КалендарьТворческий мир

Голова провидца. День Александра Беляева

16 марта исполняется 141 год со дня рождения Александра Беляева. Смоленские писатели приняли участие в литературном празднике у памятника этому знаменитому писателю-фантасту на улице Докучаева. Смоляне разных возрастов, объединенные любовью к творчеству Беляева, вспоминали страницы биографии и книг прославленного земляка — основоположника отечественной научно-фантастической литературы.

Участники празднования 141-летия Александра Беляева в Смоленске, 14.03.2025. Фото Николая Чепурных
К памятнику пришли и обучающиеся школы №6 Смоленска, и библиотекари ЦБС Смоленска, и писатели, и читатели. Ведущая прочла отрывки из воспоминаний Александра Беляева и стихи, посвященные ему.

Библиотекари и писатели у памятника Александру Беляеву в Смоленске. Фото Николая Чепурных

Смоленская областная организация Союза писателей России активно участвовала в празднике. У памятника выступили председатель правления Виктория Бабарыкина (Анастасия Самофралийская); сопредседатель правления, лауреат литературной премии ЦФО Мария Парамонова (Мира Валдай); лауреат литературной премии «Золотое перо Руси» Мила Клявина; лауреат международных литературных конкурсов Наталья Андриянова. Участниками праздника были также Николай Чепурных и Галина Николаенкова.

Возложение цветов к памятнику Александру Беляеву

Писатели подробно рассказали о своём отношении к творческому наследию земляка, отметили многогранность его таланта, смоленские корни его творчества, неординарность автора, дар предвидения.

Неоднократно вспоминали о тех современных технологиях и устройствах, появление которых предсказал Беляев: научные идеи из его книг уже реализованы на 99%, тогда как у Жюля Верна лишь на 85%, а у Герберта Уэллса — на 90%. Через несколько лет после выхода романа «Голова профессора Доуэля» советский физиолог Сергей Брюхоненко, изобретатель аппарата искусственного кровообращения, производил подобные опыты на животных. Хирургическую замену хрусталика глаза, ставшую теперь доступной, Беляев предсказал 100 лет назад. Ихтиандр, герой романа «Человек-амфибия» (1927) стал прообразом аквалангистов (акваланг запатентовал в 1943 году Жак-Ив Кусто).  В романе также предсказаны создание «искусственного лёгкого» на принципе мембранно-плёночной диффузии, разработка физиологических технологий долговременного пребывания человека под водой. В книге «Властелин мира» (1926) описан аппарат для передачи мыслей на расстояние по принципу радиоволн (психотропное оружие). Там же описаны БПЛА (беспилотные летательные аппараты), успешные испытания которых проведены в Великобритании в 1930-х годах. В «Звезде КЭЦ» (1936) изображено создание орбитальных космических станций, искусственных спутников Земли, выход людей в открытый космос и  путешествие на Луну. «Прыжок в ничто» (1933) описывает проявления невесомости: попытки повара готовить пищу для пассажиров в стратоплане, перекликаясь с описаниями этого явления в раннем рассказе Беляева «Над бездной» (1927). «Прыжок в ничто» посвящен Константину Эдуардовичу Циолковскому, как и «Звезда КЭЦ». Не сбылись пока лиши предсказания Беляева о путешествиях к далеким планетам.  Приключенческий роман «Остров погибших кораблей» (1926) предрекает будущие успехи вподводной археологии, обнаружение затонувшего «Титаника» и других затонувших в разные века кораблей. В романе «Подводные земледельцы» (1930) Беляев описывает развитие подводных ферм по выращиванию моллюсков, водорослей, подводный транспорт. Описанные им ранцы-буксировщики появились в начале 1960-х годов. Появились также подводные плантации, на которых выращивают полезные водоросли. Беляев ввел термин «гидрополис» для обозначения подводного города. В романе «Человек, потерявший лицо» (1929) автор предрекает серьезные успехи  пластической хирургии и порожденные ими этические проблемы. Губернатор штата превращается в чернокожего и испытывает на себе все результаты расовой дискриминации. Роман «Чудесное око» (1928) повествует о развитии подводного телевидения (в 1951 году австриец Ханс Хасс выпустил первый «подводный» фильм «Приключения в Красном море», ставший призером Венецианского кинофестиваля).

У микрофона Мария Парамонова. Мила Клявина, Анастасия Самофралийская, Наталья Андриянова, Галина Николаенкова. Фото Николая Чепурных
Я в своём выступлении высказала предположение, что тема головы, существующей отдельно от тела, могла взволновать Беляева ещё в раннем детстве —  сын священника, ученик духовной семинарии, он, несомненно знал легендарное житие святого Меркурия Смоленского, победившего войско хана Батыя на подступах к Смоленску в 1239 году. Меркурию отрубили голову, и он пришел в Смоленск, держа её в руках. Стремление все объяснить с научной, материалистической точки зрения, а также болезнь, первые проявления которой предшествовали выходу книги, привели к созданию рассказа, а затем романа «Голова профессора Доуэля» (1925). В западной литературе эта тема также была представлена, как и в католичестве (Сен-Дени — святой, который шел с отрубленной головой по Парижу и остановился омыть голову в ручье в том месте, где позднее построили собор Сакре-Кер, а затем пошел дальше (см. «Парижский блокнот»)
Перед возложением цветов. Фото Николая Чепурных

В завершение праздника к памятнику скульптора Константина Куликова, изображающему голову Александра Беляева (в последние годы тяжело болевшего и практически обездвиженного, так что страдание на лице вполне уместно) были возложены красные гвоздики.

Об этом мероприятии также пишут: Сайт ЦБС Смоленска http://smolensk.library67.ru/novosti-1746/-fantast-obognavshij-vremya-12-/

Сайт Смоленской областной организации Союза писателей России: https://sprsmolensk.ru/aleksandr-belyaev-fantast-obognavshij-vremya/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *