Записи с меткой «Статьи»


Романтические цветы – Николаю Гумилёву

27.04.2016

      15 апреля исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Гумилева – замечательного поэта, покорявшего умы и сердца современников, чья биография связана с Тверской землей. Николай Степанович Гумилев известен как родоначальник акмеизма – одного из направлений поэзии Серебряного века, исследователь Африки, герой Первой мировой войны, позже – «бывший дворянин», обвиненный и расстрелянный  за участие «в заговоре против Советской власти». На многие десятилетия его имя было предано забвению, и лишь в девяностые годы XX века Гумилев был посмертно реабилитирован и его стихи вернулись к широкому кругу читателей. Поклонники и популяризаторы творчества Николая Гумилева собрались 26 апреля в Литературной гостиной «Дома поэзии Андрея Дементьева», чтобы вспомнить основные события яркой жизни поэта, прочесть его стихи. Мне выпала честь быть автором сценария и ведущей этого вечера – романтического литературного букета поэту к его юбилею.  

Литературная гостиная получила название «Несравненное право Николая Гумилева» по строчкам из его стихотворения «Выбор», отмечая, в то же время, правомерность возвращения этого поэта в пантеон русской литературы. Это стихотворение из первой книги Николая Гумилева «Путь конквистадоров» выразительно прочел молодой поэт, победитель поэтического конкурса в номинации «Лучший сценический образ» Сергей Черкасов, представший в образе лирического героя – воина в кольчуге и с мечом.

Затем я рассказала об эволюции сознания поэта, воина и путешественника Николая Гумилева проиллюстрировав факты биографии строками стихотворения «Память», написанного в последний год жизни.

          Об африканских экспедициях Николая Гумилева увлекательно рассказал кандидат философских наук, доцент кафедры Философии и теории культуры ТвГУ, автор ряда научных публикаций о Николае Гумилеве и его современниках, поэт Ефим Павлович Беренштейн.

          Африка оставила заметный след в творчестве поэта. Песню «Жираф» на стихи Николая Гумилева исполнил Владимир Лобанов солист музыкально-хореографического коллектива «Приват рилейшнз». Так же в его исполнении прозвучала песня «Однообразные мелькают…» – музыкальное прочтение любовной лирики Николая Гумилева.

           В лекционном зале Дома поэзии была подготовлена книжная выставка, включающая как книги стихов Николая Гумилева, так и воспоминания о нем его современников. Мария Парамонова процитировала несколько интересных фрагментов из мемуаров Андрея Белого, воспоминаний первой жены Гумилева Анны Ахматовой, а также из романа «Сумасшедший корабль» Ольги Форш, в котором описан арест поэта и вынесенный ему приговор. С интересом познакомились посетители гостиной и с воспоминаниями Надежды Войтинской, позировавшей поэту для написания им стихотворения «Сегодня ты придешь ко мне…», как позируют художникам натурщицы. Я прочла это стихотворение, сохранившееся в моей памяти с юношеских лет, наряду с другими стихами Гумилева.

          Гумилев был не только выдающимся поэтом и путешественником, но и воином–добровольцем, участником Первой мировой войны, двукратным Георгиевским кавалером. Несомненно, всем своим жизненным путем Николай Гумилев заслужил право на добрую память. Инициатор установки памятника Николаю Гумилеву в Твери, руководитель ТООД «Народный парк», Сергей Леонидович Шигаев рассказал о роли стихов Гумилева в своей жизни, о стремлении общественных активистов к созданию уютных и оригинальных парков и скверов в различных уголках Твери. В одном из таких парков, на берегу Волги и планируется установка памятника Николаю Гумилеву, которая может состояться уже в этом году 130-летия со дня рождения поэта.

            Сохранением памяти о Николае Степановиче стало и учреждение в 2010 году Администрацией Тверской области Литературной премии имени Н.С.Гумилева, одной из обладательниц которой стала поэт, руководитель Тверского отделения Российского союза профессиональных литераторов Марина Батасова, посетившая Литературную гостиную и подарившая Дому поэзии свою книгу «Одновременно всё», принесшую ей престижную награду.

             К счастью, после реабилитации Николая Гумилева,  его стихи вновь издаются и изучаются в рамках образовательных программ. Учащиеся Тверского колледжа культуры имени Н.А.Львова  продекламировали стихи Николая Гумилева и с интересом познакомились с аудиозаписью авторской декламации стихотворения «Канцона» из фонда Дома поэзии, репринтным изданием книги «Колчан», в которой было опубликовано это стихотворение и автографом «Канцоны», включенным в видеопрезентацию.

            Завершилась Литературная гостиная «Свободным микрофоном» – поэты Ефим Беренштейн, Сергей Черкасов и я, Мария Парамонова, прочли стихи Николая Гумилева и свои произведения, продолжающие традиции акмеизма. В моем исполнении прозвучало стихотворение Николая Гумилева «Воспоминание» («Над пучиной в полуденный час…») и моё стихотворение «Клеопатра в Сиде» («Анатолийский берег в тишине…»). Собравшиеся поблагодарили организаторов за погружение в гумилевскую эпоху и выразили единодушное мнение о том, что литературные мероприятия, проводимые «Домом поэзии Андрея Дементьева», являются значимой частью культурной жизни Верхневолжья.

 Заметка об этом мероприятии была опубликована в областной газете «Тверская жизнь» за 17 мая 2016 года.

А в Смоленске в конце апреля состоялось занятие литературной студии «Родничок» при Областной детской библиотеке имени И.С. Соколова-Микитова, которое тоже было посвящено 130-летию поэта и носило название  »Романтические цветы – Николаю Гумилеву».

Я рассказала участницам студии о непростой судьбе Николая Гумилева, почитала его стихи. Мы вместе послушали аудиозаписи песен на стихи поэта.

Студийцы узнали о таких направлениях в поэзии Серебряного века как символизм и акмеизм.

25 + или Зрелость и расцвет Смоленского камерного

04.04.2014

Театр может рождать чудо! Не каждый театр и не в каждом спектакле. Смоленский камерный театр может! 1 апреля 2014 года ему исполнилось двадцать пять. Он молод и опытен одновременно, он имеет свой стиль и, порой, дерзновенно независим. Это не удивительно, ведь 25 лет назад его создали талантливые люди, не желавшие рутинного, пусть и обеспеченного материально, прозябания в застойной среде самоуспокоенности. Сегодня в труппе Смоленского камерного только двое из первого состава, но это – заслуженные артисты России Николай Парасич и Татьяна Курилова!

Признаюсь, я с волнением ждала премьеры «Зойкиной квартиры» по Булгакову. Выбор Николаем Парасичем этой пьесы для постановки накануне юбилея казался мне рискованным, неоднозначным. Рассматривались другие, весьма соблазнительные варианты, например, поставить Шекспира в юбилейный и для театра и для великого драматурга год. Парасич выбрал Булгакова, выбрал вместе с главным художником театра Николаем Агафоновым, обозначившим сценическое пространство квартиры-оборотня двумя симметричными рядами вешалок с мнимой спецодеждой – у Булгакова ателье Зои Пельц шило прозодежду (сокращение от «производственная одежда»).

Но все мои сомнения рассеялись, едва только на сцене стали появляться артисты Смоленского Камерного: Анна Морозова (Зоя Пельц), Артем Быстров (Павел Обольянинов), Алена Шопот (Манюшка). Дальше -больше. Спектакль сразу набрал оптимальный темп – действие не прерывалось ни на секунду, булгаковский юмор искрил, Зоя Денисовна меняла наряды (художник по костюмам Людмила Пономарева, похоже, приготовила нарядов на всю труппу не Камерного, а Вахтанговского театра, в котором в 1926 году состоялась премьера пьесы Михаила Булгакова). Алексей Парасич был абсолютно раскован в панталонах на резинке – его герой Аметистов прибыл к Зое Денисовне с пустым чемоданом и буквально без штанов. Все обитатели квартиры если не танцевали, то пританцовывали (хореограф Татьяна Шаврина добавила балета в булгаковскую гремучую смесь). Но во всех щекотливых ситуациях артисты с огромным вкусом удерживали грань между смешным и пошлым. То, что Николай Парасич умеет делать очень смешные спектакли, не скатываясь при этом в низкие жанры, зрители могли убедиться и по «Списку Журнала «Форбс» А. Хорта и по комедии М.Старицкого «За двумя зайцами». Оба спектакля собрали уже по десятку аншлагов, ведь смоленский зритель ходит в театр за искусством, а не за «клубничкой».

Не могу не отметить уважительного, бережного отношения режиссера к тексту пьесы. В спектакле занята вся труппа театра, благодаря чему «густонаселенное» произведение сыграно практически без сокращений. Лишь несколько эпизодических персонажей, вполне оправдано для камерной сцены, «выпали» из спектакля. Актуальность пьесы Булгакова деликатно подчеркивалась вкраплениями современной рекламы в звуковом оформлении – у автора из-за окна периодически доносятся выкрики торговцев и музыка. Николай Парасич  не использует лобовых приемов для осовременивания пьесы – не заменяет портреты вождей, многократно упоминаемые Аметистовым-Путинковским их современными аналогами и т. д. И без того очевидно – обитатели зойкиной квартиры – очень знакомые персонажи, которые «не могут жить в этой стране». Граф-морфинист Обольянинов, с придыханием вспоминающий свою дореволюционную скаковую лошадь; прощелыга, картежник и кокаинщик Аметистов; красавица Алла Валерьевна (арт. Татьяна Шаврина), для которой цель воссоединения с эмигрировавшим возлюбленным оправдывает любые средства; и, конечно, сама Зоя Денисовна всеми неправдами пытающаяся сохранить свою семикомнатную квартиру и возлюбленного графа – они жаждут денег и визы. Даже «манекенщицы» – веселые девицы Лизонька (арт. Мария Вилюнова), Мымра (арт. Любовь Бормотова) и мадам Иванова (арт. Татьяна Михальченко) – всё с той же целью липнут к посетительнице ателье, очень ответственной даме Агнессе Ферапонтовне (засл.арт. РФ Татьяна Курилова).

Впрочем, в этой «пьесе без героя» и те, кому комфортно живется в СССР 1920-х годов, не чужды порока. Коммерческий директор треста тугоплавких металлов Гусь-Ремонтный (засл.арт. РФ Николай Парасич) ищет способы превратить деньги в любовь, благо денег хоть отбавляй: в тайне от жены и двух малюток предается он страсти к Алле Валерьевне, а затем и «манекенщицами» не брезгует. Председатель домкома Портупея (арт. Павел Пирожков) – беззастенчивый мздоимец, собирающий «дань» с нежелающих «самоуплотниться» жильцов. В первоначальной версии пьесы Булгакова этот персонаж носил фамилию Аллилуя, только в 30-е годы, при переводе пьесы на иностранные языки, автор переименовал его. Два катайца-наркоторговца Газолин (арт. Олег Марковкин) и Херувим (арт. Никита Куманьков)  обуреваемые одним желанием – уехать в Шанхай с деньгами и Манюшкой, чуть что хватаются за нож. Именно из-за их любовного треугольника разрушается замысел Зои Денисовны. Товарищи в кожаных пальто (арт. Андрей Плющ и засл.работник культуры Владимир Зайцев) узнают от Газолина, пожелавшего отомстить более удачливому сопернику, о том, что творится в зойкиной квартире.

В финале Булгаков захлопывает крысоловку: Гусь получает удар ножом от Херувима, позарившегося на деньги, которые не помогли коммерческому директору купить любовь Аллы Валерьевны. Зоя Денисовна, граф и вся веселая компания, включая Портупею, арестованы. Херувим успел убежать с деньгами Гуся и запуганной им Манюшкой, Аметистов скрылся со сбережениями Зои Пельц. Но не надолго – «по СССР бегать не полагается». Без сомнения, порок будет наказан, но будет ли побежден?

Прошло почти сто лет. В фейсбуке роятся обольяниновы и аметистовы, зои, мымры и аллы валерьевны, не стало меньше и гусей ремонтных, полагающих, что полный бумажник позволяет мужчине всё…

Через день после юбилейной премьеры в Камерном, по удивительному стечению обстоятельств, я вынуждена была дожидаться последней электрички в привокзальном кафе подмосковного города Z. За кассой хозяйничал Газолин, у кофеварки колдовал Херувимка, за столиком, лицом в тарелке лежало тело, не подававшее признаков жизни. Несколько молодых людей со странным блеском в глазах о чем-то спорили. Следом за мной в кафе вошел мужчина в форменной фуражке и показал Газолину удостоверение. «Ателье!» – подумала я и вышла в промозглую неустроенность вечернего перрона.

 фотогалерея спектакля имеется на сайте КП Смоленск

Битва поэтов в Смоленске

15.10.2013

Речь в этой заметке пойдет не о предвыборных баталиях, как кто-то возможно подумал. «Битвой поэтов» организаторы назвали шоу, состоявшееся 13 октября на новой престижной площадке – в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых. В поединок вступили силы неравные – известный бард, выступающий по всей России, член Союза писателей России Алексей Витаков и смоленский поэт, председатель регионального отделения Союза российских писателей Владимир Макаренков.

Поединок состоял из шести семиминутных тематических раундов:  »Родина», «Гражданская лирика», «Война», «История», «Философия», «Любовь». Седьмой раунд  »Бои без правил» проходил после удаления жюри для подведения итогов, так что был «незачетным». Ведущим интеллектуально-поэтического шоу стал московский журналист и литературный критик Станислав Селиванов. Следует заметить, что он сотрудничает с Алексеем Витаковым в проведении межвузовского литературного форума «Осиянное слово» имени Н.С. Гумилева. У каждого поэта был свой секундант: поэт Вячеслав Иванов – у  Алексея Витакова, корреспондент «РЕН-ТВ Смоленск» Евгений Покровский у Владимира Макаренкова.  Секунданты оттдали дань русской поэзии – В.Иванов прочел «Все в тающей дымке» Николая Рыленкова, Е.Покровский – «Тихая моя родина» Николая Рубцова. Таким образом, планка поэтического уровня была поставлена очень высоко.

В состав жюри, возглавляемого руководителем КВЦ им. Тенишевых Игорем Корнеевым, входили члены Союза писателей России Наталья Егорова и Вера Суханова, член Союза российских писателей Леонид Кузьмин и другие представители литературной Смоленщины. Перед жюри стояла очень сложная задача: Алексей Витаков пел свои стихи, виртуозно аккомпанируя на гитаре. Витаков – не только обладатель хорошего голоса. В первую очередь он – сильный поэт. Его стихи полны ярких образов, цитат, реминисценций, они действительно интеллектуальны.  Владимир Макаренков хорошо известен смоленским любителям поэзии и зал встречал каждое его выступление аплодисментами, не уступающими по децибелам подаренным его противнику по битве. Владимир прочел стихи патриотического содержания, хотя мировоззренчески он, кажется, ещё не устоялся. А песни на свои стихи, исполненные под «минусовку» в седьмом раунде, Макаренков посвятил Богородице, солдатам и российскому флагу (аплодисменты перешли в овации). Жюри, удалившееся в это время на совещание тоже изрядно шумело, но победителя не выявило.

Первая смоленская битва поэтов  закончилась ничьёй: как отмечали все присутствовавшие, победила поэзия. Действительно, в зале было не меньше 250 человек, после «битвы» расходились медленно, обсуждали. Член жюри Вера Суханова отметила, что В. Макаренков превзошел соперника в раунде «История», Леонид Кузьмин обратил внимание на выразительную декламацию смоленского поэта, все отмечали большой талант и исполнительское искусство Алексея Витакова. Присутствовавшие на литературном вечере члены Союза писателей России Олег Дорогань, Наталья Егорова, Николай Кеженов, Мила Клявина, Владимир Королев, Мария Парамонова, Анастасия Самофралийская, Вера Суханова, Николай Чепурных обменявшись впечатлениями, сошлись во мнении, что новая форма проведения литературных вечеров интересна для зрителей и позволяет поэтам разносторонне представить своё творчество.

Блистательная скромность королевы

08.12.2012

 Раздается гром, под звуки танго и сполохи спецэффектов загорается свет и на сцене появляется блистательная Татьяна Курилова. Музыка стихает, в исполнении актрисы звучат стихи о театре Беллы Ахмадуллиной. Клоуны и клоунессы в масках сопровождают действо танцем. Свет гаснет, дива исчезает.

Так, неожиданно и необычно, начался на сцене Смоленского камерного театра 30 ноября 2012 года творческий вечер заслуженной артистки России Татьяны Куриловой.

Однажды в июне, в далеком Новосибирске, в семье фельдшера и бухгалтера родились близнецы – мальчик и девочка. Их отец любил театр, участвовал в самодеятельных спектаклях, а мама, прошедшая войну, и воевавшая на Смоленщине, в молодости мечтала стать …балериной. В мирные годы дочери было суждено осуществить то, о чем родители могли только мечтать! Перед выпускницей Новосибирского театрального училища был весь Великий могучий Советский Союз – при распределении ей был предложен ангажемент театров  Новосибирска, Омска и других романтичных мест, даже за Полярным кругом.  Татьяна выбрала Омский театр юного зрителя, там она сыграла  Капочку в  «Женитьбе Бальзаминова» по  А. Н. Островскому, Маму в «Двух клёнах» Е. Шварц и другие роли. А ещё повстречала свою любовь! С Николаем Парасичем Татьяна Курилова вместе играла в спектакле «Романтики», соединившем их на долгие годы, на многие десятилетия.

  Они вместе покинули заснеженный Омск – впереди ждала горячая пора работы в Махачкале. Это была пора профессионального роста и творческого вдохновения, рождаемого красотой Каспийского побережья, теплого моря и Кавказских гор. В Дагестанском государственном русском драматическом театре имени Горького собрался интересный коллектив, были гастроли, поездки в горные аулы, жители которых говорили на разных наречиях, но русский язык был им понятен, как язык межнационального общения.  Здесь Татьяна Курилова сыграла столь желанную роль Беатриче в спектакле «Любовь, джаз и черт» по пьесе Грушаса, Елену в «Золотопромышленниках» по Мамину-Сибиряку, Бедную Лизу  «До третьих петухов» по Шукшину и другие роли. И здесь родился сын Алексей, который спустя многие годы стал продолжателем дела своих родителей.

В 1979-ом семья актеров отправляется в Ставрополь для работы в Ставропольском краевом драматическом театре имени Лермонтова. За девять лет было сыграно множество новых ролей, среди которых Марианна в мольеровском «Тартюфе»,  Галя в «Береге» по Бондареву, Ариадна в спектакле «Гнездо глухаря» по пьесе Розова. И снова прибавление в семействе: родилась дочь Оксана. Благодаря помощи и поддержке бабушки, Татьяна Курилова быстро возвращалась на сцену, но дети всегда были рядом – даже на гастроли выезжали всей семьей! (далее…)

Твардовскому сегодня 101, а сайту sprsmolensk.ru – 1 год !

21.06.2011

«Колонка главного редактора» к первой годовщине сайта sprsmolensk.ru.


Сайту Смоленской областной организации Союза писателей России, главным редактором которого я стала ещё до его создания, исполнился 1 год – в июне 2010 года он начал работу, рассказав Интернет-сообществу о праздновании на Смоленщине 100-летия А.Т.Твардовского.

За год круг читателей сайта вырос многократно, его посетили уже 10 тысяч  200 уникальных пользователей из 51 страны мира – это в первую очередь государства постсоветского пространства, а так же США, Исландия, Германия, Норвегия, Польша и другие страны, в которых проживает русскоязычное население. Но больше всего, конечно, читателей из России – 88%.

При создании сайта я видела две основные цели: знакомить Интернет-сообщество с произведениями смоленских писателей – от классиков до современников и рассказывать о новостях нашей организации. Как главный редактор сайта, я открываю авторские странички писателей Смоленщины, веду блог о литературной жизни «События». Заметки для блога пишу не только я – каждый член организации может прислать мне свою новость для размещения на сайте. Самые активные корреспонденты нашего сайта – члены Правления Смоленской областной организации Союза писателей России, профессиональные журналисты Николай Кеженов и Николай Чепурных.

Школьники и студенты, которые уже привыкли считать главным источником информации Интренет, могут найти на нашем сайте биографии писателей, их лучшие произведения, стихи о Смоленщине. К сожалению, Интернет-ресурсы  всё ещё мало служат культуре. Всемирная паутина зачастую не блещет  интеллектом и духовностью, гармонией и красотой и очень важна, на мой взгляд, просветительская роль писательского сайта. Электронные версии есть почти у всех изданий и они востребованы, но о культуре, о литературной жизни они почти не пишут.  А молодое поколение уже сделало выбор в пользу Интернета – там узнают новости, там «скачивают» книги, там читают стихи.

Писатели среднего и старшего поколения не столь быстро осваивают Интернет, не каждый автор может самостоятельно зарегистрироваться на литературном портале, чтобы опубликовать там свои произведения. На нашем сайте открыты авторские страницы для каждого члена писательской организации, и писатели активно присылают биографические материалы и произведения для публикации.

Наш сайт является активным  участником литературной жизни Смоленщины,  о многих событиях которой можно узнать только в нашем блоге – разделе сайта, который называется «События». За год таких событий набралось 88 – в среднем по 7 событий в месяц. Это творческие вечера, встречи с читателями, памятные даты, организационные мероприятия. И могу со всей ответственностью сказать, что освещение этих событий на сайте организации способствует росту творческой активности писателей – они знают, что литературный вечер или выход новой книги не останутся без внимания.

Раздел нашего сайта «Классики» призван познакомить читателей с биографиями и творчеством лучших, известнейших писателей Смоленщины. Это, прежде всего, отцы-основатели Смоленской писательской организации Михаил Васильевич Исаковский, Александр Трифонович Твардовский и Николай Иванович Рыленков. В сентябре 2010 года здесь открыта страница Алексея Мишина к годовщине его ухода из жизни, а в феврале 2011 года – к 80-летию со дня рождения – страница драматурга Нины Семеновой, возглавлявшей организацию. Произведения многих авторов творивших в разные годы на Смоленщине заслуживают внимания читателей, их можно найти библиотеках, а значит, они появятся на нашем сайте.  Конечно, это трудоемкий, длительный процесс, ведь наш сайт действует на общественных началах, на энтузиазме, но не проходит дня без обновления страниц сайта.

Работу сайта Смоленской областной организации Союза писателей России по достоинству ценят наши уважаемые партнеры – сайт Издательского дома «Российский писатель», рассказывающий о литературной жизни всей писательской организации, и сайт Департамента по культуре Администрации Смоленской области. Статьи и фоторепортажи с нашего сайта о наиболее значимых событиях литературного Смоленска размещаются и на вышеупомянутых сайтах. Департамент по культуре включил наш сайт в перечень Интернет-ресурсов организаций культуры Смоленской области. Для этого пришлось  провести модернизацию сайта – к официальным сайтам предъявлялись определенные стандарты.

Мы с оптимизмом смотрим в будущее нашей организации и нашего сайта – впереди много новых интересных событий. Сайт приобретает всё новых друзей. Мне, как главному редактору сайта поступают электронные письма и комментарии к заметкам из разных городов и стран. Так, читательница из Болгарии нашла через наш сайт писателя и краеведа Каплинского, исследовавшего историю её дворянского рода, а заместитель начальника Управления культуры Ненецкого автономного округа навела справки о сотрудничестве Смоленской администрации с писательской организацией. Очень хочется наладить постоянные связи с писательскими сайтами других регионов для обмена наиболее интересными статьями, а в дальнейшем, возможно, и творческими делегациями.

Интернет способен  дать второе дыхание литературной жизни страны, ведь он позволяет вести диалог автора и читателя, обсуждать проблемы литературы и литераторов, проводить конкурсы, формировать сборники и альманахи, налаживать контакты между писательскими организациями. И пусть в литературной жизни будет больше запоминающихся, значимых событий, таких, как сегодняшний писательский форум «Рубежи истории, рубежи России».

Смоленск – православное пограничье

27.04.2011

От вечного креста, что светит на Голгофе,
На Запад и Восток нисходит благодать,
Но розни слепота подобна катастрофе -
Прозрение, увы, рискует опоздать!

Это моё четверостишие стало эпиграфом к историософскому сочинению на тему «Россия и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть», которое я написала вместе со своим старшим сыном Павлом. Сочинение под заголовком «Смоленск – православное пограничье» опубликовано на сайте организаторов конкурса историософских сочинений: http://ruskline.ru/analitika/2011/04/13/smolensk_pravoslavnoe_pograniche/

Золотой феникс улетел, но обещал вернуться

18.09.2010

17 сентября 2010 года в зале смоленского кинотеатра «Современник» состоялась церемония закрытия третьего Всероссийского кинофестиваля актеров-режиссеров «Золотой феникс».

Церемонии предшествовало открытие на площади перед кинотеатром «звезды» режиссера Всеволода Шиловского, присутствовавшего здесь же. После того, как полсотни воздушных шаров, закрывавших до времени «звезду» улетели куда-то на северо-запад, в зале «Современника» прозвучали имена счастливых обладателей «Золотых фениксов».

Но главным, ожидаемым событием церемонии было появление на сцене звезды, многие десятилетия освещающей наше кино – Людмилы Гурченко, Народной артистки СССР, кинорежиссера. Марлен Хуциев вручил ей Приз Гильдии кинорежиссеров России «За вклад в развитие киноискусства». С тех пор, как она спела песенку про пять минут много метров кинопленки утекло, но Людмила Марковна по-прежнему в образе. Казалось, с трудом поднявшись из кресла, она вышла на сцену и годы отступили. Незабываемый голос Гурченко привел зрителей, особенно мужчин, в восторг. Они, мужчины, бросились целовать ручку и просить о танце. Исполнив три песни, звезда снова опустилась в кресло в первом ряду…

Жюри Третьего Всероссийского кинофестиваля актеров-режиссеров «ЗОЛОТОЙ ФЕНИКС», в состав которого входили: кинорежиссеры Василий МИЩЕНКО, Алла СУРИКОВА, Марлен  ХУЦИЕВ, поэтесса Лариса РУБАЛЬСКАЯ, актер Сергей ШАКУРОВ, присудило главный приз «Золотой Феникс» Игорю СУКАЧЕВУ, режиссеру фильма «ДОМ СОЛНЦА». Об остальных призах читайте на сайте фестиваля.

А завершил последний день фестиваля «Золотой феникс» 2010 предпремьерный показ фильма «Брестская крепость», который представил инициатор его создания Игорь УГОЛЬНИКОВ. Это поразительная, поражающая картина о защитниках крепости-героя. Её нужно смотреть именно так, как это случилось со мной – из третьего ряда и без рекламы. Великая сила искусства пробудила  мысли и чувства, описать которые словами очень сложно, особенно в рамках этой статьи. Большое дело сделали, Игорь Станиславович!

А «Золотой феникс» помахал смолянам позолоченным крылом – до новой, четвертой встречи…

Дмитрий Быков в Смоленске

14.07.2010

На этой фотографии, конечно, не Дмитрий Быков, а мой младшенький – Ванечка. Но благодаря этому снимку мы с Ваней попали на встречу с известным писателем. Идем по торговому залу книжного магазина «Кругозор» , в фотомагазин направляемся, чтобы сделать фото на документы, а навстречу нам Дмитрий Быков. Я даже воскликнула, обращаясь к Ване: «Смотри, какие знаменитости гуляют по книжному магазину!» Дмитрий Быков, как человек вежливый (не в пример мне), поздоровался и прошел в тот зал магазина, где была намечена его встреча с читателями. Мы с Ваней, получив фотографии, тоже устремились туда.

Среди стеллажей плотными рядами стояли читатели и почитатели, сам писатель за ними угадывался с трудом. Зная, что двухлетнему малышу такое мероприятие не по нраву, я хотела было направиться к выходу, но взгляд мой остановился на экспозиции увесистых томиков различных произведений Быкова. Поскольку я знала о них только понаслышке (там премию вручили, там поругали), а читать приходилось только заметки в «Известиях», которые, в большинстве своем, были созвучны с моим отношением к рассматриваемой теме, я пробежала взглядом по глянцевым корешкам. Привлекла моё внимание книга со стихотворными произведениями Дмитрия Быкова. Я открыла её в двух или трёх местах, стиль мне понравился. Хотела было поставить на место, но прочла на обороте авторскую ремарку о том, что поэзия – та часть его творчества, на которую работают все остальные. С новой книжкой и малышом по мышкой я собралась на выход, но любезные сотрудницы магазина предложили нам просочиться за стеллажами в более свободную часть зала. Там знаменитый писатель отлично просматривался в профиль, метрах в трёх от нас.

Дмитрий Быков начал встречу с предложения задавать ему вопросы. Он сказал, что хочет что-либо почитать, но будет как-то неуместно декламировать свои произведения, не удовлетворив читательский интерес. Я опять произнесла: «Читайте!» – вспомнила только что увиденное признание о важности поэзии. Но почитатели уже разродились вопросом, а Ваня воплем возмущения. Теперь уже точно на выход! Пробираясь между шедеврами полиграфии, я успела услышать вопрос и ответ, приводить которые здесь не буду – литературное религиоведение или религиозное литературоведение не входят в число моих любимых предметов. Но высказывание Дмитрия приятно поразило меня – оно было позитивным, отрицающим конфронтацию. На выходе я попросила отзывчивую сотрудницу магазина взять для меня автограф на приобретенной книге стихов. Надеюсь, что сборник не затеряется, тогда расскажу и о впечатлениях от поэзии Дмитрия Быкова.

Книжку с автографом получила! Спасибо добрым дамам «Кругозора»!  Начинаю читать.  Автограф, кстати, состоит из фразы «С любовью!»

Новый мир Твардовского

16.06.2010

Этой статьей завершается моё повествование о жизни и творчестве Александра Трифоновича Твардовского, знаменитого уроженца Смоленщины, 100-летие которого творческий мир отметит 21 июня.

В 1950 году А.Т.Твардовский был назначен главным редактором журнала “Новый мир”, что свидетельствовало о признании его заслуг. Но, за два периода руководства (1950-54, 1958-70) «Новым миром», Твардовский сделал этот журнал альтернативным идеологическим изданием, публикуя на его страницах таких мастеров русского слова, как В. Астафьев, В. Белов, Ф. Абрамов, С. Залыгин, В. Шукшин, Ю. Бондарев.

В номере «Нового мира» за ноябрь 1962 г. была впервые напечатана повесть безвестного тогда рязанского писателя А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Солженицын и не рассчитывал на публикацию, но обратился в известный своим либерализмом журнал под влиянием веяний «оттепели», пробужденных ХХII съездом КПСС. А. Т.Твардовский решился на печать повести, но в авторской редакции, в частности, Солженицын согласился изменить название повести, первоначально озаглавленной лагерным номером заключенного Щ-153. Впрочем, пройти барьер цензуры удалось только тогда, когда Твардовский обратился к самому Хрущеву. Повесть произвела сенсацию, а Солженицын проснулся знаменитым.  «Новый мир» захлестнул вал читательских писем: кто-то восхищался автором, кто-то обвинял в клевете, кто-то признавал повесть правдивой, но не одобрял предания этой правды огласке.

Неоднозначной была реакция и на произведения самого Твардовского – поэта, прозаика, литературным критика, публициста.  Все  46 лет своей творческой деятельности Твардовский был на острие событий, отличался принципиальностью, но не был в оппозиции к политической системе. Популярность поэта Твардовского во многом затенила талант Твардовский-прозаика, хотя  художественные достоинства, столь любимые читателями, свойственны и прозе Твардовского, от «Дневника председателя колхоза» до «Заметок с Ангары». Статьи Твардовского о Бунине, Исаковском и Маршаке объективны и принципиальны. Открывая дорогу в большую литературу талантливым советским писателям, Твардовский не увидел опубликованными многие свои сочинения. В 1970 году он снова был отстранен от должности в «Новом мире», а 18 декабря 1971 года смертельный недуг прервал творчество Александра Трифоновича Твардовского, скончавшегося в Красной Пахре (Подмосковье).

Твардовский практически всю жизнь вёл дневники, они способны прояснить мотивы поступков поэта и общественного деятеля через мировоззрение человека. Дочери Твардовского Валентина и Ольга подготовили к печати дневники 60-х годов. Но мне не известно, будут ли они изданы достаточным тиражом, чтобы дойти до широкого круга читателей.

Завершить свой рассказ хочу строками стихотворения Твардовского, своеобразного девиза всего творчества и жизни Александра Трифоновича:

* * *

Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете -
Живых и мертвых,- знаю только я.

Сказать то слово никому другому,
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

(1958)

Твардовский: Тёркин на том свете

19.05.2010

В этой заметке, продолжающей рассказ о жизни и творчестве Александра Трифоновича Твардовского, я хочу обратиться к его поэме «Теркин на том свете» (1963) — произведению, которое можно отнести к жанру советско-социалистической сатиры.

Тридцати неполных лет -
Любо ли не любо -
Прибыл Теркин
На тот свет,
А на этом убыл.

Поэма «Тёркин на том свете» создавалась Твардовским в 50-х годах XX века, в тот же период, что и книга «За далью – даль». Я рассказывала уже, что идея продолжения «Василия Теркина» буквально висела в воздухе начиная с момента публикации её первых глав. Неужели Твардовский решился спустя столько лет вернуться к теме, сделавшей его невероятно известным? Вот что пишет он сам в своей Автобиографии: (далее…)