Записи с меткой «Православный мир»


Торжокская сестра карельской погорелицы

17.09.2018

Продолжение материала для Каравана

В предыдущем номере еженедельника мы начали разговор о том, что необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия – деревянных церквей Руси и в целом памятников деревянного зодчества.

 Существует Концепция сохранения деревянного зодчества России, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия России поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты, такие, как пожар в Кондопоге.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить  никого не вводят в заблуждение. Реставрация путем сноса или восстановление, возможно, реальный путь возвращения жителям Твери Речного вокзала, рухнувшего в прошлом году на 80-м году жизни. Но храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб. Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Мы убедились в том, что церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ширковом погосте Пеновского района, находящаяся в аварийном состоянии, не реставрируется – выделены средства на проект, который пока не готов, источник средств на осуществление самих реставрационных работ не определен.

«ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ»

Еще одна, столь же известная деревянная церковь находится в Торжке, часто отмечают её внешнее сходство с церковью, да недавнего времени стоявшей в Кондопоге.  Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм,  XXVII века, расположенный на улице  Грузинской, идущей от Борисоглебского монастыря по сравнительно высокому берегу Тверцы. В Торжке много культовых объектов и достопримечательностей, это один из красивейших городов Верхневолжья, но деревянная церковь  среди них занимает особое место.  Я до сих пор помню, как много лет назад наш класс ездил на экскурсию в Торжок и как мы подошли к этой церкви. Будто встретились с нашими далекими предками, строившими прекрасные здания без единого гвоздя. Помню, как не хотелось покидать это необычное место.

Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. С таким же описанием упомянута и церковь в Ширковом погосте. Известно, что сегодняшний вид – четырехугольный сруб (четверик) покрытый на восемь скатов, над которым расположен второй четверик с восьмискатной кровлей, а над ним третий, еще меньший четверик, покрытый также, и в завершении – большая главка на круглой шее – церковь в Пеновском районе приобрела в 1697 году.

С церковью в Торжке всё немного сложнее. По клировой ведомости церковь датируется 1653 г., когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм.   Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664-1665 гг., в составе посольства,  сделал рисунок  «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Значит ли это, что позже Вознесенская церковь была перестроена или изображен какой-то другой храм? Некоторые ученые называют датой появления храма в его современной композиции  1717 год.

Церковь имеет четыре яруса и высоту 34 м, что на 9 метров меньше, чем у храма в Ширковом погосте, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырехугольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

СОХРАНИЛАСЬ ЧУДОМ И НЕРАВНОДУШИЕМ

В 1782-1783 годах под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня, о чем свидетельствует выбитая на камне дата, также тесовая кровля  заменена железной. Были и другие работы, частично изменившие первоначальный вид здания. 5 октября 1883 г. обновленная церковь была и освящена в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. С тех пор храм стал называться Старо-Вознесенской Тихвинской церковью, а Вознесенской церковью называли новый каменный храм, построенный неподалеку в 1852-1854 году (с 1939 года и по сей день,  каменный храм закрыт, требует работ по восстановлению).

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту  замечательную по древности и архитектуре церковь.  Известно, что настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Антоний искал благодетелей среди именитых граждан Торжка, чтобы восстановить деревянную церковь Вознесения, и в  1883 г. работы по обновлению, расширению окон и обшивке тесом  были проведены на средства прихода каменного Вознесенского храма.

 О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором всё внутренне убранство, которое еще в  XIX – начале XX вв. восхищало современников.  В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, среди них иконы Вознесения Господня, Тихвинской Божией Матери, святых Жен-Мироносиц, преподобного Сергия Радонежского. Иконостас венчал большой крест с распятым на нем Иисусом Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечей. Кованая цепь спускалась с потолка, удерживая деревянное паникадило в форме голубя с распростертыми крыльями, подсвечники же располагались на спине и крыльях голубя.

Однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви. Икона-небо «Троица Новозаветная», написанная темперой, была передана в фонды Всероссийского историко-этнографического музея в г. Торжок. План переноса храма в музей деревянного зодчества в Василево под Торжком, к счастью, не был осуществлен.

Реставрационные и научно-исследовательские работы, так же,  как и в Ширковом погосте, велись  в  1970-х 1980-х гг. Восстановлена первоначальная форма окон, покрытие лемехом, удалена обшивка тесом,  но  работы не были завершены. В 2006 г. Церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 г. Ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.  Там, где древесина существенно прогнила, реставраторы заменили старое дерево на новое, пожертвовав едва заметными следами росписей, которые были выполнены в лубочном стиле.

ПРИХОЖАНЕ, АКТИВИСТЫ, КАЖДЫЙ ИЗ НАС

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019-2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьёзные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

Кроме того, события в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности. Община храма собирает средства  для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  Прихожан беспокоит, что местная молодежь часто собирается у стен деревянного храма, курит и распивает спиртные напитки. От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Напомню, что Старо-Вознесенская Тихвинская церковь — единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

На сайте церкви в честь Святителя  Николая Мирликийского (расположен на другом берегу Тверцы, напротив Тихвинской церкви), к которой прикреплен старинный храм, есть реквизиты для перечисления пожертвований. В назначении платежа необходимо указать: «Пожертвование на деревянную церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Торжке».

Общественный активист, основатель компании «Экспедиция в Торжок» Татьяна Соколова  – в числе заинтересованных граждан, которые общаются с чиновниками и представителями власти, чтобы сохранить уникальную церковь:

- Батюшка проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на их плечах, мы с ними увиделись, они поделились информацией, и мы решили включиться, помочь. В региональном управлении по сохранению наследия дали полезный совет по сохранению жемчужины Торжка: сначала сделать заказ на обследование церкви, пообщаться со специалистами, увидеть сметы, а потом уже стучаться в разные двери, говорить о финансировании, и пока у нас такой сценарий, – обозначила свою активную позицию Татьяна Соколова.

Церковь в Торжке, похоже, уже обрела отряд защитников, которые постараются довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и как человек боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности и МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – всё это занимает время и деньги.

Работы по противопожарной обработке древесины  также требуют методик, применимых для памятников историко-культурного наследия. Характеристики огнезащитных  составов таковы, что обработка не сказывается на механической прочности древесины, не разрушает химический состав, не приводит к ускорению износа. Однако, все это относится к новым материалам, а как отреагирует древесина, которой несколько сотен лет? Необходимо провести лабораторные исследования, прежде, чем вести речь о противопожарной обработке тем или иным составом.

Очень важно сохранить деревянные церкви Верхневолжья не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Мария Парамонова

Деревянные церкви Руси. Огонь, вода, пустые обещания.

10.09.2018

статья в очередной номер еженедельника

Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию.  Что же необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия?  В первую очередь, вероятно, нужно перестать закрывать глаза на процесс неуклонной и безвозвратной утраты деревянных церквей Руси. 

Пожар в Кондопоге, пожалуй, получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога, в котором подозревается несовершеннолетний сатанист, хваставшийся, что пьет кровь и мечтает видеть церковь в огне. Однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иваново. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вёжи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге Православной архитектуры» на сайте http://sobory.ru/ можно обнаружить фотографии культовых построек прошлого и описание их удручающего состояния.

Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих.  Государство и церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура.  Русь традиционно строила из дерева – это доступный в нашей местности материал, позволяющий создавать красивые, уютные, тёплые дома. Подверженность пожарам и меньший по сравнению с каменными постройками срок службы – недостатки деревянных построек, не позволившие дойти к нам через века  княжеским теремам, укреплениям  и посаду древней Твери и других русских городов. Только каменные постройки позволяют нам судить о жизни наших предков в домонгольский период и в последующие столетия.   Лишь деревянные постройки 17-18 веков в той или иной степени доносят до нас исконно русскую культуру деревянного зодчества.

Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать её на   включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и  гонения на религию, но исчезла в огне мирной, покровительствующей православию, однако всё же такой  безразличной к культурному наследию современности.

По-своему уникальные, подобно кондопожской церкви, есть во многих регионах России и каждая из них бесценна. Как их сохранить, как не допустить невосполнимых преждевременных утрат?

Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм 1694 года постройки в селе Ширково Пеновского района. Корреспондент «Каравана» обратился к настоятелю храмового комплекса иеромонаху Антонию (Краснолобову).

- Отец Антоний, согласно легенде, на озере Вселуг в верховьях Волги в ознаменование победы над литовцами, в месте разгрома врага построили церковь. По другой купцы проходили из Новгорода с двумя иконами Иоанна Предтеч и, отдохнув на берегу,  не смогли поднять иконы, оставили их там, а братья Ширковы построили в этом живописном месте церковь. Какую из легенд Вы считаете истинной?

- Документально эти легенды не подтверждены, но эти события могли происходить в действительности. Легенды рассказывают экскурсоводы, а мы руководствуемся документальными свидетельствами.   Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы брёвна необычной толщины – до 70 см. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Но и до этого в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом: «Погост Ширковский у озера Вселука, а на погосте церковь Рожества Иоанна Предтечи древяна клецки, а в церкви образа и свечи и книги и всякое церковное строение приходских людей».  Точно известно, что торговая дорога из Новгорода в Торжок через Старую Руссу пролегала именно здесь. Здесь пролегал и путь войска Михаила Скопина-Шуйского, в 1609 году освободивших от осады Троице-Сергиев монастырь. Поэтому предание об основании храма на месте победы над поляками и литовцами не выглядит невероятным. Но храм здесь мог стоять и до Смуты. До революции действительно в храме находились две древние иконы Иоанна Предтечи, которые  в соответствии с их описанием могли быть написаны во второй половине XVI века. До настоящего времени из икон ничего не сохранилось.

- Федеральные и региональные СМИ писали, что власти Тверской области выделили 4,6 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви. А сами реставрационные работы планируют осуществить путем включения объекта в федеральную целевую программу «Культура России». Сообщалось также, что храм находился в ненадлежащем состоянии и был закрыт для посещений, пока губернатор Игорь Руденя не поставил задачу привести церковь в порядок. Тогда на куполе уникального памятника деревянной архитектуры установили крест, в храме после более чем векового перерыва возобновились богослужения. По какому графику проходят в храме богослужения? Известно ли, когда будет готова документация?

- О том, как скоро будет разработан проект мне не известно. А службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения. Рядом, буквально в 100 метрах, находится каменный храм. В 1903 году было получено разрешение на строительство каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи, так как деревянная не могла вместить всех прихожан. В 1915 году храм, способный вместить до 1400 человек, был освящен, а деревянную церковь планировали отреставрировать, но до революции не успели.   К 1960-м rодам она пришла в аварийное состояние – прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви. Кирпичные столбы с ажурным кованым ограждением утрачены. Реставрационные работы на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры были выполнены в 1974-1977 годах Осташковским реставрационным участком Тверской области реставрационной мастерской. С тех пор прошло много лет, и состояние церкви снова стало аварийным. Тверьпроектреставрация установила крест и громоотвод, что очень важно для деревянного здания. Но полная реставрация возможна только когда будет подготовлен проект и выделены средства. Каменный храм, в котором проходят службы, в 1992 году был передан верующим и отремонтирован на средства благотворителей, стены были частично расписаны в древненовгородском стиле московскими художниками.  Но памятники деревянного зодчества требуют высокопрофессионального подхода.

- Существует православное общественное движение «Общее дело»: священники и молодые волонтеры в Архангельской, Псковской, Новгородской и других областях занимаются противопожарной обработкой храмов, защитой от разрушительных воздействий. Приходилось ли Вам сотрудничать с этой организацией  православных добровольцев?

- Нет, к нам такие волонтеры не обращались. В любом случае, противопожарная обработка объекта историко-культурного наследия не может проводиться без ведома уполномоченных на его охрану государственных органов. Надеюсь, что проект реставрации предусмотрит и такую обработку и меры по обеспечению противопожарной безопасности и системы пожаротушения. Главное, чтобы реставрация была проведена как можно скорее. Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды и несмотря на то, что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.

- Спасибо, отец Антоний! Несомненно, деревянные церкви –  это часть нашего национального самосознания, память наших предков. И государство и церковь и общество должны вместе приложить усилия по сохранению этих уникальных построек, проблему нужно решать комплексно и профессионально. 

 

«Баллада о сожженных» – в русско-греческом сборнике «Эллада»

28.08.2018

***

Вчера получила на почте долгожданный авторский экземпляр русско-греческого сборника «Эллада», изданного в Москве Интернациональным союзом писателей, тираж составил 5000 экземпляров. В нем стихи напечатаны на русском и греческом языках. Моё стихотворение «Баллада о сожженных», посвященное событиям, происходившим в Тверском Христорождественском монастыре в начале XVII века, впервые переведено на греческий язык.

«У России с Грецией много общего – тесное переплетение исторических судеб, взаимовлияние культур наших народов, православное мировоззрение. В этом сборнике мы собрали русскоязычных авторов со всех уголков планеты и перевели их произведения на греческий язык, чтобы не только русскоговорящие, но иностранные читатели могли насладиться великим русским языком и постичь загадочную русскую душу», — пишет в предисловии к сборнику главный редактор-составитель Юлия Ковалевская.

В числе сорока авторов, чьи поэтические и прозаические произведения включены в сборник «Эллада»,  известный башкирский писатель-сатирик, поэт и журналист Марсель Салимов (Мар. Салим), в  течение последних пяти лет ежегодно совершавший поездку в Грецию. Многие из участников сборника подчеркивают духовную общность с народом Греции.

Муниципальная техника, лён и демография – актуальные проблемы региона

25.08.2018

Оживление царило на Краснофлотской набережной в Твери утром 24 августа – сотни припаркованных автомобилей,  потоки нарядных граждан, движущиеся в сторону Дворца спорта «Юбилейный».  Это делегации районов, приехавшие на Форум муниципальных образований Тверской области «Верхневолжье – 2018».

В_программу  форума вошла  выставка продукции ведущих предприятий региона, развернутая на площади у дворца спорта.  Именно сюда в первую очередь прибыли официальные гости  – исполняющий обязанности главы Республики Дагестан Владимир Васильев и  первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Татьяна Яковлева. С достижениями народного хозяйства их познакомил губернатор Тверской области Игорь Руденя.

В составе процессии видное место занимал и  митрополит Тверской и Кашинский Савва, совсем недавно возглавивший Тверскую митрополию и проявляющий неподдельный интерес к экспозиции.

Доминантой выставочного пространства являлась лестница пожарной машины от производителей из Торжка – ОАО «Пожтехника».

Она явно символизировала стремление предприятий Верхневолжья повысить эффективность работы российского МЧС.

Известно, что закупки этим министерством пожарной техники иностранного производства не только ударили по отечественному производителю, но и оказались ошибкой с точки зрения пригодности этой техники к российским условиям.

Заинтересовала гостей и техника для муниципального хозяйства от Тверского завода коммунального машиностроения – Владимир Васильев даже забрался в кабину вакуумной подметально уборочной машины ТКМ с функцией дорожного пылесоса. Тверское предприятие предлагает целую линейку техники для муниципального хозяйства.

Владимир Васильев, полтора десятка лет представлявший Тверскую область в Государственной думе РФ, не понаслышке знает, как остро стоит проблема уборки городских улиц. А теперь он может приглядеть подходящие машины для улиц Махачкалы.

Затем делегация посетила экспозиционные шатры льняного кластера – Ржевская льночесальная фабрика представляла экологически чистый утеплитель – тепло-звукоизоляционные плиты «Из льна», не поддерживающие горение.

Всероссийский научно-исследовательский институт механизации льноводства знакомил с техническими разработками и инновационной продукцией из семян льна, а Тверская государственная сельскохозяйственная академия – с направлениями подготовки и переподготовки кадров.

Заместитель министра сельского хозяйства Тверской области Артем Мустюков пригласил гостей на дегустацию продукции тверских аграриев – можно было убедиться в отличных вкусовых качествах кабачковой икры «Ратибор» от производителей из Селижарово, колбасы из Рамешек, молочной продукции ЗАО «Калининское». Были представлены также мед, мармелад, хлебобулочные изделия и безалкогольные напитки.

Большой интерес горожан  – посетителей выставки вызвали павильоны детского технопарка «Кванториум», где были представлены действующие модели роботов, и Торжокской золотошвейной фабрики, где можно было увидеть воочию, как вышивают золотом.

Тем временем гости направились в здание Дворца спорта «Юбилейный», где и состоялось пленарное заседание форума, призванного определить ключевые направления реализации в Тверской области Стратегии развития РФ до 2024 года.

- В мае текущего года президент России Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024-го года». Поставлены чёткие задачи перед органами государственной власти и местного самоуправления, которые мы должны выполнить в течение ближайших шести лет. Для нашего региона успешная реализация национальных проектов будет иметь стратегическое значение, – отметил в своем выступлении Игорь Руденя.

Заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева высказала мнение, что национальным проектом в этой сфере поставлены весьма амбициозные задачи – к 2024 году продолжительность жизни должна увеличиться до 78 лет, а к 2030-му – стать выше 80 лет.

- Справиться с этой задачей мы можем только вместе, – подчеркнула Татьяна Яковлева.

Ее призыв к региональным и муниципальным властям активнее включаться в реализацию нацпроектов поддержал и Владимир Васильев:

- Многое зависит от присутствующих в этом зале. Целью нашей общей работы должна стать не статистика, не количество освоенных денег, а ощущение того, что жизнь людей меняется к лучшему, – сказал он.

С приветствием обратился к собравшимся митрополит Тверской и Кашинский Савва:

- Это великая честь и большая ответственность совершать свое служение на древней Тверской земле, освященной стопами моих предшественников: святителей, благоверных князей, княгинь и многих святых, в подвиге просиявших. Как любой человек, приходящий на новое место и старающийся познакомиться с людьми, выяснить проблемы, волнующие их сердца, я стал понимать, что у нашей области может не быть будущего и задал себе вопрос: «Про кого мы забыли?» … В добром и внимательном отношении нуждается каждый человек, но более всего — дети. Вот про кого мы забыли… Кому мы оставим в наследие нашу страну? Данные Росстата более чем красочно и информативно рисуют наше будущее.

Владыка призвал усилить работу по профилактике абортов и заявил, что Православная Церковь может взять на воспитание любого ребёнка, оставленного матерью.

- При двух женских монастырях нашей епархии – Житенном и Оршинском – в течение многих лет действуют детские приюты, где воспитываются дети всех возрастов с разной судьбой. Я убежден, что мы должны делать все возможное, чтобы будущая мать, стоящая перед выбором сохранения или прерывания беременности, все-таки не совершала аборт, а для этого необходимо оказывать психологическую и материальную помощь женщинам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

Как бы услышав призыв священнослужителя, Тверская область подготовила и направила в Правительство России предложения по участию в национальных проектах и программах, в первую очередь – в сфере демографии, поддержки семей, особенно молодых и многодетных. Поставлена цель  за два года обеспечить местами в детских садах всех детей младше трёх лет, для чего построить 6 детских садов в 5 муниципалитетах.

В числе других значимых направлений – ликвидация свалок в границах населенных пунктов,  рост производительности труда,  создание современных рабочих мест, поддержка промышленности и сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, развитие науки.

Душа России – в малых городах. Концерт в поддержку восстановления храма

06.08.2018

4_августа в Старице праздновали День города и района,  который начался с благого дела. Возле храма Рождества Богородицы, расположенного на противоположном берегу Волги от Свято-Успенского монастыря,  состоялся благотворительный концерт «В краю родном всему начало…» творческих коллективов Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка», воспитанников детской хореографической школы «Фуэте» из подмосковного Зеленограда и с моей поэтической страничкой.

Мероприятие призвано привлечь внимание к восстановлению прекрасного комплекса церкви Рождества Пресвятой Богородицы, называемой также церковью Параскевы Пятницы на Торгу. Храмовый ансамбль строился в период 1728–1825 гг. и сочетал в себе мотивы позднего классицизма и барокко. В 1935 году храм закрыли, несколько десятков лет использовали под склады. Теперь началось восстановление церкви «всем миром» – состояние построек требует дальнейшей реставрации и помощи всех неравнодушных людей. Концерт проводился при поддержке Комитета по делам культуры Тверской области, Администрации Старицкого района,  с благословения настоятеля Храма протоиерея отца Димитрия.

Глава администрации Старицкого района Сергей Журавлев принял участие в открытии концерта. Я побеседовала с ним для подготовки обзора праздника в еженедельнике «Караван + Я».

- Сергей Юрьевич, расскажите, каково участие Администрации Старицкого района в восстановлении храма?   Ходатайствуете ли Вы перед региональными, федеральными властями о восстановлении этого памятника архитектуры?

- Учитывая, что данный храм – это памятник архитектуры федерального значения, наша помощь выражается в проведении субботников по расчистке территории. Аппарат администрации Старицкого района был первым, кто пришел сюда на субботник, и это дало толчок к развитию восстановления храма. Сегодня здесь проходит праздник города и района, и это тоже привлекает внимание к храму. Очень много средств требуется для восстановления храма и территории вокруг него. Здесь мы хотим сделать хорошую набережную. Это наша история, наше богатство, наша культура. Если у нас это есть – у нас есть будущее. Мы пишем обращения в региональный и федеральный фонды имущества, в Министерство культуры. Но мы с вами понимаем, что у нас очень много храмовых комплексов по территории России, средств не хватает.  Я считаю, что было бы замечательно, если напротив такой светлой и прекрасной обители как Свято-Успенский монастырь возродилась бы и Параскева Пятница.

- Проводилось ли исследование фресок в этом храме?

- Пока нет. Это достаточно глубинные работы. Нужно привлекать экспертов высокого уровня, а это требует немалых средств. На первом этапе это можно было бы сделать силами тех людей, которые хотят помочь. Если есть профессиональные эксперты, которые готовы будут провести первичное обследование фресок на благотворительной основе, мы будем рады. Вот подпорная стена, к сожалению, обвалилась. Тоже нужна помощь. Душа России – в малых городах. Здесь живет коренное население,  а те, кто приезжает, удивляются встрече с нашей историей. Мы надеемся, что Старица будет следующим городом, вслед за Торжком, который получит грант в рамках конкурса малых исторических городов. Мы уже участвовали в конкурсах, но не победили. Но мы будем  и дальше работать над этим.

О сложностях восстановления храма рассказал настоятель отец Димитрий:

- Начали восстанавливать храм Параскевы Пятницы в июне 2017 года, приход у нас небольшой – 17 человек пока. Надеемся, что он увеличится по мере восстановления нашего храма. В первую очередь мы настелили полы, полностью укомплектовали церковной утварью алтарь. Служба у нас началась 1 ноября 2017 года, каждую субботу служба в 16 часов, в воскресенье – в 9 часов.  В перспективе мы восстановим придел Параскевы Пятницы, который находится справа, слева – придел Нила Столобенского.

К разговору подключается староста храма Василий Иванович:

- За две недели до Пасхи благодетель Алексей из Санкт-Петербурга, он даже не назвал своей фамилии, пожертвовал нам пять колоколов на колокольню. Благодетель Дмитрий Сергеевич из Москвы помог с ремонтом куполов, привез икону Параскевы Пятницы, принял участие в восстановлении часовенки. Крыши починили, двери заказали. Но вот одна трудность – подпорная стена начала валиться. Нужно делать водоотвод, стену укреплять, но все упирается в денежные средства. А вот здесь в нишах у нас фрески – лик Петра и лик Павла, только почти ничего не осталось от них, еле видны, 200 с лишним лет им. Мы стараемся сохранить всю старину, и двери и замок. Все здание храма построено из белого камня местных каменоломен. Уже и детей крестим – одна женщина с Урала приобрела для храма купель. А 28 сентября у нас пройдет первое венчание, это пара наших прихожан.

- Как же восстановить эти фрески? Если фрески ценные, то, вероятно, государство, Министерство культуры должно профинансировать их восстановление?

Отец Димитрий считает, что все проблемы можно решить, главное – не прекращать усилий:

- Сейчас мы готовимся к зиме, окна ставим. Это первоочередная задача. Фрески представляют большую ценность, в главном приделе сохранились большие фрагменты фресок. Чтобы восстанавливать, их нужно включить в программу. Было бы очень хорошо, если бы государство помогло и с восстановлением подпорной стенки и с фресками.  Для этого нужны  большие средства. А пока мы занимаемся аварийно-спасательными работами. Будем пытаться попасть в программу, в этом нам необходимо содействие и граждан и местных и региональных властей. У меня есть опыт, вот  в Красном дороги не было, теперь есть.  Вода камень точит. Когда запускаешь механизм, он туго идет, а когда раскрутится – уже не остановишь.

Для_старичан и гостей города на импровизированной сцене – ступенях у подножия храма выступили коллективы Дворца культуры Пролетарка Народная хоровая академическая капелла под руководством Марины Кирпу, народный ансамбль танца «Тверичане» имени Е.И.Комарова, а также Детская хореографическая школа «Фуэте» из Зеленограда.

4 августа Православная церковь вспоминат Святую Равноапостольную Марию Магдалину, а у меня в этот день именины. Поэтому я прочла стихотворение «Мария из Магдалы», стихи православной тематики.

Директор ГБУК ТОДК «Пролетарка» Елена Постнова приехала на праздник вместе с творческими коллективами:

- Тверской областной Дворец культуры «Пролетарка» является областным методическим центром, и, объективно говоря, на нас лежит феноменальная ответственность по участию в проектах наших коллег в муниципальных образованиях, культурологических, историографических, тем более – проектов по возрождению православных святынь. Мы очень тесно сотрудничаем с нашей Митрополией. Проекты, совместно реализуемые с РПЦ на постоянной основе, это и Фадеевские чтения, и Покровские вечера.  Это не случай, это закономерная история взаимоотношений и с Православной церковью и с коллегами из муниципалитетов. Если  говорить о данном пилотном проекта в рамках крупного проекта «Малые города Верхневолжья» под патронажем Комитета по делам культуры Тверской области. Мы привезли сюда благотворительный концерт и счастливы, что можем поучаствовать в возрождении православного храма. Я была потрясена красотой этой земли, воцерковленностью старичан, их внутренней культурой и сельской интеллигентностью, гордостью за свою землю.

Инициатор проектов развития Татьяна Соколова приняла участие в организации ярмарки:

- У Храма Параскевы Пятницы, сильной покровительницы торговым и промышленным делам,  ярмарка раньше  была  всегда. Надеемся, что дело возродится. Торговля началась. А вместе с нею Храм у Волги вновь вернёт величие и место расцветёт. Сегодня здесь прекрасно. Много лиц, молитв, улыбок, чая и товаров. Добрые слова и песни Волге и дорогому городу. Горожане, власть, ремесленники, гости, дети — все наслаждаются общением и праздником.

Единомышленник Татьяны Константин Бенедиктов тоже верит в будущее старицкой земли:

 - Я живу в Родне Старицкого района 20 лет, провожу фестиваль для художников, музыкантов и других творческих людей «РоднЯ в РОдне». В 2016 и 2017 году трехдневный фестиваль провели успешно, в нынешнем не удалось, но жизнь в Родне уже оживляется. Надеюсь, в следующем году увидеть вас в числе гостей нашего фестиваля!

Юлия Пленкова (проект «Альтуристы») развивает местные сообщества в глубинке:

-  Туристы приезжают в древний или малый город и помогают местной инициативе. Мы организуем проживание, питание местными продуктами. Это может быть благоустройство, как в Тутаеве. Где-то мосточки строили, где-то развивали малый бизнес, помогали в сборе лекарственных трав. Неважно, что за инициатива, главное, чтобы местное сообщество подключилось и люди начали общаться. Потом сообщество развивается без нашего участия. Такой праздник как сегодня – прекрасный пример успешно реализованной инициативы.

Действительно, под звуки народных песен  жители и гости города осматривали торговые ряды с  изделиями народных промыслов и сувенирами. Ощущение праздника было всеобъемлющим. В день города и района также открыта детская площадка в форме корабля – это связано с именем знаменитого уроженца Старицы адмирала В. Корнилова. Большая площадка в городском саду стала местом проведения концерта солистов и творческих коллективов из Москвы, Твери, Старицы. Завершился праздник салютом.

Вечная память Валерию Ганичеву, писателю Русского мира

09.07.2018

 Смоленская областная организация Союза писателей России выражает соболезнования родным и близким известного писателя  и видного  общественного деятеля Валерия Ганичева, возглавлявшего Союз писателей России долгие годы. Валерий Николаевич скончался 8 июля 2018 года на 85-м году жизни. Как сообщает Секретариат правления Союза писателей России, похороны пройдут во вторник 10 июля в Переделкине, отпевание начнётся в храме Игоря Черниговского в Переделкине в 12:30.

 Мы будем помнить писателя-патриота Валерия Николаевича Ганичева как литературного творца, создавшего крупные, значимые для России произведения. В книге «Россию надо заслужить» – историко-литературном исследовании жизни и творчества Валерия Ганичева, Олег Дорогань отмечает необычайную силу духа лидера писателей России и даже провидческий дар: «И когда Валерию Николаевичу говорят: всё – наступает конец Русской цивилизации, она, как Атлантида, уходит под воду, он убежден: у нас есть свой Китеж, свой Град Небесный, свой Край Заветный. … Каждое слово его лучится верой, светится спокойной Божественной силой. Он прозревает, в каждом своём выступлении он видится мне пророком с посохом веры. С незримым – как само его провидчество – посохом. Он прозревает Новую Россию».

Валерий Николаевич Ганичев родился 3 августа 1933 года в Пестово (ныне Новгородская область). До Великой Отечественной войны жил в Омской области. Окончил среднюю школу в Полтавской области. В 1956 году окончил исторический факультет КГУ имени Т. Г. Шевченко. С 1960 года занимался комсомольской и журналистской работой: являлся заместителем главного редактора журнала «Молодая гвардия», с 1968 по 1978 год — директор издательства «Молодая гвардия». С 1978 по 1980 год — главный редактор газеты Комсомольская правда». С 1981 года по 2001 год — главный редактор журнала Роман-газета. С 1998 года – главный редактор журнала «Роман-журнал. XXI век». С 1994 года до февраля 2018 года – председатель Правления Союза писателей России.

В 2001 году Валерий Ганичев успешно способствовал канонизации Фёдора Ушакова. Он многие годы являлся заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора, заместителем председателя Комитета в защиту отечественной культуры, сопредседателем фонда «Русская национальная школа».

Валерий Ганичев за долгие годы служения Родине и русской литературе удостоен множества наград: ордена Почёта, ордена Трудового Красного Знамени, двух орденов «Знак Почёта», медали «Ветеран труда», медали «За укрепление боевого содружества». Валерий Николаевич являлся заслуженным работником культуры РСФСР, лауреатом премии Ленинского комсомола (1978), Большой литературной премия России СПР (2003) — за романы «Адмирал Ушаков», «Росс непобедимый», повесть «Дорожник» и многих других.

Смоленская областная организация Союза писателей России помнит, как в 2011 году, проводя в Смоленске пленум Союза писателей России Валерий Николаевич выступил против попыток грубого искажения истории России, истории Великой Отечественной войны. Также он призвал писателей, деятелей культуры и руководство области  всем вместе бороться за чистоту русского языка. «Однако одной поддержки на словах мало, необходима серьезная просветительская работа, чтобы выполнить намеченное. Язык – это самое дорогое богатство. Разные народы страны не могли бы понимать друг друга, не будь русского языка».

Валерий Ганичев прожил достойную жизнь, внес большой вклад в русскую культуру и оставил новым поколениям писателей России заветы, которые надлежит хранить и исполнять. Вечная память!

К юбилею генерала-фельдмаршала Гурко отлит бронзовый бюст.

01.05.2018

В 2018 году исполняется 190 лет со дня рождения полководца русско-турецкой войны 1877–1878 годов героя Шипки и Плевны генерал-фельдмаршала Иосифа Гурко. Иосиф Владимирович родился 16 (28) июля 1828 года.

Также в этом году отмечается 140 лет со дня освобождения Болгарии от османского ига. Болгарский народ и сегодня чтит память генерал-фельдмаршала Гурко: в его честь названы три населенных пункта в Болгарии – город и два села Гурково, а также один из самых больших бульваров в Софии, по которому полководец прошел в 1878 году со своими войсками, освободившими Софию от пятисотлетнего османского ига.

На малой родине Иосифа Гурко, в бывшей усадьбе Сахарово, в 2008 году открыт музей в родовой усыпальнице, а в 2011 году найдены, идентифицированы и перезахоронены останки генерал-фельдмаршала. Колоссальный объем работы по восстановлению усыпальницы, обустройству в ней православного храма преподобного Иосифа Волоцкого (святого покровителя Иосифа Гурко) и музея, по поиску и достойному захоронению останков героя на протяжении многих лет ведет протоиерей Геннадий Ульянич. В Тверской области и за ее пределами многие также знают отца Геннадия как автора-исполнителя песен духовного содержания, он участник и победитель множества музыкальных фестивалей и конкурсов.

Отец Геннадий рассказал «Каравану» о том, что в настоящее время силами православного прихода строится памятник генерал-фельдмаршалу И.В. Гурко. Бронзовый бюст планируется смонтировать на постаменте в центре благоустроенной площадки рядом с храмом-усыпальницей. Значительная часть работ уже выполнена силами инициативной группы и при поддержке благотворителей.

В городе Жуковском скульптором Ириной Макаровой, уроженкой Твери, отлит бронзовый бюст гениальному полководцу. Для того чтобы осуществить расчеты со скульптурным комбинатом и получить скульптуру, необходимо еще 255 тысяч рублей. Инициативная группа по установке памятника генералу Гурко просит всех неравнодушных к сохранению героических страниц истории и славных имен героев-земляков оказать посильную помощь.

Реквизиты:
МРО ПП Иосифа Волоцкого п. Сахарово г. Тверь Тверской и Кашинской Епархии РПЦ (Московский патриархат) ИНН: 6902024709, КПП: 695201001, р/с: 40703810302220000074. Название банка: АО «АЛЬФА-БАНК» К/с:  30101810200000000593 в ОПЕРУ Москва БИК банка: 044525593 ИНН: 7728168971 ОГРН: 1027700067328

День славянской письменности ознаменовался выходом альманаха

24.05.2017

Как сообщил мне руководитель Смоленского литературного объединения Православных писателей Николай Кеженов, к Дню славянской письменности и культуры в Смоленске вышел в свет православный литературно-художественный и публицистический альманах «Свет Одигитрии». На его страницах представлены произведения тридцати восьми авторов, в том числе и подборка моих стихов.

Издание посвящено 880-летию Смоленской епархии, его открывает вступительное слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, который  поздравляет читателей с событием и отмечает, что это плод многолетнего труда поэтов и писателей Смоленщины, сплотившихся, чтобы воспевать веру, любовь, надежду, добро, град, страну, Отечество. «Во все времена,- пишет Владыка, – русская культура была ярким отражением веры православной. Даже в годы гонений на Церковь Христову не прекращалось свидетельство правды о Боге и человеке, отразившееся в лучших произведениях художественного слова, живописи и музыки. И такой труд называется подвигом исповедничества. Да и не могло быть иначе, ибо слово «культура» в древности употреблялось в значении «возделывание души»…Представленный сборник трудов православных писателей и поэтов можно считать смиренным приношением в дар любимой нами священной Смоленской земле и её героям…»

Первый раздел альманаха посвящен Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия». В него вошли проповедь протоиерея Михаила Горового и стихи таких поэтов, как  Олег Дорогань, Вера Суханова, Николай Кеженов, Сергей Баженов, Любовь Стеклова, Светлана Конфедератова, Наталья Годяева, Нина Колобаева, Елена Лышковская, Ирина Бандеко. Названия последующих поэтических разделов говорят сами за себя: «Христос рождается», «Пасха красная», «С верой, надеждой, любовью», «Славим наших героев», «Творчество школьников». Здесь опубликованы стихи Татьяны Харитоновой, Марии Парамоновой, Александра Лобанова, Александра Лучина, Евгения Гордеева, Владимира Королева, Ирины Ермильцевой, Сергея Матисова, Нины Лавреновой, Людмилы Пахомовой, Татьяны Бажиной , Милы Клявиной, Ангелины Меркуловой и многих других авторов.

В разделе «Православная проза и публицистика» напечатаны отрывки из трёх повестей Татьяны Харитоновой, статьи Валентины Станкевич, Николая Чепурных, Елены Петровой, Виктора Москалева, представителей Военной академии ПВО.

Раздел «Православное литературоведение» представлен статьёй протоиерея Михаила Горового об оде Гавриила Державина «Бог». Раздел «Православное языкознание» содержит статью Анны Субботиной «Формы выражения просьбы в языке молитв русским святым». Её научный руководитель – кандидат филологических наук Ольга Иванова.

В завершающем книгу разделе «Фотолетопись» можно увидеть 28 фотоснимков (автор – Николай Чепурных), посвященных встречам писателей с 7 августа 2014 года, когда было создано Одигитриевское творческое объединение.

Альманах отпечатан с отличным полиграфическим качеством в смоленском печатном салоне «Принт АП». Составитель и редактор – председатель Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского) Николай Кеженов. В оформлении обложки использована репродукция одного из списков иконы «Одигитрия», а также картин члена Союза художников России Юрия Мелькова «Смоленский пейзаж» и «Смоленск в солнечный день». Тираж издания – 250 экземпляров.

Литературный вечер в Смоленском Православном училище

28.03.2017

27 марта в Смоленском Православном регентском и иконописном училище состоялся мой литературный вечер, посвященный Дню православной книги. Открыла его заведующая библиотекой СПРИУ Валентина Константиновна Ксендзова,  предложившая вниманию зала видеоролик с выступлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посвященный значению Дня православной книги, роли книги в развитии общества и государства, о различии знания и информации, о преимуществах книги перед Интернет-ресурсами. Валентина Константиновна представила меня собравшимся и выразительно продекламировала моё стихотворение «Весна печатной книги» о возникновении книгопечатания на Руси. Она напомнила, что традицией проведения Дня православной книги в СПУ (СПРИУ) стало участие людей, создающих книги: «В этом году гостьей училища стала член Союза писателей России, заместитель председателя Смоленской областной организации Союза писателей России, поэтесса Мария Парамонова».

27 марта Русская Православная церковь вспоминает Святого благоверного князя Ростислава-Михаила Смоленского и Киевского (XII век). Поэтому я начала своё выступление со стихотворения «Мой дом», в котором идет речь об этом государственном деятеле, при котором в Смоленске было построено множество каменных церквей, основателя города Ростиславля (ныне – Рославля).

Я прочла стихотворения из книги «Марьин скит»: «Баллада о сожжённых», «Перед иконою свеча», «Пасхальное», «Кто говорит на древнем языке…», «Елоховский собор», «Мария из Магдалы». Аудиторию литературного вечера составили вдумчивые молодые люди, поэтому я читала свои произведения и беседовала со студентами об истории, литературе. Мы затронули тему трагических страниц истории Смоленска, различия менталитета России и Европы, затрудняющие ведение диалога между сторонами. Я прочла стихотворение «Размышление в дороге», написанное в период работы над статьей «Смоленск – православное пограничье». Упомянутое стихотворение я обычно не включаю в программу совместных с другими авторами литературных мероприятий в силу его большого объема – в нем 100 строк, а вот на литературном вечере у православных студентов оно было принято с пониманием и встречено аплодисментами.

Педагоги и студенты Смоленской духовной семинарии приготовили мне замечательный музыкальный сюрприз – они исполнили композицию «Во имя добра», созданную на мои стихи. Юноши в строгих чёрных одеждах воссоздали картину разговора двух солдат в ночь перед последним боем. Исполнение композиции положило начало беседе о героико-патриотической лирике. Я рассказала, что посвятила это стихотворение своему деду, погибшему подо Ржевом в 1942 году. Тему продолжил видеоролик: песню «Памяти погибших солдат» (музыка Н. Вирабяна, стихи М. Парамоновой в исполнении музыкального коллектива ДК «Гнездово») сопровождало слайд-шоу с фотографиями Смоленска в годы войны. История Смоленска неразрывно связана с историей литературы. Я прочла студентам главу из поэмы «Город в области сердца», в которой идет речь о трёх поэтах – основоположниках Смоленской поэтической школы. Студенты, с помощью заведующей библиотекой В.К. Ксендзовой, раскрыли метафоры и узнали М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского и Н.И. Рыленкова.

Студенты регентского отделения также подготовили для меня музыкальный подарок – исполнили вокальную композицию «Весна» на стихи из поэмы «Город в области сердца» (Глава IV. Часть II. «Пробуждается мир после зимней невзгоды…»). Музыку написал композитор Владимир Сухоруков. Песня была исполнена в возвышенной манере, красивый голос солистки мягко оттенялся хором девушек-студенток. Дирижер хора – иерей Олег Ефимов. В поэме «Город в области сердца» каждая глава состоит из лиро-эпической части и песни. Я прочла собравшимся также «На Прощенное воскресенье…» – песню из 3-ей главы.

В завершение встречи студенты училища задали мне свои вопросы. Отвечая на них, я рассказала о том, как начала писать, и, намного позже, публиковать свои стихи, о лирическом цикле «Парижский блокнот», о названии книги «Марьин скит».

По окончании литературного вечера я передала в дар библиотеке СПРИУ сборники стихов с автографом, а также подарила книги студентам, проявившим интерес к моему творчеству. На память о встрече в Смоленском Православном регентском и иконописном училище от его коллектива я получила замечательные подарки – ежедневник с портретом Святейшего Патриарха Кирилла и мудрыми изречениями на каждой странице, а также монастырский чай «Вдохновение». Это была поистине вдохновляющая встреча с вдумчивыми и духовно богатыми слушателями, надеюсь, что наше общение продолжится.

Сердечно благодарю всех организаторов литературного вечера, посвященного Дню православной книги в Смоленском Православном регентском и иконописном училище!

 Об этом мероприятии читайте также в статье Анны Боедовой на сайте Смоленской епархии:

http://smoleparh.ru/novosti/2017/03/v-smolenskom-pravoslavnom-uchilishhe-sostoyalos-meropriyatie-ko-dnyu-pravoslavnoy-knigi/

 

Книга «Марьин скит» представлена Смоленскому ЛИТО православных писателей

21.02.2017

Сегодня на занятии участников Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского), которое состоялсь в актовом зале административного корпуса Свято-Успенского кафедрального собора, я представила свою новую книгу «Марьин скит». 

 Духовный руководитель православных писателей, протоиерей Михаил Горовой поздравил всех с Масленицей и призвал литераторов активнее участвовать в предстоящих богослужениях в главном храме области и обязательно попросить прощения друг у друга во время Прощеного воскресения 26 февраля. «Надо научиться прощать», – напутствовал отец Михаил участников встречи. Вместе со священником литераторы обсудили график и методику проведения Дня православной книги 14 марта. Встречи с молодежью Смоленска в рамках этого праздника пройдут в течение несколько дней. Главное мероприятие с участием детей из Воскресной школы состоится 12 марта в актовом зале собора. Писателям рекомендовано выступить по теме книжной культуры, прочитать стихи о значении первой печатной книги, о первопечатнике диаконе Иване Федорове, о приобщении народов России к русскому печатному слову. Накануне заседания литературного объединения я обсудила в Смоленском духовном училище сценарий моего творческого вечера, приуроченного к Дню православной книги.

В ходе заседания были показаны документальные фильмы о Григории Распутине (на события вековой давности излагал свою точку зрения писатель Николай Коняев) и о Туринской плащанице (с комментариями доцента СмолГУ Елены Петровой). В музыкальной паузе выступили гости из Рудни . Ария Мистера Икс из оперетты И.Кальмана, русский романс Петра Булахова на слова Владимира Чуевского »Гори, гори, моя звезда» и песня Арно Бабаджаняна «Ноктюрн» на стихи Роберта Рождественского прозвучали в  исполнении певца Сергея Счесновича. Ему аккомпанировал на баяне Виктор Иванович Москалёв.

Затем отец Михаил предоставил мне слово для презентации моей книги «Млечный путь», которая вышла в издательстве «У Никитских ворот», г. Москва.

Продолжая тему мировоззренческих различий между Россией и Западом, возникшую при обсуждении фильма о Туринской плащанице, я прочла стихотворение «Размышление в дороге». Отец Михаил отметил философский характер этих размышлений. Затем я прочла «Балладу о сожженных», посвященную жертвам Смутного времени и стихотворение «Во имя Добра» о безвестных героях Великой Отечественной войны. Также прозвучало стихотворение «Анарахнизм»- аллегория современного литературного процесса и, собственно, стихотворение «Марьин скит», давшее название книге.  Коллеги по литобъединению поздравили меня с выходом книги и пожелали новых творческих успехов, я подарила желающим экземпляры книги. 

Ряд поэтов в завершение вечера прочли свои стихи на религиозно – духовные и другие темы. Среди них – руководитель литобъединения православных писателей Николай Кеженов, член Союза писателей России Ангелина (Лина) Меркулова, поэты Сергей Подольский, Светлана Горохова, Нина Бандеко, Алла Бандеко, Сергей Баженов, Светлана Конфедератова, Людмила Пахомова, Татьяна Бажина.