Твардовский: Тёркин на том свете
В этой заметке, продолжающей рассказ о жизни и творчестве Александра Трифоновича Твардовского, я хочу обратиться к его поэме «Теркин на том свете» (1963) — произведению, которое можно отнести к жанру советско-социалистической сатиры.
Тридцати неполных лет —
Любо ли не любо —
Прибыл Теркин
На тот свет,
А на этом убыл.
Поэма «Тёркин на том свете» создавалась Твардовским в 50-х годах XX века, в тот же период, что и книга «За далью — даль». Я рассказывала уже, что идея продолжения «Василия Теркина» буквально висела в воздухе начиная с момента публикации её первых глав. Неужели Твардовский решился спустя столько лет вернуться к теме, сделавшей его невероятно известным? Вот что пишет он сам в своей Автобиографии: «Она (поэма «Тёркин на том свете»), конечно, не является «продолжением «Василия Тёркина» в смысле многочисленных читательских предложений на этот счет, по поводу которых я давал объяснения в «Ответе читателям», хотя и связана с «Книгой про бойца» непосредственно взятым из неё образом героя. Она возникла из иного, главным образом сатирического задания и обращена к некоторым сторонам послевоенной действительности в том духе, как их оценивали ХХ и ХХII съезды нашей партии.»
Считается, что Твардовский начал работать над «Теркиным на том свете ещё в 1944 году — как над последней главой поэмы, а позже, когда сформировалась концепция новой поэмы, включил в неё исключенные цензурой фрагменты «Василия Тёркина».
Так что же происходит с Тёркиным в мире ином? Оказавшись в чистом, похожем на метро месте, Теркин сталкивается с бюрократизмом местных обитателей: требуют аттестат, фотокарточку, справку от врача, жалоб не принимают, а редактор «Гробгазеты» не хочет даже слушать Теркина. Теркин встречает фронтового товарища, который объясняет: иных миров два — наш и буржуазный. Конечно же наш тот свет — «лучший и передовой». Товарищ показывает Теркину отделы: Военный, Гражданский, Особый. В Особом отделе — погибшие в Магадане, Воркуте, на Колыме, а управляет этим отделом сам кремлевский вождь. Он еще жив, но в то же время «с ними и с нами», потому что «при жизни сам себе памятники ставит». Товарищ обещает показать Теркину Стереотрубу, хотя это только «для загробактива», в которую виден соседний, буржуазный тот свет. А Теркин вспоминает о земле… Вдруг слышится звук сирены, что означает: ЧП, на тот свет просочился живой, которого нужно поместить в «зал ожидания», чтобы он стал «полноценным мертвяком». Это, конечно, Теркин, онхочет вернуться в мир живых. Товарищ объясняет: поезда везут людей только туда, но не обратно, Теркин догадывается, что обратно идут порожняки. Он прыгает на подножку порожняка не замеченным… Но в какой-то момент исчезают и подножка, и состав. Во тьме Теркин пробирается на ощупь, перед ним — все ужасы войны. … И он слышит : «Редкий случай в медицине». Тёркин в госпитале, рядом доктор, за стенами война… Наука дивится Теркину и заключает: «Жить ему еще сто лет!»
Вот такая сатира… Не удивительна та реакция, которую вызвала эта поэма. На заседании Секретариата правления Союза писателей обсуждалось опубликованное в журнале «Дружба народов» письмо «читателя», шельмующее поэму Твардовского «Василий Теркин на том свете». «Новый мир», журнал, которым руководил А. Т. Твардовский, выражал умонастроения «оттепели» и был объектом пристального внимания властей. Но об этом в следующей заметке…
Для тех, кто нуждается в более подробной информации, могу порекомендовать обширную работу Р. Романовой «Александр Твардовский. Труды и дни».
Спасибо, пригодилась Ваша статья. В сочинении на ЕГЭ привела это произведение в качестве примера из литературы.
Спасибо за интересный материал! Краткое содержание поэмы, конечно, можно было и не пересказывать. Впрочем, не все читали текст, это точно.
I want to post quick hello and want to say appriciate for this good article.
Мистицизмом повеяло от этой заметки. Известно, что как только писатель полезет в загробные загадки, так наступает безвременная кончина…
Спасибо за комментарии. Обсуждение темы закрываю, как обычно, через 3 месяца после публикации.