Твардовский послевоенный: Смоленщина и Сибирь
Продолжая разговор о жизненном и творческом пути Александра Трифоновича Твардовского, остановлюсь на послевоенном периоде. Здесь, как и в предыдущих заметках, я опираюсь на автобиографические статьи поэта. Родная Смоленщина, с которой Твардовского связывала «память отчих мест», «годы жизни в Смоленске в пору литературного ученичества» и «годы войны, когда вместе с частями фронта вступал на пепелища освобождаемой от оккупантов родной стороны», и после войны много значила для поэта, многократно возвращаясь в его творчество. Но в послевоенные годы Твардовского увлекли просторы Сибири и Дальнего Востока.
Вот как пишет Твардовский о своей связи с «иными краями»:
«Могу сказать, что если Смоленщина, со всей её неповторимой и бесценной для меня памятью, досталась мне, как говорится, от отца с матерью, то уже, например, Сибирь, с её суровой и величественной красой, природными богатствами, гигантскими стройками и сказочно-широкими перспективами, я обретал для себя уже сам в зрелые годы. Правда интерес и влечение к Сибири и Дальнему Востоку были у меня задолго до моих поездок в эти края, с отроческих лет, под влиянием книг и отчасти переселенческих мечтаний и планов отца, то и дело возникавших у него в полном противоречии с привязанностью к своему загорьвскому «имению».
В конце 40-х годов XX века Твардовский получил возможность побывать в «иных краях», что послужило материалом для книги «За далью — даль»(1950-1960 гг.), которую поэт считал главной работой 50-х.
Еще такая даль до Волги,
А там – то и начнется даль-
За той великой водной гранью.
И эта лестница из шпал,
Пройдя Заволжье,
Предуралье,
Взойдет отлого на Урал.
Урал, чьей выработки сталью
Звенит под нами магистраль.
А за Уралом-
Зауралье,
А там своя, иная даль.
А там Байкал, за тою далью,-
В полсуток обогнуть едва ль,-
А за Байкалом –
Забайкалье.
А там еще другая даль,
Что обернется далью новой.
За поэму «За далью — даль», созданную в период так называемой «хрущевской оттепели» Твардовский в 1961 году был удостоен Ленинской премии (до этого были три Сталинских премии — за «Страну — Муравию», «Василия Тёркина» и «Дом у дороги»). Именно на средства Ленинской премии 1961 года Твардовский решил построить клуб в родных местах Смоленщины, о плачевной судьбе которого я недавно рассказывала. Александр Трифонович и на Байкале, красотой и величием которого поэт был впечатлен, не забывал о скромной Смоленщине.
Интересная тема, приму участие. Не удивительно, что Твардовский писал стихи о Сибири. Она реально впечатляет.
Выходит, что Твардовский писал на злободневные темы, следовал моде. Почему же тогда не дадут госпремию Оксане Робски или Юлии Высоцкой? Они тоже пишут о том, что интересно народу.
У Вас, Мария, какие-то излишне романтические представления обо всем этом.
Спасибо за комментарии. Да, вероятно, мои представления «романтические». Думаю, что это лучше, чем циничное навешивание на поэта ярлыка ремесленника.
Отличный ответ. Кто сам ничего не может, тот ищет у других недостатки.
Надо глянуть стихи о Смоленске и стихи о Сибири. Если честно, ничего у Твардовского кроме «переправа, переправа..» не читал.
Благодарю всех, кто оставил комментарии. Рада, если эта тема побудит ещё раз взять в руки книгу Твардовского или почитать его стихи в Интернете. Вот здесь, например: http://sprsmolensk.ru/origins/aleksandr-trifonovich-tvardovskij
Обсуждение темы закрываю, за истечением срока давности.