Записи с меткой «Верхневолжье»


Праздник романтиков в Ботаническом саду

21.10.2019

Версия этой заметки  в «Караване»

19 октября в Тверском ботаническом саду состоялось традиционное осеннее действо – Праздник для романтиков «Путешествие по Млечному пути». Проводит это мероприятие Содружество литераторов Верхневолжья – ассоциация авторов, на протяжении нескольких лет создающая в Твери живое литературное пространство. «Путешествие по Млечному пути» уже стало любимым праздником горожан – они приходят послушать стихи под сенью вековых деревьев, при свете костра и звёзд. В этом году праздник стал самым теплым за все время его проведения в плане погоды, а душевная теплота этой творческой встречи из года в год неизменна.

Директор Ботанического сада Юрий Наумцев по традиции поприветствовал гостей, а их было, кажется, больше обычного. Многие пришли с детьми. Шуршание листьев, светлячки искорок, взлетающие от костра, голоса поэтов, стихи и музыка, ароматный чай – вот неизменные составляющие успеха праздника романтиков.

В программе праздника прозвучала авторская декламация стихов Веры Грибниковой, Игоря Столярова, Владислава Гусева, Андрея Новосельцева, Натальи Леонтьевой (Алексис), Ксении Марковой, Бориса Зверева и многих других. Я, в свою очередь, прочла три стихотворения, в которых присутствует Луна: «На исходе июля…», «Морозное утро. Седая полынь…» и «Осенним вечером с тобой не буду рядом…».

Знаменитый тверской литературовед Александр Бойников прочел стихи на немецком языке, а мастерица верлибров Екатерина Вихрова – отрывок из своей новой книги в жанре очень поэтичной прозы. Традиционный конферансье праздника – поэт Владимир Селянкин умело управлял творческими порывами своих коллег, но и без экспромта не обошлось. Совсем юные романтики настойчиво попросились к микрофону и очень выразительно прочли стихи русских поэтов.

Руководитель творческой ассоциации «Содружество литераторов Верхневолжья» Диана Мун отметила существенную  разницу между мероприятиями, где «свои читают своим» и поэтическими праздниками, куда приходят  зрители. Не друзья или родственники поэтов, а просто горожане, гости, любители литературы:

- Совсем недавно мне довелось побывать на бизнес форуме, где я узнала, что в сфере продаж есть понятия B2B —бизнес для бизнеса и B2C бизнес для потребителя. Знаете, по-моему в литературе напрашивается параллель. Пожалуй, есть лишь два вида литературных мероприятий: P2P — poets to poets (поэты для поэтов), и P2V – poets to viewers (поэты для зрителей). И я счастлива, что «Содружество литераторов Верхневолжья» организовывает P2V. Таким стал традиционный осенний Праздник для романтиков «Путешествие по Млечному пути», где было порядка двухсот гостей, не считая выступающих, – подвела Диана Мун итог творческого вечера.

Овация для Пушкина

10.06.2019

220-летию_Александра Сергеевича Пушкина был посвящен бал, состоявшийся 8 июня в Городском саду Твери. Пушкинский бал в областной столице проходит уже во второй раз. В 2018 году я принимала участие в его поэтической паузе как представитель Содружества литераторов Верхневолжья. Инициатором и организатором Пушкинского бала является Елена Чечина – руководитель танцевально-спортивного клуба «Овация» при Тверском областном Дворце культуры «Пролетарка» и проекта «Бал в Твери».

Поэтический обозреватель еженедельника «Караван Ярмарка» в номере 21 (21) от 12.06.2019 (стр. 3) пишет об этом событии:

«В этом году Пушкинский бал начался у памятника Александру Сергеевичу  работы советского скульптора Олега Константиновича Комова. К слову, в год 220-летия поэта и памятник отмечает юбилей – свое 45-летие.

Кавалеры в бархате и дамы в шелках окружили бронзовую фигуру поэта.  Елена Чечина рассказала о традиции дворянских балов в пушкинские времена, напомнила строки из романа в стихах «Евгений Онегин», красноречиво свидетельствующие о том, что балы были центром общественной жизни. Затем она представила  члена Союза писателей России, автора трех поэтических книг  Марию Парамонову. В исполнении поэтессы прозвучали стихотворения Пушкина «Чем чаще празднует лицей…» и «Кто, волны, вас остановил…» и связанные с ними авторские произведения «Первая дуэль» и «К Пушкину. Гроза».

После поэтического приношения Пушкину участники бала направились к эстраде, где уже звучала музыка, приглашая к танцу. Елена Чечина отметила, что второй Пушкинский бал собрал не только поклонников бального танца из Твери, но и привлек гостей из Москвы и районов Тверской области. А из деревни Малое Вишенье Торжокского района, где компактно проживают казаки, приехали представители сразу двух многодетных семей – Лобачевых и Кайдашей».

Бал начали с полонеза. Многих зрителей, и меня в том числе, не пришлось приглашать дважды – они с радостью присоединились к танцу, хотя и не были одеты сообразно временам Пушкина.  Вторым танцем был марш «Рим» – в нем танцоры образуют круг, держась за руки. Площадка перед эстрадой едва вместила этот круг друзей Пушкина. Несмотря на зной, станцевали мазурку и вальс.

На сцену поднялся юноша в черном цилиндре – точь-в-точь Пушкин. Это актер, руководитель Театра малых форм Евгений Вычегжанин  вышел к микрофону. Он исполнил романс «Средь шумного бала» (музыка П.И. Чайковского, стихи А.К. Толстого). А очаровательная Алла Шульгина исполнила старинный русский романс «Я разлюбила Вас».

И снова закружились в танце пары: вальс, полонез, мазурка, котильон. Горожане в восхищении останавливались у эстрады, просили сфотографироваться с нарядными дамами и кавалерами.

Жаль только, что часть сада, примыкающая к Екатерининскому путевому дворцу, закрыта для посетителей. Праздничное шествие «Овации» могло бы придать жизни этому ухоженному, но вычеркнутому из жизни города пространству.

А еще участники и зрители бала говорили о том, что было бы прекрасно создать клубы любителей бального танца для пенсионеров. При определенной грантовой поддержке такие объединения могли бы посещать и украшать танцем культурные события по всей Тверской области и за её пределами.

Пушкину на 220-летие подарили праздник в Берново

06.06.2019

В музее-усадьбе Берново под Старицей в воскресенье 2 июня состоялся большой пушкинский праздник «Я к вам лечу воспоминаньем…». Он был приурочен к 220-летию со дня рождения великого русского поэта, которое отмечается 6 июня. Организаторами праздника стали Комитет по делам культуры Тверской области и ДК «Пролетарка». Я приехала в Берново по приглашению Пушкинской библиотеки города Твери для участия в работе Поэтической площадки.

Парк, окружающий усадьбу Вульфов, был заполнен до предела. Многочисленных гостей встречали фольклорные коллективы «Жаворонушки» и «Вересень» Тверского колледжа культуры имени Н.А.Львова. У пруда художники делали эскизы, на полянах велась торговля. А на площадке у главного здания усадьбы состоялись торжественное открытие праздника и церемония возложения цветов к памятнику великому поэту.

В своем приветствии глава Старицкого района Сергей Журавлев отметил, что Пушкин — то духовное начало, которое соединяет прошлое, настоящее и будущее. Его поэзия — вне времени, она вдохновляет все новые и новые поколения. Председатель Законодательного Собрания Тверской области Сергей Голубев вручил  Благодарность заведующей музеем А.С.Пушкина в Бернове Валентине Громовой и заведующей музеем Пушкина в Торжке Наталье Фокиной. Заместитель губернатора Тверской области Андрей Белоцерковский зачитал приветственный адрес главы региона Игоря Рудени. Ректор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Александр Соколов – внук извстного писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, вручил премию имени своего деда. В этом году литературная премия им. И.С.Соколова-Микитова присуждена Евгению Ступкину за креведческую книгу «А.С.Пушкин и Вышний Волочек».

Затем праздник продолжился на нескольких площадках. Творческие коллективы из Твери, Старицы и нескольких районов Тверской области украсили праздник песнями и танцами.  «Пушкинский бал» состоялся благодаря студии бального танца «Овация» ДК «Пролетарка» «Зеленый театр» был предоставлен областной филармонии. На центральной эстраде выступали ансамбли Тверского областного дома народного творчества, тверского музыкального колледжа имени М.П.Мусоргского, и другие коллективы.

О работе Поэтической площадки пишет еженедельник «Караван»:

«В живописной беседке за прудом обосновалась Поэтическая площадка. В День Пушкина здесь звучали его стихи и стихи поэтов Верхневолжья, посвященные «солнцу русской поэзии». Музыкально-поэтическую композицию представило старицкое литобъединение «Стихия» совместно с районной школой искусств. Затем выступили поэты, приехавшие на праздник из Твери. Руководитель литобъединения «Ковчег» Вера Грибникова прочла стихи о путешествии по пушкинским местам – Тригорскому и Михайловскому. Член Союза писателей России Мария Парамонова прочла два стихотворения о Пушкине и стихи о возрождении православных святынь в Старице. Стихи Пушкина прочли Владимир Ходаков, Юлия Бойкова и Юрий Акимов из Твери, Василий Рысенков из Торжка и другие представители поэтического сообщества».

Добавлю, что я прочла стихотворения «Первая дуэль» – о дуэли Пушкина и его лицейского друга Кюхельбекера, «К Пушкину. Гроза», «Старица. Пятницкая церковь» и «Валунный мост».

А в парке усадьбы Вульфов продолжался праздник. Мы с Еленой Тарутаевой имели возможность посмотреть номера гала-концерта областного детско-юношеского конкурса чтецов «#Читаем вместе», организованного ДК «Пролетарка» и ГТРК «Тверь». Творческое состязание объединило молодежь любовью к пушкинскому слову. С 5 апреля по 17 мая 70 чтецов из 13 районов области читали стихи. Победителям были вручены призы и дипломы. Церемонию провели директор ДК «Пролетарка» Елена Постнова и директор телерадиокомпании «Тверь» Дмитрия Плаксин. Гран-при конкурса получила Полина Тымченко – девятиклассница из Берново за проникновенную декламацию монолога Татьяны из «Евгения Онегина». Приз зрительских симпатий достался Сергею Бурмистрову – пятикласснику школы в деревне Архангельское Старицкого района за «Зимнее утро».

Огромные липы и лиственницы бросали причудливые тени на аллеи парка, по которым прогуливались дамы в длинных платьях, дамы в джинсах, кавалеры в цилиндрах и кавалеры в кепках.  На старицкой земле, в богатую историю которой вплетены строки стихов Александра  Сергеевича Пушкина, и через 220 лет после его рождения собирается множество любителей творчества поэта. Их вдохновляет прикосновение к эпохе, к стихам Пушкина. И славен будет он, «доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит»!

Волжский Крестный ход – связь городов и поколений

03.06.2019

Статья опубликована в еженедельнике «Караван Ярмарка»

1_июня на Истоке Великой русской реки Волги исключительно торжественно стартовал XXI Волжский Крестный ход. Его история берет свое начало в 1999 году, но сама древняя традиция молитвенного шествия до революции была распространенным явлением. В крестных ходах с иконой святых, шли не только прихожане, но и высшее церковное духовенство. Было традицией и освящение истока реки Волги. Первый Волжский Крестный ход по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II проходил от истока Волги по водам трех славянских рек: Волги, Днепра и Западной Двины. Уже второй Волжский крестный ход в 2000 году соединил дореволюционную традицию освящения истока Волги и начало Волжского крестного хода.  От освящения истока Волжский Крестный ход с тех пор проходит по всей Тверской области, завершаясь в Калязине.

В живописной деревне Волговерховье, пожалуй только в день отправления крестного хода так многолюдно. Несмотря на отдельные группы туристов, здесь сохраняется уединение, столь необходимое находящемуся здесь женскому монастырю в честь равноапостольной княгини Ольги. Но в первый летний день  несколько сотен паломников заполнили улицы и площадки молитвами, песнями, ощущением праздника. Здесь были представители духовенства, органов власти, творческие коллективы, учащиеся, жители разных районов Тверской области, туристы.

Митрополит Тверской и Кашинский Савва в сослужении Епископа Ржевского и Торопецкого Адриана совершил в Преображенской церкви Божественную литургию. Церковь не могла вместить всех собравшихся, но на экране, установленном рядом с храмом, велась трансляция. В числе тех, кто непосредственно находился на литургии, был, конечно, губернатор Тверской области Игорь Руденя, прилетевший в бело-синем вертолете, а также другие официальные лица.

 После литургии представительная колонна духовенства в праздничном облачении двинулась от церкви в сторону часовни на истоке. На пути их встречали стройные ряды оцепления: казаки Тверского отдельского казачьего общества и станичных казачьих обществ, студенты Тверского казачьего технологического института, учащиеся казачьих классов школы №24 города Твери, православная молодежь с флагами. Владыка освятил воду на истоке великой русской реки, и она потекла – «издалека, долго» – до самого Каспия.

Настало время  приветственных слов. Глава митрополии в своей речи напомнил, что Волжский Крестный ход ежегодно в качестве святынь берет в свое шествие ковчеги с частицами мощей и иконы различных святых. Обычно это связано с юбилейными и памятными датами года. В 2019 году Крестный ход посвящен 200-летию обретения мощей благоверной княгини Иулиании Вяземской и Новоторжской. Поэтому во главе шествия будет икона святой Иулиании. Она прославилась в XV веке супружеским целомудрием и погибла, но сохранила верность князю Симеону Вяземскому. Двести лет назад мощи святой были обретены. Среди чудесных исцелений от мощей мученицы – излечение от чахотки духовника Н.В. Гоголя – Матфея Константиновского. Однако, в годы богоборчества мощи утрачены.

- В наше время, когда не только молодое поколение, но и люди разных возрастов страдают от катастрофы окружающей моральной ситуации, подвиг святой княгини-мученицы своевременно призывает нас обратиться к своей жизни, чтобы найти ответ на вопрос: «На что мы готовы, ради сохранения святости и чистоты истинной любви?», – сказал митрополит Савва, обращаясь к собравшимся… – Чтобы не потерять окончательно связующую нить между временной эпохой и непреходящими ценностями, мы должны чтить память тех, кто примером своего жития показал, что в каждой ситуации, при любой власти и историческом времени, главное – оставаться христианином, не изменять своему выбору, не предавать Христа и быть верным ему до конца».

Владыка выразил надежду, что сотни людей, расположившихся на склоне холма, у подножия которого из-под земли бьет ключ,  названный специалистами истоком Волги, пришли сюда не только ради приятной летней погоды и красивых пейзажей вокруг: « Помните, что мы с вами собрались в Крестный путь, а наша привычная тропа подразумевает не только торжество и радость, но и сугубый молитвенный труд».

Затем участников Крестного хода приветствовал губернатор Игорь Руденя. Он отметил, что «Крестный ход – это та невидимая нить, которая связывает все поколения».  Со сцены выступили также депутат Государственной думы Федерального собрания России Сергей Веремеенко, Председатель Законодательного Собрания Тверской области Сергей Голубев, глава Осташковского городского округа Алексей Титов.

После речей начался концерт – его открыл великолепный Хор Свято-Данилова монастыря. Эти голоса уже звучали во время литургии, а со сцены знаменитый вокальный коллектив исполнил песни «Родина», «Эй, ухнем», «Казачья молитва», «Не для меня», «Вечерний звон» и другие.  Также в концертной программе выступили коллективы ДК «Пролетарка». А на холме, у памятника Святителю Николаю Чудотворцу, исполняли русские народные песни девушки из фольклорного ансамбля «Славяночка» Тверского государственного университета. Они сопровождали свое выступление аккомпанементом на балалайке и гуслях тверского производства.

Пообедав в трапезной официальные лица отправились в обратный путь – губернатор улетел на бело-синем вертолете, сделав круг почета над истоком Волги. Остальные чиновники и большая часть духовенства разъехались на черных автомобилях. Пейзажи по-прежнему были живописными: на холме цвели лютики и вероника в духе Ван Гога, а у ручейка, уносящего освященную воду вниз по течению – белые звездчатка и любка . Как- никак это территория заказника «Исток реки Волги» . И паломники, полюбовавшись прекрасными божьими созданиями и отобедав в полевой кухне добротными гречкой и картошкой, салатом и компотом, начали шествие. Четыре плечистых казака несли перед колонной икону, следом шли священники и миряне – основные постоянные участники Волжского Крестного хода под руководством протоиерея Павла Сорочинского.

На протяжении первого этапа Крестного хода верующие непрерывно пели пасхальный тропарь «Христос Воскресе из мертвых…». Через два с половиной километра икону проводили в дальнейшее путешествие – на автобусе. Маршрут Волжского Крестного хода устремился к берегу озера Селигер – деревням Сосница, Заполек, Климова гора , поселку.Солнечный на острове Городомля, деревне  Николо-Рожок . Уже к вечеру он достиг монастыря Нилова пустынь.  В каждом населенном пункте совершается богослужение с участием местных жителей.

В следующие дни Волжский крестный ход встретят  Осташков , Пено, Андреаполь, Торопец , Западная Двина,  Жарковский, Нелидово,  Белый, Оленино,  Торжок , Кувшиново, Селижарово , Ржев , Зубцов, Старица, Тверь, Бежецк, Максатиха, Удомля,  Кашин Конаково,  Дубна, Кимры и другие – всего около 50 населенных пунктов. Завершится Волжский Крестный ход в Калязине 15 июня.

Мария ПАРАМОНОВА

О лести, удаче и здоровье детей

18.04.2019

В среду 17 апреля вышел очередной выпуск еженедельника «Караван Ярмарка». Одна небольшая заметка по мотивам моего посещения финального гала-концерта танцевального конкурса вызвала большой резонанс в соцсетях. Негодующие дамы выражали бурное несогласие с моим частным мнением и даже звонили в редакцию с угрозами. Замечу, что материал некоммерческий, и я вовсе не обязана льстить победителям. Лесть, как известно, гнусна. В заметке я высказалась предельно корректно и никого не оскорбляла. Хотя и отметила, что у зрителей могли возникнуть определенные подозрения. Приведу здесь текст газетной публикации (с редакционным заголовком), проиллюстрирую его фотографиями, взятыми из открытых источников (комментарии – курсивом).

Победителя конкурса «Поймай удачу» в Твери выбрали неудачно (в моей версии статья называлась «Удачливых танцоров выбрали в Твери»)

14 апреля в ДК «Химволокно» состоялся финальный гала-концерт Третьего открытого танцевального конкурса «Поймай удачу». Участниками конкурса в этом году стали 280 танцоров, показавших 88 номеров.

На сцене ДК были представлены танцы различных жанров и танцоры из разных районов Тверской области. Открыл концерт задорный танец маленьких скоморошков из коллектива «Ладушки-сударушки».

Печально проплыли по сцене бабушки с платками – коллектив «Родники» из Зубцовского района – как вдовы с дарами не доживших до пенсии мужей.

Очень храбрая солистка из города Бологое сплясала народный танец, а ансамбль «Пелагия» (Вышний Волочек) весьма профессионально сыграл в танце жанровую сценку с потаенным смыслом.

 Мальчики-комарики в танце с лавками сорвали бурные аплодисменты.

Девичий дуэт порадовал эстрадным танцем «Лесть» по мотивам басни И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Два коллектива исполнили индийские танцы. Еще два – испанские.

Современные направления танца также были представлены. Ансамбль «Каприз» затронул тему буллинга (травли) в школьных коллективах.

Другие участники в танце поведали о высоких устремлениях «офисного планктона», о стремлении к свободе творчества и просто о крутой тусовке. Театр танца «Романтики» показал милый детский танец. Правда, девочки в ансамбле выглядят чрезмерно худыми, настолько, что впору подозревать у них анорексию.

В завершение программы коллектив «Сударушка» представил композицию, пробуждающую ностальгию по советскому периоду истории и картинам Петрова-Водкина. Девочки в красных трико перемежали танцевальные па с гимнастическими упражнениями, периодически замирая и образовывая силуэты букв. Из них складывались слова: «удача», «мир», «родина», «Россия».

В общем, у жюри, которое возглавлял начальник управления по культуре, спорту и делам молодежи Марк Соколов, было из чего выбирать.

Пока судейская коллегия совещалась, в зале состоялась презентация второго литературного сборника «Поймай удачу». Но вот все финалисты танцевального конкурса поднялись на сцену.

Поощрительные призы спонсоры конкурса распределили в соответствии с собственными симпатиями.

А главный приз достался коллективу, выступление которого ничем не выделялось, – народный танец был исполнен достаточно формально, механистично, без чувства. Неудивительно, что, когда после вручения призов ансамбль стал выступать на бис, более половины зрителей поднялись с мест и ушли в гардероб. Невежливо, но честно.

Да, не всегда побеждает сильнейший, но в целом шоу было ярким и шумным.

Выше приведен текст с сайта еженедельника «Караван». В печатной версии было еще предложение (оно добавлено здесь красным курсивом), которое выпускающий редактор  распорядился убрать с сайта в страхе перед разгневанной руководительницей коллектива. В случаях, когда речь идет о политических вопросах, он проявляет даже излишнюю дерзость, а когда речь идет о здоровье детей почему-то пассует.

В 2016 году в одном из российских городов был случай, когда девочка умерла во время занятий танцами. Выяснилось, что она истощала себя, мало кушала, чтобы удерживать необходимый вес (об этом был сюжет на одном из центральных телеканалов).  Вероятно, есть много аналогичных случаев, о которых не так широко известно.

Не все истощенные танцовщицы умирают, но их детский организм не формируется должным образом. Сейчас руководитель коллектива кричит на редактора, что наша публикация огорчает деток. А кто будет утешать этих девочек, когда они не смогут иметь детей? Да, «звёзды»  балета часто жертвуют личной жизнью ради карьеры. Только солисток Большого театра мало, а загубленных девочек много.

Я была знакома с одной девушкой, которая с детства занималась балетом. Дальше областного центра её балетная карьера не пошла. Она нашла себя в ином творчестве, но хотела и счастья материнства. А вот с этим были проблемы.

Полагаю, детский омбудсмен должен обращать больше внимания на эту проблему. Ради сиюминутного успеха на сцене и одобрения преподавателя танцев, а возможно и родителей, которые верят в звёздное будущее своего ребенка, нельзя рисковать здоровьем детей.

Глядя на солистку упомянутого коллектива, я хотела даже обратиться к детскому омбудсмену или в прокуратуру, чтобы проверили, обследуется ли здоровье детей перед допуском к занятиям.

У девочки, о которой идет речь, сильно выступают кости на кистях рук, коленях, локтях, грудной клетке. Выступают также сосуды или сухожилия. Да, я не врач, но у меня высшее образование, в том числе квалификация преподавателя. А еще я – мать двоих детей. И не могу представить, как может ребенок быть таким худым.

Не привожу здесь  фотографии этой танцовщицы в надежде, что руководитель танцевального коллектива все-же сделала выводы, а не только позвонила в редакцию. 

Еще одной даме, оставившей комментарий «ВКонтакте», видимо представлявшей коллектив, получивший Гран-при и денежный приз, хочу сказать, что все участники были в равных условиях. В смысле, что все приехали за свой счет. Поэтому ссылаться на то, что денежный приз должен компенсировать расходы, по меньшей мере смешно. А название Вашего коллектива я не указала во-первых потому, что записывала названия только тех, чьи выступления мне понравились, а во-вторых, чтобы не расстраивать своим критическим замечанием участников коллектива. Они сделали то, чему их научили.

Замечу также, что ведущий представлял некоторые коллективы очень подобно. Другие же просто называл. То же касается и танцев. На одном из фото, которое я назвала «Танец необъявленного народа» дети исполняют народный танец. Их костюмы и музыка, видимо, тщательно подбирались, но национальная принадлежность танца не была озвучена. К сожалению, поскольку зрители потеряли возможность расширить свой кругозор.  

Я не имею отношения ни к одному из этих коллективов и не писала заметку с чужих слов, в чем Вы обвинили меня в своем комментарии.  В доказательство – публикую фото: в зале я сижу в следующем за жюри рядом, как раз за Мариной из группы компаний «Удача», которая прекрасно организовала это красочное шоу.

«Неоновая муза» молодеет

02.04.2019

Определены лучшие молодые и юные поэты Тверского региона

Статья опубликована в №11 еженедельника «Караван» за 03.04.2019 г.

31_марта в актовом зале областной библиотеки имени Горького по зову «Неоновой музы» собрались самые молодые и перспективные поэты Верхневолжья. Ставший за многие годы традиционным конкурс «Неоновая муза» расширил свой формат, дополнив его детско-юношеской возрастной категорией. Поэтому закономерно, что гала-концерт конкурса состоялся в завершение Недели детско-юношеской книги.

Уникальное для Тверской области состязание поэтов проходило в двух возрастных категориях: от 10 до 15 лет и от 16 до 25 лет. Соответственно авторы из Твери и Тверской области сражались за титулы «Лучшего юного поэта Тверского региона 2019 года» и «Лучшего молодого поэта Тверского региона 2019 года».

На заочном этапе жюри конкурса оценивало стихотворные подборки участников и определило финалистов, которые выступили в очном финальном туре.  Особенностью «Неоновой музы» является то, что стихотворение, которое поэт читает на фестивале, должно быть не из подборки, присланной на первый этап конкурса. В этом есть определенный риск и острота момента, но обилие номинаций позволяет поощрить и мастеров декламации и застенчивых создателей мадригалов и элегий.

Декламаторы могли использовать музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты, и многие проявили фантазию в создании образов. Стихотворения участников, даже в возрастной группе от 10 до 15 лет, в большинстве своем были о любви. Слегка затронули поэты историю, философию и литературу. А вот политический перфоманс от постоянного участника фестиваля Сергея Че(ркасова) хотя и был изобретательным и выразительным, симпатий ни у жюри ни у зрителей не вызвал. Не удивительно! Когда столько юных дарований читает стихи о добром и светлом, соглашаться с тезисом о том, что человечество подлежит уничтожению за грехи, как-то не хочется.

В итоге очного соревнования победителями в номинации «Лучшее стихотворение фестиваля» стали: в группе до 15 лет Анастасия Чакла со стихотворением о вере и помощи нуждающимся, в группе до 25 лет – Алина Худякова, успешно сочетавшая романтический образ и музыкальное оформление. В номинации «Лучшее представление стихотворения» победили: в группе до 15 лет – девушка с зонтиком Владислава Тюлегенова, в группе до 25 лет – девушка с альбомом Капитолина Волошина. «Приз зрительских симпатий», руководитель Областного общественного движения «Уроки успеха» Глеб Сафонов вручил  Андрею Новосельцеву, чтобы тот не грустил, что у него нет друга. Спецприз от Группы компаний «Удача» достался Милане Ильясовой выступившей с экспромтом. А тренинговый центр «Тверь 69» поощрил Майю Романюк и Екатерину Климову.

Победители в главных номинациях получили кубки и призы от генерального спонсора фестиваля – бутика натуральной косметики BELLA CASA (г. Тверь).  Титула «Лучший юный поэт Тверского региона 2019 года» была удостоена Варвара Кушина.

А «Лучшим молодым поэтом Тверского региона 2019 года» жюри справедливо назвало Владислава Гусева. В этой номинации в большей степени учитывались оценки за конкурсные подборки, но Владислав и в очном туре получил максимальный балл и аплодисменты.

Между поэтическими блоками поединка выступили две вокалистки и замечательный ансамбль «Эпоха странствий». Они прекрасно поддержали праздничную атмосферу, пока   жюри, в составе которого были поэты и спонсоры, подсчитывало баллы.

Моё мнение далеко не во всех случаях совпало с оценками жюри. Однако лучшие выступления были отмечены теми или иными призами. Спонсоры проявили хороший вкус.

Можно ответственно сказать, что фестиваль, организатором которого является  «Содружество литераторов Верхневолжья», а кураторами поэты Диана Мун и Владимир Селянкин, успешно прошел «перезагрузку».

Пришли новые поколения молодых тверских поэтов, их радушно встретили более опытные собратья по перу, а значит «Неоновой музе» и дальше оставаться юной и прекрасной.

Мария Парамонова

фото Дианы Мун

«Я пытаюсь постичь вдохновенья исток…»

18.03.2019

Статья опубликована в еженедельнике «Караван» за 20 марта 2019 года
под редакционным заголовком «Поэтов путь»

В феврале отметила юбилей поэт Вера Грибникова. Ее непростой путь в творчестве – путь самобытного русского писателя из глубинки и путь прекрасной женщины, чья красота озарена вдохновением. Вера Грибникова родилась 26 февраля. Писать стихи она начала раньше, чем научилась грамоте. Этому содействовал пример старшей сестры, увлекавшейся чтением и поэзией. Первое стихотворение дошкольница Вера посвятила временам года: в нем были «бульканье ручьев» и «трели соловьев».

Русская природа вдохновляет поэтессу по сей день. Детство и юность Веры Грибниковой прошли в поселке городского типа Селижарово. Это торговое село на Волге, в устье речки Селижаровки, известно с начала XVI века, здесь располагался Троицкий монастырь. История России – еще одна тема творчества поэтессы.

Уехав из поселка совсем юной, Вера Петровна сохранила его в своих стихах. О доме, в котором они с бабушкой жили тогда, «плачет память светлыми стихами» – он сохранился, но в нем живут теперь другие люди. А в поэтические строки вплывает ностальгический «домоткано-кружевной уют, с теплой печкой, с духом каравая, где проворно ходики снуют, на секунды вечность разбивая…». И Волга, Волженька, как называет ее Вера Петровна, тоже стала сквозным образом ее творчества.

 ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЛИТЕРАТУРЕ

О том, как Вера Грибникова оказалась в Твери (тогда Калинине) и почему стала водителем трамвая, «Караван» рассказывал в интервью с Верой Петровной «Живи трамвайчик, будь в моей судьбе!».

«Ода трамваю», воспевающая последний ночной рейс, была в составе стихотворной подборки, которую в 1980-е поэтесса отправила в «Калининскую правду». Мы все слышали о том, что рукописи не рецензируются и не возвращаются, а иногда и не читаются. В областной газете стихи прочли и отзыв написали – критический, уничижительный. «Моя пристыженная муза смирнехонько просидела целых 15 лет, обдумывала услышанное», – смеется теперь Вера Грибникова над своей юношеской печалью. Зато теперь она консультирует начинающих авторов самых разных судеб и возрастов. И, зная, каким хрупким и ранимым может быть талант, старается подбирать такие слова для учеников, чтобы «крылышки им не обломить».

Примечательно, что позже, когда муза все же поборола свою застенчивость, Вера Грибникова отправила свои стихи на Тверской областной конкурс «Родной край». Это было в 1996 году, в подборке стихов была и «Ода трамваю», которую «зарубили» в «Калининской правде». Ода очень понравилась председателю жюри поэту Александру Гевелингу, длительное время возглавлявшему тверскую писательскую организацию. Вручая Вере Грибниковой диплом, он попросил прочитать это стихотворение и стал наставником поэтессы.

ИДЕАЛЬНАЯ РИФМА К СЛОВУ «КОСА»

Кроме того, что Вера Грибникова поэтесса и вагоновожатая, многие сразу вспоминают еще одну замечательную примету. У Веры прекрасные длинные волосы – коса до пояса. В стихотворных посвящениях прекрасной поэтессе этот атрибут женской красоты нередко рифмовался с творческим псевдонимом Веры Грибниковой – Роса. Так же называлась первая книга поэтессы.

Неудивительно, что, основав в 1995 году литературный клуб, Вера навала его «Роса». Это было неформальное объединение, работе которого Вера Петровна посвящала все свое свободное время. Так продолжалось больше 10 лет.

Я познакомилась с Верой Грибниковой в 2004-м. Наш профсоюз пригласил на выездное мероприятие клуб «Роса». Вера и еще две участницы объединения выступали на открытой площадке у костра, а потом предложили собравшимся почитать свои стихи, если кто-то их пишет. Я набралась смелости и прочитала – впервые, хотя писала их уже много лет. Вера Петровна отнеслась ко мне с удивительным вниманием и пригласила в «Росу». Благодаря этому литобъединению и Вере Грибниковой я открыла для себя радость творческого общения.

«Роса» была клубом открытых дверей, и не только для поэтов. Актив «Росы», собиравшейся в горнице библиотеки имени Герцена, составляли поэты и музыканты. Но и человек, не пишущий стихи или песни, получал возможность высказаться, рассказать о прочитанной книге или путешествии. Вера Петровна не только готовила программу занятия, но и мастерила своими руками подарки для гостей клуба. К сожалению, не всех устраивала эта идиллическая картина. Открытые двери притягивали не только людей, стремящихся к творческому созиданию, но и разрушительных индивидов.

Вера Грибникова, она же Роса, ушла из созданного ею клуба. Друзья настаивали, чтобы она забрала с собой свое имя, но Вера Петровна не стала этого делать. Она оставила клубу прежнее название, попросила приглашать ее на мероприятия и встречи. Но за 10 лет ни одного приглашения не последовало, вплоть до 20-летнего юбилея клуба. Более того, ее обвиняли в том, что в «Росе» не было издано ни одного коллективного сборника стихов. Когда же оставшиеся члены клуба «Роса» выпустили такой сборник, то не преминули поглумиться в нем над своим бывшим руководителем.

Сейчас, спустя много лет, Вера Грибникова может ссылаться на большую нагрузку, побудившую ее уйти из своего детища, может говорить о том, что «передала бразды правления», и желать долголетия литобъединению. Но тогда это была вопиющая несправедливость, к сожалению не единственная и не последняя в творческой биографии Грибниковой.

СОЮЗ И СОЮЗНИКИ

В 2000 году Вера Грибникова была принята в Союз писателей России. Первую рекомендацию ей написал Евгений Сигарев, поэт, приехавший в Тверь с Камчатки. Он часто бывал в «Росе», участвовал в творческих встречах и поездках. Принес рекомендацию на одно из собраний и вручил. У Веры Грибниковой тогда уже были изданы две книги стихов – «Роса» и «Соло». Поэтесса не была уверена, что этого достаточно, но Гевелинг рассеял все сомнения, дав вторую рекомендацию. Третью написал Владимир Львов – он вместе с Гевелингом был в составе жюри того конкурса, в котором Вера Грибникова стала победителем в 1996 году.

Войдя в состав союза писателей, Вера Грибникова активно включилась в работу тверского отделения. Однако творческие союзы переживали тогда не лучшие времена. В 1990-е организацию возглавлял прозаик Евгений Борисов. В 2004-м председателем был избран Владимир Самуйлов. В те годы уже прекратилась существовавшая в советское время поддержка писательской организации. Приближалось банкротство. В 2006–2008 годах Вера Грибникова была секретарем писательской организации.

«Если бы я ведала, с какими трудностями столкнусь, ни за что не согласилась бы на эту должность, – вспоминает Вера Петровна. – Наша организация занимала чудесное помещение в центре Твери, но платить аренду, долги за электричество и воду было нечем. Нас выселили. Мне пришлось перевозить книги, мебель, картины, пианино в другое помещение на проспекте Чайковского. Почему мне? Потому что наш председатель Владимир Самуйлов уехал на родину в Вышний Волочек и делами организации совсем не интересовался, оставив мне доверенность на право второй первой подписи. И я осталась один на один со всеми проблемами организации. Банковский счет у нас был арестован. Из огромного коллектива (почти 60 человек) мне помогали всего двое – Александр Бойников и Валерий Токарев, да и то не в беготне по юстициям, банкам и налоговым инспекциям, а только по литературной части».

Счет разблокировать не получилось, но Вере Грибниковой все же удалось добиться финансирования альманаха, собрать материалы и вместе с коллегами выпустить этот последний номер классического коллективного сборника в истории некогда славной Тверской областной писательской организации.

 «НАДЕЖДЫ ЛИРА ЗОЛОТАЯ» И ДРУГИЕ

Дипломами поэтических конкурсов Вера Грибникова могла бы обклеить не одну стену. Но есть среди ее наград та, которую обязательно вспоминают все журналисты. В 2004 году за стихотворение о любви Вера Грибникова была удостоена премии музея им. Пушкина в США. На конкурс «Надежды лира золотая» в Нью-Йорке прислали свои стихи поэты со всего мира – более 40 тысяч человек. Из подборки Веры Грибниковой жюри отметило стихотворение «Встреча». Оно непременно запоминается читателю образной концовкой: «…А на вешалке рубашка обнимает сарафан».

В числе других литературных побед – конкурсы «Литклуб» (Москва, 2003 г.), «Каблуковская радуга» (под псевдонимом Иван Бойков, Тверь, 2005 г.), «Посадская Лира» (Сергиев Посад, 2010–2017 гг.), «Золотое перо» (Москва, 2010 г.), конкурс имени Сергея Клычкова «Душа моя, как птица» (Москва, 2014 г.), конкурс имени А.С. Пушкина «От вас беру воспоминания…» (Пушкинские Горы, 2017 г.). Вера Грибникова награждена дипломом и памятной медалью за победу в обеих номинациях в конкурсе имени А.Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» (Калуга, 2017 г.)

Победа в конкурсе «Стихи о Твери и Тверском крае» (Тверь, 2015 г.) привлекла внимание к творчеству Веры Грибниковой художественного руководителя «Дома поэзии» Андрея Дементьева. Вера Петровна стала литконсультантом «Дома поэзии». Она ведет «Литературные среды», координирует работу Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок» в отборочном туре.

 В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Признание таланта Веры Грибниковой далеко за пределами Верхневолжья отнюдь не повлияло на отношение к ней литературоведов, возглавляющих новообразование тверской писательской организации. Веру Петровну сначала сочли нежелательной в составе правления, а затем и в самом тверском отделении. Причиной тому – принципиальная позиция Грибниковой в вопросах приема в организацию новых членов и выдвижения на литературные премии по критерию таланта, а не личных симпатий.

Вера Грибникова активно участвует в мероприятиях «Содружества литераторов Верхневолжья», с 2011 года является членом литературного совета альманаха «Новый Енисейский литератор» (Красноярск). Награждена почетным дипломом «За вклад в развитие русской литературы в Красноярском крае» и многими благодарственными письмами. А в 2018 году с победы в литературном конкурсе началось ее сотрудничество с Союзом писателей Крыма.

 Добрые литературные встречи в грибниковской «Росе» у многих вызывали ностальгию, и Вера Петровна создала новый клуб. Уже шесть лет литературное объединение «Ковчег» собирается в последнее воскресенье месяца в библиотеке имени Спиридона Дрожжина в Твери. Вдохновение, позитивный настрой, дружелюбная обстановка – отличительные черты уют-компании «Ковчега». Вместе с Верой Петровной благотворную атмосферу литературного клуба поддерживают сотрудники библиотеки и ее заведующий Владимир Ходаков.

«Ковчег» не замыкается в четырех стенах, он активно путешествует по России, сотрудничает с библиотеками, клубами, музеями, литобъединениями и школами.

МЕЧТА О КНИГЕ

Вера Грибникова по-прежнему пишет много новых стихов. Только раньше они рождались экспромтом и отшлифовывались в памяти, а сейчас просятся на бумагу.

«Очень хочется издать книгу, – делится сокровенными планами поэтесса. – Личные сборники не выходили у меня очень давно – 17 лет, поскольку нужды семьи всегда были на первом месте, а государственное тверское издательство давно приказало долго жить. Может быть, в этот юбилейный год мечта наконец-то осуществится?»

В былые времена поэты к юбилею выпускали «Избранное» при поддержке писательской организации и удостаивались государственных наград в знак признания вклада в литературу. В наши дни отсутствие государственных наград означает не отсутствие вклада в литературу, а отсутствие связи между государством и литературой. Литературные премии регионального масштаба связаны с изданием книги – деньги тянутся к деньгам. Автор, издав книгу на свои средства или средства спонсора, если его удается найти, получает возможность быть номинированным на премию. Нет книги – нет премии. В общем, без предприимчивости, которая обычно не свойственна талантливым писателям, не обойтись.

 Редакция «Каравана» желает Вере Грибниковой исполнения желаний и реализации творческих планов в этот юбилейный год. Новых стихов, новых книг, новых побед!

Мария Парамонова

Стихи Веры Грибниковой

Прохожий

Стукнусь обессиленною птахой
в чье-нибудь окошко, наугад:
«Человек! Открой его без страха,
протяни на помощь добрый взгляд.

Места нужно мне совсем немного,
я не попрошу ни пить, ни есть.
Чуть согреюсь и опять в дорогу,
чтоб нести, нести благую весть

О весне! Лишь отогрейте птаху,
Я не отдыхала так давно…»
Но скользнули взглядом и с размаху
шторами задернули окно.

Не взлететь… Срываюсь под окошко,
крыльями обмерзлыми звеня.
…Чьи же это добрые ладошки
отогреть пытаются меня?

Калязин на два дня стал Третьим Римом

22.02.2019

Шестые Калязинские чтения МОО «Русское Собрание» прошли в Тверской области

20-21 февраля в малом историческом городе Калязине состоялись масштабные VI  Калязинские чтения Международной общественной организации «Русское Собрание». Это значимое  мероприятие привлекло в районный центр Тверской области общественных деятелей, ученых, писателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Твери, Перми, Калуги, Ярославля, Брейтово и Углича Ярославской области, а также из Донецкой Народной республики.

В актовом зале Администрации Калязинского района собрались люди, которым не безразлично прошлое, настоящее и будущее России. Это представители  общественных организаций: МОО «Русское Собрание», Союз писателей России, НИЦ «Национальные проблемы образования», Изборский клуб Новороссии, Движение «Сорок Сороков», движение «Народный Собор», Союз православных педагогов, Общество русской культуры Республики Татарстан, Петровская академия наук и искусств, Федерация лапты Ярославской области, портал «Русская Народная Линия», и других.

ТРЕТИЙ РИМ – НЕ МЕСТО, А ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

В 2019 году  тема конференции касалась идеи, насчитывающей уже пять веков: «Третий Рим: историческая концепция или будущее России?» Философская концепция «Москва — Третий Рим» связана с именем старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея. В своих посланиях 1523—1524 годов великому князю Московскому Василию III и дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину Филофей рассуждал о «Риме земном», которым должна была стать Москва.  Научная концепция «перехода империи» известна с античных времен.  После распада «Первого Рима» под напором  варваров  «вторым»  Римом стал Константинополь. Византийскую империю её жители называли  Восточной Римской империей, вкладывая в это понятие христианский смысл. Однако, в 1453 году турки-османы захватили Константинополь. Был необходим новый центр христианства.  Сербы хотели назвать «третьим Римом» Белград, а болгары — Великое Тырново. Но и эти территории были захвачены Османской империей. Только русское государство, сохранившее веру, несмотря на монголо-татарское иго, и увеличивающее свое влияние, могло претендовать на эту роль.

Старец Филофей в своем послании Василию III писал: «Все христианские царства сошлись  в твоём царстве… Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Идея Москвы (России) как последнего лидера христианского мира в современном контексте затрагивает, несомненно,  ситуацию на Украине и ее последствия.  Действия Константинопольского патриарха Варфоломея напомнили ещё раз о том, что Константинополь пал много столетий назад.

Но на конференции «Русского собрания» разговор велся преимущественно в русле внутрироссийской повестки. Проблематика воспитания исторического самосознания молодежи, сохранение русского языка и литературы, возрождение малых городов и русского села – вот что волнует русскую общественность.  Ведь Третий Рим – это не столько место, сколько предназначение.

МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ МАЛЫХ ГОРОДОВ

Председатель Тверского регионального отделения «Русского собрания», кандидат исторических наук, глава Калязинского района Константин Ильин, выступая с приветственным словом отметил:

- Многое зависит от малых городов, таких как Калязин, с богатой, героической историей. Здесь живут люди – наследники и славы и трагедий этой истории. И мы всеми своими действиями должны содействовать будущему России… Мы сегодня говорим об освоении Арктики, Дальнего Востока, но, с другой стороны, города и деревни в центре России продолжают деградировать.  Такая экономическая политика не способствует сбережению и воспроизводству народа.  Сегодня людской потенциал не имеет возможности развивать эти территории. Курс на развитие мегаполисов – в корне неверный… В своё время Махатма Ганди призвал не покупать товары колонизаторов. И те были вынуждены уйти из Индии – им там стало нечего делать. Мы же поддаемся колонизаторам, покупаем их товары. Те же сетевые магазины наносят непоправимый вред нашим предпринимателям и производителям. Мощные империи прошлого пали потому, что отошли от Бога… Воспитание детей и молодежи осуществляется в условиях неконтролируемой разрушительной информационной среды, настоящей информационной войны. Но миру нельзя потерять Россию, соборными усилиями мы достигнем того, что Россия будет жить еще долго.

РОССИЯ – «УДЕРЖИВАЮЩИЙ»

Анатолий Степанов – председатель МОО «Русское Собрание», главный редактор портала «Русская Народная Линия» рассказал о выборе темы конференции:

- В разгар церковного кризиса на Украине президент этой страны сделал удивительное заявление. В декабре минувшего года он организовал самочинный Собор, который учредил так называемую Православную церковь Украины, и когда раскол православной церкви стал реальностью, Порошенко заявил, что наступил конец Третьему Риму. Но от наших современных государственных деятелей, от людей, которые их идеологически обслуживают, слов про Третий Рим мы не слышим. … Поэтому мы и вынесли эту тему в повестку нашего совещания… Воцарению врага рода человеческого, согласно посланию апостола Павла, препятствует «удерживающий»…Как известно, есть разные толкования. Одно из них – мир удерживает империя, тогда – это Рим. Затем Константинополь, а после 1453 года – Москва. …  Стамбул уже не является городом «царя и синклита»,   и потому не имеет тех прав, которые предоставляли ему отцы Четвертого Вселенского Собора. Русская церковь шла по пути превращения во вселенскую церковь. Она заместила собой отпавшую от Православия Римскую церковь. Все шло к тому, что русская церковь должна была стать Вселенским патриархатом. В царствие Алексея Михайловича обсуждался вопрос о переезде Вселенского патриарха и переносе кафедры в Москву.  Это было вполне реально. Однако раскол, низложение Патриарха Никона, а в последствии полное упразднение патриаршества и учреждение Святейшего Синода идею переноса Вселенского патриархата в Москву сделало неактуальной… Третий Рим царской империи возродился в империи сталинской, своеобразно, но выполнявшей роль «удерживающего»… Сегодня наступил момент истины: как только Россия стала возвращаться в мировую политику в качестве самостоятельного игрока, началось невероятное давление. Запад обрушил на Россию экономические санкции, русофобия становится сегодня частью политической культуры Запада. Отчего это происходит? … Именно потому, что Россия была и остается Третьим Римом, «удерживающим». Но насколько современная Россия готова к исполнению этого своего предназначения? Это другой вопрос, но то, что мы на пути осознания этого своего предназначения – несомненно.  В своей недавней статье Владислав Сурков, идеолог Кремля, признался, что русским глубинным народом управлять невозможно, его даже понять невозможно, он живет сам по себе… Нам необходима внутренняя консолидация, но от неё наше общество пока еще далеко. Как мы помним, внешнее могущество не остановило развал Советского Союза.  Поэтому вопрос об идеологическом единстве нашего общества поднимается в качестве основного вопроса, не решив который Россия не сможет дальше двигаться вперед.

ИСТОРИЯ УЧИТ НЕ ПОБЕДАМИ

Протоиерей Анатолий Денисов, благочинный Брейтовского округа Ярославской епархии, настоятель храма с. Прозорово выступал ярко и остро, обращаясь к народной мудрости:

- 17 февраля мы на реке Сить праздновали бездарно забытую дату. Когда еще не было Московского княжества, а была Владимирская Русь, князь Владимирский Георгий вышел с малой дружиной, обратился ко всем князьям за поддержкой, но не поддержали его. Разбили нашу дружину – это был 1238 год. Это очень поучительная битва в истории, но почему-то мы не учимся на своих ошибках. И никак не хочу согласиться с календарем, где одни праздники побед. Ну не бывает такого, чтобы одни победы. Этот праздник мы отмечаем уже 20 лет, всех вас приглашаю… Помню, бабушка еще говорила: «Не плюй семечки на землю – это мама!» Включите телевизор – ни одного слова о земле!  Может быть мы небожители? Сельский час убрали, чтобы не стыдно было. Не знаю как вам, мне хочется натуральные продукты кушать. А такие соседи – «Дикси», «Магнит» и «Пятерочка» разве их дадут?  … Оказывается, на личное подсобное хозяйство налог с 1 марта ввели. У нас есть 10 тыс. га пустых, 30 деревень брошенных, может с них начнем? Может они богатеют?  Труд и молитва в крестьянстве порождали героев. Это два весла на лодке, лишь тогда мы поплывем.  В Ярославской  области наш район единственный во времена богоборчества не имел ни одного действующего храма. А теперь осталось только две крыши отремонтировать. Мы праздновали юбилей Ситской битвы в селе Семеновском. Ни  одного дома нет, но стоит храм – позолоченные купола.  Господь посылает таких людей!  Сегодня мы открыли два музея, столовую. Спрашивают: «Батюшка, откуда у тебя столько денег?» Богатство – это много Бога. Давайте уметь благодарить Бога и благодарить каждого, а благодарный человек ни в чем не нуждается!

О РУССКОМ СТИЛЕ

Владимир Крупин – классик современной русской прозы, сопредседатель Правления Союза писателей России, лауреат первой Патриаршей премии в области литературы в своем выступлении говорил об отличительных чертах  русского  стиля:

- Сама история создавала основу русского стиля, христианство его одухотворило. Историков  древности изумляло отношение славян к смерти.   Пушкин не случайно взял одним из  эпиграфов слова Петрарки о нас: «Там где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно». Это отношение к смерти и выделяет русский стиль из других. Наша русская жизнь не здесь – она в Руси небесной. Но это не значит, что русский стиль предполагает пренебрежение к жизни земной. Земная жизнь есть пропуск в жизнь небесную. Чем выше качество души, тем выше она вознесется. Такие рассуждения, подкрепленные примерами, становятся убеждением русского художника и питают его… Русский стиль вряд ли связан с каким-нибудь именем. Это дело соборное…Стиль готовит мировоззрение политиков. Но политики нынешние у нас без мировоззрения. Только с жаждой власти. Отсюда и все наши беды… Проживать историю или жить в цивилизации? Я никуда не денусь, я вынужден жить в цивилизации, но как писатель я живу в истории…В массовой культуре нет русского стиля, есть его знаки: «посидим-поокаем», рубаха навыпуск…но стиль – это не этнография в костюме и рисунке танца. Это образ мысли…

О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Ольга  Артеменко, директор  Центра национальных проблем образования ФИРО РАНХИГС, член-корреспонденту РАЕН, член Комиссии по образованию и историческому просвещению Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям рассказала о том, как сложно отстоять право на качественное образование. Её выступление касалось судьбы русского языка и языков народов России:

- Понятно, что у нас существуют стереотипы: в России 80% русских, значит, нет проблемы изучения русского языка. Но в 15 субъектах русские являются меньшинством.  Каждый народ хочет сохранить свою культуру, и тут нужно искать баланс, диалог между представителями народов.  С русским очень серьезные проблемы в школе. У меня сердце разрывается, когда я прихожу в ВУЗ на 1 курс и вижу уровень владения русским языком. Если у нас были учебники на грамматической основе, серьезное литературное образование,  то сейчас русский язык преподается на коммуникативной основе, от учащихся требуется  быстрая точная проектная деятельность. А у нас была творческая  деятельность. Сейчас мы в системе образования этот термин не встретим… Еще одна проблема – языки. Эта проблема в поле зрения президента не случайно. В ряде субъектов стали заставлять в обязательном порядке изучать национальный язык республики. А в определенном субъекте количество часов на русский язык стало меньше количества часов на национальный язык республики.  В 2013 году Путин сказал об этом – никакой реакции. В 2017 году он начал свое выступление с того, что нельзя заставлять изучать неродной язык. Ни в одном законе не прописано обязательное изучение русского языка. Его изучают, потому что сама жизнь диктует. Если ты хочешь выстроить карьеру в России, тебе понадобится русский, английский, где-то, возможно, китайский. Но заставлять никто не имеет право. А органы образования обязаны создать условия для изучения родного языка. В поручении президента сказано, что изучение  языка осуществляется на добровольной основе. Однако далее идет искажение в субъектах, в конечном итоге федеральные органы изменили смысл: «свободный выбор изучения государственного языка или национального». Я считаю, подставили президента. О русском языке никто не думает, юлят, чтобы угодить национальной элите республик. В концепции рассматривается двуязычие. По факту утрачивается возможность изучать русский на литературной основе, на грамматической основе.

ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА

На пленарном заседании также выступили участник из ДНР Федор  Папаяни – публицист, сопредседатель Изборского клуба Новороссии, Леонид Болотин – историк, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» (Москва), Андрей Сошенко – секретарь МОО «Русское Собрание» (Калуга), Владимир Блинов – кандидат политических наук из Перми, Сергей Иванович Халин – публицист из Ярославля, Павел Буров – священник из Москвы, Михаил Щеглов – председатель Общества русской культуры Республики Татарстан.

 Представитель Тверской области  Дмитрий Мамонов,  сопредседатель Союза православных педагогов, представил свою ещё не изданную книгу «Россией гордись!», адресованную молодёжи. Ещё один представитель Верхневолжья – вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель её Тверского регионального отделения  Владимир Осипов представил книгу «Золотые имена России», выпущенную ПАНИ, куда вошло 500 имён выдающихся современников, в том числе двое калязинцев. Ольга  Лукина – кандидат филологических наук, руководитель тверской видеостудии представила собравшимся видеоролик «Гимн Тверской земли».

ЛИТЕРАТУРА, КИНО И …ЛАПТА

Первый день работы продолжился работой в пяти секциях. В Калязинской библиотеке им. А.Н. Макарова в секции «Русские традиции в культуре и литературе» перед  читателями библиотеки выступил Владимир  Крупин – русский писатель, лауреат Патриаршей литературной премии. Он сообщил, что с детства мечтал стать писателем и этой цели достиг. А теперь его мечта – чтобы родная Вятка вернула своё имя (сейчас это Киров).  Его рассказ был увлекательным и эмоциональным. И взрослые и дети в зале с интересом слушали живого классика русской литературы.

Автор этих строк (член Союза писателей России Мария Парамонова) прочла несколько стихотворений, сюжетно связанных с Тверской землей («Баллада о сожженных», «Во имя Добра», «Ратник» и другие), и   подарила библиотеке свои книги.  Писатель, заместитель главного редактора газеты «Русский вестник» Борис  Земцов рассказал, как,  будучи добровольцем в Сербии, он вёл дневник на клочках бумаги. Впоследствии эти материалы вошли в его книги.

 «Добровольчество во благо России» – такое название носила секция, которая собрала в зале Районного Дома культуры активную калязинскую молодёжь. Здесь выступили Максим Иванов  (движение «Сорок Сороков»),  Алексей Шарабарин – руководитель Центра политического тренинга из Москвы,  Иван Капышев – руководитель Тверского регионального отделения движения «Народный Собор». Об опыте Старицкого района Тверской области в работе волонтёров рассказала Марина Рыжкова – заместитель главы Старицкого района.

«Киновоспитание в современных условиях» – секция с таким названием проходила в Калязинском колледже им. Н.М. Полежаева. Кинооператор, фотохудожник, заслуженный деятель искусств РСФСР и БССР, член Союза писателей России Анатолий Заболоцкий рассказал о своем творчестве. О современном кино говорил руководитель Тверьгосфильмофонда Иван Демидов. Сергей Козлов – режиссёр народной киностудии «Орнамент» г. Калязина показал ребятам два своих фильма «Капитан детских сердец» и «Родники русской святости».

Секция «Особенности подготовки и проведения физкультурных и спортивных мероприятий по национальным видам спорта» прошла в спортивном зале ДЮСШ им. И.Я. Гусева. Здесь собрались учителя физической культуры школ района, тренеры-преподаватели ДЮСШ, студенты педколледжа, обучающиеся по специальности «физическая культура». Секцию провели Игорь Панюшов – Президент Ярославской физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация лапты Ярославской области», тренер сборной команды г. Ярославля по лапте, а также Александр Суворов – Председатель федерации лапты Тверской области, председатель федерации гиревого спорта и перетягивания каната Тверской области, министр спорта молодежного правительства Тверской области. Ведущие привезли с собой необходимый инвентарь, форму и провели практикум по нашим национальным видам спорта. Всем прошедшим практикум учителям были вручены соответствующие сертификаты с логотипами Русского Собрания и Федерации лапты Ярославской области.

Первый день работы конференции в Калязине завершился творческим вечером в районном Доме культуры. Заслуженная артистка России Татьяна Петрова исполнила русские песни из своего репертуара, знакомые слушателям мелодии прозвучали в исполнении ансамбля народных инструментов «Серебряные струны» под управлением Олега Тарасова.

Главным событием второго дня конференции стало посещение делегацией Русского Собрания  Вознесенского собора г. Кашина, в котором находятся мощи святой Анны Кашинской, и Кашинского Николаевского Клобукова женского монастыря, почитаемого места, связанного с житием святого Макария Калязинского. Это стало серьезным духовным событием для членов Русского Собрания.

Участники конференции выразили главную мысль: Русь всегда поднималась в единстве, в соборности и общей молитве.  Это единство и соборность на два дня сделали малый исторический город Калязин центром русской идеи, своего рода Третьим Римом.

Мария Парамонова

Гроза на Двинском бережке

01.02.2019

Благодарю Содружество литераторов Верхневолжья и редакцию вестника «Двинский бережок» за публикацию стихотворения «К Пушкину. Гроза» (с.7) и статьи «Тверских поэтов не позвали на парад» (с.15) в февральском выпуске этого издания (№22, 2019 г.).

Волжский гусляр. 170-летие Спиридона Дрожжина

02.12.2018

В среду еженедельник «Караван» публикует статью «Волжский гусляр» о мероприятии, в котором я принимала участие.

Вот полный текст этой статьи:

28 декабря в библиотеке имени Спиридона Дмитриевича Дрожжина был дан старт празднованию 170-летия некогда широко известного, а сейчас подзабытого крестьянского поэта, имя которого носит библиотека.

Спиридон Дрожжин родился в крестьянской семье 18 декабря 1848 г. Крепостные Дрожжины жили в деревне Низовка Городенской волости Тверского уезда. Дед выучил Спиридона чтению, две зимы мальчик изучал письмо и счет. В 12 лет семья отправила мальчика на заработки в Петербург –  прислуживать в трактире.  Работая по 20 часов в сутки, он едва мог прокормить себя и немного денег отправить родным, испытывавшим нужду.  За 35 лет Спиридон Дрожжин сменил несколько профессий и городов.

Отдушиной от тяжких мыслей о своей судьбе и судьбе простых людей, от  нищеты и бесправия для Дрожжина было чтение и творчество. С 18 лет он посещал библиотеку, еще раньше, в 16 лет Дрожжин начинает писать стихи. Первая публикация состоялась в 1873 году в журнале «Грамотей» , позже он публиковался  в журналах «Дело», «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство», «Пробуждение», «Тверской вестник». В 1875 г. Дрожжин берет в жены неграмотную крестьянку Марию Чуркину. Невесту подобрали родственники, отношения с которыми были достаточно сложными.  Из-за тяжелого финансового  положения семьи и под влиянием встреч с Львом Толстым поэт-самоучка в 1896 году возвращается в Низовку, чтобы сочетать крестьянский труд с литературным. Это было бы практически невозможно – Дрожжину журналы платили гораздо меньшие гонорары, чем поэтам из высшего общества, однако, в 1903 году Российская академия наук назначает поэту ежегодную пожизненную пенсию имени императора Николая II в сумме 180 рублей. В Низовке  поэт написал 33 из 35 своих книг.

30-летие литературной деятельности Дрожжина литературная общественность пышно отметила в Москве – поэт был признал в России и за рубежом, песни на его стихи исполняли самые известные певцы того времени Ф. И. Шаляпин, Н. И. Плевицкая, А. Д. Вяльцева. А после Революции крестьянский поэт был избран почетным председателем I съезда тверских поэтов и писателей из народа.

50-летие литературной деятельности с величайшей торжественностью отметили в Твери. Праздник проходил в Тверском педагогическом институте – это здание на ул. Трехсвятской хранит воспоминания о восторженных поздравлениях, которыми одаривали «старика-поэта» земляки. Между прочим, для прибытия на праздник за Спиридоном Дрожжиным был отправлен специальный пароход. Еще при жизни его именем была названа библиотека и улица в Твери. А после смерти поэта 24 декабря 1930 г. его дом стал литературным музеем (в 1936 г. дом и прах С.Д.Дрожжина перевезены из зоны затопления в поселок Новозавидовский Конаковского района).

К сожалению, сегодня творчество популярного поэта конца XIX— начала XX вв. Спиридона Дрожжина не столь известно. Хотя его стихи, написанные доступным для детского восприятия языком, включены в отдельные учебные пособия для начальной школы, имя Дрожжина почти забыто. Возможно, причиной этому являлось то, что, в советское время, когда тиражи книг были миллионными, собрание сочинений Дрожжина не издавалось, в отличие от многих других поэтов. Нишу «крестьянского поэта» прочно занял Сергей Есенин. Уместно вспомнить, что Дрожжин ездил проводить Есенина в последний путь и написал в своем дневнике, что, к сожалению, талантливый поэт Есенин оторвался от крестьянских корней, и это его сгубило.

Лишь несколько лет назад было издано  собрание сочинений С.Д.Дрожжина в трех томах.  Подготовившие к изданию трехтомник Е. В. Павлова и М. В. Строганов (Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН), к 170-летию поэта выпустили издание «Гусляр», в которое  вошел обширный блок архивных материалов: 263 стихотворения Дрожжина, большая часть из которых ранее не публиковалась. Теперь читатель получает возможность лучше понять русского поэта – большая рукописная тетрадь «Гусляр. Песни», сохранившаяся в доме-музее С. Д. Дрожжина издана с комментариями литературоведов и первоначальными редакциями некоторых произведений, что дает возможность увидеть кропотливую работу со словом и стихом. Открываются и новые страницы биографии Дрожжина. К сожалению, тираж издания – всего 100 экземпляров.

На литературном вечере в библиотеке имени Спиридона Дрожжина книгу представил заведующий библиотекой Владимир Ходаков. Кроме того, гостям вечера, среди которых были и школьники и читатели постарше,  был показан фильм Елены Павловой «Я певец родных полей». Библиотекарь Светлана Писаренко представила подготовленный ею обзор статей,   посвящённых Спиридону Дрожжину тверскими журналистами за период с 1920-х годов до наших дней.  Учащиеся школы №42 и гимназии №10, а также поэт, член Союза писателей России Любовь Николаева  прочли стихи поэта, а автор-исполнитель Светлана Страусова вступила в вокальный диалог с праправнуком Дрожжина Ярославом Сапуном. Песню «Быстро тучи проносилися» Светлана Михайловна положила на музыку собственного сочинения, а в репертуар Ярослава,  студента  Академического музыкального училища при консерватории им. П.И.Чайковского, эта песня входит в классическом варианте.

В завершение вечера  два прекрасных стихотворения Спиридона Дрожжина «Художнику» и «Когда тоска меня берёт»  исполнили Светлана Писаренко и Анна Смирнова. А член Союза писателей России Мария Парамонова, прочитавшая свои стихи о Волге, навеянные поэзией крестьянского поэта, предложила выступить с инициативой об увековечении памяти поэта путем   установки мемориальной доски на стене Тверского педагогического института, где в 1923 году чествовали нашего славного земляка. В память о выступлении С. Есенина в Твери установлена мемориальная табличка на здании гостиницы «Волга», построенной на месте дома, где проходила творческая встреча.

Празднование 170-летия Спиридона Дрожжина продолжили концерт в столичном Доме Пашкова, который состоялся 1 декабря и  научная конференция «Завидовские чтения» (3-4 декабря).   А в день рождения поэта 18 декабря в в ДК поселка Новозавидовский пройдет  торжественный концерт.

Добавлю, что я прочитала стихотворение «От истока и до устья» с эпиграфом из Спиридона Дрожжина «Где Волга многоводная – там родина моя!»