Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле» создаёт фонд видеодекламаций стихотворений лауреатов. Вот и моё стихотворение «Подсолнухи на синем подоле…» опубликовано. Спасибо фестивалю!!!
Биография | Стихи | Выступления | Фотогалерея | Пресса | Дневник | Проекты |
Поэтический фестиваль «Словенское поле» в 2020 году прошёл в десятый раз и в несколько необычном формате. Я смогла приехать только на третий день фестиваля – воскресенье 13 сентября, поскольку в субботу у меня занятия со студентами ТКТИ – филиала «МГУТУ имени К.Г. Разумовского». Впечатления от седьмого подряд фестиваля в Изборске на псковской земле – в моём небольшом видеоролике, смонтированном из телефонных фото- и видеокадров. Буду рада новым подписчикам моего видеоканала, отметкам и комментариям!
Но год 2020-й войдёт в историю и опасной пандемией коронавируса, охватившей весь мир, и беспрецедентной борьбой с этим глобальным вызовом в России. Многие массовые мероприятия пришлось принести в жертву безопасности. Фестиваль исторической поэзии, к счастью, избежал угрозы полной отмены, ведь он никогда не был частью массовой культуры – «Словенское поле» открыто на все четыре стороны, но притягивает преимущественно творческих людей и ценителей традиций русской литературы и истории. Они, к сожалению, а в данном случае и к счастью, составляют интеллектуальное меньшинство нашего общества.
Летом, когда Псковская область была закрыта для посещения гостями из других регионов, прошёл заочный литературный конкурс исторической поэзии – такой формат был использован впервые. Тематический конкурс, который появился в программе «Словенского поля» несколько лет назад, в этом году обратился к духовной лирике и получил название «Свет обители». Он, к слову, проводился по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона.
А основная, очная часть фестиваля, перенесённая на сентябрь, наполнилась новациями, который с восторгом приняли участники, приехавшие из 17 регионов России и Донецкой народной республики. Была проведена акция «Книга в подарок», в рамках которой участники фестиваля представили и передали в дар свои авторские книги в библиотеку Псковской школы-интерната.
На сцене фестиваля выступили юные музыканты – братья Размыслович. В заключительный день, который вопреки обыкновению прошёл не во Пскове, а в Изборске, состоялись мастер-классы членов жюри и почётных гостей фестиваля. Перед участниками праздника поэзии выступили председатель жюри поэтического конкурса «Высота», секретарь Союза писателей России, академик Всесоюзной Академии поэзии, лауреат литературных премий поэт Игорь Тюленев из Перми и председатель жюри конкурсной программы фестиваля «Словенское поле — 2020», президент литературного благотворительного фонда «Дорога жизни», лауреат литературных премий Дмитрий Мизгулин (Ханты-Мансийск/ Санкт-Петербург).
Затем были подведены итоги очного и заочного конкурса исторической поэзии «Словенское поле» (каждый проводился в номинациях «Открытая», «Профи» и «Словенские ключи»), конкурса «Свет обители», посвящённого 110-летию со дня рождения старца Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина), а также поэтического конкурса «Высота», посвящённого 20-летию подвига десантников 6-й парашютно-десантной роты 104-го гвардейского полка.
Каждый лауреат читал свои стихи, присланные на конкурс. Я уже знала, что заняла третье место в заочном конкурсе исторической поэзии «Словенское поле», из числа участников заочного конкурса я была единственной участницей фестиваля, остальные получат свои дипломы по почте. И у меня была счастливая возможность прочесть своё конкурсное стихотворение в том самом месте, которому оно посвящено. Это стихотворение «Подсолнухи на синем подоле…» из поэтического цикла «Сова Минервы».
Десятый, юбилейный фестиваль побудил организаторов подвести некоторые промежуточные итоги, проанализировать, как расширялась география конкурса, кто из участников так проникся духом исторической поэзии, что приезжает на «Словенское поле» из года в год. Самым постоянным, в том числе и мне, были вручены дипломы «Заслуженный участник фестиваля». Приятный сюрприз! Но это были ещё не все знаки внимания организаторов – по результатам десятилетия были вручены дипломы за серии статей о фестивале в СМИ – такой диплом получила и я.
Мероприятия фестиваля прошли на открытой площадке музея-заповедника Изборск с соблюдением требований Роспотребнадзора по недопущению заноса и распространения коронавирусной инфекции. Новинкой стал смонтированный в саду тент, защищавших от дождя и ветра. И я, и другие постоянные участники – Ирина Яненсон, Андрей Теддер, Валерий Савостьянов были рады, что третий день проходил в Изборске. Погода выдалась хорошая и после фестивальных чтений все желающие отправились по ставшему традицией историческому маршруту: мимо Изборской крепости к Труворову городищу, затем к Труворову кресту, а потом к Словенским ключам. Тот самый маршрут, который описан в моём стихотворении «Подсолнухи на синем подоле…», именно это путешествие в невидимый град наполняет вдохновением на весь год, делает историю близкой и понятной, приоткрывает тайное.
Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле – 2020» проводился в рамках литературно-исторического проекта «Чтобы помнили» с использованием средств гранта президента России на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Участники получили значки с логотипом проекта «Чтобы помнили» в рамках которого проходил и онлайн-марафон поэтической декламации «Бессмертный полк русской поэзии».
Хочется поблагодарить за большую организационную работу наших коллег из Псковского регионального отделения Союза писателей России – Андрея Бениаминова, Виту Пшеничную, Игоря Смолькина-Изборцева и других. Радостно, что в такой сложный, аномальный год десятый фестиваль исторической поэзии состоялся в обновлённом формате, сочетающем внимательное отношение к здоровью участников, внимание к личности и творчеству каждого участника и, конечно, внимание к истории и литературе нашей страны!
Международная истoрико-литературная акция «Бессмертный полк русской поэзии» (далее – акция) посвящается Победе Советского народа в Великой Отечественной войне и направлена_на увековечивание памяти поэтов-фронтовиков и поэтов-блокадников, возвращение российскому читателю их стихов, приобщение к этим стихам детей и юношества.
Акция проводится Псковским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» (далее – организатор акции) при поддержке Комитета по культуре Псковской области и является неотъемлемой частью литературно-исторического проекта «Чтобы помнили» (далее — Проект).
Цели и задачи акции соответствуют целям и задачам Проекта.
Участниками акции могут стать жители Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья – носители русского языка, принимающие цели и задачи акции.
1. Акция проводится по направлениям:
«Бессмертный полк русской поэзии» (для участников в возрасте от 18 лет);
«Бессмертный полк русской поэзии». Читают дети» (для участников до 17 лет включительно).
Организатор акции открывает видеоканал на платформе видеохостинга YouTube, на котором, будут публиковаться стихотворения фронтовых поэтов, в декламации жителей России и зарубежья, в популярном на сегодняшний день формате видеороликов. Оформление видеороликов в едином формате Организатор акции берёт на себя.
2. Период проведения акции с 09.03.2020 по 30.06.2020.
Приём видеороликов участников акции по 06.06.2020.
3. Чтобы стать участником акции, необходимо:
— записать (при помощи видеокамеры, веб-камеры, фотоаппарата, мобильного телефона и т.д.) видеоролик, с декламацией произведения поэта – участника Великой Отечественной войны, либо поэта, проживавшего в г. Ленинграде в период его блокады (поэта-блокадника), написанное на русском языке;
— направить видеоролик на E-Mail: poetic.polk@ya.ru
За весь период акции от одного участника принимается не более 3 видеороликов. Предпочтение отдаётся произведениям, читаемым наизусть.
4. Требования к видеоролику:
— форматы видеоролика: mp4, avi, mpeg2, mov, wmv;
— соотношение сторон 16:9, либо 4:3;
— качество видео не ниже 640 x 480;
— один видеоролик должен содержать только 1 стихотворение;
— продолжительность ролика не более 5 минут;
— на видеозаписи должно быть видно лицо человека, читающего произведение;
— не рекомендуется дополнять ролик титрами, надписями, спецэфектами, а также фоновой музыкой и иной фоновой озвучкой.
5. В целях оперативной обработки присланных видеоматериалов и их публикации организатор акции просит предоставить вместе с видеороликом:
— фотографию поэта-фронтовика, написавшего произведение;
— заполненную анкету участника акции.
6. Направляя видеоролик, участник акции тем самым соглашается с тем, что:
— присланные видеоматериалы будут оформлены в едином стиле акции и размещены на видеоканале акции, на хостинге YouTube;
— размещенные на хостинге YouTube видеоматериалы могут в дальнейшем публиковаться (транслироваться) в социальных сетях, интернет-сайтах, а также средствах массовой информации, освещающих проведение акции, и не претендует на какое-либо вознаграждение.
7. Не принимаются к публикации:
— видеоролики с низким качеством видео или звука;
— видеоролики с чтением стихов за кадром (звук наложен на видеоряд);
— видеоролики, содержащие информацию рекламного характера;
— видеоролики, содержание которых нарушает законодательство Российской Федерации и (или) общепринятые нормы нравственности и морали.
Организатор акции оставляет за собой право отказать в публикации видеоматериала без разъяснения причин.
8. Участники акции получают памятный «Сертификат участника акции «Бессмертный полк русской поэзии», в котором указывается ссылка на произведение, размещенное на канале акции. Сертификат направляется в электронном виде, в формате PDF. Если участником представлено 2 и более видеоролика, он получает сертификат за каждый из них.
10. Дополнительная информация.
В Псковской области, дополнительно, будет организовано проведение очной акции с выступлением детей и юношества на праздничных концертных площадках посвящённых Дню Победы, в библиотеках города, домах ветеранов, а также их выступлением на фестивале исторической поэзии «Словенское поле – 2020».
В ходе проведения акции планируется сотрудничество со средствами массовой информации, литературными сайтами, ретрансляция опубликованных видеоматериалов в социальные сети, а также различные группы и сообщества литературной направленности.
Организованное прохождение участников акции в колонне Бессмертного полка в День Победы – не планируется, т.к. мы убеждены, что решение об участии в данном шествии – личное дело каждого гражданина и не может быть организовано с применением административного ресурса, рамках в какой-либо акции или проекта.
Сегодня завершаю свой рассказ о поездке на фестиваль «Словенское поле – 2019″ в Псковскую область. В статье Ратники российской литературы я рассказала о церемонии открытия фестиваля, а в статье Излюбленный маршрут Марии Парамоновой речь шла о поэтических чтениях и прогулке по историческим местам Изборска. На этот раз местом действия будет Псков. Заключительный день фестиваля – 28 июля.
По традиции сбор участников был объявлен у Памятника солдату I мировой войны на набережной реки Великой (улица Воеводы Шуйского). В который уже раз я приятно удивлена тем, с какой любовью псковичи относятся к этой небольшой скульптуре. Вокруг – идеальный порядок. В нескольких кашпо кустится цветущая ампельная петуния. Поэты возлагают к памятнику красные гвоздики и читают стихи о Первой мировой войне. Это больше, чем дань памяти – это прикосновение к подвигу, смыкание времен, смыкание рядов…
После поэтического митинга у памятника участники фестиваля собрались в концертном зале Псковского областного колледжа искусств им. Н. А. РимскогоКорсакова (ПОКИ). Там состоялся итоговый концерт «Словенского поля – 2019», в программе которого выступили поэты и барды из числа участников фестиваля, членов жюри и оргкомитета.
Председатель правления Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» Николай Федорович Иванов подробно рассказал о новых направлениях работы писательского союза. Работа организации заметно активизировалась, повысилась открытость процесса приема в Союз, что вызвало неизбежное в таких случаях противодействие застойных элементов. Николай Федорович ответил на вопросы об обмене членских билетов, о взаимодействии с региональными органами власти, о сотрудничестве писателей с инициативными группами и молодежью, а также о своем экстремальном опыте в журналистике.
Жюри подвело итоги поэтических конкурсов в молодежной номинации «Словенские ключи», «Открытой номинации», номинации «Профи» (для членов писательских организаций) и в специальной номинации «Стихи об Изборске». Эти итоги опубликованы на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России. Замечательно, что абсолютно все участники получили памятные дипломы и прочли свои стихи (либо выступили с обращением к участникам фестиваля в прозе).
Разумеется, я очень рада, что компетентное жюри фестиваля под руководством поэта Вадима Терёхина (Калуга) удостоило меня звания лауреата II степени в номинации «Профи». Разделил со мной эту радость и вторую ступень «пьедестала» поэт из Тулы Валерий Савостьянов. А победителем в высшей номинации стала Ольга Флярковская из Москвы. Со сцены ПОКИ я прочла стихотворение «Виршеловка», написанное под впечатлением последних писем Сергея Есенина. Стихи из конкурсной подборки опубликованы на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России. В дополнение к диплому я получила в подарок керамическое панно с видом на Городищенское озеро с Труворова городища и логотипом фестиваля, а также календарь с репродукциями картин – видов Пскова и стихами псковских поэтов.
Припекало солнышко, заставляя мою кожу краснеть от того, что половина лета прошла безвылазно на работе. Поэты укрывались в тени деревьев, беседок или на веранде блинной. То и дело оттуда доносился голос официантки, выкрикивающей номер заказа.
Мой черед читать стихи наступил почти в самом конце программы. Стихотворение «Старица дремлет» из основной подборки я сопроводила ремаркой об удручающем состоянии памятников архитектуры в малых городах центральной России. Это стихотворение я написала почти год назад, после выступления на ступенях Пятницкой церкви в Старице Тверской области. Вот оно:
А в рамках номинации «Стихи об Изборске» я прочитала «На исходе июля». Это стихотворение – расширенная метафора фестиваля «Словенское поле – 2018″. Конечно, не все смогли разгадать зашифрованные в образах древнегреческих богов персоны поэтов-участников. Но это не столь важно для меня как то, что я снова вернулась на это место вдохновения.
После чтений у нас осталось два часа времени для встречи с чудесами здешних мест. Забыв об обеде, я поспешила к ним. Но сначала все участники чтений, которые к тому времени еще не разбрелись по окрестностям, сфотографировались у стены Изборской крепости.
Я поделилась с поэтами Ириной Яненсон и Андреем Теддером своим открытием, которое я сделала в прошлом году. Тогда я пыталась найти дорогу на Труворово городище. Но туристы не могли ничего мне подсказать. Некоторые и вовсе отшатывались, будто я хочу им что-то продать или попросить денег в долг :). Вероятно, когда к людям вежливо обращаются со словами «Здравствуйте, не могли бы Вы…», именно такая мысль приходит им в голову. Тогда я стала подниматься вверх по тропе, начинающейся у дороги на Словенские ключи. Долго шла вверх и в итоге нашла Труворово городище . Обратно шла по краю поля, мимо кладбища. Мне советовали пройти через кладбище, так короче, но я не решилась в одиночку на такое путешествие. Моё открытие было очень простым – лучше всего идти из деревни Изборск в сторону стоянки туристических автобусов, дальше – через кладбище или вдоль его ограды, выйти на Труворово городище, а уже после спускаться вниз с горы на Словенские ключи.
Этот рецепт пришелся по вкусу моим друзьям и мы отправились в путь. На краю кладбища наше внимание привлек очень большой каменный крест с едва различимыми буквами. Его называют крестом Трувора. На городище мы насладились прекрасным видом с вершины горы, представили, как могло выглядеть это место в старину, сфотографировались у ворот, восстановленных археологами и у церкви гораздо более поздней постройки. Затем спустились к Словенским ключам. Я всегда подхожу к каждому ключу, здороваюсь с ним, опуская руки в холодную воду, выпиваю несколько глотков, набирая воду в ладони. Чтобы не промочить ноги, я переобуваюсь в пляжные тапочки, которые привожу с собой специально для этой цели. То ли двенадцать апостолов, которым посвящены эти ключи, помогают, то ли вода столь полезна, сколь вкусна, но я всегда чувствую себя обновленной и счастливой после посещения этого чудесного места.
Моим друзьям тоже понравилось путешествие. Вот, что пишет Ирина Яненсон на своей странице в ФБ:
«В самом Изборске в этот раз, спасибо Маше Парамоновой, которая провела нашу компанию по своему излюбленному маршруту, я увидела изумительные панорамы изборской природы и древнее городище с воротами в древний город, короче, не пожалела, что пошла за Машей, хоть и подустала бродить по пригоркам и ручьям. Домой вернулась прям обомлевшая от усталости и полная впечатлений».
Вчера вернулась из Псковской области – с Девятого фестиваля исторической поэзии «Словенское поле». Девятый он для истории, а в моей биографии – шестой подряд. «Однажды, навсегда и неизменно / Я влюблена в Изборск!» – это строки из моего стихотворения о фестивале 2015 года.
В этом году я приехала на фестиваль в субботу – вынуждена была пропустить интереснейшую экскурсию в Остров. Но и два дня фестиваля оказались столь насыщенными, что сегодня расскажу только про первый из них, про торжественное открытие фестиваля.
Мы прибыли в Изборск, к Священному холму, на котором в 2007 году в праздник Воздвиженья был установлен семиметровый крест. В этом знаковом месте состоялось открытие фестиваля. Подробно о церемонии принесения земель пишет наш сайт в статье «Смоленские поэты на Словенском поле»:
О событиях октября 1941 года на Пожарной площади в Твери (именно оттуда я привезла землю) более подробно рассказано в статье «В Изборск – с Пожарной площади» свежего номера тверского еженедельника «Караван Ярмарка» (№28 от 30.07.19).
От волнения я, как обычно, «забыла слова и звуки» и даже пропустила одно четверостишие. Поэтому приведу здесь это стихотворение целиком – оно не только о воине-интернационалисте Александре Прохоренко, погибшем в 2016 г. близ сирийского села Тадмор (в стихотворении я называю его Фадмор – так звалось это место в период своего расцвета при царице-христианке Зенобии). Оно о каждом, кто, находясь во враждебном окружении, отстаивает свои убеждения.
Такими ратниками российской литературы видятся мне современные писатели, защищающие своё право на творчество, любовь к родной стране и истории, на общение с единомышленниками. Прицельный огонь по ним ведут источающие ядовитые словеса прозападные литераторы и журналисты. А официальные власти с одной стороны боятся упрека в том, что у них есть идеология, а с другой – безграмотны, недальновидны и находят более заманчивые объекты для инвестиций, чем развитие литературного творчества.
Продолжение следует
23 ноября во Пскове в библиотеке «Родник» имени С.А. Золотцева состоялась презентация сборника стихов участников фестиваля исторической поэзии «Словенское поле – 2018″. Поэты, под идейным руководством организатора фестиваля и составителя сборника Андрея Бениаминова, вспоминали прошедший фестиваль, читали стихи, вероятно, пели песни.
Конечно, у меня не было возможности поехать на эту презентацию, но благодаря Ирине Яненсон, с которой мы подружились еще в мой первый приезд на «Словенское поле», я почувствовала себя частью этого праздника поэтической жизни. Вот какие фотографии прислала мне Ирина: сборник открыт на странице с моими стихами «Первая дуэль», «Три казака» и «Ратник».
Правда, праздник поэзии оказался немного грустным. Как сообщает на своей странице Андрей Бениаминов, с президентским грантом на фестиваль «Словенское поле -2019» псковская писательская организация «пролетела».
- На душе какое-то опустошение. Бессонные ночи на подготовку заявки оказались впустую. Денег на фестиваль 2019 года – нет. Да и прошедший фестиваль «Словенское поле – 2018» дался мне трудно, как никогда ранее. Такого количества технических и организационных накладок, нестыковок, как в этом году – не было никогда. Возможно это знак, что с проектом «Словенское поле» пора заканчивать? Честно говоря – чертовски устал. Так получается, что «Словенское поле» забирает меня полностью. Не остаётся времени не то, что на творчество, но на семью, детей, домашние дела, просто на отдых – пишет Андрей Бениаминов.
От всей души сочувствую этому прекрасному человеку, организатору, поэту. Он, как Ратник из моего стихотворения, окружен людьми, не поддерживающими его идеалов и начинаний или пытающимися повернуть их к своей выгоде. Фестиваль – 2018 действительно был противоречивым. Я даже не смогла написать традиционный обзор для сайта. Возможно, следует изменить формат фестиваля. например, не проводить конкурс, а только чтения. Тогда вся «тина» уйдет на дно. Останутся только те, кто любит Изборск, Псков, Россию и поэзию. Расходы сразу сократятся, администрация и музей немного помогут, вероятно.
Как сообщает сайт Смоленской областной организации Союза писателей России, в только что вышедшем во Пскове сборнике поэзии «Словенское поле-2018″ опубликованы стихи шести смолян – участников одноименного фестиваля исторической поэзии – членов Смоленской областной организации Союза писателей России Любови Сердечной, Владимира Королёва, Натальи Толбатовой и Марии Парамоновой, а также Сергея Подольского и Анастасии Самарцевой.
Я уже познакомилась с оглавлением этого издания, вероятно вскоре получу авторский экземпляр по почте. Тираж составил 350 экземпляров.
В числе авторов, чьи стихи опубликованы в сборнике, такие известные российские поэты как Владимир Шемшученко, Игорь Тюленев, Валерий Савостьянов, Ольга Флярковская и другие.
В моей подборке – стихотворения «Первая дуэль» (на днях читала его у памятника Пушкину участникам Ассамблеи Русского мира), «Три казака» и «Ратник» (стр.100-101), а также стихотворение «Мы – братья, поэты» – в тематическом разделе, посвященном памяти поэта Игоря Григорьева (стр.147).
C 28 по 30 июля 2017 года в Псковской области проходил Международный историко-патриотический поэтический фестиваль «Словенское поле – 2017». Фестиваль «Словенское поле» проводится с 2008 года – тогда авторы и издатели литературного журнала «Поэзия. 21 век» предложили провести поэтический праздник на древней Изборской земле и Музей-заповедник «Изборск» эту инициативу поддержал. А в 2012 году фестиваль стал одним из ярких праздничных мероприятий в рамках празднования 1150-летия основания Изборска, его организовало Псковское региональное отделение Союза писателей России при поддержке Государственного комитета Псковской области по культуре. Тогда было принято решение сделать фестиваль ежегодным. Я приняла участие в четырех фестивалях подряд – с 2014 по 2017 год.
В 2017 году седьмой историко-патриотический поэтический фестиваль «Словенское поле» собрал во Пскове писателей из 18 регионов России, а также из Беларуси, Испании, Эстонии, Франции и Объединённых Арабских Эмиратов. От Смоленской областной организации Союза писателей России на фестиваль приехали: Олег Дорогань, Вера Суханова, Владимир Королёв, Анастасия Самофралийская и я, Мария Парамонова, представляющая также и Тверскую область. В тверскую делегацию помимо меня вошли члены Содружества литераторов Верхневолжья Вера Грибникова, Любовь Старшинова, Сергей Полежаев, Ольга Кочнова и Василий Рысенков (член жюри).
В этом году была объявлена дополнительная номинация – конкурс стихов о Пскове, посвящённый семидесятилетию автора гимна Пскова Станислава Золотцева (1947-2008).
В первый день фестиваля по традиции организаторы приглашают в увлекательные поездки по историческим местам псковской земли. В прошлом году это была поездка в Пушкиногорье, а нынче писатели побывали в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Вечером того же дня во время неформального ужина прошли литературные чтения свободной тематики.
На следующее утро два комфортабельных автобуса с участниками фестиваля отправилась в Изборск. После экскурсии по Изборской крепости, которую любезно предоставляет фестивалю Музей-заповедник, участники фестиваля посетили Словенские ключи, церковь Рождества Богородицы, недалеко от которой бьёт Богородицкий святой источник. Не скрою, что испытываю притяжение Словенских ключей – они открывают новое дыхание для творчества, наполняют энергией, придают сил.
Затем состоялось торжественное открытие историко-патриотического поэтического фестиваля«Словенское поле – 2017», на котором выступили официальные лица и инициатор фестиваля – поэт Андрей Бениаминов. С приветственным словом выступил председатель Смоленской организации Союза писателей России Олег Дорогань. Он прочитал своё стихотворение «Владимир Креститель».
В рамках фестиваля в «Нескучном садике» музея-заповедника состоялись поэтические чтения и выступления бардов. Я прочла новые стихотворения «Семь сотен снегов» и «Гроза. К Пушкину». По окончании чтений, сопровождавшихся моросящим дождиком и поеданием вкуснейших блинчиков на террасе Нескучного садика, участники фестиваля дружно отправились к автобусной стоянке и вернулись во Псков.
По приглашению председателя Псковского регионального отделения Союза писателей России Игоря Смолькина (Изборцева) смоленская делегация побывала в главном офисе псковских писателей. В неформальной обстановке писатели обменялись своими впечатлениями, обсудили существующие проблемы. А вечером поэты гуляли по старому городу, прикасались к его истории, фотографировались и читали стихи. Была прекрасная творческая атмосфера.
30 июля заключительный день фестиваля начался с церемонии возложения цветов к памятнику солдату Первой мировой войны. Эта традиция возникла год назад и была поддержана всеми участниками, большинство из которых приезжают на фестиваль ежегодно. Владимир Королёв продекламировал стихотворение, посвящённое своему деду, штабс-капитану царской армии Филиппу Латонову. Прозвучало много стихов о Первой мировой войне.
Затем в концертном зале Псковского областного колледжа искусств им Н. А. Римского-Корсакова прошёл мастер-класс лауреата премии им. М. Е. Салтыкова Щедрина и конкурса «Золотое перо России», поэта Василия Рысенкова (г. Торжок, Тверская область). И тут вдруг выяснилось, что исторической поэзии не существует. Василий Рысенков на правах мастера объяснил приехавшим на фестиваль исторической поэзии авторам, что историческая поэзия устарела. Эпический жанр ушел в прошлое вместе с Гомером и Лермонтовым, а сейчас нужно писать иначе. И прочитал несколько своих стихотворений для примера. Слегка касаясь истории или, лучше сказать, прошлого, поэт метафорично индульгирует в своих переживаниях. Получается неплохо, но зачем же отрицать то, что делают другие? Член жюри пожурил тех, кто обращается к историческим сюжетам, предположив, что они пересказывают статьи из Википедии. Участникам фестиваля стало стыдно за свое несовершенство, они мысленно поклялись никогда больше не писать исторических стихов и проводили Василия Рысенкова дружными апплодисментами.
Смоленские писатели были отмечены дипломами фестиваля «Словенское поле». А победителями стали поэты, соответствующие установке жюри на отвлеченность от исторических событий. Впрочем, в номинации стихов о Пскове одним из призеров стала Ольга Кочнова из Твери за прекрасное стихотворение о княгине Ольге.
На заключительных чтениях Олег Дорогань прочитал стихотворение «Ты водила полки Одигитрия», Вера Суханова и Анастасия Самофралийская продекламировали произведения на крымскую тему. Я, в свою очередь, вышла на сцену за дипломом участника, но не стала читать «Семь сотен снегов», поскольку у меня не было при себе Википедии и я не могла подтвердить оригинальность сюжета моего стихотворения, опирающегося лишь на одну фразу из летописи. Я прочла «Земля ранима и прекрасна…», как призыв к миру, к бережному отношению к нашей планете и друг другу. На мое удивление это стихотворение получило положительные отзывы участников фестиваля, разубедившие меня в возникшем было желании прекратить если не писать (это невозможно!), то по крайней мере читать стихи.
Через некоторое время я узнала, что в следующем году фестиваля «Словенское поле» скорее всего не будет. Андрей Бениаминов, судя по всему, устал от того, что те, кто въезжает в рай на его горбу еще и вонзают шпоры в бока, побуждая маневрировать в нужную сторону. Нужную кому? Не Андрею Бениаминову и не тем, кто за эти годы полюбил фестиваль исторической поэзии, псковскую землю и ее историю.