Записи с меткой «Словенское поле»


9 марта стартует историко-литературная акция «Бессмертный полк русской поэзии»

06.03.2020

В целях расширения информационного поля, по просьбе коллег из Псковского регионального отделения Союза писателей России публикую положение о Международной историко-литературной акции «Бессмертный полк русской поэзии».

Положение
о международной историко-литературной акции
«Бессмертный полк русской поэзии»

Международная истoрико-литературная акция «Бессмертный полк русской поэзии» (далее – акция) посвящается Победе Советского народа в Великой Отечественной войне и направлена_на увековечивание памяти поэтов-фронтовиков и поэтов-блокадников, возвращение российскому читателю их стихов, приобщение к этим стихам детей и юношества.

Акция проводится Псковским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» (далее – организатор акции) при поддержке Комитета по культуре Псковской области и является неотъемлемой частью литературно-исторического проекта «Чтобы помнили» (далее — Проект).

Цели и задачи акции соответствуют целям и задачам Проекта.

Участниками акции могут стать жители Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья – носители русского языка, принимающие цели и задачи акции.

1. Акция проводится по направлениям:
«Бессмертный полк русской поэзии» (для участников в возрасте от 18 лет);
«Бессмертный полк русской поэзии». Читают дети» (для участников до 17 лет включительно).
Организатор акции открывает видеоканал  на платформе видеохостинга YouTube, на котором, будут публиковаться стихотворения фронтовых поэтов, в декламации жителей России и зарубежья, в популярном на сегодняшний день формате видеороликов. Оформление видеороликов в едином формате Организатор акции берёт на себя.

2Период проведения акции с 09.03.2020 по 30.06.2020.
Приём видеороликов участников акции по 06.06.2020.

3. Чтобы стать участником акции, необходимо:
— записать (при помощи видеокамеры, веб-камеры, фотоаппарата, мобильного телефона и т.д.) видеоролик, с декламацией произведения поэта – участника Великой Отечественной войны, либо поэта, проживавшего в г. Ленинграде в период его блокады (поэта-блокадника), написанное на русском языке;
— направить видеоролик на E-Mail: poetic.polk@ya.ru
За весь период акции от одного участника принимается не более 3 видеороликов. Предпочтение отдаётся произведениям, читаемым наизусть.

4. Требования к видеоролику:
— форматы видеоролика: mp4, avi, mpeg2, mov, wmv;
— соотношение сторон 16:9, либо 4:3;
— качество видео не ниже 640 x 480;
— один видеоролик должен содержать только 1 стихотворение;
— продолжительность ролика не более 5 минут;
— на видеозаписи должно быть видно лицо человека, читающего произведение;
— не рекомендуется дополнять ролик титрами, надписями, спецэфектами, а также фоновой музыкой и иной фоновой озвучкой.

5. В целях оперативной обработки присланных видеоматериалов и их публикации организатор акции просит предоставить вместе с видеороликом:
— фотографию поэта-фронтовика, написавшего произведение;
— заполненную анкету участника акции.

6. Направляя видеоролик, участник акции тем самым соглашается с тем, что:
— присланные видеоматериалы будут оформлены в едином стиле акции и размещены на видеоканале акции, на хостинге YouTube;
— размещенные на хостинге YouTube видеоматериалы могут в дальнейшем публиковаться (транслироваться) в социальных сетях, интернет-сайтах, а также средствах массовой информации, освещающих проведение акции, и не претендует на какое-либо вознаграждение.

7. Не принимаются к публикации:
— видеоролики с низким качеством видео или звука;
— видеоролики с чтением стихов за кадром (звук наложен на видеоряд);
— видеоролики, содержащие информацию рекламного характера;
— видеоролики, содержание которых  нарушает законодательство Российской Федерации и (или) общепринятые нормы нравственности и морали.
Организатор акции оставляет за собой право отказать в публикации видеоматериала без разъяснения причин.

8. Участники акции получают памятный «Сертификат участника акции «Бессмертный полк русской поэзии», в котором указывается ссылка на произведение,  размещенное на канале акции. Сертификат направляется в электронном виде, в формате PDF. Если участником представлено 2 и более видеоролика, он получает сертификат за каждый из них.

10. Дополнительная информация.
В Псковской области, дополнительно, будет организовано проведение очной акции с выступлением детей и юношества на праздничных концертных площадках посвящённых  Дню Победы, в библиотеках города, домах ветеранов, а также их выступлением на фестивале исторической поэзии «Словенское поле – 2020».
В ходе проведения акции планируется сотрудничество со средствами массовой информации, литературными сайтами, ретрансляция опубликованных видеоматериалов в социальные сети, а также различные группы и сообщества литературной направленности.
Организованное прохождение участников акции в колонне Бессмертного полка в День Победы – не планируется, т.к. мы убеждены, что решение об участии в данном шествии – личное дело каждого гражданина и не может быть организовано с применением административного ресурса, рамках в какой-либо акции или проекта.

И новая эра придет… Итоговый день «Словенского поля – 2019″

06.08.2019

Сегодня завершаю свой рассказ о поездке на фестиваль «Словенское поле – 2019″ в Псковскую область. В статье Ратники российской литературы я рассказала о церемонии открытия фестиваля, а в статье Излюбленный маршрут Марии Парамоновой речь шла о поэтических чтениях и прогулке по историческим местам Изборска. На этот раз местом действия будет Псков. Заключительный день фестиваля – 28 июля.

По традиции сбор участников был объявлен у Памятника солдату I мировой войны на набережной реки Великой (улица Воеводы Шуйского). В который уже раз я приятно удивлена тем, с какой любовью псковичи относятся к этой небольшой скульптуре. Вокруг – идеальный порядок. В нескольких кашпо кустится цветущая ампельная петуния. Поэты возлагают к памятнику красные гвоздики и читают стихи о Первой мировой войне. Это больше, чем дань памяти – это прикосновение к подвигу, смыкание времен, смыкание рядов…

После поэтического митинга у памятника участники фестиваля собрались в концертном зале Псковского областного колледжа искусств им. Н. А. Римского­Корсакова (ПОКИ). Там состоялся итоговый концерт «Словенского поля – ­2019», в программе которого выступили поэты и барды из числа участников фестиваля, членов жюри и оргкомитета.

Председатель правления Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» Николай Федорович Иванов подробно рассказал о новых направлениях работы писательского союза. Работа организации заметно активизировалась, повысилась открытость процесса приема в Союз, что вызвало неизбежное в таких случаях  противодействие застойных элементов. Николай Федорович ответил на вопросы об обмене членских билетов, о взаимодействии с региональными органами власти, о сотрудничестве писателей с инициативными группами и молодежью, а также о своем экстремальном опыте в журналистике.

Жюри подвело итоги поэтических конкурсов в молодежной номинации «Словенские ключи», «Открытой номинации», номинации «Профи» (для членов писательских организаций) и в специальной номинации «Стихи об Изборске». Эти итоги опубликованы на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России. Замечательно, что абсолютно все участники получили памятные дипломы и прочли свои стихи (либо выступили с обращением к участникам фестиваля в прозе).

Разумеется, я очень рада, что компетентное жюри фестиваля под  руководством поэта Вадима Терёхина (Калуга) удостоило меня звания лауреата II степени в номинации «Профи». Разделил со мной эту радость и вторую ступень «пьедестала» поэт из Тулы Валерий Савостьянов. А победителем в высшей номинации стала Ольга Флярковская из Москвы. Со сцены ПОКИ я прочла стихотворение «Виршеловка», написанное под впечатлением последних писем Сергея Есенина. Стихи из конкурсной подборки опубликованы на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России.  В дополнение к диплому я получила в подарок керамическое панно с видом на Городищенское озеро с Труворова городища и логотипом фестиваля, а также календарь с репродукциями картин – видов Пскова и стихами псковских поэтов.

 Завершение праздника поэзии было столь же памятным, как весь фестиваль. Прогулка на катере с гордым именем «Буревестник» по реке Великой в тридцатиградусную жару – отличная идея. На носу катера мы наслаждались ветерком, криками чаек и прекрасными видами Пскова. В прогулке по реке вместе со мной приняли участие Ольга Флярковская, тверские поэты Елена Павлинова и Борис Зверев и другие участники фестиваля. Уверена, что все участники девятого фестиваля «Словенское поле» уже ждут новой встречи на десятом, юбилейном фестивале в 2020 году.

Излюбленный маршрут Марии Парамоновой

01.08.2019

В предыдущей заметке о фестивале «Словенское поле – 2019″ - «Ратники российской литературы» я рассказала об открытии фестиваля «Словенское поле – 2019″. Теперь пришло время продолжить мой рассказ. В тот же день, 27 июля в Нескучном садике на территории музея-заповедника «Изборская крепость» прошли конкурсные чтения. Поэты читали одно произведение из подборки, направленной на конкурс исторической поэзии и стихотворение об Изборске. Участники фестиваля, выступающие вне конкурса, также читали свои стихи исторической тематики.

Припекало солнышко, заставляя мою кожу краснеть от того, что половина лета  прошла безвылазно на работе. Поэты укрывались в тени  деревьев, беседок или на веранде блинной. То и дело оттуда доносился голос официантки, выкрикивающей номер заказа.

Мой черед читать стихи наступил почти в самом конце программы. Стихотворение «Старица дремлет» из основной подборки я сопроводила ремаркой об удручающем состоянии памятников архитектуры в малых городах центральной России. Это стихотворение я написала почти год назад, после выступления на ступенях Пятницкой церкви в Старице Тверской области. Вот оно:

Старица дремлет

Берег высокий у Волги-реки,
Вал крепостной – завещание предков.
Здесь даже звёзды не так далеки,
Звуки доносятся редко.
Славится Старица древней красой,
Княжеской честью, купеческим братством,
Верой смиренной и правдой простой:
Грех похваляться богатством.
Божию милость восславя, купцы
Миром построили церковь из древа.
В небо над торгом подняли венцы
В память Святой Параскевы.
Век пролетел – белокаменный храм
Зодчий возводит – с амвоном просторным.
Дивные фрески восходят к хорам,
Небо – в цветах рукотворных.
Смотрит на мир монастырских могил
Храм Рождества Богородицы – Девы.
В левом приделе восславился Нил,
Правый – Святой Параскевы.
Старица дремлет. Былой красоты
Тихо листает века и виденья.
Чает она возрожденья святынь,
Древней земли возрожденья.

А в рамках номинации «Стихи об Изборске» я прочитала «На исходе июля». Это стихотворение – расширенная метафора фестиваля «Словенское поле – 2018″. Конечно, не все смогли разгадать зашифрованные в образах древнегреческих богов персоны поэтов-участников. Но это не столь важно для меня как то, что я снова вернулась на это место вдохновения.

После чтений у нас осталось два часа времени для встречи с чудесами здешних мест. Забыв об обеде, я поспешила к ним. Но сначала все участники чтений, которые к тому времени еще не разбрелись по окрестностям, сфотографировались у стены Изборской крепости.

Я поделилась с поэтами Ириной Яненсон и Андреем Теддером своим открытием, которое я сделала в прошлом году. Тогда я пыталась найти дорогу на Труворово городище. Но туристы не могли ничего мне подсказать. Некоторые и вовсе отшатывались, будто я хочу им что-то продать или попросить денег в долг :). Вероятно, когда к людям вежливо обращаются со словами «Здравствуйте, не могли бы Вы…», именно такая мысль приходит им в голову. Тогда я стала подниматься вверх по тропе, начинающейся у дороги на Словенские ключи. Долго шла вверх и в итоге нашла Труворово городище . Обратно шла по краю поля, мимо кладбища. Мне советовали пройти через кладбище, так короче, но я не решилась в одиночку на такое путешествие. Моё открытие было очень простым – лучше всего идти из деревни Изборск в сторону стоянки туристических автобусов, дальше – через кладбище или вдоль его ограды, выйти на Труворово городище, а уже после спускаться вниз с горы на Словенские ключи.

Этот рецепт пришелся по вкусу моим друзьям и мы отправились в путь. На краю кладбища наше внимание привлек очень большой каменный крест с едва различимыми буквами. Его называют крестом Трувора. На городище мы насладились прекрасным видом с вершины горы, представили, как могло выглядеть это место в старину, сфотографировались у ворот, восстановленных археологами и у церкви гораздо более поздней постройки. Затем спустились к Словенским ключам. Я всегда подхожу к каждому ключу, здороваюсь с ним, опуская руки в холодную воду, выпиваю несколько глотков, набирая воду в ладони. Чтобы не промочить ноги, я переобуваюсь в пляжные тапочки, которые привожу с собой специально для этой цели. То ли двенадцать апостолов, которым посвящены эти ключи, помогают, то ли вода столь полезна, сколь вкусна, но я всегда чувствую себя обновленной и счастливой после посещения этого чудесного места.

Моим друзьям тоже понравилось путешествие. Вот, что пишет Ирина Яненсон на своей странице в ФБ:

«В самом Изборске в этот раз, спасибо Маше Парамоновой, которая провела нашу компанию по своему излюбленному маршруту, я увидела изумительные панорамы изборской природы и древнее городище с воротами в древний город, короче, не пожалела, что пошла за Машей, хоть и подустала бродить по пригоркам и ручьям. Домой вернулась прям обомлевшая от усталости и полная впечатлений».

Ратники российской литературы

30.07.2019

Вчера вернулась из Псковской области – с Девятого фестиваля исторической поэзии «Словенское поле». Девятый он для истории, а в моей биографии – шестой подряд. «Однажды, навсегда и неизменно / Я влюблена в Изборск!» – это строки из моего стихотворения о фестивале 2015 года.

В этом году я приехала на фестиваль в субботу – вынуждена была пропустить интереснейшую экскурсию в Остров. Но и два дня фестиваля оказались столь насыщенными, что сегодня расскажу только про первый из них, про торжественное открытие фестиваля.

Мы прибыли в Изборск, к Священному холму, на котором в 2007 году в праздник Воздвиженья был установлен семиметровый крест. В этом знаковом месте состоялось открытие фестиваля. Подробно о церемонии принесения земель пишет наш сайт в статье «Смоленские поэты на Словенском поле»:

«Год от года Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле», который проводит в Изборске Псковское региональное отделение Союза писателей России, всё яснее обретает черты Изборского поэтического клуба. Он становится площадкой стратегической – отсюда, с древней земли, над которой  возвышается поклонный крест, где, несмотря на усилия реставраторов, сохраняет исторический облик Изборская крепость, где от Труворова городища сквозь толщи известняка бежит  живая вода Словенских ключей, всё слышнее и увереннее звучит голос писателей Великой России.
Они избавляются от комплексов, внушаемых представителями русскоязычного постмодернизма, фикшн, нон-фикшн и янг-эдалт. Они перестают стесняться любви к родной земле и понимают слово «пафос» в переводе с греческого (страсть, воодушевление), а не с либерального (ругательство, применяемое к творчеству патриотов). Они читают стихи о возвышенном и о безобразном, но реально смотрят на мир, в котором нет и не будет в обозримом будущем тепличных условий для творчества.
Девятый Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле» был торжественно открыт 27 июля 2019 года у «Священного Холма единения и славы России» в Изборске Псковской области. На церемонии открытия фестиваля выступили председатель правления Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» известный российский прозаик Николай Иванов (г. Москва), сопредседатель правления Союза писателей России, председатель правления Калужского областного отделения Союза писателей России поэт Вадим Терёхин, секретарь Союза писателей России, председатель правления Псковского регионального отделения Союза писателей России известный российский прозаик Игорь Смолькин (Изборцев). Смоленскую областную организацию Союза писателей России на фестивале представляли заместитель председателя правления Мария Парамонова, члены организации Любовь Сердечная и Владимир Королёв.
Участники фестиваля совершили приношение земель из исторически значимых мест русской истории, мест воинских сражений, русской доблести и героизма к  «Священному Холму единения и славы России» на Словенском поле. Любовь Сердечная рассказала о том, что в этом году к Холму доставлена земля от Смоленской стены. Близ одного из участков пятивековой Смоленской крепости находится аллея героев. Здесь увековечена память героев Отечественной войны 1812 года. Здесь установлены 13 бетонных обелисков с названиями городов-героев Великой Отечественной. Внутри каждого из них – капсулы с землей с мест боев в городах-героях. В 2015 году к ним добавили два обелиска Городов воинской славы Смоленщины – Ельни и Вязьмы. Здесь же находится могила и установлен бронзовый бюст Героя Советского Союза М. А. Егорова, водрузившего в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом. Владимир Королев прочел стихотворение смоленского поэта, члена Союза писателей СССР Алексея Бодренкова (1922-1984). Оно стало литературной основой гимна Смоленска.
…От каждого камня здесь мужеством веет
Дней наших и дней старины.
И если ты хочешь быть духом сильнее,
Побудь у Смоленской стены…
А Мария Парамонова привезла землю со своей малой родины – она родилась в Калинине (Твери).

 О событиях октября 1941 года на Пожарной площади в Твери (именно оттуда я привезла землю)  более подробно рассказано в статье «В Изборск – с Пожарной площади» свежего номера тверского еженедельника «Караван Ярмарка» (№28 от 30.07.19).

«Мария Парамонова привезла землю с Пожарной площади Твери (Калинина). Она рассказала о событиях октября 1941 года в Калинине: 
– 12 октября в Калинин по железной дороге начали прибывать части 5-й стрелковой дивизии. Тем временем оборону вели немногочисленные отряды курсантов, ополчения, городской партизанский отряд. 13 октября 1941 года танки и мотопехота врага вышли к западной окраине города, а утром 14 октября пытались форсировать реку Волгу и захватить заволжскую и затверецкую части Калинина.
Для переброски по Бежецкому шоссе к Затверечью частей 256-й стрелковой дивизии не хватало времени. А мирные жители – кто на автомашинах, а кто пешком – уходили из города именно по Бежецкому шоссе. В числе этих жителей была и моя бабушка с тремя детьми.
Важно было не пропустить танки врага через Тверецкий мост. Четыре вражеских танка, две автомашины с мотопехотой и одним арторудием на прицепе подошли к мосту со стороны речного вокзала. С противоположной стороны передовой отряд красноармейцев в составе стрелковой роты на автомашинах с одним орудием из 5-й батареи 531-го легкого артполка прибыл на Пожарную площадь и занял оборону.
Расчет орудия сержанта Епанчи из артиллерийской засады за глухим забором и двухстворчатыми воротами старого пивзавода вел внезапный прицельный огонь по технике противника, выходящей на мост. Первым же снарядом был подбит головной танк, а вторым снарядом – замыкающий колонну. Еще два германских танка были уничтожены огнем прямой наводки. На мосту образовалась пробка из разбитой военной техники фашистов, им не удалось с ходу прорваться в Затверечье.
14 и 15 октября красноармейцы и народные ополченцы удерживали свою предмостную позицию на Пожарной площади. За это время сюда подошли вся 5-я батарея 531-го легкого артполка, стрелковые батальоны из полков 256-й дивизии и другие части. Орден Красного Знамени за этот бой получил командир батареи лейтенант А.И. Кацитадзе.
После церемонии принесения земель Мария Парамонова прочла свое стихотворение «Ратник». 

 От волнения я, как обычно, «забыла слова и звуки» и даже пропустила одно четверостишие. Поэтому приведу здесь это стихотворение целиком – оно не только о воине-интернационалисте Александре Прохоренко, погибшем в 2016 г. близ сирийского села Тадмор (в стихотворении я называю его Фадмор – так звалось это место в период своего расцвета при царице-христианке Зенобии). Оно о каждом, кто, находясь   во враждебном окружении, отстаивает свои убеждения.

Ратник

Этот ветер несет прокаленный песок,
в этот вечер свирепая свора
замыкает кольцо, и последний часок
мне остался в долине Фадмора.
Эти руки по локти, по плечи в крови,
их оружие пеплом покрыто,
эта свора пробраться ко мне норовит,
предвкушая  безумие пыток.
Эти земли забыли за тысячу лет
благородной Зенобии речи.
По песку пробиваются, путая след,
будто волки, сыны человечьи.
Эти лица окутаны шарфами тьмы,
ятаганом ухмылка кривая.
Я стрелу посылаю – своим, за холмы,
и огонь на себя вызываю.

Такими ратниками российской литературы видятся мне современные писатели, защищающие своё право на творчество, любовь к родной стране и истории, на общение с единомышленниками. Прицельный огонь по ним ведут источающие ядовитые словеса прозападные литераторы и журналисты. А официальные власти с одной стороны боятся упрека в том, что у них есть идеология, а с другой – безграмотны, недальновидны и находят более заманчивые объекты для инвестиций, чем развитие литературного творчества. 

 Продолжение следует

 

Незримое присутствие. Словенское поле.

24.11.2018

23 ноября во Пскове в библиотеке «Родник» имени С.А. Золотцева состоялась презентация сборника стихов участников фестиваля исторической поэзии «Словенское поле – 2018″. Поэты, под идейным руководством организатора фестиваля и составителя сборника Андрея Бениаминова, вспоминали прошедший фестиваль, читали стихи, вероятно, пели песни.

Конечно, у меня не было возможности поехать на эту презентацию, но благодаря Ирине Яненсон, с которой мы подружились еще в мой первый приезд на «Словенское поле», я почувствовала себя частью этого праздника поэтической жизни. Вот какие фотографии прислала мне Ирина: сборник открыт на странице с моими стихами «Первая дуэль», «Три казака» и «Ратник».

Правда, праздник поэзии оказался немного грустным. Как сообщает на своей странице Андрей Бениаминов, с президентским грантом на фестиваль «Словенское поле -2019» псковская писательская организация «пролетела».
- На душе какое-то опустошение. Бессонные ночи на подготовку заявки оказались впустую. Денег на фестиваль 2019 года – нет. Да и прошедший фестиваль «Словенское поле – 2018» дался мне трудно, как никогда ранее. Такого количества технических и организационных накладок, нестыковок, как в этом году – не было никогда. Возможно это знак, что с проектом «Словенское поле» пора заканчивать? Честно говоря – чертовски устал. Так получается, что «Словенское поле» забирает меня полностью. Не остаётся времени не то, что на творчество, но на семью, детей, домашние дела, просто на отдых – пишет Андрей Бениаминов.

От всей души сочувствую этому прекрасному человеку, организатору, поэту. Он, как Ратник из моего стихотворения, окружен людьми, не поддерживающими его идеалов и начинаний или пытающимися повернуть их к своей выгоде.  Фестиваль – 2018 действительно был противоречивым. Я даже не смогла написать традиционный обзор для сайта. Возможно, следует изменить формат фестиваля. например, не проводить конкурс, а только чтения. Тогда вся «тина» уйдет на дно. Останутся только те, кто любит Изборск, Псков, Россию и поэзию. Расходы сразу сократятся, администрация и музей немного помогут, вероятно.

 

Издан сборник поэзии «Словенское поле – 2018″

06.11.2018

Как сообщает сайт Смоленской областной организации Союза писателей России, в только что вышедшем во Пскове  сборнике поэзии  «Словенское поле-2018″ опубликованы стихи шести смолян – участников одноименного фестиваля исторической поэзии – членов Смоленской областной организации Союза писателей России Любови Сердечной, Владимира Королёва, Натальи Толбатовой и Марии Парамоновой, а также Сергея Подольского и  Анастасии Самарцевой.

Я уже познакомилась с оглавлением этого издания, вероятно вскоре получу авторский экземпляр по почте. Тираж составил 350 экземпляров.

В числе авторов, чьи стихи опубликованы в сборнике, такие известные российские поэты как Владимир Шемшученко, Игорь Тюленев, Валерий Савостьянов, Ольга Флярковская и другие.

В моей подборке – стихотворения «Первая дуэль» (на днях читала его у памятника Пушкину участникам Ассамблеи Русского мира), «Три казака» и «Ратник» (стр.100-101), а также стихотворение «Мы – братья, поэты» – в тематическом разделе, посвященном памяти поэта Игоря Григорьева (стр.147).

 

(далее…)

Фестиваль исторической поэзии. Кризис жанра.

01.08.2017

C 28 по 30 июля 2017 года в Псковской области проходил Международный историко-патриотический поэтический фестиваль «Словенское поле – 2017». Фестиваль «Словенское поле» проводится с 2008 года – тогда авторы и издатели литературного журнала «Поэзия. 21 век» предложили провести поэтический праздник на древней Изборской земле и  Музей-заповедник «Изборск» эту инициативу поддержал. А в 2012 году фестиваль стал одним из ярких праздничных мероприятий в рамках празднования 1150-летия основания Изборска, его организовало Псковское региональное отделение Союза писателей России при поддержке Государственного комитета Псковской области по культуре. Тогда было принято решение сделать фестиваль ежегодным. Я приняла участие в четырех фестивалях подряд – с 2014 по 2017 год.

В 2017 году седьмой историко-патриотический поэтический фестиваль «Словенское поле» собрал во Пскове писателей из 18 регионов России, а также из Беларуси, Испании, Эстонии, Франции и Объединённых Арабских Эмиратов. От Смоленской областной организации Союза писателей России на фестиваль приехали: Олег Дорогань, Вера Суханова, Владимир Королёв, Анастасия Самофралийская и я, Мария Парамонова, представляющая также и Тверскую область. В тверскую делегацию помимо меня вошли члены Содружества литераторов Верхневолжья Вера Грибникова, Любовь Старшинова, Сергей Полежаев, Ольга Кочнова и Василий Рысенков (член жюри).

В этом году была объявлена дополнительная номинация – конкурс стихов о Пскове, посвящённый семидесятилетию автора гимна Пскова Станислава Золотцева (1947-2008).

В первый день фестиваля по традиции организаторы приглашают в увлекательные поездки по историческим местам псковской земли. В прошлом году это была поездка в Пушкиногорье, а нынче писатели побывали в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Вечером того же дня во время неформального ужина прошли литературные чтения свободной тематики.

На следующее утро два комфортабельных автобуса с участниками фестиваля отправилась в Изборск. После экскурсии по Изборской крепости, которую любезно предоставляет фестивалю Музей-заповедник, участники фестиваля посетили Словенские ключи, церковь Рождества Богородицы, недалеко от которой бьёт Богородицкий святой источник. Не скрою, что испытываю притяжение Словенских ключей – они открывают новое дыхание для творчества, наполняют энергией, придают сил.

Затем состоялось торжественное открытие историко-патриотического поэтического фестиваля«Словенское поле – 2017», на котором выступили официальные лица и инициатор фестиваля – поэт Андрей Бениаминов. С приветственным словом выступил председатель Смоленской организации Союза писателей России Олег Дорогань. Он прочитал своё стихотворение «Владимир Креститель».

В рамках фестиваля в «Нескучном садике» музея-заповедника состоялись поэтические чтения и выступления бардов.  Я прочла новые стихотворения «Семь сотен снегов» и «Гроза. К Пушкину». По окончании чтений, сопровождавшихся моросящим дождиком и поеданием вкуснейших блинчиков на террасе  Нескучного садика,  участники фестиваля дружно отправились к автобусной стоянке и вернулись во Псков.

По приглашению председателя Псковского регионального отделения Союза писателей России Игоря  Смолькина (Изборцева) смоленская делегация побывала в главном офисе псковских писателей. В неформальной обстановке писатели обменялись своими впечатлениями, обсудили существующие проблемы. А вечером поэты гуляли по старому городу, прикасались к его истории, фотографировались и читали стихи. Была прекрасная творческая атмосфера.

30 июля заключительный день фестиваля начался с церемонии возложения цветов к памятнику солдату Первой мировой войны. Эта традиция возникла год назад и была поддержана всеми участниками, большинство из которых приезжают на фестиваль ежегодно.  Владимир Королёв продекламировал стихотворение, посвящённое своему деду, штабс-капитану царской армии Филиппу Латонову. Прозвучало много стихов о Первой мировой войне.

Затем в концертном зале Псковского областного колледжа искусств им Н. А. Римского-Корсакова прошёл мастер-класс лауреата премии им. М. Е. Салтыкова Щедрина и конкурса «Золотое перо России», поэта Василия Рысенкова (г. Торжок, Тверская область). И тут вдруг выяснилось, что исторической поэзии не существует. Василий Рысенков на правах мастера объяснил приехавшим на фестиваль исторической поэзии авторам, что историческая поэзия устарела. Эпический жанр ушел в прошлое вместе с Гомером и Лермонтовым, а сейчас нужно писать иначе. И прочитал несколько своих стихотворений для примера. Слегка касаясь истории или, лучше сказать, прошлого, поэт метафорично индульгирует в своих переживаниях. Получается неплохо, но зачем же отрицать то, что делают другие? Член жюри пожурил тех, кто обращается к историческим сюжетам, предположив, что они пересказывают статьи из Википедии. Участникам фестиваля стало стыдно за свое несовершенство, они мысленно поклялись никогда больше не писать исторических стихов и проводили Василия Рысенкова дружными апплодисментами.

Смоленские писатели были отмечены дипломами фестиваля «Словенское поле». А победителями стали поэты, соответствующие установке жюри на отвлеченность от исторических событий. Впрочем, в номинации стихов о Пскове одним из призеров стала Ольга Кочнова из Твери за прекрасное стихотворение о княгине Ольге.

На заключительных чтениях Олег Дорогань прочитал стихотворение «Ты водила полки Одигитрия», Вера Суханова и Анастасия Самофралийская продекламировали произведения на крымскую тему.  Я, в свою очередь, вышла на сцену за дипломом участника, но не стала читать «Семь сотен снегов», поскольку у меня не было при себе Википедии и я не могла подтвердить оригинальность сюжета моего стихотворения, опирающегося лишь на одну фразу из летописи. Я прочла «Земля ранима и прекрасна…», как призыв к миру, к бережному отношению к нашей планете и друг другу. На мое удивление это стихотворение получило положительные отзывы участников фестиваля, разубедившие меня в возникшем было желании прекратить если не писать (это невозможно!), то по крайней мере читать стихи.

Через некоторое время я узнала, что в следующем году фестиваля «Словенское поле» скорее всего не будет.  Андрей Бениаминов, судя по всему, устал от того, что те, кто въезжает в рай на его горбу еще и вонзают шпоры в  бока, побуждая маневрировать в нужную сторону. Нужную кому? Не Андрею Бениаминову и не тем, кто за эти годы полюбил фестиваль исторической поэзии, псковскую землю и ее историю.

Изборский поэтический клуб – 2016

03.08.2016

 Вот уже третий год подряд последние выходные июля я провожу в Псковской области, где состоялся Международный поэтический фестиваль исторической поэзии «Словенское поле», проводимый Псковским региональным отделением Союза писателей России при поддержке Государственного комитета Псковской области по культуре и Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск». Не будет преувеличением сказать, что фестиваль “Словенское поле” стал своеобразным Изборским поэтическим клубом, объединяющим поэтов России и зарубежья, воспевающих родную землю от её исторических истоков до дней настоящих, и в горе и в радости, и в богатстве и в бедности.  

В поэтическом форуме «Словенское поле — 2016» приняли участие восемь десятков поэтов из двадцати регионов России и друзья из Белоруссии, Эстонии и Финляндии. А заявок на участие в фестивале было подано как никогда много – более ста двадцати. Смоленскую областную организацию Союза писателей России , как и в прошлом году, представляли Вера Суханова, Анастасия Самофралийская, Владимир Королёв и я – Мария Парамонова.

В 2014 году я впервые приехала на этот фестиваль, взяв с собой обоих своих сыновей, и была приятно удивлена уровнем и стилем атмосферы творческого общения. С нетерпением ждала июль 2015 года, но обстоятельства позволили мне приехать только на один день. Едва окунувшись в поэзию, историю и Словенские ключи я умчалась в Смоленск на ночном автобусе, пообещав вернуться. Нынче, весьма заблаговременно купив билеты, вместе с восьмилетним сыном мы освоили всю программу от и до. От Михайловского и до набережной реки Великой.

 

Первый день фестиваля – 29 июля – поэты посвятили литературной святыне псковской земли – Пушкиногорью. Экскурсовод музея-заповедника «Михайловское» представил нам родовое имение Пушкиных Михайловское, и этнографический музей «Мельница» в деревне Бугрово. Затем в Свято-Успенском Святогорском монастыре  писатели возложили цветы к памятнику на могиле великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и поставили свечи в Успенском соборе. После экскурсии, вернувшись в областной центр, мы стали участниками литературного вечера «Вне формата» в кафе «Старое кино». Пообщаться в неформальной обстановке и  почитать свои стихи в целом удалось, хотя настрой аудитории скорее разочаровал. Я не почувствовала, что меня слышат так, как это было в прошлом году. Стихотворение «Я влюблена в Изборск», которое я прочла, как мне казалось, будет близко и понятно всем, но чувства, конечно, не всегда взаимны. Поэтам предоставлялась возможность прочитать только одно стихотворение, а потом ещё одно во втором круге. Я прочла басню «Венера и Марс» – произведение лёгкого жанра – поскольку вечер близился к завершению. В прошлом же году я читала подряд три стихотворения, и мне удалось почувствовать  как «в биополе любви и счастья я незримою стала частью, излучающей в мир стихи». Это обычно называют греческим словом катарсис (очищение).

 Тридцатого июля основные фестивальные мероприятия прошли в музее-заповеднике «Изборск», у стен древней крепости, в которую мы отправились в первую очередь. Посетили, конечно, и чудесные Словенские ключи, которые называют ещё ключами Двенадцати апостолов. В прошлом году, подставляя ладони живительным струям воды, бьющей из отвесной каменной стены, я промочила ноги, поэтому нынче я сразу сняла обувь, а для Вани взяла запасную. Это необыкновенное место в самом деле открывает второе дыхание!

Оригинальности нынешнему фестивалю добавили проливные дожди,  налетавшие время от времени на Нескучный садик рядом с крепостью, в котором традиционно проходят чтения. На церемонии открытия выступили председатель Псковского регионального отделения Союза писателей России Игорь Смолькин, заместитель председателя Псковского областного собрания депутатов Виктор Остренко, директор музея-заповедника «Изборск» Наталия Дубровская. Затем ведущие чтения псковские поэты Андрей Бениаминов и Вита Пшеничная стали приглашать к микрофону участников – их было так много, что каждый автор мог представить лишь одно стихотворение из своей фестивальной подборки на историческую тему.  Я прочла стихотворение о Смоленске “Мой дом”, в котором говорится о поэтическом вдохновении, рождаемом историей. Чтения длились около четырех часов, но, кажется, никто не хотел уезжать из Изборска – гений места поддерживал живительную атмосферу волнующего соприкосновения истории и поэзии.

31 июля – последний день фестиваля – начался с возложения цветов к памятнику солдату Первой Мировой войны, установленному на набережной реки Великой. Прозвучали стихи, посвященные этому периоду истории, рассказы поэтов о своих предках, защищавших Родину, а псковский краевед, преподаватель истории колледжа искусств Борис Сокол рассказал участникам фестиваля о событиях, происходивших в Пскове в период Первой мировой. На реке в это время можно было наблюдать парадный строй катеров береговой охраны, приуроченный к празднованию Дня военно-морского флота. Всё это, а также детская площадка на набережной, очень понравилось Ване. Но нужно было идти в концертный зал Псковского областного колледжа искусств, расположенного неподалёку от памятника солдату Первой мировой. Там  были подведены итоги фестиваля, вручены дипломы победителям конкурса «Словенское поле» и памятные дипломы – всем участникам фестиваля. Вновь поэты могли поделиться с единомышленниками своими произведениями. Я прочитала своё стихотворение “Марьин скит”, давшее название новой книге стихов, которая выйдет из печати в сентябре.

Фестиваль “Словенское поле” – своего рода Изборский поэтический клуб, завершил свою работу. Но с подведением итогов очередных чтений общение единомышленников продолжилось – поэты активно делятся фотографиями и творчеством, надеются на новые встречи у стен древней крепости, на гостеприимной псковской земле. Нынешний фестиваль познакомил меня с интересными людьми и прекрасными поэтами, такими как Валерий Савостьянов из Тулы, Вячеслав Михайлин и Елена Черных из Москвы, Ольга Сванберг (С-Пб/Хельсинки), Олег Сешко и Елена Крикливец из Республики Беларусь, Станислав Колчин из Калуги. Отрадно было встретить поэтов из Твери Викторию Панину и Ольгу Кочнову. Спасибо организаторам, пусть неиссякает вода в Словенских ключах и поэзия в русской душе!

.

Я влюблена в Изборск!

01.08.2015

25 июля я снова приехала в Изборск на поэтический фестиваль «Словенское поле». К сожалению, в этом году меня не сопровождали мои дети и у меня был только один день, но он был незабываемым!

История фестиваля «Словенское поле» ведется с 2008 года, когда инициативной группой поэтического журнала «Поэзия. 21 век», при поддержке Музея-заповедника «Изборск» был проведен первый поэтический форум у стен старинной русской крепости. В 2012 году фестиваль стал одним из праздничных мероприятий, посвященных 1150-летию Изборска. Его проведение организовали Псковское региональное отделение Союза писателей России и Государственный комитета Псковской области по культуре. Начал издаваться сборник избранных произведений участников чтений. Фестиваль стал проводиться ежегодно и в 2015 году собрал поэтов, пишущих на историческую тему в пятый раз.

Во время экскурсии по Государственному историко-архитектурному и природно-ландшафтному музею-заповеднику крепости Изборск  я с интересом рассмотрела создающиеся там декорации для съёмки фильма по роману В. Мединского «Стена». Читатели сайта знают, что я написала по этому роману пьесу-инсценировку, «по мотивам» которой Смоленским драматическим театром в 2013 году был поставлен спектакль. От души надеюсь, что уж в фильме-то тема мальчика Саши, взрослеющего в осажденной крепости, будет раскрыта.

 

 В Нескучном садике в этом году соорудили эстраду, но поэты предпочитали быть ближе к «залу» и только барды, завершающие чтения в Изборске, восходили на сцену для исполнения своих песен. Поэтическую часть чтений открыла Наталья Советная, которой был вручен диплом лауреата за 1-е место в конкурсе исторической поэзии. Организатор фестиваля Андрей Бениаминов отметил, что Наталья не только пишет замечательные стихи, она активный популяризатор творческого наследия выдающегося поэта-фронтовика Игоря Григорьева, возглавлявшего псковскую писательскую организацию. Наталья Советная прочла стихи Игоря Григорьева и свое стихотворение, победившее в конкурсе.

 Организатор фестиваля Вита Пшеничная продолжила поэтические чтения, приглашая поэтов к микрофону. Предваряя свое выступление, я сказала, что в 2014 году была единственной участницей фестиваля от Смоленска , но мой восторженный рассказ об этом празднике поэзии и публикация на сайте организации не оставили смоленских писателей равнодушными. В этом году в Изборск приехала целая делегация из четырех писателей! Я прочитала стихотворение «Во имя добра», входившее в мою фестивальную заявку и посвященное моему деду.

А потом наступило время для чуда! Я прошла мимо крепостной стены, миновала часовенку, стоящую у обрыва, спустилась по склону и по тропе пришла к Словенским ключам. Эти прозрачные прохладные потоки, выходя из отвесной слоистой каменной стены, ведут свой короткий путь к Городецкому озеру. Ключей двенадцать и посвящены они двенадцати Апостолам, они расположены рядом друг с другом, переплетая свои струи в неспешной беседе. Я омыла лицо и выпила по пригоршне воды из каждого ключа и на душе стало светло и радостно. Обратный путь в гору был легким и приятным, а на поле перед крепостной стеной участники исторической реконструкции пригласили меня пострелять  из арбалета.

Возвращаясь в Нескучный садик я подумала, что хорошо бы сохранить до следующих чтений это ощущение светлого счастья…

 

 Вечером поэтическое общение продолжилось в кафе «Старое кино» в центре города Пскова. Неформальная программа предполагала чтение стихов на свободную тему, и я прочла несколько лирических произведений из книги «Галерея грез», вызвавшей интерес участников чтений. Моему эйфорическому настроению более всего соответствовали стихи-картины «В бреду медового коктейля…», «Ожидание» и «Искристой неги мелководья…», вызвавшие позитивный отклик зала. Мне, в качестве заместителя председателя правления Смоленской писательской организации и уже постоянного участника фестиваля, также довелось представить своих коллег, приехавших на «Словенское поле»: Анастасию Самофралийскую, Веру Суханову и Владимира Королева. Их выступления на фестивале были содержательными и яркими. Надеюсь, и сами они получили массу хороших впечатлений от фестиваля.

В час, когда на набережной Пскова расцветали зонтики фейерверка, я уже рассекала окрестности Пскова на рейсовом автобусе, уносившем меня в Смоленск. У меня даже родилось небольшое стихотворение «Я влюблена в Изборск», но об этом в другой раз.

Групповое фото вверху Владимира Савинова. Фото моего выступления – со страницы фестиваля ВКонтакте, остальные – мои. Эти и другие фотографии с видами Изборска позже опубликую в отдельном альбоме (раздел сайта Фотоальбом)