Записи с меткой «Статьи»


Писатели Крыма и Твери нашли общий язык

18.07.2018

(заметка для еженедельника «Караван+Я»)

17 июля в библиотеке имени С.Д. Дрожжина состоялась творческая встреча с писателями Крыма. Свежий морской бриз поэзии привезли в изнывающую от жары Тверь руководитель зонального отделения РОО «Союз писателей Крыма», главный редактор литературного журнала «Белая скала» Татьяна Жихарева (Рудковская) и кураторы творческого конкурса «Образ Крыма» Людмила Кулик-Куракова (г. Ялта) и Наталья Иванова (г. Сергиев-Посад).

II Международный конкурс-фестиваль художников, писателей, бардов и журналистов «Образ Крыма-2018» с 1 по 9 мая проходил  в городах Крымского полуострова. Библиотека имени П. Неруды (г. Москва) стала местом презентации конкурса и его итогов в июне, а в июле волна докатилась и до Твери.  Наш город был выбран организаторами не случайно – в Твери живет один из призеров конкурса.

 В этом году на конкурс отправили свои работы художники, писатели, барды и журналисты из двадцати пяти регионов России и двадцати стран мира, в числе которых Беларусь, Украина, Литва, Израиль, Турция, Азербайджан, Великобритания, Швейцария, Германия, США.

 Лауреатом I степени в номинации «Поэзия» стала Вера Грибникова – тверская поэтесса, руководитель ЛИТО «Ковчег» за стихотворения «Два крыла» и «Хромой петух». Вручая диплом и памятные подарки Вере Грибниковой, Наталья Иванова отметила, что стихи победителей конкурса опубликованы в газете «Литературный Крым».

Также специального диплома конкурса был удостоен поэт, член этого же литобъединения Сергей Кузнецов (Тверской) – посмертно. Его прекрасное стихотворение о крымских маках прозвучало в начале литературного вечера в память о поэте, который скончался после тяжелой болезни, когда жюри подводило итоги конкурса.

Татьяна Жихарева, Людмила Кулик-Куракова и Наталья Иванова рассказали о конкурсах и фестивалях, проходящих в Крыму, о своем творчестве и, конечно, прочитали стихи – о Крыме, о любви, о семейных ценностях. В Крыму пишут стихи на русском, украинском и крымско-татарском языках,  но все понимают друг друга и активно работают в жанре литературного перевода.

В уютном зале библиотеки имени С.Д. Дрожжина, едва вместившем всех гостей литературного вечера, звучали аплодисменты.  Стихи понравились, атмосфера была дружеская, почти семейная.

Гости – не только поэты, но и организаторы. Они приехали не только поделиться поэтическими строками, но и познакомиться с потенциальными участниками будущих фестивалей. Крымчане попросили тверских поэтов и бардов также представить свое творчество.

Вера Грибникова поблагодарила организаторов конкурса «Образ Крыма» за высокую оценку своего творчества, а библиотеку имени С.Д. Дрожжина за прекрасную организацию творческой встречи с писателями Крыма. Вера Петровна прочитала свои стихи и познакомила крымчан с тверскими авторами.

Прозвучали песни о Твери в исполнении Светланы Страусовой, Анатолия Касаткина, Сергея Можаева. Стихи прочитали тверские поэты Мария Парамонова, Лариса Абакумова, Лариса Баукина и другие. Заведующий библиотекой имени С.Д. Дрожжина Владимир Ходаков вручил гостям памятные подарки и пригласил отведать тверских пирогов с чаем.

Гости столицы Верхневолжья познакомились с достопримечательностями Твери –  город произвел на них хорошее впечатление, особенно им понравились Волга и памятник И.А. Крылову. Писатели Крыма заверили, что творческий конкурс-фестиваль «Образ Крыма» обязательно получит своё продолжение в 2019 году и пригласили тверских авторов к участию.

Вкалывают робот и железный человек

16.07.2018

Вчера в Твери отмечали День города. По официальным данным городу исполнилось 883 года. Мы с Ваней посетили площадку детского технопарка «Кванториум», кафе и Городской сад. 

На площади у Дворца спорта «Юбилейный» в День города собрались, пожалуй, самые целеустремленные и динамичные. Площадка, достаточно удаленная от остальных, была посвящена активному образу жизни, программа – адресована преимущественно молодежи.

Фестиваль силовых видов спорта, посвященный памяти Святого Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, турнир по силовому экстриму «Железный человек», турнир по силовому экстриму – первое, что удивляло горожан при входе на площадку. Не каждый день можно увидеть, как несколько добрых молодцев «тянут лямку», пытаясь привести в движение огромную пожарную машину. И она движется!

 Центр площади, разделенный на несколько секторов, не был переполнен людьми, но те, кто были здесь, создавали движение: кто-то бросал в кольцо «Оранжевый мяч» на одноименном турнире по баскетболу, кто-то гонял футбольный мяч в предвкушении финала Чемпионата мира, кто-то участвовал в состязании с самим собой «Проверь себя – сдай нормы ГТО».

Все эти спортивные упражнения проходили под  громогласное музыкальное сопровождение – на эстраде постоянно шла концертная программа, представлявшая номера студенческих весен и КВН лиги «Верхневолжье», выступления участников тверского блока фестиваля «НАШЕСТВИЕ», показательные номера танцевальных студий города Твери и многое другое.

Вблизи эстрады расположилась площадка детского технопарка «Кванториум. Тверская область». «Кванториум» — федеральная сеть —  от Хабаровского края до Калининградской области подобных детских технопарков уже более сорока. В 2018 году к проекту наконец-то присоединились и в Твери.  Детский технопарк «Кванториум» будет открыт этой осенью в центре города по адресу Студенческий переулок, 28. Роботы, 3D-моделирование, VR и дополненная реальность, коптеры, программирование – всё это пока только проект в стадии реализации.

 Но в День города  юные изобретатели и любители информационных технологий получили возможность лично встретиться с роботами и сотрудниками технопарка.  Инициаторы создания в Тверской области «Кванториума» уже реализовали успешный проект «Кибер-детки», выиграли грант на приобретение роботов.  Если раньше роботы лишь на час встречались с детьми – проект был мобильным, то теперь площадка будет стационарной, а обучение системным.  В День города дети и их родители имели возможность оставить свои контактные данные для последующей записи на занятия в «Кванториум», чем мы, конечно же воспользовались.

В Городском саду неприятным сюрпризом стало еще большее ограничение общественных площадей. После огораживания части парка, прилегающей к Путевому дворцу, теперь и с другой стороны появилась ограда. Клумбы и розарий за белым заборчиком показывают горожанам за 100 рублей, и это в День города. Возможно, скоро и сам вход в парк будет платным?

А вот «Волжский пекарь» порадовал … живым уголком. Наряду с батонами и баранками жителям Твери показали кроликов, с аппетитом жующих свежую траву, козочек и гусей. Неожиданно и мило.

 Заметка опубликована в составе обзора Дня города в еженедельнике «Караван+Я» №28(1160) за 18-24 июля 2018 г.

Андрей Дементьев: «При всех властях не изменять себе»

26.06.2018

Ушел Андрей Дементьев. В Твери на улице Володарского замер между двух времен Дом поэзии Андрея Дементьева. Теперь, наверное – Мемориальный Дом поэзии или Дом поэзии имени Андрея Дементьева? Мне довелось общаться с Андреем Дмитриевичем в стенах этого дома  –  при подготовке  литературных мероприятий МБУК «Дом поэзии Андрея Дементьева», художественным руководителем которого был сам поэт. Мы говорили о русской и  тверской литературе, нашей истории, знаменитый тверской поэт часто рассказывал о войне, которую пережил подростком,  о работе в «Юности», трудных годах после распада СССР. Он был реалистом – не только в смысле мировоззренческого метода в литературе, но и в жизни. 

«Мы родом из детства» – сказал А. де  Сент-Экзюпери – поэт, корреспондент и летчик, погибший на Второй мировой. Андрей Дементьев – из поколения поэтов – детей войны. Ему было 13 лет, когда стремительное наступление немецких войск вплотную подошло к Твери. В окопах был ад, в лесах – партизаны, но советское государство боролось с паникой доступными ему методами. В первые дни войны  лучшие, признанные писатели ушли добровольцами-офицерами на фронт в качестве военных корреспондентов:  А. Твардовский, Е. Долматовский, К. Симонов и многие другие со страниц фронтовых газет обращались к солдатам и к мирным жителям. Из 943 писателей-военкоров 225 погибли, исполняя свой долг на фронте.  Перо приравняли к штыку, как мечтал Маяковский, и фронтовые газеты стали мощным оружием антифашистской пропаганды (вопреки современным представлениям, это слово нейтрально и подразумевает распространение информации, а не ее искажение).  Для многих мальчишек писатели-фронтовики были героями, достойными подражания. Мощную поросль поэтов дали эти семена, брошенные в почву, политую кровью и осыпанную пеплом.  Только с Тверской земли в Литературный институт им. Горького и пантеон советской литературы шагнули Владимир Соколов, Андрей Дементьев, Александр Гевелинг – все 1928 года рождения.  Конечно, они писали стихи о войне.

В декабре 2016 года я подготовила сценарий литературного урока для школьников к 75-летию освобождения Калинина по стихам поэтов Калининского фронта и поэзии Андрея Дементьева. Мы обсуждали его с Андреем Дмитриевичем в Доме поэзии. Он удивился и обрадовался, что в областной библиотеке мне  удалось скопировать в электронном виде отсканированные газеты Калининского фронта «Вперед на врага».  Андрей Дмитриевич рассказал, как уезжала их семья из горящего Калинина, когда немцы подошли совсем близко. Ехали с мамой и бабушкой на грузовике через Затверечье, по Бежецкому шоссе, а немцы бомбили сверху. Там был весь Калинин, была и моя бабушка с тремя детьми. Потом Дементьевы шли пешком, точно не зная куда. Остановились в Кашинском  районе, в комнате деревенского дома. С теплом вспоминал Андрей Дмитриевич  женщину, в доме которой жила их семья – всех объединяла одна беда.

К счастью, оккупация Калинина продлилась лишь два месяца и вскоре калининцы вернулись домой – в то, что осталось от домов. Фотоархивы сохранили картину тотальных разрушений города. Предстояла огромная работа по восстановлению города – в нее включились и стар и млад. Было холодно и голодно, выживали как могли. Андрей Дмитриевич вспоминал, что мерзлая капуста, которую находили на уцелевших огородах в пригородах, была практически деликатесом. Тем более поразительна история, рассказанная поэтом в стихотворении «Военное детство. Простуженный класс…». Оно автобиографично – мать Андрея Дементьева получила похоронку на своего брата, и чтобы поддержать ее друзья Андрюши выложили из кульков на стол «заветные булочки плачущей маме».

Будущий поэт не сразу определился с профессией -  хотел стать врачом, но проблемная анкета (отец был репрессирован, не воевал) стала препятствием, хорошо пел, но своим призванием это не видел.

Поступил в Пединститут, но его стихи уже публиковались, а сверстники –  были студентами Литинститута. Получив рекомендацию Сергея Наровчатова и Михаила Луконина – писателей из числа тех самых отважных военкоров, Дементьев с четвертого курса пединститута перевелся в литературный.  Однажды я привезла из Смоленска для Андрея Дмитриевича книгу воспоминаний поэта Виктора Смирнова о Твардовском «Я вам жить завещаю. Неизвестный Твардовский». Дементьев стал сразу же листать ее, в одном из эссе шла речь о Наровчатове: как Сергей Сергеевич помогал студентам Литинститута. Андрей Дмитриевич подтвердил, что это так, сказал, что испытывает уважение к этому писателю и педагогу, сыгравшему положительную роль и в его судьбе.

Окончив Литинститут, в 1953 году Дементьев вернулся в Калинин, работал сотрудником отдела сельского хозяйства «Калининской правды».  В этом была проза жизни, но не только.  Мой отец, участвовавший в освоении целины, вспоминал, что когда он, вместе с другими калининцами, возвращался в родной город, корреспондент Андрей Дементьев брал у них интервью, а потом в газете было опубликовано стихотворение по мотивам их рассказа. Я напомнила Андрею Дмитриевичу об этом эпизоде, он растрогался – да, были встречи с целинниками – об этом стихи «Уезжает молодежь на Целину», «Подсолнух» и другие.

Некоторые упрекают Дементьева в конъюнктурности – мол, сын репрессированного, а прославлял Советскую власть. Я думаю, не следует упрощать и навешивать ярлыки. У Андрея Дмитриевича было внутренне чувство справедливости, совесть, то, что позже он назовет способностью «при всех властях не изменять себе».  Одним из самых сильных произведений Дементьева я считаю поэму «Мужество» (1958) о зубцовской партизанке Пане Зиматовой, которую пытали фашисты, вырвали ей язык, за то, что она не выдала расположение отряда, а затем расстреляли.  В поэме мы видим и самого автора – корреспондента, посетившего места сражений и гибели отважной девушки.  Перед его мысленным взором оживают картины – партизаны перед боем, перестрелка с врагами, избиение разведчицы, наступление партизан. Поэт говорит: «Россия мстила за неё» – не Советский Союз, не Сталин – так, возможно, написал бы конъюнктурщик. Россия!  Жаль, что эта поэма не входит в число избранных издателями для публикации произведений.  Андрею Дмитриевичу было радостно, что я включила главу из поэмы в сценарий литературного урока для школьников о войне  – он был не из тех, кто отрекается от своего творчества прошлых лет в угоду новым веяниям.  Уроки эти прошли очень успешно – тверские школьники, как оказалось, знают наизусть стихи Дементьева «Не смейте забывать учителей», «Я ненавижу в людях ложь…» и другие.

В 60-е годы литературная жизнь стала исключительно оживленной. Поэты-шестидесятники собирали огромные залы, их публиковал основанный в 1955 году Валентином Катаевым  журнал «Юность».  А  Дементьев, уже член Союза писателей СССР, работал заведующим отделом комсомольской жизни калининской областной газеты «Смена». Андрей Дмитриевич рассказывал, как однажды к нему приехал знаменитый автор «Повести о настоящем человеке», еще один отважный военкор в судьбе Дементьева – Борис Полевой. Борис Николаевич с 5 лет жил в Твери (Калинине) и  став в 1961 году главным редактором журнала «Юность» хотел пригласить в свою команду земляка – человека, которому он мог доверять. Время было сложное, и многие опирались тогда именно на земляков. Достаточно вспомнить смоленскую плеяду: Исаковский, Твардовский, Рыленков.  Дементьев говорил, что согласился не сразу, и Полевой в один из приездов сказал, что не уедет без Дементьева – так и будет в машине сидеть у его дома.  В 1967 году Андрей Дмитриевич переехал в Москву, с 1972 года стал заместителем главного редактора «Юности», а после смерти Полевого в 1981 году – главным редактором.  Мне не раз приходилось слышать от Андрея Дмитриевича, что работа в «Юности» распахнула для него бескрайние горизонты литературы, но на свое собственное творчество почти не оставалось сил и времени – он открывал дорогу в литературу молодым,  «зеленым листкам» – таким значком отмечались в журнале первые публикации. Тем не менее, именно в эти годы родились знаменитые песни Евгения Мартынова на стихи Андрея Дементьева: «Лебединая верность», «Аленушка», «Отчий дом», «Баллада о матери» и другие. Дементьев  был у руля «Юности» до 1992 года – после распада СССР поэзия и литературные журналы перестали быть нужными государству.  Поэту за 60, он уезжает  в Израиль, где отличная медицина, круг общения и хорошо оплачиваемая работа директора представительства ВГТРК.

 Когда через несколько лет работу пришлось оставить, нужно было принимать решение – оставаться или возвращаться. Андрей Дмитриевич рассказывал мне, что он очень хотел вернуться и убедил супругу, что в России его поэзию помнят и ценят, а она сможет быть его продюсером.  Ну и музой, конечно.  Так и случилось. Кипучая литературная деятельность продолжалась вплоть до последних месяцев жизни поэта. Я всегда удивлялась, что Андрей Дмитриевич вел концерты стоя – даже ни разу не присаживался. Зал и поэзия питали его энергией, он этим жил. Дом поэзии был своеобразным штабом, а не рабочим кабинетом или жилищем.  Но за пять лет он оброс историей и скульптурами Церетели, из просто домика-памятника жилой застройки второй половины XVIII века он превратился в объект культурного наследия как минимум регионального значения. Надеюсь, областная администрация не промедлит с верным решением и придаст Дому поэзии статус мемориального, а все взаимные обязательства наследников и региона будут исполнены безусловно.

Андрей Дементьев прожил большую творческую жизнь, до последнего был в центре событий, писал стихи. Он был человеком своего времени – времени больших литературных журналов и громких поэтических имен. Литературоведы будущего, вероятно, лучше современников определят вклад каждого писателя в русскую и мировую литературу. А мы просто будем помнить его стихи – те, которые записывали в заветных тетрадках: «Никогда, никогда ни о чем не жалейте».

ДК «Химволокно» – оазис тверской культуры

25.05.2018

23 мая на сцене Дворца культуры «Химволокно» свое пятилетие отпраздновал народный самодеятельный коллектив «Ансамбль казачьей песни «Казачья душа».  Именно в стенах ДК начался творческий путь этого коллектива, сейчас  находящегося в ведении ТОДНТ.  Я побеседовала с директором дворца культуры «Химволокно» Владимиром Филипповым и его заместителем по творческой работе Светланой Бариновой, которая является бессменным руководителем ансамбля «Казачья душа».

- Владимир Васильевич, отрадно видеть этот большой, прекрасной архитектуры сталинского периода дворец  в таком хорошем состоянии и с такой кипящей внутренней жизнью! Этому зданию уже больше 65 лет?

-  Да, дворец культуры «Химволокно» был построен в 50-е годы прошлого века и открылся в 1953 году. Долгие годы он был ведомственным учреждением культуры  производственного объединения «Химволокно», потом перешел под управление города Твери.  ДК располагает одним из наиболее вместительных в городе концертным залом на 450 мест, помещениями для занятий коллективов и проведения конференций, банкетным залом, звукозаписывающими студиями. Вы заметили, что у нас оживленно, это неудивительно – здесь  работают более сорока клубных формирований.   1400 человек в них занимаются изобразительным искусством, хоровым пением, хореографией, вокалом, народными промыслами, театральным и музыкальным творчеством.  Двенадцать наших коллективов имеют звание «Самодеятельный народный коллектив».

- Как Вам удалось в наши непростые времена создать такой творческий оазис?

- Сейчас у нас есть определенная стабильность, устойчивое развитие. Главное – не ждать, когда проблемы решат наверху, а делать все, что возможно. Хорошее состояние наших помещений – результат постоянных усилий по его поддержанию. Если бы мы ждали многомиллионного ремонта, давно бы все развалилось.  Самое трудное время мы пережили. И в 90-е, когда все дворцы культуры превратились в ярмарки из-за отсутствия средств, мы не избежали этого, но сохраняли статусность, престиж нашего дворца. Здесь проходила «Студенческая весна» и даже заседания правительства. Мы создали определенный бренд.  В 2006-2007 году нас пробовали перевести в автономное учреждение культуры, а законодательство тогда еще не урегулировало финансирование этих учреждений. И мы по сути 2 года совсем не финансировались.  Были приговорены, но выжили. Отдаю должное «Каравану» – он был в числе тех, кто нас поддержал. Долги нарастали, все шло к закрытию, но мы не сдавались, я ходил по всем инстанциям и меня услышали. Постепенно наладилась вновь работа коллективов, творческая жизнь стала интересной. Сейчас, впервые за много лет,  у нас полностью укомплектован штат, работают профессионалы.

- Вы человек творческий, вероятно, еще и поэтому легко находите общий язык со своим коллективом. Вас знают как автора песен, в том числе песен о Твери. В свое время проводился конкурс на лучший гимн Твери, но если спросить жителей, они не знают ни слов, ни музыки гимна, победившего в конкурсе.

- С 1995 года я проводил песенные конкурсы в Твери. В 2000 году, при Белоусове, было решено провести конкурс на лучший гимн Твери.  Моя музыка вышла в финал, но потом как-то все сошло на нет. Слышал, что в кабинетах администрации включали мой гимн перед заседаниями, благо он длится всего одну минуту, и в День города тоже он звучал.  В 2010 году объявили второй тур конкурса, моя музыка снова вышла в финал, но опять победитель не был объявлен.

- Как же так, ведь в октябре 2011 года в тверской прессе сообщалось,  что «с просьбой о создании текста гимна глава региона (Андрей Шевелев) обратился к известному поэту члену Общественной палаты РФ, нашему земляку Андрею Дементьеву… создана рабочая группа, которая будет курировать его разработку».  Зачем нужно было заказывать гимн, если уже было проведено два этапа конкурса?

- Сложно сказать, но в апреле 2012 года был объявлен новый конкурс на гимн Твери, который участники должны были создать до 10 мая 2012 года. Победителю конкурса предназначалось вознаграждение. Мне позвонили и сообщили, что моя музыка гимна будет соревноваться в финале с гимном на музыку Евсюкова, слова Дементьева в исполнении Кобзона.  На мою музыку слова написал Вячеслав Воробьев. До этого текст у гимна тоже был, и Василий Толоко предлагал официально утвердить мой гимн с тем текстом, в котором за Тверь молится Михаил Тверской.  Но не сложилось, был объявлен конкурс, победил гимн в исполнении Кобзона. И теперь его практически нигде не исполняют.

- На праздновании 5-летия ансамбля «Казачья душа» вы подарили коллективу самовар.  Это символический подарок?

- Конечно. Чаепитие у самовара – это очень душевно. Я знал, что это «любо»!

- Светлана Ивановна, Вы назвали концертную программу,  посвященную  5-летию возглавляемого Вами народного самодеятельного коллектива «Распахнись, душа казачья».  Чувствуете ли Вы, что зрители тоже раскрывают вам навстречу свою душу?

- За свои первые пять лет наш коллектив  дал более 70-ти концертов и зрители нас всегда встречают с душой . За этим стоит большой репетиционный труд и творческая самоотдача каждого участника ансамбля «Казачья душа». В нашем юбилейном концерте приняли  участие также гости и друзья ансамбля – народный самодеятельный коллектив «Вокальный ансамбль «Истоки» под руководством  Дмитрия Стародубца и муниципальный эстрадно-джазовый оркестр под руководством Павла Смирнова. Прозвучали народные и казачьи песни «Шел казак на побывку домой», «Заболела Дунина головка», «Не для меня», «На коне вороном», «По горам, горам байкальским», «Хороша наша Татьяна», «Любо, братцы, любо!» и многие другие лирические, хороводные и плясовые композиции.

- Расскажите об ансамбле «Казачья душа», истории его появления в Твери. Не секрет, что отношение к современным казакам в России противоречиво, хотя никто не отрицает того, что это сословие подверглось гонениям, лишилось своих традиционных мест расселения. Потомки казаков, а таковыми считаю себя более 7 миллионов россиян,  живут теперь во всех регионах и стремятся возродить если не уклад, то самобытную культуру, которую они едва не  потеряли окончательно.

Наш коллектив был создан в 2013 году, эта идея зародилась в Тверском отдельском казачьем обществе, объединявшем как раз таких потомков казаков. Мы вместе трудились: подготовили документацию и защитили грант, подобрали коллектив. И 5 лет назад начали выступать в том составе, который в основном сохранился и сейчас. Это наш концертмейстер Артем Костерин, Елена Бородулина. В коллектив к нам пришли Владимир Катанаев, Андрей Жеребцов  – они, как и я потомки забайкальского казачества.  Костяк дальневосточный, поэтому в нашем репертуаре много песен, близких нашей родовой памяти, но пытаемся что-то взять и кубанские и донские песни.

Начали базироваться в ДК «Химволокно» – директор Владимир Васильевич Филиппов дал нам добро. Когда деньги гранта закончились, казаки стали искать другие источники финансирования коллектива, и нас под свое крыло взяла Елена Геннадиевна Марина – Тверской дом народного творчества.  Так и получилось, что мы стали ансамблем ТОДНТ, к счастью, мы находим полное понимание и поддержку руководства Дома народного творчества. А  выступаем везде, куда позовут.  Большая дружба у нас с бологовскими казаками, мы у них были и на годовщинах и на масленичной неделе и на День города.

В 2015 году с Еленой Геннадьевной мы задумали создать на территории Тверской области фестиваль казачьей культуры «Казачьему роду нет переводу». Он был проведен в июне 2015 года в Твери. Нынче второй фестиваль прошел в Рамешках. Выезжали в Ярославль на Всероссийский фестиваль «Казачий круг».

- Вы выступаете в костюмах, приближенных к традициям забайкальского, кубанского или донского казачества? Есть ли между ними различия?

Костюмы, изготовленные на средства гранта, это, конечно, стилизация казачьих костюмов в целом.  А хочется приблизиться к традиции. Во втором отделении юбилейного концерта мы вышли в новых костюмах, учитывающих и традицию казачества и традицию Тверской области – бельский, нелидовский костюм, пестрядь. Клетчатые рубашки у мужчин – это не шотландка – это популярная в тверской губернии мужская одежда из домотканого двух-трех- цветного полотна.

- Какие песни у вас в репертуаре? Как вы их выбираете?

- По большому счету, у нас не шоу-проект, нет задачи, чтобы петь и привлекать внимание в угоду публике «Пчелочкой златой».  Пытаемся найти что-то, что не на слуху у зрителя.  На всю страну известна песня «Шел казак на побывку домой», но в разных регионах она поется по-разному на распев. В 1967 году зарождались первые фольклорные экспедиции в Читинской области и в казачьем селе Урлук на границе с Монголией впервые была записана эта песня, и уже в 1968 году она была исполнена казачьим хором  именно  с тем распевом, который прозвучал на нашем юбилейном концерте. «На коне вороном», «По горам байкальским» – тоже байкальские напевы, прозвучавшие в нашей концертной программе. В Тверской области сейчас очень мало акапельно поют в быту. В Забайкалье мы с молоком матери впитывали эти напевы. Когда поет мама и мы с ней вместе на два голоса, то колена, которые мы выводим, коллективу приходится долго заучивать, у них это не на слуху. Народную песню надо любить, понимать, пропускать через сердце.  В коллективе у нас сковались те, кто любит и понимает народную, казачью песню. И потомки славного рода, и те, кто знает его историю и проникся казачьей культурой. На наших выступлениях песни часто звучат по-разному, есть вариативность, присущая народному творчеству.

- Согласно государственной политики развития казачества, ему отводится важная роль в сохранении и развитии традиций патриотического воспитания молодежи и казачьей культуры. Как влияет на работу вашего коллектива государственная политика, чувствуете ли особое отношение, поддержку?

Нам важно сохранить те песни, которые еще можно сохранить, услышать те наказы, увидеть образ жизни. Наш юбилейный концерт мы начали с молитвы. Казаки все дела начинали с молитвы – есть молитва на бой, есть молитва на праздник.  И эта традиция многим близка и понятна.  А политикой мы не занимаемся, стараемся дистанцироваться от тех общественных организаций казаков, в которых царит вражда. Не знаю, что они делят, точно, что не деньги. Хочется, чтобы мы все были в одном кулачке, раз делаем одно дело. Суть даже не в том, что Центральное казачье войско молодое, даже в Забайкалье, где казачьим традициям 300 лет, тоже возникают конфликты, кровь горячая. А наша миссия – сохранить этот пласт культуры – атаманы его не сохранят.

Новоторжский рубеж: поэзия битвы

02.05.2018

Архитектурноэтнографический музей «Василёво» в Торжокском районе Тверской области с 29 апреля по 2 мая был погружен в эпоху Средневековья. Здесь прошел ставший уже традиционным для Верхневолжья Всероссийский, с международным участием фестиваль исторической реконструкции и средневековых промыслов «Новоторжский рубеж 2018″. Фестиваль проводился в пятый раз, но впервые местом битвы было выбрано Василево, и это верное решение!

Главный организатор фестиваля, руководитель клуба военной реконструкции «Новотор» Валерий Цыков доволен локацией:
-
- Раньше фестиваль проводился на городском валу в Торжке, который уже не мог вместить всех желающих. Нынче фестиваль собрал порядка трех тысяч участников и гостей из разных городов России и Беларуси. Здесь гораздо свободнее, можно обустроить лагерь. Программа стала более зрелищной, поскольку увеличилась площадка. Главное событие – бой на каменном мосту – запомнится всем надолго!
.
Действительно, витязи из клубов реконструкторов дружно шагали от палаточного лагеря вверх по окруженной деревьями дороге к ристалищу. После открытия фестиваля утром 30 апреля был совершен молебен.
.
Затем развернулись основные события: бугурт или массовое сражение, бои один на один, «пехотный шкаф» – бои два на два с деревянными колами в качестве оружия, соревнования лучников и лучниц, успешно поражавших как неподвижные, так и движущиеся мишени.
.
Паузы между битвами были творческими. Впервые формат фестиваля «Новоторжский рубеж» дополнили выступления поэтов из Москвы, Твери, Торжка.
.
Вера Грибникова и я представляли на фестивале Тверь, а в числе торжокских поэтов неожиданно оказался и главный организатор Валерий Цыков.
.
Я прочитала стихотворения «Валунный мост», «Баллада о сожженных» и «Мне кажутся знакомыми шаги…»(«Юлия»).
.
Историческая поэзия, воссоздающая сюжеты и образы людей прошлого, органично дополняет реконструкции баталий, поэтому формат турнира стихотворцев решено в следующем году расширить. Об этом мы побеседовали в шатре оргкомитета с Павлом Булановым из Москвы.
.
Также программу фестиваля украсили мастер-класс по средневековому танцу и выступления музыкальных коллективов; кузнецы чинили доспехи, а гончары учили изготовлению посуды на гончарном круге.
.
Торговые ряды удивляли обилием
тематических изделий народных промыслов – от оружия до украшений, изготовленных по историческим образцам, найденным в результате раскопок и хранящимся в музеях.
.
Хед-лайнер фестиваля – битва на Валунном мосту была зрелищной, благо мост хорошо просматривается с берегов пруда, кишащего звонкими лягушками. По задумке организаторов, вражеский отряд прорывается в Торжок, но стража не дремлет!
.
Спешу опровергнуть появившиеся в интернете ложные сообщения о том, что знаменитый мост – творение великого русского архитектора Н. А. Львова обвалился. Недобросовестные охотники за сенсацией сопровождали сообщения типа «Чертов мост из «Ночного дозора» рухнул» кадрами из упомянутого фильма. Источником слухов послужили, судя по всему, выложенные пользователями в соцсетях фотографии с участком моста, на котором отсутствует декоративная каменная кладка. Мост был цел до фестиваля, остался таковым и после.
.
Заведующая Архитектурно-этнографическим музеем под открытым небом «Василево» на территории бывшей усадьбы Львовых Ольга Глазачева рассказала, что еще осенью музей сообщил в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области об ослаблении западной стенки моста, декорированной диким камнем. Специалисты обследовали памятник архитектуры: выпавшие камни не утрачены, несущая способность моста не нарушена.
.
Следует отметить, что при реставрации Валунного моста в 2002 году, когда его состояние действительно было плачевным, мост был надежно укреплен, дорога охвачена железо-бетонным поясом, утраченные валуны восстановлены.
В 2011 году также проводились текущие ремонтные работы. Сейчас западная стенка требует лишь небольшого косметического ремонта, который обещают произвести летом этого года.
.
Фестиваль «Новоторжский рубеж» оставил у его участников и зрителей только положительные впечатления: красивое место, отличная погода, цветущие подснежники, которые никто и не думал рвать, дамы в длинных платьях и витязи в доспехах… До встречи на «Новоторжском рубеже – 2019»!
.
* * *
.
09.05.18.
.
Текст этой заметки редакция еженедельника «Караван+Я» включила в фотообзор фестиваля, ставший темой номера

№ 18 (1150) от 09.05.2018 – в редакционной версии под редакционным заголовком и с редакционными подзаголовками :)
.
На фестивале побывали члены редакции еженедельника, у которых создалось впечатление, что будущее фестиваля под вопросом. Надеюсь, что это не так. Вот ссылка на статью в Караване.

Язык межнационального общения, не требующий слов

29.04.2018

С 1999 года в последнюю субботу апреля как минимум в 80 странах мира бодро и дружно отмечают Всемирный день тайцзицюань и цигуна. Этот праздник учрежден для открытия всему  миру данных медицинских исследований, подтверждающих пользу  для здоровья людей практик тайцзицюань и цигун. Глобальное видение сотрудничества в области медицины и оздоровительных практик, невзирая на границы, позволяет использовать мудрость всех культур мира. Участники праздника благодарны китайской культуре, сформировавшей ценности тайцзи и цигун. По сути, это язык межнационального общения, не требующий слов.

Люди, занимающиеся тайцзи и цигун в этот день, выходят в парки и другие общественные места для проведения массовых показательных занятий, участия в бесплатных  мастер-классах для   желающих приобщиться к философии Тайцзи и здоровому образу жизни. В Бразилии, Египте, Пуэрто-Рико, США, Франции  День тайцзицюань и цигуна  поддерживается на государственном  уровне, освещается в ведущих СМИ.

Как и во всех странах, отмечающих этот день, в Твери это всемирное мероприятие началось в 10 часов утра в Парке Победы вблизи берега Лазури. Было солнечно и тепло, ветви деревьев слегка зеленели раскрывающимися почками. А стартовала цигун-эстафета  в Новой Зеландии, потом ее приняли жители Азии, Африки, Европы, Северной и Южной Америк, а  финальный этап проходит в самом позднем часовом поясе на Гавайских островах.

Глава медиахолдинга «УМПРО» Геннадий Климов, выступивший одним из инициаторов присоединения столицы Верхневолжья к празднованию Всемирного дня тайцзицюань и цигуна, лично принял участие в упражнениях на свежем воздухе и поделился своими впечатлениями:

- Открыли сезон цигуна в Парке Победы в Твери… Это почин. В этом году людей еще было немного, в следующем году удвоится…лет через пять Тверь в полном составе в последнюю субботу апреля будет выходить на коллективную физкультуру… Так возникает городская солидарность. Всего в парке, с учетом роты военного университета им. Жукова, сегодня утром занималось физкультурой более двухсот человек.

 История тайцзицюань восходит к VI веку н.э., документальные свидетельства связаны с подготовкой отрядов самообороны в уезде Шэсянь, тогда это была система армейского рукопашного боя. Но уже с  XVII века тайцзицюань стал практиковаться в Китае в качестве средства профилактики  заболеваний, поддержки здоровья. В КНР была разработана упрощенная система, которую стали практиковать как гимнастику в школах, на предприятиях, в медицинских учреждениях.  Китайцы считают  цигун  эффективным как для профилактики, так и для лечения, в сочетании с современными  медицинскими методами, широкого перечня заболеваний.

Павел Лантэ, сертифицированный инструктор гимнастики тайцзицюань, проводящий занятия в оздоровительном центре «J.O.Y.» в Затверечье, в ходе бесплатного мастер-класса  для жителей Твери рассказал о тайцзицюань как спорте:

- В мире более 200 миллионов человек занимается тайцзицюань. Проводятся соревнования, еще в 2012 году подавалась заявка на включение этого вида спорта в число олимпийских. Но пока она не принята. На соревнованиях оценивается техничность формы, есть также соревнования  Туйшоу «толкающие руки», в котором нужно вытеснить соперника за пределы трехметрового круга. Болевые приемы там ограничены, разрешены толчки и броски.

Таким образом, тайцзицюань – это и разновидность искусства кулачного боя, и часть китайской национальной культуры, включающей  в себя философию и идеи  различных традиционных китайских школ и направлений, и гимнастика, доступная даже людям с ослабленным здоровьем.  Чэнь Син, выдающийся теоретик тайцзицюань, живший  более ста лет назад  верно подметил в одной из своих книг: «Хотя тайцзицюань — это воинское искусство, но оно пронизано культурой». А, как известно,  изучение и уважение культур других народов – это не только путь к познанию окружающего мира, но и путь к миру, путь к взаимопониманию.

Нѣсть пророка въ отечествѣ своемъ

11.04.2018

«Нѣсть пророка въ отечествѣ своемъ» – это Евангельское выражение гласит о том, что  люди не верят в талант  или истинность слов человека, который находится рядом с ними, не ценят его по достоинству. В еженедельнике «Караван + Я» наряду с моей статьей о конкурсе «Неоновая муза» опубликована и новость о присуждении тверскому литературному критику Александру Бойникову литературной премии в Липецке.

ЛиФФт из райцентра в Евразию

28.12.2017


В конце декабря в Московском доме национальностей прошел I Съезд Литературного совета писателей Ассамблеи народов Евразии. В нем приняли участие писатели из России, Дании,  Германии, Азербайджана, Белоруссии, Сирии, Армении, Абхазии.  Широко были представлены и регионы России – на съезд прибыли представители Рязанской, Курской, Тверской, Смоленской, Самарской, Тюменской, Пензенской, Московской областей, Республик Башкортостан, Калмыкия, Тыва. Я представляла на писательском форуме Тверскую область.

Ассамблея народов Евразии была учреждена 27 мая 2017 года в Москве представителями некоммерческих организаций из шестидесяти  стран континента для решения проблем интеграции на евразийском пространстве, углубления интеграционных процессов путём объединения усилий неправительственных организаций стран Европы и Азии.

ТВЕРСКИЕ ЕВРАЗИЙЦЫ: ЛЕВ ГУМИЛЕВ И АФАНАСИЙ НИКИТИН

Само понятие евразийской интеграции не является чем-то новым – русские историки и философы на протяжении XIX-XX веков задумывались о единстве и целостности пространства Евразии. В истории развития евразийского подхода неоднократно подчеркивалось, что «ни одна цивилизация не может гордиться тем, что она представляла высшую точку развития, в сравнении с её предшественницами или современницами, во всех сторонах развития» (Данилевский Н. Я. «Россия и Европа»).

Классическое евразийство как философско-политическое направление, делающее акцент на преемстве и кооперации культуры русскоязычных с кочевыми империями степей Евразии, зародилось в эмигрантской среде в 20-е годы XX века. Родоначальниками евразийского подхода считают Николая Трубецкого, Петра Савицкого и других ученых, критически относившихся к положению о «магистральном пути» общественного прогресса. Они защищали  весьма актуальный сегодня тезис о необходимости учёта «качественных различий» народов.

Вторая волна интереса к евразийству возникла в 80-х годах XX века в связи с творчеством нашего земляка Льва Гумилёва. Лев Николаевич, лично знакомый и переписывавшийся с Петром Савицким, называл себя «последним евразийцем». В своей пассионарной теории этногенеза Гумилёв ввёл понятия «суперэтноса» как группы этносов, проживающих в разных климатических зонах, но объединённых в единое общественное целое. Эти концепции пользуются популярностью у современных российских неоевразийцев, которые отождествляют Россию с суперэтносом.

В настоящее время многие воспринимают идею  евразийства как объединяющую для постсоветского пространства.  В Казахстане в 1996 году создан Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва. Экономические союзы государств постсоветского пространства ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество) и созданный после его упразднения ЕАЭС (Евразийский экономический союз)  являются интеграционными организациями, вступить в которые могут любые заинтересованные в этом государства Евразии. Дальнейшей целью некоторые политические деятели и ученые называют создание Большого Евразийского союза,  подразумевающего широкую интеграцию с Китаем, Индией, Ираном и другими европейскими и азиатскими странами.

Казалось бы, говорить о единстве и целостности пространства Евразии преждевременно, в силу различия религиозных традиций и культурных укладов. Однако, социологи утверждают, что  евразийские народы  тяготеют к коллективизму и  традиционным ценностям, что делает обоснованной евроазиатскую идею солидарного развития. Исторически важнейшие торговые пути  связывали Европу и Азию.  Еще 550 лет назад тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию и в своем повествовании о Хождении за три моря утверждал идеи дружбы и сотрудничества народов.

НА СЪЕЗДЕ ЛИТЕРАТУРНОГО СОВЕТА ПИСАТЕЛЕЙ

Сегодня актуальны идеи инфраструктурного пространства «от Лиссабона до Владивостока», высказанные одним из прогрессивных европейских лидеров  XX века Шарлем де Голлем. Евразийское объединение требует  консенсуса на уровне ценностей, и объединительной может стать идея солидарного развития и единое представление о добре и зле. Пространство Евразии является результатом развития множества цивилизаций, поэтому осуществление  мирного межцивилизационного диалога на этом пространстве принципиально необходимо.

Важнейшая проблема человечества в ХХI веке – кризис духовности. Очевидно, что противоречие между духовностью и бездуховностью наиболее значимо. Решению, в первую очередь, этой проблемы и должна служить созданная в 2017 году Ассамблея народов Евразии. В период между съездами Ассамблеи ее деятельность осуществляется Генеральным советом, комитетами и советами по направлениям. Проблематику развития литературы на евразийском пространстве и рассматривал состоявшийся в Московском доме национальностей I Съезд Литературного совета писателей Ассамблеи народов Евразии.

Открыла съезд член Генерального совета Ассамблеи народов Евразии, председатель Союза писателей и читателей, директор ЛиФФт (Литературного фестиваля фестивалей) поэт Маргарита Аль.  Маргарита Викторовна рассказала о работе, проводившейся на протяжении двух лет, по консолидации сообществ и объединений писателей и читателей, направленных на интеграцию и творческое общение. Было проведено два всероссийских фестиваля «ЛиФФт», начат выпуск одноименного журнала, который теперь может стать евразийским. Третий фестиваль «ЛиФФт-2018» будет проходить в  Сочи с 24 по 30 мая, в нем примут участие 500 делегатов, в том числе представители 45 стран Евразии.

С приветственным словом к участникам съезда обратился Николай Бухонин  – заместитель Председателя Совета Ассамблеи народов России. Он поддержал начинания движения «ЛиФФт» и высказался за выработку евразийской концепции журнала «ЛиФФт» как печатного издания Литературного совета писателей Ассамблеи народов Евразии. Николай Аркадьевич рассказал также о предстоящем фестивале и других проектах Ассамблеи народов Евразии.

Были обсуждены вопросы утверждения руководящих органов, планирования издательской и фестивальной деятельности, задачи и перспективы. Председателем утверждена Маргарита Викторовна Альмухаметова (литпсевдоним — Маргарита Аль), сопредседателями — Олжас Омарович Сулейменов (Казахстан), Нада Сендоо (Монголия) и С.Е. Бирюков (Германия). В работе съезда приняли участие Марсель Салимов (Башкортостан), Владимир Делба (Абхазия), Александр Раткевич (Беларусь), Елена Богатырёва (Самара), Николай Переяслов (Москва), Мемед Халилов (Ярославская область), Вера Суханова (Смоленск), Мария Парамонова (Тверь) и другие писатели.

Участники съезда обсудили также дизайн-макет журнала «ЛиФФт», сотрудничество между региональными журналами и изданиями, которые будут выпускаться в странах Евразии. Авторы из ближнего и дальнего зарубежья – Германии, Франции, Австрии, Дании, Азербайджана и других стран в рамках рубрики «Литературная гостиная» смогут представить свое творчество на русском языке в переводе или на двух языках в региональных журналах, которые уже выпускаются во многих областях и республиках. В Тверской области планируется начать выпуск регионального журнала «ЛиФФт» в 2018 году.

РАЙЦЕНТРЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИГЛАШАЮТСЯ В ЛИФФТ

Поэты и прозаики из любых, даже самых отдаленных уголков Верхневолжья получат возможность поделиться своим творчеством с читателями из других регионов России и зарубежья. Опубликовать свои произведения в Тверском региональном литературном журнале и включиться в работу общероссийского проекта ЛИФФТ (ЛИтературный Фестиваль ФесТивалей), направленного на создание единого литературного пространства на территории Российской Федерации, могут все авторы, независимо от членства в писательских союзах.  Особое внимание будет обращено на творческих людей из районов области, участников литературных фестивалей и литобъединений.

Цели и задачи «ЛиФФт» включают объединение фестивального движения в многонациональной России и обмен опытом организации литературных форумов с привлечением Евразийских литераторов, содействие укреплению творческих и дружеских связей писателей всех субъектов Российской Федерации вне зависимости от принадлежности к различным писательским организациям и союзам, установление культурных связей с русскими соотечественниками за рубежом.

Привлечение широких кругов общественности, читателей к участию в культурной жизни в муниципальных образованиях, пропаганда чтения и литературного творчества должны содействовать повышению престижа литературы и авторитета современного писателя в обществе. Литературный совет Ассамблеи народов Евразии, руководство «ЛиФФт» готово оказывать организационную поддержку литобъединениям, испытывающим сложности в получении от местных органов власти содействия в проведении фестивалей,  заседаний, литературных чтений.

Писатели, работники библиотек и музеев могут представить свое муниципальное образование, его литературные объединения на страницах Тверского регионального журнала ЛИФФТ. Тверской региональный журнал будет издаваться за счет грантовой и спонсорской поддержки в части взаимообмена литературных изданий региональных и малотиражных издательств. В перспективе планируется рассылка каждого регионального журнала в библиотеки по всем регионам России – так писатели найдут читателей и друзей.  Редакционный совет всероссийского журнала ЛИФФТ отбирает наиболее интересные публикации из региональных выпусков для публикации в федеральном издании, которое, в свою очередь, будет рассылаться в страны Евразии. Авторы смогут принять участие в презентациях журналов в разных городах и на ежегодном фестивале «ЛиФФт». Следует добавить, что для авторов публикация осуществляется на бесплатной и безгонорарной основе, а электронные версии журналов размещаются на сайте проекта ЛИФФТ – там уже можно познакомиться с журналами, которые изданы в Калининградской, Калужской,  Рязанской, Смоленской областях, республике Калмыкия и других регионах России.

Таким образом, проект ЛиФФт, реализуемый под эгидой Ассамблеи народов Евразии, позволит оживить культурную жизнь в районах области,  даст возможность писателям опубликовать свои произведения и обрести читателей по всему континенту.

Вещи Беренштейна и Заблудившийся трамвай

12.10.2017

В еженедельнике «Караван+Я» №40(1121) за 11-17 октября опубликована моя беседа с новым лауреатом литературной премии имени Николая Гумилева Ефимом Беренштейном. В апреле 2016 года я проводила литературную гостиную к 130-летию Николая Гумилева в Доме поэзии Андрея Дементьева и пригласила Ефима Павловича для выступления. Поэтому для меня не было секретом его активное участие в популяризации творчества Гумилева. А вот книга Ефима Беренштейна, конечно, удивила. Удивила не только лексикой, но и противоречивостью личности автора, возвышенно говорящего о поэтах, поэзии и представляющего читателю произведения или, как выразился поэт «фуфло, написанное бЕз толку, без тОлку», которые я не могу процитировать. Для публикации в газете я выбрала наиболее пристойные из «вещей» Беренштейна. Полагаю, никто из членов комиссии по присуждению премии не прочитал книгу Ефима Павловича полностью, иначе в пресс-релизе администрации придумали бы иную формулировку заслуг лауреата. К сожалению, таков уровень культуры работников сферы культуры. 

Вот ссылка на электронную версию:  http://www.biz-ter.ru/news/2959

А вот страницы газеты в формате изображения.

Памяти новатора «золотого века» тверской культуры

24.09.2017

Руководителем, которого любили все работники культуры Тверской области, был Юрий Петрович Гордеев, возглавлявший областное управление культурой вначале 1990-х годов. 11 сентября он ушел из жизни, а 1 октября ему исполнился бы 81 год. Владимир Ефимович Боярский – директор «Тверского дома искусств» поделился воспоминаниями и словами признательности людей, бывших частью «Эпохи Гордеева» в интервью, которое он дал мне 15 сентября для выпуска еженедельника «Караван +Я» номер 37 (1118) от 20.09.2017.

В интернет-версии газеты оно опубликовано полностью, а из печати вышло в сокращении.

Печатную версию можно полистать здесь, статья на стр.12.