Записи с меткой «Верхневолжье»


О лести, удаче и здоровье детей

18.04.2019

В среду 17 апреля вышел очередной выпуск еженедельника «Караван Ярмарка». Одна небольшая заметка по мотивам моего посещения финального гала-концерта танцевального конкурса вызвала большой резонанс в соцсетях. Негодующие дамы выражали бурное несогласие с моим частным мнением и даже звонили в редакцию с угрозами. Замечу, что материал некоммерческий, и я вовсе не обязана льстить победителям. Лесть, как известно, гнусна. В заметке я высказалась предельно корректно и никого не оскорбляла. Хотя и отметила, что у зрителей могли возникнуть определенные подозрения. Приведу здесь текст газетной публикации (с редакционным заголовком), проиллюстрирую его фотографиями, взятыми из открытых источников (комментарии – курсивом).

Победителя конкурса «Поймай удачу» в Твери выбрали неудачно (в моей версии статья называлась «Удачливых танцоров выбрали в Твери»)

14 апреля в ДК «Химволокно» состоялся финальный гала-концерт Третьего открытого танцевального конкурса «Поймай удачу». Участниками конкурса в этом году стали 280 танцоров, показавших 88 номеров.

На сцене ДК были представлены танцы различных жанров и танцоры из разных районов Тверской области. Открыл концерт задорный танец маленьких скоморошков из коллектива «Ладушки-сударушки».

Печально проплыли по сцене бабушки с платками – коллектив «Родники» из Зубцовского района – как вдовы с дарами не доживших до пенсии мужей.

Очень храбрая солистка из города Бологое сплясала народный танец, а ансамбль «Пелагия» (Вышний Волочек) весьма профессионально сыграл в танце жанровую сценку с потаенным смыслом.

 Мальчики-комарики в танце с лавками сорвали бурные аплодисменты.

Девичий дуэт порадовал эстрадным танцем «Лесть» по мотивам басни И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Два коллектива исполнили индийские танцы. Еще два – испанские.

Современные направления танца также были представлены. Ансамбль «Каприз» затронул тему буллинга (травли) в школьных коллективах.

Другие участники в танце поведали о высоких устремлениях «офисного планктона», о стремлении к свободе творчества и просто о крутой тусовке. Театр танца «Романтики» показал милый детский танец. Правда, девочки в ансамбле выглядят чрезмерно худыми, настолько, что впору подозревать у них анорексию.

В завершение программы коллектив «Сударушка» представил композицию, пробуждающую ностальгию по советскому периоду истории и картинам Петрова-Водкина. Девочки в красных трико перемежали танцевальные па с гимнастическими упражнениями, периодически замирая и образовывая силуэты букв. Из них складывались слова: «удача», «мир», «родина», «Россия».

В общем, у жюри, которое возглавлял начальник управления по культуре, спорту и делам молодежи Марк Соколов, было из чего выбирать.

Пока судейская коллегия совещалась, в зале состоялась презентация второго литературного сборника «Поймай удачу». Но вот все финалисты танцевального конкурса поднялись на сцену.

Поощрительные призы спонсоры конкурса распределили в соответствии с собственными симпатиями.

А главный приз достался коллективу, выступление которого ничем не выделялось, – народный танец был исполнен достаточно формально, механистично, без чувства. Неудивительно, что, когда после вручения призов ансамбль стал выступать на бис, более половины зрителей поднялись с мест и ушли в гардероб. Невежливо, но честно.

Да, не всегда побеждает сильнейший, но в целом шоу было ярким и шумным.

Выше приведен текст с сайта еженедельника «Караван». В печатной версии было еще предложение (оно добавлено здесь красным курсивом), которое выпускающий редактор  распорядился убрать с сайта в страхе перед разгневанной руководительницей коллектива. В случаях, когда речь идет о политических вопросах, он проявляет даже излишнюю дерзость, а когда речь идет о здоровье детей почему-то пассует.

В 2016 году в одном из российских городов был случай, когда девочка умерла во время занятий танцами. Выяснилось, что она истощала себя, мало кушала, чтобы удерживать необходимый вес (об этом был сюжет на одном из центральных телеканалов).  Вероятно, есть много аналогичных случаев, о которых не так широко известно.

Не все истощенные танцовщицы умирают, но их детский организм не формируется должным образом. Сейчас руководитель коллектива кричит на редактора, что наша публикация огорчает деток. А кто будет утешать этих девочек, когда они не смогут иметь детей? Да, «звёзды»  балета часто жертвуют личной жизнью ради карьеры. Только солисток Большого театра мало, а загубленных девочек много.

Я была знакома с одной девушкой, которая с детства занималась балетом. Дальше областного центра её балетная карьера не пошла. Она нашла себя в ином творчестве, но хотела и счастья материнства. А вот с этим были проблемы.

Полагаю, детский омбудсмен должен обращать больше внимания на эту проблему. Ради сиюминутного успеха на сцене и одобрения преподавателя танцев, а возможно и родителей, которые верят в звёздное будущее своего ребенка, нельзя рисковать здоровьем детей.

Глядя на солистку упомянутого коллектива, я хотела даже обратиться к детскому омбудсмену или в прокуратуру, чтобы проверили, обследуется ли здоровье детей перед допуском к занятиям.

У девочки, о которой идет речь, сильно выступают кости на кистях рук, коленях, локтях, грудной клетке. Выступают также сосуды или сухожилия. Да, я не врач, но у меня высшее образование, в том числе квалификация преподавателя. А еще я – мать двоих детей. И не могу представить, как может ребенок быть таким худым.

Не привожу здесь  фотографии этой танцовщицы в надежде, что руководитель танцевального коллектива все-же сделала выводы, а не только позвонила в редакцию. 

Еще одной даме, оставившей комментарий «ВКонтакте», видимо представлявшей коллектив, получивший Гран-при и денежный приз, хочу сказать, что все участники были в равных условиях. В смысле, что все приехали за свой счет. Поэтому ссылаться на то, что денежный приз должен компенсировать расходы, по меньшей мере смешно. А название Вашего коллектива я не указала во-первых потому, что записывала названия только тех, чьи выступления мне понравились, а во-вторых, чтобы не расстраивать своим критическим замечанием участников коллектива. Они сделали то, чему их научили.

Замечу также, что ведущий представлял некоторые коллективы очень подобно. Другие же просто называл. То же касается и танцев. На одном из фото, которое я назвала «Танец необъявленного народа» дети исполняют народный танец. Их костюмы и музыка, видимо, тщательно подбирались, но национальная принадлежность танца не была озвучена. К сожалению, поскольку зрители потеряли возможность расширить свой кругозор.  

Я не имею отношения ни к одному из этих коллективов и не писала заметку с чужих слов, в чем Вы обвинили меня в своем комментарии.  В доказательство – публикую фото: в зале я сижу в следующем за жюри рядом, как раз за Мариной из группы компаний «Удача», которая прекрасно организовала это красочное шоу.

«Неоновая муза» молодеет

02.04.2019

Определены лучшие молодые и юные поэты Тверского региона

Статья опубликована в №11 еженедельника «Караван» за 03.04.2019 г.

31_марта в актовом зале областной библиотеки имени Горького по зову «Неоновой музы» собрались самые молодые и перспективные поэты Верхневолжья. Ставший за многие годы традиционным конкурс «Неоновая муза» расширил свой формат, дополнив его детско-юношеской возрастной категорией. Поэтому закономерно, что гала-концерт конкурса состоялся в завершение Недели детско-юношеской книги.

Уникальное для Тверской области состязание поэтов проходило в двух возрастных категориях: от 10 до 15 лет и от 16 до 25 лет. Соответственно авторы из Твери и Тверской области сражались за титулы «Лучшего юного поэта Тверского региона 2019 года» и «Лучшего молодого поэта Тверского региона 2019 года».

На заочном этапе жюри конкурса оценивало стихотворные подборки участников и определило финалистов, которые выступили в очном финальном туре.  Особенностью «Неоновой музы» является то, что стихотворение, которое поэт читает на фестивале, должно быть не из подборки, присланной на первый этап конкурса. В этом есть определенный риск и острота момента, но обилие номинаций позволяет поощрить и мастеров декламации и застенчивых создателей мадригалов и элегий.

Декламаторы могли использовать музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты, и многие проявили фантазию в создании образов. Стихотворения участников, даже в возрастной группе от 10 до 15 лет, в большинстве своем были о любви. Слегка затронули поэты историю, философию и литературу. А вот политический перфоманс от постоянного участника фестиваля Сергея Че(ркасова) хотя и был изобретательным и выразительным, симпатий ни у жюри ни у зрителей не вызвал. Не удивительно! Когда столько юных дарований читает стихи о добром и светлом, соглашаться с тезисом о том, что человечество подлежит уничтожению за грехи, как-то не хочется.

В итоге очного соревнования победителями в номинации «Лучшее стихотворение фестиваля» стали: в группе до 15 лет Анастасия Чакла со стихотворением о вере и помощи нуждающимся, в группе до 25 лет – Алина Худякова, успешно сочетавшая романтический образ и музыкальное оформление. В номинации «Лучшее представление стихотворения» победили: в группе до 15 лет – девушка с зонтиком Владислава Тюлегенова, в группе до 25 лет – девушка с альбомом Капитолина Волошина. «Приз зрительских симпатий», руководитель Областного общественного движения «Уроки успеха» Глеб Сафонов вручил  Андрею Новосельцеву, чтобы тот не грустил, что у него нет друга. Спецприз от Группы компаний «Удача» достался Милане Ильясовой выступившей с экспромтом. А тренинговый центр «Тверь 69» поощрил Майю Романюк и Екатерину Климову.

Победители в главных номинациях получили кубки и призы от генерального спонсора фестиваля – бутика натуральной косметики BELLA CASA (г. Тверь).  Титула «Лучший юный поэт Тверского региона 2019 года» была удостоена Варвара Кушина.

А «Лучшим молодым поэтом Тверского региона 2019 года» жюри справедливо назвало Владислава Гусева. В этой номинации в большей степени учитывались оценки за конкурсные подборки, но Владислав и в очном туре получил максимальный балл и аплодисменты.

Между поэтическими блоками поединка выступили две вокалистки и замечательный ансамбль «Эпоха странствий». Они прекрасно поддержали праздничную атмосферу, пока   жюри, в составе которого были поэты и спонсоры, подсчитывало баллы.

Моё мнение далеко не во всех случаях совпало с оценками жюри. Однако лучшие выступления были отмечены теми или иными призами. Спонсоры проявили хороший вкус.

Можно ответственно сказать, что фестиваль, организатором которого является  «Содружество литераторов Верхневолжья», а кураторами поэты Диана Мун и Владимир Селянкин, успешно прошел «перезагрузку».

Пришли новые поколения молодых тверских поэтов, их радушно встретили более опытные собратья по перу, а значит «Неоновой музе» и дальше оставаться юной и прекрасной.

Мария Парамонова

фото Дианы Мун

«Я пытаюсь постичь вдохновенья исток…»

18.03.2019

Статья опубликована в еженедельнике «Караван» за 20 марта 2019 года
под редакционным заголовком «Поэтов путь»

В феврале отметила юбилей поэт Вера Грибникова. Ее непростой путь в творчестве – путь самобытного русского писателя из глубинки и путь прекрасной женщины, чья красота озарена вдохновением. Вера Грибникова родилась 26 февраля. Писать стихи она начала раньше, чем научилась грамоте. Этому содействовал пример старшей сестры, увлекавшейся чтением и поэзией. Первое стихотворение дошкольница Вера посвятила временам года: в нем были «бульканье ручьев» и «трели соловьев».

Русская природа вдохновляет поэтессу по сей день. Детство и юность Веры Грибниковой прошли в поселке городского типа Селижарово. Это торговое село на Волге, в устье речки Селижаровки, известно с начала XVI века, здесь располагался Троицкий монастырь. История России – еще одна тема творчества поэтессы.

Уехав из поселка совсем юной, Вера Петровна сохранила его в своих стихах. О доме, в котором они с бабушкой жили тогда, «плачет память светлыми стихами» – он сохранился, но в нем живут теперь другие люди. А в поэтические строки вплывает ностальгический «домоткано-кружевной уют, с теплой печкой, с духом каравая, где проворно ходики снуют, на секунды вечность разбивая…». И Волга, Волженька, как называет ее Вера Петровна, тоже стала сквозным образом ее творчества.

 ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЛИТЕРАТУРЕ

О том, как Вера Грибникова оказалась в Твери (тогда Калинине) и почему стала водителем трамвая, «Караван» рассказывал в интервью с Верой Петровной «Живи трамвайчик, будь в моей судьбе!».

«Ода трамваю», воспевающая последний ночной рейс, была в составе стихотворной подборки, которую в 1980-е поэтесса отправила в «Калининскую правду». Мы все слышали о том, что рукописи не рецензируются и не возвращаются, а иногда и не читаются. В областной газете стихи прочли и отзыв написали – критический, уничижительный. «Моя пристыженная муза смирнехонько просидела целых 15 лет, обдумывала услышанное», – смеется теперь Вера Грибникова над своей юношеской печалью. Зато теперь она консультирует начинающих авторов самых разных судеб и возрастов. И, зная, каким хрупким и ранимым может быть талант, старается подбирать такие слова для учеников, чтобы «крылышки им не обломить».

Примечательно, что позже, когда муза все же поборола свою застенчивость, Вера Грибникова отправила свои стихи на Тверской областной конкурс «Родной край». Это было в 1996 году, в подборке стихов была и «Ода трамваю», которую «зарубили» в «Калининской правде». Ода очень понравилась председателю жюри поэту Александру Гевелингу, длительное время возглавлявшему тверскую писательскую организацию. Вручая Вере Грибниковой диплом, он попросил прочитать это стихотворение и стал наставником поэтессы.

ИДЕАЛЬНАЯ РИФМА К СЛОВУ «КОСА»

Кроме того, что Вера Грибникова поэтесса и вагоновожатая, многие сразу вспоминают еще одну замечательную примету. У Веры прекрасные длинные волосы – коса до пояса. В стихотворных посвящениях прекрасной поэтессе этот атрибут женской красоты нередко рифмовался с творческим псевдонимом Веры Грибниковой – Роса. Так же называлась первая книга поэтессы.

Неудивительно, что, основав в 1995 году литературный клуб, Вера навала его «Роса». Это было неформальное объединение, работе которого Вера Петровна посвящала все свое свободное время. Так продолжалось больше 10 лет.

Я познакомилась с Верой Грибниковой в 2004-м. Наш профсоюз пригласил на выездное мероприятие клуб «Роса». Вера и еще две участницы объединения выступали на открытой площадке у костра, а потом предложили собравшимся почитать свои стихи, если кто-то их пишет. Я набралась смелости и прочитала – впервые, хотя писала их уже много лет. Вера Петровна отнеслась ко мне с удивительным вниманием и пригласила в «Росу». Благодаря этому литобъединению и Вере Грибниковой я открыла для себя радость творческого общения.

«Роса» была клубом открытых дверей, и не только для поэтов. Актив «Росы», собиравшейся в горнице библиотеки имени Герцена, составляли поэты и музыканты. Но и человек, не пишущий стихи или песни, получал возможность высказаться, рассказать о прочитанной книге или путешествии. Вера Петровна не только готовила программу занятия, но и мастерила своими руками подарки для гостей клуба. К сожалению, не всех устраивала эта идиллическая картина. Открытые двери притягивали не только людей, стремящихся к творческому созиданию, но и разрушительных индивидов.

Вера Грибникова, она же Роса, ушла из созданного ею клуба. Друзья настаивали, чтобы она забрала с собой свое имя, но Вера Петровна не стала этого делать. Она оставила клубу прежнее название, попросила приглашать ее на мероприятия и встречи. Но за 10 лет ни одного приглашения не последовало, вплоть до 20-летнего юбилея клуба. Более того, ее обвиняли в том, что в «Росе» не было издано ни одного коллективного сборника стихов. Когда же оставшиеся члены клуба «Роса» выпустили такой сборник, то не преминули поглумиться в нем над своим бывшим руководителем.

Сейчас, спустя много лет, Вера Грибникова может ссылаться на большую нагрузку, побудившую ее уйти из своего детища, может говорить о том, что «передала бразды правления», и желать долголетия литобъединению. Но тогда это была вопиющая несправедливость, к сожалению не единственная и не последняя в творческой биографии Грибниковой.

СОЮЗ И СОЮЗНИКИ

В 2000 году Вера Грибникова была принята в Союз писателей России. Первую рекомендацию ей написал Евгений Сигарев, поэт, приехавший в Тверь с Камчатки. Он часто бывал в «Росе», участвовал в творческих встречах и поездках. Принес рекомендацию на одно из собраний и вручил. У Веры Грибниковой тогда уже были изданы две книги стихов – «Роса» и «Соло». Поэтесса не была уверена, что этого достаточно, но Гевелинг рассеял все сомнения, дав вторую рекомендацию. Третью написал Владимир Львов – он вместе с Гевелингом был в составе жюри того конкурса, в котором Вера Грибникова стала победителем в 1996 году.

Войдя в состав союза писателей, Вера Грибникова активно включилась в работу тверского отделения. Однако творческие союзы переживали тогда не лучшие времена. В 1990-е организацию возглавлял прозаик Евгений Борисов. В 2004-м председателем был избран Владимир Самуйлов. В те годы уже прекратилась существовавшая в советское время поддержка писательской организации. Приближалось банкротство. В 2006–2008 годах Вера Грибникова была секретарем писательской организации.

«Если бы я ведала, с какими трудностями столкнусь, ни за что не согласилась бы на эту должность, – вспоминает Вера Петровна. – Наша организация занимала чудесное помещение в центре Твери, но платить аренду, долги за электричество и воду было нечем. Нас выселили. Мне пришлось перевозить книги, мебель, картины, пианино в другое помещение на проспекте Чайковского. Почему мне? Потому что наш председатель Владимир Самуйлов уехал на родину в Вышний Волочек и делами организации совсем не интересовался, оставив мне доверенность на право второй первой подписи. И я осталась один на один со всеми проблемами организации. Банковский счет у нас был арестован. Из огромного коллектива (почти 60 человек) мне помогали всего двое – Александр Бойников и Валерий Токарев, да и то не в беготне по юстициям, банкам и налоговым инспекциям, а только по литературной части».

Счет разблокировать не получилось, но Вере Грибниковой все же удалось добиться финансирования альманаха, собрать материалы и вместе с коллегами выпустить этот последний номер классического коллективного сборника в истории некогда славной Тверской областной писательской организации.

 «НАДЕЖДЫ ЛИРА ЗОЛОТАЯ» И ДРУГИЕ

Дипломами поэтических конкурсов Вера Грибникова могла бы обклеить не одну стену. Но есть среди ее наград та, которую обязательно вспоминают все журналисты. В 2004 году за стихотворение о любви Вера Грибникова была удостоена премии музея им. Пушкина в США. На конкурс «Надежды лира золотая» в Нью-Йорке прислали свои стихи поэты со всего мира – более 40 тысяч человек. Из подборки Веры Грибниковой жюри отметило стихотворение «Встреча». Оно непременно запоминается читателю образной концовкой: «…А на вешалке рубашка обнимает сарафан».

В числе других литературных побед – конкурсы «Литклуб» (Москва, 2003 г.), «Каблуковская радуга» (под псевдонимом Иван Бойков, Тверь, 2005 г.), «Посадская Лира» (Сергиев Посад, 2010–2017 гг.), «Золотое перо» (Москва, 2010 г.), конкурс имени Сергея Клычкова «Душа моя, как птица» (Москва, 2014 г.), конкурс имени А.С. Пушкина «От вас беру воспоминания…» (Пушкинские Горы, 2017 г.). Вера Грибникова награждена дипломом и памятной медалью за победу в обеих номинациях в конкурсе имени А.Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» (Калуга, 2017 г.)

Победа в конкурсе «Стихи о Твери и Тверском крае» (Тверь, 2015 г.) привлекла внимание к творчеству Веры Грибниковой художественного руководителя «Дома поэзии» Андрея Дементьева. Вера Петровна стала литконсультантом «Дома поэзии». Она ведет «Литературные среды», координирует работу Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок» в отборочном туре.

 В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Признание таланта Веры Грибниковой далеко за пределами Верхневолжья отнюдь не повлияло на отношение к ней литературоведов, возглавляющих новообразование тверской писательской организации. Веру Петровну сначала сочли нежелательной в составе правления, а затем и в самом тверском отделении. Причиной тому – принципиальная позиция Грибниковой в вопросах приема в организацию новых членов и выдвижения на литературные премии по критерию таланта, а не личных симпатий.

Вера Грибникова активно участвует в мероприятиях «Содружества литераторов Верхневолжья», с 2011 года является членом литературного совета альманаха «Новый Енисейский литератор» (Красноярск). Награждена почетным дипломом «За вклад в развитие русской литературы в Красноярском крае» и многими благодарственными письмами. А в 2018 году с победы в литературном конкурсе началось ее сотрудничество с Союзом писателей Крыма.

 Добрые литературные встречи в грибниковской «Росе» у многих вызывали ностальгию, и Вера Петровна создала новый клуб. Уже шесть лет литературное объединение «Ковчег» собирается в последнее воскресенье месяца в библиотеке имени Спиридона Дрожжина в Твери. Вдохновение, позитивный настрой, дружелюбная обстановка – отличительные черты уют-компании «Ковчега». Вместе с Верой Петровной благотворную атмосферу литературного клуба поддерживают сотрудники библиотеки и ее заведующий Владимир Ходаков.

«Ковчег» не замыкается в четырех стенах, он активно путешествует по России, сотрудничает с библиотеками, клубами, музеями, литобъединениями и школами.

МЕЧТА О КНИГЕ

Вера Грибникова по-прежнему пишет много новых стихов. Только раньше они рождались экспромтом и отшлифовывались в памяти, а сейчас просятся на бумагу.

«Очень хочется издать книгу, – делится сокровенными планами поэтесса. – Личные сборники не выходили у меня очень давно – 17 лет, поскольку нужды семьи всегда были на первом месте, а государственное тверское издательство давно приказало долго жить. Может быть, в этот юбилейный год мечта наконец-то осуществится?»

В былые времена поэты к юбилею выпускали «Избранное» при поддержке писательской организации и удостаивались государственных наград в знак признания вклада в литературу. В наши дни отсутствие государственных наград означает не отсутствие вклада в литературу, а отсутствие связи между государством и литературой. Литературные премии регионального масштаба связаны с изданием книги – деньги тянутся к деньгам. Автор, издав книгу на свои средства или средства спонсора, если его удается найти, получает возможность быть номинированным на премию. Нет книги – нет премии. В общем, без предприимчивости, которая обычно не свойственна талантливым писателям, не обойтись.

 Редакция «Каравана» желает Вере Грибниковой исполнения желаний и реализации творческих планов в этот юбилейный год. Новых стихов, новых книг, новых побед!

Мария Парамонова

Стихи Веры Грибниковой

Прохожий

Стукнусь обессиленною птахой
в чье-нибудь окошко, наугад:
«Человек! Открой его без страха,
протяни на помощь добрый взгляд.

Места нужно мне совсем немного,
я не попрошу ни пить, ни есть.
Чуть согреюсь и опять в дорогу,
чтоб нести, нести благую весть

О весне! Лишь отогрейте птаху,
Я не отдыхала так давно…»
Но скользнули взглядом и с размаху
шторами задернули окно.

Не взлететь… Срываюсь под окошко,
крыльями обмерзлыми звеня.
…Чьи же это добрые ладошки
отогреть пытаются меня?

Калязин на два дня стал Третьим Римом

22.02.2019

Шестые Калязинские чтения МОО «Русское Собрание» прошли в Тверской области

20-21 февраля в малом историческом городе Калязине состоялись масштабные VI  Калязинские чтения Международной общественной организации «Русское Собрание». Это значимое  мероприятие привлекло в районный центр Тверской области общественных деятелей, ученых, писателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Твери, Перми, Калуги, Ярославля, Брейтово и Углича Ярославской области, а также из Донецкой Народной республики.

В актовом зале Администрации Калязинского района собрались люди, которым не безразлично прошлое, настоящее и будущее России. Это представители  общественных организаций: МОО «Русское Собрание», Союз писателей России, НИЦ «Национальные проблемы образования», Изборский клуб Новороссии, Движение «Сорок Сороков», движение «Народный Собор», Союз православных педагогов, Общество русской культуры Республики Татарстан, Петровская академия наук и искусств, Федерация лапты Ярославской области, портал «Русская Народная Линия», и других.

ТРЕТИЙ РИМ – НЕ МЕСТО, А ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

В 2019 году  тема конференции касалась идеи, насчитывающей уже пять веков: «Третий Рим: историческая концепция или будущее России?» Философская концепция «Москва — Третий Рим» связана с именем старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея. В своих посланиях 1523—1524 годов великому князю Московскому Василию III и дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину Филофей рассуждал о «Риме земном», которым должна была стать Москва.  Научная концепция «перехода империи» известна с античных времен.  После распада «Первого Рима» под напором  варваров  «вторым»  Римом стал Константинополь. Византийскую империю её жители называли  Восточной Римской империей, вкладывая в это понятие христианский смысл. Однако, в 1453 году турки-османы захватили Константинополь. Был необходим новый центр христианства.  Сербы хотели назвать «третьим Римом» Белград, а болгары — Великое Тырново. Но и эти территории были захвачены Османской империей. Только русское государство, сохранившее веру, несмотря на монголо-татарское иго, и увеличивающее свое влияние, могло претендовать на эту роль.

Старец Филофей в своем послании Василию III писал: «Все христианские царства сошлись  в твоём царстве… Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Идея Москвы (России) как последнего лидера христианского мира в современном контексте затрагивает, несомненно,  ситуацию на Украине и ее последствия.  Действия Константинопольского патриарха Варфоломея напомнили ещё раз о том, что Константинополь пал много столетий назад.

Но на конференции «Русского собрания» разговор велся преимущественно в русле внутрироссийской повестки. Проблематика воспитания исторического самосознания молодежи, сохранение русского языка и литературы, возрождение малых городов и русского села – вот что волнует русскую общественность.  Ведь Третий Рим – это не столько место, сколько предназначение.

МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ МАЛЫХ ГОРОДОВ

Председатель Тверского регионального отделения «Русского собрания», кандидат исторических наук, глава Калязинского района Константин Ильин, выступая с приветственным словом отметил:

- Многое зависит от малых городов, таких как Калязин, с богатой, героической историей. Здесь живут люди – наследники и славы и трагедий этой истории. И мы всеми своими действиями должны содействовать будущему России… Мы сегодня говорим об освоении Арктики, Дальнего Востока, но, с другой стороны, города и деревни в центре России продолжают деградировать.  Такая экономическая политика не способствует сбережению и воспроизводству народа.  Сегодня людской потенциал не имеет возможности развивать эти территории. Курс на развитие мегаполисов – в корне неверный… В своё время Махатма Ганди призвал не покупать товары колонизаторов. И те были вынуждены уйти из Индии – им там стало нечего делать. Мы же поддаемся колонизаторам, покупаем их товары. Те же сетевые магазины наносят непоправимый вред нашим предпринимателям и производителям. Мощные империи прошлого пали потому, что отошли от Бога… Воспитание детей и молодежи осуществляется в условиях неконтролируемой разрушительной информационной среды, настоящей информационной войны. Но миру нельзя потерять Россию, соборными усилиями мы достигнем того, что Россия будет жить еще долго.

РОССИЯ – «УДЕРЖИВАЮЩИЙ»

Анатолий Степанов – председатель МОО «Русское Собрание», главный редактор портала «Русская Народная Линия» рассказал о выборе темы конференции:

- В разгар церковного кризиса на Украине президент этой страны сделал удивительное заявление. В декабре минувшего года он организовал самочинный Собор, который учредил так называемую Православную церковь Украины, и когда раскол православной церкви стал реальностью, Порошенко заявил, что наступил конец Третьему Риму. Но от наших современных государственных деятелей, от людей, которые их идеологически обслуживают, слов про Третий Рим мы не слышим. … Поэтому мы и вынесли эту тему в повестку нашего совещания… Воцарению врага рода человеческого, согласно посланию апостола Павла, препятствует «удерживающий»…Как известно, есть разные толкования. Одно из них – мир удерживает империя, тогда – это Рим. Затем Константинополь, а после 1453 года – Москва. …  Стамбул уже не является городом «царя и синклита»,   и потому не имеет тех прав, которые предоставляли ему отцы Четвертого Вселенского Собора. Русская церковь шла по пути превращения во вселенскую церковь. Она заместила собой отпавшую от Православия Римскую церковь. Все шло к тому, что русская церковь должна была стать Вселенским патриархатом. В царствие Алексея Михайловича обсуждался вопрос о переезде Вселенского патриарха и переносе кафедры в Москву.  Это было вполне реально. Однако раскол, низложение Патриарха Никона, а в последствии полное упразднение патриаршества и учреждение Святейшего Синода идею переноса Вселенского патриархата в Москву сделало неактуальной… Третий Рим царской империи возродился в империи сталинской, своеобразно, но выполнявшей роль «удерживающего»… Сегодня наступил момент истины: как только Россия стала возвращаться в мировую политику в качестве самостоятельного игрока, началось невероятное давление. Запад обрушил на Россию экономические санкции, русофобия становится сегодня частью политической культуры Запада. Отчего это происходит? … Именно потому, что Россия была и остается Третьим Римом, «удерживающим». Но насколько современная Россия готова к исполнению этого своего предназначения? Это другой вопрос, но то, что мы на пути осознания этого своего предназначения – несомненно.  В своей недавней статье Владислав Сурков, идеолог Кремля, признался, что русским глубинным народом управлять невозможно, его даже понять невозможно, он живет сам по себе… Нам необходима внутренняя консолидация, но от неё наше общество пока еще далеко. Как мы помним, внешнее могущество не остановило развал Советского Союза.  Поэтому вопрос об идеологическом единстве нашего общества поднимается в качестве основного вопроса, не решив который Россия не сможет дальше двигаться вперед.

ИСТОРИЯ УЧИТ НЕ ПОБЕДАМИ

Протоиерей Анатолий Денисов, благочинный Брейтовского округа Ярославской епархии, настоятель храма с. Прозорово выступал ярко и остро, обращаясь к народной мудрости:

- 17 февраля мы на реке Сить праздновали бездарно забытую дату. Когда еще не было Московского княжества, а была Владимирская Русь, князь Владимирский Георгий вышел с малой дружиной, обратился ко всем князьям за поддержкой, но не поддержали его. Разбили нашу дружину – это был 1238 год. Это очень поучительная битва в истории, но почему-то мы не учимся на своих ошибках. И никак не хочу согласиться с календарем, где одни праздники побед. Ну не бывает такого, чтобы одни победы. Этот праздник мы отмечаем уже 20 лет, всех вас приглашаю… Помню, бабушка еще говорила: «Не плюй семечки на землю – это мама!» Включите телевизор – ни одного слова о земле!  Может быть мы небожители? Сельский час убрали, чтобы не стыдно было. Не знаю как вам, мне хочется натуральные продукты кушать. А такие соседи – «Дикси», «Магнит» и «Пятерочка» разве их дадут?  … Оказывается, на личное подсобное хозяйство налог с 1 марта ввели. У нас есть 10 тыс. га пустых, 30 деревень брошенных, может с них начнем? Может они богатеют?  Труд и молитва в крестьянстве порождали героев. Это два весла на лодке, лишь тогда мы поплывем.  В Ярославской  области наш район единственный во времена богоборчества не имел ни одного действующего храма. А теперь осталось только две крыши отремонтировать. Мы праздновали юбилей Ситской битвы в селе Семеновском. Ни  одного дома нет, но стоит храм – позолоченные купола.  Господь посылает таких людей!  Сегодня мы открыли два музея, столовую. Спрашивают: «Батюшка, откуда у тебя столько денег?» Богатство – это много Бога. Давайте уметь благодарить Бога и благодарить каждого, а благодарный человек ни в чем не нуждается!

О РУССКОМ СТИЛЕ

Владимир Крупин – классик современной русской прозы, сопредседатель Правления Союза писателей России, лауреат первой Патриаршей премии в области литературы в своем выступлении говорил об отличительных чертах  русского  стиля:

- Сама история создавала основу русского стиля, христианство его одухотворило. Историков  древности изумляло отношение славян к смерти.   Пушкин не случайно взял одним из  эпиграфов слова Петрарки о нас: «Там где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно». Это отношение к смерти и выделяет русский стиль из других. Наша русская жизнь не здесь – она в Руси небесной. Но это не значит, что русский стиль предполагает пренебрежение к жизни земной. Земная жизнь есть пропуск в жизнь небесную. Чем выше качество души, тем выше она вознесется. Такие рассуждения, подкрепленные примерами, становятся убеждением русского художника и питают его… Русский стиль вряд ли связан с каким-нибудь именем. Это дело соборное…Стиль готовит мировоззрение политиков. Но политики нынешние у нас без мировоззрения. Только с жаждой власти. Отсюда и все наши беды… Проживать историю или жить в цивилизации? Я никуда не денусь, я вынужден жить в цивилизации, но как писатель я живу в истории…В массовой культуре нет русского стиля, есть его знаки: «посидим-поокаем», рубаха навыпуск…но стиль – это не этнография в костюме и рисунке танца. Это образ мысли…

О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Ольга  Артеменко, директор  Центра национальных проблем образования ФИРО РАНХИГС, член-корреспонденту РАЕН, член Комиссии по образованию и историческому просвещению Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям рассказала о том, как сложно отстоять право на качественное образование. Её выступление касалось судьбы русского языка и языков народов России:

- Понятно, что у нас существуют стереотипы: в России 80% русских, значит, нет проблемы изучения русского языка. Но в 15 субъектах русские являются меньшинством.  Каждый народ хочет сохранить свою культуру, и тут нужно искать баланс, диалог между представителями народов.  С русским очень серьезные проблемы в школе. У меня сердце разрывается, когда я прихожу в ВУЗ на 1 курс и вижу уровень владения русским языком. Если у нас были учебники на грамматической основе, серьезное литературное образование,  то сейчас русский язык преподается на коммуникативной основе, от учащихся требуется  быстрая точная проектная деятельность. А у нас была творческая  деятельность. Сейчас мы в системе образования этот термин не встретим… Еще одна проблема – языки. Эта проблема в поле зрения президента не случайно. В ряде субъектов стали заставлять в обязательном порядке изучать национальный язык республики. А в определенном субъекте количество часов на русский язык стало меньше количества часов на национальный язык республики.  В 2013 году Путин сказал об этом – никакой реакции. В 2017 году он начал свое выступление с того, что нельзя заставлять изучать неродной язык. Ни в одном законе не прописано обязательное изучение русского языка. Его изучают, потому что сама жизнь диктует. Если ты хочешь выстроить карьеру в России, тебе понадобится русский, английский, где-то, возможно, китайский. Но заставлять никто не имеет право. А органы образования обязаны создать условия для изучения родного языка. В поручении президента сказано, что изучение  языка осуществляется на добровольной основе. Однако далее идет искажение в субъектах, в конечном итоге федеральные органы изменили смысл: «свободный выбор изучения государственного языка или национального». Я считаю, подставили президента. О русском языке никто не думает, юлят, чтобы угодить национальной элите республик. В концепции рассматривается двуязычие. По факту утрачивается возможность изучать русский на литературной основе, на грамматической основе.

ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА

На пленарном заседании также выступили участник из ДНР Федор  Папаяни – публицист, сопредседатель Изборского клуба Новороссии, Леонид Болотин – историк, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» (Москва), Андрей Сошенко – секретарь МОО «Русское Собрание» (Калуга), Владимир Блинов – кандидат политических наук из Перми, Сергей Иванович Халин – публицист из Ярославля, Павел Буров – священник из Москвы, Михаил Щеглов – председатель Общества русской культуры Республики Татарстан.

 Представитель Тверской области  Дмитрий Мамонов,  сопредседатель Союза православных педагогов, представил свою ещё не изданную книгу «Россией гордись!», адресованную молодёжи. Ещё один представитель Верхневолжья – вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель её Тверского регионального отделения  Владимир Осипов представил книгу «Золотые имена России», выпущенную ПАНИ, куда вошло 500 имён выдающихся современников, в том числе двое калязинцев. Ольга  Лукина – кандидат филологических наук, руководитель тверской видеостудии представила собравшимся видеоролик «Гимн Тверской земли».

ЛИТЕРАТУРА, КИНО И …ЛАПТА

Первый день работы продолжился работой в пяти секциях. В Калязинской библиотеке им. А.Н. Макарова в секции «Русские традиции в культуре и литературе» перед  читателями библиотеки выступил Владимир  Крупин – русский писатель, лауреат Патриаршей литературной премии. Он сообщил, что с детства мечтал стать писателем и этой цели достиг. А теперь его мечта – чтобы родная Вятка вернула своё имя (сейчас это Киров).  Его рассказ был увлекательным и эмоциональным. И взрослые и дети в зале с интересом слушали живого классика русской литературы.

Автор этих строк (член Союза писателей России Мария Парамонова) прочла несколько стихотворений, сюжетно связанных с Тверской землей («Баллада о сожженных», «Во имя Добра», «Ратник» и другие), и   подарила библиотеке свои книги.  Писатель, заместитель главного редактора газеты «Русский вестник» Борис  Земцов рассказал, как,  будучи добровольцем в Сербии, он вёл дневник на клочках бумаги. Впоследствии эти материалы вошли в его книги.

 «Добровольчество во благо России» – такое название носила секция, которая собрала в зале Районного Дома культуры активную калязинскую молодёжь. Здесь выступили Максим Иванов  (движение «Сорок Сороков»),  Алексей Шарабарин – руководитель Центра политического тренинга из Москвы,  Иван Капышев – руководитель Тверского регионального отделения движения «Народный Собор». Об опыте Старицкого района Тверской области в работе волонтёров рассказала Марина Рыжкова – заместитель главы Старицкого района.

«Киновоспитание в современных условиях» – секция с таким названием проходила в Калязинском колледже им. Н.М. Полежаева. Кинооператор, фотохудожник, заслуженный деятель искусств РСФСР и БССР, член Союза писателей России Анатолий Заболоцкий рассказал о своем творчестве. О современном кино говорил руководитель Тверьгосфильмофонда Иван Демидов. Сергей Козлов – режиссёр народной киностудии «Орнамент» г. Калязина показал ребятам два своих фильма «Капитан детских сердец» и «Родники русской святости».

Секция «Особенности подготовки и проведения физкультурных и спортивных мероприятий по национальным видам спорта» прошла в спортивном зале ДЮСШ им. И.Я. Гусева. Здесь собрались учителя физической культуры школ района, тренеры-преподаватели ДЮСШ, студенты педколледжа, обучающиеся по специальности «физическая культура». Секцию провели Игорь Панюшов – Президент Ярославской физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация лапты Ярославской области», тренер сборной команды г. Ярославля по лапте, а также Александр Суворов – Председатель федерации лапты Тверской области, председатель федерации гиревого спорта и перетягивания каната Тверской области, министр спорта молодежного правительства Тверской области. Ведущие привезли с собой необходимый инвентарь, форму и провели практикум по нашим национальным видам спорта. Всем прошедшим практикум учителям были вручены соответствующие сертификаты с логотипами Русского Собрания и Федерации лапты Ярославской области.

Первый день работы конференции в Калязине завершился творческим вечером в районном Доме культуры. Заслуженная артистка России Татьяна Петрова исполнила русские песни из своего репертуара, знакомые слушателям мелодии прозвучали в исполнении ансамбля народных инструментов «Серебряные струны» под управлением Олега Тарасова.

Главным событием второго дня конференции стало посещение делегацией Русского Собрания  Вознесенского собора г. Кашина, в котором находятся мощи святой Анны Кашинской, и Кашинского Николаевского Клобукова женского монастыря, почитаемого места, связанного с житием святого Макария Калязинского. Это стало серьезным духовным событием для членов Русского Собрания.

Участники конференции выразили главную мысль: Русь всегда поднималась в единстве, в соборности и общей молитве.  Это единство и соборность на два дня сделали малый исторический город Калязин центром русской идеи, своего рода Третьим Римом.

Мария Парамонова

Гроза на Двинском бережке

01.02.2019

Благодарю Содружество литераторов Верхневолжья и редакцию вестника «Двинский бережок» за публикацию стихотворения «К Пушкину. Гроза» (с.7) и статьи «Тверских поэтов не позвали на парад» (с.15) в февральском выпуске этого издания (№22, 2019 г.).

Волжский гусляр. 170-летие Спиридона Дрожжина

02.12.2018

В среду еженедельник «Караван» публикует статью «Волжский гусляр» о мероприятии, в котором я принимала участие.

Вот полный текст этой статьи:

28 декабря в библиотеке имени Спиридона Дмитриевича Дрожжина был дан старт празднованию 170-летия некогда широко известного, а сейчас подзабытого крестьянского поэта, имя которого носит библиотека.

Спиридон Дрожжин родился в крестьянской семье 18 декабря 1848 г. Крепостные Дрожжины жили в деревне Низовка Городенской волости Тверского уезда. Дед выучил Спиридона чтению, две зимы мальчик изучал письмо и счет. В 12 лет семья отправила мальчика на заработки в Петербург –  прислуживать в трактире.  Работая по 20 часов в сутки, он едва мог прокормить себя и немного денег отправить родным, испытывавшим нужду.  За 35 лет Спиридон Дрожжин сменил несколько профессий и городов.

Отдушиной от тяжких мыслей о своей судьбе и судьбе простых людей, от  нищеты и бесправия для Дрожжина было чтение и творчество. С 18 лет он посещал библиотеку, еще раньше, в 16 лет Дрожжин начинает писать стихи. Первая публикация состоялась в 1873 году в журнале «Грамотей» , позже он публиковался  в журналах «Дело», «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство», «Пробуждение», «Тверской вестник». В 1875 г. Дрожжин берет в жены неграмотную крестьянку Марию Чуркину. Невесту подобрали родственники, отношения с которыми были достаточно сложными.  Из-за тяжелого финансового  положения семьи и под влиянием встреч с Львом Толстым поэт-самоучка в 1896 году возвращается в Низовку, чтобы сочетать крестьянский труд с литературным. Это было бы практически невозможно – Дрожжину журналы платили гораздо меньшие гонорары, чем поэтам из высшего общества, однако, в 1903 году Российская академия наук назначает поэту ежегодную пожизненную пенсию имени императора Николая II в сумме 180 рублей. В Низовке  поэт написал 33 из 35 своих книг.

30-летие литературной деятельности Дрожжина литературная общественность пышно отметила в Москве – поэт был признал в России и за рубежом, песни на его стихи исполняли самые известные певцы того времени Ф. И. Шаляпин, Н. И. Плевицкая, А. Д. Вяльцева. А после Революции крестьянский поэт был избран почетным председателем I съезда тверских поэтов и писателей из народа.

50-летие литературной деятельности с величайшей торжественностью отметили в Твери. Праздник проходил в Тверском педагогическом институте – это здание на ул. Трехсвятской хранит воспоминания о восторженных поздравлениях, которыми одаривали «старика-поэта» земляки. Между прочим, для прибытия на праздник за Спиридоном Дрожжиным был отправлен специальный пароход. Еще при жизни его именем была названа библиотека и улица в Твери. А после смерти поэта 24 декабря 1930 г. его дом стал литературным музеем (в 1936 г. дом и прах С.Д.Дрожжина перевезены из зоны затопления в поселок Новозавидовский Конаковского района).

К сожалению, сегодня творчество популярного поэта конца XIX— начала XX вв. Спиридона Дрожжина не столь известно. Хотя его стихи, написанные доступным для детского восприятия языком, включены в отдельные учебные пособия для начальной школы, имя Дрожжина почти забыто. Возможно, причиной этому являлось то, что, в советское время, когда тиражи книг были миллионными, собрание сочинений Дрожжина не издавалось, в отличие от многих других поэтов. Нишу «крестьянского поэта» прочно занял Сергей Есенин. Уместно вспомнить, что Дрожжин ездил проводить Есенина в последний путь и написал в своем дневнике, что, к сожалению, талантливый поэт Есенин оторвался от крестьянских корней, и это его сгубило.

Лишь несколько лет назад было издано  собрание сочинений С.Д.Дрожжина в трех томах.  Подготовившие к изданию трехтомник Е. В. Павлова и М. В. Строганов (Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН), к 170-летию поэта выпустили издание «Гусляр», в которое  вошел обширный блок архивных материалов: 263 стихотворения Дрожжина, большая часть из которых ранее не публиковалась. Теперь читатель получает возможность лучше понять русского поэта – большая рукописная тетрадь «Гусляр. Песни», сохранившаяся в доме-музее С. Д. Дрожжина издана с комментариями литературоведов и первоначальными редакциями некоторых произведений, что дает возможность увидеть кропотливую работу со словом и стихом. Открываются и новые страницы биографии Дрожжина. К сожалению, тираж издания – всего 100 экземпляров.

На литературном вечере в библиотеке имени Спиридона Дрожжина книгу представил заведующий библиотекой Владимир Ходаков. Кроме того, гостям вечера, среди которых были и школьники и читатели постарше,  был показан фильм Елены Павловой «Я певец родных полей». Библиотекарь Светлана Писаренко представила подготовленный ею обзор статей,   посвящённых Спиридону Дрожжину тверскими журналистами за период с 1920-х годов до наших дней.  Учащиеся школы №42 и гимназии №10, а также поэт, член Союза писателей России Любовь Николаева  прочли стихи поэта, а автор-исполнитель Светлана Страусова вступила в вокальный диалог с праправнуком Дрожжина Ярославом Сапуном. Песню «Быстро тучи проносилися» Светлана Михайловна положила на музыку собственного сочинения, а в репертуар Ярослава,  студента  Академического музыкального училища при консерватории им. П.И.Чайковского, эта песня входит в классическом варианте.

В завершение вечера  два прекрасных стихотворения Спиридона Дрожжина «Художнику» и «Когда тоска меня берёт»  исполнили Светлана Писаренко и Анна Смирнова. А член Союза писателей России Мария Парамонова, прочитавшая свои стихи о Волге, навеянные поэзией крестьянского поэта, предложила выступить с инициативой об увековечении памяти поэта путем   установки мемориальной доски на стене Тверского педагогического института, где в 1923 году чествовали нашего славного земляка. В память о выступлении С. Есенина в Твери установлена мемориальная табличка на здании гостиницы «Волга», построенной на месте дома, где проходила творческая встреча.

Празднование 170-летия Спиридона Дрожжина продолжили концерт в столичном Доме Пашкова, который состоялся 1 декабря и  научная конференция «Завидовские чтения» (3-4 декабря).   А в день рождения поэта 18 декабря в в ДК поселка Новозавидовский пройдет  торжественный концерт.

Добавлю, что я прочитала стихотворение «От истока и до устья» с эпиграфом из Спиридона Дрожжина «Где Волга многоводная – там родина моя!»

«Живи, трамвайчик! Будь в моей судьбе!»

12.11.2018

Взяла интервью у поэтессы, члена Союза писателей России Веры Грибниковой. Номер еженедельника «Караван+Я» выйдет в среду.

В эти туманные осенние дни, когда где-то в кулуарах регионального и муниципального правительства решают быть и не быть тверскому трамваю, мы беседуем с поэтом, членом Союза писателей России, лауреатом Всероссийских и международных конкурсов, а в прошлом – вагоновожатой Тверского Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) Верой Грибниковой.

ЖЕЛЕЗНЫЕ КОНИ ВМЕСТО ЖИВЫХ

-Как судьба свела Вас с трамваем? Вы ведь родом из Селижарова.

- После школы год отработала в Торжке, хотела быть поближе к бабушке. Там есть «Марс» – завод электротехники.  Я работала с микроскопом, в белом халате контролером-сборщиком интегральных схем. Но поняла, что это не для меня. Я все детство пробегала с пистолетами и саблями. Потом, к сожалению, бабушка умерла, и уже не было необходимости ездить каждый выходной в Селижарово, поддерживать ее. Поэтому я решила осуществить свою мечту. Я со школы ездила на ипподром к лошадям, когда в старших классах училась.  Осенью 1978 года приехала на ипподром к живым лошадям, а там невозможно устроиться работать, потому что нужна прописка, жилье – при ипподроме этого нет. Первая мысль была – искать такую работу, чтобы все время быть в движении. Я пошла в ДОСААФ, чтобы выучиться на шофера, но увидела, что там одни ребята, ни одной девчонки нет. Развернулась и пошла в ТТУ. Хотела на троллейбус, но там был перебор, а на трамвае – недобор. В отделе кадров мне сказали, что потом, возможно, часть группы отсеется и можно будет перейти на троллейбус.

- Набирали учебные группы с последующим трудоустройством?

- Да, группы набирали через несколько месяцев. Еще одна группа стажируется, а другая уже садится за парты теорию изучать. Там неплохая стипендия была – 70 рублей.  Я закончила курсы водителя трамвая и, без побега, почти 33 года проработала на трамвае. С пропиской, жильем вопросы решали.

- На троллейбус так и не перешли?

- Мы все перезнакомились с девчонками, и когда к нам пришла руководитель троллейбусной группы звать к себе на освободившиеся места, уже никто не пошел. Закончили училище, отстажировались, начали работать на одиночных – на 8-м маршруте и на 14-м. Уже полюбили трамвай!

Мечтала с детства о живом коне,
Скакать бы по лугам, сбивая росы.
Но конь совсем иной пришёл ко мне,
Большой, железный и звонкоголосый.

Он мне восходы солнца показал,
Кормильцем стал, наставником и другом,
Упорно, терпеливо приучал
Не тяготиться «карусельным кругом».

Я полюбила этого коня!
По ровно разлинеенной дороге
Уж четверть века возит он меня,
Покладистый, не слишком быстроногий…

                        ( из стихотворения «100-летию тверского трамвая, 2001 г.)

 - Начинающим вагоновожатым только на одиночных можно было ездить?

- Да, в нашем депо на Капошвара  мы буквально через год сдали на 2 класс и нам прицепили «хвостик» – второй вагон. Началась работа в полную силу. Потом вышла замуж, родился сын, когда ему исполнился  1 год, стала работать по резервному графику – мы с мужем ребенка с рук на руки передавали, а он в смену работал.

- На каких маршрутах Вы работали?

- Сначала на 8-м, а когда на подмену выходила – работала на всех маршрутах первого депо. Всего маршрутов было 15, а на лето, для дачников добавляли 16 и 17-й. Весь город был охвачен.  Первый вагон выезжал из депо в 4 утра, последний – заходил в парк в 2 часа ночи. Мне нравились ночные смены.

- А аварии случались?

- Конечно, то с машиной стукнешься, то человек прицепившийся  из двери выпадет. Трамваи такие полные были, что двери трещали, из роликов выскакивали. Стекло кабины выдавливали. Когда на 4-м маршруте работала – он обслуживал « Искож», ТЭЦ,  Экскаваторный завод, «Химволокно», КСМ, Мелькомбинат, с другой стороны – вагонзавод, ДСК. Это был единственный маршрут нашего парка, который ходил за Волгу.

ЗАБЛУДИВШИЙСЯ ТРАМВАЙ

- Водитель трамвая – это романтичная профессия? Как это находило отражение в творчестве?

- Это профессия уединенная, водитель в кабине один. Но стихи писать можно было лишь тогда, когда пассажиры уже разъехались по домам. Ночью машин на улицах практически не было, только редкие такси или коллеги-автобусники. Тогда возникало ощущение, будто летишь над землей в какой-то полуфантастической повозке.

Роняя свет лилово-нежный,
Сияют звёздочки в ночи.
Скачи, скачи, мой конь железный,
Стучи копытами, стучи.

Один лишь рейс у нас остался,
И мы отправимся домой.
Ты запылился, запыхался
И, верно, хочешь на покой.

Резервный, старенький, бывалый,
Изношенный не по годам,
Мы пассажиров запоздалых
С тобой развозим по домам.

Грохочешь улицей пустынной,
Как припозднившийся гонец.
Последний рейс – он самый длинный,
Но и ему придёт конец…

                   (из стихотворения «Ночная смена»,  1994 г.)

А днем, в потоке движения, было не до стихов. Ответственность несли за всех пассажиров – нам наш преподаватель говорил «Тюрьму за спиной возите».

- А сейчас водителям маршруток никто об их ответственности не напоминает, вот и гоняют по встречной и на красный свет?

- Да, и сигнал поворота один из десяти показывает. А у нас это было до автоматизма,  даже въезжая в парк, сворачивая на мойку, улыбаешься сама себе, замечая, что автоматически показываешь поворот. Каждый год нас проверяли на знание правил, и водителей троллейбусов тоже. Экзамены по билетам сдавали.

- То есть, маршрутки эффективнее экономически из-за того, что они экономят на безопасности? Серьезная надежная система не может быть дешевой.

- Видимо да. Нас за счет управления привозили на служебном автобусе на работу, кто далеко живет – к 4 утра, иначе не добраться. А еще надо ежедневное медосвидетельствование пройти: промилле алкоголя проверяли, давление мерили, пульс, внешний осмотр. Без штампа этой официальной лаборатории на маршрут диспетчер не допустит.

- Ремонт осуществляла специальная служба?

- Да, если самой не получается двери привести в порядок или с соленоидом тормозной системы проблема или еще что-то случилось, ремонтная бригада оперативно приезжала. Водили трамваи в основном женщины, мужчины у нас были на вес золота, а неполадки могли возникать такие, что без мужской силы не обойтись.

- Конечно, выручка от продажи билетов и талонов не покрывала этих издержек. Без субсидий из местного бюджета общественный транспорт не может существовать полноценно и безопасно?

- Мы работали без кондукторов, социалистическая система основывалась на сознательности, но многие норовили билет оторвать, а денежку не положить: «Всё вокруг колхозное, всё вокруг – моё». Бывает, снимут кассу – она опечатывалась пломбой, выложат на стол, а там – пуговицы,  старые деньги. Было такое понятие «разрыв» – разница между суммой по билетам и выручкой в кассе. Ее списывали, конечно, с водителей не высчитывали.

- Вагоны тогда были чехословацкие? Я помню, были с пластмассовыми сидениями – красными и серыми.

- Самые старые были Усть-Катавского завода с пневматикой, жесткие. Потом пришли первые вагончики – двух дверные – из Чехословакии. Они были с кожаными сидениями. А с пластмассовыми должны были пойти в южные регионы, но те города отказались, и их прислали к нам. Зимой было не комфортно, но зато три двери – это было очень удобно.  Позднее пришли электронные четырехдверные, тоже чешские, но ненадежные.

ПЕРЕСТРОЙКА ТТУ

- А потом уже и вовсе ничего не приходило?

- Да, в конце 80-х, с перестройкой не стало финансирования, начались проблемы. Не хватало водителей, подвижного состава. Смены стали длиннее, по 12 часов, график менее комфортный. Стали задерживать зарплату по 2-3 месяца. А в некоторых семьях оба супруга в ТТУ работали. Очень тяжело было. Первое банкротство, потом второе, переименовывали, что-то обещали, но становилось только хуже. Начали маршруты сокращать. Так как закрывались заводы, то и людей ездить меньше стало. 4-й маршрут закрыли, и последние 12 лет я работала на 14-м маршруте. Ходили слухи, что место нашего парка чуть ли не жена Лужкова выкупила, и нас скоро уберут. Но года два прошло,  депо закрыли, а место никто не занял. Нас предупредили о сокращении, мы положенное время отработали на Соминке и ушли. Там были свои бригады. Конечно, очень жалко. Переживали, хотели отстаивать, писать письма, но поняли, что это бесполезно.

-  Как может обанкротиться муниципальное бюджетное предприятие? Только вместе с муниципалитетом? Тогда и чиновникам должны были месяцами зарплату не платить?

- Нас никто с документами не знакомил. Просто становилось хуже и хуже пока не сократили. В других городах, за рубежом, трамваи развивают, потому что понимают, что они экологичные, вместительные. Я читала, что в некоторых странах трамваи ходят по пустыне и между городами. И даже на вопрос: « Как доехать до границы?» отвечают: « На трамвае до конечной, а там немного пешком». А в польском городе после ликвидации трамваев онкологические заболевания возросли в разы и люди на народные деньги восстановили трамвай.

- Да, в нашем журнале «Бизнес Территория» №3 за 2018 год опубликовано интервью с мэром Вены, где трамвай успешно функционирует и является визитной карточкой города. А Тверь стоит на грани полной ликвидации трамвайного движения.

- Конечно, в том виде как раньше уже никогда трамвай не будет существовать. Сейчас другое движение в городе, гораздо больше машин, предприятия имеют меньшую численность сотрудников или закрылись. Новые расположены в пригородах, промзонах где не было раньше трамвайных линий. Движение трамваев возможно только по выделенным линиям, чтобы он никому не мешал и ему никто не мешал – ведь это водители автомобилей встают на трамвайные пути, а не наоборот. Выделенные линии для трамвая были и раньше – на улице Спартака, на Ленинградском шоссе, на проспекте Чайковского. В этом случае, если организовать движение трамваев по выделенным линиям, это было бы хорошо и для пассажиров и для автомобилистов и для экологии.

ЗВЁЗДЫ В ТУМАНЕ

- А новые вагоны «Сити Стар», которые производит Тверской вагонзавод, низкопольные, какие о них отзывы?

- Я, конечно, их не застала, но бывшие коллеги отзывались положительно. Только не хватает ремонтников, которые разбирались бы в электронике. Наши ремонтные бригады были очень квалифицированные, они досконально изучали каждый новый вид подвижного состава. Но из тех мастеров никого не осталось.

- Говорят, что они ломаются из-за того, что рельсы не подходят для этих вагонов.

- Посадка у них, действительно, низкая. Также и ленинградские два вагончика, которые при Лебедеве нам подарили, тоже не смогли ходить – совсем немного поползали. В Питере они назывались «Пчёлки», а нам, как мы шутили, прислали трутней.   Они только и стояли в парке.  У трамваев и рельсы и реборды (выступающие части обода колеса) во всем мире одинаковые.  Но наши линии очень изношенные. В Донецке, например, все линии выделенные, не асфальтированные, а засыпанные гравием и с бетонными плашками. У нас же асфальт кладется, как попало, весной все выпирает. Рельсы очень изношенные, стык на стыке – тут любой трамвай, хоть из золота его отлей, загонишь за месяц. Контактный провод, подвеска тоже рвется без конца. Сделают натяжение не по нормативу –  подстанции не выдерживают.

ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУТ, ЕСЛИ ДУМАТЬ О ЛЮДЯХ

- Какие Вы видите перспективы для трамваев в Твери?

- На данный момент – перспектив  никаких. Единственный маршрут себя не оправдывает. Ему нужны бригады, которые ремонтируют вагоны, контактную сеть, рельсы. Более эффективно, если существует сеть маршрутов. Но кто будет ее содержать и обслуживать? Кроме того, необходимо делать обособленные линии, не мешающие автомобилям. В этом нет ничего сложного, в других городах делают, было бы финансирование и волевое решение. Да, это затратно, но при нашей экологии у нас скоро дети-мутанты рождаться будут, и это при том, что электроэнергии в нашей области производится достаточно. Можно было бы снизить тариф для электротранспорта.

- А если  осуществить модернизацию под продукцию нашего Вагонзавода, представлять эту продукцию, чтобы она ходила по улицам нашего города:  и жители гордились и покупатели видели товар лицом. В таком случае, конечно, Вагонзавод должен финансировать, хотя бы частично, содержание трамвайной сети и использовать ее, в том числе, для опытной эксплуатации, обкатки своих изделий. Ремонтные бригады могли бы быть в их штате – им и отремонтировать проще и учесть конструктивные дефекты для дальнейшей разработки моделей трамваев.

- Конечно, если бы Вагонзавод взялся курировать трамваи в городе, это был бы выход. Обучать наших слесарей, конечно, тоже возможно, но на одном маршруте загрузка специалистов будет неравномерная. Заводу, вероятно, важно знать, как работают их трамваи в городе, какова их надежность, ремонтопригодность.

-  Значит, если комплексно подойти, если компетентные специалисты разработали бы программу развития электротранспорта, трамвай можно было бы сохранить, как это сделано в Европе?

- Да, немного о людях подумать! Понятно, что маршрутки у нас в частных руках, ходят слухи, что существуют откаты, коррумпированные сотрудники ГИБДД, закрывающие глаза на нарушения закона маршрутчиками, а с трамвая ничего не получишь. Но в идеале городская власть и должна существовать для людей, чтобы обеспечить нужды граждан.  Аварийность у трамваев намного ниже, чем у автомобильного транспорта, ведь люди в трамвае защищены его большой массой. На маршрутке не поедешь с детской коляской или в инвалидном кресле, а в низкопольном трамвае «Сити Стар» для этого есть приспособления. Жаль терять эту возможность!

- Спасибо, Вера Петровна, за интересную беседу и стихи.

Беседовала Мария ПАРАМОНОВА

Возрождение святынь. Пятницкая церковь

11.11.2018

В минувшую субботу я приняла участие в благотворительном концерте коллективов ДК «Пролетарка» в поддержку Храма Рождества Богородицы (Пятницкой) в Старице Тверской области. Прочла свое новое стихотворение. Вот что пишет по этому поводу Светлана Михайловская в газете «Старицкий вестник» и на портале «Тверь без формата»:

«На этом концерте прозвучало стихотворение члена Союза писателей России Марии Парамоновой в исполнении самого автора. Мария была в Старице в Пятницкой церкви в первый приезд «Пролетарки» в День города, после чего родилось стихотворение «Старица. Пятницкая церковь». Есть в нем такое четверостишие:

Старица дремлет. Былой красоты
Тихо листает века и виденья.
Чает она возрожденья святынь,
Древней земли возрожденья.

С помощью Божьей, неравнодушных, светлых и добрых людей возрождение святынь нашего  города продолжается».

Я же, в свою очередь, написала об этой паломнической поездке статью для еженедельника «Караван+Я»: 

В день святой великомученицы Параскевы Пятницы 10 ноября творческие коллективы   Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка» вместе с группой паломников приехали в старинный город Старица, чтобы посетить праздничную службу в церкви Рождества Богородицы, которую называют также Пятницкой церковью на торгу по имени одного из приделов храма, посвященного Параскеве Пятнице.

Праздничная поездка не была праздной – артисты  привезли жителям Старицы и Старицкого района концертную программу «В краю родном всему начало».  Благотворительный концерт, средства от которого должны быть направлены   на возрождение православного храма, состоялся на сцене районного Дома культуры имени Я. С. Потапова по  благословению настоятеля церкви Рождества Богородицы (Пятницкой) протоиерея Димитрия,  при поддержке Комитета по делам культуры Тверской области и, администрации Старицкого района.

Богородице-Рождественская  (Пятницкая) церковь имеет интересную историю, которую рассказал паломникам и артистам отец Димитрий в своей проповеди в День святой великомученицы Параскевы Пятницы:

- Жизнь Параскевы Пятницы была короткой и трудной. Она была из знатной семьи, но рано осиротела. А потом была убита за своё вероисповедание. Параскева была красива, и её хотели выдать замуж, но она дала обет посвятить свою жизнь Богу. И это у неё получилось – она претерпела страдания и мученическую смерть. Ее истязали, но Господь исцелял Параскеву, и только когда отсекли ей голову, она  умерла, но её крепкая вера  стала примером для других. Ведь мученик за веру не просто умирает – за собой он воскрешает множество душ, взращивает другие души, наполняет их благодатью.

Храм в честь Параскевы Пятницы появился здесь сначала деревянный.  Потом по каким-то причинам при постройке каменного храма он был освящен в честь Рождества Богородицы, но позднее появился придел Параскевы Пятницы и народ называет храм Пятницким.  Этот храм строил наш старицкий земляк – архитектор Матвей Чернятин. Весь левый берег Волги он изменил до неузнаваемости – здесь все храмы были созданы им.

Но через сто лет после создания всего этого ансамбля советская власть храмы забрала и чего только тут не устраивала!  Помню 15 лет назад, я просил тогда благословения начать в этом храме совершать акафисты,  еще была хорошо видна роспись на стенах, но не было окон, был открыт доступ. И только год назад Господь сподобил, и храм начал оживать. Не было места для молитвы, было тяжело, холодно, но это был наш небольшой подвиг ради Христа. Решаем проблему с установкой окон.

Параскева Пятница для нас является примером того, как надо жить, на кого надо равняться. У каждого из нас с вами есть место для подвига – он может быть различным – даже поехать куда-то, поклониться мощам например. У нас с вами сегодня нет таких подвигов, и слава Богу, чтобы стоял выбор – умереть христианином или остаться в живых вне Христа. В нашей мирной христианской жизни мы воспитываем своих детей и внуков и приводим их в церковь – не силой и пинками, а своим примером.  И чем больше будет храмов, чем больше будет людей в них молиться, тем меньше вероятность, что вновь наступят такие времена, когда за веру нужно будет отдавать жизнь.

Как справедливо отметил отец Димитрий, жители Старицы называют эту церковь Пятницкой. Указ о постройке каменного храма Богородице-Рождественского вместо деревянной Пятницкой церкви, построенной за сто лет до этого, был дан тверским архиепископом Феофилактом в 1728 году. Церковь освящена в 1750 году с престолом Рождества Пресвятой Богородицы. Придел во имя Нила Столобенского построен в 1806 году, а святой мученицы Параскевы Пятницы — в 1825 году, по многочисленным просьбам купечества, которому покровительствует Параскева.

После революции с колоколен сняли кресты, исчезли колокола, иконы, керамическая плитка, которой были украшены полы. Церковными помещениями в советское время пользовалась Старицкая районная потребкооперация, устроившая в них винно-водочный склад. Местные жители шутили, что ковчег с частицами мощей преподобного Нила Столобенского охранял спиртовой запас Старицкого района. В 2017 году храм стал оживать – в нем стали регулярно проводиться службы. Были проведены субботники, в которых принимали участие и сотрудники ДК «Пролетарка». Добровольцы  убрали мусор, покрасили купола, вырубили кустарник. Появились благотворители, которые помогли осуществить отдельные работы по ремонту.

4 августа 2018 года творческие коллективы ДК «Пролетарка» провели первый благотворительный концерт у стен храма. Он прошел в рамках Дня города Старица и Старицкого района (Караван писал об этом в выпуске № 31 от 8 августа).  В тот солнечный день казалось, что общими усилиями горожан и волонтеров все проблемы могут быть решены. Только судьба уникальных фресок, автором которых, по мнению краеведов, является крепостной художник помещицы Агафоклеи Полторацкой по фамилии Жуков, вызывала вопросы. Планировали обратиться в Министерство культуры РФ. Да подпорная стенка вызывала беспокойство.

Но через несколько месяцев, холодным ноябрьским днем перспективы не выглядят радужными. В обширных помещениях храма, за исключением центрального, окна закрыты пленкой, холодно и сыро. Продолжается разрушение подпорной стенки – церковь построена на склоне, который укреплен белокаменной стеной, но склон неустойчив, склонен к оползням. Один проблемный участок позади храма несколько лет назад был укреплен временной металлической конструкцией – он перестал разрушаться. Но движение почвенных и поверхностных вод в сторону Волги является естественным процессом, а предусмотренные зодчими дренажные каналы засорились. Поэтому вода разрушает подпорную стенку и сочится через камень. Он почернел, покрылся плесенью. Пролом расширяется, из него сыпется ничем не закрепленный грунт. Если склон не укрепить, зимой и весной ситуация может усугубиться и разрушение склона может затронуть здание храма.  Православному приходу не справиться с таким объемом работ без помощи государства!

Однако священник и прихожане не падают духом и продолжают делать своё дело. Благотворительный концерт лучших творческих коллективов Тверского областного ДК «Пролетарка» помог собрать пожертвования, которые помогут продолжить восстановление храма. Перед концертом со сцены районного Дома культуры к зрителям обратились настоятель церкви Рождества Богородицы (Пятницкой) протоиерей Димитрий и заместитель главы Администрации Старицкого района Марина Рыжкова. Марина Анатольевна вручила организатору проекта, директору Дворца культуры «Пролетарка» Елене Постновой Почетную грамоту за проведение благотворительного концерта.

В начале концерта прозвучал гимн Старицы, а в колокола звонил Егор Пинашин. Затем со сцены прозвучали народные и патриотические песни в исполнении вокальных коллективов из Твери «Ельничек» и «НАША» (Владимир Шамбуров и Стас Назимов). Образцовый детский ансамбль эстрадного танца «Фан +»  порадовал публику зажигательными танцами.

Старицкий вокальный ансамбль «Новый день» – юные артистки с лицами барышень из Берново – не отставали от образцовых коллективов. Дружными аплодисментами встречали зрители выступления солистов Любови Жарковой и Дениса Рукина. Свои стихи о Пятницком храме прочел и автор этих строк.

Собранные на концерте средства в сумме  17560 рублей будут направлены на утепление храма и покраску стен православной святыни.  На более капитальные работы по сохранению и восстановлению храма необходимы многомиллионные суммы, требуется помощь государства и спонсорская поддержка.

МОЁ ЛИТЕРАТУРНОЕ ВЕРХНЕВОЛЖЬЕ !

23.10.2018
Заметка в Караван:
На_традиционном осеннем празднике романтиков  «Путешествие по Млечному пути…», который состоялся в Ботаническом саду Тверского госуниверситета вечером 20 октября,  глава Содружества  литераторов Верхневолжья Диана Мун сообщила о том, что уже идет прием работ на конкурс «Моё литературное Верхневолжье».
.
Региональный конкурс сочинений «Моё литературное Верхневолжье»  учрежден Содружеством литераторов Верхневолжья  в целях популяризации наследия писателей, творческая биография которых связана с Тверской областью.  И не важно, как называлось Верхневолжье – Тверской ли губернией, Калининской ли областью – это наш край, где жили и живут замечательные писатели.
.
В конкурсе могут принять участие 10-11-классники общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Тверской области. Каждый участник может представить на конкурс сочинение, посвященное какому-либо произведению тверского поэта или прозаика. В перечень писателей, о творчестве которых предложено порассуждать старшеклассникам, вошли Евгений Борисов, Спиридон Дрожжин, Гайда Лагздынь, Геннадий Немчинов, Леонид Нечаев, Евгений Сигарев и Валентин Штубов.
.
В своем сочинении юные авторы обоснуют выбор автора и произведения, выскажут свое личное отношение к нему и причины, по которым читателю непременно следует соприкоснуться с творчеством данного тверского писателя. Прием сочинений на конкурс продлится до 4 ноября 2018 года.
.
Порядок оформления работ и их оценки компетентным жюри, а также награждения победителей отражены в «Положении о региональном конкурсе сочинений на тему «Моё литературное Верхневолжье», опубликованном на сайте  http://верхневолжье.рф и в группе Содружества «ВКонтакте» https://vk.com/slv_tver .
.
И если юные авторы пока только оттачивают свой слог в конкурсе сочинений, то поэтами Содружества и постоянным  участником праздника  -  литературным критиком Александром Бойниковым создано уже немало произведений.  Листопад и звездопад неизменно вдохновляют!
.
 Под кронами столетних деревьев Ботанического сада звучали стихи об осени, о звездах, о любви, о судьбах людей.  В красивых фонарях мерцали свечи, рыжие листья кленов падали с деревьев и вновь взлетали в воздух из рук шаловливых детишек, резвившихся в саду под стать античным  купидончикам.  Стихотворные строки сменялись  музыкальными пассажами,  в самоваре кипела вода для ароматного травяного чая.
.
Концертную программу вел поэт Владимир Селянкин, предварявший выступление каждого участника цитатой классика о звёздах.  На сцене под звёздно-облачным шатром с декорациями из стволов, ветвей и листьев  выступили поэты  Вера Грибникова, Игорь Столяров, Алексис, Ксения Маркова, Светлана Леонова, Мария Парамонова и другие. Музыкальные композиции на свои стихи представили Андрей Новосельцев и Семен Миронов.  (прим. – я прочитала стихотворения «Хотела лететь как осенняя птица на юг…», «Я летала над Витебском жёлтым кленовым листом…» («Прогулка»), «Ты боишься слегка сумасшедшей затеи…» и миниатюру «Пёстрой осенью красиво…»).
.
Гостей приветствовал директор Ботанического сада ТвГУ Юрий Наумцев.  Вместе с поэтами в стихотворные образы погружались  взрослые и дети, обычные горожане и заглянувший на огонек депутат  заксобрания,  не чуждый поэзии.  Из волшебного сада не хотелось уходить – гости фотографировались, пили чай, делились впечатлениями и строили планы новых творческих встреч.
.

Романтики соберутся в звёздном шатре

15.10.2018

Анонс в Караван

И снова листопад, и снова звездопад! В октябре в Северном полушарии романтики и астрономы могут наблюдать два метеорных потока – Дракониды и Ориониды.  Ботанический сад Тверского госуниверситета и Содружество литераторов Верхневолжья традиционно проводят в дни звездопада единственный и неповторимый Волшебный праздник «Путешествие по Млечному пути…». В этом году он начнется 20 октября в 19:30.

В чудесном парке Сада над кронами столетних деревьев раскинется звездный шатер, а под деревьями зажгутся свечи, как отражение небесных звезд. Золотые кленовые листья будут падать в ладони романтиков. Стихотворные строки и музыкальные пассажи в ночном парке Сада позволят взору проникнуть за облака и увидеть далекие звезды и планеты.

Весь вечер на эстраде в саду будут выступать поэты и музыканты Содружества литераторов Верхневолжья. Именно они станут проводниками гостей Сада на «Звездном мосту – Млечном пути». На один вечер, даже взрослые станут детьми, слушая песни о звездах, о любви, осени и романтике, погружаясь в стихотворные образы.

И конечно, будет кипеть старинный самовар, манить ароматом  душистый чай, согревать костёр.  Ботанический сад – очень поэтичное и одухотворенное место. Оно пробуждает особое состояние души – вдохновение, радость, счастье. Из звёздного шатра не хочется уходить, поэтому важно одеться по погоде.