Записи с меткой «Материнство»


И возглашается: «Христос Воскрес!»

19.04.2020

В день Светлого  Христова Воскресенья мы остались дома. Я вспомнила своё «Пасхальное» из книги «Марьин скит». Оно было написано в 2009 году. Тогда я пришла в Свято-Успенский собор Смоленска после годичного перерыва, связанного с рождением ребёнка и определенной самоизоляцией. И нынешняя самоизоляция пройдёт.

 Пасхальное

О, наконец-то я пришла сюда,
На холм взбираюсь по крутым ступеням.
Крестом над входом – витражей слюда,
А в храме – свет, молитва льётся пеньем.

И возглашается: «Христос Воскрес!»,
И золотятся празднично иконы,
И благодать огня, сойдя с небес,
Сердца питает радостью иконной.

Я целый год в соборе не была,
В тиши домашней малыша качая,
И тем смиренней Господу хвала
В медовом воспаренье над свечами.

Святой водой на пышных куличах,
Багровых россыпях яиц в корзинах
Искрится жизнь, что побеждает страх
И попирает смерть Господней силой.

Соборных стен красив небесный цвет, 
Сиянье лиц в любви и оптимизме,
И боль в душе стихает, ярче свет.
Я вдохновенно устремляюсь к жизни!

( фото из архива, 2016 г, Смоленск, Свято-Успенский собор) 

Сборник литературного конкурса «Поймай удачу» представлен на гала-концерте

15.02.2020

14_февраля во Дворце культуры «Химволокно» на гала-концерте  финалистов IV вокального конкурса «Поймай Удачу»  был представлен третий выпуск литературного сборника «Поймай удачу». Сборник подготовлен по итогам литературного конкурса, организованного ГК «Удача» и Управлением по культуре, спорту и делам молодежи г. Твери.

В этом сборнике опубликовано моё стихотворение «Струится нежность из груди…», которое заняло 1 место в номинации «Поэзия» возрастной категории старше 30 лет. Напомню, что темой конкурса 2019 года было материнство. Одновременно со стихами и малой прозой на тему «Мама» были собраны работы фотографов – они стали прекрасными иллюстрациями к отлично изданному, полноцветному сборнику. (далее…)

Диплом за победу в конкурсе «Поймай удачу»

02.12.2019

В_конце ноября были подведены итоги III литературного конкурса «Поймай Удачу». Конкурс был организован Управлением по культуре, спорту и делам молодёжи г. Твери (Торжественная церемония прошла в школе искусств №1 им. Мусоргского), группой компаний «Удача» и «Содружеством литераторов Верхневолжья».

Спасибо компетентному жюри за высокую оценку моих стихов! Я отправляла на конкурс два стихотворения: «Сердце мамы» («Да, в сердце мамином хранится…») и «Струится нежность из груди…». Прекрасно, что по итогам конкурса выпускается сборник!

О лести, удаче и здоровье детей

18.04.2019

В среду 17 апреля вышел очередной выпуск еженедельника «Караван Ярмарка». Одна небольшая заметка по мотивам моего посещения финального гала-концерта танцевального конкурса вызвала большой резонанс в соцсетях. Негодующие дамы выражали бурное несогласие с моим частным мнением и даже звонили в редакцию с угрозами. Замечу, что материал некоммерческий, и я вовсе не обязана льстить победителям. Лесть, как известно, гнусна. В заметке я высказалась предельно корректно и никого не оскорбляла. Хотя и отметила, что у зрителей могли возникнуть определенные подозрения. Приведу здесь текст газетной публикации (с редакционным заголовком), проиллюстрирую его фотографиями, взятыми из открытых источников (комментарии – курсивом).

Победителя конкурса «Поймай удачу» в Твери выбрали неудачно (в моей версии статья называлась «Удачливых танцоров выбрали в Твери»)

14 апреля в ДК «Химволокно» состоялся финальный гала-концерт Третьего открытого танцевального конкурса «Поймай удачу». Участниками конкурса в этом году стали 280 танцоров, показавших 88 номеров.

На сцене ДК были представлены танцы различных жанров и танцоры из разных районов Тверской области. Открыл концерт задорный танец маленьких скоморошков из коллектива «Ладушки-сударушки».

Печально проплыли по сцене бабушки с платками – коллектив «Родники» из Зубцовского района – как вдовы с дарами не доживших до пенсии мужей.

Очень храбрая солистка из города Бологое сплясала народный танец, а ансамбль «Пелагия» (Вышний Волочек) весьма профессионально сыграл в танце жанровую сценку с потаенным смыслом.

 Мальчики-комарики в танце с лавками сорвали бурные аплодисменты.

Девичий дуэт порадовал эстрадным танцем «Лесть» по мотивам басни И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Два коллектива исполнили индийские танцы. Еще два – испанские.

Современные направления танца также были представлены. Ансамбль «Каприз» затронул тему буллинга (травли) в школьных коллективах.

Другие участники в танце поведали о высоких устремлениях «офисного планктона», о стремлении к свободе творчества и просто о крутой тусовке. Театр танца «Романтики» показал милый детский танец. Правда, девочки в ансамбле выглядят чрезмерно худыми, настолько, что впору подозревать у них анорексию.

В завершение программы коллектив «Сударушка» представил композицию, пробуждающую ностальгию по советскому периоду истории и картинам Петрова-Водкина. Девочки в красных трико перемежали танцевальные па с гимнастическими упражнениями, периодически замирая и образовывая силуэты букв. Из них складывались слова: «удача», «мир», «родина», «Россия».

В общем, у жюри, которое возглавлял начальник управления по культуре, спорту и делам молодежи Марк Соколов, было из чего выбирать.

Пока судейская коллегия совещалась, в зале состоялась презентация второго литературного сборника «Поймай удачу». Но вот все финалисты танцевального конкурса поднялись на сцену.

Поощрительные призы спонсоры конкурса распределили в соответствии с собственными симпатиями.

А главный приз достался коллективу, выступление которого ничем не выделялось, – народный танец был исполнен достаточно формально, механистично, без чувства. Неудивительно, что, когда после вручения призов ансамбль стал выступать на бис, более половины зрителей поднялись с мест и ушли в гардероб. Невежливо, но честно.

Да, не всегда побеждает сильнейший, но в целом шоу было ярким и шумным.

Выше приведен текст с сайта еженедельника «Караван». В печатной версии было еще предложение (оно добавлено здесь красным курсивом), которое выпускающий редактор  распорядился убрать с сайта в страхе перед разгневанной руководительницей коллектива. В случаях, когда речь идет о политических вопросах, он проявляет даже излишнюю дерзость, а когда речь идет о здоровье детей почему-то пассует.

В 2016 году в одном из российских городов был случай, когда девочка умерла во время занятий танцами. Выяснилось, что она истощала себя, мало кушала, чтобы удерживать необходимый вес (об этом был сюжет на одном из центральных телеканалов).  Вероятно, есть много аналогичных случаев, о которых не так широко известно.

Не все истощенные танцовщицы умирают, но их детский организм не формируется должным образом. Сейчас руководитель коллектива кричит на редактора, что наша публикация огорчает деток. А кто будет утешать этих девочек, когда они не смогут иметь детей? Да, «звёзды»  балета часто жертвуют личной жизнью ради карьеры. Только солисток Большого театра мало, а загубленных девочек много.

Я была знакома с одной девушкой, которая с детства занималась балетом. Дальше областного центра её балетная карьера не пошла. Она нашла себя в ином творчестве, но хотела и счастья материнства. А вот с этим были проблемы.

Полагаю, детский омбудсмен должен обращать больше внимания на эту проблему. Ради сиюминутного успеха на сцене и одобрения преподавателя танцев, а возможно и родителей, которые верят в звёздное будущее своего ребенка, нельзя рисковать здоровьем детей.

Глядя на солистку упомянутого коллектива, я хотела даже обратиться к детскому омбудсмену или в прокуратуру, чтобы проверили, обследуется ли здоровье детей перед допуском к занятиям.

У девочки, о которой идет речь, сильно выступают кости на кистях рук, коленях, локтях, грудной клетке. Выступают также сосуды или сухожилия. Да, я не врач, но у меня высшее образование, в том числе квалификация преподавателя. А еще я – мать двоих детей. И не могу представить, как может ребенок быть таким худым.

Не привожу здесь  фотографии этой танцовщицы в надежде, что руководитель танцевального коллектива все-же сделала выводы, а не только позвонила в редакцию. 

Еще одной даме, оставившей комментарий «ВКонтакте», видимо представлявшей коллектив, получивший Гран-при и денежный приз, хочу сказать, что все участники были в равных условиях. В смысле, что все приехали за свой счет. Поэтому ссылаться на то, что денежный приз должен компенсировать расходы, по меньшей мере смешно. А название Вашего коллектива я не указала во-первых потому, что записывала названия только тех, чьи выступления мне понравились, а во-вторых, чтобы не расстраивать своим критическим замечанием участников коллектива. Они сделали то, чему их научили.

Замечу также, что ведущий представлял некоторые коллективы очень подобно. Другие же просто называл. То же касается и танцев. На одном из фото, которое я назвала «Танец необъявленного народа» дети исполняют народный танец. Их костюмы и музыка, видимо, тщательно подбирались, но национальная принадлежность танца не была озвучена. К сожалению, поскольку зрители потеряли возможность расширить свой кругозор.  

Я не имею отношения ни к одному из этих коллективов и не писала заметку с чужих слов, в чем Вы обвинили меня в своем комментарии.  В доказательство – публикую фото: в зале я сижу в следующем за жюри рядом, как раз за Мариной из группы компаний «Удача», которая прекрасно организовала это красочное шоу.

Скульптура – поэзия без слов

20.02.2016

Поэты и философы с давних пор пытались провести параллель между видами искусств. Считается, что  Симонид Кеосский, поэт, живший в 6 веке до нашей эры в Греции, сказал: «Поэзия — это поющая живопись, так же как живопись — молчащая поэзия». Гораций (1 век до н.э.) в своем «Искусстве поэзии» делает римскую копию с греческого оригинала: ut pictura poesis (поэзия — как живопись). Позже Гёте назвал архитектуру онемевшей музыкой, и Шеллинг еще несколько позже отметился высказыванием «архитектура – застывшая музыка».

Признаюсь, мне не было известно высказывание Симонида, когда я писала стихотворные картины для своей «Галереи грёз», но с ним сложно поспорить. Разве что, я бы сказала не «молчащая», а «бессловесная», хотя, возможно, это издержки перевода.

19 февраля 2016 года, вместе с другими смоленскими писателями, я была приглашена скульптором Людмилой Ельчаниновой на открытие её совместной с графиком Верой Самариной выставки в КВЦ имени Тенишевых. Признаюсь, я нашла много образов, созвучных моим стихам. Скульптура, пожалуй, не меньше, чем живопись, несет в себе поэзию.

Людмила Александровна Ельчанинова – заслуженный художник России, работает в мраморе, известняке, бронзе, дереве и керамике. Смолянам известна её «Княгиня Тенишева» – бронзовая скульптура, установленная на территории историко-архитектурного комплекса «Теремок» в поселке Флёново близ Смоленска.

Заслуженных художников России поздравили с открытием выставки председатель Смоленского горсовета Ю.К.  Сынкин, депутат Смоленской областной Думы Н.Г. Куликовских, председатель Общественной палаты Смоленской области Н.Е. Мажар, делегация Смоленской областной организации Союза писателей России и многие другие.

Людмила Ельчанинова и Вера Самарина поблагодарили собравшихся за поздравления и помощь в оформлении выставки и предложили ознакомиться с представленными работами, что я, собственно и сделала чуть раньше, когда еще звучали песни в исполнении популярной смоленской певицы Ксении Ларуссо.

У скульптуры «Портрет театрального художника» я повстречала поочередно сразу двух художников-постановщиков Смоленского камерного театра – Николая Агафонова и Людмилу Пономареву.  С Людмилой мы обошли всю экспозицию, особенно заинтересовавшись обращением скульптора к теме поэзии. В центре экспозиции расположился бюст Анны Ахматовой, представляющий собой образ поэта (Ахматова была против именования поэтессой) во времена её пребывания в Париже. В дальней части зала мы встретили еще один поэтический образ – скульптуру «Серебряный век». Эта женская фигура ненавязчиво отсылает к рисунку Модильяни, запечатлевшем Ахматову в вышеупомянутом Париже, но к портретному сходству с Анной Андреевной скульптор, по видимому, не стремился. В лице и прическе поэтессы или музы поэзии при желании можно найти черты Ахматовой, Цветаевой, Гиппиус, а возможно и других представительниц Серебряного века.

Кроме того, меня заинтересовали скульптурные портреты Святополк-Четвертинской и генерала Раевского. Кроме того, понравились работы «Добрые руки» и  »Мать и дитя» (практически, скульптурное воплощение моей книги «Млечный путь»), а также «Мастерская художника» (очаровательная дама-интроверт, которая с одинаковым успехом может ассоциироваться и с поэтессой и со скульптором).

Выставка, несомненно, удалась. Замечательно, что художники и писатели стремятся к общению и находят много общих тем для творчества. Будет интересно продолжить знакомство с работами Людмилы Ельчаниновой и других смоленских художников.

фотографии Николая КЕЖЕНОВА

Мои выпускники!

30.06.2015

 Так замечательно совпало, что в этом году в моей семье сразу два выпускника. Младший сын Иван – выпускник детского сада, а старший – Павел закончил обучение на философском факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

В конце мая мы в детском саду по традиции запускали в небо воздушные шарики и загадывали желание, а 27 июня я побывала на торжественной церемонии вручения дипломов выпускникам философского факультета МГУ. Вручение дипломов проходило в актовом зале учебного корпуса факультета.

Примечательно, что Паша и его однокурсники стали последними счастливыми обладателями дипломов специалиста. Одновременно были вручены дипломы первому потоку бакалавров.

И вот, началась новая, взрослая жизнь!

На фестивале поэзии «Словенское поле-2014″ (Псков-Изборск)

01.08.2014

 Изборск знаменит старинной русской крепостью, «Изборским клубом» и поэтическим фестивалем «Словенское поле». 26 июля 2014 года у подножия крепости Изборск в тенистом саду начал свою работу четвертый фестиваль «Словенское поле». Как сказал в приветственном слове организатор и ведущий фестиваля Андрей Бениаминов (Псковская областная организация Союза писателей России), в 2014 году фестиваль посвящён памяти поэта и патриота Вадима Негатурова, погибшего 2 мая 2014 года в одесском Доме профсоюзов. На Словенское поле съехались 54 поэта и прозаика из Эстонии, Нижегородской и Московской областей России, Смоленска, Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова и Псковской области.

Почётными гостями фестиваля стали Николай Дорошенко – прозаик, главный редактор газеты «Российский писатель», секретарь правления Союза писателей России, а так же башкирский поэт, публицист, сатирик, лауреат ряда всероссийских и международных премий Марсель Салимов.

 Я приехала на фестиваль вместе со своими сыновьями Павлом и Иваном, чтобы они могли не только побывать в Изборской крепости и Псковском кремле, но и познакомиться с атмосферой поэтического фестиваля. Следует заметить, что организаторы фестиваля создали превосходные условия для его участников. Первый день фестиваля, 26 июля, проходил в музее-заповеднике Изборск. Для участников были проведены экскурсии по Изборской крепости и краеведческому музею. Старинные стены, башни, бойницы – все произвело впечатление на Ивана, несмотря на жаркий день. Павел задавал экскурсоводу профессиональные вопросы, особенно заинтересовался Труворовым городищем, на предположительное место которого на высоком плато Жеравьей горы указал экскурсовод.

Литературные чтения первого дня фестиваля проходили в тенистом яблоневом саду поблизости от крепости. Чтения открыла песня «Марш Куликова поля», написанная на стихи В. Негатурова, и минута молчания в память о жертвах трагических событий в одесском Доме профсоюзов, гражданской войны на Юго-Востоке Украины. На церемонии открытия фестиваля выступили Виктор Остренко – заместитель  Губернатора Псковской области и Наталья Дубровская – директор Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск». Затем поэты и барды представили свои произведения, в основном соответствующие жанру исторической поэзии. Я прочла стихотворение «Баллада о сожженных», посвященное событиям Смутного времени. Его действие происходит в Тверском Христорожденственском монастыре, разграбленном и сожженном польскими войсками. На чтения собралось более 50 участников и всем было предоставлено слово.

Из Изборска мы вернулись на комфортабельном автобусе в Псков. Раскаленные тротуары обдали нас жаром и Ваня «взвыл» от перспективы пешего похода до гостиницы (впрочем, расстояние было небольшое, не больше полкилометра). Решили присоединиться к поэтам во второй части поэтических чтений, которая проходила в арт-кафе «Винил», оформленном в духе 70-х годов 20-го века. Дети покушали мороженого, а я почитала стихи. Организаторы любезно предоставили мне слово сразу после Андрея Бениаминова (премного благодарна Андрею за организационное содействие). Я прочла стихотворение «Кто говорит на древнем языке…», продолжившее антивоенную тематику «Баллады о сожженных».

 Фестиваль продолжил свою работу 27 июля в Псковской областной библиотеке для детей и юношества имени В.А. Каверина. Все желающие побывали в музее романа «Два капитана». Ваня с удовольствием крутил штурвал и с интересом разглядывал экспонаты: корабельный нактоуз, фрагменты самолета и т.д. Затем перед собравшимися выступил Николай Иванович Дорошенко, рассказавший о своем творчестве. После презентации книг Николая Дорошенко состоялся еще один раунд чтений, сопровождавшийся раздачей всем участникам чтений Дипломов участника. Жюри определило также лауреатов, которым были вручены Дипломы I, II и III степени. В «Открытой номинации» Диплом первой степени  получил печорский поэт Эдуард Петренко, 2-е место не присуждалось, а 3-е заняла поэтесса Нина Ульянова из Новоизборска. В номинации «Профи» 1-е место присуждено поэтессе из Латвии Елене Копытовой, не присутствовавшей на фестивале по уважительной причине, 2-е место – у известной псковской поэтессы Веры Сергеевой, 3-е – так же у псковички – Надежды Камянчук. Номинация «Словенские ключи» (для молодых поэтов Псковской области), к сожалению, второй год подряд признана несостоявшейся. Получив памятный «Диплом участника фестиваля», я прочла стихотворение «Счастье» («Едва колышутся травинки…»).

Прекрасным завершением культурной программы, организованной для гостей фестиваля, стала экскурсия по Псковскому кремлю. Прикосновение к русской истории, посещение храма, обзор города со смотровой площадки на месте впадения реки Псковы в реку Великую – всё запомнилось нам. И, конечно, захотелось снова побывать в этих краях, где церкви стоят, как богатыри в золотых шеломах, охраняя рубежи России.  Такими же богатырями слова предстают и писатели, в добродушной и благожелательной атмосфере фестиваля прочитавшие свои стихи о любви к родному краю, о неприятии идеалов агрессии и наживы. И поэзия нашла  в древнем Изборске  своего слушателя, – как сказал закрывая фестиваль Андрей Бениаминов.

Творческая встреча со студентами

10.03.2014

7 марта 204 года, накануне Международного женского дня я встретилась со студентами Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского и прочла им стихи о материнстве, о женщинах, о любви. Для собравшихся в одной из уютных аудиторий ВУЗа прозвучали произведения из книг «Галерея грёз» (2007) и «Млечный путь» (2012). К 80-летию со дня рождения первого космонавта, отмечающемуся  марта, я прочла стихотворение «Здравствуй, сынок!», посвященное маме Юрия Алексеевича, Анне Тимофеевне Гагариной. Студенты поблагодарили меня за выступление, поздравили  с наступающим праздником. Я, в свою очередь, поздравила прекрасную половину студенчества с праздником весны и подарила студенткам свои книги.

Первый цирк для Вани!

01.03.2014

 Сегодня мы с Иваном побывали на преставлении «Цирка Юрия Никулина».

Для Вани это было первое цирковое представление в жизни, ведь в Смоленске цирка, к сожалению, нет. Больше всего, конечно, ему понравились животные: розовый бегемотик, широко открывший ротик, гигантский крокодил (со скотчем, чтобы нас не проглотил), верблюд и зебра, попугаи из Австралии, питоны, что по сцене расползались. Ещё понравился гимнаст, почти Тибул, и осьминог, что клоун нам надул…

«Смоленские писатели – детям» – выступление в Детской областной библиотеке

14.03.2013

 12 марта в Смоленской областной детской библиотеке имени И.С. Соколова-Микитова состоялась моя творческая встреча с юными читателями. Ведущая познакомила школьников с моей творческой биографией, сопровождая свой рассказ демонстрацией фотографий. Рассказав ребятам о своей работе в качестве члена жюри конкурса детских стихотворений «Смолярики», я посоветовала им развивать творческие способности. 

Я побеседовала с детьми о семейных ценностях, об отношении к родителям, о воспитании детей, прочла свои стихи на эти темы. Прозвучали стихотворения из книги «Млечный путь»: «Счастье», «След на снегу», «Спит в ангаре самолет…», «Страшные бояки», «Сноуборд», «Ливень мчался по дороге», «Белки», «Все дальше к югу стаи птиц уносят…», «Пошуршали», «Дарить тепло и принимать тепло…» и другие. С интересом дети – третьеклассники послушали «Сказку Красной поляны», ответили на вопросы ведущей о характерах героев. Заинтересовала школьников и книга стихов «Галерея грёз», по их просьбе я прочла стихотворение «Шахматы» из этого сборника и рассказала об истории создания обложки книги. В преддверии Православного праздника я прочла отрывок «На Прощенное воскресенье…» из поэмы «Город в области сердца», за который я была удостоена звания лауреата Всероссийского конкурса поэтических произведений, посвященного 1150-летию Смоленска. К сожалению, дети ничего не знали о Прощенном воскресении. Небольшая беседа с детьми о прощении завершила литературную встречу.

Юные участники встречи задали мне немало вопросов и пожелали исполнения всех творческих планов и проектов.