ДумыИздательские проектыНовости творческого мира

Размышления в коридорах власти

Смоленские писатели в Государственной Думе
Смоленские писатели в Госдуме 12.02.24 г.

«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно».
Михаил Лермонтов «Дума»

 

12 февраля в составе смоленской делегации приняла участие в Пленарном заседании общественного совета писателей на тему «Социальный статус и формы государственной поддержки российских писателей», которое состоялось в стенах Государственной Думы Российской Федерации. Заседание началось с докладов депутатов — представителей различных фракций Госдумы. Выступила первый заместитель председателя Комитета по культуре, депутат от партии «Справедливая Россия — За правду» Елена Драпеко, более известная как Лиза Бричкина из фильма «А зори здесь тихие». Оказывается, Елена Григорьевна тоже писатель, получает авторский гонорар через РАО и поэтому ей не индексируют пенсию.  Мы-то гонораров от РАО не получаем многие годы, и не только от РАО, но отрадно, что закон для всех един. Ещё выступили депутат от КПРФ Ирина Филатова, депутат-писатель Анатолий Грешневиков от «Единой России» и глава фракции ЛДПР Леонид Слуцкий, долго и бодро говоривший о поддержке литературы и зачем-то называвший в числе русских классиков, которых нужно больше печатать, А.И. Солженицына.  Наверно Леонид Эдуардович не знает, что в 1980-1990-х годах труды Исаича печатались миллионными тиражами и заполонили полки всех библиотек, а также школьную программу.  От Союза писателей России в первой части мероприятия выступили участник Специальной военной операции Алексей Шорохов, председатель Краснодарского регионального отделения Союза писателей России Светлана Макарова-Гриценко, Генеральный директор Союза писателей России Василий Дворцов (г.Москва), литературный критик и публицист Андрей Рудалёв (г.Архангельск), поэт Игорь Тюленев (г.Пермь), народный поэт Республики Коми Надежда Мирошниченко (г.Сыктывкар), заслуженный работник культуры России Евгений Новичихин (г.Воронеж).

Елена Дропеко, актриса, депутат
Елена Драпеко, актриса, депутат. 12.02.24

Затем, как сказано в официальных материалах,  свои доклады представили писатель Анатолий Салуцкий, главный редактор журнала «Москва» Владислав Артемов (г.Москва), главный редактор литературного журнала «Север» Елена Пиетиляйнен (Карелия), секретарь Союза писателей России Игорь Витюк (Московская область), Наталия Мусинова (Кострома), Ирина Пенюкова (Брянск), Мария Парамонова (Смоленск), Андрей Воронцов (Крым), итоги подвел Председатель Союза писателей России Николай Иванов.

Мария Парамонова (Мира Валдай) писатель
Мария Парамонова, Москва, Совет писателей в Госдуме РФ 12.02.2024

В действительности свой доклад я не представила — времени хватило только на реплику, в которой я внесла два конкретных предложения (для стенограммы). В частности, я предложила на федеральном уровне ввести для региональных бюджетов нормативный метод финансирования отделений писательских союзов. Правда не уверена, что меня поняли, скорее всего подумали, что я вела речь об обязательности поддержки писателей в регионах. Однако нормативный метод заключается в следующем: на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. К примеру, такими нормативами являются ставки налогов, нормы амортизации и другие нормативы. Устанавливать их могут либо самим субъекты федерации, либо для субъекта они устанавливаются государством в виде специальной нормативной или законодательной базы. Я имела в виду второй вариант. То есть законодатели устанавливают, что регионы в своих бюджетах обязательно должны предусмотреть сумму в размере, допустим, каких-то сотых долей процента от суммы расходов регионального бюджета. Так, например, в бюджете Смоленской области на 2023 год, опубликованном в открытых источниках, фигурирует несколько многомиллионных сумм  по статьям с названием «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям» в рамках ряда проектов, результативность которых неочевидна.

Раньше писателям давали субсидию, очень небольшую, но на неё проводился Международный литературный конкурс имени М.В. Исаковского «Связь поколений» и выпускался одноименный альманах. Проводили мы, конечно, своими силами, без расходов на проезд приглашенных членов жюри и без призовых. Собирали, оценивали работы, проводили заседания жюри, потом сами изготавливали макеты дипломов на компьютере. И альманах Олег Иванович Дорогань готовил сам, чтобы субсидию по максимуму направить на печать тиража. Ведь для писателей важно, чтобы их произведения нашли своего читателя, попали в библиотеки и школы. Горько, что мы не смогли выполнить последнюю просьбу Олега Ивановича — перед смертью он просил обязательно проводить конкурс и выпустить альманах, который он подготовил к печати уже будучи неизлечимо болен. Конкурс-то провели,  а вот на альманах средств нет. Так вот, возвращаюсь к нормативному методу. Для писательских организаций в бюджете должна быть отдельная «защищенная» статья, расходы по которой направляются не на все некоммерческие организации, которых создано огромное число, а конкретно на развитие современной литературы, создание литературных произведений, соответствующих направлениям государственной стратегии.

Татьяна Харитонова, Мария Парамонова, Елизавета Хапланова
Татьяна Харитонова, Мария Парамонова, Елизавета Хапланова на Совете писателей в Госдуме 12.02.24 г.

О втором своем предложении не буду распространяться — маловероятно, что им воспользуются, но если это случится — узнаем из выпуска новостей. Единодушным было мнение о необходимости возвращения писательского сообщества из ведения  Минцифры в Минкультуры. Отсутствие взаимодействия ведомства с писательским сообществом, непрозрачность принимаемых решений об издании социально-значимой литературы, выявление в числе изданных при государственной поддержке деструктивных произведений, и, наоборот, малое количество произведений современных отечественных авторов, поддерживающих традиционные ценности российского общества — всё это препятствует развитию российской литературы. Парламентарии заверили писателей, что доведут эту единую позицию до председателя Госдумы Вячеслава Володина для того, чтобы он снова поднял вопрос о возвращении ведомственной поддержки писательского сообщества в Министерство культуры.

Делегаты Союза писателей России на Совете в Госдуме
Члены Союза писателей России, участники Совета писателей в Государственной Думе РФ 12.02.2024 г

В просторных думских коридорах и уютных залах, на мраморных лестницах и в скромного вида столовой под названием «Зеленый зал» невольно возвращалась мысль (она же дума): сложная судьбы выпала нашему поколению писателей, по-лермонтовски печальная, можно сказать. Мы стучимся в закрытую дверь и, не желая сдать поле боя идеологическому врагу, отдаём свое время, силы и средства Родине, пишем, издаем книги за свой счет и дарим читателям, выступаем куда бы ни позвали, бесплатно работаем в жюри. Тем временем по ту сторону двери средства, выделенные на издание социально-значимой литературы отправляют на печать книг сомнительной социальной значимости. А по данным Общественного совета при Минцифры России, за 10 лет средний тираж выпускаемых в России книг упал на 45%, при этом рынок аудиокниг вырос на 2600%. Такая вот Цифра: скоро наши соотечественники разучатся читать («грядущее — иль пусто или темно»). По числу выпускаемых названий Россия занимает четвертое место в мире после КНР, США и Великобритании — то есть не самая читающая страна. Да и то примерно 35% по числу названий и 50% по тиражу приходится на учебную литературу, на художественную – только 17% по числу названий и 12% по тиражу. Меж тем писатели нашего поколения имеют выбор — состариться в бездействии или в деятельной борьбе за поколения будущего. Думаю, поборемся!

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *