Записи с меткой «Статьи»


Торжокская сестра карельской погорелицы

17.09.2018

Продолжение материала для Каравана

В предыдущем номере еженедельника мы начали разговор о том, что необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия – деревянных церквей Руси и в целом памятников деревянного зодчества.

 Существует Концепция сохранения деревянного зодчества России, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия России поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты, такие, как пожар в Кондопоге.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить  никого не вводят в заблуждение. Реставрация путем сноса или восстановление, возможно, реальный путь возвращения жителям Твери Речного вокзала, рухнувшего в прошлом году на 80-м году жизни. Но храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб. Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Мы убедились в том, что церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ширковом погосте Пеновского района, находящаяся в аварийном состоянии, не реставрируется – выделены средства на проект, который пока не готов, источник средств на осуществление самих реставрационных работ не определен.

«ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ»

Еще одна, столь же известная деревянная церковь находится в Торжке, часто отмечают её внешнее сходство с церковью, да недавнего времени стоявшей в Кондопоге.  Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм,  XXVII века, расположенный на улице  Грузинской, идущей от Борисоглебского монастыря по сравнительно высокому берегу Тверцы. В Торжке много культовых объектов и достопримечательностей, это один из красивейших городов Верхневолжья, но деревянная церковь  среди них занимает особое место.  Я до сих пор помню, как много лет назад наш класс ездил на экскурсию в Торжок и как мы подошли к этой церкви. Будто встретились с нашими далекими предками, строившими прекрасные здания без единого гвоздя. Помню, как не хотелось покидать это необычное место.

Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. С таким же описанием упомянута и церковь в Ширковом погосте. Известно, что сегодняшний вид – четырехугольный сруб (четверик) покрытый на восемь скатов, над которым расположен второй четверик с восьмискатной кровлей, а над ним третий, еще меньший четверик, покрытый также, и в завершении – большая главка на круглой шее – церковь в Пеновском районе приобрела в 1697 году.

С церковью в Торжке всё немного сложнее. По клировой ведомости церковь датируется 1653 г., когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм.   Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664-1665 гг., в составе посольства,  сделал рисунок  «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Значит ли это, что позже Вознесенская церковь была перестроена или изображен какой-то другой храм? Некоторые ученые называют датой появления храма в его современной композиции  1717 год.

Церковь имеет четыре яруса и высоту 34 м, что на 9 метров меньше, чем у храма в Ширковом погосте, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырехугольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

СОХРАНИЛАСЬ ЧУДОМ И НЕРАВНОДУШИЕМ

В 1782-1783 годах под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня, о чем свидетельствует выбитая на камне дата, также тесовая кровля  заменена железной. Были и другие работы, частично изменившие первоначальный вид здания. 5 октября 1883 г. обновленная церковь была и освящена в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. С тех пор храм стал называться Старо-Вознесенской Тихвинской церковью, а Вознесенской церковью называли новый каменный храм, построенный неподалеку в 1852-1854 году (с 1939 года и по сей день,  каменный храм закрыт, требует работ по восстановлению).

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту  замечательную по древности и архитектуре церковь.  Известно, что настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Антоний искал благодетелей среди именитых граждан Торжка, чтобы восстановить деревянную церковь Вознесения, и в  1883 г. работы по обновлению, расширению окон и обшивке тесом  были проведены на средства прихода каменного Вознесенского храма.

 О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором всё внутренне убранство, которое еще в  XIX – начале XX вв. восхищало современников.  В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, среди них иконы Вознесения Господня, Тихвинской Божией Матери, святых Жен-Мироносиц, преподобного Сергия Радонежского. Иконостас венчал большой крест с распятым на нем Иисусом Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечей. Кованая цепь спускалась с потолка, удерживая деревянное паникадило в форме голубя с распростертыми крыльями, подсвечники же располагались на спине и крыльях голубя.

Однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви. Икона-небо «Троица Новозаветная», написанная темперой, была передана в фонды Всероссийского историко-этнографического музея в г. Торжок. План переноса храма в музей деревянного зодчества в Василево под Торжком, к счастью, не был осуществлен.

Реставрационные и научно-исследовательские работы, так же,  как и в Ширковом погосте, велись  в  1970-х 1980-х гг. Восстановлена первоначальная форма окон, покрытие лемехом, удалена обшивка тесом,  но  работы не были завершены. В 2006 г. Церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 г. Ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.  Там, где древесина существенно прогнила, реставраторы заменили старое дерево на новое, пожертвовав едва заметными следами росписей, которые были выполнены в лубочном стиле.

ПРИХОЖАНЕ, АКТИВИСТЫ, КАЖДЫЙ ИЗ НАС

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019-2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьёзные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

Кроме того, события в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности. Община храма собирает средства  для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  Прихожан беспокоит, что местная молодежь часто собирается у стен деревянного храма, курит и распивает спиртные напитки. От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Напомню, что Старо-Вознесенская Тихвинская церковь — единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

На сайте церкви в честь Святителя  Николая Мирликийского (расположен на другом берегу Тверцы, напротив Тихвинской церкви), к которой прикреплен старинный храм, есть реквизиты для перечисления пожертвований. В назначении платежа необходимо указать: «Пожертвование на деревянную церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Торжке».

Общественный активист, основатель компании «Экспедиция в Торжок» Татьяна Соколова  – в числе заинтересованных граждан, которые общаются с чиновниками и представителями власти, чтобы сохранить уникальную церковь:

- Батюшка проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на их плечах, мы с ними увиделись, они поделились информацией, и мы решили включиться, помочь. В региональном управлении по сохранению наследия дали полезный совет по сохранению жемчужины Торжка: сначала сделать заказ на обследование церкви, пообщаться со специалистами, увидеть сметы, а потом уже стучаться в разные двери, говорить о финансировании, и пока у нас такой сценарий, – обозначила свою активную позицию Татьяна Соколова.

Церковь в Торжке, похоже, уже обрела отряд защитников, которые постараются довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и как человек боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности и МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – всё это занимает время и деньги.

Работы по противопожарной обработке древесины  также требуют методик, применимых для памятников историко-культурного наследия. Характеристики огнезащитных  составов таковы, что обработка не сказывается на механической прочности древесины, не разрушает химический состав, не приводит к ускорению износа. Однако, все это относится к новым материалам, а как отреагирует древесина, которой несколько сотен лет? Необходимо провести лабораторные исследования, прежде, чем вести речь о противопожарной обработке тем или иным составом.

Очень важно сохранить деревянные церкви Верхневолжья не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Мария Парамонова

Деревянные церкви Руси. Огонь, вода, пустые обещания.

10.09.2018

статья в очередной номер еженедельника

Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию.  Что же необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия?  В первую очередь, вероятно, нужно перестать закрывать глаза на процесс неуклонной и безвозвратной утраты деревянных церквей Руси. 

Пожар в Кондопоге, пожалуй, получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога, в котором подозревается несовершеннолетний сатанист, хваставшийся, что пьет кровь и мечтает видеть церковь в огне. Однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иваново. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вёжи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге Православной архитектуры» на сайте http://sobory.ru/ можно обнаружить фотографии культовых построек прошлого и описание их удручающего состояния.

Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих.  Государство и церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура.  Русь традиционно строила из дерева – это доступный в нашей местности материал, позволяющий создавать красивые, уютные, тёплые дома. Подверженность пожарам и меньший по сравнению с каменными постройками срок службы – недостатки деревянных построек, не позволившие дойти к нам через века  княжеским теремам, укреплениям  и посаду древней Твери и других русских городов. Только каменные постройки позволяют нам судить о жизни наших предков в домонгольский период и в последующие столетия.   Лишь деревянные постройки 17-18 веков в той или иной степени доносят до нас исконно русскую культуру деревянного зодчества.

Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать её на   включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и  гонения на религию, но исчезла в огне мирной, покровительствующей православию, однако всё же такой  безразличной к культурному наследию современности.

По-своему уникальные, подобно кондопожской церкви, есть во многих регионах России и каждая из них бесценна. Как их сохранить, как не допустить невосполнимых преждевременных утрат?

Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм 1694 года постройки в селе Ширково Пеновского района. Корреспондент «Каравана» обратился к настоятелю храмового комплекса иеромонаху Антонию (Краснолобову).

- Отец Антоний, согласно легенде, на озере Вселуг в верховьях Волги в ознаменование победы над литовцами, в месте разгрома врага построили церковь. По другой купцы проходили из Новгорода с двумя иконами Иоанна Предтеч и, отдохнув на берегу,  не смогли поднять иконы, оставили их там, а братья Ширковы построили в этом живописном месте церковь. Какую из легенд Вы считаете истинной?

- Документально эти легенды не подтверждены, но эти события могли происходить в действительности. Легенды рассказывают экскурсоводы, а мы руководствуемся документальными свидетельствами.   Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы брёвна необычной толщины – до 70 см. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Но и до этого в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом: «Погост Ширковский у озера Вселука, а на погосте церковь Рожества Иоанна Предтечи древяна клецки, а в церкви образа и свечи и книги и всякое церковное строение приходских людей».  Точно известно, что торговая дорога из Новгорода в Торжок через Старую Руссу пролегала именно здесь. Здесь пролегал и путь войска Михаила Скопина-Шуйского, в 1609 году освободивших от осады Троице-Сергиев монастырь. Поэтому предание об основании храма на месте победы над поляками и литовцами не выглядит невероятным. Но храм здесь мог стоять и до Смуты. До революции действительно в храме находились две древние иконы Иоанна Предтечи, которые  в соответствии с их описанием могли быть написаны во второй половине XVI века. До настоящего времени из икон ничего не сохранилось.

- Федеральные и региональные СМИ писали, что власти Тверской области выделили 4,6 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви. А сами реставрационные работы планируют осуществить путем включения объекта в федеральную целевую программу «Культура России». Сообщалось также, что храм находился в ненадлежащем состоянии и был закрыт для посещений, пока губернатор Игорь Руденя не поставил задачу привести церковь в порядок. Тогда на куполе уникального памятника деревянной архитектуры установили крест, в храме после более чем векового перерыва возобновились богослужения. По какому графику проходят в храме богослужения? Известно ли, когда будет готова документация?

- О том, как скоро будет разработан проект мне не известно. А службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения. Рядом, буквально в 100 метрах, находится каменный храм. В 1903 году было получено разрешение на строительство каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи, так как деревянная не могла вместить всех прихожан. В 1915 году храм, способный вместить до 1400 человек, был освящен, а деревянную церковь планировали отреставрировать, но до революции не успели.   К 1960-м rодам она пришла в аварийное состояние – прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви. Кирпичные столбы с ажурным кованым ограждением утрачены. Реставрационные работы на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры были выполнены в 1974-1977 годах Осташковским реставрационным участком Тверской области реставрационной мастерской. С тех пор прошло много лет, и состояние церкви снова стало аварийным. Тверьпроектреставрация установила крест и громоотвод, что очень важно для деревянного здания. Но полная реставрация возможна только когда будет подготовлен проект и выделены средства. Каменный храм, в котором проходят службы, в 1992 году был передан верующим и отремонтирован на средства благотворителей, стены были частично расписаны в древненовгородском стиле московскими художниками.  Но памятники деревянного зодчества требуют высокопрофессионального подхода.

- Существует православное общественное движение «Общее дело»: священники и молодые волонтеры в Архангельской, Псковской, Новгородской и других областях занимаются противопожарной обработкой храмов, защитой от разрушительных воздействий. Приходилось ли Вам сотрудничать с этой организацией  православных добровольцев?

- Нет, к нам такие волонтеры не обращались. В любом случае, противопожарная обработка объекта историко-культурного наследия не может проводиться без ведома уполномоченных на его охрану государственных органов. Надеюсь, что проект реставрации предусмотрит и такую обработку и меры по обеспечению противопожарной безопасности и системы пожаротушения. Главное, чтобы реставрация была проведена как можно скорее. Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды и несмотря на то, что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.

- Спасибо, отец Антоний! Несомненно, деревянные церкви –  это часть нашего национального самосознания, память наших предков. И государство и церковь и общество должны вместе приложить усилия по сохранению этих уникальных построек, проблему нужно решать комплексно и профессионально. 

 

Единый день выбора … спортшколы

09.09.2018

заметка в Караван

9 сентября в фойе второго этажа спорткомплекса «Юбилейный»  10 спортшкол провели Единый день записи.  Родители с детьми к началу мероприятия уже заполнили площадь перед Дворцом спорта – так хотелось им выбрать свой вид спорта, а, возможно, найти секцию, ведущую занятия на бюджетной основе. Однако, не всем мечтам суждено было сбыться.

Экспозиции и раздаточные материалы представили только государственные спортивные школы, находящиеся в ведении  Комитета по физической культуре и спорту Тверской области. В этих школах проходят занятия по 29 видам спорта. Тщетно искали родители и дети списки для записи на фехтование, шахматы, дартс, теннис и другие виды спорта.  Но многим удалось найти спорт своей мечты.

Для тех, кто не определился с выбором прошли показательные выступления воспитанников спортшкол. Сначала зал превратился в танцпол:  перед зрителями выступили пары и команды  «Формейшн» – спортсмены акробатического рок-н-ролла. Россия является одним  из лидеров международных соревнований в этом виде спорта. Также был представлен слегка обделенный вниманием болельщиков игровой вид спорта – гандбол. За неимением ворот, спортсмены представили фрагмент  тренировки, напоминающий командообразующий тренинг.

Затем бетонный пол зала застелили матами. Гимнасты и акробаты выполняли упражнения почти как артисты цирка, пары дзюдоистов синхронно бросали потенциальных противников через бедро, а очень юные каратисты в белых кимоно делали много резких движений, достигнув совершенства в боевом крике «киай». В общем было оживлено и весело.

Но некоторые виды спорта не могли в условиях зала воспроизвести все свои преимущества. Им на помощь пришли тренажеры. Гребля,  самый популярный в Правительстве Тверской области вид спорта, привлекала в группы байдарочкиков и каноистов  при помощи тренажера, имитирующего движение спортсмена в лодке. А велоспорт популяризировали не только велотренажеры, но и спортсмены в костюмах команды Тверской области, которые динамично крутили педали.

К сожалению, записаться непосредственно в группы спортивной подготовки не смог никто из посетителей шоу. Запись велась лишь в группы предварительной подготовки на платной основе, а вот после успешной сдачи нормативов шанс заниматься спортом на бюджетной основе может появиться. Не у всех, конечно. Остальные, если позволят финансовые возможности, пополнят ряды частных спортивных учреждений, а если не позволят – прилипнут к гаджетам или будут шататься по улицам.

Когда мы были детьми, с устного согласия родителей мы записывались в любую секцию. Пробовали, если не нравилось – выбирали другой вид спорта. Без всяких нормативов и обязательств завоевания медалей – просто для здоровья. На моем счету гимнастика, фигурное катание, плавание, один урок дзюдо, лыжная секция. Было интересно.  Теперь же спорт, очевидно, стал менее доступным, но больше напоминает шоу.

Муниципальная техника, лён и демография – актуальные проблемы региона

25.08.2018

Оживление царило на Краснофлотской набережной в Твери утром 24 августа – сотни припаркованных автомобилей,  потоки нарядных граждан, движущиеся в сторону Дворца спорта «Юбилейный».  Это делегации районов, приехавшие на Форум муниципальных образований Тверской области «Верхневолжье – 2018».

В_программу  форума вошла  выставка продукции ведущих предприятий региона, развернутая на площади у дворца спорта.  Именно сюда в первую очередь прибыли официальные гости  – исполняющий обязанности главы Республики Дагестан Владимир Васильев и  первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Татьяна Яковлева. С достижениями народного хозяйства их познакомил губернатор Тверской области Игорь Руденя.

В составе процессии видное место занимал и  митрополит Тверской и Кашинский Савва, совсем недавно возглавивший Тверскую митрополию и проявляющий неподдельный интерес к экспозиции.

Доминантой выставочного пространства являлась лестница пожарной машины от производителей из Торжка – ОАО «Пожтехника».

Она явно символизировала стремление предприятий Верхневолжья повысить эффективность работы российского МЧС.

Известно, что закупки этим министерством пожарной техники иностранного производства не только ударили по отечественному производителю, но и оказались ошибкой с точки зрения пригодности этой техники к российским условиям.

Заинтересовала гостей и техника для муниципального хозяйства от Тверского завода коммунального машиностроения – Владимир Васильев даже забрался в кабину вакуумной подметально уборочной машины ТКМ с функцией дорожного пылесоса. Тверское предприятие предлагает целую линейку техники для муниципального хозяйства.

Владимир Васильев, полтора десятка лет представлявший Тверскую область в Государственной думе РФ, не понаслышке знает, как остро стоит проблема уборки городских улиц. А теперь он может приглядеть подходящие машины для улиц Махачкалы.

Затем делегация посетила экспозиционные шатры льняного кластера – Ржевская льночесальная фабрика представляла экологически чистый утеплитель – тепло-звукоизоляционные плиты «Из льна», не поддерживающие горение.

Всероссийский научно-исследовательский институт механизации льноводства знакомил с техническими разработками и инновационной продукцией из семян льна, а Тверская государственная сельскохозяйственная академия – с направлениями подготовки и переподготовки кадров.

Заместитель министра сельского хозяйства Тверской области Артем Мустюков пригласил гостей на дегустацию продукции тверских аграриев – можно было убедиться в отличных вкусовых качествах кабачковой икры «Ратибор» от производителей из Селижарово, колбасы из Рамешек, молочной продукции ЗАО «Калининское». Были представлены также мед, мармелад, хлебобулочные изделия и безалкогольные напитки.

Большой интерес горожан  – посетителей выставки вызвали павильоны детского технопарка «Кванториум», где были представлены действующие модели роботов, и Торжокской золотошвейной фабрики, где можно было увидеть воочию, как вышивают золотом.

Тем временем гости направились в здание Дворца спорта «Юбилейный», где и состоялось пленарное заседание форума, призванного определить ключевые направления реализации в Тверской области Стратегии развития РФ до 2024 года.

- В мае текущего года президент России Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024-го года». Поставлены чёткие задачи перед органами государственной власти и местного самоуправления, которые мы должны выполнить в течение ближайших шести лет. Для нашего региона успешная реализация национальных проектов будет иметь стратегическое значение, – отметил в своем выступлении Игорь Руденя.

Заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева высказала мнение, что национальным проектом в этой сфере поставлены весьма амбициозные задачи – к 2024 году продолжительность жизни должна увеличиться до 78 лет, а к 2030-му – стать выше 80 лет.

- Справиться с этой задачей мы можем только вместе, – подчеркнула Татьяна Яковлева.

Ее призыв к региональным и муниципальным властям активнее включаться в реализацию нацпроектов поддержал и Владимир Васильев:

- Многое зависит от присутствующих в этом зале. Целью нашей общей работы должна стать не статистика, не количество освоенных денег, а ощущение того, что жизнь людей меняется к лучшему, – сказал он.

С приветствием обратился к собравшимся митрополит Тверской и Кашинский Савва:

- Это великая честь и большая ответственность совершать свое служение на древней Тверской земле, освященной стопами моих предшественников: святителей, благоверных князей, княгинь и многих святых, в подвиге просиявших. Как любой человек, приходящий на новое место и старающийся познакомиться с людьми, выяснить проблемы, волнующие их сердца, я стал понимать, что у нашей области может не быть будущего и задал себе вопрос: «Про кого мы забыли?» … В добром и внимательном отношении нуждается каждый человек, но более всего — дети. Вот про кого мы забыли… Кому мы оставим в наследие нашу страну? Данные Росстата более чем красочно и информативно рисуют наше будущее.

Владыка призвал усилить работу по профилактике абортов и заявил, что Православная Церковь может взять на воспитание любого ребёнка, оставленного матерью.

- При двух женских монастырях нашей епархии – Житенном и Оршинском – в течение многих лет действуют детские приюты, где воспитываются дети всех возрастов с разной судьбой. Я убежден, что мы должны делать все возможное, чтобы будущая мать, стоящая перед выбором сохранения или прерывания беременности, все-таки не совершала аборт, а для этого необходимо оказывать психологическую и материальную помощь женщинам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

Как бы услышав призыв священнослужителя, Тверская область подготовила и направила в Правительство России предложения по участию в национальных проектах и программах, в первую очередь – в сфере демографии, поддержки семей, особенно молодых и многодетных. Поставлена цель  за два года обеспечить местами в детских садах всех детей младше трёх лет, для чего построить 6 детских садов в 5 муниципалитетах.

В числе других значимых направлений – ликвидация свалок в границах населенных пунктов,  рост производительности труда,  создание современных рабочих мест, поддержка промышленности и сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, развитие науки.

Обидно за Гумилева или Настигла награда поэта «из ада»

02.08.2018

На заседании правительства Тверской области определен обладатель премии имени Н.С.Гумилева. Как сообщает официальный сайт регионального правительства, в 2018 году лауреатом литературной премии имени Николая Гумилева стала поэт, прозаик Валентина Карпицкая. На заседании, возглавляемом губернатором Тверской области Игорем Руденей, председатель комитета по делам культуры Ирина Репина представила определенную конкурсной комиссией книгу, за которую решено присудить премию в размере 50 тысяч рублей.

По официальной версии, губернатор Игорь Руденя, утвердив кандидатуру Карпицкой, отметил, что «необходимо поддерживать представителей творческой интеллигенции подобными премиями, но при этом важно, чтобы в своем творчестве они отражали важность духовно-нравственного воспитания, трудолюбия и другие ценности, без которых невозможно развитие региона и всей страны». Однако, утром 2 августа многие пользователи интернета имели возможность познакомиться с более ранней версией релиза, содержащей стенограмму выступления губернатора. Позже опрометчивые высказывания главы региона, очевидно вызванные шоком от названия книги номинанта, исчезли с официальных страниц, сохранившись, однако, в кэше.

Книгу номинанта Игорю Рудене видимо в руки не дали, озвучили лишь фамилию и заголовок «Не из ада ты, не из рая».

 — А название стихов? Это кому адресовано? – переспросил губернатор, словно почуяв неладное, может эротика какая-то извращенная. Ирина Репина сообщила, что это «сборник романтических стихотворений, посвященных в основном теме взаимоотношений мужчины и женщины».

— Я хотел бы, чтобы вы, все-таки, скорректировали свое направление. Нас больше интересует, когда воспевают человека труда, — продолжил после паузы Игорь Руденя, который, похоже полагает, что поэзия – это те слова, которые поют звезды эстрады, — Нам не нужна богема абстрактная, нам нужна пропаганда. То, чем занимался Дементьев в советское время, то, чем занималась Пахмутова, Добронравов. Были стройки огромные в стране, люди ездили по этим стройкам, сочиняли песни, которые потом вся страна пела. Благодаря песням люди, которые работали на этих стройках, на этих проектах, ощущали себя востребованными обществом. Это была некая элита. А вот эти размышления на тему «Чей ты, откуда ты и кто мы?», вот этого нам не надо!

Тут бы губернатору потребовать огласить весь список, книги в студию запросить и показать подчиненным, как надо работать. Но Игорь Руденя утвердил все же предложенную кандидатуру, хотя отметил, что принцип отбора потенциальных лауреатов премии имени Гумилева необходимо скорректировать, творчество соискателей по своему содержанию должно быть созвучно установкам, выработанным областным руководством:

— Еще раз повторяю: демография, экономика, нравственное воспитание общества – вот три темы, которые должны быть во всех произведениях. Я бы хотел, чтобы это четко было прописано в нашей номинации, — подвел итог пункту повестки заседания Игорь Михайлович.

Злую шутку, надо сказать, сыграли с губернатором подведомственные чиновники, столь безответственно подошедшие к подготовке документов для заседания правительства. Впрочем, о проблеме эффективной коммуникации между губернатором и его подчиненными «Караван» пишет регулярно. Сейчас – о поэзии.

В Комиссию по присуждению Гумилевской премии, состав которой на сайте комитета по делам культуры не опубликован, входят «известные литераторы, литературные критики, журналисты, филологи», возглавляет комиссию заместитель председателя правительства Тверской области Андрей Белоцерковский. Члены комиссии проводят рейтинговое голосование, то есть выставляют каждой книге тот или иной балл, затем баллы суммируются. Выходит, что обсуждения, как такового, не происходит, а оно могло бы предотвратить ошибку.  Кроме того, из опыта прошлых лет известно, что многие члены комиссии книги номинантов не читают, разве что пролистывают. Выбирают не между книгами, а между людьми, их написавшими. Свой – чужой. Так в прошлом году премия была присуждена Ефиму Беренштейну, многократно номинировавшемуся на эту премию ранее с достойными книгами и заслужившему эту награду своими лекциями о жизни и творчестве Гумилева. Курьез в том, что книга «Вещение-вещание» Е.Беренштейна серьезно уступает предыдущим, содержит ненормативную лексику, а главное – подписана в печать 22 мая 2017 года, в то время как заявки на премию принимались до 30 апреля. Так и в этом году будущий лауреат наладил отношения с членами комиссии настолько, что они не только на внутреннее содержимое книги не взглянули, но и название внимательно не прочли.

Надо заметить, что альтернатива была. С Валентиной Карпицкой соперничали Елена Давыдова, Любовь Колесник, Георгий Степанченко (фамилии приведены в алфавитном порядке). В их книгах губернатор, возможно, отыскал бы интересующие его темы, если, конечно, он не хочет лобовой рифмовки: «экономике доход принесет Вагонзавод» или «материнский капитал демографию питал».  Поэты так умеют, только это называется «низким жанром» (частушка, пародия, басня, шансон, слоган), это не то, за что должны присуждаться литературные премии.

Елена Давыдова – молодой поэт, член Содружества литераторов Верхневолжья, участница Всемирного Фестиваля молодёжи и студентов Сочи – 2017 году. На фестивале она и представила впервые книгу «Второе дыхание». В стихотворении «Мальчик», посвященном сынишке, Елена затрагивает столь интересующие губернатора темы демографии и нравственного воспитания:

Даже бывалый невольно вздрогнул и
Крепче засовы дверные вешает,
Кличет мальчишку словами строгими.
А тот — загорелый, глаза — черешины
Спелые, смелые — ни знал, ни видывал
Такого надрыва волны раскатистой!
Вот и ему похожую силу бы!..
Вот и ему геройство и стать ее!..

А вот Любовь Колесник, получившая, к слову сказать, Губернаторскую премию – 2017 за книгу  с ужасно непатриотичным названием «Радио Мордор», следующую книгу, выдвинутую на Гумилевскую премию, назвала – что с языка у  губернатора сняла – «Мир. Труд. Май».  Среди прочего в книге описываются будни рабочего класса – автор имела опыт работы на заводе:

от козлового к мостовому
и к башенному и опять
осанна миру неживому
распорет жестяную гладь
и глядь – а восьмичасовая
жизнь регулярная прошла
где люди тихо прогорают
до тыла сварочного тла

Что же касается Георгия Степанченко, его книга, возможно, содержала слишком много публицистической прозы о шедевральном творчестве поэта, но губернатору он тоже мог бы пригодиться, как противник митингов в ущерб развитию АПК:

Митинговщина! Флаги да вороны…
Кто-то речи толкает с крыльца,
А в деревне – не чинены бороны,
Не видать молодого лица.

Но все эти стихи, и хорошие и не очень, не были прочитаны губернатором, чиновниками, да и большинством членов конкурсной комиссии, присудившей максимальные баллы автору следующих строк частушечного жанра:

Ты меня, прошу, не трогай,
жигнешь – тыкну пяткою.
У меня красивой, строгой,
жизнь и так не сладкая.

Много я обид терпела,
но я не растение:
наболело, накипело,
лопнуло терпение.

Губернатор, очевидно, прав: принцип отбора потенциальных лауреатов премии имени Гумилева необходимо скорректировать. Однако, прописывать в положении о премии, носящей имя Николая Гумилева темы: улучшение демографической ситуации, укрепление нравственности и развитие экономики – только людей смешить и память о расстрелянном поэте, дворянине и герое Первой мировой войны оскорблять. В соцсетях, кстати, уже собрали подборку цитат из Гумилева о скотоводстве и птицеводстве:  «И за то мне подарил богач / Пять быков, приученных к ярму»,  »Пять коней подарил мне мой друг Люцифер», «И рыдает молчанием глаз/ Далеко залетевшая птица».  Если уж непременно хочется стихов на производственную тему – можно учредить отдельный тематический конкурс, как делают во многих отраслях и сферах деятельности. Только основной целью такого конкурса будет не развитие литературы в регионе, а популяризация тех или иных профессий и компаний.  В смысле – пропаганда.

За это несовременное слово интернет-СМИ уже сравнили Игоря Руденю и со Сталиным, и с Хрущевым и с Мединским, который тоже хочет, чтобы выделяемые на развитие культуры деньги шли в целевом направлении. Простите, но этого никогда не будет, если не остановить кумовство и коррупцию.  Ситуация с присуждением литературной премии кандидату «из ада» забавна и смешна только на первый взгляд – она раскрывает всю неэффективность структуры управления регионом.

«Я сам над собой насмеялся, И сам я себя обманул…» – впору процитировать губернатору строки Николая Гумилева.

Он ненавидел в людях ложь

21.07.2018

********* 20 июля Дом поэзии Андрея Дементьева в Твери праздновал свое пятилетие. Череда многчисленных мероприятий, начиная с музыкально-поэтической программы «Все началось с восторженного слова» и завершавшихся концертом на театральной площади, который организаторы назвали «И всё-таки жизнь прекрасна…» порождала ощущение неуместности происходящего на фоне недавней кончины Андрея Дмитриевича. Горожане задавались риторическим вопросом: разве по-христиански проводить празднование до сороковин?  Корреспонденты «Каравана» вышли на места событий, вооружившись избранными стихотворениями Андрея Дементьева – наш земляк был отнюдь не только поэтом песенником, но лучшие его стихи – ранние – знают не все.

«ДАВАЙ ВЕРНЕМСЯ В МИР СВОИХ УТРАТ»

В полдень у Дома поэзии уже было многолюдно – в программе значилось возложение цветов к памятнику поэтам-шестидесятникам и бюсту Андрея Дементьева, установленному в сквере, где в прошлом году появились конструкции с цитатами поэтов-шестидесятников, похожие на  ломаные гроши.  Этот палисадник у Дома поэзии, ввиду обилия в нем имен ушедших поэтов, вполне подходил для мемориального мероприятия.  Собравшиеся принесли букеты – с четным числом цветов и терпеливо ждали начала мероприятия. Но оно все не начиналось. Через полчаса начал накрапывать дождь, потом зарядил ливень, после – встала стена из дождя. Небо плакало. Поклонникам творчества Андрея Дементьева разрешили зайти в дом. Промокшие до нитки люди расселись в зале, пресса выставила штативы, но никто к недоумевающим горожанам не вышел, не объяснил, почему начало мероприятия откладывается больше чем на час, какую великую звезду все ждут под проливным дождем.  Сотрудница включила видеофильм, Анна Пугач, унаследовавшая  от покойного мужа должность художественного руководителя Дома поэзии его имени, металась на втором этаже между кабинетами с телефонной трубкой около уха.  Что-то шло не по плану – то ли небеса осерчали, толи организатор подкачал. «И если уж за что-нибудь берется, то, значит, это выгодно ему…».

«МЫ СУДЬБОЮ НЕ СХОЖИ, НО ПАМЯТЬЮ СХОЖИ, А ПОЭТОМУ ВЫ ПОГРУСТИТЕ СО МНОЙ»

После дождя горожан попросили выйти на улицу, в сквер. Они покорно расселись на мокрых сиденьях и снова стали ожидать – прежде всего, момента возложения цветов. В «партере» заняли места столичные писатели Юрий Поляков и Юрий Кублановский, актер Валерий Баринов.  Группу тверских официальных лиц и работников культуры возглавлял заместитель губернатора  Андрей Белоцерковский.  В ожидании кто-то грустил, кто-то смеялся, но все недоумевали, став заложниками обстоятельств и неопределенности. Была в этом какая-то беззащитность, как у Дементьева: «Ну а хамство руки потирает. Всё ему пока что сходит с рук. Сколько мир от этого теряет! Только нам сплотиться недосуг». Но, не смотря ни на что, жители Твери дождались начала церемонии, звучания стихов любимого поэта – а ведь он берег их для людей!

В рамках музыкально-поэтической программы «Всё началось с восторженного слова» выступили Евгений Южин, Николай Рябуха, члены жюри и участники Молодёжного поэтического форума «Зеленый листок». Звучали стихи и песни на стихи поэтов-шестидесятников.  Те же, кому слово показалось слишком восторженным для времени траура, положили цветы к памятнику и ушли грустить с любимым томиком Дементьева. «Окончен рейс…», «И кончается жизнь…»

«НЕ_СТРОЙТЕ ИЛЛЮЗИЙ, НЕ ПРЯЧЬТЕ ОБИДЫ»

Какою же должна быть дальнейшая судьба Дома поэзии Андрея Дементьева? Пять лет назад, когда Дома только собирались открывать, Андрей Дмитриевич в одном из интервью говорил:

- Дом поэзии задумывался как некий мой творческий и культурный центр, где будут проходить встречи с поэтами, писателями, деятелями искусств… Я планировал подарить Твери мои архивы, библиотеку, в которой есть много изданий с автографами классиков XX века.

Значит, в ближайшее время экспозиция Дома поэзии должна пополниться архивными документами и томами книг?  Надеемся, это так. Но, возможно, тогда это бюджетное учреждение следует перепрофилировать в музей, чтобы исторические ценности хранились и учитывались должным образом?

О том, какая литературная работа могла бы вестись в Доме поэзии имени Андрея Дементьева, рассказал «Каравану» известный прозаик и драматург, Председатель редакционного совета «Литературной газеты» Юрий Поляков:

- Я думаю, что это должен быть Всероссийский методический центр по работе с молодыми поэтами, с преподаванием основ мастерства, подготовкой литературных дебютов, пропагандой новых имен. Беда одна – у нас литература почему-то числится по Министерству связи и цифровых технологий. Если бы она была как кино и театр в ведении Министерства культуры, мы этот вопрос давно решили бы. Я надеюсь, ведь Президент Путин неоднократно обещал нам на советах по культуре, что литература вместе с Роспечатью вернется в Министерство культуры.

В любом случае, руководство Тверской области должно серьезно подойти к этому вопросу, разработав новую программу деятельности Дома поэзии, обозначив новые цели и показатели эффективности. Юрий Поляков также поделился впечатлениями от произведений молодых поэтов, приехавших на форум:

- Интернет проявляет и связывает всех пишущих – в этом его плюс. Минус его в том, что он создает иллюзию легкости и общедоступности поэтического творчества. Человек, набравший на клавиатуре четверостишие и выбросивший его тысячам пользователей, считает, что он уже овладел мастерством, а это совсем не так.  Поэтому среди графоманов так сложно разобрать действительно талантливых поэтов. В семинаре, который я здесь проводил, было два талантливых автора. Если они не собьются на эту интернетовскую болтовню, то могут развиться во вполне приличных поэтесс.

«СМЕРТЬ ВСЕГДА ПРЕЖДЕВРЕМЕННА»

Это тоже строки стихов Андрея Дементьева, поэтому не будем заблуждаться, думая, что на 90-м году жизни человеку, тем более поэту, жизнь может наскучить. Поэтому строки «И все-таки жизнь прекрасна, что б ни случилось в ней…» соответствовали нашему воспоминанию об Андрее Дмитриевиче, но не названию концерта его памяти на 24-й день после его преждевременной кончины. Может быть, поэтому в Тверь не приехала половина заявленных в афише участников, наиболее именитая половина, в том числе Иосиф Кобзон, Любовь Казарновская и другие.

На сцене выступили Кубанский казачий хор, Дмитрий Певцов, Евгений Южин, группы «Сопрано», «Республика», «Кватро», участники телеконкурса «Голос» Александра Воробьева, Валентина Бирюкова и другие. Ведущими концерта были Марк Тишман и Ангелина Вовк.

Здесь же работала книжная аллея, где жителям и гостям Твери представили книги поэтов XX века.

За сценой журналистам «Каравана» повстречалась поэтесса Джахан Поллыева, одиноко сидевшая на лавочке. Ее настроение не располагало ни к фотографированию, ни к общению, но все же она согласилась дать комментарий:

– Уход из жизни Андрея Дементьева – это огромная трагедия для всех нас. Не стало великого поэта, замечательного человека, но с нами осталось его творчество. Его знали и любили многие. Большое спасибо вам, тверитянам, что тоже помните и почитаете Андрея Дементьева здесь, на его родине.

Джахан Поллыева, ранее работавшая руководителем аппарата Госдумы и помощником президента РФ, лаконично подвела итог этого странного праздника – огромная трагедия и вечное творчество. И снова Андрей Дементьев:  «Жизнь прожита… Но все еще вначале».

(статья_ и_ фото в соавторстве с Дашун Самариной)

Опубликована в еженедельнике «Караван+Я» №29(1161) (стр.40)

Писатели Крыма и Твери нашли общий язык

18.07.2018

17 июля в библиотеке имени С.Д. Дрожжина состоялась творческая встреча с писателями Крыма. Свежий морской бриз поэзии привезли в изнывающую от жары Тверь руководитель зонального отделения РОО «Союз писателей Крыма», главный редактор литературного журнала «Белая скала» Татьяна Жихарева (Рудковская) и кураторы творческого конкурса «Образ Крыма» Людмила Кулик-Куракова (г. Ялта) и Наталья Иванова (г. Сергиев-Посад).

II Международный конкурс-фестиваль художников, писателей, бардов и журналистов «Образ Крыма-2018» с 1 по 9 мая проходил  в городах Крымского полуострова. Библиотека имени П. Неруды (г. Москва) стала местом презентации конкурса и его итогов в июне, а в июле волна докатилась и до Твери.  Наш город был выбран организаторами не случайно – в Твери живет один из призеров конкурса.

 В этом году на конкурс отправили свои работы художники, писатели, барды и журналисты из двадцати пяти регионов России и двадцати стран мира, в числе которых Беларусь, Украина, Литва, Израиль, Турция, Азербайджан, Великобритания, Швейцария, Германия, США.

 Лауреатом I степени в номинации «Поэзия» стала Вера Грибникова – тверская поэтесса, руководитель ЛИТО «Ковчег» за стихотворения «Два крыла» и «Хромой петух». Вручая диплом и памятные подарки Вере Грибниковой, Наталья Иванова отметила, что стихи победителей конкурса опубликованы в газете «Литературный Крым».

Также специального диплома конкурса был удостоен поэт, член этого же литобъединения Сергей Кузнецов (Тверской) – посмертно. Его прекрасное стихотворение о крымских маках прозвучало в начале литературного вечера в память о поэте, который скончался после тяжелой болезни, когда жюри подводило итоги конкурса.

Татьяна Жихарева, Людмила Кулик-Куракова и Наталья Иванова рассказали о конкурсах и фестивалях, проходящих в Крыму, о своем творчестве и, конечно, прочитали стихи – о Крыме, о любви, о семейных ценностях. В Крыму пишут стихи на русском, украинском и крымско-татарском языках,  но все понимают друг друга и активно работают в жанре литературного перевода.

В уютном зале библиотеки имени С.Д. Дрожжина, едва вместившем всех гостей литературного вечера, звучали аплодисменты.  Стихи понравились, атмосфера была дружеская, почти семейная.

Гости – не только поэты, но и организаторы. Они приехали не только поделиться поэтическими строками, но и познакомиться с потенциальными участниками будущих фестивалей. Крымчане попросили тверских поэтов и бардов также представить свое творчество.

Вера Грибникова поблагодарила организаторов конкурса «Образ Крыма» за высокую оценку своего творчества, а библиотеку имени С.Д. Дрожжина за прекрасную организацию творческой встречи с писателями Крыма. Вера Петровна прочитала свои стихи и познакомила крымчан с тверскими авторами.

Прозвучали песни о Твери в исполнении Светланы Страусовой, Анатолия Касаткина, Сергея Можаева. Стихи прочитали тверские поэты Лариса Абакумова, Лариса Баукина и другие.

Я, в свою очередь, почитала стихи о море, которое очень люблю, но редко с ним встречаюсь. Прозвучали мои стихотворения «Поманило солнце за собой…», «Прошел понедельник и вечер к земле прикоснулся дождем…», «В безупречности неба ни тучи, ни птицы…», «Горизонта нет. Молочный, белый…», «Открыло утро двери на балкон…», «И в ящике рабочего стола…». Также я прочла «Балладу о сожженных», связанную с историей Твери.

Заведующий библиотекой имени С.Д. Дрожжина Владимир Ходаков вручил гостям памятные подарки и пригласил отведать тверских пирогов с чаем.

Гости столицы Верхневолжья познакомились с достопримечательностями Твери –  город произвел на них хорошее впечатление, особенно им понравились Волга и памятник И.А. Крылову. Писатели Крыма заверили, что творческий конкурс-фестиваль «Образ Крыма» обязательно получит своё продолжение в 2019 году и пригласили тверских авторов к участию.

Вкалывают робот и железный человек

16.07.2018

Вчера в Твери отмечали День города. По официальным данным городу исполнилось 883 года. Мы с Ваней посетили площадку детского технопарка «Кванториум», кафе и Городской сад. 

На площади у Дворца спорта «Юбилейный» в День города собрались, пожалуй, самые целеустремленные и динамичные. Площадка, достаточно удаленная от остальных, была посвящена активному образу жизни, программа – адресована преимущественно молодежи.

Фестиваль силовых видов спорта, посвященный памяти Святого Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, турнир по силовому экстриму «Железный человек», турнир по силовому экстриму – первое, что удивляло горожан при входе на площадку. Не каждый день можно увидеть, как несколько добрых молодцев «тянут лямку», пытаясь привести в движение огромную пожарную машину. И она движется!

 Центр площади, разделенный на несколько секторов, не был переполнен людьми, но те, кто были здесь, создавали движение: кто-то бросал в кольцо «Оранжевый мяч» на одноименном турнире по баскетболу, кто-то гонял футбольный мяч в предвкушении финала Чемпионата мира, кто-то участвовал в состязании с самим собой «Проверь себя – сдай нормы ГТО».

Все эти спортивные упражнения проходили под  громогласное музыкальное сопровождение – на эстраде постоянно шла концертная программа, представлявшая номера студенческих весен и КВН лиги «Верхневолжье», выступления участников тверского блока фестиваля «НАШЕСТВИЕ», показательные номера танцевальных студий города Твери и многое другое.

Вблизи эстрады расположилась площадка детского технопарка «Кванториум. Тверская область». «Кванториум» — федеральная сеть —  от Хабаровского края до Калининградской области подобных детских технопарков уже более сорока. В 2018 году к проекту наконец-то присоединились и в Твери.  Детский технопарк «Кванториум» будет открыт этой осенью в центре города по адресу Студенческий переулок, 28. Роботы, 3D-моделирование, VR и дополненная реальность, коптеры, программирование – всё это пока только проект в стадии реализации.

 Но в День города  юные изобретатели и любители информационных технологий получили возможность лично встретиться с роботами и сотрудниками технопарка.  Инициаторы создания в Тверской области «Кванториума» уже реализовали успешный проект «Кибер-детки», выиграли грант на приобретение роботов.  Если раньше роботы лишь на час встречались с детьми – проект был мобильным, то теперь площадка будет стационарной, а обучение системным.  В День города дети и их родители имели возможность оставить свои контактные данные для последующей записи на занятия в «Кванториум», чем мы, конечно же воспользовались.

В Городском саду неприятным сюрпризом стало еще большее ограничение общественных площадей. После огораживания части парка, прилегающей к Путевому дворцу, теперь и с другой стороны появилась ограда. Клумбы и розарий за белым заборчиком показывают горожанам за 100 рублей, и это в День города. Возможно, скоро и сам вход в парк будет платным?

А вот «Волжский пекарь» порадовал … живым уголком. Наряду с батонами и баранками жителям Твери показали кроликов, с аппетитом жующих свежую траву, козочек и гусей. Неожиданно и мило.

 Заметка опубликована в составе обзора Дня города в еженедельнике «Караван+Я» №28(1160) за 18-24 июля 2018 г.

Андрей Дементьев: «При всех властях не изменять себе»

26.06.2018

Ушел Андрей Дементьев. В Твери на улице Володарского замер между двух времен Дом поэзии Андрея Дементьева. Теперь, наверное – Мемориальный Дом поэзии или Дом поэзии имени Андрея Дементьева? Мне довелось общаться с Андреем Дмитриевичем в стенах этого дома  –  при подготовке  литературных мероприятий МБУК «Дом поэзии Андрея Дементьева», художественным руководителем которого был сам поэт. Мы говорили о русской и  тверской литературе, нашей истории, знаменитый тверской поэт часто рассказывал о войне, которую пережил подростком,  о работе в «Юности», трудных годах после распада СССР. Он был реалистом – не только в смысле мировоззренческого метода в литературе, но и в жизни. 

«Мы родом из детства» – сказал А. де  Сент-Экзюпери – поэт, корреспондент и летчик, погибший на Второй мировой. Андрей Дементьев – из поколения поэтов – детей войны. Ему было 13 лет, когда стремительное наступление немецких войск вплотную подошло к Твери. В окопах был ад, в лесах – партизаны, но советское государство боролось с паникой доступными ему методами. В первые дни войны  лучшие, признанные писатели ушли добровольцами-офицерами на фронт в качестве военных корреспондентов:  А. Твардовский, Е. Долматовский, К. Симонов и многие другие со страниц фронтовых газет обращались к солдатам и к мирным жителям. Из 943 писателей-военкоров 225 погибли, исполняя свой долг на фронте.  Перо приравняли к штыку, как мечтал Маяковский, и фронтовые газеты стали мощным оружием антифашистской пропаганды (вопреки современным представлениям, это слово нейтрально и подразумевает распространение информации, а не ее искажение).  Для многих мальчишек писатели-фронтовики были героями, достойными подражания. Мощную поросль поэтов дали эти семена, брошенные в почву, политую кровью и осыпанную пеплом.  Только с Тверской земли в Литературный институт им. Горького и пантеон советской литературы шагнули Владимир Соколов, Андрей Дементьев, Александр Гевелинг – все 1928 года рождения.  Конечно, они писали стихи о войне.

В декабре 2016 года я подготовила сценарий литературного урока для школьников к 75-летию освобождения Калинина по стихам поэтов Калининского фронта и поэзии Андрея Дементьева. Мы обсуждали его с Андреем Дмитриевичем в Доме поэзии. Он удивился и обрадовался, что в областной библиотеке мне  удалось скопировать в электронном виде отсканированные газеты Калининского фронта «Вперед на врага».  Андрей Дмитриевич рассказал, как уезжала их семья из горящего Калинина, когда немцы подошли совсем близко. Ехали с мамой и бабушкой на грузовике через Затверечье, по Бежецкому шоссе, а немцы бомбили сверху. Там был весь Калинин, была и моя бабушка с тремя детьми. Потом Дементьевы шли пешком, точно не зная куда. Остановились в Кашинском  районе, в комнате деревенского дома. С теплом вспоминал Андрей Дмитриевич  женщину, в доме которой жила их семья – всех объединяла одна беда.

К счастью, оккупация Калинина продлилась лишь два месяца и вскоре калининцы вернулись домой – в то, что осталось от домов. Фотоархивы сохранили картину тотальных разрушений города. Предстояла огромная работа по восстановлению города – в нее включились и стар и млад. Было холодно и голодно, выживали как могли. Андрей Дмитриевич вспоминал, что мерзлая капуста, которую находили на уцелевших огородах в пригородах, была практически деликатесом. Тем более поразительна история, рассказанная поэтом в стихотворении «Военное детство. Простуженный класс…». Оно автобиографично – мать Андрея Дементьева получила похоронку на своего брата, и чтобы поддержать ее друзья Андрюши выложили из кульков на стол «заветные булочки плачущей маме».

Будущий поэт не сразу определился с профессией -  хотел стать врачом, но проблемная анкета (отец был репрессирован, не воевал) стала препятствием, хорошо пел, но своим призванием это не видел.

Поступил в Пединститут, но его стихи уже публиковались, а сверстники –  были студентами Литинститута. Получив рекомендацию Сергея Наровчатова и Михаила Луконина – писателей из числа тех самых отважных военкоров, Дементьев с четвертого курса пединститута перевелся в литературный.  Однажды я привезла из Смоленска для Андрея Дмитриевича книгу воспоминаний поэта Виктора Смирнова о Твардовском «Я вам жить завещаю. Неизвестный Твардовский». Дементьев стал сразу же листать ее, в одном из эссе шла речь о Наровчатове: как Сергей Сергеевич помогал студентам Литинститута. Андрей Дмитриевич подтвердил, что это так, сказал, что испытывает уважение к этому писателю и педагогу, сыгравшему положительную роль и в его судьбе.

Окончив Литинститут, в 1953 году Дементьев вернулся в Калинин, работал сотрудником отдела сельского хозяйства «Калининской правды».  В этом была проза жизни, но не только.  Мой отец, участвовавший в освоении целины, вспоминал, что когда он, вместе с другими калининцами, возвращался в родной город, корреспондент Андрей Дементьев брал у них интервью, а потом в газете было опубликовано стихотворение по мотивам их рассказа. Я напомнила Андрею Дмитриевичу об этом эпизоде, он растрогался – да, были встречи с целинниками – об этом стихи «Уезжает молодежь на Целину», «Подсолнух» и другие.

Некоторые упрекают Дементьева в конъюнктурности – мол, сын репрессированного, а прославлял Советскую власть. Я думаю, не следует упрощать и навешивать ярлыки. У Андрея Дмитриевича было внутренне чувство справедливости, совесть, то, что позже он назовет способностью «при всех властях не изменять себе».  Одним из самых сильных произведений Дементьева я считаю поэму «Мужество» (1958) о зубцовской партизанке Пане Зиматовой, которую пытали фашисты, вырвали ей язык, за то, что она не выдала расположение отряда, а затем расстреляли.  В поэме мы видим и самого автора – корреспондента, посетившего места сражений и гибели отважной девушки.  Перед его мысленным взором оживают картины – партизаны перед боем, перестрелка с врагами, избиение разведчицы, наступление партизан. Поэт говорит: «Россия мстила за неё» – не Советский Союз, не Сталин – так, возможно, написал бы конъюнктурщик. Россия!  Жаль, что эта поэма не входит в число избранных издателями для публикации произведений.  Андрею Дмитриевичу было радостно, что я включила главу из поэмы в сценарий литературного урока для школьников о войне  – он был не из тех, кто отрекается от своего творчества прошлых лет в угоду новым веяниям.  Уроки эти прошли очень успешно – тверские школьники, как оказалось, знают наизусть стихи Дементьева «Не смейте забывать учителей», «Я ненавижу в людях ложь…» и другие.

В 60-е годы литературная жизнь стала исключительно оживленной. Поэты-шестидесятники собирали огромные залы, их публиковал основанный в 1955 году Валентином Катаевым  журнал «Юность».  А  Дементьев, уже член Союза писателей СССР, работал заведующим отделом комсомольской жизни калининской областной газеты «Смена». Андрей Дмитриевич рассказывал, как однажды к нему приехал знаменитый автор «Повести о настоящем человеке», еще один отважный военкор в судьбе Дементьева – Борис Полевой. Борис Николаевич с 5 лет жил в Твери (Калинине) и  став в 1961 году главным редактором журнала «Юность» хотел пригласить в свою команду земляка – человека, которому он мог доверять. Время было сложное, и многие опирались тогда именно на земляков. Достаточно вспомнить смоленскую плеяду: Исаковский, Твардовский, Рыленков.  Дементьев говорил, что согласился не сразу, и Полевой в один из приездов сказал, что не уедет без Дементьева – так и будет в машине сидеть у его дома.  В 1967 году Андрей Дмитриевич переехал в Москву, с 1972 года стал заместителем главного редактора «Юности», а после смерти Полевого в 1981 году – главным редактором.  Мне не раз приходилось слышать от Андрея Дмитриевича, что работа в «Юности» распахнула для него бескрайние горизонты литературы, но на свое собственное творчество почти не оставалось сил и времени – он открывал дорогу в литературу молодым,  «зеленым листкам» – таким значком отмечались в журнале первые публикации. Тем не менее, именно в эти годы родились знаменитые песни Евгения Мартынова на стихи Андрея Дементьева: «Лебединая верность», «Аленушка», «Отчий дом», «Баллада о матери» и другие. Дементьев  был у руля «Юности» до 1992 года – после распада СССР поэзия и литературные журналы перестали быть нужными государству.  Поэту за 60, он уезжает  в Израиль, где отличная медицина, круг общения и хорошо оплачиваемая работа директора представительства ВГТРК.

 Когда через несколько лет работу пришлось оставить, нужно было принимать решение – оставаться или возвращаться. Андрей Дмитриевич рассказывал мне, что он очень хотел вернуться и убедил супругу, что в России его поэзию помнят и ценят, а она сможет быть его продюсером.  Ну и музой, конечно.  Так и случилось. Кипучая литературная деятельность продолжалась вплоть до последних месяцев жизни поэта. Я всегда удивлялась, что Андрей Дмитриевич вел концерты стоя – даже ни разу не присаживался. Зал и поэзия питали его энергией, он этим жил. Дом поэзии был своеобразным штабом, а не рабочим кабинетом или жилищем.  Но за пять лет он оброс историей и скульптурами Церетели, из просто домика-памятника жилой застройки второй половины XVIII века он превратился в объект культурного наследия как минимум регионального значения. Надеюсь, областная администрация не промедлит с верным решением и придаст Дому поэзии статус мемориального, а все взаимные обязательства наследников и региона будут исполнены безусловно.

Андрей Дементьев прожил большую творческую жизнь, до последнего был в центре событий, писал стихи. Он был человеком своего времени – времени больших литературных журналов и громких поэтических имен. Литературоведы будущего, вероятно, лучше современников определят вклад каждого писателя в русскую и мировую литературу. А мы просто будем помнить его стихи – те, которые записывали в заветных тетрадках: «Никогда, никогда ни о чем не жалейте».

ДК «Химволокно» – оазис тверской культуры

25.05.2018

23 мая на сцене Дворца культуры «Химволокно» свое пятилетие отпраздновал народный самодеятельный коллектив «Ансамбль казачьей песни «Казачья душа».  Именно в стенах ДК начался творческий путь этого коллектива, сейчас  находящегося в ведении ТОДНТ.  Я побеседовала с директором дворца культуры «Химволокно» Владимиром Филипповым и его заместителем по творческой работе Светланой Бариновой, которая является бессменным руководителем ансамбля «Казачья душа».

- Владимир Васильевич, отрадно видеть этот большой, прекрасной архитектуры сталинского периода дворец  в таком хорошем состоянии и с такой кипящей внутренней жизнью! Этому зданию уже больше 65 лет?

-  Да, дворец культуры «Химволокно» был построен в 50-е годы прошлого века и открылся в 1953 году. Долгие годы он был ведомственным учреждением культуры  производственного объединения «Химволокно», потом перешел под управление города Твери.  ДК располагает одним из наиболее вместительных в городе концертным залом на 450 мест, помещениями для занятий коллективов и проведения конференций, банкетным залом, звукозаписывающими студиями. Вы заметили, что у нас оживленно, это неудивительно – здесь  работают более сорока клубных формирований.   1400 человек в них занимаются изобразительным искусством, хоровым пением, хореографией, вокалом, народными промыслами, театральным и музыкальным творчеством.  Двенадцать наших коллективов имеют звание «Самодеятельный народный коллектив».

- Как Вам удалось в наши непростые времена создать такой творческий оазис?

- Сейчас у нас есть определенная стабильность, устойчивое развитие. Главное – не ждать, когда проблемы решат наверху, а делать все, что возможно. Хорошее состояние наших помещений – результат постоянных усилий по его поддержанию. Если бы мы ждали многомиллионного ремонта, давно бы все развалилось.  Самое трудное время мы пережили. И в 90-е, когда все дворцы культуры превратились в ярмарки из-за отсутствия средств, мы не избежали этого, но сохраняли статусность, престиж нашего дворца. Здесь проходила «Студенческая весна» и даже заседания правительства. Мы создали определенный бренд.  В 2006-2007 году нас пробовали перевести в автономное учреждение культуры, а законодательство тогда еще не урегулировало финансирование этих учреждений. И мы по сути 2 года совсем не финансировались.  Были приговорены, но выжили. Отдаю должное «Каравану» – он был в числе тех, кто нас поддержал. Долги нарастали, все шло к закрытию, но мы не сдавались, я ходил по всем инстанциям и меня услышали. Постепенно наладилась вновь работа коллективов, творческая жизнь стала интересной. Сейчас, впервые за много лет,  у нас полностью укомплектован штат, работают профессионалы.

- Вы человек творческий, вероятно, еще и поэтому легко находите общий язык со своим коллективом. Вас знают как автора песен, в том числе песен о Твери. В свое время проводился конкурс на лучший гимн Твери, но если спросить жителей, они не знают ни слов, ни музыки гимна, победившего в конкурсе.

- С 1995 года я проводил песенные конкурсы в Твери. В 2000 году, при Белоусове, было решено провести конкурс на лучший гимн Твери.  Моя музыка вышла в финал, но потом как-то все сошло на нет. Слышал, что в кабинетах администрации включали мой гимн перед заседаниями, благо он длится всего одну минуту, и в День города тоже он звучал.  В 2010 году объявили второй тур конкурса, моя музыка снова вышла в финал, но опять победитель не был объявлен.

- Как же так, ведь в октябре 2011 года в тверской прессе сообщалось,  что «с просьбой о создании текста гимна глава региона (Андрей Шевелев) обратился к известному поэту члену Общественной палаты РФ, нашему земляку Андрею Дементьеву… создана рабочая группа, которая будет курировать его разработку».  Зачем нужно было заказывать гимн, если уже было проведено два этапа конкурса?

- Сложно сказать, но в апреле 2012 года был объявлен новый конкурс на гимн Твери, который участники должны были создать до 10 мая 2012 года. Победителю конкурса предназначалось вознаграждение. Мне позвонили и сообщили, что моя музыка гимна будет соревноваться в финале с гимном на музыку Евсюкова, слова Дементьева в исполнении Кобзона.  На мою музыку слова написал Вячеслав Воробьев. До этого текст у гимна тоже был, и Василий Толоко предлагал официально утвердить мой гимн с тем текстом, в котором за Тверь молится Михаил Тверской.  Но не сложилось, был объявлен конкурс, победил гимн в исполнении Кобзона. И теперь его практически нигде не исполняют.

- На праздновании 5-летия ансамбля «Казачья душа» вы подарили коллективу самовар.  Это символический подарок?

- Конечно. Чаепитие у самовара – это очень душевно. Я знал, что это «любо»!

- Светлана Ивановна, Вы назвали концертную программу,  посвященную  5-летию возглавляемого Вами народного самодеятельного коллектива «Распахнись, душа казачья».  Чувствуете ли Вы, что зрители тоже раскрывают вам навстречу свою душу?

- За свои первые пять лет наш коллектив  дал более 70-ти концертов и зрители нас всегда встречают с душой . За этим стоит большой репетиционный труд и творческая самоотдача каждого участника ансамбля «Казачья душа». В нашем юбилейном концерте приняли  участие также гости и друзья ансамбля – народный самодеятельный коллектив «Вокальный ансамбль «Истоки» под руководством  Дмитрия Стародубца и муниципальный эстрадно-джазовый оркестр под руководством Павла Смирнова. Прозвучали народные и казачьи песни «Шел казак на побывку домой», «Заболела Дунина головка», «Не для меня», «На коне вороном», «По горам, горам байкальским», «Хороша наша Татьяна», «Любо, братцы, любо!» и многие другие лирические, хороводные и плясовые композиции.

- Расскажите об ансамбле «Казачья душа», истории его появления в Твери. Не секрет, что отношение к современным казакам в России противоречиво, хотя никто не отрицает того, что это сословие подверглось гонениям, лишилось своих традиционных мест расселения. Потомки казаков, а таковыми считаю себя более 7 миллионов россиян,  живут теперь во всех регионах и стремятся возродить если не уклад, то самобытную культуру, которую они едва не  потеряли окончательно.

Наш коллектив был создан в 2013 году, эта идея зародилась в Тверском отдельском казачьем обществе, объединявшем как раз таких потомков казаков. Мы вместе трудились: подготовили документацию и защитили грант, подобрали коллектив. И 5 лет назад начали выступать в том составе, который в основном сохранился и сейчас. Это наш концертмейстер Артем Костерин, Елена Бородулина. В коллектив к нам пришли Владимир Катанаев, Андрей Жеребцов  – они, как и я потомки забайкальского казачества.  Костяк дальневосточный, поэтому в нашем репертуаре много песен, близких нашей родовой памяти, но пытаемся что-то взять и кубанские и донские песни.

Начали базироваться в ДК «Химволокно» – директор Владимир Васильевич Филиппов дал нам добро. Когда деньги гранта закончились, казаки стали искать другие источники финансирования коллектива, и нас под свое крыло взяла Елена Геннадиевна Марина – Тверской дом народного творчества.  Так и получилось, что мы стали ансамблем ТОДНТ, к счастью, мы находим полное понимание и поддержку руководства Дома народного творчества. А  выступаем везде, куда позовут.  Большая дружба у нас с бологовскими казаками, мы у них были и на годовщинах и на масленичной неделе и на День города.

В 2015 году с Еленой Геннадьевной мы задумали создать на территории Тверской области фестиваль казачьей культуры «Казачьему роду нет переводу». Он был проведен в июне 2015 года в Твери. Нынче второй фестиваль прошел в Рамешках. Выезжали в Ярославль на Всероссийский фестиваль «Казачий круг».

- Вы выступаете в костюмах, приближенных к традициям забайкальского, кубанского или донского казачества? Есть ли между ними различия?

Костюмы, изготовленные на средства гранта, это, конечно, стилизация казачьих костюмов в целом.  А хочется приблизиться к традиции. Во втором отделении юбилейного концерта мы вышли в новых костюмах, учитывающих и традицию казачества и традицию Тверской области – бельский, нелидовский костюм, пестрядь. Клетчатые рубашки у мужчин – это не шотландка – это популярная в тверской губернии мужская одежда из домотканого двух-трех- цветного полотна.

- Какие песни у вас в репертуаре? Как вы их выбираете?

- По большому счету, у нас не шоу-проект, нет задачи, чтобы петь и привлекать внимание в угоду публике «Пчелочкой златой».  Пытаемся найти что-то, что не на слуху у зрителя.  На всю страну известна песня «Шел казак на побывку домой», но в разных регионах она поется по-разному на распев. В 1967 году зарождались первые фольклорные экспедиции в Читинской области и в казачьем селе Урлук на границе с Монголией впервые была записана эта песня, и уже в 1968 году она была исполнена казачьим хором  именно  с тем распевом, который прозвучал на нашем юбилейном концерте. «На коне вороном», «По горам байкальским» – тоже байкальские напевы, прозвучавшие в нашей концертной программе. В Тверской области сейчас очень мало акапельно поют в быту. В Забайкалье мы с молоком матери впитывали эти напевы. Когда поет мама и мы с ней вместе на два голоса, то колена, которые мы выводим, коллективу приходится долго заучивать, у них это не на слуху. Народную песню надо любить, понимать, пропускать через сердце.  В коллективе у нас сковались те, кто любит и понимает народную, казачью песню. И потомки славного рода, и те, кто знает его историю и проникся казачьей культурой. На наших выступлениях песни часто звучат по-разному, есть вариативность, присущая народному творчеству.

- Согласно государственной политики развития казачества, ему отводится важная роль в сохранении и развитии традиций патриотического воспитания молодежи и казачьей культуры. Как влияет на работу вашего коллектива государственная политика, чувствуете ли особое отношение, поддержку?

Нам важно сохранить те песни, которые еще можно сохранить, услышать те наказы, увидеть образ жизни. Наш юбилейный концерт мы начали с молитвы. Казаки все дела начинали с молитвы – есть молитва на бой, есть молитва на праздник.  И эта традиция многим близка и понятна.  А политикой мы не занимаемся, стараемся дистанцироваться от тех общественных организаций казаков, в которых царит вражда. Не знаю, что они делят, точно, что не деньги. Хочется, чтобы мы все были в одном кулачке, раз делаем одно дело. Суть даже не в том, что Центральное казачье войско молодое, даже в Забайкалье, где казачьим традициям 300 лет, тоже возникают конфликты, кровь горячая. А наша миссия – сохранить этот пласт культуры – атаманы его не сохранят.