Кластер «Тверской лён» представлен в Аналитическом центре при Правительстве РФ

19 октября 2018 года Центр кластерного развития льноводства Тверской области принял участие в совещании Подгруппы по кластерной политике и территориально-отраслевым проектам в Аналитическом центре при правительстве РФ.

 Модератором мероприятия выступила Анастасия Алехнович, руководитель Экспертного центра Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, директор института экономики роста имени П. Столыпина.

От Тверской области на совещании выступили директор НП УК Центр кластерного развития Тверской области Николай Корсун, начальник отдела промышленной политики и государственной поддержки предприятий Минпромторга Тверской области Наталья Фокина, директор Фонда развития промышленности Тверской области Иван Монахов, заместитель директора НП УК Центр кластерного развития Тверской области Мария Парамонова.

Представители региона дали оценку сложившейся в льноводстве ситуации и предложили пути выхода из нее – кластеризация, преодоление межведомственных барьеров и др.

Романтики соберутся в звёздном шатре

Анонс в Караван

И снова листопад, и снова звездопад! В октябре в Северном полушарии романтики и астрономы могут наблюдать два метеорных потока – Дракониды и Ориониды.  Ботанический сад Тверского госуниверситета и Содружество литераторов Верхневолжья традиционно проводят в дни звездопада единственный и неповторимый Волшебный праздник «Путешествие по Млечному пути…». В этом году он начнется 20 октября в 19:30.

В чудесном парке Сада над кронами столетних деревьев раскинется звездный шатер, а под деревьями зажгутся свечи, как отражение небесных звезд. Золотые кленовые листья будут падать в ладони романтиков. Стихотворные строки и музыкальные пассажи в ночном парке Сада позволят взору проникнуть за облака и увидеть далекие звезды и планеты.

Весь вечер на эстраде в саду будут выступать поэты и музыканты Содружества литераторов Верхневолжья. Именно они станут проводниками гостей Сада на «Звездном мосту – Млечном пути». На один вечер, даже взрослые станут детьми, слушая песни о звездах, о любви, осени и романтике, погружаясь в стихотворные образы.

И конечно, будет кипеть старинный самовар, манить ароматом  душистый чай, согревать костёр.  Ботанический сад – очень поэтичное и одухотворенное место. Оно пробуждает особое состояние души – вдохновение, радость, счастье. Из звёздного шатра не хочется уходить, поэтому важно одеться по погоде.

Вера, Надежда, Любовь в «Ковчеге»

заметка в «Караван»

В светлый праздник Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и премудрой их матери Софии команда тверского литературного объединения «Ковчег» поздравила именинниц и подвела итоги летних каникул. Более двадцати членов ЛИТО пришли поделиться впечатлениями и стихами, открыть новый сезон в библиотеке имени Спиридона Дрожжина.

Капитан «Ковчега», член Союза писателей России Вера Грибникова подготовила подробный отчёт о летних мероприятиях, поездках, встречах, который  занял более часа, но не был утомителен и скушен. Можно только удивляться насколько активно и интересно проводят ковчеговцы летние месяцы, сколько добрых традиций уже сложилось в коллективе, сколько путешествий по родному краю совершено. Подтверждением этому послужили около ста фотографий, выведенные на экран. Каждая сопровождалась содержательной информацией, а порой – шутливыми комментариями.  Вот на экране поездка в Москву на всероссийскую книжную выставку, вот традиционные «Верхневолжские чтения» в Тверском ботаническом саду, «Бакунинские чтения» в Прямухине, «Троицкие гуляния в Торжке», «Мармеладная сказка Лихославля», «Русская Атлантида Калязина», «Святые родники земли тверской», «Яблочный Спас – макушка августа», «Елецкая круча и Бенские пороги», «Вышневолоцкая водная система», «Красоты Академической дачи И. Репина» и многое-многое другое.  Ни один выходной день лета не пропал даром.

Несколько летних событий заслужили особое внимание зрителей. Нина Журавлёва представила собравшимся видеоролик, рассказывающий о красивом фольклорном празднике – «Купальские встречи», они уже в шестой проведены ковчеговцами на старицкой земле. Их готовит с необыкновенным вдохновением и фантазией генератор идей «Ковчега» – Надежда Фролова из села Архангельское Старицкого района. Надежда Петровна продумывает сценарий двухдневного слёта, шьёт костюмы, разрабатывает творческие конкурсы, фольклорные викторины, создаёт познавательный наглядный материал в виде стендов, стенгазет, растяжек. Очень много сил, средств и времени вкладывает Надежда Петровна в эту подготовку. Своими руками почти год изготавливает она из бисера, камешков, пряжи и других материалов необычные, эксклюзивные призы и подарки, которыми щедро одаривает каждого гостя, приехавшего на «Купальские встречи». У неё есть две замечательные помощницы – Ольга Петрулёва и Тамара Имамназарова. Праздник получается всегда ярким, запоминающимся и неповторимым.

  Ещё один традиционный праздник дарит каждое лето своим друзьям и коллегам член правления «Ковчега» Эдуард Мамцис. «Мамцисовские чтения» в Лисицах на усадьбе Эдуарда уже четвёртый год дают возможность прозаикам вынести на суд слушателей свои произведения, получить корректную критику и профессиональные советы, что, вне всякого сомнения, помогает творческому росту автора. Участников чтений также ждут сюрпризы и подарки, экскурсия по удивительной усадьбе, очень напоминающей музей тверского быта. Венчает «Мамцисовские чтения» чаепитие, которое Эдуард Моисеевич обязательно украшает необычным тортом в виде раскрытой книги.

         Третьим важным событием этого лета стала встреча с организаторами творческого конкурса-фестиваля поэтов, художников, журналистов «Образ Крыма» («Караван» писал о встрече с писателями Крыма в одном из номеров). Вера Грибникова в тот день получила не только диплом победителя и памятные призы, но и предложение вступить в члены Союза писателей Крыма. Напомним, что Тверское отделение Союза писателей России имеет обыкновение директивным решением снимать с учета в организации наиболее талантливых, имеющих свою точку зрения и опыт организационной работы членов. Так, Александр Бойников теперь включился в работу Липецкой организации Союза писателей России – он пишет критические статьи и рецензии на произведения, публикующиеся в журнале «Петровкий мост». А Вера Грибникова 16 сентября 2018 года единогласным решением правления Союза писателей Крыма под председательством члена Союза писателей России, популярнейшего крымского писателя В. В. Килесы, принята в РОО «Союз писателей Крыма».

         Вера Петровна рассказала и о недавнем выступлении команды «Ковчега» в библиотеке Герцена. 21 сентября состоялся литературный вечер «Сквозь тишину», на котором  присутствовали глухие и слабослышащие поэты и любители поэзии. При участии сурдопереводчика звучали стихи и песни Анатолия Касаткина, Веры Грибниковой, Сергея Можаева, Георгия Ходакова.

Объявив новый сезон «Ковчега» открытым, Вера Петровна от души поблагодарила всех собравшихся за верность объединению. В завершение  замечательного и совсем неформального заседания ковчеговцы прочитали стихи о вере, надежде, любви и осени, спели авторские песни, выпили чаю  с пирогами и наметили новые творческие планы. Я, в свою очередь, прочитала стихотворения «Не гадала, не чаяла прежде…» и «Я летала над Витебском жёлтым кленовым листом…»(«Прогулка»).

«Одинокий дракон» отмечен на международном конкурсе имени Александра Куприна

Как сообщает сайт «Союз писателей Крыма», жюри подвело итоги Пятого международного литературного конкурса на соискание премии имени Александра Куприна (2018 год). В конкурсе приняли участие авторы из Белоруссии, Германии, ДНР, Израиля, Россия, США, Украины, Казахстана, Молдовы. Определены победители и лауреаты конкурса в номинациях «Лучшая повесть или рассказ»,  «За лучшую поэму или стихотворение», «За лучшее произведение для детей». Я принимала участие в поэтической номинации с подборкой стихов «Одинокий дракон», в которую вошли стихотворения, созвучные произведениям А.И. Куприна «Листригоны» и «Поединок». Рада, что жюри высоко оценило мою подборку, удостоив грамоты «За художественное мастерство» и публикации в журнале «Белая скала». Ниже привожу выписку из протокола конкурса, в части касающейся победителей и лауреатов конкурса в поэтической номинации.

1 место – Евгений Иваницкий, г. Фрязино Московской области, Россия. Награждается грамотой и публикацией стихотворной подборки «Часовщик» в журнале «Белая скала».

2 место – Рауза Хузахметова, г. Казань, Россия.  Награждается грамотой и публикацией стихотворного цикла «Рубаи» в журнале «Белая скала».

3 место – Татьяна Сушенцова, г. Казань, Россия.  Награждается грамотой и публикацией стихотворной подборки «Воспоминание о Крыме» в журнале «Белая скала».

Грамотой «За художественное мастерство» с публикацией в журнале «Белая скала» награждаются Мария Парамонова (г. Тверь/Смоленск, Россия), Никита Рыжих  (г. Новая Каховка, Украина), Николай Переяслов (г. Москва, Россия), Ирина Ханум (г. Севастополь, Россия).

Грамотой «За художественное мастерство» с публикацией в газете «Литературный Крым» награждаются Елена Семагина (г. Саки, Республика Крым, Россия), Наталья Колмогорова (ст. Клявлино Самарской области, Россия).


Конкурс проходил анонимно и оценивался профессиональным жюри в составе: в номинации «Лучшая повесть или рассказ» – Вячеслав Килеса (г. Симферополь), председатель РОО «Союз писателей Крыма», Александр Ломтев (г. Саров Нижегородской области), главный редактор газеты «Саровская пустынь»,  Сергей Филатов (г. Бийск), заместитель главного редактора альманаха «Тобольск и вся Сибирь», Дмитрий Воронин (г. Калининград), член Союза писателей России; в номинации «За лучшую поэму или стихотворение» – Владимир Шемшученко (г. Всеволожск Ленинградской области), соб. корр. «Литературной газеты»,  Андрей Галамага (г. Москва), член Союза писателей России, Ольга Борисова (г. Самара), главный редактор журнала «Параллели», Игорь Елисеев (г. Ростов-на-Дону), главный редактор журнала «Рукопись»; в номинации «За лучшее произведение для детей» – Юрий Поляков (г. Симферополь), заместитель председателя РОО «Союз писателей Крыма», Елена Игнатовская, (г. Павлодар, Казахстан), член Международного творческого объединения детских авторов, Лола Звонарева (г. Москва), секретарь Союза писателей Москвы, (г. Симферополь), Ирина Дружаева (г. Городец Нижегородской обл.), член Союза писателей России.

Буду ждать очередной номер журнала «Белая скала» с публикацией!

Тверской литературовед награжден медалью имени Евгения Замятина

заметка в Караван

В столичном Доме Ростовых на Поварской улице 20 сентября в конференц-зале Международного сообщества писательских союзов (МСПС) состоялось награждение видных деятелей российской литературы, приуроченное к 10-летию журнала «Петровский мост» (выпускается тиражом 1000 экземпляров при финансовой поддержке администрации Липецкой области). На мероприятии присутствовали представители руководства МСПС и администрации Липецкой области, постоянные авторы журнала из Липецка, Москвы и Твери, писатели и журналисты.

Международное сообщество писательских союзов объединяет творческие организации бывших республик СССР и ряда стран дальнего зарубежья вне зависимости от их эстетических и политических предпочтений. Литературно-художественный журнал «Петровский мост» является важной составляющей культурной жизни Черноземья и России в целом, поэтому к 10-летию издания было решено вручить ряду авторов журнала региональные награды.

Липецкий край дал миру плеяду замечательных мастеров русского слова: здесь сформировался писательский талант лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина, «певца русской природы» Михаила Пришвина, основоположника жанра романа-антиутопии Евгения Замятина. Показательно, что губернатор Липецкой области Олег Королев всегда от корки до корки прочитывает номер «Петровского моста». Дважды он приглашал авторов журнала, чтобы познакомиться с ними лично и больше узнать о прототипах героев их произведений. Неудивительно, что литература в таком регионе развивается, труд писателя уважаем и востребован.

Медалями имени Евгения Замятина были награждены такие известные писатели и общественные деятели, как председатель МСПС Иван Переверзин и первый секретарь правления Союза российских писателей Светлана Василенко. За достижения в литературной и культурной деятельности медалью имени Евгения Замятина награжден тверской литературный критик член Союза писателей России и Содружества литераторов Верхневолжья кандидат филологических наук Александр Бойников.

Постоянным читателям «Каравана» известно, что по причине творческих разногласий член Союза писателей России Александр Бойников был снят с учета в Тверской областной организации Союза писателей России, а липецкая организация с удовольствием пригласила его в свой состав. Ранее Александр Бойников уже становился лауреатом премии журнала «Петровский мост» за цикл рецензий 2016–2017 годов в номинации «Вторая тетрадь».

Членство в Союзе писателей России не обязывает писателя постоянно проживать в регионе, куда он уплачивает членские взносы, – важнее участвовать в литературной жизни, заниматься творчеством. А в Тверской области, к сожалению, для писателей не созданы благоприятные условия. Писательская организация существует формально, практически не проводит мероприятий, способствующих популяризации и развитию русской литературы.

На фото: Александр Бойников (в центре) с главой липецких писателей уроженцем Бежецка Андреем Новиковым и писателем Александром Пономаревым

Торжокская сестра карельской погорелицы

В предыдущем номере еженедельника мы начали разговор о том, что необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия – деревянных церквей Руси и в целом памятников деревянного зодчества.

 Существует Концепция сохранения деревянного зодчества России, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия России поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты, такие, как пожар в Кондопоге.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить  никого не вводят в заблуждение. Реставрация путем сноса или восстановление, возможно, реальный путь возвращения жителям Твери Речного вокзала, рухнувшего в прошлом году на 80-м году жизни. Но храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб. Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Мы убедились в том, что церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ширковом погосте Пеновского района, находящаяся в аварийном состоянии, не реставрируется – выделены средства на проект, который пока не готов, источник средств на осуществление самих реставрационных работ не определен.

«ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ»

Еще одна, столь же известная деревянная церковь находится в Торжке, часто отмечают её внешнее сходство с церковью, да недавнего времени стоявшей в Кондопоге.  Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм,  XXVII века, расположенный на улице  Грузинской, идущей от Борисоглебского монастыря по сравнительно высокому берегу Тверцы. В Торжке много культовых объектов и достопримечательностей, это один из красивейших городов Верхневолжья, но деревянная церковь  среди них занимает особое место.  Я до сих пор помню, как много лет назад наш класс ездил на экскурсию в Торжок и как мы подошли к этой церкви. Будто встретились с нашими далекими предками, строившими прекрасные здания без единого гвоздя. Помню, как не хотелось покидать это необычное место.

Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. С таким же описанием упомянута и церковь в Ширковом погосте. Известно, что сегодняшний вид – четырехугольный сруб (четверик) покрытый на восемь скатов, над которым расположен второй четверик с восьмискатной кровлей, а над ним третий, еще меньший четверик, покрытый также, и в завершении – большая главка на круглой шее – церковь в Пеновском районе приобрела в 1697 году.

С церковью в Торжке всё немного сложнее. По клировой ведомости церковь датируется 1653 г., когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм.   Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664-1665 гг., в составе посольства,  сделал рисунок  «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Значит ли это, что позже Вознесенская церковь была перестроена или изображен какой-то другой храм? Некоторые ученые называют датой появления храма в его современной композиции  1717 год.

Церковь имеет четыре яруса и высоту 34 м, что на 9 метров меньше, чем у храма в Ширковом погосте, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырехугольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

СОХРАНИЛАСЬ ЧУДОМ И НЕРАВНОДУШИЕМ

В 1782-1783 годах под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня, о чем свидетельствует выбитая на камне дата, также тесовая кровля  заменена железной. Были и другие работы, частично изменившие первоначальный вид здания. 5 октября 1883 г. обновленная церковь была и освящена в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. С тех пор храм стал называться Старо-Вознесенской Тихвинской церковью, а Вознесенской церковью называли новый каменный храм, построенный неподалеку в 1852-1854 году (с 1939 года и по сей день,  каменный храм закрыт, требует работ по восстановлению).

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту  замечательную по древности и архитектуре церковь.  Известно, что настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Антоний искал благодетелей среди именитых граждан Торжка, чтобы восстановить деревянную церковь Вознесения, и в  1883 г. работы по обновлению, расширению окон и обшивке тесом  были проведены на средства прихода каменного Вознесенского храма.

 О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором всё внутренне убранство, которое еще в  XIX – начале XX вв. восхищало современников.  В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, среди них иконы Вознесения Господня, Тихвинской Божией Матери, святых Жен-Мироносиц, преподобного Сергия Радонежского. Иконостас венчал большой крест с распятым на нем Иисусом Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечей. Кованая цепь спускалась с потолка, удерживая деревянное паникадило в форме голубя с распростертыми крыльями, подсвечники же располагались на спине и крыльях голубя.

Однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви. Икона-небо «Троица Новозаветная», написанная темперой, была передана в фонды Всероссийского историко-этнографического музея в г. Торжок. План переноса храма в музей деревянного зодчества в Василево под Торжком, к счастью, не был осуществлен.

Реставрационные и научно-исследовательские работы, так же,  как и в Ширковом погосте, велись  в  1970-х 1980-х гг. Восстановлена первоначальная форма окон, покрытие лемехом, удалена обшивка тесом,  но  работы не были завершены. В 2006 г. Церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 г. Ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.  Там, где древесина существенно прогнила, реставраторы заменили старое дерево на новое, пожертвовав едва заметными следами росписей, которые были выполнены в лубочном стиле.

ПРИХОЖАНЕ, АКТИВИСТЫ, КАЖДЫЙ ИЗ НАС

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019-2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьёзные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

Кроме того, события в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности. Община храма собирает средства  для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  Прихожан беспокоит, что местная молодежь часто собирается у стен деревянного храма, курит и распивает спиртные напитки. От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Напомню, что Старо-Вознесенская Тихвинская церковь — единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

На сайте церкви в честь Святителя  Николая Мирликийского (расположен на другом берегу Тверцы, напротив Тихвинской церкви), к которой прикреплен старинный храм, есть реквизиты для перечисления пожертвований. В назначении платежа необходимо указать: «Пожертвование на деревянную церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Торжке».

Общественный активист, основатель компании «Экспедиция в Торжок» Татьяна Соколова  – в числе заинтересованных граждан, которые общаются с чиновниками и представителями власти, чтобы сохранить уникальную церковь:

- Батюшка проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на их плечах, мы с ними увиделись, они поделились информацией, и мы решили включиться, помочь. В региональном управлении по сохранению наследия дали полезный совет по сохранению жемчужины Торжка: сначала сделать заказ на обследование церкви, пообщаться со специалистами, увидеть сметы, а потом уже стучаться в разные двери, говорить о финансировании, и пока у нас такой сценарий, – обозначила свою активную позицию Татьяна Соколова.

Церковь в Торжке, похоже, уже обрела отряд защитников, которые постараются довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и как человек боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности и МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – всё это занимает время и деньги.

Работы по противопожарной обработке древесины  также требуют методик, применимых для памятников историко-культурного наследия. Характеристики огнезащитных  составов таковы, что обработка не сказывается на механической прочности древесины, не разрушает химический состав, не приводит к ускорению износа. Однако, все это относится к новым материалам, а как отреагирует древесина, которой несколько сотен лет? Необходимо провести лабораторные исследования, прежде, чем вести речь о противопожарной обработке тем или иным составом.

Очень важно сохранить деревянные церкви Верхневолжья не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Деревянные церкви Руси. Огонь, вода, пустые обещания.

Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию.  Что же необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия?  В первую очередь, вероятно, нужно перестать закрывать глаза на процесс неуклонной и безвозвратной утраты деревянных церквей Руси. 

Пожар в Кондопоге, пожалуй, получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога, в котором подозревается несовершеннолетний сатанист, хваставшийся, что пьет кровь и мечтает видеть церковь в огне. Однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иваново. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вёжи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге Православной архитектуры» на сайте http://sobory.ru/ можно обнаружить фотографии культовых построек прошлого и описание их удручающего состояния.

Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих.  Государство и церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура.  Русь традиционно строила из дерева – это доступный в нашей местности материал, позволяющий создавать красивые, уютные, тёплые дома. Подверженность пожарам и меньший по сравнению с каменными постройками срок службы – недостатки деревянных построек, не позволившие дойти к нам через века  княжеским теремам, укреплениям  и посаду древней Твери и других русских городов. Только каменные постройки позволяют нам судить о жизни наших предков в домонгольский период и в последующие столетия.   Лишь деревянные постройки 17-18 веков в той или иной степени доносят до нас исконно русскую культуру деревянного зодчества.

Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать её на   включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и  гонения на религию, но исчезла в огне мирной, покровительствующей православию, однако всё же такой  безразличной к культурному наследию современности.

По-своему уникальные, подобно кондопожской церкви, есть во многих регионах России и каждая из них бесценна. Как их сохранить, как не допустить невосполнимых преждевременных утрат?

Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм 1694 года постройки в селе Ширково Пеновского района. Корреспондент «Каравана» обратился к настоятелю храмового комплекса иеромонаху Антонию (Краснолобову).

- Отец Антоний, согласно легенде, на озере Вселуг в верховьях Волги в ознаменование победы над литовцами, в месте разгрома врага построили церковь. По другой купцы проходили из Новгорода с двумя иконами Иоанна Предтеч и, отдохнув на берегу,  не смогли поднять иконы, оставили их там, а братья Ширковы построили в этом живописном месте церковь. Какую из легенд Вы считаете истинной?

- Документально эти легенды не подтверждены, но эти события могли происходить в действительности. Легенды рассказывают экскурсоводы, а мы руководствуемся документальными свидетельствами.   Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы брёвна необычной толщины – до 70 см. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Но и до этого в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом: «Погост Ширковский у озера Вселука, а на погосте церковь Рожества Иоанна Предтечи древяна клецки, а в церкви образа и свечи и книги и всякое церковное строение приходских людей».  Точно известно, что торговая дорога из Новгорода в Торжок через Старую Руссу пролегала именно здесь. Здесь пролегал и путь войска Михаила Скопина-Шуйского, в 1609 году освободивших от осады Троице-Сергиев монастырь. Поэтому предание об основании храма на месте победы над поляками и литовцами не выглядит невероятным. Но храм здесь мог стоять и до Смуты. До революции действительно в храме находились две древние иконы Иоанна Предтечи, которые  в соответствии с их описанием могли быть написаны во второй половине XVI века. До настоящего времени из икон ничего не сохранилось.

- Федеральные и региональные СМИ писали, что власти Тверской области выделили 4,6 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви. А сами реставрационные работы планируют осуществить путем включения объекта в федеральную целевую программу «Культура России». Сообщалось также, что храм находился в ненадлежащем состоянии и был закрыт для посещений, пока губернатор Игорь Руденя не поставил задачу привести церковь в порядок. Тогда на куполе уникального памятника деревянной архитектуры установили крест, в храме после более чем векового перерыва возобновились богослужения. По какому графику проходят в храме богослужения? Известно ли, когда будет готова документация?

- О том, как скоро будет разработан проект мне не известно. А службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения. Рядом, буквально в 100 метрах, находится каменный храм. В 1903 году было получено разрешение на строительство каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи, так как деревянная не могла вместить всех прихожан. В 1915 году храм, способный вместить до 1400 человек, был освящен, а деревянную церковь планировали отреставрировать, но до революции не успели.   К 1960-м rодам она пришла в аварийное состояние – прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви. Кирпичные столбы с ажурным кованым ограждением утрачены. Реставрационные работы на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры были выполнены в 1974-1977 годах Осташковским реставрационным участком Тверской области реставрационной мастерской. С тех пор прошло много лет, и состояние церкви снова стало аварийным. Тверьпроектреставрация установила крест и громоотвод, что очень важно для деревянного здания. Но полная реставрация возможна только когда будет подготовлен проект и выделены средства. Каменный храм, в котором проходят службы, в 1992 году был передан верующим и отремонтирован на средства благотворителей, стены были частично расписаны в древненовгородском стиле московскими художниками.  Но памятники деревянного зодчества требуют высокопрофессионального подхода.

- Существует православное общественное движение «Общее дело»: священники и молодые волонтеры в Архангельской, Псковской, Новгородской и других областях занимаются противопожарной обработкой храмов, защитой от разрушительных воздействий. Приходилось ли Вам сотрудничать с этой организацией  православных добровольцев?

- Нет, к нам такие волонтеры не обращались. В любом случае, противопожарная обработка объекта историко-культурного наследия не может проводиться без ведома уполномоченных на его охрану государственных органов. Надеюсь, что проект реставрации предусмотрит и такую обработку и меры по обеспечению противопожарной безопасности и системы пожаротушения. Главное, чтобы реставрация была проведена как можно скорее. Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды и несмотря на то, что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.

- Спасибо, отец Антоний! Несомненно, деревянные церкви –  это часть нашего национального самосознания, память наших предков. И государство и церковь и общество должны вместе приложить усилия по сохранению этих уникальных построек, проблему нужно решать комплексно и профессионально. 

 

Единый день выбора … спортшколы

заметка в Караван

9 сентября в фойе второго этажа спорткомплекса «Юбилейный»  10 спортшкол провели Единый день записи.  Родители с детьми к началу мероприятия уже заполнили площадь перед Дворцом спорта – так хотелось им выбрать свой вид спорта, а, возможно, найти секцию, ведущую занятия на бюджетной основе. Однако, не всем мечтам суждено было сбыться.

Экспозиции и раздаточные материалы представили только государственные спортивные школы, находящиеся в ведении  Комитета по физической культуре и спорту Тверской области. В этих школах проходят занятия по 29 видам спорта. Тщетно искали родители и дети списки для записи на фехтование, шахматы, дартс, теннис и другие виды спорта.  Но многим удалось найти спорт своей мечты.

Для тех, кто не определился с выбором прошли показательные выступления воспитанников спортшкол. Сначала зал превратился в танцпол:  перед зрителями выступили пары и команды  «Формейшн» – спортсмены акробатического рок-н-ролла. Россия является одним  из лидеров международных соревнований в этом виде спорта. Также был представлен слегка обделенный вниманием болельщиков игровой вид спорта – гандбол. За неимением ворот, спортсмены представили фрагмент  тренировки, напоминающий командообразующий тренинг.

Затем бетонный пол зала застелили матами. Гимнасты и акробаты выполняли упражнения почти как артисты цирка, пары дзюдоистов синхронно бросали потенциальных противников через бедро, а очень юные каратисты в белых кимоно делали много резких движений, достигнув совершенства в боевом крике «киай». В общем было оживлено и весело.

Но некоторые виды спорта не могли в условиях зала воспроизвести все свои преимущества. Им на помощь пришли тренажеры. Гребля,  самый популярный в Правительстве Тверской области вид спорта, привлекала в группы байдарочкиков и каноистов  при помощи тренажера, имитирующего движение спортсмена в лодке. А велоспорт популяризировали не только велотренажеры, но и спортсмены в костюмах команды Тверской области, которые динамично крутили педали.

К сожалению, записаться непосредственно в группы спортивной подготовки не смог никто из посетителей шоу. Запись велась лишь в группы предварительной подготовки на платной основе, а вот после успешной сдачи нормативов шанс заниматься спортом на бюджетной основе может появиться. Не у всех, конечно. Остальные, если позволят финансовые возможности, пополнят ряды частных спортивных учреждений, а если не позволят – прилипнут к гаджетам или будут шататься по улицам.

Когда мы были детьми, с устного согласия родителей мы записывались в любую секцию. Пробовали, если не нравилось – выбирали другой вид спорта. Без всяких нормативов и обязательств завоевания медалей – просто для здоровья. На моем счету гимнастика, фигурное катание, плавание, один урок дзюдо, лыжная секция. Было интересно.  Теперь же спорт, очевидно, стал менее доступным, но больше напоминает шоу.

Публикация в газете «Литературный Крым»

В июле на литературной встрече в тверской библиотеке им. С.Дрожжина я познакомилась с поэтами – членами общественной организации «Союз писателей Крыма». Об этой встрече я рассказывала на страницах сайта, а теперь статья опубликована и в газете «Литературный Крым» №8 (472) за 2018 год на стр. 4. Это издание является печатным органом Союза писателей Крыма. Также, на странице 5 напечатаны стихи тверских поэтов Веры Грибниковой, Светланы Страусовой, Сергея Можаева и других , прозвучавшие на упомянутом литературном вечере. В их числе – мои стихотворения о море: «В безупречности неба ни тучи, ни птицы…», «Горизонта нет. Молочный, белый…», «Открыло утро двери на балкон…», «Прошел понедельник и вечер…», «Искристой неги мелководья…». (выпуск размещен на сайте Союза писателей Крыма)

 

Подборка стихов о материнстве в журнале «СВЕТ СТОЛИЦЫ»


5_сентября в Москве начинает свою работу Московская международная книжная выставка-ярмарка – 2018, традиционно представляющая книжные новинки.

В их числе – №3 литературно-художественного журнала «Свет столицы» за 2018 год, выпущенного издательством «У Никитских ворот».

В этом выпуске опубликована подборка моих стихов о материнстве – тема номера – семья.  В подборку вошли стихотворения «Млечный путь», «Капля-солнышко», «Счастье», «Пошуршали», «Гербарий», «Доброта».

 

Older Posts »
Яндекс цитирования