Записи с меткой «Ратник»


Он убит подо Ржевом…

30.06.2020

Подо Ржевом открыт монумент в память о защитниках, павших здесь в годы Великой Отечественной войны. Значит, и моему деду Игнатьеву Николаю Романовичу. Это о нём и тысячах таких же солдат написал Твардовский в своём величайшем стихотворении «Я убит подо Ржевом…». Спасибо тверским студентам-казакам за возможность принять участие в записи ролика – коллективной декламации этого стихотворения выдающегося поэта. Среди трёх рассказанных мною фрагментов первый «Там, где корни слепые…» – отчётливо напоминает мне о моём деде, оставшемся там, подо Ржевом, «куда на поминки даже мать не придёт». Ещё один фрагмент, где «И Смоленск уже взят». Создатель ролика Этер Кулиева определила его для меня как для смоленского писателя.

Мы помним и чтим подвиг наших дедов, но отчётливо проступает: «Я вам жить завещаю, что я больше могу?» Погиб, пропал без вести, ушёл «…на небо, без звёзд на груди». Теперь есть хотя бы памятник, своей оторванностью от грешной земли он и вправду напоминает дух незахороненного «под страшным Ржевом». Вспоминается лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто…».
Конечно, легче и приятнее вспоминать своих предков внучатам генералов, доживших до победы. Нам тяжелее. Как писал в своем стихотворении мой папа «Не потому ль я обездолен, Судьбы и Родины лишён, Скиталец на родном раздолье, Что я твой холмик не нашёл?» И мой дед по материнской линии был тяжело ранен в Финскую, долго лечился в госпитале, во время Великой Отечественной работал на железной дороге – по здоровью не был годен. Даже наши историки редко вспоминают о тех потерях, их не включают в цифровые базы данных, какие созданы по ВОВ. А теперь некоторые историки и вовсе не считают Финскую войной, якобы это была небольшая стычка, эпизод. Но ведь тогда погибли и были ранены сотни тысяч советских солдат и офицеров. Если поддаться и списать это на «эпизод»,  они и вовсе будут забыты. Или всё же «Никто не забыт…»?
Статья о важности сохранения исторической памяти, опубликованная президентом Путиным, несомненно будет способствовать проникновению российской точки зрения на историю Второй мировой войны. Её переведут на многие языки и прочтут многие люди. А вот наши историки разговаривают сами с собой – в «авторитетные» научные издания не возьмут статью, если она не соответствует создаваемой западом «истории».
Но, в конечном счёте, всё очень просто – историю пишут победители. Бумага стерпит, в то же время цифра переменчива. Кто через 50 или 100 лет переработает на макулатуру последние книги и заполнит цифровое пространство своим вариантом истории? Нельзя замыкаться «в бумаге» – издавать только печатные книги, но нельзя и уповать на «цифру» – мировая паутина сплетена не нами. В ролике, записанном и смонтированном студентами, таится надежда – вот они, «кто из рук наших знамя Подхватил на бегу…».

Священное слово – Победа

09.05.2020

Поздравляю всех читателей и гостей сайта с 75-летием Великой Победы!

Превосходная новость пришла сегодня от моего любимого Издательсва «У Никитских ворот».

Вот что пишет Ольга Шевчук, шеф-редактор альманаха «Академия поэзии»:

«Сколько бы лет ни минуло, но этот праздник всегда будет отмечаться в нашей стране! Как и обещали, мы выпустили коллективный сборник «Священное слово ПОБЕДА» к памятной дате – 9 Мая. Спасибо и низкий поклон Вам за то, что приняли участие в издании этой книги, прославляя подвиг советского народа в Великой Отечественной войне!

Как только снимут карантин, Вы сможете получить свой авторский экземпляр в издательстве, где и находится в данное время тираж книги. Мирного Вам неба, прекрасных порывов души и воплощения творческих замыслов».

В сборнике «Священное слово ПОБЕДА» опубликованы мои стихотворения «Во имя Добра», «Три казака» и «Мой дед», а также рассказ «Надо что-то делать!»

Твардовский. Есть имена, и есть такие даты…

04.05.2020

Участвуя в акции «Бессмертный полк русской поэзии», которая проходит под эгидой Союза писателей России, я прочла  стихотворения поэта-фронтовика, уроженца Смоленщины Александра Трифоновича Твардовского. Сегодня на странице «Бессмертного полка русской поэзии» опубликовано моё видеопрочтение.

Ссылка на просмотр видео: https://www.youtube.com/watch?v=yQz2NUmJWVU

 

Александр Трифонович Твардовский (8 июня 1910 — 18 декабря 1971) — русский советский писатель, поэт и прозаик, журналист, специальный корреспондент. Подполковник (1945). Главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954; 1958—1970). Твардовский, любимый поэт миллионов читателей, прославился как поэт, который воспел в своих произведениях подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.

9 марта стартует историко-литературная акция «Бессмертный полк русской поэзии»

06.03.2020

В целях расширения информационного поля, по просьбе коллег из Псковского регионального отделения Союза писателей России публикую положение о Международной историко-литературной акции «Бессмертный полк русской поэзии».

Положение
о международной историко-литературной акции
«Бессмертный полк русской поэзии»

Международная истoрико-литературная акция «Бессмертный полк русской поэзии» (далее – акция) посвящается Победе Советского народа в Великой Отечественной войне и направлена_на увековечивание памяти поэтов-фронтовиков и поэтов-блокадников, возвращение российскому читателю их стихов, приобщение к этим стихам детей и юношества.

Акция проводится Псковским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» (далее – организатор акции) при поддержке Комитета по культуре Псковской области и является неотъемлемой частью литературно-исторического проекта «Чтобы помнили» (далее — Проект).

Цели и задачи акции соответствуют целям и задачам Проекта.

Участниками акции могут стать жители Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья – носители русского языка, принимающие цели и задачи акции.

1. Акция проводится по направлениям:
«Бессмертный полк русской поэзии» (для участников в возрасте от 18 лет);
«Бессмертный полк русской поэзии». Читают дети» (для участников до 17 лет включительно).
Организатор акции открывает видеоканал  на платформе видеохостинга YouTube, на котором, будут публиковаться стихотворения фронтовых поэтов, в декламации жителей России и зарубежья, в популярном на сегодняшний день формате видеороликов. Оформление видеороликов в едином формате Организатор акции берёт на себя.

2Период проведения акции с 09.03.2020 по 30.06.2020.
Приём видеороликов участников акции по 06.06.2020.

3. Чтобы стать участником акции, необходимо:
— записать (при помощи видеокамеры, веб-камеры, фотоаппарата, мобильного телефона и т.д.) видеоролик, с декламацией произведения поэта – участника Великой Отечественной войны, либо поэта, проживавшего в г. Ленинграде в период его блокады (поэта-блокадника), написанное на русском языке;
— направить видеоролик на E-Mail: poetic.polk@ya.ru
За весь период акции от одного участника принимается не более 3 видеороликов. Предпочтение отдаётся произведениям, читаемым наизусть.

4. Требования к видеоролику:
— форматы видеоролика: mp4, avi, mpeg2, mov, wmv;
— соотношение сторон 16:9, либо 4:3;
— качество видео не ниже 640 x 480;
— один видеоролик должен содержать только 1 стихотворение;
— продолжительность ролика не более 5 минут;
— на видеозаписи должно быть видно лицо человека, читающего произведение;
— не рекомендуется дополнять ролик титрами, надписями, спецэфектами, а также фоновой музыкой и иной фоновой озвучкой.

5. В целях оперативной обработки присланных видеоматериалов и их публикации организатор акции просит предоставить вместе с видеороликом:
— фотографию поэта-фронтовика, написавшего произведение;
— заполненную анкету участника акции.

6. Направляя видеоролик, участник акции тем самым соглашается с тем, что:
— присланные видеоматериалы будут оформлены в едином стиле акции и размещены на видеоканале акции, на хостинге YouTube;
— размещенные на хостинге YouTube видеоматериалы могут в дальнейшем публиковаться (транслироваться) в социальных сетях, интернет-сайтах, а также средствах массовой информации, освещающих проведение акции, и не претендует на какое-либо вознаграждение.

7. Не принимаются к публикации:
— видеоролики с низким качеством видео или звука;
— видеоролики с чтением стихов за кадром (звук наложен на видеоряд);
— видеоролики, содержащие информацию рекламного характера;
— видеоролики, содержание которых  нарушает законодательство Российской Федерации и (или) общепринятые нормы нравственности и морали.
Организатор акции оставляет за собой право отказать в публикации видеоматериала без разъяснения причин.

8. Участники акции получают памятный «Сертификат участника акции «Бессмертный полк русской поэзии», в котором указывается ссылка на произведение,  размещенное на канале акции. Сертификат направляется в электронном виде, в формате PDF. Если участником представлено 2 и более видеоролика, он получает сертификат за каждый из них.

10. Дополнительная информация.
В Псковской области, дополнительно, будет организовано проведение очной акции с выступлением детей и юношества на праздничных концертных площадках посвящённых  Дню Победы, в библиотеках города, домах ветеранов, а также их выступлением на фестивале исторической поэзии «Словенское поле – 2020».
В ходе проведения акции планируется сотрудничество со средствами массовой информации, литературными сайтами, ретрансляция опубликованных видеоматериалов в социальные сети, а также различные группы и сообщества литературной направленности.
Организованное прохождение участников акции в колонне Бессмертного полка в День Победы – не планируется, т.к. мы убеждены, что решение об участии в данном шествии – личное дело каждого гражданина и не может быть организовано с применением административного ресурса, рамках в какой-либо акции или проекта.

Рецензия на сборник «Смоленская малая проза»

10.02.2020

В февральском номере журнала «Смоленск» за 2020 год опубликована статья «С любовью в сердце» - рецензия на вышедший недавно сборник «Смоленская малая проза», в котором напечатаны мои рассказы «Надо что-то делать!» и «Одеяло»(в редакции сборника – «Вишнёвое одеяло»). Автор статьи заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат премии имени М.В. Исаковского Александр Мельник неизменно отслеживает книжные новинки – он не раз уже рассказывал на страницах журнала о книгах и альманахах, выходящих на Смоленщине. Ниже привожу полный текст статьи.

С_любовью в сердце

Заклинание

Прямо в начале наступившего года вышла книга «Смоленская малая проза». Это прекрасный подарок творческого сообщества писателей своим читателям. В предисловии редактор-составитель книги Олег Дорогань определяет ее «в качестве малой антологии этого жанра». Представляя авторов, подчеркивает, что и поэты стали более активно реализовывать себя в прозе.

Среди них Мария Парамонова, обладающая светлым лирическим дарованием, чья очаровательная задушевная поэзия возвышает женщину, воспевает материнство, показывает жертвенную любовь к детям. Эта любовь рвется наружу в ее прозе.

В рассказе «Надо что-то делать!» женщина мечется, пытаясь спасти детей, когда в город рвутся гитлеровцы. «Земля уходила из-под ног. Будто в черную воронку неизбежности затягивала эта война». Попытки вырваться из города были обречены на неудачу.

«Надо что-то делать!» – заклинанием звучит в ее устах эта фраза. «Надо что-то делать!» – побудительным мотивом служат слова для ее мужа, который находится среди защитников города.

«Григорий снова оказался у края воронки неизбежности. В бездействии он наблюдал гибель советского летчика. Что он мог сделать?».

Сильный по эмоциональному воздействию смысловой образ – «воронка неизбежности» – авторская художественная находка. Повторяющееся его использование усиливает напряжение повествования, как и рефрен: «Надо что-то делать!».

Вот отрывок для примера:

- Надо что-то делать! – прокричал Лысиков товарищам. – Те лежали, накрыв головы от долетавших порой к укрытию осколков и обломков. Подсыпкин снова плакал.

- Надо что-то делать! – вновь прокричал Лысиков, поднимаясь из укрытия с десятизарядной винтовкой. В ней были зажигательные патроны, а немецкий самолет, сбросив бомбы, казалось, подставляет свое брюхо под залп. Он летел низко, и Григорий отчетливо видел, что несколько патронов прошили брюхо вражеской машины…

Именно такие люди, как герой Марии Парамоновой, одолели беспощадного противника в Великой Отечественной войне. Преодолевая безысходность, они действовали и приближали Победу.

Внучка фронтовика, пропавшего без вести на той священной войне, свято хранит память о нем и отражает в творчестве.

Но проросла ветвистым древом
Могилой ставшая зола,
Где без вести пропал под Ржевом
Мой дед Игнатьев Николай.

Родившаяся на тверской земле, Парамонова гордится героической историей края. Вот и в рассказе «Надо что-то делать! события происходят в городе Калинине. Такое название Тверь имела в советское время.

Победа не заставила долго ждать. Рассказ, написанный с удивительной достоверностью очевидца, заканчивается оптимистично: «Долгих два месяца собирались силы Красной Армии, чтобы выбить оккупантов из Калинина. Тогда Григорий Лысиков снова увидит жену и детей, а пока – надо что-то делать!»

* * *

Рассказ «Вишневое одеяло – очень грустное повествование об одиночестве женщины при живой родне, занятой своими проблемами. Когда-то, наверно, она была счастлива. Росла в семье офицера-фронтовика. Вышла замуж за офицера. Родила сына. Вынянчила внучку. Теперь вот тетя Наташа ищет тепла в темно-вишневом одеяле, «столь же пожилом, как и его хозяйка». Еще в довоенном тридцать восьмом году оно встречало новорожденную девочку из роддома и стало для нее дорогой реликвией.

На риторический вопрос, что теперь осталось, ответ содержится в финале рассказа: «Тоска в уютной однушке с видом на колодец двора. Краткие визиты сына, дежурные звонки невестки. Внучка учится в Англии. Старый фотоальбом, письма. И одеяло, темно-вишневое, с атласным верхом и сатиновым низом – они всегда были вместе, даже возможно, были частями одного существа. Жаль, люди больше не ценят верность».

Нравоучительный этот вывод подобен заклинанию, взыванию к совести нравственно глухих и незрячих. И в этом смысле рассказ – это современная притча о сыновнем и дочернем долге, о бескорыстной любви и черствости, о душевной скудности и эгоистическом скудоумии. (далее…)

Малым историческим городам необходим особый поход, они просто не могут быть неперспективными!

03.02.2020

Опубликовано в еженедельнике «Караван» №5(54) от 05.02.20 г., стр. 12

В обсуждавшейся на минувшей неделе теме реновации в регионах меня больше всего обеспокоило то, что в качестве примера привели город Белый – малый исторический город с многовековой историей. Дескать, там население меньше 4 тысяч человек, да и те будут рады из ветхого и аварийного жилья переехать в более крупный город. Полагаю, что в малых исторических городах нацпроекты должны помочь восстановить историческую застройку и создать общественные пространства. Тогда и местные сообщества оживятся и туристы потянутся.

В Белом я была лишь однажды, летом 2006 года. Городок этот запомнился мне милым и солнечным. Белый был основан в 1350 году. С 1708 по 1929 год он был центром Бельского уезда Смоленской губернии. После революции административно-территориальное деление многократно менялось. То  Калининская область, то не существующая ныне Великолукская.  Белый, прямо скажем, зачах. Снесли церкви, а во время войны были разрушены и многие красивые гражданские здания – Белый много месяцев был на передовой линии сражений.

Когда я жила в Смоленске, там часто упоминался Белый в историческом аспекте и как объект для небольшого путешествия. Расстояние от Белого до Твери – 294 км, а до Смоленска – 129. Может лучше обратно смолянам отдать, раз у нас слишком много малых исторических городов? Или будем гордиться огромной пустующей площадью Тверской области? Но ведь реализация проекта переселения из ветхого и аварийного жилья не обязательно должна вестись с переселением людей в многоэтажки. Можно застроить центральные улицы двухэтажными домами, восстановив облик исторического центра города. Но изнутри эти дома будут современными и комфортными. Что же касается общественных пространств – нужны площади, скверы, парки с памятными знаками, напоминающими о многовековой истории города.

Согласно летописным данным Белый в  XIV-XV веках был центром удельного княжества, а первый его князь Иван Владимирович  положил начало роду князей Бельских. Много веков находясь на границе, Белый был местом сражений.  В 1506 году  воеводой Василия III  П.С. Лобановым-Ряполовским была построена в Белом рубленая крепость на земляных валах с  двумя оборонительными линиями. Позднее польский король Сигизмунд подступив к Белому сжег посад, а крепость взять не смог. С 1606 года воеводой  Бельской крепости был  Г.Г. Пушкин , предок «солнца русской поэзии». А в 1613 году  в осажденном Белом  отряд шотландских воинов перешел на сторону Москвы. В их числе на службу русскому царю поступил Георг Лермонт, от которого пошел род Лермонтовых. Вот такая поэтическая история.

Было еще много уникальных страниц и имен в истории Белого. Пётр Первый, Екатерина Вторая, Баратынские, Энгельгарты, Голенищевы-Кутузовы, знаменитый путешественник Н.М. Пржевальский, философ В. В. Розанов, художник Н.П. Богданов-Бельский, православный миссионер Николай Японский и другие. Простое перечисление этих имен свидетельствует – экскурсия по Белому могла бы быть не менее увлекательной, чем по Торжку или Старице, вот только объектов показа почти нет.

Белый был одним из первых провинциальных городов, получивших регулярный план и образцовые проекты для каменных домов. Архитекторам хорошо знакомы эти проекты, и было бы несложно воссоздать исторический облик центра города, деликатно добавив к нему элементы комфортной городской среды. Плюс старые валы – отличная смотровая площадка, плюс городской парк, которому почти 200 лет. Плюс реки и озёра. К тому же некоторые здания сохранились – в них сейчас располагаются государственные учреждения. Ну и, конечно, церкви тоже  не мешало бы восстановить, хотя бы одну-две.

А подвиг Белого в годы Великой отечественной войны – 16 месяцев ожесточенных боев на передовой! Практически полное разрушение, гибель мирных жителей. Неудивительно, что население города существенно сократилось по сравнению с довоенным. На территории Бельского района захоронены более 26 тысяч воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

С такой историей Белый должен стать одним из значимых  туристических центров Тверской области. Скажете, что это «маниловщина»? Но ведь в рамках нацпроектов, конкурсов для малых исторических городов и при деятельном участии муниципальных и региональных властей это возможно. Малым историческим городам необходим особый поход, они просто не могут быть неперспективными!

Мария ПАРАМОНОВА
член Союза писателей России

Новый рассказ – лауреат Симоновского конкурса – 2019

22.11.2019

Как сообщается на сайте Смоленской областной организации Союза писателей России, мой рассказ вошел в число лучших произведений в номинации «Малая проза» IX Международного литературного конкурса, посвященного памяти писателя Константина Симонова и 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Конкурс проводился Могилёвским городским отделением Республиканского общественного объединения  «Русское  общество» совместно с Могилёвским областным отделением ОО «Союз писателей Беларуси», Смоленской и Брянской областными организациями Союза писателей России, при поддержке Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь, Представительства Россотрудничества – Российского центра науки и культуры (Минск), Могилевского городского и областного исполнительных комитетов, городского Совета ветеранов, средств массовой информации Беларуси и России.

Мой новый рассказ под названием «Надо что-то делать!» посвящен событиям, происходившим в Калинине непосредственно перед оккупацией города немецко-фашистскими захватчиками в октябре 1941 г.

Сюжет основан на реальных событиях, воспоминаниях и исторических документах. Его главный герой – Григорий Лысиков, офицер МВД, сталкивается с ситуацией неопределенности, отсутствия информации в условиях приближающихся вражеских войск. Части регулярной армии в город еще не прибыли, милиция и ополчение малочисленны и плохо вооружены. Как защитить город и свою семью? Бездействие смерти подобно. «Надо что-то делать!» – решает Григорий, вырываясь из оков страха и бюрократии.

В конкурсе рассказ занял третье место. Рада, что второй год подряд мои рассказы занимают призовые места в конкурсе. Спасибо организаторам!

Ратники российской литературы

30.07.2019

Вчера вернулась из Псковской области – с Девятого фестиваля исторической поэзии «Словенское поле». Девятый он для истории, а в моей биографии – шестой подряд. «Однажды, навсегда и неизменно / Я влюблена в Изборск!» – это строки из моего стихотворения о фестивале 2015 года.

В этом году я приехала на фестиваль в субботу – вынуждена была пропустить интереснейшую экскурсию в Остров. Но и два дня фестиваля оказались столь насыщенными, что сегодня расскажу только про первый из них, про торжественное открытие фестиваля.

Мы прибыли в Изборск, к Священному холму, на котором в 2007 году в праздник Воздвиженья был установлен семиметровый крест. В этом знаковом месте состоялось открытие фестиваля. Подробно о церемонии принесения земель пишет наш сайт в статье «Смоленские поэты на Словенском поле»:

«Год от года Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле», который проводит в Изборске Псковское региональное отделение Союза писателей России, всё яснее обретает черты Изборского поэтического клуба. Он становится площадкой стратегической – отсюда, с древней земли, над которой  возвышается поклонный крест, где, несмотря на усилия реставраторов, сохраняет исторический облик Изборская крепость, где от Труворова городища сквозь толщи известняка бежит  живая вода Словенских ключей, всё слышнее и увереннее звучит голос писателей Великой России.
Они избавляются от комплексов, внушаемых представителями русскоязычного постмодернизма, фикшн, нон-фикшн и янг-эдалт. Они перестают стесняться любви к родной земле и понимают слово «пафос» в переводе с греческого (страсть, воодушевление), а не с либерального (ругательство, применяемое к творчеству патриотов). Они читают стихи о возвышенном и о безобразном, но реально смотрят на мир, в котором нет и не будет в обозримом будущем тепличных условий для творчества.
Девятый Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле» был торжественно открыт 27 июля 2019 года у «Священного Холма единения и славы России» в Изборске Псковской области. На церемонии открытия фестиваля выступили председатель правления Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» известный российский прозаик Николай Иванов (г. Москва), сопредседатель правления Союза писателей России, председатель правления Калужского областного отделения Союза писателей России поэт Вадим Терёхин, секретарь Союза писателей России, председатель правления Псковского регионального отделения Союза писателей России известный российский прозаик Игорь Смолькин (Изборцев). Смоленскую областную организацию Союза писателей России на фестивале представляли заместитель председателя правления Мария Парамонова, члены организации Любовь Сердечная и Владимир Королёв.
Участники фестиваля совершили приношение земель из исторически значимых мест русской истории, мест воинских сражений, русской доблести и героизма к  «Священному Холму единения и славы России» на Словенском поле. Любовь Сердечная рассказала о том, что в этом году к Холму доставлена земля от Смоленской стены. Близ одного из участков пятивековой Смоленской крепости находится аллея героев. Здесь увековечена память героев Отечественной войны 1812 года. Здесь установлены 13 бетонных обелисков с названиями городов-героев Великой Отечественной. Внутри каждого из них – капсулы с землей с мест боев в городах-героях. В 2015 году к ним добавили два обелиска Городов воинской славы Смоленщины – Ельни и Вязьмы. Здесь же находится могила и установлен бронзовый бюст Героя Советского Союза М. А. Егорова, водрузившего в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом. Владимир Королев прочел стихотворение смоленского поэта, члена Союза писателей СССР Алексея Бодренкова (1922-1984). Оно стало литературной основой гимна Смоленска.
…От каждого камня здесь мужеством веет
Дней наших и дней старины.
И если ты хочешь быть духом сильнее,
Побудь у Смоленской стены…
А Мария Парамонова привезла землю со своей малой родины – она родилась в Калинине (Твери).

 О событиях октября 1941 года на Пожарной площади в Твери (именно оттуда я привезла землю)  более подробно рассказано в статье «В Изборск – с Пожарной площади» свежего номера тверского еженедельника «Караван Ярмарка» (№28 от 30.07.19).

«Мария Парамонова привезла землю с Пожарной площади Твери (Калинина). Она рассказала о событиях октября 1941 года в Калинине: 
– 12 октября в Калинин по железной дороге начали прибывать части 5-й стрелковой дивизии. Тем временем оборону вели немногочисленные отряды курсантов, ополчения, городской партизанский отряд. 13 октября 1941 года танки и мотопехота врага вышли к западной окраине города, а утром 14 октября пытались форсировать реку Волгу и захватить заволжскую и затверецкую части Калинина.
Для переброски по Бежецкому шоссе к Затверечью частей 256-й стрелковой дивизии не хватало времени. А мирные жители – кто на автомашинах, а кто пешком – уходили из города именно по Бежецкому шоссе. В числе этих жителей была и моя бабушка с тремя детьми.
Важно было не пропустить танки врага через Тверецкий мост. Четыре вражеских танка, две автомашины с мотопехотой и одним арторудием на прицепе подошли к мосту со стороны речного вокзала. С противоположной стороны передовой отряд красноармейцев в составе стрелковой роты на автомашинах с одним орудием из 5-й батареи 531-го легкого артполка прибыл на Пожарную площадь и занял оборону.
Расчет орудия сержанта Епанчи из артиллерийской засады за глухим забором и двухстворчатыми воротами старого пивзавода вел внезапный прицельный огонь по технике противника, выходящей на мост. Первым же снарядом был подбит головной танк, а вторым снарядом – замыкающий колонну. Еще два германских танка были уничтожены огнем прямой наводки. На мосту образовалась пробка из разбитой военной техники фашистов, им не удалось с ходу прорваться в Затверечье.
14 и 15 октября красноармейцы и народные ополченцы удерживали свою предмостную позицию на Пожарной площади. За это время сюда подошли вся 5-я батарея 531-го легкого артполка, стрелковые батальоны из полков 256-й дивизии и другие части. Орден Красного Знамени за этот бой получил командир батареи лейтенант А.И. Кацитадзе.
После церемонии принесения земель Мария Парамонова прочла свое стихотворение «Ратник». 

 От волнения я, как обычно, «забыла слова и звуки» и даже пропустила одно четверостишие. Поэтому приведу здесь это стихотворение целиком – оно не только о воине-интернационалисте Александре Прохоренко, погибшем в 2016 г. близ сирийского села Тадмор (в стихотворении я называю его Фадмор – так звалось это место в период своего расцвета при царице-христианке Зенобии). Оно о каждом, кто, находясь   во враждебном окружении, отстаивает свои убеждения.

Ратник

Этот ветер несет прокаленный песок,
в этот вечер свирепая свора
замыкает кольцо, и последний часок
мне остался в долине Фадмора.
Эти руки по локти, по плечи в крови,
их оружие пеплом покрыто,
эта свора пробраться ко мне норовит,
предвкушая  безумие пыток.
Эти земли забыли за тысячу лет
благородной Зенобии речи.
По песку пробиваются, путая след,
будто волки, сыны человечьи.
Эти лица окутаны шарфами тьмы,
ятаганом ухмылка кривая.
Я стрелу посылаю – своим, за холмы,
и огонь на себя вызываю.

Такими ратниками российской литературы видятся мне современные писатели, защищающие своё право на творчество, любовь к родной стране и истории, на общение с единомышленниками. Прицельный огонь по ним ведут источающие ядовитые словеса прозападные литераторы и журналисты. А официальные власти с одной стороны боятся упрека в том, что у них есть идеология, а с другой – безграмотны, недальновидны и находят более заманчивые объекты для инвестиций, чем развитие литературного творчества. 

 Продолжение следует

 

Калязин на два дня стал Третьим Римом

22.02.2019

Шестые Калязинские чтения МОО «Русское Собрание» прошли в Тверской области

20-21 февраля в малом историческом городе Калязине состоялись масштабные VI  Калязинские чтения Международной общественной организации «Русское Собрание». Это значимое  мероприятие привлекло в районный центр Тверской области общественных деятелей, ученых, писателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Твери, Перми, Калуги, Ярославля, Брейтово и Углича Ярославской области, а также из Донецкой Народной республики.

В актовом зале Администрации Калязинского района собрались люди, которым не безразлично прошлое, настоящее и будущее России. Это представители  общественных организаций: МОО «Русское Собрание», Союз писателей России, НИЦ «Национальные проблемы образования», Изборский клуб Новороссии, Движение «Сорок Сороков», движение «Народный Собор», Союз православных педагогов, Общество русской культуры Республики Татарстан, Петровская академия наук и искусств, Федерация лапты Ярославской области, портал «Русская Народная Линия», и других.

ТРЕТИЙ РИМ – НЕ МЕСТО, А ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

В 2019 году  тема конференции касалась идеи, насчитывающей уже пять веков: «Третий Рим: историческая концепция или будущее России?» Философская концепция «Москва — Третий Рим» связана с именем старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея. В своих посланиях 1523—1524 годов великому князю Московскому Василию III и дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину Филофей рассуждал о «Риме земном», которым должна была стать Москва.  Научная концепция «перехода империи» известна с античных времен.  После распада «Первого Рима» под напором  варваров  «вторым»  Римом стал Константинополь. Византийскую империю её жители называли  Восточной Римской империей, вкладывая в это понятие христианский смысл. Однако, в 1453 году турки-османы захватили Константинополь. Был необходим новый центр христианства.  Сербы хотели назвать «третьим Римом» Белград, а болгары — Великое Тырново. Но и эти территории были захвачены Османской империей. Только русское государство, сохранившее веру, несмотря на монголо-татарское иго, и увеличивающее свое влияние, могло претендовать на эту роль.

Старец Филофей в своем послании Василию III писал: «Все христианские царства сошлись  в твоём царстве… Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Идея Москвы (России) как последнего лидера христианского мира в современном контексте затрагивает, несомненно,  ситуацию на Украине и ее последствия.  Действия Константинопольского патриарха Варфоломея напомнили ещё раз о том, что Константинополь пал много столетий назад.

Но на конференции «Русского собрания» разговор велся преимущественно в русле внутрироссийской повестки. Проблематика воспитания исторического самосознания молодежи, сохранение русского языка и литературы, возрождение малых городов и русского села – вот что волнует русскую общественность.  Ведь Третий Рим – это не столько место, сколько предназначение.

МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ МАЛЫХ ГОРОДОВ

Председатель Тверского регионального отделения «Русского собрания», кандидат исторических наук, глава Калязинского района Константин Ильин, выступая с приветственным словом отметил:

- Многое зависит от малых городов, таких как Калязин, с богатой, героической историей. Здесь живут люди – наследники и славы и трагедий этой истории. И мы всеми своими действиями должны содействовать будущему России… Мы сегодня говорим об освоении Арктики, Дальнего Востока, но, с другой стороны, города и деревни в центре России продолжают деградировать.  Такая экономическая политика не способствует сбережению и воспроизводству народа.  Сегодня людской потенциал не имеет возможности развивать эти территории. Курс на развитие мегаполисов – в корне неверный… В своё время Махатма Ганди призвал не покупать товары колонизаторов. И те были вынуждены уйти из Индии – им там стало нечего делать. Мы же поддаемся колонизаторам, покупаем их товары. Те же сетевые магазины наносят непоправимый вред нашим предпринимателям и производителям. Мощные империи прошлого пали потому, что отошли от Бога… Воспитание детей и молодежи осуществляется в условиях неконтролируемой разрушительной информационной среды, настоящей информационной войны. Но миру нельзя потерять Россию, соборными усилиями мы достигнем того, что Россия будет жить еще долго.

РОССИЯ – «УДЕРЖИВАЮЩИЙ»

Анатолий Степанов – председатель МОО «Русское Собрание», главный редактор портала «Русская Народная Линия» рассказал о выборе темы конференции:

- В разгар церковного кризиса на Украине президент этой страны сделал удивительное заявление. В декабре минувшего года он организовал самочинный Собор, который учредил так называемую Православную церковь Украины, и когда раскол православной церкви стал реальностью, Порошенко заявил, что наступил конец Третьему Риму. Но от наших современных государственных деятелей, от людей, которые их идеологически обслуживают, слов про Третий Рим мы не слышим. … Поэтому мы и вынесли эту тему в повестку нашего совещания… Воцарению врага рода человеческого, согласно посланию апостола Павла, препятствует «удерживающий»…Как известно, есть разные толкования. Одно из них – мир удерживает империя, тогда – это Рим. Затем Константинополь, а после 1453 года – Москва. …  Стамбул уже не является городом «царя и синклита»,   и потому не имеет тех прав, которые предоставляли ему отцы Четвертого Вселенского Собора. Русская церковь шла по пути превращения во вселенскую церковь. Она заместила собой отпавшую от Православия Римскую церковь. Все шло к тому, что русская церковь должна была стать Вселенским патриархатом. В царствие Алексея Михайловича обсуждался вопрос о переезде Вселенского патриарха и переносе кафедры в Москву.  Это было вполне реально. Однако раскол, низложение Патриарха Никона, а в последствии полное упразднение патриаршества и учреждение Святейшего Синода идею переноса Вселенского патриархата в Москву сделало неактуальной… Третий Рим царской империи возродился в империи сталинской, своеобразно, но выполнявшей роль «удерживающего»… Сегодня наступил момент истины: как только Россия стала возвращаться в мировую политику в качестве самостоятельного игрока, началось невероятное давление. Запад обрушил на Россию экономические санкции, русофобия становится сегодня частью политической культуры Запада. Отчего это происходит? … Именно потому, что Россия была и остается Третьим Римом, «удерживающим». Но насколько современная Россия готова к исполнению этого своего предназначения? Это другой вопрос, но то, что мы на пути осознания этого своего предназначения – несомненно.  В своей недавней статье Владислав Сурков, идеолог Кремля, признался, что русским глубинным народом управлять невозможно, его даже понять невозможно, он живет сам по себе… Нам необходима внутренняя консолидация, но от неё наше общество пока еще далеко. Как мы помним, внешнее могущество не остановило развал Советского Союза.  Поэтому вопрос об идеологическом единстве нашего общества поднимается в качестве основного вопроса, не решив который Россия не сможет дальше двигаться вперед.

ИСТОРИЯ УЧИТ НЕ ПОБЕДАМИ

Протоиерей Анатолий Денисов, благочинный Брейтовского округа Ярославской епархии, настоятель храма с. Прозорово выступал ярко и остро, обращаясь к народной мудрости:

- 17 февраля мы на реке Сить праздновали бездарно забытую дату. Когда еще не было Московского княжества, а была Владимирская Русь, князь Владимирский Георгий вышел с малой дружиной, обратился ко всем князьям за поддержкой, но не поддержали его. Разбили нашу дружину – это был 1238 год. Это очень поучительная битва в истории, но почему-то мы не учимся на своих ошибках. И никак не хочу согласиться с календарем, где одни праздники побед. Ну не бывает такого, чтобы одни победы. Этот праздник мы отмечаем уже 20 лет, всех вас приглашаю… Помню, бабушка еще говорила: «Не плюй семечки на землю – это мама!» Включите телевизор – ни одного слова о земле!  Может быть мы небожители? Сельский час убрали, чтобы не стыдно было. Не знаю как вам, мне хочется натуральные продукты кушать. А такие соседи – «Дикси», «Магнит» и «Пятерочка» разве их дадут?  … Оказывается, на личное подсобное хозяйство налог с 1 марта ввели. У нас есть 10 тыс. га пустых, 30 деревень брошенных, может с них начнем? Может они богатеют?  Труд и молитва в крестьянстве порождали героев. Это два весла на лодке, лишь тогда мы поплывем.  В Ярославской  области наш район единственный во времена богоборчества не имел ни одного действующего храма. А теперь осталось только две крыши отремонтировать. Мы праздновали юбилей Ситской битвы в селе Семеновском. Ни  одного дома нет, но стоит храм – позолоченные купола.  Господь посылает таких людей!  Сегодня мы открыли два музея, столовую. Спрашивают: «Батюшка, откуда у тебя столько денег?» Богатство – это много Бога. Давайте уметь благодарить Бога и благодарить каждого, а благодарный человек ни в чем не нуждается!

О РУССКОМ СТИЛЕ

Владимир Крупин – классик современной русской прозы, сопредседатель Правления Союза писателей России, лауреат первой Патриаршей премии в области литературы в своем выступлении говорил об отличительных чертах  русского  стиля:

- Сама история создавала основу русского стиля, христианство его одухотворило. Историков  древности изумляло отношение славян к смерти.   Пушкин не случайно взял одним из  эпиграфов слова Петрарки о нас: «Там где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно». Это отношение к смерти и выделяет русский стиль из других. Наша русская жизнь не здесь – она в Руси небесной. Но это не значит, что русский стиль предполагает пренебрежение к жизни земной. Земная жизнь есть пропуск в жизнь небесную. Чем выше качество души, тем выше она вознесется. Такие рассуждения, подкрепленные примерами, становятся убеждением русского художника и питают его… Русский стиль вряд ли связан с каким-нибудь именем. Это дело соборное…Стиль готовит мировоззрение политиков. Но политики нынешние у нас без мировоззрения. Только с жаждой власти. Отсюда и все наши беды… Проживать историю или жить в цивилизации? Я никуда не денусь, я вынужден жить в цивилизации, но как писатель я живу в истории…В массовой культуре нет русского стиля, есть его знаки: «посидим-поокаем», рубаха навыпуск…но стиль – это не этнография в костюме и рисунке танца. Это образ мысли…

О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Ольга  Артеменко, директор  Центра национальных проблем образования ФИРО РАНХИГС, член-корреспонденту РАЕН, член Комиссии по образованию и историческому просвещению Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям рассказала о том, как сложно отстоять право на качественное образование. Её выступление касалось судьбы русского языка и языков народов России:

- Понятно, что у нас существуют стереотипы: в России 80% русских, значит, нет проблемы изучения русского языка. Но в 15 субъектах русские являются меньшинством.  Каждый народ хочет сохранить свою культуру, и тут нужно искать баланс, диалог между представителями народов.  С русским очень серьезные проблемы в школе. У меня сердце разрывается, когда я прихожу в ВУЗ на 1 курс и вижу уровень владения русским языком. Если у нас были учебники на грамматической основе, серьезное литературное образование,  то сейчас русский язык преподается на коммуникативной основе, от учащихся требуется  быстрая точная проектная деятельность. А у нас была творческая  деятельность. Сейчас мы в системе образования этот термин не встретим… Еще одна проблема – языки. Эта проблема в поле зрения президента не случайно. В ряде субъектов стали заставлять в обязательном порядке изучать национальный язык республики. А в определенном субъекте количество часов на русский язык стало меньше количества часов на национальный язык республики.  В 2013 году Путин сказал об этом – никакой реакции. В 2017 году он начал свое выступление с того, что нельзя заставлять изучать неродной язык. Ни в одном законе не прописано обязательное изучение русского языка. Его изучают, потому что сама жизнь диктует. Если ты хочешь выстроить карьеру в России, тебе понадобится русский, английский, где-то, возможно, китайский. Но заставлять никто не имеет право. А органы образования обязаны создать условия для изучения родного языка. В поручении президента сказано, что изучение  языка осуществляется на добровольной основе. Однако далее идет искажение в субъектах, в конечном итоге федеральные органы изменили смысл: «свободный выбор изучения государственного языка или национального». Я считаю, подставили президента. О русском языке никто не думает, юлят, чтобы угодить национальной элите республик. В концепции рассматривается двуязычие. По факту утрачивается возможность изучать русский на литературной основе, на грамматической основе.

ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА

На пленарном заседании также выступили участник из ДНР Федор  Папаяни – публицист, сопредседатель Изборского клуба Новороссии, Леонид Болотин – историк, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» (Москва), Андрей Сошенко – секретарь МОО «Русское Собрание» (Калуга), Владимир Блинов – кандидат политических наук из Перми, Сергей Иванович Халин – публицист из Ярославля, Павел Буров – священник из Москвы, Михаил Щеглов – председатель Общества русской культуры Республики Татарстан.

 Представитель Тверской области  Дмитрий Мамонов,  сопредседатель Союза православных педагогов, представил свою ещё не изданную книгу «Россией гордись!», адресованную молодёжи. Ещё один представитель Верхневолжья – вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель её Тверского регионального отделения  Владимир Осипов представил книгу «Золотые имена России», выпущенную ПАНИ, куда вошло 500 имён выдающихся современников, в том числе двое калязинцев. Ольга  Лукина – кандидат филологических наук, руководитель тверской видеостудии представила собравшимся видеоролик «Гимн Тверской земли».

ЛИТЕРАТУРА, КИНО И …ЛАПТА

Первый день работы продолжился работой в пяти секциях. В Калязинской библиотеке им. А.Н. Макарова в секции «Русские традиции в культуре и литературе» перед  читателями библиотеки выступил Владимир  Крупин – русский писатель, лауреат Патриаршей литературной премии. Он сообщил, что с детства мечтал стать писателем и этой цели достиг. А теперь его мечта – чтобы родная Вятка вернула своё имя (сейчас это Киров).  Его рассказ был увлекательным и эмоциональным. И взрослые и дети в зале с интересом слушали живого классика русской литературы.

Автор этих строк (член Союза писателей России Мария Парамонова) прочла несколько стихотворений, сюжетно связанных с Тверской землей («Баллада о сожженных», «Во имя Добра», «Ратник» и другие), и   подарила библиотеке свои книги.  Писатель, заместитель главного редактора газеты «Русский вестник» Борис  Земцов рассказал, как,  будучи добровольцем в Сербии, он вёл дневник на клочках бумаги. Впоследствии эти материалы вошли в его книги.

 «Добровольчество во благо России» – такое название носила секция, которая собрала в зале Районного Дома культуры активную калязинскую молодёжь. Здесь выступили Максим Иванов  (движение «Сорок Сороков»),  Алексей Шарабарин – руководитель Центра политического тренинга из Москвы,  Иван Капышев – руководитель Тверского регионального отделения движения «Народный Собор». Об опыте Старицкого района Тверской области в работе волонтёров рассказала Марина Рыжкова – заместитель главы Старицкого района.

«Киновоспитание в современных условиях» – секция с таким названием проходила в Калязинском колледже им. Н.М. Полежаева. Кинооператор, фотохудожник, заслуженный деятель искусств РСФСР и БССР, член Союза писателей России Анатолий Заболоцкий рассказал о своем творчестве. О современном кино говорил руководитель Тверьгосфильмофонда Иван Демидов. Сергей Козлов – режиссёр народной киностудии «Орнамент» г. Калязина показал ребятам два своих фильма «Капитан детских сердец» и «Родники русской святости».

Секция «Особенности подготовки и проведения физкультурных и спортивных мероприятий по национальным видам спорта» прошла в спортивном зале ДЮСШ им. И.Я. Гусева. Здесь собрались учителя физической культуры школ района, тренеры-преподаватели ДЮСШ, студенты педколледжа, обучающиеся по специальности «физическая культура». Секцию провели Игорь Панюшов – Президент Ярославской физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация лапты Ярославской области», тренер сборной команды г. Ярославля по лапте, а также Александр Суворов – Председатель федерации лапты Тверской области, председатель федерации гиревого спорта и перетягивания каната Тверской области, министр спорта молодежного правительства Тверской области. Ведущие привезли с собой необходимый инвентарь, форму и провели практикум по нашим национальным видам спорта. Всем прошедшим практикум учителям были вручены соответствующие сертификаты с логотипами Русского Собрания и Федерации лапты Ярославской области.

Первый день работы конференции в Калязине завершился творческим вечером в районном Доме культуры. Заслуженная артистка России Татьяна Петрова исполнила русские песни из своего репертуара, знакомые слушателям мелодии прозвучали в исполнении ансамбля народных инструментов «Серебряные струны» под управлением Олега Тарасова.

Главным событием второго дня конференции стало посещение делегацией Русского Собрания  Вознесенского собора г. Кашина, в котором находятся мощи святой Анны Кашинской, и Кашинского Николаевского Клобукова женского монастыря, почитаемого места, связанного с житием святого Макария Калязинского. Это стало серьезным духовным событием для членов Русского Собрания.

Участники конференции выразили главную мысль: Русь всегда поднималась в единстве, в соборности и общей молитве.  Это единство и соборность на два дня сделали малый исторический город Калязин центром русской идеи, своего рода Третьим Римом.

Мария Парамонова

«Мы любим тебя, Родина, но…» 30-летие вывода войск из Афганистана отмечают в Твери

13.02.2019

 Статья опубликована
в еженедельнике «Караван» №5 за 20-26.02.2019 на стр. 10-11 
(с редакционным заголовком)
и на портале «Русская народная линия» 

13 февраля у памятника воинам-интернационалистам на Краснофлотской набережной в Твери прошел многолюдный митинг, посвященный 30-летию окончания боевых действий в Афганистане. Да, не выводу войск, как было принято говорить. Ветераны избегают пораженческой терминологии. Участники боевых действий, члены их семей, официальные лица и жители города почтили память земляков, исполнивших служебный долг в «горячей точке». Прежде мне не доводилось разглядеть вблизи мемориал воинам-интернационалистам, центральной фигурой которого является металлический чёрный, будто обугленный глобус, а на гранитных колоннах вокруг него высечены имена погибших воинов.

30 лет завершению выполнения задач 40-й армией в Афганистане исполняется 15 февраля 2019 года.  В этот день Всероссийская общественная организация ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО», Российский Союз ветеранов Афганистана, Союз десантников России и Российская Ассоциация Героев проведут памятные мероприятия в Москве.  Состоится марш ветеранов и митинг у памятника воинам-интернационалистам на Поклонной горе, в которых примут участие и тверские ветераны. В Государственном Кремлевском дворце пройдет встреча боевых друзей и концерт для тех, кто мужественно исполнил воинский долг в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, а также для членов семей погибших воинов. Участием наших земляков в этих мероприятиях и обусловлено назначение даты митинга в Твери на 13 февраля.

У Мемориала воинам-интернационалистам в Твери выступили представители исполнительной и законодательной власти Тверской области и города, организаций ветеранов, духовенства.

Заместитель председателя правительства Тверской области Андрей Белоцерковский, выступил на митинге с приветствием от имени губернатора:

- Мы сохраняем нашу память о тех, кто исполняя свой долг навсегда остался в Афганистане. О тех, кто пройдя через все испытания пришли домой и часто сталкивались с равнодушием, с непониманием. Несмотря на это они остались патриотами своей родины, продолжали играть очень важную роль в сегодняшней жизни, в воспитании молодого поколения. Хотелось бы пожелать всем участникам боевых действий, их семьям, родным, близким счастья и здоровья.

Митрополит Тверской и Кашинский Савва обратился к своим воспоминаниям:

- Дорогие братья и сестры, сегодня знаменательный день памяти, с одной стороны о тех трагических событиях, которые произошли в Афганистане, с другой стороны, мы радуемся той великой, победе нашего духа, русского оружия. Мне, как человеку церковному,  который в то время был еще очень мал, но был свидетелем тех горячих молитв, горьких слёз матерей и бабушек, приходивших в храм за своих детей молиться, это было поистине скорбным и переживательным состояние. Я видел подвиг матери, возносящей свои молитвы о сыновьях. И, конечно, было тяжело видеть эти цинковые гробы, которые приносили в храм Божий, чтобы отпеть, слышать стенания и слезы… Слава Богу есть большое количество воинов, которые остались в живых, но есть и те, кто остался не совсем здоровым, в силу определенных обстоятельств военных действий. В любом случае, и те, кто отошел в мир иной и те, кто страдает физически и духом, есть одно утешение – что вы рядом с Богом.  Для каждого христианина является самым великим подвигом, когда человек отдает жизнь за своих ближних. Этот подвиг сродни подвигу мученичества, который особо чтится святой православной церковью. Церковью не как учреждением, а как обществом людей, объединенных вокруг Христа. Я хотел бы в сегодняшний день всех призвать, чтобы в этот день мы особенно помолились за тех, кто отошел в мир иной, и за тех, кто находится во здравии, чтобы Бог даровал им необходимое для спасения души и для здравия тела.

Председатель центрального правления Российского Союза ветеранов, участник боевых действий в Афганистане Александр Разумов обратился к боевым друзьям, однополчанам и к Родине:

Прошло 30 лет с того дня, когда мы вышли из Афганистана. Нас связывает очень многое. Нас связывает одна война, одна боевая работа. Мы – дети и внуки тех, кто отстоял нашу землю. Мы достойно выполнили свой долг. Слава вам, мои боевые товарищи, мы будем помнить всех тех, кто погиб на поле боя. Кто ушел уже в процессе мирной жизни. Мы любим тебя, Родина, и будем любить тебя всегда, до последнего часа. Но очень хотелось бы, чтобы ты любила нас также. Спасибо всем за теплые слова. Нам важно почувствовать просто уважение тех, кто находится рядом. Живите долго и будьте счастливы, мои боевые друзья!

Председатель Тверской городской думы Евгений Пичуев напомнил о врачах, исполнявших свой долг в той войне:

- Дорогие земляки, участники афганской войны, родственники участников афганской войны! 30 лет назад закончилась военная страница в нашей истории, когда наши воины – молодые ребята, офицеры, медицинские работники принимали участие в боевых действиях в Афганистане. Эта война задела многие семьи в нашей стране. 12 тысяч наших земляков принимали участие в боевых действиях. 258 человек не вернулись с этой войны. Афганская война показала, что наши вооруженные силы могут защищать нашу родину. Мужество и героизм, которые проявили наши воины, до сих пор удивляют. И сегодня они поддерживают те дружеские, братские взаимоотношения, которые зародились тогда. Мы глубоко преклоняемся перед погибшими, семьями погибших. Мы всегда помним и чтим память афганцев. Хочу выразить благодарность родителям тех, кто погиб в Афганистане. Сказать им слова извинения, попросить прощения. А воинам афганцам – хранить их боевую дружбу.

Поле выступлений официальных лиц в память о погибших была объявлена Минута молчания. К подножию памятника, черневшего на фоне белесого февральского неба, были возложены красные гвоздики и венки. Медленно и печально двигалась колонна ветеранов афганской войны и локальных конфликтов, родных и близких погибших воинов, горожан, всех неравнодушных к этой памятной дате. Люди сгибались в поклоне у мемориала, возлагая цветы, а после замирали, вспомнив боевых товарищей или произнося слова молитвы за близких. Редкие снежинки ложились на лепестки кроваво-красных гвоздик.

Цветы возложили также к бюсту Василия Маргелова – Героя Советского Союза, командовавшего Воздушно-десантными войсками страны с 1954 по 1979 год. Позже участники мероприятий, приуроченных к 30-летию окончания боевых действий в Афганистане почтут память погибших, возложив цветы к их могилам на Аллее Славы Дмитрово-Черкасского кладбища.  В рамках празднования юбилейной даты в Тверской области пройдут десятки мероприятий в учреждениях культуры и образования.

В научной литературе до сих пор являются  предметом дискуссий потери сторон вооруженного противостояния в Афганистане с участием советских войск с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. По данным Центра изучения современного Афганистана за этот период в войсках, находившихся на территории Афганистана, прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих. В их числе  525,5 тыс. солдат и офицеров Советской Армии, 21 тыс. гражданских служащих, 95 тыс. представителей КГБ, включая пограничников, внутренних войск и милиции.

Число погибших за 9 лет составило 15 051 человек. Из них  14 427 бойцов вооруженных сил погибли как в результате боевых ранений, так и от несчастных случаев и болезней. Процент боевых потерь составляет 82,5%.  В статистику безвозвратных потерь не включены 417 человек, пропавших без вести или попавших в плен. По причине болезни были уволены из вооруженных сил 11284 человека, из которых 10751 человек получил инвалидность.

Ветераны войны в Афганистане считают дату 15 февраля праздником. Вывод войск был воспринят с оптимизмом, хотя решить военные и стратегические задачи до конца не удалось. Эта война, изначально являвшаяся внутренним межнациональным и межклановым конфликтом, разрослась до международного уровня в рамках борьбы систем. Вооруженное противостояние на территории Демократической республики Афганистан (ДРА) велось между правительственными силами Афганистана при поддержке советских войск и вооружёнными формированиями афганских моджахедов или душманов, имеющих политическую, материальную, военную поддержку стран НАТО и консервативного исламского мира. Советское правительство ввело ограниченный контингент после неоднократных просьб ДРА об  оказании военной помощи. Также учитывался тот факт, что конфликт в ДРА угрожал безопасности южных границ СССР. Вывод же войск в соответствии с Женевскими соглашениями, подписанными М. Горбачевым, руководителями Афганистана и Пакистана был по сути односторонним. Афганская оппозиция не была стороной соглашений. Моджахеды отвергли условия мирного урегулирования и продолжили свою разрушительную деятельность.

Спустя десятилетия стало понятно, что именно в Афганистане ограниченный контингент советских войск столкнулся с террористической угрозой, представляющей теперь угрозу мирового масштаба. И ветераны-афганцы, являясь живыми свидетелями вооруженного конфликта, могут многое рассказать молодежи. И о цене, которую заплатили советские воины, выполняя интернациональный долг. И о чертах исламского фундаментализма, не столь очевидных тем молодым людям, которые присоединяются к запрещенным группировкам. И о глобальной политике, для которой существуют иные приоритеты помимо человеческих жизней.

Мария ПАРАМОНОВА