Здесь оранжевым пледом укрылись аллеи…

В кромешной темноте сада, в самой глубине стволы деревьев озарил теплый свет. Это костер на поляне разгорелся, созывая романтиков из разных уголков Верхневолжья на традиционный осенний праздник «Путешествие по Млечному пути».

Ведущий вечер Владимир Селянкин представлял участников – поэтов и музыкантов Содружества литераторов Верхневолжья, наделяя их волшебными эпитетами. Поэтому неудивительно, что Вера Грибникова, Виктория Исаева, Ольга Кочнова, Марина Крутова-Кулинич, Елена Павлинова, Татьяна Тюрина, Любовь Старшинова, а вместе с ними и я, стали путеводными звездами, сопровождая гостей сада по ночному небу.  Они напитали ночь стихотворными образами, а  музыканты Александр Федоров и Татьяна Винокурова стали менестрелями осени, пробуждая песней восторг и печаль.

В свое выступление я включила стихотворение «Ты боишься слегка сумасшедшей затеи…» из книги «Галерея грез», «Дерево поэтов» из книги «Марьин скит» и совсем новое стихотворение «Монолог» – в этот день состоялось его премьерное прочтение.

Впервые на празднике «Путешествие по Млечному пути» был проведен конкурс юных чтецов, организованный при содействии областного общественного движения «Уроки успеха». Дети в возрасте от 5 до 12 лет декламировали стихотворения Бальмонта, Маяковского и других авторов о ночи и звездах. Мысленный взор  внимательных слушателей проникал за плотные облака к далеким созвездиям, когда стихи читали Екатерина Тахиева, Софья Тимакина, Кира и Вика Ревтовы, Егор Нагаев, Мария Абакумова, Анна Оспенникова, Маруся Соколова. Шестилетняя Маша Гришина поведала о грустном котике, опечаленном отсутствием своего созвездия на небе. Мой сын Иван прочитал мою осеннюю элегию о том, как «однажды ночью встретит Лето Осень и ключ от леса, загрустив, отдаст». Все участники получили сладкие подарки. Специального приза областного общественного движения «Уроки успеха» был удостоен Михаил Боярских за стихотворение «Светлячок». Приз – словарь Даля – ему вручил руководитель движения «Уроки успеха» Глеб Сафонов. А победительницей конкурса стала пятилетняя Аня Захарова со стихотворением «Я мечтаю».

Романтики пили душистый чай из настоящего самовара, извергающего пламя из трубы, почти как Змей Горыныч, и мечтали вместе с Аней Захаровой, поэтами и бардами. Над костром взвивались веселые искорки,  утверждая в мысли, что праздник удался, а жизнь прекрасна!

Вещи Беренштейна и Заблудившийся трамвай

В еженедельнике «Караван+Я» №40(1121) за 11-17 октября опубликована моя беседа с новым лауреатом литературной премии имени Николая Гумилева Ефимом Беренштейном. В апреле 2016 года я проводила литературную гостиную к 130-летию Николая Гумилева в Доме поэзии Андрея Дементьева и пригласила Ефима Павловича для выступления. Поэтому для меня не было секретом его активное участие в популяризации творчества Гумилева. А вот книга Ефима Беренштейна, конечно, удивила. Удивила не только лексикой, но и противоречивостью личности автора, возвышенно говорящего о поэтах, поэзии и представляющего читателю произведения или, как выразился поэт «фуфло, написанное бЕз толку, без тОлку», которые я не могу процитировать. Для публикации в газете я выбрала наиболее пристойные из «вещей» Беренштейна. Полагаю, никто из членов комиссии по присуждению премии не прочитал книгу Ефима Павловича полностью, иначе в пресс-релизе администрации придумали бы иную формулировку заслуг лауреата. К сожалению, таков уровень культуры работников сферы культуры. 

Вот ссылка на электронную версию:  http://www.biz-ter.ru/news/2959

А вот страницы газеты в формате изображения.

Памяти новатора «золотого века» тверской культуры

Руководителем, которого любили все работники культуры Тверской области, был Юрий Петрович Гордеев, возглавлявший областное управление культурой вначале 1990-х годов. 11 сентября он ушел из жизни, а 1 октября ему исполнился бы 81 год. Владимир Ефимович Боярский – директор «Тверского дома искусств» поделился воспоминаниями и словами признательности людей, бывших частью «Эпохи Гордеева» в интервью, которое он дал мне 15 сентября для выпуска еженедельника «Караван +Я» номер 37 (1118) от 20.09.2017.

В интернет-версии газеты оно опубликовано полностью, а из печати вышло в сокращении.

Печатную версию можно полистать здесь, статья на стр.12.

 

Рухнувший Речной вокзал в Твери необходимо восстановить

В Твери в ночь на 8 августа 2017 года произошло обрушение здания Речного вокзала. Было зафиксировано как минимум три этапа обвала конструкций на площади 400 кв.м, в результате чего здание лишилось перекрытий и части центрального архитектурного элемента – ротонды. Эксперты начали предварительное исследование состояния здания, которое 80 лет было визитной карточкой областного центра на Волге. Одновременно на федеральном уровне ставится вопрос о предотвращении подобных бедствий на аналогичных объектах в других городах: в 30-е годы прошлого века активное развитие речного флота вызвало повсеместное строительство зданий вблизи береговой линии, в их числе – здание Северного речного вокзала в Москве, которое также находится в аварийном состоянии.

 Речной вокзал построили по проекту архитекторов Райского и Гавриловой на месте снесенного по причине ветхости Тверского Отроч монастыря. Стройка была осуществлена за три года и завершилась в августе 1938 года. В этот же период было заполнено водой Иваньковское водохранилище, что привело к изменению уровня воды и характера весенних паводков.

 В №2(57) за 2017 год журнал «Бизнес Территория» опубликовал интервью инженера-реставратора, доцента Казанского государственного архитектурно-строительного университета Игоря Матвеева «Город на реке: жизнь у воды и гидрологические условия строительства». В ней эксперт по инженерно-геологическим изысканиям констатирует факт разрушающего воздействия на архитектурные объекты, связанного с освоением водных ресурсов.

- В XX веке с развитием технического прогресса русла рек меняли, поворачивали, углубляли, что в свою очередь стало толчком к тому, что памятники древнего зодчества стали разрушаться…

Игорь Матвеев приводит в пример Казань:

- Сейчас Заречье (сходное с тверским Заволжьем, где расположен Речной вокзал) уже не затапливает – подняли культурный слой, укрепили берег. Там также есть памятники архитектуры – купеческие особняки, общественные здания. Раньше, до создания Куйбышевского водохранилища, ширина рек была гораздо меньше, а сейчас уровень поднялся, требуются усилия по сохранению этих зданий…Не зря же говорят, что вода камень точит.

Таким образом, архитекторы, построившие Речной вокзал, не могли достоверно знать, как изменятся гидрогеологические условия в месте строительства здания в результате функционирования Иваньковского и других гидроузлов. Но это не умаляет архитектурных достоинств здания Речного вокзала, гармонично сочетающегося с окружающим ландшафтом. Это сердце Твери, место слияния её водных артерий. Очевидно разумным решением было бы восстановление здания Речного вокзала из современных материалов, с учетом современной гидрогеологии, с проведением работ по берегоукреплению. Не дорогостоящей научной реставрации – силикатный кирпич не представляет исторической ценности, а коммуникации устарели морально и физически. Объектом охраны здесь должно являться архитектурное решение, проект Райского и Гавриловой, который должны бережно доработать продолжатели их дела.

Вероятно, следует объявить конкурс на актуализацию проекта с проработкой внутренних коммуникаций и нового функционала здания. Речной вокзал непременно должен остаться в сфере общественной жизни Твери. Здесь могут быть созданы тематические музейные экспозиции, отель с роскошным видом на реку, ресторан, а в стилобатной части под арками целесообразно организовать торговые ряды, предлагающие сувениры туристам, прибывающим на круизных теплоходах.

Речной вокзал – достояние Твери. Окончательно утратить это сокровище было бы чудовищной ошибкой.

Метки:
09.08.2017 | Filed under: Не могу молчать! | Comments (0)

Ломаный медный грош

 Зураб Церетели подарил Андрею Дементьеву на 89-летие странную скульптурную композицию. На каждом фото – одна из трех скульптур. Что означает сия аллегория Церетели не сказал. Но судя по форме и материалу это – ломаный медный грош. Рассуждая о том, как этот образ ассоциируется с поэзией, я написала такое стихотворение:

Гробит людское племя
Тех, кто душой не схож.
Бросит поэту время
Ломаный медный грош.

Только поэт не стонет,
Рифмой металл кроша.
Или поэт не стоит
Ломаного гроша!

Об этом пишет также поэтический обозреватель газеты «Караван»

«Двинский бережок»

Приятным сюрпризом стала для меня публикация подборки моих стихотворений в литературно-просветительской газете «Двинский бережок». Спасибо редакции газеты и Содружеству литераторов Верхневолжья, предоставившему мои стихотворения для публикации. 

Год назад последствием редкого астрономического явления, мистически совпавшего с террактом в Ницце, стало стихотворение «Марсова зарница». Я не включала его в свою книгу «Марьин скит», так что его публикация в газете «Двинский бережок» – премьерная. Еще два стихотворения – из книги «Марьин скит».

День города Твери

 24 июня в Твери отмечали День города.

Я приняла участие в двух мероприятиях. 

В зеленых декорациях Тверского ботанического состоялся семейный праздник «Музыка, ожившая в цветах» – звучала как классическая, так и эстрадная музыка, на тропинках и полянах сада было многолюдно. Дети с удовольствием рисовали и мастерили, вдохновляясь живыми экспонатами ботанического сада.

Привлекали посетителей также уголок поэзии и книжная лавка Дома поэзии Андрея Дементьева. Здесь мы с Верой Грибниковой читали стихи о цветах и деревьях, о Твери и России, о любви и творчестве. Я прочла «Гербарий», «Дерево поэтов», «Канцону Гумилеву» и стихотворение для детей «Белки».

Гости семейного праздника – и взрослые и дети – тоже удовольствием занимали место в старинной резной раме и читали стихи русских классиков. Рядом студия цветов «Золотой Лепесток» и Оксана Саркисян проводили  флористические уроки: живые композиции из декоративных подсолнухов, гвоздик и петуний составлялись под аплодисменты зрителей.

Несмотря на обширную программу Дня города, многие предпочли аттракционам интеллектуальное мероприятие – лекцию искусствоведа, заслуженного деятеля искусств России Татьяны Бойцовой «Художественная жизнь России начала XXI столетия: традиции и новая культурная парадигма».

Лекция собрала полный зал в Тверском городском музейно-выставочном центре. История живописи была рассмотрена в мировоззренческом контексте, был проведен анализ двух постперестроечных десятилетий в художественной жизни страны. В ходе лекции был представлен сборник  IV Тверских искусствоведческих чтений.

Также об этом в газете «Караван» – обзор событий Дня города.

«Голос так пронзителен и нежен…»

 Это я про чайку. В нашем дворе жители опекают трех птенцов чайки, поселившейся на трансформаторной будке. Обитающие поблизости вороны пытались разорить гнездо, и маленькие птенчики оказались на земле. Уже три недели они прячутся на небольшом островке травы, которую жители решили не скашивать. Но летать детки пока не могут.

Ночью пернатые малыши выходят побегать по лужицам, но, завидев свет фар, бросаются врассыпную. Днем, с большой осторожностью, кормятся белым хлебом, который крошат для них заботливые жители двора. Мама-чайка приглядывает за птенцами сверху и тревожно кричит, если приближаются люди, а если поблизости окажется кот или собака – бросается вниз и отгоняет хищников.

Об этом небольшая заметка в газете «Караван»

День Пушкина

Я часто об этом думаю. Пушкин, повзрослев, изменил своё мировоззрение и его перестали читать современники. Но читаем мы. Он, наверняка, не соглашался уже сам со своими призывами к революции, а они продолжали жить отдельно от него и делали свое дело. И с его стихами в памяти революционер-террорист бросал бомбу в императора или расстреливал царскую семью. Трудно быть поэтом, а не быть невозможно, если на то воля Божья.

     К Пушкину. Гроза.

Кто, волны, вас остановил,
Кто оковал ваш бег могучий,
Кто в пруд безмолвный и дремучий
Поток мятежный обратил?
Чей жезл волшебный поразил
Во мне надежду, скорбь и радость
И душу бурную и младость
Дремотой лени усыпил?
Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельный оплот!
Где ты, гроза — символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.

( А. С. Пушкин)

 

Сполохи молний за ближнею тучей,
Отсветы в глянце дорог.
Город затих, будто страху созвучен
Дождь, учащающий дробь.

Мир сотворен неземною рукою
В облаке звёздной грозы.
Света и тьмы, созиданья и боя
Вечен небесный призыв.

Так же клонились вершины растений,
Молнии рвали простор.
Квадриллионы рождений и тлений
Мир перед Богом простёр.

Ты же, глашатай, грозу призываешь,
Дрёму развеять спешишь,
Воды невольные бурей взрываешь,
Клич возвещаешь в тиши.

Знаешь – за словом разверзнется небо,
Молнии ринутся вниз.
Светлым достанется вечная нега,
Тёмным исчадиям – визг.

Кесарю – пулю и нимб на иконе,
Богу – кощунства и смут,
Родине – море кровавых агоний,
Гению – вечности суд.

 

Метки:
06.06.2017 | Filed under: Не могу молчать!,Ремарки | Comments (0)

«Не май месяц», сказал Пушкин продрогшим поэтам

4 июня под сенью исполинских деревьев, среди причудливых кустарников и сиюминутной прелести цветов, среди сонных улиток, вездесущих комаров и шустрых гусениц, спускающихся с дерева на бесцветных нитях, зазвучала поэзия. Верхневолжские чтения прошли в пятый раз, и, кажется, организаторы – Содружество литераторов Верхневолжья – уже приучили публику к изысканному литературно-музыкальному меню в сочетании с ароматным горячим чаем.

Неожиданным было, пожалуй, появление на поляне перед стартом чтений заместителя губернатора Тверской области Андрея Белоцерковского. Впрочем, в Ботаническом саду ему, вероятно, знакома каждая тропинка – в недавнем прошлом это было его подведомственное учреждение. На этот раз Андрей Владленович был лаконичен – он зачитал приветственное слово губернатора Игоря Рудени, поприветствовал любителей поэзии от себя лично и покинул обитель муз.

Прозвучали и другие приветствия, но вдруг на деревянный помост вышел сам Пушкин! Под бакенбардами угадывались черты обладателя всевозможных тверских поэтических лавров Владимира Селянкина. Дважды поэт поежился от холода, сказал: «Да, не май месяц!», прочел знаменитое стихотворение «Поэт», а потом удалился в «широкошумные дубровы».

И понеслось…В музыкальной части программы гости услышали звонкоголосую Елизавету Рысенкову и обладательницу президентских премий Татьяну Винокурову, гитарными аккордами вызвавшую настоящий шквал, едва не сорвавший баннер мероприятия. Также прозвучало трехголосие вокального коллектива «Признание» и экспрессивные композиции хедлайнеров концерта – рок-фолк группы «Эпоха странствий».

Между музыкальными номерами на сцену поднимались поэты – вечные юноши-интраверты с блокнотами, длинноволосые возвышенные барышни с грустными глазами, почтенные мастера слова… Благодарная публика всех провожала аплодисментами.

А ведущие праздник Диана Мун и Глеб Сафонов, оказывается, «припрятали в кустах» основное блюдо – церемонию награждения победителей IV Областного поэтического конкурса «Верхневолжье», темой которого в этом году стала «Поэзия русских полей». Стихотворения о русской природе в исполнении авторов, отмеченных жюри, весьма уместно прозвучали со сцены в Ботаническом саду. Я прочитала конкурсное «Хотела лететь как осенняя птица на юг…», «Дерево поэтов» и новое стихотворение «К Пушкину. Гроза».

Гран-при получила поэтесса и педагог из Удомли Алексис, представшая публике в черном облачении и рассказавшая, что черпает силу от сибирских шаманов. Лауреатами стали Максим Страхов, Марина Крутова-Кулинич и Екатерина Позднякова. Приз «Выбор читателей», по данным соцсети «ВКонтакте», был присужден Наталье Ромашовой, а диплом «За поэтическое мастерство» Наталье Смехачевой.

Специальный диплом и цветущий приз Ботанического сада достался и мне – его вручил директор сада Юрий Наумцев. Такие же призы предназначались Максиму Страхову и Алексею Протопопову. Букет из чая – спецприз спонсора (бутик «Чайный слон») получила Екатерина Большакова, а призы газеты «МК в Твери»  - Александр Коган и Анна Никулина.

Несколько часов звучали в саду поэтические строки, рождая маленькое, оберегаемое от прозы жизни, эфемерное, но такое целительное волшебство. Ну да, поэты они все немного … шаманы.

Сокращенный текст в газете «Караван+Я» 

Older Posts »
Яндекс цитирования