Издательские проекты

Русское слово не оскудеет

Рецензия Игоря Смолькина (Изборцева) на книгу «Мономахов собор»

Велика и полноводна река Русской литературы, несут ее прозрачные, целительные воды слова о русском Законе и Благодати… Здесь и «Откуда есть и пошла земля Русская?» И как она стояла и какой силой выстояла? И тайны русской святости и многомощности молитвы.  Красоты и величия русского подвига и неотвратимости русских побед…
.
Течет она от века к веку, переполняясь запечатленными на страницах великих и малых книг неисчислимым количеством судеб  и событий… И питают эту реку, поддерживают ее полноводность сотни, тысячи притоков, которые — суть творения русских писателей. Одним из таких добрых, благозвучных притоков является творчество современного смоленского писателя Марии Парамоновой (Миры Валдай). В противовес тем, кто населяет пространства древнего Смоленска чужебесием, беспричастными к родному сказительству и  фольклору вампирами и голливудскими монстрами, она создает произведения, основанные  на отечественном историческом материале, используя элементы древних русских преданий, былин и сказок.
.
Так в новой историко-приключенческой повести Миры Валдай «Мономахов Собор» есть место исторической правде и вымыслу, чудесам  и знамениям, святым молитвам и ворожбе, предсказаниям и пророчествам. Автор искусно раздвигает границы художественной реальности до нужных ей горизонтов, поэтому встречаясь на страницах повести с чудесными, даже невероятными событиями, читатель не усомнится в их достоверности и правдивости. Пусть он, читатель, и не найдет здесь безупречной историчности и научной доскональности, но увлекательный сюжет, погружение в мир русской старины, высоких идеалов любви, дружбы, подвига неизбежно вовлекут его в головокружительную круговерть событий и не дадут возможности оторваться от чтения.
.
Следует отметить исторически выдержанный лексический строй текста, где нет места выпадающим из исторического контекста произведения словам и выражениям, таким, например, как «картина маслом», «пудрить мозги» и т.д. Надо отдать должное мастерству автора, неразрушающего чуждыми словами пространство бытия древней Руси. Все события повествования, даже самые чудесные и невероятные, логически выстроены и увязаны между собой. И это сближает Миру Валдай с плеядой выдающихся советских и русских писателей, работающих в жанре исторического повествования, таких, например, как Валентин Костылев и Валерий Язвицкий, вложивший однажды в уста одного из своих героев такие слова:
«Победы ратные одни по себе себе не живут. Победа-то потому бывает, что в государствовании и земских делах оплечье имеет…»
.
Не ошибусь, если скажу, что новая повесть Миры Валдай безусловно усилит оплечье и русской литературы, и российской государственности.
номинант Патриаршей литературной премии 2023 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *