Древнерусский собес

Журнал «Смоленск» опубликовал на своём сайте моё эссе «Пенсионные фонды – от Руси до России» (№4 за апрель 2021 г.). Привожу его в полном объёме, хотя в нём достаточно много букв :)

 

Пенсионные фонды – от Руси до России

Весеннее обострение политической активности неуклонно ведёт страну к осеннему единому дню голосования. Одни партии объединяются, другие вот-вот начнут множиться делением, третьи ловят попутное течение в потёмках чужих душ. И никому из них не чужд популизм. А потому наперебой требуют они отмены ЕГЭ и ликвидации Пенсионного фонда.  Электорат оставляет гневные комментарии в соцсетях, называя дворцами офисные здания ПФР, радуясь посадкам чиновников в разных регионах и возмущаясь ошибкам в  начислении пенсий. Сейчас никто уже не вспоминает, как тридцать лет назад Пенсионный фонд  создавался с нуля и первые его сотрудники свернули горы, чтобы наладить работу – без помещений, компьютеров и мебели. И мало кто догадывается, что начисление и перерасчёт пенсий и множества социальных выплат – это сложный и зыбкий процесс, который при масштабном реформировании может скатиться в хаос. А мутным финансовым потокам новое русло найдётся. Одно, без сомнения, правда в речах популистов – государство не должно отстраняться от функции социальной защиты и пенсионного обеспечения.

Наше, российское государство издревле считало добродетелью помощь нуждающимся. От Руси до России не было идеального правителя или правительства – совершенен только Бог.  Но была правда – осознание правильного пути, неоспоримая правота добра.

Древнерусский собес

Система социального обеспечения, получившая начало в глубокой древности как общинно-родовые форма взаимопомощи, поддержки стариков, детей, вдов, калек, первоначально имела форму обычаев и обрядов. Традиции  опеки нетрудоспособных членов семьи и рода у славянских племён развивались в русле эволюции производственных отношений. Система моральных ценностей, связь поколений, уровень коллективной ответственности за жизнь больных, увечных сородичей и престарелых родителей соотносились с реалиями жизни, с уровнем общего материального достатка.

В процессе зарождения государственных институтов забота о ближних обрела форму государственной благотворительности. Так, «Повесть временных лет» под 996 годом свидетельствует о деяниях Великого князя Владимира Святославича: «Повелел он всякому нищему и убогому приходить на княжий двор и брать всё, что надобно, питьё и пищу и из казны деньги».

Наиболее ранние письменные законы Древней Руси, известные исторической науке, датируются началом XI века.  «Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных» закрепил перечень социально-уязвимых групп населения: «вдовица, калика, сторонник (странствующий нищий), прощенник и задушный человек (отпущенные на волю холопы), хромец, слепец. Тогда же появилась традиция открывать при строящихся храмах и монастырях приюты для нищих странников – странноприимные дома.

Правление Ярослава Мудрого историки связывают с зарождением принципа финансирования общественных расходов на социальные нужды за счёт дополнительных налогов и сборов.  «Устав Князя Ярослава» и судебник «Русская правда» определяли принципы налогообложения и возмещения вреда, систему оплаты труда и государственные гарантии для отдельных категорий наёмных работников, а также закрепляли перечень сословий.

Княжеские традиции заботы о неимущих продолжил Владимир Всеволодович Мономах, внук Ярослава Мудрого.  «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека… Старых чтите, как отца..», – говорится в «Поучении Владимира Мономаха».

Потомки его помнили этот завет. Так внук Мономаха Ростислав Мстиславич, князь Смоленский, Новгородский и Великий князь Киевский в середине XII века раздал церквям и бедным людям всё наследство, завещанное ему дядей – Юрием Долгоруким. А правнук Мономаха Роман Ростиславич,  князь Смоленский, Новгородский и Великий князь Киевский открыл в Смоленске несколько школ и содержал их за свой счёт.

Благополучная и процветающая домонгольская Русь с приходом тяжких времён ордынского ига не могла уже поддерживать принципы благотворительности в прежнем объёме. Русь выплачивала захватчикам дань, десятки городов были полностью разорены, часть из них навсегда исчезла. Русские князья погибали в Орде. Однако с ослаблением ига традиции социального попечительства были восстановлены. Судебник Ивана III 1497 года освобождал холопов, бежавших из монголо-татарского плена от обязательств перед прежним господином. Холопы получили право обращаться с челобитными в казённые учреждения.

В «Стоглаве» – судебнике 1551 года определялся порядок выкупа из рабства пленных и их потомков, а также материальной помощи им по прибытии на Русь. Эта функция была поручена церкви, получившей за это право пользоваться вотчинами, ограниченное ранее Иваном IV Грозным. Государство взяло на себя часть расходов на содержание приютов и богаделен.

Бедствия и голод 1601-1603 годов, ставшие одним их величайших социальных катаклизмов в российской истории, нашли отражение в Указе Бориса Годунова о предоставлении свободы холопам, изгнанным во время голода своими помещиками. Годунов распорядился открыть царские амбары с запасами продовольствия и раздать хлеб голодающим. Поддержка была оказана не только жителям Москвы, но и других городов. Так в Смоленск он выслал 40 тысяч рублей – огромную по тем временам сумму.

Соборным уложением 1649 года в правление царя Алексея Михайловича появились нормы обязывающие взрослых детей содержать и кормить престарелых родителей.

Пенсионная система в Российской Империи

Слово «пенсия», от латинского pensio – платёж, стало использоваться в России в XVIII веке, при Петре I. В его указе «О пенсионе бывшим военным» предписывалось «назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира». При этом права на пенсию лишались семьи офицеров, погибших на дуэли. Пенсии выплачивались только офицерскому составу, который в массе своей был дворянского рода, а крепостных рекрутов после двадцатипятилетней службы просто отсылали обратно в деревню. Помещику надлежало относиться к бывшему солдату с уважением и помогать ему обзавестись хозяйством. 

Дореволюционное российское законодательство относило пенсию к разряду служебных наград. Право на пенсию приобреталось «беспорочною выслугою определенных в законе сроков».

Получение пенсий чиновниками регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам». Срок выслуги для получения пенсии был определен в 35 лет беспорочной службы, при этом прослужившему не менее 25 лет полагалось 50% пенсионного оклада. Если е чиновник из-за болезни не мог обойтись без постороннего ухода, то полный оклад пенсии начислялся за 20 лет службы.

Все должности в государственном аппарате для получения пенсии были разделены на 9 разрядов. Но даже экс-чиновник низшего разряда получал пенсию, превышавшую заработок высокопрофессионального рабочего.

В случае смерти служащего его вдова, бездетная или имевшая детей в возрасте более 17 лет, получала половину той пенсии, какая полагалась её мужу. На каждого из малолетних детей прибавлялась еще 1/3 другой половины, при этом пенсию выдавали матери, а не детям.

Отставным офицерам пенсии выплачивались из двух источников: из Государственного казначейства и инвалидного капитала. Право на государственную пенсию приобреталось «беспорочною выслугою установленных сроков». Срок выслуги был меньшим, чем у гражданских чиновников. Для морских офицеров кроме общих пенсий существовали и специальные. Они получали дополнительное вознаграждение за длительное плавание, а командирам кораблей выдавали вознаграждение за долговременное командование судном. Вдовам и детям умерших офицеров полагалась пенсия, если офицер был убит в сражении или умер на службе от ран и в ряде других случаев. Из нижних чинов правом на пенсию пользовались только унтер-офицеры и солдаты, служившие сверхсрочно.

Право получения пенсий из инвалидного капитала предоставлялось офицерам, которым покровительствовал так называемый Александровский комитет о раненых. Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер при получении увечья, и от степени тяжести ранения. Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше, чем обычные.

Кроме пенсий, выплачиваемых Государственным казначейством, существовали и так называемые эмеритуры, от латинского emeritus — заслуженный. Эмеритуры являлись специальной пенсией уволенным в отставку государственным чиновникам и пособием вдовам и сиротам из сумм эмеритальных касс. Средства в эти кассы поступали в форме  обязательных отчислений от жалованья государственных служащих. Право на пенсию и ее размер определялись продолжительностью выслуги при непременном условии участия в кассе не менее прописанного в ее уставе количества лет. В конце XIX века лучшей в стране считалась эмеритальная касса Министерства юстиции.

На протяжении всего XIX века фабричные рабочие ни государственными, ни частными пенсиями не обеспечивались. Только в 1893 году по предложению С. Ю. Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих. Закон «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев» был утверждён Николаем II и с 1 января 1904 года вступил в силу. Естественно, он не был идеален, но при всех своих недостатках являлся шагом вперед. В нём впервые устанавливались размеры пенсий. При полной потере трудоспособности выплачивалась постоянная пенсия в размере 2/3 заработка. В таком же размере назначалась пенсия семье в случае смерти рабочего.

К сожалению, буква закона и его практическое применение далеко не всегда соответствовали друг другу. И каждый случай несправедливости использовался в политической борьбе, ведущей страну к хаосу революции. При этом многие предприниматели занимались благотворительностью, проявляли заботу о рабочих. Известно о строительстве частных богаделен, бесплатных квартир, вдовьих и сиротских домов, где могли проживать старики и дети, неспособные к работе на заводе или фабрике.

 Победа Октябрьской революции 1917 года обеспечила социальную поддержку государства всем трудящимся. С первых лет Советской власти назначались пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. В 1929 году был создан Единый бюджет социального страхования, а в 1930 году утверждено Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию. 14 июля 1956 года был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», действовавший вплоть до распада Советского Союза. Как много раз уже случалось, в кризисный период социальная защита заметно ослабела.

30 лет непрерывных реформ

Образование Пенсионного фонда Российской Федерации с целью сбора и аккумулирования страховых взносов на пенсионное обеспечение состоялось 22 декабря 1990 года. Уже в 1991 году ПФР начал сбор средств на финансирование пенсий и формирование территориальных органов ПФР. В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости.

Развитие системы персонифицированноrо учёта в 1996–1998 годах позволило перевести ведение баз данных пенсионных прав работающих граждан от кадровых служб работодателей к органам ПФР. В 1997 году в системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учёта, который аккумулировал этот обширный массив информации. Передача функций по назначению и выплате государственных пенсий из органов социальной защиты в органы Пенсионного фонда в 1999–2001 годах по сути переместила сотрудников соцзащиты под крыло ПФР. При этом переданы и полномочия по назначению и выплате пенсий. В результате унифицированы принципы и формы работы органов пенсионного обеспечения по всей стране путём создания Единой пенсионной службы РФ.

В результате пенсионной реформы, стартовавшей в январе 2002 года, пенсия стала формироваться из базовой, страховой и накопительной частей. Внедрение сетевой технологии назначения пенсий ускорило обслуживание населения путём создания многочисленных клиентских служб. В 2004 году пришло время монетизации льгот, а в 2007 году открылось ещё одно новое направление в деятельности ПФР – работа с материнским капиталом. Тогда же начато выполнение программы по государственному софинансированию накопительной части трудовой пенсии.

В 2010 году единый социальный налог заменяется на страховые взносы, проводится валоризация (переоценка) пенсионных накоплений с учётом советского стажа. ПФР приступил к предоставлению государственных услуг, в том числе в электронном виде.

1 января 2013 года в стране началась реализация первого этапа новой пенсионной реформы, были созданы новая пенсионная формула и пенсионный калькулятор. В 2014 году открылись отделения ПФР по Республике Крым и по городу Севастополю. Чтобы за год пройти весь двадцатипятилетний путь ПФР, этим отделениям оказывали помощь коллеги из многих других регионов.

С 1 января 2015 года трудовая пенсия по старости трансформировалась в два самостоятельных вида пенсии: страховую и накопительную пенсию. Страховая пенсия стала рассчитываться не в рублях, а в пенсионных коэффициентах или баллах. Разработаны информационные системы,  автоматизировавшие ключевые процессы и сократившие объем ручного труда, а также увеличившие скорость доступа к информационным ресурсам ПФР. Повысилась надёжность и защищённость, были собраны сведения о каждом гражданине с инвалидностью в России, а также информация о социальных льготах в зависимости от региона.

В период пандемии коронавирусной инфекции приняты меры социальной поддержки семей, имеющих детей. Пенсионный фонд России в беспрецедентно сжатые сроки провёл начисление и выплату единовременной помощи 27,6 миллионам семей с детьми. Сегодня технологическая база фонда и накопленный объём информации позволяют назначать многие выплаты полностью дистанционно через электронные сервисы. Но это не значит, что система работает автономно, как отлаженный механизм. Информация о некоторых сбоях, можно сказать – рабочих моментах, порой проникает через ведомственные барьеры.

Тридцать лет работы Пенсионного фонда – это непрерывное преодоление всё новых и новых вызовов. К сожалению, труд рядовых работников таких организаций, как ПФР во многом неблагодарный. Клиенты порой бывают грубы в обращении, а обыватели  попрекают новыми зданиями, которые, кстати сказать, с развитием цифровых технологий станут постепенно пустеть. Руководство – то, конечно, не без изъяна. В некоторых регионах управляющие отделениями были осуждены за взятки и другие преступления, да и топ-менеджеры в последнее время часто меняются. Подобным информационным фоном и пользуются те, кто хотел бы перераспределить финансовые потоки и получить доступ к базам данных миллионов россиян. На мой взгляд, ликвидация ПФР может дестабилизировать ситуацию в стране, поскольку система пенсионного обеспечения сложна и работает, что называется, с колёс. Разрушать всегда легче, чем созидать. А как думаете Вы?

Мария Парамонова

Комментариев нет »

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Оставить комментарий

Яндекс цитирования