Записи с меткой «Статьи»


Выжить в «Отрыве»

18.02.2019

Молодая команда кинематографистов представила в Твери волнующий  триллер
(рецензия для еженедельника «Караван» №5 за 20-26.02.2019, опубликована в редакционной версии)

17 февраля в зале компании «Сильвер Синема» в ТРЦ «Рубин» состоялся премьерный показ нового отечественного триллера «Отрыв». Создатели фильма представили картину жителям Вержневолжья, ответили на вопросы о съемках, сценарии и спецэффектах.

«Отрыв» – первая полнометражная работа режиссера Тиграна Саакяна. Он рассказал об уникальной атмосфере создания фильма, в чем-то сходной с мозговым штурмом. Команда развивала идею сценаристов, актеры предлагали интересные сцены, реплики.

Идея фильма, основное действие которого происходит внутри застрявшего над пропастью фуникулера, режиссеру предложила Ольга Рудь, уже около пяти лет работающая в кинематографе.  Она стала фильма,  в котором  компания из трех парней и двух девушек поднимается на вершину горы, чтобы встретить там Новый год, а затем скатиться по склону на сноубордах в огнях праздничных фейерверков. Старенький вагончик, зависший над долиной в результате рокового стечения обстоятельств, становится местом драматических коллизий сюжета триллера, местами граничащего с фильмом ужасов.  В экстремальной  ситуации раскрывается характер героев, их истинные мысли и чувства.

Съемки триллера «Отрыв» проходили в павильоне и на высоте 3.5 тысячи метров на Эльбрусе.  Горные панорамы завораживают глаз, вызывают головокружение, позволяя проникнуться атмосферой опасного приключения. Во время съемок группа запечатлела сход лавины, к счастью никто из кинематографистов не пострадал. В павильоне уникальные панорамные декорации позволили воссоздать эффект движения кабинки, смену времени суток и погоды.

 Молодые актеры уже имеют достаточный опыт работы в кино. Андрей Назимов («Территория») снялся в 35 фильмах,   обаятельная Ирина Антоненко (главная роль в сериале «Золотая клетка») имеет в своем портфолио 21 фильм.  Денис Косяков – актер 29 фильмов,  сценарист и продюсер 5 картин. Ингрид Олеринская (главная роль в фильме «Неадекватные люди») снялась в 27 фильмах, ей отлично удаются роли, требующие гибкой психики. Михаил Филиппов (в сериале «Хоккейные игры» сыграл Анатолия Тарасова в юности), так же предстает в сложной роли человека, показывающего в экстремальной ситуации свое истинное лицо.

Режиссер Тигран Саакян на встрече с тверским зрителями сказал слова благодарности в адрес съемочной группы. Оператор Сергей Дашук  добился высокого  качества съёмок на такой высоте, где сложно дышать. Художник-постановщик Артур Мирзоян сделал панорамные супер-декорации.  Тигран отметил, что фильм «Отрыв» о молодёжи:
- Мы – часть молодежи. Сейчас не нулевые, деньгами никого не удивишь. Наша молодежь не беспринципная, и  мы надеемся, что на ней будет строиться новая эра российского кино.

Сценарист Ольга Рудь поддержала эту мысль:
- Мода на деньги прошла. Сейчас мода на призвание, на увлечение, на дело, которым ты хочешь заниматься.

Актер Андрей Назимов отметил, что всё же деньги – это топливо:
- Ребята сняли эту картину без господдержки. Это здорово и в то же время печально. Если будет больше людей, которые помогают молодёжи, это будет потрясающе! Тогда у каждого будет возможность доказать, что он может творить!

Посмотреть этот фильм будет интересно не только молодёжи. Зрители любого возраста (16+) будут пребывать в интригующем напряжении от динамичных событий триллера, разворачивающегося над ледяной бездной.

Мария Парамонова

«Мы любим тебя, Родина, но…» 30-летие вывода войск из Афганистана отмечают в Твери

13.02.2019

 Статья опубликована
в еженедельнике «Караван» №5 за 20-26.02.2019 на стр. 10-11 
(с редакционным заголовком)
и на портале «Русская народная линия» 

13 февраля у памятника воинам-интернационалистам на Краснофлотской набережной в Твери прошел многолюдный митинг, посвященный 30-летию окончания боевых действий в Афганистане. Да, не выводу войск, как было принято говорить. Ветераны избегают пораженческой терминологии. Участники боевых действий, члены их семей, официальные лица и жители города почтили память земляков, исполнивших служебный долг в «горячей точке». Прежде мне не доводилось разглядеть вблизи мемориал воинам-интернационалистам, центральной фигурой которого является металлический чёрный, будто обугленный глобус, а на гранитных колоннах вокруг него высечены имена погибших воинов.

30 лет завершению выполнения задач 40-й армией в Афганистане исполняется 15 февраля 2019 года.  В этот день Всероссийская общественная организация ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО», Российский Союз ветеранов Афганистана, Союз десантников России и Российская Ассоциация Героев проведут памятные мероприятия в Москве.  Состоится марш ветеранов и митинг у памятника воинам-интернационалистам на Поклонной горе, в которых примут участие и тверские ветераны. В Государственном Кремлевском дворце пройдет встреча боевых друзей и концерт для тех, кто мужественно исполнил воинский долг в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, а также для членов семей погибших воинов. Участием наших земляков в этих мероприятиях и обусловлено назначение даты митинга в Твери на 13 февраля.

У Мемориала воинам-интернационалистам в Твери выступили представители исполнительной и законодательной власти Тверской области и города, организаций ветеранов, духовенства.

Заместитель председателя правительства Тверской области Андрей Белоцерковский, выступил на митинге с приветствием от имени губернатора:

- Мы сохраняем нашу память о тех, кто исполняя свой долг навсегда остался в Афганистане. О тех, кто пройдя через все испытания пришли домой и часто сталкивались с равнодушием, с непониманием. Несмотря на это они остались патриотами своей родины, продолжали играть очень важную роль в сегодняшней жизни, в воспитании молодого поколения. Хотелось бы пожелать всем участникам боевых действий, их семьям, родным, близким счастья и здоровья.

Митрополит Тверской и Кашинский Савва обратился к своим воспоминаниям:

- Дорогие братья и сестры, сегодня знаменательный день памяти, с одной стороны о тех трагических событиях, которые произошли в Афганистане, с другой стороны, мы радуемся той великой, победе нашего духа, русского оружия. Мне, как человеку церковному,  который в то время был еще очень мал, но был свидетелем тех горячих молитв, горьких слёз матерей и бабушек, приходивших в храм за своих детей молиться, это было поистине скорбным и переживательным состояние. Я видел подвиг матери, возносящей свои молитвы о сыновьях. И, конечно, было тяжело видеть эти цинковые гробы, которые приносили в храм Божий, чтобы отпеть, слышать стенания и слезы… Слава Богу есть большое количество воинов, которые остались в живых, но есть и те, кто остался не совсем здоровым, в силу определенных обстоятельств военных действий. В любом случае, и те, кто отошел в мир иной и те, кто страдает физически и духом, есть одно утешение – что вы рядом с Богом.  Для каждого христианина является самым великим подвигом, когда человек отдает жизнь за своих ближних. Этот подвиг сродни подвигу мученичества, который особо чтится святой православной церковью. Церковью не как учреждением, а как обществом людей, объединенных вокруг Христа. Я хотел бы в сегодняшний день всех призвать, чтобы в этот день мы особенно помолились за тех, кто отошел в мир иной, и за тех, кто находится во здравии, чтобы Бог даровал им необходимое для спасения души и для здравия тела.

Председатель центрального правления Российского Союза ветеранов, участник боевых действий в Афганистане Александр Разумов обратился к боевым друзьям, однополчанам и к Родине:

Прошло 30 лет с того дня, когда мы вышли из Афганистана. Нас связывает очень многое. Нас связывает одна война, одна боевая работа. Мы – дети и внуки тех, кто отстоял нашу землю. Мы достойно выполнили свой долг. Слава вам, мои боевые товарищи, мы будем помнить всех тех, кто погиб на поле боя. Кто ушел уже в процессе мирной жизни. Мы любим тебя, Родина, и будем любить тебя всегда, до последнего часа. Но очень хотелось бы, чтобы ты любила нас также. Спасибо всем за теплые слова. Нам важно почувствовать просто уважение тех, кто находится рядом. Живите долго и будьте счастливы, мои боевые друзья!

Председатель Тверской городской думы Евгений Пичуев напомнил о врачах, исполнявших свой долг в той войне:

- Дорогие земляки, участники афганской войны, родственники участников афганской войны! 30 лет назад закончилась военная страница в нашей истории, когда наши воины – молодые ребята, офицеры, медицинские работники принимали участие в боевых действиях в Афганистане. Эта война задела многие семьи в нашей стране. 12 тысяч наших земляков принимали участие в боевых действиях. 258 человек не вернулись с этой войны. Афганская война показала, что наши вооруженные силы могут защищать нашу родину. Мужество и героизм, которые проявили наши воины, до сих пор удивляют. И сегодня они поддерживают те дружеские, братские взаимоотношения, которые зародились тогда. Мы глубоко преклоняемся перед погибшими, семьями погибших. Мы всегда помним и чтим память афганцев. Хочу выразить благодарность родителям тех, кто погиб в Афганистане. Сказать им слова извинения, попросить прощения. А воинам афганцам – хранить их боевую дружбу.

Поле выступлений официальных лиц в память о погибших была объявлена Минута молчания. К подножию памятника, черневшего на фоне белесого февральского неба, были возложены красные гвоздики и венки. Медленно и печально двигалась колонна ветеранов афганской войны и локальных конфликтов, родных и близких погибших воинов, горожан, всех неравнодушных к этой памятной дате. Люди сгибались в поклоне у мемориала, возлагая цветы, а после замирали, вспомнив боевых товарищей или произнося слова молитвы за близких. Редкие снежинки ложились на лепестки кроваво-красных гвоздик.

Цветы возложили также к бюсту Василия Маргелова – Героя Советского Союза, командовавшего Воздушно-десантными войсками страны с 1954 по 1979 год. Позже участники мероприятий, приуроченных к 30-летию окончания боевых действий в Афганистане почтут память погибших, возложив цветы к их могилам на Аллее Славы Дмитрово-Черкасского кладбища.  В рамках празднования юбилейной даты в Тверской области пройдут десятки мероприятий в учреждениях культуры и образования.

В научной литературе до сих пор являются  предметом дискуссий потери сторон вооруженного противостояния в Афганистане с участием советских войск с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. По данным Центра изучения современного Афганистана за этот период в войсках, находившихся на территории Афганистана, прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих. В их числе  525,5 тыс. солдат и офицеров Советской Армии, 21 тыс. гражданских служащих, 95 тыс. представителей КГБ, включая пограничников, внутренних войск и милиции.

Число погибших за 9 лет составило 15 051 человек. Из них  14 427 бойцов вооруженных сил погибли как в результате боевых ранений, так и от несчастных случаев и болезней. Процент боевых потерь составляет 82,5%.  В статистику безвозвратных потерь не включены 417 человек, пропавших без вести или попавших в плен. По причине болезни были уволены из вооруженных сил 11284 человека, из которых 10751 человек получил инвалидность.

Ветераны войны в Афганистане считают дату 15 февраля праздником. Вывод войск был воспринят с оптимизмом, хотя решить военные и стратегические задачи до конца не удалось. Эта война, изначально являвшаяся внутренним межнациональным и межклановым конфликтом, разрослась до международного уровня в рамках борьбы систем. Вооруженное противостояние на территории Демократической республики Афганистан (ДРА) велось между правительственными силами Афганистана при поддержке советских войск и вооружёнными формированиями афганских моджахедов или душманов, имеющих политическую, материальную, военную поддержку стран НАТО и консервативного исламского мира. Советское правительство ввело ограниченный контингент после неоднократных просьб ДРА об  оказании военной помощи. Также учитывался тот факт, что конфликт в ДРА угрожал безопасности южных границ СССР. Вывод же войск в соответствии с Женевскими соглашениями, подписанными М. Горбачевым, руководителями Афганистана и Пакистана был по сути односторонним. Афганская оппозиция не была стороной соглашений. Моджахеды отвергли условия мирного урегулирования и продолжили свою разрушительную деятельность.

Спустя десятилетия стало понятно, что именно в Афганистане ограниченный контингент советских войск столкнулся с террористической угрозой, представляющей теперь угрозу мирового масштаба. И ветераны-афганцы, являясь живыми свидетелями вооруженного конфликта, могут многое рассказать молодежи. И о цене, которую заплатили советские воины, выполняя интернациональный долг. И о чертах исламского фундаментализма, не столь очевидных тем молодым людям, которые присоединяются к запрещенным группировкам. И о глобальной политике, для которой существуют иные приоритеты помимо человеческих жизней.

Мария ПАРАМОНОВА

«Кто служит делу, а не лицам». Герой России А. С. Грибоедов

08.02.2019

Статья в оригинальной версии опубликована на сайте «Русская народная линия»
 и в редакционной версии под редакционным заголовком – в еженедельнике «Караван»

190_лет назад, 11 февраля 1829 года в Тегеране был убит российский посол и поэт  Александр Сергеевич Грибоедов. Хрестоматийная комедия в стихах «Горе от ума» известна в большей или меньшей степени каждому нашему соотечественнику, она разошлась на цитаты и крылатые выражения, весьма актуальные и в наши дни.

ВЕТВИ ГРИБНОГО ДЕРЕВА

Грибоедов родился в Москве, в дворянской семье.  По свидетельству современников, в детстве Александр проявлял таланты и был развит не по годам – в 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким, итальянским, латынью и древнегреческим. Возможно этим, а также совпадением фамилии отца с девичьей фамилией матери объясняется поиск биографами тайны рождения Александра Сергеевича Грибоедова.

Отец будущего дипломата и писателя отставной секунд-майор Сергей Иванович Грибоедов  – дворянин Владимирской губернии вступил в брак с дочерью отставного бригадира Анастасией Федоровной Грибоедовой якобы из смоленской ветви этого рода. Однако общие предки владимирских и смоленских Грибоедовых не установлены. Семейство смоленских Грибоедовых было богаче и считалось более знатным. Их предок, Ян Гржибовский в начале XVII века переселился из Польши в Россию и перевел фамилию на русский язык. И сегодня в Смоленской области чрезвычайно популярна у туристов великолепная усадьба Грибоедовых  «Хмелита» с музеем знаменитого писателя, который, впрочем, в ней только гостил, читал стихи и играл свои знаменитые вальсы.  Да еще, говорят, посадил в парке привезенную из Персии сирень.

Дату рождения поэта 15 января 1795 года нередко ставят под сомнение, предполагая, что Александр родился на несколько лет раньше, а измененную дату в документе указали с целью сохранения тайны его рождения. Конечно, тайны будят воображение биографов, то стремящихся отыскать царские корни какого-либо исторического деятеля, то связать таланты с известными писателями России и мира.

ТАИНСТВЕННЫЙ ВУНДЕРКИНД

В 1803 году Александра Грибоедова отдали в Московский университетский благородный пансион,  через 3 года 11-летний по документам Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета, а в 1808 году в возрасте 13 лет вундеркинд окончил его со степенью кандидата словесных наук, после чего поступил на этико-политическое (юридическое) отделение философского факультета. В 1810 году, получив степень кандидата прав, он остался в университете для изучения математики и естественных наук. Не удивительно, что став таким средоточием ума, он не слишком хорошо вписывался в обывательскую среду. Выражение «горе от ума», несомненно, автобиографично.

В 1817 году, поступив на службу в Коллегию иностранных дел, 22-летний по документам  Грибоедов был уже весьма опытен— он успел принять участие в войне 1812 года и выйти в отставку.

Образованный молодой дипломат заслужил расположение руководства коллегии, выразившееся, впрочем, в направление его в «горячие точки»: Среднюю Азию, Кавказ и и другие полигоны российско-британского соперничества, названного англичанами «Большой Игрой» (Grand Game). В 1818—1820 годах Грибоедов служит в Персии, с 1821 года в Тифлисе он становится дипломатическим секретарем.

Здесь он начинает работу над комедией «Горе от ума», сближаясь на поэтической почве с  грузинским князем и поэтом Александром Чавчавадзе. Маленькая дочь князя, которую Грибоедов учил игре на фортепиано, позже стала его женой.  Здесь же, в Тифлисе среди местного офицерства блуждали идеи будущего восстания декабристов.

КОМЕДИЯ А-ЛЯ ФРАНСЕ

Уместно вспомнить, что после войны 1812 года жанр пьесы был особенно популярен – в завоеванном Париже русские дворяне с интересом посещали театр и по возвращении на родину многие сюжеты французских комедий воплотили на российской сцене. Театры охотно ставили, например, пьесы курирующего их чиновника Н. И. Хмельницкого, ставшего впоследствии губернатором на Смоленщине.

«Горю от ума» Александра Грибоедова  предшествовали комедии «Молодые супруги», «Студент» и другие. В 1823 году в Москве,  пополнив наблюдения нравов московского дворянства, Грибоедов завершил первый вариант комедии – «Горе уму», но в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе и нет ума».

В Петербурге Грибоедов был приглашён в салон Николая Хмельницкого прочесть свою новую пьесу в кругу актеров и писателей. Правда, закончилось это ссорой с одним из гостей – конкурентом-драматургом. В 1825 году были напечатаны отрывки комедии, однако разрешения на её постановку получить не удалось. Однако, комедия получила известность в светских кругах, распространяясь  в списках. Так  И. И. Пущин, лицейский друг А.С.Пушкина, привёз её поэту в Михайловское.

Первая публикация, в сокращении, состоялась лишь после смерти Грибоедова, в 1833 году. Полный же текст был напечатан только в 1862 году.

ОЧЕВИДНЫЙ ПРОТОТИП

Спустя еще 10 лет И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний» назовет «Горе от ума» картиной эпохи. «В ней, как луч света в капле воды, отражается вся прежняя Москва и с такою художественною, объективною законченностью и определённостью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю». Столкновение Чацкого с окружающим его обществом, по мнению Гончарова, определяет «громадный настоящий смысл», «главный разум» произведения.  И этот смысл был неоднозначен – Чацкого считали и декабристом и противником декабристов.

Прототипом Чацкого часто называют Петра Чаадаева, которого объявили сумасшедшим. Да и фамилия весьма созвучна. Но это лишь упаковка.  Очевидно, что в образе Чацкого нашли отражение черты характера и истинные воззрения самого автора. В письмах, в воспоминаниях современников виден пылкий, резкий, свободолюбивый характер . В монологи и реплики Чацкого поэт вкладывает свои подлинные взгляды.

Одному из друзей Грибоедов сообщил, что однажды попал в ситуацию, сходную с изображенной им в пьесе, и этот факт сохранился в воспоминаниях. Грибоедов «рассказал, тревожно ходя взад и вперед по комнате, что дня за два перед тем был на вечере, где его сильно возмутили выходки тогдашнего общества, раболепное подражание всему иностранному и, наконец, подобострастное внимание, которым окружали какого-то француза, пустого болтуна. Негодование Грибоедова постепенно возрастало и, наконец, его нервная, желчная природа высказалась в порывистой речи, которой все были оскорблены. У кого-то сорвалось с языка, что «этот умник» сошел с ума…  Я им докажу, что я в своем уме, — продолжал Грибоедов, окончив свой рассказ. — Я в них пущу комедией, внесу в нее целиком этот вечер: им не поздоровится. Весь план у меня уже в голове, и я чувствую, что она будет хороша».

К финалу пьесы «Горе от ума» гости на балу у Фамусовых были уверены, что Чацкий «с ума спрыгнул», что его «Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Сплетня о сумасшествии героя, запущенная Софьей,  дополняется свежими деталями, превращаясь в политический донос: он и «фармазон» (франкмасон) и  «окаянный вольтерьянец», и  отдан в солдаты за то, что «переменил закон».

НЕ ДЕКАБРИСТ !

Позже, в феврале 1826 года Грибоедов был арестован по обвинению в государственной измене, причастности к подготовке восстания. Однако обвинения с Александра Сергеевича были сняты из-за отсутствия улик, он был возвращен к дипломатической работе.

Обратившись к пьесе, мы может сделать вывод, что Грибоедов – Чацкий, хотя и общался с будущими декабристами в Тифлисе, но вряд ли поддерживал их идеи в той степени, как это было принято считать позднее с легкой руки Герцена.

Грибоедов высмеивает псевдотаинственность этих обществ.  Репетилов сообщает Чацкому, с которым почти не знаком, о «тайных собраниях»  по четвергам. Он называет всех  членов «секретнейшего союза», «чудесных ребят»: князь Григорий, Левон и Боринька, Евдоким Воркулов, а также «гения» Ипполита Маркелыча Удушьева. Прототипом Удушьева мог быть знакомый Грибоедову  глава Южного общества Павел Пестель.

После снятия всех обвинений в причастности к обществу декабристов с Грибоедова,  в  1827 году ему было поручено возглавить всю российскую дипломатию как на персидском, так и на турецком направлениях.

«УМ И ДЕЛА ТВОИ БЕССМЕРТНЫ…»

Именно А.С. Грибоедов готовил текст выгодного для России Туркманчайского мирного договора, подписанного в 1828 году по итогам персидской войны. Россия устанавливала свое господство на Кавказе и Каспии, а также приобретала территории Восточной Армении. Персия обязалась не препятствовать армянам переселяться в российские пределы и выплатить контрибуцию.

Назначенный  полномочным министром России при шахском дворе в Тегеране, Грибоедов по дороге заехал в Тифлис. Нина Чавчавадзе, дочь друга, стала его женой и супруги отбыли в Персию. Однако беременную молодую жену умный Грибоедов из предосторожности оставил в  Тавризе.

В Тегеране недовольство условиями мирного договора подогревалось британскими силами. В группе армян, укрывшихся в русском посольстве на основании условий договора, были две наложницы и евнух, убежавшие из гарема шаха. Иранские политические круги, подстрекаемые англичанами, назвали это осквернением ислама.

11 февраля 1829 года организаторы направили к российскому посольству толпу из 100 тысяч человек. Ворвавшись в посольство, толпа убила всех дипломатов и  35 казаков охраны миссии, до конца исполнивших свой долг. Останки Грибоедова, которые опознали только по следу от дуэли – отстреленному пальцу, перевезли в Тифлис. После того, как бесчинства в Тегеране закончились, местные власти решили сгладить возникшую напряженность. Они отправили в Петербург великолепные подарки, в  числе которых крупный алмаз, и позволили забрать растерзанное тело посла. Останки Грибоедова, которые опознали только по следу от дуэли – отстреленному пальцу, перевезли в Тифлис.
Тела же казаков с риском для жизни, вынесли и захоронили тегеранские армяне.

Нина похоронила мужа у  церкви Святого Давида. «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»- написала она на памятной плите.  В результате преждевременных родов, вызванных нервным потрясением, их ребенок прожил только один день.  Но его успели окрестить и назвать Александром. Нина Чавчавадзе, «чёрная роза Тифлиса», всю оставшуюся жизнь носила траур по супругу, отвергая все ухаживания.

МОЛЧАНИН – НЕ ЛОДЫРЬ ИЗ ТВЕРИ

Такова судьба героя. Так могла бы продолжиться судьба Чацкого. Такие люди, возможно, есть и в наши дни. Но, конечно, гораздо шире представлены современные молчалины.

Антипод Чацкого делает карьеру, переезжая в Москву. Как это знакомо! Этот человек – не «лодырь», который, как выразился нынешний тверской губернатор «сам мучается и работодателя мучает» (то есть получает нищенскую зарплату, заставляя начальника с зарплатой побольше испытывать угрызения остатков совести и не спрашивать слишком много с бедняги).

Фамусов, которому Молчалин, возможно, чем-то угодил по пути из Петербурга, рассказывает:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари,
В Москву переведен через мое содейство,
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Между прочим, чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство и соответствовал воинскому званию майора. Поэтому когда Чацкий, обращаясь к Софье, восклицает «А Вы, о Боже мой, кого себе избрали», он имеет в виду не положение в обществе, а скорее умственные способности и нравственные качества Молчалина.

Тверской вице-губернатор и писатель М.Е. Салтыков-Щедрин так характеризует Молчалина и этот тип людей: «Это человек, в пеленках познавший натиск судьбы и потому готовый отдать себя в рабство кому угодно и куда угодно, готовый поклониться и истинному богу, и пустому идолу, не имея ни способности, ни навыка проникать в сущность вещей. <…> Всё в деятельности этих людей запечатлено неразумением и твердой решимостью удержать за собой тот нищенский кусок, который им выбросила судьба».

Вот он, идеал чиновника. Такой промолчит, когда завесят тряпкой и оставят разрушаться Речной вокзал и Детскую областную больницу (бывшее Женское Епархиальное училище).  Промолчит, когда снесут газетные киоски. Промолчит, когда  награды вручат проходимцам. Промолчит, когда закроют областную газету с более чем 100-летней историей. Промолчит, когда переименуют улицы и площади. Промолчит… На то он и Молчалин.

Времена не меняются. Меняется оружие, поражающее новых Грибоедовых, в новых горячих точках отстаивающих интересы внешней политики. Меняются технологии, помогающие очернить новых Чацких, которые рады служить, а вот «прислуживаться тошно». Меняются способы угождения новым Фамусовым, купившим себе места в новых органах власти. К счастью, иногда и с них снимается депутатская неприкосновенность и надеваются наручники.  Неизменны только добро и зло, любовь и ненависть, ум и хитрость.  И неизменно остается с нами герой России Александр Грибоедов, автор комедии с настоящим смыслом «Горе от ума».

Мария Парамонова

сочинение по комедии Грибоедова Горе от ума

Гроза на Двинском бережке

01.02.2019

Благодарю Содружество литераторов Верхневолжья и редакцию вестника «Двинский бережок» за публикацию стихотворения «К Пушкину. Гроза» (с.7) и статьи «Тверских поэтов не позвали на парад» (с.15) в февральском выпуске этого издания (№22, 2019 г.).

Людоедские нравы

29.01.2019

Статья опубликована в еженедельнике «Караван» №2 за 2019 г. (стр. 4-5)

В предыдущем номере «Каравана» мы начали разговор о проблемах малого бизнеса в России. Статья «Гильотина или секира?» затронула тему излишнего давления на бизнес, которое премьер-министр Дмитрий Медведев и глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин вновь подняли на Гайдаровском форуме. Напомню, что политики предложили «отсечь» избыточные, по их мнению, нормативные акты – Медведев при помощи «регуляторной гильотины», а Алексей Кудрин – при помощи «регуляторной секиры».

Эта вербальная интервенция должна, вероятно, побудить бизнес к продолжению своей деятельности, которую многие уже свернули или собираются сделать это в ближайшее время. Эксперты полагают, что потенциал российского малого бизнеса, несмотря на призывы «не кошмарить», использован едва ли наполовину. На сегодняшний день в России этот сектор занимает только 21%, тогда как в развитых странах в среднем 50%. И причина этому – деловой климат и административное давление.

БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ ФОРМАТОВ

Попытки законодательно защитить малый бизнес от имеющих рыночную власть крупных игроков не прекращаются, хотя и не принесли пока ощутимых результатов. Объемы торговли в этом секторе продолжают падать, а аппетиты торговых сетей продолжают расти. 22 января в Общественной палате РФ состоялось «нулевое» чтение законопроекта № 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)».

В обсуждении участвовали представители государственных ведомств, общественных организаций и бизнеса из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан и многих других регионов, в том числе из Московской и Тверской областей. Тверскую область представлял омбудсмен по предпринимательству Антон Стамплевский. Общественная палата поддержала основную идею законопроекта, состоящую в утверждении единообразных подходов и основные принципы оформления права на размещение нестационарных торговых объектов (НТО). Однако было высказано немало замечаний.

Заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин уверен, что торговля в регионах играет важную экономическую и социальную роль и с точки зрения малого бизнеса, и с точки зрения самозанятости.

– Также есть тренд на потребителя: люди хотят покупать хорошую продукцию, в том числе местных производителей. А такие формы торговли во многом являются самыми гибкими, особенно в малых населенных пунктах, – отметил он.

Руководитель департамента Минпромторга РФ Никита Кузнецов напомнил, что законопроект разработан в рамках реализации плана мероприятий Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и отражает такие ключевые моменты, как заключение договоров на розничную торговлю сроком 5–7 лет, однократное продление договора без торгов, предоставление компенсационного места и ряд других положений.

Многие тверские предприниматели и владельцы НТО были бы рады скорейшему вводу в действие такого документа. Это было бы значительным шагом вперед. Но в проекте есть, конечно, и спорные положения, затрудняющие ведение бизнеса. Значимыми недостатками являются противопоставление нестационарных торговых объектов стационарным магазинам, отсутствие разграничения сферы торговли и сферы предоставления услуг, возможность только для однократного продления договора. А прежде всего – у муниципалитетов остаются возможности для создания барьеров в ущерб интересам предпринимателей и, как следствие, коррупционных схем. (далее…)

Гильотина или секира: что выбирает малый бизнес?

21.01.2019


Статья опубликована в еженедельнике «Караван» №1 на стр. 5

На_минувшей неделе риторика власти предержащей вновь сфокусировалась на теме излишнего давления на бизнес. Возникает ощущение движения по кругу. Или все же по спирали?

Прошло уже более 10 лет с тех пор, как Дмитрий Медведев впервые призвал «не кошмарить бизнес». Это было в далеком уже 2008 году, когда Дмитрий Анатольевич занимал пост президента России. Однако «кошмарить», видимо, не перестали, и уже в 2014 году премьер Медведев на встрече с бизнесменами вновь сказал, что «замучили проверки и всякого рода наезды по коммерческим наводкам. Вообще надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали кошмарить бизнес». Примечательно, что и 2008 и 2014 годы были годами кризисов. Неужели рецидив заботы о малом бизнесе свидетельствует о новом витке кризисных явлений?

Впрочем, где как не на Гайдаровском форуме руководителям государства надлежит поговорить о дерегулировании, необходимости упрощать правила для ведения бизнеса, поддерживать предпринимателей. К сожалению, импульс от этой риторики неизменно затухает уже на подходе к региональным коридорам власти, а до муниципального уровня едва доходят отголоски. Чиновники в креслах контролирующих и координирующих работу бизнеса органов практически не зависят от результатов своей работы, темпов роста экономики и удовлетворенности бизнеса их работой. Тем не менее высказывания в подобном духе, судя по всему, позитивно воспринимаются обществом и являются своего рода «словесными интервенциями».

ЗАРЕГУЛИРОВАННЫЙ ОМЛЕТ

Вот и теперь чиновники наперебой бросились «защищать» предпринимателей от излишнего давления. Так, Дмитрий Медведев в своем выступлении на Гайдаровском форуме поведал о наличии в законодательстве множества «абсурдных и странных требований» к бизнесу. Непонятно только, откуда они возникли, если Дмитрий Анатольевич уже 10 лет как велел «не кошмарить».

Для примера премьер-министр привел санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к приготовлению омлета. «Я смотрел, например, в сфере санитарно-эпидемиологического регулирования есть требования… к организациям общественного питания по проверке высоты смеси яиц при приготовлении омлета», – сказал Медведев. Глава кабмина процитировал эти избыточные, на его взгляд, требования: «При приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5–3 см, ставят в жарочный шкаф температурой 180–200 градусов на 8–10 минут».

Отметим, что столь подробное описание технологии приготовления блюда возникло не на пустом месте. Так, Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2616-10 «Профилактика сальмонеллеза», утвержденные в 2010 году, сообщают, что «особую опасность в связи с возможной трансовариальной (через зараженные личинки) передачей возбудителя представляют куриные яйца, инфицированные до снесения, а также продукты, приготовленные из них… К категории низкого риска контаминации (заражения) относят продукцию, подвергнутую тепловой обработке с достижением температуры в центре продукта не менее 70±2 градуса Цельсия». Таким образом, здравомыслящий человек понимает, что процитированное премьером требование разъясняет, при каких толщине, температуре и времени приготовления достигается необходимый для здоровья потребителей уровень нагревания продукта. Но оставим омлет прогреваться в духовом шкафу и вернемся к нашим гайдаровцам. (далее…)

Чиабатта по-взрослому

20.12.2018

Тверской ТЮЗ представил новогоднюю сказку «Путешествие голубой стрелы». Я посетила предпремьерный показ и написала рецензию для «Каравана». К сожалению, редакция пошла на поводу у театра и отредактировала текст, убрав упоминания о необходимости придерживаться возрастной категории, чтобы не причинить вред детскому нравственному и психическому здоровью. Театру, конечно, не хочется потерять деньги, но многое в человеке закладывается в детстве, нужно об этом помнить. Поэтому привожу полный текст рецензии.

С 20 декабря в репертуаре Тверского ТЮЗа появился новогодний спектакль по сказке итальянского писателя  Джанни Родари «Путешествие Голубой стрелы». Читатель, конечно, ожидает от рецензии такого спектакля не оценки игры актеров, сценографии и костюмов (всё это на традиционном весьма достойном уровне) – важнее в эти предпраздничные дни сориентироваться, на какое представление пойти с ребенком. Приоткрою мамам и папам ТЮЗовский занавес, ведь спектакль этот неоднозначный и подойдет не всем.

 Упомянутый занавес оформлен надписями, что напоминает – возрастная категория спектакля – «6+», и это не просто знак почтения к федеральному закону о защите детей от информации (ФЗ№436). В центре занавеса читаем «ПОЛИЦИЯ», «ГОЛУБОЙ», и дважды, очень крупно «ЧИАБАТТА». Аннотация к спектаклю на сайте театра гласит, что «увидев эту историю, дети смогут научиться толерантности и понять важность прощения». Становится тревожно.  Но вот появляется Снегурочка, за ней Дед Мороз – они вводят зрителей в сказочный мир Джанни Родари.

Этот мир – не сладкие грёзы Барби или мелкие интриги поняшек из Эквестрии.  Это суровый, порой жестокий мир капитализма, того самого, к которому мы движемся семимильными шагами, с каждым годом всё больше расширяя пропасть межу богатыми и бедными.  Мир Джанни Родари – это мир бедных, мир голодных детей и их родителей, не имеющих возможности купить своему чаду игрушку на Рождество. Если ваш ребенок не ценит того, что имеет,  ломает игрушки и не научился сопереживать, обязательно сходите с ним на этот спектакль.  Только будьте рядом – происходящее может шокировать и детей старше шести лет.

В советское время по этой сказке был снят мультфильм, но сюжет в нем был смягчен – тема смерти практически исключалась. В сказке Родари, тексту которой, местами почти дословно, следуют создатели спектакля   режиссёр – постановщик Андрей Горбатый и художник – постановщик Александр Якунин, смертью пронизана почти каждая сцена.

Накануне Рождества игрушки, выставленные на весьма экстравагантную витрину магазина Феи – корыстной «почти баронессы», летающей на метле (Татьяна Романова), совершают побег. (Замечу, что художник-постановщик, вероятно, хотел изобразить итальянские ценники, но знак итальянской лиры пишется немного иначе – здесь изображен знак фунта стерлингов).

Игрушки хотят быть подаренными бедному мальчику Франческо Монти (Алексей Пучков), мечтающему об электрическом поезде под названием «Голубая стрела». Отец мальчика умер, сам он продает газеты, хотя хотел бы их читать, а его мама задолжала Фее за игрушки в предыдущие два года. Так что на это Рождество мальчику не полагается подарков.

В руки игрушек попадает список детей, лишенных подарков за долги. Игрушки собираются найти всех ребят. И если Медведь (Сергей Грищенко) несказанно радует проснувшегося в подвале мальчика-оборванца, то прекрасная кукла Роза (Ангелина Аладова) остается возле уснувшей в подъезде замерзшей бездомной девочки, которой уже не суждено проснуться.

Начальник и машинист игрушечного поезда «Голубая стрела» лишь едва заметно напоминают нам о толерантности, испытывая взаимное волнение в общении с Капитаном (Александр Евдокимов). Вместе с сыном путевого обходчика (Сергей Зюзин) игрушечные железнодорожники спасают настоящий поезд от крушения.  А Карандаш (Константин Григорьев) исполняет  мечту ребенка о рисовании и даже отгоняет весьма голодную и несколько вульгарную Мышь  (Елена Фомина).  Все игрушки находят своих верных друзей, только Генерал (Виктор Дегтярев) героически погибает, засыпанный снегом.

На долю главного героя – Франческо Монти достаются недетские испытания. Воры заставляют его проникнуть в магазин игрушек, но вместо того, чтобы открыть им дверь изнутри, мальчик поднимает тревогу. Правда полицейский не верит в непричастность бедняка, и только Фея пристыженная служанкой Терезой (Галина Лебедева), снимает с него обвинения и приглашает Франческо на работу в свой магазин.  Тряпичный пёс Кнопка (Константин Павлов), мечтавший стать другом Франческо, но потерявший его след, превращается в живого пса и от отчаянья ложится на рельсы перед поездом. В самый последний момент от суицида его спасает Франческо.  Вот такая история.

Теперь, дорогие друзья, вы обладаете достаточной информацией, чтобы решить, дорос  ли ваш ребенок до такой сказки. Добавлю лишь, что в спектакле звучит рок-музыка (композитор Андрей Дидик), а игрушки исполняют танцевальные движения в дыму, подобно гостям ночного клуба или обитательницам квартала красных фонарей (балетмейстер Маргарита Красных). Взрослым зрителям спектакль почти наверняка понравится – он динамичен и имеет прекрасную литературную основу.  А причем здесь «чиабатта»? – спросите вы. А ни при чем, просто слово итальянское.

(примечание: Чиабатта – итальянский хлеб, рецепт которого был запатентован в 1982 году, когда Джанни Родари уже не было в живых)

Возрождение святынь. Пятницкая церковь

11.11.2018

В минувшую субботу я приняла участие в благотворительном концерте коллективов ДК «Пролетарка» в поддержку Храма Рождества Богородицы (Пятницкой) в Старице Тверской области. Прочла свое новое стихотворение. Вот что пишет по этому поводу Светлана Михайловская в газете «Старицкий вестник» и на портале «Тверь без формата»:

«На этом концерте прозвучало стихотворение члена Союза писателей России Марии Парамоновой в исполнении самого автора. Мария была в Старице в Пятницкой церкви в первый приезд «Пролетарки» в День города, после чего родилось стихотворение «Старица. Пятницкая церковь». Есть в нем такое четверостишие:

Старица дремлет. Былой красоты
Тихо листает века и виденья.
Чает она возрожденья святынь,
Древней земли возрожденья.

С помощью Божьей, неравнодушных, светлых и добрых людей возрождение святынь нашего  города продолжается».

Я же, в свою очередь, написала об этой паломнической поездке статью для еженедельника «Караван+Я»: 

В день святой великомученицы Параскевы Пятницы 10 ноября творческие коллективы   Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка» вместе с группой паломников приехали в старинный город Старица, чтобы посетить праздничную службу в церкви Рождества Богородицы, которую называют также Пятницкой церковью на торгу по имени одного из приделов храма, посвященного Параскеве Пятнице.

Праздничная поездка не была праздной – артисты  привезли жителям Старицы и Старицкого района концертную программу «В краю родном всему начало».  Благотворительный концерт, средства от которого должны быть направлены   на возрождение православного храма, состоялся на сцене районного Дома культуры имени Я. С. Потапова по  благословению настоятеля церкви Рождества Богородицы (Пятницкой) протоиерея Димитрия,  при поддержке Комитета по делам культуры Тверской области и, администрации Старицкого района.

Богородице-Рождественская  (Пятницкая) церковь имеет интересную историю, которую рассказал паломникам и артистам отец Димитрий в своей проповеди в День святой великомученицы Параскевы Пятницы:

- Жизнь Параскевы Пятницы была короткой и трудной. Она была из знатной семьи, но рано осиротела. А потом была убита за своё вероисповедание. Параскева была красива, и её хотели выдать замуж, но она дала обет посвятить свою жизнь Богу. И это у неё получилось – она претерпела страдания и мученическую смерть. Ее истязали, но Господь исцелял Параскеву, и только когда отсекли ей голову, она  умерла, но её крепкая вера  стала примером для других. Ведь мученик за веру не просто умирает – за собой он воскрешает множество душ, взращивает другие души, наполняет их благодатью.

Храм в честь Параскевы Пятницы появился здесь сначала деревянный.  Потом по каким-то причинам при постройке каменного храма он был освящен в честь Рождества Богородицы, но позднее появился придел Параскевы Пятницы и народ называет храм Пятницким.  Этот храм строил наш старицкий земляк – архитектор Матвей Чернятин. Весь левый берег Волги он изменил до неузнаваемости – здесь все храмы были созданы им.

Но через сто лет после создания всего этого ансамбля советская власть храмы забрала и чего только тут не устраивала!  Помню 15 лет назад, я просил тогда благословения начать в этом храме совершать акафисты,  еще была хорошо видна роспись на стенах, но не было окон, был открыт доступ. И только год назад Господь сподобил, и храм начал оживать. Не было места для молитвы, было тяжело, холодно, но это был наш небольшой подвиг ради Христа. Решаем проблему с установкой окон.

Параскева Пятница для нас является примером того, как надо жить, на кого надо равняться. У каждого из нас с вами есть место для подвига – он может быть различным – даже поехать куда-то, поклониться мощам например. У нас с вами сегодня нет таких подвигов, и слава Богу, чтобы стоял выбор – умереть христианином или остаться в живых вне Христа. В нашей мирной христианской жизни мы воспитываем своих детей и внуков и приводим их в церковь – не силой и пинками, а своим примером.  И чем больше будет храмов, чем больше будет людей в них молиться, тем меньше вероятность, что вновь наступят такие времена, когда за веру нужно будет отдавать жизнь.

Как справедливо отметил отец Димитрий, жители Старицы называют эту церковь Пятницкой. Указ о постройке каменного храма Богородице-Рождественского вместо деревянной Пятницкой церкви, построенной за сто лет до этого, был дан тверским архиепископом Феофилактом в 1728 году. Церковь освящена в 1750 году с престолом Рождества Пресвятой Богородицы. Придел во имя Нила Столобенского построен в 1806 году, а святой мученицы Параскевы Пятницы — в 1825 году, по многочисленным просьбам купечества, которому покровительствует Параскева.

После революции с колоколен сняли кресты, исчезли колокола, иконы, керамическая плитка, которой были украшены полы. Церковными помещениями в советское время пользовалась Старицкая районная потребкооперация, устроившая в них винно-водочный склад. Местные жители шутили, что ковчег с частицами мощей преподобного Нила Столобенского охранял спиртовой запас Старицкого района. В 2017 году храм стал оживать – в нем стали регулярно проводиться службы. Были проведены субботники, в которых принимали участие и сотрудники ДК «Пролетарка». Добровольцы  убрали мусор, покрасили купола, вырубили кустарник. Появились благотворители, которые помогли осуществить отдельные работы по ремонту.

4 августа 2018 года творческие коллективы ДК «Пролетарка» провели первый благотворительный концерт у стен храма. Он прошел в рамках Дня города Старица и Старицкого района (Караван писал об этом в выпуске № 31 от 8 августа).  В тот солнечный день казалось, что общими усилиями горожан и волонтеров все проблемы могут быть решены. Только судьба уникальных фресок, автором которых, по мнению краеведов, является крепостной художник помещицы Агафоклеи Полторацкой по фамилии Жуков, вызывала вопросы. Планировали обратиться в Министерство культуры РФ. Да подпорная стенка вызывала беспокойство.

Но через несколько месяцев, холодным ноябрьским днем перспективы не выглядят радужными. В обширных помещениях храма, за исключением центрального, окна закрыты пленкой, холодно и сыро. Продолжается разрушение подпорной стенки – церковь построена на склоне, который укреплен белокаменной стеной, но склон неустойчив, склонен к оползням. Один проблемный участок позади храма несколько лет назад был укреплен временной металлической конструкцией – он перестал разрушаться. Но движение почвенных и поверхностных вод в сторону Волги является естественным процессом, а предусмотренные зодчими дренажные каналы засорились. Поэтому вода разрушает подпорную стенку и сочится через камень. Он почернел, покрылся плесенью. Пролом расширяется, из него сыпется ничем не закрепленный грунт. Если склон не укрепить, зимой и весной ситуация может усугубиться и разрушение склона может затронуть здание храма.  Православному приходу не справиться с таким объемом работ без помощи государства!

Однако священник и прихожане не падают духом и продолжают делать своё дело. Благотворительный концерт лучших творческих коллективов Тверского областного ДК «Пролетарка» помог собрать пожертвования, которые помогут продолжить восстановление храма. Перед концертом со сцены районного Дома культуры к зрителям обратились настоятель церкви Рождества Богородицы (Пятницкой) протоиерей Димитрий и заместитель главы Администрации Старицкого района Марина Рыжкова. Марина Анатольевна вручила организатору проекта, директору Дворца культуры «Пролетарка» Елене Постновой Почетную грамоту за проведение благотворительного концерта.

В начале концерта прозвучал гимн Старицы, а в колокола звонил Егор Пинашин. Затем со сцены прозвучали народные и патриотические песни в исполнении вокальных коллективов из Твери «Ельничек» и «НАША» (Владимир Шамбуров и Стас Назимов). Образцовый детский ансамбль эстрадного танца «Фан +»  порадовал публику зажигательными танцами.

Старицкий вокальный ансамбль «Новый день» – юные артистки с лицами барышень из Берново – не отставали от образцовых коллективов. Дружными аплодисментами встречали зрители выступления солистов Любови Жарковой и Дениса Рукина. Свои стихи о Пятницком храме прочел и автор этих строк.

Собранные на концерте средства в сумме  17560 рублей будут направлены на утепление храма и покраску стен православной святыни.  На более капитальные работы по сохранению и восстановлению храма необходимы многомиллионные суммы, требуется помощь государства и спонсорская поддержка.

Венцы творенья русских зодчих. Исконно русскую деревянную архитектуру необходимо сохранить

30.10.2018

На Руси, богатой лесами, деревянное зодчество было и ремеслом, и искусством. Доступный строительный материал был средством выражения художественных идей русских мастеров, создавших уникальные произведения. Ряд бревен они уважительно называли венцом. Архитектурное наследие русского народа дошло к нам через века, но в наши дни находится под угрозой исчезновения.

НЕВОСПОЛНИМЫЕ УТРАТЫ

Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа 2018 года великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию: пора перестать закрывать глаза на процесс неуклонной и безвозвратной утраты деревянных церквей Руси.

Пожар в Кондопоге получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога,  однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иванове. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вежи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская церковь в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге православной архитектуры» можно обнаружить фотографии деревянных культовых построек и описание их удручающего состояния.

 Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих.  Государство и церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура.  Русь традиционно строила из дерева, позволяющего создавать красивые, уютные, теплые дома. Подверженность пожарам и меньший по сравнению с каменными постройками срок службы – недостатки деревянных построек, не позволившие дойти к нам через века  княжеским теремам, укреплениям и посадам. Философ-религиовед П.А. Павлов пишет, что «археологи будущего, вероятно, датируют XXI веком гибель русской цивилизации, не найдя в более позднем культурном слое остатков деревянных строений».

Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать ее на включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и  гонения на религию, но исчезла в огне мирной, покровительствующей православию, однако все же такой  безразличной к культурному наследию современности.

 ШИРКОВ ПОГОСТ НА ВСЕЛУГЕ

По-своему уникальные, подобно кондопожской, церкви есть во многих регионах России, и каждая из них бесценна. Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм в селе Ширково Пеновского района. Настоятель расположенного рядом, буквально в 100 метрах, каменного храма  иеромонах Антоний (Краснолобов) рассказывает:

– Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы бревна необычной толщины – до 70 сантиметров. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Но и раньше в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом. Власти Тверской области выделили 4,6 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви,  но как скоро будет разработан проект, мне не известно. Сейчас службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения.

Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды, и, несмотря на то, что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.

ЯРУСНЫЙ ХРАМ НА ТВЕРЦЕ

Столь же знаменитая деревянная церковь находится в Торжке – отмечают ее внешнее сходство с церковью, до недавнего времени стоявшей в Кондопоге. Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм  XVII века, расположенный на высоком берегу Тверцы. Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. По клировой ведомости церковь датируется 1653 годом, когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм. Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664–1665 годах, в составе посольства, сделал рисунок «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Вероятно, позже Вознесенская церковь была перестроена. Церковь имеет четыре яруса, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырех-угольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту замечательную по древности и архитектуре церковь. О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором все внутреннее убранство, которое еще в  XIX – начале XX века восхищало современников. В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви.

 В 2006 году церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 году ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019–2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьезные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

ЧУВСТВО ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ

События в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности: община храма собирает средства для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Старо-Вознесенская Тихвинская церковь – единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

Настоятель проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на ее плечах, но общественные активисты во главе с Татьяной Соколовой включились в работу, стремясь довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и, как человек, боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – все это требует времени и денег.

В России существует Концепция сохранения деревянного зодчества, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия страны поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить,  никого не вводят в заблуждение. Храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб.  Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Так, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, действующий православный храм в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области, является воссозданной копией Покровской церкви, построенной в 1708 году в Вытегорском погосте. Проект восстановления был разработан сразу после гибели храма по обмерам, произведенным в 1956 году, но храм был построен на новом месте.  В основание заложены камни из фундамента сгоревшей Покровской церкви Вытегорского погоста. Освящение собора состоялось в 2008 году.

 Очень важно сохранить деревянные церкви Руси не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Мария ПАРАМОНОВА

МОЁ ЛИТЕРАТУРНОЕ ВЕРХНЕВОЛЖЬЕ !

23.10.2018
Заметка в Караван:
На_традиционном осеннем празднике романтиков  «Путешествие по Млечному пути…», который состоялся в Ботаническом саду Тверского госуниверситета вечером 20 октября,  глава Содружества  литераторов Верхневолжья Диана Мун сообщила о том, что уже идет прием работ на конкурс «Моё литературное Верхневолжье».
.
Региональный конкурс сочинений «Моё литературное Верхневолжье»  учрежден Содружеством литераторов Верхневолжья  в целях популяризации наследия писателей, творческая биография которых связана с Тверской областью.  И не важно, как называлось Верхневолжье – Тверской ли губернией, Калининской ли областью – это наш край, где жили и живут замечательные писатели.
.
В конкурсе могут принять участие 10-11-классники общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Тверской области. Каждый участник может представить на конкурс сочинение, посвященное какому-либо произведению тверского поэта или прозаика. В перечень писателей, о творчестве которых предложено порассуждать старшеклассникам, вошли Евгений Борисов, Спиридон Дрожжин, Гайда Лагздынь, Геннадий Немчинов, Леонид Нечаев, Евгений Сигарев и Валентин Штубов.
.
В своем сочинении юные авторы обоснуют выбор автора и произведения, выскажут свое личное отношение к нему и причины, по которым читателю непременно следует соприкоснуться с творчеством данного тверского писателя. Прием сочинений на конкурс продлится до 4 ноября 2018 года.
.
Порядок оформления работ и их оценки компетентным жюри, а также награждения победителей отражены в «Положении о региональном конкурсе сочинений на тему «Моё литературное Верхневолжье», опубликованном на сайте  http://верхневолжье.рф и в группе Содружества «ВКонтакте» https://vk.com/slv_tver .
.
И если юные авторы пока только оттачивают свой слог в конкурсе сочинений, то поэтами Содружества и постоянным  участником праздника  -  литературным критиком Александром Бойниковым создано уже немало произведений.  Листопад и звездопад неизменно вдохновляют!
.
 Под кронами столетних деревьев Ботанического сада звучали стихи об осени, о звездах, о любви, о судьбах людей.  В красивых фонарях мерцали свечи, рыжие листья кленов падали с деревьев и вновь взлетали в воздух из рук шаловливых детишек, резвившихся в саду под стать античным  купидончикам.  Стихотворные строки сменялись  музыкальными пассажами,  в самоваре кипела вода для ароматного травяного чая.
.
Концертную программу вел поэт Владимир Селянкин, предварявший выступление каждого участника цитатой классика о звёздах.  На сцене под звёздно-облачным шатром с декорациями из стволов, ветвей и листьев  выступили поэты  Вера Грибникова, Игорь Столяров, Алексис, Ксения Маркова, Светлана Леонова, Мария Парамонова и другие. Музыкальные композиции на свои стихи представили Андрей Новосельцев и Семен Миронов.  (прим. – я прочитала стихотворения «Хотела лететь как осенняя птица на юг…», «Я летала над Витебском жёлтым кленовым листом…» («Прогулка»), «Ты боишься слегка сумасшедшей затеи…» и миниатюру «Пёстрой осенью красиво…»).
.
Гостей приветствовал директор Ботанического сада ТвГУ Юрий Наумцев.  Вместе с поэтами в стихотворные образы погружались  взрослые и дети, обычные горожане и заглянувший на огонек депутат  заксобрания,  не чуждый поэзии.  Из волшебного сада не хотелось уходить – гости фотографировались, пили чай, делились впечатлениями и строили планы новых творческих встреч.
.