Записи с меткой «Премии и конкурсы»


И новая эра придет… Итоговый день «Словенского поля – 2019″

06.08.2019

Сегодня завершаю свой рассказ о поездке на фестиваль «Словенское поле – 2019″ в Псковскую область. В статье Ратники российской литературы я рассказала о церемонии открытия фестиваля, а в статье Излюбленный маршрут Марии Парамоновой речь шла о поэтических чтениях и прогулке по историческим местам Изборска. На этот раз местом действия будет Псков. Заключительный день фестиваля – 28 июля.

По традиции сбор участников был объявлен у Памятника солдату I мировой войны на набережной реки Великой (улица Воеводы Шуйского). В который уже раз я приятно удивлена тем, с какой любовью псковичи относятся к этой небольшой скульптуре. Вокруг – идеальный порядок. В нескольких кашпо кустится цветущая ампельная петуния. Поэты возлагают к памятнику красные гвоздики и читают стихи о Первой мировой войне. Это больше, чем дань памяти – это прикосновение к подвигу, смыкание времен, смыкание рядов…

После поэтического митинга у памятника участники фестиваля собрались в концертном зале Псковского областного колледжа искусств им. Н. А. Римского­Корсакова (ПОКИ). Там состоялся итоговый концерт «Словенского поля – ­2019», в программе которого выступили поэты и барды из числа участников фестиваля, членов жюри и оргкомитета.

Председатель правления Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» Николай Федорович Иванов подробно рассказал о новых направлениях работы писательского союза. Работа организации заметно активизировалась, повысилась открытость процесса приема в Союз, что вызвало неизбежное в таких случаях  противодействие застойных элементов. Николай Федорович ответил на вопросы об обмене членских билетов, о взаимодействии с региональными органами власти, о сотрудничестве писателей с инициативными группами и молодежью, а также о своем экстремальном опыте в журналистике.

Жюри подвело итоги поэтических конкурсов в молодежной номинации «Словенские ключи», «Открытой номинации», номинации «Профи» (для членов писательских организаций) и в специальной номинации «Стихи об Изборске». Эти итоги опубликованы на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России. Замечательно, что абсолютно все участники получили памятные дипломы и прочли свои стихи (либо выступили с обращением к участникам фестиваля в прозе).

Разумеется, я очень рада, что компетентное жюри фестиваля под  руководством поэта Вадима Терёхина (Калуга) удостоило меня звания лауреата II степени в номинации «Профи». Разделил со мной эту радость и вторую ступень «пьедестала» поэт из Тулы Валерий Савостьянов. А победителем в высшей номинации стала Ольга Флярковская из Москвы. Со сцены ПОКИ я прочла стихотворение «Виршеловка», написанное под впечатлением последних писем Сергея Есенина. Стихи из конкурсной подборки опубликованы на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России.  В дополнение к диплому я получила в подарок керамическое панно с видом на Городищенское озеро с Труворова городища и логотипом фестиваля, а также календарь с репродукциями картин – видов Пскова и стихами псковских поэтов.

 Завершение праздника поэзии было столь же памятным, как весь фестиваль. Прогулка на катере с гордым именем «Буревестник» по реке Великой в тридцатиградусную жару – отличная идея. На носу катера мы наслаждались ветерком, криками чаек и прекрасными видами Пскова. В прогулке по реке вместе со мной приняли участие Ольга Флярковская, тверские поэты Елена Павлинова и Борис Зверев и другие участники фестиваля. Уверена, что все участники девятого фестиваля «Словенское поле» уже ждут новой встречи на десятом, юбилейном фестивале в 2020 году.

Излюбленный маршрут Марии Парамоновой

01.08.2019

В предыдущей заметке о фестивале «Словенское поле – 2019″ - «Ратники российской литературы» я рассказала об открытии фестиваля «Словенское поле – 2019″. Теперь пришло время продолжить мой рассказ. В тот же день, 27 июля в Нескучном садике на территории музея-заповедника «Изборская крепость» прошли конкурсные чтения. Поэты читали одно произведение из подборки, направленной на конкурс исторической поэзии и стихотворение об Изборске. Участники фестиваля, выступающие вне конкурса, также читали свои стихи исторической тематики.

Припекало солнышко, заставляя мою кожу краснеть от того, что половина лета  прошла безвылазно на работе. Поэты укрывались в тени  деревьев, беседок или на веранде блинной. То и дело оттуда доносился голос официантки, выкрикивающей номер заказа.

Мой черед читать стихи наступил почти в самом конце программы. Стихотворение «Старица дремлет» из основной подборки я сопроводила ремаркой об удручающем состоянии памятников архитектуры в малых городах центральной России. Это стихотворение я написала почти год назад, после выступления на ступенях Пятницкой церкви в Старице Тверской области. Вот оно:

Старица дремлет

Берег высокий у Волги-реки,
Вал крепостной – завещание предков.
Здесь даже звёзды не так далеки,
Звуки доносятся редко.
Славится Старица древней красой,
Княжеской честью, купеческим братством,
Верой смиренной и правдой простой:
Грех похваляться богатством.
Божию милость восславя, купцы
Миром построили церковь из древа.
В небо над торгом подняли венцы
В память Святой Параскевы.
Век пролетел – белокаменный храм
Зодчий возводит – с амвоном просторным.
Дивные фрески восходят к хорам,
Небо – в цветах рукотворных.
Смотрит на мир монастырских могил
Храм Рождества Богородицы – Девы.
В левом приделе восславился Нил,
Правый – Святой Параскевы.
Старица дремлет. Былой красоты
Тихо листает века и виденья.
Чает она возрожденья святынь,
Древней земли возрожденья.

А в рамках номинации «Стихи об Изборске» я прочитала «На исходе июля». Это стихотворение – расширенная метафора фестиваля «Словенское поле – 2018″. Конечно, не все смогли разгадать зашифрованные в образах древнегреческих богов персоны поэтов-участников. Но это не столь важно для меня как то, что я снова вернулась на это место вдохновения.

После чтений у нас осталось два часа времени для встречи с чудесами здешних мест. Забыв об обеде, я поспешила к ним. Но сначала все участники чтений, которые к тому времени еще не разбрелись по окрестностям, сфотографировались у стены Изборской крепости.

Я поделилась с поэтами Ириной Яненсон и Андреем Теддером своим открытием, которое я сделала в прошлом году. Тогда я пыталась найти дорогу на Труворово городище. Но туристы не могли ничего мне подсказать. Некоторые и вовсе отшатывались, будто я хочу им что-то продать или попросить денег в долг :). Вероятно, когда к людям вежливо обращаются со словами «Здравствуйте, не могли бы Вы…», именно такая мысль приходит им в голову. Тогда я стала подниматься вверх по тропе, начинающейся у дороги на Словенские ключи. Долго шла вверх и в итоге нашла Труворово городище . Обратно шла по краю поля, мимо кладбища. Мне советовали пройти через кладбище, так короче, но я не решилась в одиночку на такое путешествие. Моё открытие было очень простым – лучше всего идти из деревни Изборск в сторону стоянки туристических автобусов, дальше – через кладбище или вдоль его ограды, выйти на Труворово городище, а уже после спускаться вниз с горы на Словенские ключи.

Этот рецепт пришелся по вкусу моим друзьям и мы отправились в путь. На краю кладбища наше внимание привлек очень большой каменный крест с едва различимыми буквами. Его называют крестом Трувора. На городище мы насладились прекрасным видом с вершины горы, представили, как могло выглядеть это место в старину, сфотографировались у ворот, восстановленных археологами и у церкви гораздо более поздней постройки. Затем спустились к Словенским ключам. Я всегда подхожу к каждому ключу, здороваюсь с ним, опуская руки в холодную воду, выпиваю несколько глотков, набирая воду в ладони. Чтобы не промочить ноги, я переобуваюсь в пляжные тапочки, которые привожу с собой специально для этой цели. То ли двенадцать апостолов, которым посвящены эти ключи, помогают, то ли вода столь полезна, сколь вкусна, но я всегда чувствую себя обновленной и счастливой после посещения этого чудесного места.

Моим друзьям тоже понравилось путешествие. Вот, что пишет Ирина Яненсон на своей странице в ФБ:

«В самом Изборске в этот раз, спасибо Маше Парамоновой, которая провела нашу компанию по своему излюбленному маршруту, я увидела изумительные панорамы изборской природы и древнее городище с воротами в древний город, короче, не пожалела, что пошла за Машей, хоть и подустала бродить по пригоркам и ручьям. Домой вернулась прям обомлевшая от усталости и полная впечатлений».

Ратники российской литературы

30.07.2019

Вчера вернулась из Псковской области – с Девятого фестиваля исторической поэзии «Словенское поле». Девятый он для истории, а в моей биографии – шестой подряд. «Однажды, навсегда и неизменно / Я влюблена в Изборск!» – это строки из моего стихотворения о фестивале 2015 года.

В этом году я приехала на фестиваль в субботу – вынуждена была пропустить интереснейшую экскурсию в Остров. Но и два дня фестиваля оказались столь насыщенными, что сегодня расскажу только про первый из них, про торжественное открытие фестиваля.

Мы прибыли в Изборск, к Священному холму, на котором в 2007 году в праздник Воздвиженья был установлен семиметровый крест. В этом знаковом месте состоялось открытие фестиваля. Подробно о церемонии принесения земель пишет наш сайт в статье «Смоленские поэты на Словенском поле»:

«Год от года Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле», который проводит в Изборске Псковское региональное отделение Союза писателей России, всё яснее обретает черты Изборского поэтического клуба. Он становится площадкой стратегической – отсюда, с древней земли, над которой  возвышается поклонный крест, где, несмотря на усилия реставраторов, сохраняет исторический облик Изборская крепость, где от Труворова городища сквозь толщи известняка бежит  живая вода Словенских ключей, всё слышнее и увереннее звучит голос писателей Великой России.
Они избавляются от комплексов, внушаемых представителями русскоязычного постмодернизма, фикшн, нон-фикшн и янг-эдалт. Они перестают стесняться любви к родной земле и понимают слово «пафос» в переводе с греческого (страсть, воодушевление), а не с либерального (ругательство, применяемое к творчеству патриотов). Они читают стихи о возвышенном и о безобразном, но реально смотрят на мир, в котором нет и не будет в обозримом будущем тепличных условий для творчества.
Девятый Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле» был торжественно открыт 27 июля 2019 года у «Священного Холма единения и славы России» в Изборске Псковской области. На церемонии открытия фестиваля выступили председатель правления Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» известный российский прозаик Николай Иванов (г. Москва), сопредседатель правления Союза писателей России, председатель правления Калужского областного отделения Союза писателей России поэт Вадим Терёхин, секретарь Союза писателей России, председатель правления Псковского регионального отделения Союза писателей России известный российский прозаик Игорь Смолькин (Изборцев). Смоленскую областную организацию Союза писателей России на фестивале представляли заместитель председателя правления Мария Парамонова, члены организации Любовь Сердечная и Владимир Королёв.
Участники фестиваля совершили приношение земель из исторически значимых мест русской истории, мест воинских сражений, русской доблести и героизма к  «Священному Холму единения и славы России» на Словенском поле. Любовь Сердечная рассказала о том, что в этом году к Холму доставлена земля от Смоленской стены. Близ одного из участков пятивековой Смоленской крепости находится аллея героев. Здесь увековечена память героев Отечественной войны 1812 года. Здесь установлены 13 бетонных обелисков с названиями городов-героев Великой Отечественной. Внутри каждого из них – капсулы с землей с мест боев в городах-героях. В 2015 году к ним добавили два обелиска Городов воинской славы Смоленщины – Ельни и Вязьмы. Здесь же находится могила и установлен бронзовый бюст Героя Советского Союза М. А. Егорова, водрузившего в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом. Владимир Королев прочел стихотворение смоленского поэта, члена Союза писателей СССР Алексея Бодренкова (1922-1984). Оно стало литературной основой гимна Смоленска.
…От каждого камня здесь мужеством веет
Дней наших и дней старины.
И если ты хочешь быть духом сильнее,
Побудь у Смоленской стены…
А Мария Парамонова привезла землю со своей малой родины – она родилась в Калинине (Твери).

 О событиях октября 1941 года на Пожарной площади в Твери (именно оттуда я привезла землю)  более подробно рассказано в статье «В Изборск – с Пожарной площади» свежего номера тверского еженедельника «Караван Ярмарка» (№28 от 30.07.19).

«Мария Парамонова привезла землю с Пожарной площади Твери (Калинина). Она рассказала о событиях октября 1941 года в Калинине: 
– 12 октября в Калинин по железной дороге начали прибывать части 5-й стрелковой дивизии. Тем временем оборону вели немногочисленные отряды курсантов, ополчения, городской партизанский отряд. 13 октября 1941 года танки и мотопехота врага вышли к западной окраине города, а утром 14 октября пытались форсировать реку Волгу и захватить заволжскую и затверецкую части Калинина.
Для переброски по Бежецкому шоссе к Затверечью частей 256-й стрелковой дивизии не хватало времени. А мирные жители – кто на автомашинах, а кто пешком – уходили из города именно по Бежецкому шоссе. В числе этих жителей была и моя бабушка с тремя детьми.
Важно было не пропустить танки врага через Тверецкий мост. Четыре вражеских танка, две автомашины с мотопехотой и одним арторудием на прицепе подошли к мосту со стороны речного вокзала. С противоположной стороны передовой отряд красноармейцев в составе стрелковой роты на автомашинах с одним орудием из 5-й батареи 531-го легкого артполка прибыл на Пожарную площадь и занял оборону.
Расчет орудия сержанта Епанчи из артиллерийской засады за глухим забором и двухстворчатыми воротами старого пивзавода вел внезапный прицельный огонь по технике противника, выходящей на мост. Первым же снарядом был подбит головной танк, а вторым снарядом – замыкающий колонну. Еще два германских танка были уничтожены огнем прямой наводки. На мосту образовалась пробка из разбитой военной техники фашистов, им не удалось с ходу прорваться в Затверечье.
14 и 15 октября красноармейцы и народные ополченцы удерживали свою предмостную позицию на Пожарной площади. За это время сюда подошли вся 5-я батарея 531-го легкого артполка, стрелковые батальоны из полков 256-й дивизии и другие части. Орден Красного Знамени за этот бой получил командир батареи лейтенант А.И. Кацитадзе.
После церемонии принесения земель Мария Парамонова прочла свое стихотворение «Ратник». 

 От волнения я, как обычно, «забыла слова и звуки» и даже пропустила одно четверостишие. Поэтому приведу здесь это стихотворение целиком – оно не только о воине-интернационалисте Александре Прохоренко, погибшем в 2016 г. близ сирийского села Тадмор (в стихотворении я называю его Фадмор – так звалось это место в период своего расцвета при царице-христианке Зенобии). Оно о каждом, кто, находясь   во враждебном окружении, отстаивает свои убеждения.

Ратник

Этот ветер несет прокаленный песок,
в этот вечер свирепая свора
замыкает кольцо, и последний часок
мне остался в долине Фадмора.
Эти руки по локти, по плечи в крови,
их оружие пеплом покрыто,
эта свора пробраться ко мне норовит,
предвкушая  безумие пыток.
Эти земли забыли за тысячу лет
благородной Зенобии речи.
По песку пробиваются, путая след,
будто волки, сыны человечьи.
Эти лица окутаны шарфами тьмы,
ятаганом ухмылка кривая.
Я стрелу посылаю – своим, за холмы,
и огонь на себя вызываю.

Такими ратниками российской литературы видятся мне современные писатели, защищающие своё право на творчество, любовь к родной стране и истории, на общение с единомышленниками. Прицельный огонь по ним ведут источающие ядовитые словеса прозападные литераторы и журналисты. А официальные власти с одной стороны боятся упрека в том, что у них есть идеология, а с другой – безграмотны, недальновидны и находят более заманчивые объекты для инвестиций, чем развитие литературного творчества. 

 Продолжение следует

 

О лести, удаче и здоровье детей

18.04.2019

В среду 17 апреля вышел очередной выпуск еженедельника «Караван Ярмарка». Одна небольшая заметка по мотивам моего посещения финального гала-концерта танцевального конкурса вызвала большой резонанс в соцсетях. Негодующие дамы выражали бурное несогласие с моим частным мнением и даже звонили в редакцию с угрозами. Замечу, что материал некоммерческий, и я вовсе не обязана льстить победителям. Лесть, как известно, гнусна. В заметке я высказалась предельно корректно и никого не оскорбляла. Хотя и отметила, что у зрителей могли возникнуть определенные подозрения. Приведу здесь текст газетной публикации (с редакционным заголовком), проиллюстрирую его фотографиями, взятыми из открытых источников (комментарии – курсивом).

Победителя конкурса «Поймай удачу» в Твери выбрали неудачно (в моей версии статья называлась «Удачливых танцоров выбрали в Твери»)

14 апреля в ДК «Химволокно» состоялся финальный гала-концерт Третьего открытого танцевального конкурса «Поймай удачу». Участниками конкурса в этом году стали 280 танцоров, показавших 88 номеров.

На сцене ДК были представлены танцы различных жанров и танцоры из разных районов Тверской области. Открыл концерт задорный танец маленьких скоморошков из коллектива «Ладушки-сударушки».

Печально проплыли по сцене бабушки с платками – коллектив «Родники» из Зубцовского района – как вдовы с дарами не доживших до пенсии мужей.

Очень храбрая солистка из города Бологое сплясала народный танец, а ансамбль «Пелагия» (Вышний Волочек) весьма профессионально сыграл в танце жанровую сценку с потаенным смыслом.

 Мальчики-комарики в танце с лавками сорвали бурные аплодисменты.

Девичий дуэт порадовал эстрадным танцем «Лесть» по мотивам басни И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Два коллектива исполнили индийские танцы. Еще два – испанские.

Современные направления танца также были представлены. Ансамбль «Каприз» затронул тему буллинга (травли) в школьных коллективах.

Другие участники в танце поведали о высоких устремлениях «офисного планктона», о стремлении к свободе творчества и просто о крутой тусовке. Театр танца «Романтики» показал милый детский танец. Правда, девочки в ансамбле выглядят чрезмерно худыми, настолько, что впору подозревать у них анорексию.

В завершение программы коллектив «Сударушка» представил композицию, пробуждающую ностальгию по советскому периоду истории и картинам Петрова-Водкина. Девочки в красных трико перемежали танцевальные па с гимнастическими упражнениями, периодически замирая и образовывая силуэты букв. Из них складывались слова: «удача», «мир», «родина», «Россия».

В общем, у жюри, которое возглавлял начальник управления по культуре, спорту и делам молодежи Марк Соколов, было из чего выбирать.

Пока судейская коллегия совещалась, в зале состоялась презентация второго литературного сборника «Поймай удачу». Но вот все финалисты танцевального конкурса поднялись на сцену.

Поощрительные призы спонсоры конкурса распределили в соответствии с собственными симпатиями.

А главный приз достался коллективу, выступление которого ничем не выделялось, – народный танец был исполнен достаточно формально, механистично, без чувства. Неудивительно, что, когда после вручения призов ансамбль стал выступать на бис, более половины зрителей поднялись с мест и ушли в гардероб. Невежливо, но честно.

Да, не всегда побеждает сильнейший, но в целом шоу было ярким и шумным.

Выше приведен текст с сайта еженедельника «Караван». В печатной версии было еще предложение (оно добавлено здесь красным курсивом), которое выпускающий редактор  распорядился убрать с сайта в страхе перед разгневанной руководительницей коллектива. В случаях, когда речь идет о политических вопросах, он проявляет даже излишнюю дерзость, а когда речь идет о здоровье детей почему-то пассует.

В 2016 году в одном из российских городов был случай, когда девочка умерла во время занятий танцами. Выяснилось, что она истощала себя, мало кушала, чтобы удерживать необходимый вес (об этом был сюжет на одном из центральных телеканалов).  Вероятно, есть много аналогичных случаев, о которых не так широко известно.

Не все истощенные танцовщицы умирают, но их детский организм не формируется должным образом. Сейчас руководитель коллектива кричит на редактора, что наша публикация огорчает деток. А кто будет утешать этих девочек, когда они не смогут иметь детей? Да, «звёзды»  балета часто жертвуют личной жизнью ради карьеры. Только солисток Большого театра мало, а загубленных девочек много.

Я была знакома с одной девушкой, которая с детства занималась балетом. Дальше областного центра её балетная карьера не пошла. Она нашла себя в ином творчестве, но хотела и счастья материнства. А вот с этим были проблемы.

Полагаю, детский омбудсмен должен обращать больше внимания на эту проблему. Ради сиюминутного успеха на сцене и одобрения преподавателя танцев, а возможно и родителей, которые верят в звёздное будущее своего ребенка, нельзя рисковать здоровьем детей.

Глядя на солистку упомянутого коллектива, я хотела даже обратиться к детскому омбудсмену или в прокуратуру, чтобы проверили, обследуется ли здоровье детей перед допуском к занятиям.

У девочки, о которой идет речь, сильно выступают кости на кистях рук, коленях, локтях, грудной клетке. Выступают также сосуды или сухожилия. Да, я не врач, но у меня высшее образование, в том числе квалификация преподавателя. А еще я – мать двоих детей. И не могу представить, как может ребенок быть таким худым.

Не привожу здесь  фотографии этой танцовщицы в надежде, что руководитель танцевального коллектива все-же сделала выводы, а не только позвонила в редакцию. 

Еще одной даме, оставившей комментарий «ВКонтакте», видимо представлявшей коллектив, получивший Гран-при и денежный приз, хочу сказать, что все участники были в равных условиях. В смысле, что все приехали за свой счет. Поэтому ссылаться на то, что денежный приз должен компенсировать расходы, по меньшей мере смешно. А название Вашего коллектива я не указала во-первых потому, что записывала названия только тех, чьи выступления мне понравились, а во-вторых, чтобы не расстраивать своим критическим замечанием участников коллектива. Они сделали то, чему их научили.

Замечу также, что ведущий представлял некоторые коллективы очень подобно. Другие же просто называл. То же касается и танцев. На одном из фото, которое я назвала «Танец необъявленного народа» дети исполняют народный танец. Их костюмы и музыка, видимо, тщательно подбирались, но национальная принадлежность танца не была озвучена. К сожалению, поскольку зрители потеряли возможность расширить свой кругозор.  

Я не имею отношения ни к одному из этих коллективов и не писала заметку с чужих слов, в чем Вы обвинили меня в своем комментарии.  В доказательство – публикую фото: в зале я сижу в следующем за жюри рядом, как раз за Мариной из группы компаний «Удача», которая прекрасно организовала это красочное шоу.

«Неоновая муза» молодеет

02.04.2019

Определены лучшие молодые и юные поэты Тверского региона

Статья опубликована в №11 еженедельника «Караван» за 03.04.2019 г.

31_марта в актовом зале областной библиотеки имени Горького по зову «Неоновой музы» собрались самые молодые и перспективные поэты Верхневолжья. Ставший за многие годы традиционным конкурс «Неоновая муза» расширил свой формат, дополнив его детско-юношеской возрастной категорией. Поэтому закономерно, что гала-концерт конкурса состоялся в завершение Недели детско-юношеской книги.

Уникальное для Тверской области состязание поэтов проходило в двух возрастных категориях: от 10 до 15 лет и от 16 до 25 лет. Соответственно авторы из Твери и Тверской области сражались за титулы «Лучшего юного поэта Тверского региона 2019 года» и «Лучшего молодого поэта Тверского региона 2019 года».

На заочном этапе жюри конкурса оценивало стихотворные подборки участников и определило финалистов, которые выступили в очном финальном туре.  Особенностью «Неоновой музы» является то, что стихотворение, которое поэт читает на фестивале, должно быть не из подборки, присланной на первый этап конкурса. В этом есть определенный риск и острота момента, но обилие номинаций позволяет поощрить и мастеров декламации и застенчивых создателей мадригалов и элегий.

Декламаторы могли использовать музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты, и многие проявили фантазию в создании образов. Стихотворения участников, даже в возрастной группе от 10 до 15 лет, в большинстве своем были о любви. Слегка затронули поэты историю, философию и литературу. А вот политический перфоманс от постоянного участника фестиваля Сергея Че(ркасова) хотя и был изобретательным и выразительным, симпатий ни у жюри ни у зрителей не вызвал. Не удивительно! Когда столько юных дарований читает стихи о добром и светлом, соглашаться с тезисом о том, что человечество подлежит уничтожению за грехи, как-то не хочется.

В итоге очного соревнования победителями в номинации «Лучшее стихотворение фестиваля» стали: в группе до 15 лет Анастасия Чакла со стихотворением о вере и помощи нуждающимся, в группе до 25 лет – Алина Худякова, успешно сочетавшая романтический образ и музыкальное оформление. В номинации «Лучшее представление стихотворения» победили: в группе до 15 лет – девушка с зонтиком Владислава Тюлегенова, в группе до 25 лет – девушка с альбомом Капитолина Волошина. «Приз зрительских симпатий», руководитель Областного общественного движения «Уроки успеха» Глеб Сафонов вручил  Андрею Новосельцеву, чтобы тот не грустил, что у него нет друга. Спецприз от Группы компаний «Удача» достался Милане Ильясовой выступившей с экспромтом. А тренинговый центр «Тверь 69» поощрил Майю Романюк и Екатерину Климову.

Победители в главных номинациях получили кубки и призы от генерального спонсора фестиваля – бутика натуральной косметики BELLA CASA (г. Тверь).  Титула «Лучший юный поэт Тверского региона 2019 года» была удостоена Варвара Кушина.

А «Лучшим молодым поэтом Тверского региона 2019 года» жюри справедливо назвало Владислава Гусева. В этой номинации в большей степени учитывались оценки за конкурсные подборки, но Владислав и в очном туре получил максимальный балл и аплодисменты.

Между поэтическими блоками поединка выступили две вокалистки и замечательный ансамбль «Эпоха странствий». Они прекрасно поддержали праздничную атмосферу, пока   жюри, в составе которого были поэты и спонсоры, подсчитывало баллы.

Моё мнение далеко не во всех случаях совпало с оценками жюри. Однако лучшие выступления были отмечены теми или иными призами. Спонсоры проявили хороший вкус.

Можно ответственно сказать, что фестиваль, организатором которого является  «Содружество литераторов Верхневолжья», а кураторами поэты Диана Мун и Владимир Селянкин, успешно прошел «перезагрузку».

Пришли новые поколения молодых тверских поэтов, их радушно встретили более опытные собратья по перу, а значит «Неоновой музе» и дальше оставаться юной и прекрасной.

Мария Парамонова

фото Дианы Мун

Всем поэзии, а денег не всем

26.03.2019

Статья опубликована в выпуске № 10 за 27 марта 2019 года еженедельника «Караван»

21 марта отмечается Всемирный День поэзии, учрежденный ЮНЕСКО 20 лет назад.  Цель праздника — «придать новый импульс региональным и международным поэтическим движениям». В этом русле и отметили в Твери День поэзии. Было много «движухи», чуть меньше поэзии. Но стал ли День поэзии праздником для поэтов? Корреспондент «Каравана» попытался выяснить это на двух основных площадках праздника.

ВЫСТАВКА МУЗЕЯ А.С.ПУШКИНА

День поэзии в ГАУК ТО Дом поэзии Андрея Дементьева начали с открытия выставки из фондов Всероссийского музея А.С.Пушкина (Санкт-Петербург). По традиции ждали прибытия губернатора, поэтому программа перекраивалась на ходу. В ожидании провели пресс-конференцию с членами жюри Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок». Не умолчу о том факте, что корреспондента «Каравана» на пресс-конференцию не допустили, поскольку руководство дома, как сообщил строгий охранник, вычеркнуло строчку из списка аккредитации. Вероятно, оно опасалось, что будут заданы неудобные вопросы. Например, о расходовании грантовых средств или о том, сколько работ фактически прочитал каждый член жюри.

Наконец, когда губернатор Игорь Руденя был уже недалёк, начали открытие выставки. Игорь Михайлович прибыл как раз во время выступления директора музея Пушкина С.М. Некрасова. Сергей Михайлович рассказал об истории создания музея лицейскими друзьями поэта и преподавателями Царскосельского лицея. В музее хранятся вещи, принадлежавшие Пушкину. А на выставку в Дом поэзии Андрея Дементьева привезли 30 объектов, преимущественно сканированных копий экспонатов – рисунков, фотографий, автографов. Сергей Некрасов ностальгировал о своих встречах с Андреем Дементьевым:

- Дементьев постоянно вспоминал Пушкина, говорил о Пушкине. В нашем музее работала дочь Андрея Дмитриевича Марина, преданная музею, Пушкину, Санкт-Петербургу.

Лауреат конкурса «Зеленый листок» Наталья Жигунова из Твери прочла свое стихотворение о дуэли Пушкина:

…И грянул выстрел над поляной
Застыла хладная рука.
Поэт упал с тяжелой раной
Окрасив бархатом снега…  

Как бархат окрашивает снега? Большой вопрос.

НА УЛИЦЕ ДЕМЕНТЬЕВА – ПЛАНЫ ПО РАСШИРЕНИЮ

Наконец, слово предоставили губернатору Игорю Рудене.

- Не мог представить, что такие прекрасные таланты у нас продолжают и продолжают рождаться на Тверской земле, – оценил он выступление молодой поэтессы. – В первый раз у нас проходит мероприятие без Андрея Дмитриевича. В первый раз мы присутствуем в Доме поэзии, который находится на улице Андрея Дементьева. Хотелось бы поблагодарить моих коллег, депутатов Тверской городской думы, всех, кто принимал участие в этой большой работе (переименовании ул. Володарского в Дементьева – прим. ред.). Я хотел бы всех поздравить с праздником – Днем поэзии. Хотел бы сказать, что мы не просто гордимся, что мы являемся такой уникальной площадкой, на которой представлен конкурс «Зеленый листок». Мы хотели бы сделать международную премию, чтобы эта работа продолжалась и носила комплексный характер. Я знаю, есть планы по расширению Дома поэзии. Мы их поддерживаем, Анна Давыдовна, – обратился губернатор к Анне Пугач, вдове А.Д.Дементьева, руководителю учреждения.

Вероятно, речь идет о выделении А.Д. Пугач еще одного здания, поскольку в данном историческом особнячке резервов для расширения не наблюдается. Напомним, что когда Андрей Дементьев обсуждал с губернатором Дмитрием Зелениным вопрос о выделении этого памятника архитектуры под Дом поэзии, поэт выражал намерение завещать для размещения в Доме поэзии свои личные вещи и архивы. Выходит, что сейчас воля поэта не исполняется, поскольку требуется еще больше помещений.

Президент фонда национальных литератур, внук знаменитого башкирского писателя Мустая Карима Тимербулат Каримов подарил Дому поэзии фотографии, сделанные в день открытия в Уфе памятника М. Кариму. Тогда Андрей Дементьев читал стихи, а Иосиф Кобзон пел.  Принимая Дар, Анна Пугач отметила:

- Я надеюсь, что когда мы создадим музей, у нас будет зал национальных литератур.

Председатель жюри конкурса «Зеленый листок», председатель редакционного совета «Литературной газеты» Юрий Поляков тоже был настроен практически:

- Тверь стала центром мировой поэзии…Андрей Дмитриевич не думал от нас уходить, но человек предполагает, а Бог располагает. И одной из последних забот Андрея Дмитриевича было то, чтобы Дом поэзии стал своего рода культурно-методическим центром. Если будет поддержка власти и соответствующая финансовая поддержка – без неё невозможно издание книг, проведение каких-то серьезных семинаров…

ЗЕЛЕНЫЕ ЛИСТКИ, ЗЕЛЕНЫЕ БУМАЖКИ

Затем дипломы, подарки, статуэтки «Зеленых листков» и денежные сертификаты вручили лауреатам и победителям конкурса молодых поэтов. Молодежь читала конкурсные произведения, которые произвели двоякое впечатление.  С одной стороны география России была представлена достаточно широко, с другой – стихи звучали слабые и очень слабые. Неужели в конкурсе побеждают любые не тверские поэты – лишь бы поддержать всероссийский статус?

Четыре тверских автора в числе лауреатов и две обладательницы спецпризов прозвучали гораздо более убедительно. А Татьяна Винокурова, получившая от жюри лишь диплом участника, но зато удостоенная сертификата от благотворительного фонда «Отчий Дом», прочла стихи достойные победы в этом конкурсе. Однако победителями стали: 1 место Ольга Гунина (г. Березники , Пермский край.), 2 место Фезилах Велиханов (г. Махачкала, РС Дагестан), 3 место Михаил Вахтин (г. Воронеж). Они получили крупные денежные призы из бюджетных средств и смогут издать книги, если, конечно, у них для этого есть больше трех стихотворений, представленных на конкурс.

Так в Доме поэзии отметили День поэзии. Президиум был авторитетным. Помимо упомянутых лиц в нем заседали ректор Литинститута Алексей Варламов, педагоги Литинститута и поэты Геннадий Красников, Юрий Кублановский, Марина Кудимова, Джахан Поллыева, критик Павел Басинский, актер Вениамин Смехов. Они уже не в первый раз участвуют в мероприятиях Дома поэзии и «шутки их давно приелись». Да и сами они прятали глаза и опускали головы, когда звучали выступления некоторых лауреатов. На втором плане были замечены тверские поэты члены Союза писателей России Владимир Львов и Вера Грибникова. Им была доверена работа по взаимодействию с участниками конкурса и первоначальной обработке заявок.

В холле второго этажа, где было не так душно, я узнала в пожилой даме, искавшей свободный стул, известную всей России детскую поэтессу Гайду Лагздынь. Она всего на два года моложе Андрея Дементьева и является автором более 180 книг для детей и взрослых. Но в День поэзии ни Дом поэзии, ни какая-либо библиотека не пригласили её для встречи с читателями, не предоставили слово в знак уважения к её вкладу в литературу. Впрочем, Гайда Рейнгольдовна не унывает и готовит к изданию свою новую книгу.

А В ЭТО ВРЕМЯ ТВЕРСКИЕ ПОЭТЫ…

В областной библиотеке имени Горького вечером того же дня наполнился поэтами Славянский зал. Здесь проходил гала-концерт IV Международного фестиваля «Всемирный День Поэзии». В 2016 году петербургская поэтесса Стефания Данилова инициировала проведение поэтического фестиваля, который уже стал международным. В этом году ВДП отмечен в 58 городах 10 стран мира. В числе задач фестиваля – дать автору новые возможности для развития, подарить шанс показать свое творчество большой аудитории. Просто праздник! И без отрыва от основной работы – не зря литературный вечер начинается в 18 часов.

Участники этого конкурса в возрасте от 3 лет до бесконечности, подают заявки на участие на литературной платформе Ryfma.com. В состав жюри входят известные поэты и музыканты:  Светлана Сурганова, Дмитрий Воденников и другие. По итогу голосования определяется «Золотая Сотня», куда попадают сто лучших авторов, а также десятка лучших поэтов по общей таблице (шорт-лист) и по каждому городу отдельно.

21 марта в Твери как раз и выступили победители и участники конкурса, представлявшие Тверскую область. Куратор конкурса в регионе – член Союза писателей России Любовь Старшинова рассказала о конкурсе. 79 поэтов Верхневолжья представляли регион в конкурсе, на который из бюджета региона не было потрачено ни копейки. Почти все участники были в этот день в Славянском зале. Кроме, разве что, Татьяны Винокуровой и Андрея Новосельцева, приглашенных в Дом поэзии. Они, конечно, не знали, что теперь для победы в «Зеленом листке» главное быть не из Твери.

«ВСЕМПОЭЗИИ» В ТВЕРИ

Лучшим тверским поэтом в этом году признана Елена Павлинова. Её стихотворение «Синеангарье» вошло в «Золотую сотню». Она получила сертификат на издательские услуги. Второе место в десятке лучших по региону заняла Татьяна Винокурова, третье – Екатерина Позднякова. Также на празднике были вручены и призы от спонсоров. Татьяна Тюрина получила спецпризы ЛИТО «Рассветная звонница» и мастерской льняного декора «Йолле», Виктория Панина получила спецприз от компании «Сфера чистоты», Наталья Смехачева – от массажного салона «София» и федерации Дартс. Также места в десятке лучших заняли Сергей Полежаев, Наталья Леонтьева (Алексис), Ксения Маркова и Анастасия Губанова. Поэты, получая призы, читали свои конкурсные стихотворения. А в музыкальных паузах песни под гитару исполняла Елизавета Рысенкова.

Самый улыбчивый молодой поэт Верхневолжья Федор Иванов вручил призы победителям зрительского голосования. Ими стали Ольга Волгина, Полина Иванова и Елена Давыдова. Спецприз от компании «Домострой» получила Виктория Исаева, от движения «Уроки успеха» – Борис Зверев, от газеты «Кимрский вестник» – Валерия Ескина. До закрытия библиотеки звучали в зале стихи – их  успели прочесть и оставшиеся нынче без призов участники конкурса. Праздник состоялся, а в будущем году участников наверняка станет еще больше – в Тверской области несколько сотен поэтов.

Фотографирование участников IV Международного фестиваля «Всемирный День Поэзии» с логотипом фестиваля, вырезанным из дерева, еще раз подчеркнуло открытость этого мероприятия. «ВСЕМПОЭЗИИ» в разных городах России и за её пределами!  Всем поэзии, и не беда, что не в Доме поэзии. Живое тянется к живому!

Мария Парамонова

фото Сергей Кононец, Сергей Титов, Мария Парамонова

«Экология. Творчество. Дети». В Смоленске подвели итоги конкурса

24.02.2019

20 февраля 2019 года в Смоленской областной универсальной научной библиотеке имени А.Т. Твардовского» состоялась церемония награждения победителей и лауреатов открытого городского заочного экологического конкурса «Экология. Творчество. Дети». Конкурс проходил с 01 ноября 2018 года по 24 января 2019 года с целью постижения удивительного мира живой природы через творчество детей и подростков.

В конкурсе приняли участие обучающиеся и педагогические работники дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования Смоленска и Смоленской области. В пяти направлениях конкурса было подано к рассмотрению 380 работ. Участниками стали  316 обучающихся, 5 творческих коллективов, 6 педагогических работников, 52 образовательные организации 6 муниципальных образований Смоленской области.

Организаторы конкурса – управление образования и молодежной политики Администрации города Смоленска и муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк» города Смоленска вновь пригласили меня в состав жюри конкурса – оценивать работы литературного направления.

В состав жюри вошли приглашенные эксперты:

1. Парамонова Мария Николаевна – заместитель председателя правления Смоленской областной организации Союза писателей России (литературное направление).

2. Еленева Татьяна Александровна – заместитель директора по учебной части МБУДО «Детская художественная школа им. М.К. Тенишевой» города Смоленска (направление «Изобразительно-прикладное творчество»).

3. Минченко Виктор Юрьевич – фотограф, профессиональный художник и работник редакционно-издательского отдела ГБУК «Смоленская областная универсальная научная библиотека им. А.Т. Твардовского» (направление «Конкурс фото и видеофильмов»).

4. Мастеров Валерий Борисович – заслуженный работник культуры, доцент кафедры социально-культурной деятельности, режиссуры театрализованных представлений и актерского искусства ОГБОУ ВО «Смоленский государственный институт искусств» (театральное направление и направление «Анимация»).

На основании итогов заседания членов жюри по оценке работ, поступивших для участия в Конкурсе, победителями и лауреатами стали 189 обучающихся и 4 педагогических работника, из образовательных организаций Смоленска, Ярцева, Вязьмы, Рославля, Сафонова, Гагарина. Лучшие работы будут отправлены в ГАУ «Московский зоопарк» для участия в XXVI Всероссийском фестивале «Экология. Творчество. Дети».

Награждение победителей и лауреатов Конкурса среди обучающихся образовательных организаций состоялось 20 февраля 2019 года в ГБУК «Смоленская областная универсальная научная библиотека им. А.Т. Твардовского». Они были награждены Грамотами  Смоленского зоопарка.

Администрация эколого-биологического центра «Смоленский зоопарк» выразила благодарность администрации ГБУК «Смоленская областная универсальная научная библиотека им. А.Т. Твардовского» за помощь в организации выставки работ и подведения итогов Конкурса, а также членам жюри.

Настроилась на Енисейскую волну

24.01.2019

В сборнике «НА ЕНИСЕЙСКОЙ ВОЛНЕ» – 2018, который мне прислали по почте, опубликовано моё новое стихотворение «Виршеловка» (на стр. 39) и рассказ «Одеяло» (на стр. 136-139). Мои стихи отмечены специальным дипломом, что означает приглашение к публикации в альманах «Новый Енисейский Литератор». Этот альманах с 2006 года в Красноярске выпускается под редакцией выпускника Высших литературных курсов Литературного института имени А. М. Горького, члена Союза писателей России, прозаика Сергея Кузичкина. С 2011 года альманах проводит ежегодные конкурсы «Одного стихотворения» и «Короткого рассказа», которые уже стали международными. Редакция альманаха сотрудничает со всеми интересными авторами «из числа тех, кто не гонятся за желтизной и гламуром, а предпочитает серьёзную, интеллектуальную литературу, живое русское литературное слово».

Публикация в журнале «Белая скала» №4 – 2018

17.01.2019

Опубликован №4 журнала «Белая скала» (Республика Крым). В этот номер включены стихи лауреатов Международного литературного конкурса на соискание премии Александра Куприна. В моей подборке – стихотворения «Черный контур баркаса на тонущем зареве дня…», «Баллада о драконе» и «Первая дуэль» (с. 60-62).

Во вступительной статье заместитель главного редактора журнала «Белая скала» Вячеслав Килеса пишет:

«За период своего существования Международный литературный конкурс на соискание премии Александра Куприна открыл немало интересных имен… На сегодняшний день в России существует около 600 литературных премий – и в их числе единственная в мире премия Александра Куприна, волнующая воображение начинающих и профессиональных литераторов. Пятый Международный литературный конкурс на соискание премии Александра Куприна… Удивительно глубокий по содержанию рассказ Михаила Смирнова (г. Салават, Башкортостан) «Позднее возвращение», оригинально выстроенная повесть Михаила Ландбурга (Тель-Авив, Израиль) «Стража госпожи А..», повесть «Дом на краю света» Евгения Долматовича (г. Ярославль) о поисках отчего дома, оказывающегося в итоге в твоей душе, метания детского сознания в повести «Мама дома, мамы нет…» Натальи Бочечко (г. Северодвинск Архангельской области), повесть «Таня» (Татьяна Панкратова, гг. Севастополь – Москва) о величии людей, погибших за забытые нынешним поколением идеалы… Остров Крым – у каждого свой, наполненный робинзонадой и разговором с эпохой. Небывалая красота для Татьяны Сушенцовой (г. Казань), чеховская дама с собачкой для Евгения Иваницкого (г. Фрязино Московской области), черный контур баркаса для Марии Парамоновой (г. Тверь), Киммерия Макса Волошина для Николая Переяслова (г. Москва), тихие дворики для Ирины Ханум (г. Севастополь), невидимые дали для Елены Росес (г. Москва)… Крым, приглашающий нас, как Гулливера, на летающий остров приключений».

Спасибо организаторам и жюри конкурса, а также редакции журнала «Белая скала».

Мой Серебряный век

12.01.2019

Диплом Литературной ассамблеи «Хранители наследия в действии» «За верное служение отечественной литературе» мне прислали из Праги.

*

К сожалению, я не смогла поехать в декабре в чешскую столицу на очный этап конкурса, в длинный лист которого вошла в номинации «Поэзия».

На конкурс я направляла подборку «Мой Серебряный век», которая включала стихотворения «Возможно» с эпиграфом из А. Вертинского, «Здравствуй, Анна» (обращение к А. Ахматовой) и  «Прогулка» («Я летала над Витебском желтым кленовым листом…»).