Календарь


«Кто служит делу, а не лицам». Герой России А. С. Грибоедов

08.02.2019

Статья в оригинальной версии опубликована на сайте «Русская народная линия»
 и в редакционной версии под редакционным заголовком – в еженедельнике «Караван»

190_лет назад, 11 февраля 1829 года в Тегеране был убит российский посол и поэт  Александр Сергеевич Грибоедов. Хрестоматийная комедия в стихах «Горе от ума» известна в большей или меньшей степени каждому нашему соотечественнику, она разошлась на цитаты и крылатые выражения, весьма актуальные и в наши дни.

ВЕТВИ ГРИБНОГО ДЕРЕВА

Грибоедов родился в Москве, в дворянской семье.  По свидетельству современников, в детстве Александр проявлял таланты и был развит не по годам – в 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким, итальянским, латынью и древнегреческим. Возможно этим, а также совпадением фамилии отца с девичьей фамилией матери объясняется поиск биографами тайны рождения Александра Сергеевича Грибоедова.

Отец будущего дипломата и писателя отставной секунд-майор Сергей Иванович Грибоедов  – дворянин Владимирской губернии вступил в брак с дочерью отставного бригадира Анастасией Федоровной Грибоедовой якобы из смоленской ветви этого рода. Однако общие предки владимирских и смоленских Грибоедовых не установлены. Семейство смоленских Грибоедовых было богаче и считалось более знатным. Их предок, Ян Гржибовский в начале XVII века переселился из Польши в Россию и перевел фамилию на русский язык. И сегодня в Смоленской области чрезвычайно популярна у туристов великолепная усадьба Грибоедовых  «Хмелита» с музеем знаменитого писателя, который, впрочем, в ней только гостил, читал стихи и играл свои знаменитые вальсы.  Да еще, говорят, посадил в парке привезенную из Персии сирень.

Дату рождения поэта 15 января 1795 года нередко ставят под сомнение, предполагая, что Александр родился на несколько лет раньше, а измененную дату в документе указали с целью сохранения тайны его рождения. Конечно, тайны будят воображение биографов, то стремящихся отыскать царские корни какого-либо исторического деятеля, то связать таланты с известными писателями России и мира.

ТАИНСТВЕННЫЙ ВУНДЕРКИНД

В 1803 году Александра Грибоедова отдали в Московский университетский благородный пансион,  через 3 года 11-летний по документам Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета, а в 1808 году в возрасте 13 лет вундеркинд окончил его со степенью кандидата словесных наук, после чего поступил на этико-политическое (юридическое) отделение философского факультета. В 1810 году, получив степень кандидата прав, он остался в университете для изучения математики и естественных наук. Не удивительно, что став таким средоточием ума, он не слишком хорошо вписывался в обывательскую среду. Выражение «горе от ума», несомненно, автобиографично.

В 1817 году, поступив на службу в Коллегию иностранных дел, 22-летний по документам  Грибоедов был уже весьма опытен— он успел принять участие в войне 1812 года и выйти в отставку.

Образованный молодой дипломат заслужил расположение руководства коллегии, выразившееся, впрочем, в направление его в «горячие точки»: Среднюю Азию, Кавказ и и другие полигоны российско-британского соперничества, названного англичанами «Большой Игрой» (Grand Game). В 1818—1820 годах Грибоедов служит в Персии, с 1821 года в Тифлисе он становится дипломатическим секретарем.

Здесь он начинает работу над комедией «Горе от ума», сближаясь на поэтической почве с  грузинским князем и поэтом Александром Чавчавадзе. Маленькая дочь князя, которую Грибоедов учил игре на фортепиано, позже стала его женой.  Здесь же, в Тифлисе среди местного офицерства блуждали идеи будущего восстания декабристов.

КОМЕДИЯ А-ЛЯ ФРАНСЕ

Уместно вспомнить, что после войны 1812 года жанр пьесы был особенно популярен – в завоеванном Париже русские дворяне с интересом посещали театр и по возвращении на родину многие сюжеты французских комедий воплотили на российской сцене. Театры охотно ставили, например, пьесы курирующего их чиновника Н. И. Хмельницкого, ставшего впоследствии губернатором на Смоленщине.

«Горю от ума» Александра Грибоедова  предшествовали комедии «Молодые супруги», «Студент» и другие. В 1823 году в Москве,  пополнив наблюдения нравов московского дворянства, Грибоедов завершил первый вариант комедии – «Горе уму», но в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе и нет ума».

В Петербурге Грибоедов был приглашён в салон Николая Хмельницкого прочесть свою новую пьесу в кругу актеров и писателей. Правда, закончилось это ссорой с одним из гостей – конкурентом-драматургом. В 1825 году были напечатаны отрывки комедии, однако разрешения на её постановку получить не удалось. Однако, комедия получила известность в светских кругах, распространяясь  в списках. Так  И. И. Пущин, лицейский друг А.С.Пушкина, привёз её поэту в Михайловское.

Первая публикация, в сокращении, состоялась лишь после смерти Грибоедова, в 1833 году. Полный же текст был напечатан только в 1862 году.

ОЧЕВИДНЫЙ ПРОТОТИП

Спустя еще 10 лет И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний» назовет «Горе от ума» картиной эпохи. «В ней, как луч света в капле воды, отражается вся прежняя Москва и с такою художественною, объективною законченностью и определённостью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю». Столкновение Чацкого с окружающим его обществом, по мнению Гончарова, определяет «громадный настоящий смысл», «главный разум» произведения.  И этот смысл был неоднозначен – Чацкого считали и декабристом и противником декабристов.

Прототипом Чацкого часто называют Петра Чаадаева, которого объявили сумасшедшим. Да и фамилия весьма созвучна. Но это лишь упаковка.  Очевидно, что в образе Чацкого нашли отражение черты характера и истинные воззрения самого автора. В письмах, в воспоминаниях современников виден пылкий, резкий, свободолюбивый характер . В монологи и реплики Чацкого поэт вкладывает свои подлинные взгляды.

Одному из друзей Грибоедов сообщил, что однажды попал в ситуацию, сходную с изображенной им в пьесе, и этот факт сохранился в воспоминаниях. Грибоедов «рассказал, тревожно ходя взад и вперед по комнате, что дня за два перед тем был на вечере, где его сильно возмутили выходки тогдашнего общества, раболепное подражание всему иностранному и, наконец, подобострастное внимание, которым окружали какого-то француза, пустого болтуна. Негодование Грибоедова постепенно возрастало и, наконец, его нервная, желчная природа высказалась в порывистой речи, которой все были оскорблены. У кого-то сорвалось с языка, что «этот умник» сошел с ума…  Я им докажу, что я в своем уме, — продолжал Грибоедов, окончив свой рассказ. — Я в них пущу комедией, внесу в нее целиком этот вечер: им не поздоровится. Весь план у меня уже в голове, и я чувствую, что она будет хороша».

К финалу пьесы «Горе от ума» гости на балу у Фамусовых были уверены, что Чацкий «с ума спрыгнул», что его «Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Сплетня о сумасшествии героя, запущенная Софьей,  дополняется свежими деталями, превращаясь в политический донос: он и «фармазон» (франкмасон) и  «окаянный вольтерьянец», и  отдан в солдаты за то, что «переменил закон».

НЕ ДЕКАБРИСТ !

Позже, в феврале 1826 года Грибоедов был арестован по обвинению в государственной измене, причастности к подготовке восстания. Однако обвинения с Александра Сергеевича были сняты из-за отсутствия улик, он был возвращен к дипломатической работе.

Обратившись к пьесе, мы может сделать вывод, что Грибоедов – Чацкий, хотя и общался с будущими декабристами в Тифлисе, но вряд ли поддерживал их идеи в той степени, как это было принято считать позднее с легкой руки Герцена.

Грибоедов высмеивает псевдотаинственность этих обществ.  Репетилов сообщает Чацкому, с которым почти не знаком, о «тайных собраниях»  по четвергам. Он называет всех  членов «секретнейшего союза», «чудесных ребят»: князь Григорий, Левон и Боринька, Евдоким Воркулов, а также «гения» Ипполита Маркелыча Удушьева. Прототипом Удушьева мог быть знакомый Грибоедову  глава Южного общества Павел Пестель.

После снятия всех обвинений в причастности к обществу декабристов с Грибоедова,  в  1827 году ему было поручено возглавить всю российскую дипломатию как на персидском, так и на турецком направлениях.

«УМ И ДЕЛА ТВОИ БЕССМЕРТНЫ…»

Именно А.С. Грибоедов готовил текст выгодного для России Туркманчайского мирного договора, подписанного в 1828 году по итогам персидской войны. Россия устанавливала свое господство на Кавказе и Каспии, а также приобретала территории Восточной Армении. Персия обязалась не препятствовать армянам переселяться в российские пределы и выплатить контрибуцию.

Назначенный  полномочным министром России при шахском дворе в Тегеране, Грибоедов по дороге заехал в Тифлис. Нина Чавчавадзе, дочь друга, стала его женой и супруги отбыли в Персию. Однако беременную молодую жену умный Грибоедов из предосторожности оставил в  Тавризе.

В Тегеране недовольство условиями мирного договора подогревалось британскими силами. В группе армян, укрывшихся в русском посольстве на основании условий договора, были две наложницы и евнух, убежавшие из гарема шаха. Иранские политические круги, подстрекаемые англичанами, назвали это осквернением ислама.

11 февраля 1829 года организаторы направили к российскому посольству толпу из 100 тысяч человек. Ворвавшись в посольство, толпа убила всех дипломатов и  35 казаков охраны миссии, до конца исполнивших свой долг. Останки Грибоедова, которые опознали только по следу от дуэли – отстреленному пальцу, перевезли в Тифлис. После того, как бесчинства в Тегеране закончились, местные власти решили сгладить возникшую напряженность. Они отправили в Петербург великолепные подарки, в  числе которых крупный алмаз, и позволили забрать растерзанное тело посла. Останки Грибоедова, которые опознали только по следу от дуэли – отстреленному пальцу, перевезли в Тифлис.
Тела же казаков с риском для жизни, вынесли и захоронили тегеранские армяне.

Нина похоронила мужа у  церкви Святого Давида. «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»- написала она на памятной плите.  В результате преждевременных родов, вызванных нервным потрясением, их ребенок прожил только один день.  Но его успели окрестить и назвать Александром. Нина Чавчавадзе, «чёрная роза Тифлиса», всю оставшуюся жизнь носила траур по супругу, отвергая все ухаживания.

МОЛЧАНИН – НЕ ЛОДЫРЬ ИЗ ТВЕРИ

Такова судьба героя. Так могла бы продолжиться судьба Чацкого. Такие люди, возможно, есть и в наши дни. Но, конечно, гораздо шире представлены современные молчалины.

Антипод Чацкого делает карьеру, переезжая в Москву. Как это знакомо! Этот человек – не «лодырь», который, как выразился нынешний тверской губернатор «сам мучается и работодателя мучает» (то есть получает нищенскую зарплату, заставляя начальника с зарплатой побольше испытывать угрызения остатков совести и не спрашивать слишком много с бедняги).

Фамусов, которому Молчалин, возможно, чем-то угодил по пути из Петербурга, рассказывает:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари,
В Москву переведен через мое содейство,
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Между прочим, чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство и соответствовал воинскому званию майора. Поэтому когда Чацкий, обращаясь к Софье, восклицает «А Вы, о Боже мой, кого себе избрали», он имеет в виду не положение в обществе, а скорее умственные способности и нравственные качества Молчалина.

Тверской вице-губернатор и писатель М.Е. Салтыков-Щедрин так характеризует Молчалина и этот тип людей: «Это человек, в пеленках познавший натиск судьбы и потому готовый отдать себя в рабство кому угодно и куда угодно, готовый поклониться и истинному богу, и пустому идолу, не имея ни способности, ни навыка проникать в сущность вещей. <…> Всё в деятельности этих людей запечатлено неразумением и твердой решимостью удержать за собой тот нищенский кусок, который им выбросила судьба».

Вот он, идеал чиновника. Такой промолчит, когда завесят тряпкой и оставят разрушаться Речной вокзал и Детскую областную больницу (бывшее Женское Епархиальное училище).  Промолчит, когда снесут газетные киоски. Промолчит, когда  награды вручат проходимцам. Промолчит, когда закроют областную газету с более чем 100-летней историей. Промолчит, когда переименуют улицы и площади. Промолчит… На то он и Молчалин.

Времена не меняются. Меняется оружие, поражающее новых Грибоедовых, в новых горячих точках отстаивающих интересы внешней политики. Меняются технологии, помогающие очернить новых Чацких, которые рады служить, а вот «прислуживаться тошно». Меняются способы угождения новым Фамусовым, купившим себе места в новых органах власти. К счастью, иногда и с них снимается депутатская неприкосновенность и надеваются наручники.  Неизменны только добро и зло, любовь и ненависть, ум и хитрость.  И неизменно остается с нами герой России Александр Грибоедов, автор комедии с настоящим смыслом «Горе от ума».

Мария Парамонова

сочинение по комедии Грибоедова Горе от ума

МОЁ ЛИТЕРАТУРНОЕ ВЕРХНЕВОЛЖЬЕ !

23.10.2018
Заметка в Караван:
На_традиционном осеннем празднике романтиков  «Путешествие по Млечному пути…», который состоялся в Ботаническом саду Тверского госуниверситета вечером 20 октября,  глава Содружества  литераторов Верхневолжья Диана Мун сообщила о том, что уже идет прием работ на конкурс «Моё литературное Верхневолжье».
.
Региональный конкурс сочинений «Моё литературное Верхневолжье»  учрежден Содружеством литераторов Верхневолжья  в целях популяризации наследия писателей, творческая биография которых связана с Тверской областью.  И не важно, как называлось Верхневолжье – Тверской ли губернией, Калининской ли областью – это наш край, где жили и живут замечательные писатели.
.
В конкурсе могут принять участие 10-11-классники общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Тверской области. Каждый участник может представить на конкурс сочинение, посвященное какому-либо произведению тверского поэта или прозаика. В перечень писателей, о творчестве которых предложено порассуждать старшеклассникам, вошли Евгений Борисов, Спиридон Дрожжин, Гайда Лагздынь, Геннадий Немчинов, Леонид Нечаев, Евгений Сигарев и Валентин Штубов.
.
В своем сочинении юные авторы обоснуют выбор автора и произведения, выскажут свое личное отношение к нему и причины, по которым читателю непременно следует соприкоснуться с творчеством данного тверского писателя. Прием сочинений на конкурс продлится до 4 ноября 2018 года.
.
Порядок оформления работ и их оценки компетентным жюри, а также награждения победителей отражены в «Положении о региональном конкурсе сочинений на тему «Моё литературное Верхневолжье», опубликованном на сайте  http://верхневолжье.рф и в группе Содружества «ВКонтакте» https://vk.com/slv_tver .
.
И если юные авторы пока только оттачивают свой слог в конкурсе сочинений, то поэтами Содружества и постоянным  участником праздника  -  литературным критиком Александром Бойниковым создано уже немало произведений.  Листопад и звездопад неизменно вдохновляют!
.
 Под кронами столетних деревьев Ботанического сада звучали стихи об осени, о звездах, о любви, о судьбах людей.  В красивых фонарях мерцали свечи, рыжие листья кленов падали с деревьев и вновь взлетали в воздух из рук шаловливых детишек, резвившихся в саду под стать античным  купидончикам.  Стихотворные строки сменялись  музыкальными пассажами,  в самоваре кипела вода для ароматного травяного чая.
.
Концертную программу вел поэт Владимир Селянкин, предварявший выступление каждого участника цитатой классика о звёздах.  На сцене под звёздно-облачным шатром с декорациями из стволов, ветвей и листьев  выступили поэты  Вера Грибникова, Игорь Столяров, Алексис, Ксения Маркова, Светлана Леонова, Мария Парамонова и другие. Музыкальные композиции на свои стихи представили Андрей Новосельцев и Семен Миронов.  (прим. – я прочитала стихотворения «Хотела лететь как осенняя птица на юг…», «Я летала над Витебском жёлтым кленовым листом…» («Прогулка»), «Ты боишься слегка сумасшедшей затеи…» и миниатюру «Пёстрой осенью красиво…»).
.
Гостей приветствовал директор Ботанического сада ТвГУ Юрий Наумцев.  Вместе с поэтами в стихотворные образы погружались  взрослые и дети, обычные горожане и заглянувший на огонек депутат  заксобрания,  не чуждый поэзии.  Из волшебного сада не хотелось уходить – гости фотографировались, пили чай, делились впечатлениями и строили планы новых творческих встреч.
.

Романтики соберутся в звёздном шатре

15.10.2018

Анонс в Караван

И снова листопад, и снова звездопад! В октябре в Северном полушарии романтики и астрономы могут наблюдать два метеорных потока – Дракониды и Ориониды.  Ботанический сад Тверского госуниверситета и Содружество литераторов Верхневолжья традиционно проводят в дни звездопада единственный и неповторимый Волшебный праздник «Путешествие по Млечному пути…». В этом году он начнется 20 октября в 19:30.

В чудесном парке Сада над кронами столетних деревьев раскинется звездный шатер, а под деревьями зажгутся свечи, как отражение небесных звезд. Золотые кленовые листья будут падать в ладони романтиков. Стихотворные строки и музыкальные пассажи в ночном парке Сада позволят взору проникнуть за облака и увидеть далекие звезды и планеты.

Весь вечер на эстраде в саду будут выступать поэты и музыканты Содружества литераторов Верхневолжья. Именно они станут проводниками гостей Сада на «Звездном мосту – Млечном пути». На один вечер, даже взрослые станут детьми, слушая песни о звездах, о любви, осени и романтике, погружаясь в стихотворные образы.

И конечно, будет кипеть старинный самовар, манить ароматом  душистый чай, согревать костёр.  Ботанический сад – очень поэтичное и одухотворенное место. Оно пробуждает особое состояние души – вдохновение, радость, счастье. Из звёздного шатра не хочется уходить, поэтому важно одеться по погоде.

Язык межнационального общения, не требующий слов

29.04.2018

С 1999 года в последнюю субботу апреля как минимум в 80 странах мира бодро и дружно отмечают Всемирный день тайцзицюань и цигуна. Этот праздник учрежден для открытия всему  миру данных медицинских исследований, подтверждающих пользу  для здоровья людей практик тайцзицюань и цигун. Глобальное видение сотрудничества в области медицины и оздоровительных практик, невзирая на границы, позволяет использовать мудрость всех культур мира. Участники праздника благодарны китайской культуре, сформировавшей ценности тайцзи и цигун. По сути, это язык межнационального общения, не требующий слов.

Люди, занимающиеся тайцзи и цигун в этот день, выходят в парки и другие общественные места для проведения массовых показательных занятий, участия в бесплатных  мастер-классах для   желающих приобщиться к философии Тайцзи и здоровому образу жизни. В Бразилии, Египте, Пуэрто-Рико, США, Франции  День тайцзицюань и цигуна  поддерживается на государственном  уровне, освещается в ведущих СМИ.

Как и во всех странах, отмечающих этот день, в Твери это всемирное мероприятие началось в 10 часов утра в Парке Победы вблизи берега Лазури. Было солнечно и тепло, ветви деревьев слегка зеленели раскрывающимися почками. А стартовала цигун-эстафета  в Новой Зеландии, потом ее приняли жители Азии, Африки, Европы, Северной и Южной Америк, а  финальный этап проходит в самом позднем часовом поясе на Гавайских островах.

Глава медиахолдинга «УМПРО» Геннадий Климов, выступивший одним из инициаторов присоединения столицы Верхневолжья к празднованию Всемирного дня тайцзицюань и цигуна, лично принял участие в упражнениях на свежем воздухе и поделился своими впечатлениями:

- Открыли сезон цигуна в Парке Победы в Твери… Это почин. В этом году людей еще было немного, в следующем году удвоится…лет через пять Тверь в полном составе в последнюю субботу апреля будет выходить на коллективную физкультуру… Так возникает городская солидарность. Всего в парке, с учетом роты военного университета им. Жукова, сегодня утром занималось физкультурой более двухсот человек.

 История тайцзицюань восходит к VI веку н.э., документальные свидетельства связаны с подготовкой отрядов самообороны в уезде Шэсянь, тогда это была система армейского рукопашного боя. Но уже с  XVII века тайцзицюань стал практиковаться в Китае в качестве средства профилактики  заболеваний, поддержки здоровья. В КНР была разработана упрощенная система, которую стали практиковать как гимнастику в школах, на предприятиях, в медицинских учреждениях.  Китайцы считают  цигун  эффективным как для профилактики, так и для лечения, в сочетании с современными  медицинскими методами, широкого перечня заболеваний.

Павел Лантэ, сертифицированный инструктор гимнастики тайцзицюань, проводящий занятия в оздоровительном центре «J.O.Y.» в Затверечье, в ходе бесплатного мастер-класса  для жителей Твери рассказал о тайцзицюань как спорте:

- В мире более 200 миллионов человек занимается тайцзицюань. Проводятся соревнования, еще в 2012 году подавалась заявка на включение этого вида спорта в число олимпийских. Но пока она не принята. На соревнованиях оценивается техничность формы, есть также соревнования  Туйшоу «толкающие руки», в котором нужно вытеснить соперника за пределы трехметрового круга. Болевые приемы там ограничены, разрешены толчки и броски.

Таким образом, тайцзицюань – это и разновидность искусства кулачного боя, и часть китайской национальной культуры, включающей  в себя философию и идеи  различных традиционных китайских школ и направлений, и гимнастика, доступная даже людям с ослабленным здоровьем.  Чэнь Син, выдающийся теоретик тайцзицюань, живший  более ста лет назад  верно подметил в одной из своих книг: «Хотя тайцзицюань — это воинское искусство, но оно пронизано культурой». А, как известно,  изучение и уважение культур других народов – это не только путь к познанию окружающего мира, но и путь к миру, путь к взаимопониманию.

День города Твери

25.06.2017

 24 июня в Твери отмечали День города.

Я приняла участие в двух мероприятиях. 

В зеленых декорациях Тверского ботанического состоялся семейный праздник «Музыка, ожившая в цветах» – звучала как классическая, так и эстрадная музыка, на тропинках и полянах сада было многолюдно. Дети с удовольствием рисовали и мастерили, вдохновляясь живыми экспонатами ботанического сада.

Привлекали посетителей также уголок поэзии и книжная лавка Дома поэзии Андрея Дементьева. Здесь мы с Верой Грибниковой читали стихи о цветах и деревьях, о Твери и России, о любви и творчестве. Я прочла «Гербарий», «Дерево поэтов», «Канцону Гумилеву» и стихотворение для детей «Белки».

Гости семейного праздника – и взрослые и дети – тоже удовольствием занимали место в старинной резной раме и читали стихи русских классиков. Рядом студия цветов «Золотой Лепесток» и Оксана Саркисян проводили  флористические уроки: живые композиции из декоративных подсолнухов, гвоздик и петуний составлялись под аплодисменты зрителей.

Несмотря на обширную программу Дня города, многие предпочли аттракционам интеллектуальное мероприятие – лекцию искусствоведа, заслуженного деятеля искусств России Татьяны Бойцовой «Художественная жизнь России начала XXI столетия: традиции и новая культурная парадигма».

Лекция собрала полный зал в Тверском городском музейно-выставочном центре. История живописи была рассмотрена в мировоззренческом контексте, был проведен анализ двух постперестроечных десятилетий в художественной жизни страны. В ходе лекции был представлен сборник  IV Тверских искусствоведческих чтений.

Также об этом в газете «Караван» – обзор событий Дня города.

Статья о Всемирном дне поэзии опубликована в тверской газете

23.03.2017

Моя статья о праздновании Всемирного дня поэзии в Доме поэзии Андрея Дементьева опубликована в №12(1093) от 29.03.17 г. тверской газеты «Караван+Я» под редакционным заголовком.

 

 

Русская поэзия расширяет интеллект, укрепляет душу и волю

22.03.2017

Всемирный день поэзии я встретила в Твери, в  «Доме поэзии Андрея Дементьева». Этот праздник, учрежденный ЮНЕСКО в 1999 году, было решено связать с датой 21 марта, хотя на протяжении нескольких десятилетий до этого многие страны отмечали его 15 октября – в день рождения древнеримского поэта Вергилия. Но весенняя дата праздника поэзии как нельзя лучше подошла для подведения итогов первого всероссийского конкурса молодых поэтов, который называется «Зелёный листок».

В «Доме поэзии Андрея Дементьева» 21 марта состоялась пресс-конференция и торжественная церемония награждения молодых поэтов – победителей конкурса, приехавших из разных уголков России. (Здесь приведены полностью ответы участников без купюр и в оригинальной стилистике респондентов, в отличие от моей статьи, опубликованной 29.03.17 г. в газете «Караван+Я в сокращении). Лауреаты и финалисты конкурса получили статуэтки работы скульптора Андрея Ковальчука, денежные премии, дипломы и специальные призы.

Победительницей конкурса стала 17-летняя Вероника Баранова – самая юная участница конкурса из поселка Пригородный Саратовской области. Второе место заняла Екатерина Барбаняга из Санкт-Петербурга, а третье Анастасия Губанова из Твери. Специальный приз от жюри достался Анастасии Кривецкой из деревни Дубровка Брянской области, специальный приз от фонда «Отчий дом» – Екатерине Писаренко из Луганска (автор, вероятно, проживает в России, так как положение о конкурсе допускает к участию только россиян). Ещё один специальный приз – от ФГУП «Почта России» получил Михаил Знаменский из Нижнего Новгорода.

В ходе пресс-конференции члены жюри конкурса рассказали о своих впечатлениях от работ конкурсантов и оценили современное состояние литературного процесса в нашей стране.

 Художественный руководитель Дома поэзии Андрей Дементьев напомнил, что в 2016 году первые «Зелёные листки» были вручены поэтам Тверской области и в нем приняли участие несколько десятков человек. Теперь же Всероссийский конкурс «Зелёный листок» объединил около тысячи участников из разных уголков России. Каждый из которых представил три стихотворения. В лонг-лист вошли 110 участников. Финалистами стали десять поэтов, из числа которых профессиональное жюри избрало лауреатов. Андрей Дементьев отметил тот факт, что большинство финалистов составили представительницы прекрасного пола. «Меня очень порадовало, что девочки победили ребят. Они эмоциональнее, они влюбленнее». Он добавил, что в будущем конкурс охватит республики бывшего СССР и напомнил, что «Зелёный листок» придумали в журнале «Юность», который имел тираж 3 миллиона 300 тысяч экземпляров.

В состав жюри конкурса входили два представителя тверского поэтического сообщества – члены Союза писателей России Вера Грибникова и Владимир Львов. Последний подробно рассказал о работе с конкурсными подборками. «Около трех тысяч авторов. Мы были очень рады. Трудно было на первоначальном этапе отсеять сильных поэтов от не очень сильных, но вроде бы справились. Были определены достойные. Может быть даже кого-то пропустили, но всех не наградишь. Победителей должна быть тройка, как вы понимаете. Самые сильные регионы – Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Ставрополь – и по количеству и по качеству. И вдруг тут и Тверь, теперь наши попробовали свои силы на всесоюзном уровне. Я давно говорю, что в Твери поэзия стоит на уровне не на среднем в России, а повыше».

 Член Жюри конкурса народный артист России Владимир Качан дополнил выступление Владимира Львова: «Я дисциплинированно прочел всё то, что мне прислали – 24 коротеньких сборника молодых поэтов по три листа каждый. Я надеялся, что что-то отзовется в сердце. Первый же поэт, не хочется называть её таким старомодным и довольно глупым словом «поэтесса», семнадцатилетняя девушка Баранова, написала стихотворение «Менестрель», которое меня удивило, потому, что оно, хотя и мрачновато, но очень зрелое, грамотное, профессиональное. Дальше я отмечал крестиками ещё какие-то фамилии, по-моему шесть или семь. Можно было ожидать худшего, какого-то агрессивного дилетантства, которое царит, как сказал Иосиф Давыдовыч, на нашей эстраде…Было время, когда поэты собирали стадионы. Это плоховато. Пусть стадионы собирает Стас Михайлов. Но у поэта должна быть своя аудитория, иначе мы снова в пещеру влезем. Хорошо, что есть Дом поэзии Андрея Дементьева!»

Народный артист СССР Иосиф Кобзон выразил своё отношение к современному литературному процессу: «У меня предвзятое отношение к поэзии. Мои любимые поэты – Есенин, Лермонтов. То, что обольщается Андрей Дмитриевич, что девочки у нас талантливые – время покажет. Мы можем назвать только Цветаеву, Ахматову, Бэллочку Ахмадуллину. Я когда читаю поэзию, всегда выискиваю, какую поэзию можно положить на музыку. Андрей Дмитриевич, проводя этот конкурс, окунулся в свою молодость, когда он руководил журналом «Юность». Печатал он и спорных поэтов и скандальных. Я в это время застал эпоху ренессанса, когда песни писали такие выдающиеся мастера, как Соловьев-Седой, Блантер, Островский, Фельцман, Френкель, но я всегда разговаривал с моими слушателями стихами – Долматовского, Матусовского, Рождественского… Потом на нас «обрушились» песни талантливого Жени Мартынова на стихи Андрея Дементьева и вся страна стала петь эти песни… А сегодня я хотел бы спросить, какие стихи будут песенными, кто будет писать песни? Композиторы ещё есть, а на чьи стихи они пишут? Пишут на слова. Стыдно, когда выходит мой коллега и говорит «Музыка моя, слова мои» Это такой дешевый непрофессионализм. Проект первого канала «Голос» показывает нам парад пародистов, которые, вместо того, чтобы искать своё творческое начало, пародируют хиты зарубежные, а я хочу слышать русский язык… Нет сейчас русских песен. Почему «Русское радио» взяло на себя смелость так называться? Я могу подсказать им хиты – Арно Бабаджаняна на стихи Евтушенко, а они говорят «неформат»…Я бы, как Жириновский сказал…, вешал и расстреливал тех, кто отказался в России от русского слова и назвал это неформатом. Это ужасно!

Есть анекдот. Эрнст пришел к Апостолу Петру и говорит: «Я хотел бы попасть в рай!» «Фамилия?» «Эрнст» «В ад!» »Но почему? Я провел Олимпиаду и еще много чего сделал!» «Неформат!»

Вот, понимаете, я уже устал давать интервью по поводу этой несчастной девочки Юли Самойловой на коляске. Это же надо было додуматься девочку подставлять под украинских негодяев, которые русофобствуют, и дать им повод поиздеваться над инвалидом из России. Притом, она должна петь на английском языке! Мы не уважаем себя! Мы проиграли Европе и Америке информационное поле…Нас пытаются пинать всякие отморозки, поэтому надо акцентировать внимание на русской поэзии».

 Один из выдающихся поэтов современности Юрий Кублановский ответил на мой вопрос о перспективах молодых авторов быть напечатанными в престижных «толстых» журналах: «Я десять лет руководил отделом поэзии журнала «Новый мир» и всегда внимательно следил за потоком, поступающим от молодых поэтов из провинции. Сейчас нет такого, чтобы печатали только матёрых классиков, старцев. И журнал «Октябрь», и журнал «Знамя» печатают молодых. Другое дело, что сами молодые поэты изуродованы Интернетом. Сегодня написал, завтра утром вывесил в Интернет, вечером ему пишут «Ты гений». Стихи не вынашиваются и носят поверхностный характер. Среди тех поэтов, которых я читал в этот раз, я, как отрадное, отметил, что стихи с сердцем, не однодневки, несут в себе определенную традицию… В постхристианском мире культура работает на разложение красоты, гармонии, всего, что было дорого человеку. Почему культура общества потребления носит негативный характер – разговор особый – но это факт. Другому учит нас наша русская поэзия. Она расширяет интеллект, укрепляет душу, укрепляет волю. Каждый человек, который живет с русской поэзией, отличается не только умственно, но и качественно. Как религиозный человек несёт в себе особый заряд высшего смысла, так и человек, который знает и ценит поэзию».

Известный литературовед Павел Басинский, отвечая на мой вопрос о современных формах поэтического творчества заметил: «Я думаю, проблема заключается в том, что удивительно, сколько в России пишется стихов. Полмиллиона зарегистрировано на известном портале, они не нуждаются в тиражах. Встает вопрос, как фильтровать всё это. Как сделать так, чтобы поэта услышали. И журналы тоже не спасут. Каким образом поэт может подтвердить своё звание? Только судьбой, связанной с судьбой страны!».

После церемонии награждения победителей конкурса, на которой присутствовали заместитель губернатора Тверской области А. В. Белоцерковский и глава города Твери А. Б. Корзин, был представлен сборник стихов молодых поэтов. Этот сборник составлен по итогам областного конкурса «Зелёный листок», проведенного в 2015-2016 году. Завершился праздник «открытым микрофоном» и шампанским.

На следующий день, 22 марта, в помещении Тверского областного театра драмы состоялся приуроченный к Всемирному дню поэзии концерт-спектакль «Россия, слово о тебе» с участием Народной артистки России Надежды Бабкиной и её творческого коллектива «Русская песня». В музыкально-драматическом действе также приняли участие поэт Андрей Дементьев, народные артисты Иосиф Кобзон, Людмила Чурсина, Ирина Мирошниченко, Ольга Волкова, Игорь Скляр, заслуженная артистка России Анастасия Волочкова, артист Иван Замотаев. 

Рождественские каникулы: меж Смоленском, Москвой и Тверью

15.01.2017

Рождественские ели одинаково хороши в Смоленске, где я встретила Новый 2017 год, в Москве, которую я осмотрела проездом и Твери, где праздник Рождества Христова ощущался до самого Старого нового года.

  С_сыном Ваней мы и ёлку нарядили и старый год проводили и новый встретили. Также в эти дни я посетила офис нашей писательской организации, куда отнесла несколько экземпляров своей новой книги «Марьин скит». Художник-постановщик Смоленского камерного театра Людмила Пономарева заглянула ко мне на чашечку кофе и рассказала о творческих планах. Довелось погулять по вечернему Смоленску, освещенному праздничными огнями.

 А в Твери творческие встречи, организованные членом Союза писателей России Веры Грибниковой, прошли на волжской набережной у памятника Афанасию Никитину и в Ботаническом саду.

У Афанасия Никитина, несмотря на сильный ветер, группа членов ЛИТО «Ковчег» сфотографи- ровалась и обсудила творческие планы. Я рассказала о том, как в этом месте 14 июля у меня родилось стихотворение «Марсова зарница», загадочным образом связавшее набережную Афанасия Никитина с набережной в Ницце, где в тот день произошел террористический акт. Это была премьера стихотворения.

Тверской ботанический сад традиционно украшает свою территорию и павильон и приглашает посмотреть произведения декоративно-прикладного искусства рождественской тематики. Вера Грибникова, Владимир Ходаков и другие представители литературной Твери, вдохновившись красотой природы и духом Рождества, рассказали о событиях творческой жизни.  Я прочитала несколько стихотворений из книги «Марьин скит»: «Транжира-ветер был неистов…», «Мархаба» и другие.

По Волге на «Волго»

25.07.2016

 20 июля я отметила очередной день рождения. На этот раз я решила отправиться в путешествие по реке. Палуба яхты «Волго», на которой её капитан  Павел Федоров неоднократно становился победителем парусных регат в 1 классе (килевые яхты с гоночным баллом УПО-ТОДТ до 5,65), легко вместила группу «матросов».

Рассекать волжские просторы я отправились вместе с сыновьями Павлом и Иваном, который давно мечтал побывать в роли помощника капитана. Вместе с нами в путешествие отправились моя подруга и ванечкина крёстная Светлана Глухова и её супруг Андрей.

Когда яхта «Волго» отчалила от Речного вокзала, была прекрасная погода – светило солнце, дул лёгкий ветерок. Чайки проносились над рекой по своим птичьим делам. Потом налетевшая тучка полила нас дождем, а крепчающий ветер довершил работу над нашими прическами. После городского шума и суеты можно было, наконец, насладиться свежестью и красотой. Мимо проплывали живописные зелёные берега, домики, причалы и даже портовые краны. Мы тут же вспомнили мультфильм «В порту» и пропели о том, как «через акваторию мчится катерок…».

Литературную страницу, без которой мой день рождения, конечно, не мог обойтись, представил Ваня. Он прочитал наизусть отрывок из пушкинской Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди: «Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет…». Потом Ваня прочитал его ещё раз «на бис» выглядывая из яхтенного люка с биноклем в руках. Капитанский бинокль, а также мягкие игрушки порадовали «помощника капитана» настолько, что он забыл даже про конфеты.

Когда возвращались, уже вечерело. Путешествие понравилось всем, а я решила записать впечатления, пока они не потерялись в будничной суматохе. Здесь уместно вспомнить моё стихотворение, связанное, как раз с Волгой.

*  *  *

От истока и до устья
Плавно движется вода,
Но зачем-то синей грустью
Замирает иногда.

И уже с другой повадкой
Вспять течению бежит
И порывом ветра кратким
Неизменно дорожит.

Как прекрасны эти блики!
Лучше ль гладкая вода,
Что волною влажных линий
Не взметнётся никогда,

И не станет вдохновеньем,
Лёгкой строчкою стиха,
Или просто впечатленьем,
Не потерянным – пока.

Больше стихов – здесь      Больше фотографий – в альбоме на странице «Фотогалерея»

Не ставьте поэтов на полку!

18.07.2016

 16 июля 2016 года исполнилось 88 лет поэту Андрею Дементьеву, художественному руководителю Государственного автономного учреждения культуры «Дом поэзии Андрея Дементьева» в Твери. К этой дате был приурочен митинг у Дома поэзии и праздничный концерт во Дворце спорта «Юбилейный».

На митинге Андрей Дмитриевич, с присущей ему деликатностью, обходил тему своего дня рождения, обходили её и ведущие, следовавшие сценарию. По этой причине у собравшихся и у прессы сложилось впечатление, что главное событие дня – открытие памятника поэтам-шестидесятникам работы Зураба Церетели и его выставки в Доме поэзии. И.о. губернатора Тверской области Игорь Руденя и некоторые другие выступающие, правда, дарили Дементьеву цветы, кратко поздравляя его с днём рождения.

Я с радостью отметила, что трибуны и площадка перед Домом поэзии были заполнены тверичанами – любителями поэзии. Замечательно, что эта, «демократичная» часть праздника стала доступна всем, кто интересуется поэзией, но не может себе позволить билет на концерт за несколько тысяч рублей. Здесь же продавали книги – сотрудники книжного магазина «Москва» и филателистическую продукцию – Тверской филиал «Почты России» (в ходе праздника состоялось специальное гашение почтового конверта с изображением Дома поэзии).

  На сцене перед Домом поэзии выступил народный артист  Иосиф Кобзон, исполнивший четыре песни на стихи ряда поэтов, имена которых нанесены на памятник, ещё укрытый белым полотном, а потому загадочно-прекрасный. Состоялась премьера новой песни на стихи А. Дементьева «Памяти мамы».

Приехавший из США Евгений Евтушенко прочел стихи очень выразительно, но по книге. Он сильно сдал за год с прошлого приезда в Тверь, когда он читал поэму «Дора Франко» о прекрасной латиноамериканке, вербовавшей его в сладкий заокеанский рай. В этот раз Евтушенко даже почти воздержался от традиционных выпадов в адрес СССР, сказав только, что в те времена Дементьев, несмотря на цензуру, всегда печатал в «Юности» хорошие стихи – его стихи.

 Творчество Булата Окуджавы блистательно, несмотря на плохую работу звукового оборудования,  напомнил ещё один народный артист России – Олег Погудин. Роберта Рождественского почитал Максим Аверин, один из ведущих праздника, на котором присутствовала дочь Рождественского Екатерина. От Ахмадуллиной и Высоцкого представителей не было. Жаль, наверно не только я ожидала услышать «По улице моей который год…» и «Дом хрустальный на горе для неё…» (рифма «рос в цепи – россыпи» вполне «шестидесятническая»).

Андрей Дементьев прочел свое стихотворение о пяти знаменитых поэтах не со сцены, а стоя рядом с памятником. Он также озвучил историю возникновения идеи пямятника у Зураба Церетели. Президент академии художеств, отливший в металле множество скульптур, и подносящий их в дар разным городам мира, решил, что к пяти именам надо добавить Владимира Высоцкого и Андрея Дементьева. С точки зрения маркетинга это было правильное решение: Высоцкий – народный бард, а Дементьев родом из этих мест.

Собственно сам Зураб Церетели и исполняющий обязанности губернатора Тверской области Игорь Руденя сняли скрывавшее пямятник полотно и взорам собравшихся предстала … книжная полка. Аплодисменты! Много раз приходилось мне присутствовать на открытии памятников. Никогда не забуду, как перед глазами жителей Починка в Смоленской области, открылся бюст их земляка А. Твардовского. По толпе прокатился восхищенный возглас «Он молодой!»- скульптор А. Ковальчук смог приятно удивить смолян. В нашем случае памятник просто обречен на известность – о нем долго будут спорить – как о форме так и о содержании.

Одно бесспорно хорошо – открытие памятника заложило новую прекрасную традицию в Твери – читать стихи в палисаднике Дома поэзии. Открыл поэтическую страницу главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков. Вот он приятно удивил – прочел стихи Владимира Соколова. Это своего рода дань справедливости – открыть поэтические чтения стихами полузабытого поэта с тверскими корнями – «тихого лирика» – среди славословий его шумным современникам. Голос Соколова – чистая поэзия, рожденная добрым сердцем. Вот где вспыхнул бы «небосклон Пушкина, Тютчева, Фета», как выразился в своём стихотворении о пяти поэтах Андрей Дементьев.

Конечно, неизбежны споры литературоведов – можно ли считать открытым список «шестидесятников» и культурологов – как вписывается конструкция из железа в ансамбль купеческого дома – памятника архитектуры второй половины 18-го века. У меня же возникло сожаление о том, что железные корешки книг крепко припаяны к своей книжной полке. Это закрытые книги.

Пусть поэзия звучит! Пусть книги шелестят страницами! Не ставьте поэтов на полку!