Мои публикации


Древнерусский собес

27.04.2021

Журнал «Смоленск» опубликовал на своём сайте моё эссе «Пенсионные фонды – от Руси до России» (№4 за апрель 2021 г.). Привожу его в полном объёме, хотя в нём достаточно много букв :)

 

Пенсионные фонды – от Руси до России

Весеннее обострение политической активности неуклонно ведёт страну к осеннему единому дню голосования. Одни партии объединяются, другие вот-вот начнут множиться делением, третьи ловят попутное течение в потёмках чужих душ. И никому из них не чужд популизм. А потому наперебой требуют они отмены ЕГЭ и ликвидации Пенсионного фонда.  Электорат оставляет гневные комментарии в соцсетях, называя дворцами офисные здания ПФР, радуясь посадкам чиновников в разных регионах и возмущаясь ошибкам в  начислении пенсий. Сейчас никто уже не вспоминает, как тридцать лет назад Пенсионный фонд  создавался с нуля и первые его сотрудники свернули горы, чтобы наладить работу – без помещений, компьютеров и мебели. И мало кто догадывается, что начисление и перерасчёт пенсий и множества социальных выплат – это сложный и зыбкий процесс, который при масштабном реформировании может скатиться в хаос. А мутным финансовым потокам новое русло найдётся. Одно, без сомнения, правда в речах популистов – государство не должно отстраняться от функции социальной защиты и пенсионного обеспечения.

Наше, российское государство издревле считало добродетелью помощь нуждающимся. От Руси до России не было идеального правителя или правительства – совершенен только Бог.  Но была правда – осознание правильного пути, неоспоримая правота добра.

Древнерусский собес

Система социального обеспечения, получившая начало в глубокой древности как общинно-родовые форма взаимопомощи, поддержки стариков, детей, вдов, калек, первоначально имела форму обычаев и обрядов. Традиции  опеки нетрудоспособных членов семьи и рода у славянских племён развивались в русле эволюции производственных отношений. Система моральных ценностей, связь поколений, уровень коллективной ответственности за жизнь больных, увечных сородичей и престарелых родителей соотносились с реалиями жизни, с уровнем общего материального достатка.

В процессе зарождения государственных институтов забота о ближних обрела форму государственной благотворительности. Так, «Повесть временных лет» под 996 годом свидетельствует о деяниях Великого князя Владимира Святославича: «Повелел он всякому нищему и убогому приходить на княжий двор и брать всё, что надобно, питьё и пищу и из казны деньги».

Наиболее ранние письменные законы Древней Руси, известные исторической науке, датируются началом XI века.  «Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных» закрепил перечень социально-уязвимых групп населения: «вдовица, калика, сторонник (странствующий нищий), прощенник и задушный человек (отпущенные на волю холопы), хромец, слепец. Тогда же появилась традиция открывать при строящихся храмах и монастырях приюты для нищих странников – странноприимные дома.

Правление Ярослава Мудрого историки связывают с зарождением принципа финансирования общественных расходов на социальные нужды за счёт дополнительных налогов и сборов.  «Устав Князя Ярослава» и судебник «Русская правда» определяли принципы налогообложения и возмещения вреда, систему оплаты труда и государственные гарантии для отдельных категорий наёмных работников, а также закрепляли перечень сословий.

Княжеские традиции заботы о неимущих продолжил Владимир Всеволодович Мономах, внук Ярослава Мудрого.  «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека… Старых чтите, как отца..», – говорится в «Поучении Владимира Мономаха».

Потомки его помнили этот завет. Так внук Мономаха Ростислав Мстиславич, князь Смоленский, Новгородский и Великий князь Киевский в середине XII века раздал церквям и бедным людям всё наследство, завещанное ему дядей – Юрием Долгоруким. А правнук Мономаха Роман Ростиславич,  князь Смоленский, Новгородский и Великий князь Киевский открыл в Смоленске несколько школ и содержал их за свой счёт.

Благополучная и процветающая домонгольская Русь с приходом тяжких времён ордынского ига не могла уже поддерживать принципы благотворительности в прежнем объёме. Русь выплачивала захватчикам дань, десятки городов были полностью разорены, часть из них навсегда исчезла. Русские князья погибали в Орде. Однако с ослаблением ига традиции социального попечительства были восстановлены. Судебник Ивана III 1497 года освобождал холопов, бежавших из монголо-татарского плена от обязательств перед прежним господином. Холопы получили право обращаться с челобитными в казённые учреждения.

В «Стоглаве» – судебнике 1551 года определялся порядок выкупа из рабства пленных и их потомков, а также материальной помощи им по прибытии на Русь. Эта функция была поручена церкви, получившей за это право пользоваться вотчинами, ограниченное ранее Иваном IV Грозным. Государство взяло на себя часть расходов на содержание приютов и богаделен.

Бедствия и голод 1601-1603 годов, ставшие одним их величайших социальных катаклизмов в российской истории, нашли отражение в Указе Бориса Годунова о предоставлении свободы холопам, изгнанным во время голода своими помещиками. Годунов распорядился открыть царские амбары с запасами продовольствия и раздать хлеб голодающим. Поддержка была оказана не только жителям Москвы, но и других городов. Так в Смоленск он выслал 40 тысяч рублей – огромную по тем временам сумму.

Соборным уложением 1649 года в правление царя Алексея Михайловича появились нормы обязывающие взрослых детей содержать и кормить престарелых родителей.

Пенсионная система в Российской Империи

Слово «пенсия», от латинского pensio – платёж, стало использоваться в России в XVIII веке, при Петре I. В его указе «О пенсионе бывшим военным» предписывалось «назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира». При этом права на пенсию лишались семьи офицеров, погибших на дуэли. Пенсии выплачивались только офицерскому составу, который в массе своей был дворянского рода, а крепостных рекрутов после двадцатипятилетней службы просто отсылали обратно в деревню. Помещику надлежало относиться к бывшему солдату с уважением и помогать ему обзавестись хозяйством.  (далее…)

Книга «Связь поколений. Литературная Смоленщина»

25.03.2021

23 марта в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых состоялась презентация книги  «Связь поколений. Литературная Смоленщина». Книга выпущена при поддержке сенатора от Смоленской области Нины Куликовских и секретаря регионального отделения «Единой России» Игоря Ляхова.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Смоленской области Нина Куликовских в рамках работы в регионе неоднократно встречалась со Смоленскими писателями, знакома с их творчеством. Совместно со Смоленской областной организацией Союз писателей России Нина Германовна выступила инициатором литературного проекта – издания книги «Связь поколений», новые тома которой планируется выпускать ежегодно.

В книгу «Связь поколений. Литературная Смоленщина» включена подборка моих стихов под названием «Обнимая родные земли…» – это строчка из стихотворения «Марьин скит».

«Дом у реки» – в газете «Западный форпост»

23.03.2021

Февральский выпуск газеты «Западный форпост» – одного из литературных изданий Тверской области публикует моё стихотворение «Дом у реки» в рубрике «Содружество литераторов Верхневолжья» (стр.5).

 

Весенний политический пейзаж

17.03.2021

Мою заметку о встрече одного из лидеров Партии пенсионеров с тверской общественностью публикуют еженедельник «Караван Ярмарка» и сайт партии.

Здесь приведу статью в сокращении, :)

С приходом весны и отступлением пандемии заметно оживилась политическая активность в российских регионах. Лидеры парламентских партий, а также партий, оспаривающих непоколебимость квартета, разыгрывающего бесконечную ораторию в Госдуме, формируют программные документы и встречаются с электоратом.  16 марта в Твери состоялась встреча заместителя Председателя центрального совета Российской партии пенсионеров за социальную справедливость Андрея Широкова с активом регионального отделения и представителями общественности.

Аудитория внимала вступительной речи А.В. Широкова с некоторым нетерпением – у пожилых людей накопилось немало вопросов к властям всех уровней, но большинство из них остаётся без ответа. Не каждому повезёт дозвониться на прямую линию с Президентом и так вынести сор из региональной избы, что ручное управление волшебным образом задействует нужные рычаги. Андрей Вячеславович как раз и сообщил, что Партия пенсионеров за социальную справедливость, в обиходе и в бюллетенях называемая просто Партией пенсионеров, слышит людей. Именно обратная связь с избирателями и апробация тезисов партийной программы являются целью поездок в регионы страны.

А.В. Широков заявил, что Партия пенсионеров не просто намеревается принять участие в предстоящих в этом году выборах депутатов Государственной Думы, но и ставит задачу  создания фракции в нижней плате парламента. По данным социологических опросов Партия пенсионеров располагается на пятом месте по популярности у избирателей, сразу после парламентского квартета. Поэтому важно уже сейчас продумать перечень законодательных инициатив, способных реально улучшить жизнь пенсионеров, предпенсионеров, людей труда.

«В ДЕНЬ ВЫБОРОВ ВЫ – НАЧАЛЬНИКИ»

Партия ставит своей целью достижение социального комфорта для россиян. Повышение размера пенсий, которые, к слову, предлагается сделать одинаковыми по всей стране, ликвидировав столичные привилегии, работающая промышленность, возвращение медицины и образования к прежним социальным стандартам – эти тезисы вызвали живой отклик у аудитории. Впрочем, Андрей Вячеславович предостерёг наиболее горячих сторонников возврата к социализму от революционной идеи деприватизации, призывая использовать правовые механизмы и, главное, – своё избирательное право. Ведь чем выше явка на выборы, тем объективнее их результат. В День выборов каждый избиратель, пришедший на выборы – начальник, решающий судьбу страны, региона, города.

Выяснилось, что у большинства собравшихся вызывает одобрение идея упразднения структуры Пенсионного фонда с последующим финансированием пенсий из государственного бюджета. Партия пенсионеров даже предлагала поправку в Конституцию: «Государство всем своим достоянием обеспечивает выплату пенсий».

Как подчеркнул Андрей Широков, законодательные инициативы, с которыми Партия пенсионеров идет на выборы, ориентированы не только на сегодняшних пенсионеров – они позволят улучшить социально-экономическую ситуацию в стране и дать уверенность  более молодым поколениям.

«КОГДА НЕМЦЫ ИЗ ТВЕРИ УШЛИ?»

 Говоря о молодёжи, Андрей Вячеславович коснулся и темы низкого уровня знаний о Великой отечественной войне у современных школьников и студентов, и плачевного состояния исторического центра города Твери.

- Я спрашиваю у молодёжи, когда немцы из Твери ушли? Не каждый знает, да и немудрено, если рядом с домом, где живёт губернатор, ещё стоят дома, покрытые рубероидом.

В зале вспомнили нелепые результаты рейтинга, включившего Тверь в десятку наиболее комфортных городов России. Посмеялись сквозь слёзы и потребовали спросить у губернатора Тверской области, куда ушли деньги за рельсы от трамвая. Эти потери – трамвай, Речной вокзал, областная газета «Тверская жизнь» и многие другие не стираются из памяти горожан.

На встрече, проходившей в актовом зале Тверского казачьего технологического института – филиала МГУТУ имени К.Г. Разумовского, присутствовали представители регионального отделения Партии пенсионеров в Тверской области: председатель отделения Александр Гришин; директор ТКТИ Павел Бархатов; ветеран войны в Афганистане, руководитель отделения Фонда ветеранов Игорь Ильин; товарищ атамана Тверского отдельского казачьего общества Юрий Мякеньких.

Мария ПАРАМОНОВА

 

Публикация в сборнике «А.Т. Твардовский: исследования и материалы»

20.01.2021

В сборнике научно-практической конференции, состоявшейся в режиме видеоконференции в июне 2020 года, «А.Т. Твардовский: исследования и материалы» (выпуск 3) опубликована моя статья «Проблема исторического ревизионизма на примере клуба в д. Сельцо Починковского района Смоленской области». В ней идёт речь о клубе на родине А. Т. Твардовского. Для читателей сайта привожу её текст полностью.

Парамонова Мария Николаевна,
(Смоленск, Смоленская областная
организация Союза писателей России,
Московский государственный университет
технологий и управления им. К.Г. Разумовского)

 

 

Проблема исторического ревизионизма на примере

клуба в д. Сельцо Починковского района Смоленской области

Земля родная, что же сталось,

Какая странная судьба…

А.Т. Твардовский

 

Год 2020-й, связанный в сознании россиян с 75-й годовщиной победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, послужил смещению вектора политического дискурса на примеры современных попыток пересмотра советской истории, событий и итогов Второй мировой войны. Но 2020-й – это также и год 110-летия выдающегося русского, советского поэта А.Т.  Твардовского, жизнь и творчество которого неразрывно связано с историей нашей страны.

Представляется неслучайным, что программная статья президента России В.В. Путина о противодействии историческому ревизионизму, подчёркивает значимую роль писателей, среди которых особо отмечен А.Т. Твардовский. «Мы отстаиваем подлинную, не приглаженную или отлакированную, правду о войне. Эту народную, человеческую правду – суровую, горькую и беспощадную – во многом передали нам писатели и поэты, прошедшие через огонь и ад фронтовых испытаний. Для моего, как и для других поколений, их честные, глубокие повести, романы, пронзительная «лейтенантская проза» и стихи навсегда оставили след в душе, стали завещанием – чтить ветеранов, сделавших для Победы всё, что могли, помнить о тех, кто остался на полях сражений. И сегодня потрясают простые и великие по своей сути строки стихотворения Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом…», посвящённого участникам кровопролитного, жестокого сражения Великой Отечественной войны на центральном участке советско-германского фронта [7]».

Полагая, что бережное отношение к истории и внимание к писателям фронтовикам не должны стать лишь политической кампанией, что противодействие историческому ревизионизму вызовет к жизни созидательные силы, в настоящей статье поднимается проблема  исчезновения с литературной, исторической и туристической карты Смоленщины клуба в деревне Сельцо Починковского района. Исчезновения уже свершившегося, но, как нам видится, обратимого.

Сгоревший 10 лет назад в ходе ремонта, накануне 100-летия А. Т. Твардовского, клуб в Сельце Починковского района, начали строить в 1961 году, когда поэма Твардовского «За далью – даль» была отмечена Ленинской премией. Деятельное участие в судьбе земляков определило решение поэта передать часть престижной премии «моему родному Починковскому району Смоленской области на культурное строительство». Побудительный мотив поэт так объяснял своему адресату Д. А. Гаврилину в письме от 14 августа 1961 года:

«В настоящее время уточняется объект (то ли школа, то ли клуб), на строительство которого предназначены мною эти деньги. Согласитесь, что как бы я ни сочувствовал благородному желанию Вашего коллектива, принимающего активное участие в строительстве новой школы, я должен предпочесть мои родные места, где я рос, учился в начальной школе и где к тому же ужасные последствия войны до сих пор дают о себе знать» [8].

Ничем сторона не богата,

А мне уж и тем хороша,

Что там наудачу когда-то

Моя народилась душа.

                   (А. Твардовский «О  родине»[14,423])

Для поэта свято то, что мило с детства, чему поклонялся «многие лета», как эти деревушки и эта речка Лучеса с ее дивными, мягкими, зелеными берегами, существующими с того времени, когда Бог разделил свет и тьму, правду с кривдою [2,14].

Когда было начато строительство клуба в Сельце, А.Т. Твардовский следил за ходом этой важной для него стройки, заботился о газетах и журналах для земляков, о библиотеке-читальне. Зафиксировано и личное присутствие поэта в родных местах, контакты с земляками. В письмах Твардовского директору совхоза «Панской» Д. Г. Колоскову, подлинники которых хранятся в Рославльском музее, поднимается и такой актуальный сегодня вопрос, как благоустройство территории сельского поселения. А.Т. Твардовский пишет:

«Мне очень приятно, что идея пруда на участке будущего клуба Сельцовской бригады так быстро стала реальным делом. Очень было бы хорошо не забыть о предполагавшихся насаждениях. При встречах на XXII съезде КПСС тт. П. А. Абросимов и А. Т. Гнедов заверили меня относительно помощи областных организаций совхозу в строительстве клуба на участке Сельцовской бригады. Необходимые средства будут выделены, об этом уже есть, как сообщил А. Т. Гнедов, договорённость в Совете Министров РСФСР. Я хочу напомнить Вам, Дмитрий Гаврилович, о Вашем обещании, которое Вы дали моим односельчанам относительно возвращения их красному уголку библиотеки, некогда подаренной мною и находящейся теперь, кажется, в Никульчине, куда одно время был перенесен центр б<ывшего> колхоза «Новая деревня». Как Вы помните, односельчане мои проявили в моём и Вашем присутствии большую заинтересованность в водворении этих книг на место их первоначального назначения. Как-никак, эта небольшая библиотека послужит основой той библиотеки-читальни, которая будет создана при новом клубе» [8].

Строительство клуба велось ударными темпами: в Новосибирском проектном институте была выполнена проектная документация, 30 строителей под руководством прораба стройуправления №4 В.А. Балышева и рабочие совхоза возвели и отделали здание за несколько месяцев. Открытие клуба состоялось в воскресенье 14 октября 1962 года. Председатель Починковского райисполкома И.М. Цюпка вручил ключи от клуба заведующей М.П. Петроченковой. Ради исторической справедливости отметим, что сам А.Т.Твардовский на церемонии не присутствовал. Однако,  20 октября 1962 года, встречаясь с Н.С.Хрущёвым,  Твардовский упоминал, что отказался от поездки в США, поскольку работает над поэмой.

Вот как описывает новый клуб газета «Сельская новь»:

«Тут и вместительный зрительный зал со сценой, и уютный вестибюль, и комната для занятий художественной самодеятельности. В отдельном кабинете установлен радиоприемник с проигрывателем. Тут же стоит телевизор. Школьники смотрят детскую телепередачу – выступление пионерского ансамбля. Есть здесь и библиотека с читальным залом. 1350 книг получено из Москвы. Их собрали сотрудники журнала «Новый мир», главным редактором которого является А. Т. Твардовский. В библиотеке висит портрет знатного земляка, искусно выполненный местным художником [8]».

А для радости – веселья,

Это верные слова,

Лучше нет, как новоселье

В жизни раз. От силы два.

               (А. Твардовский «Новоселье»[13,547])

С 1980 года и до открытия в 1988 году музея-усадьбы «Хутор Загорье» в клубе проводились праздники поэзии: в Сельцо приезжали министр культуры Болгарии Вылко Вылчев, который перевёл на свой родной язык поэму «Василий Тёркин», поэты Белоруссии, журналисты из Чехословакии и Болгарии [8].

А 1985 году в одной из комнат Сельцовского Дома культуры студенческий отряд «Муравия» Смоленского педагогического института создал музейную экспозицию. Вот как вспоминает об этом доктор филологических наук, почётный профессор СмолГУ  Г. С. Меркин:

«Инициатива создания музея, посвященного А.Т. Твардовскому в Сельце Починковского района, исходила от Смоленского обкома КПСС. В середине октября 1984 года меня пригласил зайти к себе заведующий отделом пропаганды и агитации обкома партии И.В. Григорьев… Игорь Викторович расспросил, как идут дела по созданию будущей экспозиции для музея «Катюши», и неожиданно протянул мне письмо из Союза писателей СССР, в котором говорилось о предстоящем 75-летии со дня рождения А.Т. Твардовского и о том, что делается в Смоленской области по подготовке этой даты [3]».

Г.С. Меркину было поручено создание экспозиции музея Твардовского и обещана всяческая поддержка. Была разработана концепция будущего музея в Доме культуры деревни Сельцо. Вблизи находился хутор Загорье, где младший брат поэта Иван Трифонович Твардовский планировал воссоздание усадьбы Твардовских. В перспективе мог возникнуть музейный комплекс из усадьбы и клуба, поэтому экспозицию решено было посвятить поэме «Василий Теркин». Г.С. Меркин вспоминает:

«История поэмы, ее своеобразие, ее место в ряду эпических произведений о Великой Отечественной войне достаточно хорошо изучены. Потому мы, наряду с общеизвестными фактами и сведениями, обойтись без которых было невозможно, упор делали на истории поэмы на смоленской земле: о герое – земляке поэта, о названии географических мест, так или иначе связанных со Смоленщиной, о смоленских изданиях поэмы. Задача поисковой группы «Муравии» была в том, чтобы не только собрать необходимый информационный материал, но, по возможности, материализовать его: найти газеты и сделать копии; раздобыть смоленские «толстые» журналы и альманахи с публикациями о Твардовском и его поэме, и, самое сложное, отыскать для экспозиции подлинники смоленских изданий «Теркина», и не только «Теркина».

Музей должен был располагаться в двух комнатах Дома культуры. В первой планировалось представить творческий путь А.Т. Твардовского от первых стихотворений до финала – редакторской деятельности Твардовского в «Новом мире». Второй зал должен был рассказывать посетителям музея о поэме «Василий Теркин» и об увековечивании памяти поэта – в названии пароходов, улиц, в издании произведений поэта на языках народов СССР и мира, о научных исследованиях, посвященных А. Твардовскому.

«Изюминкой» первого зала должны были стать экспозиционные пояса о поэме «Страна Муравия», военной лирике А. Твардовского и стихов, посвященных семье поэта, прежде всего, матери – в цикле «Памяти матери». Кроме того, планировалось включить в экспозицию материалы и документы земляков поэта, в том числе и жителей дер. Сельцо, которые помнили о Твардовском, участвовали либо в строительстве Дома культуры, либо в сооружении пруда напротив него, который местное население называло не иначе, как «озеро Твардовского» – пруд был выкопан по личной просьбе поэта [3]».

Г.С. Меркин вёл переписку и с вдовой поэта М.И. Твардовской, которая «весьма настороженно» отнеслась к созданию экспозиции, она писала, «что музей вряд ли будет иметь перспективу, что в Сельце, в местной начальной школе, уже есть музейный уголок с очень хорошими материалами о Твардовском, прежде всего о его учебе в Ляховской школе, о его учителях [3]».

Литературовед отвечал Марии Илларионовне, что «литературная экспозиция на малой родине Твардовского, о которой он всегда говорил и писал с теплотой и любовью, необходима ещё и потому, что будущий этнографический комплекс в Загорье не будет иметь большого значения для понимания Твардовского, если рядом не будет литературной экспозиции» [3]. Г.С. Меркин подчёркивал тем самым комплексный характер музея, посвященного большому поэту.

Сомнения родственников поэта можно понять – по прошествии юбилейной даты управленческая активность пресказуемо снижается, и  воссоздание хутора «Загорье», который памятен всей семье Твардовских, может столкнуться со сложностями.   Но, вероятно, Г.С. Меркину удалось  убедить М.И. Твардовскую – она прислала письмо с пожеланием успеха и большую посылку с книгами из личной библиотеки А.Т. Твардовского, в том числе с дарственными надписями литераторов Твардовскому.

Благодаря помощи И.В. Григорьева, удалось получить копии материалов, газет военного времени, журналы и альманахи 40-50-х годов. Ряд материалов подарили для будущего музея смоленские библиофилы – из своих коллекций. Г.С. Меркин отдал для музея подлинники отдельных номеров «Литературной газеты» начала 50-70-х гг. и самое ценное – полные комплекты журнала «Новый мир» периода редакторской деятельности А.Т. Твардовского [3].

Письма о поэте и его творчестве, в том числе и переписка с М.И. Твардовской, воспоминания земляков, записанные студентами, подлинники фотодокументов и архивные источники, включенные в экспозицию, стали фондами музея. Их насчитывалось более 400 единиц хранения. И это было значимо, так как известно, что любой музей красен не только экспозицией, но и фондами. Г.С. Меркин вспоминает:

«Под утро 17 июня готовую экспозицию мы погрузили на две грузовых автомашины; и вместе с юношами – создателями музея – я отправил в Сельцо монтировать музей. В седьмом часу утра я шел на занятия прямо от Дома политпроса. Возле театра навстречу мне шел смертельно уставший И.В. Григорьев: город готовился к вручению награды – города-героя. Я сказал Игорю Викторовичу, что только что отправил для монтажа все музейные экспозиции…

23 июня было открытие нашего музея и большого закладного камня на месте, где И.Т. Твардовский возведет мемориальный комплекс усадьбы Твардовских. Было много гостей, в том числе и очень знаменитых: генерал-полковник В.М. Шатилов, командир 150-й стрелковой ордена Кутузова II степени Идрицкой дивизии, которая участвовала во взятии рейхстага. В этой дивизии служили наш земляк М. Егоров и М. Кантария, бывшие среди тех бойцов, кто водрузил над рейхстагом знамя Победы. Был фотохудожник В.И. Аркашев, автор фотоальбома «Дорогами Василия Теркина. Он подарил музею увеличенные до размера большого ватманского листа фотографии своей «Книги про бойца». Были писатели, в том числе из Смоленской писательской организации, и, конечно, многочисленные земляки поэта [3].

В Смоленскую писательскую организацию был принят и Иван Трифонович Твардовский, автор документальной повести «На хуторе Загорье». Младший брат поэта не только искусно нарисовал, но и сделал точный макет своего исчезнувшего с лица земли хуторка. И приехал руководить работами по его восстановлению. И стал директором музея, его заботливым хранителем [9,72].

А вот у клуба в Сельце после юбилейных торжеств наступили трудные времена. По воспоминаниям Г.С. Меркина, в областные органы поступило анонимное письмо о якобы нецелевом расходовании директором совхоза И.В. Шатыркиным государственных средств:

«Я не знаю всех тонкостей этого постыдного дела. Но меня несколько раз вызывали на допросы по поводу И.В. Шатыркина, пытаясь получить доказательства его вины. Естественно, ничем обрадовать следователей я не мог. В связи с этим Иван Владимирович не рискнул дать отдельную единицу хотя бы смотрителя музейных экспонатов. Во Всходах такая возможность была изыскана, и земляки М.В. Исаковского не только ревниво оберегали то, что мы сделали, но и существенно обогатили музей, в частности, получили от вдовы М.В. Исаковского большое количество вещей, книг из библиотеки поэта и т.д., что позволило из категории народного музея перейти в статус государственного мемориального музея М.В. Исаковского, в состав которого естественным образом вошла экспозиция о «Катюше». В Сельце этого не случилось. В очередной приезд в музей я увидел ужасную картину: двери музея нараспашку, на солнце выгорают подлинники газет и книг, судьба фондов неизвестна. Музей бесхозен [3]».

Лишь в 2010 году, спустя ещё 25 лет, к 100-летию со дня рождения Твардовского, закономерно возродился интерес к малой родине поэта. Руководство региона предвидело, что гости, которые приедут в Смоленск на праздник, захотят побывать на малой родине А.Т. Твардовского. На федеральном уровне  было принято специальное правительственное постановление о праздновании юбилея поэта, в Починке решили установить бюст работы престижного скульптора. Полувековое здание клуба в Сельце давно требовало капитального ремонта, и, наконец, в преддверии памятной даты, ремонт был профинансирован.

На эти цели из областного бюджета было выделено 2 миллиона рублей. К капитальному ремонту приступили основательно, заранее, ещё зимой. Но никакой информации о ходе работ в средства массовой информации не поступало. Сколько ни приезжали журналисты, в том числе и на праздник «Зима в Загорье», ставший традиционным, металлическая дверь всегда непременно на замке…  В ночь с 6 на 7 апреля в Сельце случилась беда: сгорел Дом культуры. Остались лишь обугленные кирпичные стены да остатки крыши… К тому времени строители полностью заменили кровлю, установили пластиковые стеклопакеты, смонтировали электрооборудование, в том числе предназначенное для отопления здания с помощью инфракрасных ламп, активными темпами велась внутренняя отделка. И вот без присмотра включили на ночь это самое отопление для просушки стен…[8]

Второму новоселью в клубе не суждено было сбыться к 100-летию поэта. Как сообщили СМИ, именно электрическая система отопления и стала причиной пожара. Почему была выбрана такая система отопления, и удалось ли взыскать с кого-либо сумму нанесённого ущерба, не сообщалось.

Всё, что на свете сделано руками,

Рукам под силу обратить на слом…

           ( А. Твардовский «Дробится рваный цоколь монумента…»[11,590])

Дата 100-летнего юбилея Твардовского была ознаменована «музыкою громкой» духового оркестра и «славословьем». На центральной площади Починка состоялось торжественное открытие бюста А. Т. Твардовского, автором которого является скульптор, народный художник РФ Андрей Ковальчук, председатель Правления Союза художников России, лично приехавший в Починок в составе официальной делегации. На церемонию прибыли министр культуры России А. А. Авдеев, губернатор Смоленской области С. В. Антуфьев, председатель Правления Союза писателей России В. Н. Ганичев,  режиссер М.М. Хуциев, народный артист России С.П. Никоненко  и другие деятели культуры и искусства. Мы, представители Смоленской областной организации Союза писателей России тоже присутствовали на торжестве.

Когда белый чехол, накрывавший бюст поэта, был снят, по толпе собравшихся прокатился шёпот: «Он молодой…». Да, скульптор изобразил Твардовского юношей в гимнастерке, и это понятно – по этим улицам много десятилетий назад проходил селькор Твардовский, а после освобождения Смоленщины военкор Твардовский приезжал сюда на родное пепелище.

Выступление министра культуры А. А. Авдеева ещё раз подчеркнуло важность творчества и общественной деятельности А.Т.Твардовского для российской литературы и истории. Аплодисментами встретили починковцы и многочисленные гости выступление Народного артиста России Сергея Никоненко, который прочел главу «Гармонь» из поэмы Твардовского «Василий Тёркин». К бюсту А. Т. Твардовского были возложены цветы. Здесь же состоялось специальное гашение почтовых конвертов, выпущенных к юбилею поэта по заказу Смоленского филиала ФГУП «Почта России». Министр культуры А. А. Авдеев и губернатор Смоленской области С. В. Антуфьев проштемпелевали особым штемпелем с портретом Твардовского несколько десятков конвертов, оставили на них свои автографы и подарили их присутствующим на празднике детям.

По окончании торжественного открытия бюста гости направились на хутор Загорье – воссозданную усадьбу Твардовских. Там прошел литературно-музыкальный праздник с участием поэтов и фольклорных коллективов. Смоленская областная организация Союза писателей России в программе концерта была представлена Виктором Смирновым, Тамарой Лосевой, Анатолием Александровым, Валентиной Белоусовой,  Линой Меркуловой,  Анатолием Панасечкиным и другими поэтами и прозаиками.

Однако, печальное пепелище – сгоревший клуб в Сельце, построенный на средства Ленинской премии Твардовского, официальные делегации не посетили, хотя оно было в нескольких сотнях метров. Тогда же, в 2010 году, нами поднимался вопрос о дальнейших действиях руководства области в отношении этого важного для истории смоленской и русской литературы объекта. Но ответ был горьким и обескураживающим: Сельцо почти умерло, там нет молодежи, в клуб некому ходить, даже школу закрыли, зачем восстанавливать клуб? Так потому и умирает Сельцо, уезжает молодежь, что нет клуба, закрыли школу, работы с достойной зарплатой тоже нет.

Конечно, отдельно взятый клуб не спасёт все российские вымирающие сёла, но он может наполнить жизнью родину Твардовского: создать рабочие места, стать местом творчества селян. Поэт, так же как М. В. Исаковский, которого он считал своим наставником, хотел оставить память о себе в родных местах, создав очаг культуры для земляков. Спорная гипотеза об отсутствии у Твардовского духовной связи с  этим клубом в силу сложных взаимоотношений с земляками, была отвергнута экспертами, которые были опрошены в ходе работы научно-практической конференции СмолГУ.

«Когда я в тот раз ступал по полям и кустарникам Сельца, Загорья или Столпова,  в сущности, это не были они, поселения и земли, заключавшие в себе мир моего детства и ранней юности. Это не было Сельцо, Загорье или Столпово, а были тылы дивизии, артиллерийские позиции наступающих войск, скрытное, но все же видимое многолюдье фронта с его порядками, бытом и всеми приметами, знакомыми по множеству других мест, где бывал я впервые в жизни [10,358]».

Так писал А.Т. Твардовский о своём пребывании на родине в дни Великой Отечественной войны, первым называя именно Сельцо. Неизгладимо и в нашей памяти впечатление от посещения сгоревшего клуба в июне 2012 года [4,82], когда в открытом окне нам предстал сам Твардовский с немым укором во взоре – это был обугленный портрет из бережно подобранной музейной экспозиции.

Не является ли попыткой исторического ревизионизма, циничного переписывания истории, замалчивания исключительной роли А.Т. Твардовского в поддержании духа защитников Отечества, их веры в Победу, а также в увековечении памяти 1,3 млн. погибших в Ржевской битве, молчаливое бездействие в отношении загубленного клуба и музея?

Литературно-исторический комплекс «Починок-Сельцо-Загорье» должен был стать непременным объектом туристического показа, локальным брендом культурных событий, формирующим бренд территории [5,55], средством нравственно-патриотического воспитания школьников и студентов Смоленщины и других регионов России. Без клуба-дара и экспозиции о «Книге про бойца» (а также о стихотворении «Я убит подо Ржевом…») концепция этого памятного места ущербна, лишена гражданственности и  историчности. Усадьба Загорье, включающая в себя  жилой дом, скотный двор, сенной сарай, баню, кузницу, колодец, сад, важна для воссоздания атмосферы детства поэта, тогда как «клуб Сельцовской бригады» являет нам зрелого Твардовского.

Проблему могло бы решить управленческое решение на уровне региональных и муниципальных органов власти. Очевидно, что восстановление клуба должно сочетаться с приданием ему актуального статуса и реального финансирования. В данном случае предлагаем рассмотреть три варианта:

  1. Передача здания на баланс «Смоленского государственного музея-заповедника», проведение восстановления здания и экспозиции за счёт регионального бюджета или при поддержке на федеральном либо партийном уровне (проект «Единой России»).
  2. Выделение в составе Починковского района нового Твардовского сельского поселения с центром в Сельце (сейчас Сельцо относится к Ленинскому сельскому поселению с центром в дер. Лучеса) и администрацией в здании клуба, с обособлением комнат под музейную экспозицию. Поселению следует придать особый статус Территории опережающего социально-экономического развития с соответствующими льготами для бизнеса. Благоустройство территории, прилегающей к клубу и пруду осуществить в рамках национального проекта «Комфортная городская среда».
  3.  Поиск социально-ответственного бизнеса, либо сбор средств с помощью краудфандинга для реализации на условиях частно-государственного партнерства и предоставления льгот комплексного проекта развития территории, представляющей  особую культурную и историческую ценность.

Развитие села в современных условиях требует поиска конкурентных преимуществ территории, уникальных особенностей, способных привлечь жителей, бизнес, туристов [6, 7]. Сельцо имеет такую особенность и такое конкурентное преимущество. Необходима только управленческая воля, возникающая не накануне юбилейной даты, а на долгосрочной, стратегической основе. Именно долгосрочным и стратегическим видится тренд на сохранение исторической памяти и противодействие ревизионизму.

Литература

  1. В Смоленской области сгорел сельский клуб, построенный Александром Твардовским. [Электронный ресурс]// Информационное агентство REGNUM – 2010. – Режим доступа: https://regnum.ru/news/accidents/1271475.html (Дата обращения 19.06.2020).
  2. Ильин В. В., Новикова О.А. Мифологические и фольклорные основы поэтической системы А. Т. Твардовского.  А. Т.  Твардовский: исследования и  материалы: Сборник научных трудов / отв.ред. В. В. Ильин, О. А. Новикова. – Смоленск: Издательство СмолГУ, 2015. – Вып. 2. – C. 8-21.
  3. Меркин Г.С. Музей книги про бойца в Сельце. [Электронный ресурс]// Смоленская областная организация Союза писателей России. Официальный сайт. – 2020. –  Режим доступа: http://sprsmolensk.ru/events/14683   (Дата обращения 19.06.2020).
  4. Парамонова М. Н. Марьин скит / Мария Парамонова. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2016. – 144 с.
  5. Парамонова М. Н., Тонишев Д. Г. Локальные бренды культурных событий. // Бизнес Территория. – 2018. – №1(60). – С. 50-55.
  6. Парамонова М. Н. Аграрные и аграрно-туристические комплексы кластерного типа как инструмент повышения конкурентоспособности регионов Нечерноземья. // Инновационные технологии в образовании и науке. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» (Чебоксары). – 2017. – С. 363-367.
  7. Путин В. В. 75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим. [Электронный ресурс]//Администрация Президента России – 2020. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63527 (Дата обращения 19.06.2020).
  8. Савченков В. То ли школа, то ли клуб (история ДК в Сельце). [Электронный ресурс]// Смоленск. – 2011. – №1(125). Режим доступа:  https://www.journalsmolensk.ru/arhiv/01_125_11/10/10.PHP (Дата обращения 19.06.2020).
  9. Смирнов В. П. Я вам жить завещаю… (Неизвестный Твардовский). Главы воспоминаний. – Смоленск: Свиток, 2010. – 144 с.
  10. Твардовский А. Т. В родных местах. // Твардовский А. Т. Собрание сочинений в 5-ти томах. – Т.4 . – М.: Издательство «Художественная литература», 1971. – С.355-381.
  11.  Твардовский А. Т. Дробится рваный цоколь монумента.// Твардовский А. Т. Собрание сочинений в 5-ти томах. – Т.1. – М.: Издательство «Художественная литература», 1971. – С.590.
  12.  Твардовский А. Т. На новостройках в эти годы. // Твардовский А.Т. Собрание сочинений в 5-ти томах. – Т.1. – М.: Издательство «Художественная литература», 1971. – С.594.
  13.  Твардовский А. Т. Новоселье.// Твардовский А. Т. Собрание сочинений в 5-ти томах. – Т.1. – М.: Издательство «Художественная литература», 1971. – С.547.
  14.  Твардовский А. Т. О родине.// Твардовский А. Т. Собрание сочинений в 5-ти томах. – Т.1. – М.: Издательство «Художественная литература», 1971. –С.423.

 

 

 

На страницах Антологии «Бесконечный свет»

04.01.2021

В канун Нового года вышел третий выпуск Антологии Восьмистиший. Поэтический сборник восьмистиший – это третий выпуск уникальной серии Антологии современной лирики «БЕСКОНЕЧНЫЙ СВЕТ». Первые две книги вышли в 2011 и 2015 годах при поддержке Культурного центра имени А.И. Фатьянова.  В первую часть нового издания вошли стихи советских поэтов, павших в годы Великой Отечественной войны. Четверо из представленных авторов посмертно удостоены высокого звания Героя Советского Союза: Хусен Борежевич Андрухаев, Муса Мустафович Залилов (Джалиль), Борис Александрович Котов, Иван Прокопьевич Малозёмов. Об этом рассказывает автор проекта и редактор-составитель издания член Союза писателей России Наталья Чистякова (Мазалецкая) в статье «Из шинелей наших отцов».

Во второй раздел книги вошли произведения современных поэтов.  «Восьмистишия – популярная форма в поэзии… Сочетание простой, краткой, энергичной формы и богатство содержания завораживает,удивляет. Авторы буквально внутри двух строф умудряются зачастую вместить огромный мир», – пишет Наталья Чистякова.

Предисловие к этой книге написал сопредседатель Правления Союза писателей России, депутат, заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы РФ Сергей Шаргунов. «Странным образом эти восьмистишия словно бы сливаются в многоголосую поэму, в единый поток. Поток света. Боль, скорбь, горечь строк, трагическая участь многих авторов – и всё равно свет. Утешительный, целительный, ободряющий. Идущий сквозь эпохи, от летописей, сказаний, песен тех, кто истлел бесследно, но чьё сердцебиение продолжается здесь и сейчас. Тайна русского слова – в этой книге», – говорится в предисловии. В декабре 2020 года Сергей Шаргунов возглавил Ассоциацию писателей и издателей. Инициаторами её учреждения стали пять крупнейших объединений: Союз писателей России, Союз российских писателей, Союз писателей Москвы, Союз писателей Санкт-Петербурга и Российский книжный союз. На учредительном собрании Ассоциации её председателем избран Сергей Шаргунов, творческий Совет Ассоциации возглавил Владимир Толстой, руководитель Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, советник президента по культуре, а Сергей Степашин, президент Российского книжного союза, возглавил Наблюдательный Совет.

В Антологию современной лирики «БЕСКОНЕЧНЫЙ СВЕТ» вошли и мои восьмистишия «Мой дед» и «Кленовый лист». Они опубликованы на странице 175. Книга объёмом 268 страниц выпущена московским издательством «У Никитских ворот».

 

Имя и творчество Спиридона Дрожжина

20.11.2020

Статья опубликована еженедельником «Караван Ярмарка»

Вековой юбилей присвоения библиотеке имени народного поэта отметили в Твери

100-летие создания библиотеки Единого потребительского общества, впоследствии ставшей Библиотекой имени С.Д. Дрожжина, тверские книгочеи отмечали в 2019 году душевно и с размахом, о котором в пандемическом 2020-м остаётся только вспоминать. Однако и вековой юбилей присвоения библиотеке имени крестьянского поэта Спиридона Дмитриевича Дрожжина не остался незамеченным, что, конечно же, является заслугой коллектива библиотеки и заведующего ею Владимира Ходакова.

Первоначально библиотека располагалась на улице Советской, в доме № 92 поблизости от мечети. Ныне не существующий классический двухэтажный особнячок был передан во временное пользование для нужд библиотеки гражданином Кульковым. И уже в 1920 году библиотеке было присвоено имя народного поэта Спиридона Дрожжина, который в те годы жил и здравствовал в родной деревне Низовке, готовясь отметить 72-летие.

Протокол заседания пленума правления Потребительского общества г. Твери от 19 ноября 1920 года содержит постановление: «присвоить библиотеке № 2 имя народного поэта С.Д. Дрожжина и поручить хозяйственному отделу в самом непродолжительном времени изготовить вывеску на этой библиотеке с соответствующим содержанием». Уже в 1921 году о библиотеке пишет газета «Тверская Правда»: «В Твери мы имеем достаточное количество библиотек, может быть более богатых книжным инвентарём, более ценных по содержанию, но можно с уверенностью сказать, что, несмотря на все это, библиотека имени поэта Дрожжина занимает первое место». В статье отмечается внимательное отношение сотрудников библиотеки к читателям и любовь к книге. Несомненно, эти черты Дрожжинская библиотека сохранила на протяжении своей вековой истории.

Сейчас библиотека находится на первом этаже жилого дома №84 по проспекту Чайковского. После ремонта и дооснащения библиотека не утратила классического интерьера, но приобрела все современные характеристики: в ней есть интернет, бесплатный WI-FI, доступ к электронным каталогам и справочникам.

В 2020 году в библиотеке реализуется проект  по тематическому преобразованию библиотечного пространства на основе творчества Спиридона Дрожжина «ПРИШЁЛ. УВИДЕЛ. ПРОЧИТАЛ». Речь идёт как о реальном, так и о виртуальном пространстве. В группе ВКонтакте появился красочный баннер с фотографией Дрожжина, регулярно публикуются стихи поэта, факты его биографии. В помещении библиотеки в течение года обновлялись тематические выставки, такие как «Времена года с Дрожжиным», «Уголок дедушки Дрожжина» и другие. В условиях противоэпидемиологических мер, читатели охотно самоизолируются с книгой в руках, а когда возвращают её в библиотеку, сотрудники отправляют печатные издания на карантин. Несколько дней сданные книги недоступны для выдачи.

Множатся формы популяризации имени Спиридона Дрожжина: в этом  году были проведены краеведческие уроки, встречи, обзоры, презентации фильмов и многое другое. Одним из ярких событий стала встреча с заведующей Домом-музеем Спиридона Дрожжина Еленой Павловой. Она привезла для показа два интереснейших видеосюжета: документальный фильм «Утраченная Низовка» и выпуск программы «Конаковский плёс», посвящённый Низовскому водному крестному ходу. Подъём уровня воды при создании Иваньковского водохранилища привёл к затоплению родины Спиридона Дрожжина. Деревня Низовка превратилась в остров, теперь туда добираются лишь научные экспедиции, паломники и туристические группы.

К 100-летию присвоения библиотеке имени Спиридона Дрожжина коллектив приурочил юбилейное мероприятие в формате, который можно назвать гибридным: поздравления от читателей и друзей библиотеки поступали с утра до вечера по электронной почте, через социальные сети и видеоканалы, а также непосредственно в стенах библиотеки.

Любимую библиотеку и её коллектив поздравили учёные-филологи, писатели, деятели искусства. Видеопоздравление прислал и потомок поэта певец Ярослав Сапун. Я тоже записала видеопоздравление и декламацию стихотворения Дрожжина «Песня про Микулу Селяниновича».

Замечательно, что коллектив библиотеки уже целое столетие сохраняет и открывает новым читателям имя и творчество народного поэта Спиридона Дрожжина. Поэт был феноменально популярен в начале XX века: его стихи любили крестьяне и дворяне, он получал персональную пенсию имени Императора Николая II, его юбилей отмечался с размахом за государственный счёт уже в Советской России.

И в наши дни Спиридон Дрожжин не забыт, его стихи входят в школьную программу и это немало. Несомненно, значимый вклад в популяризацию стихов Спиридона Дрожжина вносит коллектив библиотеки и сформировавшийся вокруг неё круг единомышленников.

Незадолго до юбилейной даты, обменивая книги в Дрожжинке, я узнала, что руководство библиотеки приглашает к сотрудничеству художников в жанре граффити – стена здания у входа в библиотеку может стать арт-объектом. Возможно, лицо Спиридона Дрожжина  не столь узнаваемо как лица звёзд шоу-бизнеса, но это поправимо. Надеюсь, что вскоре, проезжая по проспекту Чайковского, жители Твери будут показывать гостям нашего города этот портрет как одну из местных достопримечательностей.

Мария ПАРАМОНОВА

День оленя в Судимире

04.08.2020

Статья опубликована в еженедельнике «Караван Ярмарка» за 5 августа 2020 года
и на Дзен-канале Ярмарки  под редакционным заголовком в сокращении

Воскресенье 2 августа дождь, наконец-то, прекратился, и как раз вовремя – в усадьбе Судимир был намечен большой праздник на открытом воздухе. Усадьба, также известная как «Оленья ферма Судимир», расположилась на левом берегу Волги близ деревни Судимирка Калининского района Тверской области. Лет десять назад здесь обосновалась семья Сергея Овчаренко, вдохновлённая идеей экотуризма, создания клуба оленеводов и любителей оленей. На площади 3 Га поселились олени и другие виды животных, создана инфраструктура, места размещения, а теперь появился и новый, как говорят чиновники, объект туристического показа – Музей оленя. Именно открытие Музея оленя и стало в этот день праздником для нескольких десятков детей и взрослых, приехавших в усадьбу Судимир.

Конечно, для того, чтобы погрузиться в атмосферу спокойствия, соприкоснуться с природой нужно хотя бы ненадолго выйти из зоны комфорта, ведь олени не живут в городах. По крайней мере, те из них, что относятся к парнокопытным. Кстати, семейство оленьих включает 51 вид животных.  Усадьба Судимир, безусловно, находится в экологически чистом районе Тверской области, в Каблуковском сельском поселении, так что от Твери необходимо удалиться километров на 30. Однако после Лисицкого бора асфальт заканчивается, а дорога, хотя и выровнена грейдером, оставляет желать лучшего. Дорожных указателей тоже не помешало бы добавить – интернет в этих местах слабенький, карты грузить не хочет, а без них можно затеряться где-нибудь в Лисицах.

Впрочем, гости праздника добрались благополучно не только на полноприводных авто, но и на малолитражках. На стоянке у входа в усадьбу, которая представляла собой выкошенный в травостое прямоугольный участок, расположился личный транспорт жителей Тверской области и столичного региона, москвичей, пожалуй, было больше. За ворота въезд гостям не разрешается, ведь транспорт может занести на своих колёсах опасные для оленей болезни, не говоря уже про выбросы вредных веществ.  Здесь передвижение возможно только на специальной вездеходной технике для сафари (вопреки расхожему мнению, это не охота на диких животных в духе Майн Рида, а поездка в дикие места).

На площади за воротами гостей встречала Анна Овчаренко – совладелица семейного бизнеса, экскурсовод и просто королева оленей. Зелёное льняное платье до пят с народным орнаментом сочеталось с повязкой-венчиком в волосах и поясом. На венчике – семилопастные височные кольца, похожие на те, что археологи в 1932 году обнаружили в нескольких десятках километров от Судимирки – при раскопках  курганной группы Пекуново-2 (Кимрский район, левый берег Волги) и датируются 11-12 веком.

На церемонии открытия Музея оленя  Анна Сергеевна отметила, что в экспозиции музея уже более 400 экспонатов:

- Это и почтовые марки с оленями, и значки и фигурки, и книги. Всё это нам присылали наши друзья-оленеводы со всей России. Я хочу посвятить этот музей своему дедушке, который собирал марки.

Голос Анны задрожал, вероятно, от воспоминаний о дедушке. Семейные ценности посетители усадьбы смогли разделить с пятнистыми оленями – у них недавно народились малыши, к немалому восторгу деток – гостей праздника.

Глава администрации Каблуковского сельского поселения Дмитрий Керданов был также растроган обилием гостей и атмосферой праздника:

- Вопреки всему Сергей Иванович Овчаренко, его доченьки, сынок, их друзья с нуля начинали этот проект, и у них получилось. Благодаря вам, тем, кто откликается на зов, кто ассоциирует себя с природой, с оленями, с культурой. Расскажите о сегодняшнем дне друзьям, пусть узнают, какие молодцы судимирцы!

Надежда Леонтьева, заместитель главы администрации Калининского района передала поздравления от главы района и расширила повестку дня до федерального масштаба:

- Неслучайно для открытия музея выбран день 2 августа. В это день народы Севера отмечают День оленя, праздник оленеводов. Я хочу пожелать, чтобы мы с вами больше знали, ведь мы живём на одной земле – земле Российской Федерации. Где бы мы ни жили – в Калининском районе или в Ямало-Ненецком автономном округе, мы – единый народ. В подарок для музея я хочу вручить куклу ручной работы, которая соединяет традиции славян и северных народов.

Главный специалист-эксперт  министерства Туризма Тверской области Анастасия Карелина также поздравила создателей музея с его открытием, пожелала развития и успеха.

После торжественных речей по традиции разрезали ленточку на входе в бревенчатое здание музея, но ленточка была не красной, а зелёной, что символизировало общность с природой. Анна Овчаренко провела первую экскурсию по только что открытому музею, после чего гости отправились к оленям.

В усадьбе живут 126 пятнистых оленей, 5 благородных оленей — маралов, 23 черкесских козлика, цесарки, и численность обитателей растёт естественным образом. Все желающие покормить животных могли приобрести пакет специально подготовленного и проверенного корма для оленей и коз, включая очищенную аппетитную морковку.

Гостям праздника были предложены экскурсии и  сафари, общение с пятнистыми и благородными оленями, кормление оленей и домашних коз,  фотосессии с животными на природе, развлечения с аниматорами в деревянном городке под гордым названием Судимирский кремль.

В березняке царила тишина, близ музея звучали переборы гусляров, а над башенками и горками городка раздавалась характерная для детской анимации музыка. Каждый мог найти что-то близкое для себя.

А во второй половине дня на сцене, построенной внутри судимирского «городища», состоялся концерт этнической музыки. Даниил Королёв, которого зрители вокального проекта «Голос» в 2019 году могли запомнить по впечатляющему выступлению, но акулы шоу-бизнеса добавили интриги, раскрутив тему непожатой руки Валерия Сюткина, выступил вместе с креативным гитаристом Ильёй Драгуновым.

Стиль исполняемых ими произведений не умещается в рамки славянской этнической музыки, особенно учитывая интерес Даниила Королёва к индийской теме и горловому пению. Своеобразный этноджаз с русскоязычным текстом или без него отсылает слушателя в глубину веков, когда неведомые нам индославы покоряли просторы Евразии, направляя свои стопы от северной прародины на юг и запад. И, конечно, рядом с ними были олени – благородные красавцы с добрыми глазами.

Мария ПАРАМОНОВА

В Смоленской писательской организации представлена книга «Лучезарные стихи»

22.07.2020

Я, Мария Парамонова, член Союза писателей России представила свою четвёртую книгу стихов, выпущенную издательством «У Никитских ворот» (г. Москва) в серии «101 поэт 21 века» своим коллегам. Презентацию в Смоленской областной организации Союза писателей России открыл председатель правления Олег Дорогань. Затем я прочла ряд стихотворений из книги, а видеозапись опубликовала на своём новом канале. Теперь видеоновости и декламацию буду размещать там. Приглашаю подписываться на мой канал!!!

 

Священное слово – Победа

09.05.2020

Поздравляю всех читателей и гостей сайта с 75-летием Великой Победы!

Превосходная новость пришла сегодня от моего любимого Издательсва «У Никитских ворот».

Вот что пишет Ольга Шевчук, шеф-редактор альманаха «Академия поэзии»:

«Сколько бы лет ни минуло, но этот праздник всегда будет отмечаться в нашей стране! Как и обещали, мы выпустили коллективный сборник «Священное слово ПОБЕДА» к памятной дате – 9 Мая. Спасибо и низкий поклон Вам за то, что приняли участие в издании этой книги, прославляя подвиг советского народа в Великой Отечественной войне!

Как только снимут карантин, Вы сможете получить свой авторский экземпляр в издательстве, где и находится в данное время тираж книги. Мирного Вам неба, прекрасных порывов души и воплощения творческих замыслов».

В сборнике «Священное слово ПОБЕДА» опубликованы мои стихотворения «Во имя Добра», «Три казака» и «Мой дед», а также рассказ «Надо что-то делать!»