Биографии

Твардовский: «поэтическое рождение»

В предыдущей статье мы вспомнили о семье и детских годах, о первых стихотворных опытах Александра Трифоновича Твардовского. Сегодня поговорим о развитии его таланта, о «поэтическом рождении», как назвал сам Твардовский этот период.

Итак, после первой публикации стихотворения «Новая изба» летом 1925 года, Твардовский поехал в Смоленск, чтобы показать свою подборку ( кому бы вы думали?) М. В. Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь».  Исаковский не только благосклонно отнесся к творчеству юноши, но даже вызвал художника, который нарисовал портрет  Твардовского. В газете были напечатаны стихи и портрет «селькора-поэта А. Твардовского».  Александр Трифонович в своей автобиографии писал: «Михаилу Исаковскому, земляку, а впоследствии другу, я очень многим обязан в своем развитии. Он, может быть, единственный их советских поэтов, чьё непосредственное влияние я всегда признаю и считаю, что оно было благотворным для меня». Именно творчество Исаковского показало Твардовскому, что предметом поэзии может быть «жизнь советской деревни,… собственный мир впечатлений».

В восемнадцать лет Александр Трифонович приехал в Смоленск, где долго не мог найти работу, так как не имел специальности. Пришлось «обивать пороги редакций», чтобы прокормиться публикациями. «В развитии и росте моего литературного поколения — пишет Твардовский — было самым трудным …то, что мы втягиваясь в литературную работу, выступая в печати …, оставались людьми без сколько-нибудь серьёзной общей культуры, без образования.» Это создавало «опасные иллюзии», «ребяческие надежды». Твардовский бросился покорять Москву, когда в журнале «Октябрь» М. А. Светлов напечатал его стихи и похвалил их в критике. Но в столице повторились те же скитания по редакциям впроголодь. Зимой 1930 года Твардовский вернулся в Смоленск и около 7 лет жил там, занявшись, наконец, учёбой в Педагогическом институте. «Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением» — признавался впоследствии Твардовский.

Молодой поэт испытывал душевный подъем и от того, что для него открывались секреты поэтического мастерства, и от огромных перемен, происходивших в деревне. Сложный процесс коллективизации захватил его воображение. Твардовский ездил в колхозы, писал статьи для областных газет и стихи в ритме жизни. Поэма «Путь к социализму», названная именем колхоза, где происходило её  действие,была выпущена в издательстве «Молодая гвардия» в 1931 году по рекомендации Эд. Багрицкого. Но сам Твардовский почувствовал, что его звучащие современно стихи, утратив «ритмическую дисциплину» перестали быть поэзией. В следующей поэме «Вступление», вышедшей в Смоленске в 1932 году, поэт попытался найти новые возможности в наполнении стиха просторечными оборотами, присказками и поговорками:

Жил на свете Федот
Был про него анекдот:
— Федот, каков умолот?
— Как и в прошлый год.
— А каков укос?
— Чуть не целый воз.
— А как насчет сала?
— Кошка украла…

Две первые поэмы Твардовского с одной стороны готовили материал для написанной в 1934-1936 годах поэмы «Страна Муравия», с другой стороны заставили поэта «разувериться в возможности стиха, который утрачивает … музыкально-песенную основу, энергию выражения, особую эмоциональную наполненность.» Интересно, что замысел «Страны Муравии» подсказало одно из выступлений А. А. Фадеева.

«Со «Страны-Муравии», встретившей одобрительный прием у читателей и критики, я начинаю счет своим писаниям, которые могут характеризовать меня как литератора» — писал Твардовский. О пути Твардовского-литератора мы поговорим уже в следующей статье с меткой «Юбилей Твардовского».

6 комментариев для “Твардовский: «поэтическое рождение»

  • Вы имеете в виду, что Твардовский мог бы зарабатывать разгрузкой вагонов, когда не имел работы? Возможно, он так и делал, но не прекращал обивать пороги редакций, так как верил в свой талант и светлое будущее.

  • Жаль, что сейчас не могу высказаться — вынужден уйти. Освобожусь — обязательно выскажу своё мнение по этому вопросу.

  • Я слышала, что у Твардовского были сложные отношения с отцом, что они не могли друг друга выносить. А Вы об этом не упоминаете, здесь обрисована благостная картина. Где же истина?

  • Интересно, Твардовский потом от отца отмежевался из-за идеологических разногласий или для своей безопасности?

  • Спасибо за комментарии! Вижу, что тема отношений с отцом перекочевала сюда из более ранней, уже закрытой темы. Ещё раз скажу: мы можем только догадываться. Автобиография, где Твардовский говорит об отце только хорошее, датирована 60-ми, когда он пытался реабилитировать родных. Предположу, что в более ранний период он был вынужден говорить об идеологических разногласиях. При этом допускаю, что конфликт отцов и детей не обошел и Твардовских, но через годы поэт иначе взглянул на прошлое.
    Обсуждение пора закрывать — прошло 3 месяца после публикации, но есть ещё открытые темы по Твардовскому.

Обсуждение закрыто.