Записи с меткой «Женщины»


В гостях у сказки. Разгадка имени знаменитой Гайды Лагздынь

09.09.2020

Гайда Лагздынь – известная советская и российская детская писательница, отметила недавно своё 90-летие. Мария Парамонова встретилась с Гайдой Рейнгольдовной у неё дома и познакомилась с книгами, изданными за многие десятилетия неустанных трудов на ниве детской литературы. Совокупный тираж книг Гайды Лагздынь недавно превысил 12 миллионов экземпляров. В сборниках лучших стихов для детей её произведения соседствуют со стихами Барто, Маршака и Чуковского. Писательница раскрыла и секрет своего сказочного имени. Подробнее о творчестве и подарках к юбилею – в статье по ссылке https://paramonovamaria.ru/diary/9622

 

 

 

Долгожданные ноты золотого дождя

31.08.2020

Статья опубликована на официальном сайте Союза писателей России

Статья на сайте еженедельника «Караван Ярмарка» (выпуск от 915.09.20 № 36(85)

Знаменитая детская писательница отметила 90-летие и снова за работу

 

Едва ли не каждому россиянину доводилось слышать стихи детской писательницы из Твери Гайды Лагздынь. Многие поколения детей выросли на них, многие поколения родителей читали их своим малышам. Биография Гайды Рейнгольдовны представлена на множестве интернет-страниц, включая Википедию, в которой уже появилась запись о награждении писательницы Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» (соответствующий документ подписан президентом В.В. Путиным 21 августа 2020 года).  Поэтому расскажу о том, что пока не известно читателям.

НОВАЯ КНИГА ПОЧТИ ГОТОВА К ПЕЧАТИ

Полтора года назад, это было в День поэзии, Гайда Лагздынь поделилась со мной задумкой издать иллюстрированную книгу по своей сказке о королевствах «Королевские стихи». Теперь эта большая работа близится к завершению, и книга обещает быть поистине сказочной. В ней будет 212 страниц, мелованная бумага, и доверить печать книги писательница намерена Тверскому комбинату детской литературы:

 - Там многие мои издательства московские печатаются, они работают качественно. И недавняя книга «Зелёная аптека» тоже там отпечатана.

- А ты думал, – спросил большой арбуз, – почему мы круглые и почему в нас сладкий сок?

- Нет, не думал, – промолвил маленький арбуз, – Я ещё зелёный.

( Гайда Лагздынь, «Зелёная аптека», 2020 г.)

- Андрей Андреевич, замгубернатора (Емельянов – прим. автора) сказал, что у меня музей. Да никакой у меня не музей! Склад, а не музей. Книги, рукописи. Тысячи стихов ещё не опубликованных! Есть целые циклы до дисков уже доведённые. Я же на машинке работаю, потом отдаю наборщице, она приносит сначала на бумажном носителе, я проверяю и отдаю, их в электронный вид переводят. А вот новую книгу три раза исправляла, как никогда. Ведь это стихи, это сказочная повесть!

А сколько художников у меня прошло через квартиру! Они заканчивают училище, но им ещё нужно фантазию развивать. К моим «Королевствам» много иллюстраций нарисовано, но иногда их очень сложно в книге использовать из-за того, что художник не учёл пропорции листов книги. Приходится обрезать или хорошую картинку, которая могла бы на всю страницу пойти уменьшать до половины только из-за того, что она горизонтально расположена. Нужно делать книги как следует, для детей – чтобы было много цветов.

 Действующее лицо в сказке – шут, который на коне объезжает королевства с определённой задачей.

Туман по травам низким плыл,

Вздыхало озеро лесное,

Травы дурманный дух бродил

И усыплял вокруг земное.

Играла ночь, затихло всё

Во власти музыки чудесной,

Заря пришторила окно

И притенила свод небесный…

Сказку рассказывает старушка, в которой читатель легко узнает саму Гайду Лагздынь. В этом ему поможет иллюстрация к книге «Королевские стихи», созданная художником Сергеем Даниленко, который уже вырос в прекрасного книжного иллюстратора. Вот же оно, лесное озеро в тумане ночи, вот она, сказочница с добрым лицом.

ЛАСТОЧКИНЫ НАПЕВЫ

Гайда Рейнгольдовна Лагздынь родилась 1 августа 1930 года в Ленинграде, в семье латышского рабочего-фрезеровщика, служившего в годы революции на большом линкоре «Марат» (помните, его ещё Михалков в «Дяде Стёпе» с Ленинградом рифмовал?). На флоте сослуживцем был Ефим Бородиновский, впоследствии познакомивший Рейнгольда со своей сестрой Февронией Константиновной, жившей в Витебском уезде Белоруссии. Гайдой дочь назвали по настоянию отца в память о его сестре, а мать хотела назвать девочку Зоей, и это имя стало для неё крестильным. Гайда – по-латышски «ждать», а по-литовски «напев, нота». Рейнгольд – дождь золота, Лагздынь – ласточка. И как с такими паспортными данными не стать сказочницей? Хотя времена были не сладкие: отца репрессировали, мать с детьми выслали в Калинин. После посмертной реабилитации отца мать и брат Феликс вернулись в Ленинград, а Гайда осталась учиться в Пединституте на учителя биологии и химии, позже начала писать стихи для детей.

 - Как писатель я штучная, никто ведь не пишет для малышей, совсем маленьких. Детская поэзия она особенная, она стоит на тонкой грани. Я когда пишу, превращаюсь в этого малыша. Если ты ребёнка понимаешь, чувствуешь его человеческую душу, куда уже больше! Хотя недавно одну столичную писательницу, которая выступала в Твери в книжном магазине, я спросила о детской литературе. Она сказала, что те, кто пишет для детей – сами недоразвитые, но этим она только себя охарактеризовала. А познавательная литература! Тоже мало кто может, я же биолог, химик.

Я никогда не рвалась в писатели, просто росла постепенно. Горько когда совсем молодые поэты, получив приз на каком-нибудь конкурсе, считают себя гениями. Они перестают работать над собой и губят свой талант, если он у них был.  В Советское время было много республик, и всем давали печатать детскую литературу. А у РСФСР было всего семь позиций, и в семи позициях меня печатали через год, начиная с «Весенней песенки» в 1975 году, тиражами по несколько сотен тысяч экземпляров. Сейчас общий тираж книг, изданных за все эти годы, превысил 12 миллионов,  только за последние два года 18 новых книг и 4 переизданных, совокупным тиражом 300 тысяч экземпляров. Пазлы со стихами печатали в Китае и Таиланде. У меня книжки-игрушки, книжки-подушки, книжки-погремушки, но сейчас торговля их не берёт, потому что воруют. А ведь детям для мелкой моторики полезно такие книги полистать, посмотреть.

АРХИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК

В 1980 году Гайду Лагздынь приняли в Союз писателей СССР. В те времена издательство «Детская литература» занимало большое красивое здание. Лифты, коридоры, отделы. Писательница рассказывает, что когда она приехала туда, из других отделов даже Эдуард Успенский и Ирина Токмакова пришли на неё посмотреть – стихи уже знали, а в лицо никогда не видели. Потому, что Гайда Лагздынь работала, а не вела богемный образ жизни в писательской среде. Работает и сейчас.

- Вот, холодильник сломался, надо новый купить или в ремонт отдать, но мне этим делом некогда заниматься. Я книжку монтирую, уже почти сделала, теперь надо реализовать книгу «Пели песню гусельки». Там 700 стихов! Её себестоимость 400 рублей, за свою работу я ничего не имею, но рада, что книга хорошо издана. Четыре сезона – четыре цветных вкладыша, и в каждом разделе более 200 стихов, загадки и поэтическая проза. Мой внук верстал – он закончил «Издательское дело».  Эта книга в моей власти, а из тех, которые печатают московские издательства, мне только один-два авторских экземпляра присылают.

А мой пятитомник, там такой обильный материал! Я проработала в усиленной зоне много лет, преподавала заключённым. У меня целая книга на эту тему под названием «Зона». Тогда ещё не печатали такого, но редактор неожиданно согласился издать тиражом 10 тысяч. Когда я писала пятитомник, в него включила этот материал, но ещё и с комментариями, которые нельзя было включить в книгу.

« В конце длинного стола напротив сидел Дмитрий Вадимович Зеленин…И тут я опять! Ну, кто тянул меня за язык? Обнаружив в сумке книгу «Зона», предназначенную для кого-то, вдруг высказалась:

- Дмитрий Вадимович, хочу подарить вам свою книгу. Сожалею, что не имела возможности передать экземпляр предыдущему губернатору.

А тверской губернатор В.И. Платов в то время находился под следствием. Удивление! Квадратные глаза охранников. О, святая наивность! Я думала только о книге, а не о её содержании. Другой книги под рукой просто не было».

(Гайда Лагздынь. «Две жизни в одной». Книга 1. С.152)

В пятитомнике есть и фотографии из моего личного архива, которые в оригинале, к сожалению, не сохранились. Когда мне 80 лет было, при организации юбилея потерялись. Материалов у меня много и по театру, и по книгам. Я и сама музей, архивный человек.

Я остаюсь членом Союза писателей СССР, это самое важное. Сейчас общественные организации не нужны – это скопище людей, которые могут выступить, а государству выгоднее отдельные разбросанные людишки – они сидят и молчат. В Смоленске всегда была сильная организация, мы были с ними единой организацией, у нас даже бюро пропаганды было общее. Потом в 1960 году наша организация обособилась, председатели получали зарплату, имели прекрасное помещение, где «Роскошь» теперь. Я сегодня зашла туда на минутку. Вижу, переход на 99 секунд красным загорелся, дай, думаю, посмотрю наше здание, которое мы профукали, не боролись за него.

СУПЕР ПРИМА

Журнал «Мурзилка» к 90-летию Гайды Лагздынь опубликовал материал о ней и её стихи на трёх полосах, прислал писательнице авторский гонорар. Это прекрасный пример деликатного и приятного во всех отношениях поздравления, достойный подражания. Тверская область, надо сказать, тоже не осталась в стороне – телевидение сняло хороший видеосюжет, а правительство области представило Гайду Лагздынь к государственной награде – Медали ордена «За заслуги перед Отечеством». Второй степени (поставила точку, поскольку в официальном названии награды получается, что Отечество второстепенно – прим.автора). Указ о присуждении награды подписал президент В.В. Путин, его текст положили в почтовый ящик Гайды Лагздынь, а поздравление губернатора опубликовали на сайте.  Вероятно, поздравит лично, когда придут наградные материалы. Вопреки обывательскому мнению, существенных льгот эта государственная награда писательнице не даст – те, что полагаются, она уже имеет в силу возраста и заслуг. А вот заботы, социальной поддержки писательнице не достаёт. Эта статья родилась из нашей случайной встречи в Горьковской библиотеке – Гайда Рейнгольдовна обсуждала там возможность проведения юбилейного вечера, вызывала такси, чтобы поехать домой, но машину никак не могли найти. Ей уже невозможно ездить на общественном транспорте, так почему бы не выделить для нечастых поездок писательницы автомобиль с водителем из регионального автопарка?

- Я всю жизнь такая перегруженная, не знаю, как я ещё жива. Активный образ жизни, но в последнее время кружится голова. Недавно упала и поранилась о выхлопную трубу автобуса, была большая потеря крови. А о том, как я провела 10 дней в больнице, хоть рассказ пиши. Я с отёком лёгких, едва дышала, а в палате ещё пять больных женщин, кричащих по ночам. Ни одной ночи не спала, а через две недели в эту аварию попала.

Вчера произошла большая катастрофа. Планировали проводить юбилейный вечер в ТЮЗе – ТЮЗ отказал в помещении. Сказали – «Пролетарка», но потом позвонили, что «Пролетарка» тоже отказала. Предложили Горьковку, но у меня всегда много народу собирается. В зале на 300 мест приходилось стулья заносить, мест не хватало. Потом позвонили – ДК «Химволокно» с удовольствием согласилось, правда, не знаю на каких условиях. Раньше был там Владимир Филиппов, при нём поставлена «Добрая зимняя сказка», а новое руководство не знаю. Но вот сижу и думаю, зачем мне всё это? Силы уже не те, чтобы самой всё организовывать.

Много лет назад в 1986 году я создавала свой театр. Мой первый спектакль назывался «Добрая зимняя сказка», я его готовила в Карелии для музыкального детского театра. У меня была командировка на месяц от Союза писателей СССР, я жила в гостинице. Солисты уже исполняли арии, потом провожали меня до гостиницы, и балетная группа театра по первому снегу танцевала. Но тут вдруг перестройка, национальный конфликт в Карелии был, многим пришлось уехать, и театр закрылся. Второй спектакль для конкурса «Экология. Творчество. Дети» делала как биохимик по образованию. Я три раза привозила спектакли, и все три раза мы были лауреатами. В пьесе была представительница чёрного мира на болоте, у неё 99 загубленных душ и ей нужно ещё одну для повышения уровня. Я придумала, что она станет «супер-ягой». А потом когда стали думать, как назвать спектакль  в ДК Профсоюзов, назвала его «Супер-купер-прим-грим».  Советовали и театр так назвать, тогда слово «супер» не использовали ещё, само собой получилось. Потом  были «Шоколадная страна» и «Тайна голубого источника», признанный лучшим спектаклем России. У меня был и музыкальный коллектив «Тверские колокольчики», я их до телевидения довела. 9 малявок и пели, и танцевали – мне однажды позвонили и попросили дать стихи для детских песен. Я сочинила и стала с ними работать – заказали костюмы, поставили номера. Столько лет прошло, те, кто в театре играл уже мамы и бабушки. Встречаю иногда, они помнят!

Гайда Лагздынь – поистине творческий человек и настоящий педагог. Выпустить в мир новые стихи для неё важнее званий и наград, а состоявшиеся судьбы учеников – важнее судьбы спектаклей. Но ведь не только самой писательнице нужен юбилейный вечер – он нужен нам, жителям Верхневолжья, чтобы не зачерствели наши сердца, чтобы не покрыл «эффект матового стекла» наши глаза, чтобы Супер Прима тверской детской литературы пролила в наши души долгожданные ноты золотого дождя!

 

Мария ПАРАМОНОВА

 

День оленя в Судимире

04.08.2020

Статья опубликована в еженедельнике «Караван Ярмарка» за 5 августа 2020 года
и на Дзен-канале Ярмарки  под редакционным заголовком в сокращении

Воскресенье 2 августа дождь, наконец-то, прекратился, и как раз вовремя – в усадьбе Судимир был намечен большой праздник на открытом воздухе. Усадьба, также известная как «Оленья ферма Судимир», расположилась на левом берегу Волги близ деревни Судимирка Калининского района Тверской области. Лет десять назад здесь обосновалась семья Сергея Овчаренко, вдохновлённая идеей экотуризма, создания клуба оленеводов и любителей оленей. На площади 3 Га поселились олени и другие виды животных, создана инфраструктура, места размещения, а теперь появился и новый, как говорят чиновники, объект туристического показа – Музей оленя. Именно открытие Музея оленя и стало в этот день праздником для нескольких десятков детей и взрослых, приехавших в усадьбу Судимир.

Конечно, для того, чтобы погрузиться в атмосферу спокойствия, соприкоснуться с природой нужно хотя бы ненадолго выйти из зоны комфорта, ведь олени не живут в городах. По крайней мере, те из них, что относятся к парнокопытным. Кстати, семейство оленьих включает 51 вид животных.  Усадьба Судимир, безусловно, находится в экологически чистом районе Тверской области, в Каблуковском сельском поселении, так что от Твери необходимо удалиться километров на 30. Однако после Лисицкого бора асфальт заканчивается, а дорога, хотя и выровнена грейдером, оставляет желать лучшего. Дорожных указателей тоже не помешало бы добавить – интернет в этих местах слабенький, карты грузить не хочет, а без них можно затеряться где-нибудь в Лисицах.

Впрочем, гости праздника добрались благополучно не только на полноприводных авто, но и на малолитражках. На стоянке у входа в усадьбу, которая представляла собой выкошенный в травостое прямоугольный участок, расположился личный транспорт жителей Тверской области и столичного региона, москвичей, пожалуй, было больше. За ворота въезд гостям не разрешается, ведь транспорт может занести на своих колёсах опасные для оленей болезни, не говоря уже про выбросы вредных веществ.  Здесь передвижение возможно только на специальной вездеходной технике для сафари (вопреки расхожему мнению, это не охота на диких животных в духе Майн Рида, а поездка в дикие места).

На площади за воротами гостей встречала Анна Овчаренко – совладелица семейного бизнеса, экскурсовод и просто королева оленей. Зелёное льняное платье до пят с народным орнаментом сочеталось с повязкой-венчиком в волосах и поясом. На венчике – семилопастные височные кольца, похожие на те, что археологи в 1932 году обнаружили в нескольких десятках километров от Судимирки – при раскопках  курганной группы Пекуново-2 (Кимрский район, левый берег Волги) и датируются 11-12 веком.

На церемонии открытия Музея оленя  Анна Сергеевна отметила, что в экспозиции музея уже более 400 экспонатов:

- Это и почтовые марки с оленями, и значки и фигурки, и книги. Всё это нам присылали наши друзья-оленеводы со всей России. Я хочу посвятить этот музей своему дедушке, который собирал марки.

Голос Анны задрожал, вероятно, от воспоминаний о дедушке. Семейные ценности посетители усадьбы смогли разделить с пятнистыми оленями – у них недавно народились малыши, к немалому восторгу деток – гостей праздника.

Глава администрации Каблуковского сельского поселения Дмитрий Керданов был также растроган обилием гостей и атмосферой праздника:

- Вопреки всему Сергей Иванович Овчаренко, его доченьки, сынок, их друзья с нуля начинали этот проект, и у них получилось. Благодаря вам, тем, кто откликается на зов, кто ассоциирует себя с природой, с оленями, с культурой. Расскажите о сегодняшнем дне друзьям, пусть узнают, какие молодцы судимирцы!

Надежда Леонтьева, заместитель главы администрации Калининского района передала поздравления от главы района и расширила повестку дня до федерального масштаба:

- Неслучайно для открытия музея выбран день 2 августа. В это день народы Севера отмечают День оленя, праздник оленеводов. Я хочу пожелать, чтобы мы с вами больше знали, ведь мы живём на одной земле – земле Российской Федерации. Где бы мы ни жили – в Калининском районе или в Ямало-Ненецком автономном округе, мы – единый народ. В подарок для музея я хочу вручить куклу ручной работы, которая соединяет традиции славян и северных народов.

Главный специалист-эксперт  министерства Туризма Тверской области Анастасия Карелина также поздравила создателей музея с его открытием, пожелала развития и успеха.

После торжественных речей по традиции разрезали ленточку на входе в бревенчатое здание музея, но ленточка была не красной, а зелёной, что символизировало общность с природой. Анна Овчаренко провела первую экскурсию по только что открытому музею, после чего гости отправились к оленям.

В усадьбе живут 126 пятнистых оленей, 5 благородных оленей — маралов, 23 черкесских козлика, цесарки, и численность обитателей растёт естественным образом. Все желающие покормить животных могли приобрести пакет специально подготовленного и проверенного корма для оленей и коз, включая очищенную аппетитную морковку.

Гостям праздника были предложены экскурсии и  сафари, общение с пятнистыми и благородными оленями, кормление оленей и домашних коз,  фотосессии с животными на природе, развлечения с аниматорами в деревянном городке под гордым названием Судимирский кремль.

В березняке царила тишина, близ музея звучали переборы гусляров, а над башенками и горками городка раздавалась характерная для детской анимации музыка. Каждый мог найти что-то близкое для себя.

А во второй половине дня на сцене, построенной внутри судимирского «городища», состоялся концерт этнической музыки. Даниил Королёв, которого зрители вокального проекта «Голос» в 2019 году могли запомнить по впечатляющему выступлению, но акулы шоу-бизнеса добавили интриги, раскрутив тему непожатой руки Валерия Сюткина, выступил вместе с креативным гитаристом Ильёй Драгуновым.

Стиль исполняемых ими произведений не умещается в рамки славянской этнической музыки, особенно учитывая интерес Даниила Королёва к индийской теме и горловому пению. Своеобразный этноджаз с русскоязычным текстом или без него отсылает слушателя в глубину веков, когда неведомые нам индославы покоряли просторы Евразии, направляя свои стопы от северной прародины на юг и запад. И, конечно, рядом с ними были олени – благородные красавцы с добрыми глазами.

Мария ПАРАМОНОВА

Торжественная выдача дипломов в ТКТИ

17.07.2020

День 17 июля 2020 года наверняка станет незабываемым для выпускников ТКТИ – филиала Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ). В этот день они получили дипломы о среднем профессиональном образовании из рук депутата Государственной Думы Российской Федерации Светланы Викторовны Максимовой и Героя России Хмелёва Олега Петровича, представлявшего головной вуз. (смотреть снятое мною видео)

Праздник начался у входа в учебный корпус ТКТИ на Свободном переулке с показательных выступлений по фланкировке казачьими шашками. Затем в актовом зале института, с соблюдением социального дистанцирования, началось вручение дипломов. Моя статья об этом событии опубликована на сайте ТКТИ и на сайте еженедельника «Караван Ярмарка» . 

А на фото я с моей любимой выпускницей – Юлией Авдеевой. Она успешно окончила ТКТИ по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт» и при этом совершила массу спортивных подвигов: стала мастером спорта России, победителем и призёром всероссийских и международных соревнований по гребле на байдарках и каноэ.

Сборник литературного конкурса «Поймай удачу» представлен на гала-концерте

15.02.2020

14_февраля во Дворце культуры «Химволокно» на гала-концерте  финалистов IV вокального конкурса «Поймай Удачу»  был представлен третий выпуск литературного сборника «Поймай удачу». Сборник подготовлен по итогам литературного конкурса, организованного ГК «Удача» и Управлением по культуре, спорту и делам молодежи г. Твери.

В этом сборнике опубликовано моё стихотворение «Струится нежность из груди…», которое заняло 1 место в номинации «Поэзия» возрастной категории старше 30 лет. Напомню, что темой конкурса 2019 года было материнство. Одновременно со стихами и малой прозой на тему «Мама» были собраны работы фотографов – они стали прекрасными иллюстрациями к отлично изданному, полноцветному сборнику. (далее…)

Рецензия на сборник «Смоленская малая проза»

10.02.2020

В февральском номере журнала «Смоленск» за 2020 год опубликована статья «С любовью в сердце» - рецензия на вышедший недавно сборник «Смоленская малая проза», в котором напечатаны мои рассказы «Надо что-то делать!» и «Одеяло»(в редакции сборника – «Вишнёвое одеяло»). Автор статьи заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат премии имени М.В. Исаковского Александр Мельник неизменно отслеживает книжные новинки – он не раз уже рассказывал на страницах журнала о книгах и альманахах, выходящих на Смоленщине. Ниже привожу полный текст статьи.

С_любовью в сердце

Заклинание

Прямо в начале наступившего года вышла книга «Смоленская малая проза». Это прекрасный подарок творческого сообщества писателей своим читателям. В предисловии редактор-составитель книги Олег Дорогань определяет ее «в качестве малой антологии этого жанра». Представляя авторов, подчеркивает, что и поэты стали более активно реализовывать себя в прозе.

Среди них Мария Парамонова, обладающая светлым лирическим дарованием, чья очаровательная задушевная поэзия возвышает женщину, воспевает материнство, показывает жертвенную любовь к детям. Эта любовь рвется наружу в ее прозе.

В рассказе «Надо что-то делать!» женщина мечется, пытаясь спасти детей, когда в город рвутся гитлеровцы. «Земля уходила из-под ног. Будто в черную воронку неизбежности затягивала эта война». Попытки вырваться из города были обречены на неудачу.

«Надо что-то делать!» – заклинанием звучит в ее устах эта фраза. «Надо что-то делать!» – побудительным мотивом служат слова для ее мужа, который находится среди защитников города.

«Григорий снова оказался у края воронки неизбежности. В бездействии он наблюдал гибель советского летчика. Что он мог сделать?».

Сильный по эмоциональному воздействию смысловой образ – «воронка неизбежности» – авторская художественная находка. Повторяющееся его использование усиливает напряжение повествования, как и рефрен: «Надо что-то делать!».

Вот отрывок для примера:

- Надо что-то делать! – прокричал Лысиков товарищам. – Те лежали, накрыв головы от долетавших порой к укрытию осколков и обломков. Подсыпкин снова плакал.

- Надо что-то делать! – вновь прокричал Лысиков, поднимаясь из укрытия с десятизарядной винтовкой. В ней были зажигательные патроны, а немецкий самолет, сбросив бомбы, казалось, подставляет свое брюхо под залп. Он летел низко, и Григорий отчетливо видел, что несколько патронов прошили брюхо вражеской машины…

Именно такие люди, как герой Марии Парамоновой, одолели беспощадного противника в Великой Отечественной войне. Преодолевая безысходность, они действовали и приближали Победу.

Внучка фронтовика, пропавшего без вести на той священной войне, свято хранит память о нем и отражает в творчестве.

Но проросла ветвистым древом
Могилой ставшая зола,
Где без вести пропал под Ржевом
Мой дед Игнатьев Николай.

Родившаяся на тверской земле, Парамонова гордится героической историей края. Вот и в рассказе «Надо что-то делать! события происходят в городе Калинине. Такое название Тверь имела в советское время.

Победа не заставила долго ждать. Рассказ, написанный с удивительной достоверностью очевидца, заканчивается оптимистично: «Долгих два месяца собирались силы Красной Армии, чтобы выбить оккупантов из Калинина. Тогда Григорий Лысиков снова увидит жену и детей, а пока – надо что-то делать!»

* * *

Рассказ «Вишневое одеяло – очень грустное повествование об одиночестве женщины при живой родне, занятой своими проблемами. Когда-то, наверно, она была счастлива. Росла в семье офицера-фронтовика. Вышла замуж за офицера. Родила сына. Вынянчила внучку. Теперь вот тетя Наташа ищет тепла в темно-вишневом одеяле, «столь же пожилом, как и его хозяйка». Еще в довоенном тридцать восьмом году оно встречало новорожденную девочку из роддома и стало для нее дорогой реликвией.

На риторический вопрос, что теперь осталось, ответ содержится в финале рассказа: «Тоска в уютной однушке с видом на колодец двора. Краткие визиты сына, дежурные звонки невестки. Внучка учится в Англии. Старый фотоальбом, письма. И одеяло, темно-вишневое, с атласным верхом и сатиновым низом – они всегда были вместе, даже возможно, были частями одного существа. Жаль, люди больше не ценят верность».

Нравоучительный этот вывод подобен заклинанию, взыванию к совести нравственно глухих и незрячих. И в этом смысле рассказ – это современная притча о сыновнем и дочернем долге, о бескорыстной любви и черствости, о душевной скудности и эгоистическом скудоумии. (далее…)

Сердце, Мария, мельдоний

25.04.2017

«Смешной мешочек с клапанами в нём…»

Завтра наступит долгожданный для теннисных болельщиков день (я – в их числе). Свой первый матч после 15 месяцев дисквалификации за употребление мельдония (милдроната) сыграет многократная чемпионка турниров Большого шлема Мария Шарапова. Во время вынужденного отдыха Мария Шарапова не теряла времени зря – она написала книгу о своей жизни «Неугомонная» (Unstoppable). Как писатель я не могу не одобрить такое времяпровождение.

Но есть ещё один вопрос: а был ли допинг? Мельдоний до 2016 года допингом не считался – это лекарство для профилактики инфаркта и спортсменам его рекомендуют для сохранения их жизни, а не для достижения преимущества. Месяц назад мне прописали это лекарство, поскольку я тоже немного МАРСианка (МАРС – это Малая Аномалия Развития Сердца). Теперь и мне можно писать мемуары: «Сердце или как Мария принимала мельдоний»! Да только не о чем. Я внимательно следила за своим состоянием – никакого прилива выносливости не ощутила.  Порой от простых комплексных витаминов чувствуешь прилив сил и желание горы свернуть, но их допингом не считают. К концу курса моё самочувствие нормализовалось, кажется, сердце стучит ровнее. Но ничего сверхъестественного не произошло.

Вот я и думаю – какая злая и хитрая комбинация удалась спортивным чиновникам! Ничего, Маша, ты главное сердце береги! А в завершение этого монолога – стихотворение из моей книги «Марьин скит»:

СЕРДЦЕ 

У сердца необычное устройство –
Через себя качает день за днём
Отчаянье, любовь и беспокойство
Смешной мешочек с клапанами в нём.

Неужто просто мышцы и сосуды –
И счастья и несчастья виражи –
Своей работой совершают чудо
Которое зовётся наша жизнь?

Вот-вот настигнет полная блокада,
Затихнет миокардова струна,
Врата откроет рая или ада
А дальше – остановка. Тишина.

 

 

Что затевают Пономарева с Янышевой?

20.09.2016

16-18 сентября в Смоленске я побывала во многих интересных местах, поговорила со многими замечательными людьми. Помимо общения с сотрудниками Смоленской областной детской библиотеки им. Соколова-Микитова и библиотеки Смоленского духовного училища, я нанесла визит в Смоленский камерный театр, который застала в состоянии активного обновления.

Я побывала на репетиции, осмотрела новую стену в холле второго этажа, заменившую былую занавеску, пообщалась с бывшими сослуживцами и новыми сотрудниками. Художник-постановщик Людмила Пономарева вдохновенно обсуждала будущий спектакль с режиссером Еленой Янышевой, недавно вернувшейся в Смоленск после нескольких лет покорения Сибири. Сибирь молодому смелому режиссеру Янышевой покорилась, но уж больно холодна, а у Елены маленькая дочка. Вот и приехала снова в Смоленский камерный театр, где было поставлено столько успешных спектаклей. Многие из них лет по восемь не сходили со сцены, собирая полные залы. Это и «Сиреневое платье Валентины» и «О чем пел соловей» и детская сказка «Жила-была сыроежка», все они были поставлены в тандеме с художником Людмилой Пономаревой.

Что же затевают Пономарева с Янышевой теперь? Новый спектакль обязательно станет заметным явлением в культурной жизни Смоленска, которой не хватает свежего дыхания. Думаю, это будет очень эклектичное по художественным средствам действо, отсылающее при этом к лучшим образцам мирового искусства. Каждый зритель найдет в нём что-то для себя, возможно, поймет спектакль по-своему, и это правильно. В одном уверена, скучать не придется!

 После визита в театр, я прогулялась по Октябрьской и на Блонье сфотографировалась на скамейке у фонтана, изготовленной Союзом дизайнеров России.

А 18-го сентября, после посещения литургии в храме святых Бориса и Глеба на Смядыни, я приняла участие в выборах на избирательном участке возле Пушкинского сквера, на Дзержинке. Там я опробовала новую автоматическую урну для голосования, напоминающую машину для уничтожения банкнот и документов. Но избирательная машина бюллетени не разрезала, а пропускала в прозрачную ёмкость, так что каждый избиратель мог наглядно убедиться, что его волеизъявление учтено.

В общем, как я уже сказала в поэме «Город в области сердца», «я люблю возвращаться в Смоленск»!

Раисе Ипатовой

18.03.2015

Раиса Ипатова ушла. Пишу эти строки и плачу. Ведь я так и не сказала ей те слова благодарности, которые храню в своем сердце. Я считаю Раису Александровну одним из своих учителей в поэзии. Когда я приехала в Смоленск, она была первым писателем, с кем я познакомилась. Я бережно храню  свою первую книжку «Галерея грез» с пометками Раисы Александровну на полях. Она сказала: «Когда нибудь захочешь выпустить второе издание – тебе это пригодится». Ипатова одобрила мой цикл «Парижский блокнот» и рекомендовала его для публикации в альманахе «Блонье» у Иосифа Хатилина.

Потом наши пути разошлись. Мы с ней во много похожи. Я тоже не стремлюсь быть удобной. В тот период я купалась в «земном счастье материнства», писала об этом стихи. Хатилин как-то сказал, когда я принесла новую подборку для «Блонье»: «Эта тема интересна только женщинам, да и то не всем». А Раиса Александровна выразилась иначе: «Как можно быть счастливым, если в мире так много несправедливости?» И я осталась с музой наедине. Но, по совету Ипатовой, пошла в ЛИТО «Родник» к Пашкову. Там мои стихи услышала Лина Меркулова, а затем Виктор Смирнов.  Еще через год я была принята в патриотический Союз писателей России. Раиса Александровна была разочарована этим моим решением – она придерживалась либеральной идеологии другой писательской организации. В последние годы мы редко встречались, а, встречаясь, разве что здоровались. Но это не уменьшает моей скорби.

Памяти Раисы Ипатовой

Она вставала рано утром
Писать стихи
И разбирать в покое мудром
Черновики.

И у окна, в тиши рассветной
Она ждала,
что приоткроет тайны света
мороз стекла.

Перед людьми неподотчетна,
Себе верна,
И одинока и свободна -
Ушла она…

Творческая встреча со студентами

10.03.2014

7 марта 204 года, накануне Международного женского дня я встретилась со студентами Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского и прочла им стихи о материнстве, о женщинах, о любви. Для собравшихся в одной из уютных аудиторий ВУЗа прозвучали произведения из книг «Галерея грёз» (2007) и «Млечный путь» (2012). К 80-летию со дня рождения первого космонавта, отмечающемуся  марта, я прочла стихотворение «Здравствуй, сынок!», посвященное маме Юрия Алексеевича, Анне Тимофеевне Гагариной. Студенты поблагодарили меня за выступление, поздравили  с наступающим праздником. Я, в свою очередь, поздравила прекрасную половину студенчества с праздником весны и подарила студенткам свои книги.