Записи с меткой «Православный мир»


Возрождение святынь. Пятницкая церковь

11.11.2018

В минувшую субботу я приняла участие в благотворительном концерте коллективов ДК «Пролетарка» в поддержку Храма Рождества Богородицы (Пятницкой) в Старице Тверской области. Прочла свое новое стихотворение. Вот что пишет по этому поводу Светлана Михайловская в газете «Старицкий вестник» и на портале «Тверь без формата»:

«На этом концерте прозвучало стихотворение члена Союза писателей России Марии Парамоновой в исполнении самого автора. Мария была в Старице в Пятницкой церкви в первый приезд «Пролетарки» в День города, после чего родилось стихотворение «Старица. Пятницкая церковь». Есть в нем такое четверостишие:

Старица дремлет. Былой красоты
Тихо листает века и виденья.
Чает она возрожденья святынь,
Древней земли возрожденья.

С помощью Божьей, неравнодушных, светлых и добрых людей возрождение святынь нашего  города продолжается».

Я же, в свою очередь, написала об этой паломнической поездке статью для еженедельника «Караван+Я»: 

В день святой великомученицы Параскевы Пятницы 10 ноября творческие коллективы   Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка» вместе с группой паломников приехали в старинный город Старица, чтобы посетить праздничную службу в церкви Рождества Богородицы, которую называют также Пятницкой церковью на торгу по имени одного из приделов храма, посвященного Параскеве Пятнице.

Праздничная поездка не была праздной – артисты  привезли жителям Старицы и Старицкого района концертную программу «В краю родном всему начало».  Благотворительный концерт, средства от которого должны быть направлены   на возрождение православного храма, состоялся на сцене районного Дома культуры имени Я. С. Потапова по  благословению настоятеля церкви Рождества Богородицы (Пятницкой) протоиерея Димитрия,  при поддержке Комитета по делам культуры Тверской области и, администрации Старицкого района.

Богородице-Рождественская  (Пятницкая) церковь имеет интересную историю, которую рассказал паломникам и артистам отец Димитрий в своей проповеди в День святой великомученицы Параскевы Пятницы:

- Жизнь Параскевы Пятницы была короткой и трудной. Она была из знатной семьи, но рано осиротела. А потом была убита за своё вероисповедание. Параскева была красива, и её хотели выдать замуж, но она дала обет посвятить свою жизнь Богу. И это у неё получилось – она претерпела страдания и мученическую смерть. Ее истязали, но Господь исцелял Параскеву, и только когда отсекли ей голову, она  умерла, но её крепкая вера  стала примером для других. Ведь мученик за веру не просто умирает – за собой он воскрешает множество душ, взращивает другие души, наполняет их благодатью.

Храм в честь Параскевы Пятницы появился здесь сначала деревянный.  Потом по каким-то причинам при постройке каменного храма он был освящен в честь Рождества Богородицы, но позднее появился придел Параскевы Пятницы и народ называет храм Пятницким.  Этот храм строил наш старицкий земляк – архитектор Матвей Чернятин. Весь левый берег Волги он изменил до неузнаваемости – здесь все храмы были созданы им.

Но через сто лет после создания всего этого ансамбля советская власть храмы забрала и чего только тут не устраивала!  Помню 15 лет назад, я просил тогда благословения начать в этом храме совершать акафисты,  еще была хорошо видна роспись на стенах, но не было окон, был открыт доступ. И только год назад Господь сподобил, и храм начал оживать. Не было места для молитвы, было тяжело, холодно, но это был наш небольшой подвиг ради Христа. Решаем проблему с установкой окон.

Параскева Пятница для нас является примером того, как надо жить, на кого надо равняться. У каждого из нас с вами есть место для подвига – он может быть различным – даже поехать куда-то, поклониться мощам например. У нас с вами сегодня нет таких подвигов, и слава Богу, чтобы стоял выбор – умереть христианином или остаться в живых вне Христа. В нашей мирной христианской жизни мы воспитываем своих детей и внуков и приводим их в церковь – не силой и пинками, а своим примером.  И чем больше будет храмов, чем больше будет людей в них молиться, тем меньше вероятность, что вновь наступят такие времена, когда за веру нужно будет отдавать жизнь.

Как справедливо отметил отец Димитрий, жители Старицы называют эту церковь Пятницкой. Указ о постройке каменного храма Богородице-Рождественского вместо деревянной Пятницкой церкви, построенной за сто лет до этого, был дан тверским архиепископом Феофилактом в 1728 году. Церковь освящена в 1750 году с престолом Рождества Пресвятой Богородицы. Придел во имя Нила Столобенского построен в 1806 году, а святой мученицы Параскевы Пятницы — в 1825 году, по многочисленным просьбам купечества, которому покровительствует Параскева.

После революции с колоколен сняли кресты, исчезли колокола, иконы, керамическая плитка, которой были украшены полы. Церковными помещениями в советское время пользовалась Старицкая районная потребкооперация, устроившая в них винно-водочный склад. Местные жители шутили, что ковчег с частицами мощей преподобного Нила Столобенского охранял спиртовой запас Старицкого района. В 2017 году храм стал оживать – в нем стали регулярно проводиться службы. Были проведены субботники, в которых принимали участие и сотрудники ДК «Пролетарка». Добровольцы  убрали мусор, покрасили купола, вырубили кустарник. Появились благотворители, которые помогли осуществить отдельные работы по ремонту.

4 августа 2018 года творческие коллективы ДК «Пролетарка» провели первый благотворительный концерт у стен храма. Он прошел в рамках Дня города Старица и Старицкого района (Караван писал об этом в выпуске № 31 от 8 августа).  В тот солнечный день казалось, что общими усилиями горожан и волонтеров все проблемы могут быть решены. Только судьба уникальных фресок, автором которых, по мнению краеведов, является крепостной художник помещицы Агафоклеи Полторацкой по фамилии Жуков, вызывала вопросы. Планировали обратиться в Министерство культуры РФ. Да подпорная стенка вызывала беспокойство.

Но через несколько месяцев, холодным ноябрьским днем перспективы не выглядят радужными. В обширных помещениях храма, за исключением центрального, окна закрыты пленкой, холодно и сыро. Продолжается разрушение подпорной стенки – церковь построена на склоне, который укреплен белокаменной стеной, но склон неустойчив, склонен к оползням. Один проблемный участок позади храма несколько лет назад был укреплен временной металлической конструкцией – он перестал разрушаться. Но движение почвенных и поверхностных вод в сторону Волги является естественным процессом, а предусмотренные зодчими дренажные каналы засорились. Поэтому вода разрушает подпорную стенку и сочится через камень. Он почернел, покрылся плесенью. Пролом расширяется, из него сыпется ничем не закрепленный грунт. Если склон не укрепить, зимой и весной ситуация может усугубиться и разрушение склона может затронуть здание храма.  Православному приходу не справиться с таким объемом работ без помощи государства!

Однако священник и прихожане не падают духом и продолжают делать своё дело. Благотворительный концерт лучших творческих коллективов Тверского областного ДК «Пролетарка» помог собрать пожертвования, которые помогут продолжить восстановление храма. Перед концертом со сцены районного Дома культуры к зрителям обратились настоятель церкви Рождества Богородицы (Пятницкой) протоиерей Димитрий и заместитель главы Администрации Старицкого района Марина Рыжкова. Марина Анатольевна вручила организатору проекта, директору Дворца культуры «Пролетарка» Елене Постновой Почетную грамоту за проведение благотворительного концерта.

В начале концерта прозвучал гимн Старицы, а в колокола звонил Егор Пинашин. Затем со сцены прозвучали народные и патриотические песни в исполнении вокальных коллективов из Твери «Ельничек» и «НАША» (Владимир Шамбуров и Стас Назимов). Образцовый детский ансамбль эстрадного танца «Фан +»  порадовал публику зажигательными танцами.

Старицкий вокальный ансамбль «Новый день» – юные артистки с лицами барышень из Берново – не отставали от образцовых коллективов. Дружными аплодисментами встречали зрители выступления солистов Любови Жарковой и Дениса Рукина. Свои стихи о Пятницком храме прочел и автор этих строк.

Собранные на концерте средства в сумме  17560 рублей будут направлены на утепление храма и покраску стен православной святыни.  На более капитальные работы по сохранению и восстановлению храма необходимы многомиллионные суммы, требуется помощь государства и спонсорская поддержка.

Всемирность русской культуры

04.11.2018

«Караван» публикует обзор Ассамблеи Русского мира. Я приняла участие в мероприятии у памятника Пушкину и посетила круглый стол «Русский язык и образование будущего мира». У памятника я прочла стихотворение «Первая дуэль» о дуэли Пушкина и Кюхельбекера и пообщалась с представителями Фонда «Русский мир». Ниже привожу текст обзора, подготовленный журналистом Александром Арсеновым при моем участии.

В Твери в первые четыре дня ноября проходила XII Ассамблея Русского мира – ежегодный международный форум, организуемый фондом «Русский мир». Представительный форум собрал более 500 участников из многих стран мира: известные российские и зарубежные деятели культуры, политические и общественные деятели, преподаватели русского языка, литературы и истории российских и зарубежных университетов, учителя русских школ за рубежом, писатели и журналисты, музейные работники, представители духовенства, активисты молодежных организаций.

ЯРКИЙ СИМВОЛ РОССИЙСКО-БОЛГАРСКОЙ ДРУЖБЫ

Стартовала ассамблея 1 ноября в поселке Сахарово с торжественной церемонии открытия бюста героя русско-турецкой войны 1877–1878 годов генерала-фельдмаршала Иосифу Владимировичу Гурко. Для того чтобы подобный памятник был воздвигнут на территории бывшего имения Гурко под Тверью и тем самым была увековечена память выдающегося русского военачальника, много усилий приложил протоиерей Геннадий Ульянич. Более 20 лет настоятель храма преподобного Иосифа Волоцкого при содействии прихожан, благотворителей, администрации шаг за шагом восстанавливает здание церкви – бывшую усыпальницу, обустраивает и облагораживает прилегающую территорию. Отец Геннадий создал в храме музей, в экспозиции которого представлены личные вещи героя Шипки и Плевны, переданные музею потомками Иосифа Владимировича, реконструированная военная форма того времени, оружие, фотографии, картины, карты, документы. Идея создания и установки бюста И.В. Гурко также принадлежит отцу Геннадию.

Почетными гостями церемонии стали представители рода Гурко, специально приехавшие на церемонию из Франции. Участие в открытии памятника приняли представители фонда «Русский мир», а также гости XII Ассамблеи Русского мира из Болгарии. Ярким символом наших хороших двусторонних отношений назвал новый памятник Даниэль Панов, мэр города Велико-Тырново, старой столицы Болгарии, которую освободили русские отряды под командованием генерала Гурко.

Перед собравшимися также выступили заместитель главы правительства Тверской области А.В. Белоцерковский, посол Болгарии в России А. Крыстин, заместитель исполнительного директора фонда «Русский мир» С.В. Шурыгин и другие.

В областной библиотеке имени А.М. Горького была проведена церемония награждения финалистов конкурса «Корреспондент Русского мира» и III международного конкурса для молодых журналистов из разных стран «Со-Творение». В Тверской академической областной филармонии состоялся концерт исполнителей русского романса – лауреатов международного конкурса «Романсиада».

Для гостей Твери также была проведена презентация Тверского края с показом документальных фильмов об истории, культуре Твери и области и о знаковых и юбилейных исторических датах: о 700-летии подвига великого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, 650-летии со дня преставления Анны Кашинской, 550-летии начала путешествия купца Афанасия Никитина, описанного им в знаменитом памятнике русской литературы «Хождение за три моря».

 ЖИВЫЕ ЦВЕТЫ – ДЕЛЕГАТУ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

3 ноября в зале Тверского академического театра драмы состоялось торжественное открытие XII Ассамблеи русского мира. Церемонию, а также продолжившую форум панельную дискуссию «Всемирность русской культуры» вел известный политолог председатель правления Фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов. Спикерами дискуссии выступили также ректор ГИТИС Григорий Заславский, журналист и общественный деятель Джульетто Кьеза (Италия), переводчица русской литературы и директор Русского центра в Тегеране Захра Мохаммади (Иран), директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Европейского русского альянса Татьяна Жданок (Латвия), директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда, представители старой русской эмиграции – вице-председатель Союза русских дворян Дмитрий Шаховской (Франция), глава Франко-российского альянса Александр Трубецкой (Франция) и общественный деятель меценат Никита Лобанов-Ростовский (Великобритания).

Затем участники форума из разных стран мира возложили цветы к памятнику Александру Сергеевичу Пушкину. Стихотворение «Первая дуэль», посвященное Пушкину, прочла член Союза писателей России Мария Парамонова. Тверские школьники – лауреаты конкурса чтецов продекламировали стихотворения А. Пушкина «Памятник» и А. Дементьева «А мне приснился сон, что Пушкин был спасен…».

У ЛУКОМОРЬЯ РУХНУЛ ДУБ

Программу основного дня ассамблеи продолжили тематические круглые столы, прошедшие на четырех различных площадках.

В драматическом театре круглый стол «Русский язык и образование будущего мира» проходил в большом зале. На это мероприятие, по словам Сергея Шурыгина, записалось более 200 человек, а фактически присутствовало даже больше, настолько актуальна эта тема. Русскому языку совсем не просто живется за ближними рубежами России – борьба за национальную самобытность ведется на уровне образования. Татьяна Петровна Млечко, ректор Славянского университета Молдовы, в своем выступлении отметила:

– В Молдове нет русских школ, есть школы с русским языком преподавания, но их будущее зависит от положения русского языка в республике в целом. Теперь ведется борьба с русским языком, своего рода санкции – это политика, направленная на молодое поколение. Русский язык – это язык добрососедства с Россией, и от того, насколько мы сможем сохранить язык, зависят отношения между странами. Во дворе домика Пушкина в Кишиневе недавно рухнул дуб, заставший времена, когда поэт жил в этом доме. Если вовремя не заметить, то, что кажется незыблемым, может рухнуть, как этот дуб.

БИЛИНГВЫ И СКУЧНЫЕ РОССИЙСКИЕ УЧЕБНИКИ

Участница ассамблеи из Словении Юлия Месарич отметила, что вопрос билингвальных школ актуален для зарубежья. Всего существует четыре типа школ – от обучающих полностью на русском языке до учреждений дополнительного образования. В Словении существует потребность в изучении русского языка детьми из межнациональных семей. И для таких школ разрабатываются специальные программы, учебники. Это дети, для которых русский – один из двух родных языков. И когда повышение квалификации для учителей билингвальных школ приезжают проводить российские специалисты по русскому как иностранному, это вызывает недоумение.

Также модераторы дискуссии выразили мнение, что многие методики и учебники русского языка как родного, по которым учатся россияне, отстают «на века» от учебников, по которым учат русский язык за рубежом. Отличаются по подбору текстов упражнений – скучные, безликие тексты в российских учебниках только отвращают детей от «великого и могучего», тогда как в иностранных учебниках подобраны такие фрагменты, которые побуждают прочесть процитированную книгу целиком.

ДИАЛОГ РЕЛИГИЙ И КУЛЬТУР

В Тверской областной универсальной научной библиотеке имени Горького состоялся круглый стол «Традиционные религии Русского мира в диалоге культур». Участник круглого стола раввин тверской синагоги Евгений Розенцвейг на вопрос корреспондента «Каравана» о том, считает ли он себя частью Русского мира, ответил утвердительно.

– Я говорю по-русски, Россия многоконфессиональная страна. Все мы – россияне, а также множество людей за рубежом – составляем Русский мир.

В Тверском государственном университете прошли круглые столы «Молодая русскоязычная журналистика в глобальном информационном пространстве» и «Патриотизм в русской истории и культуре».

В завершающий день форума 4 ноября состоялся крестный ход от Воскресенского кафедрального собора через центр города до Волынской улицы. Завершились мероприятия в рамках XII Ассамблеи Русского мира 4 ноября – в День народного единства. Заключительным финальным аккордом форума стал спектакль Тверского академического театра драмы по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети», постановка которого приурочена к 200-летию писателя.

Статья на сайте «Каравана»: http://www.karavan.tver.ru/gazeta/15960

«Завет мой в сердце сохрани»

29.10.2018

23 октября в зале Тверской областной филармонии состоялся концерт лауреата всероссийских и международных конкурсов авторской песни духовной тематики протоиерея Геннадия Ульянича и Губернаторского камерного оркестра «Российская камерата». Программа «Надеюсь и верю» была посвящена памяти Святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, Владимирского и всея Руси Михаила Ярославича, 700-летие со дня мученической кончины которого отмечается в этом году.

Отец Геннадий, настоятель храма Иосифа Волоцкого в посёлке Сахарово, кандидат филологических наук, автор исследования о мелолическом дискурсе или духовном пении, провел выступление в жанре вокальной проповеди. Песни, написанные Геннадием Ульяничем на стихи поэтов-священников протоиерея Иоанна Басюка, инока Всеволода Филиппьева и других авторов, сопровождались рассказом о земном пути и мученической гибели в Орде небесного заступника Верхневолжья.

- Михаил Ярославич Тверской, святой великий князь, отечестволюбец, как его назвал историк Н. М. Карамзин, душу свою положил за други своя. 700-летие преставления Михаила Ярославича, дни его трагической гибели мы вспоминаем сегодня, – приветствовал слушателей отец Геннадий.

В его словах органично соединились прошлое и настоящее, история и современность.

-  Не смотря на сложнейшее время, в которое жили Святой благоверный князь Михаил и Святая благоверная Анна Кашинская, они были достойнейшими из достойных, украсившими тверскую землю своим терпением, смирением, милосердием, мудростью и пониманием. Как тяжело было Анне Кашинской провожать своего  мужа и 12-летнего сына в Орду, но значимость, необходимость служения родной земле была превыше личных чувств. Веками формировалась наша культура, наша музыка, культура церковных богослужений, наши взаимоотношений и поэтому невозможно было их взять и уничтожить, взорвать, как собор. При Михаиле Ярославиче  и матери его – благоверной княгине Ксении был построен в Твери Свято-Преображенский белокаменный собор – единственный на Руси в период татаро-монгольского ига. Через многие века его взорвали, но лампада света дошла до нас в руках тех, кто смог сохранить жизнь духовную, жизнь в вере. Мы много потеряли, многое забыли, разучились хранить свои традиции, но слава Богу, что традиции нашей Святой Руси напоминают нам о том лучшем, чем жили наши предки.  Традиции помогают объединять Россию – уверен отец Геннадий.

В одной из песен отца Геннадия лирический герой, упокоенный под могильным крестом, обращается к другу, последователю со словами: «Сокрой в руке тепло земли, завет мой в сердце сохрани. Я не дошел, а ты дойди. Где я закончил – ты начни».  Именно так формируются лучшие традиции – в уважении к памяти и делу усопших, в продолжении их дела.

Делом жизни Михаила Ярославича была наша Тверская земля. Отец Геннадий обращает внимание на обстоятельства последних дней земной жизни благоверного князя:

- У Михаила Ярославича Тверского, там где он погиб, был выбор – сойти с креста, оставить свой подвиг. Аланы предлагали ему бегство. Но сын 12-летний Константин его утешал, духовник его ободрял и поддерживал. Михаил Ярославович чувствовал, что умрет и видел жесточайшее отношение к нему. Между Александром Невским и Дмитрием Донским он – единственный поднял меч в Бартеневском сражении против татаро-монгол и, к сожалению, против своего родственника Юрия Даниловича Московского. Когда Кавгадый с Юрием Даниловичем подошли к месту, где стоял закованный Михаил Ярославич Тверской,  Кавгадый сказал московскому князю: «Это же брат твой. Как ты можешь?». Даже враг был поражен стремлению Юрия Даниловича любой ценой получить великокняжеский ярлык. Подвиг несения креста господня в том, что этот крест не за себя. Чтобы земля Тверская и другие земли, которыми правил Михаил Ярославич не были сожжены, он прошел этот путь до конца. Именно в жертвенности проявляется любовь – подвел итог повествования отец Геннадий.

В программе «Надеюсь и верю» прозвучала и полюбившаяся жителям Твери песня Геннадия Ульянича на стихи Иоанна Басюка «Слёзы России» («Верхневолжское лето»). С этой песней отец Геннадий стал победителем конкурса песен о Твери, который проводился к одной из юбилейных дат.

В холле филармонии слушатели могли познакомиться с произведениями художника-славяниста  Всеволода Иванова, в числе которых – новая картина, запечатлевшая  Михаила Тверского на смертном одре в долине предгорий Кавказа. Над телом усопшего воссиял белокаменный собор, куполами уходящий в небо.  День памяти Святого благоверного князя Михаила Ярославича отмечается 22 ноября (5 декабря), в предшествующие дни жителей области ожидает еще несколько культурных мероприятий, посвященных небесному заступнику Верхневолжья.

Мария Парамонова, статья в «Караван»

Вера, Надежда, Любовь в «Ковчеге»

07.10.2018

заметка в «Караван»

В светлый праздник Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и премудрой их матери Софии команда тверского литературного объединения «Ковчег» поздравила именинниц и подвела итоги летних каникул. Более двадцати членов ЛИТО пришли поделиться впечатлениями и стихами, открыть новый сезон в библиотеке имени Спиридона Дрожжина.

Капитан «Ковчега», член Союза писателей России Вера Грибникова подготовила подробный отчёт о летних мероприятиях, поездках, встречах, который  занял более часа, но не был утомителен и скушен. Можно только удивляться насколько активно и интересно проводят ковчеговцы летние месяцы, сколько добрых традиций уже сложилось в коллективе, сколько путешествий по родному краю совершено. Подтверждением этому послужили около ста фотографий, выведенные на экран. Каждая сопровождалась содержательной информацией, а порой – шутливыми комментариями.  Вот на экране поездка в Москву на всероссийскую книжную выставку, вот традиционные «Верхневолжские чтения» в Тверском ботаническом саду, «Бакунинские чтения» в Прямухине, «Троицкие гуляния в Торжке», «Мармеладная сказка Лихославля», «Русская Атлантида Калязина», «Святые родники земли тверской», «Яблочный Спас – макушка августа», «Елецкая круча и Бенские пороги», «Вышневолоцкая водная система», «Красоты Академической дачи И. Репина» и многое-многое другое.  Ни один выходной день лета не пропал даром.

Несколько летних событий заслужили особое внимание зрителей. Нина Журавлёва представила собравшимся видеоролик, рассказывающий о красивом фольклорном празднике – «Купальские встречи», они уже в шестой проведены ковчеговцами на старицкой земле. Их готовит с необыкновенным вдохновением и фантазией генератор идей «Ковчега» – Надежда Фролова из села Архангельское Старицкого района. Надежда Петровна продумывает сценарий двухдневного слёта, шьёт костюмы, разрабатывает творческие конкурсы, фольклорные викторины, создаёт познавательный наглядный материал в виде стендов, стенгазет, растяжек. Очень много сил, средств и времени вкладывает Надежда Петровна в эту подготовку. Своими руками почти год изготавливает она из бисера, камешков, пряжи и других материалов необычные, эксклюзивные призы и подарки, которыми щедро одаривает каждого гостя, приехавшего на «Купальские встречи». У неё есть две замечательные помощницы – Ольга Петрулёва и Тамара Имамназарова. Праздник получается всегда ярким, запоминающимся и неповторимым.

  Ещё один традиционный праздник дарит каждое лето своим друзьям и коллегам член правления «Ковчега» Эдуард Мамцис. «Мамцисовские чтения» в Лисицах на усадьбе Эдуарда уже четвёртый год дают возможность прозаикам вынести на суд слушателей свои произведения, получить корректную критику и профессиональные советы, что, вне всякого сомнения, помогает творческому росту автора. Участников чтений также ждут сюрпризы и подарки, экскурсия по удивительной усадьбе, очень напоминающей музей тверского быта. Венчает «Мамцисовские чтения» чаепитие, которое Эдуард Моисеевич обязательно украшает необычным тортом в виде раскрытой книги.

         Третьим важным событием этого лета стала встреча с организаторами творческого конкурса-фестиваля поэтов, художников, журналистов «Образ Крыма» («Караван» писал о встрече с писателями Крыма в одном из номеров). Вера Грибникова в тот день получила не только диплом победителя и памятные призы, но и предложение вступить в члены Союза писателей Крыма. Напомним, что Тверское отделение Союза писателей России имеет обыкновение директивным решением снимать с учета в организации наиболее талантливых, имеющих свою точку зрения и опыт организационной работы членов. Так, Александр Бойников теперь включился в работу Липецкой организации Союза писателей России – он пишет критические статьи и рецензии на произведения, публикующиеся в журнале «Петровкий мост». А Вера Грибникова 16 сентября 2018 года единогласным решением правления Союза писателей Крыма под председательством члена Союза писателей России, популярнейшего крымского писателя В. В. Килесы, принята в РОО «Союз писателей Крыма».

         Вера Петровна рассказала и о недавнем выступлении команды «Ковчега» в библиотеке Герцена. 21 сентября состоялся литературный вечер «Сквозь тишину», на котором  присутствовали глухие и слабослышащие поэты и любители поэзии. При участии сурдопереводчика звучали стихи и песни Анатолия Касаткина, Веры Грибниковой, Сергея Можаева, Георгия Ходакова.

Объявив новый сезон «Ковчега» открытым, Вера Петровна от души поблагодарила всех собравшихся за верность объединению. В завершение  замечательного и совсем неформального заседания ковчеговцы прочитали стихи о вере, надежде, любви и осени, спели авторские песни, выпили чаю  с пирогами и наметили новые творческие планы. Я, в свою очередь, прочитала стихотворения «Не гадала, не чаяла прежде…» и «Я летала над Витебском жёлтым кленовым листом…»(«Прогулка»).

Торжокская сестра карельской погорелицы

17.09.2018

В предыдущем номере еженедельника мы начали разговор о том, что необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия – деревянных церквей Руси и в целом памятников деревянного зодчества.

 Существует Концепция сохранения деревянного зодчества России, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия России поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты, такие, как пожар в Кондопоге.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить  никого не вводят в заблуждение. Реставрация путем сноса или восстановление, возможно, реальный путь возвращения жителям Твери Речного вокзала, рухнувшего в прошлом году на 80-м году жизни. Но храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб. Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Мы убедились в том, что церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ширковом погосте Пеновского района, находящаяся в аварийном состоянии, не реставрируется – выделены средства на проект, который пока не готов, источник средств на осуществление самих реставрационных работ не определен.

«ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ»

Еще одна, столь же известная деревянная церковь находится в Торжке, часто отмечают её внешнее сходство с церковью, да недавнего времени стоявшей в Кондопоге.  Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм,  XXVII века, расположенный на улице  Грузинской, идущей от Борисоглебского монастыря по сравнительно высокому берегу Тверцы. В Торжке много культовых объектов и достопримечательностей, это один из красивейших городов Верхневолжья, но деревянная церковь  среди них занимает особое место.  Я до сих пор помню, как много лет назад наш класс ездил на экскурсию в Торжок и как мы подошли к этой церкви. Будто встретились с нашими далекими предками, строившими прекрасные здания без единого гвоздя. Помню, как не хотелось покидать это необычное место.

Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. С таким же описанием упомянута и церковь в Ширковом погосте. Известно, что сегодняшний вид – четырехугольный сруб (четверик) покрытый на восемь скатов, над которым расположен второй четверик с восьмискатной кровлей, а над ним третий, еще меньший четверик, покрытый также, и в завершении – большая главка на круглой шее – церковь в Пеновском районе приобрела в 1697 году.

С церковью в Торжке всё немного сложнее. По клировой ведомости церковь датируется 1653 г., когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм.   Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664-1665 гг., в составе посольства,  сделал рисунок  «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Значит ли это, что позже Вознесенская церковь была перестроена или изображен какой-то другой храм? Некоторые ученые называют датой появления храма в его современной композиции  1717 год.

Церковь имеет четыре яруса и высоту 34 м, что на 9 метров меньше, чем у храма в Ширковом погосте, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырехугольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

СОХРАНИЛАСЬ ЧУДОМ И НЕРАВНОДУШИЕМ

В 1782-1783 годах под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня, о чем свидетельствует выбитая на камне дата, также тесовая кровля  заменена железной. Были и другие работы, частично изменившие первоначальный вид здания. 5 октября 1883 г. обновленная церковь была и освящена в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. С тех пор храм стал называться Старо-Вознесенской Тихвинской церковью, а Вознесенской церковью называли новый каменный храм, построенный неподалеку в 1852-1854 году (с 1939 года и по сей день,  каменный храм закрыт, требует работ по восстановлению).

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту  замечательную по древности и архитектуре церковь.  Известно, что настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Антоний искал благодетелей среди именитых граждан Торжка, чтобы восстановить деревянную церковь Вознесения, и в  1883 г. работы по обновлению, расширению окон и обшивке тесом  были проведены на средства прихода каменного Вознесенского храма.

 О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором всё внутренне убранство, которое еще в  XIX – начале XX вв. восхищало современников.  В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, среди них иконы Вознесения Господня, Тихвинской Божией Матери, святых Жен-Мироносиц, преподобного Сергия Радонежского. Иконостас венчал большой крест с распятым на нем Иисусом Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечей. Кованая цепь спускалась с потолка, удерживая деревянное паникадило в форме голубя с распростертыми крыльями, подсвечники же располагались на спине и крыльях голубя.

Однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви. Икона-небо «Троица Новозаветная», написанная темперой, была передана в фонды Всероссийского историко-этнографического музея в г. Торжок. План переноса храма в музей деревянного зодчества в Василево под Торжком, к счастью, не был осуществлен.

Реставрационные и научно-исследовательские работы, так же,  как и в Ширковом погосте, велись  в  1970-х 1980-х гг. Восстановлена первоначальная форма окон, покрытие лемехом, удалена обшивка тесом,  но  работы не были завершены. В 2006 г. Церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 г. Ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.  Там, где древесина существенно прогнила, реставраторы заменили старое дерево на новое, пожертвовав едва заметными следами росписей, которые были выполнены в лубочном стиле.

ПРИХОЖАНЕ, АКТИВИСТЫ, КАЖДЫЙ ИЗ НАС

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019-2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьёзные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

Кроме того, события в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности. Община храма собирает средства  для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  Прихожан беспокоит, что местная молодежь часто собирается у стен деревянного храма, курит и распивает спиртные напитки. От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Напомню, что Старо-Вознесенская Тихвинская церковь — единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

На сайте церкви в честь Святителя  Николая Мирликийского (расположен на другом берегу Тверцы, напротив Тихвинской церкви), к которой прикреплен старинный храм, есть реквизиты для перечисления пожертвований. В назначении платежа необходимо указать: «Пожертвование на деревянную церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Торжке».

Общественный активист, основатель компании «Экспедиция в Торжок» Татьяна Соколова  – в числе заинтересованных граждан, которые общаются с чиновниками и представителями власти, чтобы сохранить уникальную церковь:

- Батюшка проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на их плечах, мы с ними увиделись, они поделились информацией, и мы решили включиться, помочь. В региональном управлении по сохранению наследия дали полезный совет по сохранению жемчужины Торжка: сначала сделать заказ на обследование церкви, пообщаться со специалистами, увидеть сметы, а потом уже стучаться в разные двери, говорить о финансировании, и пока у нас такой сценарий, – обозначила свою активную позицию Татьяна Соколова.

Церковь в Торжке, похоже, уже обрела отряд защитников, которые постараются довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и как человек боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности и МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – всё это занимает время и деньги.

Работы по противопожарной обработке древесины  также требуют методик, применимых для памятников историко-культурного наследия. Характеристики огнезащитных  составов таковы, что обработка не сказывается на механической прочности древесины, не разрушает химический состав, не приводит к ускорению износа. Однако, все это относится к новым материалам, а как отреагирует древесина, которой несколько сотен лет? Необходимо провести лабораторные исследования, прежде, чем вести речь о противопожарной обработке тем или иным составом.

Очень важно сохранить деревянные церкви Верхневолжья не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Деревянные церкви Руси. Огонь, вода, пустые обещания.

10.09.2018

Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию.  Что же необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия?  В первую очередь, вероятно, нужно перестать закрывать глаза на процесс неуклонной и безвозвратной утраты деревянных церквей Руси. 

Пожар в Кондопоге, пожалуй, получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога, в котором подозревается несовершеннолетний сатанист, хваставшийся, что пьет кровь и мечтает видеть церковь в огне. Однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иваново. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вёжи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге Православной архитектуры» на сайте http://sobory.ru/ можно обнаружить фотографии культовых построек прошлого и описание их удручающего состояния.

Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих.  Государство и церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура.  Русь традиционно строила из дерева – это доступный в нашей местности материал, позволяющий создавать красивые, уютные, тёплые дома. Подверженность пожарам и меньший по сравнению с каменными постройками срок службы – недостатки деревянных построек, не позволившие дойти к нам через века  княжеским теремам, укреплениям  и посаду древней Твери и других русских городов. Только каменные постройки позволяют нам судить о жизни наших предков в домонгольский период и в последующие столетия.   Лишь деревянные постройки 17-18 веков в той или иной степени доносят до нас исконно русскую культуру деревянного зодчества.

Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать её на   включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и  гонения на религию, но исчезла в огне мирной, покровительствующей православию, однако всё же такой  безразличной к культурному наследию современности.

По-своему уникальные, подобно кондопожской церкви, есть во многих регионах России и каждая из них бесценна. Как их сохранить, как не допустить невосполнимых преждевременных утрат?

Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм 1694 года постройки в селе Ширково Пеновского района. Корреспондент «Каравана» обратился к настоятелю храмового комплекса иеромонаху Антонию (Краснолобову).

- Отец Антоний, согласно легенде, на озере Вселуг в верховьях Волги в ознаменование победы над литовцами, в месте разгрома врага построили церковь. По другой купцы проходили из Новгорода с двумя иконами Иоанна Предтеч и, отдохнув на берегу,  не смогли поднять иконы, оставили их там, а братья Ширковы построили в этом живописном месте церковь. Какую из легенд Вы считаете истинной?

- Документально эти легенды не подтверждены, но эти события могли происходить в действительности. Легенды рассказывают экскурсоводы, а мы руководствуемся документальными свидетельствами.   Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы брёвна необычной толщины – до 70 см. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Но и до этого в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом: «Погост Ширковский у озера Вселука, а на погосте церковь Рожества Иоанна Предтечи древяна клецки, а в церкви образа и свечи и книги и всякое церковное строение приходских людей».  Точно известно, что торговая дорога из Новгорода в Торжок через Старую Руссу пролегала именно здесь. Здесь пролегал и путь войска Михаила Скопина-Шуйского, в 1609 году освободивших от осады Троице-Сергиев монастырь. Поэтому предание об основании храма на месте победы над поляками и литовцами не выглядит невероятным. Но храм здесь мог стоять и до Смуты. До революции действительно в храме находились две древние иконы Иоанна Предтечи, которые  в соответствии с их описанием могли быть написаны во второй половине XVI века. До настоящего времени из икон ничего не сохранилось.

- Федеральные и региональные СМИ писали, что власти Тверской области выделили 4,6 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви. А сами реставрационные работы планируют осуществить путем включения объекта в федеральную целевую программу «Культура России». Сообщалось также, что храм находился в ненадлежащем состоянии и был закрыт для посещений, пока губернатор Игорь Руденя не поставил задачу привести церковь в порядок. Тогда на куполе уникального памятника деревянной архитектуры установили крест, в храме после более чем векового перерыва возобновились богослужения. По какому графику проходят в храме богослужения? Известно ли, когда будет готова документация?

- О том, как скоро будет разработан проект мне не известно. А службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения. Рядом, буквально в 100 метрах, находится каменный храм. В 1903 году было получено разрешение на строительство каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи, так как деревянная не могла вместить всех прихожан. В 1915 году храм, способный вместить до 1400 человек, был освящен, а деревянную церковь планировали отреставрировать, но до революции не успели.   К 1960-м rодам она пришла в аварийное состояние – прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви. Кирпичные столбы с ажурным кованым ограждением утрачены. Реставрационные работы на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры были выполнены в 1974-1977 годах Осташковским реставрационным участком Тверской области реставрационной мастерской. С тех пор прошло много лет, и состояние церкви снова стало аварийным. Тверьпроектреставрация установила крест и громоотвод, что очень важно для деревянного здания. Но полная реставрация возможна только когда будет подготовлен проект и выделены средства. Каменный храм, в котором проходят службы, в 1992 году был передан верующим и отремонтирован на средства благотворителей, стены были частично расписаны в древненовгородском стиле московскими художниками.  Но памятники деревянного зодчества требуют высокопрофессионального подхода.

- Существует православное общественное движение «Общее дело»: священники и молодые волонтеры в Архангельской, Псковской, Новгородской и других областях занимаются противопожарной обработкой храмов, защитой от разрушительных воздействий. Приходилось ли Вам сотрудничать с этой организацией  православных добровольцев?

- Нет, к нам такие волонтеры не обращались. В любом случае, противопожарная обработка объекта историко-культурного наследия не может проводиться без ведома уполномоченных на его охрану государственных органов. Надеюсь, что проект реставрации предусмотрит и такую обработку и меры по обеспечению противопожарной безопасности и системы пожаротушения. Главное, чтобы реставрация была проведена как можно скорее. Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды и несмотря на то, что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.

- Спасибо, отец Антоний! Несомненно, деревянные церкви –  это часть нашего национального самосознания, память наших предков. И государство и церковь и общество должны вместе приложить усилия по сохранению этих уникальных построек, проблему нужно решать комплексно и профессионально. 

 

«Баллада о сожженных» – в русско-греческом сборнике «Эллада»

28.08.2018

***

Вчера получила на почте долгожданный авторский экземпляр русско-греческого сборника «Эллада», изданного в Москве Интернациональным союзом писателей, тираж составил 5000 экземпляров. В нем стихи напечатаны на русском и греческом языках. Моё стихотворение «Баллада о сожженных», посвященное событиям, происходившим в Тверском Христорождественском монастыре в начале XVII века, впервые переведено на греческий язык.

«У России с Грецией много общего – тесное переплетение исторических судеб, взаимовлияние культур наших народов, православное мировоззрение. В этом сборнике мы собрали русскоязычных авторов со всех уголков планеты и перевели их произведения на греческий язык, чтобы не только русскоговорящие, но иностранные читатели могли насладиться великим русским языком и постичь загадочную русскую душу», — пишет в предисловии к сборнику главный редактор-составитель Юлия Ковалевская.

В числе сорока авторов, чьи поэтические и прозаические произведения включены в сборник «Эллада»,  известный башкирский писатель-сатирик, поэт и журналист Марсель Салимов (Мар. Салим), в  течение последних пяти лет ежегодно совершавший поездку в Грецию. Многие из участников сборника подчеркивают духовную общность с народом Греции.

Муниципальная техника, лён и демография – актуальные проблемы региона

25.08.2018

Оживление царило на Краснофлотской набережной в Твери утром 24 августа – сотни припаркованных автомобилей,  потоки нарядных граждан, движущиеся в сторону Дворца спорта «Юбилейный».  Это делегации районов, приехавшие на Форум муниципальных образований Тверской области «Верхневолжье – 2018».

В_программу  форума вошла  выставка продукции ведущих предприятий региона, развернутая на площади у дворца спорта.  Именно сюда в первую очередь прибыли официальные гости  – исполняющий обязанности главы Республики Дагестан Владимир Васильев и  первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Татьяна Яковлева. С достижениями народного хозяйства их познакомил губернатор Тверской области Игорь Руденя.

В составе процессии видное место занимал и  митрополит Тверской и Кашинский Савва, совсем недавно возглавивший Тверскую митрополию и проявляющий неподдельный интерес к экспозиции.

Доминантой выставочного пространства являлась лестница пожарной машины от производителей из Торжка – ОАО «Пожтехника».

Она явно символизировала стремление предприятий Верхневолжья повысить эффективность работы российского МЧС.

Известно, что закупки этим министерством пожарной техники иностранного производства не только ударили по отечественному производителю, но и оказались ошибкой с точки зрения пригодности этой техники к российским условиям.

Заинтересовала гостей и техника для муниципального хозяйства от Тверского завода коммунального машиностроения – Владимир Васильев даже забрался в кабину вакуумной подметально уборочной машины ТКМ с функцией дорожного пылесоса. Тверское предприятие предлагает целую линейку техники для муниципального хозяйства.

Владимир Васильев, полтора десятка лет представлявший Тверскую область в Государственной думе РФ, не понаслышке знает, как остро стоит проблема уборки городских улиц. А теперь он может приглядеть подходящие машины для улиц Махачкалы.

Затем делегация посетила экспозиционные шатры льняного кластера – Ржевская льночесальная фабрика представляла экологически чистый утеплитель – тепло-звукоизоляционные плиты «Из льна», не поддерживающие горение.

Всероссийский научно-исследовательский институт механизации льноводства знакомил с техническими разработками и инновационной продукцией из семян льна, а Тверская государственная сельскохозяйственная академия – с направлениями подготовки и переподготовки кадров.

Заместитель министра сельского хозяйства Тверской области Артем Мустюков пригласил гостей на дегустацию продукции тверских аграриев – можно было убедиться в отличных вкусовых качествах кабачковой икры «Ратибор» от производителей из Селижарово, колбасы из Рамешек, молочной продукции ЗАО «Калининское». Были представлены также мед, мармелад, хлебобулочные изделия и безалкогольные напитки.

Большой интерес горожан  – посетителей выставки вызвали павильоны детского технопарка «Кванториум», где были представлены действующие модели роботов, и Торжокской золотошвейной фабрики, где можно было увидеть воочию, как вышивают золотом.

Тем временем гости направились в здание Дворца спорта «Юбилейный», где и состоялось пленарное заседание форума, призванного определить ключевые направления реализации в Тверской области Стратегии развития РФ до 2024 года.

- В мае текущего года президент России Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024-го года». Поставлены чёткие задачи перед органами государственной власти и местного самоуправления, которые мы должны выполнить в течение ближайших шести лет. Для нашего региона успешная реализация национальных проектов будет иметь стратегическое значение, – отметил в своем выступлении Игорь Руденя.

Заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева высказала мнение, что национальным проектом в этой сфере поставлены весьма амбициозные задачи – к 2024 году продолжительность жизни должна увеличиться до 78 лет, а к 2030-му – стать выше 80 лет.

- Справиться с этой задачей мы можем только вместе, – подчеркнула Татьяна Яковлева.

Ее призыв к региональным и муниципальным властям активнее включаться в реализацию нацпроектов поддержал и Владимир Васильев:

- Многое зависит от присутствующих в этом зале. Целью нашей общей работы должна стать не статистика, не количество освоенных денег, а ощущение того, что жизнь людей меняется к лучшему, – сказал он.

С приветствием обратился к собравшимся митрополит Тверской и Кашинский Савва:

- Это великая честь и большая ответственность совершать свое служение на древней Тверской земле, освященной стопами моих предшественников: святителей, благоверных князей, княгинь и многих святых, в подвиге просиявших. Как любой человек, приходящий на новое место и старающийся познакомиться с людьми, выяснить проблемы, волнующие их сердца, я стал понимать, что у нашей области может не быть будущего и задал себе вопрос: «Про кого мы забыли?» … В добром и внимательном отношении нуждается каждый человек, но более всего — дети. Вот про кого мы забыли… Кому мы оставим в наследие нашу страну? Данные Росстата более чем красочно и информативно рисуют наше будущее.

Владыка призвал усилить работу по профилактике абортов и заявил, что Православная Церковь может взять на воспитание любого ребёнка, оставленного матерью.

- При двух женских монастырях нашей епархии – Житенном и Оршинском – в течение многих лет действуют детские приюты, где воспитываются дети всех возрастов с разной судьбой. Я убежден, что мы должны делать все возможное, чтобы будущая мать, стоящая перед выбором сохранения или прерывания беременности, все-таки не совершала аборт, а для этого необходимо оказывать психологическую и материальную помощь женщинам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

Как бы услышав призыв священнослужителя, Тверская область подготовила и направила в Правительство России предложения по участию в национальных проектах и программах, в первую очередь – в сфере демографии, поддержки семей, особенно молодых и многодетных. Поставлена цель  за два года обеспечить местами в детских садах всех детей младше трёх лет, для чего построить 6 детских садов в 5 муниципалитетах.

В числе других значимых направлений – ликвидация свалок в границах населенных пунктов,  рост производительности труда,  создание современных рабочих мест, поддержка промышленности и сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, развитие науки.

Душа России – в малых городах. Концерт в поддержку восстановления храма

06.08.2018

4_августа в Старице праздновали День города и района,  который начался с благого дела. Возле храма Рождества Богородицы, расположенного на противоположном берегу Волги от Свято-Успенского монастыря,  состоялся благотворительный концерт «В краю родном всему начало…» творческих коллективов Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка», воспитанников детской хореографической школы «Фуэте» из подмосковного Зеленограда и с моей поэтической страничкой.

Мероприятие призвано привлечь внимание к восстановлению прекрасного комплекса церкви Рождества Пресвятой Богородицы, называемой также церковью Параскевы Пятницы на Торгу. Храмовый ансамбль строился в период 1728–1825 гг. и сочетал в себе мотивы позднего классицизма и барокко. В 1935 году храм закрыли, несколько десятков лет использовали под склады. Теперь началось восстановление церкви «всем миром» – состояние построек требует дальнейшей реставрации и помощи всех неравнодушных людей. Концерт проводился при поддержке Комитета по делам культуры Тверской области, Администрации Старицкого района,  с благословения настоятеля Храма протоиерея отца Димитрия.

Глава администрации Старицкого района Сергей Журавлев принял участие в открытии концерта. Я побеседовала с ним для подготовки обзора праздника в еженедельнике «Караван + Я».

- Сергей Юрьевич, расскажите, каково участие Администрации Старицкого района в восстановлении храма?   Ходатайствуете ли Вы перед региональными, федеральными властями о восстановлении этого памятника архитектуры?

- Учитывая, что данный храм – это памятник архитектуры федерального значения, наша помощь выражается в проведении субботников по расчистке территории. Аппарат администрации Старицкого района был первым, кто пришел сюда на субботник, и это дало толчок к развитию восстановления храма. Сегодня здесь проходит праздник города и района, и это тоже привлекает внимание к храму. Очень много средств требуется для восстановления храма и территории вокруг него. Здесь мы хотим сделать хорошую набережную. Это наша история, наше богатство, наша культура. Если у нас это есть – у нас есть будущее. Мы пишем обращения в региональный и федеральный фонды имущества, в Министерство культуры. Но мы с вами понимаем, что у нас очень много храмовых комплексов по территории России, средств не хватает.  Я считаю, что было бы замечательно, если напротив такой светлой и прекрасной обители как Свято-Успенский монастырь возродилась бы и Параскева Пятница.

- Проводилось ли исследование фресок в этом храме?

- Пока нет. Это достаточно глубинные работы. Нужно привлекать экспертов высокого уровня, а это требует немалых средств. На первом этапе это можно было бы сделать силами тех людей, которые хотят помочь. Если есть профессиональные эксперты, которые готовы будут провести первичное обследование фресок на благотворительной основе, мы будем рады. Вот подпорная стена, к сожалению, обвалилась. Тоже нужна помощь. Душа России – в малых городах. Здесь живет коренное население,  а те, кто приезжает, удивляются встрече с нашей историей. Мы надеемся, что Старица будет следующим городом, вслед за Торжком, который получит грант в рамках конкурса малых исторических городов. Мы уже участвовали в конкурсах, но не победили. Но мы будем  и дальше работать над этим.

О сложностях восстановления храма рассказал настоятель отец Димитрий:

- Начали восстанавливать храм Параскевы Пятницы в июне 2017 года, приход у нас небольшой – 17 человек пока. Надеемся, что он увеличится по мере восстановления нашего храма. В первую очередь мы настелили полы, полностью укомплектовали церковной утварью алтарь. Служба у нас началась 1 ноября 2017 года, каждую субботу служба в 16 часов, в воскресенье – в 9 часов.  В перспективе мы восстановим придел Параскевы Пятницы, который находится справа, слева – придел Нила Столобенского.

К разговору подключается староста храма Василий Иванович:

- За две недели до Пасхи благодетель Алексей из Санкт-Петербурга, он даже не назвал своей фамилии, пожертвовал нам пять колоколов на колокольню. Благодетель Дмитрий Сергеевич из Москвы помог с ремонтом куполов, привез икону Параскевы Пятницы, принял участие в восстановлении часовенки. Крыши починили, двери заказали. Но вот одна трудность – подпорная стена начала валиться. Нужно делать водоотвод, стену укреплять, но все упирается в денежные средства. А вот здесь в нишах у нас фрески – лик Петра и лик Павла, только почти ничего не осталось от них, еле видны, 200 с лишним лет им. Мы стараемся сохранить всю старину, и двери и замок. Все здание храма построено из белого камня местных каменоломен. Уже и детей крестим – одна женщина с Урала приобрела для храма купель. А 28 сентября у нас пройдет первое венчание, это пара наших прихожан.

- Как же восстановить эти фрески? Если фрески ценные, то, вероятно, государство, Министерство культуры должно профинансировать их восстановление?

Отец Димитрий считает, что все проблемы можно решить, главное – не прекращать усилий:

- Сейчас мы готовимся к зиме, окна ставим. Это первоочередная задача. Фрески представляют большую ценность, в главном приделе сохранились большие фрагменты фресок. Чтобы восстанавливать, их нужно включить в программу. Было бы очень хорошо, если бы государство помогло и с восстановлением подпорной стенки и с фресками.  Для этого нужны  большие средства. А пока мы занимаемся аварийно-спасательными работами. Будем пытаться попасть в программу, в этом нам необходимо содействие и граждан и местных и региональных властей. У меня есть опыт, вот  в Красном дороги не было, теперь есть.  Вода камень точит. Когда запускаешь механизм, он туго идет, а когда раскрутится – уже не остановишь.

Для_старичан и гостей города на импровизированной сцене – ступенях у подножия храма выступили коллективы Дворца культуры Пролетарка Народная хоровая академическая капелла под руководством Марины Кирпу, народный ансамбль танца «Тверичане» имени Е.И.Комарова, а также Детская хореографическая школа «Фуэте» из Зеленограда.

4 августа Православная церковь вспоминат Святую Равноапостольную Марию Магдалину, а у меня в этот день именины. Поэтому я прочла стихотворение «Мария из Магдалы», стихи православной тематики.

Директор ГБУК ТОДК «Пролетарка» Елена Постнова приехала на праздник вместе с творческими коллективами:

- Тверской областной Дворец культуры «Пролетарка» является областным методическим центром, и, объективно говоря, на нас лежит феноменальная ответственность по участию в проектах наших коллег в муниципальных образованиях, культурологических, историографических, тем более – проектов по возрождению православных святынь. Мы очень тесно сотрудничаем с нашей Митрополией. Проекты, совместно реализуемые с РПЦ на постоянной основе, это и Фадеевские чтения, и Покровские вечера.  Это не случай, это закономерная история взаимоотношений и с Православной церковью и с коллегами из муниципалитетов. Если  говорить о данном пилотном проекта в рамках крупного проекта «Малые города Верхневолжья» под патронажем Комитета по делам культуры Тверской области. Мы привезли сюда благотворительный концерт и счастливы, что можем поучаствовать в возрождении православного храма. Я была потрясена красотой этой земли, воцерковленностью старичан, их внутренней культурой и сельской интеллигентностью, гордостью за свою землю.

Инициатор проектов развития Татьяна Соколова приняла участие в организации ярмарки:

- У Храма Параскевы Пятницы, сильной покровительницы торговым и промышленным делам,  ярмарка раньше  была  всегда. Надеемся, что дело возродится. Торговля началась. А вместе с нею Храм у Волги вновь вернёт величие и место расцветёт. Сегодня здесь прекрасно. Много лиц, молитв, улыбок, чая и товаров. Добрые слова и песни Волге и дорогому городу. Горожане, власть, ремесленники, гости, дети — все наслаждаются общением и праздником.

Единомышленник Татьяны Константин Бенедиктов тоже верит в будущее старицкой земли:

 - Я живу в Родне Старицкого района 20 лет, провожу фестиваль для художников, музыкантов и других творческих людей «РоднЯ в РОдне». В 2016 и 2017 году трехдневный фестиваль провели успешно, в нынешнем не удалось, но жизнь в Родне уже оживляется. Надеюсь, в следующем году увидеть вас в числе гостей нашего фестиваля!

Юлия Пленкова (проект «Альтуристы») развивает местные сообщества в глубинке:

-  Туристы приезжают в древний или малый город и помогают местной инициативе. Мы организуем проживание, питание местными продуктами. Это может быть благоустройство, как в Тутаеве. Где-то мосточки строили, где-то развивали малый бизнес, помогали в сборе лекарственных трав. Неважно, что за инициатива, главное, чтобы местное сообщество подключилось и люди начали общаться. Потом сообщество развивается без нашего участия. Такой праздник как сегодня – прекрасный пример успешно реализованной инициативы.

Действительно, под звуки народных песен  жители и гости города осматривали торговые ряды с  изделиями народных промыслов и сувенирами. Ощущение праздника было всеобъемлющим. В день города и района также открыта детская площадка в форме корабля – это связано с именем знаменитого уроженца Старицы адмирала В. Корнилова. Большая площадка в городском саду стала местом проведения концерта солистов и творческих коллективов из Москвы, Твери, Старицы. Завершился праздник салютом.

Вечная память Валерию Ганичеву, писателю Русского мира

09.07.2018

 Смоленская областная организация Союза писателей России выражает соболезнования родным и близким известного писателя  и видного  общественного деятеля Валерия Ганичева, возглавлявшего Союз писателей России долгие годы. Валерий Николаевич скончался 8 июля 2018 года на 85-м году жизни. Как сообщает Секретариат правления Союза писателей России, похороны пройдут во вторник 10 июля в Переделкине, отпевание начнётся в храме Игоря Черниговского в Переделкине в 12:30.

 Мы будем помнить писателя-патриота Валерия Николаевича Ганичева как литературного творца, создавшего крупные, значимые для России произведения. В книге «Россию надо заслужить» – историко-литературном исследовании жизни и творчества Валерия Ганичева, Олег Дорогань отмечает необычайную силу духа лидера писателей России и даже провидческий дар: «И когда Валерию Николаевичу говорят: всё – наступает конец Русской цивилизации, она, как Атлантида, уходит под воду, он убежден: у нас есть свой Китеж, свой Град Небесный, свой Край Заветный. … Каждое слово его лучится верой, светится спокойной Божественной силой. Он прозревает, в каждом своём выступлении он видится мне пророком с посохом веры. С незримым – как само его провидчество – посохом. Он прозревает Новую Россию».

Валерий Николаевич Ганичев родился 3 августа 1933 года в Пестово (ныне Новгородская область). До Великой Отечественной войны жил в Омской области. Окончил среднюю школу в Полтавской области. В 1956 году окончил исторический факультет КГУ имени Т. Г. Шевченко. С 1960 года занимался комсомольской и журналистской работой: являлся заместителем главного редактора журнала «Молодая гвардия», с 1968 по 1978 год — директор издательства «Молодая гвардия». С 1978 по 1980 год — главный редактор газеты Комсомольская правда». С 1981 года по 2001 год — главный редактор журнала Роман-газета. С 1998 года – главный редактор журнала «Роман-журнал. XXI век». С 1994 года до февраля 2018 года – председатель Правления Союза писателей России.

В 2001 году Валерий Ганичев успешно способствовал канонизации Фёдора Ушакова. Он многие годы являлся заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора, заместителем председателя Комитета в защиту отечественной культуры, сопредседателем фонда «Русская национальная школа».

Валерий Ганичев за долгие годы служения Родине и русской литературе удостоен множества наград: ордена Почёта, ордена Трудового Красного Знамени, двух орденов «Знак Почёта», медали «Ветеран труда», медали «За укрепление боевого содружества». Валерий Николаевич являлся заслуженным работником культуры РСФСР, лауреатом премии Ленинского комсомола (1978), Большой литературной премия России СПР (2003) — за романы «Адмирал Ушаков», «Росс непобедимый», повесть «Дорожник» и многих других.

Смоленская областная организация Союза писателей России помнит, как в 2011 году, проводя в Смоленске пленум Союза писателей России Валерий Николаевич выступил против попыток грубого искажения истории России, истории Великой Отечественной войны. Также он призвал писателей, деятелей культуры и руководство области  всем вместе бороться за чистоту русского языка. «Однако одной поддержки на словах мало, необходима серьезная просветительская работа, чтобы выполнить намеченное. Язык – это самое дорогое богатство. Разные народы страны не могли бы понимать друг друга, не будь русского языка».

Валерий Ганичев прожил достойную жизнь, внес большой вклад в русскую культуру и оставил новым поколениям писателей России заветы, которые надлежит хранить и исполнять. Вечная память!