Календарь


Пушкину на 220-летие подарили праздник в Берново

06.06.2019

В музее-усадьбе Берново под Старицей в воскресенье 2 июня состоялся большой пушкинский праздник «Я к вам лечу воспоминаньем…». Он был приурочен к 220-летию со дня рождения великого русского поэта, которое отмечается 6 июня. Организаторами праздника стали Комитет по делам культуры Тверской области и ДК «Пролетарка». Я приехала в Берново по приглашению Пушкинской библиотеки города Твери для участия в работе Поэтической площадки.

Парк, окружающий усадьбу Вульфов, был заполнен до предела. Многочисленных гостей встречали фольклорные коллективы «Жаворонушки» и «Вересень» Тверского колледжа культуры имени Н.А.Львова. У пруда художники делали эскизы, на полянах велась торговля. А на площадке у главного здания усадьбы состоялись торжественное открытие праздника и церемония возложения цветов к памятнику великому поэту.

В своем приветствии глава Старицкого района Сергей Журавлев отметил, что Пушкин — то духовное начало, которое соединяет прошлое, настоящее и будущее. Его поэзия — вне времени, она вдохновляет все новые и новые поколения. Председатель Законодательного Собрания Тверской области Сергей Голубев вручил  Благодарность заведующей музеем А.С.Пушкина в Бернове Валентине Громовой и заведующей музеем Пушкина в Торжке Наталье Фокиной. Заместитель губернатора Тверской области Андрей Белоцерковский зачитал приветственный адрес главы региона Игоря Рудени. Ректор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Александр Соколов – внук извстного писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, вручил премию имени своего деда. В этом году литературная премия им. И.С.Соколова-Микитова присуждена Евгению Ступкину за креведческую книгу «А.С.Пушкин и Вышний Волочек».

Затем праздник продолжился на нескольких площадках. Творческие коллективы из Твери, Старицы и нескольких районов Тверской области украсили праздник песнями и танцами.  «Пушкинский бал» состоялся благодаря студии бального танца «Овация» ДК «Пролетарка» «Зеленый театр» был предоставлен областной филармонии. На центральной эстраде выступали ансамбли Тверского областного дома народного творчества, тверского музыкального колледжа имени М.П.Мусоргского, и другие коллективы.

О работе Поэтической площадки пишет еженедельник «Караван»:

«В живописной беседке за прудом обосновалась Поэтическая площадка. В День Пушкина здесь звучали его стихи и стихи поэтов Верхневолжья, посвященные «солнцу русской поэзии». Музыкально-поэтическую композицию представило старицкое литобъединение «Стихия» совместно с районной школой искусств. Затем выступили поэты, приехавшие на праздник из Твери. Руководитель литобъединения «Ковчег» Вера Грибникова прочла стихи о путешествии по пушкинским местам – Тригорскому и Михайловскому. Член Союза писателей России Мария Парамонова прочла два стихотворения о Пушкине и стихи о возрождении православных святынь в Старице. Стихи Пушкина прочли Владимир Ходаков, Юлия Бойкова и Юрий Акимов из Твери, Василий Рысенков из Торжка и другие представители поэтического сообщества».

Добавлю, что я прочла стихотворения «Первая дуэль» – о дуэли Пушкина и его лицейского друга Кюхельбекера, «К Пушкину. Гроза», «Старица. Пятницкая церковь» и «Валунный мост».

А в парке усадьбы Вульфов продолжался праздник. Мы с Еленой Тарутаевой имели возможность посмотреть номера гала-концерта областного детско-юношеского конкурса чтецов «#Читаем вместе», организованного ДК «Пролетарка» и ГТРК «Тверь». Творческое состязание объединило молодежь любовью к пушкинскому слову. С 5 апреля по 17 мая 70 чтецов из 13 районов области читали стихи. Победителям были вручены призы и дипломы. Церемонию провели директор ДК «Пролетарка» Елена Постнова и директор телерадиокомпании «Тверь» Дмитрия Плаксин. Гран-при конкурса получила Полина Тымченко – девятиклассница из Берново за проникновенную декламацию монолога Татьяны из «Евгения Онегина». Приз зрительских симпатий достался Сергею Бурмистрову – пятикласснику школы в деревне Архангельское Старицкого района за «Зимнее утро».

Огромные липы и лиственницы бросали причудливые тени на аллеи парка, по которым прогуливались дамы в длинных платьях, дамы в джинсах, кавалеры в цилиндрах и кавалеры в кепках.  На старицкой земле, в богатую историю которой вплетены строки стихов Александра  Сергеевича Пушкина, и через 220 лет после его рождения собирается множество любителей творчества поэта. Их вдохновляет прикосновение к эпохе, к стихам Пушкина. И славен будет он, «доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит»!

Духовно богатые в «долине нищих»

25.04.2019

Студенты и казаки убрали мусор вокруг Фаддеевского храма

Церковь Фаддея, Архиепископа Тверского находится в Затверечье, у давно закрытого для захоронения и заброшенного Неопалимовского кладбища (ул. Кропоткина). Деревянная однопрестольная церковь была построена в 2016-2018 годах на месте погребения и обретения мощей архиепископа Фаддея (Успенского).

По благословению Митрополита Тверского и Кашинского Саввы, по просьбе настоятеля Фаддеевской церкви иерея Андрея (Фонарева), очистить от мусора территорию, прилегающую к церкви, прибыли тверские казаки и студенты Тверского казачьего технологического института (филиала) МГУТУ имени К.Г. Разумовского.

 Отец Андрей, указом от 14.03.2019 г. назначенный Председателем Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством, является духовным наставником православных студентов ТКТИ. 16 апреля этого года он стал настоятелем Храма в честь священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Этот храм определен местом пребывания Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством.

Прибыв к храму с граблями и лопатами, казаки, во главе с товарищем атамана Тверского отдельского казачьего общества Юрием Мякеньких и атаманом Тверского станичного казачьего общества Альбертом Меньшиковым, оценили объем работ и несознательность наших граждан. Действительно, территория вдоль дороги, ведущей от «Затверецкого квартала» в сторону Восточного моста мимо Неопалимовского кладбища за зиму превратилась в одну большую несанкционированную свалку.

Невольно вспомнились слова губернатора Игоря Рудени о том, что, при соответствующем воспитании,  дети пристыдят родителей, выбрасывающих мусор где попало. Студенты ТКТИ, сгребая граблями этот мусор, пожалуй, пристыдили бы. Да только их родители не живут в элитных домах и таунхаусах так называемой «долины нищих». Сложив мусор в специально заказанный в ТСАХ контейнер и большие мешки, молодые люди сожалели, что емкости закончились. Ведь мусор – не у храма, а ближе к улице, носящей гордое имя Александра Невского, еще остался. Когда-то этот затверецкий квартал заканчивался улицей с названием Задняя. Право же, если жителям новых домов безразлична чистота прилегающей территории, лучше вернуть историческое название.

В зарослях сирени виднелись оградки могил Неопалимовского кладбища (упоминается с 1763 года), поросшие мхом плиты. Видно было, что кладбище сильно пострадало от вандалов и черных копателей. Но преподаватели и студенты не стали, из соображений безопасности, углубляться в заросли кустарника. По слухам, там находят кости не только столетней давности. Месту этому не добавляет очарования даже связь с именем  архиепископа Тверского Фаддея – в последний день 1937 года его тайно захоронили здесь (без гроба и подобающей одежды).

Архиепископ Тверской и Кашинский Фаддей, как известно из жития, был расстрелян 31 декабря 1937, а затем погребен на Неопалимовском кладбище Твери. В 1993 обретены его мощи, благодаря свидетельствам нескольких местных жительниц и работе исследователей. В 1997 Фаддей (Успенский) причислен лику святых новомучеников и исповедников Российских. А летом 2016 года было решено создать храм-часовню священномученика Фаддея (Успенского).

Храм в этом месте стоял вплоть до Великой отечественной войны.  Это была каменная церковь с двумя престолами– иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и преподобного Нила Столобенского. Однако, 29 сентября 1936 года городские власти лишили владыку Фаддея регистрации и запретили служить. В нарушение запрета он продолжал совершать богослужения, за что и был расстрелян.  Неопалимовскую церковь владыка Фаддей выделял особо – на холме, среди кладбища, отделенного от города полем и Волгой, она была как скит.

Теперь ежегодно 31 декабря в храме проходит служба в память о священномученике Фаддее. Снова стоит церковь, как скит, среди житейского моря, на краю разграбленного кладбища. Студенты и казаки очистили прилегающую к храму территорию от мусора. Но, будем честными, без серьезного, ответственного подхода городских властей, проблема криминального очага, каковым является это кладбище, решена не будет.

Мария ПАРАМОНОВА

Всем поэзии, а денег не всем

26.03.2019

Статья опубликована в выпуске № 10 за 27 марта 2019 года еженедельника «Караван»

21 марта отмечается Всемирный День поэзии, учрежденный ЮНЕСКО 20 лет назад.  Цель праздника — «придать новый импульс региональным и международным поэтическим движениям». В этом русле и отметили в Твери День поэзии. Было много «движухи», чуть меньше поэзии. Но стал ли День поэзии праздником для поэтов? Корреспондент «Каравана» попытался выяснить это на двух основных площадках праздника.

ВЫСТАВКА МУЗЕЯ А.С.ПУШКИНА

День поэзии в ГАУК ТО Дом поэзии Андрея Дементьева начали с открытия выставки из фондов Всероссийского музея А.С.Пушкина (Санкт-Петербург). По традиции ждали прибытия губернатора, поэтому программа перекраивалась на ходу. В ожидании провели пресс-конференцию с членами жюри Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок». Не умолчу о том факте, что корреспондента «Каравана» на пресс-конференцию не допустили, поскольку руководство дома, как сообщил строгий охранник, вычеркнуло строчку из списка аккредитации. Вероятно, оно опасалось, что будут заданы неудобные вопросы. Например, о расходовании грантовых средств или о том, сколько работ фактически прочитал каждый член жюри.

Наконец, когда губернатор Игорь Руденя был уже недалёк, начали открытие выставки. Игорь Михайлович прибыл как раз во время выступления директора музея Пушкина С.М. Некрасова. Сергей Михайлович рассказал об истории создания музея лицейскими друзьями поэта и преподавателями Царскосельского лицея. В музее хранятся вещи, принадлежавшие Пушкину. А на выставку в Дом поэзии Андрея Дементьева привезли 30 объектов, преимущественно сканированных копий экспонатов – рисунков, фотографий, автографов. Сергей Некрасов ностальгировал о своих встречах с Андреем Дементьевым:

- Дементьев постоянно вспоминал Пушкина, говорил о Пушкине. В нашем музее работала дочь Андрея Дмитриевича Марина, преданная музею, Пушкину, Санкт-Петербургу.

Лауреат конкурса «Зеленый листок» Наталья Жигунова из Твери прочла свое стихотворение о дуэли Пушкина:

…И грянул выстрел над поляной
Застыла хладная рука.
Поэт упал с тяжелой раной
Окрасив бархатом снега…  

Как бархат окрашивает снега? Большой вопрос.

НА УЛИЦЕ ДЕМЕНТЬЕВА – ПЛАНЫ ПО РАСШИРЕНИЮ

Наконец, слово предоставили губернатору Игорю Рудене.

- Не мог представить, что такие прекрасные таланты у нас продолжают и продолжают рождаться на Тверской земле, – оценил он выступление молодой поэтессы. – В первый раз у нас проходит мероприятие без Андрея Дмитриевича. В первый раз мы присутствуем в Доме поэзии, который находится на улице Андрея Дементьева. Хотелось бы поблагодарить моих коллег, депутатов Тверской городской думы, всех, кто принимал участие в этой большой работе (переименовании ул. Володарского в Дементьева – прим. ред.). Я хотел бы всех поздравить с праздником – Днем поэзии. Хотел бы сказать, что мы не просто гордимся, что мы являемся такой уникальной площадкой, на которой представлен конкурс «Зеленый листок». Мы хотели бы сделать международную премию, чтобы эта работа продолжалась и носила комплексный характер. Я знаю, есть планы по расширению Дома поэзии. Мы их поддерживаем, Анна Давыдовна, – обратился губернатор к Анне Пугач, вдове А.Д.Дементьева, руководителю учреждения.

Вероятно, речь идет о выделении А.Д. Пугач еще одного здания, поскольку в данном историческом особнячке резервов для расширения не наблюдается. Напомним, что когда Андрей Дементьев обсуждал с губернатором Дмитрием Зелениным вопрос о выделении этого памятника архитектуры под Дом поэзии, поэт выражал намерение завещать для размещения в Доме поэзии свои личные вещи и архивы. Выходит, что сейчас воля поэта не исполняется, поскольку требуется еще больше помещений.

Президент фонда национальных литератур, внук знаменитого башкирского писателя Мустая Карима Тимербулат Каримов подарил Дому поэзии фотографии, сделанные в день открытия в Уфе памятника М. Кариму. Тогда Андрей Дементьев читал стихи, а Иосиф Кобзон пел.  Принимая Дар, Анна Пугач отметила:

- Я надеюсь, что когда мы создадим музей, у нас будет зал национальных литератур.

Председатель жюри конкурса «Зеленый листок», председатель редакционного совета «Литературной газеты» Юрий Поляков тоже был настроен практически:

- Тверь стала центром мировой поэзии…Андрей Дмитриевич не думал от нас уходить, но человек предполагает, а Бог располагает. И одной из последних забот Андрея Дмитриевича было то, чтобы Дом поэзии стал своего рода культурно-методическим центром. Если будет поддержка власти и соответствующая финансовая поддержка – без неё невозможно издание книг, проведение каких-то серьезных семинаров…

ЗЕЛЕНЫЕ ЛИСТКИ, ЗЕЛЕНЫЕ БУМАЖКИ

Затем дипломы, подарки, статуэтки «Зеленых листков» и денежные сертификаты вручили лауреатам и победителям конкурса молодых поэтов. Молодежь читала конкурсные произведения, которые произвели двоякое впечатление.  С одной стороны география России была представлена достаточно широко, с другой – стихи звучали слабые и очень слабые. Неужели в конкурсе побеждают любые не тверские поэты – лишь бы поддержать всероссийский статус?

Четыре тверских автора в числе лауреатов и две обладательницы спецпризов прозвучали гораздо более убедительно. А Татьяна Винокурова, получившая от жюри лишь диплом участника, но зато удостоенная сертификата от благотворительного фонда «Отчий Дом», прочла стихи достойные победы в этом конкурсе. Однако победителями стали: 1 место Ольга Гунина (г. Березники , Пермский край.), 2 место Фезилах Велиханов (г. Махачкала, РС Дагестан), 3 место Михаил Вахтин (г. Воронеж). Они получили крупные денежные призы из бюджетных средств и смогут издать книги, если, конечно, у них для этого есть больше трех стихотворений, представленных на конкурс.

Так в Доме поэзии отметили День поэзии. Президиум был авторитетным. Помимо упомянутых лиц в нем заседали ректор Литинститута Алексей Варламов, педагоги Литинститута и поэты Геннадий Красников, Юрий Кублановский, Марина Кудимова, Джахан Поллыева, критик Павел Басинский, актер Вениамин Смехов. Они уже не в первый раз участвуют в мероприятиях Дома поэзии и «шутки их давно приелись». Да и сами они прятали глаза и опускали головы, когда звучали выступления некоторых лауреатов. На втором плане были замечены тверские поэты члены Союза писателей России Владимир Львов и Вера Грибникова. Им была доверена работа по взаимодействию с участниками конкурса и первоначальной обработке заявок.

В холле второго этажа, где было не так душно, я узнала в пожилой даме, искавшей свободный стул, известную всей России детскую поэтессу Гайду Лагздынь. Она всего на два года моложе Андрея Дементьева и является автором более 180 книг для детей и взрослых. Но в День поэзии ни Дом поэзии, ни какая-либо библиотека не пригласили её для встречи с читателями, не предоставили слово в знак уважения к её вкладу в литературу. Впрочем, Гайда Рейнгольдовна не унывает и готовит к изданию свою новую книгу.

А В ЭТО ВРЕМЯ ТВЕРСКИЕ ПОЭТЫ…

В областной библиотеке имени Горького вечером того же дня наполнился поэтами Славянский зал. Здесь проходил гала-концерт IV Международного фестиваля «Всемирный День Поэзии». В 2016 году петербургская поэтесса Стефания Данилова инициировала проведение поэтического фестиваля, который уже стал международным. В этом году ВДП отмечен в 58 городах 10 стран мира. В числе задач фестиваля – дать автору новые возможности для развития, подарить шанс показать свое творчество большой аудитории. Просто праздник! И без отрыва от основной работы – не зря литературный вечер начинается в 18 часов.

Участники этого конкурса в возрасте от 3 лет до бесконечности, подают заявки на участие на литературной платформе Ryfma.com. В состав жюри входят известные поэты и музыканты:  Светлана Сурганова, Дмитрий Воденников и другие. По итогу голосования определяется «Золотая Сотня», куда попадают сто лучших авторов, а также десятка лучших поэтов по общей таблице (шорт-лист) и по каждому городу отдельно.

21 марта в Твери как раз и выступили победители и участники конкурса, представлявшие Тверскую область. Куратор конкурса в регионе – член Союза писателей России Любовь Старшинова рассказала о конкурсе. 79 поэтов Верхневолжья представляли регион в конкурсе, на который из бюджета региона не было потрачено ни копейки. Почти все участники были в этот день в Славянском зале. Кроме, разве что, Татьяны Винокуровой и Андрея Новосельцева, приглашенных в Дом поэзии. Они, конечно, не знали, что теперь для победы в «Зеленом листке» главное быть не из Твери.

«ВСЕМПОЭЗИИ» В ТВЕРИ

Лучшим тверским поэтом в этом году признана Елена Павлинова. Её стихотворение «Синеангарье» вошло в «Золотую сотню». Она получила сертификат на издательские услуги. Второе место в десятке лучших по региону заняла Татьяна Винокурова, третье – Екатерина Позднякова. Также на празднике были вручены и призы от спонсоров. Татьяна Тюрина получила спецпризы ЛИТО «Рассветная звонница» и мастерской льняного декора «Йолле», Виктория Панина получила спецприз от компании «Сфера чистоты», Наталья Смехачева – от массажного салона «София» и федерации Дартс. Также места в десятке лучших заняли Сергей Полежаев, Наталья Леонтьева (Алексис), Ксения Маркова и Анастасия Губанова. Поэты, получая призы, читали свои конкурсные стихотворения. А в музыкальных паузах песни под гитару исполняла Елизавета Рысенкова.

Самый улыбчивый молодой поэт Верхневолжья Федор Иванов вручил призы победителям зрительского голосования. Ими стали Ольга Волгина, Полина Иванова и Елена Давыдова. Спецприз от компании «Домострой» получила Виктория Исаева, от движения «Уроки успеха» – Борис Зверев, от газеты «Кимрский вестник» – Валерия Ескина. До закрытия библиотеки звучали в зале стихи – их  успели прочесть и оставшиеся нынче без призов участники конкурса. Праздник состоялся, а в будущем году участников наверняка станет еще больше – в Тверской области несколько сотен поэтов.

Фотографирование участников IV Международного фестиваля «Всемирный День Поэзии» с логотипом фестиваля, вырезанным из дерева, еще раз подчеркнуло открытость этого мероприятия. «ВСЕМПОЭЗИИ» в разных городах России и за её пределами!  Всем поэзии, и не беда, что не в Доме поэзии. Живое тянется к живому!

Мария Парамонова

фото Сергей Кононец, Сергей Титов, Мария Парамонова

«Я пытаюсь постичь вдохновенья исток…»

18.03.2019

Статья опубликована в еженедельнике «Караван» за 20 марта 2019 года
под редакционным заголовком «Поэтов путь»

В феврале отметила юбилей поэт Вера Грибникова. Ее непростой путь в творчестве – путь самобытного русского писателя из глубинки и путь прекрасной женщины, чья красота озарена вдохновением. Вера Грибникова родилась 26 февраля. Писать стихи она начала раньше, чем научилась грамоте. Этому содействовал пример старшей сестры, увлекавшейся чтением и поэзией. Первое стихотворение дошкольница Вера посвятила временам года: в нем были «бульканье ручьев» и «трели соловьев».

Русская природа вдохновляет поэтессу по сей день. Детство и юность Веры Грибниковой прошли в поселке городского типа Селижарово. Это торговое село на Волге, в устье речки Селижаровки, известно с начала XVI века, здесь располагался Троицкий монастырь. История России – еще одна тема творчества поэтессы.

Уехав из поселка совсем юной, Вера Петровна сохранила его в своих стихах. О доме, в котором они с бабушкой жили тогда, «плачет память светлыми стихами» – он сохранился, но в нем живут теперь другие люди. А в поэтические строки вплывает ностальгический «домоткано-кружевной уют, с теплой печкой, с духом каравая, где проворно ходики снуют, на секунды вечность разбивая…». И Волга, Волженька, как называет ее Вера Петровна, тоже стала сквозным образом ее творчества.

 ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЛИТЕРАТУРЕ

О том, как Вера Грибникова оказалась в Твери (тогда Калинине) и почему стала водителем трамвая, «Караван» рассказывал в интервью с Верой Петровной «Живи трамвайчик, будь в моей судьбе!».

«Ода трамваю», воспевающая последний ночной рейс, была в составе стихотворной подборки, которую в 1980-е поэтесса отправила в «Калининскую правду». Мы все слышали о том, что рукописи не рецензируются и не возвращаются, а иногда и не читаются. В областной газете стихи прочли и отзыв написали – критический, уничижительный. «Моя пристыженная муза смирнехонько просидела целых 15 лет, обдумывала услышанное», – смеется теперь Вера Грибникова над своей юношеской печалью. Зато теперь она консультирует начинающих авторов самых разных судеб и возрастов. И, зная, каким хрупким и ранимым может быть талант, старается подбирать такие слова для учеников, чтобы «крылышки им не обломить».

Примечательно, что позже, когда муза все же поборола свою застенчивость, Вера Грибникова отправила свои стихи на Тверской областной конкурс «Родной край». Это было в 1996 году, в подборке стихов была и «Ода трамваю», которую «зарубили» в «Калининской правде». Ода очень понравилась председателю жюри поэту Александру Гевелингу, длительное время возглавлявшему тверскую писательскую организацию. Вручая Вере Грибниковой диплом, он попросил прочитать это стихотворение и стал наставником поэтессы.

ИДЕАЛЬНАЯ РИФМА К СЛОВУ «КОСА»

Кроме того, что Вера Грибникова поэтесса и вагоновожатая, многие сразу вспоминают еще одну замечательную примету. У Веры прекрасные длинные волосы – коса до пояса. В стихотворных посвящениях прекрасной поэтессе этот атрибут женской красоты нередко рифмовался с творческим псевдонимом Веры Грибниковой – Роса. Так же называлась первая книга поэтессы.

Неудивительно, что, основав в 1995 году литературный клуб, Вера навала его «Роса». Это было неформальное объединение, работе которого Вера Петровна посвящала все свое свободное время. Так продолжалось больше 10 лет.

Я познакомилась с Верой Грибниковой в 2004-м. Наш профсоюз пригласил на выездное мероприятие клуб «Роса». Вера и еще две участницы объединения выступали на открытой площадке у костра, а потом предложили собравшимся почитать свои стихи, если кто-то их пишет. Я набралась смелости и прочитала – впервые, хотя писала их уже много лет. Вера Петровна отнеслась ко мне с удивительным вниманием и пригласила в «Росу». Благодаря этому литобъединению и Вере Грибниковой я открыла для себя радость творческого общения.

«Роса» была клубом открытых дверей, и не только для поэтов. Актив «Росы», собиравшейся в горнице библиотеки имени Герцена, составляли поэты и музыканты. Но и человек, не пишущий стихи или песни, получал возможность высказаться, рассказать о прочитанной книге или путешествии. Вера Петровна не только готовила программу занятия, но и мастерила своими руками подарки для гостей клуба. К сожалению, не всех устраивала эта идиллическая картина. Открытые двери притягивали не только людей, стремящихся к творческому созиданию, но и разрушительных индивидов.

Вера Грибникова, она же Роса, ушла из созданного ею клуба. Друзья настаивали, чтобы она забрала с собой свое имя, но Вера Петровна не стала этого делать. Она оставила клубу прежнее название, попросила приглашать ее на мероприятия и встречи. Но за 10 лет ни одного приглашения не последовало, вплоть до 20-летнего юбилея клуба. Более того, ее обвиняли в том, что в «Росе» не было издано ни одного коллективного сборника стихов. Когда же оставшиеся члены клуба «Роса» выпустили такой сборник, то не преминули поглумиться в нем над своим бывшим руководителем.

Сейчас, спустя много лет, Вера Грибникова может ссылаться на большую нагрузку, побудившую ее уйти из своего детища, может говорить о том, что «передала бразды правления», и желать долголетия литобъединению. Но тогда это была вопиющая несправедливость, к сожалению не единственная и не последняя в творческой биографии Грибниковой.

СОЮЗ И СОЮЗНИКИ

В 2000 году Вера Грибникова была принята в Союз писателей России. Первую рекомендацию ей написал Евгений Сигарев, поэт, приехавший в Тверь с Камчатки. Он часто бывал в «Росе», участвовал в творческих встречах и поездках. Принес рекомендацию на одно из собраний и вручил. У Веры Грибниковой тогда уже были изданы две книги стихов – «Роса» и «Соло». Поэтесса не была уверена, что этого достаточно, но Гевелинг рассеял все сомнения, дав вторую рекомендацию. Третью написал Владимир Львов – он вместе с Гевелингом был в составе жюри того конкурса, в котором Вера Грибникова стала победителем в 1996 году.

Войдя в состав союза писателей, Вера Грибникова активно включилась в работу тверского отделения. Однако творческие союзы переживали тогда не лучшие времена. В 1990-е организацию возглавлял прозаик Евгений Борисов. В 2004-м председателем был избран Владимир Самуйлов. В те годы уже прекратилась существовавшая в советское время поддержка писательской организации. Приближалось банкротство. В 2006–2008 годах Вера Грибникова была секретарем писательской организации.

«Если бы я ведала, с какими трудностями столкнусь, ни за что не согласилась бы на эту должность, – вспоминает Вера Петровна. – Наша организация занимала чудесное помещение в центре Твери, но платить аренду, долги за электричество и воду было нечем. Нас выселили. Мне пришлось перевозить книги, мебель, картины, пианино в другое помещение на проспекте Чайковского. Почему мне? Потому что наш председатель Владимир Самуйлов уехал на родину в Вышний Волочек и делами организации совсем не интересовался, оставив мне доверенность на право второй первой подписи. И я осталась один на один со всеми проблемами организации. Банковский счет у нас был арестован. Из огромного коллектива (почти 60 человек) мне помогали всего двое – Александр Бойников и Валерий Токарев, да и то не в беготне по юстициям, банкам и налоговым инспекциям, а только по литературной части».

Счет разблокировать не получилось, но Вере Грибниковой все же удалось добиться финансирования альманаха, собрать материалы и вместе с коллегами выпустить этот последний номер классического коллективного сборника в истории некогда славной Тверской областной писательской организации.

 «НАДЕЖДЫ ЛИРА ЗОЛОТАЯ» И ДРУГИЕ

Дипломами поэтических конкурсов Вера Грибникова могла бы обклеить не одну стену. Но есть среди ее наград та, которую обязательно вспоминают все журналисты. В 2004 году за стихотворение о любви Вера Грибникова была удостоена премии музея им. Пушкина в США. На конкурс «Надежды лира золотая» в Нью-Йорке прислали свои стихи поэты со всего мира – более 40 тысяч человек. Из подборки Веры Грибниковой жюри отметило стихотворение «Встреча». Оно непременно запоминается читателю образной концовкой: «…А на вешалке рубашка обнимает сарафан».

В числе других литературных побед – конкурсы «Литклуб» (Москва, 2003 г.), «Каблуковская радуга» (под псевдонимом Иван Бойков, Тверь, 2005 г.), «Посадская Лира» (Сергиев Посад, 2010–2017 гг.), «Золотое перо» (Москва, 2010 г.), конкурс имени Сергея Клычкова «Душа моя, как птица» (Москва, 2014 г.), конкурс имени А.С. Пушкина «От вас беру воспоминания…» (Пушкинские Горы, 2017 г.). Вера Грибникова награждена дипломом и памятной медалью за победу в обеих номинациях в конкурсе имени А.Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» (Калуга, 2017 г.)

Победа в конкурсе «Стихи о Твери и Тверском крае» (Тверь, 2015 г.) привлекла внимание к творчеству Веры Грибниковой художественного руководителя «Дома поэзии» Андрея Дементьева. Вера Петровна стала литконсультантом «Дома поэзии». Она ведет «Литературные среды», координирует работу Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок» в отборочном туре.

 В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Признание таланта Веры Грибниковой далеко за пределами Верхневолжья отнюдь не повлияло на отношение к ней литературоведов, возглавляющих новообразование тверской писательской организации. Веру Петровну сначала сочли нежелательной в составе правления, а затем и в самом тверском отделении. Причиной тому – принципиальная позиция Грибниковой в вопросах приема в организацию новых членов и выдвижения на литературные премии по критерию таланта, а не личных симпатий.

Вера Грибникова активно участвует в мероприятиях «Содружества литераторов Верхневолжья», с 2011 года является членом литературного совета альманаха «Новый Енисейский литератор» (Красноярск). Награждена почетным дипломом «За вклад в развитие русской литературы в Красноярском крае» и многими благодарственными письмами. А в 2018 году с победы в литературном конкурсе началось ее сотрудничество с Союзом писателей Крыма.

 Добрые литературные встречи в грибниковской «Росе» у многих вызывали ностальгию, и Вера Петровна создала новый клуб. Уже шесть лет литературное объединение «Ковчег» собирается в последнее воскресенье месяца в библиотеке имени Спиридона Дрожжина в Твери. Вдохновение, позитивный настрой, дружелюбная обстановка – отличительные черты уют-компании «Ковчега». Вместе с Верой Петровной благотворную атмосферу литературного клуба поддерживают сотрудники библиотеки и ее заведующий Владимир Ходаков.

«Ковчег» не замыкается в четырех стенах, он активно путешествует по России, сотрудничает с библиотеками, клубами, музеями, литобъединениями и школами.

МЕЧТА О КНИГЕ

Вера Грибникова по-прежнему пишет много новых стихов. Только раньше они рождались экспромтом и отшлифовывались в памяти, а сейчас просятся на бумагу.

«Очень хочется издать книгу, – делится сокровенными планами поэтесса. – Личные сборники не выходили у меня очень давно – 17 лет, поскольку нужды семьи всегда были на первом месте, а государственное тверское издательство давно приказало долго жить. Может быть, в этот юбилейный год мечта наконец-то осуществится?»

В былые времена поэты к юбилею выпускали «Избранное» при поддержке писательской организации и удостаивались государственных наград в знак признания вклада в литературу. В наши дни отсутствие государственных наград означает не отсутствие вклада в литературу, а отсутствие связи между государством и литературой. Литературные премии регионального масштаба связаны с изданием книги – деньги тянутся к деньгам. Автор, издав книгу на свои средства или средства спонсора, если его удается найти, получает возможность быть номинированным на премию. Нет книги – нет премии. В общем, без предприимчивости, которая обычно не свойственна талантливым писателям, не обойтись.

 Редакция «Каравана» желает Вере Грибниковой исполнения желаний и реализации творческих планов в этот юбилейный год. Новых стихов, новых книг, новых побед!

Мария Парамонова

Стихи Веры Грибниковой

Прохожий

Стукнусь обессиленною птахой
в чье-нибудь окошко, наугад:
«Человек! Открой его без страха,
протяни на помощь добрый взгляд.

Места нужно мне совсем немного,
я не попрошу ни пить, ни есть.
Чуть согреюсь и опять в дорогу,
чтоб нести, нести благую весть

О весне! Лишь отогрейте птаху,
Я не отдыхала так давно…»
Но скользнули взглядом и с размаху
шторами задернули окно.

Не взлететь… Срываюсь под окошко,
крыльями обмерзлыми звеня.
…Чьи же это добрые ладошки
отогреть пытаются меня?

В Твери прошли Пятые чтения «Книга. Православие. Общество»

14.03.2019

Статья опубликована в еженедельнике «Караван» №9
за 20-26 марта на стр. 6-7 (в сокращении)

14_марта в России в десятый раз отмечался День православной книги. Этот праздник, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был установлен в 2009 году и впервые отмечен в 2010-м в целях просвещения через книгу. День православной книги приурочен к дате выпуска на Руси первой печатной книги. Первопечатник  Иван Фёдоров (Москвитин) издал книгу «Апостол» и представил её  1 марта 1564 года по юлианскому календарю, что соответствует 14 марта по календарю григорианскому.

День православной книги празднуют во всех епархиях Русской Православной Церкви не только в память о выпуске первой печатной книги, но и для популяризации чтения, как пути в мир знаний, к тайнам духовной жизни, сокровищам русской литературы.

Ставшие уже традиционными чтения «Книга. Православие. Общество»  п рошли в Твери, в  Центральной городской библиотеке имени А.И. Герцена уже в пятый раз.  Инициаторами проведения чтений, помимо библиотеки, являются   Тверской государственный объединенный музей, Тверская епархиальная библиотека, Межрегиональный гуманитарный научный комитет имени К.П. Победоносцева.

Чтения были открыты для всех желающих и собрали полный библиотечный зал слушателей, интересующихся проблематикой духовно-нравственного воспитания, развитие интереса к православной литературе.

Темами V чтений стали духовность в литературе и искусстве, исторические примеры утверждения принципов духовности и нравственности в обществе, подвижники православия как среди священнослужителей, так и в светском обществе.  Также была обозначена тема православия как основы высоконравственных отношений в семье и обществе. Выступающие на чтениях священнослужители, ученые, краеведы в основном придерживались заявленной тематики.

С приветствиями к участникам чтений обратились руководитель издательского направления отдела тверской епархии по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ протоиерей Александр Душенков и председатель Тверского областного общества книголюбов Вера Ткаченко.

Безусловно впечатляющим, можно сказать сенсационным стало выступление иерея Геннадия Титова из Санкт-Петербурга. Он представил прекрасно изданную книгу «Жизнеописание петербургской старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матроны Босоножки)», соавтором которой является. В настоящее время ведется работа по подготовке материалов для канонизации старицы Матроны Босоножки, жившей в конце XIX- начале XX века. После того как Матрона 30 лет странствовала босиком по святым местам, она жила в Петербурге под покровительством святого Иоанна Кронштадского и государя императора Николая II, с которым вела переписку. Ежедневно Матрона Босоножка принимала по 500 человек паломников и помогала им молитвой. Что было особенно интересно для аудитории, старица Матрона по благословению святого Иоанна Кронштадского ездила по Тверской губернии с миссионерскими целями. А в деревне Ферязкино Старицкого уезда даже произошел некий инцидент, который сделал старицу Матрону одним из фигурантов судебного разбирательства. Исследователи обнаружили в архивах 700-страничное дело 1899 года и выяснили, что Матрена Босоножка была полностью оправдана судом.  Иерей Геннадий Титов подарил экземпляр книги библиотеке им. Герцена. Несомненно, у этой книги будет немало читателей.

Жизни и деятельности просветителей посвятили свои доклады краевед Анатолий Головкин, кандидат педагогических наук Ольга Кузьмина,  научный сотрудник музея М.Е. Салтыкова-Щедрина Ольга Сорокина и ряд других исследователей.

Галина Гадалова, кандидат исторических наук, подготовила презентацию, знакомящую со страницами рукописной книги  – Тверского списка Хроники Георгия Амартола.  По мнению докладчицы, создание на рубеже XIII-XIV веков тверского списка книги, написанной в Византии в середине IX века, связано с именем благоверной княгини Ксении, матери князя Михаила Ярославича Тверского.  Книга, красочно проиллюстрированная художниками, рассказывала о ветхозаветных событиях и могла являться учебным пособием для княжеских детей.  Вторая часть тверского списка Хроники, повествующая о более современных событиях, до наших дней не сохранилась.

Весьма содержательный доклад с видеопрезентацией по теме старицких белокаменных храмов XVIII-XIX веков представил краевед Александр Шитков. А кандидат филологических наук, доцент ТвГУ Александр Бойников  на примере творчества известного тверского писателя Леонида Нечаева сделал доклад о жанре православного рассказа.  Ряд выступлений участников чтений был посвящен классикам русской литературы.

Вице-президент Петровской академии наук и искусств, профессор и академик ПАНИ Владимир Осипов передал в дар библиотеке имени Герцена от Тверского регионального отделения ПАНИ библиографическую энциклопедию «Золотые имена России». Это первый выпуск издания, в который вошли сведения о видных деятелях науки и искусства – членах ПАНИ. «Союз науки и православия: идеи, проблемы, издания» – так назвал свой доклад Владимир Глебович. И эта тема оказалась весьма значимой, раскрывая, в том числе, и суть происходящего в зале чтений.

Союз науки и православия, который поддерживается и празднованием Дня православной книги, ещё очень молод. Советская наука, с её атеистическим подходом, не создала методологию для исследований светских ученых по вопросам, связанным с религиозными темами.  И в прозвучавших на чтениях докладах была заметна некоторая терминологическая стихийность.  Науке и православию в точках их взаимодействия еще предстоит преодолеть проблемы становления их союза.

Чтения «Книга. Православие. Общество»  расширяют и географические и возрастные рамки – в этом году на них выступил даже четвероклассник, пересказавший прочитанную им книгу об Афанасии Никитине.  Празднование Дня православной книги в Твери, несомненно будет содействовать и популяризации чтения дома и в школе и  воспитанию молодежи.

Мария Парамонова

«Кто служит делу, а не лицам». Герой России А. С. Грибоедов

08.02.2019

Статья в оригинальной версии опубликована на сайте «Русская народная линия»
 и в редакционной версии под редакционным заголовком – в еженедельнике «Караван»

190_лет назад, 11 февраля 1829 года в Тегеране был убит российский посол и поэт  Александр Сергеевич Грибоедов. Хрестоматийная комедия в стихах «Горе от ума» известна в большей или меньшей степени каждому нашему соотечественнику, она разошлась на цитаты и крылатые выражения, весьма актуальные и в наши дни.

ВЕТВИ ГРИБНОГО ДЕРЕВА

Грибоедов родился в Москве, в дворянской семье.  По свидетельству современников, в детстве Александр проявлял таланты и был развит не по годам – в 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким, итальянским, латынью и древнегреческим. Возможно этим, а также совпадением фамилии отца с девичьей фамилией матери объясняется поиск биографами тайны рождения Александра Сергеевича Грибоедова.

Отец будущего дипломата и писателя отставной секунд-майор Сергей Иванович Грибоедов  – дворянин Владимирской губернии вступил в брак с дочерью отставного бригадира Анастасией Федоровной Грибоедовой якобы из смоленской ветви этого рода. Однако общие предки владимирских и смоленских Грибоедовых не установлены. Семейство смоленских Грибоедовых было богаче и считалось более знатным. Их предок, Ян Гржибовский в начале XVII века переселился из Польши в Россию и перевел фамилию на русский язык. И сегодня в Смоленской области чрезвычайно популярна у туристов великолепная усадьба Грибоедовых  «Хмелита» с музеем знаменитого писателя, который, впрочем, в ней только гостил, читал стихи и играл свои знаменитые вальсы.  Да еще, говорят, посадил в парке привезенную из Персии сирень.

Дату рождения поэта 15 января 1795 года нередко ставят под сомнение, предполагая, что Александр родился на несколько лет раньше, а измененную дату в документе указали с целью сохранения тайны его рождения. Конечно, тайны будят воображение биографов, то стремящихся отыскать царские корни какого-либо исторического деятеля, то связать таланты с известными писателями России и мира.

ТАИНСТВЕННЫЙ ВУНДЕРКИНД

В 1803 году Александра Грибоедова отдали в Московский университетский благородный пансион,  через 3 года 11-летний по документам Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета, а в 1808 году в возрасте 13 лет вундеркинд окончил его со степенью кандидата словесных наук, после чего поступил на этико-политическое (юридическое) отделение философского факультета. В 1810 году, получив степень кандидата прав, он остался в университете для изучения математики и естественных наук. Не удивительно, что став таким средоточием ума, он не слишком хорошо вписывался в обывательскую среду. Выражение «горе от ума», несомненно, автобиографично.

В 1817 году, поступив на службу в Коллегию иностранных дел, 22-летний по документам  Грибоедов был уже весьма опытен— он успел принять участие в войне 1812 года и выйти в отставку.

Образованный молодой дипломат заслужил расположение руководства коллегии, выразившееся, впрочем, в направление его в «горячие точки»: Среднюю Азию, Кавказ и и другие полигоны российско-британского соперничества, названного англичанами «Большой Игрой» (Grand Game). В 1818—1820 годах Грибоедов служит в Персии, с 1821 года в Тифлисе он становится дипломатическим секретарем.

Здесь он начинает работу над комедией «Горе от ума», сближаясь на поэтической почве с  грузинским князем и поэтом Александром Чавчавадзе. Маленькая дочь князя, которую Грибоедов учил игре на фортепиано, позже стала его женой.  Здесь же, в Тифлисе среди местного офицерства блуждали идеи будущего восстания декабристов.

КОМЕДИЯ А-ЛЯ ФРАНСЕ

Уместно вспомнить, что после войны 1812 года жанр пьесы был особенно популярен – в завоеванном Париже русские дворяне с интересом посещали театр и по возвращении на родину многие сюжеты французских комедий воплотили на российской сцене. Театры охотно ставили, например, пьесы курирующего их чиновника Н. И. Хмельницкого, ставшего впоследствии губернатором на Смоленщине.

«Горю от ума» Александра Грибоедова  предшествовали комедии «Молодые супруги», «Студент» и другие. В 1823 году в Москве,  пополнив наблюдения нравов московского дворянства, Грибоедов завершил первый вариант комедии – «Горе уму», но в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе и нет ума».

В Петербурге Грибоедов был приглашён в салон Николая Хмельницкого прочесть свою новую пьесу в кругу актеров и писателей. Правда, закончилось это ссорой с одним из гостей – конкурентом-драматургом. В 1825 году были напечатаны отрывки комедии, однако разрешения на её постановку получить не удалось. Однако, комедия получила известность в светских кругах, распространяясь  в списках. Так  И. И. Пущин, лицейский друг А.С.Пушкина, привёз её поэту в Михайловское.

Первая публикация, в сокращении, состоялась лишь после смерти Грибоедова, в 1833 году. Полный же текст был напечатан только в 1862 году.

ОЧЕВИДНЫЙ ПРОТОТИП

Спустя еще 10 лет И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний» назовет «Горе от ума» картиной эпохи. «В ней, как луч света в капле воды, отражается вся прежняя Москва и с такою художественною, объективною законченностью и определённостью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю». Столкновение Чацкого с окружающим его обществом, по мнению Гончарова, определяет «громадный настоящий смысл», «главный разум» произведения.  И этот смысл был неоднозначен – Чацкого считали и декабристом и противником декабристов.

Прототипом Чацкого часто называют Петра Чаадаева, которого объявили сумасшедшим. Да и фамилия весьма созвучна. Но это лишь упаковка.  Очевидно, что в образе Чацкого нашли отражение черты характера и истинные воззрения самого автора. В письмах, в воспоминаниях современников виден пылкий, резкий, свободолюбивый характер . В монологи и реплики Чацкого поэт вкладывает свои подлинные взгляды.

Одному из друзей Грибоедов сообщил, что однажды попал в ситуацию, сходную с изображенной им в пьесе, и этот факт сохранился в воспоминаниях. Грибоедов «рассказал, тревожно ходя взад и вперед по комнате, что дня за два перед тем был на вечере, где его сильно возмутили выходки тогдашнего общества, раболепное подражание всему иностранному и, наконец, подобострастное внимание, которым окружали какого-то француза, пустого болтуна. Негодование Грибоедова постепенно возрастало и, наконец, его нервная, желчная природа высказалась в порывистой речи, которой все были оскорблены. У кого-то сорвалось с языка, что «этот умник» сошел с ума…  Я им докажу, что я в своем уме, — продолжал Грибоедов, окончив свой рассказ. — Я в них пущу комедией, внесу в нее целиком этот вечер: им не поздоровится. Весь план у меня уже в голове, и я чувствую, что она будет хороша».

К финалу пьесы «Горе от ума» гости на балу у Фамусовых были уверены, что Чацкий «с ума спрыгнул», что его «Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Сплетня о сумасшествии героя, запущенная Софьей,  дополняется свежими деталями, превращаясь в политический донос: он и «фармазон» (франкмасон) и  «окаянный вольтерьянец», и  отдан в солдаты за то, что «переменил закон».

НЕ ДЕКАБРИСТ !

Позже, в феврале 1826 года Грибоедов был арестован по обвинению в государственной измене, причастности к подготовке восстания. Однако обвинения с Александра Сергеевича были сняты из-за отсутствия улик, он был возвращен к дипломатической работе.

Обратившись к пьесе, мы может сделать вывод, что Грибоедов – Чацкий, хотя и общался с будущими декабристами в Тифлисе, но вряд ли поддерживал их идеи в той степени, как это было принято считать позднее с легкой руки Герцена.

Грибоедов высмеивает псевдотаинственность этих обществ.  Репетилов сообщает Чацкому, с которым почти не знаком, о «тайных собраниях»  по четвергам. Он называет всех  членов «секретнейшего союза», «чудесных ребят»: князь Григорий, Левон и Боринька, Евдоким Воркулов, а также «гения» Ипполита Маркелыча Удушьева. Прототипом Удушьева мог быть знакомый Грибоедову  глава Южного общества Павел Пестель.

После снятия всех обвинений в причастности к обществу декабристов с Грибоедова,  в  1827 году ему было поручено возглавить всю российскую дипломатию как на персидском, так и на турецком направлениях.

«УМ И ДЕЛА ТВОИ БЕССМЕРТНЫ…»

Именно А.С. Грибоедов готовил текст выгодного для России Туркманчайского мирного договора, подписанного в 1828 году по итогам персидской войны. Россия устанавливала свое господство на Кавказе и Каспии, а также приобретала территории Восточной Армении. Персия обязалась не препятствовать армянам переселяться в российские пределы и выплатить контрибуцию.

Назначенный  полномочным министром России при шахском дворе в Тегеране, Грибоедов по дороге заехал в Тифлис. Нина Чавчавадзе, дочь друга, стала его женой и супруги отбыли в Персию. Однако беременную молодую жену умный Грибоедов из предосторожности оставил в  Тавризе.

В Тегеране недовольство условиями мирного договора подогревалось британскими силами. В группе армян, укрывшихся в русском посольстве на основании условий договора, были две наложницы и евнух, убежавшие из гарема шаха. Иранские политические круги, подстрекаемые англичанами, назвали это осквернением ислама.

11 февраля 1829 года организаторы направили к российскому посольству толпу из 100 тысяч человек. Ворвавшись в посольство, толпа убила всех дипломатов и  35 казаков охраны миссии, до конца исполнивших свой долг. Останки Грибоедова, которые опознали только по следу от дуэли – отстреленному пальцу, перевезли в Тифлис. После того, как бесчинства в Тегеране закончились, местные власти решили сгладить возникшую напряженность. Они отправили в Петербург великолепные подарки, в  числе которых крупный алмаз, и позволили забрать растерзанное тело посла. Останки Грибоедова, которые опознали только по следу от дуэли – отстреленному пальцу, перевезли в Тифлис.
Тела же казаков с риском для жизни, вынесли и захоронили тегеранские армяне.

Нина похоронила мужа у  церкви Святого Давида. «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»- написала она на памятной плите.  В результате преждевременных родов, вызванных нервным потрясением, их ребенок прожил только один день.  Но его успели окрестить и назвать Александром. Нина Чавчавадзе, «чёрная роза Тифлиса», всю оставшуюся жизнь носила траур по супругу, отвергая все ухаживания.

МОЛЧАНИН – НЕ ЛОДЫРЬ ИЗ ТВЕРИ

Такова судьба героя. Так могла бы продолжиться судьба Чацкого. Такие люди, возможно, есть и в наши дни. Но, конечно, гораздо шире представлены современные молчалины.

Антипод Чацкого делает карьеру, переезжая в Москву. Как это знакомо! Этот человек – не «лодырь», который, как выразился нынешний тверской губернатор «сам мучается и работодателя мучает» (то есть получает нищенскую зарплату, заставляя начальника с зарплатой побольше испытывать угрызения остатков совести и не спрашивать слишком много с бедняги).

Фамусов, которому Молчалин, возможно, чем-то угодил по пути из Петербурга, рассказывает:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари,
В Москву переведен через мое содейство,
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Между прочим, чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство и соответствовал воинскому званию майора. Поэтому когда Чацкий, обращаясь к Софье, восклицает «А Вы, о Боже мой, кого себе избрали», он имеет в виду не положение в обществе, а скорее умственные способности и нравственные качества Молчалина.

Тверской вице-губернатор и писатель М.Е. Салтыков-Щедрин так характеризует Молчалина и этот тип людей: «Это человек, в пеленках познавший натиск судьбы и потому готовый отдать себя в рабство кому угодно и куда угодно, готовый поклониться и истинному богу, и пустому идолу, не имея ни способности, ни навыка проникать в сущность вещей. <…> Всё в деятельности этих людей запечатлено неразумением и твердой решимостью удержать за собой тот нищенский кусок, который им выбросила судьба».

Вот он, идеал чиновника. Такой промолчит, когда завесят тряпкой и оставят разрушаться Речной вокзал и Детскую областную больницу (бывшее Женское Епархиальное училище).  Промолчит, когда снесут газетные киоски. Промолчит, когда  награды вручат проходимцам. Промолчит, когда закроют областную газету с более чем 100-летней историей. Промолчит, когда переименуют улицы и площади. Промолчит… На то он и Молчалин.

Времена не меняются. Меняется оружие, поражающее новых Грибоедовых, в новых горячих точках отстаивающих интересы внешней политики. Меняются технологии, помогающие очернить новых Чацких, которые рады служить, а вот «прислуживаться тошно». Меняются способы угождения новым Фамусовым, купившим себе места в новых органах власти. К счастью, иногда и с них снимается депутатская неприкосновенность и надеваются наручники.  Неизменны только добро и зло, любовь и ненависть, ум и хитрость.  И неизменно остается с нами герой России Александр Грибоедов, автор комедии с настоящим смыслом «Горе от ума».

Мария Парамонова

сочинение по комедии Грибоедова Горе от ума

МОЁ ЛИТЕРАТУРНОЕ ВЕРХНЕВОЛЖЬЕ !

23.10.2018
Заметка в Караван:
На_традиционном осеннем празднике романтиков  «Путешествие по Млечному пути…», который состоялся в Ботаническом саду Тверского госуниверситета вечером 20 октября,  глава Содружества  литераторов Верхневолжья Диана Мун сообщила о том, что уже идет прием работ на конкурс «Моё литературное Верхневолжье».
.
Региональный конкурс сочинений «Моё литературное Верхневолжье»  учрежден Содружеством литераторов Верхневолжья  в целях популяризации наследия писателей, творческая биография которых связана с Тверской областью.  И не важно, как называлось Верхневолжье – Тверской ли губернией, Калининской ли областью – это наш край, где жили и живут замечательные писатели.
.
В конкурсе могут принять участие 10-11-классники общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Тверской области. Каждый участник может представить на конкурс сочинение, посвященное какому-либо произведению тверского поэта или прозаика. В перечень писателей, о творчестве которых предложено порассуждать старшеклассникам, вошли Евгений Борисов, Спиридон Дрожжин, Гайда Лагздынь, Геннадий Немчинов, Леонид Нечаев, Евгений Сигарев и Валентин Штубов.
.
В своем сочинении юные авторы обоснуют выбор автора и произведения, выскажут свое личное отношение к нему и причины, по которым читателю непременно следует соприкоснуться с творчеством данного тверского писателя. Прием сочинений на конкурс продлится до 4 ноября 2018 года.
.
Порядок оформления работ и их оценки компетентным жюри, а также награждения победителей отражены в «Положении о региональном конкурсе сочинений на тему «Моё литературное Верхневолжье», опубликованном на сайте  http://верхневолжье.рф и в группе Содружества «ВКонтакте» https://vk.com/slv_tver .
.
И если юные авторы пока только оттачивают свой слог в конкурсе сочинений, то поэтами Содружества и постоянным  участником праздника  -  литературным критиком Александром Бойниковым создано уже немало произведений.  Листопад и звездопад неизменно вдохновляют!
.
 Под кронами столетних деревьев Ботанического сада звучали стихи об осени, о звездах, о любви, о судьбах людей.  В красивых фонарях мерцали свечи, рыжие листья кленов падали с деревьев и вновь взлетали в воздух из рук шаловливых детишек, резвившихся в саду под стать античным  купидончикам.  Стихотворные строки сменялись  музыкальными пассажами,  в самоваре кипела вода для ароматного травяного чая.
.
Концертную программу вел поэт Владимир Селянкин, предварявший выступление каждого участника цитатой классика о звёздах.  На сцене под звёздно-облачным шатром с декорациями из стволов, ветвей и листьев  выступили поэты  Вера Грибникова, Игорь Столяров, Алексис, Ксения Маркова, Светлана Леонова, Мария Парамонова и другие. Музыкальные композиции на свои стихи представили Андрей Новосельцев и Семен Миронов.  (прим. – я прочитала стихотворения «Хотела лететь как осенняя птица на юг…», «Я летала над Витебском жёлтым кленовым листом…» («Прогулка»), «Ты боишься слегка сумасшедшей затеи…» и миниатюру «Пёстрой осенью красиво…»).
.
Гостей приветствовал директор Ботанического сада ТвГУ Юрий Наумцев.  Вместе с поэтами в стихотворные образы погружались  взрослые и дети, обычные горожане и заглянувший на огонек депутат  заксобрания,  не чуждый поэзии.  Из волшебного сада не хотелось уходить – гости фотографировались, пили чай, делились впечатлениями и строили планы новых творческих встреч.
.

Романтики соберутся в звёздном шатре

15.10.2018

Анонс в Караван

И снова листопад, и снова звездопад! В октябре в Северном полушарии романтики и астрономы могут наблюдать два метеорных потока – Дракониды и Ориониды.  Ботанический сад Тверского госуниверситета и Содружество литераторов Верхневолжья традиционно проводят в дни звездопада единственный и неповторимый Волшебный праздник «Путешествие по Млечному пути…». В этом году он начнется 20 октября в 19:30.

В чудесном парке Сада над кронами столетних деревьев раскинется звездный шатер, а под деревьями зажгутся свечи, как отражение небесных звезд. Золотые кленовые листья будут падать в ладони романтиков. Стихотворные строки и музыкальные пассажи в ночном парке Сада позволят взору проникнуть за облака и увидеть далекие звезды и планеты.

Весь вечер на эстраде в саду будут выступать поэты и музыканты Содружества литераторов Верхневолжья. Именно они станут проводниками гостей Сада на «Звездном мосту – Млечном пути». На один вечер, даже взрослые станут детьми, слушая песни о звездах, о любви, осени и романтике, погружаясь в стихотворные образы.

И конечно, будет кипеть старинный самовар, манить ароматом  душистый чай, согревать костёр.  Ботанический сад – очень поэтичное и одухотворенное место. Оно пробуждает особое состояние души – вдохновение, радость, счастье. Из звёздного шатра не хочется уходить, поэтому важно одеться по погоде.

Язык межнационального общения, не требующий слов

29.04.2018

С 1999 года в последнюю субботу апреля как минимум в 80 странах мира бодро и дружно отмечают Всемирный день тайцзицюань и цигуна. Этот праздник учрежден для открытия всему  миру данных медицинских исследований, подтверждающих пользу  для здоровья людей практик тайцзицюань и цигун. Глобальное видение сотрудничества в области медицины и оздоровительных практик, невзирая на границы, позволяет использовать мудрость всех культур мира. Участники праздника благодарны китайской культуре, сформировавшей ценности тайцзи и цигун. По сути, это язык межнационального общения, не требующий слов.

Люди, занимающиеся тайцзи и цигун в этот день, выходят в парки и другие общественные места для проведения массовых показательных занятий, участия в бесплатных  мастер-классах для   желающих приобщиться к философии Тайцзи и здоровому образу жизни. В Бразилии, Египте, Пуэрто-Рико, США, Франции  День тайцзицюань и цигуна  поддерживается на государственном  уровне, освещается в ведущих СМИ.

Как и во всех странах, отмечающих этот день, в Твери это всемирное мероприятие началось в 10 часов утра в Парке Победы вблизи берега Лазури. Было солнечно и тепло, ветви деревьев слегка зеленели раскрывающимися почками. А стартовала цигун-эстафета  в Новой Зеландии, потом ее приняли жители Азии, Африки, Европы, Северной и Южной Америк, а  финальный этап проходит в самом позднем часовом поясе на Гавайских островах.

Глава медиахолдинга «УМПРО» Геннадий Климов, выступивший одним из инициаторов присоединения столицы Верхневолжья к празднованию Всемирного дня тайцзицюань и цигуна, лично принял участие в упражнениях на свежем воздухе и поделился своими впечатлениями:

- Открыли сезон цигуна в Парке Победы в Твери… Это почин. В этом году людей еще было немного, в следующем году удвоится…лет через пять Тверь в полном составе в последнюю субботу апреля будет выходить на коллективную физкультуру… Так возникает городская солидарность. Всего в парке, с учетом роты военного университета им. Жукова, сегодня утром занималось физкультурой более двухсот человек.

 История тайцзицюань восходит к VI веку н.э., документальные свидетельства связаны с подготовкой отрядов самообороны в уезде Шэсянь, тогда это была система армейского рукопашного боя. Но уже с  XVII века тайцзицюань стал практиковаться в Китае в качестве средства профилактики  заболеваний, поддержки здоровья. В КНР была разработана упрощенная система, которую стали практиковать как гимнастику в школах, на предприятиях, в медицинских учреждениях.  Китайцы считают  цигун  эффективным как для профилактики, так и для лечения, в сочетании с современными  медицинскими методами, широкого перечня заболеваний.

Павел Лантэ, сертифицированный инструктор гимнастики тайцзицюань, проводящий занятия в оздоровительном центре «J.O.Y.» в Затверечье, в ходе бесплатного мастер-класса  для жителей Твери рассказал о тайцзицюань как спорте:

- В мире более 200 миллионов человек занимается тайцзицюань. Проводятся соревнования, еще в 2012 году подавалась заявка на включение этого вида спорта в число олимпийских. Но пока она не принята. На соревнованиях оценивается техничность формы, есть также соревнования  Туйшоу «толкающие руки», в котором нужно вытеснить соперника за пределы трехметрового круга. Болевые приемы там ограничены, разрешены толчки и броски.

Таким образом, тайцзицюань – это и разновидность искусства кулачного боя, и часть китайской национальной культуры, включающей  в себя философию и идеи  различных традиционных китайских школ и направлений, и гимнастика, доступная даже людям с ослабленным здоровьем.  Чэнь Син, выдающийся теоретик тайцзицюань, живший  более ста лет назад  верно подметил в одной из своих книг: «Хотя тайцзицюань — это воинское искусство, но оно пронизано культурой». А, как известно,  изучение и уважение культур других народов – это не только путь к познанию окружающего мира, но и путь к миру, путь к взаимопониманию.

День города Твери

25.06.2017

 24 июня в Твери отмечали День города.

Я приняла участие в двух мероприятиях. 

В зеленых декорациях Тверского ботанического состоялся семейный праздник «Музыка, ожившая в цветах» – звучала как классическая, так и эстрадная музыка, на тропинках и полянах сада было многолюдно. Дети с удовольствием рисовали и мастерили, вдохновляясь живыми экспонатами ботанического сада.

Привлекали посетителей также уголок поэзии и книжная лавка Дома поэзии Андрея Дементьева. Здесь мы с Верой Грибниковой читали стихи о цветах и деревьях, о Твери и России, о любви и творчестве. Я прочла «Гербарий», «Дерево поэтов», «Канцону Гумилеву» и стихотворение для детей «Белки».

Гости семейного праздника – и взрослые и дети – тоже удовольствием занимали место в старинной резной раме и читали стихи русских классиков. Рядом студия цветов «Золотой Лепесток» и Оксана Саркисян проводили  флористические уроки: живые композиции из декоративных подсолнухов, гвоздик и петуний составлялись под аплодисменты зрителей.

Несмотря на обширную программу Дня города, многие предпочли аттракционам интеллектуальное мероприятие – лекцию искусствоведа, заслуженного деятеля искусств России Татьяны Бойцовой «Художественная жизнь России начала XXI столетия: традиции и новая культурная парадигма».

Лекция собрала полный зал в Тверском городском музейно-выставочном центре. История живописи была рассмотрена в мировоззренческом контексте, был проведен анализ двух постперестроечных десятилетий в художественной жизни страны. В ходе лекции был представлен сборник  IV Тверских искусствоведческих чтений.

Также об этом в газете «Караван» – обзор событий Дня города.