БиографииНовости творческого мира

Башня Веселуха: роман, спектакль, викторина

  19 октября я приняла участие в проходившем в СОУБ им. А. Т. Твардовского литературном вечере, посвященном 20-летию переиздания романа Федора Эттингера «Башня Веселуха» и 10-летию постановки в Смоленском камерном театре спектакля по пьесе драматурга Ольги Сергеевой «Башня Веселуха».

 Федор Андреевич Эттингер родился приблизительно в 1777, умер 3.04.1853 в С.-Петербурге, писатель, переводчик, автор статей и заметок исторического содержания, сын обер-коменданта Смоленска, генерал-майора А. И. Эттингера, коллежский советник. Жил в Петербурге. В 1820 – 1830-е гг. выступал в печати под псевдонимом “Смоленский Старожил”. Федору Эттингеру принадлежит отличающийся редкой исторической, этнографической, топографической достоверностью роман о Смоленске ХVIII в. “Башня Веселуха или Смоленск и жители его 60 лет назад” (издан в 1845 году, а в 1992 «заново открыт» и напечатан в научно-популярном журнале «Край Смоленский»). В переводе Эттингера издано около двадцати драматических произведений популярного в России того времени немецкого писателя Августа фон Коцебу. Печатался главным образом в петербургских журналах “Современник”, “Сын Отечества”, в “Литературных прибавлениях” к “Русскому инвалиду”.

 Сюжет «Башни Веселухи» основан на легенде о нечистой силе, которая якобы водится в башне. Но содержание книги этим не ограничивается. Автор с большой теплотой, любовью и ностальгией описывает город, в котором он провел детство. Роман носит мелодраматический и приключенческий характер, но главное – в нем присутствуют автобиографические черты. Федор Эттингер описывает Смоленск 80-х годов 18 века – таким, каким он запомнился ему, 8-летнему мальчику.

В 2002 году – году 400-летия знаменитой Смоленской крепостной стены – пьеса О.П. Сергеевой по роману Эттингера была поставлена в Камерном театре, где с успехом шла несколько лет. Принявший участие в вечере художественный руководитель Смоленского камерного театра, заслуженный артист России Николай Парасич отметил, что для него представляет огромный интерес все то, что связано с нашим древним городом, особенно, в преддверии 1150-летия Смоленска. Николай Петрович также сказал, что, возможно, пьеса «Башня Веселуха» вновь будет поставлена на сцене Камерного театра, может быть, с некоторыми изменениями.

 Далее Ольга Павловна предоставила слово мне, как заведующей литературно-драматической частью Смоленского камерного театра и главному редактору сайта Смоленской областной организации Союза писателей России. Я сочла своим долгом подчеркнуть важность обращения театра к произведениям о родном крае, которые могут быть адресованы юным зрителям. Кроме того, сообщила, что на сайте писательской организации недавно размещен шорт-лист конкурса фантастического рассказа «Тысячелетний феникс». В этот шорт-лист вошел рассказ Ольги Сергеевой, а так же рассказы ещё двух членов Союза писателей России.

Вечер, проходящий в Областной библиотеке, а тем более вечер  Ольги Сергеевой, не мог обйтись без музыкальной составляющей.  Прозвучали песни в исполнении солистки оперной студии областной филармонии под руководством заслуженной артистки России Ирины Нециной – Натальи Усачевой и барда Любови Сердечной. Ольга Сергеева спела романс Вадима Бибергана на слова Анны Ахматовой «Приходи на меня посмотреть».

 В завершение Ольга Сергеева провела среди участников вечера — смоленских школьников викторину по роману Федора Эттингера «Башня Веселуха» и подарила победителям книги. На литературном вечере присутствовали Председатель Правления Смоленской областной организации Союза писателей России Виктор Смирнов и секретарь организации Галина Николаенкова.

                    фото: Н.Чепурных

5 комментариев для “Башня Веселуха: роман, спектакль, викторина

  • Спектакль очень упрощает сюжет романа. Просто примитивизирует его. Неужели наши дети настолько тупые, что не в состоянии понять что-то кроме романтической и мистической линии?

  • Не соглашусь с Белый. Наши дети не тупые и всё могут понять.

  • Спасибо за комментарии. Дети, конечно, в основном не тупые, но избалованные развлекательными зрелищами. Видимо, исходя из этого Ольга Сергеева (Траутвейн) и упростила сюжет, не стала акцентировать внимание на политической смысловой нагрузке и т. д.
    А обсуждение этой заметки пора закрывать.

Обсуждение закрыто.