Новости творческого мира

Сезон стихов. Максим Замшев и мистические коллажи

4_февраля побывала на поэтическом спектакле из серии «Сезон стихов» — это проект художественного руководителя МХАТ имени М.Горького Эдуарда Боякова и продюсера, поэта Ивана Купреянова. Спектакли с октября 2019 года проходят на третьей сцене с современным оснащением и достаточно уютным, камерным залом. Проект предполагает еженедельное обращение к творчеству современных поэтов — как старшего поколения (Евгений Рейн, Юрий Кублановский), так и «поколения тридцатилетних». Этот вечер был посвящен поэзии Максима Замшева — главного редактора «Литературной газеты», члена Правления Союза писателей России et cetera, et cetera.

 Как_гласила_программка, «каждый спектакль — это особое поэтическое пространство, в котором действуют Поэт, Куратор и Актёр». Куратором данного спектакля выступила прозаик, литературовед Мария Бушуева. Она поднялась на сцену, к знаменитому МХАТовскому занавесу с чайкой (театр, основанный Станиславским и Немировичем-Данченко, в 1980-е разделился на два, носящие имена Чехова и Горького, но от чайки, как напоминания о первой постановке пьесы Антона Павловича ни один не отказался). Говоря о поэзии Максима Замшева, Мария Бушуева вспомнила «тихого лирика» Владимира Соколова, который в своё время пытался наставить на путь истинный Евгения Евтушенко, говоря о том, что поэзия должна быть исповедальной.

(Помню, как-то раз Олег Дорогань, председатель нашей Смоленской областной организации Союза писателей России, рассказывал о своей встрече с Владимиром Соколовым. Это было в период учёбы Олега Ивановича в Военно-политической академии (г. Москва, 1987 г.). Владимир Соколов выступал перед офицерами, не все внимательно слушали, и поэт был явно огорчён. Олег Дорогань отправил записку с вопросом о роли, которую сыграл Соколов в творческой судьбе Евтушенко. Владимир Николаевич оживился, оглядев зал, в котором нашлись слушатели, интересующиеся поэзией и литературной жизнью. Поэт подтвердил, что у Евтушенко при поступлении в Литинститут не было аттестата об окончании школы, а Соколов, являвшийся тогда секретарём приёмной комиссии, счел достаточной справку из школы при войсковой части, допустив Евтушенко до экзаменов. Соколов вспоминал, что прочитав подборку Евтушенко он отметил, что «стихи с блёсткой»).

Мария Бушуева отметила, что можно по-разному относиться к поэзии Евтушенко, но поэзия Максима Замшева несомненно исповедальна. И прочла одно из своих любимых стихотворений Замшева. Затем занавес открылся.

В тумане меж тёмных конструкций-декораций появился Актёр — в этом амплуа выступил, соответственно, актёр и автор-исполнитель Сергей Шолох. Звучащая будто издалека музыка и проекции сюрреалистических изображений были призваны показать как Актёр «присваивает» поэзию и через призму собственной индивидуальности, по-новому раскрывает поэтические образы» (цитирую по программке). На мой вкус, Актёр «присваивал» поэзию излишне торопливо, порой неверно расставлял акценты. Но, возможно, такова была находка режиссера — ведь впереди зрителя ожидала встреча с самим Поэтом.

 Поворотный круг сцены пришел в движение. Прожектор выхватил из темноты крупную фигуру современной литературы, на декоративной стене загорелась зелёная надпись «Максим Замшев». Поэт явно не ставил задачу поразить публику театральными эффектами, психофизической техникой и волнами интонаций — он просто читал стихи. Больше не нужно было прилагать усилия, чтобы понять и услышать поэзию. Уникальный поэтический мир наконец заполнил зал. Мистические коллажи световых проекций органично связали зрительный ряд со строчками стихов. Пожалуй, эта часть закончилась слишком быстро — поэт не прочел даже «Приходи ко мне утром во вторник…». Наверно потому, что был как раз вторник, но утро уже миновало.

После закрытия занавеса с чайкой раздались аплодисменты, а наиболее последовательные поклонники поэзии Максима Замшева вручили ему цветы. Спектакль удался — это я определила по знакомому послевкусию — на обратном пути меня сопровождали поэтические образы, восходящие по спиральной лестнице сознания из фотодекораций с двойной экспозицией. Остаётся только поблагодарить издательство «У Никитских ворот» за приглашение на спектакль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *