Записи с меткой «Памятники истории и культуры»


Излюбленный маршрут Марии Парамоновой

01.08.2019

В предыдущей заметке о фестивале «Словенское поле – 2019″ - «Ратники российской литературы» я рассказала об открытии фестиваля «Словенское поле – 2019″. Теперь пришло время продолжить мой рассказ. В тот же день, 27 июля в Нескучном садике на территории музея-заповедника «Изборская крепость» прошли конкурсные чтения. Поэты читали одно произведение из подборки, направленной на конкурс исторической поэзии и стихотворение об Изборске. Участники фестиваля, выступающие вне конкурса, также читали свои стихи исторической тематики.

Припекало солнышко, заставляя мою кожу краснеть от того, что половина лета  прошла безвылазно на работе. Поэты укрывались в тени  деревьев, беседок или на веранде блинной. То и дело оттуда доносился голос официантки, выкрикивающей номер заказа.

Мой черед читать стихи наступил почти в самом конце программы. Стихотворение «Старица дремлет» из основной подборки я сопроводила ремаркой об удручающем состоянии памятников архитектуры в малых городах центральной России. Это стихотворение я написала почти год назад, после выступления на ступенях Пятницкой церкви в Старице Тверской области. Вот оно:

Старица дремлет

Берег высокий у Волги-реки,
Вал крепостной – завещание предков.
Здесь даже звёзды не так далеки,
Звуки доносятся редко.
Славится Старица древней красой,
Княжеской честью, купеческим братством,
Верой смиренной и правдой простой:
Грех похваляться богатством.
Божию милость восславя, купцы
Миром построили церковь из древа.
В небо над торгом подняли венцы
В память Святой Параскевы.
Век пролетел – белокаменный храм
Зодчий возводит – с амвоном просторным.
Дивные фрески восходят к хорам,
Небо – в цветах рукотворных.
Смотрит на мир монастырских могил
Храм Рождества Богородицы – Девы.
В левом приделе восславился Нил,
Правый – Святой Параскевы.
Старица дремлет. Былой красоты
Тихо листает века и виденья.
Чает она возрожденья святынь,
Древней земли возрожденья.

А в рамках номинации «Стихи об Изборске» я прочитала «На исходе июля». Это стихотворение – расширенная метафора фестиваля «Словенское поле – 2018″. Конечно, не все смогли разгадать зашифрованные в образах древнегреческих богов персоны поэтов-участников. Но это не столь важно для меня как то, что я снова вернулась на это место вдохновения.

После чтений у нас осталось два часа времени для встречи с чудесами здешних мест. Забыв об обеде, я поспешила к ним. Но сначала все участники чтений, которые к тому времени еще не разбрелись по окрестностям, сфотографировались у стены Изборской крепости.

Я поделилась с поэтами Ириной Яненсон и Андреем Теддером своим открытием, которое я сделала в прошлом году. Тогда я пыталась найти дорогу на Труворово городище. Но туристы не могли ничего мне подсказать. Некоторые и вовсе отшатывались, будто я хочу им что-то продать или попросить денег в долг :). Вероятно, когда к людям вежливо обращаются со словами «Здравствуйте, не могли бы Вы…», именно такая мысль приходит им в голову. Тогда я стала подниматься вверх по тропе, начинающейся у дороги на Словенские ключи. Долго шла вверх и в итоге нашла Труворово городище . Обратно шла по краю поля, мимо кладбища. Мне советовали пройти через кладбище, так короче, но я не решилась в одиночку на такое путешествие. Моё открытие было очень простым – лучше всего идти из деревни Изборск в сторону стоянки туристических автобусов, дальше – через кладбище или вдоль его ограды, выйти на Труворово городище, а уже после спускаться вниз с горы на Словенские ключи.

Этот рецепт пришелся по вкусу моим друзьям и мы отправились в путь. На краю кладбища наше внимание привлек очень большой каменный крест с едва различимыми буквами. Его называют крестом Трувора. На городище мы насладились прекрасным видом с вершины горы, представили, как могло выглядеть это место в старину, сфотографировались у ворот, восстановленных археологами и у церкви гораздо более поздней постройки. Затем спустились к Словенским ключам. Я всегда подхожу к каждому ключу, здороваюсь с ним, опуская руки в холодную воду, выпиваю несколько глотков, набирая воду в ладони. Чтобы не промочить ноги, я переобуваюсь в пляжные тапочки, которые привожу с собой специально для этой цели. То ли двенадцать апостолов, которым посвящены эти ключи, помогают, то ли вода столь полезна, сколь вкусна, но я всегда чувствую себя обновленной и счастливой после посещения этого чудесного места.

Моим друзьям тоже понравилось путешествие. Вот, что пишет Ирина Яненсон на своей странице в ФБ:

«В самом Изборске в этот раз, спасибо Маше Парамоновой, которая провела нашу компанию по своему излюбленному маршруту, я увидела изумительные панорамы изборской природы и древнее городище с воротами в древний город, короче, не пожалела, что пошла за Машей, хоть и подустала бродить по пригоркам и ручьям. Домой вернулась прям обомлевшая от усталости и полная впечатлений».

Ратники российской литературы

30.07.2019

Вчера вернулась из Псковской области – с Девятого фестиваля исторической поэзии «Словенское поле». Девятый он для истории, а в моей биографии – шестой подряд. «Однажды, навсегда и неизменно / Я влюблена в Изборск!» – это строки из моего стихотворения о фестивале 2015 года.

В этом году я приехала на фестиваль в субботу – вынуждена была пропустить интереснейшую экскурсию в Остров. Но и два дня фестиваля оказались столь насыщенными, что сегодня расскажу только про первый из них, про торжественное открытие фестиваля.

Мы прибыли в Изборск, к Священному холму, на котором в 2007 году в праздник Воздвиженья был установлен семиметровый крест. В этом знаковом месте состоялось открытие фестиваля. Подробно о церемонии принесения земель пишет наш сайт в статье «Смоленские поэты на Словенском поле»:

«Год от года Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле», который проводит в Изборске Псковское региональное отделение Союза писателей России, всё яснее обретает черты Изборского поэтического клуба. Он становится площадкой стратегической – отсюда, с древней земли, над которой  возвышается поклонный крест, где, несмотря на усилия реставраторов, сохраняет исторический облик Изборская крепость, где от Труворова городища сквозь толщи известняка бежит  живая вода Словенских ключей, всё слышнее и увереннее звучит голос писателей Великой России.
Они избавляются от комплексов, внушаемых представителями русскоязычного постмодернизма, фикшн, нон-фикшн и янг-эдалт. Они перестают стесняться любви к родной земле и понимают слово «пафос» в переводе с греческого (страсть, воодушевление), а не с либерального (ругательство, применяемое к творчеству патриотов). Они читают стихи о возвышенном и о безобразном, но реально смотрят на мир, в котором нет и не будет в обозримом будущем тепличных условий для творчества.
Девятый Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле» был торжественно открыт 27 июля 2019 года у «Священного Холма единения и славы России» в Изборске Псковской области. На церемонии открытия фестиваля выступили председатель правления Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» известный российский прозаик Николай Иванов (г. Москва), сопредседатель правления Союза писателей России, председатель правления Калужского областного отделения Союза писателей России поэт Вадим Терёхин, секретарь Союза писателей России, председатель правления Псковского регионального отделения Союза писателей России известный российский прозаик Игорь Смолькин (Изборцев). Смоленскую областную организацию Союза писателей России на фестивале представляли заместитель председателя правления Мария Парамонова, члены организации Любовь Сердечная и Владимир Королёв.
Участники фестиваля совершили приношение земель из исторически значимых мест русской истории, мест воинских сражений, русской доблести и героизма к  «Священному Холму единения и славы России» на Словенском поле. Любовь Сердечная рассказала о том, что в этом году к Холму доставлена земля от Смоленской стены. Близ одного из участков пятивековой Смоленской крепости находится аллея героев. Здесь увековечена память героев Отечественной войны 1812 года. Здесь установлены 13 бетонных обелисков с названиями городов-героев Великой Отечественной. Внутри каждого из них – капсулы с землей с мест боев в городах-героях. В 2015 году к ним добавили два обелиска Городов воинской славы Смоленщины – Ельни и Вязьмы. Здесь же находится могила и установлен бронзовый бюст Героя Советского Союза М. А. Егорова, водрузившего в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом. Владимир Королев прочел стихотворение смоленского поэта, члена Союза писателей СССР Алексея Бодренкова (1922-1984). Оно стало литературной основой гимна Смоленска.
…От каждого камня здесь мужеством веет
Дней наших и дней старины.
И если ты хочешь быть духом сильнее,
Побудь у Смоленской стены…
А Мария Парамонова привезла землю со своей малой родины – она родилась в Калинине (Твери).

 О событиях октября 1941 года на Пожарной площади в Твери (именно оттуда я привезла землю)  более подробно рассказано в статье «В Изборск – с Пожарной площади» свежего номера тверского еженедельника «Караван Ярмарка» (№28 от 30.07.19).

«Мария Парамонова привезла землю с Пожарной площади Твери (Калинина). Она рассказала о событиях октября 1941 года в Калинине: 
– 12 октября в Калинин по железной дороге начали прибывать части 5-й стрелковой дивизии. Тем временем оборону вели немногочисленные отряды курсантов, ополчения, городской партизанский отряд. 13 октября 1941 года танки и мотопехота врага вышли к западной окраине города, а утром 14 октября пытались форсировать реку Волгу и захватить заволжскую и затверецкую части Калинина.
Для переброски по Бежецкому шоссе к Затверечью частей 256-й стрелковой дивизии не хватало времени. А мирные жители – кто на автомашинах, а кто пешком – уходили из города именно по Бежецкому шоссе. В числе этих жителей была и моя бабушка с тремя детьми.
Важно было не пропустить танки врага через Тверецкий мост. Четыре вражеских танка, две автомашины с мотопехотой и одним арторудием на прицепе подошли к мосту со стороны речного вокзала. С противоположной стороны передовой отряд красноармейцев в составе стрелковой роты на автомашинах с одним орудием из 5-й батареи 531-го легкого артполка прибыл на Пожарную площадь и занял оборону.
Расчет орудия сержанта Епанчи из артиллерийской засады за глухим забором и двухстворчатыми воротами старого пивзавода вел внезапный прицельный огонь по технике противника, выходящей на мост. Первым же снарядом был подбит головной танк, а вторым снарядом – замыкающий колонну. Еще два германских танка были уничтожены огнем прямой наводки. На мосту образовалась пробка из разбитой военной техники фашистов, им не удалось с ходу прорваться в Затверечье.
14 и 15 октября красноармейцы и народные ополченцы удерживали свою предмостную позицию на Пожарной площади. За это время сюда подошли вся 5-я батарея 531-го легкого артполка, стрелковые батальоны из полков 256-й дивизии и другие части. Орден Красного Знамени за этот бой получил командир батареи лейтенант А.И. Кацитадзе.
После церемонии принесения земель Мария Парамонова прочла свое стихотворение «Ратник». 

 От волнения я, как обычно, «забыла слова и звуки» и даже пропустила одно четверостишие. Поэтому приведу здесь это стихотворение целиком – оно не только о воине-интернационалисте Александре Прохоренко, погибшем в 2016 г. близ сирийского села Тадмор (в стихотворении я называю его Фадмор – так звалось это место в период своего расцвета при царице-христианке Зенобии). Оно о каждом, кто, находясь   во враждебном окружении, отстаивает свои убеждения.

Ратник

Этот ветер несет прокаленный песок,
в этот вечер свирепая свора
замыкает кольцо, и последний часок
мне остался в долине Фадмора.
Эти руки по локти, по плечи в крови,
их оружие пеплом покрыто,
эта свора пробраться ко мне норовит,
предвкушая  безумие пыток.
Эти земли забыли за тысячу лет
благородной Зенобии речи.
По песку пробиваются, путая след,
будто волки, сыны человечьи.
Эти лица окутаны шарфами тьмы,
ятаганом ухмылка кривая.
Я стрелу посылаю – своим, за холмы,
и огонь на себя вызываю.

Такими ратниками российской литературы видятся мне современные писатели, защищающие своё право на творчество, любовь к родной стране и истории, на общение с единомышленниками. Прицельный огонь по ним ведут источающие ядовитые словеса прозападные литераторы и журналисты. А официальные власти с одной стороны боятся упрека в том, что у них есть идеология, а с другой – безграмотны, недальновидны и находят более заманчивые объекты для инвестиций, чем развитие литературного творчества. 

 Продолжение следует

 

Овация для Пушкина

10.06.2019

220-летию_Александра Сергеевича Пушкина был посвящен бал, состоявшийся 8 июня в Городском саду Твери. Пушкинский бал в областной столице проходит уже во второй раз. В 2018 году я принимала участие в его поэтической паузе как представитель Содружества литераторов Верхневолжья. Инициатором и организатором Пушкинского бала является Елена Чечина – руководитель танцевально-спортивного клуба «Овация» при Тверском областном Дворце культуры «Пролетарка» и проекта «Бал в Твери».

Поэтический обозреватель еженедельника «Караван Ярмарка» в номере 21 (21) от 12.06.2019 (стр. 3) пишет об этом событии:

«В этом году Пушкинский бал начался у памятника Александру Сергеевичу  работы советского скульптора Олега Константиновича Комова. К слову, в год 220-летия поэта и памятник отмечает юбилей – свое 45-летие.

Кавалеры в бархате и дамы в шелках окружили бронзовую фигуру поэта.  Елена Чечина рассказала о традиции дворянских балов в пушкинские времена, напомнила строки из романа в стихах «Евгений Онегин», красноречиво свидетельствующие о том, что балы были центром общественной жизни. Затем она представила  члена Союза писателей России, автора трех поэтических книг  Марию Парамонову. В исполнении поэтессы прозвучали стихотворения Пушкина «Чем чаще празднует лицей…» и «Кто, волны, вас остановил…» и связанные с ними авторские произведения «Первая дуэль» и «К Пушкину. Гроза».

После поэтического приношения Пушкину участники бала направились к эстраде, где уже звучала музыка, приглашая к танцу. Елена Чечина отметила, что второй Пушкинский бал собрал не только поклонников бального танца из Твери, но и привлек гостей из Москвы и районов Тверской области. А из деревни Малое Вишенье Торжокского района, где компактно проживают казаки, приехали представители сразу двух многодетных семей – Лобачевых и Кайдашей».

Бал начали с полонеза. Многих зрителей, и меня в том числе, не пришлось приглашать дважды – они с радостью присоединились к танцу, хотя и не были одеты сообразно временам Пушкина.  Вторым танцем был марш «Рим» – в нем танцоры образуют круг, держась за руки. Площадка перед эстрадой едва вместила этот круг друзей Пушкина. Несмотря на зной, станцевали мазурку и вальс.

На сцену поднялся юноша в черном цилиндре – точь-в-точь Пушкин. Это актер, руководитель Театра малых форм Евгений Вычегжанин  вышел к микрофону. Он исполнил романс «Средь шумного бала» (музыка П.И. Чайковского, стихи А.К. Толстого). А очаровательная Алла Шульгина исполнила старинный русский романс «Я разлюбила Вас».

И снова закружились в танце пары: вальс, полонез, мазурка, котильон. Горожане в восхищении останавливались у эстрады, просили сфотографироваться с нарядными дамами и кавалерами.

Жаль только, что часть сада, примыкающая к Екатерининскому путевому дворцу, закрыта для посетителей. Праздничное шествие «Овации» могло бы придать жизни этому ухоженному, но вычеркнутому из жизни города пространству.

А еще участники и зрители бала говорили о том, что было бы прекрасно создать клубы любителей бального танца для пенсионеров. При определенной грантовой поддержке такие объединения могли бы посещать и украшать танцем культурные события по всей Тверской области и за её пределами.

Духовно богатые в «долине нищих»

25.04.2019

Студенты и казаки убрали мусор вокруг Фаддеевского храма

Церковь Фаддея, Архиепископа Тверского находится в Затверечье, у давно закрытого для захоронения и заброшенного Неопалимовского кладбища (ул. Кропоткина). Деревянная однопрестольная церковь была построена в 2016-2018 годах на месте погребения и обретения мощей архиепископа Фаддея (Успенского).

По благословению Митрополита Тверского и Кашинского Саввы, по просьбе настоятеля Фаддеевской церкви иерея Андрея (Фонарева), очистить от мусора территорию, прилегающую к церкви, прибыли тверские казаки и студенты Тверского казачьего технологического института (филиала) МГУТУ имени К.Г. Разумовского.

 Отец Андрей, указом от 14.03.2019 г. назначенный Председателем Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством, является духовным наставником православных студентов ТКТИ. 16 апреля этого года он стал настоятелем Храма в честь священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Этот храм определен местом пребывания Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством.

Прибыв к храму с граблями и лопатами, казаки, во главе с товарищем атамана Тверского отдельского казачьего общества Юрием Мякеньких и атаманом Тверского станичного казачьего общества Альбертом Меньшиковым, оценили объем работ и несознательность наших граждан. Действительно, территория вдоль дороги, ведущей от «Затверецкого квартала» в сторону Восточного моста мимо Неопалимовского кладбища за зиму превратилась в одну большую несанкционированную свалку.

Невольно вспомнились слова губернатора Игоря Рудени о том, что, при соответствующем воспитании,  дети пристыдят родителей, выбрасывающих мусор где попало. Студенты ТКТИ, сгребая граблями этот мусор, пожалуй, пристыдили бы. Да только их родители не живут в элитных домах и таунхаусах так называемой «долины нищих». Сложив мусор в специально заказанный в ТСАХ контейнер и большие мешки, молодые люди сожалели, что емкости закончились. Ведь мусор – не у храма, а ближе к улице, носящей гордое имя Александра Невского, еще остался. Когда-то этот затверецкий квартал заканчивался улицей с названием Задняя. Право же, если жителям новых домов безразлична чистота прилегающей территории, лучше вернуть историческое название.

В зарослях сирени виднелись оградки могил Неопалимовского кладбища (упоминается с 1763 года), поросшие мхом плиты. Видно было, что кладбище сильно пострадало от вандалов и черных копателей. Но преподаватели и студенты не стали, из соображений безопасности, углубляться в заросли кустарника. По слухам, там находят кости не только столетней давности. Месту этому не добавляет очарования даже связь с именем  архиепископа Тверского Фаддея – в последний день 1937 года его тайно захоронили здесь (без гроба и подобающей одежды).

Архиепископ Тверской и Кашинский Фаддей, как известно из жития, был расстрелян 31 декабря 1937, а затем погребен на Неопалимовском кладбище Твери. В 1993 обретены его мощи, благодаря свидетельствам нескольких местных жительниц и работе исследователей. В 1997 Фаддей (Успенский) причислен лику святых новомучеников и исповедников Российских. А летом 2016 года было решено создать храм-часовню священномученика Фаддея (Успенского).

Храм в этом месте стоял вплоть до Великой отечественной войны.  Это была каменная церковь с двумя престолами– иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и преподобного Нила Столобенского. Однако, 29 сентября 1936 года городские власти лишили владыку Фаддея регистрации и запретили служить. В нарушение запрета он продолжал совершать богослужения, за что и был расстрелян.  Неопалимовскую церковь владыка Фаддей выделял особо – на холме, среди кладбища, отделенного от города полем и Волгой, она была как скит.

Теперь ежегодно 31 декабря в храме проходит служба в память о священномученике Фаддее. Снова стоит церковь, как скит, среди житейского моря, на краю разграбленного кладбища. Студенты и казаки очистили прилегающую к храму территорию от мусора. Но, будем честными, без серьезного, ответственного подхода городских властей, проблема криминального очага, каковым является это кладбище, решена не будет.

Мария ПАРАМОНОВА

Венцы творенья русских зодчих. Исконно русскую деревянную архитектуру необходимо сохранить

30.10.2018

На Руси, богатой лесами, деревянное зодчество было и ремеслом, и искусством. Доступный строительный материал был средством выражения художественных идей русских мастеров, создавших уникальные произведения. Ряд бревен они уважительно называли венцом. Архитектурное наследие русского народа дошло к нам через века, но в наши дни находится под угрозой исчезновения.

НЕВОСПОЛНИМЫЕ УТРАТЫ

Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа 2018 года великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию: пора перестать закрывать глаза на процесс неуклонной и безвозвратной утраты деревянных церквей Руси.

Пожар в Кондопоге получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога,  однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иванове. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вежи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская церковь в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге православной архитектуры» можно обнаружить фотографии деревянных культовых построек и описание их удручающего состояния.

 Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих.  Государство и церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура.  Русь традиционно строила из дерева, позволяющего создавать красивые, уютные, теплые дома. Подверженность пожарам и меньший по сравнению с каменными постройками срок службы – недостатки деревянных построек, не позволившие дойти к нам через века  княжеским теремам, укреплениям и посадам. Философ-религиовед П.А. Павлов пишет, что «археологи будущего, вероятно, датируют XXI веком гибель русской цивилизации, не найдя в более позднем культурном слое остатков деревянных строений».

Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать ее на включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и  гонения на религию, но исчезла в огне мирной, покровительствующей православию, однако все же такой  безразличной к культурному наследию современности.

 ШИРКОВ ПОГОСТ НА ВСЕЛУГЕ

По-своему уникальные, подобно кондопожской, церкви есть во многих регионах России, и каждая из них бесценна. Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм в селе Ширково Пеновского района. Настоятель расположенного рядом, буквально в 100 метрах, каменного храма  иеромонах Антоний (Краснолобов) рассказывает:

– Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы бревна необычной толщины – до 70 сантиметров. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Но и раньше в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом. Власти Тверской области выделили 4,6 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви,  но как скоро будет разработан проект, мне не известно. Сейчас службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения.

Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды, и, несмотря на то, что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.

ЯРУСНЫЙ ХРАМ НА ТВЕРЦЕ

Столь же знаменитая деревянная церковь находится в Торжке – отмечают ее внешнее сходство с церковью, до недавнего времени стоявшей в Кондопоге. Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм  XVII века, расположенный на высоком берегу Тверцы. Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. По клировой ведомости церковь датируется 1653 годом, когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм. Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664–1665 годах, в составе посольства, сделал рисунок «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Вероятно, позже Вознесенская церковь была перестроена. Церковь имеет четыре яруса, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырех-угольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту замечательную по древности и архитектуре церковь. О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором все внутреннее убранство, которое еще в  XIX – начале XX века восхищало современников. В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви.

 В 2006 году церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 году ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019–2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьезные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

ЧУВСТВО ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ

События в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности: община храма собирает средства для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Старо-Вознесенская Тихвинская церковь – единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

Настоятель проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на ее плечах, но общественные активисты во главе с Татьяной Соколовой включились в работу, стремясь довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и, как человек, боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – все это требует времени и денег.

В России существует Концепция сохранения деревянного зодчества, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия страны поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить,  никого не вводят в заблуждение. Храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб.  Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Так, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, действующий православный храм в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области, является воссозданной копией Покровской церкви, построенной в 1708 году в Вытегорском погосте. Проект восстановления был разработан сразу после гибели храма по обмерам, произведенным в 1956 году, но храм был построен на новом месте.  В основание заложены камни из фундамента сгоревшей Покровской церкви Вытегорского погоста. Освящение собора состоялось в 2008 году.

 Очень важно сохранить деревянные церкви Руси не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Мария ПАРАМОНОВА

Торжокская сестра карельской погорелицы

17.09.2018

В предыдущем номере еженедельника мы начали разговор о том, что необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия – деревянных церквей Руси и в целом памятников деревянного зодчества.

 Существует Концепция сохранения деревянного зодчества России, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия России поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты, такие, как пожар в Кондопоге.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить  никого не вводят в заблуждение. Реставрация путем сноса или восстановление, возможно, реальный путь возвращения жителям Твери Речного вокзала, рухнувшего в прошлом году на 80-м году жизни. Но храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб. Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Мы убедились в том, что церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ширковом погосте Пеновского района, находящаяся в аварийном состоянии, не реставрируется – выделены средства на проект, который пока не готов, источник средств на осуществление самих реставрационных работ не определен.

«ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ»

Еще одна, столь же известная деревянная церковь находится в Торжке, часто отмечают её внешнее сходство с церковью, да недавнего времени стоявшей в Кондопоге.  Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм,  XXVII века, расположенный на улице  Грузинской, идущей от Борисоглебского монастыря по сравнительно высокому берегу Тверцы. В Торжке много культовых объектов и достопримечательностей, это один из красивейших городов Верхневолжья, но деревянная церковь  среди них занимает особое место.  Я до сих пор помню, как много лет назад наш класс ездил на экскурсию в Торжок и как мы подошли к этой церкви. Будто встретились с нашими далекими предками, строившими прекрасные здания без единого гвоздя. Помню, как не хотелось покидать это необычное место.

Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. С таким же описанием упомянута и церковь в Ширковом погосте. Известно, что сегодняшний вид – четырехугольный сруб (четверик) покрытый на восемь скатов, над которым расположен второй четверик с восьмискатной кровлей, а над ним третий, еще меньший четверик, покрытый также, и в завершении – большая главка на круглой шее – церковь в Пеновском районе приобрела в 1697 году.

С церковью в Торжке всё немного сложнее. По клировой ведомости церковь датируется 1653 г., когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм.   Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664-1665 гг., в составе посольства,  сделал рисунок  «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Значит ли это, что позже Вознесенская церковь была перестроена или изображен какой-то другой храм? Некоторые ученые называют датой появления храма в его современной композиции  1717 год.

Церковь имеет четыре яруса и высоту 34 м, что на 9 метров меньше, чем у храма в Ширковом погосте, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырехугольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

СОХРАНИЛАСЬ ЧУДОМ И НЕРАВНОДУШИЕМ

В 1782-1783 годах под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня, о чем свидетельствует выбитая на камне дата, также тесовая кровля  заменена железной. Были и другие работы, частично изменившие первоначальный вид здания. 5 октября 1883 г. обновленная церковь была и освящена в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. С тех пор храм стал называться Старо-Вознесенской Тихвинской церковью, а Вознесенской церковью называли новый каменный храм, построенный неподалеку в 1852-1854 году (с 1939 года и по сей день,  каменный храм закрыт, требует работ по восстановлению).

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту  замечательную по древности и архитектуре церковь.  Известно, что настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Антоний искал благодетелей среди именитых граждан Торжка, чтобы восстановить деревянную церковь Вознесения, и в  1883 г. работы по обновлению, расширению окон и обшивке тесом  были проведены на средства прихода каменного Вознесенского храма.

 О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором всё внутренне убранство, которое еще в  XIX – начале XX вв. восхищало современников.  В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, среди них иконы Вознесения Господня, Тихвинской Божией Матери, святых Жен-Мироносиц, преподобного Сергия Радонежского. Иконостас венчал большой крест с распятым на нем Иисусом Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечей. Кованая цепь спускалась с потолка, удерживая деревянное паникадило в форме голубя с распростертыми крыльями, подсвечники же располагались на спине и крыльях голубя.

Однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви. Икона-небо «Троица Новозаветная», написанная темперой, была передана в фонды Всероссийского историко-этнографического музея в г. Торжок. План переноса храма в музей деревянного зодчества в Василево под Торжком, к счастью, не был осуществлен.

Реставрационные и научно-исследовательские работы, так же,  как и в Ширковом погосте, велись  в  1970-х 1980-х гг. Восстановлена первоначальная форма окон, покрытие лемехом, удалена обшивка тесом,  но  работы не были завершены. В 2006 г. Церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 г. Ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.  Там, где древесина существенно прогнила, реставраторы заменили старое дерево на новое, пожертвовав едва заметными следами росписей, которые были выполнены в лубочном стиле.

ПРИХОЖАНЕ, АКТИВИСТЫ, КАЖДЫЙ ИЗ НАС

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019-2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьёзные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

Кроме того, события в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности. Община храма собирает средства  для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  Прихожан беспокоит, что местная молодежь часто собирается у стен деревянного храма, курит и распивает спиртные напитки. От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Напомню, что Старо-Вознесенская Тихвинская церковь — единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

На сайте церкви в честь Святителя  Николая Мирликийского (расположен на другом берегу Тверцы, напротив Тихвинской церкви), к которой прикреплен старинный храм, есть реквизиты для перечисления пожертвований. В назначении платежа необходимо указать: «Пожертвование на деревянную церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Торжке».

Общественный активист, основатель компании «Экспедиция в Торжок» Татьяна Соколова  – в числе заинтересованных граждан, которые общаются с чиновниками и представителями власти, чтобы сохранить уникальную церковь:

- Батюшка проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на их плечах, мы с ними увиделись, они поделились информацией, и мы решили включиться, помочь. В региональном управлении по сохранению наследия дали полезный совет по сохранению жемчужины Торжка: сначала сделать заказ на обследование церкви, пообщаться со специалистами, увидеть сметы, а потом уже стучаться в разные двери, говорить о финансировании, и пока у нас такой сценарий, – обозначила свою активную позицию Татьяна Соколова.

Церковь в Торжке, похоже, уже обрела отряд защитников, которые постараются довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и как человек боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности и МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – всё это занимает время и деньги.

Работы по противопожарной обработке древесины  также требуют методик, применимых для памятников историко-культурного наследия. Характеристики огнезащитных  составов таковы, что обработка не сказывается на механической прочности древесины, не разрушает химический состав, не приводит к ускорению износа. Однако, все это относится к новым материалам, а как отреагирует древесина, которой несколько сотен лет? Необходимо провести лабораторные исследования, прежде, чем вести речь о противопожарной обработке тем или иным составом.

Очень важно сохранить деревянные церкви Верхневолжья не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Деревянные церкви Руси. Огонь, вода, пустые обещания.

10.09.2018

Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию.  Что же необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия?  В первую очередь, вероятно, нужно перестать закрывать глаза на процесс неуклонной и безвозвратной утраты деревянных церквей Руси. 

Пожар в Кондопоге, пожалуй, получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога, в котором подозревается несовершеннолетний сатанист, хваставшийся, что пьет кровь и мечтает видеть церковь в огне. Однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иваново. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вёжи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге Православной архитектуры» на сайте http://sobory.ru/ можно обнаружить фотографии культовых построек прошлого и описание их удручающего состояния.

Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих.  Государство и церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура.  Русь традиционно строила из дерева – это доступный в нашей местности материал, позволяющий создавать красивые, уютные, тёплые дома. Подверженность пожарам и меньший по сравнению с каменными постройками срок службы – недостатки деревянных построек, не позволившие дойти к нам через века  княжеским теремам, укреплениям  и посаду древней Твери и других русских городов. Только каменные постройки позволяют нам судить о жизни наших предков в домонгольский период и в последующие столетия.   Лишь деревянные постройки 17-18 веков в той или иной степени доносят до нас исконно русскую культуру деревянного зодчества.

Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать её на   включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и  гонения на религию, но исчезла в огне мирной, покровительствующей православию, однако всё же такой  безразличной к культурному наследию современности.

По-своему уникальные, подобно кондопожской церкви, есть во многих регионах России и каждая из них бесценна. Как их сохранить, как не допустить невосполнимых преждевременных утрат?

Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм 1694 года постройки в селе Ширково Пеновского района. Корреспондент «Каравана» обратился к настоятелю храмового комплекса иеромонаху Антонию (Краснолобову).

- Отец Антоний, согласно легенде, на озере Вселуг в верховьях Волги в ознаменование победы над литовцами, в месте разгрома врага построили церковь. По другой купцы проходили из Новгорода с двумя иконами Иоанна Предтеч и, отдохнув на берегу,  не смогли поднять иконы, оставили их там, а братья Ширковы построили в этом живописном месте церковь. Какую из легенд Вы считаете истинной?

- Документально эти легенды не подтверждены, но эти события могли происходить в действительности. Легенды рассказывают экскурсоводы, а мы руководствуемся документальными свидетельствами.   Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы брёвна необычной толщины – до 70 см. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Но и до этого в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом: «Погост Ширковский у озера Вселука, а на погосте церковь Рожества Иоанна Предтечи древяна клецки, а в церкви образа и свечи и книги и всякое церковное строение приходских людей».  Точно известно, что торговая дорога из Новгорода в Торжок через Старую Руссу пролегала именно здесь. Здесь пролегал и путь войска Михаила Скопина-Шуйского, в 1609 году освободивших от осады Троице-Сергиев монастырь. Поэтому предание об основании храма на месте победы над поляками и литовцами не выглядит невероятным. Но храм здесь мог стоять и до Смуты. До революции действительно в храме находились две древние иконы Иоанна Предтечи, которые  в соответствии с их описанием могли быть написаны во второй половине XVI века. До настоящего времени из икон ничего не сохранилось.

- Федеральные и региональные СМИ писали, что власти Тверской области выделили 4,6 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви. А сами реставрационные работы планируют осуществить путем включения объекта в федеральную целевую программу «Культура России». Сообщалось также, что храм находился в ненадлежащем состоянии и был закрыт для посещений, пока губернатор Игорь Руденя не поставил задачу привести церковь в порядок. Тогда на куполе уникального памятника деревянной архитектуры установили крест, в храме после более чем векового перерыва возобновились богослужения. По какому графику проходят в храме богослужения? Известно ли, когда будет готова документация?

- О том, как скоро будет разработан проект мне не известно. А службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения. Рядом, буквально в 100 метрах, находится каменный храм. В 1903 году было получено разрешение на строительство каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи, так как деревянная не могла вместить всех прихожан. В 1915 году храм, способный вместить до 1400 человек, был освящен, а деревянную церковь планировали отреставрировать, но до революции не успели.   К 1960-м rодам она пришла в аварийное состояние – прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви. Кирпичные столбы с ажурным кованым ограждением утрачены. Реставрационные работы на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры были выполнены в 1974-1977 годах Осташковским реставрационным участком Тверской области реставрационной мастерской. С тех пор прошло много лет, и состояние церкви снова стало аварийным. Тверьпроектреставрация установила крест и громоотвод, что очень важно для деревянного здания. Но полная реставрация возможна только когда будет подготовлен проект и выделены средства. Каменный храм, в котором проходят службы, в 1992 году был передан верующим и отремонтирован на средства благотворителей, стены были частично расписаны в древненовгородском стиле московскими художниками.  Но памятники деревянного зодчества требуют высокопрофессионального подхода.

- Существует православное общественное движение «Общее дело»: священники и молодые волонтеры в Архангельской, Псковской, Новгородской и других областях занимаются противопожарной обработкой храмов, защитой от разрушительных воздействий. Приходилось ли Вам сотрудничать с этой организацией  православных добровольцев?

- Нет, к нам такие волонтеры не обращались. В любом случае, противопожарная обработка объекта историко-культурного наследия не может проводиться без ведома уполномоченных на его охрану государственных органов. Надеюсь, что проект реставрации предусмотрит и такую обработку и меры по обеспечению противопожарной безопасности и системы пожаротушения. Главное, чтобы реставрация была проведена как можно скорее. Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды и несмотря на то, что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.

- Спасибо, отец Антоний! Несомненно, деревянные церкви –  это часть нашего национального самосознания, память наших предков. И государство и церковь и общество должны вместе приложить усилия по сохранению этих уникальных построек, проблему нужно решать комплексно и профессионально. 

 

Душа России – в малых городах. Концерт в поддержку восстановления храма

06.08.2018

4_августа в Старице праздновали День города и района,  который начался с благого дела. Возле храма Рождества Богородицы, расположенного на противоположном берегу Волги от Свято-Успенского монастыря,  состоялся благотворительный концерт «В краю родном всему начало…» творческих коллективов Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка», воспитанников детской хореографической школы «Фуэте» из подмосковного Зеленограда и с моей поэтической страничкой.

Мероприятие призвано привлечь внимание к восстановлению прекрасного комплекса церкви Рождества Пресвятой Богородицы, называемой также церковью Параскевы Пятницы на Торгу. Храмовый ансамбль строился в период 1728–1825 гг. и сочетал в себе мотивы позднего классицизма и барокко. В 1935 году храм закрыли, несколько десятков лет использовали под склады. Теперь началось восстановление церкви «всем миром» – состояние построек требует дальнейшей реставрации и помощи всех неравнодушных людей. Концерт проводился при поддержке Комитета по делам культуры Тверской области, Администрации Старицкого района,  с благословения настоятеля Храма протоиерея отца Димитрия.

Глава администрации Старицкого района Сергей Журавлев принял участие в открытии концерта. Я побеседовала с ним для подготовки обзора праздника в еженедельнике «Караван + Я».

- Сергей Юрьевич, расскажите, каково участие Администрации Старицкого района в восстановлении храма?   Ходатайствуете ли Вы перед региональными, федеральными властями о восстановлении этого памятника архитектуры?

- Учитывая, что данный храм – это памятник архитектуры федерального значения, наша помощь выражается в проведении субботников по расчистке территории. Аппарат администрации Старицкого района был первым, кто пришел сюда на субботник, и это дало толчок к развитию восстановления храма. Сегодня здесь проходит праздник города и района, и это тоже привлекает внимание к храму. Очень много средств требуется для восстановления храма и территории вокруг него. Здесь мы хотим сделать хорошую набережную. Это наша история, наше богатство, наша культура. Если у нас это есть – у нас есть будущее. Мы пишем обращения в региональный и федеральный фонды имущества, в Министерство культуры. Но мы с вами понимаем, что у нас очень много храмовых комплексов по территории России, средств не хватает.  Я считаю, что было бы замечательно, если напротив такой светлой и прекрасной обители как Свято-Успенский монастырь возродилась бы и Параскева Пятница.

- Проводилось ли исследование фресок в этом храме?

- Пока нет. Это достаточно глубинные работы. Нужно привлекать экспертов высокого уровня, а это требует немалых средств. На первом этапе это можно было бы сделать силами тех людей, которые хотят помочь. Если есть профессиональные эксперты, которые готовы будут провести первичное обследование фресок на благотворительной основе, мы будем рады. Вот подпорная стена, к сожалению, обвалилась. Тоже нужна помощь. Душа России – в малых городах. Здесь живет коренное население,  а те, кто приезжает, удивляются встрече с нашей историей. Мы надеемся, что Старица будет следующим городом, вслед за Торжком, который получит грант в рамках конкурса малых исторических городов. Мы уже участвовали в конкурсах, но не победили. Но мы будем  и дальше работать над этим.

О сложностях восстановления храма рассказал настоятель отец Димитрий:

- Начали восстанавливать храм Параскевы Пятницы в июне 2017 года, приход у нас небольшой – 17 человек пока. Надеемся, что он увеличится по мере восстановления нашего храма. В первую очередь мы настелили полы, полностью укомплектовали церковной утварью алтарь. Служба у нас началась 1 ноября 2017 года, каждую субботу служба в 16 часов, в воскресенье – в 9 часов.  В перспективе мы восстановим придел Параскевы Пятницы, который находится справа, слева – придел Нила Столобенского.

К разговору подключается староста храма Василий Иванович:

- За две недели до Пасхи благодетель Алексей из Санкт-Петербурга, он даже не назвал своей фамилии, пожертвовал нам пять колоколов на колокольню. Благодетель Дмитрий Сергеевич из Москвы помог с ремонтом куполов, привез икону Параскевы Пятницы, принял участие в восстановлении часовенки. Крыши починили, двери заказали. Но вот одна трудность – подпорная стена начала валиться. Нужно делать водоотвод, стену укреплять, но все упирается в денежные средства. А вот здесь в нишах у нас фрески – лик Петра и лик Павла, только почти ничего не осталось от них, еле видны, 200 с лишним лет им. Мы стараемся сохранить всю старину, и двери и замок. Все здание храма построено из белого камня местных каменоломен. Уже и детей крестим – одна женщина с Урала приобрела для храма купель. А 28 сентября у нас пройдет первое венчание, это пара наших прихожан.

- Как же восстановить эти фрески? Если фрески ценные, то, вероятно, государство, Министерство культуры должно профинансировать их восстановление?

Отец Димитрий считает, что все проблемы можно решить, главное – не прекращать усилий:

- Сейчас мы готовимся к зиме, окна ставим. Это первоочередная задача. Фрески представляют большую ценность, в главном приделе сохранились большие фрагменты фресок. Чтобы восстанавливать, их нужно включить в программу. Было бы очень хорошо, если бы государство помогло и с восстановлением подпорной стенки и с фресками.  Для этого нужны  большие средства. А пока мы занимаемся аварийно-спасательными работами. Будем пытаться попасть в программу, в этом нам необходимо содействие и граждан и местных и региональных властей. У меня есть опыт, вот  в Красном дороги не было, теперь есть.  Вода камень точит. Когда запускаешь механизм, он туго идет, а когда раскрутится – уже не остановишь.

Для_старичан и гостей города на импровизированной сцене – ступенях у подножия храма выступили коллективы Дворца культуры Пролетарка Народная хоровая академическая капелла под руководством Марины Кирпу, народный ансамбль танца «Тверичане» имени Е.И.Комарова, а также Детская хореографическая школа «Фуэте» из Зеленограда.

4 августа Православная церковь вспоминат Святую Равноапостольную Марию Магдалину, а у меня в этот день именины. Поэтому я прочла стихотворение «Мария из Магдалы», стихи православной тематики.

Директор ГБУК ТОДК «Пролетарка» Елена Постнова приехала на праздник вместе с творческими коллективами:

- Тверской областной Дворец культуры «Пролетарка» является областным методическим центром, и, объективно говоря, на нас лежит феноменальная ответственность по участию в проектах наших коллег в муниципальных образованиях, культурологических, историографических, тем более – проектов по возрождению православных святынь. Мы очень тесно сотрудничаем с нашей Митрополией. Проекты, совместно реализуемые с РПЦ на постоянной основе, это и Фадеевские чтения, и Покровские вечера.  Это не случай, это закономерная история взаимоотношений и с Православной церковью и с коллегами из муниципалитетов. Если  говорить о данном пилотном проекта в рамках крупного проекта «Малые города Верхневолжья» под патронажем Комитета по делам культуры Тверской области. Мы привезли сюда благотворительный концерт и счастливы, что можем поучаствовать в возрождении православного храма. Я была потрясена красотой этой земли, воцерковленностью старичан, их внутренней культурой и сельской интеллигентностью, гордостью за свою землю.

Инициатор проектов развития Татьяна Соколова приняла участие в организации ярмарки:

- У Храма Параскевы Пятницы, сильной покровительницы торговым и промышленным делам,  ярмарка раньше  была  всегда. Надеемся, что дело возродится. Торговля началась. А вместе с нею Храм у Волги вновь вернёт величие и место расцветёт. Сегодня здесь прекрасно. Много лиц, молитв, улыбок, чая и товаров. Добрые слова и песни Волге и дорогому городу. Горожане, власть, ремесленники, гости, дети — все наслаждаются общением и праздником.

Единомышленник Татьяны Константин Бенедиктов тоже верит в будущее старицкой земли:

 - Я живу в Родне Старицкого района 20 лет, провожу фестиваль для художников, музыкантов и других творческих людей «РоднЯ в РОдне». В 2016 и 2017 году трехдневный фестиваль провели успешно, в нынешнем не удалось, но жизнь в Родне уже оживляется. Надеюсь, в следующем году увидеть вас в числе гостей нашего фестиваля!

Юлия Пленкова (проект «Альтуристы») развивает местные сообщества в глубинке:

-  Туристы приезжают в древний или малый город и помогают местной инициативе. Мы организуем проживание, питание местными продуктами. Это может быть благоустройство, как в Тутаеве. Где-то мосточки строили, где-то развивали малый бизнес, помогали в сборе лекарственных трав. Неважно, что за инициатива, главное, чтобы местное сообщество подключилось и люди начали общаться. Потом сообщество развивается без нашего участия. Такой праздник как сегодня – прекрасный пример успешно реализованной инициативы.

Действительно, под звуки народных песен  жители и гости города осматривали торговые ряды с  изделиями народных промыслов и сувенирами. Ощущение праздника было всеобъемлющим. В день города и района также открыта детская площадка в форме корабля – это связано с именем знаменитого уроженца Старицы адмирала В. Корнилова. Большая площадка в городском саду стала местом проведения концерта солистов и творческих коллективов из Москвы, Твери, Старицы. Завершился праздник салютом.

Рухнувший Речной вокзал в Твери необходимо восстановить

09.08.2017

В Твери в ночь на 8 августа 2017 года произошло обрушение здания Речного вокзала. Было зафиксировано как минимум три этапа обвала конструкций на площади 400 кв.м, в результате чего здание лишилось перекрытий и части центрального архитектурного элемента – ротонды. Эксперты начали предварительное исследование состояния здания, которое 80 лет было визитной карточкой областного центра на Волге. Одновременно на федеральном уровне ставится вопрос о предотвращении подобных бедствий на аналогичных объектах в других городах: в 30-е годы прошлого века активное развитие речного флота вызвало повсеместное строительство зданий вблизи береговой линии, в их числе – здание Северного речного вокзала в Москве, которое также находится в аварийном состоянии.

 Речной вокзал построили по проекту архитекторов Райского и Гавриловой на месте снесенного по причине ветхости Тверского Отроч монастыря. Стройка была осуществлена за три года и завершилась в августе 1938 года. В этот же период было заполнено водой Иваньковское водохранилище, что привело к изменению уровня воды и характера весенних паводков.

 В №2(57) за 2017 год журнал «Бизнес Территория» опубликовал интервью инженера-реставратора, доцента Казанского государственного архитектурно-строительного университета Игоря Матвеева «Город на реке: жизнь у воды и гидрологические условия строительства». В ней эксперт по инженерно-геологическим изысканиям констатирует факт разрушающего воздействия на архитектурные объекты, связанного с освоением водных ресурсов.

- В XX веке с развитием технического прогресса русла рек меняли, поворачивали, углубляли, что в свою очередь стало толчком к тому, что памятники древнего зодчества стали разрушаться…

Игорь Матвеев приводит в пример Казань:

- Сейчас Заречье (сходное с тверским Заволжьем, где расположен Речной вокзал) уже не затапливает – подняли культурный слой, укрепили берег. Там также есть памятники архитектуры – купеческие особняки, общественные здания. Раньше, до создания Куйбышевского водохранилища, ширина рек была гораздо меньше, а сейчас уровень поднялся, требуются усилия по сохранению этих зданий…Не зря же говорят, что вода камень точит.

Таким образом, архитекторы, построившие Речной вокзал, не могли достоверно знать, как изменятся гидрогеологические условия в месте строительства здания в результате функционирования Иваньковского и других гидроузлов. Но это не умаляет архитектурных достоинств здания Речного вокзала, гармонично сочетающегося с окружающим ландшафтом. Это сердце Твери, место слияния её водных артерий. Очевидно разумным решением было бы восстановление здания Речного вокзала из современных материалов, с учетом современной гидрогеологии, с проведением работ по берегоукреплению. Не дорогостоящей научной реставрации – силикатный кирпич не представляет исторической ценности, а коммуникации устарели морально и физически. Объектом охраны здесь должно являться архитектурное решение, проект Райского и Гавриловой, который должны бережно доработать продолжатели их дела.

Вероятно, следует объявить конкурс на актуализацию проекта с проработкой внутренних коммуникаций и нового функционала здания. Речной вокзал непременно должен остаться в сфере общественной жизни Твери. Здесь могут быть созданы тематические музейные экспозиции, отель с роскошным видом на реку, ресторан, а в стилобатной части под арками целесообразно организовать торговые ряды, предлагающие сувениры туристам, прибывающим на круизных теплоходах.

Речной вокзал – достояние Твери. Окончательно утратить это сокровище было бы чудовищной ошибкой.

Город на реке. Жизнь у воды и гидрогеологические условия строительства

02.04.2017

Беседа Марии Парамоновой с инженером-реставратором, доцентом
Казанского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидатом экономических наук Игорем Матвеевым
опубликована в №2(57) журнала «Бизнес Территория» за 2017 год.

            В перечень критериев инвестиционной привлекательности территорий традиционно входит близость к водным объектам – рекам, озерам, морям. Такое соседство не только удовлетворяет потребность в водных ресурсах, но и создает комфортную среду для жизни и работы. Однако строительство объектов вблизи водоемов требует научного подхода и комплексных инженерно – геологических изысканий, задачи которых вытекают из специфики градостроительного проектирования. Об этом мы побеседовали с инженером-реставратором, доцентом Казанского государственного архитектурно-строительного университета, кандидатом экономических наук Игорем Матвеевым.

 -          Игорь Юрьевич, наши предки издавна строили города на берегах рек – транспортных артерий того времени. Предпочтение отдавалось высоким берегам и местам впадения рек – крепости, окруженные естественными преградами, становились неприступными для врагов. Вероятно, древние зодчие знали особые тайны ремесла, ведь многие такие крепости, церкви, монастыри были построены на века и сохранились до наших дней?

-          Древние строители, действительно, были люди неглупые, и где-то за счет интуиции, где-то за счет опыта строительства аналогичных сооружений, строили вдоль рек, на высоких берегах и даже учитывая тот фактор, что со временем река начинает подмывать берег, и возможно обрушение, сползание стен в реку. Это всё учитывалось при строительстве, благодаря чему многие из этих сооружений сохранились до наших дней, например Псковский кремль. Он стоит на высоком берегу реки уже несколько сотен лет. В ХХ веке с развитием технического процесса русла рек меняли: поворачивали, углубляли, что в свою очередь стало толчком к тому, что памятники древнего зодчества стали разрушаться. Конечно, были свои секреты при устройстве зданий: на сваях в мокрых грунтах или на валунных фундаментах, или на насыпных утрамбованных грунтах. Древние строители отвечали за свою работу буквально головой.

 -          В Казани, построенной на берегу Волги в месте впадения Казанки, приходилось ли Вам заниматься реставрацией памятников архитектуры, находящихся вблизи рек или исследованием гидрологических условий для новых  строительных площадок?

-          В прошлом году мы с моими коллегами кандидатом технических наук, доцентом КГАСУ Бирюлёвой Дилярой Камиловной и кандидатом технических наук, заведующим кафедрой «Архитектура» КГАСУ Поповым Антоном Олеговичем, проводили исследование влияния склоновых процессов на состояние крепостной стены Казанского Кремля. Собрав воедино такие факты, как дефекты, которые видны невооруженным глазом; особенности кладки стены; сооружения внутри кремля; подтопление дождевыми и талыми водами; геологическая структура – мы доказали, что шестое и седьмое прясла сползают в сторону Казанки, в направлении Казанского цирка. В подобных исследованиях необходимо рассматривать весь комплекс факторов. Между крепостной стеной и рекой Казанка проходит дорога, далее имеется подпорная стенка берегоукрепления. Но на определенной глубине в толще земли находятся подземные реки, имеющие определенное направление, массив, ширину и глубину. При благоустройстве набережной одну из таких подземных рек, соединяющую канал Булак и реку Казанка, перекрыли и вся вода пошла в подвалы цирка. Это момент, который необходимо учитывать при любом строительстве возле рек.

-          Гидрологи и пользователи соцсетей активно обсуждают вопрос о том, впадает ли Кама в Волгу под Казанью, или наоборот – Волга впадает в Каму, или вовсе великая русская река должна называться Вишера. Возможно ли в научной практике переименование водных объектов на основе данных гидрологических исследований?

 -        У нас в республике бытует мнение, что, Волга впадает в Каму. Действительно, провели изыскания – по ширине, глубине, полноводности, длине Кама больше чем Волга. Но, конечно, никто не рассматривает всерьез возможность изменения устоявшихся на протяжении столетий исторических названий.

 -      Игорь Юрьевич, Вы принимали участие в реставрационных работах на объектах историко-культурного наследия в Санкт-Петербурге – городе, построенном у реки в болотистой местности. Как повлияла близость к реке на сохранность памятников архитектуры в северной столице?

 -     В 2014 году нам довелось участвовать в обследовании и проектировании зданий комплекса «Главное Адмиралтейство Санкт-Петербурга». Мы исследовали первый, второй, третий и четвертый корпус Адмиралтейства, восточный и западный павильоны и разрабатывали проектно-сметную документацию на усиление конструкций, включая Главную башню Адмиралтейства. Работы выполнены успешно. Приятно, что по прошествии трех лет после реставрации ни трещин, ни каких-либо других дефектов не выявлено. На Адмиралтействе уровень грунтовых вод начинается с2,5 метров, фундамент находится в воде,  при обследовании под ним обнаружены деревянные лежни – брёвна уложены плашмя, которые находятся там без доступа воздуха, поэтому не гниют. Образцы этих лежней мы музеифицировали, они были сделаны из лиственницы. Берег Невы укреплен гранитом, поэтому прогноз по Адмиралтейству оптимистичный.

Петропавловской крепостью мы занимаемся третий год. Мы исследовали Меньшиков бастион в 2015 году и в процессе инженерного обследования нашли так называемые барбетные арки. Это класс пологих арок, выполненных из кирпича с достаточно малым подъёмом стрелки арки и пролётом до13 метров. Конструкция предназначалась для установки пушек. Анализируя шпиц Меньшикова бастиона, выяснили, почему с одной стороны арки выполнены в два с половиной камня, а с другой – в два. Строили одни и те же зодчие из одних и тех же материалов, но, учитывая возможный калибр размещаемых пушек, арки были выполнены оптимально. Можно сделать вывод, что очень мудрые люди строили Петропавловскую крепость и Адмиралтейство. Их имена сохранились в документации. Это наши, российские мастера.

 

-          Тверь – ещё один город на реке. Он расположен в месте впадения в Волгу рек Тьмаки и Тверцы. Схожа ли ситуация в Твери с Казанью и Санкт-Петербургом? Какие особенности существуют в прибрежной части города, и как это влияет на сохранность объектов, с которыми Вы познакомились в Твери?

 -       В Питере – в основном глинистые грунты ледникового периода, достаточно быстрое течение Невы, влияние Балтики. Это не похоже на торфяные болота вокруг Твери или Москвы. Тверь более сходна с Казанью – суглинистый и супесчаный грунт, притоки, впадающие в Волгу. Но, например, Макарьевский монастырь и остров-град Свияжск близ Казани построены на высоком месте, где известняк имеет достаточно высокую прочность. Строить можно везде, даже на подтапливаемой территории Заречья, где были заливные луга. Сейчас Заречье (сходное с тверским Заволжьем) уже не затапливает – подняли культурный слой, укрепили берег. Там также есть памятники архитектуры – купеческие особняки, общественные здания. Раньше, до создания Куйбышевского водохранилища, ширина рек была гораздо меньше, а сейчас уровень поднялся, требуются усилия по сохранению этих зданий. Любая река на протяжении столетий меняет своё русло, подмывает берег, ищет более короткий путь. Не зря же говорят, что вода камень точит.

В Твери мы несколько лет назад исследовали комплекс зданий Екатерининского монастыря в устье Тверцы. Судя по тому, как трещит Братский корпус, расположенный перпендикулярно береговой линии, можно сделать вывод, что процесс эрозии и сползания грунтовой массы в сторону реки продолжается. Белый, двухэтажный Братский корпус на три или четыре части разорвало вертикальными трещинами. Основной храм находится в более благоприятных условиях – между ним и берегом построено ещё одно небольшое здание, фундамент которого служит подпорной стенкой. Но там шесть с половиной метров вертикального откоса – при паводке, при сильном дожде ситуация может усугубиться. Берег подмоет и здания сползут в реку. Служители монастыря проводили берегоукрепительные работы, судя по всему, используя доступные средства. Применяли так называемые габионы – оцинкованная сетка, заполненная булыжниками. Полноценную защиту может обеспечить бетонирование, подпорная стенка. Но пробы грунта показали, что там есть подземная река и необходимо более тщательное гидрогеологическое исследование, прежде чем начать глобальные работы. Иначе могут быть тяжелые последствия для экологии и для объектов культурно-исторического наследия.

Сейчас у сгоревшей Детской областной больницы в Твери мы  делали забор проб грунта. Там также выявлена подземная река. Грунтовые воды идут в сторону Волги, подпитывают её. Полевые исследования мы закончили, теперь необходимо проанализировать полученные данные о состоянии грунтов, стен, с учетом прочности материалов и выявленных дефектов. Затем будет сделано заключение, что же происходит с этим зданием и прогноз – что будет происходить. Каждое здание – пациент, которому нужно поставить точный диагноз. Как больного человека не лечат одной таблеткой, так и зданию необходимо комплексное обследование. В данном случае мы выступаем в качестве таких врачей, проводящих диагностику. Поэтому, независимо от того, какие будут приняты решения по дальнейшему использованию здания после пожара, первым шагом является обследование. Это относится и к другим памятникам архитектуры на территории Твери и Тверской области.

 - На каком расстоянии от рек обязательно нужно проводить гидрогеологические исследования перед строительством? 

 - Строить можно и на воде. Практически любую инженерную задачу можно решить. Но у каждой реки есть зона охраны – от 50 до 500 метров. Ели разрешено строить в этой зоне, необходимо провести полное исследование гидрогеологии, чтобы избежать экологических рисков и других проблем. Но зачастую об этом забывают. И при строительстве и при реставрации также неотъемлемым этапом являются гидрологические изыскания, топография и экологические изыскания, в которые входят  состав почвы, состав грунтовых вод, определение их влияния. Если на предпроектной стадии проведены полный комплекс изысканий, можно построить небоскреб в центре реки и спокойно эксплуатировать. Но нужно знать геологию, характеристики течения и использовать правильные материалы. Керченский мост – тому подтверждение. В Крыму по моему проекту строится девятиэтажный жилой дом в г. Керчь. Грунтовых вод там нет, но район сейсмоопасный, до 8 баллов, а исследование грунта показало, что под строительной площадкой20 метров известняка-ракушечника – не самый прочный материал. Нам пришлось тщательно поработать над проектом и здание строится.

- Неужели нет ничего невозможного?

- Ничего! Можно построить Эйфелеву башню на болоте. Или на вечной мерзлоте. Очень интересный проект довелось делать в Якутске – церковь 1708 года постройки – проблема заключается в том, что в советские времена сделали из церкви театр и вечную мерзлоту растопили. Теперь необходимо снова привести грунт в прежнее состояние. Проверяем математическими расчетами свои решения по усилению этого храма. Через несколько лет грунт проморозится естественным образом. Можно искусственно заморозить, есть такая технология – стальные трубки заполняют фреоном. Но это не слишком экологичный и дорогой способ.

- Какие современные технологии позволяют сохранять объекты историко-культурного наследия в местах со сложной гидрологической обстановкой, укреплять грунт? Какие используются материалы – отечественные или иностранного производства?

 - Технологий много, вот только некоторые из них: цементация, силикатизация, искусственное уплотнение, вибротрамбование, замена грунта, методы инъекций, заключение в железо-бетонную рубашку, пересаживание здания на сваи – вертикальные или наклонные. Мы работаем с отечественными производителями материалов. Они хорошо зарекомендовали себя на многих значимых объектах не только в процессе работы, но и в процессе эксплуатации. Эти материалы не хуже, а в некоторых моментах превосходят зарубежные аналоги. Европейцы привыкли решать проблему по шаблону, а у нас в России что ни объект – то нестандартная задача. Приходится комбинировать, изобретать, учитывать параметры конкретных объектов. Один из новых материалов, который придумали наши коллеги, сейчас мы будем применять на Петропавловской крепости.

 - Очевидно, что люди по-прежнему хотят жить у воды, гулять по благоустроенным набережным, наслаждаться красивым видом из окна. Но не могу не спросить о финансовой стороне вопроса. На сколько проблемная гидрогеология увеличивает стоимость строительства объектов?

- При прочих равных параметрах выше фундамента, грунты в основании могут преподнести сюрпризы, это касается не только гидрологии. Вариантов оснований множество и предсказать заранее стоимость работ невозможно. Если жилой комплекс имеет несколько очередей, фундамент будет одинаковым, а цены на квартиры разными. Квартиры с видом продают дороже не из-за гидротехнологических работ, а из-за высокой коммерческой привлекательности.

 - Актуальной сейчас стала тема «умных технологий» – систем автоматизации коммерческих или жилых зданий, позволяющих объединить различные устройства в одно целое.  Находят ли применение «умные технологии» в реставрации или контроле за состоянием объектов?

 - В процессе мониторинга технического состояния объектов используются показания с установленных датчиков. Современные датчики через спутник выводят информацию на компьютер или телефон. Это относится и к мониторингу вибрации от общественного транспорта. Но такой мониторинг ограничен по времени. Вести постоянный контроль слишком дорого. Установка датчиков на одно здание может обойтись в несколько миллионов рублей, плюс обслуживание, снятие показаний, сопровождение.

- В КГАСУ, где Вы и Ваши коллеги преподаете, готовят специалистов, владеющих технологиями, о которых Вы рассказали. А как готовить кадры в регионах, где нет такого направления обучения?

- Меня периодически приглашают на семинары, конференции, для чтения лекций в Минске, в Москве в Спецпроектреставрации, по современным способам усиления конструкций каменных зданий. В Твери я также две лекции прочел в формате обучения инженеров-реставраторов. Мы готовы сотрудничать, делиться опытом.