Серебряный век


Обидно за Гумилева или Настигла награда поэта «из ада»

02.08.2018

На заседании правительства Тверской области определен обладатель премии имени Н.С.Гумилева. Как сообщает официальный сайт регионального правительства, в 2018 году лауреатом литературной премии имени Николая Гумилева стала поэт, прозаик Валентина Карпицкая. На заседании, возглавляемом губернатором Тверской области Игорем Руденей, председатель комитета по делам культуры Ирина Репина представила определенную конкурсной комиссией книгу, за которую решено присудить премию в размере 50 тысяч рублей.

По официальной версии, губернатор Игорь Руденя, утвердив кандидатуру Карпицкой, отметил, что «необходимо поддерживать представителей творческой интеллигенции подобными премиями, но при этом важно, чтобы в своем творчестве они отражали важность духовно-нравственного воспитания, трудолюбия и другие ценности, без которых невозможно развитие региона и всей страны». Однако, утром 2 августа многие пользователи интернета имели возможность познакомиться с более ранней версией релиза, содержащей стенограмму выступления губернатора. Позже опрометчивые высказывания главы региона, очевидно вызванные шоком от названия книги номинанта, исчезли с официальных страниц, сохранившись, однако, в кэше.

Книгу номинанта Игорю Рудене видимо в руки не дали, озвучили лишь фамилию и заголовок «Не из ада ты, не из рая».

 — А название стихов? Это кому адресовано? – переспросил губернатор, словно почуяв неладное, может эротика какая-то извращенная. Ирина Репина сообщила, что это «сборник романтических стихотворений, посвященных в основном теме взаимоотношений мужчины и женщины».

— Я хотел бы, чтобы вы, все-таки, скорректировали свое направление. Нас больше интересует, когда воспевают человека труда, — продолжил после паузы Игорь Руденя, который, похоже полагает, что поэзия – это те слова, которые поют звезды эстрады, — Нам не нужна богема абстрактная, нам нужна пропаганда. То, чем занимался Дементьев в советское время, то, чем занималась Пахмутова, Добронравов. Были стройки огромные в стране, люди ездили по этим стройкам, сочиняли песни, которые потом вся страна пела. Благодаря песням люди, которые работали на этих стройках, на этих проектах, ощущали себя востребованными обществом. Это была некая элита. А вот эти размышления на тему «Чей ты, откуда ты и кто мы?», вот этого нам не надо!

Тут бы губернатору потребовать огласить весь список, книги в студию запросить и показать подчиненным, как надо работать. Но Игорь Руденя утвердил все же предложенную кандидатуру, хотя отметил, что принцип отбора потенциальных лауреатов премии имени Гумилева необходимо скорректировать, творчество соискателей по своему содержанию должно быть созвучно установкам, выработанным областным руководством:

— Еще раз повторяю: демография, экономика, нравственное воспитание общества – вот три темы, которые должны быть во всех произведениях. Я бы хотел, чтобы это четко было прописано в нашей номинации, — подвел итог пункту повестки заседания Игорь Михайлович.

Злую шутку, надо сказать, сыграли с губернатором подведомственные чиновники, столь безответственно подошедшие к подготовке документов для заседания правительства. Впрочем, о проблеме эффективной коммуникации между губернатором и его подчиненными «Караван» пишет регулярно. Сейчас – о поэзии.

В Комиссию по присуждению Гумилевской премии, состав которой на сайте комитета по делам культуры не опубликован, входят «известные литераторы, литературные критики, журналисты, филологи», возглавляет комиссию заместитель председателя правительства Тверской области Андрей Белоцерковский. Члены комиссии проводят рейтинговое голосование, то есть выставляют каждой книге тот или иной балл, затем баллы суммируются. Выходит, что обсуждения, как такового, не происходит, а оно могло бы предотвратить ошибку.  Кроме того, из опыта прошлых лет известно, что многие члены комиссии книги номинантов не читают, разве что пролистывают. Выбирают не между книгами, а между людьми, их написавшими. Свой – чужой. Так в прошлом году премия была присуждена Ефиму Беренштейну, многократно номинировавшемуся на эту премию ранее с достойными книгами и заслужившему эту награду своими лекциями о жизни и творчестве Гумилева. Курьез в том, что книга «Вещение-вещание» Е.Беренштейна серьезно уступает предыдущим, содержит ненормативную лексику, а главное – подписана в печать 22 мая 2017 года, в то время как заявки на премию принимались до 30 апреля. Так и в этом году будущий лауреат наладил отношения с членами комиссии настолько, что они не только на внутреннее содержимое книги не взглянули, но и название внимательно не прочли.

Надо заметить, что альтернатива была. С Валентиной Карпицкой соперничали Елена Давыдова, Любовь Колесник, Георгий Степанченко (фамилии приведены в алфавитном порядке). В их книгах губернатор, возможно, отыскал бы интересующие его темы, если, конечно, он не хочет лобовой рифмовки: «экономике доход принесет Вагонзавод» или «материнский капитал демографию питал».  Поэты так умеют, только это называется «низким жанром» (частушка, пародия, басня, шансон, слоган), это не то, за что должны присуждаться литературные премии.

Елена Давыдова – молодой поэт, член Содружества литераторов Верхневолжья, участница Всемирного Фестиваля молодёжи и студентов Сочи – 2017 году. На фестивале она и представила впервые книгу «Второе дыхание». В стихотворении «Мальчик», посвященном сынишке, Елена затрагивает столь интересующие губернатора темы демографии и нравственного воспитания:

Даже бывалый невольно вздрогнул и
Крепче засовы дверные вешает,
Кличет мальчишку словами строгими.
А тот — загорелый, глаза — черешины
Спелые, смелые — ни знал, ни видывал
Такого надрыва волны раскатистой!
Вот и ему похожую силу бы!..
Вот и ему геройство и стать ее!..

А вот Любовь Колесник, получившая, к слову сказать, Губернаторскую премию – 2017 за книгу  с ужасно непатриотичным названием «Радио Мордор», следующую книгу, выдвинутую на Гумилевскую премию, назвала – что с языка у  губернатора сняла – «Мир. Труд. Май».  Среди прочего в книге описываются будни рабочего класса – автор имела опыт работы на заводе:

от козлового к мостовому
и к башенному и опять
осанна миру неживому
распорет жестяную гладь
и глядь – а восьмичасовая
жизнь регулярная прошла
где люди тихо прогорают
до тыла сварочного тла

Что же касается Георгия Степанченко, его книга, возможно, содержала слишком много публицистической прозы о шедевральном творчестве поэта, но губернатору он тоже мог бы пригодиться, как противник митингов в ущерб развитию АПК:

Митинговщина! Флаги да вороны…
Кто-то речи толкает с крыльца,
А в деревне – не чинены бороны,
Не видать молодого лица.

Но все эти стихи, и хорошие и не очень, не были прочитаны губернатором, чиновниками, да и большинством членов конкурсной комиссии, присудившей максимальные баллы автору следующих строк частушечного жанра:

Ты меня, прошу, не трогай,
жигнешь – тыкну пяткою.
У меня красивой, строгой,
жизнь и так не сладкая.

Много я обид терпела,
но я не растение:
наболело, накипело,
лопнуло терпение.

Губернатор, очевидно, прав: принцип отбора потенциальных лауреатов премии имени Гумилева необходимо скорректировать. Однако, прописывать в положении о премии, носящей имя Николая Гумилева темы: улучшение демографической ситуации, укрепление нравственности и развитие экономики – только людей смешить и память о расстрелянном поэте, дворянине и герое Первой мировой войны оскорблять. В соцсетях, кстати, уже собрали подборку цитат из Гумилева о скотоводстве и птицеводстве:  «И за то мне подарил богач / Пять быков, приученных к ярму»,  »Пять коней подарил мне мой друг Люцифер», «И рыдает молчанием глаз/ Далеко залетевшая птица».  Если уж непременно хочется стихов на производственную тему – можно учредить отдельный тематический конкурс, как делают во многих отраслях и сферах деятельности. Только основной целью такого конкурса будет не развитие литературы в регионе, а популяризация тех или иных профессий и компаний.  В смысле – пропаганда.

За это несовременное слово интернет-СМИ уже сравнили Игоря Руденю и со Сталиным, и с Хрущевым и с Мединским, который тоже хочет, чтобы выделяемые на развитие культуры деньги шли в целевом направлении. Простите, но этого никогда не будет, если не остановить кумовство и коррупцию.  Ситуация с присуждением литературной премии кандидату «из ада» забавна и смешна только на первый взгляд – она раскрывает всю неэффективность структуры управления регионом.

«Я сам над собой насмеялся, И сам я себя обманул…» – впору процитировать губернатору строки Николая Гумилева.

Вещи Беренштейна и Заблудившийся трамвай

12.10.2017

В еженедельнике «Караван+Я» №40(1121) за 11-17 октября опубликована моя беседа с новым лауреатом литературной премии имени Николая Гумилева Ефимом Беренштейном. В апреле 2016 года я проводила литературную гостиную к 130-летию Николая Гумилева в Доме поэзии Андрея Дементьева и пригласила Ефима Павловича для выступления. Поэтому для меня не было секретом его активное участие в популяризации творчества Гумилева. А вот книга Ефима Беренштейна, конечно, удивила. Удивила не только лексикой, но и противоречивостью личности автора, возвышенно говорящего о поэтах, поэзии и представляющего читателю произведения или, как выразился поэт «фуфло, написанное бЕз толку, без тОлку», которые я не могу процитировать. Для публикации в газете я выбрала наиболее пристойные из «вещей» Беренштейна. Полагаю, никто из членов комиссии по присуждению премии не прочитал книгу Ефима Павловича полностью, иначе в пресс-релизе администрации придумали бы иную формулировку заслуг лауреата. К сожалению, таков уровень культуры работников сферы культуры. 

Вот ссылка на электронную версию:  http://www.biz-ter.ru/news/2959

А вот страницы газеты в формате изображения.

Романтические цветы – Николаю Гумилёву

27.04.2016

      15 апреля исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Гумилева – замечательного поэта, покорявшего умы и сердца современников, чья биография связана с Тверской землей. Николай Степанович Гумилев известен как родоначальник акмеизма – одного из направлений поэзии Серебряного века, исследователь Африки, герой Первой мировой войны, позже – «бывший дворянин», обвиненный и расстрелянный  за участие «в заговоре против Советской власти». На многие десятилетия его имя было предано забвению, и лишь в девяностые годы XX века Гумилев был посмертно реабилитирован и его стихи вернулись к широкому кругу читателей. Поклонники и популяризаторы творчества Николая Гумилева собрались 26 апреля в Литературной гостиной «Дома поэзии Андрея Дементьева», чтобы вспомнить основные события яркой жизни поэта, прочесть его стихи. Мне выпала честь быть автором сценария и ведущей этого вечера – романтического литературного букета поэту к его юбилею.  

Литературная гостиная получила название «Несравненное право Николая Гумилева» по строчкам из его стихотворения «Выбор», отмечая, в то же время, правомерность возвращения этого поэта в пантеон русской литературы. Это стихотворение из первой книги Николая Гумилева «Путь конквистадоров» выразительно прочел молодой поэт, победитель поэтического конкурса в номинации «Лучший сценический образ» Сергей Черкасов, представший в образе лирического героя – воина в кольчуге и с мечом.

Затем я рассказала об эволюции сознания поэта, воина и путешественника Николая Гумилева проиллюстрировав факты биографии строками стихотворения «Память», написанного в последний год жизни.

          Об африканских экспедициях Николая Гумилева увлекательно рассказал кандидат философских наук, доцент кафедры Философии и теории культуры ТвГУ, автор ряда научных публикаций о Николае Гумилеве и его современниках, поэт Ефим Павлович Беренштейн.

          Африка оставила заметный след в творчестве поэта. Песню «Жираф» на стихи Николая Гумилева исполнил Владимир Лобанов солист музыкально-хореографического коллектива «Приват рилейшнз». Так же в его исполнении прозвучала песня «Однообразные мелькают…» – музыкальное прочтение любовной лирики Николая Гумилева.

           В лекционном зале Дома поэзии была подготовлена книжная выставка, включающая как книги стихов Николая Гумилева, так и воспоминания о нем его современников. Мария Парамонова процитировала несколько интересных фрагментов из мемуаров Андрея Белого, воспоминаний первой жены Гумилева Анны Ахматовой, а также из романа «Сумасшедший корабль» Ольги Форш, в котором описан арест поэта и вынесенный ему приговор. С интересом познакомились посетители гостиной и с воспоминаниями Надежды Войтинской, позировавшей поэту для написания им стихотворения «Сегодня ты придешь ко мне…», как позируют художникам натурщицы. Я прочла это стихотворение, сохранившееся в моей памяти с юношеских лет, наряду с другими стихами Гумилева.

          Гумилев был не только выдающимся поэтом и путешественником, но и воином–добровольцем, участником Первой мировой войны, двукратным Георгиевским кавалером. Несомненно, всем своим жизненным путем Николай Гумилев заслужил право на добрую память. Инициатор установки памятника Николаю Гумилеву в Твери, руководитель ТООД «Народный парк», Сергей Леонидович Шигаев рассказал о роли стихов Гумилева в своей жизни, о стремлении общественных активистов к созданию уютных и оригинальных парков и скверов в различных уголках Твери. В одном из таких парков, на берегу Волги и планируется установка памятника Николаю Гумилеву, которая может состояться уже в этом году 130-летия со дня рождения поэта.

            Сохранением памяти о Николае Степановиче стало и учреждение в 2010 году Администрацией Тверской области Литературной премии имени Н.С.Гумилева, одной из обладательниц которой стала поэт, руководитель Тверского отделения Российского союза профессиональных литераторов Марина Батасова, посетившая Литературную гостиную и подарившая Дому поэзии свою книгу «Одновременно всё», принесшую ей престижную награду.

             К счастью, после реабилитации Николая Гумилева,  его стихи вновь издаются и изучаются в рамках образовательных программ. Учащиеся Тверского колледжа культуры имени Н.А.Львова  продекламировали стихи Николая Гумилева и с интересом познакомились с аудиозаписью авторской декламации стихотворения «Канцона» из фонда Дома поэзии, репринтным изданием книги «Колчан», в которой было опубликовано это стихотворение и автографом «Канцоны», включенным в видеопрезентацию.

            Завершилась Литературная гостиная «Свободным микрофоном» – поэты Ефим Беренштейн, Сергей Черкасов и я, Мария Парамонова, прочли стихи Николая Гумилева и свои произведения, продолжающие традиции акмеизма. В моем исполнении прозвучало стихотворение Николая Гумилева «Воспоминание» («Над пучиной в полуденный час…») и моё стихотворение «Клеопатра в Сиде» («Анатолийский берег в тишине…»). Собравшиеся поблагодарили организаторов за погружение в гумилевскую эпоху и выразили единодушное мнение о том, что литературные мероприятия, проводимые «Домом поэзии Андрея Дементьева», являются значимой частью культурной жизни Верхневолжья.

 Заметка об этом мероприятии была опубликована в областной газете «Тверская жизнь» за 17 мая 2016 года.

А в Смоленске в конце апреля состоялось занятие литературной студии «Родничок» при Областной детской библиотеке имени И.С. Соколова-Микитова, которое тоже было посвящено 130-летию поэта и носило название  »Романтические цветы – Николаю Гумилеву».

Я рассказала участницам студии о непростой судьбе Николая Гумилева, почитала его стихи. Мы вместе послушали аудиозаписи песен на стихи поэта.

Студийцы узнали о таких направлениях в поэзии Серебряного века как символизм и акмеизм.

Скульптура – поэзия без слов

20.02.2016

Поэты и философы с давних пор пытались провести параллель между видами искусств. Считается, что  Симонид Кеосский, поэт, живший в 6 веке до нашей эры в Греции, сказал: «Поэзия — это поющая живопись, так же как живопись — молчащая поэзия». Гораций (1 век до н.э.) в своем «Искусстве поэзии» делает римскую копию с греческого оригинала: ut pictura poesis (поэзия — как живопись). Позже Гёте назвал архитектуру онемевшей музыкой, и Шеллинг еще несколько позже отметился высказыванием «архитектура – застывшая музыка».

Признаюсь, мне не было известно высказывание Симонида, когда я писала стихотворные картины для своей «Галереи грёз», но с ним сложно поспорить. Разве что, я бы сказала не «молчащая», а «бессловесная», хотя, возможно, это издержки перевода.

19 февраля 2016 года, вместе с другими смоленскими писателями, я была приглашена скульптором Людмилой Ельчаниновой на открытие её совместной с графиком Верой Самариной выставки в КВЦ имени Тенишевых. Признаюсь, я нашла много образов, созвучных моим стихам. Скульптура, пожалуй, не меньше, чем живопись, несет в себе поэзию.

Людмила Александровна Ельчанинова – заслуженный художник России, работает в мраморе, известняке, бронзе, дереве и керамике. Смолянам известна её «Княгиня Тенишева» – бронзовая скульптура, установленная на территории историко-архитектурного комплекса «Теремок» в поселке Флёново близ Смоленска.

Заслуженных художников России поздравили с открытием выставки председатель Смоленского горсовета Ю.К.  Сынкин, депутат Смоленской областной Думы Н.Г. Куликовских, председатель Общественной палаты Смоленской области Н.Е. Мажар, делегация Смоленской областной организации Союза писателей России и многие другие.

Людмила Ельчанинова и Вера Самарина поблагодарили собравшихся за поздравления и помощь в оформлении выставки и предложили ознакомиться с представленными работами, что я, собственно и сделала чуть раньше, когда еще звучали песни в исполнении популярной смоленской певицы Ксении Ларуссо.

У скульптуры «Портрет театрального художника» я повстречала поочередно сразу двух художников-постановщиков Смоленского камерного театра – Николая Агафонова и Людмилу Пономареву.  С Людмилой мы обошли всю экспозицию, особенно заинтересовавшись обращением скульптора к теме поэзии. В центре экспозиции расположился бюст Анны Ахматовой, представляющий собой образ поэта (Ахматова была против именования поэтессой) во времена её пребывания в Париже. В дальней части зала мы встретили еще один поэтический образ – скульптуру «Серебряный век». Эта женская фигура ненавязчиво отсылает к рисунку Модильяни, запечатлевшем Ахматову в вышеупомянутом Париже, но к портретному сходству с Анной Андреевной скульптор, по видимому, не стремился. В лице и прическе поэтессы или музы поэзии при желании можно найти черты Ахматовой, Цветаевой, Гиппиус, а возможно и других представительниц Серебряного века.

Кроме того, меня заинтересовали скульптурные портреты Святополк-Четвертинской и генерала Раевского. Кроме того, понравились работы «Добрые руки» и  »Мать и дитя» (практически, скульптурное воплощение моей книги «Млечный путь»), а также «Мастерская художника» (очаровательная дама-интроверт, которая с одинаковым успехом может ассоциироваться и с поэтессой и со скульптором).

Выставка, несомненно, удалась. Замечательно, что художники и писатели стремятся к общению и находят много общих тем для творчества. Будет интересно продолжить знакомство с работами Людмилы Ельчаниновой и других смоленских художников.

фотографии Николая КЕЖЕНОВА

Гумилеву – век с четвертью!

15.04.2011

15 апреля исполнилось 125 лет со дня рождения одного из моих любимейших поэтов Николая Гумилева. Мы с читателями моего сайта уже много говорили, спорили даже, о жизни и творчестве Николая Степановича:

М.Парамонова «Несравненное право Николая Гумилева»

А.М.Бойников «Рыцарская красота исканий»,

обсуждали также создание и присуждение Гумилевской литературной премии.

Сегодня я приглашаю читателей моего сайта прочесть вдохновенную статью литературного критика и поэта Алексея Шорохова о Николае Гумилеве, которая опубликована на сайте Союза писателей России – сайте Издательского дома «Российский писатель». Тем, кто любит стихи Гумилева статья обязательно понравится, не забудьте написать мне спасибо-комментарий.

вот ссылка: Алексей Шорохов «Мужчина. Поэт. Офицер.»

О переводах с армянского на русский

22.03.2010

Прочла несколько десятков стихотворений моей любимой поэтессы Анны Андреевны Ахматовой – переводов с армянского. Как же красиво, наверно, звучат эти чудесные строчки на языке оригинала!

Природу пышную земли иной
Видала я не раз. Но все ж моих
Садов, лугов, ущелий и полей
Застенчивая прелесть мне милей.
Где б ни жила я, ты со мной, страна
Гористая, вся в валунах больших.
Со мной - дыханье раскаленных скал,
Со мною - ветка персика в цвету,
Студеный горный ключ, - они со мной,
Приметы милые страны родной,
И вязь Месропа и былых веков
Предания, будящие мечту.
(А. Ахматова, из перевода стихов Маро Маркарян, 1954 г.)

Упомянутая в стихотворении «вязь Месропа» – это и есть армянская письменность. Несомненно, при переводе текстов различной тематики с армянского языка на русский переводчик должен знать особенности этого красивого древнего языка: его историю, историю создания армянской письменности. (далее…)

140-летие Зинаиды Гиппиус

21.11.2009

Могила Мережковского и Гиппиус на Сент-Женевьев дю Буа.фото М.Парамоновой Вчера исполнилось 140 лет со дня рождения самой эффектной поэтессы Серебряного века Зинаиды Гиппиус. Во время посещения кладбища Сент-Женевьев-де-Буа меня поразила эта странная могила: надгробие Мережковского, я у него в ногах маленькая табличка – здесь же похоронена и его жена Зинаида Гиппиус. Казалось, при жизни супруги были равновеликими фигурами, если не по вкладу в литературу, то по роли в общественной жизни. В чём же причина столь скромного места, определенного современниками для Зинаиды Николаевны? (далее…)

Маринин день

08.10.2009

Сегодня, в день рождения поэта Марины Цветаевой (она сама называля себя именно ПОЭТОМ, а не поэтессой) не хочется вспоминать факты её трагичной биографии и перебирать слухи  о её личной жизни. День рождения – светлый день. Однажды осенью миру явилась поэзия с женским лицом. Вспомним Марину молодой и беззаботной. Вот её стихотворение  1914 года:

Собаки спущены с цепи,
И бродят злые силы.
Спи, милый маленький мой, спи,
Котенок милый!

Статья Александра Бойникова «Рыцарская красота исканий» о Николае Гумилеве

02.09.2009
Моя статья «Несравненное право Николая Гумилева», посвященная годовщине расстрела поэта, не оставила равнодушными почитателей творчества родоначальника акмеизма.  Литературный критик, член Союза писателей, член Союза журналистов, кандидат филологических наук Александр Михайлович Бойников, продолжая разговор о судьбе и творчестве Николая Гумилева, прислал мне свою статью, адресованную широкому кругу читателей.

РЫЦАРСКАЯ КРАСОТА ИСКАНИЙ

Жизнь почти каждого выдающегося поэта рано или поздно превращается в миф. Жизнь Николая Степановича Гумилёва – это миф вдвойне.

Он блистал ярчайшей звездой в культурном космосе русского Серебряного века. Непревзойдённый поэт, покоряющий умы и сердца современников то изящно-изысканными, то алмазно-твёрдыми строками. Тонкий и порою беспощадный критик, оставивший в своих «Письмах о русской поэзии» россыпь философски глубоких, полемически неотразимых и образно эффектных суждений о поэзии и литературной критике, которые сегодня также свежи, как и в начале ХХ века. Родоначальник акмеизма, ныне обретающего своих продолжателей. Воин, путешественник и разведчик. Первый муж Анны Ахматовой. И – жертва кровавого Молоха Октябрьского переворота: 25 августа 1921 года Николай Гумилёв был расстрелян по постановлению Петроградской ГубЧК за участие «в заговоре против Советской власти». На стене камеры поэт оставил слова: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь. Н. Гумилёв». (далее…)

Несравненное право Николая Гумилева

22.08.2009
Верная поклонница поэзии Серебряного века, этой статьей-эссе я открываю новую рубрику своего блога: «Серебряный век».
Не спасешься от доли кровавой,
Что земным предназначила твердь.
Но молчи: несравненное право –
Самому выбирать свою смерть.
Н. С. Гумилев, «Выбор»

Трагическая смерть в августе  1921 года одного из наиболее ярких поэтов предреволюционной поры – Николая Степановича Гумилева, расстрелянного за соучастие в заговоре против советской власти, будит воображение многих: фантастов и филологов, астрологов и политологов. Я не стану примыкать к лагерю тех, кто считает, что Николай Гумилев был сторонником Белого движения и активно противостоял большевицкому режиму, не стану утверждать, что он стал одной из многих невинных жертв красного террора, тем более не стану уверять, что он по сей день жив и незримо борется с врагами человечества (А.Лазарчук,  М.Успенский «Посмотри в глаза чудовищ»). Я  лишь попытаюсь разглядеть в строках поэта, за ними и между ними живую душу, попытаюсь угадать черты лица под масками образов лирических героев, попытаюсь проникнуть в тайну эзопова языка творчества Николая Гумилева.  (далее…)