Русская поэзия расширяет интеллект, укрепляет душу и волю

Всемирный день поэзии я встретила в Твери, в  «Доме поэзии Андрея Дементьева». Этот праздник, учрежденный ЮНЕСКО в 1999 году, было решено связать с датой 21 марта, хотя на протяжении нескольких десятилетий до этого многие страны отмечали его 15 октября – в день рождения древнеримского поэта Вергилия. Но весенняя дата праздника поэзии как нельзя лучше подошла для подведения итогов первого всероссийского конкурса молодых поэтов, который называется «Зелёный листок».

В «Доме поэзии Андрея Дементьева» 21 марта состоялась пресс-конференция и торжественная церемония награждения молодых поэтов – победителей конкурса, приехавших из разных уголков России. (Здесь приведены полностью ответы участников без купюр и в оригинальной стилистике респондентов, в отличие от моей статьи, опубликованной 29.03.17 г. в газете «Караван+Я в сокращении). Лауреаты и финалисты конкурса получили статуэтки работы скульптора Андрея Ковальчука, денежные премии, дипломы и специальные призы.

Победительницей конкурса стала 17-летняя Вероника Баранова – самая юная участница конкурса из поселка Пригородный Саратовской области. Второе место заняла Екатерина Барбаняга из Санкт-Петербурга, а третье Анастасия Губанова из Твери. Специальный приз от жюри достался Анастасии Кривецкой из деревни Дубровка Брянской области, специальный приз от фонда «Отчий дом» – Екатерине Писаренко из Луганска (автор, вероятно, проживает в России, так как положение о конкурсе допускает к участию только россиян). Ещё один специальный приз – от ФГУП «Почта России» получил Михаил Знаменский из Нижнего Новгорода.

В ходе пресс-конференции члены жюри конкурса рассказали о своих впечатлениях от работ конкурсантов и оценили современное состояние литературного процесса в нашей стране.

 Художественный руководитель Дома поэзии Андрей Дементьев напомнил, что в 2016 году первые «Зелёные листки» были вручены поэтам Тверской области и в нем приняли участие несколько десятков человек. Теперь же Всероссийский конкурс «Зелёный листок» объединил около тысячи участников из разных уголков России. Каждый из которых представил три стихотворения. В лонг-лист вошли 110 участников. Финалистами стали десять поэтов, из числа которых профессиональное жюри избрало лауреатов. Андрей Дементьев отметил тот факт, что большинство финалистов составили представительницы прекрасного пола. «Меня очень порадовало, что девочки победили ребят. Они эмоциональнее, они влюбленнее». Он добавил, что в будущем конкурс охватит республики бывшего СССР и напомнил, что «Зелёный листок» придумали в журнале «Юность», который имел тираж 3 миллиона 300 тысяч экземпляров.

В состав жюри конкурса входили два представителя тверского поэтического сообщества – члены Союза писателей России Вера Грибникова и Владимир Львов. Последний подробно рассказал о работе с конкурсными подборками. «Около трех тысяч авторов. Мы были очень рады. Трудно было на первоначальном этапе отсеять сильных поэтов от не очень сильных, но вроде бы справились. Были определены достойные. Может быть даже кого-то пропустили, но всех не наградишь. Победителей должна быть тройка, как вы понимаете. Самые сильные регионы – Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Ставрополь – и по количеству и по качеству. И вдруг тут и Тверь, теперь наши попробовали свои силы на всесоюзном уровне. Я давно говорю, что в Твери поэзия стоит на уровне не на среднем в России, а повыше».

 Член Жюри конкурса народный артист России Владимир Качан дополнил выступление Владимира Львова: «Я дисциплинированно прочел всё то, что мне прислали – 24 коротеньких сборника молодых поэтов по три листа каждый. Я надеялся, что что-то отзовется в сердце. Первый же поэт, не хочется называть её таким старомодным и довольно глупым словом «поэтесса», семнадцатилетняя девушка Баранова, написала стихотворение «Менестрель», которое меня удивило, потому, что оно, хотя и мрачновато, но очень зрелое, грамотное, профессиональное. Дальше я отмечал крестиками ещё какие-то фамилии, по-моему шесть или семь. Можно было ожидать худшего, какого-то агрессивного дилетантства, которое царит, как сказал Иосиф Давыдовыч, на нашей эстраде…Было время, когда поэты собирали стадионы. Это плоховато. Пусть стадионы собирает Стас Михайлов. Но у поэта должна быть своя аудитория, иначе мы снова в пещеру влезем. Хорошо, что есть Дом поэзии Андрея Дементьева!»

Народный артист СССР Иосиф Кобзон выразил своё отношение к современному литературному процессу: «У меня предвзятое отношение к поэзии. Мои любимые поэты – Есенин, Лермонтов. То, что обольщается Андрей Дмитриевич, что девочки у нас талантливые – время покажет. Мы можем назвать только Цветаеву, Ахматову, Бэллочку Ахмадуллину. Я когда читаю поэзию, всегда выискиваю, какую поэзию можно положить на музыку. Андрей Дмитриевич, проводя этот конкурс, окунулся в свою молодость, когда он руководил журналом «Юность». Печатал он и спорных поэтов и скандальных. Я в это время застал эпоху ренессанса, когда песни писали такие выдающиеся мастера, как Соловьев-Седой, Блантер, Островский, Фельцман, Френкель, но я всегда разговаривал с моими слушателями стихами – Долматовского, Матусовского, Рождественского… Потом на нас «обрушились» песни талантливого Жени Мартынова на стихи Андрея Дементьева и вся страна стала петь эти песни… А сегодня я хотел бы спросить, какие стихи будут песенными, кто будет писать песни? Композиторы ещё есть, а на чьи стихи они пишут? Пишут на слова. Стыдно, когда выходит мой коллега и говорит «Музыка моя, слова мои» Это такой дешевый непрофессионализм. Проект первого канала «Голос» показывает нам парад пародистов, которые, вместо того, чтобы искать своё творческое начало, пародируют хиты зарубежные, а я хочу слышать русский язык… Нет сейчас русских песен. Почему «Русское радио» взяло на себя смелость так называться? Я могу подсказать им хиты – Арно Бабаджаняна на стихи Евтушенко, а они говорят «неформат»…Я бы, как Жириновский сказал…, вешал и расстреливал тех, кто отказался в России от русского слова и назвал это неформатом. Это ужасно!

Есть анекдот. Эрнст пришел к Апостолу Петру и говорит: «Я хотел бы попасть в рай!» «Фамилия?» «Эрнст» «В ад!» »Но почему? Я провел Олимпиаду и еще много чего сделал!» «Неформат!»

Вот, понимаете, я уже устал давать интервью по поводу этой несчастной девочки Юли Самойловой на коляске. Это же надо было додуматься девочку подставлять под украинских негодяев, которые русофобствуют, и дать им повод поиздеваться над инвалидом из России. Притом, она должна петь на английском языке! Мы не уважаем себя! Мы проиграли Европе и Америке информационное поле…Нас пытаются пинать всякие отморозки, поэтому надо акцентировать внимание на русской поэзии».

 Один из выдающихся поэтов современности Юрий Кублановский ответил на мой вопрос о перспективах молодых авторов быть напечатанными в престижных «толстых» журналах: «Я десять лет руководил отделом поэзии журнала «Новый мир» и всегда внимательно следил за потоком, поступающим от молодых поэтов из провинции. Сейчас нет такого, чтобы печатали только матёрых классиков, старцев. И журнал «Октябрь», и журнал «Знамя» печатают молодых. Другое дело, что сами молодые поэты изуродованы Интернетом. Сегодня написал, завтра утром вывесил в Интернет, вечером ему пишут «Ты гений». Стихи не вынашиваются и носят поверхностный характер. Среди тех поэтов, которых я читал в этот раз, я, как отрадное, отметил, что стихи с сердцем, не однодневки, несут в себе определенную традицию… В постхристианском мире культура работает на разложение красоты, гармонии, всего, что было дорого человеку. Почему культура общества потребления носит негативный характер – разговор особый – но это факт. Другому учит нас наша русская поэзия. Она расширяет интеллект, укрепляет душу, укрепляет волю. Каждый человек, который живет с русской поэзией, отличается не только умственно, но и качественно. Как религиозный человек несёт в себе особый заряд высшего смысла, так и человек, который знает и ценит поэзию».

Известный литературовед Павел Басинский, отвечая на мой вопрос о современных формах поэтического творчества заметил: «Я думаю, проблема заключается в том, что удивительно, сколько в России пишется стихов. Полмиллиона зарегистрировано на известном портале, они не нуждаются в тиражах. Встает вопрос, как фильтровать всё это. Как сделать так, чтобы поэта услышали. И журналы тоже не спасут. Каким образом поэт может подтвердить своё звание? Только судьбой, связанной с судьбой страны!».

После церемонии награждения победителей конкурса, на которой присутствовали заместитель губернатора Тверской области А. В. Белоцерковский и глава города Твери А. Б. Корзин, был представлен сборник стихов молодых поэтов. Этот сборник составлен по итогам областного конкурса «Зелёный листок», проведенного в 2015-2016 году. Завершился праздник «открытым микрофоном» и шампанским.

На следующий день, 22 марта, в помещении Тверского областного театра драмы состоялся приуроченный к Всемирному дню поэзии концерт-спектакль «Россия, слово о тебе» с участием Народной артистки России Надежды Бабкиной и её творческого коллектива «Русская песня». В музыкально-драматическом действе также приняли участие поэт Андрей Дементьев, народные артисты Иосиф Кобзон, Людмила Чурсина, Ирина Мирошниченко, Ольга Волкова, Игорь Скляр, заслуженная артистка России Анастасия Волочкова, артист Иван Замотаев. 

1 комментарий »

  1. by Мария Парамонова — 23.03.2017, 20:11

    Эта статья, в сокращении, опубликована в газете «Караван +Я» http://www.karavan.tver.ru/news/21188


RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Оставить комментарий

Яндекс цитирования