Новости творческого мираСеребряный век

Обидно за Гумилева или Настигла награда поэта «из ада»

На заседании правительства Тверской области определен обладатель премии имени Н.С.Гумилева. Как сообщает официальный сайт регионального правительства, в 2018 году лауреатом литературной премии имени Николая Гумилева стала поэт, прозаик Валентина Карпицкая. На заседании, возглавляемом губернатором Тверской области Игорем Руденей, председатель комитета по делам культуры Ирина Репина представила определенную конкурсной комиссией книгу, за которую решено присудить премию в размере 50 тысяч рублей.

По официальной версии, губернатор Игорь Руденя, утвердив кандидатуру Карпицкой, отметил, что «необходимо поддерживать представителей творческой интеллигенции подобными премиями, но при этом важно, чтобы в своем творчестве они отражали важность духовно-нравственного воспитания, трудолюбия и другие ценности, без которых невозможно развитие региона и всей страны». Однако, утром 2 августа многие пользователи интернета имели возможность познакомиться с более ранней версией релиза, содержащей стенограмму выступления губернатора. Позже опрометчивые высказывания главы региона, очевидно вызванные шоком от названия книги номинанта, исчезли с официальных страниц, сохранившись, однако, в кэше.

Книгу номинанта Игорю Рудене видимо в руки не дали, озвучили лишь фамилию и заголовок «Не из ада ты, не из рая».

 — А название стихов? Это кому адресовано? – переспросил губернатор, словно почуяв неладное, может эротика какая-то извращенная. Ирина Репина сообщила, что это «сборник романтических стихотворений, посвященных в основном теме взаимоотношений мужчины и женщины».

— Я хотел бы, чтобы вы, все-таки, скорректировали свое направление. Нас больше интересует, когда воспевают человека труда, — продолжил после паузы Игорь Руденя, который, похоже полагает, что поэзия – это те слова, которые поют звезды эстрады, — Нам не нужна богема абстрактная, нам нужна пропаганда. То, чем занимался Дементьев в советское время, то, чем занималась Пахмутова, Добронравов. Были стройки огромные в стране, люди ездили по этим стройкам, сочиняли песни, которые потом вся страна пела. Благодаря песням люди, которые работали на этих стройках, на этих проектах, ощущали себя востребованными обществом. Это была некая элита. А вот эти размышления на тему «Чей ты, откуда ты и кто мы?», вот этого нам не надо!

Тут бы губернатору потребовать огласить весь список, книги в студию запросить и показать подчиненным, как надо работать. Но Игорь Руденя утвердил все же предложенную кандидатуру, хотя отметил, что принцип отбора потенциальных лауреатов премии имени Гумилева необходимо скорректировать, творчество соискателей по своему содержанию должно быть созвучно установкам, выработанным областным руководством:

— Еще раз повторяю: демография, экономика, нравственное воспитание общества – вот три темы, которые должны быть во всех произведениях. Я бы хотел, чтобы это четко было прописано в нашей номинации, — подвел итог пункту повестки заседания Игорь Михайлович.

Злую шутку, надо сказать, сыграли с губернатором подведомственные чиновники, столь безответственно подошедшие к подготовке документов для заседания правительства. Впрочем, о проблеме эффективной коммуникации между губернатором и его подчиненными «Караван» пишет регулярно. Сейчас – о поэзии.

В Комиссию по присуждению Гумилевской премии, состав которой на сайте комитета по делам культуры не опубликован, входят «известные литераторы, литературные критики, журналисты, филологи», возглавляет комиссию заместитель председателя правительства Тверской области Андрей Белоцерковский. Члены комиссии проводят рейтинговое голосование, то есть выставляют каждой книге тот или иной балл, затем баллы суммируются. Выходит, что обсуждения, как такового, не происходит, а оно могло бы предотвратить ошибку.  Кроме того, из опыта прошлых лет известно, что многие члены комиссии книги номинантов не читают, разве что пролистывают. Выбирают не между книгами, а между людьми, их написавшими. Свой – чужой. Так в прошлом году премия была присуждена Ефиму Беренштейну, многократно номинировавшемуся на эту премию ранее с достойными книгами и заслужившему эту награду своими лекциями о жизни и творчестве Гумилева. Курьез в том, что книга «Вещение-вещание» Е.Беренштейна серьезно уступает предыдущим, содержит ненормативную лексику, а главное — подписана в печать 22 мая 2017 года, в то время как заявки на премию принимались до 30 апреля. Так и в этом году будущий лауреат наладил отношения с членами комиссии настолько, что они не только на внутреннее содержимое книги не взглянули, но и название внимательно не прочли.

Надо заметить, что альтернатива была. С Валентиной Карпицкой соперничали Елена Давыдова, Любовь Колесник, Георгий Степанченко (фамилии приведены в алфавитном порядке). В их книгах губернатор, возможно, отыскал бы интересующие его темы, если, конечно, он не хочет лобовой рифмовки: «экономике доход принесет Вагонзавод» или «материнский капитал демографию питал».  Поэты так умеют, только это называется «низким жанром» (частушка, пародия, басня, шансон, слоган), это не то, за что должны присуждаться литературные премии.

Елена Давыдова – молодой поэт, член Содружества литераторов Верхневолжья, участница Всемирного Фестиваля молодёжи и студентов Сочи — 2017 году. На фестивале она и представила впервые книгу «Второе дыхание». В стихотворении «Мальчик», посвященном сынишке, Елена затрагивает столь интересующие губернатора темы демографии и нравственного воспитания:

Даже бывалый невольно вздрогнул и
Крепче засовы дверные вешает,
Кличет мальчишку словами строгими.
А тот — загорелый, глаза — черешины
Спелые, смелые — ни знал, ни видывал
Такого надрыва волны раскатистой!
Вот и ему похожую силу бы!..
Вот и ему геройство и стать ее!..

А вот Любовь Колесник, получившая, к слову сказать, Губернаторскую премию – 2017 за книгу  с ужасно непатриотичным названием «Радио Мордор», следующую книгу, выдвинутую на Гумилевскую премию, назвала – что с языка у  губернатора сняла – «Мир. Труд. Май».  Среди прочего в книге описываются будни рабочего класса – автор имела опыт работы на заводе:

от козлового к мостовому
и к башенному и опять
осанна миру неживому
распорет жестяную гладь
и глядь – а восьмичасовая
жизнь регулярная прошла
где люди тихо прогорают
до тыла сварочного тла

Что же касается Георгия Степанченко, его книга, возможно, содержала слишком много публицистической прозы о шедевральном творчестве поэта, но губернатору он тоже мог бы пригодиться, как противник митингов в ущерб развитию АПК:

Митинговщина! Флаги да вороны…
Кто-то речи толкает с крыльца,
А в деревне — не чинены бороны,
Не видать молодого лица.

Но все эти стихи, и хорошие и не очень, не были прочитаны губернатором, чиновниками, да и большинством членов конкурсной комиссии, присудившей максимальные баллы автору следующих строк частушечного жанра:

Ты меня, прошу, не трогай,
жигнешь — тыкну пяткою.
У меня красивой, строгой,
жизнь и так не сладкая.

Много я обид терпела,
но я не растение:
наболело, накипело,
лопнуло терпение.

Губернатор, очевидно, прав: принцип отбора потенциальных лауреатов премии имени Гумилева необходимо скорректировать. Однако, прописывать в положении о премии, носящей имя Николая Гумилева темы: улучшение демографической ситуации, укрепление нравственности и развитие экономики – только людей смешить и память о расстрелянном поэте, дворянине и герое Первой мировой войны оскорблять. В соцсетях, кстати, уже собрали подборку цитат из Гумилева о скотоводстве и птицеводстве:  «И за то мне подарил богач / Пять быков, приученных к ярму»,  «Пять коней подарил мне мой друг Люцифер», «И рыдает молчанием глаз/ Далеко залетевшая птица».  Если уж непременно хочется стихов на производственную тему – можно учредить отдельный тематический конкурс, как делают во многих отраслях и сферах деятельности. Только основной целью такого конкурса будет не развитие литературы в регионе, а популяризация тех или иных профессий и компаний.  В смысле – пропаганда.

За это несовременное слово интернет-СМИ уже сравнили Игоря Руденю и со Сталиным, и с Хрущевым и с Мединским, который тоже хочет, чтобы выделяемые на развитие культуры деньги шли в целевом направлении. Простите, но этого никогда не будет, если не остановить кумовство и коррупцию.  Ситуация с присуждением литературной премии кандидату «из ада» забавна и смешна только на первый взгляд – она раскрывает всю неэффективность структуры управления регионом.

«Я сам над собой насмеялся, И сам я себя обманул…» — впору процитировать губернатору строки Николая Гумилева.

Один комментарий к “Обидно за Гумилева или Настигла награда поэта «из ада»

  • К сожалению, в печатной версии еженедельника моя статья опубликована в редакционной версии с редакционными заголовком и подзаголовками и с измененной вступительной частью. Исчезло курьезное название книги лауреата, появился абзац, пытающийся оправдать необъективное судейство, а все акценты смещены в адрес губернатора. Такое часто случается и в федеральной прессе, но хочу заметить, что эта версия отражает точку зрения редакции, а не мою. Моя статья была о том, что действия чиновников, кумовство и коррупция дискредитируют премию Им. Гумилева, а редакционная версия — о том, что губернатор пытается навязать пропаганду в поэзии. Жаль, что редактор не счел необходимым ознакомить меня с изменениями, вносимыми в мой текст и меняющими смысл. Все-таки под статьей стоит моя подпись! http://www.karavan.tver.ru/gazeta/15491

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *