Биографии

Твардовский послевоенный: Смоленщина и Сибирь

Продолжая разговор о жизненном и творческом пути Александра Трифоновича Твардовского, остановлюсь на послевоенном периоде. Здесь, как и в предыдущих заметках, я опираюсь на автобиографические статьи поэта. Родная Смоленщина, с которой Твардовского связывала «память отчих мест», «годы жизни в Смоленске в пору литературного ученичества» и «годы войны, когда вместе с частями фронта вступал на пепелища освобождаемой от оккупантов родной стороны», и после войны много значила для поэта, многократно возвращаясь в его творчество. Но в послевоенные годы Твардовского увлекли просторы Сибири и Дальнего Востока.

Вот как пишет Твардовский о своей связи с «иными краями»:

«Могу сказать, что если Смоленщина, со всей её неповторимой и бесценной для меня памятью, досталась мне, как говорится, от отца с матерью, то уже, например, Сибирь, с её суровой и величественной красой, природными богатствами, гигантскими стройками и сказочно-широкими перспективами, я обретал для себя уже сам в зрелые годы. Правда интерес и влечение к Сибири и Дальнему Востоку были у меня задолго до моих поездок в эти края, с отроческих лет, под влиянием книг и отчасти переселенческих мечтаний и планов отца, то и дело возникавших у него в полном противоречии с привязанностью к своему загорьвскому «имению».

В конце 40-х годов XX века Твардовский получил возможность побывать в «иных краях», что послужило материалом для книги «За далью — даль»(1950-1960 гг.), которую поэт считал главной работой 50-х.

Еще такая даль до Волги,
А там – то и начнется даль-
За той великой водной гранью.

И эта лестница из шпал,
Пройдя Заволжье,
Предуралье,
Взойдет отлого на Урал.
Урал, чьей выработки сталью
Звенит под нами магистраль.

А за Уралом-
Зауралье,
А там своя, иная даль.

А там Байкал, за тою далью,-
В полсуток обогнуть едва ль,-
А за Байкалом –
Забайкалье.
А там еще другая даль,
Что обернется далью новой.

За поэму «За далью — даль», созданную в период так называемой «хрущевской оттепели»  Твардовский в 1961 году был удостоен Ленинской премии (до этого были три Сталинских премии — за «Страну — Муравию», «Василия Тёркина» и «Дом у дороги»). Именно на средства Ленинской премии 1961 года Твардовский решил построить клуб в родных местах Смоленщины, о плачевной судьбе которого я недавно рассказывала. Александр Трифонович и на Байкале, красотой и величием которого поэт был впечатлен, не забывал о скромной Смоленщине.

9 комментариев для “Твардовский послевоенный: Смоленщина и Сибирь

  • Интересная тема, приму участие. Не удивительно, что Твардовский писал стихи о Сибири. Она реально впечатляет.

  • Выходит, что Твардовский писал на злободневные темы, следовал моде. Почему же тогда не дадут госпремию Оксане Робски или Юлии Высоцкой? Они тоже пишут о том, что интересно народу.

  • У Вас, Мария, какие-то излишне романтические представления обо всем этом.

  • Спасибо за комментарии. Да, вероятно, мои представления «романтические». Думаю, что это лучше, чем циничное навешивание на поэта ярлыка ремесленника.

  • Отличный ответ. Кто сам ничего не может, тот ищет у других недостатки.

  • Надо глянуть стихи о Смоленске и стихи о Сибири. Если честно, ничего у Твардовского кроме «переправа, переправа..» не читал.

  • Благодарю всех, кто оставил комментарии. Рада, если эта тема побудит ещё раз взять в руки книгу Твардовского или почитать его стихи в Интернете. Вот здесь, например: http://sprsmolensk.ru/origins/aleksandr-trifonovich-tvardovskij
    Обсуждение темы закрываю, за истечением срока давности.

Обсуждение закрыто.