Душа России – в малых городах. Концерт в поддержку восстановления храма

4_августа в Старице праздновали День города и района,  который начался с благого дела. Возле храма Рождества Богородицы, расположенного на противоположном берегу Волги от Свято-Успенского монастыря,  состоялся благотворительный концерт «В краю родном всему начало…» творческих коллективов Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка», воспитанников детской хореографической школы «Фуэте» из подмосковного Зеленограда и с моей поэтической страничкой.

Мероприятие призвано привлечь внимание к восстановлению прекрасного комплекса церкви Рождества Пресвятой Богородицы, называемой также церковью Параскевы Пятницы на Торгу. Храмовый ансамбль строился в период 1728–1825 гг. и сочетал в себе мотивы позднего классицизма и барокко. В 1935 году храм закрыли, несколько десятков лет использовали под склады. Теперь началось восстановление церкви «всем миром» – состояние построек требует дальнейшей реставрации и помощи всех неравнодушных людей. Концерт проводился при поддержке Комитета по делам культуры Тверской области, Администрации Старицкого района,  с благословения настоятеля Храма протоиерея отца Димитрия.

Глава администрации Старицкого района Сергей Журавлев принял участие в открытии концерта. Я побеседовала с ним для подготовки обзора праздника в еженедельнике «Караван + Я».

- Сергей Юрьевич, расскажите, каково участие Администрации Старицкого района в восстановлении храма?   Ходатайствуете ли Вы перед региональными, федеральными властями о восстановлении этого памятника архитектуры?

- Учитывая, что данный храм – это памятник архитектуры федерального значения, наша помощь выражается в проведении субботников по расчистке территории. Аппарат администрации Старицкого района был первым, кто пришел сюда на субботник, и это дало толчок к развитию восстановления храма. Сегодня здесь проходит праздник города и района, и это тоже привлекает внимание к храму. Очень много средств требуется для восстановления храма и территории вокруг него. Здесь мы хотим сделать хорошую набережную. Это наша история, наше богатство, наша культура. Если у нас это есть – у нас есть будущее. Мы пишем обращения в региональный и федеральный фонды имущества, в Министерство культуры. Но мы с вами понимаем, что у нас очень много храмовых комплексов по территории России, средств не хватает.  Я считаю, что было бы замечательно, если напротив такой светлой и прекрасной обители как Свято-Успенский монастырь возродилась бы и Параскева Пятница.

- Проводилось ли исследование фресок в этом храме?

- Пока нет. Это достаточно глубинные работы. Нужно привлекать экспертов высокого уровня, а это требует немалых средств. На первом этапе это можно было бы сделать силами тех людей, которые хотят помочь. Если есть профессиональные эксперты, которые готовы будут провести первичное обследование фресок на благотворительной основе, мы будем рады. Вот подпорная стена, к сожалению, обвалилась. Тоже нужна помощь. Душа России – в малых городах. Здесь живет коренное население,  а те, кто приезжает, удивляются встрече с нашей историей. Мы надеемся, что Старица будет следующим городом, вслед за Торжком, который получит грант в рамках конкурса малых исторических городов. Мы уже участвовали в конкурсах, но не победили. Но мы будем  и дальше работать над этим.

О сложностях восстановления храма рассказал настоятель отец Димитрий:

- Начали восстанавливать храм Параскевы Пятницы в июне 2017 года, приход у нас небольшой – 17 человек пока. Надеемся, что он увеличится по мере восстановления нашего храма. В первую очередь мы настелили полы, полностью укомплектовали церковной утварью алтарь. Служба у нас началась 1 ноября 2017 года, каждую субботу служба в 16 часов, в воскресенье – в 9 часов.  В перспективе мы восстановим придел Параскевы Пятницы, который находится справа, слева – придел Нила Столобенского.

К разговору подключается староста храма Василий Иванович:

- За две недели до Пасхи благодетель Алексей из Санкт-Петербурга, он даже не назвал своей фамилии, пожертвовал нам пять колоколов на колокольню. Благодетель Дмитрий Сергеевич из Москвы помог с ремонтом куполов, привез икону Параскевы Пятницы, принял участие в восстановлении часовенки. Крыши починили, двери заказали. Но вот одна трудность – подпорная стена начала валиться. Нужно делать водоотвод, стену укреплять, но все упирается в денежные средства. А вот здесь в нишах у нас фрески – лик Петра и лик Павла, только почти ничего не осталось от них, еле видны, 200 с лишним лет им. Мы стараемся сохранить всю старину, и двери и замок. Все здание храма построено из белого камня местных каменоломен. Уже и детей крестим – одна женщина с Урала приобрела для храма купель. А 28 сентября у нас пройдет первое венчание, это пара наших прихожан.

- Как же восстановить эти фрески? Если фрески ценные, то, вероятно, государство, Министерство культуры должно профинансировать их восстановление?

Отец Димитрий считает, что все проблемы можно решить, главное – не прекращать усилий:

- Сейчас мы готовимся к зиме, окна ставим. Это первоочередная задача. Фрески представляют большую ценность, в главном приделе сохранились большие фрагменты фресок. Чтобы восстанавливать, их нужно включить в программу. Было бы очень хорошо, если бы государство помогло и с восстановлением подпорной стенки и с фресками.  Для этого нужны  большие средства. А пока мы занимаемся аварийно-спасательными работами. Будем пытаться попасть в программу, в этом нам необходимо содействие и граждан и местных и региональных властей. У меня есть опыт, вот  в Красном дороги не было, теперь есть.  Вода камень точит. Когда запускаешь механизм, он туго идет, а когда раскрутится – уже не остановишь.

Для_старичан и гостей города на импровизированной сцене – ступенях у подножия храма выступили коллективы Дворца культуры Пролетарка Народная хоровая академическая капелла под руководством Марины Кирпу, народный ансамбль танца «Тверичане» имени Е.И.Комарова, а также Детская хореографическая школа «Фуэте» из Зеленограда.

4 августа Православная церковь вспоминат Святую Равноапостольную Марию Магдалину, а у меня в этот день именины. Поэтому я прочла стихотворение «Мария из Магдалы», стихи православной тематики.

Директор ГБУК ТОДК «Пролетарка» Елена Постнова приехала на праздник вместе с творческими коллективами:

- Тверской областной Дворец культуры «Пролетарка» является областным методическим центром, и, объективно говоря, на нас лежит феноменальная ответственность по участию в проектах наших коллег в муниципальных образованиях, культурологических, историографических, тем более – проектов по возрождению православных святынь. Мы очень тесно сотрудничаем с нашей Митрополией. Проекты, совместно реализуемые с РПЦ на постоянной основе, это и Фадеевские чтения, и Покровские вечера.  Это не случай, это закономерная история взаимоотношений и с Православной церковью и с коллегами из муниципалитетов. Если  говорить о данном пилотном проекта в рамках крупного проекта «Малые города Верхневолжья» под патронажем Комитета по делам культуры Тверской области. Мы привезли сюда благотворительный концерт и счастливы, что можем поучаствовать в возрождении православного храма. Я была потрясена красотой этой земли, воцерковленностью старичан, их внутренней культурой и сельской интеллигентностью, гордостью за свою землю.

Инициатор проектов развития Татьяна Соколова приняла участие в организации ярмарки:

- У Храма Параскевы Пятницы, сильной покровительницы торговым и промышленным делам,  ярмарка раньше  была  всегда. Надеемся, что дело возродится. Торговля началась. А вместе с нею Храм у Волги вновь вернёт величие и место расцветёт. Сегодня здесь прекрасно. Много лиц, молитв, улыбок, чая и товаров. Добрые слова и песни Волге и дорогому городу. Горожане, власть, ремесленники, гости, дети — все наслаждаются общением и праздником.

Единомышленник Татьяны Константин Бенедиктов тоже верит в будущее старицкой земли:

 - Я живу в Родне Старицкого района 20 лет, провожу фестиваль для художников, музыкантов и других творческих людей «РоднЯ в РОдне». В 2016 и 2017 году трехдневный фестиваль провели успешно, в нынешнем не удалось, но жизнь в Родне уже оживляется. Надеюсь, в следующем году увидеть вас в числе гостей нашего фестиваля!

Юлия Пленкова (проект «Альтуристы») развивает местные сообщества в глубинке:

-  Туристы приезжают в древний или малый город и помогают местной инициативе. Мы организуем проживание, питание местными продуктами. Это может быть благоустройство, как в Тутаеве. Где-то мосточки строили, где-то развивали малый бизнес, помогали в сборе лекарственных трав. Неважно, что за инициатива, главное, чтобы местное сообщество подключилось и люди начали общаться. Потом сообщество развивается без нашего участия. Такой праздник как сегодня – прекрасный пример успешно реализованной инициативы.

Действительно, под звуки народных песен  жители и гости города осматривали торговые ряды с  изделиями народных промыслов и сувенирами. Ощущение праздника было всеобъемлющим. В день города и района также открыта детская площадка в форме корабля – это связано с именем знаменитого уроженца Старицы адмирала В. Корнилова. Большая площадка в городском саду стала местом проведения концерта солистов и творческих коллективов из Москвы, Твери, Старицы. Завершился праздник салютом.

Монолог в Западном форпосте

 _____

Публикации случаются разные – долгожданные и неожиданные, судьбоносные и незаметные. Всегда радостно, когда получаешь издание с публикацией твоих стихов, состоявшейся благодаря творческой общности, в данном случае – «Содружеству литераторов Верхневолжья».

Запад Тверской области имеет свое поэтическое издание – печатный орган межрайонного творческого объединения «Западный форпост». Мое стихотворение «Монолог» опубликовано в №26 газеты «Западный форпост» на стр.4. На страницах издания Содружество представлено также стихами молодого поэта Андрея Новосельцева.

  «Монолог» – это сравнительно новое стихотворение (2017), оно не входило в состав моих книг стихов, хотя, вероятно, опубликовано в каких-либо сборниках и альманахах. Давно пора привести в порядок список публикаций !!!

.

 

Обидно за Гумилева или Настигла награда поэта «из ада»

На заседании правительства Тверской области определен обладатель премии имени Н.С.Гумилева. Как сообщает официальный сайт регионального правительства, в 2018 году лауреатом литературной премии имени Николая Гумилева стала поэт, прозаик Валентина Карпицкая. На заседании, возглавляемом губернатором Тверской области Игорем Руденей, председатель комитета по делам культуры Ирина Репина представила определенную конкурсной комиссией книгу, за которую решено присудить премию в размере 50 тысяч рублей.

По официальной версии, губернатор Игорь Руденя, утвердив кандидатуру Карпицкой, отметил, что «необходимо поддерживать представителей творческой интеллигенции подобными премиями, но при этом важно, чтобы в своем творчестве они отражали важность духовно-нравственного воспитания, трудолюбия и другие ценности, без которых невозможно развитие региона и всей страны». Однако, утром 2 августа многие пользователи интернета имели возможность познакомиться с более ранней версией релиза, содержащей стенограмму выступления губернатора. Позже опрометчивые высказывания главы региона, очевидно вызванные шоком от названия книги номинанта, исчезли с официальных страниц, сохранившись, однако, в кэше.

Книгу номинанта Игорю Рудене видимо в руки не дали, озвучили лишь фамилию и заголовок «Не из ада ты, не из рая».

 — А название стихов? Это кому адресовано? – переспросил губернатор, словно почуяв неладное, может эротика какая-то извращенная. Ирина Репина сообщила, что это «сборник романтических стихотворений, посвященных в основном теме взаимоотношений мужчины и женщины».

— Я хотел бы, чтобы вы, все-таки, скорректировали свое направление. Нас больше интересует, когда воспевают человека труда, — продолжил после паузы Игорь Руденя, который, похоже полагает, что поэзия – это те слова, которые поют звезды эстрады, — Нам не нужна богема абстрактная, нам нужна пропаганда. То, чем занимался Дементьев в советское время, то, чем занималась Пахмутова, Добронравов. Были стройки огромные в стране, люди ездили по этим стройкам, сочиняли песни, которые потом вся страна пела. Благодаря песням люди, которые работали на этих стройках, на этих проектах, ощущали себя востребованными обществом. Это была некая элита. А вот эти размышления на тему «Чей ты, откуда ты и кто мы?», вот этого нам не надо!

Тут бы губернатору потребовать огласить весь список, книги в студию запросить и показать подчиненным, как надо работать. Но Игорь Руденя утвердил все же предложенную кандидатуру, хотя отметил, что принцип отбора потенциальных лауреатов премии имени Гумилева необходимо скорректировать, творчество соискателей по своему содержанию должно быть созвучно установкам, выработанным областным руководством:

— Еще раз повторяю: демография, экономика, нравственное воспитание общества – вот три темы, которые должны быть во всех произведениях. Я бы хотел, чтобы это четко было прописано в нашей номинации, — подвел итог пункту повестки заседания Игорь Михайлович.

Злую шутку, надо сказать, сыграли с губернатором подведомственные чиновники, столь безответственно подошедшие к подготовке документов для заседания правительства. Впрочем, о проблеме эффективной коммуникации между губернатором и его подчиненными «Караван» пишет регулярно. Сейчас – о поэзии.

В Комиссию по присуждению Гумилевской премии, состав которой на сайте комитета по делам культуры не опубликован, входят «известные литераторы, литературные критики, журналисты, филологи», возглавляет комиссию заместитель председателя правительства Тверской области Андрей Белоцерковский. Члены комиссии проводят рейтинговое голосование, то есть выставляют каждой книге тот или иной балл, затем баллы суммируются. Выходит, что обсуждения, как такового, не происходит, а оно могло бы предотвратить ошибку.  Кроме того, из опыта прошлых лет известно, что многие члены комиссии книги номинантов не читают, разве что пролистывают. Выбирают не между книгами, а между людьми, их написавшими. Свой – чужой. Так в прошлом году премия была присуждена Ефиму Беренштейну, многократно номинировавшемуся на эту премию ранее с достойными книгами и заслужившему эту награду своими лекциями о жизни и творчестве Гумилева. Курьез в том, что книга «Вещение-вещание» Е.Беренштейна серьезно уступает предыдущим, содержит ненормативную лексику, а главное – подписана в печать 22 мая 2017 года, в то время как заявки на премию принимались до 30 апреля. Так и в этом году будущий лауреат наладил отношения с членами комиссии настолько, что они не только на внутреннее содержимое книги не взглянули, но и название внимательно не прочли.

Надо заметить, что альтернатива была. С Валентиной Карпицкой соперничали Елена Давыдова, Любовь Колесник, Георгий Степанченко (фамилии приведены в алфавитном порядке). В их книгах губернатор, возможно, отыскал бы интересующие его темы, если, конечно, он не хочет лобовой рифмовки: «экономике доход принесет Вагонзавод» или «материнский капитал демографию питал».  Поэты так умеют, только это называется «низким жанром» (частушка, пародия, басня, шансон, слоган), это не то, за что должны присуждаться литературные премии.

Елена Давыдова – молодой поэт, член Содружества литераторов Верхневолжья, участница Всемирного Фестиваля молодёжи и студентов Сочи – 2017 году. На фестивале она и представила впервые книгу «Второе дыхание». В стихотворении «Мальчик», посвященном сынишке, Елена затрагивает столь интересующие губернатора темы демографии и нравственного воспитания:

Даже бывалый невольно вздрогнул и
Крепче засовы дверные вешает,
Кличет мальчишку словами строгими.
А тот — загорелый, глаза — черешины
Спелые, смелые — ни знал, ни видывал
Такого надрыва волны раскатистой!
Вот и ему похожую силу бы!..
Вот и ему геройство и стать ее!..

А вот Любовь Колесник, получившая, к слову сказать, Губернаторскую премию – 2017 за книгу  с ужасно непатриотичным названием «Радио Мордор», следующую книгу, выдвинутую на Гумилевскую премию, назвала – что с языка у  губернатора сняла – «Мир. Труд. Май».  Среди прочего в книге описываются будни рабочего класса – автор имела опыт работы на заводе:

от козлового к мостовому
и к башенному и опять
осанна миру неживому
распорет жестяную гладь
и глядь – а восьмичасовая
жизнь регулярная прошла
где люди тихо прогорают
до тыла сварочного тла

Что же касается Георгия Степанченко, его книга, возможно, содержала слишком много публицистической прозы о шедевральном творчестве поэта, но губернатору он тоже мог бы пригодиться, как противник митингов в ущерб развитию АПК:

Митинговщина! Флаги да вороны…
Кто-то речи толкает с крыльца,
А в деревне – не чинены бороны,
Не видать молодого лица.

Но все эти стихи, и хорошие и не очень, не были прочитаны губернатором, чиновниками, да и большинством членов конкурсной комиссии, присудившей максимальные баллы автору следующих строк частушечного жанра:

Ты меня, прошу, не трогай,
жигнешь – тыкну пяткою.
У меня красивой, строгой,
жизнь и так не сладкая.

Много я обид терпела,
но я не растение:
наболело, накипело,
лопнуло терпение.

Губернатор, очевидно, прав: принцип отбора потенциальных лауреатов премии имени Гумилева необходимо скорректировать. Однако, прописывать в положении о премии, носящей имя Николая Гумилева темы: улучшение демографической ситуации, укрепление нравственности и развитие экономики – только людей смешить и память о расстрелянном поэте, дворянине и герое Первой мировой войны оскорблять. В соцсетях, кстати, уже собрали подборку цитат из Гумилева о скотоводстве и птицеводстве:  «И за то мне подарил богач / Пять быков, приученных к ярму»,  »Пять коней подарил мне мой друг Люцифер», «И рыдает молчанием глаз/ Далеко залетевшая птица».  Если уж непременно хочется стихов на производственную тему – можно учредить отдельный тематический конкурс, как делают во многих отраслях и сферах деятельности. Только основной целью такого конкурса будет не развитие литературы в регионе, а популяризация тех или иных профессий и компаний.  В смысле – пропаганда.

За это несовременное слово интернет-СМИ уже сравнили Игоря Руденю и со Сталиным, и с Хрущевым и с Мединским, который тоже хочет, чтобы выделяемые на развитие культуры деньги шли в целевом направлении. Простите, но этого никогда не будет, если не остановить кумовство и коррупцию.  Ситуация с присуждением литературной премии кандидату «из ада» забавна и смешна только на первый взгляд – она раскрывает всю неэффективность структуры управления регионом.

«Я сам над собой насмеялся, И сам я себя обманул…» – впору процитировать губернатору строки Николая Гумилева.

На исходе июля…

 

_________* * *

На исходе июля коралловой стала Луна.
На Олимпе созвали симпозиум высшие боги.
Там со склонов текла водопадом живая волна,
Там белели лебяжие крылья и камни дороги.

Хохотушки-дриады резвились в тенистом саду,
Звуки струн извлекали  смешные и страшные фавны,
Там Гермес продавал десять царств за чужую вражду
И стоял Прометей у скалы, грузной цепью придавлен.

Но явился Орфей, и замолк громогласный Арес - 
На Олимпе так мало божественных чистых феерий. 
И, тряхнув головой седовласою, царственный Зевс
По ступеням сошел и заслушался песней Орфея. 

Он ненавидел в людях ложь

********* 20 июля Дом поэзии Андрея Дементьева в Твери праздновал свое пятилетие. Череда многчисленных мероприятий, начиная с музыкально-поэтической программы «Все началось с восторженного слова» и завершавшихся концертом на театральной площади, который организаторы назвали «И всё-таки жизнь прекрасна…» порождала ощущение неуместности происходящего на фоне недавней кончины Андрея Дмитриевича. Горожане задавались риторическим вопросом: разве по-христиански проводить празднование до сороковин?  Корреспонденты «Каравана» вышли на места событий, вооружившись избранными стихотворениями Андрея Дементьева – наш земляк был отнюдь не только поэтом песенником, но лучшие его стихи – ранние – знают не все.

«ДАВАЙ ВЕРНЕМСЯ В МИР СВОИХ УТРАТ»

В полдень у Дома поэзии уже было многолюдно – в программе значилось возложение цветов к памятнику поэтам-шестидесятникам и бюсту Андрея Дементьева, установленному в сквере, где в прошлом году появились конструкции с цитатами поэтов-шестидесятников, похожие на  ломаные гроши.  Этот палисадник у Дома поэзии, ввиду обилия в нем имен ушедших поэтов, вполне подходил для мемориального мероприятия.  Собравшиеся принесли букеты – с четным числом цветов и терпеливо ждали начала мероприятия. Но оно все не начиналось. Через полчаса начал накрапывать дождь, потом зарядил ливень, после – встала стена из дождя. Небо плакало. Поклонникам творчества Андрея Дементьева разрешили зайти в дом. Промокшие до нитки люди расселись в зале, пресса выставила штативы, но никто к недоумевающим горожанам не вышел, не объяснил, почему начало мероприятия откладывается больше чем на час, какую великую звезду все ждут под проливным дождем.  Сотрудница включила видеофильм, Анна Пугач, унаследовавшая  от покойного мужа должность художественного руководителя Дома поэзии его имени, металась на втором этаже между кабинетами с телефонной трубкой около уха.  Что-то шло не по плану – то ли небеса осерчали, толи организатор подкачал. «И если уж за что-нибудь берется, то, значит, это выгодно ему…».

«МЫ СУДЬБОЮ НЕ СХОЖИ, НО ПАМЯТЬЮ СХОЖИ, А ПОЭТОМУ ВЫ ПОГРУСТИТЕ СО МНОЙ»

После дождя горожан попросили выйти на улицу, в сквер. Они покорно расселись на мокрых сиденьях и снова стали ожидать – прежде всего, момента возложения цветов. В «партере» заняли места столичные писатели Юрий Поляков и Юрий Кублановский, актер Валерий Баринов.  Группу тверских официальных лиц и работников культуры возглавлял заместитель губернатора  Андрей Белоцерковский.  В ожидании кто-то грустил, кто-то смеялся, но все недоумевали, став заложниками обстоятельств и неопределенности. Была в этом какая-то беззащитность, как у Дементьева: «Ну а хамство руки потирает. Всё ему пока что сходит с рук. Сколько мир от этого теряет! Только нам сплотиться недосуг». Но, не смотря ни на что, жители Твери дождались начала церемонии, звучания стихов любимого поэта – а ведь он берег их для людей!

В рамках музыкально-поэтической программы «Всё началось с восторженного слова» выступили Евгений Южин, Николай Рябуха, члены жюри и участники Молодёжного поэтического форума «Зеленый листок». Звучали стихи и песни на стихи поэтов-шестидесятников.  Те же, кому слово показалось слишком восторженным для времени траура, положили цветы к памятнику и ушли грустить с любимым томиком Дементьева. «Окончен рейс…», «И кончается жизнь…»

«НЕ_СТРОЙТЕ ИЛЛЮЗИЙ, НЕ ПРЯЧЬТЕ ОБИДЫ»

Какою же должна быть дальнейшая судьба Дома поэзии Андрея Дементьева? Пять лет назад, когда Дома только собирались открывать, Андрей Дмитриевич в одном из интервью говорил:

- Дом поэзии задумывался как некий мой творческий и культурный центр, где будут проходить встречи с поэтами, писателями, деятелями искусств… Я планировал подарить Твери мои архивы, библиотеку, в которой есть много изданий с автографами классиков XX века.

Значит, в ближайшее время экспозиция Дома поэзии должна пополниться архивными документами и томами книг?  Надеемся, это так. Но, возможно, тогда это бюджетное учреждение следует перепрофилировать в музей, чтобы исторические ценности хранились и учитывались должным образом?

О том, какая литературная работа могла бы вестись в Доме поэзии имени Андрея Дементьева, рассказал «Каравану» известный прозаик и драматург, Председатель редакционного совета «Литературной газеты» Юрий Поляков:

- Я думаю, что это должен быть Всероссийский методический центр по работе с молодыми поэтами, с преподаванием основ мастерства, подготовкой литературных дебютов, пропагандой новых имен. Беда одна – у нас литература почему-то числится по Министерству связи и цифровых технологий. Если бы она была как кино и театр в ведении Министерства культуры, мы этот вопрос давно решили бы. Я надеюсь, ведь Президент Путин неоднократно обещал нам на советах по культуре, что литература вместе с Роспечатью вернется в Министерство культуры.

В любом случае, руководство Тверской области должно серьезно подойти к этому вопросу, разработав новую программу деятельности Дома поэзии, обозначив новые цели и показатели эффективности. Юрий Поляков также поделился впечатлениями от произведений молодых поэтов, приехавших на форум:

- Интернет проявляет и связывает всех пишущих – в этом его плюс. Минус его в том, что он создает иллюзию легкости и общедоступности поэтического творчества. Человек, набравший на клавиатуре четверостишие и выбросивший его тысячам пользователей, считает, что он уже овладел мастерством, а это совсем не так.  Поэтому среди графоманов так сложно разобрать действительно талантливых поэтов. В семинаре, который я здесь проводил, было два талантливых автора. Если они не собьются на эту интернетовскую болтовню, то могут развиться во вполне приличных поэтесс.

«СМЕРТЬ ВСЕГДА ПРЕЖДЕВРЕМЕННА»

Это тоже строки стихов Андрея Дементьева, поэтому не будем заблуждаться, думая, что на 90-м году жизни человеку, тем более поэту, жизнь может наскучить. Поэтому строки «И все-таки жизнь прекрасна, что б ни случилось в ней…» соответствовали нашему воспоминанию об Андрее Дмитриевиче, но не названию концерта его памяти на 24-й день после его преждевременной кончины. Может быть, поэтому в Тверь не приехала половина заявленных в афише участников, наиболее именитая половина, в том числе Иосиф Кобзон, Любовь Казарновская и другие.

На сцене выступили Кубанский казачий хор, Дмитрий Певцов, Евгений Южин, группы «Сопрано», «Республика», «Кватро», участники телеконкурса «Голос» Александра Воробьева, Валентина Бирюкова и другие. Ведущими концерта были Марк Тишман и Ангелина Вовк.

Здесь же работала книжная аллея, где жителям и гостям Твери представили книги поэтов XX века.

За сценой журналистам «Каравана» повстречалась поэтесса Джахан Поллыева, одиноко сидевшая на лавочке. Ее настроение не располагало ни к фотографированию, ни к общению, но все же она согласилась дать комментарий:

– Уход из жизни Андрея Дементьева – это огромная трагедия для всех нас. Не стало великого поэта, замечательного человека, но с нами осталось его творчество. Его знали и любили многие. Большое спасибо вам, тверитянам, что тоже помните и почитаете Андрея Дементьева здесь, на его родине.

Джахан Поллыева, ранее работавшая руководителем аппарата Госдумы и помощником президента РФ, лаконично подвела итог этого странного праздника – огромная трагедия и вечное творчество. И снова Андрей Дементьев:  «Жизнь прожита… Но все еще вначале».

(статья_ и_ фото в соавторстве с Дашун Самариной)

Опубликована в еженедельнике «Караван+Я» №29(1161) (стр.40)

«Суперстихи» – шоу и газета

(заметка-в-Караван)

Продолжение тверского сезона поэтических встреч проекта «Суперстихи» (#superСТИХИ) состоялось 18 июля в ресторане «Старый Чемодан».  Идея этого  глобального проекта принадлежит Александру Степанову, он же – рэп-исполнитель ST.  Появление филиала проекта в Твери стало возможным благодаря Эдуарду Бакину, который взял на себя все организационные сложности, и, конечно Ассоль Васильевой – супруге Александра Степанова, модели и телеведущей, уроженке Твери. Кроме того, важная функция отведена команде GEOMETRIA production, осуществляющей видеосъемку выступлений.

 Гости, зрители и слушатели в рамках поэтической встречи оригинального формата имеют возможность познакомиться с современной поэзией, которую не ограничивают практически никакие условности. Новые участники проекта, пишущие стихи или то, что они сами считают стихами, имеют возможность продекламировать свои творения со сцены и получить порцию аплодисментов от благожелательной публики. Условием участия является предварительное размещение видеозаписи декламации стихотворения на «стене» официальной группы проекта в социальной сети «ВКонтакте».

Такой свободный формат литературного общения, несомненно, имеет множество плюсов: он знакомит зрителей с абсолютно разными поэтами, многих из которых не встретишь в залах учреждений культуры, помогает раскрыться новым талантам, дает возможность сравнить свой уровень творчества с другими авторами. В конце концов, это просто хороший способ провести вечер не так как вчера. А ещё стихи участников теперь публикуются в печатном издании проекта – в этот вечер публике был представлен второй выпуск газеты  #superСТИХИ, главным редактором которой является Диана Мун – поэт, руководитель «Содружества литераторов Верхневолжья». Диана представила издание и членов содружества, участвующих в поэтическом вечере. В выпуске напечатаны произведения участников предыдущей поэтической встречи проекта, в том числе – стихи Александра Степанова (ST).

После вступительного слова Эдуарда Бакина, который вел этот поэтический вечер, со сцены прозвучали произведения участников проекта: Катерины Булдаковой, Юрия Панкратьева, Наты Моховой, Дмитрия Носырева, Екатерины Мариненковой, Вани Зуева и других. Также свои стихи прочитали Артем Симонов, Алина Проценко, Алексис, Мария Парамонова.

Завершающей страницей программы стало подведение итогов конкурса «Больше, чем часы», проводимого при поддержке сети часовых салонов «Интерчас». Победителем, приславшим лучшее стихотворение на заданную тему стал  Владимир Горланов.

Возможность выиграть сертификат на один месяц безлимитного фитнеса в сети фитнес-клубов AGYM сохраняется для тех, кто пришлет в срок до 10 августа 2018 года в группу проекта  мотивирующее стихотворение, от которого даже у самого ленивого появилось бы желание встать со стула и двигаться, самосовершенствоваться.  Конкурс обещает быть интересным.

Следующий поэтический вечер проекта в Твери намечен на сентябрь, когда ожидается приезд Александра Степанова. Для этого мероприятия выбран более вместительный зал ресторана «Ленинград» на Комсомольском проспекте. Примечательно, что ST недавно опубликовал в интернете свой новый видеоклип «Мэром Москвы». Видео работа, посвященная столице России и родному городу ST, появилась в преддверие единого дня голосования, который состоится как раз в  сентябре. ST  в клипе дает намек на возможность своего выдвижения на пост мэра Москвы – видимо в следующий раз, поскольку среди кандидатов его фамилия не значится. «Мы со столицей по любви, а не по расчету» — дистанцируется ST от карьеристов и коррупционеров. Действительно, рэпер — это такой парень из народа, поднимающий современные проблемы, иногда не совсем цензурно, но зато доходчиво. А какими словами можно говорить  о том, что происходит, например, с Речным вокзалом? Были бы в Твери выборы мэра, нам бы тоже кандидат-рэпер не помешал!

фото: Диана Мун

Писатели Крыма и Твери нашли общий язык

17 июля в библиотеке имени С.Д. Дрожжина состоялась творческая встреча с писателями Крыма. Свежий морской бриз поэзии привезли в изнывающую от жары Тверь руководитель зонального отделения РОО «Союз писателей Крыма», главный редактор литературного журнала «Белая скала» Татьяна Жихарева (Рудковская) и кураторы творческого конкурса «Образ Крыма» Людмила Кулик-Куракова (г. Ялта) и Наталья Иванова (г. Сергиев-Посад).

II Международный конкурс-фестиваль художников, писателей, бардов и журналистов «Образ Крыма-2018» с 1 по 9 мая проходил  в городах Крымского полуострова. Библиотека имени П. Неруды (г. Москва) стала местом презентации конкурса и его итогов в июне, а в июле волна докатилась и до Твери.  Наш город был выбран организаторами не случайно – в Твери живет один из призеров конкурса.

 В этом году на конкурс отправили свои работы художники, писатели, барды и журналисты из двадцати пяти регионов России и двадцати стран мира, в числе которых Беларусь, Украина, Литва, Израиль, Турция, Азербайджан, Великобритания, Швейцария, Германия, США.

 Лауреатом I степени в номинации «Поэзия» стала Вера Грибникова – тверская поэтесса, руководитель ЛИТО «Ковчег» за стихотворения «Два крыла» и «Хромой петух». Вручая диплом и памятные подарки Вере Грибниковой, Наталья Иванова отметила, что стихи победителей конкурса опубликованы в газете «Литературный Крым».

Также специального диплома конкурса был удостоен поэт, член этого же литобъединения Сергей Кузнецов (Тверской) – посмертно. Его прекрасное стихотворение о крымских маках прозвучало в начале литературного вечера в память о поэте, который скончался после тяжелой болезни, когда жюри подводило итоги конкурса.

Татьяна Жихарева, Людмила Кулик-Куракова и Наталья Иванова рассказали о конкурсах и фестивалях, проходящих в Крыму, о своем творчестве и, конечно, прочитали стихи – о Крыме, о любви, о семейных ценностях. В Крыму пишут стихи на русском, украинском и крымско-татарском языках,  но все понимают друг друга и активно работают в жанре литературного перевода.

В уютном зале библиотеки имени С.Д. Дрожжина, едва вместившем всех гостей литературного вечера, звучали аплодисменты.  Стихи понравились, атмосфера была дружеская, почти семейная.

Гости – не только поэты, но и организаторы. Они приехали не только поделиться поэтическими строками, но и познакомиться с потенциальными участниками будущих фестивалей. Крымчане попросили тверских поэтов и бардов также представить свое творчество.

Вера Грибникова поблагодарила организаторов конкурса «Образ Крыма» за высокую оценку своего творчества, а библиотеку имени С.Д. Дрожжина за прекрасную организацию творческой встречи с писателями Крыма. Вера Петровна прочитала свои стихи и познакомила крымчан с тверскими авторами.

Прозвучали песни о Твери в исполнении Светланы Страусовой, Анатолия Касаткина, Сергея Можаева. Стихи прочитали тверские поэты Лариса Абакумова, Лариса Баукина и другие.

Я, в свою очередь, почитала стихи о море, которое очень люблю, но редко с ним встречаюсь. Прозвучали мои стихотворения «Поманило солнце за собой…», «Прошел понедельник и вечер к земле прикоснулся дождем…», «В безупречности неба ни тучи, ни птицы…», «Горизонта нет. Молочный, белый…», «Открыло утро двери на балкон…», «И в ящике рабочего стола…». Также я прочла «Балладу о сожженных», связанную с историей Твери.

Заведующий библиотекой имени С.Д. Дрожжина Владимир Ходаков вручил гостям памятные подарки и пригласил отведать тверских пирогов с чаем.

Гости столицы Верхневолжья познакомились с достопримечательностями Твери –  город произвел на них хорошее впечатление, особенно им понравились Волга и памятник И.А. Крылову. Писатели Крыма заверили, что творческий конкурс-фестиваль «Образ Крыма» обязательно получит своё продолжение в 2019 году и пригласили тверских авторов к участию.

Вкалывают робот и железный человек

Вчера в Твери отмечали День города. По официальным данным городу исполнилось 883 года. Мы с Ваней посетили площадку детского технопарка «Кванториум», кафе и Городской сад. 

На площади у Дворца спорта «Юбилейный» в День города собрались, пожалуй, самые целеустремленные и динамичные. Площадка, достаточно удаленная от остальных, была посвящена активному образу жизни, программа – адресована преимущественно молодежи.

Фестиваль силовых видов спорта, посвященный памяти Святого Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, турнир по силовому экстриму «Железный человек», турнир по силовому экстриму – первое, что удивляло горожан при входе на площадку. Не каждый день можно увидеть, как несколько добрых молодцев «тянут лямку», пытаясь привести в движение огромную пожарную машину. И она движется!

 Центр площади, разделенный на несколько секторов, не был переполнен людьми, но те, кто были здесь, создавали движение: кто-то бросал в кольцо «Оранжевый мяч» на одноименном турнире по баскетболу, кто-то гонял футбольный мяч в предвкушении финала Чемпионата мира, кто-то участвовал в состязании с самим собой «Проверь себя – сдай нормы ГТО».

Все эти спортивные упражнения проходили под  громогласное музыкальное сопровождение – на эстраде постоянно шла концертная программа, представлявшая номера студенческих весен и КВН лиги «Верхневолжье», выступления участников тверского блока фестиваля «НАШЕСТВИЕ», показательные номера танцевальных студий города Твери и многое другое.

Вблизи эстрады расположилась площадка детского технопарка «Кванториум. Тверская область». «Кванториум» — федеральная сеть —  от Хабаровского края до Калининградской области подобных детских технопарков уже более сорока. В 2018 году к проекту наконец-то присоединились и в Твери.  Детский технопарк «Кванториум» будет открыт этой осенью в центре города по адресу Студенческий переулок, 28. Роботы, 3D-моделирование, VR и дополненная реальность, коптеры, программирование – всё это пока только проект в стадии реализации.

 Но в День города  юные изобретатели и любители информационных технологий получили возможность лично встретиться с роботами и сотрудниками технопарка.  Инициаторы создания в Тверской области «Кванториума» уже реализовали успешный проект «Кибер-детки», выиграли грант на приобретение роботов.  Если раньше роботы лишь на час встречались с детьми – проект был мобильным, то теперь площадка будет стационарной, а обучение системным.  В День города дети и их родители имели возможность оставить свои контактные данные для последующей записи на занятия в «Кванториум», чем мы, конечно же воспользовались.

В Городском саду неприятным сюрпризом стало еще большее ограничение общественных площадей. После огораживания части парка, прилегающей к Путевому дворцу, теперь и с другой стороны появилась ограда. Клумбы и розарий за белым заборчиком показывают горожанам за 100 рублей, и это в День города. Возможно, скоро и сам вход в парк будет платным?

А вот «Волжский пекарь» порадовал … живым уголком. Наряду с батонами и баранками жителям Твери показали кроликов, с аппетитом жующих свежую траву, козочек и гусей. Неожиданно и мило.

 Заметка опубликована в составе обзора Дня города в еженедельнике «Караван+Я» №28(1160) за 18-24 июля 2018 г.

Метки:
16.07.2018 | Filed under: Дети - детки - деточки | Comments (0)

Вечная память Валерию Ганичеву, писателю Русского мира

 Смоленская областная организация Союза писателей России выражает соболезнования родным и близким известного писателя  и видного  общественного деятеля Валерия Ганичева, возглавлявшего Союз писателей России долгие годы. Валерий Николаевич скончался 8 июля 2018 года на 85-м году жизни. Как сообщает Секретариат правления Союза писателей России, похороны пройдут во вторник 10 июля в Переделкине, отпевание начнётся в храме Игоря Черниговского в Переделкине в 12:30.

 Мы будем помнить писателя-патриота Валерия Николаевича Ганичева как литературного творца, создавшего крупные, значимые для России произведения. В книге «Россию надо заслужить» – историко-литературном исследовании жизни и творчества Валерия Ганичева, Олег Дорогань отмечает необычайную силу духа лидера писателей России и даже провидческий дар: «И когда Валерию Николаевичу говорят: всё – наступает конец Русской цивилизации, она, как Атлантида, уходит под воду, он убежден: у нас есть свой Китеж, свой Град Небесный, свой Край Заветный. … Каждое слово его лучится верой, светится спокойной Божественной силой. Он прозревает, в каждом своём выступлении он видится мне пророком с посохом веры. С незримым – как само его провидчество – посохом. Он прозревает Новую Россию».

Валерий Николаевич Ганичев родился 3 августа 1933 года в Пестово (ныне Новгородская область). До Великой Отечественной войны жил в Омской области. Окончил среднюю школу в Полтавской области. В 1956 году окончил исторический факультет КГУ имени Т. Г. Шевченко. С 1960 года занимался комсомольской и журналистской работой: являлся заместителем главного редактора журнала «Молодая гвардия», с 1968 по 1978 год — директор издательства «Молодая гвардия». С 1978 по 1980 год — главный редактор газеты Комсомольская правда». С 1981 года по 2001 год — главный редактор журнала Роман-газета. С 1998 года – главный редактор журнала «Роман-журнал. XXI век». С 1994 года до февраля 2018 года – председатель Правления Союза писателей России.

В 2001 году Валерий Ганичев успешно способствовал канонизации Фёдора Ушакова. Он многие годы являлся заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора, заместителем председателя Комитета в защиту отечественной культуры, сопредседателем фонда «Русская национальная школа».

Валерий Ганичев за долгие годы служения Родине и русской литературе удостоен множества наград: ордена Почёта, ордена Трудового Красного Знамени, двух орденов «Знак Почёта», медали «Ветеран труда», медали «За укрепление боевого содружества». Валерий Николаевич являлся заслуженным работником культуры РСФСР, лауреатом премии Ленинского комсомола (1978), Большой литературной премия России СПР (2003) — за романы «Адмирал Ушаков», «Росс непобедимый», повесть «Дорожник» и многих других.

Смоленская областная организация Союза писателей России помнит, как в 2011 году, проводя в Смоленске пленум Союза писателей России Валерий Николаевич выступил против попыток грубого искажения истории России, истории Великой Отечественной войны. Также он призвал писателей, деятелей культуры и руководство области  всем вместе бороться за чистоту русского языка. «Однако одной поддержки на словах мало, необходима серьезная просветительская работа, чтобы выполнить намеченное. Язык – это самое дорогое богатство. Разные народы страны не могли бы понимать друг друга, не будь русского языка».

Валерий Ганичев прожил достойную жизнь, внес большой вклад в русскую культуру и оставил новым поколениям писателей России заветы, которые надлежит хранить и исполнять. Вечная память!

Андрей Дементьев: «При всех властях не изменять себе»

Ушел Андрей Дементьев. В Твери на улице Володарского замер между двух времен Дом поэзии Андрея Дементьева. Теперь, наверное – Мемориальный Дом поэзии или Дом поэзии имени Андрея Дементьева? Мне довелось общаться с Андреем Дмитриевичем в стенах этого дома  –  при подготовке  литературных мероприятий МБУК «Дом поэзии Андрея Дементьева», художественным руководителем которого был сам поэт. Мы говорили о русской и  тверской литературе, нашей истории, знаменитый тверской поэт часто рассказывал о войне, которую пережил подростком,  о работе в «Юности», трудных годах после распада СССР. Он был реалистом – не только в смысле мировоззренческого метода в литературе, но и в жизни. 

«Мы родом из детства» – сказал А. де  Сент-Экзюпери – поэт, корреспондент и летчик, погибший на Второй мировой. Андрей Дементьев – из поколения поэтов – детей войны. Ему было 13 лет, когда стремительное наступление немецких войск вплотную подошло к Твери. В окопах был ад, в лесах – партизаны, но советское государство боролось с паникой доступными ему методами. В первые дни войны  лучшие, признанные писатели ушли добровольцами-офицерами на фронт в качестве военных корреспондентов:  А. Твардовский, Е. Долматовский, К. Симонов и многие другие со страниц фронтовых газет обращались к солдатам и к мирным жителям. Из 943 писателей-военкоров 225 погибли, исполняя свой долг на фронте.  Перо приравняли к штыку, как мечтал Маяковский, и фронтовые газеты стали мощным оружием антифашистской пропаганды (вопреки современным представлениям, это слово нейтрально и подразумевает распространение информации, а не ее искажение).  Для многих мальчишек писатели-фронтовики были героями, достойными подражания. Мощную поросль поэтов дали эти семена, брошенные в почву, политую кровью и осыпанную пеплом.  Только с Тверской земли в Литературный институт им. Горького и пантеон советской литературы шагнули Владимир Соколов, Андрей Дементьев, Александр Гевелинг – все 1928 года рождения.  Конечно, они писали стихи о войне.

В декабре 2016 года я подготовила сценарий литературного урока для школьников к 75-летию освобождения Калинина по стихам поэтов Калининского фронта и поэзии Андрея Дементьева. Мы обсуждали его с Андреем Дмитриевичем в Доме поэзии. Он удивился и обрадовался, что в областной библиотеке мне  удалось скопировать в электронном виде отсканированные газеты Калининского фронта «Вперед на врага».  Андрей Дмитриевич рассказал, как уезжала их семья из горящего Калинина, когда немцы подошли совсем близко. Ехали с мамой и бабушкой на грузовике через Затверечье, по Бежецкому шоссе, а немцы бомбили сверху. Там был весь Калинин, была и моя бабушка с тремя детьми. Потом Дементьевы шли пешком, точно не зная куда. Остановились в Кашинском  районе, в комнате деревенского дома. С теплом вспоминал Андрей Дмитриевич  женщину, в доме которой жила их семья – всех объединяла одна беда.

К счастью, оккупация Калинина продлилась лишь два месяца и вскоре калининцы вернулись домой – в то, что осталось от домов. Фотоархивы сохранили картину тотальных разрушений города. Предстояла огромная работа по восстановлению города – в нее включились и стар и млад. Было холодно и голодно, выживали как могли. Андрей Дмитриевич вспоминал, что мерзлая капуста, которую находили на уцелевших огородах в пригородах, была практически деликатесом. Тем более поразительна история, рассказанная поэтом в стихотворении «Военное детство. Простуженный класс…». Оно автобиографично – мать Андрея Дементьева получила похоронку на своего брата, и чтобы поддержать ее друзья Андрюши выложили из кульков на стол «заветные булочки плачущей маме».

Будущий поэт не сразу определился с профессией -  хотел стать врачом, но проблемная анкета (отец был репрессирован, не воевал) стала препятствием, хорошо пел, но своим призванием это не видел.

Поступил в Пединститут, но его стихи уже публиковались, а сверстники –  были студентами Литинститута. Получив рекомендацию Сергея Наровчатова и Михаила Луконина – писателей из числа тех самых отважных военкоров, Дементьев с четвертого курса пединститута перевелся в литературный.  Однажды я привезла из Смоленска для Андрея Дмитриевича книгу воспоминаний поэта Виктора Смирнова о Твардовском «Я вам жить завещаю. Неизвестный Твардовский». Дементьев стал сразу же листать ее, в одном из эссе шла речь о Наровчатове: как Сергей Сергеевич помогал студентам Литинститута. Андрей Дмитриевич подтвердил, что это так, сказал, что испытывает уважение к этому писателю и педагогу, сыгравшему положительную роль и в его судьбе.

Окончив Литинститут, в 1953 году Дементьев вернулся в Калинин, работал сотрудником отдела сельского хозяйства «Калининской правды».  В этом была проза жизни, но не только.  Мой отец, участвовавший в освоении целины, вспоминал, что когда он, вместе с другими калининцами, возвращался в родной город, корреспондент Андрей Дементьев брал у них интервью, а потом в газете было опубликовано стихотворение по мотивам их рассказа. Я напомнила Андрею Дмитриевичу об этом эпизоде, он растрогался – да, были встречи с целинниками – об этом стихи «Уезжает молодежь на Целину», «Подсолнух» и другие.

Некоторые упрекают Дементьева в конъюнктурности – мол, сын репрессированного, а прославлял Советскую власть. Я думаю, не следует упрощать и навешивать ярлыки. У Андрея Дмитриевича было внутренне чувство справедливости, совесть, то, что позже он назовет способностью «при всех властях не изменять себе».  Одним из самых сильных произведений Дементьева я считаю поэму «Мужество» (1958) о зубцовской партизанке Пане Зиматовой, которую пытали фашисты, вырвали ей язык, за то, что она не выдала расположение отряда, а затем расстреляли.  В поэме мы видим и самого автора – корреспондента, посетившего места сражений и гибели отважной девушки.  Перед его мысленным взором оживают картины – партизаны перед боем, перестрелка с врагами, избиение разведчицы, наступление партизан. Поэт говорит: «Россия мстила за неё» – не Советский Союз, не Сталин – так, возможно, написал бы конъюнктурщик. Россия!  Жаль, что эта поэма не входит в число избранных издателями для публикации произведений.  Андрею Дмитриевичу было радостно, что я включила главу из поэмы в сценарий литературного урока для школьников о войне  – он был не из тех, кто отрекается от своего творчества прошлых лет в угоду новым веяниям.  Уроки эти прошли очень успешно – тверские школьники, как оказалось, знают наизусть стихи Дементьева «Не смейте забывать учителей», «Я ненавижу в людях ложь…» и другие.

В 60-е годы литературная жизнь стала исключительно оживленной. Поэты-шестидесятники собирали огромные залы, их публиковал основанный в 1955 году Валентином Катаевым  журнал «Юность».  А  Дементьев, уже член Союза писателей СССР, работал заведующим отделом комсомольской жизни калининской областной газеты «Смена». Андрей Дмитриевич рассказывал, как однажды к нему приехал знаменитый автор «Повести о настоящем человеке», еще один отважный военкор в судьбе Дементьева – Борис Полевой. Борис Николаевич с 5 лет жил в Твери (Калинине) и  став в 1961 году главным редактором журнала «Юность» хотел пригласить в свою команду земляка – человека, которому он мог доверять. Время было сложное, и многие опирались тогда именно на земляков. Достаточно вспомнить смоленскую плеяду: Исаковский, Твардовский, Рыленков.  Дементьев говорил, что согласился не сразу, и Полевой в один из приездов сказал, что не уедет без Дементьева – так и будет в машине сидеть у его дома.  В 1967 году Андрей Дмитриевич переехал в Москву, с 1972 года стал заместителем главного редактора «Юности», а после смерти Полевого в 1981 году – главным редактором.  Мне не раз приходилось слышать от Андрея Дмитриевича, что работа в «Юности» распахнула для него бескрайние горизонты литературы, но на свое собственное творчество почти не оставалось сил и времени – он открывал дорогу в литературу молодым,  «зеленым листкам» – таким значком отмечались в журнале первые публикации. Тем не менее, именно в эти годы родились знаменитые песни Евгения Мартынова на стихи Андрея Дементьева: «Лебединая верность», «Аленушка», «Отчий дом», «Баллада о матери» и другие. Дементьев  был у руля «Юности» до 1992 года – после распада СССР поэзия и литературные журналы перестали быть нужными государству.  Поэту за 60, он уезжает  в Израиль, где отличная медицина, круг общения и хорошо оплачиваемая работа директора представительства ВГТРК.

 Когда через несколько лет работу пришлось оставить, нужно было принимать решение – оставаться или возвращаться. Андрей Дмитриевич рассказывал мне, что он очень хотел вернуться и убедил супругу, что в России его поэзию помнят и ценят, а она сможет быть его продюсером.  Ну и музой, конечно.  Так и случилось. Кипучая литературная деятельность продолжалась вплоть до последних месяцев жизни поэта. Я всегда удивлялась, что Андрей Дмитриевич вел концерты стоя – даже ни разу не присаживался. Зал и поэзия питали его энергией, он этим жил. Дом поэзии был своеобразным штабом, а не рабочим кабинетом или жилищем.  Но за пять лет он оброс историей и скульптурами Церетели, из просто домика-памятника жилой застройки второй половины XVIII века он превратился в объект культурного наследия как минимум регионального значения. Надеюсь, областная администрация не промедлит с верным решением и придаст Дому поэзии статус мемориального, а все взаимные обязательства наследников и региона будут исполнены безусловно.

Андрей Дементьев прожил большую творческую жизнь, до последнего был в центре событий, писал стихи. Он был человеком своего времени – времени больших литературных журналов и громких поэтических имен. Литературоведы будущего, вероятно, лучше современников определят вклад каждого писателя в русскую и мировую литературу. А мы просто будем помнить его стихи – те, которые записывали в заветных тетрадках: «Никогда, никогда ни о чем не жалейте».

Older Posts »
Яндекс цитирования