Записи с меткой «Философия»


Язык межнационального общения, не требующий слов

29.04.2018

С 1999 года в последнюю субботу апреля как минимум в 80 странах мира бодро и дружно отмечают Всемирный день тайцзицюань и цигуна. Этот праздник учрежден для открытия всему  миру данных медицинских исследований, подтверждающих пользу  для здоровья людей практик тайцзицюань и цигун. Глобальное видение сотрудничества в области медицины и оздоровительных практик, невзирая на границы, позволяет использовать мудрость всех культур мира. Участники праздника благодарны китайской культуре, сформировавшей ценности тайцзи и цигун. По сути, это язык межнационального общения, не требующий слов.

Люди, занимающиеся тайцзи и цигун в этот день, выходят в парки и другие общественные места для проведения массовых показательных занятий, участия в бесплатных  мастер-классах для   желающих приобщиться к философии Тайцзи и здоровому образу жизни. В Бразилии, Египте, Пуэрто-Рико, США, Франции  День тайцзицюань и цигуна  поддерживается на государственном  уровне, освещается в ведущих СМИ.

Как и во всех странах, отмечающих этот день, в Твери это всемирное мероприятие началось в 10 часов утра в Парке Победы вблизи берега Лазури. Было солнечно и тепло, ветви деревьев слегка зеленели раскрывающимися почками. А стартовала цигун-эстафета  в Новой Зеландии, потом ее приняли жители Азии, Африки, Европы, Северной и Южной Америк, а  финальный этап проходит в самом позднем часовом поясе на Гавайских островах.

Глава медиахолдинга «УМПРО» Геннадий Климов, выступивший одним из инициаторов присоединения столицы Верхневолжья к празднованию Всемирного дня тайцзицюань и цигуна, лично принял участие в упражнениях на свежем воздухе и поделился своими впечатлениями:

- Открыли сезон цигуна в Парке Победы в Твери… Это почин. В этом году людей еще было немного, в следующем году удвоится…лет через пять Тверь в полном составе в последнюю субботу апреля будет выходить на коллективную физкультуру… Так возникает городская солидарность. Всего в парке, с учетом роты военного университета им. Жукова, сегодня утром занималось физкультурой более двухсот человек.

 История тайцзицюань восходит к VI веку н.э., документальные свидетельства связаны с подготовкой отрядов самообороны в уезде Шэсянь, тогда это была система армейского рукопашного боя. Но уже с  XVII века тайцзицюань стал практиковаться в Китае в качестве средства профилактики  заболеваний, поддержки здоровья. В КНР была разработана упрощенная система, которую стали практиковать как гимнастику в школах, на предприятиях, в медицинских учреждениях.  Китайцы считают  цигун  эффективным как для профилактики, так и для лечения, в сочетании с современными  медицинскими методами, широкого перечня заболеваний.

Павел Лантэ, сертифицированный инструктор гимнастики тайцзицюань, проводящий занятия в оздоровительном центре «J.O.Y.» в Затверечье, в ходе бесплатного мастер-класса  для жителей Твери рассказал о тайцзицюань как спорте:

- В мире более 200 миллионов человек занимается тайцзицюань. Проводятся соревнования, еще в 2012 году подавалась заявка на включение этого вида спорта в число олимпийских. Но пока она не принята. На соревнованиях оценивается техничность формы, есть также соревнования  Туйшоу «толкающие руки», в котором нужно вытеснить соперника за пределы трехметрового круга. Болевые приемы там ограничены, разрешены толчки и броски.

Таким образом, тайцзицюань – это и разновидность искусства кулачного боя, и часть китайской национальной культуры, включающей  в себя философию и идеи  различных традиционных китайских школ и направлений, и гимнастика, доступная даже людям с ослабленным здоровьем.  Чэнь Син, выдающийся теоретик тайцзицюань, живший  более ста лет назад  верно подметил в одной из своих книг: «Хотя тайцзицюань — это воинское искусство, но оно пронизано культурой». А, как известно,  изучение и уважение культур других народов – это не только путь к познанию окружающего мира, но и путь к миру, путь к взаимопониманию.

Скульптура – поэзия без слов

20.02.2016

Поэты и философы с давних пор пытались провести параллель между видами искусств. Считается, что  Симонид Кеосский, поэт, живший в 6 веке до нашей эры в Греции, сказал: «Поэзия — это поющая живопись, так же как живопись — молчащая поэзия». Гораций (1 век до н.э.) в своем «Искусстве поэзии» делает римскую копию с греческого оригинала: ut pictura poesis (поэзия — как живопись). Позже Гёте назвал архитектуру онемевшей музыкой, и Шеллинг еще несколько позже отметился высказыванием «архитектура – застывшая музыка».

Признаюсь, мне не было известно высказывание Симонида, когда я писала стихотворные картины для своей «Галереи грёз», но с ним сложно поспорить. Разве что, я бы сказала не «молчащая», а «бессловесная», хотя, возможно, это издержки перевода.

19 февраля 2016 года, вместе с другими смоленскими писателями, я была приглашена скульптором Людмилой Ельчаниновой на открытие её совместной с графиком Верой Самариной выставки в КВЦ имени Тенишевых. Признаюсь, я нашла много образов, созвучных моим стихам. Скульптура, пожалуй, не меньше, чем живопись, несет в себе поэзию.

Людмила Александровна Ельчанинова – заслуженный художник России, работает в мраморе, известняке, бронзе, дереве и керамике. Смолянам известна её «Княгиня Тенишева» – бронзовая скульптура, установленная на территории историко-архитектурного комплекса «Теремок» в поселке Флёново близ Смоленска.

Заслуженных художников России поздравили с открытием выставки председатель Смоленского горсовета Ю.К.  Сынкин, депутат Смоленской областной Думы Н.Г. Куликовских, председатель Общественной палаты Смоленской области Н.Е. Мажар, делегация Смоленской областной организации Союза писателей России и многие другие.

Людмила Ельчанинова и Вера Самарина поблагодарили собравшихся за поздравления и помощь в оформлении выставки и предложили ознакомиться с представленными работами, что я, собственно и сделала чуть раньше, когда еще звучали песни в исполнении популярной смоленской певицы Ксении Ларуссо.

У скульптуры «Портрет театрального художника» я повстречала поочередно сразу двух художников-постановщиков Смоленского камерного театра – Николая Агафонова и Людмилу Пономареву.  С Людмилой мы обошли всю экспозицию, особенно заинтересовавшись обращением скульптора к теме поэзии. В центре экспозиции расположился бюст Анны Ахматовой, представляющий собой образ поэта (Ахматова была против именования поэтессой) во времена её пребывания в Париже. В дальней части зала мы встретили еще один поэтический образ – скульптуру «Серебряный век». Эта женская фигура ненавязчиво отсылает к рисунку Модильяни, запечатлевшем Ахматову в вышеупомянутом Париже, но к портретному сходству с Анной Андреевной скульптор, по видимому, не стремился. В лице и прическе поэтессы или музы поэзии при желании можно найти черты Ахматовой, Цветаевой, Гиппиус, а возможно и других представительниц Серебряного века.

Кроме того, меня заинтересовали скульптурные портреты Святополк-Четвертинской и генерала Раевского. Кроме того, понравились работы «Добрые руки» и  »Мать и дитя» (практически, скульптурное воплощение моей книги «Млечный путь»), а также «Мастерская художника» (очаровательная дама-интроверт, которая с одинаковым успехом может ассоциироваться и с поэтессой и со скульптором).

Выставка, несомненно, удалась. Замечательно, что художники и писатели стремятся к общению и находят много общих тем для творчества. Будет интересно продолжить знакомство с работами Людмилы Ельчаниновой и других смоленских художников.

фотографии Николая КЕЖЕНОВА

Мои выпускники!

30.06.2015

 Так замечательно совпало, что в этом году в моей семье сразу два выпускника. Младший сын Иван – выпускник детского сада, а старший – Павел закончил обучение на философском факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

В конце мая мы в детском саду по традиции запускали в небо воздушные шарики и загадывали желание, а 27 июня я побывала на торжественной церемонии вручения дипломов выпускникам философского факультета МГУ. Вручение дипломов проходило в актовом зале учебного корпуса факультета.

Примечательно, что Паша и его однокурсники стали последними счастливыми обладателями дипломов специалиста. Одновременно были вручены дипломы первому потоку бакалавров.

И вот, началась новая, взрослая жизнь!

Вещь, как категория философии бытия

27.11.2014

В один из минувших выходных я была приглашена в Интерьерную лавку, что в Твери на бульваре Радищева. В преддверии Нового года и Рождества там затеяли презентацию разных разностей, связанных с праздником. Был проведен мастер-класс по украшению ёлки, повар приготовил несколько изысканных блюд, что-то дегустировалось, а кое-что и покупалось. Фея праздника Светлана великолепно всё организовала, а ведущий блистал искрометным юмором.

Собственно моё присутствие в этом мире французской мебели и декора в стиле Прованс было обусловлено тем, что несколько месяцев назад я купила в этой лавке чудесный белый стул для Императрицы Елизаветы Петровны – декорацию к спектаклю «Традиции и новации» по моей пьесе о Кирилле Григорьевиче Разумовском. Спектакль прошел, а стул остался – стоит в моей комнате весьма приятным напоминанием. Эту историю я и рассказала собравшимся гостям мероприятия и подарила магазину фотографию сцены из спектакля, а также свой стихотворный сборник «Галерея грез».

Стул вообще – это вещь бытовая. Но вещь — одна из основных категорий онтологии (учения о бытии в философии). Это отдельный объект материального мира, и, что вполне характерно для стула, обладающий относительной независимостью, объективностью и устойчивостью существования (Философский энциклопедический словарь). Свойства вещи служат наиболее общим выражением её индивидуальных характеристик, в то время, как место и роль этой вещи в некоей системе определяется через её отношения с другими вещами.

Но белый стул, приобретенный в этом магазинчике, хотя он и стул в общем смысле, для меня представляет собой нечто большее, чем приспособление для сидения в моей комнате, и больше чем декорация для спектакля. Это вещь, связанная с событием моей жизни, и вещь, которая мне нравится. Вещь, которая вызывает определенные воспоминания, как что-то очень личное.

Мартин Хайдегер, немецкий философ-экзистенциалист (1889-1976) говорил, что «вспоминая, значит думая о вещи как вещи, мы оказываемся способны к ней прислушаться… Мы оставили позади себя претензию на всякую безусловную отвлеченность от вещи».

Да, пожалуй, прислушиваясь к вещи, выражая своё отношение к ней, испытывая к ней совершенно определенные чувства, мы не только позволяем вещи стать чем-то индивидуальным, мы индивидуализируем самого себя через неё. И это не фетишизм и не «вещизм» – у кого повернется язык назвать фетишем игрушку, которой вы играли в детстве? Просто, если человек, в круговерти жизни не находит времени и желания приблизить к себе вещь, он не сможет быть близким духовно и с другими людьми. Так и живет безликое существо в окружении безликих вещей. Возвращаясь к Хайдегеру: «Малое отстояние – ещё не близость. Большое расстояние – ещё не даль….несмотря на всё преодоление расстояний близость того, что есть, нам не дается» (М.Хайдегер «Вещь» – доклад в Баварской академии изящных искусств 1950 г., сборник статей «Время и бытие»).

Примерно таков был смысл сказанного мной, когда я пожелала участникам мероприятия найти среди многочисленных красивых предметов свои, которые станут близкими и наполнят жизнь не животным потребительством, а радостью и осмысленностью бытия.

«Годы» на журнальном столике…

20.11.2011

 »Смоленская газета» рассказала читателям своей рубрики «Журнальный столик. Свежие пополнения» о выходе нового выпуска журнала «Годы», в котором опубликовано исследование «Смоленск – православное пограничье»:

«Годы»
Только что подписчики получили второй номер исторического литературно-художественного культурологического информационно-аналитического журнала «Годы» (главный редактор и издатель Николай ИЛЬКЕВИЧ).
В 200-страничной книжке – проза Николая Карташова, стихи Владимира Глухова, Марины Буданцевой, Сергея Кулешова, Владимира Королёва, Николая Сухарева, исследования Марии Парамоновой и Павла Павлова «Смоленск – православное пограничье», философские раздумья «Дорогою Христа и технического прогресса» Михаила Козлова.
Особое место уделено поэту и критику Олегу Дороганю. Нынче литератору исполнилось 55 лет, поэтому журнал публикует не только большую подборку стихотворений О.И. Дороганя, но и его зарисовку о творчестве поэта Николая Сухарева, а также «Изреченья-строчки», среди которых, например, такие: «Мала крамола, а крови – море», «Варяг не ворог – Русь не рушил», «Кривичи – родичи-ратичи Рима», «Лихолетье холит смуту»… А самого Олега Дороганя в эссе «Последний римлянин» представляет читателю Николай Дорошенко.
Журнал поздравляет с 80-летием доктора исторических наук Валентину Твардовскую. А своеобразным подарком дочери великого поэта и главному исследователю и публикатору творческого наследия отца стали подготовленные Владимиром Могилёвкиным заметки «Александр Твардовский о мемуарах Маршала Жукова» (к 70-летию начала Великой Отечественной войны).
В разделе «Память» журнал прощается с ушедшими из жизни в этом году выдающимися историками Дмитрием Будаевым (Смоленск) и Виталием Скалибаном (Минск), а Николай Илькевич публикует составленный им подробнейший библиографический указатель публикаций Алексея Забелина, приуроченный к 10-летию со дня смерти известного смоленского журналиста и правозащитника.

Валерий Ганичев о сокровенном замысле России

27.05.2011

Поэт и критик Олег ДОРОГАНЬ, член Правления Смоленской областной организации Союза писателей России, побеседовал с Валерием Ганичевым – председателем Союза писателей России – в преддверии его приезда в Смоленск. Цель прибытия на нашу героическую землю в 20-х числах июня многочисленного писательского десанта – отметить 50-летие полёта в космос Юрия Гагарина, уроженца Смоленщины, а также 70-летие начала Великой Отечественной войны.

– Валерий Николаевич, мы встречаемся с вами в канун очередного Всемирного русскогонародного собора, который состоится 25-26 мая года. Обычно на повестку дня Собора ставятся насущные вопросы русской действительности и традиционно рассматриваются с позиций духовности, с высоты православных духовно-нравственных ценностей. Какие вопросы вами поставлены во главу угла?
– Новое заседание Собора мы с Патриархом всея Руси Кириллом посвящаем осмыслению непреходящих ценностей России, её новым духовным состояниям, базисным основам единства и братства российских народов. Несмотря на кризисные вызовы, вопреки всем искушениям современности духовная доминанта Руси святой и непреходящей не снижается. Её поднимают символы веры христианской, поддерживает обращение в веру всё большего числа людей, окормляют всё новые служители церкви православной, среди них немало и наших писателей. Русская цивилизация имеет тысячелетние пласты – и почвенные, и небесные, сколько годовых колец, представляете, окольцовывают её… И снять их, словно слои с луковицы, не так-то просто. Через лучших представителей нашей нации проявляется божественный сокровенный замысел России. У нас великие пространства, и они в целом биоэнергетически сильны, это благодатная почва для возрождения страны и её духовного воскресения. Прирастание всё новыми землями продолжалось в течение тысячелетий. Можно смело сказать, их космос наиболее близок к области мирового духа. Разрушительный мах исторического маятника, пущенный поспешными переменами, достигнув крайнего состояния своей амплитуды, непременно пойдёт на разворот, в созидательном направлении. И на это устремлены усилия лучших наших писателей, а их у нас сегодня немало, назову наиболее крупных и авторитетных – это Валентин Распутин, Владимир Крупин, Василий Белов, Станислав Куняев, Александр Проханов, Владимир Бондаренко. Совсем недавно в журнале «Наш современник», №1 за этот год, вышла повесть Александра Сегеня «Московский Златоуст» о Филарете, митрополите Московском. Побольше бы нам таких книг. Каждому из нас важно видеть главное, не разменивать по мелочам дар души вселенской, даденный русскому генофонду и духовному космосу. (далее…)

Кое-что об эволюции древнегреческих мифов

07.05.2011

На книжной полке повстречалась мне «Мифология» Яна Парандовского, которую в детстве я читала как сборник сказок. Интересно, что мифы эволюционировали, обрастали подробностями, отражающими реалии того или иного периода истории. От объяснения природных явлений и мироустройства мифы неизменно обращались к человеку, его роли в этом мире.

Преодоление страха перед неизвестностью окружающего мира позволило сделать акцент на исследовании восприятия окружающей действительности самим человеком. Кроме того, люди стали задумываться тем, почему же они созданы такими, какие они есть, а также стремились осознать, какое место в “картине мира” они занимают. Кто человек – мера всех вещей или игрушка в руках судьбы? Ответы, которые давали люди, были совершенно противоположными. (далее…)

Смоленск – православное пограничье

27.04.2011

От вечного креста, что светит на Голгофе,
На Запад и Восток нисходит благодать,
Но розни слепота подобна катастрофе -
Прозрение, увы, рискует опоздать!

Это моё четверостишие стало эпиграфом к историософскому сочинению на тему «Россия и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть», которое я написала вместе со своим старшим сыном Павлом. Сочинение под заголовком «Смоленск – православное пограничье» опубликовано на сайте организаторов конкурса историософских сочинений: http://ruskline.ru/analitika/2011/04/13/smolensk_pravoslavnoe_pograniche/

Поступательное движение

10.08.2010

Два месяца прошли для меня и моего старшего сына в круговерти «поступательного движения» – ЕГЭ, выбор 5-ти ВУЗ-ов, подача документов, дополнительные испытания, первая волна, подача оригиналов, вторая волна, изъятие оригиналов из одного ВУЗа и подача в другой, наконец ПРИКАЗ О ЗАЧИСЛЕНИИ ! Сегодня, 10 августа Паша зачислен на философский факультет МГУ !    Cogito ergo sum, (лат.) - я мыслю, следовательно, существую – девиз факультета.

Паша! Теперь ты мыслишь и существуешь в лучшем ВУЗе России!

Поздравляю!

Философия великих баснописцев заставляет задуматься о главном – добре

01.08.2010

Все мы рано или поздно, но встречаемся один на один с таким видом литературного жанра, как басни. Данный жанр сочетает в себе множество жизненных параллелей, тесно переплетающихся с теориями бытия. Еще подростками, впервые мы встретились с баснями в школьные годы, когда существовала необходимость в ознакомлении и изучении творчества определенного баснописца. Что касается этих личностей, то в каждой стране есть свои великие баснописцы, сумевшие обуздать территорию не только своего непосредственного проживания, но и просочится в культуру других стран. Такие баснописцы, как Эзоп, Крылов, Бабрий и Лафонтен относятся к разным культурным наследиям, но объединяет их одно – стремление к воссозданию уникальных сюжетов, наделенных жизненной философией и стремлением к совершенному добру.

(далее…)