Записи с меткой «Твардовский»


На хуторе Загорье – родине Твардовского

02.08.2020

Представители правления Смоленской областной организации Союза писателей России – председатель Олег Дорогань, его заместитель Мария Парамонова (автор этих строк :)  и секретарь организации Галина Николаенкова посетили Загорье – усадьбу семьи Твардовских, где родился поэт. Усадьба была воссоздана его братом Иваном Трифоновичем. Испили водицы из колодца вдохновения, побеседовали со смотрителем филиала Смоленского музея-заповедника и отправились дальше – в Сельцо.
Смотрите небольшой фотовидеоролик с места события:


 

Для автолюбителей отмечу, что дорога от Починка до Загорья на участке после поворота с трассы на Ельню отвратительная – асфальт как лунная поверхность – весь в кратерах.

Ранее делегация Смоленской писательской организации посетила Киселёвское кладбище в Починковском районе, где похоронен поэт Виктор Смирнов, более 15 лет возглавлявший Смоленскую писательскую организацию.

Он убит подо Ржевом…

30.06.2020

Подо Ржевом открыт монумент в память о защитниках, павших здесь в годы Великой Отечественной войны. Значит, и моему деду Игнатьеву Николаю Романовичу. Это о нём и тысячах таких же солдат написал Твардовский в своём величайшем стихотворении «Я убит подо Ржевом…». Спасибо тверским студентам-казакам за возможность принять участие в записи ролика – коллективной декламации этого стихотворения выдающегося поэта. Среди трёх рассказанных мною фрагментов первый «Там, где корни слепые…» – отчётливо напоминает мне о моём деде, оставшемся там, подо Ржевом, «куда на поминки даже мать не придёт». Ещё один фрагмент, где «И Смоленск уже взят». Создатель ролика Этер Кулиева определила его для меня как для смоленского писателя.

Мы помним и чтим подвиг наших дедов, но отчётливо проступает: «Я вам жить завещаю, что я больше могу?» Погиб, пропал без вести, ушёл «…на небо, без звёзд на груди». Теперь есть хотя бы памятник, своей оторванностью от грешной земли он и вправду напоминает дух незахороненного «под страшным Ржевом». Вспоминается лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто…».
Конечно, легче и приятнее вспоминать своих предков внучатам генералов, доживших до победы. Нам тяжелее. Как писал в своем стихотворении мой папа «Не потому ль я обездолен, Судьбы и Родины лишён, Скиталец на родном раздолье, Что я твой холмик не нашёл?» И мой дед по материнской линии был тяжело ранен в Финскую, долго лечился в госпитале, во время Великой Отечественной работал на железной дороге – по здоровью не был годен. Даже наши историки редко вспоминают о тех потерях, их не включают в цифровые базы данных, какие созданы по ВОВ. А теперь некоторые историки и вовсе не считают Финскую войной, якобы это была небольшая стычка, эпизод. Но ведь тогда погибли и были ранены сотни тысяч советских солдат и офицеров. Если поддаться и списать это на «эпизод»,  они и вовсе будут забыты. Или всё же «Никто не забыт…»?
Статья о важности сохранения исторической памяти, опубликованная президентом Путиным, несомненно будет способствовать проникновению российской точки зрения на историю Второй мировой войны. Её переведут на многие языки и прочтут многие люди. А вот наши историки разговаривают сами с собой – в «авторитетные» научные издания не возьмут статью, если она не соответствует создаваемой западом «истории».
Но, в конечном счёте, всё очень просто – историю пишут победители. Бумага стерпит, в то же время цифра переменчива. Кто через 50 или 100 лет переработает на макулатуру последние книги и заполнит цифровое пространство своим вариантом истории? Нельзя замыкаться «в бумаге» – издавать только печатные книги, но нельзя и уповать на «цифру» – мировая паутина сплетена не нами. В ролике, записанном и смонтированном студентами, таится надежда – вот они, «кто из рук наших знамя Подхватил на бегу…».

Г. С. Меркин о Музее книги про бойца в Сельце

22.06.2020

Уникальные воспоминания прислал мне Геннадий Самуилович Меркин, кандидат филологических, доктор педагогических наук, Почетный профессор СмолГУ. Г.С.Меркин стоял у истоков создания Музея песни М.В.Исаковского «Катюша» во Всходах Угранского района и Музея книги про бойца в Сельце Починковского района. Но судьба этих двух музеев сложилась по-разному. Геннадий Самуйлович пишет: «Уважаемая Мария Николаевна, отсылаю свои воспоминания о музее книги про бойца в Сельце…Ваш Г.С. Меркин».  В эти дни, когда мы празднуем 110-летие Твардовского, читателям моего сайта и сайта Смоленской областной организации Союза писателей России, главным редактором которого я являюсь, несомненно будет интересно прочесть о событиях, происходивших на малой родине поэта много десятилетий назад.

Музей книги про бойца в Сельце

Инициатива создания музея, посвященного А.Т. Твардовскому в Сельце Починковского района, исходила от Смоленского обкома КПСС. В середине октября 1984 года меня пригласил зайти к себе заведующий отделом пропаганды и агитации обкома партии Игорь Викторович Григорьев. В это время группа студентов Смоленского пединститута, объединенная в студенческий отряд «Катюша», вплотную занималась созданием музея песни «Катюша», который должен был разместиться в пос. Всходы Угранского района, на малой родине М.В. Исаковского. Молодежный отряд был создан после того, как Смоленский обком партии, а точнее – И.В. Григорьев не просто одобрил мою идею создания музея во Всходах, но и создал для нашей работы идеальные условия: нам было выделено огромное пространство – балкон в доме политического просвещения областного комитета партии, ныне помещение для Смоленского музыкального училища.

Игорь Викторович расспросил, как идут дела по созданию будущей экспозиции для музея «Катюши», и неожиданно протянул мне письмо из Союза писателей СССР, в котором говорилось о предстоящем 75-летии со дня рождения А.Т. Твардовского и о том, что делается в Смоленской области по подготовке этой даты.

Игорь Викторович с некоторой печалью в глазах сказал:

– Вы же знаете, что ничего существенного не происходит. Так что, Геннадий Самуилович, придется вам взяться за создание музея Твардовского. Какие у вас будут соображения на этот счет? Где и что мы можем сделать реально?

Я ответил, что срок очень короткий, что за семь месяцев создать музейную экспозицию практически невозможно.

Мой собеседник ответил, что он все это понимает и обещает мне всяческую поддержку: не только всеми необходимыми расходными материалами, но моральную поддержку. Он заметил при этом, что знает о созданных мной в Вязьме музея трудовой славы предприятий микрорайона 6 средней школы и музейной экспозиции, посвященной выдающимся педагогам, в разное время работавшим в средней школе № 5 в Вязьме.

– Не мне вам советовать, как организовать работу. Понимаю, что будет непросто, но, уверен, вы справитесь.

Я пошел по тому же пути, что и при организации музея «Катюша». Был создан молодежный студенческий отряд «Муравия» из моих учеников – студентов-филологов. Вместе с ними была разработана концепция будущего музея. Музей было решено создавать в Доме культуры деревни Сельцо, что в нескольких километрах от хутора Загорье, где И.Т. Твардовский планировал создание музея-усадьбы Твардовских. Поэтому, наряду с основными вехами творческой биографии поэта, не претендуя на полноту охвата, мы решили создавать музей поэмы «Василий Теркин». История поэмы, ее своеобразие, ее место в ряду эпических произведений о Великой Отечественной войне достаточно хорошо изучены. Потому мы, наряду с общеизвестными фактами и сведениями, обойтись без которых было невозможно, упор делали на истории поэмы на смоленской земле: о герое – земляке поэта, о названии географических мест, так или иначе связанных со Смоленщиной, о смоленских изданиях поэмы. Задача поисковой группы «Муравии» была в том, чтобы не только собрать необходимый информационный материал, но, по возможности, материализовать его: найти газеты и сделать копии; раздобыть смоленские «толстые» журналы и альманахи с публикациями о Твардовском и его поэме, и, самое сложное, отыскать для экспозиции подлинники смоленских изданий «Теркина» и не только «Теркина».

Музей должен был располагаться в двух комнатах Дома культуры. В первой планировалось представить творческий путь А.Т. Твардовского от первых стихотворений до финала – редакторской деятельности Твардовского в «Новом мире». Второй зал должен был рассказывать посетителям музея о поэме «Василий Теркин» и об увековечивании памяти поэта – в названии пароходов, улиц, в издании произведений поэта на языках народов СССР и мира, о научных исследованиях, посвященных А. Твардовскому.

«Изюминкой» первого зала должны были стать экспозиционные пояса о поэме «Страна Муравия», военной лирике А. Твардовского и стихов, посвященных семье поэта, прежде всего матери – в цикле «Памяти матери». Кроме того, планировалось включить в экспозицию материалы и документы земляков поэта, в том числе и жителей дер. Сельцо, которые помнили о Твардовском, участвовали либо в строительстве Дома культуры, либо в сооружении пруда напротив него, который местное население называло не иначе, как «озеро Твардовского» – пруд был выкопан по личной просьбе поэта.

А.Т. Твардовский очень аккуратно относился к понятию «учителя поэта». Немногие удостаивались им такой оценки. Но безусловным авторитетом для него был М.В. Исаковский, что следует из многочисленных источников, принадлежавших самому Твардовскому. Мысль о том, что он средства, полученные за Государственную премии, отдал на строительство Дома культуры в Сельце под чьим-то давлением никак не соответствует истине. Во-первых, документов об этом нет, неизвестно, кто эти «давители» и откуда. Во-вторых, что более важно, А. Твардовский привез из своего путешествия по Сибири проект каменного Дома культуры. Напомним, что М.В. Исаковский средства, полученные за Сталинскую премию в 1943 году за создание цикла песен, в которых входила и «Катюша», отдал на строительство Дома культуры во Всходах, на его малой Родине. Но это в период, когда шла война, был проект деревянного здания – о кирпичном и не мечталось. А. Твардовский идет по пути своего знаменитого земляка.

К созданию музея, посвященного А. Твардовскому в Сельце, весьма настороженно отнеслась Мария Илларионовна Твардовская, вдова поэта. Она писала мне, что музей вряд ли будет иметь перспективу, что в Сельце, в местной начальной школе, уже есть музейный уголок с очень хорошими материалами о Твардовском, прежде всего о его учебе в Ляховской школе, о его учителях.

Я отвечал Марии Илларионовне, что понимаю ее опасения, но литературная экспозиция на малой родине Твардовского, о которой он всегда говорил и писал с теплотой и любовью, необходима еще и потому, что будущий этнографический комплекс в Загорье не будет иметь большого значения для понимания Твардовского, если рядом не будет литературной экспозиции. Я убеждал жену поэта в том, что А. Твардовский, большой поэт, часто – вопреки обстоятельствам, и комплекс, в который войдет возрожденный хутор и музейная часть в Доме культуры, станут единым целым.

Не знаю, удалось ли мне убедить Марию Илларионовну, но она прислала письмо с пожеланием успеха в нашей затее и достаточно большую посылку с книгами из личной библиотеки А. Твардовского, в том числе с дарственными надписями литераторов А. Твардовскому.

Между тем работа шла полным ходом и, самое важное, в том числе и благодаря помощи И.В. Григорьева, удалось получить копии материалов, газет военного времени, журналы и альманахи 40-50-х годов. Ряд материалов подарили для будущего музея смоленские библиофилы – из своих коллекций. Я отдал для музея подлинники отдельных номеров «Литературной газеты» начала 50-70-х гг. и самое ценное – полные комплекты журнала «Новый мир» периода редакторской деятельности А.Т. Твардовского.

Все письма о поэте и его творчестве, в том числе и переписка с М.И. Твардовской, воспоминания земляков, записанные студентами, подлинники фотодокументов и архивные источники, включенные в экспозицию, стали фондами музея. Их насчитывалось более 400 единиц хранения. И это было значимо, так как известно, что любой музей красен не только экспозицией, но и фондами.

Под утро 17 июня готовую экспозицию мы погрузили на две грузовых автомашины; и вместе с юношами – создателями музея – я отправил в Сельцо монтировать музей. В седьмом часу утра я шел на занятия прямо от Дома политпроса. Возле театра навстречу мне шел смертельно уставший И.В. Григорьев: город готовился к вручению награды – города-героя.

Я сказал Игорю Викторовичу, что только что отправил для монтажа все музейные экспозиции.

Игорь Викторович улыбнулся, обнял меня, или, точнее, мы повисли друг на друге, и сказал:

– Спасибо, Геннадий Самуилович. Я верил, но не надеялся.

23 июня было открытие нашего музея и большого закладного камня на месте, где И.Т. Твардовский возведет мемориальный комплекс усадьбы Твардовских.

Было много гостей, в том числе и очень знаменитых: генерал-полковник В.М. Шатилов, командир 150-й стрелковой ордена Кутузова II степени Идрицкой дивизии, которая участвовала во взятии рейхстага. В этой дивизии служили наш земляк М. Егоров и М. Кантария, бывшие среди тех бойцов, кто водрузил над рейхстагом знамя Победы. Был фотохудожник В.И. Аркашев, автор фотоальбома «Дорогами Василия Теркина. Он подарил музею увеличенные до размера большого ватманского листа фотографии своей книги про бойца. Были писатели, в том числе из Смоленской писательской организации, и, конечно, многочисленные земляки поэта.

Много внимания уделял созданию музея и организации праздника директор местного совхоза И.В. Шатыркин. Он очень радовался, тому, что мы успели завершить создание музея, и спрашивал ревниво:

– Наш музей ведь не хуже музея «Катюши»?

Праздник прошел, и начались не очень радостные будни. Во-первых, кто-то из «доброжелателей» написал в областные органы анонимку о якобы нецелевом расходовании директором совхоза государственных средств. Я не знаю всех тонкостей этого постыдного дела. Но меня несколько раз вызывали на допросы по поводу И.В. Шатыркина, пытаясь получить доказательства его вины. Естественно, ничем обрадовать следователей я не мог.

В связи с этим Иван Владимирович не рискнул дать отдельную единицу хотя бы смотрителя музейных экспонатов. Во Всходах такая возможность была изыскана, и земляки М.В. Исаковского не только ревниво оберегали то, что мы сделали, но и существенно обогатили музей, в частности, получили от вдовы М.В. Исаковского большое количество вещей, книг из библиотеки поэта и т.д., что позволило из категории народного музея перейти в статус государственным мемориальным музеем М.В. Исаковского, в состав которого естественным образом вошла экспозиция о «Катюше».

В Сельце этого не случилось. В очередной приезд в музей я увидел ужасную картину: двери музея нараспашку, на солнце выгорают подлинники газет и книг, судьба фондов неизвестна. Музей бесхозен.

Я глубоко убежден в том, что малая родина знаменитых земляков не может быть бесхозной и опустошенной. Там должна кипеть жизнь. Так происходит в лермонтовских Тарханах, тютчевском Муранове, чеховском Мелихово, я не говорю уже о Пушкинских горах. Это о великих классиках. Но ведь так происходит в астафьевской Овсянке, шукшинских Сростках и ряде других селах, поселках, городах, связанных с жизнью и творчеством известных писателей-земляков.

А. Твардовский такой чести не удостоен. Позиция поэта, его творчество и при жизни раздражали власть. Изучение творчества Твардовского, в том числе и на его родине, долгие годы было если не под запретом, то не поощрялось. Твардовский был неудобен для многих – и некоторых литераторов, и для многих партийных функционеров и чиновников.

Они «проснулись» только после его кончины: «У нас любить умеют только мертвых». Сегодня эта формула не работает: и мертвых не чтут, а если и «чтут», то как-то показно, театрально.

Это не абстрактные выводы, не умозрительные рассуждения. Езжайте в Сельцо. Деревня умерла, школа закрыта, жителей нет. Могилы на кладбище, где похоронен И.Т. Твардовский и его супруга, в диком запустении.

Близилось 100-летие со дня рождения А.Т. Твардовского. Совершенно закономерно, что гости Смоленска, которые должны будут приехать в Смоленск на праздник, захотят побывать на его малой родине. Тем более что было принято специальное правительственное постановление по поводу столетнего юбилея поэта. А везти-то некуда. Зарос бурьяном отчий край, озеро заросло, и здание Дома культуры обветшало, и с музеем невесть что…

Некуда ехать. И незачем. Дом культуры, а вместе с ним музей сгорел. Как говорят работники правоохранительных органов, «Нету тела, нету дела».

Мария Илларионовна Твардовская оказалась права. К сожалению – для одних, ради успокоения – для других.

Г.С. Меркин, кандидат филологических,
доктор педагогических наук,
Почетный профессор СмолГУ

Научная конференция к 110-летию А.Т.Твардовского прошла онлайн

20.06.2020

20 июня 2020 года под эгидой Смоленского государственного университета состоялась научно-практическая конференция «Жизнь и творчество Александра Твардовского в историческом контексте», приуроченная к 110-летию со дня рождения выдающегося русского, советского поэта Александра Трифоновича Твардовского. Организатором конференции стал научно-педагогический состав кафедры литературы и журналистики СмолГУ (зав.кафедрой – доктор филологических наук Романова Ирина Викторовна).

Конференция прошла онлайн и объединила смоленских исследователей жизни и творчества Твардовского и их коллег из Тамбовской, Кемеровской и других областей России. В начале конференции были озвучены приветствия её участникам от руководителя департамента Смоленской области по культуре Михаила Юрьевича Ивушина и директора Смоленского государственного музея-заповедника Даниила Анатольевича Галкина.

С докладами на конференции выступили доктор филологических наук, профессор СмолГУ Анжелика Викторовна Королькова, кандидат филологических наук Дмитрий Александрович Бестолков из г. Мичуринска Тамбовской области,  декан филологического факультета, кандидат филологических наук,  доцент кафедры русского языка Валентина Сергеевна Ковалева, кандидат филологических наук, доцент Татьяна Николаевна Хриптулова, кандидат филологических наук, доцент Леонид Геннадьевич Каяниди. В обсуждении докладов приняли активное участие модератор конференции кандидат филологических наук, доцент Оксана Александровна Новикова, зав.кафедрой литературы и журналистики СмолГУ Ирина Викторовна Романова, доктор филологических наук, профессор кафедры Лариса Викторовна Павлова и другие.

Участником конференции являлся и председатель правления нашей организации Олег Иванович Дорогань, его доклад войдёт в сборник материалов конференции, текст опубликован на сайте организации.

Я принимала участие в конференции как представитель СМИ, главный редактор сайта Смоленской областной организации Союза писателей России, заместитель председателя правления организации. В рамках конференции я озвучила проблему, связанную с сохранением памяти о Твардовском – отремонтированный и сгоревший десять лет назад клуб в Сельце Починковского района, построенный в своё время на средства Александра Трифоновича от государственной премии. На обсуждение были вынесены вопрос о необходимости восстановления этого учреждения культуры и спорная гипотеза об отсутствии у поэта духовной связи с  этим клубом в силу сложных взаимоотношений с земляками. Сбор экспертных мнений будет продолжен, поэтому не буду торопиться с выводами. Кроме того, я прочла своё стихотворение «Сельцо», написанное под впечатлением от посещения сгоревшего клуба в июне 2012 года, через 2 года после пожара (см. фото). Стихотворение вошло в мою книгу «Марьин скит» (2016). Вот оно:

СЕЛЬЦО

Сельцо умирало. Чернели уныло
Слепые глазницы заброшенных изб.
Землица-вдовинушка плуг позабыла,
Рычание трактора, сеялки визг.

Припомнит порой, разнотравье вздымая:
Кузнец из Загорья, что в шляпе чудной,
Тот землю любил, и, в ладони сжимая,
Её согревал, называя родной.

Парнишку-селькора потом вспоминает.
Бывало, как батя, землицу сожмёт:
«Ничем не богата, а всё же родная!»,
И пишет у бровки, и строки вразмёт.

Земля вспоминает: горели деревни,
И пепел стелился по голым полям.
Бывала не раз в этом ужасе древнем,
Но снова всходили овсы по углям.

Весна за весною, засеяли пашни,
Латали да строили крышу да сруб.
Поэт знаменитый – парнишка вчерашний
На родине с премии выстроил клуб.

За книгою – книга, за далями – дали,
И хутор Загорье читатель узнал,
Чукотке и Бресту известными стали
Починок и Глинки, Угра и Десна.

Но вырваны корни, подрублены ветки,
(Вздыхает землица полынью-травой).
До срока увял человек этот крепкий,
Антей, отлученный от почвы родной.

Селяне старели, поля зарастали,
И тлен запустения клуб подкосил.
А память прочней древесины и стали,
А Тёркина знают, кого ни спроси.

На тысяче клубов замки и печати,
Но этот особый, по сути – музей.
Откроются двери к торжественной дате
И встретят поэтов, селян и друзей!

Да Божия воля – его попущенье.
Пожар. Ожиданий стремительный крах.
И кто истолкует такое знаменье:
Восставшее вновь обратилось во прах.

Землица вздохнула, повеяло пеплом,
И что-то открылось в сознанье моём:
В России сейчас сотни тысяч поэтов.
А может всем миром? Поднимем? Спасём?!

 

О новой книге стихов О. Дорогань «ВИСОКОСНОЕ ВРЕМЯ»

23.05.2020

Сайт Смоленской областной организации Союза писателей России публикует мою рецензию на новую книгу стихов, которую выпустил поэт Олег Дорогань.

Олег Дорогань выпустил свою новую поэтическую книгу «Високосное время» в брянском издательстве «Аверс». Это девятая книга автора, который является председателем Смоленской областной организации Союза писателей России. В этой книге он развивает лирические, военно-патриотические, православно-духовные и философские мотивы. Автор живо откликается на вопросы, которые ставит время, своеобразно отражает их в своём творчестве. Его стилю присущи пластика, свежий образ, интересная рифма и метафора, проникновенно-лирические и публицистические интонации.

Книга начинается с программного стихотворения «Високосное время» и разбита по разделам–циклам. Первый раздел «Победы величье у нас не отнять» приурочен к 75-ой годовщине нашей Великой Победы. О служении Отечеству, начиная с курсантской юности до сегодняшних дней, и о духе времени, которым сопровождались все эти годы, свои стихи автор обозначил циклом «В бессонном дозоре».

Цикл стихотворений «А ещё я помню колыбельную» поэт посвятил матери. При чтении этих стихов создаётся глубокое впечатление, словно образ любимой  матери автор пытается воскресить для себя и для читателя.

Лирические любовные переживания у поэта проявились в мотивах стихотворений, включённых в циклы «Сердце не справляется с весной», «Осенние элегии», «Когда я обращусь лицом к звезде», «Я не венчался с земною невестой». Эти стихи отличаются благородным возвышенным отношением к Женщине, они о встречах и разлуках, расставаниях навек и вере в новую встречу.

Любовью к братьям нашим меньшим проникнут цикл «И первозданный клич природ…». Борьба природных начал в судьбах животных проявляется, как и в судьбах людей.

Болью и тревогой о настоящем и будущем России – Руси непреходящей – пронизаны стихотворения в разделе «Охрани нашу Русь». Сюда включены стихотворения из предыдущей поэтической книги «Русь непреходящая» («Российский писатель», 2011 год), а также новые стихи, где эти патриотические мотивы, связанные с деревенской Русью, получают своё продолжение.

Цикл «Время идёт, прирастая погостами…» посвящён памяти ушедших родных и близких автора, памяти поэтов Виктора Смирнова, Николая Сухарева, певицы Ольги Воронец, и восходит к обобщённому образу всех ушедших, достойных бессмертия и незабвенной памяти.

В книгу вошли стихотворения, посвящённые М.В.Исаковскому и А.Т.Твардовскому. Эти выдающиеся поэты стояли у истоков создания и в процессе становления нашей Смоленской писательской организации почти век назад, а теперь для неё, для всех нас, её представителей, они как ангелы-охранители.

Публицистические и философские размышления поэта о времени и о себе, о самой сути – в жизни и творчестве, о смысле жизни и смысле смерти нашли наиболее полное отражение в цикле «О самой сути».

Православные мотивы обрели своё воплощение в стихотворениях цикла «Выстроить свой храм». Здесь собраны стихи, посвящённые Святому равноапостольному князю Владимиру Крестителю, Пресвятой Богородице Одигитрии, смоленским православным святым.

В основу стихов из циклов «Заболеваю я звёздностью неба» и «Вращается Вселенная» легли мотивы космического плана с размышлениями о природе времени – как энергии звёзд, обуславливающей вечность и бессмертие человеческих душ.

Последнее стихотворение в книге «Говорит Время» как бы закольцовывает её начальную и финальную доминанту, отражая суть «Високосного времени», в которое мы живём, преодолевая всё на своём пути, направляясь, что называется, через тернии к звёздам. Идём по своей стезе, не теряя любви, а обретая её на всё более высоких уровнях бытия в мироздании. И тем самым спасаемся в Боге, одерживая победу над смертью в Успении, в награду получая бессмертие души.

А завершает книгу «Високосное время» поэма «Крестница». В ней рассказывается о матери, которая ищет своего сына–солдата, находит место его захоронения на чеченской земле и задаётся целью собрать средства для возведения на этом месте храма. Автору удаётся передать внутренние переживания героини поэмы, силу и крепость её веры, самозабвенное духовное служение своему материнскому и нравственному долгу.

О творчестве поэта в разное время писали В.Черкашин, В.Суханова, П.Ульяшов, Н.Кузьмин, Ю.Беличенко, Н.Дорошенко, В.Широков, В.Иванова, Н.Сухарев, А.Березнев, А.Стерхов, М.Козлов, Н.Илькевич, А.Мельник и другие авторы.

И поэт Олег Дорогань, судя по всему, не соступает со своей жизненной и творческой стези, находится в духовном восхождении к высотам избранного им идейно-эстетического идеала:

Стихи, пожалуй, лучшее,
Что в мире грёз и гроз

Мы, радуясь и мучаясь,
Роняем вместо слёз…

Мария Парамонова

Твардовский. Есть имена, и есть такие даты…

04.05.2020

Участвуя в акции «Бессмертный полк русской поэзии», которая проходит под эгидой Союза писателей России, я прочла  стихотворения поэта-фронтовика, уроженца Смоленщины Александра Трифоновича Твардовского. Сегодня на странице «Бессмертного полка русской поэзии» опубликовано моё видеопрочтение.

Ссылка на просмотр видео: https://www.youtube.com/watch?v=yQz2NUmJWVU

 

Александр Трифонович Твардовский (8 июня 1910 — 18 декабря 1971) — русский советский писатель, поэт и прозаик, журналист, специальный корреспондент. Подполковник (1945). Главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954; 1958—1970). Твардовский, любимый поэт миллионов читателей, прославился как поэт, который воспел в своих произведениях подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.

Сценарий творческого вечера и его реализация

29.12.2010

Смоленская областная организация Союза писателей России завершила год 100-летнего юбилея Александра Трифоновича Твардовского творческим вечером-презентацией книги Председателя Правления организации, лауреата литературных премий имени Пушкина, Исаковского, Твардовского, Платонова, автора 14 книг Виктора Петровича Смирнова «Я вам жить завещаю…(Неизвестный Твардовский)». Я подготовила сценарий этого вечера и выступила на нём в качестве ведущей.  Кажется, всё получилось отлично!

Творческий вечер состоялся 27 декабря 2010 года в главном зале Смоленской областной универсальной библиотеки имени А.Т.Твардовского, руководитель которой Мальцева Ольга Евгеньевна обратилась к собравшимся с приветственным словом.

Издание воспоминаний Виктора Смирнова о Твардовском – значимое событие в культурной жизни Смоленщины, и Администрация Смоленской области, Смоленская областная Дума с большим вниманием отнеслись к нему. Предваряют книгу вступительное слово Губернатора Смоленской области Сергея Владимировича Антуфьева и обращение к читателю Председателя Смоленской областной Думы Анатолия Ивановича Мишнева. На творческом вечере-презентации книги Виктора Смирнова Администрацию представлял Сергей Викторович Жуков, заместитель начальника Департамента культуры Смоленской области. В своём выступлении он сказал, что уже прочел книгу полностью и, несомненно, она заслуживает внимания. С.В.Жуков отметил также, что вокруг творческого и жизненного пути нашего великого земляка не утихают споры, и воспоминания В.П.Смирнова – одна из точек зрения, точка зрения благодарного ученика гениального поэта.

Член Союза писателей России, литературный критик Олег Дорогань, автор вступительной статьи к книге В.П.Смирнова, в своем выступлении отметил, что Виктор Смирнов с лихвой оправдал высокое доверие великого земляка, в 1965 году рекомендовавшего молодого колхозника в Литинститут. Виктору Смирнову «наиболее ярко удалось возродить серебряный век Смоленской (поэтической) школы, обратившись к первоистокам традиции и при этом вводя приёмы акмеизма, где он почувствовал его удачные выходы к сердцам читателей».

Мне пришлось немного поволноваться, так как С.В.Жуков своим выступлением, вольно или невольно, вступил в литературоведческую дискуссию с О.И.Дороганем, который, отстаивая постулаты своей теории, отклонился от регламента. Виктор Смирнов – действительно живой классик, раз его творчество уже сейчас пытаются классифицировать. Но вот, споры улеглись и я приступила к обзору содержания книги, процитировав фрагмент очерка «Россия зовёт», в котором Виктор Смирнов говорит о причинах, побудивших его к написанию воспоминаний о Твардовском. Обзор содержания сопровождался показом на экране слайдов фотоиллюстраций книги (После вечера одна поэтесса – учитель информатики указала мне не недочеты в моей презентации Power-point – в школе она учит детей, что нельзя использовать маркированный список в тексте слайда и отцентровывать его. Жаль, что она не предложила свою помощь, когда я готовила вечер. Это было бы полезно для всех).

Очерк «Строгость и доброта», повествующий о встречах юного Виктора Смирнова с великим Александром Трифоновичем Твардовским, артистично продекламировал Алексей Михаленков, ученик 10 класса Гимназии эстетического профиля, победитель ряда творческих конкурсов. Я вручила Алексею почетную грамоту Союза писателей России и благодарственное письмо Гимназии,  заместитель директора которой Ольга Николаевна Ермишина подготовила талантливого ученика к декламации довольно сложного прозаического произведения.

Воспоминания Виктора Смирнова о встречах с братьями и сестрами Александра Трифоновича Твардовского также нашли отражение в книге «Я вам жить завещаю…»(Неизвестный Твардовский)». «Загорьевский Аввакум» – так называется очерк, посвященный встречам с Иваном Трифоновичем Твардовским. Знакомство Смирнова с младшим братом великого поэта началось с переписки. Оценив слог Ивана Трифоновича, Виктор Смирнов посоветовал ему написать книгу о мытарствах семьи Твардовских. «И я повел его, робкого, начинающего автора, в издательство «Современник» – вспоминает в своем очерке Виктор Смирнов. Книга вышла в свет, правда в урезанном виде. Потом Иван Трифонович приехал в родное Загорье, воссоздал там усадьбу Твардовских и стал директором музея. «И когда наш всероссийский писательский вождь Валерий Николаевич Ганичев доверил мне – продолжает Виктор Петрович – вручить такому дорогому автору новёхонький членский билет Союза писателей, я, совершая сию, поистине историческую миссию, волновался, пожалуй, больше, чем когда сам его получал».

Раздел книги «Его смоленские друзья» включает очерки о близких для Твардовского людях. Эти очерки откроют читателю не только малоизвестные факты из жизни Твардовского, но и образ той эпохи. И, конечно же, в книге «Я вам жить завещаю…» (Неизвестный Твардовский)» читатель найдет стихи Виктора Петровича Смирнова, посвященные Твардовскому. Их представил гостям творческого вечера сам автор. Виктор Петрович прочел стихотворения  «Глаза», «Строкой слепя, как молнией в окне…» и «Твардовский» («По отчеству величали…»). Гости вечера, в числе которых были писатели, педагоги, учащаяся молодежь, встретили стихи овациями.

На протяжении вечера прозвучали песни на стихи Виктора Смирнова «Отшумела осень» (музыка Юрия Селезнева, исполнитель – солистка оперной студии имени Нециной Наталья Усачева, концертмейстер Анастасия Самофралийская), «Кувшинки» (музыка и исполнение – Олег Дорогань), «Отними у меня Россию – что останется…»(музыка и исполнение – Николай Писаренко, аудиозапись).

Фольклорный коллектив «Реченька» из Ельнинского района великолепно, с душой исполнил народные песни, в том числе любимую песню матери Твардовского Марии Митрофановны, а участник ансамбля член Союза писателей России Анатолий Панасечкин прочел свои стихи, посвященные смоленской поэтической школе, её продолжателю Виктору Смирнову.

После завершения заложенной в сценарии программы я предложила выступить гостям вечера. Писателей долго уговаривать не приходится.  Лина Меркулова рассказала о впечатлениях от книги, от творческого вечера, о разных других впечатлениях и прочла несколько стихотворений Виктора Смирнова.

С поздравлениями в адрес Виктора Смирнова выступили Тамара Лосева, растроганная песней О.И.Дороганя про кувшинки и подарившая Виктору Смирнову букет роз, и Анастасия Самофралийская, вручившая подарок.

Виктор Смирнов сердечно поблагодарил Ирину Флиманкову, в издательстве которой вышла книга «Я вам жить завещаю…»(Неизвестный Твардовский)» и коллектив её предприятия.

Было приятно увидеть, что в зале, который был практически полон, много незнакомых лиц. Некий экскурсовод, не назвавший своего имени, проникся духом творческого вечера, вышел к микрофону поблагодарил Виктора Смирнова и прочитал стихи Твардовского.

Закончился творческий вечер-презентация традиционной раздачей автографов и фотоснимками на память. Две студентки колледжа даже попросили Николая Кеженова, ведущего фоторепортаж, прислать им фотографии с Виктором Смирновым. В общем, я поставила себе «пять» за сценарий и «четыре с плюсом» за его реализацию.


18 декабря – День памяти Твардовского

14.12.2010

Смоленская областная организация Союза писателей России почтила память Александра Трифоновича Твардовского, скончавшегося 18 декабря 1971 года, возложив цветы к памятнику Твардовскому и его литературному герою Тёркину и к мемориальной доске у Дома книги, где уже много десятилетий располагается офис смоленской писательской организации.

Первым к памятнику своему учителю на площади Победы пришел ранним утром 18 декабря 2010 года Председатель Правления Смоленской областной организации Союза писателей России Виктор Смирнов. Я, вместе с другими членами Союза писателей России, в числе которых  Анатолий Александров, Тамара Лосева, Нина Жигарева, Лина Меркулова, Николай Кеженов, Анастасия Самофралийская, Николай Чепурных, возложила цветы к памятнику А.Т.Твардовскому. Затем писательский актив, сквозь метель, направился к Дому книги на Большой Советской, где в июне 2010 года мемориальная доска увековечила память работавших в этом здании А.Т.Твардовского, М.В.Исаковского и Н.И.Рыленкова. Возложив цветы, писатели произнесли немало слов почтения и восхищения в адрес Александра Трифоновича, вспомнили малоизвестные факты из его биографии. Прозвучали отрывки из недавно вышедшей книги воспоминаний Виктора Смирнова «Я вам жить завещаю…»Неизвестный Твардовский». Я прочла своё стихотворение «Обращение к поэтам», посвященное сгоревшему весной этого года клубу, некогда построенному на средства Твардовского в Починковском районе, призывая всем миром восстановить наследие великого земляка.

Возвращаясь домой, я снова проходила мимо памятника Твардовскому и Тёркину, и была приятно удивлена, увидев там троих молодых людей азиатской внешности, положивших на пьедестал букет цветов и фотографировавших друг друга. Помнят Твардовского, любят Тёркина во всех уголках нашей большой страны.

фото: Н.Чепурных

«Строгость и доброта»

02.12.2010

В новом выпуске (№10, 2010 г.) Литературно-художественного и общественно-политического журнала «Десна», выпускаемого Брянской организацией Союза писателей России, опубликован очерк Председателя Смоленской областной организации Союза писателей России Виктора Смирнова «Строгость и Доброта. Две встречи с А.Т.Твардовским».

Этот очерк предваряет ожидаемый в декабре 2010 года выход из печати книги Виктора Петровича «Я вам жить завещаю…», в которой собраны воспоминания о знаменитом земляке (Виктор Смирнов родом из того же починковского Загорья). О дате и времени презентации этой книги, завершающей мероприятия юбилейного года, обязательно сообщу на страницах сайта.

День города – Смоленску 1147

26.09.2010

Смоленск неуклонно движется по реке жизни к 1150-летию первого упоминания в летописи. Вот ещё один День города прошел. Концерты, торговые ряды, фейерверк. Ване это день запомнился множеством странных людей в смешных шляпах и синих париках, а так же разноцветными шариками, которые шумно лопаются.

А на меня произвела впечатление огромная Книга героев, размещенная перед входом в почтовое отделение рядом с Блонье. Акция, проводимая по инициативе ВГТРК, вызвала интерес смолян, которые откликнулись и прислали для книги фотографии своих близких. На страницы из ткани были нанесены сотни фотографий участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, а сопровождали эти фотографии стихи А.Т.Твардовского и других поэтов.

Два человека приподнимали и переворачивали страницу за страницей, вглядывались в лица. Память…