Записи с меткой «Философия»


Дом Луны

17.07.2019

В ночь с 16 на 17 июля произошло очередное лунное затмение, которое наблюдали во многих странах мира. Нам, к сожалению, не повезло – было облачно.  А вот в прошлом году прекрасная коралловая Луна вдохновила меня на стихотворение «На исходе июля…», посвященное поэтическому фестивалю в Изборске («Словенское поле»).

Почему июль всегда так богат астрономическими явлениями, связанными с Луной? Зодиакальное созвездие Рак называют «домом Луны», ведь во времена расцвета астрономии и астрологии созвездия и знаки зодиака совпадали.

Зодиакальные созвездия (греч. ζωδιακός -«звериный») — это тринадцать (!) созвездий, которые располагаются вдоль эклиптики (видимого пути Солнца среди звёзд в течение года). Здесь нет никакой мистики – абсолютно объективное наблюдение наших далеких предков. Большинство зодиакальных созвездий у многих народов носит названия животных. Ранние русские названия зодиакальных созвездий и их изображения, а также названия 7 планет отражены в «Изборнике Святослава» (1073 год). Предположительно выделение зодиакальных созвездий в отдельную группу в Древней Греции произошло во времена математика и астронома Евдокса Книдского (408-355 г. до н.э.).

Эллины обозначили созвездиями и точки равноденствий и сонцестояний: весеннему приурочен Овен, осеннему — Весы, летнему — Рак, зимнему — Козерог. Однако, вследствие прецессии Земной оси эти точки за прошедшие две с лишним тысячи лет переместились из названных созвездий. Так же сдвинулись зодиакальные знаки, привязанные в западной астрологии к точке весеннего равноденствия.

Астрономические символы древности не соответствуют современным границам созвездий. На III генеральной ассамблее Международного астрономического союза (МАС) в 1928 году были утверждены границы 88 современных созвездий.

Они не предполагают, конечно же, разделения эклиптики на 12 равных частей, как в астрологии. Нет соответствия дат вхождения Солнца в зодиакальные созвездия и определенные знаки зодиака.

Солнце может находиться в границах реальных созвездий  от 7 дней (созвездие Скорпиона) до 1 месяца 16 дней (созвездие Девы). Астрология – не больше, чем развлечение. Но планеты, их спутники, Солнце и другие звёзды – объективно существуют. Солнце и Луна величественно являют нам отраженный свет, напоминая о скромных размерах человечества в масштабах вселенной.

Но, родившись в июле, я всегда замечаю Луну, люблю наблюдать её непрерывные трансформации и плавное движение по небу. Почему бы нет?

Калязин на два дня стал Третьим Римом

22.02.2019

Шестые Калязинские чтения МОО «Русское Собрание» прошли в Тверской области

20-21 февраля в малом историческом городе Калязине состоялись масштабные VI  Калязинские чтения Международной общественной организации «Русское Собрание». Это значимое  мероприятие привлекло в районный центр Тверской области общественных деятелей, ученых, писателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Твери, Перми, Калуги, Ярославля, Брейтово и Углича Ярославской области, а также из Донецкой Народной республики.

В актовом зале Администрации Калязинского района собрались люди, которым не безразлично прошлое, настоящее и будущее России. Это представители  общественных организаций: МОО «Русское Собрание», Союз писателей России, НИЦ «Национальные проблемы образования», Изборский клуб Новороссии, Движение «Сорок Сороков», движение «Народный Собор», Союз православных педагогов, Общество русской культуры Республики Татарстан, Петровская академия наук и искусств, Федерация лапты Ярославской области, портал «Русская Народная Линия», и других.

ТРЕТИЙ РИМ – НЕ МЕСТО, А ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

В 2019 году  тема конференции касалась идеи, насчитывающей уже пять веков: «Третий Рим: историческая концепция или будущее России?» Философская концепция «Москва — Третий Рим» связана с именем старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея. В своих посланиях 1523—1524 годов великому князю Московскому Василию III и дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину Филофей рассуждал о «Риме земном», которым должна была стать Москва.  Научная концепция «перехода империи» известна с античных времен.  После распада «Первого Рима» под напором  варваров  «вторым»  Римом стал Константинополь. Византийскую империю её жители называли  Восточной Римской империей, вкладывая в это понятие христианский смысл. Однако, в 1453 году турки-османы захватили Константинополь. Был необходим новый центр христианства.  Сербы хотели назвать «третьим Римом» Белград, а болгары — Великое Тырново. Но и эти территории были захвачены Османской империей. Только русское государство, сохранившее веру, несмотря на монголо-татарское иго, и увеличивающее свое влияние, могло претендовать на эту роль.

Старец Филофей в своем послании Василию III писал: «Все христианские царства сошлись  в твоём царстве… Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Идея Москвы (России) как последнего лидера христианского мира в современном контексте затрагивает, несомненно,  ситуацию на Украине и ее последствия.  Действия Константинопольского патриарха Варфоломея напомнили ещё раз о том, что Константинополь пал много столетий назад.

Но на конференции «Русского собрания» разговор велся преимущественно в русле внутрироссийской повестки. Проблематика воспитания исторического самосознания молодежи, сохранение русского языка и литературы, возрождение малых городов и русского села – вот что волнует русскую общественность.  Ведь Третий Рим – это не столько место, сколько предназначение.

МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ МАЛЫХ ГОРОДОВ

Председатель Тверского регионального отделения «Русского собрания», кандидат исторических наук, глава Калязинского района Константин Ильин, выступая с приветственным словом отметил:

- Многое зависит от малых городов, таких как Калязин, с богатой, героической историей. Здесь живут люди – наследники и славы и трагедий этой истории. И мы всеми своими действиями должны содействовать будущему России… Мы сегодня говорим об освоении Арктики, Дальнего Востока, но, с другой стороны, города и деревни в центре России продолжают деградировать.  Такая экономическая политика не способствует сбережению и воспроизводству народа.  Сегодня людской потенциал не имеет возможности развивать эти территории. Курс на развитие мегаполисов – в корне неверный… В своё время Махатма Ганди призвал не покупать товары колонизаторов. И те были вынуждены уйти из Индии – им там стало нечего делать. Мы же поддаемся колонизаторам, покупаем их товары. Те же сетевые магазины наносят непоправимый вред нашим предпринимателям и производителям. Мощные империи прошлого пали потому, что отошли от Бога… Воспитание детей и молодежи осуществляется в условиях неконтролируемой разрушительной информационной среды, настоящей информационной войны. Но миру нельзя потерять Россию, соборными усилиями мы достигнем того, что Россия будет жить еще долго.

РОССИЯ – «УДЕРЖИВАЮЩИЙ»

Анатолий Степанов – председатель МОО «Русское Собрание», главный редактор портала «Русская Народная Линия» рассказал о выборе темы конференции:

- В разгар церковного кризиса на Украине президент этой страны сделал удивительное заявление. В декабре минувшего года он организовал самочинный Собор, который учредил так называемую Православную церковь Украины, и когда раскол православной церкви стал реальностью, Порошенко заявил, что наступил конец Третьему Риму. Но от наших современных государственных деятелей, от людей, которые их идеологически обслуживают, слов про Третий Рим мы не слышим. … Поэтому мы и вынесли эту тему в повестку нашего совещания… Воцарению врага рода человеческого, согласно посланию апостола Павла, препятствует «удерживающий»…Как известно, есть разные толкования. Одно из них – мир удерживает империя, тогда – это Рим. Затем Константинополь, а после 1453 года – Москва. …  Стамбул уже не является городом «царя и синклита»,   и потому не имеет тех прав, которые предоставляли ему отцы Четвертого Вселенского Собора. Русская церковь шла по пути превращения во вселенскую церковь. Она заместила собой отпавшую от Православия Римскую церковь. Все шло к тому, что русская церковь должна была стать Вселенским патриархатом. В царствие Алексея Михайловича обсуждался вопрос о переезде Вселенского патриарха и переносе кафедры в Москву.  Это было вполне реально. Однако раскол, низложение Патриарха Никона, а в последствии полное упразднение патриаршества и учреждение Святейшего Синода идею переноса Вселенского патриархата в Москву сделало неактуальной… Третий Рим царской империи возродился в империи сталинской, своеобразно, но выполнявшей роль «удерживающего»… Сегодня наступил момент истины: как только Россия стала возвращаться в мировую политику в качестве самостоятельного игрока, началось невероятное давление. Запад обрушил на Россию экономические санкции, русофобия становится сегодня частью политической культуры Запада. Отчего это происходит? … Именно потому, что Россия была и остается Третьим Римом, «удерживающим». Но насколько современная Россия готова к исполнению этого своего предназначения? Это другой вопрос, но то, что мы на пути осознания этого своего предназначения – несомненно.  В своей недавней статье Владислав Сурков, идеолог Кремля, признался, что русским глубинным народом управлять невозможно, его даже понять невозможно, он живет сам по себе… Нам необходима внутренняя консолидация, но от неё наше общество пока еще далеко. Как мы помним, внешнее могущество не остановило развал Советского Союза.  Поэтому вопрос об идеологическом единстве нашего общества поднимается в качестве основного вопроса, не решив который Россия не сможет дальше двигаться вперед.

ИСТОРИЯ УЧИТ НЕ ПОБЕДАМИ

Протоиерей Анатолий Денисов, благочинный Брейтовского округа Ярославской епархии, настоятель храма с. Прозорово выступал ярко и остро, обращаясь к народной мудрости:

- 17 февраля мы на реке Сить праздновали бездарно забытую дату. Когда еще не было Московского княжества, а была Владимирская Русь, князь Владимирский Георгий вышел с малой дружиной, обратился ко всем князьям за поддержкой, но не поддержали его. Разбили нашу дружину – это был 1238 год. Это очень поучительная битва в истории, но почему-то мы не учимся на своих ошибках. И никак не хочу согласиться с календарем, где одни праздники побед. Ну не бывает такого, чтобы одни победы. Этот праздник мы отмечаем уже 20 лет, всех вас приглашаю… Помню, бабушка еще говорила: «Не плюй семечки на землю – это мама!» Включите телевизор – ни одного слова о земле!  Может быть мы небожители? Сельский час убрали, чтобы не стыдно было. Не знаю как вам, мне хочется натуральные продукты кушать. А такие соседи – «Дикси», «Магнит» и «Пятерочка» разве их дадут?  … Оказывается, на личное подсобное хозяйство налог с 1 марта ввели. У нас есть 10 тыс. га пустых, 30 деревень брошенных, может с них начнем? Может они богатеют?  Труд и молитва в крестьянстве порождали героев. Это два весла на лодке, лишь тогда мы поплывем.  В Ярославской  области наш район единственный во времена богоборчества не имел ни одного действующего храма. А теперь осталось только две крыши отремонтировать. Мы праздновали юбилей Ситской битвы в селе Семеновском. Ни  одного дома нет, но стоит храм – позолоченные купола.  Господь посылает таких людей!  Сегодня мы открыли два музея, столовую. Спрашивают: «Батюшка, откуда у тебя столько денег?» Богатство – это много Бога. Давайте уметь благодарить Бога и благодарить каждого, а благодарный человек ни в чем не нуждается!

О РУССКОМ СТИЛЕ

Владимир Крупин – классик современной русской прозы, сопредседатель Правления Союза писателей России, лауреат первой Патриаршей премии в области литературы в своем выступлении говорил об отличительных чертах  русского  стиля:

- Сама история создавала основу русского стиля, христианство его одухотворило. Историков  древности изумляло отношение славян к смерти.   Пушкин не случайно взял одним из  эпиграфов слова Петрарки о нас: «Там где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно». Это отношение к смерти и выделяет русский стиль из других. Наша русская жизнь не здесь – она в Руси небесной. Но это не значит, что русский стиль предполагает пренебрежение к жизни земной. Земная жизнь есть пропуск в жизнь небесную. Чем выше качество души, тем выше она вознесется. Такие рассуждения, подкрепленные примерами, становятся убеждением русского художника и питают его… Русский стиль вряд ли связан с каким-нибудь именем. Это дело соборное…Стиль готовит мировоззрение политиков. Но политики нынешние у нас без мировоззрения. Только с жаждой власти. Отсюда и все наши беды… Проживать историю или жить в цивилизации? Я никуда не денусь, я вынужден жить в цивилизации, но как писатель я живу в истории…В массовой культуре нет русского стиля, есть его знаки: «посидим-поокаем», рубаха навыпуск…но стиль – это не этнография в костюме и рисунке танца. Это образ мысли…

О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Ольга  Артеменко, директор  Центра национальных проблем образования ФИРО РАНХИГС, член-корреспонденту РАЕН, член Комиссии по образованию и историческому просвещению Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям рассказала о том, как сложно отстоять право на качественное образование. Её выступление касалось судьбы русского языка и языков народов России:

- Понятно, что у нас существуют стереотипы: в России 80% русских, значит, нет проблемы изучения русского языка. Но в 15 субъектах русские являются меньшинством.  Каждый народ хочет сохранить свою культуру, и тут нужно искать баланс, диалог между представителями народов.  С русским очень серьезные проблемы в школе. У меня сердце разрывается, когда я прихожу в ВУЗ на 1 курс и вижу уровень владения русским языком. Если у нас были учебники на грамматической основе, серьезное литературное образование,  то сейчас русский язык преподается на коммуникативной основе, от учащихся требуется  быстрая точная проектная деятельность. А у нас была творческая  деятельность. Сейчас мы в системе образования этот термин не встретим… Еще одна проблема – языки. Эта проблема в поле зрения президента не случайно. В ряде субъектов стали заставлять в обязательном порядке изучать национальный язык республики. А в определенном субъекте количество часов на русский язык стало меньше количества часов на национальный язык республики.  В 2013 году Путин сказал об этом – никакой реакции. В 2017 году он начал свое выступление с того, что нельзя заставлять изучать неродной язык. Ни в одном законе не прописано обязательное изучение русского языка. Его изучают, потому что сама жизнь диктует. Если ты хочешь выстроить карьеру в России, тебе понадобится русский, английский, где-то, возможно, китайский. Но заставлять никто не имеет право. А органы образования обязаны создать условия для изучения родного языка. В поручении президента сказано, что изучение  языка осуществляется на добровольной основе. Однако далее идет искажение в субъектах, в конечном итоге федеральные органы изменили смысл: «свободный выбор изучения государственного языка или национального». Я считаю, подставили президента. О русском языке никто не думает, юлят, чтобы угодить национальной элите республик. В концепции рассматривается двуязычие. По факту утрачивается возможность изучать русский на литературной основе, на грамматической основе.

ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА

На пленарном заседании также выступили участник из ДНР Федор  Папаяни – публицист, сопредседатель Изборского клуба Новороссии, Леонид Болотин – историк, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» (Москва), Андрей Сошенко – секретарь МОО «Русское Собрание» (Калуга), Владимир Блинов – кандидат политических наук из Перми, Сергей Иванович Халин – публицист из Ярославля, Павел Буров – священник из Москвы, Михаил Щеглов – председатель Общества русской культуры Республики Татарстан.

 Представитель Тверской области  Дмитрий Мамонов,  сопредседатель Союза православных педагогов, представил свою ещё не изданную книгу «Россией гордись!», адресованную молодёжи. Ещё один представитель Верхневолжья – вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель её Тверского регионального отделения  Владимир Осипов представил книгу «Золотые имена России», выпущенную ПАНИ, куда вошло 500 имён выдающихся современников, в том числе двое калязинцев. Ольга  Лукина – кандидат филологических наук, руководитель тверской видеостудии представила собравшимся видеоролик «Гимн Тверской земли».

ЛИТЕРАТУРА, КИНО И …ЛАПТА

Первый день работы продолжился работой в пяти секциях. В Калязинской библиотеке им. А.Н. Макарова в секции «Русские традиции в культуре и литературе» перед  читателями библиотеки выступил Владимир  Крупин – русский писатель, лауреат Патриаршей литературной премии. Он сообщил, что с детства мечтал стать писателем и этой цели достиг. А теперь его мечта – чтобы родная Вятка вернула своё имя (сейчас это Киров).  Его рассказ был увлекательным и эмоциональным. И взрослые и дети в зале с интересом слушали живого классика русской литературы.

Автор этих строк (член Союза писателей России Мария Парамонова) прочла несколько стихотворений, сюжетно связанных с Тверской землей («Баллада о сожженных», «Во имя Добра», «Ратник» и другие), и   подарила библиотеке свои книги.  Писатель, заместитель главного редактора газеты «Русский вестник» Борис  Земцов рассказал, как,  будучи добровольцем в Сербии, он вёл дневник на клочках бумаги. Впоследствии эти материалы вошли в его книги.

 «Добровольчество во благо России» – такое название носила секция, которая собрала в зале Районного Дома культуры активную калязинскую молодёжь. Здесь выступили Максим Иванов  (движение «Сорок Сороков»),  Алексей Шарабарин – руководитель Центра политического тренинга из Москвы,  Иван Капышев – руководитель Тверского регионального отделения движения «Народный Собор». Об опыте Старицкого района Тверской области в работе волонтёров рассказала Марина Рыжкова – заместитель главы Старицкого района.

«Киновоспитание в современных условиях» – секция с таким названием проходила в Калязинском колледже им. Н.М. Полежаева. Кинооператор, фотохудожник, заслуженный деятель искусств РСФСР и БССР, член Союза писателей России Анатолий Заболоцкий рассказал о своем творчестве. О современном кино говорил руководитель Тверьгосфильмофонда Иван Демидов. Сергей Козлов – режиссёр народной киностудии «Орнамент» г. Калязина показал ребятам два своих фильма «Капитан детских сердец» и «Родники русской святости».

Секция «Особенности подготовки и проведения физкультурных и спортивных мероприятий по национальным видам спорта» прошла в спортивном зале ДЮСШ им. И.Я. Гусева. Здесь собрались учителя физической культуры школ района, тренеры-преподаватели ДЮСШ, студенты педколледжа, обучающиеся по специальности «физическая культура». Секцию провели Игорь Панюшов – Президент Ярославской физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация лапты Ярославской области», тренер сборной команды г. Ярославля по лапте, а также Александр Суворов – Председатель федерации лапты Тверской области, председатель федерации гиревого спорта и перетягивания каната Тверской области, министр спорта молодежного правительства Тверской области. Ведущие привезли с собой необходимый инвентарь, форму и провели практикум по нашим национальным видам спорта. Всем прошедшим практикум учителям были вручены соответствующие сертификаты с логотипами Русского Собрания и Федерации лапты Ярославской области.

Первый день работы конференции в Калязине завершился творческим вечером в районном Доме культуры. Заслуженная артистка России Татьяна Петрова исполнила русские песни из своего репертуара, знакомые слушателям мелодии прозвучали в исполнении ансамбля народных инструментов «Серебряные струны» под управлением Олега Тарасова.

Главным событием второго дня конференции стало посещение делегацией Русского Собрания  Вознесенского собора г. Кашина, в котором находятся мощи святой Анны Кашинской, и Кашинского Николаевского Клобукова женского монастыря, почитаемого места, связанного с житием святого Макария Калязинского. Это стало серьезным духовным событием для членов Русского Собрания.

Участники конференции выразили главную мысль: Русь всегда поднималась в единстве, в соборности и общей молитве.  Это единство и соборность на два дня сделали малый исторический город Калязин центром русской идеи, своего рода Третьим Римом.

Мария Парамонова

Язык межнационального общения, не требующий слов

29.04.2018

С 1999 года в последнюю субботу апреля как минимум в 80 странах мира бодро и дружно отмечают Всемирный день тайцзицюань и цигуна. Этот праздник учрежден для открытия всему  миру данных медицинских исследований, подтверждающих пользу  для здоровья людей практик тайцзицюань и цигун. Глобальное видение сотрудничества в области медицины и оздоровительных практик, невзирая на границы, позволяет использовать мудрость всех культур мира. Участники праздника благодарны китайской культуре, сформировавшей ценности тайцзи и цигун. По сути, это язык межнационального общения, не требующий слов.

Люди, занимающиеся тайцзи и цигун в этот день, выходят в парки и другие общественные места для проведения массовых показательных занятий, участия в бесплатных  мастер-классах для   желающих приобщиться к философии Тайцзи и здоровому образу жизни. В Бразилии, Египте, Пуэрто-Рико, США, Франции  День тайцзицюань и цигуна  поддерживается на государственном  уровне, освещается в ведущих СМИ.

Как и во всех странах, отмечающих этот день, в Твери это всемирное мероприятие началось в 10 часов утра в Парке Победы вблизи берега Лазури. Было солнечно и тепло, ветви деревьев слегка зеленели раскрывающимися почками. А стартовала цигун-эстафета  в Новой Зеландии, потом ее приняли жители Азии, Африки, Европы, Северной и Южной Америк, а  финальный этап проходит в самом позднем часовом поясе на Гавайских островах.

Глава медиахолдинга «УМПРО» Геннадий Климов, выступивший одним из инициаторов присоединения столицы Верхневолжья к празднованию Всемирного дня тайцзицюань и цигуна, лично принял участие в упражнениях на свежем воздухе и поделился своими впечатлениями:

- Открыли сезон цигуна в Парке Победы в Твери… Это почин. В этом году людей еще было немного, в следующем году удвоится…лет через пять Тверь в полном составе в последнюю субботу апреля будет выходить на коллективную физкультуру… Так возникает городская солидарность. Всего в парке, с учетом роты военного университета им. Жукова, сегодня утром занималось физкультурой более двухсот человек.

 История тайцзицюань восходит к VI веку н.э., документальные свидетельства связаны с подготовкой отрядов самообороны в уезде Шэсянь, тогда это была система армейского рукопашного боя. Но уже с  XVII века тайцзицюань стал практиковаться в Китае в качестве средства профилактики  заболеваний, поддержки здоровья. В КНР была разработана упрощенная система, которую стали практиковать как гимнастику в школах, на предприятиях, в медицинских учреждениях.  Китайцы считают  цигун  эффективным как для профилактики, так и для лечения, в сочетании с современными  медицинскими методами, широкого перечня заболеваний.

Павел Лантэ, сертифицированный инструктор гимнастики тайцзицюань, проводящий занятия в оздоровительном центре «J.O.Y.» в Затверечье, в ходе бесплатного мастер-класса  для жителей Твери рассказал о тайцзицюань как спорте:

- В мире более 200 миллионов человек занимается тайцзицюань. Проводятся соревнования, еще в 2012 году подавалась заявка на включение этого вида спорта в число олимпийских. Но пока она не принята. На соревнованиях оценивается техничность формы, есть также соревнования  Туйшоу «толкающие руки», в котором нужно вытеснить соперника за пределы трехметрового круга. Болевые приемы там ограничены, разрешены толчки и броски.

Таким образом, тайцзицюань – это и разновидность искусства кулачного боя, и часть китайской национальной культуры, включающей  в себя философию и идеи  различных традиционных китайских школ и направлений, и гимнастика, доступная даже людям с ослабленным здоровьем.  Чэнь Син, выдающийся теоретик тайцзицюань, живший  более ста лет назад  верно подметил в одной из своих книг: «Хотя тайцзицюань — это воинское искусство, но оно пронизано культурой». А, как известно,  изучение и уважение культур других народов – это не только путь к познанию окружающего мира, но и путь к миру, путь к взаимопониманию.

Скульптура – поэзия без слов

20.02.2016

Поэты и философы с давних пор пытались провести параллель между видами искусств. Считается, что  Симонид Кеосский, поэт, живший в 6 веке до нашей эры в Греции, сказал: «Поэзия — это поющая живопись, так же как живопись — молчащая поэзия». Гораций (1 век до н.э.) в своем «Искусстве поэзии» делает римскую копию с греческого оригинала: ut pictura poesis (поэзия — как живопись). Позже Гёте назвал архитектуру онемевшей музыкой, и Шеллинг еще несколько позже отметился высказыванием «архитектура – застывшая музыка».

Признаюсь, мне не было известно высказывание Симонида, когда я писала стихотворные картины для своей «Галереи грёз», но с ним сложно поспорить. Разве что, я бы сказала не «молчащая», а «бессловесная», хотя, возможно, это издержки перевода.

19 февраля 2016 года, вместе с другими смоленскими писателями, я была приглашена скульптором Людмилой Ельчаниновой на открытие её совместной с графиком Верой Самариной выставки в КВЦ имени Тенишевых. Признаюсь, я нашла много образов, созвучных моим стихам. Скульптура, пожалуй, не меньше, чем живопись, несет в себе поэзию.

Людмила Александровна Ельчанинова – заслуженный художник России, работает в мраморе, известняке, бронзе, дереве и керамике. Смолянам известна её «Княгиня Тенишева» – бронзовая скульптура, установленная на территории историко-архитектурного комплекса «Теремок» в поселке Флёново близ Смоленска.

Заслуженных художников России поздравили с открытием выставки председатель Смоленского горсовета Ю.К.  Сынкин, депутат Смоленской областной Думы Н.Г. Куликовских, председатель Общественной палаты Смоленской области Н.Е. Мажар, делегация Смоленской областной организации Союза писателей России и многие другие.

Людмила Ельчанинова и Вера Самарина поблагодарили собравшихся за поздравления и помощь в оформлении выставки и предложили ознакомиться с представленными работами, что я, собственно и сделала чуть раньше, когда еще звучали песни в исполнении популярной смоленской певицы Ксении Ларуссо.

У скульптуры «Портрет театрального художника» я повстречала поочередно сразу двух художников-постановщиков Смоленского камерного театра – Николая Агафонова и Людмилу Пономареву.  С Людмилой мы обошли всю экспозицию, особенно заинтересовавшись обращением скульптора к теме поэзии. В центре экспозиции расположился бюст Анны Ахматовой, представляющий собой образ поэта (Ахматова была против именования поэтессой) во времена её пребывания в Париже. В дальней части зала мы встретили еще один поэтический образ – скульптуру «Серебряный век». Эта женская фигура ненавязчиво отсылает к рисунку Модильяни, запечатлевшем Ахматову в вышеупомянутом Париже, но к портретному сходству с Анной Андреевной скульптор, по видимому, не стремился. В лице и прическе поэтессы или музы поэзии при желании можно найти черты Ахматовой, Цветаевой, Гиппиус, а возможно и других представительниц Серебряного века.

Кроме того, меня заинтересовали скульптурные портреты Святополк-Четвертинской и генерала Раевского. Кроме того, понравились работы «Добрые руки» и  »Мать и дитя» (практически, скульптурное воплощение моей книги «Млечный путь»), а также «Мастерская художника» (очаровательная дама-интроверт, которая с одинаковым успехом может ассоциироваться и с поэтессой и со скульптором).

Выставка, несомненно, удалась. Замечательно, что художники и писатели стремятся к общению и находят много общих тем для творчества. Будет интересно продолжить знакомство с работами Людмилы Ельчаниновой и других смоленских художников.

фотографии Николая КЕЖЕНОВА

Мои выпускники!

30.06.2015

 Так замечательно совпало, что в этом году в моей семье сразу два выпускника. Младший сын Иван – выпускник детского сада, а старший – Павел закончил обучение на философском факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

В конце мая мы в детском саду по традиции запускали в небо воздушные шарики и загадывали желание, а 27 июня я побывала на торжественной церемонии вручения дипломов выпускникам философского факультета МГУ. Вручение дипломов проходило в актовом зале учебного корпуса факультета.

Примечательно, что Паша и его однокурсники стали последними счастливыми обладателями дипломов специалиста. Одновременно были вручены дипломы первому потоку бакалавров.

И вот, началась новая, взрослая жизнь!

Вещь, как категория философии бытия

27.11.2014

В один из минувших выходных я была приглашена в Интерьерную лавку, что в Твери на бульваре Радищева. В преддверии Нового года и Рождества там затеяли презентацию разных разностей, связанных с праздником. Был проведен мастер-класс по украшению ёлки, повар приготовил несколько изысканных блюд, что-то дегустировалось, а кое-что и покупалось. Фея праздника Светлана великолепно всё организовала, а ведущий блистал искрометным юмором.

Собственно моё присутствие в этом мире французской мебели и декора в стиле Прованс было обусловлено тем, что несколько месяцев назад я купила в этой лавке чудесный белый стул для Императрицы Елизаветы Петровны – декорацию к спектаклю «Традиции и новации» по моей пьесе о Кирилле Григорьевиче Разумовском. Спектакль прошел, а стул остался – стоит в моей комнате весьма приятным напоминанием. Эту историю я и рассказала собравшимся гостям мероприятия и подарила магазину фотографию сцены из спектакля, а также свой стихотворный сборник «Галерея грез».

Стул вообще – это вещь бытовая. Но вещь — одна из основных категорий онтологии (учения о бытии в философии). Это отдельный объект материального мира, и, что вполне характерно для стула, обладающий относительной независимостью, объективностью и устойчивостью существования (Философский энциклопедический словарь). Свойства вещи служат наиболее общим выражением её индивидуальных характеристик, в то время, как место и роль этой вещи в некоей системе определяется через её отношения с другими вещами.

Но белый стул, приобретенный в этом магазинчике, хотя он и стул в общем смысле, для меня представляет собой нечто большее, чем приспособление для сидения в моей комнате, и больше чем декорация для спектакля. Это вещь, связанная с событием моей жизни, и вещь, которая мне нравится. Вещь, которая вызывает определенные воспоминания, как что-то очень личное.

Мартин Хайдегер, немецкий философ-экзистенциалист (1889-1976) говорил, что «вспоминая, значит думая о вещи как вещи, мы оказываемся способны к ней прислушаться… Мы оставили позади себя претензию на всякую безусловную отвлеченность от вещи».

Да, пожалуй, прислушиваясь к вещи, выражая своё отношение к ней, испытывая к ней совершенно определенные чувства, мы не только позволяем вещи стать чем-то индивидуальным, мы индивидуализируем самого себя через неё. И это не фетишизм и не «вещизм» – у кого повернется язык назвать фетишем игрушку, которой вы играли в детстве? Просто, если человек, в круговерти жизни не находит времени и желания приблизить к себе вещь, он не сможет быть близким духовно и с другими людьми. Так и живет безликое существо в окружении безликих вещей. Возвращаясь к Хайдегеру: «Малое отстояние – ещё не близость. Большое расстояние – ещё не даль….несмотря на всё преодоление расстояний близость того, что есть, нам не дается» (М.Хайдегер «Вещь» – доклад в Баварской академии изящных искусств 1950 г., сборник статей «Время и бытие»).

Примерно таков был смысл сказанного мной, когда я пожелала участникам мероприятия найти среди многочисленных красивых предметов свои, которые станут близкими и наполнят жизнь не животным потребительством, а радостью и осмысленностью бытия.

«Годы» на журнальном столике…

20.11.2011

 »Смоленская газета» рассказала читателям своей рубрики «Журнальный столик. Свежие пополнения» о выходе нового выпуска журнала «Годы», в котором опубликовано исследование «Смоленск – православное пограничье»:

«Годы»
Только что подписчики получили второй номер исторического литературно-художественного культурологического информационно-аналитического журнала «Годы» (главный редактор и издатель Николай ИЛЬКЕВИЧ).
В 200-страничной книжке – проза Николая Карташова, стихи Владимира Глухова, Марины Буданцевой, Сергея Кулешова, Владимира Королёва, Николая Сухарева, исследования Марии Парамоновой и Павла Павлова «Смоленск – православное пограничье», философские раздумья «Дорогою Христа и технического прогресса» Михаила Козлова.
Особое место уделено поэту и критику Олегу Дороганю. Нынче литератору исполнилось 55 лет, поэтому журнал публикует не только большую подборку стихотворений О.И. Дороганя, но и его зарисовку о творчестве поэта Николая Сухарева, а также «Изреченья-строчки», среди которых, например, такие: «Мала крамола, а крови – море», «Варяг не ворог – Русь не рушил», «Кривичи – родичи-ратичи Рима», «Лихолетье холит смуту»… А самого Олега Дороганя в эссе «Последний римлянин» представляет читателю Николай Дорошенко.
Журнал поздравляет с 80-летием доктора исторических наук Валентину Твардовскую. А своеобразным подарком дочери великого поэта и главному исследователю и публикатору творческого наследия отца стали подготовленные Владимиром Могилёвкиным заметки «Александр Твардовский о мемуарах Маршала Жукова» (к 70-летию начала Великой Отечественной войны).
В разделе «Память» журнал прощается с ушедшими из жизни в этом году выдающимися историками Дмитрием Будаевым (Смоленск) и Виталием Скалибаном (Минск), а Николай Илькевич публикует составленный им подробнейший библиографический указатель публикаций Алексея Забелина, приуроченный к 10-летию со дня смерти известного смоленского журналиста и правозащитника.

Валерий Ганичев о сокровенном замысле России

27.05.2011

Поэт и критик Олег ДОРОГАНЬ, член Правления Смоленской областной организации Союза писателей России, побеседовал с Валерием Ганичевым – председателем Союза писателей России – в преддверии его приезда в Смоленск. Цель прибытия на нашу героическую землю в 20-х числах июня многочисленного писательского десанта – отметить 50-летие полёта в космос Юрия Гагарина, уроженца Смоленщины, а также 70-летие начала Великой Отечественной войны.

– Валерий Николаевич, мы встречаемся с вами в канун очередного Всемирного русскогонародного собора, который состоится 25-26 мая года. Обычно на повестку дня Собора ставятся насущные вопросы русской действительности и традиционно рассматриваются с позиций духовности, с высоты православных духовно-нравственных ценностей. Какие вопросы вами поставлены во главу угла?
– Новое заседание Собора мы с Патриархом всея Руси Кириллом посвящаем осмыслению непреходящих ценностей России, её новым духовным состояниям, базисным основам единства и братства российских народов. Несмотря на кризисные вызовы, вопреки всем искушениям современности духовная доминанта Руси святой и непреходящей не снижается. Её поднимают символы веры христианской, поддерживает обращение в веру всё большего числа людей, окормляют всё новые служители церкви православной, среди них немало и наших писателей. Русская цивилизация имеет тысячелетние пласты – и почвенные, и небесные, сколько годовых колец, представляете, окольцовывают её… И снять их, словно слои с луковицы, не так-то просто. Через лучших представителей нашей нации проявляется божественный сокровенный замысел России. У нас великие пространства, и они в целом биоэнергетически сильны, это благодатная почва для возрождения страны и её духовного воскресения. Прирастание всё новыми землями продолжалось в течение тысячелетий. Можно смело сказать, их космос наиболее близок к области мирового духа. Разрушительный мах исторического маятника, пущенный поспешными переменами, достигнув крайнего состояния своей амплитуды, непременно пойдёт на разворот, в созидательном направлении. И на это устремлены усилия лучших наших писателей, а их у нас сегодня немало, назову наиболее крупных и авторитетных – это Валентин Распутин, Владимир Крупин, Василий Белов, Станислав Куняев, Александр Проханов, Владимир Бондаренко. Совсем недавно в журнале «Наш современник», №1 за этот год, вышла повесть Александра Сегеня «Московский Златоуст» о Филарете, митрополите Московском. Побольше бы нам таких книг. Каждому из нас важно видеть главное, не разменивать по мелочам дар души вселенской, даденный русскому генофонду и духовному космосу. (далее…)

Кое-что об эволюции древнегреческих мифов

07.05.2011

На книжной полке повстречалась мне «Мифология» Яна Парандовского, которую в детстве я читала как сборник сказок. Интересно, что мифы эволюционировали, обрастали подробностями, отражающими реалии того или иного периода истории. От объяснения природных явлений и мироустройства мифы неизменно обращались к человеку, его роли в этом мире.

Преодоление страха перед неизвестностью окружающего мира позволило сделать акцент на исследовании восприятия окружающей действительности самим человеком. Кроме того, люди стали задумываться тем, почему же они созданы такими, какие они есть, а также стремились осознать, какое место в “картине мира” они занимают. Кто человек – мера всех вещей или игрушка в руках судьбы? Ответы, которые давали люди, были совершенно противоположными. (далее…)

Смоленск – православное пограничье

27.04.2011

От вечного креста, что светит на Голгофе,
На Запад и Восток нисходит благодать,
Но розни слепота подобна катастрофе -
Прозрение, увы, рискует опоздать!

Это моё четверостишие стало эпиграфом к историософскому сочинению на тему «Россия и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть», которое я написала вместе со своим старшим сыном Павлом. Сочинение под заголовком «Смоленск – православное пограничье» опубликовано на сайте организаторов конкурса историософских сочинений: http://ruskline.ru/analitika/2011/04/13/smolensk_pravoslavnoe_pograniche/