Записи с меткой «Статьи»


О, эта оперетта! Ансамбль солистов «Грёзы» празднует юбилей

16.10.2019

12 октября в ДК «Химволокно» состоялось представление водевиля «Моя любовь» по мотивам оперетт. Солисты ансамбля «Грёзы» циклом концертов отмечают 25-летие со дня создания коллектива. Этому событию посвящена статья в №39 еженедельника «Караван Ярмарка» за 16 октября (с.6-7).

Не случайно к четвертьвековому юбилею коллектива его бессменный художественный руководитель лауреат всероссийского конкурса вокалистов Анна Каширина подготовила восхитительный водевиль «Моя любовь», в котором со сцены прозвучали голоса солистов «Грёз» под игру на рояле концертмейстера дипломанта всероссийского конкурса Виолетты Филипповой. Сюжет водевиля изящно соединил знакомые шедевры лучших русских и зарубежных оперетт, а шикарные костюмы и со вкусом оформленная сцена подчеркнули праздничное настроение.

Арии из оперетт И. Кальмана «Сильва», «Принцесса цирка», «Марица», «Фея карнавала», «Баядера», И. Штрауса «Летучая мышь», П. Абрахама «Бал в Савойе», Ш. Лекока «Дочь мадам Анго», И. Дунаевского «Вольный ветер», Н. Стрельникова «Холопка» и других прозвучали в исполнении солистов ансамбля Н. Мартьяновой, Г. Соболя, Ю. Тюляева, А. Новицкой, Ф. Ходакова, О. Мурыгиной, И. Мертиной, А. Гаврилко и других. Также прозвучала песня из мюзикла «Кабаре» в исполнении И. Беловой.

Здесь естественным образом возникают вопросы: в чем отличие мюзикла от оперетты и правомерно ли считать мюзикл отдельным жанром искусства? С XVII и до середины XIX века опереттой называли маленькую оперу (именно так переводится слово с итальянского, служившего традиционным языком оперных текстов). Родоначальницей оперетты в современном понимании стала Франция, где в 1850-х годах композиторы
Ф. Эрве и Ж. Оффенбах открыли на парижских бульварах театры «Фоли-Консертан» и «Буфф-Паризьен». Позже столицей оперетты становится Вена, где вплоть до 1930-х годов ставились выдающиеся спектакли в этом жанре. В России музыкальная комедия первоначально развивалась в жанре водевиля, где основным автором являлся драматург, а не композитор. Но ставились и популярные европейские оперетты. В 1920–1930-х годах в СССР этот жанр получил новое, не буржуазное звучание.

Оперетта, отличающаяся от «небольшой оперы» чередованием пения и разговора, иногда с сатирическим содержанием, следует традициям академической музыки, используя такие классические оперные формы, как арии, вокальные ансамбли, хоры. Но они часто короче, легче по форме и выдержаны в песенно-танцевальном характере. Можно сказать, что музыка оперетты носит легкий, популярный характер, а в ряду жанров искусства оперетта занимает промежуточное место между оперой и драматическим театром.

Что же касается жанра мюзикла (сокращение от англ. musical comedy), он сформировался в США в тот период XX века, когда военные конфликты в Европе побудили композиторов оперетты эмигрировать за океан. Там существовала традиция музыкальной комедии, несравнимо менее академическая. Соединив музыкальную комедию, оперетту, джаз, а позже и рок-музыку, мюзикл стал претендовать на право считаться отдельным жанром, культурным достоянием США. Впрочем, драматический театр там не получил большого распространения, а бродвейские мюзиклы заполнили достаточно широкую нишу.

В нашем случае песня из мюзикла прозвучала как бледная копия роскошной оперетты, хотя бы потому, что все арии исполнялись на русском языке, а «Кабаре» на английском, не трогая сердец зрителей. Но все же синтез жанров произошел, ведь и оперетты, и мюзикл объединились в единый спектакль – водевиль с названием «Моя любовь». И это, несомненно, любовь ансамбля «Грёзы» к прекрасной музыке и пению.

Художественный руководитель «Грёз» Анна Каширина, создавшая этот коллектив 25 лет назад – от домашних музыкальных вечеров до побед на международных конкурсах, – считает, что ансамбль достиг зрелости и ставит перед собой сложные творческие задачи:

– Главное наше достижение в том, что за эти годы мы не изменили себе, своему творческому направлению. Мы всегда поем живыми голосами в сопровождении фортепиано. В репертуаре – более 30 тематических концертных программ, основой которых являются русские народные песни, романсы, арии, дуэты, сцены из опер и оперетт, цикл литературно-музыкальных салонов «Прошедших дней очарованье…» и музыкальные спектакли «Театра романса». Это и есть настоящая культура, которая так необходима людям в наше время.

Первоначально коллектив выступал на сцене Дома офицеров, но уже более 10 лет работает в ДК «Химволокно».  Многие годы концертмейстером ансамбля «Грёзы» является Виолетта Филиппова, а постоянной ведущей – Ольга Винтовая. Коллектив объехал с гастролями всю Тверскую область, неоднократно выезжал за ее пределы.

«Грёзы» стали лауреатами 1-й степени и обладателями Гран-при на международных конкурсах романса в Кинешме и Череповце. Коллектив сотрудничает с ассоциацией русского романса «Изумруд» (г. Москва). Любовь к романсу, проникновение в глубину понимания этого жанра, накопленный материал о русском романсе и его авторах побудили ансамбль солистов «Грёзы» создать Центр русского романса в Твери.

В статусе этого центра коллектив проводит Неделю русского романса «Вечера при свечах». В программу Недели, помимо ряда мероприятий, входит Открытый городской конкурс исполнителей русского романса «Калейдоскоп талантов». В нем может принять участие любой житель города, желающий испытать себя на сцене. Цели этого мероприятия – популяризация романсового культурного наследия, пробуждение интереса молодежи к русскому романсу, сохранение традиций исполнения русских романсов.

Уже этой осенью на сцене Дворца культуры «Химволокно» состоится праздничный юбилейный концерт «Четверть века с музыкой». Официальное чествование ансамбля солистов «Грёзы» станет знаком признательности жителей Твери коллективу, который хранит верность классическому вокальному искусству и воспитывает у зрителей хороший музыкальный вкус. Прозвучат избранные произведения из репертуара ансамбля. Приходите, чарующие «Грёзы» не оставят вас равнодушными!

Мария ПАРАМОНОВА

 

Закон сохранения энергии

14.08.2019

В № 3(3) за 2019 год (с. 24-27) журнала «Бизнес и Территория», выпускаемого ООО «Современные информационные системы» опубликована статья «Закон сохранения энергии» – моя беседа с предпринимателем Михаилом Чучалиным о строительстве энергоэффективных зданий. Журнал вышел в конце июля, его презентация состоялась в ресторане «Провинция («La Provincia») на бульваре Радищева в Твери. Ниже приведен текст интервью.

 Неизбежность перехода к энергосберегающим технологиям сегодня очевидна всем – и крупным компаниям и простым потребителям. Ежегодно число изобретений в сфере энергоэффективности возрастает, однако далеко не все из них находят практическое применение. Для бизнеса стремление к использованию инновационных технологий должно быть подкреплено экономической эффективностью или возможностью обойти конкурентов при получении выгодного заказа с регламентированными характеристиками объекта. О способах рационального использования энергоресурсов, которые уже подтвердили свою эффективность на практике «Б&Т» беседует с предпринимателем Михаилом Чучалиным, имеющим многолетний практический опыт в строительстве зданий с использованием энергоэффективных технологий. В частности, в Тверской области построены и строятся торгово-офисные центры, отвечающие современным требованиям и даже их превосходящие.

 НУЛЕВОЙ ВНЕШНИЙ БАЛАНС

Михаил Павлович, в странах Евросоюза, в США и наиболее прогрессивных странах Азии  энергосберегающие технологии в строительстве применяются уже на протяжении многих лет. Удалось ли России следовать этому тренду?

- По крайней мере, стремление к этому есть, поскольку внедрение энергоэффективных технологий дает ощутимую экономическую выгоду. В случае торговых и офисных зданий снижение эксплуатационных расходов позволит собственникам и арендаторам вести свой бизнес более успешно.

Конечно, среди новых технологий есть множество дорогих, наукоемких разработок, которые пока не востребованы. Возможно, их время придет позднее. Сейчас основными направлениями повышения энергоэффективности на практике являются применение принципиально новых типов конструкций зданий, использование современных теплоизоляционных и кровельных материалов, систем обогрева, элементов системы «Умный дом».

- Но ведь, помимо экономии денежных средств, значение строительства энергоэффективных зданий состоит в снижении воздействия на окружающую среду, связанного с выбросом в атмосферу при обогреве и охлаждении зданий тепла и вредных веществ. Следовательно, внедрение энергоэффективных технологий должно поощряться на государственном уровне?

- Пока Минстрой России только определяет требования к энергоэффективности. Замечательно, что в правительстве понимают, что энергоэффективность, не только повышает комфорт проживания, но и окупается в дальнейшем за счет снижения платы за коммунальные услуги. Но вне бюджетной сферы каких-либо преференций для компаний, строящих энергоэффективные здания нет.

Следует отметить, что энергосберегающие технологии в строительстве обходятся застройщикам недешево. В комплекс работ может входить энергосберегающая кровля, утепление стен, энергосберегающие краски, стеклопакеты, экономичные системы обогрева и охлаждения поверхностей. При проектировании и строительстве наших торгово-офисных центров мы применяем современные материалы и наиболее прогрессивные строительные технологии, но учитываем при выборе экономическую целесообразность.

Вентиляционные системы могут создаваться с применением системы рекуперации тепла отработанного воздуха, а также переменной производительности приточно-вытяжных установок в зависимости от количества людей, находящихся в здании. Мы устанавливаем в торговых центрах приточную и вытяжную системы, а так же, что весьма актуально, систему дымоудаления.

Также, с учетом назначения тех или иных помещений торгово-офисных центров, устанавливаются кондиционеры, тепловые завесы, тепловые пушки. При этом мы выбираем наиболее энергоэффективные варианты. Например,  отопительно-вентиляционное оборудование нового поколения Volcano VR, имеющее КПД 90%. За счет разумного расположения жалюзи вентиляционной решетки поток теплого воздуха распределяется по всей площади помещения, не создавая перепадов. Эти системы имеют низкий уровень шума и располагаются на потолках и в верхних частях стен, что экономит площадь, в отличие от громоздких батарей. Используя эластичные подводы теплоносителя можно осуществлять регулировку направления движения воздуха в зависимости от сиюминутных потребностей на любую зону торгово-офисного помещения. Это снижает энергопотребление и затраты на отопление.

Существует точка зрения, что энергоэффективным мы можем считать лишь такой дом, в котором поддерживается комфортная температура зимой – без применения отопления, а летом – без системы кондиционирования. Это так называемые здания с нулевым внешним балансом энергии. Однако, до такого уровня энергоэффективности российским зданиям еще очень далеко.

ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ

Какие шаги необходимо предпринимать для движения по пути к высокой энергоэффективности?

-Начало пути – это осознание ответственности – темпы роста загрязнения окружающей среды и тарифов на коммунальные услуги превышают темпы внедрения энергосберегающих и энергоэффективных технологий.

Даже в современном социально-экономическом контексте возможно создание дискурсивного поля для бесплатного обмена идеями, лучшими практиками, исследованиями и разработками, историями успеха. Местом генерации идей может стать интегрирующий он-лайн хаб. Зачастую профессиональные круги и общественность, объединенные общей целью, достигают результата гораздо быстрее, чем государственные структуры. Хаб может стать площадкой обучения, сотрудничества, обмена опытом для строительных и энергосервисных компаний, собственников жилья, объединений жителей многоквартирных домов, исследователей, муниципальных органов, предприятий коммунальной сферы, финансовых учреждений и других заинтересованных лиц.

В число направлений работы хаба целесообразно включить научные исследования, отслеживание изменений в законодательстве и разработку предложений по его совершенствованию, консультации по энергосбережению для населения и бизнеса, представление успешных проектов по энергоэффективности, финансирование энергоэффективных проектов. Также могут проводиться конференции, презентации, семинары по проблематике энергосбережения, разрабатываться рекомендации по использованию лучших энергоэффективных технологий, устройств и материалов. Отдельного внимания заслуживают возможности обучения, которые сможет интегрировать подобная он-лайн платформа. Например, финский оператор энергоэффективности Motiva разработал учебные материалы на русском языке по энергоэффективному строительству BUILD UP Skills. Это справочники для строительных площадок и серия просветительских видеосюжетов «Как вдвое уменьшить счет за электроэнергию в частном доме?».

КОДЕКС ЭТИКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

От просвещения и генерации идей нужно будет вернуться в реальный мир, где действуют законы, нормативные акты, нормы, правила и невидимая рука рынка?

- Конечно, необходима адаптация идей с законодательными нормами. И законодательство должно совершенствоваться – введение в эксплуатацию новых зданий или реновация старых без повышения их энергоэффективности – это добавление риска к уже существующим угрозам в экологии и экономике. Поэтому насущной необходимостью я считаю разработку и принятие Кодекса этики в строительстве. Строительная отрасль сталкивается со многими вызовами – от неэтичного землеотвода, разрушающего природные объекты, до ввода в эксплуатацию новостроек, не соответствующих даже минимальным требованиям энергоэффективности. Систематизация строительных норм, требований, принципа осторожности и ответственности застройщиков в едином Кодексе даст возможность снизить негативное влияние строительства.

Приказом от 17 ноября 2017 года N 1550/пр утверждены «Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений». Они предъявляются к проектируемым, реконструируемым, проходящим капитальный ремонт и эксплуатируемым отапливаемым зданиям, строениям, сооружениям. Так, для вновь создаваемых зданий удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшена с 1 июля 2018 г. на 20% по отношению к базовому уровню. С 1 января 2023 г. она должна уменьшится на 40%, а с 1 января 2028 г. – на 50%. Установлены и другие требования, в зависимости от класса энергоэффективности зданий. В некоторых российских регионах взялись за присвоение зданиям класса энергоэффективности. В других эта работа буксует – очевидно, что наименее энергоэффективными окажутся школы, больницы, административные здания. В зданиях-памятниках архитектуры работы по повышению энергоэффективности затруднены, поскольку существуют ограничения в части применяемых материалов. Улучшения в таких зданиях должно происходить через изоляцию подвалов, верхнего и нижнего этажей. Следовательно, недостаточно просто предъявить требования. Нужны инструменты, способные обеспечить их выполнение, и стимулы для застройщиков и собственников.

ЭНЕРГОАУДИТ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ

Как на практике определяется класс энергоэффективности зданий?

-Класс энергоэффективности здания определяется исходя из величины отклонения удельного расхода тепловой энергии на отопление здания от нормируемого значения. Проконтролировать этот показатель рядовому потребителю сложно Чаще всего после капитального ремонта зданию присваивается класс «В» (высокий), хотя эксперты отмечают, что фактический класс энергоэффективности таких домов соответствует классу «D» или  «Е» (очень низкий). Самый низкий класс – «F», к нему относится большинство зданий советского периода с изношенными системами.

Для более корректной оценки проводится энергетический аудит – обследование здания, выявляющее его состояние и класс. Это диагноз здания, от которого зависят дальнейшие действия по повышению энергоэффективности. Основная проблема – высокая стоимость аудита зданий, она не стимулирует собственников к экспертизе перед проведением реновации.

Мы ответственно относимся к вопросу энергоэффективности, поэтому при капитальном ремонте здания бывшего Комбината бытового обслуживания в Артиллерийском переулке проведено утепление фасада и его отделка современным материалом Алюкобонд. Эти алюминиевые композитные панели представляет собой соединенные друг с другом при помощи специального минерального или ПВХ-наполнителя два алюминиевых листа с полимерным покрытием. Панели из алюкобонда имеют достаточно низкий вес, их поверхность не трескается при монтаже, а при эксплуатации выдерживает диапазон температур -50 до +80 градусов по Цельсию и прекрасно сопротивляется механическим повреждениям и давлению. Абсолютная пожаробезопасность позволяет использовать алюкобонд при отделки зданий с повышенными требованиями к стандартам пожарной безопасности.

В здании, капитальный ремонт которого мы проводим, будет торгово-офисный центр. Поэтому помимо утепления и пожарной безопасности мы уделили внимание остеклению. Современные требования безопасности позволяют использовать только закаленное витринное стекло. На лестницах используется триплекс – многослойное ударопрочное стекло, состоящее из двух слоев закаленного. Стоимость витринного стекла сравнима с ценой 1 кв. метра стены, но оно имеет более эстетичный вид, повышает  презентативность торговой точки и позволяет использовать естественное освещение.

Проекты новых домов должны предусматривать высокую энергоэффективность еще на этапе дизайна. А государству следует поощрять ввод новостроек с энергетическим классом не ниже «В». Такие программы, как EnergyPlusTM, позволяют дизайнерам и архитекторам без дополнительных затрат спроектировать наилучшее с точки зрения энергоэффективности здание.

ВЫБОР ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Какие технологии следует применять, чтобы дом был энергоэффективным?

- В зависимости от состояния здания, его характеристик, климатической зоны в реальной практике безусловно применимы теплоизоляция стен и кровель, реновация инженерных систем здания с установкой терморегуляторов и применением современной тепловой изоляции трубопроводов отопления и горячего водоснабжения, установка окон и дверей с высокими характеристиками.

В зависимости от финансовых возможностей применяется рекуперация тепла вентиляционного воздуха, установка тепловых насосов и солнечных коллекторов, энергосберегающего освещения и бытовой техники. Солнечная электростанция может обеспечить помещению полную энергетическую независимость – тот самый нулевой внешний баланс, а рекуперация тепла позволяет повторно использовать до 80% тепловыброса. Основное препятствие – ограниченность финансовых ресурсов.

Удается ли Вам в практической деятельности использовать Ваши знания и разработки, которые отмечены дипломами выставок и форумов?

- К сожалению, торгово-офисное здание, построенное в российском регионе, подобном Тверской области, по последнему слову энергосберегающих технологий, окажется слишком дорогим и не окупаемым проектом. Приходится выбирать компромиссные решения, но мы твердо следуем своему внутреннему устремлению к повышению энергоэффективности при строительстве наших объектов.

Несколько лет назад моя компания была удостоена благодарности за профессионализм и самоотдачу при работе на олимпийских объектах в Сочи. Там была поставлена достаточно высокая планка по энергосбережению и экологичности, и бюджет ей соответствовал. Это был очень важный опыт для нашего коллектива.

Опыт и знания помогают нам выбирать доступные решения для повышения энергоэффективности. Например, утилизация тепла солнечной радиации в тепловом балансе здания на основе оптимального выбора светопрозрачных ограждающих конструкций. Наши офисные центры обладают большой площадью остекления. При проектировании мы учитываем расположение здания, чтобы максимально использовать солнечный свет и тепло. Большое значение придается характеристикам и качеству материалов, применяемых для остекления и утепления фасада, для входных групп, а также кровельным материалам. Наши торгово-офисные центры имеют плоскую крышу и внутренний водосток. Это дает возможность применять не только рубемаст — рулонный кровельный наплавляемый материал, но и полимерные мембраны, монтаж которых возможен даже при низких температурах и обеспечивает максимальную безопасность проведения работ.

Спасибо, Михаил Павлович, за беседу. Мы затронули актуальную тему  внедрения современных энергосберегающих технологий и по-новому взглянули на торгово-офисные центры. «Б&Т» желает успеха Вашим проектам, комфорта и безопасности посетителям торговых центров.

Волжский Крестный ход – связь городов и поколений

03.06.2019

Статья опубликована в еженедельнике «Караван Ярмарка»

1_июня на Истоке Великой русской реки Волги исключительно торжественно стартовал XXI Волжский Крестный ход. Его история берет свое начало в 1999 году, но сама древняя традиция молитвенного шествия до революции была распространенным явлением. В крестных ходах с иконой святых, шли не только прихожане, но и высшее церковное духовенство. Было традицией и освящение истока реки Волги. Первый Волжский Крестный ход по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II проходил от истока Волги по водам трех славянских рек: Волги, Днепра и Западной Двины. Уже второй Волжский крестный ход в 2000 году соединил дореволюционную традицию освящения истока Волги и начало Волжского крестного хода.  От освящения истока Волжский Крестный ход с тех пор проходит по всей Тверской области, завершаясь в Калязине.

В живописной деревне Волговерховье, пожалуй только в день отправления крестного хода так многолюдно. Несмотря на отдельные группы туристов, здесь сохраняется уединение, столь необходимое находящемуся здесь женскому монастырю в честь равноапостольной княгини Ольги. Но в первый летний день  несколько сотен паломников заполнили улицы и площадки молитвами, песнями, ощущением праздника. Здесь были представители духовенства, органов власти, творческие коллективы, учащиеся, жители разных районов Тверской области, туристы.

Митрополит Тверской и Кашинский Савва в сослужении Епископа Ржевского и Торопецкого Адриана совершил в Преображенской церкви Божественную литургию. Церковь не могла вместить всех собравшихся, но на экране, установленном рядом с храмом, велась трансляция. В числе тех, кто непосредственно находился на литургии, был, конечно, губернатор Тверской области Игорь Руденя, прилетевший в бело-синем вертолете, а также другие официальные лица.

 После литургии представительная колонна духовенства в праздничном облачении двинулась от церкви в сторону часовни на истоке. На пути их встречали стройные ряды оцепления: казаки Тверского отдельского казачьего общества и станичных казачьих обществ, студенты Тверского казачьего технологического института, учащиеся казачьих классов школы №24 города Твери, православная молодежь с флагами. Владыка освятил воду на истоке великой русской реки, и она потекла – «издалека, долго» – до самого Каспия.

Настало время  приветственных слов. Глава митрополии в своей речи напомнил, что Волжский Крестный ход ежегодно в качестве святынь берет в свое шествие ковчеги с частицами мощей и иконы различных святых. Обычно это связано с юбилейными и памятными датами года. В 2019 году Крестный ход посвящен 200-летию обретения мощей благоверной княгини Иулиании Вяземской и Новоторжской. Поэтому во главе шествия будет икона святой Иулиании. Она прославилась в XV веке супружеским целомудрием и погибла, но сохранила верность князю Симеону Вяземскому. Двести лет назад мощи святой были обретены. Среди чудесных исцелений от мощей мученицы – излечение от чахотки духовника Н.В. Гоголя – Матфея Константиновского. Однако, в годы богоборчества мощи утрачены.

- В наше время, когда не только молодое поколение, но и люди разных возрастов страдают от катастрофы окружающей моральной ситуации, подвиг святой княгини-мученицы своевременно призывает нас обратиться к своей жизни, чтобы найти ответ на вопрос: «На что мы готовы, ради сохранения святости и чистоты истинной любви?», – сказал митрополит Савва, обращаясь к собравшимся… – Чтобы не потерять окончательно связующую нить между временной эпохой и непреходящими ценностями, мы должны чтить память тех, кто примером своего жития показал, что в каждой ситуации, при любой власти и историческом времени, главное – оставаться христианином, не изменять своему выбору, не предавать Христа и быть верным ему до конца».

Владыка выразил надежду, что сотни людей, расположившихся на склоне холма, у подножия которого из-под земли бьет ключ,  названный специалистами истоком Волги, пришли сюда не только ради приятной летней погоды и красивых пейзажей вокруг: « Помните, что мы с вами собрались в Крестный путь, а наша привычная тропа подразумевает не только торжество и радость, но и сугубый молитвенный труд».

Затем участников Крестного хода приветствовал губернатор Игорь Руденя. Он отметил, что «Крестный ход – это та невидимая нить, которая связывает все поколения».  Со сцены выступили также депутат Государственной думы Федерального собрания России Сергей Веремеенко, Председатель Законодательного Собрания Тверской области Сергей Голубев, глава Осташковского городского округа Алексей Титов.

После речей начался концерт – его открыл великолепный Хор Свято-Данилова монастыря. Эти голоса уже звучали во время литургии, а со сцены знаменитый вокальный коллектив исполнил песни «Родина», «Эй, ухнем», «Казачья молитва», «Не для меня», «Вечерний звон» и другие.  Также в концертной программе выступили коллективы ДК «Пролетарка». А на холме, у памятника Святителю Николаю Чудотворцу, исполняли русские народные песни девушки из фольклорного ансамбля «Славяночка» Тверского государственного университета. Они сопровождали свое выступление аккомпанементом на балалайке и гуслях тверского производства.

Пообедав в трапезной официальные лица отправились в обратный путь – губернатор улетел на бело-синем вертолете, сделав круг почета над истоком Волги. Остальные чиновники и большая часть духовенства разъехались на черных автомобилях. Пейзажи по-прежнему были живописными: на холме цвели лютики и вероника в духе Ван Гога, а у ручейка, уносящего освященную воду вниз по течению – белые звездчатка и любка . Как- никак это территория заказника «Исток реки Волги» . И паломники, полюбовавшись прекрасными божьими созданиями и отобедав в полевой кухне добротными гречкой и картошкой, салатом и компотом, начали шествие. Четыре плечистых казака несли перед колонной икону, следом шли священники и миряне – основные постоянные участники Волжского Крестного хода под руководством протоиерея Павла Сорочинского.

На протяжении первого этапа Крестного хода верующие непрерывно пели пасхальный тропарь «Христос Воскресе из мертвых…». Через два с половиной километра икону проводили в дальнейшее путешествие – на автобусе. Маршрут Волжского Крестного хода устремился к берегу озера Селигер – деревням Сосница, Заполек, Климова гора , поселку.Солнечный на острове Городомля, деревне  Николо-Рожок . Уже к вечеру он достиг монастыря Нилова пустынь.  В каждом населенном пункте совершается богослужение с участием местных жителей.

В следующие дни Волжский крестный ход встретят  Осташков , Пено, Андреаполь, Торопец , Западная Двина,  Жарковский, Нелидово,  Белый, Оленино,  Торжок , Кувшиново, Селижарово , Ржев , Зубцов, Старица, Тверь, Бежецк, Максатиха, Удомля,  Кашин Конаково,  Дубна, Кимры и другие – всего около 50 населенных пунктов. Завершится Волжский Крестный ход в Калязине 15 июня.

Мария ПАРАМОНОВА

Духовно богатые в «долине нищих»

25.04.2019

Студенты и казаки убрали мусор вокруг Фаддеевского храма

Церковь Фаддея, Архиепископа Тверского находится в Затверечье, у давно закрытого для захоронения и заброшенного Неопалимовского кладбища (ул. Кропоткина). Деревянная однопрестольная церковь была построена в 2016-2018 годах на месте погребения и обретения мощей архиепископа Фаддея (Успенского).

По благословению Митрополита Тверского и Кашинского Саввы, по просьбе настоятеля Фаддеевской церкви иерея Андрея (Фонарева), очистить от мусора территорию, прилегающую к церкви, прибыли тверские казаки и студенты Тверского казачьего технологического института (филиала) МГУТУ имени К.Г. Разумовского.

 Отец Андрей, указом от 14.03.2019 г. назначенный Председателем Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством, является духовным наставником православных студентов ТКТИ. 16 апреля этого года он стал настоятелем Храма в честь священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Этот храм определен местом пребывания Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством.

Прибыв к храму с граблями и лопатами, казаки, во главе с товарищем атамана Тверского отдельского казачьего общества Юрием Мякеньких и атаманом Тверского станичного казачьего общества Альбертом Меньшиковым, оценили объем работ и несознательность наших граждан. Действительно, территория вдоль дороги, ведущей от «Затверецкого квартала» в сторону Восточного моста мимо Неопалимовского кладбища за зиму превратилась в одну большую несанкционированную свалку.

Невольно вспомнились слова губернатора Игоря Рудени о том, что, при соответствующем воспитании,  дети пристыдят родителей, выбрасывающих мусор где попало. Студенты ТКТИ, сгребая граблями этот мусор, пожалуй, пристыдили бы. Да только их родители не живут в элитных домах и таунхаусах так называемой «долины нищих». Сложив мусор в специально заказанный в ТСАХ контейнер и большие мешки, молодые люди сожалели, что емкости закончились. Ведь мусор – не у храма, а ближе к улице, носящей гордое имя Александра Невского, еще остался. Когда-то этот затверецкий квартал заканчивался улицей с названием Задняя. Право же, если жителям новых домов безразлична чистота прилегающей территории, лучше вернуть историческое название.

В зарослях сирени виднелись оградки могил Неопалимовского кладбища (упоминается с 1763 года), поросшие мхом плиты. Видно было, что кладбище сильно пострадало от вандалов и черных копателей. Но преподаватели и студенты не стали, из соображений безопасности, углубляться в заросли кустарника. По слухам, там находят кости не только столетней давности. Месту этому не добавляет очарования даже связь с именем  архиепископа Тверского Фаддея – в последний день 1937 года его тайно захоронили здесь (без гроба и подобающей одежды).

Архиепископ Тверской и Кашинский Фаддей, как известно из жития, был расстрелян 31 декабря 1937, а затем погребен на Неопалимовском кладбище Твери. В 1993 обретены его мощи, благодаря свидетельствам нескольких местных жительниц и работе исследователей. В 1997 Фаддей (Успенский) причислен лику святых новомучеников и исповедников Российских. А летом 2016 года было решено создать храм-часовню священномученика Фаддея (Успенского).

Храм в этом месте стоял вплоть до Великой отечественной войны.  Это была каменная церковь с двумя престолами– иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и преподобного Нила Столобенского. Однако, 29 сентября 1936 года городские власти лишили владыку Фаддея регистрации и запретили служить. В нарушение запрета он продолжал совершать богослужения, за что и был расстрелян.  Неопалимовскую церковь владыка Фаддей выделял особо – на холме, среди кладбища, отделенного от города полем и Волгой, она была как скит.

Теперь ежегодно 31 декабря в храме проходит служба в память о священномученике Фаддее. Снова стоит церковь, как скит, среди житейского моря, на краю разграбленного кладбища. Студенты и казаки очистили прилегающую к храму территорию от мусора. Но, будем честными, без серьезного, ответственного подхода городских властей, проблема криминального очага, каковым является это кладбище, решена не будет.

Мария ПАРАМОНОВА

Историк и бессменный Дед Мороз

23.04.2019

29 апреля исполняется 70 лет Александру Викторовичу Семенову

Наш земляк ведет активную трудовую и творческую деятельность. С юбилеем его поздравляют руководители учреждений образования и культуры, в работу которых он вносит свой вклад.

Александр Викторович Семенов родился в деревне Житищи Бежецкого района Калининской области 29 апреля 1949 года. Рос без отца, его воспитывала мама Надежда Савельевна. Окончив начальную школу в родной деревне, Александр продолжил учебу в Бежецкой восьмилетней школе-интернате. Там проявилась его творческая активность и инициативность. Он был редактором школьной и классной стенгазет, комсомольцем-активистом, пионервожатым, вел переписку на английском языке с девушкой из Шотландии. И даже встречался с легендарным летчиком Алексеем Маресьевым.

После непродолжительной работы директором Сырцевского Дома культуры (по окончании старицкого педучилища) Александр Викторович был призван для прохождения срочной службы в составе внутренних войск. По месту службы, как и по месту работы, неоднократно награждался почетными грамотами, его фотографии не сходили с различных досок почета.

Александр Викторович с 1977 по 1982 год проходил обучение в Заочной высшей партийной школе при ЦК КПСС в Москве, где получил высшее образование. С 1982 года начал педагогическую деятельность как преподаватель истории, летом возглавляя еще и оборонно-спортивный лагерь «Сокол» в селе Емельяново Старицкого района. Благодаря прекрасной дикции и артистизму являлся диктором на районном радио.

С 1984 года работал в Калинине: начальником отдела кадров и председателем профкома в ПО «Калининоблбыттехника», затем преподавателем и секретарем парторганизации в торгово-кулинарном техническом училище.

В 1993 году началась его работа в областном Дворце культуры «Пролетарка». Работая начальником охраны объекта, он играл в спектаклях народного театра «Диалог». Сотрудничество с театром Александр Семенов не прерывал и в последующие годы, когда уже не работал в штате ДК «Пролетарка», а преподавал общественные дисциплины в Тверском полиграфическом колледже. За эти годы сыграно множество ролей. Но особенно Александр Викторович гордится тем, что много десятилетий он был бессменным Дедом Морозом новогодних спектаклей «Пролетарки».

Елена Постнова, директор Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка»:

– 70-летний юбилей – это достойный отрезок жизненного пути человека. Всякий раз, прикасаясь к такого рода событиям, хорошо понимаешь, что сама история оценивает нас не по принадлежности к чему-либо, а по результату. Казалось бы, Александр Викторович официально проработал в штате Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка» всего около трех лет. Но около 30 лет, с 1986 года, был актером пролетарского самодеятельного театра «Диалог». Гастролировал по всей родной Тверской области, выезжал со спектаклями в Москву, был участником международного конкурса в Литве. Сыграл десятки ролей, главная из которых – сказочный Дед Мороз, который из года в год радовал маленьких детей на новогодних елках.

Без Александра Викторовича Семенова и сегодня не обходятся многие мероприятия «Пролетарки». Одно из недавних – открытие IV кинофестиваля фильмов о Великой Отечественной войне, где он, серебряный призер Всероссийского конкурса чтецов, подарил зрителям удивительные строки стихотворения о Великой Победе А. Цомука «Этот день».

Тверской областной Дворец культуры «Пролетарка» искренне поздравляет Александра Викторовича с юбилеем и желает крепкого здоровья и новых творческих высот!

Следует отметить, что Александр Викторович не только прочел стихи – он выступил одним из организаторов церемонии открытия фестиваля. На ней выступили ветераны Великой Отечественной войны с рассказами о том, как они сражались за победу. А еще он привел с собой студентов Тверского казачьего технологического института (филиала) МГУТУ имени К.Г. Разумовского. В этом учебном заведении он сейчас преподает историю и основы философии.

Директор ТКТИ – филиала МГУТУ имени К.Г. Разумовского Александр Диченский присоединяется к поздравлениям:

– Уважаемый Александр Викторович! Наш институт поздравляет Вас с 70-летием и благодарит за работу по патриотическому воспитанию, которую Вы проводите с нашими студентами. Ребятам представился шанс написать «живое письмо» для ветерана, выразив в нем все свои чувства и благодарность. А «Почта России» доставит эти письма ветеранам в разные уголки Тверской области. Молодежи показали кинофильм «В бой идут одни старики». Отрадно, что они делятся впечатлениями от этого фильма в социальных сетях. Значит, история нашей страны стала для них понятней и ближе. Наш коллектив желает Вам здоровья и благополучия на долгие годы!

Подготовила Мария Парамонова

Энергоэффективный капремонт: как сказку сделать былью

22.04.2019

Статья опубликована в еженедельнике «Караван»
№14 за 24-30 апреля 2019 г. под редакционным
заголовком «В Твери обсудили, как повысить эффективность капремонта«, с сокращениями

Жилой фонд в Тверской области и других российских регионах, к сожалению, с каждым годом ветшает. И вопросы, связанные с его ремонтом, стоят очень остро. Существует большое количество технологий, которые позволяют не только поддерживать дома в функциональном состоянии, но и делать их лучше. Это требует немалых средств. Жители многоквартирных домов пока не слишком хорошо осведомлены о том, как работает система капремонта в России. 20 апреля в Твери прошла конференция «Инновационные технологии при капитальном ремонте многоквартирных домов». Её участниками стали как представители многогоквартирных домов, заинтересованные в ремонте, так и компании, этот ремонт проводящие.

Вариться в общем котле или нет?

Центр организации капитального ремонта (ЦОКР), отделение которого действует в Тверской области, является региональным оператором проведения капитального ремонта тех домов, которые выбрали способ накопления средств на специальном счете.Генеральный директор ЦОКР Олег Ненилин рассказал о двух способах финансирования капремонта:

- Программа капитального ремонта действует уже 5 лет. Есть 2 способа накопления средств на капремонт. Первый –это «общий котел», когда капремонтом занимается региональный фонд капремонта. Второй – «специальный счет», когда жители на общем собрании решают открыть свой счет в банке и занимаются проблемами капремонта. У каждого способа есть свои достоинства и недостатки. Но сегодня мы будем говорить о специальном счете, поскольку в Тверской областипрограмма капитального ремонта буксует. На счетах регионального фонда капремонта имеются значительные остатки, и мы надеемся, что он все же ускорит проведение работ. Но спецсчет, не дожидаясь, когда придет очередь в 20-х, 30-х годах, позволяет начать ремонт в своих домах.

Олег Евгеньевич продемонстрировал участникам конференции три сюжета тверского телеканала о домах, где проводят ремонт через спецсчет.

- Собственники вправе самостоятельно определять сроки и материалы для проведения ремонта. Размер минимального взноса на капремонт позволяет накапливать на ремонт 3-5 лет. Но можно и воспользоваться рассрочкой. В начале, когда в 2014 году государство только запустило систему, оно взяло на себя функцию управления проведениемкапремонта. Но предполагалось, что в дальнейшем, при помощи способа накопления «специальный счет», будет осуществляться переход к самостоятельной организации работ по капремонту.

В Твери процент домов, накапливающих средства на спецсчетах небольшой – всего 15%. Но есть регионы, например, Ярославская область, где объем работ через спецсчет приблизился к объемам, которые осуществляет региональный фонд капремонта. Здесь нужно отметить позицию государства и региональных властей. Раньше, для того, чтобы перейти на спецсчет, по законодательству нужно было подождать 2 года. Потом внесли изменения в законодательство на федеральном уровне, срок, который должен пройти после принятия решения собранием собственников о переходе на спецсчет, снижен до 1 года. И, надо отдать должное руководству и заксобраниюТверской области, которые этот срок уменьшили до 6 месяцев. Есть регионы, где этот срок 2 и 3 месяца. Если на сегодня ваш дом находится «в котле», то приняв решение, через полгода все средства, которые вы накопили на капремонт, будут перечислены на спецсчет, и вы сможете организовать ремонт в доме. Кроме того хотелось бы отметить, что у нас есть дома в Тверской области, куда центр выходит и выполняет ремонтные работы не дожидаясь открытия спецсчета и перечисления средств с «котла». Есть документы, которые оформляются без всяких задержек.

Сколько можно ждать ремонта?

Участница конференции, представляющая многоквартирный дом 1972 года постройки, задала вопрос:

- Согласно постановлению регионального правительства наш дом включен в программу капитального ремонта: 2015-2017 год – утепление фасада, 2017-2019 год ремонт крыши. Нам сейчас предлагают увеличить взнос в фонд капитального ремонта на 13 руб. с квадратного метра, создать спецсчет и решать этот вопрос. Но если мы уже включены в программу капремонта, которая утверждена правительством, а работа по утеплению фасада не выполнена как нам быть?

Олег Ненилин ответил, что есть и другие похожие обращения от жителей домов, которые стояли в программе капремонта на 2017 год, но не отремонтированы до сих пор.

- Когда мы приехали в регион в октябре 2017 года, то с удивлением узнали, что у вас низкий процент выполнения плана за 2015 год, а к 2016-му еще и не приступали. Соответственно, исполнения программы по «котлу» на сегодня нет. Наличие вашего дома в плане  абсолютно не гарантирует, что ваш дом отремонтируют. У нас есть информация, что из 1200 домов в краткосрочном плане этого года будет отремонтировано только 43 дома. К концу года, когда будет сформирован новый краткосрочный план на 2020-22 годы, вы снова будете искать в нем свой дом. Существующий темп исполнения программы говорит о том, что подождав 3 года, вы можете подождать еще 3. Но дома площадью свыше 3,5-4 тысячи квадратных метров на сегодняшний день спокойно могут собирать взносы на спецсчете.

Пять шагов к энергосбережению

Компания «Данфосс» – лидер в сфере энергосбережения. Завод компании в Подмосковье производит терморегуляторы, датчики, устанавливает системы автоматического регулирования тепловой энергии. Анна Антоневич, ведущий инженер-проектировщик компании «Данфосс», отметила, что многие из нас хотят жить в комфортных условиях и при этом платить разумную цену за коммунальные услуги.

- Кто-то для этого приобретает квартиры в новых домах, потому, что они построены с учетом современных требований по энергоэффективности. Это значит, что при строительстве таких домов используются современные материалы и технические решения, которые позволяют регулировать, а значит, экономить такие ресурсы как энергоснабжение, водоснабжение и отопление. Но как же быть тем, у кого нет возможности приобрести квартиру в новостройке?

Ответ прост – это энергоэффективный капитальный ремонт. Он возможен в абсолютно любом жилом доме, независимо от того, малоэтажный он или многоэтажный, панельный или кирпичный. В чем же смысл энергоэффективного капитального ремонта и что он нам дает? Дело в том, что в течение всего срока эксплуатации дома мы делаем небольшие ремонтные работы, но рано или поздно наступает момент, когда заканчивается срок эксплуатации инженерных систем. Мы вынуждены заменить их на новые в рамках капитального ремонта.Обычно старое заменяют на такое же, только новое. Однако на сегодняшний день задача состоит в том, чтобы при капремонте повысить энергоэффективность. Сейчас на улице тепло, а у нас батареи горячие. И мы вынуждены открывать форточки, балконы, чтобы избавиться от тепла, но при этом мы же за него и платим. Компания «Данфосс» разработала систему экономии тепловой энергии. Мы назвали её «Пять шагов к энергосбережению».

Анна Антоневич поделилась информацией обо всех пяти шагах к энергосбережению.

Энергоэффективная крыша

Руководитель направления ЖКХ СБЕ «Полимерные мембраны и PIR» корпорации «Технониколь» Максим Скуратовский рассказал о современных энергоэффективных технологиях проведения капитального ремонта кровель многоквартирных домов с применением полимерных мембран «Технониколь». Он проиллюстрировал свой рассказ видеопрезентацией, отражающей разносторонний опыт компании в ремонте крыш многоквартирных домов с использованием полимерных мембран компании «Технониколь». В числе регионов, активно применяющих эту технологию, Владимирская, Рязанская, Смоленская,  и другие области центра России, а также Сибирь и Дальний Восток, где оценили возможность выполнения работ при минусовых температурах, и Кавказ, где понравились светоотражающие свойства материалов.

Компания «Технониколь» уже более 25 лет работает на рынке строительных материалов. Она модернизирует и создает новые строительные материалы, разрабатывает инновационные технологии. В числе успешных проектов – не только ремонт жилых зданий. Кровля спорткомплекса «Олимпийский» получила престижную премию Международной кровельной федерации IFD 2013.

Максим Скуратовский сообщил, какими преимуществами обладают инновационные материалы. Он отметил, что перед выбором технического решения проводится обследование состояния крыши. Возможны варианты с заменой старого «кровельного пирога» или с доутеплением существующего. Второй вариант обходится дешевле, но могут возникнуть сложности при эксплуатации.

«Умный город» приходит в Тверь с умными электросчетчиками

О том, как начинает внедряться в Тверской области интеллектуальная система учета энергии, участникам конференции рассказал заместитель директора ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по техническому развитию Андрей Кислянских.  Он отметил, что федеральный проект «Умный дом», инициированный Минстроем РФ, уже реализуется и в Твери.

- Сейчас много разговоров ведется о цифровизации, «умном доме», интернете вещей. Но частью общества это воспринимается лишь как модный тренд. Суть данного явления состоит в том, что для дальнейшего успеха нашего общества и государства, они должны пройти определенный этап качественного преобразования всех процессов в виде цифровизации. По прогнозам аналитиков, те государства, которые этот этап не пройдут, в будущем останутся на задворках цивилизации.

«ТверьАтомЭнергоСбыт», как часть огромной корпорации реализует ряд проектов, в том числе цифровых, которые позволяют процесс цифровизации сделать ближе и доступнее потребителю. В рамках цифровизации АО «Атомэнергосбыт» создает единые расчетные центры, контактные центры, которые позволяют при необходимости связаться с консультантом в режиме онлайн. В 2019 году запущено мобильное приложение для физических лиц. Не выходя из дома, вы можете передать показания, произвести оплату электроэнергии. Для потребителей, у которых есть так называемые умные приборы учета, есть дополнительные опции: есть возможность поменять тариф, посмотреть аналитику.

Кроме того, мы реализуем проект «Умный дом». В составе этого проекта – такие компоненты, как система солнечного энергоснабжения с накопителями солнечной энергии, энергосберегающие светильники, система видеонаблюдения и интеллектуальная система учета. Задача компании – реализовать единую цифровую платформу, чтобы потребитель выбрал ту форму взаимодействия, которая будет для него наиболее удобна.

Интеллектуальные системы учета в ряде регионов уже массово воплощаются в жизнь. Масштабно и за счет государства. Я думаю, что многие слышали о вступившем в силу 27 декабря 2018 года Федеральном законе №522 о внесении изменений в законодательные акты, в связи с развитием систем учета. Он носит достаточно важный характер – поэтапно все приборы учета электроэнергии, которые есть в нашей стране,  будут заменены. Потому что большинство приборов учета не соответствует требованиям этого федерального закона.

Что подразумевается под «умным прибором учета»? Этот прибор позволяет контролировать качество электроэнергии, фиксировать почасовые значения, дистанционно передавать данные. Вы уже не увидите в подъезде контролера, который переписывает показания. Прибор учета автоматически передает эти данные, они попадают в базу данных и выставляется счет в конце месяца.

Внедрение интеллектуальной системы учета решает проблему ОДН (общедомовых нужд). Все приборы учета будут одномоментно передавать показания. Но если раньше обязанность установки и содержания прибора учета лежала на потребителе, то сейчас эта обязанность перекладывается на плечи энергетиков.

Установка умных приборов учета в многоквартирных домах с 1 июля 2020 года возлагается на сбытовые компании (при выявлении факта их непригодности). Сетевые организации (линии, подстанции) отвечают за частный сектор и юридических лиц. Застройщики при сдаче дома в эксплуатациюс 1 января 2021 года также будут обязаны сдавать дом только с умными приборами учета.

1 января 20122 года любой потребитель, которому установили умный прибор учета получит доступ к личному кабинету, чтобы анализировать данные. А 1 января 2023 года уже наступают штрафные санкции за необорудование умными приборами учета.

У энергетиков возникают обязательства менять приборы учета в следующих случаях: его отсутствие, истечение межповерочного интервала или срока эксплуатации, выход из строя. Если прибор учета продолжает считать, то он замене не подлежит.  Таким образом, если только часть приборов в доме подлежат замене, система расчета ОДН не получит максимального эффекта. Лишь тогда можно будет определить баланс по дому, когда все приборы будут заменены. Мы рекомендуем рассмотреть такую возможность со стороны управляющей компании или лиц, задействованных в капитальном ремонте, на паритетных началах менять в полном объеме приборы учета.

Расщепление платежей

О платежных сервисах Сбербанка для поставщиков услуг  и плательщиков коммунальных платежей рассказала начальник отдела платежных сервисов Тверского отделения №8607 ПАО «Сбербанк» Ирина Петрова.

Программа Сбербанк Партнер, разработанная для риэлторов, жилищных застройщиков, инвесторов и других партнеров в сфере недвижимости – это  лидер решений в данной сфере. Она обеспечивает, чтобы платежи населения сразу доходили до компаний, оказывающих услуги. Сегодня  проблема того, что Управляющая компания собирает с населения платежи, но не перечисляет деньги ресурсоснабжающим организациям, решена. Расщепление платежей – современный способ осуществления расчетов. Подписывая договор напрямую с ресурсной организацией через расчетный информационный центр, который действует в определенном субъекте страны, клиент совершает платежв любом банк в регионе, а средства поступают на транзитный счет в Сбербанке. А далее зачисляются на счет ресурсной организации, где бы он ни был открыт.

Для населения созданы удобные сервисы в интернет-банке и мобильном приложении «Сбербанк Онлайн». В том числе – платеж можно осуществить по штрих-коду или QR-коду с использованием терминалов и банкоматов Сбербанка.

Конференцию продолжили ответы на актуальные вопросы участников. Многие из них представляли многоквартирные дома, нуждающиеся в ремонте. В зале были представлены выставочные стенды организаторов и партнеров мероприятия. На них демонстрировались инновационные технологии, используемые при капремонте, энергоэффективное оборудование и стройматериалы. Участники имели возможность получить консультацию по участию в программе капитального ремонта, по применению интеллектуальных приборов учета и по использованию современных платежных сервисов.

Мария ПАРАМОНОВА

Увлечение диктантом

13.04.2019

Статья опубликована в еженедельнике »Караван Ярмарка»
(в сокращении, под редакционным заголовком,
выпуск в №13 от 17-23.04.2019 на стр.32
)

13 апреля в Твери пошла ежегодная образовательная акция «Тотальный диктант».  Организатором этого добровольного испытания является одноименный новосибирский фонд.  В этом году в проекте участвуют  76 стран, 1021  город, 3243 площадки. Для сравнения, в 2011 году диктант проходил в 13 городах двух стран.  А впервые он был проведен в 2004 году в Новосибирском государственном университете.

Писать грамотно – модно

Целью проведения «Тотального диктанта»  является, конечно, популяризация грамотности. «Писать грамотно – модно», – гласит девиз акции. Для человека важно быть грамотным, а  русский язык велик, могуч и сложен. Поэтому каждый участник определяет свои цели.  Для кого-то нелегко писать без ошибок и важно сделать их как можно меньше. Для кого-то диктант – это увлекательный флешмоб. Кто-то стремится присоединиться к сообществу знатоков и любителей русского языка. А кто-то, для кого русский не является родным, стремится научиться грамотно писать и говорить по-русски. Всех их объединил в этот день увлекательный и полезный «Тотальный диктант».

Этот общественный проект проводится силами активистов и волонтеров. Организатор акции — фонд «Тотальный диктант» ежегодно, специально для этого случая, заказывает сложный, наполненный знаками препинания и трудными словами текст, который  создает известный писатель. Правда сначала подбирались тексты классиков – начали со Льва Толстого, позже были и Гороль и Стругацкий. За прошедшие с 2011 года годы в числе авторов отметились  Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Дина Рубина, Алексей Иванов, Евгений Водолазкин, Алексей Усачев, Леонид Юзефович и Гузель Яхина.

Писать от руки полезно

Принципами «Тотального диктанта» являются добровольность, безвозмездность и доступность. Любой человек, независимо от гражданства, пола, возраста или вероисповедания, может принять участие в диктанте. Главное, чтобы он мог под диктовку записать от руки текст на русском языке. Кстати, вот и еще один мотив: в современном мире мы все больше пользуемся компьютерами, набираем тексты на клавиатуре, распечатываем на принтере. Многие уже ворчат, если необходимо написать от руки заявление или заполнить анкету. Что уж говорить о лекциях – студенты приходят и на них с гаджетами.

А доктора предостерегают: человек, пишущий от руки, имеет меньше шансов  заболеть болезнью Альцгеймера, в просторечии именуемой старческим маразмом. Правда, для профилактики одного дня в году маловато. Нужно делать это если не каждый день, то настолько часто, насколько это позволит поддерживать навык в рабочем состоянии. Это означает, что соответствующие участки мозга в норме.

Аудитория или ресторан?

В Твери в этом году написать диктант можно было на пяти площадках. Среди традиционных в этом деле площадок учебных заведений неожиданно обнаружился … ресторан. Не совсем типичным местом для диктанта стал ресторан «Ленинград» на Комсомольском проспекте, где текст диктовала телерадиоведущая Екатерина Романцева.

На других площадках «тотальными диктаторами» стали народная артистка России Ирина Андрианова, председатель комитета по делам молодежи Вадим Степанов, тверской поэт Роман Гурский и президент образовательной Академии Благородного воспитательного собрания Дмитрий Бессарабов.

Однако, на площадке филологического факультета ТвГУ, которую выбрал для участия в диктанте корреспондент «Каравана»,  даже достаточно большая аудитория не вместила всех желающих. Во второй аудитории, которую выделили организаторы, «почетным диктатором» стала студентка Анастасия Груздева, участвующая в организации мероприятия уже пять лет.

Не только русский – и литература тоже

Автором текста в этом году стал писатель Павел Басинский – лауреат премии «Большая книга» (2010 г.), снискавший известность как литературовед и литературный критик. И текст «Тотального диктанта» был весьма характерным для этого автора. Очерк  получил название «Литературный детектив», хотя в столь коротком тексте автору удалось поставить вопросы, а ответ остался между строк. Речь велась о пьесе А.М.Горького «На дне» и убийстве хозяина ночлежки.

Не будет преувеличением сказать, что «Тотальный диктант», помимо развития навыка письма от руки и увлекательного поиска правильных букв и знаков, также несет в себе заряд любви к русской литературе. Текст Павла Басинского великолепен лапидарностью стиля. Здесь сконцентрированы характеры героев и личность Горького,  здесь миной замедленного действия таится желание перечитать (или прочитать?) пьесу «На дне». Именно такие тексты должны быть  упражнениями в учебниках, а не вырванные из контекста отрывки с набором нужных для изучения слов.

«Тотальные диктаторы» и «жертвы»

После диктанта участники акции с удовольствием делились впечатлениями.

Дмитрий Бессарабов (читал текст в ТвГУ):

- Я благодарен организаторам за приглашение. Было интересно, постарался прочитать правильно и доходчиво. Благородными воспитательными собраниями во времена Екатерины II назывались все высшие учебные заведения, поэтому на площадке ТвГУ я следую целям нашей Академии. Мы продолжаем традицию подготовки образовательной элиты. Поддержка и реставрация зданий архитектурного ансамбля «Раек» и четырех храмов в Торжокском районе также соответствует этой цели.

Валентина Тихомирова (в команде «Тотального диктанта» занималась работой с партнерами и спонсорами):

- Рада, что в этом году так много участников. Некоторые приходят каждый год, кто-то пришел впервые. Текст в этом году был сложный и интересный. В субботу, 20 апреля, участники могут вновь прийти сюда, узнать результаты и разобрать ошибки с экспертами.

Этер Кулиева (студентка Тверского казачьего технологического института):

- Очень волновалась, поскольку впервые участвую в «Тотальном диктанте». Надеюсь, что сделала не очень много ошибок. Я учусь в ТКТИ – филиале МГУТУ имени Разумовского. В нашей группе многие зарегистрировались для участия на разных площадках. Обязательно буду участвовать и в следующем году. Думаю, что проект нужно расширять, открывать новые площадки – здесь уже все не помещаются. Если бы у нас в институте тоже организовали площадку, многие студенты захотели бы поучаствовать.

***

Солнечный денек, позитивный настрой, встреча с русской литературой – все это рождало улыбки на лицах участников «Тотального диктанта», покидавших аудитории. Многие фотографировались на фоне логотипа проекта с красивой ударной буквой «а». А ведь правда, что насильно мил не будешь – именно добровольность , доступность и безвозмездность делают этот почти неформальный проект таким притягательным.  И не беда если кто-то, как и я, не поставил многоточие в предпоследнем предложении. Зато поставил восклицательный знак!

Мария Парамонова

«Палитру мысли радугой насытить»

10.04.2019

Статья опубликована (в сокращении) в еженедельнике «Караван»
под заголовком «Тверской художник и молдавский поэт»
в №12 за 10-16 апреля 2019 г. на с.9

30_марта на творческом вечере в  Тверском  доме актера под эгидой Творческой  мастерской члена союза художников  России Андрея Юдина был представлен уникальный проект. Андрей Юдин известен целым рядом креативных проектов, объединяющих различные виды творчества. Героями этого вечера стали поэт и художник и их совместное творение, которому уже более 30 лет.

Два очень интересных, своеобразно мыслящих человека, нитями судеб связанные с Тверью, в 1988 году создали книгу. Тверской художник, член Союза художников России  Александр Фролов ( 1957-1997) великолепно и тонко проиллюстрировал книгу стихов молдавского, советского поэта, члена Союза писателей Молдавской ССР  Паула Михни (1921-1994). Их творчество объединено экзистенциальными понятиями жизни и космогоническим мышлением. Люди из разных поколений, пережившие немало страданий и боли, соединились в творческий тандем незадолго до окончания жизненного пути.

Дочь художника – Елена Фролова-Борисова рассказала, что после серьезной травмы в результате аварии Александр Фролов прожил лишь десять лет.  За это время он создал свой индивидуальный стиль живописи в технике монотипии и цветного офорта. При создании иллюстраций к поэзии знаменитого французского поэта Поля Верлена, Александр Фролов впервые соприкоснулся в творчестве с Паулом Михней. Книга стихов Верлена в переводе Михни с иллюстрациями Фролова имела успех.

И уже следующая, полностью совместная их работа, стала и вершиной творчества и последним общим проектом. Это книга стихов Паула Михни «Садовник или возмездие зеркал», вышедшая в 1988 году в столице Молдавской СССР Кишиневе. Она проиллюстрирована  необычными цветными офортами Александра Фролова.

Экземпляр книги «Садовник или возмездие зеркал» Паула Михни на русском языке представил гостям вечера внук Паула Михни, тверской поэт и журналист Святослав Михня.  В Твери достаточно известен и отец Святослава, актер и режиссер Борис Паулович Михня. Почтительный внук и сын прочел стихи деда, отца и свои собственные в окружении цветных офортов и графики Александра Фролова.

Философская лирика Паула Михни, которую на русский язык переводили такие известные поэты как Новелла Матвеева, Давид Самойлов, Римма Казакова, Кирилл Ковальджи, произвела сильное впечатление на аудиторию. Стихи, действительно, поразительные.

…Со всем иметь связующие нити:
внезапной мыслью богу быть под стать,
палитру мысли радугой насытить
и птицей научить её летать…

С восторгом отозвался о стихах кандидат философских наук, доцент ТвГу, член-корреспондент  Петровской академии наук и искусств (ПАНИ) Владимир Гайдуков. Следует отметить, что в зале присутствовал целый ряд представителей ПАНИ.

Инициатор мероприятия, член ПАНИ художник Андрей Юдин во второй половине творческого вечера рассказал об успешных проектах своей творческой мастерской. Наиболее яркий из них связан с балетом – художники создали прекрасные работы, наблюдая за грациозными балеринами. Эти работы за короткий срок были выставлены на множестве престижных площадок в России и за рубежом – в Малайзии, Румынии, Сербии, Армении.   «Грация русской души» – это название вполне соответствует идее проекта.

Вице-президент ПАНИ, председатель Тверского отделения академии Владимир Осипов торжественно вручил двум художницам – участницам Творческой мастерской Андрея Юдина знаки отличия членов ПАНИ.  И пожелал художникам новых успешных проектов. А планов много и мечты сбываются – Андрей Юдин оптимистично подвел итог вечера, пообещав новые интересные творческие встречи, пленэры, выставки.

«Неоновая муза» молодеет

02.04.2019

Определены лучшие молодые и юные поэты Тверского региона

Статья опубликована в №11 еженедельника «Караван» за 03.04.2019 г.

31_марта в актовом зале областной библиотеки имени Горького по зову «Неоновой музы» собрались самые молодые и перспективные поэты Верхневолжья. Ставший за многие годы традиционным конкурс «Неоновая муза» расширил свой формат, дополнив его детско-юношеской возрастной категорией. Поэтому закономерно, что гала-концерт конкурса состоялся в завершение Недели детско-юношеской книги.

Уникальное для Тверской области состязание поэтов проходило в двух возрастных категориях: от 10 до 15 лет и от 16 до 25 лет. Соответственно авторы из Твери и Тверской области сражались за титулы «Лучшего юного поэта Тверского региона 2019 года» и «Лучшего молодого поэта Тверского региона 2019 года».

На заочном этапе жюри конкурса оценивало стихотворные подборки участников и определило финалистов, которые выступили в очном финальном туре.  Особенностью «Неоновой музы» является то, что стихотворение, которое поэт читает на фестивале, должно быть не из подборки, присланной на первый этап конкурса. В этом есть определенный риск и острота момента, но обилие номинаций позволяет поощрить и мастеров декламации и застенчивых создателей мадригалов и элегий.

Декламаторы могли использовать музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты, и многие проявили фантазию в создании образов. Стихотворения участников, даже в возрастной группе от 10 до 15 лет, в большинстве своем были о любви. Слегка затронули поэты историю, философию и литературу. А вот политический перфоманс от постоянного участника фестиваля Сергея Че(ркасова) хотя и был изобретательным и выразительным, симпатий ни у жюри ни у зрителей не вызвал. Не удивительно! Когда столько юных дарований читает стихи о добром и светлом, соглашаться с тезисом о том, что человечество подлежит уничтожению за грехи, как-то не хочется.

В итоге очного соревнования победителями в номинации «Лучшее стихотворение фестиваля» стали: в группе до 15 лет Анастасия Чакла со стихотворением о вере и помощи нуждающимся, в группе до 25 лет – Алина Худякова, успешно сочетавшая романтический образ и музыкальное оформление. В номинации «Лучшее представление стихотворения» победили: в группе до 15 лет – девушка с зонтиком Владислава Тюлегенова, в группе до 25 лет – девушка с альбомом Капитолина Волошина. «Приз зрительских симпатий», руководитель Областного общественного движения «Уроки успеха» Глеб Сафонов вручил  Андрею Новосельцеву, чтобы тот не грустил, что у него нет друга. Спецприз от Группы компаний «Удача» достался Милане Ильясовой выступившей с экспромтом. А тренинговый центр «Тверь 69» поощрил Майю Романюк и Екатерину Климову.

Победители в главных номинациях получили кубки и призы от генерального спонсора фестиваля – бутика натуральной косметики BELLA CASA (г. Тверь).  Титула «Лучший юный поэт Тверского региона 2019 года» была удостоена Варвара Кушина.

А «Лучшим молодым поэтом Тверского региона 2019 года» жюри справедливо назвало Владислава Гусева. В этой номинации в большей степени учитывались оценки за конкурсные подборки, но Владислав и в очном туре получил максимальный балл и аплодисменты.

Между поэтическими блоками поединка выступили две вокалистки и замечательный ансамбль «Эпоха странствий». Они прекрасно поддержали праздничную атмосферу, пока   жюри, в составе которого были поэты и спонсоры, подсчитывало баллы.

Моё мнение далеко не во всех случаях совпало с оценками жюри. Однако лучшие выступления были отмечены теми или иными призами. Спонсоры проявили хороший вкус.

Можно ответственно сказать, что фестиваль, организатором которого является  «Содружество литераторов Верхневолжья», а кураторами поэты Диана Мун и Владимир Селянкин, успешно прошел «перезагрузку».

Пришли новые поколения молодых тверских поэтов, их радушно встретили более опытные собратья по перу, а значит «Неоновой музе» и дальше оставаться юной и прекрасной.

Мария Парамонова

фото Дианы Мун

Выжить в «Отрыве»

18.02.2019

Молодая команда кинематографистов представила в Твери волнующий  триллер
(рецензия для еженедельника «Караван» №5 за 20-26.02.2019, опубликована в редакционной версии)

17 февраля в зале компании «Сильвер Синема» в ТРЦ «Рубин» состоялся премьерный показ нового отечественного триллера «Отрыв». Создатели фильма представили картину жителям Вержневолжья, ответили на вопросы о съемках, сценарии и спецэффектах.

«Отрыв» – первая полнометражная работа режиссера Тиграна Саакяна. Он рассказал об уникальной атмосфере создания фильма, в чем-то сходной с мозговым штурмом. Команда развивала идею сценаристов, актеры предлагали интересные сцены, реплики.

Идея фильма, основное действие которого происходит внутри застрявшего над пропастью фуникулера, режиссеру предложила Ольга Рудь, уже около пяти лет работающая в кинематографе.  Она стала фильма,  в котором  компания из трех парней и двух девушек поднимается на вершину горы, чтобы встретить там Новый год, а затем скатиться по склону на сноубордах в огнях праздничных фейерверков. Старенький вагончик, зависший над долиной в результате рокового стечения обстоятельств, становится местом драматических коллизий сюжета триллера, местами граничащего с фильмом ужасов.  В экстремальной  ситуации раскрывается характер героев, их истинные мысли и чувства.

Съемки триллера «Отрыв» проходили в павильоне и на высоте 3.5 тысячи метров на Эльбрусе.  Горные панорамы завораживают глаз, вызывают головокружение, позволяя проникнуться атмосферой опасного приключения. Во время съемок группа запечатлела сход лавины, к счастью никто из кинематографистов не пострадал. В павильоне уникальные панорамные декорации позволили воссоздать эффект движения кабинки, смену времени суток и погоды.

 Молодые актеры уже имеют достаточный опыт работы в кино. Андрей Назимов («Территория») снялся в 35 фильмах,   обаятельная Ирина Антоненко (главная роль в сериале «Золотая клетка») имеет в своем портфолио 21 фильм.  Денис Косяков – актер 29 фильмов,  сценарист и продюсер 5 картин. Ингрид Олеринская (главная роль в фильме «Неадекватные люди») снялась в 27 фильмах, ей отлично удаются роли, требующие гибкой психики. Михаил Филиппов (в сериале «Хоккейные игры» сыграл Анатолия Тарасова в юности), так же предстает в сложной роли человека, показывающего в экстремальной ситуации свое истинное лицо.

Режиссер Тигран Саакян на встрече с тверским зрителями сказал слова благодарности в адрес съемочной группы. Оператор Сергей Дашук  добился высокого  качества съёмок на такой высоте, где сложно дышать. Художник-постановщик Артур Мирзоян сделал панорамные супер-декорации.  Тигран отметил, что фильм «Отрыв» о молодёжи:
- Мы – часть молодежи. Сейчас не нулевые, деньгами никого не удивишь. Наша молодежь не беспринципная, и  мы надеемся, что на ней будет строиться новая эра российского кино.

Сценарист Ольга Рудь поддержала эту мысль:
- Мода на деньги прошла. Сейчас мода на призвание, на увлечение, на дело, которым ты хочешь заниматься.

Актер Андрей Назимов отметил, что всё же деньги – это топливо:
- Ребята сняли эту картину без господдержки. Это здорово и в то же время печально. Если будет больше людей, которые помогают молодёжи, это будет потрясающе! Тогда у каждого будет возможность доказать, что он может творить!

Посмотреть этот фильм будет интересно не только молодёжи. Зрители любого возраста (16+) будут пребывать в интригующем напряжении от динамичных событий триллера, разворачивающегося над ледяной бездной.

Мария Парамонова