам, укреплениям и посадам. Философ-религиовед П.А. Павлов пишет, что «археологи будущего, вероятно, датируют XXI веком гибель русской цивилизации, не найдя в более позднем культурном слое остатков деревянных строений».

Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать ее на включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и  гонения на религию, но исчезла в огне мирной, покровительствующей православию, однако все же такой  безразличной к культурному наследию современности.

 ШИРКОВ ПОГОСТ НА ВСЕЛУГЕ

По-своему уникальные, подобно кондопожской, церкви есть во многих регионах России, и каждая из них бесценна. Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм в селе Ширково Пеновского района. Настоятель расположенного рядом, буквально в 100 метрах, каменного храма  иеромонах Антоний (Краснолобов) рассказывает:

– Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы бревна необычной толщины – до 70 сантиметров. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Но и раньше в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом. Власти Тверской области выделили 4,6 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви,  но как скоро будет разработан проект, мне не известно. Сейчас службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения.

Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды, и, несмотря на то, что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.

ЯРУСНЫЙ ХРАМ НА ТВЕРЦЕ

Столь же знаменитая деревянная церковь находится в Торжке – отмечают ее внешнее сходство с церковью, до недавнего времени стоявшей в Кондопоге. Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм  XVII века, расположенный на высоком берегу Тверцы. Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. По клировой ведомости церковь датируется 1653 годом, когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм. Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664–1665 годах, в составе посольства, сделал рисунок «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Вероятно, позже Вознесенская церковь была перестроена. Церковь имеет четыре яруса, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырех-угольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту замечательную по древности и архитектуре церковь. О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором все внутреннее убранство, которое еще в  XIX – начале XX века восхищало современников. В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви.

 В 2006 году церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 году ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019–2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьезные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

ЧУВСТВО ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ

События в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности: община храма собирает средства для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Старо-Вознесенская Тихвинская церковь – единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

Настоятель проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на ее плечах, но общественные активисты во главе с Татьяной Соколовой включились в работу, стремясь довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и, как человек, боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – все это требует времени и денег.

В России существует Концепция сохранения деревянного зодчества, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия страны поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить,  никого не вводят в заблуждение. Храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб.  Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Так, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, действующий православный храм в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области, является воссозданной копией Покровской церкви, построенной в 1708 году в Вытегорском погосте. Проект восстановления был разработан сразу после гибели храма по обмерам, произведенным в 1956 году, но храм был построен на новом месте.  В основание заложены камни из фундамента сгоревшей Покровской церкви Вытегорского погоста. Освящение собора состоялось в 2008 году.

 Очень важно сохранить деревянные церкви Руси не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Мария ПАРАМОНОВА

«Завет мой в сердце сохрани»

23 октября в зале Тверской областной филармонии состоялся концерт лауреата всероссийских и международных конкурсов авторской песни духовной тематики протоиерея Геннадия Ульянича и Губернаторского камерного оркестра «Российская камерата». Программа «Надеюсь и верю» была посвящена памяти Святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, Владимирского и всея Руси Михаила Ярославича, 700-летие со дня мученической кончины которого отмечается в этом году.

Отец Геннадий, настоятель храма Иосифа Волоцкого в посёлке Сахарово, кандидат филологических наук, автор исследования о мелолическом дискурсе или духовном пении, провел выступление в жанре вокальной проповеди. Песни, написанные Геннадием Ульяничем на стихи поэтов-священников протоиерея Иоанна Басюка, инока Всеволода Филиппьева и других авторов, сопровождались рассказом о земном пути и мученической гибели в Орде небесного заступника Верхневолжья.

- Михаил Ярославич Тверской, святой великий князь, отечестволюбец, как его назвал историк Н. М. Карамзин, душу свою положил за други своя. 700-летие преставления Михаила Ярославича, дни его трагической гибели мы вспоминаем сегодня, – приветствовал слушателей отец Геннадий.

В его словах органично соединились прошлое и настоящее, история и современность.

-  Не смотря на сложнейшее время, в которое жили Святой благоверный князь Михаил и Святая благоверная Анна Кашинская, они были достойнейшими из достойных, украсившими тверскую землю своим терпением, смирением, милосердием, мудростью и пониманием. Как тяжело было Анне Кашинской провожать своего  мужа и 12-летнего сына в Орду, но значимость, необходимость служения родной земле была превыше личных чувств. Веками формировалась наша культура, наша музыка, культура церковных богослужений, наши взаимоотношений и поэтому невозможно было их взять и уничтожить, взорвать, как собор. При Михаиле Ярославиче  и матери его – благоверной княгине Ксении был построен в Твери Свято-Преображенский белокаменный собор – единственный на Руси в период татаро-монгольского ига. Через многие века его взорвали, но лампада света дошла до нас в руках тех, кто смог сохранить жизнь духовную, жизнь в вере. Мы много потеряли, многое забыли, разучились хранить свои традиции, но слава Богу, что традиции нашей Святой Руси напоминают нам о том лучшем, чем жили наши предки.  Традиции помогают объединять Россию – уверен отец Геннадий.

В одной из песен отца Геннадия лирический герой, упокоенный под могильным крестом, обращается к другу, последователю со словами: «Сокрой в руке тепло земли, завет мой в сердце сохрани. Я не дошел, а ты дойди. Где я закончил – ты начни».  Именно так формируются лучшие традиции – в уважении к памяти и делу усопших, в продолжении их дела.

Делом жизни Михаила Ярославича была наша Тверская земля. Отец Геннадий обращает внимание на обстоятельства последних дней земной жизни благоверного князя:

- У Михаила Ярославича Тверского, там где он погиб, был выбор – сойти с креста, оставить свой подвиг. Аланы предлагали ему бегство. Но сын 12-летний Константин его утешал, духовник его ободрял и поддерживал. Михаил Ярославович чувствовал, что умрет и видел жесточайшее отношение к нему. Между Александром Невским и Дмитрием Донским он – единственный поднял меч в Бартеневском сражении против татаро-монгол и, к сожалению, против своего родственника Юрия Даниловича Московского. Когда Кавгадый с Юрием Даниловичем подошли к месту, где стоял закованный Михаил Ярославич Тверской,  Кавгадый сказал московскому князю: «Это же брат твой. Как ты можешь?». Даже враг был поражен стремлению Юрия Даниловича любой ценой получить великокняжеский ярлык. Подвиг несения креста господня в том, что этот крест не за себя. Чтобы земля Тверская и другие земли, которыми правил Михаил Ярославич не были сожжены, он прошел этот путь до конца. Именно в жертвенности проявляется любовь – подвел итог повествования отец Геннадий.

В программе «Надеюсь и верю» прозвучала и полюбившаяся жителям Твери песня Геннадия Ульянича на стихи Иоанна Басюка «Слёзы России» («Верхневолжское лето»). С этой песней отец Геннадий стал победителем конкурса песен о Твери, который проводился к одной из юбилейных дат.

В холле филармонии слушатели могли познакомиться с произведениями художника-славяниста  Всеволода Иванова, в числе которых – новая картина, запечатлевшая  Михаила Тверского на смертном одре в долине предгорий Кавказа. Над телом усопшего воссиял белокаменный собор, куполами уходящий в небо.  День памяти Святого благоверного князя Михаила Ярославича отмечается 22 ноября (5 декабря), в предшествующие дни жителей области ожидает еще несколько культурных мероприятий, посвященных небесному заступнику Верхневолжья.

Мария Парамонова, статья в «Караван»

МОЁ ЛИТЕРАТУРНОЕ ВЕРХНЕВОЛЖЬЕ !

Заметка в Караван:
На_традиционном осеннем празднике романтиков  «Путешествие по Млечному пути…», который состоялся в Ботаническом саду Тверского госуниверситета вечером 20 октября,  глава Содружества  литераторов Верхневолжья Диана Мун сообщила о том, что уже идет прием работ на конкурс «Моё литературное Верхневолжье».
.
Региональный конкурс сочинений «Моё литературное Верхневолжье»  учрежден Содружеством литераторов Верхневолжья  в целях популяризации наследия писателей, творческая биография которых связана с Тверской областью.  И не важно, как называлось Верхневолжье – Тверской ли губернией, Калининской ли областью – это наш край, где жили и живут замечательные писатели.
.
В конкурсе могут принять участие 10-11-классники общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Тверской области. Каждый участник может представить на конкурс сочинение, посвященное какому-либо произведению тверского поэта или прозаика. В перечень писателей, о творчестве которых предложено порассуждать старшеклассникам, вошли Евгений Борисов, Спиридон Дрожжин, Гайда Лагздынь, Геннадий Немчинов, Леонид Нечаев, Евгений Сигарев и Валентин Штубов.
.
В своем сочинении юные авторы обоснуют выбор автора и произведения, выскажут свое личное отношение к нему и причины, по которым читателю непременно следует соприкоснуться с творчеством данного тверского писателя. Прием сочинений на конкурс продлится до 4 ноября 2018 года.
.
Порядок оформления работ и их оценки компетентным жюри, а также награждения победителей отражены в «Положении о региональном конкурсе сочинений на тему «Моё литературное Верхневолжье», опубликованном на сайте  http://верхневолжье.рф и в группе Содружества «ВКонтакте» https://vk.com/slv_tver .
.
И если юные авторы пока только оттачивают свой слог в конкурсе сочинений, то поэтами Содружества и постоянным  участником праздника  -  литературным критиком Александром Бойниковым создано уже немало произведений.  Листопад и звездопад неизменно вдохновляют!
.
 Под кронами столетних деревьев Ботанического сада звучали стихи об осени, о звездах, о любви, о судьбах людей.  В красивых фонарях мерцали свечи, рыжие листья кленов падали с деревьев и вновь взлетали в воздух из рук шаловливых детишек, резвившихся в саду под стать античным  купидончикам.  Стихотворные строки сменялись  музыкальными пассажами,  в самоваре кипела вода для ароматного травяного чая.
.
Концертную программу вел поэт Владимир Селянкин, предварявший выступление каждого участника цитатой классика о звёздах.  На сцене под звёздно-облачным шатром с декорациями из стволов, ветвей и листьев  выступили поэты  Вера Грибникова, Игорь Столяров, Алексис, Ксения Маркова, Светлана Леонова, Мария Парамонова и другие. Музыкальные композиции на свои стихи представили Андрей Новосельцев и Семен Миронов.  (прим. – я прочитала стихотворения «Хотела лететь как осенняя птица на юг…», «Я летала над Витебском жёлтым кленовым листом…» («Прогулка»), «Ты боишься слегка сумасшедшей затеи…» и миниатюру «Пёстрой осенью красиво…»).
.
Гостей приветствовал директор Ботанического сада ТвГУ Юрий Наумцев.  Вместе с поэтами в стихотворные образы погружались  взрослые и дети, обычные горожане и заглянувший на огонек депутат  заксобрания,  не чуждый поэзии.  Из волшебного сада не хотелось уходить – гости фотографировались, пили чай, делились впечатлениями и строили планы новых творческих встреч.
.

Кластер «Тверской лён» представлен в Аналитическом центре при Правительстве РФ

19 октября 2018 года Центр кластерного развития льноводства Тверской области принял участие в совещании Подгруппы по кластерной политике и территориально-отраслевым проектам в Аналитическом центре при правительстве РФ.

 Модератором мероприятия выступила Анастасия Алехнович, руководитель Экспертного центра Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, директор института экономики роста имени П. Столыпина.

От Тверской области на совещании выступили директор НП УК Центр кластерного развития Тверской области Николай Корсун, начальник отдела промышленной политики и государственной поддержки предприятий Минпромторга Тверской области Наталья Фокина, директор Фонда развития промышленности Тверской области Иван Монахов, заместитель директора НП УК Центр кластерного развития Тверской области Мария Парамонова.

Представители региона дали оценку сложившейся в льноводстве ситуации и предложили пути выхода из нее – кластеризация, преодоление межведомственных барьеров и др.

Романтики соберутся в звёздном шатре

Анонс в Караван

И снова листопад, и снова звездопад! В октябре в Северном полушарии романтики и астрономы могут наблюдать два метеорных потока – Дракониды и Ориониды.  Ботанический сад Тверского госуниверситета и Содружество литераторов Верхневолжья традиционно проводят в дни звездопада единственный и неповторимый Волшебный праздник «Путешествие по Млечному пути…». В этом году он начнется 20 октября в 19:30.

В чудесном парке Сада над кронами столетних деревьев раскинется звездный шатер, а под деревьями зажгутся свечи, как отражение небесных звезд. Золотые кленовые листья будут падать в ладони романтиков. Стихотворные строки и музыкальные пассажи в ночном парке Сада позволят взору проникнуть за облака и увидеть далекие звезды и планеты.

Весь вечер на эстраде в саду будут выступать поэты и музыканты Содружества литераторов Верхневолжья. Именно они станут проводниками гостей Сада на «Звездном мосту – Млечном пути». На один вечер, даже взрослые станут детьми, слушая песни о звездах, о любви, осени и романтике, погружаясь в стихотворные образы.

И конечно, будет кипеть старинный самовар, манить ароматом  душистый чай, согревать костёр.  Ботанический сад – очень поэтичное и одухотворенное место. Оно пробуждает особое состояние души – вдохновение, радость, счастье. Из звёздного шатра не хочется уходить, поэтому важно одеться по погоде.

Вера, Надежда, Любовь в «Ковчеге»

заметка в «Караван»

В светлый праздник Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и премудрой их матери Софии команда тверского литературного объединения «Ковчег» поздравила именинниц и подвела итоги летних каникул. Более двадцати членов ЛИТО пришли поделиться впечатлениями и стихами, открыть новый сезон в библиотеке имени Спиридона Дрожжина.

Капитан «Ковчега», член Союза писателей России Вера Грибникова подготовила подробный отчёт о летних мероприятиях, поездках, встречах, который  занял более часа, но не был утомителен и скушен. Можно только удивляться насколько активно и интересно проводят ковчеговцы летние месяцы, сколько добрых традиций уже сложилось в коллективе, сколько путешествий по родному краю совершено. Подтверждением этому послужили около ста фотографий, выведенные на экран. Каждая сопровождалась содержательной информацией, а порой – шутливыми комментариями.  Вот на экране поездка в Москву на всероссийскую книжную выставку, вот традиционные «Верхневолжские чтения» в Тверском ботаническом саду, «Бакунинские чтения» в Прямухине, «Троицкие гуляния в Торжке», «Мармеладная сказка Лихославля», «Русская Атлантида Калязина», «Святые родники земли тверской», «Яблочный Спас – макушка августа», «Елецкая круча и Бенские пороги», «Вышневолоцкая водная система», «Красоты Академической дачи И. Репина» и многое-многое другое.  Ни один выходной день лета не пропал даром.

Несколько летних событий заслужили особое внимание зрителей. Нина Журавлёва представила собравшимся видеоролик, рассказывающий о красивом фольклорном празднике – «Купальские встречи», они уже в шестой проведены ковчеговцами на старицкой земле. Их готовит с необыкновенным вдохновением и фантазией генератор идей «Ковчега» – Надежда Фролова из села Архангельское Старицкого района. Надежда Петровна продумывает сценарий двухдневного слёта, шьёт костюмы, разрабатывает творческие конкурсы, фольклорные викторины, создаёт познавательный наглядный материал в виде стендов, стенгазет, растяжек. Очень много сил, средств и времени вкладывает Надежда Петровна в эту подготовку. Своими руками почти год изготавливает она из бисера, камешков, пряжи и других материалов необычные, эксклюзивные призы и подарки, которыми щедро одаривает каждого гостя, приехавшего на «Купальские встречи». У неё есть две замечательные помощницы – Ольга Петрулёва и Тамара Имамназарова. Праздник получается всегда ярким, запоминающимся и неповторимым.

  Ещё один традиционный праздник дарит каждое лето своим друзьям и коллегам член правления «Ковчега» Эдуард Мамцис. «Мамцисовские чтения» в Лисицах на усадьбе Эдуарда уже четвёртый год дают возможность прозаикам вынести на суд слушателей свои произведения, получить корректную критику и профессиональные советы, что, вне всякого сомнения, помогает творческому росту автора. Участников чтений также ждут сюрпризы и подарки, экскурсия по удивительной усадьбе, очень напоминающей музей тверского быта. Венчает «Мамцисовские чтения» чаепитие, которое Эдуард Моисеевич обязательно украшает необычным тортом в виде раскрытой книги.

         Третьим важным событием этого лета стала встреча с организаторами творческого конкурса-фестиваля поэтов, художников, журналистов «Образ Крыма» («Караван» писал о встрече с писателями Крыма в одном из номеров). Вера Грибникова в тот день получила не только диплом победителя и памятные призы, но и предложение вступить в члены Союза писателей Крыма. Напомним, что Тверское отделение Союза писателей России имеет обыкновение директивным решением снимать с учета в организации наиболее талантливых, имеющих свою точку зрения и опыт организационной работы членов. Так, Александр Бойников теперь включился в работу Липецкой организации Союза писателей России – он пишет критические статьи и рецензии на произведения, публикующиеся в журнале «Петровкий мост». А Вера Грибникова 16 сентября 2018 года единогласным решением правления Союза писателей Крыма под председательством члена Союза писателей России, популярнейшего крымского писателя В. В. Килесы, принята в РОО «Союз писателей Крыма».

         Вера Петровна рассказала и о недавнем выступлении команды «Ковчега» в библиотеке Герцена. 21 сентября состоялся литературный вечер «Сквозь тишину», на котором  присутствовали глухие и слабослышащие поэты и любители поэзии. При участии сурдопереводчика звучали стихи и песни Анатолия Касаткина, Веры Грибниковой, Сергея Можаева, Георгия Ходакова.

Объявив новый сезон «Ковчега» открытым, Вера Петровна от души поблагодарила всех собравшихся за верность объединению. В завершение  замечательного и совсем неформального заседания ковчеговцы прочитали стихи о вере, надежде, любви и осени, спели авторские песни, выпили чаю  с пирогами и наметили новые творческие планы. Я, в свою очередь, прочитала стихотворения «Не гадала, не чаяла прежде…» и «Я летала над Витебском жёлтым кленовым листом…»(«Прогулка»).

«Одинокий дракон» отмечен на международном конкурсе имени Александра Куприна

Как сообщает сайт «Союз писателей Крыма», жюри подвело итоги Пятого международного литературного конкурса на соискание премии имени Александра Куприна (2018 год). В конкурсе приняли участие авторы из Белоруссии, Германии, ДНР, Израиля, Россия, США, Украины, Казахстана, Молдовы. Определены победители и лауреаты конкурса в номинациях «Лучшая повесть или рассказ»,  «За лучшую поэму или стихотворение», «За лучшее произведение для детей». Я принимала участие в поэтической номинации с подборкой стихов «Одинокий дракон», в которую вошли стихотворения, созвучные произведениям А.И. Куприна «Листригоны» и «Поединок». Рада, что жюри высоко оценило мою подборку, удостоив грамоты «За художественное мастерство» и публикации в журнале «Белая скала». Ниже привожу выписку из протокола конкурса, в части касающейся победителей и лауреатов конкурса в поэтической номинации.

1 место – Евгений Иваницкий, г. Фрязино Московской области, Россия. Награждается грамотой и публикацией стихотворной подборки «Часовщик» в журнале «Белая скала».

2 место – Рауза Хузахметова, г. Казань, Россия.  Награждается грамотой и публикацией стихотворного цикла «Рубаи» в журнале «Белая скала».

3 место – Татьяна Сушенцова, г. Казань, Россия.  Награждается грамотой и публикацией стихотворной подборки «Воспоминание о Крыме» в журнале «Белая скала».

Грамотой «За художественное мастерство» с публикацией в журнале «Белая скала» награждаются Мария Парамонова (г. Тверь/Смоленск, Россия), Никита Рыжих  (г. Новая Каховка, Украина), Николай Переяслов (г. Москва, Россия), Ирина Ханум (г. Севастополь, Россия).

Грамотой «За художественное мастерство» с публикацией в газете «Литературный Крым» награждаются Елена Семагина (г. Саки, Республика Крым, Россия), Наталья Колмогорова (ст. Клявлино Самарской области, Россия).


Конкурс проходил анонимно и оценивался профессиональным жюри в составе: в номинации «Лучшая повесть или рассказ» – Вячеслав Килеса (г. Симферополь), председатель РОО «Союз писателей Крыма», Александр Ломтев (г. Саров Нижегородской области), главный редактор газеты «Саровская пустынь»,  Сергей Филатов (г. Бийск), заместитель главного редактора альманаха «Тобольск и вся Сибирь», Дмитрий Воронин (г. Калининград), член Союза писателей России; в номинации «За лучшую поэму или стихотворение» – Владимир Шемшученко (г. Всеволожск Ленинградской области), соб. корр. «Литературной газеты»,  Андрей Галамага (г. Москва), член Союза писателей России, Ольга Борисова (г. Самара), главный редактор журнала «Параллели», Игорь Елисеев (г. Ростов-на-Дону), главный редактор журнала «Рукопись»; в номинации «За лучшее произведение для детей» – Юрий Поляков (г. Симферополь), заместитель председателя РОО «Союз писателей Крыма», Елена Игнатовская, (г. Павлодар, Казахстан), член Международного творческого объединения детских авторов, Лола Звонарева (г. Москва), секретарь Союза писателей Москвы, (г. Симферополь), Ирина Дружаева (г. Городец Нижегородской обл.), член Союза писателей России.

Буду ждать очередной номер журнала «Белая скала» с публикацией!

Тверской литературовед награжден медалью имени Евгения Замятина

заметка в Караван

В столичном Доме Ростовых на Поварской улице 20 сентября в конференц-зале Международного сообщества писательских союзов (МСПС) состоялось награждение видных деятелей российской литературы, приуроченное к 10-летию журнала «Петровский мост» (выпускается тиражом 1000 экземпляров при финансовой поддержке администрации Липецкой области). На мероприятии присутствовали представители руководства МСПС и администрации Липецкой области, постоянные авторы журнала из Липецка, Москвы и Твери, писатели и журналисты.

Международное сообщество писательских союзов объединяет творческие организации бывших республик СССР и ряда стран дальнего зарубежья вне зависимости от их эстетических и политических предпочтений. Литературно-художественный журнал «Петровский мост» является важной составляющей культурной жизни Черноземья и России в целом, поэтому к 10-летию издания было решено вручить ряду авторов журнала региональные награды.

Липецкий край дал миру плеяду замечательных мастеров русского слова: здесь сформировался писательский талант лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина, «певца русской природы» Михаила Пришвина, основоположника жанра романа-антиутопии Евгения Замятина. Показательно, что губернатор Липецкой области Олег Королев всегда от корки до корки прочитывает номер «Петровского моста». Дважды он приглашал авторов журнала, чтобы познакомиться с ними лично и больше узнать о прототипах героев их произведений. Неудивительно, что литература в таком регионе развивается, труд писателя уважаем и востребован.

Медалями имени Евгения Замятина были награждены такие известные писатели и общественные деятели, как председатель МСПС Иван Переверзин и первый секретарь правления Союза российских писателей Светлана Василенко. За достижения в литературной и культурной деятельности медалью имени Евгения Замятина награжден тверской литературный критик член Союза писателей России и Содружества литераторов Верхневолжья кандидат филологических наук Александр Бойников.

Постоянным читателям «Каравана» известно, что по причине творческих разногласий член Союза писателей России Александр Бойников был снят с учета в Тверской областной организации Союза писателей России, а липецкая организация с удовольствием пригласила его в свой состав. Ранее Александр Бойников уже становился лауреатом премии журнала «Петровский мост» за цикл рецензий 2016–2017 годов в номинации «Вторая тетрадь».

Членство в Союзе писателей России не обязывает писателя постоянно проживать в регионе, куда он уплачивает членские взносы, – важнее участвовать в литературной жизни, заниматься творчеством. А в Тверской области, к сожалению, для писателей не созданы благоприятные условия. Писательская организация существует формально, практически не проводит мероприятий, способствующих популяризации и развитию русской литературы.

На фото: Александр Бойников (в центре) с главой липецких писателей уроженцем Бежецка Андреем Новиковым и писателем Александром Пономаревым

Торжокская сестра карельской погорелицы

В предыдущем номере еженедельника мы начали разговор о том, что необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия – деревянных церквей Руси и в целом памятников деревянного зодчества.

 Существует Концепция сохранения деревянного зодчества России, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия России поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты, такие, как пожар в Кондопоге.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить  никого не вводят в заблуждение. Реставрация путем сноса или восстановление, возможно, реальный путь возвращения жителям Твери Речного вокзала, рухнувшего в прошлом году на 80-м году жизни. Но храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб. Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Мы убедились в том, что церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ширковом погосте Пеновского района, находящаяся в аварийном состоянии, не реставрируется – выделены средства на проект, который пока не готов, источник средств на осуществление самих реставрационных работ не определен.

«ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ»

Еще одна, столь же известная деревянная церковь находится в Торжке, часто отмечают её внешнее сходство с церковью, да недавнего времени стоявшей в Кондопоге.  Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм,  XXVII века, расположенный на улице  Грузинской, идущей от Борисоглебского монастыря по сравнительно высокому берегу Тверцы. В Торжке много культовых объектов и достопримечательностей, это один из красивейших городов Верхневолжья, но деревянная церковь  среди них занимает особое место.  Я до сих пор помню, как много лет назад наш класс ездил на экскурсию в Торжок и как мы подошли к этой церкви. Будто встретились с нашими далекими предками, строившими прекрасные здания без единого гвоздя. Помню, как не хотелось покидать это необычное место.

Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. С таким же описанием упомянута и церковь в Ширковом погосте. Известно, что сегодняшний вид – четырехугольный сруб (четверик) покрытый на восемь скатов, над которым расположен второй четверик с восьмискатной кровлей, а над ним третий, еще меньший четверик, покрытый также, и в завершении – большая главка на круглой шее – церковь в Пеновском районе приобрела в 1697 году.

С церковью в Торжке всё немного сложнее. По клировой ведомости церковь датируется 1653 г., когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм.   Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664-1665 гг., в составе посольства,  сделал рисунок  «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Значит ли это, что позже Вознесенская церковь была перестроена или изображен какой-то другой храм? Некоторые ученые называют датой появления храма в его современной композиции  1717 год.

Церковь имеет четыре яруса и высоту 34 м, что на 9 метров меньше, чем у храма в Ширковом погосте, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырехугольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

СОХРАНИЛАСЬ ЧУДОМ И НЕРАВНОДУШИЕМ

В 1782-1783 годах под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня, о чем свидетельствует выбитая на камне дата, также тесовая кровля  заменена железной. Были и другие работы, частично изменившие первоначальный вид здания. 5 октября 1883 г. обновленная церковь была и освящена в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. С тех пор храм стал называться Старо-Вознесенской Тихвинской церковью, а Вознесенской церковью называли новый каменный храм, построенный неподалеку в 1852-1854 году (с 1939 года и по сей день,  каменный храм закрыт, требует работ по восстановлению).

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту  замечательную по древности и архитектуре церковь.  Известно, что настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Антоний искал благодетелей среди именитых граждан Торжка, чтобы восстановить деревянную церковь Вознесения, и в  1883 г. работы по обновлению, расширению окон и обшивке тесом  были проведены на средства прихода каменного Вознесенского храма.

 О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором всё внутренне убранство, которое еще в  XIX – начале XX вв. восхищало современников.  В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, среди них иконы Вознесения Господня, Тихвинской Божией Матери, святых Жен-Мироносиц, преподобного Сергия Радонежского. Иконостас венчал большой крест с распятым на нем Иисусом Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечей. Кованая цепь спускалась с потолка, удерживая деревянное паникадило в форме голубя с распростертыми крыльями, подсвечники же располагались на спине и крыльях голубя.

Однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви. Икона-небо «Троица Новозаветная», написанная темперой, была передана в фонды Всероссийского историко-этнографического музея в г. Торжок. План переноса храма в музей деревянного зодчества в Василево под Торжком, к счастью, не был осуществлен.

Реставрационные и научно-исследовательские работы, так же,  как и в Ширковом погосте, велись  в  1970-х 1980-х гг. Восстановлена первоначальная форма окон, покрытие лемехом, удалена обшивка тесом,  но  работы не были завершены. В 2006 г. Церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 г. Ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.  Там, где древесина существенно прогнила, реставраторы заменили старое дерево на новое, пожертвовав едва заметными следами росписей, которые были выполнены в лубочном стиле.

ПРИХОЖАНЕ, АКТИВИСТЫ, КАЖДЫЙ ИЗ НАС

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019-2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьёзные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

Кроме того, события в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности. Община храма собирает средства  для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  Прихожан беспокоит, что местная молодежь часто собирается у стен деревянного храма, курит и распивает спиртные напитки. От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Напомню, что Старо-Вознесенская Тихвинская церковь — единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

На сайте церкви в честь Святителя  Николая Мирликийского (расположен на другом берегу Тверцы, напротив Тихвинской церкви), к которой прикреплен старинный храм, есть реквизиты для перечисления пожертвований. В назначении платежа необходимо указать: «Пожертвование на деревянную церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Торжке».

Общественный активист, основатель компании «Экспедиция в Торжок» Татьяна Соколова  – в числе заинтересованных граждан, которые общаются с чиновниками и представителями власти, чтобы сохранить уникальную церковь:

- Батюшка проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на их плечах, мы с ними увиделись, они поделились информацией, и мы решили включиться, помочь. В региональном управлении по сохранению наследия дали полезный совет по сохранению жемчужины Торжка: сначала сделать заказ на обследование церкви, пообщаться со специалистами, увидеть сметы, а потом уже стучаться в разные двери, говорить о финансировании, и пока у нас такой сценарий, – обозначила свою активную позицию Татьяна Соколова.

Церковь в Торжке, похоже, уже обрела отряд защитников, которые постараются довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и как человек боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности и МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – всё это занимает время и деньги.

Работы по противопожарной обработке древесины  также требуют методик, применимых для памятников историко-культурного наследия. Характеристики огнезащитных  составов таковы, что обработка не сказывается на механической прочности древесины, не разрушает химический состав, не приводит к ускорению износа. Однако, все это относится к новым материалам, а как отреагирует древесина, которой несколько сотен лет? Необходимо провести лабораторные исследования, прежде, чем вести речь о противопожарной обработке тем или иным составом.

Очень важно сохранить деревянные церкви Верхневолжья не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

« Newer PostsOlder Posts »
Яндекс цитирования