Записи с меткой «Литературная Тверь»


Стихи по QR-коду на Верхневолжских чтениях

20.05.2018
Выход в свет дебютного выпуска литературного альманаха Содружества литераторов Верхневолжья стал долгожданным событием в культурной жизни Твери.
.
Вдохновение не нуждается в публикации – оно приходит без стука и уходит не простившись. Публикация произведений современных поэтов необходима, в первую очередь, для их сближения с читателем, а также для сохранения «культурного слоя», создаваемого ныне живущим поколением. Одному Богу известно, сколько гениальных стихов за все века, в разных странах было положено в стол, да так и исчезло навечно для мира.
.
Культурная миссия государства, в идеале, включает в себя создание условий для творчества, сохранения и популяризации литературного наследия. Но «лицом к лицу лица не увидать». Надо сказать правду: современный литературный процесс финансово не поддерживается государством, либо эта поддержка заформализована до абсурда. Сборники и альманахи в Тверской и многих других областях издаются объединениями писателей за свой счет, так же как и книги стихов. Многим талантливым авторам это закрывает путь к читателю. К счастью, в последние годы появилась возможность публикации электронных изданий – они обходятся дешевле, а работы по их подготовке на общественных началах берут на себя наиболее активные и владеющие соответствующими навыками писатели.
.
Так и поэтический альманах Содружества литераторов Верхневолжья подготовлен главой Содружества литераторов Верхневолжья Дианой Мун при активном участии литературного критика, кандидата филологических наук Александра Бойникова, а также поэта, руководителя направления по публикациям в Содружестве – Алексис.
.
С электронных страниц альманаха смотрят молодые поэты и авторы постарше. Они говорят с читателем литературным языком сегодняшнего дня, говорят о том, что созвучно мыслям и чувствам современников. Валерий Ремизов призывает задуматься о смысле жизни тех, что «жили-были, уповали на карьерный рост», а Василий Рысенков рисует реалистично утро, где «Первый автобус ведет за собой выводок грязных автомобилей». «Мы – аватары в сети» – констатирует Владимир Селянкин, ему вторит Светлана Леонова: «Что в этом городе? Сотни лиц, спрятанных в интернете». Но Елена Давыдова находит панацею в материнстве «Две ладошки возьмешь в свои, прижимаясь устало лбом…» А Вера Грибникова в метафорической шахматной партии предстает «одной из пеших амазонок», которая идет вперед, поскольку не умеет отступать. Моя подборка а альманахе тоже есть, в нее вошли стихотворения «Гроза» и «Монолог», а также диптих «Прогулка».
.
Поэты сегодняшнего дня – пока не классики. Но профессиональный взгляд литературоведа Александра Бойникова не ослеплен сиянием солнца и звезд русской поэзии. В своей статье «Красота воплощенного смысла» о метафорах и сравнениях в поэзии он иллюстрирует теорию и примерами из многотомных собраний Пушкина, Еленина, Тютчева и примерами из скромных книжек и сборников поэтов-современников.
.
Прекрасно, что в Твери есть люди, создающие условия для публикации новых произведений поэтов. Им этот пока виртуальный, электронный сборник открывает путь к читателю. Не только сиюминутный путь он-лайн чтения с электронной страницы сайта Содружества – альманах можно скачать, использовав QR-код и сохранить в своей электронной библиотеке в доступном формате PDF. (сайт Содружества верхневолжье.рф)  Да будет поэзия!

***

QR-код можно будет получить на Верхневолжских чтениях! 

«Содружество литераторов Верхневолжья» и Тверской ботанический сад приглашают всех желающих насладиться гармонией природы, музыки и слова на традиционные «Верхневолжские чтения», которые пройдут в нашем городе уже в шестой раз. 2 июня в 13:00 под сенью исполинских деревьев Ботанического сада ТвГУ на музыкально-поэтической площадке выступят самые ярких и талантливых авторы Тверской области, будет звучать живая музыка и стихи.

Организатор «Верхневолжских чтений» – Содружество литераторов Верхневолжья объявило Пятый Областной поэтический конкурс «Верхневолжье». Познакомиться с условиями конкурса и принять участие в голосовании за понравившиеся стихи можно на странице Содружества в социальной сети «ВКонтакте» по адресу: https://vk.com/verhnevolzhe. В конкурсе будет два победителя: одного определит профессиональное жюри, второго назовут читатели. Темой конкурса в 2018 году стала «Магия магистралей» – стихи о дороге, путешествиях по миру, размышлениях в пути. Стать участниками конкурса могут поэты из Твери и Тверской области, пишущие на русском языке, без ограничений по возрасту. Я отправила на конкурс стихотворение «Через ночь над землёю лечу…»

Живая музыка в зеленом амфитеатре праздника прозвучит в исполнении известных тверских музыкантов, в числе которых будет и фолк-рок группа «Птица-Гром». Участники и гости Верхневолжских чтений смогут отведать не только духовной пищи – их ждет наслаждение живым ботаническим чаем, который традиционно готовят в самоварах.

«Содружество литераторов Верхневолжья» проводит «Верхневолжские чтения» в преддверии Пушкинского дня, который еще называют Днем русского языка, с целью познакомить земляков с творчеством современных тверских авторов и музыкантов. Праздник поэзии не оставит равнодушными тех, кто предпочитает культурный и эстетический отдых, ценит красоту русского слова и общение с природой.

 

ЭТИ БОРОДАТЫЕ ЙЕТИ ПРЕОДОЛЕЛИ ЛЕД И ПЛАМЯ !

05.05.2018

В Твери прошел «Стихобатл 2х2». Благодарна «Содружеству литераторов Верхневолжья» за приглашение в состав жюри. Было интересно, мой небольшой рассказ не может в полной мере отразить атмосферы Стихобатла, но я попытаюсь!

Состязания чтецов и поэтов при поддержке областной творческой ассоциации «Содружество литераторов Верхневолжья» проводятся в Твери регулярно.

Теплым майским вечером в Underground Club BIGBEN слетелись окрыленные музой любители поэзии – кто-то для участия, а кто-то пока только как зритель культурно-развлекательного шоу «Стихобатл 2 на 2».

Вдохновенная битва интонаций, рифм и чувств проводилась в новом формате встречи двух команд по два человека, один из которых – поэт.

Дуэт «Лёд и Пламя», в составе которого – член Содружества литераторов Верхневолжья Мария Миронова и Илья Лавриков бросили открытый вызов на битву в социальную сеть ВК, откуда материализовались энергичные Владимир Горланов и Андрей Ерофеев. Они приняли вызов и назвали свою команду весьма поэтично – «Эти бородатые йети».

Участникам предстояло декламировать как свои стихотворения, так и произведения известных тверских поэтов, читать тексты популярных эстрадных песен в совершенно непредсказуемой манере, использовать театрализацию и, конечно, импровизировать. А зрители получили возможность иначе взглянуть на литературное мероприятие – вместо атмосферы литературного концерта – игровой настрой, юмор и экспромт. Конечно же, многообразие форматов только на пользу литературному процессу!

Выступления команд оценивало профессиональное жюри во главе с известнейшим в Твери литературным критиком, членом Союза писателей России и Содружества литераторов Верхневолжья, кандидатом филологических наук Александром Бойниковым. В состав жюри вошли также поэт и журналист, член Союза писателей России и Содружества литераторов Верхневолжья Мария Парамонова (это я о себе :)) и специальный корреспондент «Комсомольской правды», ведущая программы «Афиша» на радио КП Ирина Тарасова. А вел вечер непревзойденный в литературном конферансе поэт, член Содружества литераторов Верхневолжья Владимир Селянкин.

Стартовый раунд был домашней заготовкой и носил название «Первый залп». Участники подготовили стихи для декламации, одно из двух стихотворений – произведение автора-участника команды, а второе – произведение известного тверского поэта. Прозвучали стихи участников состязаний, а также произведения Валерия Токарева и Михаила Суворова. По сути, это была разминка – участники сильно волновались, зал затаился в ожидании, жюри проявило строгость.

Безусловно, формат поэтического состязания требует больше смелости, нежели просто поэтический конкурс. Второй раунд «Читай песню» раскрыл артистические способности обеих команд в большей степени. Участники декламировали текст популярной в прошлом песни – получились забавные диалоги на темы «Упала шляпа» и «Борька бабник». Зрители дружно апплодировали.

В следующем раунде «Наизнанку» команды обменялись подготовленными стихотворениями. Целью участников было новое прочтение стихотворения соперников, максимально противоречащее смыслу. Обе команды с задачей справились, продекламировав серьезные стихи с детской непосредственностью и некоторой манерностью. Теперь и жюри поднимало таблички с максимальными баллами.

А вот раунд «Крокодил» оказался весьма сложным, особенно для зрителей, которым предстояло в пантомиме отгадать знаменитые строки поэта-классика. Участники махали руками, шевелили пальцами, вытягивали губы в трубочку, проделывали все это снова и снова. В результате стихи Владимира Маяковского в исполнении дуэта «Лёд и Пламя» (Мария Миронова и Илья Лавриков) зрители разгадали, а вот пантомима Владимира Горланова и Андрея Ерофеева (команда «Эти бородатые йети») по мотивам Сергея Есенина осталась неузнанной. Постфактум жюри и зрители сошлись во мнении, что обе команды жестикулировали качественно, просто публика плохо подготовилась к «абсурдопереводу».

В финальном раунде «Фристайл» участники явно были «на коне», точнее – оседлали пегасов. Каждая команда получила от ведущего по одному заранее подготовленному перечню из 5 слов – оба «комплекта» были весьма непоэтичными и противоречивыми. Участникам необходимо было за 10 минут сочинить экспромт-стихотворение, которое будет включать все представленные в перечне слова без изменения их формы. Обе команды отлично справились с заданием – экспромты получились технически правильными и смешными, к чему и располагал выданный для работы набор слов. Дуэт «Лёд и Пламя» представил трогательную историю о любви к холодцу, а «Эти бородатые йети» озвучили миниатюру из жизни соцсетей, где могут найти друг друга даже барыня и пользователь из стран Средней Азии, которого поэты ласково назвали «тюбетейка-дружок».

Жюри подсчитало итоговые баллы – с минимальным перевесом победила команда «Эти бородатые йети» – Владимир Горланов и Андрей Ерофеев – им вручены дипломы. Ну а проигравших в этой битве не было, ведь бескровные сражения поэтов это лучший способ выразить свою индивидуальность. Мария Миронова и Илья Лавриков из команды «Лёд и Пламя» тоже выступили ярко и нетривиально, заслужив свою долю оваций. Завершило этот запоминающийся поэтический вечер выступление группы «Эпоха странствий».

Новоторжский рубеж: поэзия битвы

02.05.2018

Архитектурноэтнографический музей «Василёво» в Торжокском районе Тверской области с 29 апреля по 2 мая был погружен в эпоху Средневековья. Здесь прошел ставший уже традиционным для Верхневолжья Всероссийский, с международным участием фестиваль исторической реконструкции и средневековых промыслов «Новоторжский рубеж 2018″. Фестиваль проводился в пятый раз, но впервые местом битвы было выбрано Василево, и это верное решение!

Главный организатор фестиваля, руководитель клуба военной реконструкции «Новотор» Валерий Цыков доволен локацией:
-
- Раньше фестиваль проводился на городском валу в Торжке, который уже не мог вместить всех желающих. Нынче фестиваль собрал порядка трех тысяч участников и гостей из разных городов России и Беларуси. Здесь гораздо свободнее, можно обустроить лагерь. Программа стала более зрелищной, поскольку увеличилась площадка. Главное событие – бой на каменном мосту – запомнится всем надолго!
.
Действительно, витязи из клубов реконструкторов дружно шагали от палаточного лагеря вверх по окруженной деревьями дороге к ристалищу. После открытия фестиваля утром 30 апреля был совершен молебен.
.
Затем развернулись основные события: бугурт или массовое сражение, бои один на один, «пехотный шкаф» – бои два на два с деревянными колами в качестве оружия, соревнования лучников и лучниц, успешно поражавших как неподвижные, так и движущиеся мишени.
.
Паузы между битвами были творческими. Впервые формат фестиваля «Новоторжский рубеж» дополнили выступления поэтов из Москвы, Твери, Торжка.
.
Вера Грибникова и я представляли на фестивале Тверь, а в числе торжокских поэтов неожиданно оказался и главный организатор Валерий Цыков.
.
Я прочитала стихотворения «Валунный мост», «Баллада о сожженных» и «Мне кажутся знакомыми шаги…»(«Юлия»).
.
Историческая поэзия, воссоздающая сюжеты и образы людей прошлого, органично дополняет реконструкции баталий, поэтому формат турнира стихотворцев решено в следующем году расширить. Об этом мы побеседовали в шатре оргкомитета с Павлом Булановым из Москвы.
.
Также программу фестиваля украсили мастер-класс по средневековому танцу и выступления музыкальных коллективов; кузнецы чинили доспехи, а гончары учили изготовлению посуды на гончарном круге.
.
Торговые ряды удивляли обилием
тематических изделий народных промыслов – от оружия до украшений, изготовленных по историческим образцам, найденным в результате раскопок и хранящимся в музеях.
.
Хед-лайнер фестиваля – битва на Валунном мосту была зрелищной, благо мост хорошо просматривается с берегов пруда, кишащего звонкими лягушками. По задумке организаторов, вражеский отряд прорывается в Торжок, но стража не дремлет!
.
Спешу опровергнуть появившиеся в интернете ложные сообщения о том, что знаменитый мост – творение великого русского архитектора Н. А. Львова обвалился. Недобросовестные охотники за сенсацией сопровождали сообщения типа «Чертов мост из «Ночного дозора» рухнул» кадрами из упомянутого фильма. Источником слухов послужили, судя по всему, выложенные пользователями в соцсетях фотографии с участком моста, на котором отсутствует декоративная каменная кладка. Мост был цел до фестиваля, остался таковым и после.
.
Заведующая Архитектурно-этнографическим музеем под открытым небом «Василево» на территории бывшей усадьбы Львовых Ольга Глазачева рассказала, что еще осенью музей сообщил в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области об ослаблении западной стенки моста, декорированной диким камнем. Специалисты обследовали памятник архитектуры: выпавшие камни не утрачены, несущая способность моста не нарушена.
.
Следует отметить, что при реставрации Валунного моста в 2002 году, когда его состояние действительно было плачевным, мост был надежно укреплен, дорога охвачена железо-бетонным поясом, утраченные валуны восстановлены.
В 2011 году также проводились текущие ремонтные работы. Сейчас западная стенка требует лишь небольшого косметического ремонта, который обещают произвести летом этого года.
.
Фестиваль «Новоторжский рубеж» оставил у его участников и зрителей только положительные впечатления: красивое место, отличная погода, цветущие подснежники, которые никто и не думал рвать, дамы в длинных платьях и витязи в доспехах… До встречи на «Новоторжском рубеже – 2019»!
.
* * *
.
09.05.18.
.
Текст этой заметки редакция еженедельника «Караван+Я» включила в фотообзор фестиваля, ставший темой номера

№ 18 (1150) от 09.05.2018 – в редакционной версии под редакционным заголовком и с редакционными подзаголовками :)
.
На фестивале побывали члены редакции еженедельника, у которых создалось впечатление, что будущее фестиваля под вопросом. Надеюсь, что это не так. Вот ссылка на статью в Караване.

Великий «тихий лирик», наш земляк

20.04.2018

18 апреля в Лихославле открылся фестиваль «Соколовские чтения», приуроченный к 90-летию уроженца Лихославля, известного русского советского поэта Владимира Соколова (1928-1997), масштаб творчества которого значительно превосходит его славу. В 2016 году благодарные земляки установили в Лихославле памятник Владимиру Соколову, его именем названа библиотека, в которой прошло открытие фестиваля.

На праздник высокого поэтического слова приехали поклонники творчества Владимира Соколова, литературные объединения области, представители учреждений культуры и искусства. Открытие фестиваля состоялось в фойе библиотеки имени В. Н. Соколова, с трудом вместившем всех гостей, торжественная часть прошла в школе искусств.

 Опытные авторы и совсем юные стихотворцы собрались в этих стенах, чтобы почтить память Владимира Соколова. Среди них – тверские поэты  Ефим Беренштейн, Вера Грибникова, Владимир Львов, Галина Киселёва, Любовь Гордеева, литературный критик Александр Бойников.  Представители литературных объединений приехали из  Бежецка, Вышнего Волочка, Спирова, Твери и других городов области.

Звучали саксофон и скрипка, выступающие сменяли друг друга. Литконсультант Дома поэзии поэт Владимир Львов зачитал приветственное письмо Андрея Дементьева, учившегося с Владимиром Соколовым на одном курсе Литинститута имени Горького. Очень тепло встретили участники фестиваля стихотворение тверской поэтессы, члена ЛИТО «Ковчег» Любови Николаевой, посвящённое жизни и творчеству Владимира Соколова. Его привезла в подарок библиотеке руководитель ЛИТО «Ковчег» Вера Грибникова. Незабываемое впечатление на присутствующих произвело выступление сестры поэта – Марины Соколовой, ставшее заключительным аккордом торжественной части фестиваля.

В рамках фестиваля  состоялась презентация книги «Нет школ никаких, только совесть», куда вошли стихи великого поэта и даже его черновики, а также – ранее неизвестные фотографии, комментарии Марины Соколовой, записанные во время многочисленных бесед. Вошли в книгу и стихи земляков Владимира Соколова – поэтов Лихославля. На фестивале не раз упоминалось имя дяди Владимира Николаевича – известного писателя, поэта и сатирика Михаила Козырева, незаслуженно забытого. В сборник включён один из его рассказов и первая глава из не публиковавшейся ранее повести «Рост».

Поэт, член Союза писателей России Вера Грибникова рассказала о своих впечатлениях:

- Презентация книги «Нет школ никаких, только совесть» стала настоящим праздником поэзии – стихи звучали несколько часов. Читали хозяева фестиваля и многочисленные гости. Расходиться не хотелось, ни один человек не покинул зал. Оформлена книга очень достойно– глянцевая бумага, цветные фотографии и авторские рисунки молодого художника Дарьи Елисеевой, созданные специально для этого издания.

В другом зале проходила научная литературно-краеведческая конференция «Владимир Соколов: поэзия и время».

Ее участник, кандидат филологических наук, доцент ТвГу, член Союза писателей России Александр Бойников считает Владимира Соколова поэтом общероссийского масштаба, гордостью и Тверского края, и всей России.

- Владимир Соколов – яркий представитель «тихой лирики» – особого направления в русской поэзии 1950-1970-х годов. Главные темы стихотворений В. Соколова – большая и малая Родина, природа, философские раздумья о жизни, творческом бессмертии, стремление найти гармонию души, мира и поэзии, общечеловеческие ценности. Он – один из пронзительнейших русских лириков ХХ века, с равной проникновенностью и трепетностью живописующий и «непризнанный цветок картошки» в окрестностях родного Лихославля, и «гербарий сырых тротуаров» Москвы. Жизнь и творчество, мгновение и вечность, земля и космос для него – одно неразделимое поле искусства – великого искусства слова. Стиль его поэзии отличается живописной тонкостью, точностью слова, импрессионистичностью, утончённостью, глубоким психологизмом, опорой на традиции русской классики. Владимир Соколов свято верил в беспредельные облагораживающие возможности поэзии, музыки, живописи. Эта вера создала и отшлифовала его на редкость чистый голос и особую естественную манеру общения с читателями. И мало кем превзойдённое умение духовно всматриваться и вчувствоваться во всё то, что окружает и самого поэта, и каждого из нас, – высказал свое мнение Александр Бойников.

Фестиваль, посвящённый светлой памяти нашего земляка, великого «тихого лирика» Владимира Соколова, стал значимым событием в культурной жизни Тверской области. Необходимо проводить его ежегодно, ведь творчество Соколова недостаточно популяризируется на всероссийском уровне, да и на уровне региона. Владимир Соколов  не стремился собирать стадионы, не был склонен к шоу-бизнесу, он умер двадцать лет назад, когда было не до поэтов. «Цель поэзии – поэзия», – считал Соколов. И эта глубокая поэзия, эта «тихая лирика» – то настоящее, вечное, что нужно сохранить в себе, передать детям и внукам.

Неоновые крылья музы Верхневолжья

02.04.2018

Областной молодёжный поэтический конкурс «Неоновая муза» подвел итоги восьмого сезона. В библиотеке имени Горького под эгидой Содружества литераторов Верхневолжья состоялся итоговый тур состязания за титул «Лучшего молодого поэта Тверского региона 2018 года».

Двадцать авторов из Тверской области прошли строгий отбор в заочной части конкурса, получив возможность бороться за победу в номинациях «Лучшее стихотворение фестиваля», «Лучшая декламация», «Лучший сценический образ» и, конечно, «Приз зрительских симпатий».

Молодые поэты – лиричные и эпатажные, яркие и застенчивые – читали свои стихи в зале, где не было свободных мест и даже со стен глядели классики русской литературы. Выступления участников по пятибалльной шкале оценивало авторитетное жюри. В него вошли многократный лауреат премий и конкурсов, поэт, автор-исполнитель, член Содружества литераторов Верхневолжья Татьяна Винокурова; руководитель областного общественного движения «Уроки успеха», член Правления Содружества литераторов Верхневолжья Глеб Сафонов и спонсор фестиваля, генеральный директор бутика натуральной косметики «BELLA CASA» Татьяна Корнеева.

Подсчет баллов ответственным жюри ненадолго оставил участников в томительном ожидании, которое скрасило выступление дуэта «Эпоха странствий». И вот ведущий литературного праздника поэт, член правления Содружества литераторов Верхневолжья Владимир Селянкин готов объявить имена победителей восьмого Областного молодёжного поэтического конкурса «Неоновая муза».

Лучшим молодой поэтом Тверского региона 2018 названа Мария Цвенева из поселка Эммаус, студентка факультета иностранных языков и международных коммуникаций Тверского государственного университета. Неоновые крылья музы Верхневолжья несли ее к победе виток за витком – Мария не впервые участвует в конкурсе и уже была обладателем специального приза.

Лучшее стихотворение фестиваля написала Анна Кишкевич, которой удалось облечь смыслы в поэтические образы, впечатлившие членов жюри. Приза «За лучшую декламацию» удостоена проникновенная Светлана Крылова, а «Лучший сценический образ» удался Алёне Смычковой, которая не пыталась повторить успех предшественников, выходящих к микрофону в противогазе, – образ был внутри неё, а не снаружи, и она артистично раскрыла его. Обладатель «Приза зрительских симпатий» был определен по результатам голосования на специальных бланках, полученных зрителями перед началом конкурсных чтений. Признание слушателей в этом году подкреплено дипломом от областного общественного движения «Уроки успеха». Обладателем «Приза зрительских симпатий» стал харизматичный Илья Хузахметов. Спецприз «Содружества литераторов Верхневолжья» достался Кристине Буриной, а Спецприз члена жюри Татьяны Винокуровой – Олегу Андрееву. Надо отметить, что Татьяна Винокурова и сама, окрыленная Неоновой музой, не только оценивала и награждала поэтов, но и исполняла свои песни.

Восьмой конкурс «Неоновая муза» завершил свою работу, а Содружество литераторов Верхневолжья уже познакомило поэтическую элиту региона с планами на девятый сезон. Председатель правления Содружества литераторов Верхневолжья Диана Мун сообщила, что конкурс ожидают большие и ,несомненно, позитивные изменения. Организаторы «Неоновой музы» уверены, что творческая молодежь Верхневолжья должна иметь возможность представлять свои произведения, учиться друг у друга, объединяться в творчестве. И взращивать таланты «Неоновая муза» вместе с областным общественным движением «Уроки успеха» намерены с самых юных лет! В следующем году в конкурсе смогут принять участие юные дарования в трех возрастных категориях: от 5 до 9 лет, от 10 до 15 лет и традиционно – от 16 до 25 лет.

Физики и лирики – под интегралом

24.02.2018

24 февраля в Твери я приняла участие в первой человековедческой, художественно-поэтической встрече в интеллектуальном салоне «Физики и лирики – под интегралом» с общей темой «Человек: единство науки, искусства и ремесла». Мероприятие было организовано Тверским региональным отделением Петровской академии наук и искусств (ТРО ПАНИ) при участии Тверского научного центра комплексного изучения человека, Тверского дворянского собрания и Тверского регионального отделения Союза театральных деятелей России.

Первое собрание было посвящено феномену «Искусство в жизни ученого»: философия творчества, поэтика, художественная образность, рождаемая научным познанием.

Программу встречи открыло вступительное слово Владимира Осипова – председателя ТРО ПАНИ, руководителя Тверского научного центра комплексного изучения человека, кандидата философских наук, профессора и академика ПАНИ. Его сообщение «Единство науки, искусства и ремесел в теории и практике Петровской академии наук и искусств и Тверского научного центра комплексного изучения человека» поведало собравшимся об особой тверской энергии в русском этносе.

Предводитель Тверского дворянского собрания доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой биологии ТвГУ член-корреспондент ПАНИ Андрей Зиновьев определил концептуальные и организационные основы публичных выступлений и дискуссий по человековедческим проблемам в салоне «Физики и лирики – под интегралом». Он рассказал о роли художественного творчества в своей жизни и научной работе. В качестве примера известный тверской биолог представил живописные работы, реконструирующие виды вымерших животных, таких как саблезубый тигр.

Выступление Владимира Гайдукова, заместителя руководителя по науке Тверского научного центра комплексного изучения человека, кандидата философских наук, доцента кафедры государственного управления ТвГУ, члена-корреспондента ПАНИ, затронуло истоки формирования личности: семья, система образования, среда. Он рассказал о той важной роли, которую сыграло в его жизни интеллектуальное окружение и чтение книг, знаменитые споры физиков и лириков, которые, с одной стороны, сформировали научную и творческую элиту советского общества, а с другой стороны – привели к перестройке и распаду СССР.

Живописные работы представил собравшимся член Союза художников России, член ПАНИ Андрей Юдин. Он рассказал о вдохновляющем сотрудничестве с представителями различных видов искусств, опыте проведения культурных мероприятий, объединяющих музыку, живопись, поэзию. Художник-график предложил воплотить тему единства науки и искусства, издав печатный сборник научных, поэтических и живописных работ.

Выступления участников иллюстрировались не только живописными, но и поэтическими опытами ученых. Свои стихи прочитали Владимир Осипов, Владимир Гайдуков, Вячеслав Башилов.

На примере своих стихотворений «Баллада о сожженных», «Ратник», «Во имя Добра» я обозначила особенности исторического жанра художественной литературы. Писатель воссоздает события прошлого, опираясь на известные исторической науке факты. Несмотря на то, что художественное воссоздание отличается от научного, позволяя вводить в повествование вымышленных героев, рисовать картины минувшего в образах и диалогах, все же фантазия автора не должна приводить к искажению исторических фактов. Для вольной трактовки истории существует жанр фэнтези. Также я прочитала стихотворение  «Весы».

Участники решили проводить подобные встречи в интеллектуальном салоне на регулярной основе. А художник Андрей Юдин пригласил 3 марта посетить перформанс от художников и музыкантов «Гармония балета» в «Гранд-кафе» на Симеоновской в Твери.

Ломаный медный грош

16.07.2017

 Зураб Церетели подарил Андрею Дементьеву на 89-летие странную скульптурную композицию. На каждом фото – одна из трех скульптур. Что означает сия аллегория Церетели не сказал. Но судя по форме и материалу это – ломаный медный грош. Рассуждая о том, как этот образ ассоциируется с поэзией, я написала такое стихотворение:

Гробит людское племя
Тех, кто душой не схож.
Бросит поэту время
Ломаный медный грош.

Только поэт не стонет,
Рифмой металл кроша.
Или поэт не стоит
Ломаного гроша!

Об этом пишет также поэтический обозреватель газеты «Караван»

День города Твери

25.06.2017

 24 июня в Твери отмечали День города.

Я приняла участие в двух мероприятиях. 

В зеленых декорациях Тверского ботанического состоялся семейный праздник «Музыка, ожившая в цветах» – звучала как классическая, так и эстрадная музыка, на тропинках и полянах сада было многолюдно. Дети с удовольствием рисовали и мастерили, вдохновляясь живыми экспонатами ботанического сада.

Привлекали посетителей также уголок поэзии и книжная лавка Дома поэзии Андрея Дементьева. Здесь мы с Верой Грибниковой читали стихи о цветах и деревьях, о Твери и России, о любви и творчестве. Я прочла «Гербарий», «Дерево поэтов», «Канцону Гумилеву» и стихотворение для детей «Белки».

Гости семейного праздника – и взрослые и дети – тоже удовольствием занимали место в старинной резной раме и читали стихи русских классиков. Рядом студия цветов «Золотой Лепесток» и Оксана Саркисян проводили  флористические уроки: живые композиции из декоративных подсолнухов, гвоздик и петуний составлялись под аплодисменты зрителей.

Несмотря на обширную программу Дня города, многие предпочли аттракционам интеллектуальное мероприятие – лекцию искусствоведа, заслуженного деятеля искусств России Татьяны Бойцовой «Художественная жизнь России начала XXI столетия: традиции и новая культурная парадигма».

Лекция собрала полный зал в Тверском городском музейно-выставочном центре. История живописи была рассмотрена в мировоззренческом контексте, был проведен анализ двух постперестроечных десятилетий в художественной жизни страны. В ходе лекции был представлен сборник  IV Тверских искусствоведческих чтений.

Также об этом в газете «Караван» – обзор событий Дня города.

Статья о Всемирном дне поэзии опубликована в тверской газете

23.03.2017

Моя статья о праздновании Всемирного дня поэзии в Доме поэзии Андрея Дементьева опубликована в №12(1093) от 29.03.17 г. тверской газеты «Караван+Я» под редакционным заголовком.

 

 

Русская поэзия расширяет интеллект, укрепляет душу и волю

22.03.2017

Всемирный день поэзии я встретила в Твери, в  «Доме поэзии Андрея Дементьева». Этот праздник, учрежденный ЮНЕСКО в 1999 году, было решено связать с датой 21 марта, хотя на протяжении нескольких десятилетий до этого многие страны отмечали его 15 октября – в день рождения древнеримского поэта Вергилия. Но весенняя дата праздника поэзии как нельзя лучше подошла для подведения итогов первого всероссийского конкурса молодых поэтов, который называется «Зелёный листок».

В «Доме поэзии Андрея Дементьева» 21 марта состоялась пресс-конференция и торжественная церемония награждения молодых поэтов – победителей конкурса, приехавших из разных уголков России. (Здесь приведены полностью ответы участников без купюр и в оригинальной стилистике респондентов, в отличие от моей статьи, опубликованной 29.03.17 г. в газете «Караван+Я в сокращении). Лауреаты и финалисты конкурса получили статуэтки работы скульптора Андрея Ковальчука, денежные премии, дипломы и специальные призы.

Победительницей конкурса стала 17-летняя Вероника Баранова – самая юная участница конкурса из поселка Пригородный Саратовской области. Второе место заняла Екатерина Барбаняга из Санкт-Петербурга, а третье Анастасия Губанова из Твери. Специальный приз от жюри достался Анастасии Кривецкой из деревни Дубровка Брянской области, специальный приз от фонда «Отчий дом» – Екатерине Писаренко из Луганска (автор, вероятно, проживает в России, так как положение о конкурсе допускает к участию только россиян). Ещё один специальный приз – от ФГУП «Почта России» получил Михаил Знаменский из Нижнего Новгорода.

В ходе пресс-конференции члены жюри конкурса рассказали о своих впечатлениях от работ конкурсантов и оценили современное состояние литературного процесса в нашей стране.

 Художественный руководитель Дома поэзии Андрей Дементьев напомнил, что в 2016 году первые «Зелёные листки» были вручены поэтам Тверской области и в нем приняли участие несколько десятков человек. Теперь же Всероссийский конкурс «Зелёный листок» объединил около тысячи участников из разных уголков России. Каждый из которых представил три стихотворения. В лонг-лист вошли 110 участников. Финалистами стали десять поэтов, из числа которых профессиональное жюри избрало лауреатов. Андрей Дементьев отметил тот факт, что большинство финалистов составили представительницы прекрасного пола. «Меня очень порадовало, что девочки победили ребят. Они эмоциональнее, они влюбленнее». Он добавил, что в будущем конкурс охватит республики бывшего СССР и напомнил, что «Зелёный листок» придумали в журнале «Юность», который имел тираж 3 миллиона 300 тысяч экземпляров.

В состав жюри конкурса входили два представителя тверского поэтического сообщества – члены Союза писателей России Вера Грибникова и Владимир Львов. Последний подробно рассказал о работе с конкурсными подборками. «Около трех тысяч авторов. Мы были очень рады. Трудно было на первоначальном этапе отсеять сильных поэтов от не очень сильных, но вроде бы справились. Были определены достойные. Может быть даже кого-то пропустили, но всех не наградишь. Победителей должна быть тройка, как вы понимаете. Самые сильные регионы – Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Ставрополь – и по количеству и по качеству. И вдруг тут и Тверь, теперь наши попробовали свои силы на всесоюзном уровне. Я давно говорю, что в Твери поэзия стоит на уровне не на среднем в России, а повыше».

 Член Жюри конкурса народный артист России Владимир Качан дополнил выступление Владимира Львова: «Я дисциплинированно прочел всё то, что мне прислали – 24 коротеньких сборника молодых поэтов по три листа каждый. Я надеялся, что что-то отзовется в сердце. Первый же поэт, не хочется называть её таким старомодным и довольно глупым словом «поэтесса», семнадцатилетняя девушка Баранова, написала стихотворение «Менестрель», которое меня удивило, потому, что оно, хотя и мрачновато, но очень зрелое, грамотное, профессиональное. Дальше я отмечал крестиками ещё какие-то фамилии, по-моему шесть или семь. Можно было ожидать худшего, какого-то агрессивного дилетантства, которое царит, как сказал Иосиф Давыдовыч, на нашей эстраде…Было время, когда поэты собирали стадионы. Это плоховато. Пусть стадионы собирает Стас Михайлов. Но у поэта должна быть своя аудитория, иначе мы снова в пещеру влезем. Хорошо, что есть Дом поэзии Андрея Дементьева!»

Народный артист СССР Иосиф Кобзон выразил своё отношение к современному литературному процессу: «У меня предвзятое отношение к поэзии. Мои любимые поэты – Есенин, Лермонтов. То, что обольщается Андрей Дмитриевич, что девочки у нас талантливые – время покажет. Мы можем назвать только Цветаеву, Ахматову, Бэллочку Ахмадуллину. Я когда читаю поэзию, всегда выискиваю, какую поэзию можно положить на музыку. Андрей Дмитриевич, проводя этот конкурс, окунулся в свою молодость, когда он руководил журналом «Юность». Печатал он и спорных поэтов и скандальных. Я в это время застал эпоху ренессанса, когда песни писали такие выдающиеся мастера, как Соловьев-Седой, Блантер, Островский, Фельцман, Френкель, но я всегда разговаривал с моими слушателями стихами – Долматовского, Матусовского, Рождественского… Потом на нас «обрушились» песни талантливого Жени Мартынова на стихи Андрея Дементьева и вся страна стала петь эти песни… А сегодня я хотел бы спросить, какие стихи будут песенными, кто будет писать песни? Композиторы ещё есть, а на чьи стихи они пишут? Пишут на слова. Стыдно, когда выходит мой коллега и говорит «Музыка моя, слова мои» Это такой дешевый непрофессионализм. Проект первого канала «Голос» показывает нам парад пародистов, которые, вместо того, чтобы искать своё творческое начало, пародируют хиты зарубежные, а я хочу слышать русский язык… Нет сейчас русских песен. Почему «Русское радио» взяло на себя смелость так называться? Я могу подсказать им хиты – Арно Бабаджаняна на стихи Евтушенко, а они говорят «неформат»…Я бы, как Жириновский сказал…, вешал и расстреливал тех, кто отказался в России от русского слова и назвал это неформатом. Это ужасно!

Есть анекдот. Эрнст пришел к Апостолу Петру и говорит: «Я хотел бы попасть в рай!» «Фамилия?» «Эрнст» «В ад!» »Но почему? Я провел Олимпиаду и еще много чего сделал!» «Неформат!»

Вот, понимаете, я уже устал давать интервью по поводу этой несчастной девочки Юли Самойловой на коляске. Это же надо было додуматься девочку подставлять под украинских негодяев, которые русофобствуют, и дать им повод поиздеваться над инвалидом из России. Притом, она должна петь на английском языке! Мы не уважаем себя! Мы проиграли Европе и Америке информационное поле…Нас пытаются пинать всякие отморозки, поэтому надо акцентировать внимание на русской поэзии».

 Один из выдающихся поэтов современности Юрий Кублановский ответил на мой вопрос о перспективах молодых авторов быть напечатанными в престижных «толстых» журналах: «Я десять лет руководил отделом поэзии журнала «Новый мир» и всегда внимательно следил за потоком, поступающим от молодых поэтов из провинции. Сейчас нет такого, чтобы печатали только матёрых классиков, старцев. И журнал «Октябрь», и журнал «Знамя» печатают молодых. Другое дело, что сами молодые поэты изуродованы Интернетом. Сегодня написал, завтра утром вывесил в Интернет, вечером ему пишут «Ты гений». Стихи не вынашиваются и носят поверхностный характер. Среди тех поэтов, которых я читал в этот раз, я, как отрадное, отметил, что стихи с сердцем, не однодневки, несут в себе определенную традицию… В постхристианском мире культура работает на разложение красоты, гармонии, всего, что было дорого человеку. Почему культура общества потребления носит негативный характер – разговор особый – но это факт. Другому учит нас наша русская поэзия. Она расширяет интеллект, укрепляет душу, укрепляет волю. Каждый человек, который живет с русской поэзией, отличается не только умственно, но и качественно. Как религиозный человек несёт в себе особый заряд высшего смысла, так и человек, который знает и ценит поэзию».

Известный литературовед Павел Басинский, отвечая на мой вопрос о современных формах поэтического творчества заметил: «Я думаю, проблема заключается в том, что удивительно, сколько в России пишется стихов. Полмиллиона зарегистрировано на известном портале, они не нуждаются в тиражах. Встает вопрос, как фильтровать всё это. Как сделать так, чтобы поэта услышали. И журналы тоже не спасут. Каким образом поэт может подтвердить своё звание? Только судьбой, связанной с судьбой страны!».

После церемонии награждения победителей конкурса, на которой присутствовали заместитель губернатора Тверской области А. В. Белоцерковский и глава города Твери А. Б. Корзин, был представлен сборник стихов молодых поэтов. Этот сборник составлен по итогам областного конкурса «Зелёный листок», проведенного в 2015-2016 году. Завершился праздник «открытым микрофоном» и шампанским.

На следующий день, 22 марта, в помещении Тверского областного театра драмы состоялся приуроченный к Всемирному дню поэзии концерт-спектакль «Россия, слово о тебе» с участием Народной артистки России Надежды Бабкиной и её творческого коллектива «Русская песня». В музыкально-драматическом действе также приняли участие поэт Андрей Дементьев, народные артисты Иосиф Кобзон, Людмила Чурсина, Ирина Мирошниченко, Ольга Волкова, Игорь Скляр, заслуженная артистка России Анастасия Волочкова, артист Иван Замотаев.