Духовно богатые в «долине нищих»

Студенты и казаки убрали мусор вокруг Фаддеевского храма

Церковь Фаддея, Архиепископа Тверского находится в Затверечье, у давно закрытого для захоронения и заброшенного Неопалимовского кладбища (ул. Кропоткина). Деревянная однопрестольная церковь была построена в 2016-2018 годах на месте погребения и обретения мощей архиепископа Фаддея (Успенского).

По благословению Митрополита Тверского и Кашинского Саввы, по просьбе настоятеля Фаддеевской церкви иерея Андрея (Фонарева), очистить от мусора территорию, прилегающую к церкви, прибыли тверские казаки и студенты Тверского казачьего технологического института (филиала) МГУТУ имени К.Г. Разумовского.

 Отец Андрей, указом от 14.03.2019 г. назначенный Председателем Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством, является духовным наставником православных студентов ТКТИ. 16 апреля этого года он стал настоятелем Храма в честь священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Этот храм определен местом пребывания Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством.

Прибыв к храму с граблями и лопатами, казаки, во главе с товарищем атамана Тверского отдельского казачьего общества Юрием Мякеньких и атаманом Тверского станичного казачьего общества Альбертом Меньшиковым, оценили объем работ и несознательность наших граждан. Действительно, территория вдоль дороги, ведущей от «Затверецкого квартала» в сторону Восточного моста мимо Неопалимовского кладбища за зиму превратилась в одну большую несанкционированную свалку.

Невольно вспомнились слова губернатора Игоря Рудени о том, что, при соответствующем воспитании,  дети пристыдят родителей, выбрасывающих мусор где попало. Студенты ТКТИ, сгребая граблями этот мусор, пожалуй, пристыдили бы. Да только их родители не живут в элитных домах и таунхаусах так называемой «долины нищих». Сложив мусор в специально заказанный в ТСАХ контейнер и большие мешки, молодые люди сожалели, что емкости закончились. Ведь мусор – не у храма, а ближе к улице, носящей гордое имя Александра Невского, еще остался. Когда-то этот затверецкий квартал заканчивался улицей с названием Задняя. Право же, если жителям новых домов безразлична чистота прилегающей территории, лучше вернуть историческое название.

В зарослях сирени виднелись оградки могил Неопалимовского кладбища (упоминается с 1763 года), поросшие мхом плиты. Видно было, что кладбище сильно пострадало от вандалов и черных копателей. Но преподаватели и студенты не стали, из соображений безопасности, углубляться в заросли кустарника. По слухам, там находят кости не только столетней давности. Месту этому не добавляет очарования даже связь с именем  архиепископа Тверского Фаддея – в последний день 1937 года его тайно захоронили здесь (без гроба и подобающей одежды).

Архиепископ Тверской и Кашинский Фаддей, как известно из жития, был расстрелян 31 декабря 1937, а затем погребен на Неопалимовском кладбище Твери. В 1993 обретены его мощи, благодаря свидетельствам нескольких местных жительниц и работе исследователей. В 1997 Фаддей (Успенский) причислен лику святых новомучеников и исповедников Российских. А летом 2016 года было решено создать храм-часовню священномученика Фаддея (Успенского).

Храм в этом месте стоял вплоть до Великой отечественной войны.  Это была каменная церковь с двумя престолами– иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и преподобного Нила Столобенского. Однако, 29 сентября 1936 года городские власти лишили владыку Фаддея регистрации и запретили служить. В нарушение запрета он продолжал совершать богослужения, за что и был расстрелян.  Неопалимовскую церковь владыка Фаддей выделял особо – на холме, среди кладбища, отделенного от города полем и Волгой, она была как скит.

Теперь ежегодно 31 декабря в храме проходит служба в память о священномученике Фаддее. Снова стоит церковь, как скит, среди житейского моря, на краю разграбленного кладбища. Студенты и казаки очистили прилегающую к храму территорию от мусора. Но, будем честными, без серьезного, ответственного подхода городских властей, проблема криминального очага, каковым является это кладбище, решена не будет.

Мария ПАРАМОНОВА

Историк и бессменный Дед Мороз

Статья опубликована
в еженедельнике «Караван»
№14 за 24-30 апреля 2019 года

29 апреля исполняется 70 лет Александру Викторовичу Семенову

Наш земляк ведет активную трудовую и творческую деятельность. С юбилеем его поздравляют руководители учреждений образования и культуры, в работу которых он вносит свой вклад.

Александр Викторович Семенов родился в деревне Житищи Бежецкого района Калининской области 29 апреля 1949 года. Рос без отца, его воспитывала мама Надежда Савельевна. Окончив начальную школу в родной деревне, Александр продолжил учебу в Бежецкой восьмилетней школе-интернате. Там проявилась его творческая активность и инициативность. Он был редактором школьной и классной стенгазет, комсомольцем-активистом, пионервожатым, вел переписку на английском языке с девушкой из Шотландии. И даже встречался с легендарным летчиком Алексеем Маресьевым.

После непродолжительной работы директором Сырцевского Дома культуры (по окончании старицкого педучилища) Александр Викторович был призван для прохождения срочной службы в составе внутренних войск. По месту службы, как и по месту работы, неоднократно награждался почетными грамотами, его фотографии не сходили с различных досок почета.

Александр Викторович с 1977 по 1982 год проходил обучение в Заочной высшей партийной школе при ЦК КПСС в Москве, где получил высшее образование. С 1982 года начал педагогическую деятельность как преподаватель истории, летом возглавляя еще и оборонно-спортивный лагерь «Сокол» в селе Емельяново Старицкого района. Благодаря прекрасной дикции и артистизму являлся диктором на районном радио.

С 1984 года работал в Калинине: начальником отдела кадров и председателем профкома в ПО «Калининоблбыттехника», затем преподавателем и секретарем парторганизации в торгово-кулинарном техническом училище.

В 1993 году началась его работа в областном Дворце культуры «Пролетарка». Работая начальником охраны объекта, он играл в спектаклях народного театра «Диалог». Сотрудничество с театром Александр Семенов не прерывал и в последующие годы, когда уже не работал в штате ДК «Пролетарка», а преподавал общественные дисциплины в Тверском полиграфическом колледже. За эти годы сыграно множество ролей. Но особенно Александр Викторович гордится тем, что много десятилетий он был бессменным Дедом Морозом новогодних спектаклей «Пролетарки».

Елена Постнова, директор Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка»:

– 70-летний юбилей – это достойный отрезок жизненного пути человека. Всякий раз, прикасаясь к такого рода событиям, хорошо понимаешь, что сама история оценивает нас не по принадлежности к чему-либо, а по результату. Казалось бы, Александр Викторович официально проработал в штате Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка» всего около трех лет. Но около 30 лет, с 1986 года, был актером пролетарского самодеятельного театра «Диалог». Гастролировал по всей родной Тверской области, выезжал со спектаклями в Москву, был участником международного конкурса в Литве. Сыграл десятки ролей, главная из которых – сказочный Дед Мороз, который из года в год радовал маленьких детей на новогодних елках.

Без Александра Викторовича Семенова и сегодня не обходятся многие мероприятия «Пролетарки». Одно из недавних – открытие IV кинофестиваля фильмов о Великой Отечественной войне, где он, серебряный призер Всероссийского конкурса чтецов, подарил зрителям удивительные строки стихотворения о Великой Победе А. Цомука «Этот день».

Тверской областной Дворец культуры «Пролетарка» искренне поздравляет Александра Викторовича с юбилеем и желает крепкого здоровья и новых творческих высот!

Следует отметить, что Александр Викторович не только прочел стихи – он выступил одним из организаторов церемонии открытия фестиваля. На ней выступили ветераны Великой Отечественной войны с рассказами о том, как они сражались за победу. А еще он привел с собой студентов Тверского казачьего технологического института (филиала) МГУТУ имени К.Г. Разумовского. В этом учебном заведении он сейчас преподает историю и основы философии.

Директор ТКТИ – филиала МГУТУ имени К.Г. Разумовского Александр Диченский присоединяется к поздравлениям:

– Уважаемый Александр Викторович! Наш институт поздравляет Вас с 70-летием и благодарит за работу по патриотическому воспитанию, которую Вы проводите с нашими студентами. Ребятам представился шанс написать «живое письмо» для ветерана, выразив в нем все свои чувства и благодарность. А «Почта России» доставит эти письма ветеранам в разные уголки Тверской области. Молодежи показали кинофильм «В бой идут одни старики». Отрадно, что они делятся впечатлениями от этого фильма в социальных сетях. Значит, история нашей страны стала для них понятней и ближе. Наш коллектив желает Вам здоровья и благополучия на долгие годы!

Подготовила Мария Парамонова

Энергоэффективный капремонт: как сказку сделать былью

Статья опубликована в еженедельнике «Караван»
№14 за 24-30 апреля 2019 г. под редакционным
заголовком «В Твери обсудили, как повысить эффективность капремонта«, с сокращениями

Жилой фонд в Тверской области и других российских регионах, к сожалению, с каждым годом ветшает. И вопросы, связанные с его ремонтом, стоят очень остро. Существует большое количество технологий, которые позволяют не только поддерживать дома в функциональном состоянии, но и делать их лучше. Это требует немалых средств. Жители многоквартирных домов пока не слишком хорошо осведомлены о том, как работает система капремонта в России. 20 апреля в Твери прошла конференция «Инновационные технологии при капитальном ремонте многоквартирных домов». Её участниками стали как представители многогоквартирных домов, заинтересованные в ремонте, так и компании, этот ремонт проводящие.

Вариться в общем котле или нет?

Центр организации капитального ремонта (ЦОКР), отделение которого действует в Тверской области, является региональным оператором проведения капитального ремонта тех домов, которые выбрали способ накопления средств на специальном счете.Генеральный директор ЦОКР Олег Ненилин рассказал о двух способах финансирования капремонта:

- Программа капитального ремонта действует уже 5 лет. Есть 2 способа накопления средств на капремонт. Первый –это «общий котел», когда капремонтом занимается региональный фонд капремонта. Второй – «специальный счет», когда жители на общем собрании решают открыть свой счет в банке и занимаются проблемами капремонта. У каждого способа есть свои достоинства и недостатки. Но сегодня мы будем говорить о специальном счете, поскольку в Тверской областипрограмма капитального ремонта буксует. На счетах регионального фонда капремонта имеются значительные остатки, и мы надеемся, что он все же ускорит проведение работ. Но спецсчет, не дожидаясь, когда придет очередь в 20-х, 30-х годах, позволяет начать ремонт в своих домах.

Олег Евгеньевич продемонстрировал участникам конференции три сюжета тверского телеканала о домах, где проводят ремонт через спецсчет.

- Собственники вправе самостоятельно определять сроки и материалы для проведения ремонта. Размер минимального взноса на капремонт позволяет накапливать на ремонт 3-5 лет. Но можно и воспользоваться рассрочкой. В начале, когда в 2014 году государство только запустило систему, оно взяло на себя функцию управления проведениемкапремонта. Но предполагалось, что в дальнейшем, при помощи способа накопления «специальный счет», будет осуществляться переход к самостоятельной организации работ по капремонту.

В Твери процент домов, накапливающих средства на спецсчетах небольшой – всего 15%. Но есть регионы, например, Ярославская область, где объем работ через спецсчет приблизился к объемам, которые осуществляет региональный фонд капремонта. Здесь нужно отметить позицию государства и региональных властей. Раньше, для того, чтобы перейти на спецсчет, по законодательству нужно было подождать 2 года. Потом внесли изменения в законодательство на федеральном уровне, срок, который должен пройти после принятия решения собранием собственников о переходе на спецсчет, снижен до 1 года. И, надо отдать должное руководству и заксобраниюТверской области, которые этот срок уменьшили до 6 месяцев. Есть регионы, где этот срок 2 и 3 месяца. Если на сегодня ваш дом находится «в котле», то приняв решение, через полгода все средства, которые вы накопили на капремонт, будут перечислены на спецсчет, и вы сможете организовать ремонт в доме. Кроме того хотелось бы отметить, что у нас есть дома в Тверской области, куда центр выходит и выполняет ремонтные работы не дожидаясь открытия спецсчета и перечисления средств с «котла». Есть документы, которые оформляются без всяких задержек.

Сколько можно ждать ремонта?

Участница конференции, представляющая многоквартирный дом 1972 года постройки, задала вопрос:

- Согласно постановлению регионального правительства наш дом включен в программу капитального ремонта: 2015-2017 год – утепление фасада, 2017-2019 год ремонт крыши. Нам сейчас предлагают увеличить взнос в фонд капитального ремонта на 13 руб. с квадратного метра, создать спецсчет и решать этот вопрос. Но если мы уже включены в программу капремонта, которая утверждена правительством, а работа по утеплению фасада не выполнена как нам быть?

Олег Ненилин ответил, что есть и другие похожие обращения от жителей домов, которые стояли в программе капремонта на 2017 год, но не отремонтированы до сих пор.

- Когда мы приехали в регион в октябре 2017 года, то с удивлением узнали, что у вас низкий процент выполнения плана за 2015 год, а к 2016-му еще и не приступали. Соответственно, исполнения программы по «котлу» на сегодня нет. Наличие вашего дома в плане  абсолютно не гарантирует, что ваш дом отремонтируют. У нас есть информация, что из 1200 домов в краткосрочном плане этого года будет отремонтировано только 43 дома. К концу года, когда будет сформирован новый краткосрочный план на 2020-22 годы, вы снова будете искать в нем свой дом. Существующий темп исполнения программы говорит о том, что подождав 3 года, вы можете подождать еще 3. Но дома площадью свыше 3,5-4 тысячи квадратных метров на сегодняшний день спокойно могут собирать взносы на спецсчете.

Пять шагов к энергосбережению

Компания «Данфосс» – лидер в сфере энергосбережения. Завод компании в Подмосковье производит терморегуляторы, датчики, устанавливает системы автоматического регулирования тепловой энергии. Анна Антоневич, ведущий инженер-проектировщик компании «Данфосс», отметила, что многие из нас хотят жить в комфортных условиях и при этом платить разумную цену за коммунальные услуги.

- Кто-то для этого приобретает квартиры в новых домах, потому, что они построены с учетом современных требований по энергоэффективности. Это значит, что при строительстве таких домов используются современные материалы и технические решения, которые позволяют регулировать, а значит, экономить такие ресурсы как энергоснабжение, водоснабжение и отопление. Но как же быть тем, у кого нет возможности приобрести квартиру в новостройке?

Ответ прост – это энергоэффективный капитальный ремонт. Он возможен в абсолютно любом жилом доме, независимо от того, малоэтажный он или многоэтажный, панельный или кирпичный. В чем же смысл энергоэффективного капитального ремонта и что он нам дает? Дело в том, что в течение всего срока эксплуатации дома мы делаем небольшие ремонтные работы, но рано или поздно наступает момент, когда заканчивается срок эксплуатации инженерных систем. Мы вынуждены заменить их на новые в рамках капитального ремонта.Обычно старое заменяют на такое же, только новое. Однако на сегодняшний день задача состоит в том, чтобы при капремонте повысить энергоэффективность. Сейчас на улице тепло, а у нас батареи горячие. И мы вынуждены открывать форточки, балконы, чтобы избавиться от тепла, но при этом мы же за него и платим. Компания «Данфосс» разработала систему экономии тепловой энергии. Мы назвали её «Пять шагов к энергосбережению».

Анна Антоневич поделилась информацией обо всех пяти шагах к энергосбережению.

Энергоэффективная крыша

Руководитель направления ЖКХ СБЕ «Полимерные мембраны и PIR» корпорации «Технониколь» Максим Скуратовский рассказал о современных энергоэффективных технологиях проведения капитального ремонта кровель многоквартирных домов с применением полимерных мембран «Технониколь». Он проиллюстрировал свой рассказ видеопрезентацией, отражающей разносторонний опыт компании в ремонте крыш многоквартирных домов с использованием полимерных мембран компании «Технониколь». В числе регионов, активно применяющих эту технологию, Владимирская, Рязанская, Смоленская,  и другие области центра России, а также Сибирь и Дальний Восток, где оценили возможность выполнения работ при минусовых температурах, и Кавказ, где понравились светоотражающие свойства материалов.

Компания «Технониколь» уже более 25 лет работает на рынке строительных материалов. Она модернизирует и создает новые строительные материалы, разрабатывает инновационные технологии. В числе успешных проектов – не только ремонт жилых зданий. Кровля спорткомплекса «Олимпийский» получила престижную премию Международной кровельной федерации IFD 2013.

Максим Скуратовский сообщил, какими преимуществами обладают инновационные материалы. Он отметил, что перед выбором технического решения проводится обследование состояния крыши. Возможны варианты с заменой старого «кровельного пирога» или с доутеплением существующего. Второй вариант обходится дешевле, но могут возникнуть сложности при эксплуатации.

«Умный город» приходит в Тверь с умными электросчетчиками

О том, как начинает внедряться в Тверской области интеллектуальная система учета энергии, участникам конференции рассказал заместитель директора ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по техническому развитию Андрей Кислянских.  Он отметил, что федеральный проект «Умный дом», инициированный Минстроем РФ, уже реализуется и в Твери.

- Сейчас много разговоров ведется о цифровизации, «умном доме», интернете вещей. Но частью общества это воспринимается лишь как модный тренд. Суть данного явления состоит в том, что для дальнейшего успеха нашего общества и государства, они должны пройти определенный этап качественного преобразования всех процессов в виде цифровизации. По прогнозам аналитиков, те государства, которые этот этап не пройдут, в будущем останутся на задворках цивилизации.

«ТверьАтомЭнергоСбыт», как часть огромной корпорации реализует ряд проектов, в том числе цифровых, которые позволяют процесс цифровизации сделать ближе и доступнее потребителю. В рамках цифровизации АО «Атомэнергосбыт» создает единые расчетные центры, контактные центры, которые позволяют при необходимости связаться с консультантом в режиме онлайн. В 2019 году запущено мобильное приложение для физических лиц. Не выходя из дома, вы можете передать показания, произвести оплату электроэнергии. Для потребителей, у которых есть так называемые умные приборы учета, есть дополнительные опции: есть возможность поменять тариф, посмотреть аналитику.

Кроме того, мы реализуем проект «Умный дом». В составе этого проекта – такие компоненты, как система солнечного энергоснабжения с накопителями солнечной энергии, энергосберегающие светильники, система видеонаблюдения и интеллектуальная система учета. Задача компании – реализовать единую цифровую платформу, чтобы потребитель выбрал ту форму взаимодействия, которая будет для него наиболее удобна.

Интеллектуальные системы учета в ряде регионов уже массово воплощаются в жизнь. Масштабно и за счет государства. Я думаю, что многие слышали о вступившем в силу 27 декабря 2018 года Федеральном законе №522 о внесении изменений в законодательные акты, в связи с развитием систем учета. Он носит достаточно важный характер – поэтапно все приборы учета электроэнергии, которые есть в нашей стране,  будут заменены. Потому что большинство приборов учета не соответствует требованиям этого федерального закона.

Что подразумевается под «умным прибором учета»? Этот прибор позволяет контролировать качество электроэнергии, фиксировать почасовые значения, дистанционно передавать данные. Вы уже не увидите в подъезде контролера, который переписывает показания. Прибор учета автоматически передает эти данные, они попадают в базу данных и выставляется счет в конце месяца.

Внедрение интеллектуальной системы учета решает проблему ОДН (общедомовых нужд). Все приборы учета будут одномоментно передавать показания. Но если раньше обязанность установки и содержания прибора учета лежала на потребителе, то сейчас эта обязанность перекладывается на плечи энергетиков.

Установка умных приборов учета в многоквартирных домах с 1 июля 2020 года возлагается на сбытовые компании (при выявлении факта их непригодности). Сетевые организации (линии, подстанции) отвечают за частный сектор и юридических лиц. Застройщики при сдаче дома в эксплуатациюс 1 января 2021 года также будут обязаны сдавать дом только с умными приборами учета.

1 января 20122 года любой потребитель, которому установили умный прибор учета получит доступ к личному кабинету, чтобы анализировать данные. А 1 января 2023 года уже наступают штрафные санкции за необорудование умными приборами учета.

У энергетиков возникают обязательства менять приборы учета в следующих случаях: его отсутствие, истечение межповерочного интервала или срока эксплуатации, выход из строя. Если прибор учета продолжает считать, то он замене не подлежит.  Таким образом, если только часть приборов в доме подлежат замене, система расчета ОДН не получит максимального эффекта. Лишь тогда можно будет определить баланс по дому, когда все приборы будут заменены. Мы рекомендуем рассмотреть такую возможность со стороны управляющей компании или лиц, задействованных в капитальном ремонте, на паритетных началах менять в полном объеме приборы учета.

Расщепление платежей

О платежных сервисах Сбербанка для поставщиков услуг  и плательщиков коммунальных платежей рассказала начальник отдела платежных сервисов Тверского отделения №8607 ПАО «Сбербанк» Ирина Петрова.

Программа Сбербанк Партнер, разработанная для риэлторов, жилищных застройщиков, инвесторов и других партнеров в сфере недвижимости – это  лидер решений в данной сфере. Она обеспечивает, чтобы платежи населения сразу доходили до компаний, оказывающих услуги. Сегодня  проблема того, что Управляющая компания собирает с населения платежи, но не перечисляет деньги ресурсоснабжающим организациям, решена. Расщепление платежей – современный способ осуществления расчетов. Подписывая договор напрямую с ресурсной организацией через расчетный информационный центр, который действует в определенном субъекте страны, клиент совершает платежв любом банк в регионе, а средства поступают на транзитный счет в Сбербанке. А далее зачисляются на счет ресурсной организации, где бы он ни был открыт.

Для населения созданы удобные сервисы в интернет-банке и мобильном приложении «Сбербанк Онлайн». В том числе – платеж можно осуществить по штрих-коду или QR-коду с использованием терминалов и банкоматов Сбербанка.

Конференцию продолжили ответы на актуальные вопросы участников. Многие из них представляли многоквартирные дома, нуждающиеся в ремонте. В зале были представлены выставочные стенды организаторов и партнеров мероприятия. На них демонстрировались инновационные технологии, используемые при капремонте, энергоэффективное оборудование и стройматериалы. Участники имели возможность получить консультацию по участию в программе капитального ремонта, по применению интеллектуальных приборов учета и по использованию современных платежных сервисов.

Мария ПАРАМОНОВА

Метки: ,
22.04.2019 | Filed under: Мои публикации | Comments (0)

О лести, удаче и здоровье детей

В среду 17 апреля вышел очередной выпуск еженедельника «Караван Ярмарка». Одна небольшая заметка по мотивам моего посещения финального гала-концерта танцевального конкурса вызвала большой резонанс в соцсетях. Негодующие дамы выражали бурное несогласие с моим частным мнением и даже звонили в редакцию с угрозами. Замечу, что материал некоммерческий, и я вовсе не обязана льстить победителям. Лесть, как известно, гнусна. В заметке я высказалась предельно корректно и никого не оскорбляла. Хотя и отметила, что у зрителей могли возникнуть определенные подозрения. Приведу здесь текст газетной публикации (с редакционным заголовком), проиллюстрирую его фотографиями, взятыми из открытых источников (комментарии – курсивом).

Победителя конкурса «Поймай удачу» в Твери выбрали неудачно (в моей версии статья называлась «Удачливых танцоров выбрали в Твери»)

14 апреля в ДК «Химволокно» состоялся финальный гала-концерт Третьего открытого танцевального конкурса «Поймай удачу». Участниками конкурса в этом году стали 280 танцоров, показавших 88 номеров.

На сцене ДК были представлены танцы различных жанров и танцоры из разных районов Тверской области. Открыл концерт задорный танец маленьких скоморошков из коллектива «Ладушки-сударушки».

Печально проплыли по сцене бабушки с платками – коллектив «Родники» из Зубцовского района – как вдовы с дарами не доживших до пенсии мужей.

Очень храбрая солистка из города Бологое сплясала народный танец, а ансамбль «Пелагия» (Вышний Волочек) весьма профессионально сыграл в танце жанровую сценку с потаенным смыслом.

 Мальчики-комарики в танце с лавками сорвали бурные аплодисменты.

Девичий дуэт порадовал эстрадным танцем «Лесть» по мотивам басни И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Два коллектива исполнили индийские танцы. Еще два – испанские.

Современные направления танца также были представлены. Ансамбль «Каприз» затронул тему буллинга (травли) в школьных коллективах.

Другие участники в танце поведали о высоких устремлениях «офисного планктона», о стремлении к свободе творчества и просто о крутой тусовке. Театр танца «Романтики» показал милый детский танец. Правда, девочки в ансамбле выглядят чрезмерно худыми, настолько, что впору подозревать у них анорексию.

В завершение программы коллектив «Сударушка» представил композицию, пробуждающую ностальгию по советскому периоду истории и картинам Петрова-Водкина. Девочки в красных трико перемежали танцевальные па с гимнастическими упражнениями, периодически замирая и образовывая силуэты букв. Из них складывались слова: «удача», «мир», «родина», «Россия».

В общем, у жюри, которое возглавлял начальник управления по культуре, спорту и делам молодежи Марк Соколов, было из чего выбирать.

Пока судейская коллегия совещалась, в зале состоялась презентация второго литературного сборника «Поймай удачу». Но вот все финалисты танцевального конкурса поднялись на сцену.

Поощрительные призы спонсоры конкурса распределили в соответствии с собственными симпатиями.

А главный приз достался коллективу, выступление которого ничем не выделялось, – народный танец был исполнен достаточно формально, механистично, без чувства. Неудивительно, что, когда после вручения призов ансамбль стал выступать на бис, более половины зрителей поднялись с мест и ушли в гардероб. Невежливо, но честно.

Да, не всегда побеждает сильнейший, но в целом шоу было ярким и шумным.

Выше приведен текст с сайта еженедельника «Караван». В печатной версии было еще предложение (оно добавлено здесь красным курсивом), которое выпускающий редактор  распорядился убрать с сайта в страхе перед разгневанной руководительницей коллектива. В случаях, когда речь идет о политических вопросах, он проявляет даже излишнюю дерзость, а когда речь идет о здоровье детей почему-то пассует.

В 2016 году в одном из российских городов был случай, когда девочка умерла во время занятий танцами. Выяснилось, что она истощала себя, мало кушала, чтобы удерживать необходимый вес (об этом был сюжет на одном из центральных телеканалов).  Вероятно, есть много аналогичных случаев, о которых не так широко известно.

Не все истощенные танцовщицы умирают, но их детский организм не формируется должным образом. Сейчас руководитель коллектива кричит на редактора, что наша публикация огорчает деток. А кто будет утешать этих девочек, когда они не смогут иметь детей? Да, «звёзды»  балета часто жертвуют личной жизнью ради карьеры. Только солисток Большого театра мало, а загубленных девочек много.

Я была знакома с одной девушкой, которая с детства занималась балетом. Дальше областного центра её балетная карьера не пошла. Она нашла себя в ином творчестве, но хотела и счастья материнства. А вот с этим были проблемы.

Полагаю, детский омбудсмен должен обращать больше внимания на эту проблему. Ради сиюминутного успеха на сцене и одобрения преподавателя танцев, а возможно и родителей, которые верят в звёздное будущее своего ребенка, нельзя рисковать здоровьем детей.

Глядя на солистку упомянутого коллектива, я хотела даже обратиться к детскому омбудсмену или в прокуратуру, чтобы проверили, обследуется ли здоровье детей перед допуском к занятиям.

У девочки, о которой идет речь, сильно выступают кости на кистях рук, коленях, локтях, грудной клетке. Выступают также сосуды или сухожилия. Да, я не врач, но у меня высшее образование, в том числе квалификация преподавателя. А еще я – мать двоих детей. И не могу представить, как может ребенок быть таким худым.

Не привожу здесь  фотографии этой танцовщицы в надежде, что руководитель танцевального коллектива все-же сделала выводы, а не только позвонила в редакцию. 

Еще одной даме, оставившей комментарий «ВКонтакте», видимо представлявшей коллектив, получивший Гран-при и денежный приз, хочу сказать, что все участники были в равных условиях. В смысле, что все приехали за свой счет. Поэтому ссылаться на то, что денежный приз должен компенсировать расходы, по меньшей мере смешно. А название Вашего коллектива я не указала во-первых потому, что записывала названия только тех, чьи выступления мне понравились, а во-вторых, чтобы не расстраивать своим критическим замечанием участников коллектива. Они сделали то, чему их научили.

Замечу также, что ведущий представлял некоторые коллективы очень подобно. Другие же просто называл. То же касается и танцев. На одном из фото, которое я назвала «Танец необъявленного народа» дети исполняют народный танец. Их костюмы и музыка, видимо, тщательно подбирались, но национальная принадлежность танца не была озвучена. К сожалению, поскольку зрители потеряли возможность расширить свой кругозор.  

Я не имею отношения ни к одному из этих коллективов и не писала заметку с чужих слов, в чем Вы обвинили меня в своем комментарии.  В доказательство – публикую фото: в зале я сижу в следующем за жюри рядом, как раз за Мариной из группы компаний «Удача», которая прекрасно организовала это красочное шоу.

Увлечение диктантом

Статья опубликована в еженедельнике »Караван Ярмарка»
(в сокращении, под редакционным заголовком,
выпуск в №13 от 17-23.04.2019 на стр.32
)

13 апреля в Твери пошла ежегодная образовательная акция «Тотальный диктант».  Организатором этого добровольного испытания является одноименный новосибирский фонд.  В этом году в проекте участвуют  76 стран, 1021  город, 3243 площадки. Для сравнения, в 2011 году диктант проходил в 13 городах двух стран.  А впервые он был проведен в 2004 году в Новосибирском государственном университете.

Писать грамотно – модно

Целью проведения «Тотального диктанта»  является, конечно, популяризация грамотности. «Писать грамотно – модно», – гласит девиз акции. Для человека важно быть грамотным, а  русский язык велик, могуч и сложен. Поэтому каждый участник определяет свои цели.  Для кого-то нелегко писать без ошибок и важно сделать их как можно меньше. Для кого-то диктант – это увлекательный флешмоб. Кто-то стремится присоединиться к сообществу знатоков и любителей русского языка. А кто-то, для кого русский не является родным, стремится научиться грамотно писать и говорить по-русски. Всех их объединил в этот день увлекательный и полезный «Тотальный диктант».

Этот общественный проект проводится силами активистов и волонтеров. Организатор акции — фонд «Тотальный диктант» ежегодно, специально для этого случая, заказывает сложный, наполненный знаками препинания и трудными словами текст, который  создает известный писатель. Правда сначала подбирались тексты классиков – начали со Льва Толстого, позже были и Гороль и Стругацкий. За прошедшие с 2011 года годы в числе авторов отметились  Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Дина Рубина, Алексей Иванов, Евгений Водолазкин, Алексей Усачев, Леонид Юзефович и Гузель Яхина.

Писать от руки полезно

Принципами «Тотального диктанта» являются добровольность, безвозмездность и доступность. Любой человек, независимо от гражданства, пола, возраста или вероисповедания, может принять участие в диктанте. Главное, чтобы он мог под диктовку записать от руки текст на русском языке. Кстати, вот и еще один мотив: в современном мире мы все больше пользуемся компьютерами, набираем тексты на клавиатуре, распечатываем на принтере. Многие уже ворчат, если необходимо написать от руки заявление или заполнить анкету. Что уж говорить о лекциях – студенты приходят и на них с гаджетами.

А доктора предостерегают: человек, пишущий от руки, имеет меньше шансов  заболеть болезнью Альцгеймера, в просторечии именуемой старческим маразмом. Правда, для профилактики одного дня в году маловато. Нужно делать это если не каждый день, то настолько часто, насколько это позволит поддерживать навык в рабочем состоянии. Это означает, что соответствующие участки мозга в норме.

Аудитория или ресторан?

В Твери в этом году написать диктант можно было на пяти площадках. Среди традиционных в этом деле площадок учебных заведений неожиданно обнаружился … ресторан. Не совсем типичным местом для диктанта стал ресторан «Ленинград» на Комсомольском проспекте, где текст диктовала телерадиоведущая Екатерина Романцева.

На других площадках «тотальными диктаторами» стали народная артистка России Ирина Андрианова, председатель комитета по делам молодежи Вадим Степанов, тверской поэт Роман Гурский и президент образовательной Академии Благородного воспитательного собрания Дмитрий Бессарабов.

Однако, на площадке филологического факультета ТвГУ, которую выбрал для участия в диктанте корреспондент «Каравана»,  даже достаточно большая аудитория не вместила всех желающих. Во второй аудитории, которую выделили организаторы, «почетным диктатором» стала студентка Анастасия Груздева, участвующая в организации мероприятия уже пять лет.

Не только русский – и литература тоже

Автором текста в этом году стал писатель Павел Басинский – лауреат премии «Большая книга» (2010 г.), снискавший известность как литературовед и литературный критик. И текст «Тотального диктанта» был весьма характерным для этого автора. Очерк  получил название «Литературный детектив», хотя в столь коротком тексте автору удалось поставить вопросы, а ответ остался между строк. Речь велась о пьесе А.М.Горького «На дне» и убийстве хозяина ночлежки.

Не будет преувеличением сказать, что «Тотальный диктант», помимо развития навыка письма от руки и увлекательного поиска правильных букв и знаков, также несет в себе заряд любви к русской литературе. Текст Павла Басинского великолепен лапидарностью стиля. Здесь сконцентрированы характеры героев и личность Горького,  здесь миной замедленного действия таится желание перечитать (или прочитать?) пьесу «На дне». Именно такие тексты должны быть  упражнениями в учебниках, а не вырванные из контекста отрывки с набором нужных для изучения слов.

«Тотальные диктаторы» и «жертвы»

После диктанта участники акции с удовольствием делились впечатлениями.

Дмитрий Бессарабов (читал текст в ТвГУ):

- Я благодарен организаторам за приглашение. Было интересно, постарался прочитать правильно и доходчиво. Благородными воспитательными собраниями во времена Екатерины II назывались все высшие учебные заведения, поэтому на площадке ТвГУ я следую целям нашей Академии. Мы продолжаем традицию подготовки образовательной элиты. Поддержка и реставрация зданий архитектурного ансамбля «Раек» и четырех храмов в Торжокском районе также соответствует этой цели.

Валентина Тихомирова (в команде «Тотального диктанта» занималась работой с партнерами и спонсорами):

- Рада, что в этом году так много участников. Некоторые приходят каждый год, кто-то пришел впервые. Текст в этом году был сложный и интересный. В субботу, 20 апреля, участники могут вновь прийти сюда, узнать результаты и разобрать ошибки с экспертами.

Этер Кулиева (студентка Тверского казачьего технологического института):

- Очень волновалась, поскольку впервые участвую в «Тотальном диктанте». Надеюсь, что сделала не очень много ошибок. Я учусь в ТКТИ – филиале МГУТУ имени Разумовского. В нашей группе многие зарегистрировались для участия на разных площадках. Обязательно буду участвовать и в следующем году. Думаю, что проект нужно расширять, открывать новые площадки – здесь уже все не помещаются. Если бы у нас в институте тоже организовали площадку, многие студенты захотели бы поучаствовать.

***

Солнечный денек, позитивный настрой, встреча с русской литературой – все это рождало улыбки на лицах участников «Тотального диктанта», покидавших аудитории. Многие фотографировались на фоне логотипа проекта с красивой ударной буквой «а». А ведь правда, что насильно мил не будешь – именно добровольность , доступность и безвозмездность делают этот почти неформальный проект таким притягательным.  И не беда если кто-то, как и я, не поставил многоточие в предпоследнем предложении. Зато поставил восклицательный знак!

Мария Парамонова

«Палитру мысли радугой насытить»

Статья опубликована (в сокращении) в еженедельнике «Караван»
под заголовком «Тверской художник и молдавский поэт»
в №12 за 10-16 апреля 2019 г. на с.9

30_марта на творческом вечере в  Тверском  доме актера под эгидой Творческой  мастерской члена союза художников  России Андрея Юдина был представлен уникальный проект. Андрей Юдин известен целым рядом креативных проектов, объединяющих различные виды творчества. Героями этого вечера стали поэт и художник и их совместное творение, которому уже более 30 лет.

Два очень интересных, своеобразно мыслящих человека, нитями судеб связанные с Тверью, в 1988 году создали книгу. Тверской художник, член Союза художников России  Александр Фролов ( 1957-1997) великолепно и тонко проиллюстрировал книгу стихов молдавского, советского поэта, члена Союза писателей Молдавской ССР  Паула Михни (1921-1994). Их творчество объединено экзистенциальными понятиями жизни и космогоническим мышлением. Люди из разных поколений, пережившие немало страданий и боли, соединились в творческий тандем незадолго до окончания жизненного пути.

Дочь художника – Елена Фролова-Борисова рассказала, что после серьезной травмы в результате аварии Александр Фролов прожил лишь десять лет.  За это время он создал свой индивидуальный стиль живописи в технике монотипии и цветного офорта. При создании иллюстраций к поэзии знаменитого французского поэта Поля Верлена, Александр Фролов впервые соприкоснулся в творчестве с Паулом Михней. Книга стихов Верлена в переводе Михни с иллюстрациями Фролова имела успех.

И уже следующая, полностью совместная их работа, стала и вершиной творчества и последним общим проектом. Это книга стихов Паула Михни «Садовник или возмездие зеркал», вышедшая в 1988 году в столице Молдавской СССР Кишиневе. Она проиллюстрирована  необычными цветными офортами Александра Фролова.

Экземпляр книги «Садовник или возмездие зеркал» Паула Михни на русском языке представил гостям вечера внук Паула Михни, тверской поэт и журналист Святослав Михня.  В Твери достаточно известен и отец Святослава, актер и режиссер Борис Паулович Михня. Почтительный внук и сын прочел стихи деда, отца и свои собственные в окружении цветных офортов и графики Александра Фролова.

Философская лирика Паула Михни, которую на русский язык переводили такие известные поэты как Новелла Матвеева, Давид Самойлов, Римма Казакова, Кирилл Ковальджи, произвела сильное впечатление на аудиторию. Стихи, действительно, поразительные.

…Со всем иметь связующие нити:
внезапной мыслью богу быть под стать,
палитру мысли радугой насытить
и птицей научить её летать…

С восторгом отозвался о стихах кандидат философских наук, доцент ТвГу, член-корреспондент  Петровской академии наук и искусств (ПАНИ) Владимир Гайдуков. Следует отметить, что в зале присутствовал целый ряд представителей ПАНИ.

Инициатор мероприятия, член ПАНИ художник Андрей Юдин во второй половине творческого вечера рассказал об успешных проектах своей творческой мастерской. Наиболее яркий из них связан с балетом – художники создали прекрасные работы, наблюдая за грациозными балеринами. Эти работы за короткий срок были выставлены на множестве престижных площадок в России и за рубежом – в Малайзии, Румынии, Сербии, Армении.   «Грация русской души» – это название вполне соответствует идее проекта.

Вице-президент ПАНИ, председатель Тверского отделения академии Владимир Осипов торжественно вручил двум художницам – участницам Творческой мастерской Андрея Юдина знаки отличия членов ПАНИ.  И пожелал художникам новых успешных проектов. А планов много и мечты сбываются – Андрей Юдин оптимистично подвел итог вечера, пообещав новые интересные творческие встречи, пленэры, выставки.

«Неоновая муза» молодеет

Определены лучшие молодые и юные поэты Тверского региона

Статья опубликована в №11 еженедельника «Караван» за 03.04.2019 г.

31_марта в актовом зале областной библиотеки имени Горького по зову «Неоновой музы» собрались самые молодые и перспективные поэты Верхневолжья. Ставший за многие годы традиционным конкурс «Неоновая муза» расширил свой формат, дополнив его детско-юношеской возрастной категорией. Поэтому закономерно, что гала-концерт конкурса состоялся в завершение Недели детско-юношеской книги.

Уникальное для Тверской области состязание поэтов проходило в двух возрастных категориях: от 10 до 15 лет и от 16 до 25 лет. Соответственно авторы из Твери и Тверской области сражались за титулы «Лучшего юного поэта Тверского региона 2019 года» и «Лучшего молодого поэта Тверского региона 2019 года».

На заочном этапе жюри конкурса оценивало стихотворные подборки участников и определило финалистов, которые выступили в очном финальном туре.  Особенностью «Неоновой музы» является то, что стихотворение, которое поэт читает на фестивале, должно быть не из подборки, присланной на первый этап конкурса. В этом есть определенный риск и острота момента, но обилие номинаций позволяет поощрить и мастеров декламации и застенчивых создателей мадригалов и элегий.

Декламаторы могли использовать музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты, и многие проявили фантазию в создании образов. Стихотворения участников, даже в возрастной группе от 10 до 15 лет, в большинстве своем были о любви. Слегка затронули поэты историю, философию и литературу. А вот политический перфоманс от постоянного участника фестиваля Сергея Че(ркасова) хотя и был изобретательным и выразительным, симпатий ни у жюри ни у зрителей не вызвал. Не удивительно! Когда столько юных дарований читает стихи о добром и светлом, соглашаться с тезисом о том, что человечество подлежит уничтожению за грехи, как-то не хочется.

В итоге очного соревнования победителями в номинации «Лучшее стихотворение фестиваля» стали: в группе до 15 лет Анастасия Чакла со стихотворением о вере и помощи нуждающимся, в группе до 25 лет – Алина Худякова, успешно сочетавшая романтический образ и музыкальное оформление. В номинации «Лучшее представление стихотворения» победили: в группе до 15 лет – девушка с зонтиком Владислава Тюлегенова, в группе до 25 лет – девушка с альбомом Капитолина Волошина. «Приз зрительских симпатий», руководитель Областного общественного движения «Уроки успеха» Глеб Сафонов вручил  Андрею Новосельцеву, чтобы тот не грустил, что у него нет друга. Спецприз от Группы компаний «Удача» достался Милане Ильясовой выступившей с экспромтом. А тренинговый центр «Тверь 69» поощрил Майю Романюк и Екатерину Климову.

Победители в главных номинациях получили кубки и призы от генерального спонсора фестиваля – бутика натуральной косметики BELLA CASA (г. Тверь).  Титула «Лучший юный поэт Тверского региона 2019 года» была удостоена Варвара Кушина.

А «Лучшим молодым поэтом Тверского региона 2019 года» жюри справедливо назвало Владислава Гусева. В этой номинации в большей степени учитывались оценки за конкурсные подборки, но Владислав и в очном туре получил максимальный балл и аплодисменты.

Между поэтическими блоками поединка выступили две вокалистки и замечательный ансамбль «Эпоха странствий». Они прекрасно поддержали праздничную атмосферу, пока   жюри, в составе которого были поэты и спонсоры, подсчитывало баллы.

Моё мнение далеко не во всех случаях совпало с оценками жюри. Однако лучшие выступления были отмечены теми или иными призами. Спонсоры проявили хороший вкус.

Можно ответственно сказать, что фестиваль, организатором которого является  «Содружество литераторов Верхневолжья», а кураторами поэты Диана Мун и Владимир Селянкин, успешно прошел «перезагрузку».

Пришли новые поколения молодых тверских поэтов, их радушно встретили более опытные собратья по перу, а значит «Неоновой музе» и дальше оставаться юной и прекрасной.

Мария Парамонова

фото Дианы Мун

Всем поэзии, а денег не всем

Статья опубликована в выпуске № 10 за 27 марта 2019 года еженедельника «Караван»

21 марта отмечается Всемирный День поэзии, учрежденный ЮНЕСКО 20 лет назад.  Цель праздника — «придать новый импульс региональным и международным поэтическим движениям». В этом русле и отметили в Твери День поэзии. Было много «движухи», чуть меньше поэзии. Но стал ли День поэзии праздником для поэтов? Корреспондент «Каравана» попытался выяснить это на двух основных площадках праздника.

ВЫСТАВКА МУЗЕЯ А.С.ПУШКИНА

День поэзии в ГАУК ТО Дом поэзии Андрея Дементьева начали с открытия выставки из фондов Всероссийского музея А.С.Пушкина (Санкт-Петербург). По традиции ждали прибытия губернатора, поэтому программа перекраивалась на ходу. В ожидании провели пресс-конференцию с членами жюри Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок». Не умолчу о том факте, что корреспондента «Каравана» на пресс-конференцию не допустили, поскольку руководство дома, как сообщил строгий охранник, вычеркнуло строчку из списка аккредитации. Вероятно, оно опасалось, что будут заданы неудобные вопросы. Например, о расходовании грантовых средств или о том, сколько работ фактически прочитал каждый член жюри.

Наконец, когда губернатор Игорь Руденя был уже недалёк, начали открытие выставки. Игорь Михайлович прибыл как раз во время выступления директора музея Пушкина С.М. Некрасова. Сергей Михайлович рассказал об истории создания музея лицейскими друзьями поэта и преподавателями Царскосельского лицея. В музее хранятся вещи, принадлежавшие Пушкину. А на выставку в Дом поэзии Андрея Дементьева привезли 30 объектов, преимущественно сканированных копий экспонатов – рисунков, фотографий, автографов. Сергей Некрасов ностальгировал о своих встречах с Андреем Дементьевым:

- Дементьев постоянно вспоминал Пушкина, говорил о Пушкине. В нашем музее работала дочь Андрея Дмитриевича Марина, преданная музею, Пушкину, Санкт-Петербургу.

Лауреат конкурса «Зеленый листок» Наталья Жигунова из Твери прочла свое стихотворение о дуэли Пушкина:

…И грянул выстрел над поляной
Застыла хладная рука.
Поэт упал с тяжелой раной
Окрасив бархатом снега…  

Как бархат окрашивает снега? Большой вопрос.

НА УЛИЦЕ ДЕМЕНТЬЕВА – ПЛАНЫ ПО РАСШИРЕНИЮ

Наконец, слово предоставили губернатору Игорю Рудене.

- Не мог представить, что такие прекрасные таланты у нас продолжают и продолжают рождаться на Тверской земле, – оценил он выступление молодой поэтессы. – В первый раз у нас проходит мероприятие без Андрея Дмитриевича. В первый раз мы присутствуем в Доме поэзии, который находится на улице Андрея Дементьева. Хотелось бы поблагодарить моих коллег, депутатов Тверской городской думы, всех, кто принимал участие в этой большой работе (переименовании ул. Володарского в Дементьева – прим. ред.). Я хотел бы всех поздравить с праздником – Днем поэзии. Хотел бы сказать, что мы не просто гордимся, что мы являемся такой уникальной площадкой, на которой представлен конкурс «Зеленый листок». Мы хотели бы сделать международную премию, чтобы эта работа продолжалась и носила комплексный характер. Я знаю, есть планы по расширению Дома поэзии. Мы их поддерживаем, Анна Давыдовна, – обратился губернатор к Анне Пугач, вдове А.Д.Дементьева, руководителю учреждения.

Вероятно, речь идет о выделении А.Д. Пугач еще одного здания, поскольку в данном историческом особнячке резервов для расширения не наблюдается. Напомним, что когда Андрей Дементьев обсуждал с губернатором Дмитрием Зелениным вопрос о выделении этого памятника архитектуры под Дом поэзии, поэт выражал намерение завещать для размещения в Доме поэзии свои личные вещи и архивы. Выходит, что сейчас воля поэта не исполняется, поскольку требуется еще больше помещений.

Президент фонда национальных литератур, внук знаменитого башкирского писателя Мустая Карима Тимербулат Каримов подарил Дому поэзии фотографии, сделанные в день открытия в Уфе памятника М. Кариму. Тогда Андрей Дементьев читал стихи, а Иосиф Кобзон пел.  Принимая Дар, Анна Пугач отметила:

- Я надеюсь, что когда мы создадим музей, у нас будет зал национальных литератур.

Председатель жюри конкурса «Зеленый листок», председатель редакционного совета «Литературной газеты» Юрий Поляков тоже был настроен практически:

- Тверь стала центром мировой поэзии…Андрей Дмитриевич не думал от нас уходить, но человек предполагает, а Бог располагает. И одной из последних забот Андрея Дмитриевича было то, чтобы Дом поэзии стал своего рода культурно-методическим центром. Если будет поддержка власти и соответствующая финансовая поддержка – без неё невозможно издание книг, проведение каких-то серьезных семинаров…

ЗЕЛЕНЫЕ ЛИСТКИ, ЗЕЛЕНЫЕ БУМАЖКИ

Затем дипломы, подарки, статуэтки «Зеленых листков» и денежные сертификаты вручили лауреатам и победителям конкурса молодых поэтов. Молодежь читала конкурсные произведения, которые произвели двоякое впечатление.  С одной стороны география России была представлена достаточно широко, с другой – стихи звучали слабые и очень слабые. Неужели в конкурсе побеждают любые не тверские поэты – лишь бы поддержать всероссийский статус?

Четыре тверских автора в числе лауреатов и две обладательницы спецпризов прозвучали гораздо более убедительно. А Татьяна Винокурова, получившая от жюри лишь диплом участника, но зато удостоенная сертификата от благотворительного фонда «Отчий Дом», прочла стихи достойные победы в этом конкурсе. Однако победителями стали: 1 место Ольга Гунина (г. Березники , Пермский край.), 2 место Фезилах Велиханов (г. Махачкала, РС Дагестан), 3 место Михаил Вахтин (г. Воронеж). Они получили крупные денежные призы из бюджетных средств и смогут издать книги, если, конечно, у них для этого есть больше трех стихотворений, представленных на конкурс.

Так в Доме поэзии отметили День поэзии. Президиум был авторитетным. Помимо упомянутых лиц в нем заседали ректор Литинститута Алексей Варламов, педагоги Литинститута и поэты Геннадий Красников, Юрий Кублановский, Марина Кудимова, Джахан Поллыева, критик Павел Басинский, актер Вениамин Смехов. Они уже не в первый раз участвуют в мероприятиях Дома поэзии и «шутки их давно приелись». Да и сами они прятали глаза и опускали головы, когда звучали выступления некоторых лауреатов. На втором плане были замечены тверские поэты члены Союза писателей России Владимир Львов и Вера Грибникова. Им была доверена работа по взаимодействию с участниками конкурса и первоначальной обработке заявок.

В холле второго этажа, где было не так душно, я узнала в пожилой даме, искавшей свободный стул, известную всей России детскую поэтессу Гайду Лагздынь. Она всего на два года моложе Андрея Дементьева и является автором более 180 книг для детей и взрослых. Но в День поэзии ни Дом поэзии, ни какая-либо библиотека не пригласили её для встречи с читателями, не предоставили слово в знак уважения к её вкладу в литературу. Впрочем, Гайда Рейнгольдовна не унывает и готовит к изданию свою новую книгу.

А В ЭТО ВРЕМЯ ТВЕРСКИЕ ПОЭТЫ…

В областной библиотеке имени Горького вечером того же дня наполнился поэтами Славянский зал. Здесь проходил гала-концерт IV Международного фестиваля «Всемирный День Поэзии». В 2016 году петербургская поэтесса Стефания Данилова инициировала проведение поэтического фестиваля, который уже стал международным. В этом году ВДП отмечен в 58 городах 10 стран мира. В числе задач фестиваля – дать автору новые возможности для развития, подарить шанс показать свое творчество большой аудитории. Просто праздник! И без отрыва от основной работы – не зря литературный вечер начинается в 18 часов.

Участники этого конкурса в возрасте от 3 лет до бесконечности, подают заявки на участие на литературной платформе Ryfma.com. В состав жюри входят известные поэты и музыканты:  Светлана Сурганова, Дмитрий Воденников и другие. По итогу голосования определяется «Золотая Сотня», куда попадают сто лучших авторов, а также десятка лучших поэтов по общей таблице (шорт-лист) и по каждому городу отдельно.

21 марта в Твери как раз и выступили победители и участники конкурса, представлявшие Тверскую область. Куратор конкурса в регионе – член Союза писателей России Любовь Старшинова рассказала о конкурсе. 79 поэтов Верхневолжья представляли регион в конкурсе, на который из бюджета региона не было потрачено ни копейки. Почти все участники были в этот день в Славянском зале. Кроме, разве что, Татьяны Винокуровой и Андрея Новосельцева, приглашенных в Дом поэзии. Они, конечно, не знали, что теперь для победы в «Зеленом листке» главное быть не из Твери.

«ВСЕМПОЭЗИИ» В ТВЕРИ

Лучшим тверским поэтом в этом году признана Елена Павлинова. Её стихотворение «Синеангарье» вошло в «Золотую сотню». Она получила сертификат на издательские услуги. Второе место в десятке лучших по региону заняла Татьяна Винокурова, третье – Екатерина Позднякова. Также на празднике были вручены и призы от спонсоров. Татьяна Тюрина получила спецпризы ЛИТО «Рассветная звонница» и мастерской льняного декора «Йолле», Виктория Панина получила спецприз от компании «Сфера чистоты», Наталья Смехачева – от массажного салона «София» и федерации Дартс. Также места в десятке лучших заняли Сергей Полежаев, Наталья Леонтьева (Алексис), Ксения Маркова и Анастасия Губанова. Поэты, получая призы, читали свои конкурсные стихотворения. А в музыкальных паузах песни под гитару исполняла Елизавета Рысенкова.

Самый улыбчивый молодой поэт Верхневолжья Федор Иванов вручил призы победителям зрительского голосования. Ими стали Ольга Волгина, Полина Иванова и Елена Давыдова. Спецприз от компании «Домострой» получила Виктория Исаева, от движения «Уроки успеха» – Борис Зверев, от газеты «Кимрский вестник» – Валерия Ескина. До закрытия библиотеки звучали в зале стихи – их  успели прочесть и оставшиеся нынче без призов участники конкурса. Праздник состоялся, а в будущем году участников наверняка станет еще больше – в Тверской области несколько сотен поэтов.

Фотографирование участников IV Международного фестиваля «Всемирный День Поэзии» с логотипом фестиваля, вырезанным из дерева, еще раз подчеркнуло открытость этого мероприятия. «ВСЕМПОЭЗИИ» в разных городах России и за её пределами!  Всем поэзии, и не беда, что не в Доме поэзии. Живое тянется к живому!

Мария Парамонова

фото Сергей Кононец, Сергей Титов, Мария Парамонова

«Я пытаюсь постичь вдохновенья исток…»

Статья опубликована в еженедельнике «Караван» за 20 марта 2019 года
под редакционным заголовком «Поэтов путь»

В феврале отметила юбилей поэт Вера Грибникова. Ее непростой путь в творчестве – путь самобытного русского писателя из глубинки и путь прекрасной женщины, чья красота озарена вдохновением. Вера Грибникова родилась 26 февраля. Писать стихи она начала раньше, чем научилась грамоте. Этому содействовал пример старшей сестры, увлекавшейся чтением и поэзией. Первое стихотворение дошкольница Вера посвятила временам года: в нем были «бульканье ручьев» и «трели соловьев».

Русская природа вдохновляет поэтессу по сей день. Детство и юность Веры Грибниковой прошли в поселке городского типа Селижарово. Это торговое село на Волге, в устье речки Селижаровки, известно с начала XVI века, здесь располагался Троицкий монастырь. История России – еще одна тема творчества поэтессы.

Уехав из поселка совсем юной, Вера Петровна сохранила его в своих стихах. О доме, в котором они с бабушкой жили тогда, «плачет память светлыми стихами» – он сохранился, но в нем живут теперь другие люди. А в поэтические строки вплывает ностальгический «домоткано-кружевной уют, с теплой печкой, с духом каравая, где проворно ходики снуют, на секунды вечность разбивая…». И Волга, Волженька, как называет ее Вера Петровна, тоже стала сквозным образом ее творчества.

 ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЛИТЕРАТУРЕ

О том, как Вера Грибникова оказалась в Твери (тогда Калинине) и почему стала водителем трамвая, «Караван» рассказывал в интервью с Верой Петровной «Живи трамвайчик, будь в моей судьбе!».

«Ода трамваю», воспевающая последний ночной рейс, была в составе стихотворной подборки, которую в 1980-е поэтесса отправила в «Калининскую правду». Мы все слышали о том, что рукописи не рецензируются и не возвращаются, а иногда и не читаются. В областной газете стихи прочли и отзыв написали – критический, уничижительный. «Моя пристыженная муза смирнехонько просидела целых 15 лет, обдумывала услышанное», – смеется теперь Вера Грибникова над своей юношеской печалью. Зато теперь она консультирует начинающих авторов самых разных судеб и возрастов. И, зная, каким хрупким и ранимым может быть талант, старается подбирать такие слова для учеников, чтобы «крылышки им не обломить».

Примечательно, что позже, когда муза все же поборола свою застенчивость, Вера Грибникова отправила свои стихи на Тверской областной конкурс «Родной край». Это было в 1996 году, в подборке стихов была и «Ода трамваю», которую «зарубили» в «Калининской правде». Ода очень понравилась председателю жюри поэту Александру Гевелингу, длительное время возглавлявшему тверскую писательскую организацию. Вручая Вере Грибниковой диплом, он попросил прочитать это стихотворение и стал наставником поэтессы.

ИДЕАЛЬНАЯ РИФМА К СЛОВУ «КОСА»

Кроме того, что Вера Грибникова поэтесса и вагоновожатая, многие сразу вспоминают еще одну замечательную примету. У Веры прекрасные длинные волосы – коса до пояса. В стихотворных посвящениях прекрасной поэтессе этот атрибут женской красоты нередко рифмовался с творческим псевдонимом Веры Грибниковой – Роса. Так же называлась первая книга поэтессы.

Неудивительно, что, основав в 1995 году литературный клуб, Вера навала его «Роса». Это было неформальное объединение, работе которого Вера Петровна посвящала все свое свободное время. Так продолжалось больше 10 лет.

Я познакомилась с Верой Грибниковой в 2004-м. Наш профсоюз пригласил на выездное мероприятие клуб «Роса». Вера и еще две участницы объединения выступали на открытой площадке у костра, а потом предложили собравшимся почитать свои стихи, если кто-то их пишет. Я набралась смелости и прочитала – впервые, хотя писала их уже много лет. Вера Петровна отнеслась ко мне с удивительным вниманием и пригласила в «Росу». Благодаря этому литобъединению и Вере Грибниковой я открыла для себя радость творческого общения.

«Роса» была клубом открытых дверей, и не только для поэтов. Актив «Росы», собиравшейся в горнице библиотеки имени Герцена, составляли поэты и музыканты. Но и человек, не пишущий стихи или песни, получал возможность высказаться, рассказать о прочитанной книге или путешествии. Вера Петровна не только готовила программу занятия, но и мастерила своими руками подарки для гостей клуба. К сожалению, не всех устраивала эта идиллическая картина. Открытые двери притягивали не только людей, стремящихся к творческому созиданию, но и разрушительных индивидов.

Вера Грибникова, она же Роса, ушла из созданного ею клуба. Друзья настаивали, чтобы она забрала с собой свое имя, но Вера Петровна не стала этого делать. Она оставила клубу прежнее название, попросила приглашать ее на мероприятия и встречи. Но за 10 лет ни одного приглашения не последовало, вплоть до 20-летнего юбилея клуба. Более того, ее обвиняли в том, что в «Росе» не было издано ни одного коллективного сборника стихов. Когда же оставшиеся члены клуба «Роса» выпустили такой сборник, то не преминули поглумиться в нем над своим бывшим руководителем.

Сейчас, спустя много лет, Вера Грибникова может ссылаться на большую нагрузку, побудившую ее уйти из своего детища, может говорить о том, что «передала бразды правления», и желать долголетия литобъединению. Но тогда это была вопиющая несправедливость, к сожалению не единственная и не последняя в творческой биографии Грибниковой.

СОЮЗ И СОЮЗНИКИ

В 2000 году Вера Грибникова была принята в Союз писателей России. Первую рекомендацию ей написал Евгений Сигарев, поэт, приехавший в Тверь с Камчатки. Он часто бывал в «Росе», участвовал в творческих встречах и поездках. Принес рекомендацию на одно из собраний и вручил. У Веры Грибниковой тогда уже были изданы две книги стихов – «Роса» и «Соло». Поэтесса не была уверена, что этого достаточно, но Гевелинг рассеял все сомнения, дав вторую рекомендацию. Третью написал Владимир Львов – он вместе с Гевелингом был в составе жюри того конкурса, в котором Вера Грибникова стала победителем в 1996 году.

Войдя в состав союза писателей, Вера Грибникова активно включилась в работу тверского отделения. Однако творческие союзы переживали тогда не лучшие времена. В 1990-е организацию возглавлял прозаик Евгений Борисов. В 2004-м председателем был избран Владимир Самуйлов. В те годы уже прекратилась существовавшая в советское время поддержка писательской организации. Приближалось банкротство. В 2006–2008 годах Вера Грибникова была секретарем писательской организации.

«Если бы я ведала, с какими трудностями столкнусь, ни за что не согласилась бы на эту должность, – вспоминает Вера Петровна. – Наша организация занимала чудесное помещение в центре Твери, но платить аренду, долги за электричество и воду было нечем. Нас выселили. Мне пришлось перевозить книги, мебель, картины, пианино в другое помещение на проспекте Чайковского. Почему мне? Потому что наш председатель Владимир Самуйлов уехал на родину в Вышний Волочек и делами организации совсем не интересовался, оставив мне доверенность на право второй первой подписи. И я осталась один на один со всеми проблемами организации. Банковский счет у нас был арестован. Из огромного коллектива (почти 60 человек) мне помогали всего двое – Александр Бойников и Валерий Токарев, да и то не в беготне по юстициям, банкам и налоговым инспекциям, а только по литературной части».

Счет разблокировать не получилось, но Вере Грибниковой все же удалось добиться финансирования альманаха, собрать материалы и вместе с коллегами выпустить этот последний номер классического коллективного сборника в истории некогда славной Тверской областной писательской организации.

 «НАДЕЖДЫ ЛИРА ЗОЛОТАЯ» И ДРУГИЕ

Дипломами поэтических конкурсов Вера Грибникова могла бы обклеить не одну стену. Но есть среди ее наград та, которую обязательно вспоминают все журналисты. В 2004 году за стихотворение о любви Вера Грибникова была удостоена премии музея им. Пушкина в США. На конкурс «Надежды лира золотая» в Нью-Йорке прислали свои стихи поэты со всего мира – более 40 тысяч человек. Из подборки Веры Грибниковой жюри отметило стихотворение «Встреча». Оно непременно запоминается читателю образной концовкой: «…А на вешалке рубашка обнимает сарафан».

В числе других литературных побед – конкурсы «Литклуб» (Москва, 2003 г.), «Каблуковская радуга» (под псевдонимом Иван Бойков, Тверь, 2005 г.), «Посадская Лира» (Сергиев Посад, 2010–2017 гг.), «Золотое перо» (Москва, 2010 г.), конкурс имени Сергея Клычкова «Душа моя, как птица» (Москва, 2014 г.), конкурс имени А.С. Пушкина «От вас беру воспоминания…» (Пушкинские Горы, 2017 г.). Вера Грибникова награждена дипломом и памятной медалью за победу в обеих номинациях в конкурсе имени А.Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» (Калуга, 2017 г.)

Победа в конкурсе «Стихи о Твери и Тверском крае» (Тверь, 2015 г.) привлекла внимание к творчеству Веры Грибниковой художественного руководителя «Дома поэзии» Андрея Дементьева. Вера Петровна стала литконсультантом «Дома поэзии». Она ведет «Литературные среды», координирует работу Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок» в отборочном туре.

 В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Признание таланта Веры Грибниковой далеко за пределами Верхневолжья отнюдь не повлияло на отношение к ней литературоведов, возглавляющих новообразование тверской писательской организации. Веру Петровну сначала сочли нежелательной в составе правления, а затем и в самом тверском отделении. Причиной тому – принципиальная позиция Грибниковой в вопросах приема в организацию новых членов и выдвижения на литературные премии по критерию таланта, а не личных симпатий.

Вера Грибникова активно участвует в мероприятиях «Содружества литераторов Верхневолжья», с 2011 года является членом литературного совета альманаха «Новый Енисейский литератор» (Красноярск). Награждена почетным дипломом «За вклад в развитие русской литературы в Красноярском крае» и многими благодарственными письмами. А в 2018 году с победы в литературном конкурсе началось ее сотрудничество с Союзом писателей Крыма.

 Добрые литературные встречи в грибниковской «Росе» у многих вызывали ностальгию, и Вера Петровна создала новый клуб. Уже шесть лет литературное объединение «Ковчег» собирается в последнее воскресенье месяца в библиотеке имени Спиридона Дрожжина в Твери. Вдохновение, позитивный настрой, дружелюбная обстановка – отличительные черты уют-компании «Ковчега». Вместе с Верой Петровной благотворную атмосферу литературного клуба поддерживают сотрудники библиотеки и ее заведующий Владимир Ходаков.

«Ковчег» не замыкается в четырех стенах, он активно путешествует по России, сотрудничает с библиотеками, клубами, музеями, литобъединениями и школами.

МЕЧТА О КНИГЕ

Вера Грибникова по-прежнему пишет много новых стихов. Только раньше они рождались экспромтом и отшлифовывались в памяти, а сейчас просятся на бумагу.

«Очень хочется издать книгу, – делится сокровенными планами поэтесса. – Личные сборники не выходили у меня очень давно – 17 лет, поскольку нужды семьи всегда были на первом месте, а государственное тверское издательство давно приказало долго жить. Может быть, в этот юбилейный год мечта наконец-то осуществится?»

В былые времена поэты к юбилею выпускали «Избранное» при поддержке писательской организации и удостаивались государственных наград в знак признания вклада в литературу. В наши дни отсутствие государственных наград означает не отсутствие вклада в литературу, а отсутствие связи между государством и литературой. Литературные премии регионального масштаба связаны с изданием книги – деньги тянутся к деньгам. Автор, издав книгу на свои средства или средства спонсора, если его удается найти, получает возможность быть номинированным на премию. Нет книги – нет премии. В общем, без предприимчивости, которая обычно не свойственна талантливым писателям, не обойтись.

 Редакция «Каравана» желает Вере Грибниковой исполнения желаний и реализации творческих планов в этот юбилейный год. Новых стихов, новых книг, новых побед!

Мария Парамонова

Стихи Веры Грибниковой

Прохожий

Стукнусь обессиленною птахой
в чье-нибудь окошко, наугад:
«Человек! Открой его без страха,
протяни на помощь добрый взгляд.

Места нужно мне совсем немного,
я не попрошу ни пить, ни есть.
Чуть согреюсь и опять в дорогу,
чтоб нести, нести благую весть

О весне! Лишь отогрейте птаху,
Я не отдыхала так давно…»
Но скользнули взглядом и с размаху
шторами задернули окно.

Не взлететь… Срываюсь под окошко,
крыльями обмерзлыми звеня.
…Чьи же это добрые ладошки
отогреть пытаются меня?

В Твери прошли Пятые чтения «Книга. Православие. Общество»

Статья опубликована в еженедельнике «Караван» №9
за 20-26 марта на стр. 6-7 (в сокращении)

14_марта в России в десятый раз отмечался День православной книги. Этот праздник, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был установлен в 2009 году и впервые отмечен в 2010-м в целях просвещения через книгу. День православной книги приурочен к дате выпуска на Руси первой печатной книги. Первопечатник  Иван Фёдоров (Москвитин) издал книгу «Апостол» и представил её  1 марта 1564 года по юлианскому календарю, что соответствует 14 марта по календарю григорианскому.

День православной книги празднуют во всех епархиях Русской Православной Церкви не только в память о выпуске первой печатной книги, но и для популяризации чтения, как пути в мир знаний, к тайнам духовной жизни, сокровищам русской литературы.

Ставшие уже традиционными чтения «Книга. Православие. Общество»  п рошли в Твери, в  Центральной городской библиотеке имени А.И. Герцена уже в пятый раз.  Инициаторами проведения чтений, помимо библиотеки, являются   Тверской государственный объединенный музей, Тверская епархиальная библиотека, Межрегиональный гуманитарный научный комитет имени К.П. Победоносцева.

Чтения были открыты для всех желающих и собрали полный библиотечный зал слушателей, интересующихся проблематикой духовно-нравственного воспитания, развитие интереса к православной литературе.

Темами V чтений стали духовность в литературе и искусстве, исторические примеры утверждения принципов духовности и нравственности в обществе, подвижники православия как среди священнослужителей, так и в светском обществе.  Также была обозначена тема православия как основы высоконравственных отношений в семье и обществе. Выступающие на чтениях священнослужители, ученые, краеведы в основном придерживались заявленной тематики.

С приветствиями к участникам чтений обратились руководитель издательского направления отдела тверской епархии по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ протоиерей Александр Душенков и председатель Тверского областного общества книголюбов Вера Ткаченко.

Безусловно впечатляющим, можно сказать сенсационным стало выступление иерея Геннадия Титова из Санкт-Петербурга. Он представил прекрасно изданную книгу «Жизнеописание петербургской старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матроны Босоножки)», соавтором которой является. В настоящее время ведется работа по подготовке материалов для канонизации старицы Матроны Босоножки, жившей в конце XIX- начале XX века. После того как Матрона 30 лет странствовала босиком по святым местам, она жила в Петербурге под покровительством святого Иоанна Кронштадского и государя императора Николая II, с которым вела переписку. Ежедневно Матрона Босоножка принимала по 500 человек паломников и помогала им молитвой. Что было особенно интересно для аудитории, старица Матрона по благословению святого Иоанна Кронштадского ездила по Тверской губернии с миссионерскими целями. А в деревне Ферязкино Старицкого уезда даже произошел некий инцидент, который сделал старицу Матрону одним из фигурантов судебного разбирательства. Исследователи обнаружили в архивах 700-страничное дело 1899 года и выяснили, что Матрена Босоножка была полностью оправдана судом.  Иерей Геннадий Титов подарил экземпляр книги библиотеке им. Герцена. Несомненно, у этой книги будет немало читателей.

Жизни и деятельности просветителей посвятили свои доклады краевед Анатолий Головкин, кандидат педагогических наук Ольга Кузьмина,  научный сотрудник музея М.Е. Салтыкова-Щедрина Ольга Сорокина и ряд других исследователей.

Галина Гадалова, кандидат исторических наук, подготовила презентацию, знакомящую со страницами рукописной книги  – Тверского списка Хроники Георгия Амартола.  По мнению докладчицы, создание на рубеже XIII-XIV веков тверского списка книги, написанной в Византии в середине IX века, связано с именем благоверной княгини Ксении, матери князя Михаила Ярославича Тверского.  Книга, красочно проиллюстрированная художниками, рассказывала о ветхозаветных событиях и могла являться учебным пособием для княжеских детей.  Вторая часть тверского списка Хроники, повествующая о более современных событиях, до наших дней не сохранилась.

Весьма содержательный доклад с видеопрезентацией по теме старицких белокаменных храмов XVIII-XIX веков представил краевед Александр Шитков. А кандидат филологических наук, доцент ТвГУ Александр Бойников  на примере творчества известного тверского писателя Леонида Нечаева сделал доклад о жанре православного рассказа.  Ряд выступлений участников чтений был посвящен классикам русской литературы.

Вице-президент Петровской академии наук и искусств, профессор и академик ПАНИ Владимир Осипов передал в дар библиотеке имени Герцена от Тверского регионального отделения ПАНИ библиографическую энциклопедию «Золотые имена России». Это первый выпуск издания, в который вошли сведения о видных деятелях науки и искусства – членах ПАНИ. «Союз науки и православия: идеи, проблемы, издания» – так назвал свой доклад Владимир Глебович. И эта тема оказалась весьма значимой, раскрывая, в том числе, и суть происходящего в зале чтений.

Союз науки и православия, который поддерживается и празднованием Дня православной книги, ещё очень молод. Советская наука, с её атеистическим подходом, не создала методологию для исследований светских ученых по вопросам, связанным с религиозными темами.  И в прозвучавших на чтениях докладах была заметна некоторая терминологическая стихийность.  Науке и православию в точках их взаимодействия еще предстоит преодолеть проблемы становления их союза.

Чтения «Книга. Православие. Общество»  расширяют и географические и возрастные рамки – в этом году на них выступил даже четвероклассник, пересказавший прочитанную им книгу об Афанасии Никитине.  Празднование Дня православной книги в Твери, несомненно будет содействовать и популяризации чтения дома и в школе и  воспитанию молодежи.

Мария Парамонова

« Newer PostsOlder Posts »
Яндекс цитирования