Записи с меткой «Художник и поэт»


Слышно как дышат рыбы…

15.12.2018

15_декабря свой литературный вечер в Смоленском городском центре культуры провел писатель Александр Крячун. Он представил свои новые книги «Дыхание рыб» и «Бес», выпущенные в московском издательстве «Спутник+». Александр Дмитриевич – человек с богатой биографией, уникальным опытом, который он трансформирует в литературные произведения.

Сценарий вечера включал фрагменты прозы в авторском исполнении и музыкальные паузы.  На экране демонстрировались графические работы Александра Крячуна, ставшие иллюстрациями к книгам.

Артисты Центра культуры и Смоленской филармонии исполняли песни середины прошлого века. Солисты Никита Степанов и Галина Кузьмина исполнили песни «А снег идёт, а снег идёт…», «Я тебя подожду», «Песня старого извозчика»,  напомнив о добром искусстве ушедшей советской эпохи.

Песня «Ты уехала в знойные степи…» напомнила о профессии Александра Крячуна. Она проложила мостик к рассказу о предстоящим юбилее Н.М. Пржевальского, к которому А.Крячун подготовил еще одну книгу. Эта книга с поэтическим названием «Последняя верста к подножию неба», выпускается  издательством «МАДЖЕНТА» к 180-летию великого Смоленского первопроходца. В ней автор обещает обосновать свою, отличную от официальной, версию причины смерти Пржевальского.

Интересную историю рассказал Александр Крячун о названии книги «Дыхание рыб». В горах ему пришлось побывать на уединенном озере, где почти не  бывают люди. Местный житель, говоря об этом озере, воспользовался таким сравнением «там так тихо, что слышно дыхание рыб». Этот образ и дал имя книге.

 Александра Крячуна с выходом новых книг на вечере поздравили секретарь смоленской писательской организации Галина Николаевна, члены Союза писателей России Николай Чепурных и Владимир Королев, писатели Елена Орлова, Вадим Удальцов, Сергей Подольский.

По поручению Председателя правления Смоленской областной организации Союза писателей России Олега Дорогань я выступила на вечере с приветственным словом от организации. Александр Крячун пишет не только о геологах, но и о нас, писателях. Я поблагодарила его за прекрасные репортажи о литературных мероприятиях нашей организации, которые он присылает для публикации на сайте.

Призвание зодчего и плотность застройки

26.09.2017

На выставке АРХ Москва-2017 искали компромисс

Статья опубликована в журнале «Бизнес Территория» № 3(58) за 2017 г. с.41-45

Россия обладает огромными пространствами, и тем большее недоумение вызывает переуплотненность городов, безликие спальные районы, хаотичность точечной застройки. В мировой архитектуре преобладает тренд на гармонию с окружающим ландшафтом, создание качественной среды для продолжительной и здоровой жизни. Призвание зодчего – «одухотворить материальный мир, который создает для себя человечество». Эта мысль известного советского архитектора Феликса Новикова, 90-летие которого отмечается в этом году, стала лейтмотивом XXII Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва NEXT!, проходившей в российской столице с 24 по 28 мая 2017 года.

Девиз ключевого проекта выставки – «Архитектура – драйвер девелопмента» также провозглашает верховенство одухотворенного, культурного начала над миром недвижимости. Может показаться, что архитекторы оторваны от жизни, в которой «хрущевские» пятиэтажки с плотностью застройки 5-6 тыс. кв.м. на гектар вот-вот будут заменены столь же типовыми, но гораздо более плотными кварталами (20-25 тыс.кв.м./га) монолитных и панельных домов. Но нет, зодчие и урбанисты пытаются недвусмысленно артикулировать мысль о том, что покупатель, в условиях снижения спроса, выбирает жилье с индивидуальным архитектурным обликом в кварталах с собственной инфраструктурой.

МОСКВУ МОЖНО ТОЛЬКО УКРАСИТЬ

В этом году Международная выставка архитектуры и дизайна АРХ Москва NEXT! собрала в стенах Центрального дома художников 270 участников из 13 стран мира: России, Турции, Италии, Германии, Швеции, Франции и других. Выставку посетило более 20 000 человек. Павильон, где проходили мероприятия программы, был полон посетителей, проявляющих интерес и к лекторию Москомархитектуры и к макетам зданий, представленным девелоперами.

Пожалуй, никто не обошел вниманием конструкцию, напоминающую медный радиатор со светящимся красным кубом в середине, расположенную возле зала, в котором проходило обсуждение архитектуры как драйвера девелопмента . Этот макет жилого комплекса представляла компания Gorn Development в лице генерального директора Максима Блажко. Куратор выставки, известный голландский архитектор, критик, издатель Барт Голдхоорн сразу, но деликатно обозначил главную проблему:

— Мне кажется, это очень интересная архитектура и, как я понимаю, неслучайно применен такой градостроительный прием, поскольку это место далеко от всего (прим. комплекс строится неподалеку от площади Гагарина). Надо сказать, что такая вещь не должна появляться случайно. По-хорошему, должна быть концепция развития города, генплан. В Амстердаме, например, никто не строит, если это не соответствует плану развития, если городская дума не считает, что в том или ином месте должна быть высокая комбинация. Не знаю, как это здесь происходило. Я считаю, что такие отдельные элементы могут очень оживить город. Мы не говорим сейчас про Санкт-Петербург, где есть большой центр в одном стиле и такая высокая комбинация неуместна. Москва очень хаотично застроена и этот дом с его прекрасной архитектурой может город только украсить.

Действительно, как архитекторам работать, если девелопер требует повышения плотности застройки не только до 25, но и до 50, а то и 100 тыс. кв.м. на гектар? Здесь мысль архитектора выразилась в пространственной интервенции, которая привлекает поднятым на высоту общественным комплексом помещений, откуда открывается вид на город. Попытка интегрировать общественные пространства в жилую застройку не в стилобатных конструкциях, а на других уровнях – правильное решение. А вопросы о том, считает ли городская дума, что здесь уместна высокая комбинация и можно ли еще испортить архитектурный облик столицы были скорее риторическими, ведь в Москве уже есть квартал Москва-Сити и он расположен не «далеко от всего», как, например, Ла-Дефанс в Париже.

НОВАЯ АГОРА РАЙОННОГО МАСШТАБА

Пожалуй, наиболее обсуждаемым событием форума стала презентация проекта реновации кинотеатров, представленная компанией ADG Group. В 2014 году город продал 39 кинотеатров в районах жилой застройки этой компании на торгах за 10,3 млрд.руб. Многие думали, что компания немного модернизирует эти полузаброшенные здания, поштучно продаст и заработает. Но ADG Group собирается развивать эти, как она их называет Центры районного масштаба, реконструирует их по пути создания отдельных архитектурных решений для каждого кинотеатра. Об этом рассказал Сергей Крючков, главный архитектор компании.

— Мы пошли по пути создания «новой агоры» — крытой городской площади или гостиной, которая отвечает на запрос жителей о качественном общественном пространстве. Москва гиперцентрализована и очень сильно недооснащена такими зонами культурного притяжения на периферии. Мы заполняем эту нишу…Эти старые советские кинотеатры были построены как типовые. Но сейчас вокруг них совершенно разная застройка и нет никакого смысла в том, чтобы их слегка отремонтировать и снова использовать. Попытки такого мягкого adaptive reuse известны, но приводили они к тому, что кинотеатр закрывался и в нем начинал работать рынок или клуб сомнительной направленности. Это причина, по которой город решил продать здания под проект, который уже был оформлен так, чтобы возникло качественное общественное пространство. Спроектированные новые объекты отличаются друг от друга, но есть и определенная общность между ними, это было сделано потому, что мы применили особую методику проектирования. Поскольку мы имеем дело с сетью объектов, которую нужно спроектировать одновременно и строить с небольшим временным лагом, challenge был в основном в том, чтобы 39 отдельных уникальных объектов сделать с высоким качеством. Был проведен международный конкурс концепций, который выиграла Аманда Левит из Лондона.

Но дальше мы не пошли по традиционному для Москвы пути, когда берется концепция иностранного архитектора и адаптируется к нашим нормам и вкусам чиновников. Мы знаем, что это заведомо проигрышный путь. На базе концепции бюро Аманды Левит разработан дизайн-код, каталог стандартных архитектурных решений, который был в качестве конструктора выдан российским архитекторам-проектировщикам – эти объекты были разыграны на местных тендерах и попали в разработку по несколько штук 11 российским проектным бюро, которые, пользуясь набором стандартных решений, разработали индивидуальные проекты. Помимо качества следствием такого метода явилась бюджетная экономия, потому что довольно крупные части повторяются во всех объектах – входная группа, витраж, собранный из типовых элементов – когда мы одновременно реализуем все объекты, у нас получается экономия на масштабе от поставок оптом.

В зависимости от местоположения и архитектурного окружения, геометрии здания и социальных задач каждый объект получает свой уникальный архитектурный облик в рамках единого дизайн-кода. Все архитектурные бюро, участвующие в проекте, принимают это условие. Мы же не считаем, что стеснена наша свобода самовыражения от того, что мы пользуемся одинаковыми буквами и даже одни и те же слова можно сложить в разные фразы, поэтому ни один из российских архитекторов проекта никакого дискомфорта не испытывает. Консенсус среди профессионалов состоит в том, что это нормальный метод, это ограничение, но ограничения есть всегда – географические характеристики участка, градостроительный контекст – просто это одно из правил игры.

Все эти объекты призваны поддержать «дух места», но они принадлежат к одному семейству и обладают объединяющими сетевыми характеристиками. Это не значит, что от прежних кинотеатров не останется ничего. В каждом кинотеатре мы стараемся найти ценные элементы, которые можем сохранить и интегрировать в дизайн, интерьер, ландшафт территории. Мы привлекли экспертов для выявления заслуживающих сохранения произведений монументального искусства, элементов декора, таких как мозаики, скульптуры, рельефы на камне. Безусловно, само понятие «память места» имеет большое значение в нашем проекте. Вывески мы не можем сохранить физически, они состоят из жести и неоновых трубок и непригодны к использованию. Но мы сделали 3D-сканирование этих аутентичных объектов и у нас есть возможность их воспроизвести из современных материалов. Графику этих надписей мы планируем использовать. Воспроизводить аутентичную вывеску на фасаде или нет — мы сейчас обсуждаем с Москомархитектурой, в этом вопросе точка еще не поставлена.

В зданиях после реновации появятся современные многозальные кинотеатры и продуктовые супермаркеты, рестораны и кафе, детские развивающие центры и многофункциональные пространства. Это прекрасно и такая практика может быть с интересом воспринята в регионах России. Однако, реконструкция — это работа с наследием, даже если здание не является объектом историко-культурного наследия. Радикальная интервенция архитектора в облик старого здания, циничная облицовка старого здания новыми материалами может вызывать вопросы. Многим импонирует эпоха советской архитектуры, связь с историей нашей страны. Но в реальности во многих реконструированных кинотеатрах по всей стране в лучшем случае открывался рынок или магазин, а как культурные объекты они умирали. Выбор города – стены или функции. В Москве предпочли, чтобы центром притяжения района было многофункциональное общественное место, «новая Агора», а не рынок или ночной клуб. Выбор был сделан в пользу функции и нового архитектурного облика. Исключение составил только кинотеатр «Родина», являющийся объектом культурного наследия и реконструирующийся с научной реставрацией.

ШКОЛА – ДУША КВАРТАЛА

К социальным объектам требования по архитектуре даже выше, чем к жилым домам, ведь в школе, например, должна быть создана современная образовательная среда, условия для физического развития и общения. О том, как удалось соединить красивую архитектуру, требования к девелопера и нормативные ограничения в ходе реализации проекта Хорошевской гимназии, которая открыта 1 сентября 2017 года, рассказала Юлия Солдатенкова, главный архитектор бюро «А-ПРОЕКТ».

— Этот объект стал логичным продолжением детского сада с начальной школой в 82-м квартале по заказу частного инвестора. На этом экспериментальном объекте мы с самого начала очень тесно взаимодействовали с заказчиком – командой педагогов и психологов. Сад функционирует с 2013 года, и мы на протяжении этих лет находимся в контакте с педагогами, которые нам дают обратную связь – что в этом здании сделано правильно, что нет. Мы видим, как здание живет, эволюционирует в зависимости от того, как меняются потребности детей и преподавателей. Первые выпускники вышли в этом году и их родители попросили продолжения. «Хорошкола» находится в соседнем квартале и продолжает преемственность прогимназии. Мы работали в первую очередь с педагогами: чтобы сделать качественное здание очень важно архитектору работать не одному, а с командой заказчика, понимающего, какой процесс будет в этом здании происходить. Внутренняя структура здания родилась из ограничений. Нам нужно было ответить на вопрос, какие навыки мы хотим воспитывать у наших детей в будущем. И такими навыками оказались: базовые знания, эмоциональный интеллект – умение общаться, понимать других людей, выражать собственные эмоции, и третье – интенсивность желания жить, получение энергии — это дают занятия спортом. Для того, чтобы эти навыки реализовать были созданы общественные пространства: атриум, рекреации, театры — они едва ли не важнее классов. Для физической активности есть бассейн, зал единоборств, зал хореографии.

 Ни для кого не секрет, что в России есть жесткая нормативная база, которую надо уметь трактовать. Наше здание имеет четыре этажа надземных – это максимальная разрешенная этажность для школ, и один подземный. Преподавательские, учительские были размещены в минус первом этаже, который очень хорошо освещен, там много солнца, широкие витражи.

Нам нужно было ориентировать классные помещения на юг и восток, а на оставшиеся запад и север – обширные блоки со спортзалами, театрами, инженерными лабораториями. Сейчас здание, его площадь 22 000 кв.м., строится, и уже видно: мы получили то, что задумывали, используя множество инновационных решений.

Здесь много света, в атриуме мы поставили лестницу с длинными, 16-метровыми пролетами из французского бетона Ductal – в других российских проектах он еще не применялся. Это позволило уменьшить высоту косоура почти в три раза, по сравнению с металлической лестницей.

Школа прозрачная, если вы будете стоять в одной точке холла, то вы будете видеть три стороны горизонта через витражи, а также парк, который находится вокруг. Фасады, на мой взгляд, тоже получились. Они выполнены из фибробетонных панелей, которые мы разрабатывали сами и производили на заводах нашей компании.

Предполагается, что здание станет душой квартала, оно будет открыто до 10 часов вечера и в выходные дни. Там будет работать детская спортивная школа, музыкальная школа, что позволяет родителям ребенка не забирать его после уроков. Он сможет посещать кружки, секции, студии, фехтование, живопись.

В здании планировочно выделены те части, которые можно открыть. В спортивный клуб вход отдельный, система доступа очень серьезная и безопасность продумана.

Заказчик изначально ставил задачу именно так. Школа частная, платная, позиция заказчика такова: мы ставим цель не получать прибыль, а окупать затраты на содержание объектов. Так же и детский сад – он работает без прибыли, но очень популярен.

***

Очевидно, что эта школа — супердорогое в строительстве здание. Чем руководствовался девелопер, принимая решение о строительстве по такому проекту? На сегодняшнем рынке для девелопера мотивацией служит внимание потребителя – создание социальной инфраструктуры позволяет победить в конкурентной борьбе.

Мария ПАРАМОНОВА
фото автора

День города Твери

25.06.2017

 24 июня в Твери отмечали День города.

Я приняла участие в двух мероприятиях. 

В зеленых декорациях Тверского ботанического состоялся семейный праздник «Музыка, ожившая в цветах» – звучала как классическая, так и эстрадная музыка, на тропинках и полянах сада было многолюдно. Дети с удовольствием рисовали и мастерили, вдохновляясь живыми экспонатами ботанического сада.

Привлекали посетителей также уголок поэзии и книжная лавка Дома поэзии Андрея Дементьева. Здесь мы с Верой Грибниковой читали стихи о цветах и деревьях, о Твери и России, о любви и творчестве. Я прочла «Гербарий», «Дерево поэтов», «Канцону Гумилеву» и стихотворение для детей «Белки».

Гости семейного праздника – и взрослые и дети – тоже удовольствием занимали место в старинной резной раме и читали стихи русских классиков. Рядом студия цветов «Золотой Лепесток» и Оксана Саркисян проводили  флористические уроки: живые композиции из декоративных подсолнухов, гвоздик и петуний составлялись под аплодисменты зрителей.

Несмотря на обширную программу Дня города, многие предпочли аттракционам интеллектуальное мероприятие – лекцию искусствоведа, заслуженного деятеля искусств России Татьяны Бойцовой «Художественная жизнь России начала XXI столетия: традиции и новая культурная парадигма».

Лекция собрала полный зал в Тверском городском музейно-выставочном центре. История живописи была рассмотрена в мировоззренческом контексте, был проведен анализ двух постперестроечных десятилетий в художественной жизни страны. В ходе лекции был представлен сборник  IV Тверских искусствоведческих чтений.

Также об этом в газете «Караван» – обзор событий Дня города.

День славянской письменности ознаменовался выходом альманаха

24.05.2017

Как сообщил мне руководитель Смоленского литературного объединения Православных писателей Николай Кеженов, к Дню славянской письменности и культуры в Смоленске вышел в свет православный литературно-художественный и публицистический альманах «Свет Одигитрии». На его страницах представлены произведения тридцати восьми авторов, в том числе и подборка моих стихов.

Издание посвящено 880-летию Смоленской епархии, его открывает вступительное слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, который  поздравляет читателей с событием и отмечает, что это плод многолетнего труда поэтов и писателей Смоленщины, сплотившихся, чтобы воспевать веру, любовь, надежду, добро, град, страну, Отечество. «Во все времена,- пишет Владыка, – русская культура была ярким отражением веры православной. Даже в годы гонений на Церковь Христову не прекращалось свидетельство правды о Боге и человеке, отразившееся в лучших произведениях художественного слова, живописи и музыки. И такой труд называется подвигом исповедничества. Да и не могло быть иначе, ибо слово «культура» в древности употреблялось в значении «возделывание души»…Представленный сборник трудов православных писателей и поэтов можно считать смиренным приношением в дар любимой нами священной Смоленской земле и её героям…»

Первый раздел альманаха посвящен Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия». В него вошли проповедь протоиерея Михаила Горового и стихи таких поэтов, как  Олег Дорогань, Вера Суханова, Николай Кеженов, Сергей Баженов, Любовь Стеклова, Светлана Конфедератова, Наталья Годяева, Нина Колобаева, Елена Лышковская, Ирина Бандеко. Названия последующих поэтических разделов говорят сами за себя: «Христос рождается», «Пасха красная», «С верой, надеждой, любовью», «Славим наших героев», «Творчество школьников». Здесь опубликованы стихи Татьяны Харитоновой, Марии Парамоновой, Александра Лобанова, Александра Лучина, Евгения Гордеева, Владимира Королева, Ирины Ермильцевой, Сергея Матисова, Нины Лавреновой, Людмилы Пахомовой, Татьяны Бажиной , Милы Клявиной, Ангелины Меркуловой и многих других авторов.

В разделе «Православная проза и публицистика» напечатаны отрывки из трёх повестей Татьяны Харитоновой, статьи Валентины Станкевич, Николая Чепурных, Елены Петровой, Виктора Москалева, представителей Военной академии ПВО.

Раздел «Православное литературоведение» представлен статьёй протоиерея Михаила Горового об оде Гавриила Державина «Бог». Раздел «Православное языкознание» содержит статью Анны Субботиной «Формы выражения просьбы в языке молитв русским святым». Её научный руководитель – кандидат филологических наук Ольга Иванова.

В завершающем книгу разделе «Фотолетопись» можно увидеть 28 фотоснимков (автор – Николай Чепурных), посвященных встречам писателей с 7 августа 2014 года, когда было создано Одигитриевское творческое объединение.

Альманах отпечатан с отличным полиграфическим качеством в смоленском печатном салоне «Принт АП». Составитель и редактор – председатель Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского) Николай Кеженов. В оформлении обложки использована репродукция одного из списков иконы «Одигитрия», а также картин члена Союза художников России Юрия Мелькова «Смоленский пейзаж» и «Смоленск в солнечный день». Тираж издания – 250 экземпляров.

Награждены победители конкурса «Экология. Творчество. Дети – 2017″

24.02.2017

 20 февраля в СОУБ имени А. Т. Твардовского состоялась торжествен-ная церемония подведения итогов конкурса «Экология. Творчество. Дети», проводимого эколого-биологическим центром «Смоленский зоопарк» с 2002 года с целью пропаганды экологических знаний среди подрастающего поколения и выявления творчески одаренных детей. В переполненном зале Твардовского собрались юные участники конкурса, из педагоги и родители.

Смоленский конкурс «Экология. Творчество. Дети.» является региональным этапом одноименного всероссийского фестиваля. Работы победителей и призеров конкурса ежегодно направляются в ГАУ «Московский государственный зоологический парк» для участия в отборе на Всероссийский фестиваль«Экология. Творчество. Дети».
 В 2017 году конкурс был приурочен к Году экологии и особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в России и празднованию 25-летнего юбилея национального парка «Смоленское Поозерье». Эта тематика нашла отражение в Положении о конкурсе и в критериях оценки произведений. В этом году, также как и в 2016-м, я приняла участие в работе жюри в качестве эксперта литературного направления. Всего же участники конкурса представили свои работы в четырех направлениях: литературном, театральном, направлении «Изобразительно-прикладное творчество» и направлении «Конкурс фото и видеофильмов». Победители и призёры в каждом из направлений определялись в четырёх возрастных группах: дошкольники, обучающиеся 1-4 классов, 5-8 классов и 9-11 классов. Отдельно рассматривались работы, представленные от художественных студий и школ, от коррекционных образовательных учреждений.
Участниками конкурса в этом году стали 817 человек, в числе которых пять педагогических работников и девять творческих коллективов. В конкурсе участвовали 55 образовательных учреждений города Смоленска и Смоленской области (городов Сафоново и Вязьмы). Победителями и призерами стали 139 детей и 5 творческих коллективов.
 На церемонии награждения победителей конкурса в Смоленской областной универсальной библиотеке имени А.Т. Твардовского перед победителями и призерами конкурса выступил А. И. Зазыкин – директор МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленской зоопарк». Алексей Иванович поздравил ребят и педагогов победой в конкурсе и  пожелал им творческих успехов в конкурсах будущих.
Главный библиотекарь ГБУК «СОУБ имени А.Т. Твардовского» О.Л. Валуйских  поблагодарила всех участников за интересные работы и предложила старшеклассникам принять участие в конкурсе экологического плаката «Экология и Мы».
Я в своем приветственном слове  поделились  впечатлениями работ участников конкурса и прочла стихотворную зарисовку из Сказки Красной поляны:
Уже февраль, из плена снежных туч,
Проклюнулось, ростком пшеничным, солнце,
И на скале, средь каменистых круч,
Оттаяло зелёное оконце.
Весёлым ручейком струится плющ,
Причудливым листом скрывает что-то:
Под ним, в ложбинке, дремлет майский хрущ,
Жукам ещё не время для полётов.
Ажурный папоротник перья распушил,
И к солнцу тянется хвостом как у павлина,
Так нежно-зелен – может поспешил,
Мороз ещё пожалует в долину?
Но, лепестками пробивая  спуд,
Из белого, искрящегося плена,
Ветрам и бурям вопреки растут
Альпийские фиалки – цикламены…
…Цветки напоминали мотыльков,
На круглых листьях – белые прожилки,
А солнце собиралось в свой альков,
Что за горой, где соколы кружили.
Также я пригласила ребят посетить ближайшее занятие детской литературной студии «Родничок» в Смоленской областной детской библиотеке имени И. С. Соколова-Микитова для индивидуальной консультации по творческим работам, направленным на конкурс.
Заместитель директора по учебной части Детской художественной школы имени М. К. Тенишевой города Смоленска Т. А. Еленева, эксперт направления «Изобразительно-прикладное творчество» конкурса отметила высокий уровень конкурсных работ и оригинальность творческого замысла.
В. Ю. Минченко – фотограф, сотрудник редакционно-издательского отдела СОУБ имени А. Т. Твардовского, эксперт направления «Конкурс фото и видеофильмов» отметил, что несмотря малое число конкурсных работ, они были оригинальными по композиционному и цветовому решению.
Затем победители и призёры конкурса «Экология. Творчество. Дети.» были награждены дипломами конкурса. Алексей Иванович  Зазыкин,  директор Эколого-биологического центра «Смоленский зоопарк» в своем итоговом выступлении  выразил свою благодарность администрации СОУБ имени А. Т. Твардовского» и членам жюри, вручив им благодарственные письма. Получила такое благодарственное письмо и я – вот оно.

Рождественские каникулы: меж Смоленском, Москвой и Тверью

15.01.2017

Рождественские ели одинаково хороши в Смоленске, где я встретила Новый 2017 год, в Москве, которую я осмотрела проездом и Твери, где праздник Рождества Христова ощущался до самого Старого нового года.

  С_сыном Ваней мы и ёлку нарядили и старый год проводили и новый встретили. Также в эти дни я посетила офис нашей писательской организации, куда отнесла несколько экземпляров своей новой книги «Марьин скит». Художник-постановщик Смоленского камерного театра Людмила Пономарева заглянула ко мне на чашечку кофе и рассказала о творческих планах. Довелось погулять по вечернему Смоленску, освещенному праздничными огнями.

 А в Твери творческие встречи, организованные членом Союза писателей России Веры Грибниковой, прошли на волжской набережной у памятника Афанасию Никитину и в Ботаническом саду.

У Афанасия Никитина, несмотря на сильный ветер, группа членов ЛИТО «Ковчег» сфотографи- ровалась и обсудила творческие планы. Я рассказала о том, как в этом месте 14 июля у меня родилось стихотворение «Марсова зарница», загадочным образом связавшее набережную Афанасия Никитина с набережной в Ницце, где в тот день произошел террористический акт. Это была премьера стихотворения.

Тверской ботанический сад традиционно украшает свою территорию и павильон и приглашает посмотреть произведения декоративно-прикладного искусства рождественской тематики. Вера Грибникова, Владимир Ходаков и другие представители литературной Твери, вдохновившись красотой природы и духом Рождества, рассказали о событиях творческой жизни.  Я прочитала несколько стихотворений из книги «Марьин скит»: «Транжира-ветер был неистов…», «Мархаба» и другие.

На открытии выставки Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

01.12.2016

В  «Доме поэзии Андрея Дементьева» 30 ноября 2016 года  открылась выставка живописных работ учеников и последователей выдающегося художника Ильи Глазунова, в числе которых Ю. Арсенюк, А. Афонин, И. Глазунов,  С. Ивлева, С. Москвитин, Д. Слепушкин, А. Устинович, В. Чёрный,   и другие преподаватели Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Открывали экспозицию поэт Андрей Дементьев, декан факультета живописи Академии Станислав Москвитин и профессор, заведующий кафедрой исторической живописи Академии Иван Глазунов – сын прославленного художника Ильи Глазунова.

Выставка названа «Слово о России», и это символизирует единство творческих порывов художников и поэтов, воспевающих красоту родной земли, её культурное наследие. Картины, представленные в экспозиции, позволяют ощутить гармонию с природой, пробуждают в памяти строки поэтов о Родине, рождают в душе светлые чувства. Андрей Дементьев в своём приветственном слове сказал, что идея соединения поэзии и живописи витала уже при открытии дома. Дементьев, который давно дружит с Ильёй Глазуновым и  знает его сына Ивана с самого детства, пригласил художников в Тверь.

Иван Глазунов в своём выступлении поделился впечатлениями о нашем городе. «Все волжские города России особенные. А в Твери еще и сохранился свой дух. Путешествуя по городам нашей родины, мне всегда интересно найти в них то, что осталось от прошлого: памятники, церкви, дворцы. В Твери все это есть. Я это очень ценю. Прекрасный город, как и все, что с ним связано, я очень тронут приемом».

Творчество Ивана Ильича Глазунова представлено на выставке в Доме поэзии портретами его жены и старшей дочери в исторических костюмах. Художник серьезно занимается этнографическими изысканиями, коллекционирует костюмы, поэтому на церемонии открытия его порадовала фольклорная композиция девушек в национальных костюмах – студенток Тверского колледжа культуры им. Н.А.Львова, исполнивших танцы и частушки.

Станислав Москвитин, приветствуя гостей Дома поэзии, рассказал, что на картинах, представленных на выставке изображены места, которые посещали художники. Пейзажи  родной  российской природы выполнены в традициях русской школы высокого реализма. Здесь можно увидеть старые церквушки, дворики, рощи и реки  – места, удалённые географически, близки и понятны зрителю.

На церемонии открытия выставки присутствовали заместитель председателя Правительства Тверской области Светлана Вержбицкая, председатель Законодательного собрания Тверской области Сергей Голубев, заместитель председателя Тверской городской Думы Андрей Петров,  председатель Комитета по делам культуры Тверской области Елена Шевченко.

По окончании торжественного открытия выставки «Слово о России» художники – преподаватели Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова  провели открытый урок для юных художников студентов колледжа культуры им. Н.А. Львова и художественного колледжа им. А.Г. Венецианова. Молодёжь и педагоги Академии общались заинтересованно и продуктивно – возможно, лучшие из учащихся тверских колледжей станут в дальнейшем студентами Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Мне предоставилась возможность пообщаться с замечательными художниками и интересными собеседниками Иваном Глазуновым и Станиславом Москвитиным. Было отрадно осознавать, что поэты и художники разными художественными средствами, но с одинаковой любовью выражают своё отношение к русской природе, русской истории, Православию. Замечательно, что юным ученикам Академии живописи, ваяния и зодчества  Ильи Глазунова дают уроки живописи и напутствие в жизнь педагоги с таким мировоззрением и талантом.

  

Художникам я подарила свою книгу стихов «Марьин скит», и получила в подарок от  Ивана Глазунова его книгу с дарственной надписью.  Я познакомилась с художественными работами Ивана Глазунова на выставке и в книге – прекрасно изданном иллюстрированном альбоме. На выставке меня заинтересовали также работы Станислава Москвитина и Александра Афонина.

 

Книга «Марьин скит» представлена в Доме поэзии Андрея Дементьева

12.11.2016

«Метель гульнула всласть, легла устало, стал тихим гул…» – эти строки из моего стихотворения «След на снегу» стали иллюстрацией к ноябрьскому вечеру, когда любители поэзии пробирались по заснеженной Твери к «Дому поэзии Андрея Дементьева» на литературный вечер – презентацию книги «Марьин скит». В уютном зале Дома поэзии, этого места единения творческих душ, собрались и завсегдатаи литературных вечеров и люди, которые в разные годы принимали участие в моей творческой биографии  – те, с кем я непременно хотела поделиться новыми стихами из книги «Марьин скит», вышедшей в московском издательстве «У Никитских ворот».

Вступительную статью к книге написал известный поэт, лауреат многих премий и конкурсов, заместитель главного редактора «Литературной газеты» Максим Замшев. «Мария Парамонова – поэт, опирающийся на русскую поэтическую культуру в той мере, в которой это необходимо для целительности нашего ремесла, – пишет он, – мне думается, здесь видно благотворное влияние Гумилёва, особенно в той части, где поэтическая интонация обретает таинственную притягательность».

«Марьин скит» – моя третья книга стихов.  В новую книгу вошли стихотворения преимущественно духовной, исторической и философской тематики. Я познакомила гостей вечера со своими поэтическими произведениями, а песни на мои стихи исполнил вокальный дуэт – Анна и Владимир Лобановы. В зале была оформлена выставка книг, публикаций, дипломов и других материалов, связанных с моей творческой биографией. На стенах Дома поэзии Андрея Дементьева экспонировалась выставка «Слово о России» художников-преподавателей Академии живописи Ильи Глазунова. Картины стали прекрасной иллюстрацией к стихам из книги «Марьин скит».

Путь в литературу у каждого свой, и не всегда он бывает лёгким и прямым. Я начала писать стихи в студенческие годы, но публиковать их не пыталась, делясь своим творчеством только с самыми близкими людьми. Так было написано около сотни стихотворений, но в 2004 году, летним вечером у костра я познакомилась с поэтессой Верой Грибниковой и автором-исполнителем Светланой Страусовой. Вера Петровна, послушав мои стихи, пригласила меня в своё литературное объединение «Роса» в библиотеке имени Герцена, а Светлана Михайловна на одно из стихотворений написала песню. На вечере в Доме поэзии прозвучала эта песня – «Самый первый тёплый вечер».

В 2005-2006 году состоялись публикации стихов в альманахе «Каблуковских литературных встреч», за ними последовали выступления на творческих вечерах в ЦДРИ (Центральном Доме работников искусства, г. Москва) и в арт-кафе «Подвал бродячей собаки» (Санкт-Петербург), где некогда собирались поэты Серебряного века. В этих поездках принимал участие автор-исполнитель песен на темы православия протоиерей Храма Иосифа Волоцкого Геннадий Ульянич. На вечере в Доме поэзии отец Геннадий, которого я поблагодарила за духовное наставничество и поддержку, поделился своими воспоминаниями и исполнил одну из своих песен. В 2007 году в тверском издательстве «Триада» вышла моя первая книга стихотворений «Галерея грёз». Песню на стихи из этой книги «В лунном свете» на вечере исполнил Владимир Лобанов.

С 2008 по 2013 год я продолжала свою творческую деятельность в старинном городе Смоленске, где родился мой младший сын, и новой темой лирики стало материнство. В 2010 году я была принята в Союз писателей России, а в 2013 году была избрана заместителем председателя правления Смоленской областной организации этого союза, основанной М. В. Исаковским ещё в 1924 году. Работая руководителем литературно-драматургической части Смоленского камерного театра, я предложила поставить историко-патриотическую драму по роману В. Р. Мединского «Стена» и, с разрешения автора романа, написала пьесу-инсценировку. Идея заинтересовала областную администрацию, готовившуюся к юбилею города, и пьесу направили для постановки в Смоленский академический театр драмы имени А. С. Грибоедова; премьера состоялась 20 сентября 2013 г. На творческом вечере в Доме поэзии был показан репортаж с премьеры спектакля.

К 1150-летию Смоленска был приурочен и Всероссийский конкурс поэтических произведений, одним из лауреатов которого я стала за отрывок из поэмы «Город в области сердца». Победа в конкурсе позволила мне издать вторую книгу под названием «Млечный путь» – название книги означает путь материнства, грудного вскармливания. Книга была издана в декабре 2012 года смоленским издательством «Свиток». Что же касается поэмы «Город в области сердца» – её полный текст впервые опубликован в книге «Марьин скит», на презентации которой в Доме поэзии прозвучали фрагменты и песни на стихи из поэмы. Также я прочла несколько стихотворений из лирического цикла «Парижский блокнот», ранее публиковавшегося только в периодических печатных изданиях (альманах «Блонье», журнал «Российский колокол»), а теперь вошедшего в книгу «Марьин скит».

Приехав в январе 2014 года в Тверь, я написала и поставила для МГУТУ имени К.Г. Разумовского одноактную пьесу «Традиции и новации» при участии артистов Тверского Театра юного зрителя. Артисты Александр Крайнов и Константин Григорьев приняли участие в литературном вечере в Доме поэзии, поделившись воспоминаниями и творчеством.

2015 год был «урожайным» – мне посчастливилось стать лауреатом двух престижных поэтических конкурсов. За стихотворение «Баллада о сожженных» я получила диплом из рук Андрея Дементьева в областном конкурсе стихотворений о Твери, а Международный конкурс лирико-патриотической поэзии им. Игоря Григорьева «Ничего душе не надо, кроме родины и неба» назвал меня в числе лауреатов, отметив стихотворную подборку «Во имя Добра». Стихотворения-лауреаты также вошли в книгу «Марьин скит» и прозвучали на литературном вечере в авторском исполнении.

С марта 2016 года я стала сотрудничать с Домом поэзии Андрея Дементьева в Твери – своего рода обителью муз. Этой работе я посвятила стихотворение «Канцона Гумилёву» («Я работаю в Доме поэзии…»). И, наконец, я рассказала по секрету о том, что послужило названием для третьей книги стихов «Марьин скит»: Уже почти десять лет я много времени провожу в дороге между Москвой, Смоленском и Тверью. В дороге есть время для размышлений, а этот мой «бермудский» треугольник – сердце нашей родины. Здесь всё наполнено историей. Здесь рождается вдохновение. Место вдохновения и есть мой Марьин скит.

В завершение вечера я прочла ключевые стихотворения из новой книги: «Марьин скит», «Мой дом», «Дерево поэтов», а также стихотворение «Валунный мост», ставшее признанием огромного кропотливого труда тверских реставраторов, принявших участие в литературном вечере (ООО «Тверьпроектреставрация»).

На вечере прозвучали приветственные слова от издательства «У Никитских ворот» и от «Содружества литераторов Верхневолжья». Гости литературной презентации получили в подарок новую книгу «Марьин скит» с автографом.

 

Что затевают Пономарева с Янышевой?

20.09.2016

16-18 сентября в Смоленске я побывала во многих интересных местах, поговорила со многими замечательными людьми. Помимо общения с сотрудниками Смоленской областной детской библиотеки им. Соколова-Микитова и библиотеки Смоленского духовного училища, я нанесла визит в Смоленский камерный театр, который застала в состоянии активного обновления.

Я побывала на репетиции, осмотрела новую стену в холле второго этажа, заменившую былую занавеску, пообщалась с бывшими сослуживцами и новыми сотрудниками. Художник-постановщик Людмила Пономарева вдохновенно обсуждала будущий спектакль с режиссером Еленой Янышевой, недавно вернувшейся в Смоленск после нескольких лет покорения Сибири. Сибирь молодому смелому режиссеру Янышевой покорилась, но уж больно холодна, а у Елены маленькая дочка. Вот и приехала снова в Смоленский камерный театр, где было поставлено столько успешных спектаклей. Многие из них лет по восемь не сходили со сцены, собирая полные залы. Это и «Сиреневое платье Валентины» и «О чем пел соловей» и детская сказка «Жила-была сыроежка», все они были поставлены в тандеме с художником Людмилой Пономаревой.

Что же затевают Пономарева с Янышевой теперь? Новый спектакль обязательно станет заметным явлением в культурной жизни Смоленска, которой не хватает свежего дыхания. Думаю, это будет очень эклектичное по художественным средствам действо, отсылающее при этом к лучшим образцам мирового искусства. Каждый зритель найдет в нём что-то для себя, возможно, поймет спектакль по-своему, и это правильно. В одном уверена, скучать не придется!

 После визита в театр, я прогулялась по Октябрьской и на Блонье сфотографировалась на скамейке у фонтана, изготовленной Союзом дизайнеров России.

А 18-го сентября, после посещения литургии в храме святых Бориса и Глеба на Смядыни, я приняла участие в выборах на избирательном участке возле Пушкинского сквера, на Дзержинке. Там я опробовала новую автоматическую урну для голосования, напоминающую машину для уничтожения банкнот и документов. Но избирательная машина бюллетени не разрезала, а пропускала в прозрачную ёмкость, так что каждый избиратель мог наглядно убедиться, что его волеизъявление учтено.

В общем, как я уже сказала в поэме «Город в области сердца», «я люблю возвращаться в Смоленск»!

Не ставьте поэтов на полку!

18.07.2016

 16 июля 2016 года исполнилось 88 лет поэту Андрею Дементьеву, художественному руководителю Государственного автономного учреждения культуры «Дом поэзии Андрея Дементьева» в Твери. К этой дате был приурочен митинг у Дома поэзии и праздничный концерт во Дворце спорта «Юбилейный».

На митинге Андрей Дмитриевич, с присущей ему деликатностью, обходил тему своего дня рождения, обходили её и ведущие, следовавшие сценарию. По этой причине у собравшихся и у прессы сложилось впечатление, что главное событие дня – открытие памятника поэтам-шестидесятникам работы Зураба Церетели и его выставки в Доме поэзии. И.о. губернатора Тверской области Игорь Руденя и некоторые другие выступающие, правда, дарили Дементьеву цветы, кратко поздравляя его с днём рождения.

Я с радостью отметила, что трибуны и площадка перед Домом поэзии были заполнены тверичанами – любителями поэзии. Замечательно, что эта, «демократичная» часть праздника стала доступна всем, кто интересуется поэзией, но не может себе позволить билет на концерт за несколько тысяч рублей. Здесь же продавали книги – сотрудники книжного магазина «Москва» и филателистическую продукцию – Тверской филиал «Почты России» (в ходе праздника состоялось специальное гашение почтового конверта с изображением Дома поэзии).

  На сцене перед Домом поэзии выступил народный артист  Иосиф Кобзон, исполнивший четыре песни на стихи ряда поэтов, имена которых нанесены на памятник, ещё укрытый белым полотном, а потому загадочно-прекрасный. Состоялась премьера новой песни на стихи А. Дементьева «Памяти мамы».

Приехавший из США Евгений Евтушенко прочел стихи очень выразительно, но по книге. Он сильно сдал за год с прошлого приезда в Тверь, когда он читал поэму «Дора Франко» о прекрасной латиноамериканке, вербовавшей его в сладкий заокеанский рай. В этот раз Евтушенко даже почти воздержался от традиционных выпадов в адрес СССР, сказав только, что в те времена Дементьев, несмотря на цензуру, всегда печатал в «Юности» хорошие стихи – его стихи.

 Творчество Булата Окуджавы блистательно, несмотря на плохую работу звукового оборудования,  напомнил ещё один народный артист России – Олег Погудин. Роберта Рождественского почитал Максим Аверин, один из ведущих праздника, на котором присутствовала дочь Рождественского Екатерина. От Ахмадуллиной и Высоцкого представителей не было. Жаль, наверно не только я ожидала услышать «По улице моей который год…» и «Дом хрустальный на горе для неё…» (рифма «рос в цепи – россыпи» вполне «шестидесятническая»).

Андрей Дементьев прочел свое стихотворение о пяти знаменитых поэтах не со сцены, а стоя рядом с памятником. Он также озвучил историю возникновения идеи пямятника у Зураба Церетели. Президент академии художеств, отливший в металле множество скульптур, и подносящий их в дар разным городам мира, решил, что к пяти именам надо добавить Владимира Высоцкого и Андрея Дементьева. С точки зрения маркетинга это было правильное решение: Высоцкий – народный бард, а Дементьев родом из этих мест.

Собственно сам Зураб Церетели и исполняющий обязанности губернатора Тверской области Игорь Руденя сняли скрывавшее пямятник полотно и взорам собравшихся предстала … книжная полка. Аплодисменты! Много раз приходилось мне присутствовать на открытии памятников. Никогда не забуду, как перед глазами жителей Починка в Смоленской области, открылся бюст их земляка А. Твардовского. По толпе прокатился восхищенный возглас «Он молодой!»- скульптор А. Ковальчук смог приятно удивить смолян. В нашем случае памятник просто обречен на известность – о нем долго будут спорить – как о форме так и о содержании.

Одно бесспорно хорошо – открытие памятника заложило новую прекрасную традицию в Твери – читать стихи в палисаднике Дома поэзии. Открыл поэтическую страницу главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков. Вот он приятно удивил – прочел стихи Владимира Соколова. Это своего рода дань справедливости – открыть поэтические чтения стихами полузабытого поэта с тверскими корнями – «тихого лирика» – среди славословий его шумным современникам. Голос Соколова – чистая поэзия, рожденная добрым сердцем. Вот где вспыхнул бы «небосклон Пушкина, Тютчева, Фета», как выразился в своём стихотворении о пяти поэтах Андрей Дементьев.

Конечно, неизбежны споры литературоведов – можно ли считать открытым список «шестидесятников» и культурологов – как вписывается конструкция из железа в ансамбль купеческого дома – памятника архитектуры второй половины 18-го века. У меня же возникло сожаление о том, что железные корешки книг крепко припаяны к своей книжной полке. Это закрытые книги.

Пусть поэзия звучит! Пусть книги шелестят страницами! Не ставьте поэтов на полку!