Записи с меткой «Памятники истории и культуры»


Венцы творенья русских зодчих. Исконно русскую деревянную архитектуру необходимо сохранить

30.10.2018

На Руси, богатой лесами, деревянное зодчество было и ремеслом, и искусством. Доступный строительный материал был средством выражения художественных идей русских мастеров, создавших уникальные произведения. Ряд бревен они уважительно называли венцом. Архитектурное наследие русского народа дошло к нам через века, но в наши дни находится под угрозой исчезновения.

НЕВОСПОЛНИМЫЕ УТРАТЫ

Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа 2018 года великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию: пора перестать закрывать глаза на процесс неуклонной и безвозвратной утраты деревянных церквей Руси.

Пожар в Кондопоге получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога,  однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иванове. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вежи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская церковь в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге православной архитектуры» можно обнаружить фотографии деревянных культовых построек и описание их удручающего состояния.

 Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих.  Государство и церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура.  Русь традиционно строила из дерева, позволяющего создавать красивые, уютные, теплые дома. Подверженность пожарам и меньший по сравнению с каменными постройками срок службы – недостатки деревянных построек, не позволившие дойти к нам через века  княжеским теремам, укреплениям и посадам. Философ-религиовед П.А. Павлов пишет, что «археологи будущего, вероятно, датируют XXI веком гибель русской цивилизации, не найдя в более позднем культурном слое остатков деревянных строений».

Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать ее на включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и  гонения на религию, но исчезла в огне мирной, покровительствующей православию, однако все же такой  безразличной к культурному наследию современности.

 ШИРКОВ ПОГОСТ НА ВСЕЛУГЕ

По-своему уникальные, подобно кондопожской, церкви есть во многих регионах России, и каждая из них бесценна. Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм в селе Ширково Пеновского района. Настоятель расположенного рядом, буквально в 100 метрах, каменного храма  иеромонах Антоний (Краснолобов) рассказывает:

– Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы бревна необычной толщины – до 70 сантиметров. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Но и раньше в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом. Власти Тверской области выделили 4,6 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви,  но как скоро будет разработан проект, мне не известно. Сейчас службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения.

Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды, и, несмотря на то, что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.

ЯРУСНЫЙ ХРАМ НА ТВЕРЦЕ

Столь же знаменитая деревянная церковь находится в Торжке – отмечают ее внешнее сходство с церковью, до недавнего времени стоявшей в Кондопоге. Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм  XVII века, расположенный на высоком берегу Тверцы. Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. По клировой ведомости церковь датируется 1653 годом, когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм. Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664–1665 годах, в составе посольства, сделал рисунок «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Вероятно, позже Вознесенская церковь была перестроена. Церковь имеет четыре яруса, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырех-угольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту замечательную по древности и архитектуре церковь. О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором все внутреннее убранство, которое еще в  XIX – начале XX века восхищало современников. В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви.

 В 2006 году церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 году ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019–2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьезные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

ЧУВСТВО ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ

События в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности: община храма собирает средства для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Старо-Вознесенская Тихвинская церковь – единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

Настоятель проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на ее плечах, но общественные активисты во главе с Татьяной Соколовой включились в работу, стремясь довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и, как человек, боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – все это требует времени и денег.

В России существует Концепция сохранения деревянного зодчества, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия страны поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить,  никого не вводят в заблуждение. Храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб.  Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Так, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, действующий православный храм в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области, является воссозданной копией Покровской церкви, построенной в 1708 году в Вытегорском погосте. Проект восстановления был разработан сразу после гибели храма по обмерам, произведенным в 1956 году, но храм был построен на новом месте.  В основание заложены камни из фундамента сгоревшей Покровской церкви Вытегорского погоста. Освящение собора состоялось в 2008 году.

 Очень важно сохранить деревянные церкви Руси не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Мария ПАРАМОНОВА

Торжокская сестра карельской погорелицы

17.09.2018

В предыдущем номере еженедельника мы начали разговор о том, что необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия – деревянных церквей Руси и в целом памятников деревянного зодчества.

 Существует Концепция сохранения деревянного зодчества России, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия России поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты, такие, как пожар в Кондопоге.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить  никого не вводят в заблуждение. Реставрация путем сноса или восстановление, возможно, реальный путь возвращения жителям Твери Речного вокзала, рухнувшего в прошлом году на 80-м году жизни. Но храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб. Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Мы убедились в том, что церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ширковом погосте Пеновского района, находящаяся в аварийном состоянии, не реставрируется – выделены средства на проект, который пока не готов, источник средств на осуществление самих реставрационных работ не определен.

«ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ»

Еще одна, столь же известная деревянная церковь находится в Торжке, часто отмечают её внешнее сходство с церковью, да недавнего времени стоявшей в Кондопоге.  Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм,  XXVII века, расположенный на улице  Грузинской, идущей от Борисоглебского монастыря по сравнительно высокому берегу Тверцы. В Торжке много культовых объектов и достопримечательностей, это один из красивейших городов Верхневолжья, но деревянная церковь  среди них занимает особое место.  Я до сих пор помню, как много лет назад наш класс ездил на экскурсию в Торжок и как мы подошли к этой церкви. Будто встретились с нашими далекими предками, строившими прекрасные здания без единого гвоздя. Помню, как не хотелось покидать это необычное место.

Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. С таким же описанием упомянута и церковь в Ширковом погосте. Известно, что сегодняшний вид – четырехугольный сруб (четверик) покрытый на восемь скатов, над которым расположен второй четверик с восьмискатной кровлей, а над ним третий, еще меньший четверик, покрытый также, и в завершении – большая главка на круглой шее – церковь в Пеновском районе приобрела в 1697 году.

С церковью в Торжке всё немного сложнее. По клировой ведомости церковь датируется 1653 г., когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм.   Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664-1665 гг., в составе посольства,  сделал рисунок  «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Значит ли это, что позже Вознесенская церковь была перестроена или изображен какой-то другой храм? Некоторые ученые называют датой появления храма в его современной композиции  1717 год.

Церковь имеет четыре яруса и высоту 34 м, что на 9 метров меньше, чем у храма в Ширковом погосте, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырехугольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

СОХРАНИЛАСЬ ЧУДОМ И НЕРАВНОДУШИЕМ

В 1782-1783 годах под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня, о чем свидетельствует выбитая на камне дата, также тесовая кровля  заменена железной. Были и другие работы, частично изменившие первоначальный вид здания. 5 октября 1883 г. обновленная церковь была и освящена в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. С тех пор храм стал называться Старо-Вознесенской Тихвинской церковью, а Вознесенской церковью называли новый каменный храм, построенный неподалеку в 1852-1854 году (с 1939 года и по сей день,  каменный храм закрыт, требует работ по восстановлению).

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту  замечательную по древности и архитектуре церковь.  Известно, что настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Антоний искал благодетелей среди именитых граждан Торжка, чтобы восстановить деревянную церковь Вознесения, и в  1883 г. работы по обновлению, расширению окон и обшивке тесом  были проведены на средства прихода каменного Вознесенского храма.

 О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором всё внутренне убранство, которое еще в  XIX – начале XX вв. восхищало современников.  В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, среди них иконы Вознесения Господня, Тихвинской Божией Матери, святых Жен-Мироносиц, преподобного Сергия Радонежского. Иконостас венчал большой крест с распятым на нем Иисусом Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечей. Кованая цепь спускалась с потолка, удерживая деревянное паникадило в форме голубя с распростертыми крыльями, подсвечники же располагались на спине и крыльях голубя.

Однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви. Икона-небо «Троица Новозаветная», написанная темперой, была передана в фонды Всероссийского историко-этнографического музея в г. Торжок. План переноса храма в музей деревянного зодчества в Василево под Торжком, к счастью, не был осуществлен.

Реставрационные и научно-исследовательские работы, так же,  как и в Ширковом погосте, велись  в  1970-х 1980-х гг. Восстановлена первоначальная форма окон, покрытие лемехом, удалена обшивка тесом,  но  работы не были завершены. В 2006 г. Церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 г. Ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.  Там, где древесина существенно прогнила, реставраторы заменили старое дерево на новое, пожертвовав едва заметными следами росписей, которые были выполнены в лубочном стиле.

ПРИХОЖАНЕ, АКТИВИСТЫ, КАЖДЫЙ ИЗ НАС

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019-2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьёзные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

Кроме того, события в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности. Община храма собирает средства  для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  Прихожан беспокоит, что местная молодежь часто собирается у стен деревянного храма, курит и распивает спиртные напитки. От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Напомню, что Старо-Вознесенская Тихвинская церковь — единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

На сайте церкви в честь Святителя  Николая Мирликийского (расположен на другом берегу Тверцы, напротив Тихвинской церкви), к которой прикреплен старинный храм, есть реквизиты для перечисления пожертвований. В назначении платежа необходимо указать: «Пожертвование на деревянную церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Торжке».

Общественный активист, основатель компании «Экспедиция в Торжок» Татьяна Соколова  – в числе заинтересованных граждан, которые общаются с чиновниками и представителями власти, чтобы сохранить уникальную церковь:

- Батюшка проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на их плечах, мы с ними увиделись, они поделились информацией, и мы решили включиться, помочь. В региональном управлении по сохранению наследия дали полезный совет по сохранению жемчужины Торжка: сначала сделать заказ на обследование церкви, пообщаться со специалистами, увидеть сметы, а потом уже стучаться в разные двери, говорить о финансировании, и пока у нас такой сценарий, – обозначила свою активную позицию Татьяна Соколова.

Церковь в Торжке, похоже, уже обрела отряд защитников, которые постараются довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и как человек боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности и МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – всё это занимает время и деньги.

Работы по противопожарной обработке древесины  также требуют методик, применимых для памятников историко-культурного наследия. Характеристики огнезащитных  составов таковы, что обработка не сказывается на механической прочности древесины, не разрушает химический состав, не приводит к ускорению износа. Однако, все это относится к новым материалам, а как отреагирует древесина, которой несколько сотен лет? Необходимо провести лабораторные исследования, прежде, чем вести речь о противопожарной обработке тем или иным составом.

Очень важно сохранить деревянные церкви Верхневолжья не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Деревянные церкви Руси. Огонь, вода, пустые обещания.

10.09.2018

Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию.  Что же необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия?  В первую очередь, вероятно, нужно перестать закрывать глаза на процесс неуклонной и безвозвратной утраты деревянных церквей Руси. 

Пожар в Кондопоге, пожалуй, получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога, в котором подозревается несовершеннолетний сатанист, хваставшийся, что пьет кровь и мечтает видеть церковь в огне. Однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иваново. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вёжи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге Православной архитектуры» на сайте http://sobory.ru/ можно обнаружить фотографии культовых построек прошлого и описание их удручающего состояния.

Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих.  Государство и церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура.  Русь традиционно строила из дерева – это доступный в нашей местности материал, позволяющий создавать красивые, уютные, тёплые дома. Подверженность пожарам и меньший по сравнению с каменными постройками срок службы – недостатки деревянных построек, не позволившие дойти к нам через века  княжеским теремам, укреплениям  и посаду древней Твери и других русских городов. Только каменные постройки позволяют нам судить о жизни наших предков в домонгольский период и в последующие столетия.   Лишь деревянные постройки 17-18 веков в той или иной степени доносят до нас исконно русскую культуру деревянного зодчества.

Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать её на   включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и  гонения на религию, но исчезла в огне мирной, покровительствующей православию, однако всё же такой  безразличной к культурному наследию современности.

По-своему уникальные, подобно кондопожской церкви, есть во многих регионах России и каждая из них бесценна. Как их сохранить, как не допустить невосполнимых преждевременных утрат?

Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм 1694 года постройки в селе Ширково Пеновского района. Корреспондент «Каравана» обратился к настоятелю храмового комплекса иеромонаху Антонию (Краснолобову).

- Отец Антоний, согласно легенде, на озере Вселуг в верховьях Волги в ознаменование победы над литовцами, в месте разгрома врага построили церковь. По другой купцы проходили из Новгорода с двумя иконами Иоанна Предтеч и, отдохнув на берегу,  не смогли поднять иконы, оставили их там, а братья Ширковы построили в этом живописном месте церковь. Какую из легенд Вы считаете истинной?

- Документально эти легенды не подтверждены, но эти события могли происходить в действительности. Легенды рассказывают экскурсоводы, а мы руководствуемся документальными свидетельствами.   Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы брёвна необычной толщины – до 70 см. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Но и до этого в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом: «Погост Ширковский у озера Вселука, а на погосте церковь Рожества Иоанна Предтечи древяна клецки, а в церкви образа и свечи и книги и всякое церковное строение приходских людей».  Точно известно, что торговая дорога из Новгорода в Торжок через Старую Руссу пролегала именно здесь. Здесь пролегал и путь войска Михаила Скопина-Шуйского, в 1609 году освободивших от осады Троице-Сергиев монастырь. Поэтому предание об основании храма на месте победы над поляками и литовцами не выглядит невероятным. Но храм здесь мог стоять и до Смуты. До революции действительно в храме находились две древние иконы Иоанна Предтечи, которые  в соответствии с их описанием могли быть написаны во второй половине XVI века. До настоящего времени из икон ничего не сохранилось.

- Федеральные и региональные СМИ писали, что власти Тверской области выделили 4,6 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви. А сами реставрационные работы планируют осуществить путем включения объекта в федеральную целевую программу «Культура России». Сообщалось также, что храм находился в ненадлежащем состоянии и был закрыт для посещений, пока губернатор Игорь Руденя не поставил задачу привести церковь в порядок. Тогда на куполе уникального памятника деревянной архитектуры установили крест, в храме после более чем векового перерыва возобновились богослужения. По какому графику проходят в храме богослужения? Известно ли, когда будет готова документация?

- О том, как скоро будет разработан проект мне не известно. А службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения. Рядом, буквально в 100 метрах, находится каменный храм. В 1903 году было получено разрешение на строительство каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи, так как деревянная не могла вместить всех прихожан. В 1915 году храм, способный вместить до 1400 человек, был освящен, а деревянную церковь планировали отреставрировать, но до революции не успели.   К 1960-м rодам она пришла в аварийное состояние – прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви. Кирпичные столбы с ажурным кованым ограждением утрачены. Реставрационные работы на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры были выполнены в 1974-1977 годах Осташковским реставрационным участком Тверской области реставрационной мастерской. С тех пор прошло много лет, и состояние церкви снова стало аварийным. Тверьпроектреставрация установила крест и громоотвод, что очень важно для деревянного здания. Но полная реставрация возможна только когда будет подготовлен проект и выделены средства. Каменный храм, в котором проходят службы, в 1992 году был передан верующим и отремонтирован на средства благотворителей, стены были частично расписаны в древненовгородском стиле московскими художниками.  Но памятники деревянного зодчества требуют высокопрофессионального подхода.

- Существует православное общественное движение «Общее дело»: священники и молодые волонтеры в Архангельской, Псковской, Новгородской и других областях занимаются противопожарной обработкой храмов, защитой от разрушительных воздействий. Приходилось ли Вам сотрудничать с этой организацией  православных добровольцев?

- Нет, к нам такие волонтеры не обращались. В любом случае, противопожарная обработка объекта историко-культурного наследия не может проводиться без ведома уполномоченных на его охрану государственных органов. Надеюсь, что проект реставрации предусмотрит и такую обработку и меры по обеспечению противопожарной безопасности и системы пожаротушения. Главное, чтобы реставрация была проведена как можно скорее. Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды и несмотря на то, что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.

- Спасибо, отец Антоний! Несомненно, деревянные церкви –  это часть нашего национального самосознания, память наших предков. И государство и церковь и общество должны вместе приложить усилия по сохранению этих уникальных построек, проблему нужно решать комплексно и профессионально. 

 

Душа России – в малых городах. Концерт в поддержку восстановления храма

06.08.2018

4_августа в Старице праздновали День города и района,  который начался с благого дела. Возле храма Рождества Богородицы, расположенного на противоположном берегу Волги от Свято-Успенского монастыря,  состоялся благотворительный концерт «В краю родном всему начало…» творческих коллективов Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка», воспитанников детской хореографической школы «Фуэте» из подмосковного Зеленограда и с моей поэтической страничкой.

Мероприятие призвано привлечь внимание к восстановлению прекрасного комплекса церкви Рождества Пресвятой Богородицы, называемой также церковью Параскевы Пятницы на Торгу. Храмовый ансамбль строился в период 1728–1825 гг. и сочетал в себе мотивы позднего классицизма и барокко. В 1935 году храм закрыли, несколько десятков лет использовали под склады. Теперь началось восстановление церкви «всем миром» – состояние построек требует дальнейшей реставрации и помощи всех неравнодушных людей. Концерт проводился при поддержке Комитета по делам культуры Тверской области, Администрации Старицкого района,  с благословения настоятеля Храма протоиерея отца Димитрия.

Глава администрации Старицкого района Сергей Журавлев принял участие в открытии концерта. Я побеседовала с ним для подготовки обзора праздника в еженедельнике «Караван + Я».

- Сергей Юрьевич, расскажите, каково участие Администрации Старицкого района в восстановлении храма?   Ходатайствуете ли Вы перед региональными, федеральными властями о восстановлении этого памятника архитектуры?

- Учитывая, что данный храм – это памятник архитектуры федерального значения, наша помощь выражается в проведении субботников по расчистке территории. Аппарат администрации Старицкого района был первым, кто пришел сюда на субботник, и это дало толчок к развитию восстановления храма. Сегодня здесь проходит праздник города и района, и это тоже привлекает внимание к храму. Очень много средств требуется для восстановления храма и территории вокруг него. Здесь мы хотим сделать хорошую набережную. Это наша история, наше богатство, наша культура. Если у нас это есть – у нас есть будущее. Мы пишем обращения в региональный и федеральный фонды имущества, в Министерство культуры. Но мы с вами понимаем, что у нас очень много храмовых комплексов по территории России, средств не хватает.  Я считаю, что было бы замечательно, если напротив такой светлой и прекрасной обители как Свято-Успенский монастырь возродилась бы и Параскева Пятница.

- Проводилось ли исследование фресок в этом храме?

- Пока нет. Это достаточно глубинные работы. Нужно привлекать экспертов высокого уровня, а это требует немалых средств. На первом этапе это можно было бы сделать силами тех людей, которые хотят помочь. Если есть профессиональные эксперты, которые готовы будут провести первичное обследование фресок на благотворительной основе, мы будем рады. Вот подпорная стена, к сожалению, обвалилась. Тоже нужна помощь. Душа России – в малых городах. Здесь живет коренное население,  а те, кто приезжает, удивляются встрече с нашей историей. Мы надеемся, что Старица будет следующим городом, вслед за Торжком, который получит грант в рамках конкурса малых исторических городов. Мы уже участвовали в конкурсах, но не победили. Но мы будем  и дальше работать над этим.

О сложностях восстановления храма рассказал настоятель отец Димитрий:

- Начали восстанавливать храм Параскевы Пятницы в июне 2017 года, приход у нас небольшой – 17 человек пока. Надеемся, что он увеличится по мере восстановления нашего храма. В первую очередь мы настелили полы, полностью укомплектовали церковной утварью алтарь. Служба у нас началась 1 ноября 2017 года, каждую субботу служба в 16 часов, в воскресенье – в 9 часов.  В перспективе мы восстановим придел Параскевы Пятницы, который находится справа, слева – придел Нила Столобенского.

К разговору подключается староста храма Василий Иванович:

- За две недели до Пасхи благодетель Алексей из Санкт-Петербурга, он даже не назвал своей фамилии, пожертвовал нам пять колоколов на колокольню. Благодетель Дмитрий Сергеевич из Москвы помог с ремонтом куполов, привез икону Параскевы Пятницы, принял участие в восстановлении часовенки. Крыши починили, двери заказали. Но вот одна трудность – подпорная стена начала валиться. Нужно делать водоотвод, стену укреплять, но все упирается в денежные средства. А вот здесь в нишах у нас фрески – лик Петра и лик Павла, только почти ничего не осталось от них, еле видны, 200 с лишним лет им. Мы стараемся сохранить всю старину, и двери и замок. Все здание храма построено из белого камня местных каменоломен. Уже и детей крестим – одна женщина с Урала приобрела для храма купель. А 28 сентября у нас пройдет первое венчание, это пара наших прихожан.

- Как же восстановить эти фрески? Если фрески ценные, то, вероятно, государство, Министерство культуры должно профинансировать их восстановление?

Отец Димитрий считает, что все проблемы можно решить, главное – не прекращать усилий:

- Сейчас мы готовимся к зиме, окна ставим. Это первоочередная задача. Фрески представляют большую ценность, в главном приделе сохранились большие фрагменты фресок. Чтобы восстанавливать, их нужно включить в программу. Было бы очень хорошо, если бы государство помогло и с восстановлением подпорной стенки и с фресками.  Для этого нужны  большие средства. А пока мы занимаемся аварийно-спасательными работами. Будем пытаться попасть в программу, в этом нам необходимо содействие и граждан и местных и региональных властей. У меня есть опыт, вот  в Красном дороги не было, теперь есть.  Вода камень точит. Когда запускаешь механизм, он туго идет, а когда раскрутится – уже не остановишь.

Для_старичан и гостей города на импровизированной сцене – ступенях у подножия храма выступили коллективы Дворца культуры Пролетарка Народная хоровая академическая капелла под руководством Марины Кирпу, народный ансамбль танца «Тверичане» имени Е.И.Комарова, а также Детская хореографическая школа «Фуэте» из Зеленограда.

4 августа Православная церковь вспоминат Святую Равноапостольную Марию Магдалину, а у меня в этот день именины. Поэтому я прочла стихотворение «Мария из Магдалы», стихи православной тематики.

Директор ГБУК ТОДК «Пролетарка» Елена Постнова приехала на праздник вместе с творческими коллективами:

- Тверской областной Дворец культуры «Пролетарка» является областным методическим центром, и, объективно говоря, на нас лежит феноменальная ответственность по участию в проектах наших коллег в муниципальных образованиях, культурологических, историографических, тем более – проектов по возрождению православных святынь. Мы очень тесно сотрудничаем с нашей Митрополией. Проекты, совместно реализуемые с РПЦ на постоянной основе, это и Фадеевские чтения, и Покровские вечера.  Это не случай, это закономерная история взаимоотношений и с Православной церковью и с коллегами из муниципалитетов. Если  говорить о данном пилотном проекта в рамках крупного проекта «Малые города Верхневолжья» под патронажем Комитета по делам культуры Тверской области. Мы привезли сюда благотворительный концерт и счастливы, что можем поучаствовать в возрождении православного храма. Я была потрясена красотой этой земли, воцерковленностью старичан, их внутренней культурой и сельской интеллигентностью, гордостью за свою землю.

Инициатор проектов развития Татьяна Соколова приняла участие в организации ярмарки:

- У Храма Параскевы Пятницы, сильной покровительницы торговым и промышленным делам,  ярмарка раньше  была  всегда. Надеемся, что дело возродится. Торговля началась. А вместе с нею Храм у Волги вновь вернёт величие и место расцветёт. Сегодня здесь прекрасно. Много лиц, молитв, улыбок, чая и товаров. Добрые слова и песни Волге и дорогому городу. Горожане, власть, ремесленники, гости, дети — все наслаждаются общением и праздником.

Единомышленник Татьяны Константин Бенедиктов тоже верит в будущее старицкой земли:

 - Я живу в Родне Старицкого района 20 лет, провожу фестиваль для художников, музыкантов и других творческих людей «РоднЯ в РОдне». В 2016 и 2017 году трехдневный фестиваль провели успешно, в нынешнем не удалось, но жизнь в Родне уже оживляется. Надеюсь, в следующем году увидеть вас в числе гостей нашего фестиваля!

Юлия Пленкова (проект «Альтуристы») развивает местные сообщества в глубинке:

-  Туристы приезжают в древний или малый город и помогают местной инициативе. Мы организуем проживание, питание местными продуктами. Это может быть благоустройство, как в Тутаеве. Где-то мосточки строили, где-то развивали малый бизнес, помогали в сборе лекарственных трав. Неважно, что за инициатива, главное, чтобы местное сообщество подключилось и люди начали общаться. Потом сообщество развивается без нашего участия. Такой праздник как сегодня – прекрасный пример успешно реализованной инициативы.

Действительно, под звуки народных песен  жители и гости города осматривали торговые ряды с  изделиями народных промыслов и сувенирами. Ощущение праздника было всеобъемлющим. В день города и района также открыта детская площадка в форме корабля – это связано с именем знаменитого уроженца Старицы адмирала В. Корнилова. Большая площадка в городском саду стала местом проведения концерта солистов и творческих коллективов из Москвы, Твери, Старицы. Завершился праздник салютом.

Рухнувший Речной вокзал в Твери необходимо восстановить

09.08.2017

В Твери в ночь на 8 августа 2017 года произошло обрушение здания Речного вокзала. Было зафиксировано как минимум три этапа обвала конструкций на площади 400 кв.м, в результате чего здание лишилось перекрытий и части центрального архитектурного элемента – ротонды. Эксперты начали предварительное исследование состояния здания, которое 80 лет было визитной карточкой областного центра на Волге. Одновременно на федеральном уровне ставится вопрос о предотвращении подобных бедствий на аналогичных объектах в других городах: в 30-е годы прошлого века активное развитие речного флота вызвало повсеместное строительство зданий вблизи береговой линии, в их числе – здание Северного речного вокзала в Москве, которое также находится в аварийном состоянии.

 Речной вокзал построили по проекту архитекторов Райского и Гавриловой на месте снесенного по причине ветхости Тверского Отроч монастыря. Стройка была осуществлена за три года и завершилась в августе 1938 года. В этот же период было заполнено водой Иваньковское водохранилище, что привело к изменению уровня воды и характера весенних паводков.

 В №2(57) за 2017 год журнал «Бизнес Территория» опубликовал интервью инженера-реставратора, доцента Казанского государственного архитектурно-строительного университета Игоря Матвеева «Город на реке: жизнь у воды и гидрологические условия строительства». В ней эксперт по инженерно-геологическим изысканиям констатирует факт разрушающего воздействия на архитектурные объекты, связанного с освоением водных ресурсов.

- В XX веке с развитием технического прогресса русла рек меняли, поворачивали, углубляли, что в свою очередь стало толчком к тому, что памятники древнего зодчества стали разрушаться…

Игорь Матвеев приводит в пример Казань:

- Сейчас Заречье (сходное с тверским Заволжьем, где расположен Речной вокзал) уже не затапливает – подняли культурный слой, укрепили берег. Там также есть памятники архитектуры – купеческие особняки, общественные здания. Раньше, до создания Куйбышевского водохранилища, ширина рек была гораздо меньше, а сейчас уровень поднялся, требуются усилия по сохранению этих зданий…Не зря же говорят, что вода камень точит.

Таким образом, архитекторы, построившие Речной вокзал, не могли достоверно знать, как изменятся гидрогеологические условия в месте строительства здания в результате функционирования Иваньковского и других гидроузлов. Но это не умаляет архитектурных достоинств здания Речного вокзала, гармонично сочетающегося с окружающим ландшафтом. Это сердце Твери, место слияния её водных артерий. Очевидно разумным решением было бы восстановление здания Речного вокзала из современных материалов, с учетом современной гидрогеологии, с проведением работ по берегоукреплению. Не дорогостоящей научной реставрации – силикатный кирпич не представляет исторической ценности, а коммуникации устарели морально и физически. Объектом охраны здесь должно являться архитектурное решение, проект Райского и Гавриловой, который должны бережно доработать продолжатели их дела.

Вероятно, следует объявить конкурс на актуализацию проекта с проработкой внутренних коммуникаций и нового функционала здания. Речной вокзал непременно должен остаться в сфере общественной жизни Твери. Здесь могут быть созданы тематические музейные экспозиции, отель с роскошным видом на реку, ресторан, а в стилобатной части под арками целесообразно организовать торговые ряды, предлагающие сувениры туристам, прибывающим на круизных теплоходах.

Речной вокзал – достояние Твери. Окончательно утратить это сокровище было бы чудовищной ошибкой.

Город на реке. Жизнь у воды и гидрогеологические условия строительства

02.04.2017

Беседа Марии Парамоновой с инженером-реставратором, доцентом
Казанского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидатом экономических наук Игорем Матвеевым
опубликована в №2(57) журнала «Бизнес Территория» за 2017 год.

            В перечень критериев инвестиционной привлекательности территорий традиционно входит близость к водным объектам – рекам, озерам, морям. Такое соседство не только удовлетворяет потребность в водных ресурсах, но и создает комфортную среду для жизни и работы. Однако строительство объектов вблизи водоемов требует научного подхода и комплексных инженерно – геологических изысканий, задачи которых вытекают из специфики градостроительного проектирования. Об этом мы побеседовали с инженером-реставратором, доцентом Казанского государственного архитектурно-строительного университета, кандидатом экономических наук Игорем Матвеевым.

 -          Игорь Юрьевич, наши предки издавна строили города на берегах рек – транспортных артерий того времени. Предпочтение отдавалось высоким берегам и местам впадения рек – крепости, окруженные естественными преградами, становились неприступными для врагов. Вероятно, древние зодчие знали особые тайны ремесла, ведь многие такие крепости, церкви, монастыри были построены на века и сохранились до наших дней?

-          Древние строители, действительно, были люди неглупые, и где-то за счет интуиции, где-то за счет опыта строительства аналогичных сооружений, строили вдоль рек, на высоких берегах и даже учитывая тот фактор, что со временем река начинает подмывать берег, и возможно обрушение, сползание стен в реку. Это всё учитывалось при строительстве, благодаря чему многие из этих сооружений сохранились до наших дней, например Псковский кремль. Он стоит на высоком берегу реки уже несколько сотен лет. В ХХ веке с развитием технического процесса русла рек меняли: поворачивали, углубляли, что в свою очередь стало толчком к тому, что памятники древнего зодчества стали разрушаться. Конечно, были свои секреты при устройстве зданий: на сваях в мокрых грунтах или на валунных фундаментах, или на насыпных утрамбованных грунтах. Древние строители отвечали за свою работу буквально головой.

 -          В Казани, построенной на берегу Волги в месте впадения Казанки, приходилось ли Вам заниматься реставрацией памятников архитектуры, находящихся вблизи рек или исследованием гидрологических условий для новых  строительных площадок?

-          В прошлом году мы с моими коллегами кандидатом технических наук, доцентом КГАСУ Бирюлёвой Дилярой Камиловной и кандидатом технических наук, заведующим кафедрой «Архитектура» КГАСУ Поповым Антоном Олеговичем, проводили исследование влияния склоновых процессов на состояние крепостной стены Казанского Кремля. Собрав воедино такие факты, как дефекты, которые видны невооруженным глазом; особенности кладки стены; сооружения внутри кремля; подтопление дождевыми и талыми водами; геологическая структура – мы доказали, что шестое и седьмое прясла сползают в сторону Казанки, в направлении Казанского цирка. В подобных исследованиях необходимо рассматривать весь комплекс факторов. Между крепостной стеной и рекой Казанка проходит дорога, далее имеется подпорная стенка берегоукрепления. Но на определенной глубине в толще земли находятся подземные реки, имеющие определенное направление, массив, ширину и глубину. При благоустройстве набережной одну из таких подземных рек, соединяющую канал Булак и реку Казанка, перекрыли и вся вода пошла в подвалы цирка. Это момент, который необходимо учитывать при любом строительстве возле рек.

-          Гидрологи и пользователи соцсетей активно обсуждают вопрос о том, впадает ли Кама в Волгу под Казанью, или наоборот – Волга впадает в Каму, или вовсе великая русская река должна называться Вишера. Возможно ли в научной практике переименование водных объектов на основе данных гидрологических исследований?

 -        У нас в республике бытует мнение, что, Волга впадает в Каму. Действительно, провели изыскания – по ширине, глубине, полноводности, длине Кама больше чем Волга. Но, конечно, никто не рассматривает всерьез возможность изменения устоявшихся на протяжении столетий исторических названий.

 -      Игорь Юрьевич, Вы принимали участие в реставрационных работах на объектах историко-культурного наследия в Санкт-Петербурге – городе, построенном у реки в болотистой местности. Как повлияла близость к реке на сохранность памятников архитектуры в северной столице?

 -     В 2014 году нам довелось участвовать в обследовании и проектировании зданий комплекса «Главное Адмиралтейство Санкт-Петербурга». Мы исследовали первый, второй, третий и четвертый корпус Адмиралтейства, восточный и западный павильоны и разрабатывали проектно-сметную документацию на усиление конструкций, включая Главную башню Адмиралтейства. Работы выполнены успешно. Приятно, что по прошествии трех лет после реставрации ни трещин, ни каких-либо других дефектов не выявлено. На Адмиралтействе уровень грунтовых вод начинается с2,5 метров, фундамент находится в воде,  при обследовании под ним обнаружены деревянные лежни – брёвна уложены плашмя, которые находятся там без доступа воздуха, поэтому не гниют. Образцы этих лежней мы музеифицировали, они были сделаны из лиственницы. Берег Невы укреплен гранитом, поэтому прогноз по Адмиралтейству оптимистичный.

Петропавловской крепостью мы занимаемся третий год. Мы исследовали Меньшиков бастион в 2015 году и в процессе инженерного обследования нашли так называемые барбетные арки. Это класс пологих арок, выполненных из кирпича с достаточно малым подъёмом стрелки арки и пролётом до13 метров. Конструкция предназначалась для установки пушек. Анализируя шпиц Меньшикова бастиона, выяснили, почему с одной стороны арки выполнены в два с половиной камня, а с другой – в два. Строили одни и те же зодчие из одних и тех же материалов, но, учитывая возможный калибр размещаемых пушек, арки были выполнены оптимально. Можно сделать вывод, что очень мудрые люди строили Петропавловскую крепость и Адмиралтейство. Их имена сохранились в документации. Это наши, российские мастера.

 

-          Тверь – ещё один город на реке. Он расположен в месте впадения в Волгу рек Тьмаки и Тверцы. Схожа ли ситуация в Твери с Казанью и Санкт-Петербургом? Какие особенности существуют в прибрежной части города, и как это влияет на сохранность объектов, с которыми Вы познакомились в Твери?

 -       В Питере – в основном глинистые грунты ледникового периода, достаточно быстрое течение Невы, влияние Балтики. Это не похоже на торфяные болота вокруг Твери или Москвы. Тверь более сходна с Казанью – суглинистый и супесчаный грунт, притоки, впадающие в Волгу. Но, например, Макарьевский монастырь и остров-град Свияжск близ Казани построены на высоком месте, где известняк имеет достаточно высокую прочность. Строить можно везде, даже на подтапливаемой территории Заречья, где были заливные луга. Сейчас Заречье (сходное с тверским Заволжьем) уже не затапливает – подняли культурный слой, укрепили берег. Там также есть памятники архитектуры – купеческие особняки, общественные здания. Раньше, до создания Куйбышевского водохранилища, ширина рек была гораздо меньше, а сейчас уровень поднялся, требуются усилия по сохранению этих зданий. Любая река на протяжении столетий меняет своё русло, подмывает берег, ищет более короткий путь. Не зря же говорят, что вода камень точит.

В Твери мы несколько лет назад исследовали комплекс зданий Екатерининского монастыря в устье Тверцы. Судя по тому, как трещит Братский корпус, расположенный перпендикулярно береговой линии, можно сделать вывод, что процесс эрозии и сползания грунтовой массы в сторону реки продолжается. Белый, двухэтажный Братский корпус на три или четыре части разорвало вертикальными трещинами. Основной храм находится в более благоприятных условиях – между ним и берегом построено ещё одно небольшое здание, фундамент которого служит подпорной стенкой. Но там шесть с половиной метров вертикального откоса – при паводке, при сильном дожде ситуация может усугубиться. Берег подмоет и здания сползут в реку. Служители монастыря проводили берегоукрепительные работы, судя по всему, используя доступные средства. Применяли так называемые габионы – оцинкованная сетка, заполненная булыжниками. Полноценную защиту может обеспечить бетонирование, подпорная стенка. Но пробы грунта показали, что там есть подземная река и необходимо более тщательное гидрогеологическое исследование, прежде чем начать глобальные работы. Иначе могут быть тяжелые последствия для экологии и для объектов культурно-исторического наследия.

Сейчас у сгоревшей Детской областной больницы в Твери мы  делали забор проб грунта. Там также выявлена подземная река. Грунтовые воды идут в сторону Волги, подпитывают её. Полевые исследования мы закончили, теперь необходимо проанализировать полученные данные о состоянии грунтов, стен, с учетом прочности материалов и выявленных дефектов. Затем будет сделано заключение, что же происходит с этим зданием и прогноз – что будет происходить. Каждое здание – пациент, которому нужно поставить точный диагноз. Как больного человека не лечат одной таблеткой, так и зданию необходимо комплексное обследование. В данном случае мы выступаем в качестве таких врачей, проводящих диагностику. Поэтому, независимо от того, какие будут приняты решения по дальнейшему использованию здания после пожара, первым шагом является обследование. Это относится и к другим памятникам архитектуры на территории Твери и Тверской области.

 - На каком расстоянии от рек обязательно нужно проводить гидрогеологические исследования перед строительством? 

 - Строить можно и на воде. Практически любую инженерную задачу можно решить. Но у каждой реки есть зона охраны – от 50 до 500 метров. Ели разрешено строить в этой зоне, необходимо провести полное исследование гидрогеологии, чтобы избежать экологических рисков и других проблем. Но зачастую об этом забывают. И при строительстве и при реставрации также неотъемлемым этапом являются гидрологические изыскания, топография и экологические изыскания, в которые входят  состав почвы, состав грунтовых вод, определение их влияния. Если на предпроектной стадии проведены полный комплекс изысканий, можно построить небоскреб в центре реки и спокойно эксплуатировать. Но нужно знать геологию, характеристики течения и использовать правильные материалы. Керченский мост – тому подтверждение. В Крыму по моему проекту строится девятиэтажный жилой дом в г. Керчь. Грунтовых вод там нет, но район сейсмоопасный, до 8 баллов, а исследование грунта показало, что под строительной площадкой20 метров известняка-ракушечника – не самый прочный материал. Нам пришлось тщательно поработать над проектом и здание строится.

- Неужели нет ничего невозможного?

- Ничего! Можно построить Эйфелеву башню на болоте. Или на вечной мерзлоте. Очень интересный проект довелось делать в Якутске – церковь 1708 года постройки – проблема заключается в том, что в советские времена сделали из церкви театр и вечную мерзлоту растопили. Теперь необходимо снова привести грунт в прежнее состояние. Проверяем математическими расчетами свои решения по усилению этого храма. Через несколько лет грунт проморозится естественным образом. Можно искусственно заморозить, есть такая технология – стальные трубки заполняют фреоном. Но это не слишком экологичный и дорогой способ.

- Какие современные технологии позволяют сохранять объекты историко-культурного наследия в местах со сложной гидрологической обстановкой, укреплять грунт? Какие используются материалы – отечественные или иностранного производства?

 - Технологий много, вот только некоторые из них: цементация, силикатизация, искусственное уплотнение, вибротрамбование, замена грунта, методы инъекций, заключение в железо-бетонную рубашку, пересаживание здания на сваи – вертикальные или наклонные. Мы работаем с отечественными производителями материалов. Они хорошо зарекомендовали себя на многих значимых объектах не только в процессе работы, но и в процессе эксплуатации. Эти материалы не хуже, а в некоторых моментах превосходят зарубежные аналоги. Европейцы привыкли решать проблему по шаблону, а у нас в России что ни объект – то нестандартная задача. Приходится комбинировать, изобретать, учитывать параметры конкретных объектов. Один из новых материалов, который придумали наши коллеги, сейчас мы будем применять на Петропавловской крепости.

 - Очевидно, что люди по-прежнему хотят жить у воды, гулять по благоустроенным набережным, наслаждаться красивым видом из окна. Но не могу не спросить о финансовой стороне вопроса. На сколько проблемная гидрогеология увеличивает стоимость строительства объектов?

- При прочих равных параметрах выше фундамента, грунты в основании могут преподнести сюрпризы, это касается не только гидрологии. Вариантов оснований множество и предсказать заранее стоимость работ невозможно. Если жилой комплекс имеет несколько очередей, фундамент будет одинаковым, а цены на квартиры разными. Квартиры с видом продают дороже не из-за гидротехнологических работ, а из-за высокой коммерческой привлекательности.

 - Актуальной сейчас стала тема «умных технологий» – систем автоматизации коммерческих или жилых зданий, позволяющих объединить различные устройства в одно целое.  Находят ли применение «умные технологии» в реставрации или контроле за состоянием объектов?

 - В процессе мониторинга технического состояния объектов используются показания с установленных датчиков. Современные датчики через спутник выводят информацию на компьютер или телефон. Это относится и к мониторингу вибрации от общественного транспорта. Но такой мониторинг ограничен по времени. Вести постоянный контроль слишком дорого. Установка датчиков на одно здание может обойтись в несколько миллионов рублей, плюс обслуживание, снятие показаний, сопровождение.

- В КГАСУ, где Вы и Ваши коллеги преподаете, готовят специалистов, владеющих технологиями, о которых Вы рассказали. А как готовить кадры в регионах, где нет такого направления обучения?

- Меня периодически приглашают на семинары, конференции, для чтения лекций в Минске, в Москве в Спецпроектреставрации, по современным способам усиления конструкций каменных зданий. В Твери я также две лекции прочел в формате обучения инженеров-реставраторов. Мы готовы сотрудничать, делиться опытом.

Ладья. Зимняя сказка 2015

17.12.2015

16 декабря я приняла участие в выставке «Ладья. Зимняя сказка» – в организации и проведении круглого стола. Выступила с докладом «Роль народных промыслов в развитии регионов и этносоциальной консолидации народов России». Моя статья о круглом столе опубликована на сайте МГУТУ им К.Г.Разумовского.

Технологические аспекты упаковки изделий народных промыслов обсудили на выставке
«Ладья. Зимняя сказка 2015»
.
16 декабря 2015 г. деловую программу Выставки народных художественных промыслов  «Ладья. Зимняя сказка – 2015» в ЦВК «Экспоцентр» открыл круглый стол «Современный дизайн и упаковка в изделиях традиционных промыслов», организованный ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (ПКУ)) при участии Ассоциации «Народные художественные промыслы России», общественных организаций, образовательных учреждений  и средств массовой информации.
Участниками была отмечена несомненная актуальность положений утвержденной Министерством промышленности и торговли России в 2015 году «Стратегии развития народно-художественных промыслов России в 2015-2016 гг. и на период до 2020 года», целью которой является сохранение и развитие народных художественных промыслов как универсальной ценности и ресурса для развития культуры и образования в стране.
Председатель Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Г.А. Дрожжин, давая старт выставке, подчеркнул, что народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью российской истории и культурного наследия. Сфера народных художественных промыслов включает в себя около 250 предприятий более чем 60 регионов России, выпускающих продукцию, относящуюся к 15 видам производств. Численность занятых в этой сфере – более 30 тысяч человек. Общий объем производства изделий народных художественных промыслов составил в 2014 году, по данным Росстата, 5 млрд. рублей.
Проректор МГУТУ имени К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета) по технологическому направлению М.О. Орлов в своем выступлении рассказал о направлениях подготовки и широком круге программ дополнительного образования, реализуемых МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)  – технологического вуза, сохраняющего  традиции. Предприятия народных художественных промыслов располагаются на территориях, в пределах которых исторически сложились, в том числе в регионах, где работают филиалы университета.
Содержательные, сопровождавшиеся видеопрезентацией доклады д.т.н., профессора, заведующего кафедрой «Технология и дизайн упаковочного производства», МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)),  М.Е. Чернова, и к.т.н. Ю.А. Филинской вызвали заинтересованное обсуждение актуальных проблемы современной упаковки сувенирных и высокохудожественных изделий. В дискуссии приняли участие педагоги МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), Московского издательско-полиграфического колледжа им. И. Федорова, Калужского колледжа культуры и искусства, Российского государственного университета туризма и сервиса.
Главный редактор журнала «Тара и упаковка», вице-президент Национальной Конфедерации Упаковщиков РФ И. Н. Смиренный рассказал о проведении ежегодного студенческого конкурса на лучший дизайн упаковки  «Заводной апельсин» и о востребованности малобюджетной, но эффективной упаковки для изделий народных промыслов.
Исполнительный директор Ассоциации производителей упаковочного и перерабатывающего оборудования «Пакмаш» Г.К. Хмелевский  посетовал на проблему обеспечения кадрами технологов упаковочного производства и сокращение в российских вузах числа бюджетных мест по этому направлению подготовки.
Член Союза дизайнеров России, генеральный директор группы компаний «Развитие» В.В. Кухарский, рассказавший об организованных им   выставках «Упаковка в годы Великой отечественной войны», отметил, что в нашей, русской культуре визуальный образ упаковки задействован не в полной мере, что создает потенциал для развития дизайна упаковки.
Директор детской художественной школы №4, доцент кафедры графического дизайна РАНХиГС Е.С. Чуканова провела с участниками круглого стола, среди которых была и группа студентов Института технологического менеджмента МГУТУ, интерактивную игру «Проблемы дизайна и упаковки изделий традиционных промыслов».
Главный художник и генеральный директор ООО «Олеся» О.Э. Кузнецова рассказала о своем опыте продвижения на рынок высокохудожественных изделий из шелка и значимой роли упаковки и товарной информации для успеха её бизнес-проекта.
Тема развития традиционных казачьих народных художественных промыслов и возрождения утраченных промыслов нашла отражение в сообщениях специалиста НИИ развития казачества МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) М.В. Солонихиной и ведущего научного сотрудника ЦПТиПБ МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), члена Союза писателей России М.Н. Парамоновой, отметившей роль народных промыслов в развитии регионов и этносоциальной консолидации народов России.
В ходе обсуждения стратегических целей и задач развития народных художественных промыслов, в частности, проблематики современного дизайна и упаковки, участниками круглого стола выработаны направления взаимодействия Ассоциации «Народные художественные промыслы» и МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), которые нашли отражение в проекте договора о сотрудничестве между ними. Участники круглого стола приветствовали предстоящее заключение договора о сотрудничестве и внесли конкретные предложения, включенные в резолюцию круглого стола.
В частности, предложено учредить в рамках конкурса «Заводной апельсин-2016» номинацию «Упаковка для народных художественных промыслов» и организовать на выставке «Ладья – 2016» стенд, посвященный упаковке для изделий народных художественных промыслов, в том числе работ конкурса «Заводной апельсин», посвященных 870-летию г. Москвы.