Записи с меткой «Литературная Тверь»


«Живи, трамвайчик! Будь в моей судьбе!»

12.11.2018

Взяла интервью у поэтессы, члена Союза писателей России Веры Грибниковой. Номер еженедельника «Караван+Я» выйдет в среду.

В эти туманные осенние дни, когда где-то в кулуарах регионального и муниципального правительства решают быть и не быть тверскому трамваю, мы беседуем с поэтом, членом Союза писателей России, лауреатом Всероссийских и международных конкурсов, а в прошлом – вагоновожатой Тверского Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) Верой Грибниковой.

ЖЕЛЕЗНЫЕ КОНИ ВМЕСТО ЖИВЫХ

-Как судьба свела Вас с трамваем? Вы ведь родом из Селижарова.

- После школы год отработала в Торжке, хотела быть поближе к бабушке. Там есть «Марс» – завод электротехники.  Я работала с микроскопом, в белом халате контролером-сборщиком интегральных схем. Но поняла, что это не для меня. Я все детство пробегала с пистолетами и саблями. Потом, к сожалению, бабушка умерла, и уже не было необходимости ездить каждый выходной в Селижарово, поддерживать ее. Поэтому я решила осуществить свою мечту. Я со школы ездила на ипподром к лошадям, когда в старших классах училась.  Осенью 1978 года приехала на ипподром к живым лошадям, а там невозможно устроиться работать, потому что нужна прописка, жилье – при ипподроме этого нет. Первая мысль была – искать такую работу, чтобы все время быть в движении. Я пошла в ДОСААФ, чтобы выучиться на шофера, но увидела, что там одни ребята, ни одной девчонки нет. Развернулась и пошла в ТТУ. Хотела на троллейбус, но там был перебор, а на трамвае – недобор. В отделе кадров мне сказали, что потом, возможно, часть группы отсеется и можно будет перейти на троллейбус.

- Набирали учебные группы с последующим трудоустройством?

- Да, группы набирали через несколько месяцев. Еще одна группа стажируется, а другая уже садится за парты теорию изучать. Там неплохая стипендия была – 70 рублей.  Я закончила курсы водителя трамвая и, без побега, почти 33 года проработала на трамвае. С пропиской, жильем вопросы решали.

- На троллейбус так и не перешли?

- Мы все перезнакомились с девчонками, и когда к нам пришла руководитель троллейбусной группы звать к себе на освободившиеся места, уже никто не пошел. Закончили училище, отстажировались, начали работать на одиночных – на 8-м маршруте и на 14-м. Уже полюбили трамвай!

Мечтала с детства о живом коне,
Скакать бы по лугам, сбивая росы.
Но конь совсем иной пришёл ко мне,
Большой, железный и звонкоголосый.

Он мне восходы солнца показал,
Кормильцем стал, наставником и другом,
Упорно, терпеливо приучал
Не тяготиться «карусельным кругом».

Я полюбила этого коня!
По ровно разлинеенной дороге
Уж четверть века возит он меня,
Покладистый, не слишком быстроногий…

                        ( из стихотворения «100-летию тверского трамвая, 2001 г.)

 - Начинающим вагоновожатым только на одиночных можно было ездить?

- Да, в нашем депо на Капошвара  мы буквально через год сдали на 2 класс и нам прицепили «хвостик» – второй вагон. Началась работа в полную силу. Потом вышла замуж, родился сын, когда ему исполнился  1 год, стала работать по резервному графику – мы с мужем ребенка с рук на руки передавали, а он в смену работал.

- На каких маршрутах Вы работали?

- Сначала на 8-м, а когда на подмену выходила – работала на всех маршрутах первого депо. Всего маршрутов было 15, а на лето, для дачников добавляли 16 и 17-й. Весь город был охвачен.  Первый вагон выезжал из депо в 4 утра, последний – заходил в парк в 2 часа ночи. Мне нравились ночные смены.

- А аварии случались?

- Конечно, то с машиной стукнешься, то человек прицепившийся  из двери выпадет. Трамваи такие полные были, что двери трещали, из роликов выскакивали. Стекло кабины выдавливали. Когда на 4-м маршруте работала – он обслуживал « Искож», ТЭЦ,  Экскаваторный завод, «Химволокно», КСМ, Мелькомбинат, с другой стороны – вагонзавод, ДСК. Это был единственный маршрут нашего парка, который ходил за Волгу.

ЗАБЛУДИВШИЙСЯ ТРАМВАЙ

- Водитель трамвая – это романтичная профессия? Как это находило отражение в творчестве?

- Это профессия уединенная, водитель в кабине один. Но стихи писать можно было лишь тогда, когда пассажиры уже разъехались по домам. Ночью машин на улицах практически не было, только редкие такси или коллеги-автобусники. Тогда возникало ощущение, будто летишь над землей в какой-то полуфантастической повозке.

Роняя свет лилово-нежный,
Сияют звёздочки в ночи.
Скачи, скачи, мой конь железный,
Стучи копытами, стучи.

Один лишь рейс у нас остался,
И мы отправимся домой.
Ты запылился, запыхался
И, верно, хочешь на покой.

Резервный, старенький, бывалый,
Изношенный не по годам,
Мы пассажиров запоздалых
С тобой развозим по домам.

Грохочешь улицей пустынной,
Как припозднившийся гонец.
Последний рейс – он самый длинный,
Но и ему придёт конец…

                   (из стихотворения «Ночная смена»,  1994 г.)

А днем, в потоке движения, было не до стихов. Ответственность несли за всех пассажиров – нам наш преподаватель говорил «Тюрьму за спиной возите».

- А сейчас водителям маршруток никто об их ответственности не напоминает, вот и гоняют по встречной и на красный свет?

- Да, и сигнал поворота один из десяти показывает. А у нас это было до автоматизма,  даже въезжая в парк, сворачивая на мойку, улыбаешься сама себе, замечая, что автоматически показываешь поворот. Каждый год нас проверяли на знание правил, и водителей троллейбусов тоже. Экзамены по билетам сдавали.

- То есть, маршрутки эффективнее экономически из-за того, что они экономят на безопасности? Серьезная надежная система не может быть дешевой.

- Видимо да. Нас за счет управления привозили на служебном автобусе на работу, кто далеко живет – к 4 утра, иначе не добраться. А еще надо ежедневное медосвидетельствование пройти: промилле алкоголя проверяли, давление мерили, пульс, внешний осмотр. Без штампа этой официальной лаборатории на маршрут диспетчер не допустит.

- Ремонт осуществляла специальная служба?

- Да, если самой не получается двери привести в порядок или с соленоидом тормозной системы проблема или еще что-то случилось, ремонтная бригада оперативно приезжала. Водили трамваи в основном женщины, мужчины у нас были на вес золота, а неполадки могли возникать такие, что без мужской силы не обойтись.

- Конечно, выручка от продажи билетов и талонов не покрывала этих издержек. Без субсидий из местного бюджета общественный транспорт не может существовать полноценно и безопасно?

- Мы работали без кондукторов, социалистическая система основывалась на сознательности, но многие норовили билет оторвать, а денежку не положить: «Всё вокруг колхозное, всё вокруг – моё». Бывает, снимут кассу – она опечатывалась пломбой, выложат на стол, а там – пуговицы,  старые деньги. Было такое понятие «разрыв» – разница между суммой по билетам и выручкой в кассе. Ее списывали, конечно, с водителей не высчитывали.

- Вагоны тогда были чехословацкие? Я помню, были с пластмассовыми сидениями – красными и серыми.

- Самые старые были Усть-Катавского завода с пневматикой, жесткие. Потом пришли первые вагончики – двух дверные – из Чехословакии. Они были с кожаными сидениями. А с пластмассовыми должны были пойти в южные регионы, но те города отказались, и их прислали к нам. Зимой было не комфортно, но зато три двери – это было очень удобно.  Позднее пришли электронные четырехдверные, тоже чешские, но ненадежные.

ПЕРЕСТРОЙКА ТТУ

- А потом уже и вовсе ничего не приходило?

- Да, в конце 80-х, с перестройкой не стало финансирования, начались проблемы. Не хватало водителей, подвижного состава. Смены стали длиннее, по 12 часов, график менее комфортный. Стали задерживать зарплату по 2-3 месяца. А в некоторых семьях оба супруга в ТТУ работали. Очень тяжело было. Первое банкротство, потом второе, переименовывали, что-то обещали, но становилось только хуже. Начали маршруты сокращать. Так как закрывались заводы, то и людей ездить меньше стало. 4-й маршрут закрыли, и последние 12 лет я работала на 14-м маршруте. Ходили слухи, что место нашего парка чуть ли не жена Лужкова выкупила, и нас скоро уберут. Но года два прошло,  депо закрыли, а место никто не занял. Нас предупредили о сокращении, мы положенное время отработали на Соминке и ушли. Там были свои бригады. Конечно, очень жалко. Переживали, хотели отстаивать, писать письма, но поняли, что это бесполезно.

-  Как может обанкротиться муниципальное бюджетное предприятие? Только вместе с муниципалитетом? Тогда и чиновникам должны были месяцами зарплату не платить?

- Нас никто с документами не знакомил. Просто становилось хуже и хуже пока не сократили. В других городах, за рубежом, трамваи развивают, потому что понимают, что они экологичные, вместительные. Я читала, что в некоторых странах трамваи ходят по пустыне и между городами. И даже на вопрос: « Как доехать до границы?» отвечают: « На трамвае до конечной, а там немного пешком». А в польском городе после ликвидации трамваев онкологические заболевания возросли в разы и люди на народные деньги восстановили трамвай.

- Да, в нашем журнале «Бизнес Территория» №3 за 2018 год опубликовано интервью с мэром Вены, где трамвай успешно функционирует и является визитной карточкой города. А Тверь стоит на грани полной ликвидации трамвайного движения.

- Конечно, в том виде как раньше уже никогда трамвай не будет существовать. Сейчас другое движение в городе, гораздо больше машин, предприятия имеют меньшую численность сотрудников или закрылись. Новые расположены в пригородах, промзонах где не было раньше трамвайных линий. Движение трамваев возможно только по выделенным линиям, чтобы он никому не мешал и ему никто не мешал – ведь это водители автомобилей встают на трамвайные пути, а не наоборот. Выделенные линии для трамвая были и раньше – на улице Спартака, на Ленинградском шоссе, на проспекте Чайковского. В этом случае, если организовать движение трамваев по выделенным линиям, это было бы хорошо и для пассажиров и для автомобилистов и для экологии.

ЗВЁЗДЫ В ТУМАНЕ

- А новые вагоны «Сити Стар», которые производит Тверской вагонзавод, низкопольные, какие о них отзывы?

- Я, конечно, их не застала, но бывшие коллеги отзывались положительно. Только не хватает ремонтников, которые разбирались бы в электронике. Наши ремонтные бригады были очень квалифицированные, они досконально изучали каждый новый вид подвижного состава. Но из тех мастеров никого не осталось.

- Говорят, что они ломаются из-за того, что рельсы не подходят для этих вагонов.

- Посадка у них, действительно, низкая. Также и ленинградские два вагончика, которые при Лебедеве нам подарили, тоже не смогли ходить – совсем немного поползали. В Питере они назывались «Пчёлки», а нам, как мы шутили, прислали трутней.   Они только и стояли в парке.  У трамваев и рельсы и реборды (выступающие части обода колеса) во всем мире одинаковые.  Но наши линии очень изношенные. В Донецке, например, все линии выделенные, не асфальтированные, а засыпанные гравием и с бетонными плашками. У нас же асфальт кладется, как попало, весной все выпирает. Рельсы очень изношенные, стык на стыке – тут любой трамвай, хоть из золота его отлей, загонишь за месяц. Контактный провод, подвеска тоже рвется без конца. Сделают натяжение не по нормативу –  подстанции не выдерживают.

ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУТ, ЕСЛИ ДУМАТЬ О ЛЮДЯХ

- Какие Вы видите перспективы для трамваев в Твери?

- На данный момент – перспектив  никаких. Единственный маршрут себя не оправдывает. Ему нужны бригады, которые ремонтируют вагоны, контактную сеть, рельсы. Более эффективно, если существует сеть маршрутов. Но кто будет ее содержать и обслуживать? Кроме того, необходимо делать обособленные линии, не мешающие автомобилям. В этом нет ничего сложного, в других городах делают, было бы финансирование и волевое решение. Да, это затратно, но при нашей экологии у нас скоро дети-мутанты рождаться будут, и это при том, что электроэнергии в нашей области производится достаточно. Можно было бы снизить тариф для электротранспорта.

- А если  осуществить модернизацию под продукцию нашего Вагонзавода, представлять эту продукцию, чтобы она ходила по улицам нашего города:  и жители гордились и покупатели видели товар лицом. В таком случае, конечно, Вагонзавод должен финансировать, хотя бы частично, содержание трамвайной сети и использовать ее, в том числе, для опытной эксплуатации, обкатки своих изделий. Ремонтные бригады могли бы быть в их штате – им и отремонтировать проще и учесть конструктивные дефекты для дальнейшей разработки моделей трамваев.

- Конечно, если бы Вагонзавод взялся курировать трамваи в городе, это был бы выход. Обучать наших слесарей, конечно, тоже возможно, но на одном маршруте загрузка специалистов будет неравномерная. Заводу, вероятно, важно знать, как работают их трамваи в городе, какова их надежность, ремонтопригодность.

-  Значит, если комплексно подойти, если компетентные специалисты разработали бы программу развития электротранспорта, трамвай можно было бы сохранить, как это сделано в Европе?

- Да, немного о людях подумать! Понятно, что маршрутки у нас в частных руках, ходят слухи, что существуют откаты, коррумпированные сотрудники ГИБДД, закрывающие глаза на нарушения закона маршрутчиками, а с трамвая ничего не получишь. Но в идеале городская власть и должна существовать для людей, чтобы обеспечить нужды граждан.  Аварийность у трамваев намного ниже, чем у автомобильного транспорта, ведь люди в трамвае защищены его большой массой. На маршрутке не поедешь с детской коляской или в инвалидном кресле, а в низкопольном трамвае «Сити Стар» для этого есть приспособления. Жаль терять эту возможность!

- Спасибо, Вера Петровна, за интересную беседу и стихи.

Беседовала Мария ПАРАМОНОВА

Возрождение святынь. Пятницкая церковь

11.11.2018

В минувшую субботу я приняла участие в благотворительном концерте коллективов ДК «Пролетарка» в поддержку Храма Рождества Богородицы (Пятницкой) в Старице Тверской области. Прочла свое новое стихотворение. Вот что пишет по этому поводу Светлана Михайловская в газете «Старицкий вестник» и на портале «Тверь без формата»:

«На этом концерте прозвучало стихотворение члена Союза писателей России Марии Парамоновой в исполнении самого автора. Мария была в Старице в Пятницкой церкви в первый приезд «Пролетарки» в День города, после чего родилось стихотворение «Старица. Пятницкая церковь». Есть в нем такое четверостишие:

Старица дремлет. Былой красоты
Тихо листает века и виденья.
Чает она возрожденья святынь,
Древней земли возрожденья.

С помощью Божьей, неравнодушных, светлых и добрых людей возрождение святынь нашего  города продолжается».

Я же, в свою очередь, написала об этой паломнической поездке статью для еженедельника «Караван+Я»: 

В день святой великомученицы Параскевы Пятницы 10 ноября творческие коллективы   Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка» вместе с группой паломников приехали в старинный город Старица, чтобы посетить праздничную службу в церкви Рождества Богородицы, которую называют также Пятницкой церковью на торгу по имени одного из приделов храма, посвященного Параскеве Пятнице.

Праздничная поездка не была праздной – артисты  привезли жителям Старицы и Старицкого района концертную программу «В краю родном всему начало».  Благотворительный концерт, средства от которого должны быть направлены   на возрождение православного храма, состоялся на сцене районного Дома культуры имени Я. С. Потапова по  благословению настоятеля церкви Рождества Богородицы (Пятницкой) протоиерея Димитрия,  при поддержке Комитета по делам культуры Тверской области и, администрации Старицкого района.

Богородице-Рождественская  (Пятницкая) церковь имеет интересную историю, которую рассказал паломникам и артистам отец Димитрий в своей проповеди в День святой великомученицы Параскевы Пятницы:

- Жизнь Параскевы Пятницы была короткой и трудной. Она была из знатной семьи, но рано осиротела. А потом была убита за своё вероисповедание. Параскева была красива, и её хотели выдать замуж, но она дала обет посвятить свою жизнь Богу. И это у неё получилось – она претерпела страдания и мученическую смерть. Ее истязали, но Господь исцелял Параскеву, и только когда отсекли ей голову, она  умерла, но её крепкая вера  стала примером для других. Ведь мученик за веру не просто умирает – за собой он воскрешает множество душ, взращивает другие души, наполняет их благодатью.

Храм в честь Параскевы Пятницы появился здесь сначала деревянный.  Потом по каким-то причинам при постройке каменного храма он был освящен в честь Рождества Богородицы, но позднее появился придел Параскевы Пятницы и народ называет храм Пятницким.  Этот храм строил наш старицкий земляк – архитектор Матвей Чернятин. Весь левый берег Волги он изменил до неузнаваемости – здесь все храмы были созданы им.

Но через сто лет после создания всего этого ансамбля советская власть храмы забрала и чего только тут не устраивала!  Помню 15 лет назад, я просил тогда благословения начать в этом храме совершать акафисты,  еще была хорошо видна роспись на стенах, но не было окон, был открыт доступ. И только год назад Господь сподобил, и храм начал оживать. Не было места для молитвы, было тяжело, холодно, но это был наш небольшой подвиг ради Христа. Решаем проблему с установкой окон.

Параскева Пятница для нас является примером того, как надо жить, на кого надо равняться. У каждого из нас с вами есть место для подвига – он может быть различным – даже поехать куда-то, поклониться мощам например. У нас с вами сегодня нет таких подвигов, и слава Богу, чтобы стоял выбор – умереть христианином или остаться в живых вне Христа. В нашей мирной христианской жизни мы воспитываем своих детей и внуков и приводим их в церковь – не силой и пинками, а своим примером.  И чем больше будет храмов, чем больше будет людей в них молиться, тем меньше вероятность, что вновь наступят такие времена, когда за веру нужно будет отдавать жизнь.

Как справедливо отметил отец Димитрий, жители Старицы называют эту церковь Пятницкой. Указ о постройке каменного храма Богородице-Рождественского вместо деревянной Пятницкой церкви, построенной за сто лет до этого, был дан тверским архиепископом Феофилактом в 1728 году. Церковь освящена в 1750 году с престолом Рождества Пресвятой Богородицы. Придел во имя Нила Столобенского построен в 1806 году, а святой мученицы Параскевы Пятницы — в 1825 году, по многочисленным просьбам купечества, которому покровительствует Параскева.

После революции с колоколен сняли кресты, исчезли колокола, иконы, керамическая плитка, которой были украшены полы. Церковными помещениями в советское время пользовалась Старицкая районная потребкооперация, устроившая в них винно-водочный склад. Местные жители шутили, что ковчег с частицами мощей преподобного Нила Столобенского охранял спиртовой запас Старицкого района. В 2017 году храм стал оживать – в нем стали регулярно проводиться службы. Были проведены субботники, в которых принимали участие и сотрудники ДК «Пролетарка». Добровольцы  убрали мусор, покрасили купола, вырубили кустарник. Появились благотворители, которые помогли осуществить отдельные работы по ремонту.

4 августа 2018 года творческие коллективы ДК «Пролетарка» провели первый благотворительный концерт у стен храма. Он прошел в рамках Дня города Старица и Старицкого района (Караван писал об этом в выпуске № 31 от 8 августа).  В тот солнечный день казалось, что общими усилиями горожан и волонтеров все проблемы могут быть решены. Только судьба уникальных фресок, автором которых, по мнению краеведов, является крепостной художник помещицы Агафоклеи Полторацкой по фамилии Жуков, вызывала вопросы. Планировали обратиться в Министерство культуры РФ. Да подпорная стенка вызывала беспокойство.

Но через несколько месяцев, холодным ноябрьским днем перспективы не выглядят радужными. В обширных помещениях храма, за исключением центрального, окна закрыты пленкой, холодно и сыро. Продолжается разрушение подпорной стенки – церковь построена на склоне, который укреплен белокаменной стеной, но склон неустойчив, склонен к оползням. Один проблемный участок позади храма несколько лет назад был укреплен временной металлической конструкцией – он перестал разрушаться. Но движение почвенных и поверхностных вод в сторону Волги является естественным процессом, а предусмотренные зодчими дренажные каналы засорились. Поэтому вода разрушает подпорную стенку и сочится через камень. Он почернел, покрылся плесенью. Пролом расширяется, из него сыпется ничем не закрепленный грунт. Если склон не укрепить, зимой и весной ситуация может усугубиться и разрушение склона может затронуть здание храма.  Православному приходу не справиться с таким объемом работ без помощи государства!

Однако священник и прихожане не падают духом и продолжают делать своё дело. Благотворительный концерт лучших творческих коллективов Тверского областного ДК «Пролетарка» помог собрать пожертвования, которые помогут продолжить восстановление храма. Перед концертом со сцены районного Дома культуры к зрителям обратились настоятель церкви Рождества Богородицы (Пятницкой) протоиерей Димитрий и заместитель главы Администрации Старицкого района Марина Рыжкова. Марина Анатольевна вручила организатору проекта, директору Дворца культуры «Пролетарка» Елене Постновой Почетную грамоту за проведение благотворительного концерта.

В начале концерта прозвучал гимн Старицы, а в колокола звонил Егор Пинашин. Затем со сцены прозвучали народные и патриотические песни в исполнении вокальных коллективов из Твери «Ельничек» и «НАША» (Владимир Шамбуров и Стас Назимов). Образцовый детский ансамбль эстрадного танца «Фан +»  порадовал публику зажигательными танцами.

Старицкий вокальный ансамбль «Новый день» – юные артистки с лицами барышень из Берново – не отставали от образцовых коллективов. Дружными аплодисментами встречали зрители выступления солистов Любови Жарковой и Дениса Рукина. Свои стихи о Пятницком храме прочел и автор этих строк.

Собранные на концерте средства в сумме  17560 рублей будут направлены на утепление храма и покраску стен православной святыни.  На более капитальные работы по сохранению и восстановлению храма необходимы многомиллионные суммы, требуется помощь государства и спонсорская поддержка.

Публикация в газете «Литературный Крым»

06.09.2018

В июле на литературной встрече в тверской библиотеке им. С.Дрожжина я познакомилась с поэтами – членами общественной организации «Союз писателей Крыма». Об этой встрече я рассказывала на страницах сайта, а теперь статья опубликована и в газете «Литературный Крым» №8 (472) за 2018 год на стр. 4. Это издание является печатным органом Союза писателей Крыма. Также, на странице 5 напечатаны стихи тверских поэтов Веры Грибниковой, Светланы Страусовой, Сергея Можаева и других , прозвучавшие на упомянутом литературном вечере. В их числе – мои стихотворения о море: «В безупречности неба ни тучи, ни птицы…», «Горизонта нет. Молочный, белый…», «Открыло утро двери на балкон…», «Прошел понедельник и вечер…», «Искристой неги мелководья…». (выпуск размещен на сайте Союза писателей Крыма)

 

Обидно за Гумилева или Настигла награда поэта «из ада»

02.08.2018

На заседании правительства Тверской области определен обладатель премии имени Н.С.Гумилева. Как сообщает официальный сайт регионального правительства, в 2018 году лауреатом литературной премии имени Николая Гумилева стала поэт, прозаик Валентина Карпицкая. На заседании, возглавляемом губернатором Тверской области Игорем Руденей, председатель комитета по делам культуры Ирина Репина представила определенную конкурсной комиссией книгу, за которую решено присудить премию в размере 50 тысяч рублей.

По официальной версии, губернатор Игорь Руденя, утвердив кандидатуру Карпицкой, отметил, что «необходимо поддерживать представителей творческой интеллигенции подобными премиями, но при этом важно, чтобы в своем творчестве они отражали важность духовно-нравственного воспитания, трудолюбия и другие ценности, без которых невозможно развитие региона и всей страны». Однако, утром 2 августа многие пользователи интернета имели возможность познакомиться с более ранней версией релиза, содержащей стенограмму выступления губернатора. Позже опрометчивые высказывания главы региона, очевидно вызванные шоком от названия книги номинанта, исчезли с официальных страниц, сохранившись, однако, в кэше.

Книгу номинанта Игорю Рудене видимо в руки не дали, озвучили лишь фамилию и заголовок «Не из ада ты, не из рая».

 — А название стихов? Это кому адресовано? – переспросил губернатор, словно почуяв неладное, может эротика какая-то извращенная. Ирина Репина сообщила, что это «сборник романтических стихотворений, посвященных в основном теме взаимоотношений мужчины и женщины».

— Я хотел бы, чтобы вы, все-таки, скорректировали свое направление. Нас больше интересует, когда воспевают человека труда, — продолжил после паузы Игорь Руденя, который, похоже полагает, что поэзия – это те слова, которые поют звезды эстрады, — Нам не нужна богема абстрактная, нам нужна пропаганда. То, чем занимался Дементьев в советское время, то, чем занималась Пахмутова, Добронравов. Были стройки огромные в стране, люди ездили по этим стройкам, сочиняли песни, которые потом вся страна пела. Благодаря песням люди, которые работали на этих стройках, на этих проектах, ощущали себя востребованными обществом. Это была некая элита. А вот эти размышления на тему «Чей ты, откуда ты и кто мы?», вот этого нам не надо!

Тут бы губернатору потребовать огласить весь список, книги в студию запросить и показать подчиненным, как надо работать. Но Игорь Руденя утвердил все же предложенную кандидатуру, хотя отметил, что принцип отбора потенциальных лауреатов премии имени Гумилева необходимо скорректировать, творчество соискателей по своему содержанию должно быть созвучно установкам, выработанным областным руководством:

— Еще раз повторяю: демография, экономика, нравственное воспитание общества – вот три темы, которые должны быть во всех произведениях. Я бы хотел, чтобы это четко было прописано в нашей номинации, — подвел итог пункту повестки заседания Игорь Михайлович.

Злую шутку, надо сказать, сыграли с губернатором подведомственные чиновники, столь безответственно подошедшие к подготовке документов для заседания правительства. Впрочем, о проблеме эффективной коммуникации между губернатором и его подчиненными «Караван» пишет регулярно. Сейчас – о поэзии.

В Комиссию по присуждению Гумилевской премии, состав которой на сайте комитета по делам культуры не опубликован, входят «известные литераторы, литературные критики, журналисты, филологи», возглавляет комиссию заместитель председателя правительства Тверской области Андрей Белоцерковский. Члены комиссии проводят рейтинговое голосование, то есть выставляют каждой книге тот или иной балл, затем баллы суммируются. Выходит, что обсуждения, как такового, не происходит, а оно могло бы предотвратить ошибку.  Кроме того, из опыта прошлых лет известно, что многие члены комиссии книги номинантов не читают, разве что пролистывают. Выбирают не между книгами, а между людьми, их написавшими. Свой – чужой. Так в прошлом году премия была присуждена Ефиму Беренштейну, многократно номинировавшемуся на эту премию ранее с достойными книгами и заслужившему эту награду своими лекциями о жизни и творчестве Гумилева. Курьез в том, что книга «Вещение-вещание» Е.Беренштейна серьезно уступает предыдущим, содержит ненормативную лексику, а главное – подписана в печать 22 мая 2017 года, в то время как заявки на премию принимались до 30 апреля. Так и в этом году будущий лауреат наладил отношения с членами комиссии настолько, что они не только на внутреннее содержимое книги не взглянули, но и название внимательно не прочли.

Надо заметить, что альтернатива была. С Валентиной Карпицкой соперничали Елена Давыдова, Любовь Колесник, Георгий Степанченко (фамилии приведены в алфавитном порядке). В их книгах губернатор, возможно, отыскал бы интересующие его темы, если, конечно, он не хочет лобовой рифмовки: «экономике доход принесет Вагонзавод» или «материнский капитал демографию питал».  Поэты так умеют, только это называется «низким жанром» (частушка, пародия, басня, шансон, слоган), это не то, за что должны присуждаться литературные премии.

Елена Давыдова – молодой поэт, член Содружества литераторов Верхневолжья, участница Всемирного Фестиваля молодёжи и студентов Сочи – 2017 году. На фестивале она и представила впервые книгу «Второе дыхание». В стихотворении «Мальчик», посвященном сынишке, Елена затрагивает столь интересующие губернатора темы демографии и нравственного воспитания:

Даже бывалый невольно вздрогнул и
Крепче засовы дверные вешает,
Кличет мальчишку словами строгими.
А тот — загорелый, глаза — черешины
Спелые, смелые — ни знал, ни видывал
Такого надрыва волны раскатистой!
Вот и ему похожую силу бы!..
Вот и ему геройство и стать ее!..

А вот Любовь Колесник, получившая, к слову сказать, Губернаторскую премию – 2017 за книгу  с ужасно непатриотичным названием «Радио Мордор», следующую книгу, выдвинутую на Гумилевскую премию, назвала – что с языка у  губернатора сняла – «Мир. Труд. Май».  Среди прочего в книге описываются будни рабочего класса – автор имела опыт работы на заводе:

от козлового к мостовому
и к башенному и опять
осанна миру неживому
распорет жестяную гладь
и глядь – а восьмичасовая
жизнь регулярная прошла
где люди тихо прогорают
до тыла сварочного тла

Что же касается Георгия Степанченко, его книга, возможно, содержала слишком много публицистической прозы о шедевральном творчестве поэта, но губернатору он тоже мог бы пригодиться, как противник митингов в ущерб развитию АПК:

Митинговщина! Флаги да вороны…
Кто-то речи толкает с крыльца,
А в деревне – не чинены бороны,
Не видать молодого лица.

Но все эти стихи, и хорошие и не очень, не были прочитаны губернатором, чиновниками, да и большинством членов конкурсной комиссии, присудившей максимальные баллы автору следующих строк частушечного жанра:

Ты меня, прошу, не трогай,
жигнешь – тыкну пяткою.
У меня красивой, строгой,
жизнь и так не сладкая.

Много я обид терпела,
но я не растение:
наболело, накипело,
лопнуло терпение.

Губернатор, очевидно, прав: принцип отбора потенциальных лауреатов премии имени Гумилева необходимо скорректировать. Однако, прописывать в положении о премии, носящей имя Николая Гумилева темы: улучшение демографической ситуации, укрепление нравственности и развитие экономики – только людей смешить и память о расстрелянном поэте, дворянине и герое Первой мировой войны оскорблять. В соцсетях, кстати, уже собрали подборку цитат из Гумилева о скотоводстве и птицеводстве:  «И за то мне подарил богач / Пять быков, приученных к ярму»,  »Пять коней подарил мне мой друг Люцифер», «И рыдает молчанием глаз/ Далеко залетевшая птица».  Если уж непременно хочется стихов на производственную тему – можно учредить отдельный тематический конкурс, как делают во многих отраслях и сферах деятельности. Только основной целью такого конкурса будет не развитие литературы в регионе, а популяризация тех или иных профессий и компаний.  В смысле – пропаганда.

За это несовременное слово интернет-СМИ уже сравнили Игоря Руденю и со Сталиным, и с Хрущевым и с Мединским, который тоже хочет, чтобы выделяемые на развитие культуры деньги шли в целевом направлении. Простите, но этого никогда не будет, если не остановить кумовство и коррупцию.  Ситуация с присуждением литературной премии кандидату «из ада» забавна и смешна только на первый взгляд – она раскрывает всю неэффективность структуры управления регионом.

«Я сам над собой насмеялся, И сам я себя обманул…» – впору процитировать губернатору строки Николая Гумилева.

Он ненавидел в людях ложь

21.07.2018

********* 20 июля Дом поэзии Андрея Дементьева в Твери праздновал свое пятилетие. Череда многчисленных мероприятий, начиная с музыкально-поэтической программы «Все началось с восторженного слова» и завершавшихся концертом на театральной площади, который организаторы назвали «И всё-таки жизнь прекрасна…» порождала ощущение неуместности происходящего на фоне недавней кончины Андрея Дмитриевича. Горожане задавались риторическим вопросом: разве по-христиански проводить празднование до сороковин?  Корреспонденты «Каравана» вышли на места событий, вооружившись избранными стихотворениями Андрея Дементьева – наш земляк был отнюдь не только поэтом песенником, но лучшие его стихи – ранние – знают не все.

«ДАВАЙ ВЕРНЕМСЯ В МИР СВОИХ УТРАТ»

В полдень у Дома поэзии уже было многолюдно – в программе значилось возложение цветов к памятнику поэтам-шестидесятникам и бюсту Андрея Дементьева, установленному в сквере, где в прошлом году появились конструкции с цитатами поэтов-шестидесятников, похожие на  ломаные гроши.  Этот палисадник у Дома поэзии, ввиду обилия в нем имен ушедших поэтов, вполне подходил для мемориального мероприятия.  Собравшиеся принесли букеты – с четным числом цветов и терпеливо ждали начала мероприятия. Но оно все не начиналось. Через полчаса начал накрапывать дождь, потом зарядил ливень, после – встала стена из дождя. Небо плакало. Поклонникам творчества Андрея Дементьева разрешили зайти в дом. Промокшие до нитки люди расселись в зале, пресса выставила штативы, но никто к недоумевающим горожанам не вышел, не объяснил, почему начало мероприятия откладывается больше чем на час, какую великую звезду все ждут под проливным дождем.  Сотрудница включила видеофильм, Анна Пугач, унаследовавшая  от покойного мужа должность художественного руководителя Дома поэзии его имени, металась на втором этаже между кабинетами с телефонной трубкой около уха.  Что-то шло не по плану – то ли небеса осерчали, толи организатор подкачал. «И если уж за что-нибудь берется, то, значит, это выгодно ему…».

«МЫ СУДЬБОЮ НЕ СХОЖИ, НО ПАМЯТЬЮ СХОЖИ, А ПОЭТОМУ ВЫ ПОГРУСТИТЕ СО МНОЙ»

После дождя горожан попросили выйти на улицу, в сквер. Они покорно расселись на мокрых сиденьях и снова стали ожидать – прежде всего, момента возложения цветов. В «партере» заняли места столичные писатели Юрий Поляков и Юрий Кублановский, актер Валерий Баринов.  Группу тверских официальных лиц и работников культуры возглавлял заместитель губернатора  Андрей Белоцерковский.  В ожидании кто-то грустил, кто-то смеялся, но все недоумевали, став заложниками обстоятельств и неопределенности. Была в этом какая-то беззащитность, как у Дементьева: «Ну а хамство руки потирает. Всё ему пока что сходит с рук. Сколько мир от этого теряет! Только нам сплотиться недосуг». Но, не смотря ни на что, жители Твери дождались начала церемонии, звучания стихов любимого поэта – а ведь он берег их для людей!

В рамках музыкально-поэтической программы «Всё началось с восторженного слова» выступили Евгений Южин, Николай Рябуха, члены жюри и участники Молодёжного поэтического форума «Зеленый листок». Звучали стихи и песни на стихи поэтов-шестидесятников.  Те же, кому слово показалось слишком восторженным для времени траура, положили цветы к памятнику и ушли грустить с любимым томиком Дементьева. «Окончен рейс…», «И кончается жизнь…»

«НЕ_СТРОЙТЕ ИЛЛЮЗИЙ, НЕ ПРЯЧЬТЕ ОБИДЫ»

Какою же должна быть дальнейшая судьба Дома поэзии Андрея Дементьева? Пять лет назад, когда Дома только собирались открывать, Андрей Дмитриевич в одном из интервью говорил:

- Дом поэзии задумывался как некий мой творческий и культурный центр, где будут проходить встречи с поэтами, писателями, деятелями искусств… Я планировал подарить Твери мои архивы, библиотеку, в которой есть много изданий с автографами классиков XX века.

Значит, в ближайшее время экспозиция Дома поэзии должна пополниться архивными документами и томами книг?  Надеемся, это так. Но, возможно, тогда это бюджетное учреждение следует перепрофилировать в музей, чтобы исторические ценности хранились и учитывались должным образом?

О том, какая литературная работа могла бы вестись в Доме поэзии имени Андрея Дементьева, рассказал «Каравану» известный прозаик и драматург, Председатель редакционного совета «Литературной газеты» Юрий Поляков:

- Я думаю, что это должен быть Всероссийский методический центр по работе с молодыми поэтами, с преподаванием основ мастерства, подготовкой литературных дебютов, пропагандой новых имен. Беда одна – у нас литература почему-то числится по Министерству связи и цифровых технологий. Если бы она была как кино и театр в ведении Министерства культуры, мы этот вопрос давно решили бы. Я надеюсь, ведь Президент Путин неоднократно обещал нам на советах по культуре, что литература вместе с Роспечатью вернется в Министерство культуры.

В любом случае, руководство Тверской области должно серьезно подойти к этому вопросу, разработав новую программу деятельности Дома поэзии, обозначив новые цели и показатели эффективности. Юрий Поляков также поделился впечатлениями от произведений молодых поэтов, приехавших на форум:

- Интернет проявляет и связывает всех пишущих – в этом его плюс. Минус его в том, что он создает иллюзию легкости и общедоступности поэтического творчества. Человек, набравший на клавиатуре четверостишие и выбросивший его тысячам пользователей, считает, что он уже овладел мастерством, а это совсем не так.  Поэтому среди графоманов так сложно разобрать действительно талантливых поэтов. В семинаре, который я здесь проводил, было два талантливых автора. Если они не собьются на эту интернетовскую болтовню, то могут развиться во вполне приличных поэтесс.

«СМЕРТЬ ВСЕГДА ПРЕЖДЕВРЕМЕННА»

Это тоже строки стихов Андрея Дементьева, поэтому не будем заблуждаться, думая, что на 90-м году жизни человеку, тем более поэту, жизнь может наскучить. Поэтому строки «И все-таки жизнь прекрасна, что б ни случилось в ней…» соответствовали нашему воспоминанию об Андрее Дмитриевиче, но не названию концерта его памяти на 24-й день после его преждевременной кончины. Может быть, поэтому в Тверь не приехала половина заявленных в афише участников, наиболее именитая половина, в том числе Иосиф Кобзон, Любовь Казарновская и другие.

На сцене выступили Кубанский казачий хор, Дмитрий Певцов, Евгений Южин, группы «Сопрано», «Республика», «Кватро», участники телеконкурса «Голос» Александра Воробьева, Валентина Бирюкова и другие. Ведущими концерта были Марк Тишман и Ангелина Вовк.

Здесь же работала книжная аллея, где жителям и гостям Твери представили книги поэтов XX века.

За сценой журналистам «Каравана» повстречалась поэтесса Джахан Поллыева, одиноко сидевшая на лавочке. Ее настроение не располагало ни к фотографированию, ни к общению, но все же она согласилась дать комментарий:

– Уход из жизни Андрея Дементьева – это огромная трагедия для всех нас. Не стало великого поэта, замечательного человека, но с нами осталось его творчество. Его знали и любили многие. Большое спасибо вам, тверитянам, что тоже помните и почитаете Андрея Дементьева здесь, на его родине.

Джахан Поллыева, ранее работавшая руководителем аппарата Госдумы и помощником президента РФ, лаконично подвела итог этого странного праздника – огромная трагедия и вечное творчество. И снова Андрей Дементьев:  «Жизнь прожита… Но все еще вначале».

(статья_ и_ фото в соавторстве с Дашун Самариной)

Опубликована в еженедельнике «Караван+Я» №29(1161) (стр.40)

«Суперстихи» – шоу и газета

19.07.2018

(заметка в «Караван+Я»)

Продолжение тверского сезона поэтических встреч проекта «Суперстихи» (#superСТИХИ) состоялось 18 июля в ресторане «Старый Чемодан».  Идея этого  глобального проекта принадлежит Александру Степанову, он же – рэп-исполнитель ST.  Появление филиала проекта в Твери стало возможным благодаря Эдуарду Бакину, который взял на себя все организационные сложности, и, конечно Ассоль Васильевой – супруге Александра Степанова, модели и телеведущей, уроженке Твери. Кроме того, важная функция отведена команде GEOMETRIA production, осуществляющей видеосъемку выступлений.

 Гости, зрители и слушатели в рамках поэтической встречи оригинального формата имеют возможность познакомиться с современной поэзией, которую не ограничивают практически никакие условности. Новые участники проекта, пишущие стихи или то, что они сами считают стихами, имеют возможность продекламировать свои творения со сцены и получить порцию аплодисментов от благожелательной публики. Условием участия является предварительное размещение видеозаписи декламации стихотворения на «стене» официальной группы проекта в социальной сети «ВКонтакте».

Такой свободный формат литературного общения, несомненно, имеет множество плюсов: он знакомит зрителей с абсолютно разными поэтами, многих из которых не встретишь в залах учреждений культуры, помогает раскрыться новым талантам, дает возможность сравнить свой уровень творчества с другими авторами. В конце концов, это просто хороший способ провести вечер не так как вчера. А ещё стихи участников теперь публикуются в печатном издании проекта – в этот вечер публике был представлен второй выпуск газеты  #superСТИХИ, главным редактором которой является Диана Мун – поэт, руководитель «Содружества литераторов Верхневолжья». Диана представила издание и членов содружества, участвующих в поэтическом вечере. В выпуске напечатаны произведения участников предыдущей поэтической встречи проекта, в том числе – стихи Александра Степанова (ST).

После вступительного слова Эдуарда Бакина, который вел этот поэтический вечер, со сцены прозвучали произведения участников проекта: Катерины Булдаковой, Юрия Панкратьева, Наты Моховой, Дмитрия Носырева, Екатерины Мариненковой, Вани Зуева и других. Также свои стихи прочитали Артем Симонов, Алина Проценко, Алексис, Мария Парамонова.

Завершающей страницей программы стало подведение итогов конкурса «Больше, чем часы», проводимого при поддержке сети часовых салонов «Интерчас». Победителем, приславшим лучшее стихотворение на заданную тему стал  Владимир Горланов.

Возможность выиграть сертификат на один месяц безлимитного фитнеса в сети фитнес-клубов AGYM сохраняется для тех, кто пришлет в срок до 10 августа 2018 года в группу проекта  мотивирующее стихотворение, от которого даже у самого ленивого появилось бы желание встать со стула и двигаться, самосовершенствоваться.  Конкурс обещает быть интересным.

Следующий поэтический вечер проекта в Твери намечен на сентябрь, когда ожидается приезд Александра Степанова. Для этого мероприятия выбран более вместительный зал ресторана «Ленинград» на Комсомольском проспекте. Примечательно, что ST недавно опубликовал в интернете свой новый видеоклип «Мэром Москвы». Видео работа, посвященная столице России и родному городу ST, появилась в преддверие единого дня голосования, который состоится как раз в  сентябре. ST  в клипе дает намек на возможность своего выдвижения на пост мэра Москвы – видимо в следующий раз, поскольку среди кандидатов его фамилия не значится. «Мы со столицей по любви, а не по расчету» — дистанцируется ST от карьеристов и коррупционеров. Действительно, рэпер — это такой парень из народа, поднимающий современные проблемы, иногда не совсем цензурно, но зато доходчиво. А какими словами можно говорить  о том, что происходит, например, с Речным вокзалом? Были бы в Твери выборы мэра, нам бы тоже кандидат-рэпер не помешал!

фото: Диана Мун

Писатели Крыма и Твери нашли общий язык

18.07.2018

17 июля в библиотеке имени С.Д. Дрожжина состоялась творческая встреча с писателями Крыма. Свежий морской бриз поэзии привезли в изнывающую от жары Тверь руководитель зонального отделения РОО «Союз писателей Крыма», главный редактор литературного журнала «Белая скала» Татьяна Жихарева (Рудковская) и кураторы творческого конкурса «Образ Крыма» Людмила Кулик-Куракова (г. Ялта) и Наталья Иванова (г. Сергиев-Посад).

II Международный конкурс-фестиваль художников, писателей, бардов и журналистов «Образ Крыма-2018» с 1 по 9 мая проходил  в городах Крымского полуострова. Библиотека имени П. Неруды (г. Москва) стала местом презентации конкурса и его итогов в июне, а в июле волна докатилась и до Твери.  Наш город был выбран организаторами не случайно – в Твери живет один из призеров конкурса.

 В этом году на конкурс отправили свои работы художники, писатели, барды и журналисты из двадцати пяти регионов России и двадцати стран мира, в числе которых Беларусь, Украина, Литва, Израиль, Турция, Азербайджан, Великобритания, Швейцария, Германия, США.

 Лауреатом I степени в номинации «Поэзия» стала Вера Грибникова – тверская поэтесса, руководитель ЛИТО «Ковчег» за стихотворения «Два крыла» и «Хромой петух». Вручая диплом и памятные подарки Вере Грибниковой, Наталья Иванова отметила, что стихи победителей конкурса опубликованы в газете «Литературный Крым».

Также специального диплома конкурса был удостоен поэт, член этого же литобъединения Сергей Кузнецов (Тверской) – посмертно. Его прекрасное стихотворение о крымских маках прозвучало в начале литературного вечера в память о поэте, который скончался после тяжелой болезни, когда жюри подводило итоги конкурса.

Татьяна Жихарева, Людмила Кулик-Куракова и Наталья Иванова рассказали о конкурсах и фестивалях, проходящих в Крыму, о своем творчестве и, конечно, прочитали стихи – о Крыме, о любви, о семейных ценностях. В Крыму пишут стихи на русском, украинском и крымско-татарском языках,  но все понимают друг друга и активно работают в жанре литературного перевода.

В уютном зале библиотеки имени С.Д. Дрожжина, едва вместившем всех гостей литературного вечера, звучали аплодисменты.  Стихи понравились, атмосфера была дружеская, почти семейная.

Гости – не только поэты, но и организаторы. Они приехали не только поделиться поэтическими строками, но и познакомиться с потенциальными участниками будущих фестивалей. Крымчане попросили тверских поэтов и бардов также представить свое творчество.

Вера Грибникова поблагодарила организаторов конкурса «Образ Крыма» за высокую оценку своего творчества, а библиотеку имени С.Д. Дрожжина за прекрасную организацию творческой встречи с писателями Крыма. Вера Петровна прочитала свои стихи и познакомила крымчан с тверскими авторами.

Прозвучали песни о Твери в исполнении Светланы Страусовой, Анатолия Касаткина, Сергея Можаева. Стихи прочитали тверские поэты Лариса Абакумова, Лариса Баукина и другие.

Я, в свою очередь, почитала стихи о море, которое очень люблю, но редко с ним встречаюсь. Прозвучали мои стихотворения «Поманило солнце за собой…», «Прошел понедельник и вечер к земле прикоснулся дождем…», «В безупречности неба ни тучи, ни птицы…», «Горизонта нет. Молочный, белый…», «Открыло утро двери на балкон…», «И в ящике рабочего стола…». Также я прочла «Балладу о сожженных», связанную с историей Твери.

Заведующий библиотекой имени С.Д. Дрожжина Владимир Ходаков вручил гостям памятные подарки и пригласил отведать тверских пирогов с чаем.

Гости столицы Верхневолжья познакомились с достопримечательностями Твери –  город произвел на них хорошее впечатление, особенно им понравились Волга и памятник И.А. Крылову. Писатели Крыма заверили, что творческий конкурс-фестиваль «Образ Крыма» обязательно получит своё продолжение в 2019 году и пригласили тверских авторов к участию.

Андрей Дементьев: «При всех властях не изменять себе»

26.06.2018

Ушел Андрей Дементьев. В Твери на улице Володарского замер между двух времен Дом поэзии Андрея Дементьева. Теперь, наверное – Мемориальный Дом поэзии или Дом поэзии имени Андрея Дементьева? Мне довелось общаться с Андреем Дмитриевичем в стенах этого дома  –  при подготовке  литературных мероприятий МБУК «Дом поэзии Андрея Дементьева», художественным руководителем которого был сам поэт. Мы говорили о русской и  тверской литературе, нашей истории, знаменитый тверской поэт часто рассказывал о войне, которую пережил подростком,  о работе в «Юности», трудных годах после распада СССР. Он был реалистом – не только в смысле мировоззренческого метода в литературе, но и в жизни. 

«Мы родом из детства» – сказал А. де  Сент-Экзюпери – поэт, корреспондент и летчик, погибший на Второй мировой. Андрей Дементьев – из поколения поэтов – детей войны. Ему было 13 лет, когда стремительное наступление немецких войск вплотную подошло к Твери. В окопах был ад, в лесах – партизаны, но советское государство боролось с паникой доступными ему методами. В первые дни войны  лучшие, признанные писатели ушли добровольцами-офицерами на фронт в качестве военных корреспондентов:  А. Твардовский, Е. Долматовский, К. Симонов и многие другие со страниц фронтовых газет обращались к солдатам и к мирным жителям. Из 943 писателей-военкоров 225 погибли, исполняя свой долг на фронте.  Перо приравняли к штыку, как мечтал Маяковский, и фронтовые газеты стали мощным оружием антифашистской пропаганды (вопреки современным представлениям, это слово нейтрально и подразумевает распространение информации, а не ее искажение).  Для многих мальчишек писатели-фронтовики были героями, достойными подражания. Мощную поросль поэтов дали эти семена, брошенные в почву, политую кровью и осыпанную пеплом.  Только с Тверской земли в Литературный институт им. Горького и пантеон советской литературы шагнули Владимир Соколов, Андрей Дементьев, Александр Гевелинг – все 1928 года рождения.  Конечно, они писали стихи о войне.

В декабре 2016 года я подготовила сценарий литературного урока для школьников к 75-летию освобождения Калинина по стихам поэтов Калининского фронта и поэзии Андрея Дементьева. Мы обсуждали его с Андреем Дмитриевичем в Доме поэзии. Он удивился и обрадовался, что в областной библиотеке мне  удалось скопировать в электронном виде отсканированные газеты Калининского фронта «Вперед на врага».  Андрей Дмитриевич рассказал, как уезжала их семья из горящего Калинина, когда немцы подошли совсем близко. Ехали с мамой и бабушкой на грузовике через Затверечье, по Бежецкому шоссе, а немцы бомбили сверху. Там был весь Калинин, была и моя бабушка с тремя детьми. Потом Дементьевы шли пешком, точно не зная куда. Остановились в Кашинском  районе, в комнате деревенского дома. С теплом вспоминал Андрей Дмитриевич  женщину, в доме которой жила их семья – всех объединяла одна беда.

К счастью, оккупация Калинина продлилась лишь два месяца и вскоре калининцы вернулись домой – в то, что осталось от домов. Фотоархивы сохранили картину тотальных разрушений города. Предстояла огромная работа по восстановлению города – в нее включились и стар и млад. Было холодно и голодно, выживали как могли. Андрей Дмитриевич вспоминал, что мерзлая капуста, которую находили на уцелевших огородах в пригородах, была практически деликатесом. Тем более поразительна история, рассказанная поэтом в стихотворении «Военное детство. Простуженный класс…». Оно автобиографично – мать Андрея Дементьева получила похоронку на своего брата, и чтобы поддержать ее друзья Андрюши выложили из кульков на стол «заветные булочки плачущей маме».

Будущий поэт не сразу определился с профессией -  хотел стать врачом, но проблемная анкета (отец был репрессирован, не воевал) стала препятствием, хорошо пел, но своим призванием это не видел.

Поступил в Пединститут, но его стихи уже публиковались, а сверстники –  были студентами Литинститута. Получив рекомендацию Сергея Наровчатова и Михаила Луконина – писателей из числа тех самых отважных военкоров, Дементьев с четвертого курса пединститута перевелся в литературный.  Однажды я привезла из Смоленска для Андрея Дмитриевича книгу воспоминаний поэта Виктора Смирнова о Твардовском «Я вам жить завещаю. Неизвестный Твардовский». Дементьев стал сразу же листать ее, в одном из эссе шла речь о Наровчатове: как Сергей Сергеевич помогал студентам Литинститута. Андрей Дмитриевич подтвердил, что это так, сказал, что испытывает уважение к этому писателю и педагогу, сыгравшему положительную роль и в его судьбе.

Окончив Литинститут, в 1953 году Дементьев вернулся в Калинин, работал сотрудником отдела сельского хозяйства «Калининской правды».  В этом была проза жизни, но не только.  Мой отец, участвовавший в освоении целины, вспоминал, что когда он, вместе с другими калининцами, возвращался в родной город, корреспондент Андрей Дементьев брал у них интервью, а потом в газете было опубликовано стихотворение по мотивам их рассказа. Я напомнила Андрею Дмитриевичу об этом эпизоде, он растрогался – да, были встречи с целинниками – об этом стихи «Уезжает молодежь на Целину», «Подсолнух» и другие.

Некоторые упрекают Дементьева в конъюнктурности – мол, сын репрессированного, а прославлял Советскую власть. Я думаю, не следует упрощать и навешивать ярлыки. У Андрея Дмитриевича было внутренне чувство справедливости, совесть, то, что позже он назовет способностью «при всех властях не изменять себе».  Одним из самых сильных произведений Дементьева я считаю поэму «Мужество» (1958) о зубцовской партизанке Пане Зиматовой, которую пытали фашисты, вырвали ей язык, за то, что она не выдала расположение отряда, а затем расстреляли.  В поэме мы видим и самого автора – корреспондента, посетившего места сражений и гибели отважной девушки.  Перед его мысленным взором оживают картины – партизаны перед боем, перестрелка с врагами, избиение разведчицы, наступление партизан. Поэт говорит: «Россия мстила за неё» – не Советский Союз, не Сталин – так, возможно, написал бы конъюнктурщик. Россия!  Жаль, что эта поэма не входит в число избранных издателями для публикации произведений.  Андрею Дмитриевичу было радостно, что я включила главу из поэмы в сценарий литературного урока для школьников о войне  – он был не из тех, кто отрекается от своего творчества прошлых лет в угоду новым веяниям.  Уроки эти прошли очень успешно – тверские школьники, как оказалось, знают наизусть стихи Дементьева «Не смейте забывать учителей», «Я ненавижу в людях ложь…» и другие.

В 60-е годы литературная жизнь стала исключительно оживленной. Поэты-шестидесятники собирали огромные залы, их публиковал основанный в 1955 году Валентином Катаевым  журнал «Юность».  А  Дементьев, уже член Союза писателей СССР, работал заведующим отделом комсомольской жизни калининской областной газеты «Смена». Андрей Дмитриевич рассказывал, как однажды к нему приехал знаменитый автор «Повести о настоящем человеке», еще один отважный военкор в судьбе Дементьева – Борис Полевой. Борис Николаевич с 5 лет жил в Твери (Калинине) и  став в 1961 году главным редактором журнала «Юность» хотел пригласить в свою команду земляка – человека, которому он мог доверять. Время было сложное, и многие опирались тогда именно на земляков. Достаточно вспомнить смоленскую плеяду: Исаковский, Твардовский, Рыленков.  Дементьев говорил, что согласился не сразу, и Полевой в один из приездов сказал, что не уедет без Дементьева – так и будет в машине сидеть у его дома.  В 1967 году Андрей Дмитриевич переехал в Москву, с 1972 года стал заместителем главного редактора «Юности», а после смерти Полевого в 1981 году – главным редактором.  Мне не раз приходилось слышать от Андрея Дмитриевича, что работа в «Юности» распахнула для него бескрайние горизонты литературы, но на свое собственное творчество почти не оставалось сил и времени – он открывал дорогу в литературу молодым,  «зеленым листкам» – таким значком отмечались в журнале первые публикации. Тем не менее, именно в эти годы родились знаменитые песни Евгения Мартынова на стихи Андрея Дементьева: «Лебединая верность», «Аленушка», «Отчий дом», «Баллада о матери» и другие. Дементьев  был у руля «Юности» до 1992 года – после распада СССР поэзия и литературные журналы перестали быть нужными государству.  Поэту за 60, он уезжает  в Израиль, где отличная медицина, круг общения и хорошо оплачиваемая работа директора представительства ВГТРК.

 Когда через несколько лет работу пришлось оставить, нужно было принимать решение – оставаться или возвращаться. Андрей Дмитриевич рассказывал мне, что он очень хотел вернуться и убедил супругу, что в России его поэзию помнят и ценят, а она сможет быть его продюсером.  Ну и музой, конечно.  Так и случилось. Кипучая литературная деятельность продолжалась вплоть до последних месяцев жизни поэта. Я всегда удивлялась, что Андрей Дмитриевич вел концерты стоя – даже ни разу не присаживался. Зал и поэзия питали его энергией, он этим жил. Дом поэзии был своеобразным штабом, а не рабочим кабинетом или жилищем.  Но за пять лет он оброс историей и скульптурами Церетели, из просто домика-памятника жилой застройки второй половины XVIII века он превратился в объект культурного наследия как минимум регионального значения. Надеюсь, областная администрация не промедлит с верным решением и придаст Дому поэзии статус мемориального, а все взаимные обязательства наследников и региона будут исполнены безусловно.

Андрей Дементьев прожил большую творческую жизнь, до последнего был в центре событий, писал стихи. Он был человеком своего времени – времени больших литературных журналов и громких поэтических имен. Литературоведы будущего, вероятно, лучше современников определят вклад каждого писателя в русскую и мировую литературу. А мы просто будем помнить его стихи – те, которые записывали в заветных тетрадках: «Никогда, никогда ни о чем не жалейте».

Мы лучше поспешим на бал!

05.06.2018

В еженедельнике «Караван+Я» от 6 июня литературный обозреватель пишет:
Тверская аристократия вальсировала на балу.

Пушкин в цилиндре, одиноко стоящий на набережной в Городском саду, вероятно, был удивлен, когда к нему приблизилась необычайная в наши дни процессия – прекрасные дамы в длинных платьях с декольте и пышными рукавами, ведомые под руку элегантными кавалерами.  Это участники Пушкинского бала прибыли к скульптуре работы Народного художника СССР Олега Комова – засвидетельствовать свое почтение Солнцу русской поэзии.

Жителям Твери 2 июня представилась уникальная возможность посетить Пушкинский бал и даже принять в нем участие.  Его организовало и провело культурное общественное движение «Бал в Твери», объединяющее любителей бального танца Тверской области, в лице руководителя ТСК «Овация» и студии для начинающих «Танцкласс для взрослых» при Тверском ДК «Пролетарка» Елены Чечиной.

Вальс, полонез, котильон – все как во времена Александра Сергеевича! Елена Владимировна является преподавателем спортивного бального, а также историко-бытового танца и прекрасно знает в каком порядке следовали друг за другом танцы и как их нужно танцевать.

На открытой площадке в городском саду пары станцевали несколько бальных танцев. Мимо нарядных танцующих дам и кавалеров невозможно было просто пройти мимо – вальс закружил даже прохожих, которых, несмотря на нарушение дресс-кода, никто не упрекнул за  джинсы и кроссовки.

Затем нарядные пары прошествовали в библиотеку имени А.М.Горького, где в зале, со стены которого взирают русские писатели, не исключая Пушкина, бал вступил в свою основную фазу.  Среди танцующих был замечен сам Пушкин и Наталья Гончарова.

Организаторы постарались воссоздать атмосферу балов русского дворянства, перенести участников  в Петербург XIX века. Тогда светская жизнь была весьма оживленной: балы, собрания, театр, званые обеды. Пушкин принимал активное участие в этой блестящей суетной жизни:  «Во дни веселий и желаний я был от балов без ума…».  Поэт со знанием дела описывает светскую жизнь в «Евгении Онегине»:

Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.

Гости Пушкинского бала вдохновенно танцевали вальс  – танец немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений, но очень романтический – партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале.

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихор шумный,
Чета мелькает за четой.

За танцами в программе Пушкинского бала следовали музыкальные и поэтические паузы, позволявшие не только перевести дух, но и проникнуть мыслью в минувшие дни.  При поддержке Содружества литераторов Верхневолжья меж колонн большого зала зазвучала поэзия – стихи Пушкина, о Пушкине, навеянные Пушкиным.

Мария Парамонова прочла стихотворение Пушкина «Кто, волны, вас остановил…» и свое поэтическое размышление, обращенное  к гению:   «К Пушкину. Гроза». Также прозвучало стихотворение Марии Парамоновой «Первая дуэль» – о поединке Пушкина и Кюхельбекера и  стихотворение Пушкина, обращенное к друзьям – «Чем чаще празднует лицей…».

Елена Давыдова затронула в своем выступлении тему морской стихии: она продеклаировала стихотворение Пушкина «К морю»  и свои стихи на эту тему.  Затем Елена прочла стихотворение об Анне Керн тверского поэта Евгения Сигарева, 90-летие со дня рождения которого недавно отмечали его многочисленные ученики.  В напоминание о мимолетности бытия, прозвучали пушкинские строки:

Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

И снова закружились пары в стремительном танце.  Это было не только мило – цель движения, воссоздающего атмосферу балов императорской России – это сохранение отечественной и зарубежной танцевальной и музыкальной культуры, популяризация здорового и активного образа жизни среди жителей Верхневолжья.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

02.06.2018
Накануне 219-й годовщины со Дня рождения А.С. Пушкина «Содружество литераторов Верхневолжья» провело в Тверском ботаническом саду Шестые Верхневолжские чтения, объединившие друзей поэтического слова – поэтов и читателей. Праздник проходил на открытой эстраде в глубине сада, рождая синергию природы,  музыки и слова. Жители Твери и гости города уже успели полюбить литературно-музыкальные встречи с «Содружеством» – на скамьях близ эстрады не было свободных мест, а гости все прибывали по тенистой тропинке, идущей вдоль живописного пруда.  На столе под огромным деревом  дымил трубой старый самовар, пусть и не ровесник Пушкина,  но тоже классик своего жанра.
.
Знакомство  земляков  с творчеством современников началось с приветствий организаторов «Верхневолжских чтений».  Глава Содружества литераторов Верхневолжья, поэт, лауреат Губернаторской премии Диана Мун выразила уверенность, что праздник поэзии не оставит равнодушными тех, кто предпочитает культурный  и эстетический отдых, ценит красоту русского слова, стремится быть в гармонии с природой и самим собой.
.
От имени генерального партнера Верхневолжских чтений  – Общественного областного движения «Уроки успеха» собравшихся приветствовала Екатерина Ищенко:
- Поэзия – это та струнка души, которая всегда нас цепляет, благодаря поэтам мы можем постичь что-то новое и интересное. Мы надеемся, что такие встречи с писателями будут проходить все чаще и чаще.
.
С напутствием к поэтам обратился и директор «Ботанический сад ТвГУ» Юрий Наумцев, отметивший, что многолетнее сотрудничество «Содружества литераторов Верхневолжья» и сада свидетельствует о том, что формат поэтических чтений в зеленом амфитеатре понравился жителям Твери, также он пожелал Верхневолжским чтениям и его участникам дальнейших успехов:
- Удивительная по своей теплоте и красоте традиция! Мы до сих пор как то не можем привыкнуть к этому счастью – видеть каждый год в начале лета в Саду такое количество бесконечно талантливых творческих людей. В наш век отсутствия романтики каждого дня именно такие Праздники возвращают истинные ценности в нашу жизнь!
.
Пришло время выступлений поэтов – они читали стихи о природе и о любви, о проблемах современного человека и об исторических событиях, и, конечно, стихи, посвященные Пушкину. Я прочитала стихотворение «Гербарий», созвучное атмосфере Ботанического сада и стихотворение «Первая дуэль», посвященное Пушкину.
.
В музыкальных паузах звучали любимые песни в исполнении трио «Признание» и фолк-рок-группы «Птица-Гром».
Много ярких и талантливых авторов из разных городов и сел Тверской области приехали на  «Верхневолжские чтения». Это Наталья Смехачева из Торжка, Алексис из Удомли, Игорь Столяров из Нелидово и многие другие.  Гости из Лихославля представили книгу об известном поэте-шестидесятнике, «тихом-лирике» Владимире Соколове, 90-летие которого отмечается в этом году.
.
Несколько месяцев назад  Содружество литераторов Верхневолжья объявило Пятый Областной поэтический конкурс «Верхневолжье» по теме «Магия магистралей». Более сорока поэтов  в возрасте от 16 до 82 лет представили на конкурс свои  стихи о дороге, путешествиях по миру, размышлениях в пути.  И вот жюри объявило результаты:  гран-при поэтического конкурса «Верхневолжье»  удостоена Ксения Маркова, лауреатом  I степени стала Алексис, лауреатом II степени – Юрий Шашмаков, лауреатом III степени – Маргарита Чижова. Все они получили дипломы победителей и ценные подарки. В социальной сети ВКонтакте прошло читательское голосование – приз «Выбор читателей» достался Кристине Карелиной-Калхаун. Также были вручены специальные призы: спецприз «Уроки успеха» – Екатерине Поздняковой, спецпризы «МК в Твери» – Александру Кириченко,  Татьяне Тюриной, Семену Миронову, а живые, цветущие спецпризы Ботанического сада – Елене Давыдовой и Вере Грибниковой.  Победители и обладатели специальных призов, получая награды, читали свои конкурсные произведения.
.
Несмотря на то, что Верхневолжские чтения продолжались уже более трех часов, зрители не расходились и встречали каждого выступавшего аплодисментами.  Поддержать силы им помогал ботанический чай – с травами мяты, мелиссы, бадьяна и нотками цитрусовых.  Завершились встречи дружеским общением и фотографированием.  Празднику поэзии, который с каждым годом привлекает все большее гостей и участников, несомненно сопутствовал успех, вдохновение и гармония!