Записи с меткой «Статьи»


Новоторжский рубеж: поэзия битвы

02.05.2018

Архитектурноэтнографический музей «Василёво» в Торжокском районе Тверской области с 29 апреля по 2 мая был погружен в эпоху Средневековья. Здесь прошел ставший уже традиционным для Верхневолжья Всероссийский, с международным участием фестиваль исторической реконструкции и средневековых промыслов «Новоторжский рубеж 2018″. Фестиваль проводился в пятый раз, но впервые местом битвы было выбрано Василево, и это верное решение!

Главный организатор фестиваля, руководитель клуба военной реконструкции «Новотор» Валерий Цыков доволен локацией:
-
- Раньше фестиваль проводился на городском валу в Торжке, который уже не мог вместить всех желающих. Нынче фестиваль собрал порядка трех тысяч участников и гостей из разных городов России и Беларуси. Здесь гораздо свободнее, можно обустроить лагерь. Программа стала более зрелищной, поскольку увеличилась площадка. Главное событие – бой на каменном мосту – запомнится всем надолго!
.
Действительно, витязи из клубов реконструкторов дружно шагали от палаточного лагеря вверх по окруженной деревьями дороге к ристалищу. После открытия фестиваля утром 30 апреля был совершен молебен.
.
Затем развернулись основные события: бугурт или массовое сражение, бои один на один, «пехотный шкаф» – бои два на два с деревянными колами в качестве оружия, соревнования лучников и лучниц, успешно поражавших как неподвижные, так и движущиеся мишени.
.
Паузы между битвами были творческими. Впервые формат фестиваля «Новоторжский рубеж» дополнили выступления поэтов из Москвы, Твери, Торжка.
.
Вера Грибникова и я представляли на фестивале Тверь, а в числе торжокских поэтов неожиданно оказался и главный организатор Валерий Цыков.
.
Я прочитала стихотворения «Валунный мост», «Баллада о сожженных» и «Мне кажутся знакомыми шаги…»(«Юлия»).
.
Историческая поэзия, воссоздающая сюжеты и образы людей прошлого, органично дополняет реконструкции баталий, поэтому формат турнира стихотворцев решено в следующем году расширить. Об этом мы побеседовали в шатре оргкомитета с Павлом Булановым из Москвы.
.
Также программу фестиваля украсили мастер-класс по средневековому танцу и выступления музыкальных коллективов; кузнецы чинили доспехи, а гончары учили изготовлению посуды на гончарном круге.
.
Торговые ряды удивляли обилием
тематических изделий народных промыслов – от оружия до украшений, изготовленных по историческим образцам, найденным в результате раскопок и хранящимся в музеях.
.
Хед-лайнер фестиваля – битва на Валунном мосту была зрелищной, благо мост хорошо просматривается с берегов пруда, кишащего звонкими лягушками. По задумке организаторов, вражеский отряд прорывается в Торжок, но стража не дремлет!
.
Спешу опровергнуть появившиеся в интернете ложные сообщения о том, что знаменитый мост – творение великого русского архитектора Н. А. Львова обвалился. Недобросовестные охотники за сенсацией сопровождали сообщения типа «Чертов мост из «Ночного дозора» рухнул» кадрами из упомянутого фильма. Источником слухов послужили, судя по всему, выложенные пользователями в соцсетях фотографии с участком моста, на котором отсутствует декоративная каменная кладка. Мост был цел до фестиваля, остался таковым и после.
.
Заведующая Архитектурно-этнографическим музеем под открытым небом «Василево» на территории бывшей усадьбы Львовых Ольга Глазачева рассказала, что еще осенью музей сообщил в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области об ослаблении западной стенки моста, декорированной диким камнем. Специалисты обследовали памятник архитектуры: выпавшие камни не утрачены, несущая способность моста не нарушена.
.
Следует отметить, что при реставрации Валунного моста в 2002 году, когда его состояние действительно было плачевным, мост был надежно укреплен, дорога охвачена железо-бетонным поясом, утраченные валуны восстановлены.
В 2011 году также проводились текущие ремонтные работы. Сейчас западная стенка требует лишь небольшого косметического ремонта, который обещают произвести летом этого года.
.
Фестиваль «Новоторжский рубеж» оставил у его участников и зрителей только положительные впечатления: красивое место, отличная погода, цветущие подснежники, которые никто и не думал рвать, дамы в длинных платьях и витязи в доспехах… До встречи на «Новоторжском рубеже – 2019»!
.
* * *
.
09.05.18.
.
Текст этой заметки редакция еженедельника «Караван+Я» включила в фотообзор фестиваля, ставший темой номера

№ 18 (1150) от 09.05.2018 – в редакционной версии под редакционным заголовком и с редакционными подзаголовками :)
.
На фестивале побывали члены редакции еженедельника, у которых создалось впечатление, что будущее фестиваля под вопросом. Надеюсь, что это не так. Вот ссылка на статью в Караване.

Язык межнационального общения, не требующий слов

29.04.2018

С 1999 года в последнюю субботу апреля как минимум в 80 странах мира бодро и дружно отмечают Всемирный день тайцзицюань и цигуна. Этот праздник учрежден для открытия всему  миру данных медицинских исследований, подтверждающих пользу  для здоровья людей практик тайцзицюань и цигун. Глобальное видение сотрудничества в области медицины и оздоровительных практик, невзирая на границы, позволяет использовать мудрость всех культур мира. Участники праздника благодарны китайской культуре, сформировавшей ценности тайцзи и цигун. По сути, это язык межнационального общения, не требующий слов.

Люди, занимающиеся тайцзи и цигун в этот день, выходят в парки и другие общественные места для проведения массовых показательных занятий, участия в бесплатных  мастер-классах для   желающих приобщиться к философии Тайцзи и здоровому образу жизни. В Бразилии, Египте, Пуэрто-Рико, США, Франции  День тайцзицюань и цигуна  поддерживается на государственном  уровне, освещается в ведущих СМИ.

Как и во всех странах, отмечающих этот день, в Твери это всемирное мероприятие началось в 10 часов утра в Парке Победы вблизи берега Лазури. Было солнечно и тепло, ветви деревьев слегка зеленели раскрывающимися почками. А стартовала цигун-эстафета  в Новой Зеландии, потом ее приняли жители Азии, Африки, Европы, Северной и Южной Америк, а  финальный этап проходит в самом позднем часовом поясе на Гавайских островах.

Глава медиахолдинга «УМПРО» Геннадий Климов, выступивший одним из инициаторов присоединения столицы Верхневолжья к празднованию Всемирного дня тайцзицюань и цигуна, лично принял участие в упражнениях на свежем воздухе и поделился своими впечатлениями:

- Открыли сезон цигуна в Парке Победы в Твери… Это почин. В этом году людей еще было немного, в следующем году удвоится…лет через пять Тверь в полном составе в последнюю субботу апреля будет выходить на коллективную физкультуру… Так возникает городская солидарность. Всего в парке, с учетом роты военного университета им. Жукова, сегодня утром занималось физкультурой более двухсот человек.

 История тайцзицюань восходит к VI веку н.э., документальные свидетельства связаны с подготовкой отрядов самообороны в уезде Шэсянь, тогда это была система армейского рукопашного боя. Но уже с  XVII века тайцзицюань стал практиковаться в Китае в качестве средства профилактики  заболеваний, поддержки здоровья. В КНР была разработана упрощенная система, которую стали практиковать как гимнастику в школах, на предприятиях, в медицинских учреждениях.  Китайцы считают  цигун  эффективным как для профилактики, так и для лечения, в сочетании с современными  медицинскими методами, широкого перечня заболеваний.

Павел Лантэ, сертифицированный инструктор гимнастики тайцзицюань, проводящий занятия в оздоровительном центре «J.O.Y.» в Затверечье, в ходе бесплатного мастер-класса  для жителей Твери рассказал о тайцзицюань как спорте:

- В мире более 200 миллионов человек занимается тайцзицюань. Проводятся соревнования, еще в 2012 году подавалась заявка на включение этого вида спорта в число олимпийских. Но пока она не принята. На соревнованиях оценивается техничность формы, есть также соревнования  Туйшоу «толкающие руки», в котором нужно вытеснить соперника за пределы трехметрового круга. Болевые приемы там ограничены, разрешены толчки и броски.

Таким образом, тайцзицюань – это и разновидность искусства кулачного боя, и часть китайской национальной культуры, включающей  в себя философию и идеи  различных традиционных китайских школ и направлений, и гимнастика, доступная даже людям с ослабленным здоровьем.  Чэнь Син, выдающийся теоретик тайцзицюань, живший  более ста лет назад  верно подметил в одной из своих книг: «Хотя тайцзицюань — это воинское искусство, но оно пронизано культурой». А, как известно,  изучение и уважение культур других народов – это не только путь к познанию окружающего мира, но и путь к миру, путь к взаимопониманию.

Нѣсть пророка въ отечествѣ своемъ

11.04.2018

«Нѣсть пророка въ отечествѣ своемъ» – это Евангельское выражение гласит о том, что  люди не верят в талант  или истинность слов человека, который находится рядом с ними, не ценят его по достоинству. В еженедельнике «Караван + Я» наряду с моей статьей о конкурсе «Неоновая муза» опубликована и новость о присуждении тверскому литературному критику Александру Бойникову литературной премии в Липецке.

ЛиФФт из райцентра в Евразию

28.12.2017


В конце декабря в Московском доме национальностей прошел I Съезд Литературного совета писателей Ассамблеи народов Евразии. В нем приняли участие писатели из России, Дании,  Германии, Азербайджана, Белоруссии, Сирии, Армении, Абхазии.  Широко были представлены и регионы России – на съезд прибыли представители Рязанской, Курской, Тверской, Смоленской, Самарской, Тюменской, Пензенской, Московской областей, Республик Башкортостан, Калмыкия, Тыва. Я представляла на писательском форуме Тверскую область.

Ассамблея народов Евразии была учреждена 27 мая 2017 года в Москве представителями некоммерческих организаций из шестидесяти  стран континента для решения проблем интеграции на евразийском пространстве, углубления интеграционных процессов путём объединения усилий неправительственных организаций стран Европы и Азии.

ТВЕРСКИЕ ЕВРАЗИЙЦЫ: ЛЕВ ГУМИЛЕВ И АФАНАСИЙ НИКИТИН

Само понятие евразийской интеграции не является чем-то новым – русские историки и философы на протяжении XIX-XX веков задумывались о единстве и целостности пространства Евразии. В истории развития евразийского подхода неоднократно подчеркивалось, что «ни одна цивилизация не может гордиться тем, что она представляла высшую точку развития, в сравнении с её предшественницами или современницами, во всех сторонах развития» (Данилевский Н. Я. «Россия и Европа»).

Классическое евразийство как философско-политическое направление, делающее акцент на преемстве и кооперации культуры русскоязычных с кочевыми империями степей Евразии, зародилось в эмигрантской среде в 20-е годы XX века. Родоначальниками евразийского подхода считают Николая Трубецкого, Петра Савицкого и других ученых, критически относившихся к положению о «магистральном пути» общественного прогресса. Они защищали  весьма актуальный сегодня тезис о необходимости учёта «качественных различий» народов.

Вторая волна интереса к евразийству возникла в 80-х годах XX века в связи с творчеством нашего земляка Льва Гумилёва. Лев Николаевич, лично знакомый и переписывавшийся с Петром Савицким, называл себя «последним евразийцем». В своей пассионарной теории этногенеза Гумилёв ввёл понятия «суперэтноса» как группы этносов, проживающих в разных климатических зонах, но объединённых в единое общественное целое. Эти концепции пользуются популярностью у современных российских неоевразийцев, которые отождествляют Россию с суперэтносом.

В настоящее время многие воспринимают идею  евразийства как объединяющую для постсоветского пространства.  В Казахстане в 1996 году создан Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва. Экономические союзы государств постсоветского пространства ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество) и созданный после его упразднения ЕАЭС (Евразийский экономический союз)  являются интеграционными организациями, вступить в которые могут любые заинтересованные в этом государства Евразии. Дальнейшей целью некоторые политические деятели и ученые называют создание Большого Евразийского союза,  подразумевающего широкую интеграцию с Китаем, Индией, Ираном и другими европейскими и азиатскими странами.

Казалось бы, говорить о единстве и целостности пространства Евразии преждевременно, в силу различия религиозных традиций и культурных укладов. Однако, социологи утверждают, что  евразийские народы  тяготеют к коллективизму и  традиционным ценностям, что делает обоснованной евроазиатскую идею солидарного развития. Исторически важнейшие торговые пути  связывали Европу и Азию.  Еще 550 лет назад тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию и в своем повествовании о Хождении за три моря утверждал идеи дружбы и сотрудничества народов.

НА СЪЕЗДЕ ЛИТЕРАТУРНОГО СОВЕТА ПИСАТЕЛЕЙ

Сегодня актуальны идеи инфраструктурного пространства «от Лиссабона до Владивостока», высказанные одним из прогрессивных европейских лидеров  XX века Шарлем де Голлем. Евразийское объединение требует  консенсуса на уровне ценностей, и объединительной может стать идея солидарного развития и единое представление о добре и зле. Пространство Евразии является результатом развития множества цивилизаций, поэтому осуществление  мирного межцивилизационного диалога на этом пространстве принципиально необходимо.

Важнейшая проблема человечества в ХХI веке – кризис духовности. Очевидно, что противоречие между духовностью и бездуховностью наиболее значимо. Решению, в первую очередь, этой проблемы и должна служить созданная в 2017 году Ассамблея народов Евразии. В период между съездами Ассамблеи ее деятельность осуществляется Генеральным советом, комитетами и советами по направлениям. Проблематику развития литературы на евразийском пространстве и рассматривал состоявшийся в Московском доме национальностей I Съезд Литературного совета писателей Ассамблеи народов Евразии.

Открыла съезд член Генерального совета Ассамблеи народов Евразии, председатель Союза писателей и читателей, директор ЛиФФт (Литературного фестиваля фестивалей) поэт Маргарита Аль.  Маргарита Викторовна рассказала о работе, проводившейся на протяжении двух лет, по консолидации сообществ и объединений писателей и читателей, направленных на интеграцию и творческое общение. Было проведено два всероссийских фестиваля «ЛиФФт», начат выпуск одноименного журнала, который теперь может стать евразийским. Третий фестиваль «ЛиФФт-2018» будет проходить в  Сочи с 24 по 30 мая, в нем примут участие 500 делегатов, в том числе представители 45 стран Евразии.

С приветственным словом к участникам съезда обратился Николай Бухонин  – заместитель Председателя Совета Ассамблеи народов России. Он поддержал начинания движения «ЛиФФт» и высказался за выработку евразийской концепции журнала «ЛиФФт» как печатного издания Литературного совета писателей Ассамблеи народов Евразии. Николай Аркадьевич рассказал также о предстоящем фестивале и других проектах Ассамблеи народов Евразии.

Были обсуждены вопросы утверждения руководящих органов, планирования издательской и фестивальной деятельности, задачи и перспективы. Председателем утверждена Маргарита Викторовна Альмухаметова (литпсевдоним — Маргарита Аль), сопредседателями — Олжас Омарович Сулейменов (Казахстан), Нада Сендоо (Монголия) и С.Е. Бирюков (Германия). В работе съезда приняли участие Марсель Салимов (Башкортостан), Владимир Делба (Абхазия), Александр Раткевич (Беларусь), Елена Богатырёва (Самара), Николай Переяслов (Москва), Мемед Халилов (Ярославская область), Вера Суханова (Смоленск), Мария Парамонова (Тверь) и другие писатели.

Участники съезда обсудили также дизайн-макет журнала «ЛиФФт», сотрудничество между региональными журналами и изданиями, которые будут выпускаться в странах Евразии. Авторы из ближнего и дальнего зарубежья – Германии, Франции, Австрии, Дании, Азербайджана и других стран в рамках рубрики «Литературная гостиная» смогут представить свое творчество на русском языке в переводе или на двух языках в региональных журналах, которые уже выпускаются во многих областях и республиках. В Тверской области планируется начать выпуск регионального журнала «ЛиФФт» в 2018 году.

РАЙЦЕНТРЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИГЛАШАЮТСЯ В ЛИФФТ

Поэты и прозаики из любых, даже самых отдаленных уголков Верхневолжья получат возможность поделиться своим творчеством с читателями из других регионов России и зарубежья. Опубликовать свои произведения в Тверском региональном литературном журнале и включиться в работу общероссийского проекта ЛИФФТ (ЛИтературный Фестиваль ФесТивалей), направленного на создание единого литературного пространства на территории Российской Федерации, могут все авторы, независимо от членства в писательских союзах.  Особое внимание будет обращено на творческих людей из районов области, участников литературных фестивалей и литобъединений.

Цели и задачи «ЛиФФт» включают объединение фестивального движения в многонациональной России и обмен опытом организации литературных форумов с привлечением Евразийских литераторов, содействие укреплению творческих и дружеских связей писателей всех субъектов Российской Федерации вне зависимости от принадлежности к различным писательским организациям и союзам, установление культурных связей с русскими соотечественниками за рубежом.

Привлечение широких кругов общественности, читателей к участию в культурной жизни в муниципальных образованиях, пропаганда чтения и литературного творчества должны содействовать повышению престижа литературы и авторитета современного писателя в обществе. Литературный совет Ассамблеи народов Евразии, руководство «ЛиФФт» готово оказывать организационную поддержку литобъединениям, испытывающим сложности в получении от местных органов власти содействия в проведении фестивалей,  заседаний, литературных чтений.

Писатели, работники библиотек и музеев могут представить свое муниципальное образование, его литературные объединения на страницах Тверского регионального журнала ЛИФФТ. Тверской региональный журнал будет издаваться за счет грантовой и спонсорской поддержки в части взаимообмена литературных изданий региональных и малотиражных издательств. В перспективе планируется рассылка каждого регионального журнала в библиотеки по всем регионам России – так писатели найдут читателей и друзей.  Редакционный совет всероссийского журнала ЛИФФТ отбирает наиболее интересные публикации из региональных выпусков для публикации в федеральном издании, которое, в свою очередь, будет рассылаться в страны Евразии. Авторы смогут принять участие в презентациях журналов в разных городах и на ежегодном фестивале «ЛиФФт». Следует добавить, что для авторов публикация осуществляется на бесплатной и безгонорарной основе, а электронные версии журналов размещаются на сайте проекта ЛИФФТ – там уже можно познакомиться с журналами, которые изданы в Калининградской, Калужской,  Рязанской, Смоленской областях, республике Калмыкия и других регионах России.

Таким образом, проект ЛиФФт, реализуемый под эгидой Ассамблеи народов Евразии, позволит оживить культурную жизнь в районах области,  даст возможность писателям опубликовать свои произведения и обрести читателей по всему континенту.

Вещи Беренштейна и Заблудившийся трамвай

12.10.2017

В еженедельнике «Караван+Я» №40(1121) за 11-17 октября опубликована моя беседа с новым лауреатом литературной премии имени Николая Гумилева Ефимом Беренштейном. В апреле 2016 года я проводила литературную гостиную к 130-летию Николая Гумилева в Доме поэзии Андрея Дементьева и пригласила Ефима Павловича для выступления. Поэтому для меня не было секретом его активное участие в популяризации творчества Гумилева. А вот книга Ефима Беренштейна, конечно, удивила. Удивила не только лексикой, но и противоречивостью личности автора, возвышенно говорящего о поэтах, поэзии и представляющего читателю произведения или, как выразился поэт «фуфло, написанное бЕз толку, без тОлку», которые я не могу процитировать. Для публикации в газете я выбрала наиболее пристойные из «вещей» Беренштейна. Полагаю, никто из членов комиссии по присуждению премии не прочитал книгу Ефима Павловича полностью, иначе в пресс-релизе администрации придумали бы иную формулировку заслуг лауреата. К сожалению, таков уровень культуры работников сферы культуры. 

Вот ссылка на электронную версию:  http://www.biz-ter.ru/news/2959

А вот страницы газеты в формате изображения.

Памяти новатора «золотого века» тверской культуры

24.09.2017

Руководителем, которого любили все работники культуры Тверской области, был Юрий Петрович Гордеев, возглавлявший областное управление культурой вначале 1990-х годов. 11 сентября он ушел из жизни, а 1 октября ему исполнился бы 81 год. Владимир Ефимович Боярский – директор «Тверского дома искусств» поделился воспоминаниями и словами признательности людей, бывших частью «Эпохи Гордеева» в интервью, которое он дал мне 15 сентября для выпуска еженедельника «Караван +Я» номер 37 (1118) от 20.09.2017.

В интернет-версии газеты оно опубликовано полностью, а из печати вышло в сокращении.

Печатную версию можно полистать здесь, статья на стр.12.

 

Рухнувший Речной вокзал в Твери необходимо восстановить

09.08.2017

В Твери в ночь на 8 августа 2017 года произошло обрушение здания Речного вокзала. Было зафиксировано как минимум три этапа обвала конструкций на площади 400 кв.м, в результате чего здание лишилось перекрытий и части центрального архитектурного элемента – ротонды. Эксперты начали предварительное исследование состояния здания, которое 80 лет было визитной карточкой областного центра на Волге. Одновременно на федеральном уровне ставится вопрос о предотвращении подобных бедствий на аналогичных объектах в других городах: в 30-е годы прошлого века активное развитие речного флота вызвало повсеместное строительство зданий вблизи береговой линии, в их числе – здание Северного речного вокзала в Москве, которое также находится в аварийном состоянии.

 Речной вокзал построили по проекту архитекторов Райского и Гавриловой на месте снесенного по причине ветхости Тверского Отроч монастыря. Стройка была осуществлена за три года и завершилась в августе 1938 года. В этот же период было заполнено водой Иваньковское водохранилище, что привело к изменению уровня воды и характера весенних паводков.

 В №2(57) за 2017 год журнал «Бизнес Территория» опубликовал интервью инженера-реставратора, доцента Казанского государственного архитектурно-строительного университета Игоря Матвеева «Город на реке: жизнь у воды и гидрологические условия строительства». В ней эксперт по инженерно-геологическим изысканиям констатирует факт разрушающего воздействия на архитектурные объекты, связанного с освоением водных ресурсов.

- В XX веке с развитием технического прогресса русла рек меняли, поворачивали, углубляли, что в свою очередь стало толчком к тому, что памятники древнего зодчества стали разрушаться…

Игорь Матвеев приводит в пример Казань:

- Сейчас Заречье (сходное с тверским Заволжьем, где расположен Речной вокзал) уже не затапливает – подняли культурный слой, укрепили берег. Там также есть памятники архитектуры – купеческие особняки, общественные здания. Раньше, до создания Куйбышевского водохранилища, ширина рек была гораздо меньше, а сейчас уровень поднялся, требуются усилия по сохранению этих зданий…Не зря же говорят, что вода камень точит.

Таким образом, архитекторы, построившие Речной вокзал, не могли достоверно знать, как изменятся гидрогеологические условия в месте строительства здания в результате функционирования Иваньковского и других гидроузлов. Но это не умаляет архитектурных достоинств здания Речного вокзала, гармонично сочетающегося с окружающим ландшафтом. Это сердце Твери, место слияния её водных артерий. Очевидно разумным решением было бы восстановление здания Речного вокзала из современных материалов, с учетом современной гидрогеологии, с проведением работ по берегоукреплению. Не дорогостоящей научной реставрации – силикатный кирпич не представляет исторической ценности, а коммуникации устарели морально и физически. Объектом охраны здесь должно являться архитектурное решение, проект Райского и Гавриловой, который должны бережно доработать продолжатели их дела.

Вероятно, следует объявить конкурс на актуализацию проекта с проработкой внутренних коммуникаций и нового функционала здания. Речной вокзал непременно должен остаться в сфере общественной жизни Твери. Здесь могут быть созданы тематические музейные экспозиции, отель с роскошным видом на реку, ресторан, а в стилобатной части под арками целесообразно организовать торговые ряды, предлагающие сувениры туристам, прибывающим на круизных теплоходах.

Речной вокзал – достояние Твери. Окончательно утратить это сокровище было бы чудовищной ошибкой.

Романтические цветы – Николаю Гумилёву

27.04.2016

      15 апреля исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Гумилева – замечательного поэта, покорявшего умы и сердца современников, чья биография связана с Тверской землей. Николай Степанович Гумилев известен как родоначальник акмеизма – одного из направлений поэзии Серебряного века, исследователь Африки, герой Первой мировой войны, позже – «бывший дворянин», обвиненный и расстрелянный  за участие «в заговоре против Советской власти». На многие десятилетия его имя было предано забвению, и лишь в девяностые годы XX века Гумилев был посмертно реабилитирован и его стихи вернулись к широкому кругу читателей. Поклонники и популяризаторы творчества Николая Гумилева собрались 26 апреля в Литературной гостиной «Дома поэзии Андрея Дементьева», чтобы вспомнить основные события яркой жизни поэта, прочесть его стихи. Мне выпала честь быть автором сценария и ведущей этого вечера – романтического литературного букета поэту к его юбилею.  

Литературная гостиная получила название «Несравненное право Николая Гумилева» по строчкам из его стихотворения «Выбор», отмечая, в то же время, правомерность возвращения этого поэта в пантеон русской литературы. Это стихотворение из первой книги Николая Гумилева «Путь конквистадоров» выразительно прочел молодой поэт, победитель поэтического конкурса в номинации «Лучший сценический образ» Сергей Черкасов, представший в образе лирического героя – воина в кольчуге и с мечом.

Затем я рассказала об эволюции сознания поэта, воина и путешественника Николая Гумилева проиллюстрировав факты биографии строками стихотворения «Память», написанного в последний год жизни.

          Об африканских экспедициях Николая Гумилева увлекательно рассказал кандидат философских наук, доцент кафедры Философии и теории культуры ТвГУ, автор ряда научных публикаций о Николае Гумилеве и его современниках, поэт Ефим Павлович Беренштейн.

          Африка оставила заметный след в творчестве поэта. Песню «Жираф» на стихи Николая Гумилева исполнил Владимир Лобанов солист музыкально-хореографического коллектива «Приват рилейшнз». Так же в его исполнении прозвучала песня «Однообразные мелькают…» – музыкальное прочтение любовной лирики Николая Гумилева.

           В лекционном зале Дома поэзии была подготовлена книжная выставка, включающая как книги стихов Николая Гумилева, так и воспоминания о нем его современников. Мария Парамонова процитировала несколько интересных фрагментов из мемуаров Андрея Белого, воспоминаний первой жены Гумилева Анны Ахматовой, а также из романа «Сумасшедший корабль» Ольги Форш, в котором описан арест поэта и вынесенный ему приговор. С интересом познакомились посетители гостиной и с воспоминаниями Надежды Войтинской, позировавшей поэту для написания им стихотворения «Сегодня ты придешь ко мне…», как позируют художникам натурщицы. Я прочла это стихотворение, сохранившееся в моей памяти с юношеских лет, наряду с другими стихами Гумилева.

          Гумилев был не только выдающимся поэтом и путешественником, но и воином–добровольцем, участником Первой мировой войны, двукратным Георгиевским кавалером. Несомненно, всем своим жизненным путем Николай Гумилев заслужил право на добрую память. Инициатор установки памятника Николаю Гумилеву в Твери, руководитель ТООД «Народный парк», Сергей Леонидович Шигаев рассказал о роли стихов Гумилева в своей жизни, о стремлении общественных активистов к созданию уютных и оригинальных парков и скверов в различных уголках Твери. В одном из таких парков, на берегу Волги и планируется установка памятника Николаю Гумилеву, которая может состояться уже в этом году 130-летия со дня рождения поэта.

            Сохранением памяти о Николае Степановиче стало и учреждение в 2010 году Администрацией Тверской области Литературной премии имени Н.С.Гумилева, одной из обладательниц которой стала поэт, руководитель Тверского отделения Российского союза профессиональных литераторов Марина Батасова, посетившая Литературную гостиную и подарившая Дому поэзии свою книгу «Одновременно всё», принесшую ей престижную награду.

             К счастью, после реабилитации Николая Гумилева,  его стихи вновь издаются и изучаются в рамках образовательных программ. Учащиеся Тверского колледжа культуры имени Н.А.Львова  продекламировали стихи Николая Гумилева и с интересом познакомились с аудиозаписью авторской декламации стихотворения «Канцона» из фонда Дома поэзии, репринтным изданием книги «Колчан», в которой было опубликовано это стихотворение и автографом «Канцоны», включенным в видеопрезентацию.

            Завершилась Литературная гостиная «Свободным микрофоном» – поэты Ефим Беренштейн, Сергей Черкасов и я, Мария Парамонова, прочли стихи Николая Гумилева и свои произведения, продолжающие традиции акмеизма. В моем исполнении прозвучало стихотворение Николая Гумилева «Воспоминание» («Над пучиной в полуденный час…») и моё стихотворение «Клеопатра в Сиде» («Анатолийский берег в тишине…»). Собравшиеся поблагодарили организаторов за погружение в гумилевскую эпоху и выразили единодушное мнение о том, что литературные мероприятия, проводимые «Домом поэзии Андрея Дементьева», являются значимой частью культурной жизни Верхневолжья.

 Заметка об этом мероприятии была опубликована в областной газете «Тверская жизнь» за 17 мая 2016 года.

А в Смоленске в конце апреля состоялось занятие литературной студии «Родничок» при Областной детской библиотеке имени И.С. Соколова-Микитова, которое тоже было посвящено 130-летию поэта и носило название  »Романтические цветы – Николаю Гумилеву».

Я рассказала участницам студии о непростой судьбе Николая Гумилева, почитала его стихи. Мы вместе послушали аудиозаписи песен на стихи поэта.

Студийцы узнали о таких направлениях в поэзии Серебряного века как символизм и акмеизм.

25 + или Зрелость и расцвет Смоленского камерного

04.04.2014

Театр может рождать чудо! Не каждый театр и не в каждом спектакле. Смоленский камерный театр может! 1 апреля 2014 года ему исполнилось двадцать пять. Он молод и опытен одновременно, он имеет свой стиль и, порой, дерзновенно независим. Это не удивительно, ведь 25 лет назад его создали талантливые люди, не желавшие рутинного, пусть и обеспеченного материально, прозябания в застойной среде самоуспокоенности. Сегодня в труппе Смоленского камерного только двое из первого состава, но это – заслуженные артисты России Николай Парасич и Татьяна Курилова!

Признаюсь, я с волнением ждала премьеры «Зойкиной квартиры» по Булгакову. Выбор Николаем Парасичем этой пьесы для постановки накануне юбилея казался мне рискованным, неоднозначным. Рассматривались другие, весьма соблазнительные варианты, например, поставить Шекспира в юбилейный и для театра и для великого драматурга год. Парасич выбрал Булгакова, выбрал вместе с главным художником театра Николаем Агафоновым, обозначившим сценическое пространство квартиры-оборотня двумя симметричными рядами вешалок с мнимой спецодеждой – у Булгакова ателье Зои Пельц шило прозодежду (сокращение от «производственная одежда»).

Но все мои сомнения рассеялись, едва только на сцене стали появляться артисты Смоленского Камерного: Анна Морозова (Зоя Пельц), Артем Быстров (Павел Обольянинов), Алена Шопот (Манюшка). Дальше -больше. Спектакль сразу набрал оптимальный темп – действие не прерывалось ни на секунду, булгаковский юмор искрил, Зоя Денисовна меняла наряды (художник по костюмам Людмила Пономарева, похоже, приготовила нарядов на всю труппу не Камерного, а Вахтанговского театра, в котором в 1926 году состоялась премьера пьесы Михаила Булгакова). Алексей Парасич был абсолютно раскован в панталонах на резинке – его герой Аметистов прибыл к Зое Денисовне с пустым чемоданом и буквально без штанов. Все обитатели квартиры если не танцевали, то пританцовывали (хореограф Татьяна Шаврина добавила балета в булгаковскую гремучую смесь). Но во всех щекотливых ситуациях артисты с огромным вкусом удерживали грань между смешным и пошлым. То, что Николай Парасич умеет делать очень смешные спектакли, не скатываясь при этом в низкие жанры, зрители могли убедиться и по «Списку Журнала «Форбс» А. Хорта и по комедии М.Старицкого «За двумя зайцами». Оба спектакля собрали уже по десятку аншлагов, ведь смоленский зритель ходит в театр за искусством, а не за «клубничкой».

Не могу не отметить уважительного, бережного отношения режиссера к тексту пьесы. В спектакле занята вся труппа театра, благодаря чему «густонаселенное» произведение сыграно практически без сокращений. Лишь несколько эпизодических персонажей, вполне оправдано для камерной сцены, «выпали» из спектакля. Актуальность пьесы Булгакова деликатно подчеркивалась вкраплениями современной рекламы в звуковом оформлении – у автора из-за окна периодически доносятся выкрики торговцев и музыка. Николай Парасич  не использует лобовых приемов для осовременивания пьесы – не заменяет портреты вождей, многократно упоминаемые Аметистовым-Путинковским их современными аналогами и т. д. И без того очевидно – обитатели зойкиной квартиры – очень знакомые персонажи, которые «не могут жить в этой стране». Граф-морфинист Обольянинов, с придыханием вспоминающий свою дореволюционную скаковую лошадь; прощелыга, картежник и кокаинщик Аметистов; красавица Алла Валерьевна (арт. Татьяна Шаврина), для которой цель воссоединения с эмигрировавшим возлюбленным оправдывает любые средства; и, конечно, сама Зоя Денисовна всеми неправдами пытающаяся сохранить свою семикомнатную квартиру и возлюбленного графа – они жаждут денег и визы. Даже «манекенщицы» – веселые девицы Лизонька (арт. Мария Вилюнова), Мымра (арт. Любовь Бормотова) и мадам Иванова (арт. Татьяна Михальченко) – всё с той же целью липнут к посетительнице ателье, очень ответственной даме Агнессе Ферапонтовне (засл.арт. РФ Татьяна Курилова).

Впрочем, в этой «пьесе без героя» и те, кому комфортно живется в СССР 1920-х годов, не чужды порока. Коммерческий директор треста тугоплавких металлов Гусь-Ремонтный (засл.арт. РФ Николай Парасич) ищет способы превратить деньги в любовь, благо денег хоть отбавляй: в тайне от жены и двух малюток предается он страсти к Алле Валерьевне, а затем и «манекенщицами» не брезгует. Председатель домкома Портупея (арт. Павел Пирожков) – беззастенчивый мздоимец, собирающий «дань» с нежелающих «самоуплотниться» жильцов. В первоначальной версии пьесы Булгакова этот персонаж носил фамилию Аллилуя, только в 30-е годы, при переводе пьесы на иностранные языки, автор переименовал его. Два катайца-наркоторговца Газолин (арт. Олег Марковкин) и Херувим (арт. Никита Куманьков)  обуреваемые одним желанием – уехать в Шанхай с деньгами и Манюшкой, чуть что хватаются за нож. Именно из-за их любовного треугольника разрушается замысел Зои Денисовны. Товарищи в кожаных пальто (арт. Андрей Плющ и засл.работник культуры Владимир Зайцев) узнают от Газолина, пожелавшего отомстить более удачливому сопернику, о том, что творится в зойкиной квартире.

В финале Булгаков захлопывает крысоловку: Гусь получает удар ножом от Херувима, позарившегося на деньги, которые не помогли коммерческому директору купить любовь Аллы Валерьевны. Зоя Денисовна, граф и вся веселая компания, включая Портупею, арестованы. Херувим успел убежать с деньгами Гуся и запуганной им Манюшкой, Аметистов скрылся со сбережениями Зои Пельц. Но не надолго – «по СССР бегать не полагается». Без сомнения, порок будет наказан, но будет ли побежден?

Прошло почти сто лет. В фейсбуке роятся обольяниновы и аметистовы, зои, мымры и аллы валерьевны, не стало меньше и гусей ремонтных, полагающих, что полный бумажник позволяет мужчине всё…

Через день после юбилейной премьеры в Камерном, по удивительному стечению обстоятельств, я вынуждена была дожидаться последней электрички в привокзальном кафе подмосковного города Z. За кассой хозяйничал Газолин, у кофеварки колдовал Херувимка, за столиком, лицом в тарелке лежало тело, не подававшее признаков жизни. Несколько молодых людей со странным блеском в глазах о чем-то спорили. Следом за мной в кафе вошел мужчина в форменной фуражке и показал Газолину удостоверение. «Ателье!» – подумала я и вышла в промозглую неустроенность вечернего перрона.

 фотогалерея спектакля имеется на сайте КП Смоленск

Битва поэтов в Смоленске

15.10.2013

Речь в этой заметке пойдет не о предвыборных баталиях, как кто-то возможно подумал. «Битвой поэтов» организаторы назвали шоу, состоявшееся 13 октября на новой престижной площадке – в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых. В поединок вступили силы неравные – известный бард, выступающий по всей России, член Союза писателей России Алексей Витаков и смоленский поэт, председатель регионального отделения Союза российских писателей Владимир Макаренков.

Поединок состоял из шести семиминутных тематических раундов:  »Родина», «Гражданская лирика», «Война», «История», «Философия», «Любовь». Седьмой раунд  »Бои без правил» проходил после удаления жюри для подведения итогов, так что был «незачетным». Ведущим интеллектуально-поэтического шоу стал московский журналист и литературный критик Станислав Селиванов. Следует заметить, что он сотрудничает с Алексеем Витаковым в проведении межвузовского литературного форума «Осиянное слово» имени Н.С. Гумилева. У каждого поэта был свой секундант: поэт Вячеслав Иванов – у  Алексея Витакова, корреспондент «РЕН-ТВ Смоленск» Евгений Покровский у Владимира Макаренкова.  Секунданты оттдали дань русской поэзии – В.Иванов прочел «Все в тающей дымке» Николая Рыленкова, Е.Покровский – «Тихая моя родина» Николая Рубцова. Таким образом, планка поэтического уровня была поставлена очень высоко.

В состав жюри, возглавляемого руководителем КВЦ им. Тенишевых Игорем Корнеевым, входили члены Союза писателей России Наталья Егорова и Вера Суханова, член Союза российских писателей Леонид Кузьмин и другие представители литературной Смоленщины. Перед жюри стояла очень сложная задача: Алексей Витаков пел свои стихи, виртуозно аккомпанируя на гитаре. Витаков – не только обладатель хорошего голоса. В первую очередь он – сильный поэт. Его стихи полны ярких образов, цитат, реминисценций, они действительно интеллектуальны.  Владимир Макаренков хорошо известен смоленским любителям поэзии и зал встречал каждое его выступление аплодисментами, не уступающими по децибелам подаренным его противнику по битве. Владимир прочел стихи патриотического содержания, хотя мировоззренчески он, кажется, ещё не устоялся. А песни на свои стихи, исполненные под «минусовку» в седьмом раунде, Макаренков посвятил Богородице, солдатам и российскому флагу (аплодисменты перешли в овации). Жюри, удалившееся в это время на совещание тоже изрядно шумело, но победителя не выявило.

Первая смоленская битва поэтов  закончилась ничьёй: как отмечали все присутствовавшие, победила поэзия. Действительно, в зале было не меньше 250 человек, после «битвы» расходились медленно, обсуждали. Член жюри Вера Суханова отметила, что В. Макаренков превзошел соперника в раунде «История», Леонид Кузьмин обратил внимание на выразительную декламацию смоленского поэта, все отмечали большой талант и исполнительское искусство Алексея Витакова. Присутствовавшие на литературном вечере члены Союза писателей России Олег Дорогань, Наталья Егорова, Николай Кеженов, Мила Клявина, Владимир Королев, Мария Парамонова, Анастасия Самофралийская, Вера Суханова, Николай Чепурных обменявшись впечатлениями, сошлись во мнении, что новая форма проведения литературных вечеров интересна для зрителей и позволяет поэтам разносторонне представить своё творчество.