Как написать интересный рассказ?

В одной из своих январских заметок – об ушедшем в мир иной писателе Сэлинджере – я упоминала о том, что вышеупомянутый автор романа «Над пропастью во ржи» изучал теорию написания коротких рассказов, а позже успешно их писал. В чем же заключается секрет написания идеального рассказа? Секретов много, и теоретики давно разложили их по полочкам.
В первую очередь, определимся с пониманием того, что такое рассказ. Оставим для теоретиков определение рассказа, как малой формы эпической прозы. Заметим только, что новеллу и очерк зачастую классифицируют как полярные разновидности рассказа. Для нашего исследования достаточно определиться, что рассказ — это небольшое литературное произведение, в нём не слишком много действующих лиц, он обычно имеет одну сюжетную линию. Но, мал золотник, да дорог! Один из лучших мастеров рассказа А.П.Чехов сказал, что краткость – сестра таланта (говорят, что за это его недолюбливал Л.Н.Толстой).

Теоретически осмыслить рассказ (или, скажем, «короткую прозу») как жанр пытался ещё один знаменитый рассказчик Эдгар Аллан По, который считал рассказ журнальным жанром, рассчитанным на широкую аудиторию:

1.  Замысел. В нём важны оригинальность и новизна. Но новизна не абсолютная, а кажущаяся, ибо абсолютная новизна может дать интеллектуальное удовлетворение, а кажущаяся – эстетическое, что, собственно, и нужно аудитории.

2. «Тотальный эффект» – важнейшая категория теории рассказа Эдгара По. Он, по представлению По, являлся интегральной суммой многочисленных компонентов, среди которых следует отметить:

- целесообразность всех звеньев сюжета,

- единство предмета

- гармоническое единство стиля

3. Принцип достоверности, необходимый для внутреннего контакта писателя с читателем, ведь без него нет и «тотального эффекта». «Могущественная магия правдоподобия» – краеугольный камень теории рассказа По. Приемы и способы, содействующие достижению эффекта достоверности Эдгар По применял и в своем творчестве, их некогда отмечал Ф.М. Достоевский в статье об американском коллеге. А Достоевский и сам был великолепным мастером рассказа.

Теоретические представления Эдгара По сохраняют ценность и по сей день. Ну а современные теоретики и советчики, помимо пересказа классиков дают ещё массу практических советов, некоторые из которых я сочту уместным привести здесь:

  1. Дайте идее дозреть, многократно проживите сюжет в голове, прежде чем записать его.

  2. Начните рассказ с увлекательной завязки.

  3. Заложите в сюжет не менее трёх поворотов событий.

  4. Взволнуйте читателя эмоциями и трагизмом.

  5. Держите читателя в напряжении.

  6. Иногда чуть-чуть ослабляйте это напряжение (описания природы и т.д.), но совсем чуть-чуть!

  7. Выдерживайте стиль повествования, лучше, если свой собственный.

  8. Завершите рассказ эффектным, но логичным поворотом сюжета.

  9. Оставьте между строк недосказанность, пусть читатель  продолжает думать о судьбах героев, сопоставлять их с фактами своей биографии.

Метки:
10.02.2010 | Filed under: Интересное | Comments (11)

Комментарии (11)

  1. by VK — 04.03.2010, 02:14

    Ну так изложите) мне интересно)


  2. by Мария Парамонова — 04.03.2010, 16:32

    А, здравствуйте Владимир! Прошу прощения, совсем забыла перенести текст из черновика! Теперь всё в порядке, спасибо!


  3. by VK — 04.03.2010, 18:30

    Интересные заметки, местами, скажем, дискуссионные. Допустим. многократно прокручивая сюжет и судьбу героя в голове, можно сгладить иные места, придумать другие образы, ходы. Но в то же время может и что-то пропасть, как незначительная казалось бы деталь, закрытая, скажем, новым сюжетным ходом. Как тут быть?
    Мне кажется, важно записать и вначале, как только идея пришла, а потом уже работать над рассказом, шлифовать сюжет, проживать судьбу героя, оставив базис на потом. Так же и Марк Твен говорил, ага? Вначале мы пишем статью, а потом только начинаем её писать)


  4. by Мария Парамонова — 05.03.2010, 15:49

    Говорят, что на одной из встреч с читателями Марка Твена спросили: «Как пишутся популярные книги?»
    Он ответил: «О, это очень просто! Для этого достаточно иметь перо и бумагу, а потом вы без всяких усилий можете молоть всё, что приходит вам в голову. Немного хуже обстоит дело с тем, что приходит в голову». Это высказывание явно шутка, но в каждой шутке есть доля шутки. А если серьезно, надо, конечно, записывать приходящие в голову мысли, касается то статьи или рассказа – чтобы не забыть. Но, возможно, эти черновые записи нельзя считать работой над рассказом, только сбором материала?


  5. by Валентина — 05.03.2010, 16:05

    Заинтересовала эта тема. Э. Хемингуэй считал мусорную корзину главным атрибутом кабинета писателя. Он писал: “На девяносто страниц дряни я пишу одну страницу, достойную восхищения. Дрянь я, по возможности, отправляю в корзину для мусора”. Так что практикуйтесь, доводите свое умение до мастерства, но не забывайте о корзине!


  6. by Kristina — 11.03.2010, 14:03

    Все это, конечно, очень правильно. Только если нет никаких идей ни про завязку ни про развязку – это все не поможет. Идею то где взять?


  7. by Leha — 23.03.2010, 03:30

    Спасибо. Отличный пост. Мне весьма полезны эти советы. Вот только самому сложно оценить правдоподобие своих же рассказов.


  8. by Синица — 06.04.2010, 09:43

    А у меня ничего интересного не пишется, как ни стараюсь. И полезные советы не помогают. Видно не дано.


  9. by Александра — 11.04.2010, 16:36

    Отличная статья. Мне самой нравятся рассказы Зощенко и Шукшина.


  10. by Фавстина — 04.05.2010, 23:00

    Полезная статья для тех кто пишет. Я тоже пробую писать рассказы о любви.


  11. by Мария Парамонова — 10.05.2010, 23:15

    Спасибо всем, кто оставил комментарии! Успеха всем, кто пишет рассказы о жизни и о любви! Обсуждение закрываю, как всегда через 3 месяца после публикации.


RSS-лента комментариев к этой записи.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.

Яндекс цитирования