Записи с меткой «Литературная Тверь»


На праздничном концерте в ТКТИ

08.05.2019

Замечательное праздничное мероприятие подготовили и провели студенты ТКТИ в преддверии празднования 74-й годовщины Великой Победы. Александра Ельчанинова и Владислав Богер сами написали сценарий, провели множество репетиций со студентами и выступили в качестве ведущих. А еще они пригласили для участия в концертной программе поэтов и декламаторов. И меня в том числе. Вот что сообщает сайт ТКТИ:

«В ходе концертной программы была показана военная кинохроника, состоялась минута молчания в память о героях Великой Отечественной войны (1941-1945). Ведущие рассказали о проходящей по всей России и за рубежом акции «Георгиевская ленточка» и объявили о её открытии на территории  ТКТИ. «Мы, наследники Победы, всегда должны помнить о Подвиге людей, подаривших мирную жизнь и свободу нашей стране и всему человечеству!» – сказали они.

В поэтической части концерта выступила студентка ТКТИ Этер Кулиева, которая выразительно прочла наизусть стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом».

Продолжила тему Ржевской битвы поэт, член Союза писателей России, лауреат литературных конкурсов Мария Парамонова. Она прочла своё стихотворение «Во имя Добра», посвященное её погибшему подо Ржевом деду.

Великолепный декламатор, актер театра «Диалог» (ДК «Пролетарка»), преподаватель ТКТИ Александр Семенов прочел несколько стихотворений о войне и, как историк, озвучил исторические сведения о ней.

А кульминацией концертной программы стал танец «Синий платочек», с которым выступили студенты и студентки ТКТИ. Они воссоздали страницу истории – девушки, проводившие любимых на фронт хранят подаренные на память платочки, тревожатся за солдат. Но вот наступает День Победы и пары кружатся в вальсе.

В завершение программы все гости получили в подарок Георгиевские ленточки и бумажных журавликов, напоминающих о трагедии японских городов Хиросима и Нагасаки, которые уже после фактического окончания войны подверглись ядерной бомбардировке со стороны США».

Литературное Отечество

04.05.2019

Заметка опубликована в еженедельнике «Караван Ярмарка»
№16 (за 8-14 мая) 2019 года на стр. 9

Вышел из печати первый номер тверского литературно-художественного журнала «Отечество».  Журнал публикует стихи и прозу тверских писателей. Главным редактором издания и инициатором его выпуска стал член Союза писателей России Сергей Струков.  Ответственным редактором выпуска выступила член Союза писателей России Любовь Старшинова.

Во вступительной статье номера «Кровь отцов» Сергей Струков обращается к истории России, как череде кровопролитных войн. Рассматривая Отечество как понятие, неразрывно связанное с верой наших предков, Сергей Викторович пишет: «Причастие Святых и Животворящих тайн – есть наиглавнейший и принципиальный момент домостроительства Божественного спасения человека.  Бог в виде Тела и Крови Христовой входит в человека и соединяется с ним навечно».  Православные воины, защищавшие Русь, Россию во все века – от Рюриковичей, упокаивались в земле навечно.   Сергей Струков приходит к философскому умозаключению о святости русской земли через пролитую на ней кровь отцов.  «Тело и кровь русского христианина и вместе соединённые с нею Тело и Кровь Иисуса Христа, Бога-Отца и Бога-Сына смешивались с веществом земли навсегда…».

В разделе «Проза» опубликованы рассказы Бориса Морозова «Там, где восходит солнце»,  Михаила Петрова «Колка сахара на двоих»,  Виктора Струкова «Мирон», Марии Парамоновой «Одеяло», Владимира Зорина «Живой, живущий» и «Любовь к яблокам», Николая Нилова «Сын Солдата», Сергея Ильичева «Битва при Чесме». Пьеса Дмитрия Мамонова «Русский мятеж», первую часть которой публикует «Отечество», охарактеризована автором как «оптимистическая трагедия».  Её действующими лицами являются Великий Князь Тверской Александр Михайлович, его мать княгиня Анна Кашинская, Епископ Тверской Андрей, ордынский полководец Чолхан, московский князь Иван Калита и другие исторические фигуры.

Поэтические страницы тверского литературного журнала «Отечество» знакомят со стихами Василия Рысенкова, Елены Лучневой, Владимира Юринова, Ларисы Токаревой, Елены Бурчилиной и Виктории Паниной. В стихотворных строках – природа Верхневолжья, история родной земли, молитвенное обращение ко Всевышнему. И хотя, как и в некрасовские времена, не многим на Руси зажиточно живется, Отечество остается неизменным источником вдохновенья, как в стихотворении Елены Бурчилиной «Родной край»:

Здесь всем привычен недород,
немногодетны семьи.
Но только здесь душа поет,
в родном Нечерноземье.

Выпуск литературного журнала «Отечество» в Тверской области осуществляется за счет средств благотворителей.  Это открывает тверским литераторам путь к широкому кругу читателей, интересующихся художественной литературой и исторической публицистикой.

***

Мой рассказ «Одеяло», отмеченный дипломом 1 степени Симоновского литературного конкурса-2018, опубликован на стр. 10-11.

Увлечение диктантом

13.04.2019

Статья опубликована в еженедельнике »Караван Ярмарка»
(в сокращении, под редакционным заголовком,
выпуск в №13 от 17-23.04.2019 на стр.32
)

13 апреля в Твери пошла ежегодная образовательная акция «Тотальный диктант».  Организатором этого добровольного испытания является одноименный новосибирский фонд.  В этом году в проекте участвуют  76 стран, 1021  город, 3243 площадки. Для сравнения, в 2011 году диктант проходил в 13 городах двух стран.  А впервые он был проведен в 2004 году в Новосибирском государственном университете.

Писать грамотно – модно

Целью проведения «Тотального диктанта»  является, конечно, популяризация грамотности. «Писать грамотно – модно», – гласит девиз акции. Для человека важно быть грамотным, а  русский язык велик, могуч и сложен. Поэтому каждый участник определяет свои цели.  Для кого-то нелегко писать без ошибок и важно сделать их как можно меньше. Для кого-то диктант – это увлекательный флешмоб. Кто-то стремится присоединиться к сообществу знатоков и любителей русского языка. А кто-то, для кого русский не является родным, стремится научиться грамотно писать и говорить по-русски. Всех их объединил в этот день увлекательный и полезный «Тотальный диктант».

Этот общественный проект проводится силами активистов и волонтеров. Организатор акции — фонд «Тотальный диктант» ежегодно, специально для этого случая, заказывает сложный, наполненный знаками препинания и трудными словами текст, который  создает известный писатель. Правда сначала подбирались тексты классиков – начали со Льва Толстого, позже были и Гороль и Стругацкий. За прошедшие с 2011 года годы в числе авторов отметились  Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Дина Рубина, Алексей Иванов, Евгений Водолазкин, Алексей Усачев, Леонид Юзефович и Гузель Яхина.

Писать от руки полезно

Принципами «Тотального диктанта» являются добровольность, безвозмездность и доступность. Любой человек, независимо от гражданства, пола, возраста или вероисповедания, может принять участие в диктанте. Главное, чтобы он мог под диктовку записать от руки текст на русском языке. Кстати, вот и еще один мотив: в современном мире мы все больше пользуемся компьютерами, набираем тексты на клавиатуре, распечатываем на принтере. Многие уже ворчат, если необходимо написать от руки заявление или заполнить анкету. Что уж говорить о лекциях – студенты приходят и на них с гаджетами.

А доктора предостерегают: человек, пишущий от руки, имеет меньше шансов  заболеть болезнью Альцгеймера, в просторечии именуемой старческим маразмом. Правда, для профилактики одного дня в году маловато. Нужно делать это если не каждый день, то настолько часто, насколько это позволит поддерживать навык в рабочем состоянии. Это означает, что соответствующие участки мозга в норме.

Аудитория или ресторан?

В Твери в этом году написать диктант можно было на пяти площадках. Среди традиционных в этом деле площадок учебных заведений неожиданно обнаружился … ресторан. Не совсем типичным местом для диктанта стал ресторан «Ленинград» на Комсомольском проспекте, где текст диктовала телерадиоведущая Екатерина Романцева.

На других площадках «тотальными диктаторами» стали народная артистка России Ирина Андрианова, председатель комитета по делам молодежи Вадим Степанов, тверской поэт Роман Гурский и президент образовательной Академии Благородного воспитательного собрания Дмитрий Бессарабов.

Однако, на площадке филологического факультета ТвГУ, которую выбрал для участия в диктанте корреспондент «Каравана»,  даже достаточно большая аудитория не вместила всех желающих. Во второй аудитории, которую выделили организаторы, «почетным диктатором» стала студентка Анастасия Груздева, участвующая в организации мероприятия уже пять лет.

Не только русский – и литература тоже

Автором текста в этом году стал писатель Павел Басинский – лауреат премии «Большая книга» (2010 г.), снискавший известность как литературовед и литературный критик. И текст «Тотального диктанта» был весьма характерным для этого автора. Очерк  получил название «Литературный детектив», хотя в столь коротком тексте автору удалось поставить вопросы, а ответ остался между строк. Речь велась о пьесе А.М.Горького «На дне» и убийстве хозяина ночлежки.

Не будет преувеличением сказать, что «Тотальный диктант», помимо развития навыка письма от руки и увлекательного поиска правильных букв и знаков, также несет в себе заряд любви к русской литературе. Текст Павла Басинского великолепен лапидарностью стиля. Здесь сконцентрированы характеры героев и личность Горького,  здесь миной замедленного действия таится желание перечитать (или прочитать?) пьесу «На дне». Именно такие тексты должны быть  упражнениями в учебниках, а не вырванные из контекста отрывки с набором нужных для изучения слов.

«Тотальные диктаторы» и «жертвы»

После диктанта участники акции с удовольствием делились впечатлениями.

Дмитрий Бессарабов (читал текст в ТвГУ):

- Я благодарен организаторам за приглашение. Было интересно, постарался прочитать правильно и доходчиво. Благородными воспитательными собраниями во времена Екатерины II назывались все высшие учебные заведения, поэтому на площадке ТвГУ я следую целям нашей Академии. Мы продолжаем традицию подготовки образовательной элиты. Поддержка и реставрация зданий архитектурного ансамбля «Раек» и четырех храмов в Торжокском районе также соответствует этой цели.

Валентина Тихомирова (в команде «Тотального диктанта» занималась работой с партнерами и спонсорами):

- Рада, что в этом году так много участников. Некоторые приходят каждый год, кто-то пришел впервые. Текст в этом году был сложный и интересный. В субботу, 20 апреля, участники могут вновь прийти сюда, узнать результаты и разобрать ошибки с экспертами.

Этер Кулиева (студентка Тверского казачьего технологического института):

- Очень волновалась, поскольку впервые участвую в «Тотальном диктанте». Надеюсь, что сделала не очень много ошибок. Я учусь в ТКТИ – филиале МГУТУ имени Разумовского. В нашей группе многие зарегистрировались для участия на разных площадках. Обязательно буду участвовать и в следующем году. Думаю, что проект нужно расширять, открывать новые площадки – здесь уже все не помещаются. Если бы у нас в институте тоже организовали площадку, многие студенты захотели бы поучаствовать.

***

Солнечный денек, позитивный настрой, встреча с русской литературой – все это рождало улыбки на лицах участников «Тотального диктанта», покидавших аудитории. Многие фотографировались на фоне логотипа проекта с красивой ударной буквой «а». А ведь правда, что насильно мил не будешь – именно добровольность , доступность и безвозмездность делают этот почти неформальный проект таким притягательным.  И не беда если кто-то, как и я, не поставил многоточие в предпоследнем предложении. Зато поставил восклицательный знак!

Мария Парамонова

«Неоновая муза» молодеет

02.04.2019

Определены лучшие молодые и юные поэты Тверского региона

Статья опубликована в №11 еженедельника «Караван» за 03.04.2019 г.

31_марта в актовом зале областной библиотеки имени Горького по зову «Неоновой музы» собрались самые молодые и перспективные поэты Верхневолжья. Ставший за многие годы традиционным конкурс «Неоновая муза» расширил свой формат, дополнив его детско-юношеской возрастной категорией. Поэтому закономерно, что гала-концерт конкурса состоялся в завершение Недели детско-юношеской книги.

Уникальное для Тверской области состязание поэтов проходило в двух возрастных категориях: от 10 до 15 лет и от 16 до 25 лет. Соответственно авторы из Твери и Тверской области сражались за титулы «Лучшего юного поэта Тверского региона 2019 года» и «Лучшего молодого поэта Тверского региона 2019 года».

На заочном этапе жюри конкурса оценивало стихотворные подборки участников и определило финалистов, которые выступили в очном финальном туре.  Особенностью «Неоновой музы» является то, что стихотворение, которое поэт читает на фестивале, должно быть не из подборки, присланной на первый этап конкурса. В этом есть определенный риск и острота момента, но обилие номинаций позволяет поощрить и мастеров декламации и застенчивых создателей мадригалов и элегий.

Декламаторы могли использовать музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты, и многие проявили фантазию в создании образов. Стихотворения участников, даже в возрастной группе от 10 до 15 лет, в большинстве своем были о любви. Слегка затронули поэты историю, философию и литературу. А вот политический перфоманс от постоянного участника фестиваля Сергея Че(ркасова) хотя и был изобретательным и выразительным, симпатий ни у жюри ни у зрителей не вызвал. Не удивительно! Когда столько юных дарований читает стихи о добром и светлом, соглашаться с тезисом о том, что человечество подлежит уничтожению за грехи, как-то не хочется.

В итоге очного соревнования победителями в номинации «Лучшее стихотворение фестиваля» стали: в группе до 15 лет Анастасия Чакла со стихотворением о вере и помощи нуждающимся, в группе до 25 лет – Алина Худякова, успешно сочетавшая романтический образ и музыкальное оформление. В номинации «Лучшее представление стихотворения» победили: в группе до 15 лет – девушка с зонтиком Владислава Тюлегенова, в группе до 25 лет – девушка с альбомом Капитолина Волошина. «Приз зрительских симпатий», руководитель Областного общественного движения «Уроки успеха» Глеб Сафонов вручил  Андрею Новосельцеву, чтобы тот не грустил, что у него нет друга. Спецприз от Группы компаний «Удача» достался Милане Ильясовой выступившей с экспромтом. А тренинговый центр «Тверь 69» поощрил Майю Романюк и Екатерину Климову.

Победители в главных номинациях получили кубки и призы от генерального спонсора фестиваля – бутика натуральной косметики BELLA CASA (г. Тверь).  Титула «Лучший юный поэт Тверского региона 2019 года» была удостоена Варвара Кушина.

А «Лучшим молодым поэтом Тверского региона 2019 года» жюри справедливо назвало Владислава Гусева. В этой номинации в большей степени учитывались оценки за конкурсные подборки, но Владислав и в очном туре получил максимальный балл и аплодисменты.

Между поэтическими блоками поединка выступили две вокалистки и замечательный ансамбль «Эпоха странствий». Они прекрасно поддержали праздничную атмосферу, пока   жюри, в составе которого были поэты и спонсоры, подсчитывало баллы.

Моё мнение далеко не во всех случаях совпало с оценками жюри. Однако лучшие выступления были отмечены теми или иными призами. Спонсоры проявили хороший вкус.

Можно ответственно сказать, что фестиваль, организатором которого является  «Содружество литераторов Верхневолжья», а кураторами поэты Диана Мун и Владимир Селянкин, успешно прошел «перезагрузку».

Пришли новые поколения молодых тверских поэтов, их радушно встретили более опытные собратья по перу, а значит «Неоновой музе» и дальше оставаться юной и прекрасной.

Мария Парамонова

фото Дианы Мун

Всем поэзии, а денег не всем

26.03.2019

Статья опубликована в выпуске № 10 за 27 марта 2019 года еженедельника «Караван»

21 марта отмечается Всемирный День поэзии, учрежденный ЮНЕСКО 20 лет назад.  Цель праздника — «придать новый импульс региональным и международным поэтическим движениям». В этом русле и отметили в Твери День поэзии. Было много «движухи», чуть меньше поэзии. Но стал ли День поэзии праздником для поэтов? Корреспондент «Каравана» попытался выяснить это на двух основных площадках праздника.

ВЫСТАВКА МУЗЕЯ А.С.ПУШКИНА

День поэзии в ГАУК ТО Дом поэзии Андрея Дементьева начали с открытия выставки из фондов Всероссийского музея А.С.Пушкина (Санкт-Петербург). По традиции ждали прибытия губернатора, поэтому программа перекраивалась на ходу. В ожидании провели пресс-конференцию с членами жюри Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок». Не умолчу о том факте, что корреспондента «Каравана» на пресс-конференцию не допустили, поскольку руководство дома, как сообщил строгий охранник, вычеркнуло строчку из списка аккредитации. Вероятно, оно опасалось, что будут заданы неудобные вопросы. Например, о расходовании грантовых средств или о том, сколько работ фактически прочитал каждый член жюри.

Наконец, когда губернатор Игорь Руденя был уже недалёк, начали открытие выставки. Игорь Михайлович прибыл как раз во время выступления директора музея Пушкина С.М. Некрасова. Сергей Михайлович рассказал об истории создания музея лицейскими друзьями поэта и преподавателями Царскосельского лицея. В музее хранятся вещи, принадлежавшие Пушкину. А на выставку в Дом поэзии Андрея Дементьева привезли 30 объектов, преимущественно сканированных копий экспонатов – рисунков, фотографий, автографов. Сергей Некрасов ностальгировал о своих встречах с Андреем Дементьевым:

- Дементьев постоянно вспоминал Пушкина, говорил о Пушкине. В нашем музее работала дочь Андрея Дмитриевича Марина, преданная музею, Пушкину, Санкт-Петербургу.

Лауреат конкурса «Зеленый листок» Наталья Жигунова из Твери прочла свое стихотворение о дуэли Пушкина:

…И грянул выстрел над поляной
Застыла хладная рука.
Поэт упал с тяжелой раной
Окрасив бархатом снега…  

Как бархат окрашивает снега? Большой вопрос.

НА УЛИЦЕ ДЕМЕНТЬЕВА – ПЛАНЫ ПО РАСШИРЕНИЮ

Наконец, слово предоставили губернатору Игорю Рудене.

- Не мог представить, что такие прекрасные таланты у нас продолжают и продолжают рождаться на Тверской земле, – оценил он выступление молодой поэтессы. – В первый раз у нас проходит мероприятие без Андрея Дмитриевича. В первый раз мы присутствуем в Доме поэзии, который находится на улице Андрея Дементьева. Хотелось бы поблагодарить моих коллег, депутатов Тверской городской думы, всех, кто принимал участие в этой большой работе (переименовании ул. Володарского в Дементьева – прим. ред.). Я хотел бы всех поздравить с праздником – Днем поэзии. Хотел бы сказать, что мы не просто гордимся, что мы являемся такой уникальной площадкой, на которой представлен конкурс «Зеленый листок». Мы хотели бы сделать международную премию, чтобы эта работа продолжалась и носила комплексный характер. Я знаю, есть планы по расширению Дома поэзии. Мы их поддерживаем, Анна Давыдовна, – обратился губернатор к Анне Пугач, вдове А.Д.Дементьева, руководителю учреждения.

Вероятно, речь идет о выделении А.Д. Пугач еще одного здания, поскольку в данном историческом особнячке резервов для расширения не наблюдается. Напомним, что когда Андрей Дементьев обсуждал с губернатором Дмитрием Зелениным вопрос о выделении этого памятника архитектуры под Дом поэзии, поэт выражал намерение завещать для размещения в Доме поэзии свои личные вещи и архивы. Выходит, что сейчас воля поэта не исполняется, поскольку требуется еще больше помещений.

Президент фонда национальных литератур, внук знаменитого башкирского писателя Мустая Карима Тимербулат Каримов подарил Дому поэзии фотографии, сделанные в день открытия в Уфе памятника М. Кариму. Тогда Андрей Дементьев читал стихи, а Иосиф Кобзон пел.  Принимая Дар, Анна Пугач отметила:

- Я надеюсь, что когда мы создадим музей, у нас будет зал национальных литератур.

Председатель жюри конкурса «Зеленый листок», председатель редакционного совета «Литературной газеты» Юрий Поляков тоже был настроен практически:

- Тверь стала центром мировой поэзии…Андрей Дмитриевич не думал от нас уходить, но человек предполагает, а Бог располагает. И одной из последних забот Андрея Дмитриевича было то, чтобы Дом поэзии стал своего рода культурно-методическим центром. Если будет поддержка власти и соответствующая финансовая поддержка – без неё невозможно издание книг, проведение каких-то серьезных семинаров…

ЗЕЛЕНЫЕ ЛИСТКИ, ЗЕЛЕНЫЕ БУМАЖКИ

Затем дипломы, подарки, статуэтки «Зеленых листков» и денежные сертификаты вручили лауреатам и победителям конкурса молодых поэтов. Молодежь читала конкурсные произведения, которые произвели двоякое впечатление.  С одной стороны география России была представлена достаточно широко, с другой – стихи звучали слабые и очень слабые. Неужели в конкурсе побеждают любые не тверские поэты – лишь бы поддержать всероссийский статус?

Четыре тверских автора в числе лауреатов и две обладательницы спецпризов прозвучали гораздо более убедительно. А Татьяна Винокурова, получившая от жюри лишь диплом участника, но зато удостоенная сертификата от благотворительного фонда «Отчий Дом», прочла стихи достойные победы в этом конкурсе. Однако победителями стали: 1 место Ольга Гунина (г. Березники , Пермский край.), 2 место Фезилах Велиханов (г. Махачкала, РС Дагестан), 3 место Михаил Вахтин (г. Воронеж). Они получили крупные денежные призы из бюджетных средств и смогут издать книги, если, конечно, у них для этого есть больше трех стихотворений, представленных на конкурс.

Так в Доме поэзии отметили День поэзии. Президиум был авторитетным. Помимо упомянутых лиц в нем заседали ректор Литинститута Алексей Варламов, педагоги Литинститута и поэты Геннадий Красников, Юрий Кублановский, Марина Кудимова, Джахан Поллыева, критик Павел Басинский, актер Вениамин Смехов. Они уже не в первый раз участвуют в мероприятиях Дома поэзии и «шутки их давно приелись». Да и сами они прятали глаза и опускали головы, когда звучали выступления некоторых лауреатов. На втором плане были замечены тверские поэты члены Союза писателей России Владимир Львов и Вера Грибникова. Им была доверена работа по взаимодействию с участниками конкурса и первоначальной обработке заявок.

В холле второго этажа, где было не так душно, я узнала в пожилой даме, искавшей свободный стул, известную всей России детскую поэтессу Гайду Лагздынь. Она всего на два года моложе Андрея Дементьева и является автором более 180 книг для детей и взрослых. Но в День поэзии ни Дом поэзии, ни какая-либо библиотека не пригласили её для встречи с читателями, не предоставили слово в знак уважения к её вкладу в литературу. Впрочем, Гайда Рейнгольдовна не унывает и готовит к изданию свою новую книгу.

А В ЭТО ВРЕМЯ ТВЕРСКИЕ ПОЭТЫ…

В областной библиотеке имени Горького вечером того же дня наполнился поэтами Славянский зал. Здесь проходил гала-концерт IV Международного фестиваля «Всемирный День Поэзии». В 2016 году петербургская поэтесса Стефания Данилова инициировала проведение поэтического фестиваля, который уже стал международным. В этом году ВДП отмечен в 58 городах 10 стран мира. В числе задач фестиваля – дать автору новые возможности для развития, подарить шанс показать свое творчество большой аудитории. Просто праздник! И без отрыва от основной работы – не зря литературный вечер начинается в 18 часов.

Участники этого конкурса в возрасте от 3 лет до бесконечности, подают заявки на участие на литературной платформе Ryfma.com. В состав жюри входят известные поэты и музыканты:  Светлана Сурганова, Дмитрий Воденников и другие. По итогу голосования определяется «Золотая Сотня», куда попадают сто лучших авторов, а также десятка лучших поэтов по общей таблице (шорт-лист) и по каждому городу отдельно.

21 марта в Твери как раз и выступили победители и участники конкурса, представлявшие Тверскую область. Куратор конкурса в регионе – член Союза писателей России Любовь Старшинова рассказала о конкурсе. 79 поэтов Верхневолжья представляли регион в конкурсе, на который из бюджета региона не было потрачено ни копейки. Почти все участники были в этот день в Славянском зале. Кроме, разве что, Татьяны Винокуровой и Андрея Новосельцева, приглашенных в Дом поэзии. Они, конечно, не знали, что теперь для победы в «Зеленом листке» главное быть не из Твери.

«ВСЕМПОЭЗИИ» В ТВЕРИ

Лучшим тверским поэтом в этом году признана Елена Павлинова. Её стихотворение «Синеангарье» вошло в «Золотую сотню». Она получила сертификат на издательские услуги. Второе место в десятке лучших по региону заняла Татьяна Винокурова, третье – Екатерина Позднякова. Также на празднике были вручены и призы от спонсоров. Татьяна Тюрина получила спецпризы ЛИТО «Рассветная звонница» и мастерской льняного декора «Йолле», Виктория Панина получила спецприз от компании «Сфера чистоты», Наталья Смехачева – от массажного салона «София» и федерации Дартс. Также места в десятке лучших заняли Сергей Полежаев, Наталья Леонтьева (Алексис), Ксения Маркова и Анастасия Губанова. Поэты, получая призы, читали свои конкурсные стихотворения. А в музыкальных паузах песни под гитару исполняла Елизавета Рысенкова.

Самый улыбчивый молодой поэт Верхневолжья Федор Иванов вручил призы победителям зрительского голосования. Ими стали Ольга Волгина, Полина Иванова и Елена Давыдова. Спецприз от компании «Домострой» получила Виктория Исаева, от движения «Уроки успеха» – Борис Зверев, от газеты «Кимрский вестник» – Валерия Ескина. До закрытия библиотеки звучали в зале стихи – их  успели прочесть и оставшиеся нынче без призов участники конкурса. Праздник состоялся, а в будущем году участников наверняка станет еще больше – в Тверской области несколько сотен поэтов.

Фотографирование участников IV Международного фестиваля «Всемирный День Поэзии» с логотипом фестиваля, вырезанным из дерева, еще раз подчеркнуло открытость этого мероприятия. «ВСЕМПОЭЗИИ» в разных городах России и за её пределами!  Всем поэзии, и не беда, что не в Доме поэзии. Живое тянется к живому!

Мария Парамонова

фото Сергей Кононец, Сергей Титов, Мария Парамонова

«Я пытаюсь постичь вдохновенья исток…»

18.03.2019

Статья опубликована в еженедельнике «Караван» за 20 марта 2019 года
под редакционным заголовком «Поэтов путь»

В феврале отметила юбилей поэт Вера Грибникова. Ее непростой путь в творчестве – путь самобытного русского писателя из глубинки и путь прекрасной женщины, чья красота озарена вдохновением. Вера Грибникова родилась 26 февраля. Писать стихи она начала раньше, чем научилась грамоте. Этому содействовал пример старшей сестры, увлекавшейся чтением и поэзией. Первое стихотворение дошкольница Вера посвятила временам года: в нем были «бульканье ручьев» и «трели соловьев».

Русская природа вдохновляет поэтессу по сей день. Детство и юность Веры Грибниковой прошли в поселке городского типа Селижарово. Это торговое село на Волге, в устье речки Селижаровки, известно с начала XVI века, здесь располагался Троицкий монастырь. История России – еще одна тема творчества поэтессы.

Уехав из поселка совсем юной, Вера Петровна сохранила его в своих стихах. О доме, в котором они с бабушкой жили тогда, «плачет память светлыми стихами» – он сохранился, но в нем живут теперь другие люди. А в поэтические строки вплывает ностальгический «домоткано-кружевной уют, с теплой печкой, с духом каравая, где проворно ходики снуют, на секунды вечность разбивая…». И Волга, Волженька, как называет ее Вера Петровна, тоже стала сквозным образом ее творчества.

 ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЛИТЕРАТУРЕ

О том, как Вера Грибникова оказалась в Твери (тогда Калинине) и почему стала водителем трамвая, «Караван» рассказывал в интервью с Верой Петровной «Живи трамвайчик, будь в моей судьбе!».

«Ода трамваю», воспевающая последний ночной рейс, была в составе стихотворной подборки, которую в 1980-е поэтесса отправила в «Калининскую правду». Мы все слышали о том, что рукописи не рецензируются и не возвращаются, а иногда и не читаются. В областной газете стихи прочли и отзыв написали – критический, уничижительный. «Моя пристыженная муза смирнехонько просидела целых 15 лет, обдумывала услышанное», – смеется теперь Вера Грибникова над своей юношеской печалью. Зато теперь она консультирует начинающих авторов самых разных судеб и возрастов. И, зная, каким хрупким и ранимым может быть талант, старается подбирать такие слова для учеников, чтобы «крылышки им не обломить».

Примечательно, что позже, когда муза все же поборола свою застенчивость, Вера Грибникова отправила свои стихи на Тверской областной конкурс «Родной край». Это было в 1996 году, в подборке стихов была и «Ода трамваю», которую «зарубили» в «Калининской правде». Ода очень понравилась председателю жюри поэту Александру Гевелингу, длительное время возглавлявшему тверскую писательскую организацию. Вручая Вере Грибниковой диплом, он попросил прочитать это стихотворение и стал наставником поэтессы.

ИДЕАЛЬНАЯ РИФМА К СЛОВУ «КОСА»

Кроме того, что Вера Грибникова поэтесса и вагоновожатая, многие сразу вспоминают еще одну замечательную примету. У Веры прекрасные длинные волосы – коса до пояса. В стихотворных посвящениях прекрасной поэтессе этот атрибут женской красоты нередко рифмовался с творческим псевдонимом Веры Грибниковой – Роса. Так же называлась первая книга поэтессы.

Неудивительно, что, основав в 1995 году литературный клуб, Вера навала его «Роса». Это было неформальное объединение, работе которого Вера Петровна посвящала все свое свободное время. Так продолжалось больше 10 лет.

Я познакомилась с Верой Грибниковой в 2004-м. Наш профсоюз пригласил на выездное мероприятие клуб «Роса». Вера и еще две участницы объединения выступали на открытой площадке у костра, а потом предложили собравшимся почитать свои стихи, если кто-то их пишет. Я набралась смелости и прочитала – впервые, хотя писала их уже много лет. Вера Петровна отнеслась ко мне с удивительным вниманием и пригласила в «Росу». Благодаря этому литобъединению и Вере Грибниковой я открыла для себя радость творческого общения.

«Роса» была клубом открытых дверей, и не только для поэтов. Актив «Росы», собиравшейся в горнице библиотеки имени Герцена, составляли поэты и музыканты. Но и человек, не пишущий стихи или песни, получал возможность высказаться, рассказать о прочитанной книге или путешествии. Вера Петровна не только готовила программу занятия, но и мастерила своими руками подарки для гостей клуба. К сожалению, не всех устраивала эта идиллическая картина. Открытые двери притягивали не только людей, стремящихся к творческому созиданию, но и разрушительных индивидов.

Вера Грибникова, она же Роса, ушла из созданного ею клуба. Друзья настаивали, чтобы она забрала с собой свое имя, но Вера Петровна не стала этого делать. Она оставила клубу прежнее название, попросила приглашать ее на мероприятия и встречи. Но за 10 лет ни одного приглашения не последовало, вплоть до 20-летнего юбилея клуба. Более того, ее обвиняли в том, что в «Росе» не было издано ни одного коллективного сборника стихов. Когда же оставшиеся члены клуба «Роса» выпустили такой сборник, то не преминули поглумиться в нем над своим бывшим руководителем.

Сейчас, спустя много лет, Вера Грибникова может ссылаться на большую нагрузку, побудившую ее уйти из своего детища, может говорить о том, что «передала бразды правления», и желать долголетия литобъединению. Но тогда это была вопиющая несправедливость, к сожалению не единственная и не последняя в творческой биографии Грибниковой.

СОЮЗ И СОЮЗНИКИ

В 2000 году Вера Грибникова была принята в Союз писателей России. Первую рекомендацию ей написал Евгений Сигарев, поэт, приехавший в Тверь с Камчатки. Он часто бывал в «Росе», участвовал в творческих встречах и поездках. Принес рекомендацию на одно из собраний и вручил. У Веры Грибниковой тогда уже были изданы две книги стихов – «Роса» и «Соло». Поэтесса не была уверена, что этого достаточно, но Гевелинг рассеял все сомнения, дав вторую рекомендацию. Третью написал Владимир Львов – он вместе с Гевелингом был в составе жюри того конкурса, в котором Вера Грибникова стала победителем в 1996 году.

Войдя в состав союза писателей, Вера Грибникова активно включилась в работу тверского отделения. Однако творческие союзы переживали тогда не лучшие времена. В 1990-е организацию возглавлял прозаик Евгений Борисов. В 2004-м председателем был избран Владимир Самуйлов. В те годы уже прекратилась существовавшая в советское время поддержка писательской организации. Приближалось банкротство. В 2006–2008 годах Вера Грибникова была секретарем писательской организации.

«Если бы я ведала, с какими трудностями столкнусь, ни за что не согласилась бы на эту должность, – вспоминает Вера Петровна. – Наша организация занимала чудесное помещение в центре Твери, но платить аренду, долги за электричество и воду было нечем. Нас выселили. Мне пришлось перевозить книги, мебель, картины, пианино в другое помещение на проспекте Чайковского. Почему мне? Потому что наш председатель Владимир Самуйлов уехал на родину в Вышний Волочек и делами организации совсем не интересовался, оставив мне доверенность на право второй первой подписи. И я осталась один на один со всеми проблемами организации. Банковский счет у нас был арестован. Из огромного коллектива (почти 60 человек) мне помогали всего двое – Александр Бойников и Валерий Токарев, да и то не в беготне по юстициям, банкам и налоговым инспекциям, а только по литературной части».

Счет разблокировать не получилось, но Вере Грибниковой все же удалось добиться финансирования альманаха, собрать материалы и вместе с коллегами выпустить этот последний номер классического коллективного сборника в истории некогда славной Тверской областной писательской организации.

 «НАДЕЖДЫ ЛИРА ЗОЛОТАЯ» И ДРУГИЕ

Дипломами поэтических конкурсов Вера Грибникова могла бы обклеить не одну стену. Но есть среди ее наград та, которую обязательно вспоминают все журналисты. В 2004 году за стихотворение о любви Вера Грибникова была удостоена премии музея им. Пушкина в США. На конкурс «Надежды лира золотая» в Нью-Йорке прислали свои стихи поэты со всего мира – более 40 тысяч человек. Из подборки Веры Грибниковой жюри отметило стихотворение «Встреча». Оно непременно запоминается читателю образной концовкой: «…А на вешалке рубашка обнимает сарафан».

В числе других литературных побед – конкурсы «Литклуб» (Москва, 2003 г.), «Каблуковская радуга» (под псевдонимом Иван Бойков, Тверь, 2005 г.), «Посадская Лира» (Сергиев Посад, 2010–2017 гг.), «Золотое перо» (Москва, 2010 г.), конкурс имени Сергея Клычкова «Душа моя, как птица» (Москва, 2014 г.), конкурс имени А.С. Пушкина «От вас беру воспоминания…» (Пушкинские Горы, 2017 г.). Вера Грибникова награждена дипломом и памятной медалью за победу в обеих номинациях в конкурсе имени А.Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» (Калуга, 2017 г.)

Победа в конкурсе «Стихи о Твери и Тверском крае» (Тверь, 2015 г.) привлекла внимание к творчеству Веры Грибниковой художественного руководителя «Дома поэзии» Андрея Дементьева. Вера Петровна стала литконсультантом «Дома поэзии». Она ведет «Литературные среды», координирует работу Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок» в отборочном туре.

 В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Признание таланта Веры Грибниковой далеко за пределами Верхневолжья отнюдь не повлияло на отношение к ней литературоведов, возглавляющих новообразование тверской писательской организации. Веру Петровну сначала сочли нежелательной в составе правления, а затем и в самом тверском отделении. Причиной тому – принципиальная позиция Грибниковой в вопросах приема в организацию новых членов и выдвижения на литературные премии по критерию таланта, а не личных симпатий.

Вера Грибникова активно участвует в мероприятиях «Содружества литераторов Верхневолжья», с 2011 года является членом литературного совета альманаха «Новый Енисейский литератор» (Красноярск). Награждена почетным дипломом «За вклад в развитие русской литературы в Красноярском крае» и многими благодарственными письмами. А в 2018 году с победы в литературном конкурсе началось ее сотрудничество с Союзом писателей Крыма.

 Добрые литературные встречи в грибниковской «Росе» у многих вызывали ностальгию, и Вера Петровна создала новый клуб. Уже шесть лет литературное объединение «Ковчег» собирается в последнее воскресенье месяца в библиотеке имени Спиридона Дрожжина в Твери. Вдохновение, позитивный настрой, дружелюбная обстановка – отличительные черты уют-компании «Ковчега». Вместе с Верой Петровной благотворную атмосферу литературного клуба поддерживают сотрудники библиотеки и ее заведующий Владимир Ходаков.

«Ковчег» не замыкается в четырех стенах, он активно путешествует по России, сотрудничает с библиотеками, клубами, музеями, литобъединениями и школами.

МЕЧТА О КНИГЕ

Вера Грибникова по-прежнему пишет много новых стихов. Только раньше они рождались экспромтом и отшлифовывались в памяти, а сейчас просятся на бумагу.

«Очень хочется издать книгу, – делится сокровенными планами поэтесса. – Личные сборники не выходили у меня очень давно – 17 лет, поскольку нужды семьи всегда были на первом месте, а государственное тверское издательство давно приказало долго жить. Может быть, в этот юбилейный год мечта наконец-то осуществится?»

В былые времена поэты к юбилею выпускали «Избранное» при поддержке писательской организации и удостаивались государственных наград в знак признания вклада в литературу. В наши дни отсутствие государственных наград означает не отсутствие вклада в литературу, а отсутствие связи между государством и литературой. Литературные премии регионального масштаба связаны с изданием книги – деньги тянутся к деньгам. Автор, издав книгу на свои средства или средства спонсора, если его удается найти, получает возможность быть номинированным на премию. Нет книги – нет премии. В общем, без предприимчивости, которая обычно не свойственна талантливым писателям, не обойтись.

 Редакция «Каравана» желает Вере Грибниковой исполнения желаний и реализации творческих планов в этот юбилейный год. Новых стихов, новых книг, новых побед!

Мария Парамонова

Стихи Веры Грибниковой

Прохожий

Стукнусь обессиленною птахой
в чье-нибудь окошко, наугад:
«Человек! Открой его без страха,
протяни на помощь добрый взгляд.

Места нужно мне совсем немного,
я не попрошу ни пить, ни есть.
Чуть согреюсь и опять в дорогу,
чтоб нести, нести благую весть

О весне! Лишь отогрейте птаху,
Я не отдыхала так давно…»
Но скользнули взглядом и с размаху
шторами задернули окно.

Не взлететь… Срываюсь под окошко,
крыльями обмерзлыми звеня.
…Чьи же это добрые ладошки
отогреть пытаются меня?

В Твери прошли Пятые чтения «Книга. Православие. Общество»

14.03.2019

Статья опубликована в еженедельнике «Караван» №9
за 20-26 марта на стр. 6-7 (в сокращении)

14_марта в России в десятый раз отмечался День православной книги. Этот праздник, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был установлен в 2009 году и впервые отмечен в 2010-м в целях просвещения через книгу. День православной книги приурочен к дате выпуска на Руси первой печатной книги. Первопечатник  Иван Фёдоров (Москвитин) издал книгу «Апостол» и представил её  1 марта 1564 года по юлианскому календарю, что соответствует 14 марта по календарю григорианскому.

День православной книги празднуют во всех епархиях Русской Православной Церкви не только в память о выпуске первой печатной книги, но и для популяризации чтения, как пути в мир знаний, к тайнам духовной жизни, сокровищам русской литературы.

Ставшие уже традиционными чтения «Книга. Православие. Общество»  п рошли в Твери, в  Центральной городской библиотеке имени А.И. Герцена уже в пятый раз.  Инициаторами проведения чтений, помимо библиотеки, являются   Тверской государственный объединенный музей, Тверская епархиальная библиотека, Межрегиональный гуманитарный научный комитет имени К.П. Победоносцева.

Чтения были открыты для всех желающих и собрали полный библиотечный зал слушателей, интересующихся проблематикой духовно-нравственного воспитания, развитие интереса к православной литературе.

Темами V чтений стали духовность в литературе и искусстве, исторические примеры утверждения принципов духовности и нравственности в обществе, подвижники православия как среди священнослужителей, так и в светском обществе.  Также была обозначена тема православия как основы высоконравственных отношений в семье и обществе. Выступающие на чтениях священнослужители, ученые, краеведы в основном придерживались заявленной тематики.

С приветствиями к участникам чтений обратились руководитель издательского направления отдела тверской епархии по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ протоиерей Александр Душенков и председатель Тверского областного общества книголюбов Вера Ткаченко.

Безусловно впечатляющим, можно сказать сенсационным стало выступление иерея Геннадия Титова из Санкт-Петербурга. Он представил прекрасно изданную книгу «Жизнеописание петербургской старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матроны Босоножки)», соавтором которой является. В настоящее время ведется работа по подготовке материалов для канонизации старицы Матроны Босоножки, жившей в конце XIX- начале XX века. После того как Матрона 30 лет странствовала босиком по святым местам, она жила в Петербурге под покровительством святого Иоанна Кронштадского и государя императора Николая II, с которым вела переписку. Ежедневно Матрона Босоножка принимала по 500 человек паломников и помогала им молитвой. Что было особенно интересно для аудитории, старица Матрона по благословению святого Иоанна Кронштадского ездила по Тверской губернии с миссионерскими целями. А в деревне Ферязкино Старицкого уезда даже произошел некий инцидент, который сделал старицу Матрону одним из фигурантов судебного разбирательства. Исследователи обнаружили в архивах 700-страничное дело 1899 года и выяснили, что Матрена Босоножка была полностью оправдана судом.  Иерей Геннадий Титов подарил экземпляр книги библиотеке им. Герцена. Несомненно, у этой книги будет немало читателей.

Жизни и деятельности просветителей посвятили свои доклады краевед Анатолий Головкин, кандидат педагогических наук Ольга Кузьмина,  научный сотрудник музея М.Е. Салтыкова-Щедрина Ольга Сорокина и ряд других исследователей.

Галина Гадалова, кандидат исторических наук, подготовила презентацию, знакомящую со страницами рукописной книги  – Тверского списка Хроники Георгия Амартола.  По мнению докладчицы, создание на рубеже XIII-XIV веков тверского списка книги, написанной в Византии в середине IX века, связано с именем благоверной княгини Ксении, матери князя Михаила Ярославича Тверского.  Книга, красочно проиллюстрированная художниками, рассказывала о ветхозаветных событиях и могла являться учебным пособием для княжеских детей.  Вторая часть тверского списка Хроники, повествующая о более современных событиях, до наших дней не сохранилась.

Весьма содержательный доклад с видеопрезентацией по теме старицких белокаменных храмов XVIII-XIX веков представил краевед Александр Шитков. А кандидат филологических наук, доцент ТвГУ Александр Бойников  на примере творчества известного тверского писателя Леонида Нечаева сделал доклад о жанре православного рассказа.  Ряд выступлений участников чтений был посвящен классикам русской литературы.

Вице-президент Петровской академии наук и искусств, профессор и академик ПАНИ Владимир Осипов передал в дар библиотеке имени Герцена от Тверского регионального отделения ПАНИ библиографическую энциклопедию «Золотые имена России». Это первый выпуск издания, в который вошли сведения о видных деятелях науки и искусства – членах ПАНИ. «Союз науки и православия: идеи, проблемы, издания» – так назвал свой доклад Владимир Глебович. И эта тема оказалась весьма значимой, раскрывая, в том числе, и суть происходящего в зале чтений.

Союз науки и православия, который поддерживается и празднованием Дня православной книги, ещё очень молод. Советская наука, с её атеистическим подходом, не создала методологию для исследований светских ученых по вопросам, связанным с религиозными темами.  И в прозвучавших на чтениях докладах была заметна некоторая терминологическая стихийность.  Науке и православию в точках их взаимодействия еще предстоит преодолеть проблемы становления их союза.

Чтения «Книга. Православие. Общество»  расширяют и географические и возрастные рамки – в этом году на них выступил даже четвероклассник, пересказавший прочитанную им книгу об Афанасии Никитине.  Празднование Дня православной книги в Твери, несомненно будет содействовать и популяризации чтения дома и в школе и  воспитанию молодежи.

Мария Парамонова

Книжная культура Верхневолжья

20.02.2019

На Неделе тверской книги представлены литературные новинки авторов региона

Статья опубликована в еженедельнике «Караван» №5 за 20-26 февраля 2019 года с редакционным заголовком и подзаголовком

Уже четверть века  Неделя тверской книги служит местом коммуникации писателей, издателей и читателей Верхневолжья. Обширная выставка книг тверских авторов, изданных в регионе и за его пределами, привлекает  к себе внимание тверской культурной элиты  – не только литераторов, но и художников, музыкантов, а также журналистов и научного сообщества.  XXV Неделя тверской книги прошла 12-18 февраля 2019 года и вместила в себя десятки мероприятий – конференции, презентации, концерты, поэтические  встречи.

16 февраля в рамках Недели состоялась  научно-практическая конференция «VIII Исаковские чтения: древнерусское наследие и современность», посвященная памяти В. З. Исакова (1943-2010 гг.) – известного тверского писателя, переводчика старинных рукописей, журналиста, общественного деятеля. В этом году она носила название «Древнерусское наследие и современность».  Литературоведы, краеведы, историки и лингвисты обменялись мнениями по проблематике взаимосвязей древнерусской литературы и литературы Нового и Новейшего времени.

СВЯТОЙ ЗАСТУПНИК МАКАРИЙ КАЛЯЗИНСКИЙ

Презентацию серии сборников Макарьевских Калязинских чтений, которая состоялась 14 февраля,  организаторы назвали краеведческим дайджестом «По страницам Макарьевских Калязинских чтений».  Этим англицизмом обычно называют издание, в котором сжато, с выдержками, передается содержание публикаций ряда других изданий с целью дать о них представление.  Составителями издания «Преподобный Макарий Калязинский – святой заступник земли русской» являются Я. В. Леонтьев и Я. Н. Сонина. Чтения проходят один раз в два года. Сборники материалов издаются с 2012 года, объединяя доклады именитых учёных и краеведов из Москвы, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Твери, Калязина и др. городов.

Ведущая краеведческого дайджеста  Светлана Золотова рассказала поочередно обо всех прошедших чтениях, их темах и участниках.  Кроме того она озвучила представила состав попечительского совета чтений, в который входят глава Калязинского района К.Г. Ильин, представители духовенства, историки и краеведы. Константин Геннадьевич на презентации рассказал о Макарьевских Калязинских чтениях и важности этого мероприятия для жителей района, духовенсва и верующих, для научного сообщества.

Доктор исторических наук, профессор МГУ Ярослав Леонтьев, составитель сборников «Преподобный Макарий Калязинский – святой заступник земли русской», выступил перед заинтересованной публикой, раскрыв множество фактов о Макарии Калязинском, не известных широкому кругу читателей. Удивительный рассказ продолжила  Галина Гадалова – главный библиотекарь отдела редких книг Научной библиотеки ТвГУ. Выступили также кашинский краевед Наталья Никитина, историк-археолог Владимир Хухарев и другие.

*

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ

В тот же день 14 февраля в помещении Делового информационного центра библиотеки состоялась презентация книги журналиста, военного корреспондента  Александра Харченко «Я стал частью этой войны…».  Это третья книга писателя.

Александр Антонович – полный кавалер медалей ордена «За заслуги перед Отечеством». До приезда в Тверь Харченко был заведующим корреспондентским пунктом ТАСС в Эстонии. Смена адреса произошла после публикации его статей с критикой установки памятника боевикам подготовленного фашистами диверсионного отряда «Эрна».  Об этом Александр Харченко рассказывает в рассказе «Призраки Абвера», вошедшем в представленную книгу (еженедельник «Караван» опубликовал на своих страницах мою рецензию «Поэзия мира в прозе войны» на книгу А.А.Харченко).

Презентация проходила в режиме он-лайн – Александр Харченко по состоянию здоровья  не имеет пока возможности посещать мероприятия лично. В режиме видеоконференции он общался с залом с экрана монитора. А ведущим в зале стал Александр Кокарев – доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ТвГУ.  Он рассказал, что Александр Харченко вел в ТвГУ курс экстремальной журналистики. В зале присутствовали его бывшие студенты, создавшие документальный фильм о своем преподавателе.

На презентации книги выступил Главный федеральный инспектор по Тверской области аппарата полномочного представителя президента России по ЦФО Игорь Жуков, генерал-майор милиции, доктор психологических наук, профессор.  Игорь Александрович является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г., участником боевых действий. Он награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Мужества  и другими государственными наградами и наградами РПЦ.  Александр Харченко поблагодарил Игоря Жукова за содействие при издании книги и подчеркнул, что их жизненные пути проходили через одни и те же горячие точки планеты.  Игорь Александрович высоко оценил книгу «Я стал частью этой войны…», охарактеризовав её как талантливую и правдивую.  Он пожелал Александру Антоновичу здоровья и новых книг.

Университетское телевидение ТвГУ опубликовало репортаж с этой презентации: 

*

КРУГ ЧТЕНИЯ

Директор библиотеки Светлана Мальдова и ее коллектив провели, несомненно, колоссальную работу по подготовке столь представительной выставки. Среди книг, представленных на Неделе Тверской книги, хочется назвать еще несколько – они могут составить круг увлекательного чтения на целый год.

«Бурый медведь»  заслуженного  эколога РФ, доктора биологических наук, руководитель биостанции «Чистый лес» Валентина Пажетнова повествует об уникальной  методике выращивания медвежат-сирот.

Поэтический сборник  «Росстани» члена Союза писателей России Владимира Львова  уже на открытии Недели тверской книги был удостоен Приза симпатий библиотекарей.

Книга Анатолия Головкина «Владельцы мызы Подобино» – исследование истории имения Подобино Бежецкого уезда, с хозяевами которого  Неведомскими по-соседски общалась чета поэтов  Николай Гумилёв и Анна Ахматова. «Она легко закладывала ногу за шею, касаясь затылком пяток» – цитирует автор воспоминание о цирковом этюде «женщина-змея» в исполнении Анны Андреевны. В представлениях домашнего цирка охотно принимали участие хозяева и гости мызы Подобино.

Известный тверской журналист Валерий Кириллов предлагает «сверить часы истории», оглянувшись на три десятилетия новейшей истории. Книга «Почвенники и отчужденцы»  анализирует события начиная с с 1989 года, когда сложно было предсказать «какой катастрофой обернется начатая М. Горбачевым «перестройка», насколько сложным окажется становление новой российской государственности».

Небольшая книга Натальи Серовой «Рассказы» особо дорога её друзьям. Писатель, предприниматель и меценат Наталья Серов ушла из жизни после неизлечимой болезни в 2018 году.

Несколько книг представила поэт, переводчик, драматург член Союза писателей, обладатель множества наград в области литературы Гайда Лагздынь. Это книги для детей и взрослых, прекрасно иллюстрированные и востребованные читателями и в Тверской области и за ее пределами.

Книга протоиерея  Александра Шабанова «Болеславлев. Истории одного дня» была представлена на Тверском переплете в прошлом году. На Неделе тверской книга отца Александра – председателя миссионерского отдела Тверской епархии, руководителя хосписа «Анастасия» была представлена в экспозиции. В эти дни стало известно, что православный писатель удостоен за эту книгу региональной литературной премии имени М.Е. Салтыкова – Щедрина.

17 февраля состоялась  музыкально-литературная встреча – презентация книги «Нет школ никаких. Только совесть…», изданной к 90-летию выдающегося поэта ХХ века Владимира Соколова. В сборник вошли стихотворения Владимира Николаевича, воспоминания о нём, литературоведческие исследования, а также произведения лихославльских писателей.  Воспоминаниями о Владимире Соколове поделилась родная сестра поэта, детская писательница и журналист Марина Соколова.

Ровесник Владимира Соколова, наш знаменитый земляк поэт  Андрей Дементьев, песни на стихи которого знает наизусть не одно поколение россиян, пережил «тихого лирика» на два десятилетия.  Он оставил мемуары «И все-таки жизнь прекрасна» и сборник стихов «Жизнь — одна. Любовь — одна», которые были изданы посмертно.

Не так давно, 15 декабря, завершился 2-й литературный конкурс «Поймай удачу». На нем был представлен сборник работ победителей первого конкурса. На Неделе тверской книги этот сборник вошел в экспозицию «Содружества литераторов Верхневолжья».

Пожалуй, самым богато иллюстрированным изданием выставки стала книга «Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском. Житие Анны Кашинской». Это плод единения истории, науки и искусства. Два жития – святых Михаила Тверского и Анны Кашинской  опубликованы под одной обложкой. В книгу вошли тексты Г.С.Гадаловой, В.З. Исакова и авторские иллюстрации заслуженного художника России Л.Г. Юга.

Книжная культура Верхневолжья как часть общественной культуры объединяет в себе литературу и книжное дело. А книговедение или библиология как наука о книге и её создании неотделимо сопутствует культурному феномену книги. В  многообразии изданий вдумчивый читатель непременно найдет книгу по душе, а ученый отметит тенденции развития книжной культуры.

Гости Недели тверской книги могли выразить свои симпатии непосредственно на выставке, проголосовав за понравившуюся им книгу. Когда верстался номер, стало известно, что звание  «Лучшая тверская книга — 2018. Выбор читателя» присуждено книге Александра Харченко «Я стал частью этой войны…»

Мария Парамонова

Поэзия мира в прозе войны. Рецензия на книгу Александра Харченко

26.12.2018

Опубликована в еженедельнике «Караван+Я» № 52 (1184) от 26 декабря 2018 г. (с.10-12)

Книгу «Я стал частью этой войны…» сам автор – журналист и писатель Александр Харченко назвал симптоматично: проза и стихи из репортерского блокнота журналиста спецназа. Такой подзаголовок готовит читателя к прочтению путевых заметок с острым сюжетом, запахом пороха и крови, но с неким романтическим флером – стихи все же. Однако с первых страниц становится понятно: это книга-жизнь, книга-исповедь.

Четыре (!) предисловия – отзыва журналистов, писателей и участников боевых действий, предваряющих авторский текст, позволяют сформировать представление об авторе как о писателе-документалисте, чьи истории основаны на реальных событиях, чья задача, как выразился участник боевых действий в семи кризисных зонах Борис Подопригора, «прежде всего взгляд из войны».

 Таллин, Довлатов и паруса

Книга о спецназе могла бы начаться самым остросюжетным рассказом из горячих точек. Книга-исповедь начинается с малой родины. Для Харченко это советская Эстония, лиричный древний Таллин. Мирная жизнь до распада Союза, до того дня, когда республика буквально выдавила за свои пределы человека, верного своим идеалам. А до того дня было детство в Таллине и поездки к отцу в военный городок на острове Сааремаа в Балтийском море (его название мы помним из школьного курса географии).

Малая родина писателя Харченко, однажды отказавшая ему в родстве, но не забытая, не разлюбленная им. Свет детства и юности неиссякаем, если это свет. Здесь отец – фронтовик, кавалер ордена Боевого Красного Знамени – рассказывает о войне. Здесь цветет удивительная сирень для прекрасной, меняющей обличья феи. Здесь читают стихи на могиле поэта Серебряного века Игоря Северянина. Здесь, по обыкновенной людской природе, обожают Ленинград, в то время как ленинградцы и москвичи мечтают поехать в Таллин. Здесь в этой ностальгической, слегка публицистической, а больше автобиографической прозе писатель Сергей Довлатов без всякого либерального пафоса просто работает в соседней редакции. Здесь молодой журналист Харченко обретает опыт спортивного репортера и навсегда влюбляется в парусный спорт.

Рубежи Родины

Уже в детстве у Александра Харченко было ощущение рубежа Родины как места, где он жил. Ощущение реальности войны, которую прошел и в которой был тяжело ранен в танковом бою его отец. От этого, а не, как думают многие не отягощенные идеалами современники, от стремления угодить властям возвращается Харченко к теме Великой Отечественной войны. Даже находясь на чемпионате СССР по парусному спорту, писатель ищет встречи с комбатом, штурмовавшим Рейхстаг, Героем Советского Союза С.А. Неустроевым. Взгляд Харченко объективен: он не закрывает глаза на недостатки советского общества, несовершенства отдельных его официальных лиц, но и не бросается их обличать с пеной у рта, как делают иные журналисты, столь же рьяно восхвалявшие политбюро. Писатель точно знает: советский солдат победил в жестокой войне фашизм и героизация фашизма – путь к новой войне. «Война вошла в душу, в мозг, в кровь…» – передает журналист слова капитана Неустроева, рассказавшего о взятии Берлина и о первом дне после Победы. Комбату тогда не было и 23 лет.

Рассказ «26-й день войны и вся жизнь» повествует о военном подвиге и спустя много лет тяжком испытании Героя Советского Союза Арнольда Мери. В 22 года он выстоял в неравном бою с фашистами на Псковщине, а в 88 лет оказался на скамье подсудимых по сфабрикованному обвинению. Двоюродный брат Арнольда Леннарт Мери, став президентом Эстонии, назвал героями эстонцев, воевавших на стороне гитлеровцев, а борцов с ними – преступниками и предателями.

 «Уходим! Приказ капитана Пастернака»

Журналистское расследование «Тень от крыла со свастикой» резко изменило жизнь Александра Харченко. Он признается, что мог отказаться от предложения ветеранов и не заниматься изучением материалов о группе «Эрна» – разведывательно-диверсионном подразделении, сформированном в основном из эстонцев при поддержке и под руководством немецких и финских военных накануне войны в 1941 году. Когда страны НАТО вместе с суверенной Эстонией провели военные учения – реконструкцию пути фашистского подразделения «Эрна», у ветеранов это вызвало закономерное удивление и негодование. Убивая эстонских коммунистов и солдат Красной армии, эрновцы вырезали на их телах финским ножом букву «Е» для устрашения местных жителей. Эстонская буржуазия, как свидетельствуют герои расследования, надеялась, что немцы восстановят старое правительство, вернут национализированное советской властью имущество. Но те назначили в органы власти немцев, а фабрики, усадьбы и прочую некогда частную собственность объявили принадлежащей немецкому государству.

Когда в 1989 году в Эстонии был открыт памятник членам группы «Эрна», Александр Харченко написал в репортаже с этого митинга, восхваляющего «борцов против сталинизма», а по факту – членов подразделения гитлеровской армии: «Когда смотришь на мемориальную плиту в Каутла, когда знаешь, что стоит за надписью на ней, невольно чувствуешь на себе тень от крыла со свастикой. Видно, кому-то снова не дает покоя устрашающий знак – буква «Е» с боевым ножом». Этот рассказ был напечатан в центральных изданиях, вышел на ленту информагентства ТАСС. Главред газеты «Совершенно секретно» Артем Боровик захотел поехать вместе с Харченко – увидеть своими глазами, как «ветераны СС и Абвера хотят переписать историю на свой лад». После этого и закипели страсти вокруг Харченко. «Призраки Абвера» выдавили неудобного журналиста из Эстонии. «И я шагнул в Россию, как в первый раз шагнул с парашютом в распахнутый люк самолета», – пишет об этом Александр Антонович словами не документалиста, но поэта.

 На границе добра и зла

Композиционно выстроенный рассказ «Лунная соната, или Прощание с границей» (я бы назвала это произведение небольшой повестью, учитывая сложную структуру) представляет интерес и как художественное произведение, и как страница «энциклопедии советской жизни» периода полураспада. Эстония еще не стала отдельным государством, но пути ее жителей уже намечены, они уже разошлись, как ни болезненно это для главного героя с фамилией Нарва.

А уже в рассказе «В поисках Людика», стилистически соответствующем заметкам из репортерского блокнота, тот самый Нарва возникает вполне документально в Приднестровье, охваченном войной. Здесь тоже вырезают на телах местных жителей буквы и звезды, будто уже забыты уроки Нюрнбергского процесса. И правда, теперь трибуналы практикуют двойные стандарты. Автор приводит слова генерала Лебедя: «Здесь живут люди, которых систематически и иезуитски, зверски уничтожают. Причем уничтожают таким способом, что эсэсовцы образца пятидесятилетней давности – просто сопляки». Правительство Молдовы использует наемников, а местные жители уповают на Россию. «Русь! Ты бросила их, а имела ли право?» – вопрошает в стихах казачий атаман. Сколько раз еще прозвучит в нашей истории этот вопрос?

 А лен загубили…

Грузия, Чечня, Таджикистан – география репортажей Лунина-Харченко, география постсоветского пространства, разрываемого на большие и малые лоскуты. «Как, оказывается, легко заставить людей воевать. И как трудно потом им объяснить, что пахать и собирать хлопок гораздо лучше, чем бегать по горам с автоматом», – говорит журналист. А хлопок России нужен – без него ткацкие станки стоят. Лен-то загубили, теперь им в лучшем случае щели в избах конопатят.

Возможно, гении социалистического планирования свято верили в нерушимость союза республик свободных. Но прошло немало лет с тех пор, как Харченко рассуждал о льне и стремлении определенных сил создать в бывших республиках СССР плацдарм для нарезки уже российской территории. А импортозамещения хлопка льном не было, и нет. Видно, молодые технократы во власти не читали репортажей Харченко, там слишком много букв.

 Тверь и Торжок, джаз и Пушкин

Закономерно, что Лунин-Харченко в своем блокноте не обошел вниманием «приютившую» его тверскую землю. Он вспоминает прекрасные времена расцвета джаза в Твери, когда филармонией руководил Владимир Боярский. В те годы я не пропустила ни одного летнего джазового фестиваля – они заканчивались за полночь, но были действительно культурным событием. Интересно, что персонажей своих документальных рассказов Харченко называет настоящими или измененными именами по понятной только ему системе. Так, Боярский остался Боярским, а организатор Пушкинского праздника в Торжке Кашкова стала Ташковой. Здесь, вероятно, скрыт своеобразный реверанс Довлатову, который, по свидетельству Харченко, в своем «Компромиссе» оставил действующим лицам – журналистам их имена и лишь одного «переименовал».

Но с чего бы ни начинал свой рассказ писатель Харченко, велика вероятность, что закончится все снова войной. Она не оставляет его так же, как и ветерана, штурмовавшего Рейхстаг, она «вошла в его кровь». Вот почему название книги «Я стал частью этой войны» отражает лишь половину правды – война стала его частью. Работа журналиста на войне – приближать мир. Работа военного журналиста в мирное время – хранить правдивую память о ней, дабы не повторилась.

«Давайте не встречаться на войне»

Стихи, завершающие книгу Александра Харченко «Я стал частью этой войны», уже представлены автором в рассказах. Эта часть мироздания автора – не поэтизация войны. «Боль и грязь. Кровь. Кавказ». Романтика войны возникает, возможно, только у тех, кто судит о ней поверхностно, уж точно не по личному опыту. А «прекрасная дама» поэту только снится. Здесь же стихи «из раннего» – сирень, Таллин, море, паруса. А «шелест платья и шаль белоснежная» исчезают, когда появляется «Леди-Война». Поэт не слагает «счастливые стихи» – он, скорее, солидарен с любимым поэтом своей юности: «Пишут, лишь ожидая, страдая, мечтая, ошибаясь, моля и грозя…» Поэзия Александра Харченко пронизана вдохновением, он и не думает шлифовать поэтические строки – они предстают в первозданной чистоте. Даже когда рушатся слова, мир погружается в войну:

А стоит ли теперь стонать?
Расхристан мир. На пепелище
Со звоном лопнула струна.
Аккорд фальшив как пьяный нищий…

Александр Харченко – достойный продолжатель военкоров Великой Отечественной, чей патриотизм не пустые слова, а тяжелый опыт потерь во имя будущего мира. «Давайте не встречаться на войне…» – призывает поэт в своей песне, обращенной к друзьям – к «журналистскому спецназу».

Уникальный опыт автора побуждает отнести книгу «Я стал частью этой войны…» к жанру «нон-фикшн» – документальной прозы, в которой сюжетная линия строится преимущественно на реальных событиях, а художественный вымысел возникает лишь эпизодически. Очевидно, что значительное в современном обществе расслоение общественных настроений, точек зрения на те или иные периоды отечественной и мировой истории, сужает круг благодарных читателей этой книги. К сожалению, молодежь, чье самосознание формировалось в период после распада СССР, зачастую отрицает весь советский период истории, следуя шаблонам «победителей в холодной войне». Книга Александра Харченко, по своей сути книга-исповедь, является наглядным свидетельством того, что мир и война слишком сложны, чтобы судить о них по шаблону.

Мария Парамонова,
член Союза писателей России,
поэт, журналист

Свет поэзии. В Твери выпущена литературная газета

18.12.2018

В декабре 2018 года вышел из печати первый за многие годы выпуск Тверской литературной газеты. Главный редактор издания – член Союза писателей России Сергей Струков в своем приветственном слове пишет: «Свет Истинный, «просвещающий всякого человека грядущего в мир», призывает нас создать некое подобие его Света на Земле. По замыслу создателей сего литературного проекта, Тверская литературная газета должна стать максимально совершенным соответствием принятым в нашей русской православной культуре эталонам нравственной чистоты, духовной организованности, правды и веры в достойные человека устремления! То есть, тем самым, некоторым подобием Света небесного…Единственное требование к поэтам и писателям звучит крайне скромно и вполне определенно: способность, желание и возможность «светить»…».

Среди авторов издания – преимущественно члены Союза писателей России. Газета издается при финансовой поддержке благотворителя и попечителя Сергея Павловича Козубенко.  Отпечатана в ООО «Тверская фабрика печати».

В рубрике «Проза» опубликованы: рассказ «Золотоискатель» Бориса Морозова; «Хлеб наш насущный», «Несгораемая изба», «Поединок» Леонида Нечаева, «Золотой Куст» Валентины Карпицкой», отрывок из романа «Богоборец» Сергея Струкова.

В рубрике «Поэзия» опубликованы стихотворные подборки Олега Горлова, Марии Парамоновой, Виктории Паниной, Екатерины Большаковой, Любови Старшиновой, Веры Грибниковой, Марины Крутовой, Сергея Полежаева, Татьяны Винокуровой, Владимира Львова.

В рубрике «Человек и вера» в эссе Дмитрия Мамонова «На краю времени» (Православие и судьба России» поднимаются вопросы понимания истории и извлечения из неё уроков. Краевед Евгений Ступкин в статье «Михаил Сердюков – «министр снабжения» Императорского двора» начинает свое повествование о деятельности по созданию Вышневолоцкой водной системы. Продолжают рубрику рассказ Валерия Годовицина «Сынок» и статья Бориса Морозова «О Петрове». В рубрике «Смех всерьез» Денис Кузьмин рассказывает поучительные истории из жизни Льва Толстого.

Добавлю, что моя поэтическая подборка включает стихотворения «Марьин Скит», «Баллада о сожженных», «Во имя Добра», «Мой дом», «Перед иконою свеча…», «Его глаза – земного сада листья…», «Кто говорит на древнем языке…», «Ратник», «Сероглазое чудо», «Капля-солнышко» и «Гербарий».