Записи с меткой «Православный мир»


Наследие и наследники. Съезд православной молодежи

28.10.2019

Статья опубликована на портале «Русская народная линия»

26 и 27 октября в стенах Тверского казачьего технологического института (филиала) МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) проведено знаковое региональное мероприятие – Съезд православной молодежи Тверской епархии «Наследие и наследники».

Юбилейный пятый Съезд православной молодежи Тверской епархии объединил  делегатов молодежных православных организаций из Твери, Конаковского, Кимрского, Торжокского, Старицкого и других районов области, духовенство, студентов, педагогов, общественных деятелей. Организатором съезда является отдел по делам молодежи Тверской епархии. Тверской филиал МГУТУ им. К.Г. Разумовского выступает в качестве соорганизатора и куратора историко- литературной секции форума.

В ходе пленарного заседания, начавшегося, как подобает всякому благому делу, с молитвы, к собравшимся обратился настоятель собора святого благоверного князя Александра Невского в Твери, руководитель отдела по делам молодежи Тверской епархии иерей Кирилл Алексеев. Он обозначил круг важнейших вопросов, находящихся на повестке съезда. Их участникам предстояло обсудить в ходе работы секций форума.

 Для участников съезда прозвучали песни автора-исполнителя Ильи Аносова, хорошо известного любителям музыки нашего региона. Илья Аносов в 90-е годы был участником легендарной тверской группы «Корни», а позднее – группы «Mezzamo». Сейчас музыкант преимущественно выступает с сольными концертами, в том числе – рождественских, пасхальных и др., а также участвует в музыкальных фестивалях.

Работа по секциям проходила в конструктивной дискуссии и дружелюбном общении. Участники съезда, а их было около 100 человек, выбирали наиболее интересную для себя тему, а иногда посещали несколько секций поочередно.

Наиболее массовой, что отрадно, стала секция «Семья. Демография. Народосбережение», которую проводил в одной из просторных аудиторий ТКТИ протоиерей Георгий Белодуров.

Достаточно специализированной, но очень важной была тема секции «Грантрайтинг в сфере военно-патриотического воспитания». Павел Ефремов, заместитель руководителя отдела по делам молодежи Тверской епархии, представил видеопрезентацию о том, как правильно готовить грантовую документацию. Участники задали интересующие их вопросы, рассказали о проблемах, с которыми пришлось столкнуться при участии в конкурсных процедурах, при соискании грантов.

Секцию «Военно-патриотическое воспитание молодежи: теория и практика» провел Валерий Цыков, научный сотрудник музея Калининского фронта. Следует отметить, что организации православной молодежи ведут активную подготовку к празднованию 75-летия Победы.

Историко-литературная секция съезда объединила в себе темы «История казачества: патриотизм, доблесть, жертвенность» и «Литературное наследие Тверского края». Модераторами секции выступили преподаватели ТКТИ Мария Парамонова и Павел Павлов. Студенты выступили с докладами об участии казачества в Отечественной войне 1812 года и о современном этапе развития казачества, об образовании и воспитании в казачьих семьях и о наставническом проекте  студентов Тверского казачьего технологического института.  Все темы вызвали живой интерес участников съезда и пробудили жаркую полемику. Познавательные сообщения о тверских поэтах Авдотье Павловне и Федоре Николаевиче Глинках, включающие прочтение произведений авторов, живших в нашем городе в XIX веке, пробудили не только литературный, но и краеведческий интерес. Обсуждение продолжилось даже после официального завершения работы секции.

А во второй день работы Съезда православной молодежи – 27 октября в Актовом зале ТКТИ состоялась интерактивная лекция «Неизвестная русь: быт, верования, культура».  Специальный гость – кандидат исторических наук, член правления Российского фольклорного союза, президент центра традиционных боевых искусств и руководитель этнографического клуба «Белый волк» Георгий Базлов увлекательно поведал о загадках прошлого, научных гипотезах и предположениях. Прозвучала этническая музыка – народные инструменты соединили современную молодежь и их далеких предков, ведь музыка – это язык, который все понимают.

Мария ПАРАМОНОВА

На творческом вечере в соборе Александра Невского

05.10.2019

В пятницу, 4 октября состоялся творческий вечер «Слово о любви» в Соборе св. Александра Невского в Твери, в зале на цокольном этаже. Открыл вечер настоятель этого храма протоиерей Кирилл (Алексеев). Он отметил, что любовь многогранна и привел пример любви к родной земле, который явил нам святой Александр Невский.

По приглашению организаторов творческого вечера – отдела по работе с молодежью Тверской епархии – я выступила с поэтическим вступлением к  музыкальной части программы. Я прочла стихотворения «Баллада о сожженных», «Мария из Магдалы» и «Перед иконою свеча…»

 В музыкальной программе  выступили авторы-исполнители Эдуард Белов (вокал, гитара, г. Москва), Николай Гуляев (вокал,  гитара, г. Санкт-Петербург), а также Евгений Некрасов (вокал, гитара, г. Тверь).

 

 

Собор Александра Невского в Твери – новый на прежних устоях

03.10.2019

3 октября, вместе со студентами ТКТИ, я посетила Собор Александра Невского в Твери, на привокзальной площади. Это прекрасный пример воссоздания архитектурного объекта. Священнослужители, в свою очередь, стараются наполнить эти стены новым содержанием – для нас провели экскурсию и лекцию о старинном оружии. В храме базируется отдел епархии по работе с молодежью. А в зале цокольного этажа сохранен фрагмент кирпичной кладки первоначального храма.

Собор в своей первой жизни простоял совсем недолго.  В конце XIX века в Твери произошел подъем храмового строительства, связанный с промышленным развитием города и потребностью обеспечить церковными приходами разросшиеся фабричные окраины. При поддержке Христорождественского женского монастыря для жителей рабочих посёлков построили несколько культовых сооружений, в их числе – храм при железнодорожной станции в Твери.

В 1879 году жители пристанционного посёлка обратились к игуменье монастыря Палладии с просьбой о сооружении церкви, император Александр II утвердил распоряжение министра путей сообщения о выделении в Твери участка под строительство храма на земле, принадлежащей Николаевской железной дороге — на пересечении Станционного шоссе (ныне проспект Чайковского) и Александровской улицы (ныне ул. Коминтерна), на Привокзальной площади. Однако проект замер на уровне согласований, по всей видимости, из-за недостатка средств.

Через 10 лет решено было все же построить храм в «память чудеснаго избавления Государя Императора Александра Александровича и его Августейшей семьи от угрожающей опасности при крушении поезда на станции Ворки, Курско-Харьковско-Азовской железной дороги 17 октября 1888 года». Утверждённый в 1891 году проект был отправлен тверскому губернатору П. Д. Ахлёстышеву, начался сбор средств. Внешний вид храма был решен в так называемом «русском стиле», его несомненным достоинством являлась объемно-пространственная композиция. Расположение церкви на площади завершало перспективу Станционного шоссе, вливающегося в Трехсвятскую улицу, ведущую в самый центр города.

Крестовокупольный четырехстолпный пятиглавый храм на высоком цоколе был весьма монументален. Даты начала и окончания строительства были высечены на мраморной доске, установленной в интерьере храма на западной стене: «Начата постройкой 30 августа 1891 года, а окончена 30 августа 1893 года».  17 октября 1893 года главный престол был освящен во имя Александра Невского архиепископом Саввой. Правый (южный) придел был освящён кафедральным протоиереем Г.П. Первухиным 28 декабря в честь епископа Криткого Андрея и святой мученицы Иулиании. Он же освящал 10 февраля 1894 года левый (северный) придел в честь преподобного Сергия Радонежского и святой мученицы Надежды.

За активное участие в строительстве были награждены: инженер И. В. Попов и купец А. А. Коняев. Иконостас был заказан в Петербурге академику А. Шутову. Иконы писал «заслуженный академик Васильев». В 1894 году иконостас был готов вчерне. В 1898 году нашлись средства на его позолоту, тогда же обновили покраску стен внутри храма.

Но уже в 1929 году церковь закрыли, а помещение передали под хлебохранилище. В послевоенные годы здание перестроили: двухсветный четверик храма разделили на два этажа. В нижнем этаже разместили магазин, в верхнем — жильё. В 1983 г. при строительстве нового здания железнодорожного вокзала остатки церкви окончательно разобрали.

(Использован материал «Церковь Александра Невского в Твери»  Салимовой М.А. и Салимова А.М. )

 

 

К 75-летию Владимира Осипова: «Знай, умей, дерзай и помни!»

21.08.2019

Интервью опубликовано в №31(31) еженедельника «Караван Ярмарка» за 20.08.2019 г.
в редакционной версии с редакционным заголовком,
полная версия также опубликована на сайте «Русская народная линия» 

21 августа 2019 года вице-президенту Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), председателю её Тверского регионального отделения, профессору и академику ПАНИ Владимиру Глебовичу Осипову исполняется 75 лет.

К этой прекрасной дате приурочено интервью, в котором юбиляр делится воспоминаниями и анализом Академического движения, не известного широкой читательской аудитории.

- Владимир Глебович, вы тот редкий человек, который активно сотрудничая с коллегами из разных городов и стран, все же неразрывно связаны с Тверской землёй. Ей посвящаете свои труды и усилия. Вероятно потому, что это Ваша родина?

- Я – коренной тверичанин. Здесь родился, здесь, надеюсь, и пригодился. Уезжал из города мальчишкой за отцом – офицером Советской армии в гарнизоны Ленвоенокруга. Затем – в Подмосковье на три года своей срочной службы. А так – всё время здесь: окончил филфак Калининского пединститута, аспирантуру ТвГУ. И 30 лет проработал в нашем университете преподавателем философии и учёным.

- Вы известны в Тверской области и за её пределами не только как преподаватель и ученый, но и как общественный деятель. С чего всё началось?

- Наверное, с того, что в армии мне оказали доверие и приняли ещё юношей в члены КПСС. До сих пор эта ответственная жилка жива и заставляет самозабвенно и бескорыстно заниматься общественной работой. Что в условиях дикого номенклатурно-криминально-олигархического капитализма воспринимается как анахронизм и недомыслие. Но, что поделаешь? У каждого своя миссия. Я был лидером класса и собирал одноклассников на традиционные встречи. Комсоргом, членом политбюро, заместителем председателя профкома университета. А сейчас руковожу Тверским отделением ПАНИ – сначала как ученый секретарь, а последние 20 лет как его председатель.

- Мне известно, что Вы стояли у истоков Академического движения в России, написали теоретическое исследование и ввели в социальный оборот этот термин. В чём сущность Академического движения и как состоялось оно на тверской земле?

- Большинство учёных по маковку погружены в свою научную проблематику и относительно аполитичны. Но перестройка дала надежду на позитивные перемены в организации науки. Общеизвестно, что в 1724 году Петром I была создана Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге – первая в России. И вновь именно в Ленинграде родилась идея воссоздания Российской академии наук снизу, из регионов. Инициативно собрали в Питере учредительный съезд. Верховный Совет РСФСР его поддержал. Наша группа тверских делегатов: профессоры Алексей Афанасьев из Политеха, Юрий Папулов из ТвГУ (уже ушедшие из жизни), а также доцент университета Владимир Гайдуков и я инициировали аналогичный съезд ученых Верхневолжья на тверской земле. Он состоялся 31 мая 1991 года. Такого представительного съезда делегатов от всех вузов и НИИ, включая военные, не было ни до, ни после. Но решение об организации Тверского отделения РАН было заблокировано неожиданным развалом СССР. Эта геополитическая катастрофа поставила на грань выживания и науку и ученых.

Но мы не сдались, и никуда не уехали. А создали свою альтернативную общественную Петровскую академию. По этому примеру в России появилось ещё около 40 академий. Так родилось достаточно представительное отечественное Академическое движение. К сожалению, сейчас оно, как и многие другие некоммерческие организации, в состоянии упадка. Виной тому, в первую очередь, «вертикаль власти», как форма политической псевдокультуры нашего Отечества.

- Таким образом, Вы, как бывший ректор тверской «Академии политической культуры», оцениваете текущее состояние политического управления негативно?

- Конечно! После реставрации в стране свергнутого строя (капитализма ) большинство из нас остались умными, но стали нищими. Хотя бы потому, что академическая фундаментальная наука и примитивный бизнес плохо сочетаются между собой. Нынешняя деформация государственной РАН – тому подтверждение. Духовная нищета нас, слава Богу, не обуяла. А посему мы с Юрием Веремеенко, в том числе и для прокорма семей, создали своё НОУ «Академия политической культуры». Обучали тверских политиков , вели политологические исследования, организовывали научные конференции, работали в штабах избирательных кампаний.

Однако, после ползучей практики назначения кандидатов на избираемые прежде должности рынок подобных услуг «схлопнулся». И я сосредоточил свою деятельность на организации работы Петровкой академии.

- Мы можем Вас поздравить с высокой оценкой деятельности Тверского отделения ПАНИ. Пост вице-президента Петровкой академии, на который Вас избрали,  – яркое свидетельство этому. Вам удалось сплотить вокруг себя единомышленников, учеников и соратников. Они тоже много добились, расскажите о них.

- Спасибо. Когда я работал первым редактором университетской многотиражной газеты «Калининец» и создал школу подготовки профессиональных журналистов и студкоров, моим заместителем был студент-историк Сергей Семячко. Сейчас он – преподаватель высшей школы, кандидат исторических наук, член-корреспондент ПАНИ и одновременно – первый секретарь горкома КПРФ в г. Дубне.

Доктор биологических наук, заведующий кафедрой биологии ТвГУ Андрей Зиновьев – известный ученый-орнитолог, тоже член-корреспондент нашей академии и предводитель Тверского дворянского собрания, принял предложение быть моим заместителем в Тверском отделении ПАНИ.

Вячеслав Булойчик, член-корр ПАНИ, кандидат военных наук, полковник запаса, стал духовным лицом – протоиереем РПЦ, получившим служение заместителем начальника Тверского гарнизона по работе с верующими военнослужащими. Он духовно окормляет и членов нашего отделения ПАНИ.

- Широко известна Ваша деятельность по возрождению и сохранению памяти о Патриархе Тихоне. Эта работа также проходит под эгидой ПАНИ?

Я – научный руководитель программы Тверского отделения ПАНИ «Патриарх Тихон – духовный вождь Русского мира». Мы изучаем наследие нашего торопецкого земляка. Участвуем в работе ежегодных международных Торопецких Свято-Тихоновских конференций. Удалось написать и издать книгу для семейного чтения «Святой Тихон, патриарх Московский и всея Руси. Рассказ-поучение Владимира Осипова».

- В конце интервью – блиц-опрос. Ваши любимые писатель, литературное произведение, художник, актер, кинофильм, певец?

- Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени». Архип Куинджи. Элина Быстрицкая. «Почти смешная история» Петра Фоменко. Сергей Захаров.

- Ваш жизненный девиз?

- Знай, умей, дерзай и помни!

Беседовала Мария ПАРАМОНОВА

Волжский Крестный ход – связь городов и поколений

03.06.2019

Статья опубликована в еженедельнике «Караван Ярмарка»

1_июня на Истоке Великой русской реки Волги исключительно торжественно стартовал XXI Волжский Крестный ход. Его история берет свое начало в 1999 году, но сама древняя традиция молитвенного шествия до революции была распространенным явлением. В крестных ходах с иконой святых, шли не только прихожане, но и высшее церковное духовенство. Было традицией и освящение истока реки Волги. Первый Волжский Крестный ход по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II проходил от истока Волги по водам трех славянских рек: Волги, Днепра и Западной Двины. Уже второй Волжский крестный ход в 2000 году соединил дореволюционную традицию освящения истока Волги и начало Волжского крестного хода.  От освящения истока Волжский Крестный ход с тех пор проходит по всей Тверской области, завершаясь в Калязине.

В живописной деревне Волговерховье, пожалуй только в день отправления крестного хода так многолюдно. Несмотря на отдельные группы туристов, здесь сохраняется уединение, столь необходимое находящемуся здесь женскому монастырю в честь равноапостольной княгини Ольги. Но в первый летний день  несколько сотен паломников заполнили улицы и площадки молитвами, песнями, ощущением праздника. Здесь были представители духовенства, органов власти, творческие коллективы, учащиеся, жители разных районов Тверской области, туристы.

Митрополит Тверской и Кашинский Савва в сослужении Епископа Ржевского и Торопецкого Адриана совершил в Преображенской церкви Божественную литургию. Церковь не могла вместить всех собравшихся, но на экране, установленном рядом с храмом, велась трансляция. В числе тех, кто непосредственно находился на литургии, был, конечно, губернатор Тверской области Игорь Руденя, прилетевший в бело-синем вертолете, а также другие официальные лица.

 После литургии представительная колонна духовенства в праздничном облачении двинулась от церкви в сторону часовни на истоке. На пути их встречали стройные ряды оцепления: казаки Тверского отдельского казачьего общества и станичных казачьих обществ, студенты Тверского казачьего технологического института, учащиеся казачьих классов школы №24 города Твери, православная молодежь с флагами. Владыка освятил воду на истоке великой русской реки, и она потекла – «издалека, долго» – до самого Каспия.

Настало время  приветственных слов. Глава митрополии в своей речи напомнил, что Волжский Крестный ход ежегодно в качестве святынь берет в свое шествие ковчеги с частицами мощей и иконы различных святых. Обычно это связано с юбилейными и памятными датами года. В 2019 году Крестный ход посвящен 200-летию обретения мощей благоверной княгини Иулиании Вяземской и Новоторжской. Поэтому во главе шествия будет икона святой Иулиании. Она прославилась в XV веке супружеским целомудрием и погибла, но сохранила верность князю Симеону Вяземскому. Двести лет назад мощи святой были обретены. Среди чудесных исцелений от мощей мученицы – излечение от чахотки духовника Н.В. Гоголя – Матфея Константиновского. Однако, в годы богоборчества мощи утрачены.

- В наше время, когда не только молодое поколение, но и люди разных возрастов страдают от катастрофы окружающей моральной ситуации, подвиг святой княгини-мученицы своевременно призывает нас обратиться к своей жизни, чтобы найти ответ на вопрос: «На что мы готовы, ради сохранения святости и чистоты истинной любви?», – сказал митрополит Савва, обращаясь к собравшимся… – Чтобы не потерять окончательно связующую нить между временной эпохой и непреходящими ценностями, мы должны чтить память тех, кто примером своего жития показал, что в каждой ситуации, при любой власти и историческом времени, главное – оставаться христианином, не изменять своему выбору, не предавать Христа и быть верным ему до конца».

Владыка выразил надежду, что сотни людей, расположившихся на склоне холма, у подножия которого из-под земли бьет ключ,  названный специалистами истоком Волги, пришли сюда не только ради приятной летней погоды и красивых пейзажей вокруг: « Помните, что мы с вами собрались в Крестный путь, а наша привычная тропа подразумевает не только торжество и радость, но и сугубый молитвенный труд».

Затем участников Крестного хода приветствовал губернатор Игорь Руденя. Он отметил, что «Крестный ход – это та невидимая нить, которая связывает все поколения».  Со сцены выступили также депутат Государственной думы Федерального собрания России Сергей Веремеенко, Председатель Законодательного Собрания Тверской области Сергей Голубев, глава Осташковского городского округа Алексей Титов.

После речей начался концерт – его открыл великолепный Хор Свято-Данилова монастыря. Эти голоса уже звучали во время литургии, а со сцены знаменитый вокальный коллектив исполнил песни «Родина», «Эй, ухнем», «Казачья молитва», «Не для меня», «Вечерний звон» и другие.  Также в концертной программе выступили коллективы ДК «Пролетарка». А на холме, у памятника Святителю Николаю Чудотворцу, исполняли русские народные песни девушки из фольклорного ансамбля «Славяночка» Тверского государственного университета. Они сопровождали свое выступление аккомпанементом на балалайке и гуслях тверского производства.

Пообедав в трапезной официальные лица отправились в обратный путь – губернатор улетел на бело-синем вертолете, сделав круг почета над истоком Волги. Остальные чиновники и большая часть духовенства разъехались на черных автомобилях. Пейзажи по-прежнему были живописными: на холме цвели лютики и вероника в духе Ван Гога, а у ручейка, уносящего освященную воду вниз по течению – белые звездчатка и любка . Как- никак это территория заказника «Исток реки Волги» . И паломники, полюбовавшись прекрасными божьими созданиями и отобедав в полевой кухне добротными гречкой и картошкой, салатом и компотом, начали шествие. Четыре плечистых казака несли перед колонной икону, следом шли священники и миряне – основные постоянные участники Волжского Крестного хода под руководством протоиерея Павла Сорочинского.

На протяжении первого этапа Крестного хода верующие непрерывно пели пасхальный тропарь «Христос Воскресе из мертвых…». Через два с половиной километра икону проводили в дальнейшее путешествие – на автобусе. Маршрут Волжского Крестного хода устремился к берегу озера Селигер – деревням Сосница, Заполек, Климова гора , поселку.Солнечный на острове Городомля, деревне  Николо-Рожок . Уже к вечеру он достиг монастыря Нилова пустынь.  В каждом населенном пункте совершается богослужение с участием местных жителей.

В следующие дни Волжский крестный ход встретят  Осташков , Пено, Андреаполь, Торопец , Западная Двина,  Жарковский, Нелидово,  Белый, Оленино,  Торжок , Кувшиново, Селижарово , Ржев , Зубцов, Старица, Тверь, Бежецк, Максатиха, Удомля,  Кашин Конаково,  Дубна, Кимры и другие – всего около 50 населенных пунктов. Завершится Волжский Крестный ход в Калязине 15 июня.

Мария ПАРАМОНОВА

Литературное Отечество

04.05.2019

Заметка опубликована в еженедельнике «Караван Ярмарка»
№16 (за 8-14 мая) 2019 года на стр. 9

Вышел из печати первый номер тверского литературно-художественного журнала «Отечество».  Журнал публикует стихи и прозу тверских писателей. Главным редактором издания и инициатором его выпуска стал член Союза писателей России Сергей Струков.  Ответственным редактором выпуска выступила член Союза писателей России Любовь Старшинова.

Во вступительной статье номера «Кровь отцов» Сергей Струков обращается к истории России, как череде кровопролитных войн. Рассматривая Отечество как понятие, неразрывно связанное с верой наших предков, Сергей Викторович пишет: «Причастие Святых и Животворящих тайн – есть наиглавнейший и принципиальный момент домостроительства Божественного спасения человека.  Бог в виде Тела и Крови Христовой входит в человека и соединяется с ним навечно».  Православные воины, защищавшие Русь, Россию во все века – от Рюриковичей, упокаивались в земле навечно.   Сергей Струков приходит к философскому умозаключению о святости русской земли через пролитую на ней кровь отцов.  «Тело и кровь русского христианина и вместе соединённые с нею Тело и Кровь Иисуса Христа, Бога-Отца и Бога-Сына смешивались с веществом земли навсегда…».

В разделе «Проза» опубликованы рассказы Бориса Морозова «Там, где восходит солнце»,  Михаила Петрова «Колка сахара на двоих»,  Виктора Струкова «Мирон», Марии Парамоновой «Одеяло», Владимира Зорина «Живой, живущий» и «Любовь к яблокам», Николая Нилова «Сын Солдата», Сергея Ильичева «Битва при Чесме». Пьеса Дмитрия Мамонова «Русский мятеж», первую часть которой публикует «Отечество», охарактеризована автором как «оптимистическая трагедия».  Её действующими лицами являются Великий Князь Тверской Александр Михайлович, его мать княгиня Анна Кашинская, Епископ Тверской Андрей, ордынский полководец Чолхан, московский князь Иван Калита и другие исторические фигуры.

Поэтические страницы тверского литературного журнала «Отечество» знакомят со стихами Василия Рысенкова, Елены Лучневой, Владимира Юринова, Ларисы Токаревой, Елены Бурчилиной и Виктории Паниной. В стихотворных строках – природа Верхневолжья, история родной земли, молитвенное обращение ко Всевышнему. И хотя, как и в некрасовские времена, не многим на Руси зажиточно живется, Отечество остается неизменным источником вдохновенья, как в стихотворении Елены Бурчилиной «Родной край»:

Здесь всем привычен недород,
немногодетны семьи.
Но только здесь душа поет,
в родном Нечерноземье.

Выпуск литературного журнала «Отечество» в Тверской области осуществляется за счет средств благотворителей.  Это открывает тверским литераторам путь к широкому кругу читателей, интересующихся художественной литературой и исторической публицистикой.

***

Мой рассказ «Одеяло», отмеченный дипломом 1 степени Симоновского литературного конкурса-2018, опубликован на стр. 10-11.

В Твери прошли Пятые чтения «Книга. Православие. Общество»

14.03.2019

Статья опубликована в еженедельнике «Караван» №9
за 20-26 марта на стр. 6-7 (в сокращении)

14_марта в России в десятый раз отмечался День православной книги. Этот праздник, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был установлен в 2009 году и впервые отмечен в 2010-м в целях просвещения через книгу. День православной книги приурочен к дате выпуска на Руси первой печатной книги. Первопечатник  Иван Фёдоров (Москвитин) издал книгу «Апостол» и представил её  1 марта 1564 года по юлианскому календарю, что соответствует 14 марта по календарю григорианскому.

День православной книги празднуют во всех епархиях Русской Православной Церкви не только в память о выпуске первой печатной книги, но и для популяризации чтения, как пути в мир знаний, к тайнам духовной жизни, сокровищам русской литературы.

Ставшие уже традиционными чтения «Книга. Православие. Общество»  п рошли в Твери, в  Центральной городской библиотеке имени А.И. Герцена уже в пятый раз.  Инициаторами проведения чтений, помимо библиотеки, являются   Тверской государственный объединенный музей, Тверская епархиальная библиотека, Межрегиональный гуманитарный научный комитет имени К.П. Победоносцева.

Чтения были открыты для всех желающих и собрали полный библиотечный зал слушателей, интересующихся проблематикой духовно-нравственного воспитания, развитие интереса к православной литературе.

Темами V чтений стали духовность в литературе и искусстве, исторические примеры утверждения принципов духовности и нравственности в обществе, подвижники православия как среди священнослужителей, так и в светском обществе.  Также была обозначена тема православия как основы высоконравственных отношений в семье и обществе. Выступающие на чтениях священнослужители, ученые, краеведы в основном придерживались заявленной тематики.

С приветствиями к участникам чтений обратились руководитель издательского направления отдела тверской епархии по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ протоиерей Александр Душенков и председатель Тверского областного общества книголюбов Вера Ткаченко.

Безусловно впечатляющим, можно сказать сенсационным стало выступление иерея Геннадия Титова из Санкт-Петербурга. Он представил прекрасно изданную книгу «Жизнеописание петербургской старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матроны Босоножки)», соавтором которой является. В настоящее время ведется работа по подготовке материалов для канонизации старицы Матроны Босоножки, жившей в конце XIX- начале XX века. После того как Матрона 30 лет странствовала босиком по святым местам, она жила в Петербурге под покровительством святого Иоанна Кронштадского и государя императора Николая II, с которым вела переписку. Ежедневно Матрона Босоножка принимала по 500 человек паломников и помогала им молитвой. Что было особенно интересно для аудитории, старица Матрона по благословению святого Иоанна Кронштадского ездила по Тверской губернии с миссионерскими целями. А в деревне Ферязкино Старицкого уезда даже произошел некий инцидент, который сделал старицу Матрону одним из фигурантов судебного разбирательства. Исследователи обнаружили в архивах 700-страничное дело 1899 года и выяснили, что Матрена Босоножка была полностью оправдана судом.  Иерей Геннадий Титов подарил экземпляр книги библиотеке им. Герцена. Несомненно, у этой книги будет немало читателей.

Жизни и деятельности просветителей посвятили свои доклады краевед Анатолий Головкин, кандидат педагогических наук Ольга Кузьмина,  научный сотрудник музея М.Е. Салтыкова-Щедрина Ольга Сорокина и ряд других исследователей.

Галина Гадалова, кандидат исторических наук, подготовила презентацию, знакомящую со страницами рукописной книги  – Тверского списка Хроники Георгия Амартола.  По мнению докладчицы, создание на рубеже XIII-XIV веков тверского списка книги, написанной в Византии в середине IX века, связано с именем благоверной княгини Ксении, матери князя Михаила Ярославича Тверского.  Книга, красочно проиллюстрированная художниками, рассказывала о ветхозаветных событиях и могла являться учебным пособием для княжеских детей.  Вторая часть тверского списка Хроники, повествующая о более современных событиях, до наших дней не сохранилась.

Весьма содержательный доклад с видеопрезентацией по теме старицких белокаменных храмов XVIII-XIX веков представил краевед Александр Шитков. А кандидат филологических наук, доцент ТвГУ Александр Бойников  на примере творчества известного тверского писателя Леонида Нечаева сделал доклад о жанре православного рассказа.  Ряд выступлений участников чтений был посвящен классикам русской литературы.

Вице-президент Петровской академии наук и искусств, профессор и академик ПАНИ Владимир Осипов передал в дар библиотеке имени Герцена от Тверского регионального отделения ПАНИ библиографическую энциклопедию «Золотые имена России». Это первый выпуск издания, в который вошли сведения о видных деятелях науки и искусства – членах ПАНИ. «Союз науки и православия: идеи, проблемы, издания» – так назвал свой доклад Владимир Глебович. И эта тема оказалась весьма значимой, раскрывая, в том числе, и суть происходящего в зале чтений.

Союз науки и православия, который поддерживается и празднованием Дня православной книги, ещё очень молод. Советская наука, с её атеистическим подходом, не создала методологию для исследований светских ученых по вопросам, связанным с религиозными темами.  И в прозвучавших на чтениях докладах была заметна некоторая терминологическая стихийность.  Науке и православию в точках их взаимодействия еще предстоит преодолеть проблемы становления их союза.

Чтения «Книга. Православие. Общество»  расширяют и географические и возрастные рамки – в этом году на них выступил даже четвероклассник, пересказавший прочитанную им книгу об Афанасии Никитине.  Празднование Дня православной книги в Твери, несомненно будет содействовать и популяризации чтения дома и в школе и  воспитанию молодежи.

Мария Парамонова

Деятельный мыслитель

05.03.2019

о книге протоиерея Александра Шабанова «Болеславлев. Истории одного дня»

Статья опубликована в еженедельнике «Караван» №7 за 6-12 марта 2019 г.

В марте отмечает свой юбилей православный писатель, председатель миссионерского отдела Тверской епархии, инициатор создания и директор Тверского хосписа «Анастасия» протоиерей Александр Шабанов. Признанием его литературного таланта стала региональная премия имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. 12 февраля на заседании правительства Тверской области под руководством губернатора Игоря Рудени эта литературная премия была присуждена протоиерею Александру Шабанову за книгу «Болеславлев. Истории одного дня». Вручение награды состоялось в конце февраля на Неделе тверской книги.

Выдвижение на премию имени М.Е. Салтыкова-Щедрина происходило по итогам 2018 года. Экспертному совету были представлены книги, изданные в этот период. Литературная премия имени М.Е. Салтыкова-Щедрина была учреждена к 170-летию со дня рождения русского писателя, государственного и общественного деятеля в 1995 году. Она вручалась до 2006 года, затем ее присуждение было приостановлено и возобновилось в 2012-м. Ранее лауреатами премии им. М.Е. Салтыкова-Щедрина становились такие известные тверские писатели и литературоведы, как Александр Гевелинг, Евгений Борисов, Евгений Сигарев, Владимир Исаков, Леонид Нечаев, Константин Рябенький, Александр Бойников и другие.

 Писатели и прототипы

Многие из писателей-лауреатов отмечены сатирическим даром, но протоиерей Александр Шабанов в своей повести «Болеславлев. Истории одного дня» предстает истинным продолжателем дела Михаила Евграфовича. Даже название его произведения перекликается с «Историей одного города», написанной Салтыковым (Щедриным), который служил чиновником во множестве российских губерний, в том числе был тверским вице-губернатором.

Стилистически повесть «Болеславлев. Истории одного дня» также отсылает нас ко временам, когда создавал свои многотомные сочинения Михаил Евграфович. Еще одним литературным вдохновителем, а также основным прототипом главного героя – священника Василия Федоровича Болеславлева является тверской священник Василий Федорович Владиславлев, оставивший после себя «Записки». Мы даже можем практически точно узнать дату того самого одного дня, который подробно описывает Александр Шабанов в своей повести. Запись В.Ф. Владиславлева от 22 июля 1852 года и открывает произведение. «Утро было свежее, из Тверцы и Волги пар поднимался огромнейшими столбами», – сообщает нам Владиславлев об этом дне.

Как случилось, что описание всего одного дня заполнило собой целую повесть? Известно, что в литературе это случается. Герой повести Александра Шабанова пребывает в постоянном внутреннем монологе, за исключением тех небольших фрагментов, которые описывают события неспешной жизни провинциального священника. Из повести А.Ю. Шабанова мы узнаем о привычке Болеславлева записывать пришедшее ему на ум на каких-либо клочках бумаги, а затем переносить эти записи в дневник. В сборнике трудов В.Ф. Владиславлева был опубликован его дневник за несколько месяцев 1852 года.

Но, поскольку повесть Александра Шабанова не является вторичным произведением «по мотивам» дневников Владиславлева, очевидно, что образ главного героя – собирательный. Он отражает мысли и чувства духовенства того внешне благополучного периода российской истории. И не только его – несомненно, автор проводит параллели с событиями и явлениями, имеющими место в наши дни. Некоторые персонажи повести настолько вне времени, что, кажется, в них можно узнать наших современников. Поэтому мы вряд ли заблуждаемся, когда узнаем в Болеславлеве черты самого автора повести. Черты, к которым автор не боится подойти критически.

Итак, наш герой Болеславлев – настоятель храма в Твери, обладающий литературным талантом. Его руководство, о котором мы узнаем, что ничто человеческое ему не чуждо, ценит литературный талант отца Василия, хотя и не поощряет материально. Священнику доверяют написать приветствие к приезду в Тверь цесаревича. Известно, что император Николай I с наследником – великим князем Александром Николаевичем посетили Тверь 15 августа 1852 года, в их честь в зале Дворянского собрания дан бал. Так что Болеславлев, откровенно поленившийся писать приветственную речь, поскольку сообщили о начале войны, напрасно надеялся на отмену высочайшего визита. (Здесь вспоминается и гончаровский Обломов, также обладавший литературным даром.) О каком именно военном событии сообщили Болеславлеву, остается за рамками повести. Мы хорошо помним даты Крымской войны 1853–1856 года, однако она была лишь частью Восточной войны, события которой разворачивались в 1852 году за пределами российской территории, но не без ее участия.

 Сатира в прошлом и настоящем

Сатирический дар Александра Шабанова проявляется в описании характеров прихожан отца Василия, служителей консистории и, прежде всего, самого Болеславлева. Он предстает перед читателем человеком совестливым, порядочным, грамотным, но при этом замкнутым в себе, склонным к праздным размышлениям и созерцательности. Он предпочитает наблюдать со стороны, как предаются еретическим заблуждениям его прихожане Аплечеева, Ниловна и целый сонм причудливых женщин и мужчин. Они ищут Бога, ждут проявления его чудес, но ждут они чего-то иного, чем дает им церковная традиция. Большее, что может им противопоставить Болеславлев – ироничное замечание.

Так же созерцателен он и в отношении морального разложения отдельных представителей духовенства, хотя в своем внутреннем диалоге осуждает их непомерную жадность и жестокое обращение с подчиненными. Он доверяет свои мысли лишь дневнику. «…Малороссийское духовенство в большинстве своем дурно воспитано, высокомерно, обожает разные ими сочиненные обряды и не очень умно. Архиереи из тех земель иногда оказывались совершенной грубятиной. Провинившихся попов отправляли в дальние глухие монастыри, заставляли работать в собственных домах, приказывали сечь плетьми, бить батогами…» – рассуждает Болеславлев.

Задумываясь о священниках, выступивших против таких порядков, он с ужасом вспоминает о наказании Лекторского и других, посаженных «по конституционному делу». Тайной мыслью всплывает в рассуждениях Болеславлева имя его приятеля – калязинского священника Иоанна Белюстина. Впрочем, лишь спустя шесть лет во Франции издадут сочинение Белюстина «Описание сельского духовенства», создавшее автору массу проблем. Здесь же, в числе достойных упоминания деятельных современников, фигурирует имя ржевского протоиерея Матфия (Константиновского), духовного наставника Н.В. Гоголя (беседы со священником побудили писателя сжечь рукописи), графа А.П. Толстого и др.

 Сам же Владиславлев, прототип нашего героя, и за пределами событий 1852 года продолжил свои созерцательные практики и служение во Владимирской церкви вплоть до своей смерти в 1895 году. Между прочим, он был первым редактором учрежденных в 1877 году «Тверских епархиальных ведомостей», награждался орденами и драгоценными украшениями. Скончавшись в возрасте 75 лет, священник-созерцатель не имел возможности наблюдать, как революции, вскормленные в том числе неправедностью священников типа благочинного Флавиана и консисторского секретаря Лундяева, описанных в повести «Болеславлев. Истории одного дня», разрушат до основания монархию и церковь.

Созерцание или действие?

В общем, повесть протоиерея Александра Шабанова, которой, как отметили эксперты из комиссии по присуждению премии им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, присущи великолепный стиль написания, юмор, образность, красота языка и глубокий нравственный смысл, призывает читателя задуматься и над уроками истории, и над сегодняшним днем. Осуждение порока – своего ли, чужого ли – во внутреннем монологе не ведет к искоренению этого порока. Молчание в ответ на хамство делает это хамство нормой. Мздоимство, подкармливаемое осуждающими его жертвами, только увеличивает аппетит.

Протоиерей Александр Шабанов, издав книгу «Болеславлев. Истории одного дня» тиражом 1500 экземпляров, с одной стороны осуществил просветительско-миссионерскую деятельность в соответствии со своей должностью, а, с другой стороны, поднял пласт духовно-нравственных проблем современности, выходящих далеко за пределы сюжета написанной им повести. И главный вывод произведения – за созерцанием и осознанием должно непременно следовать действие.

Так, судя по всему, поступает сам автор. На днях стало известно, что созданный Александром Шабановым Тверской хоспис «Анастасия» признан лучшим социальным проектом премии «Нeadliner года». «Анастасия» – единственная в Твери и области выездная патронажная служба. Она оказывает паллиативную, психологическую, социальную и духовную поддержку онкологическим больным 4-й клинической группы и их родственникам совершенно бесплатно. Пример деятельного мыслителя и писателя протоиерея Александра Шабанова, удостоенного премии имени «прокурора российской действительности» Салтыкова-Щедрина, дает надежду на возвращение в тверскую литературную среду утраченных за последние годы объективности, профессионализма и чести.

А самому Александру Юрьевичу накануне его 50-летия хочется пожелать новых книг и успеха в деятельном служении людям.

Мария Парамонова

Калязин на два дня стал Третьим Римом

22.02.2019

Шестые Калязинские чтения МОО «Русское Собрание» прошли в Тверской области

20-21 февраля в малом историческом городе Калязине состоялись масштабные VI  Калязинские чтения Международной общественной организации «Русское Собрание». Это значимое  мероприятие привлекло в районный центр Тверской области общественных деятелей, ученых, писателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Твери, Перми, Калуги, Ярославля, Брейтово и Углича Ярославской области, а также из Донецкой Народной республики.

В актовом зале Администрации Калязинского района собрались люди, которым не безразлично прошлое, настоящее и будущее России. Это представители  общественных организаций: МОО «Русское Собрание», Союз писателей России, НИЦ «Национальные проблемы образования», Изборский клуб Новороссии, Движение «Сорок Сороков», движение «Народный Собор», Союз православных педагогов, Общество русской культуры Республики Татарстан, Петровская академия наук и искусств, Федерация лапты Ярославской области, портал «Русская Народная Линия», и других.

ТРЕТИЙ РИМ – НЕ МЕСТО, А ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

В 2019 году  тема конференции касалась идеи, насчитывающей уже пять веков: «Третий Рим: историческая концепция или будущее России?» Философская концепция «Москва — Третий Рим» связана с именем старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея. В своих посланиях 1523—1524 годов великому князю Московскому Василию III и дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину Филофей рассуждал о «Риме земном», которым должна была стать Москва.  Научная концепция «перехода империи» известна с античных времен.  После распада «Первого Рима» под напором  варваров  «вторым»  Римом стал Константинополь. Византийскую империю её жители называли  Восточной Римской империей, вкладывая в это понятие христианский смысл. Однако, в 1453 году турки-османы захватили Константинополь. Был необходим новый центр христианства.  Сербы хотели назвать «третьим Римом» Белград, а болгары — Великое Тырново. Но и эти территории были захвачены Османской империей. Только русское государство, сохранившее веру, несмотря на монголо-татарское иго, и увеличивающее свое влияние, могло претендовать на эту роль.

Старец Филофей в своем послании Василию III писал: «Все христианские царства сошлись  в твоём царстве… Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Идея Москвы (России) как последнего лидера христианского мира в современном контексте затрагивает, несомненно,  ситуацию на Украине и ее последствия.  Действия Константинопольского патриарха Варфоломея напомнили ещё раз о том, что Константинополь пал много столетий назад.

Но на конференции «Русского собрания» разговор велся преимущественно в русле внутрироссийской повестки. Проблематика воспитания исторического самосознания молодежи, сохранение русского языка и литературы, возрождение малых городов и русского села – вот что волнует русскую общественность.  Ведь Третий Рим – это не столько место, сколько предназначение.

МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ МАЛЫХ ГОРОДОВ

Председатель Тверского регионального отделения «Русского собрания», кандидат исторических наук, глава Калязинского района Константин Ильин, выступая с приветственным словом отметил:

- Многое зависит от малых городов, таких как Калязин, с богатой, героической историей. Здесь живут люди – наследники и славы и трагедий этой истории. И мы всеми своими действиями должны содействовать будущему России… Мы сегодня говорим об освоении Арктики, Дальнего Востока, но, с другой стороны, города и деревни в центре России продолжают деградировать.  Такая экономическая политика не способствует сбережению и воспроизводству народа.  Сегодня людской потенциал не имеет возможности развивать эти территории. Курс на развитие мегаполисов – в корне неверный… В своё время Махатма Ганди призвал не покупать товары колонизаторов. И те были вынуждены уйти из Индии – им там стало нечего делать. Мы же поддаемся колонизаторам, покупаем их товары. Те же сетевые магазины наносят непоправимый вред нашим предпринимателям и производителям. Мощные империи прошлого пали потому, что отошли от Бога… Воспитание детей и молодежи осуществляется в условиях неконтролируемой разрушительной информационной среды, настоящей информационной войны. Но миру нельзя потерять Россию, соборными усилиями мы достигнем того, что Россия будет жить еще долго.

РОССИЯ – «УДЕРЖИВАЮЩИЙ»

Анатолий Степанов – председатель МОО «Русское Собрание», главный редактор портала «Русская Народная Линия» рассказал о выборе темы конференции:

- В разгар церковного кризиса на Украине президент этой страны сделал удивительное заявление. В декабре минувшего года он организовал самочинный Собор, который учредил так называемую Православную церковь Украины, и когда раскол православной церкви стал реальностью, Порошенко заявил, что наступил конец Третьему Риму. Но от наших современных государственных деятелей, от людей, которые их идеологически обслуживают, слов про Третий Рим мы не слышим. … Поэтому мы и вынесли эту тему в повестку нашего совещания… Воцарению врага рода человеческого, согласно посланию апостола Павла, препятствует «удерживающий»…Как известно, есть разные толкования. Одно из них – мир удерживает империя, тогда – это Рим. Затем Константинополь, а после 1453 года – Москва. …  Стамбул уже не является городом «царя и синклита»,   и потому не имеет тех прав, которые предоставляли ему отцы Четвертого Вселенского Собора. Русская церковь шла по пути превращения во вселенскую церковь. Она заместила собой отпавшую от Православия Римскую церковь. Все шло к тому, что русская церковь должна была стать Вселенским патриархатом. В царствие Алексея Михайловича обсуждался вопрос о переезде Вселенского патриарха и переносе кафедры в Москву.  Это было вполне реально. Однако раскол, низложение Патриарха Никона, а в последствии полное упразднение патриаршества и учреждение Святейшего Синода идею переноса Вселенского патриархата в Москву сделало неактуальной… Третий Рим царской империи возродился в империи сталинской, своеобразно, но выполнявшей роль «удерживающего»… Сегодня наступил момент истины: как только Россия стала возвращаться в мировую политику в качестве самостоятельного игрока, началось невероятное давление. Запад обрушил на Россию экономические санкции, русофобия становится сегодня частью политической культуры Запада. Отчего это происходит? … Именно потому, что Россия была и остается Третьим Римом, «удерживающим». Но насколько современная Россия готова к исполнению этого своего предназначения? Это другой вопрос, но то, что мы на пути осознания этого своего предназначения – несомненно.  В своей недавней статье Владислав Сурков, идеолог Кремля, признался, что русским глубинным народом управлять невозможно, его даже понять невозможно, он живет сам по себе… Нам необходима внутренняя консолидация, но от неё наше общество пока еще далеко. Как мы помним, внешнее могущество не остановило развал Советского Союза.  Поэтому вопрос об идеологическом единстве нашего общества поднимается в качестве основного вопроса, не решив который Россия не сможет дальше двигаться вперед.

ИСТОРИЯ УЧИТ НЕ ПОБЕДАМИ

Протоиерей Анатолий Денисов, благочинный Брейтовского округа Ярославской епархии, настоятель храма с. Прозорово выступал ярко и остро, обращаясь к народной мудрости:

- 17 февраля мы на реке Сить праздновали бездарно забытую дату. Когда еще не было Московского княжества, а была Владимирская Русь, князь Владимирский Георгий вышел с малой дружиной, обратился ко всем князьям за поддержкой, но не поддержали его. Разбили нашу дружину – это был 1238 год. Это очень поучительная битва в истории, но почему-то мы не учимся на своих ошибках. И никак не хочу согласиться с календарем, где одни праздники побед. Ну не бывает такого, чтобы одни победы. Этот праздник мы отмечаем уже 20 лет, всех вас приглашаю… Помню, бабушка еще говорила: «Не плюй семечки на землю – это мама!» Включите телевизор – ни одного слова о земле!  Может быть мы небожители? Сельский час убрали, чтобы не стыдно было. Не знаю как вам, мне хочется натуральные продукты кушать. А такие соседи – «Дикси», «Магнит» и «Пятерочка» разве их дадут?  … Оказывается, на личное подсобное хозяйство налог с 1 марта ввели. У нас есть 10 тыс. га пустых, 30 деревень брошенных, может с них начнем? Может они богатеют?  Труд и молитва в крестьянстве порождали героев. Это два весла на лодке, лишь тогда мы поплывем.  В Ярославской  области наш район единственный во времена богоборчества не имел ни одного действующего храма. А теперь осталось только две крыши отремонтировать. Мы праздновали юбилей Ситской битвы в селе Семеновском. Ни  одного дома нет, но стоит храм – позолоченные купола.  Господь посылает таких людей!  Сегодня мы открыли два музея, столовую. Спрашивают: «Батюшка, откуда у тебя столько денег?» Богатство – это много Бога. Давайте уметь благодарить Бога и благодарить каждого, а благодарный человек ни в чем не нуждается!

О РУССКОМ СТИЛЕ

Владимир Крупин – классик современной русской прозы, сопредседатель Правления Союза писателей России, лауреат первой Патриаршей премии в области литературы в своем выступлении говорил об отличительных чертах  русского  стиля:

- Сама история создавала основу русского стиля, христианство его одухотворило. Историков  древности изумляло отношение славян к смерти.   Пушкин не случайно взял одним из  эпиграфов слова Петрарки о нас: «Там где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно». Это отношение к смерти и выделяет русский стиль из других. Наша русская жизнь не здесь – она в Руси небесной. Но это не значит, что русский стиль предполагает пренебрежение к жизни земной. Земная жизнь есть пропуск в жизнь небесную. Чем выше качество души, тем выше она вознесется. Такие рассуждения, подкрепленные примерами, становятся убеждением русского художника и питают его… Русский стиль вряд ли связан с каким-нибудь именем. Это дело соборное…Стиль готовит мировоззрение политиков. Но политики нынешние у нас без мировоззрения. Только с жаждой власти. Отсюда и все наши беды… Проживать историю или жить в цивилизации? Я никуда не денусь, я вынужден жить в цивилизации, но как писатель я живу в истории…В массовой культуре нет русского стиля, есть его знаки: «посидим-поокаем», рубаха навыпуск…но стиль – это не этнография в костюме и рисунке танца. Это образ мысли…

О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Ольга  Артеменко, директор  Центра национальных проблем образования ФИРО РАНХИГС, член-корреспонденту РАЕН, член Комиссии по образованию и историческому просвещению Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям рассказала о том, как сложно отстоять право на качественное образование. Её выступление касалось судьбы русского языка и языков народов России:

- Понятно, что у нас существуют стереотипы: в России 80% русских, значит, нет проблемы изучения русского языка. Но в 15 субъектах русские являются меньшинством.  Каждый народ хочет сохранить свою культуру, и тут нужно искать баланс, диалог между представителями народов.  С русским очень серьезные проблемы в школе. У меня сердце разрывается, когда я прихожу в ВУЗ на 1 курс и вижу уровень владения русским языком. Если у нас были учебники на грамматической основе, серьезное литературное образование,  то сейчас русский язык преподается на коммуникативной основе, от учащихся требуется  быстрая точная проектная деятельность. А у нас была творческая  деятельность. Сейчас мы в системе образования этот термин не встретим… Еще одна проблема – языки. Эта проблема в поле зрения президента не случайно. В ряде субъектов стали заставлять в обязательном порядке изучать национальный язык республики. А в определенном субъекте количество часов на русский язык стало меньше количества часов на национальный язык республики.  В 2013 году Путин сказал об этом – никакой реакции. В 2017 году он начал свое выступление с того, что нельзя заставлять изучать неродной язык. Ни в одном законе не прописано обязательное изучение русского языка. Его изучают, потому что сама жизнь диктует. Если ты хочешь выстроить карьеру в России, тебе понадобится русский, английский, где-то, возможно, китайский. Но заставлять никто не имеет право. А органы образования обязаны создать условия для изучения родного языка. В поручении президента сказано, что изучение  языка осуществляется на добровольной основе. Однако далее идет искажение в субъектах, в конечном итоге федеральные органы изменили смысл: «свободный выбор изучения государственного языка или национального». Я считаю, подставили президента. О русском языке никто не думает, юлят, чтобы угодить национальной элите республик. В концепции рассматривается двуязычие. По факту утрачивается возможность изучать русский на литературной основе, на грамматической основе.

ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА

На пленарном заседании также выступили участник из ДНР Федор  Папаяни – публицист, сопредседатель Изборского клуба Новороссии, Леонид Болотин – историк, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» (Москва), Андрей Сошенко – секретарь МОО «Русское Собрание» (Калуга), Владимир Блинов – кандидат политических наук из Перми, Сергей Иванович Халин – публицист из Ярославля, Павел Буров – священник из Москвы, Михаил Щеглов – председатель Общества русской культуры Республики Татарстан.

 Представитель Тверской области  Дмитрий Мамонов,  сопредседатель Союза православных педагогов, представил свою ещё не изданную книгу «Россией гордись!», адресованную молодёжи. Ещё один представитель Верхневолжья – вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель её Тверского регионального отделения  Владимир Осипов представил книгу «Золотые имена России», выпущенную ПАНИ, куда вошло 500 имён выдающихся современников, в том числе двое калязинцев. Ольга  Лукина – кандидат филологических наук, руководитель тверской видеостудии представила собравшимся видеоролик «Гимн Тверской земли».

ЛИТЕРАТУРА, КИНО И …ЛАПТА

Первый день работы продолжился работой в пяти секциях. В Калязинской библиотеке им. А.Н. Макарова в секции «Русские традиции в культуре и литературе» перед  читателями библиотеки выступил Владимир  Крупин – русский писатель, лауреат Патриаршей литературной премии. Он сообщил, что с детства мечтал стать писателем и этой цели достиг. А теперь его мечта – чтобы родная Вятка вернула своё имя (сейчас это Киров).  Его рассказ был увлекательным и эмоциональным. И взрослые и дети в зале с интересом слушали живого классика русской литературы.

Автор этих строк (член Союза писателей России Мария Парамонова) прочла несколько стихотворений, сюжетно связанных с Тверской землей («Баллада о сожженных», «Во имя Добра», «Ратник» и другие), и   подарила библиотеке свои книги.  Писатель, заместитель главного редактора газеты «Русский вестник» Борис  Земцов рассказал, как,  будучи добровольцем в Сербии, он вёл дневник на клочках бумаги. Впоследствии эти материалы вошли в его книги.

 «Добровольчество во благо России» – такое название носила секция, которая собрала в зале Районного Дома культуры активную калязинскую молодёжь. Здесь выступили Максим Иванов  (движение «Сорок Сороков»),  Алексей Шарабарин – руководитель Центра политического тренинга из Москвы,  Иван Капышев – руководитель Тверского регионального отделения движения «Народный Собор». Об опыте Старицкого района Тверской области в работе волонтёров рассказала Марина Рыжкова – заместитель главы Старицкого района.

«Киновоспитание в современных условиях» – секция с таким названием проходила в Калязинском колледже им. Н.М. Полежаева. Кинооператор, фотохудожник, заслуженный деятель искусств РСФСР и БССР, член Союза писателей России Анатолий Заболоцкий рассказал о своем творчестве. О современном кино говорил руководитель Тверьгосфильмофонда Иван Демидов. Сергей Козлов – режиссёр народной киностудии «Орнамент» г. Калязина показал ребятам два своих фильма «Капитан детских сердец» и «Родники русской святости».

Секция «Особенности подготовки и проведения физкультурных и спортивных мероприятий по национальным видам спорта» прошла в спортивном зале ДЮСШ им. И.Я. Гусева. Здесь собрались учителя физической культуры школ района, тренеры-преподаватели ДЮСШ, студенты педколледжа, обучающиеся по специальности «физическая культура». Секцию провели Игорь Панюшов – Президент Ярославской физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация лапты Ярославской области», тренер сборной команды г. Ярославля по лапте, а также Александр Суворов – Председатель федерации лапты Тверской области, председатель федерации гиревого спорта и перетягивания каната Тверской области, министр спорта молодежного правительства Тверской области. Ведущие привезли с собой необходимый инвентарь, форму и провели практикум по нашим национальным видам спорта. Всем прошедшим практикум учителям были вручены соответствующие сертификаты с логотипами Русского Собрания и Федерации лапты Ярославской области.

Первый день работы конференции в Калязине завершился творческим вечером в районном Доме культуры. Заслуженная артистка России Татьяна Петрова исполнила русские песни из своего репертуара, знакомые слушателям мелодии прозвучали в исполнении ансамбля народных инструментов «Серебряные струны» под управлением Олега Тарасова.

Главным событием второго дня конференции стало посещение делегацией Русского Собрания  Вознесенского собора г. Кашина, в котором находятся мощи святой Анны Кашинской, и Кашинского Николаевского Клобукова женского монастыря, почитаемого места, связанного с житием святого Макария Калязинского. Это стало серьезным духовным событием для членов Русского Собрания.

Участники конференции выразили главную мысль: Русь всегда поднималась в единстве, в соборности и общей молитве.  Это единство и соборность на два дня сделали малый исторический город Калязин центром русской идеи, своего рода Третьим Римом.

Мария Парамонова

«Мы любим тебя, Родина, но…» 30-летие вывода войск из Афганистана отмечают в Твери

13.02.2019

 Статья опубликована
в еженедельнике «Караван» №5 за 20-26.02.2019 на стр. 10-11 
(с редакционным заголовком)
и на портале «Русская народная линия» 

13 февраля у памятника воинам-интернационалистам на Краснофлотской набережной в Твери прошел многолюдный митинг, посвященный 30-летию окончания боевых действий в Афганистане. Да, не выводу войск, как было принято говорить. Ветераны избегают пораженческой терминологии. Участники боевых действий, члены их семей, официальные лица и жители города почтили память земляков, исполнивших служебный долг в «горячей точке». Прежде мне не доводилось разглядеть вблизи мемориал воинам-интернационалистам, центральной фигурой которого является металлический чёрный, будто обугленный глобус, а на гранитных колоннах вокруг него высечены имена погибших воинов.

30 лет завершению выполнения задач 40-й армией в Афганистане исполняется 15 февраля 2019 года.  В этот день Всероссийская общественная организация ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО», Российский Союз ветеранов Афганистана, Союз десантников России и Российская Ассоциация Героев проведут памятные мероприятия в Москве.  Состоится марш ветеранов и митинг у памятника воинам-интернационалистам на Поклонной горе, в которых примут участие и тверские ветераны. В Государственном Кремлевском дворце пройдет встреча боевых друзей и концерт для тех, кто мужественно исполнил воинский долг в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, а также для членов семей погибших воинов. Участием наших земляков в этих мероприятиях и обусловлено назначение даты митинга в Твери на 13 февраля.

У Мемориала воинам-интернационалистам в Твери выступили представители исполнительной и законодательной власти Тверской области и города, организаций ветеранов, духовенства.

Заместитель председателя правительства Тверской области Андрей Белоцерковский, выступил на митинге с приветствием от имени губернатора:

- Мы сохраняем нашу память о тех, кто исполняя свой долг навсегда остался в Афганистане. О тех, кто пройдя через все испытания пришли домой и часто сталкивались с равнодушием, с непониманием. Несмотря на это они остались патриотами своей родины, продолжали играть очень важную роль в сегодняшней жизни, в воспитании молодого поколения. Хотелось бы пожелать всем участникам боевых действий, их семьям, родным, близким счастья и здоровья.

Митрополит Тверской и Кашинский Савва обратился к своим воспоминаниям:

- Дорогие братья и сестры, сегодня знаменательный день памяти, с одной стороны о тех трагических событиях, которые произошли в Афганистане, с другой стороны, мы радуемся той великой, победе нашего духа, русского оружия. Мне, как человеку церковному,  который в то время был еще очень мал, но был свидетелем тех горячих молитв, горьких слёз матерей и бабушек, приходивших в храм за своих детей молиться, это было поистине скорбным и переживательным состояние. Я видел подвиг матери, возносящей свои молитвы о сыновьях. И, конечно, было тяжело видеть эти цинковые гробы, которые приносили в храм Божий, чтобы отпеть, слышать стенания и слезы… Слава Богу есть большое количество воинов, которые остались в живых, но есть и те, кто остался не совсем здоровым, в силу определенных обстоятельств военных действий. В любом случае, и те, кто отошел в мир иной и те, кто страдает физически и духом, есть одно утешение – что вы рядом с Богом.  Для каждого христианина является самым великим подвигом, когда человек отдает жизнь за своих ближних. Этот подвиг сродни подвигу мученичества, который особо чтится святой православной церковью. Церковью не как учреждением, а как обществом людей, объединенных вокруг Христа. Я хотел бы в сегодняшний день всех призвать, чтобы в этот день мы особенно помолились за тех, кто отошел в мир иной, и за тех, кто находится во здравии, чтобы Бог даровал им необходимое для спасения души и для здравия тела.

Председатель центрального правления Российского Союза ветеранов, участник боевых действий в Афганистане Александр Разумов обратился к боевым друзьям, однополчанам и к Родине:

Прошло 30 лет с того дня, когда мы вышли из Афганистана. Нас связывает очень многое. Нас связывает одна война, одна боевая работа. Мы – дети и внуки тех, кто отстоял нашу землю. Мы достойно выполнили свой долг. Слава вам, мои боевые товарищи, мы будем помнить всех тех, кто погиб на поле боя. Кто ушел уже в процессе мирной жизни. Мы любим тебя, Родина, и будем любить тебя всегда, до последнего часа. Но очень хотелось бы, чтобы ты любила нас также. Спасибо всем за теплые слова. Нам важно почувствовать просто уважение тех, кто находится рядом. Живите долго и будьте счастливы, мои боевые друзья!

Председатель Тверской городской думы Евгений Пичуев напомнил о врачах, исполнявших свой долг в той войне:

- Дорогие земляки, участники афганской войны, родственники участников афганской войны! 30 лет назад закончилась военная страница в нашей истории, когда наши воины – молодые ребята, офицеры, медицинские работники принимали участие в боевых действиях в Афганистане. Эта война задела многие семьи в нашей стране. 12 тысяч наших земляков принимали участие в боевых действиях. 258 человек не вернулись с этой войны. Афганская война показала, что наши вооруженные силы могут защищать нашу родину. Мужество и героизм, которые проявили наши воины, до сих пор удивляют. И сегодня они поддерживают те дружеские, братские взаимоотношения, которые зародились тогда. Мы глубоко преклоняемся перед погибшими, семьями погибших. Мы всегда помним и чтим память афганцев. Хочу выразить благодарность родителям тех, кто погиб в Афганистане. Сказать им слова извинения, попросить прощения. А воинам афганцам – хранить их боевую дружбу.

Поле выступлений официальных лиц в память о погибших была объявлена Минута молчания. К подножию памятника, черневшего на фоне белесого февральского неба, были возложены красные гвоздики и венки. Медленно и печально двигалась колонна ветеранов афганской войны и локальных конфликтов, родных и близких погибших воинов, горожан, всех неравнодушных к этой памятной дате. Люди сгибались в поклоне у мемориала, возлагая цветы, а после замирали, вспомнив боевых товарищей или произнося слова молитвы за близких. Редкие снежинки ложились на лепестки кроваво-красных гвоздик.

Цветы возложили также к бюсту Василия Маргелова – Героя Советского Союза, командовавшего Воздушно-десантными войсками страны с 1954 по 1979 год. Позже участники мероприятий, приуроченных к 30-летию окончания боевых действий в Афганистане почтут память погибших, возложив цветы к их могилам на Аллее Славы Дмитрово-Черкасского кладбища.  В рамках празднования юбилейной даты в Тверской области пройдут десятки мероприятий в учреждениях культуры и образования.

В научной литературе до сих пор являются  предметом дискуссий потери сторон вооруженного противостояния в Афганистане с участием советских войск с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. По данным Центра изучения современного Афганистана за этот период в войсках, находившихся на территории Афганистана, прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих. В их числе  525,5 тыс. солдат и офицеров Советской Армии, 21 тыс. гражданских служащих, 95 тыс. представителей КГБ, включая пограничников, внутренних войск и милиции.

Число погибших за 9 лет составило 15 051 человек. Из них  14 427 бойцов вооруженных сил погибли как в результате боевых ранений, так и от несчастных случаев и болезней. Процент боевых потерь составляет 82,5%.  В статистику безвозвратных потерь не включены 417 человек, пропавших без вести или попавших в плен. По причине болезни были уволены из вооруженных сил 11284 человека, из которых 10751 человек получил инвалидность.

Ветераны войны в Афганистане считают дату 15 февраля праздником. Вывод войск был воспринят с оптимизмом, хотя решить военные и стратегические задачи до конца не удалось. Эта война, изначально являвшаяся внутренним межнациональным и межклановым конфликтом, разрослась до международного уровня в рамках борьбы систем. Вооруженное противостояние на территории Демократической республики Афганистан (ДРА) велось между правительственными силами Афганистана при поддержке советских войск и вооружёнными формированиями афганских моджахедов или душманов, имеющих политическую, материальную, военную поддержку стран НАТО и консервативного исламского мира. Советское правительство ввело ограниченный контингент после неоднократных просьб ДРА об  оказании военной помощи. Также учитывался тот факт, что конфликт в ДРА угрожал безопасности южных границ СССР. Вывод же войск в соответствии с Женевскими соглашениями, подписанными М. Горбачевым, руководителями Афганистана и Пакистана был по сути односторонним. Афганская оппозиция не была стороной соглашений. Моджахеды отвергли условия мирного урегулирования и продолжили свою разрушительную деятельность.

Спустя десятилетия стало понятно, что именно в Афганистане ограниченный контингент советских войск столкнулся с террористической угрозой, представляющей теперь угрозу мирового масштаба. И ветераны-афганцы, являясь живыми свидетелями вооруженного конфликта, могут многое рассказать молодежи. И о цене, которую заплатили советские воины, выполняя интернациональный долг. И о чертах исламского фундаментализма, не столь очевидных тем молодым людям, которые присоединяются к запрещенным группировкам. И о глобальной политике, для которой существуют иные приоритеты помимо человеческих жизней.

Мария ПАРАМОНОВА