Биографии


Сердце, Мария, мельдоний.

25.04.2017

Завтра наступит долгожданный для теннисных болельщиков день – свой первый матч после 15 месяцев дисквалификации за употребление мельдония (милдроната) сыграет многократная чемпионка турниров Большого шлема Мария Шарапова. Во время вынужденного отдыха Мария Шарапова не теряла времени зря – она написала книгу о своей жизни «Неугомонная». Как писатель я не могу не одобрить такое времяпровождение. Но есть ещё один вопрос: а был ли допинг? Шарапову отстранили в год Олимпиады, а закончилась дисквалификация как раз после ежегодной серии матчей Кубка Федерации, где наши теннисистки проиграли бельгийкам. Мельдоний до 2016 года допингом не считался – это лекарство для профилактики инфаркта и спортсменам его рекомендуют для сохранения их жизни, а не для достижения преимущества. Буквально месяц назад мне прописали это лекарство, поскольку я тоже немного МАРСианка (МАРС – это Малая Аномалия Развития Сердца). Теперь и мне можно писать мемуары: «Сердце или как Мария принимала мельдоний»! Да только не о чем. Я внимательно следила за своим состоянием в ходе курса лечения. На первой неделе ощущалась легкая головная боль, а симптомы, с которыми я обратилась к врачу не проходили и никакого прилива сил и выносливости я не ощутила.  Порой от простых комплексных витаминов чувствуешь прилив сил и желание горы свернуть, но их допингом не считают. К концу курса моё самочувствие нормализовалось, кажется, сердце стучит ровнее. Но ничего сверхъестественного не произошло. Вот я и думаю – какая злая и хитрая комбинация удалась спортивным чиновникам! Но ничего, Маша, главное – сердце береги! А в завершение этого монолога – стихотворение из моей книги «Марьин скит»:

СЕРДЦЕ 

У сердца необычное устройство –
Через себя качает день за днём
Отчаянье, любовь и беспокойство
Смешной мешочек с клапанами в нём.

Неужто просто мышцы и сосуды –
И счастья и несчастья виражи –
Своей работой совершают чудо
Которое зовётся наша жизнь?

Вот-вот настигнет полная блокада,
Затихнет миокардова струна,
Врата откроет рая или ада
А дальше – остановка. Тишина.

 

 

Романтические цветы – Николаю Гумилёву

27.04.2016

      15 апреля исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Гумилева – замечательного поэта, покорявшего умы и сердца современников, чья биография связана с Тверской землей. Николай Степанович Гумилев известен как родоначальник акмеизма – одного из направлений поэзии Серебряного века, исследователь Африки, герой Первой мировой войны, позже – «бывший дворянин», обвиненный и расстрелянный  за участие «в заговоре против Советской власти». На многие десятилетия его имя было предано забвению, и лишь в девяностые годы XX века Гумилев был посмертно реабилитирован и его стихи вернулись к широкому кругу читателей. Поклонники и популяризаторы творчества Николая Гумилева собрались 26 апреля в Литературной гостиной «Дома поэзии Андрея Дементьева», чтобы вспомнить основные события яркой жизни поэта, прочесть его стихи. Мне выпала честь быть автором сценария и ведущей этого вечера – романтического литературного букета поэту к его юбилею.  

Литературная гостиная получила название «Несравненное право Николая Гумилева» по строчкам из его стихотворения «Выбор», отмечая, в то же время, правомерность возвращения этого поэта в пантеон русской литературы. Это стихотворение из первой книги Николая Гумилева «Путь конквистадоров» выразительно прочел молодой поэт, победитель поэтического конкурса в номинации «Лучший сценический образ» Сергей Черкасов, представший в образе лирического героя – воина в кольчуге и с мечом.

Затем я рассказала об эволюции сознания поэта, воина и путешественника Николая Гумилева проиллюстрировав факты биографии строками стихотворения «Память», написанного в последний год жизни.

          Об африканских экспедициях Николая Гумилева увлекательно рассказал кандидат философских наук, доцент кафедры Философии и теории культуры ТвГУ, автор ряда научных публикаций о Николае Гумилеве и его современниках, поэт Ефим Павлович Беренштейн.

          Африка оставила заметный след в творчестве поэта. Песню «Жираф» на стихи Николая Гумилева исполнил Владимир Лобанов солист музыкально-хореографического коллектива «Приват рилейшнз». Так же в его исполнении прозвучала песня «Однообразные мелькают…» – музыкальное прочтение любовной лирики Николая Гумилева.

           В лекционном зале Дома поэзии была подготовлена книжная выставка, включающая как книги стихов Николая Гумилева, так и воспоминания о нем его современников. Мария Парамонова процитировала несколько интересных фрагментов из мемуаров Андрея Белого, воспоминаний первой жены Гумилева Анны Ахматовой, а также из романа «Сумасшедший корабль» Ольги Форш, в котором описан арест поэта и вынесенный ему приговор. С интересом познакомились посетители гостиной и с воспоминаниями Надежды Войтинской, позировавшей поэту для написания им стихотворения «Сегодня ты придешь ко мне…», как позируют художникам натурщицы. Я прочла это стихотворение, сохранившееся в моей памяти с юношеских лет, наряду с другими стихами Гумилева.

          Гумилев был не только выдающимся поэтом и путешественником, но и воином–добровольцем, участником Первой мировой войны, двукратным Георгиевским кавалером. Несомненно, всем своим жизненным путем Николай Гумилев заслужил право на добрую память. Инициатор установки памятника Николаю Гумилеву в Твери, руководитель ТООД «Народный парк», Сергей Леонидович Шигаев рассказал о роли стихов Гумилева в своей жизни, о стремлении общественных активистов к созданию уютных и оригинальных парков и скверов в различных уголках Твери. В одном из таких парков, на берегу Волги и планируется установка памятника Николаю Гумилеву, которая может состояться уже в этом году 130-летия со дня рождения поэта.

            Сохранением памяти о Николае Степановиче стало и учреждение в 2010 году Администрацией Тверской области Литературной премии имени Н.С.Гумилева, одной из обладательниц которой стала поэт, руководитель Тверского отделения Российского союза профессиональных литераторов Марина Батасова, посетившая Литературную гостиную и подарившая Дому поэзии свою книгу «Одновременно всё», принесшую ей престижную награду.

             К счастью, после реабилитации Николая Гумилева,  его стихи вновь издаются и изучаются в рамках образовательных программ. Учащиеся Тверского колледжа культуры имени Н.А.Львова  продекламировали стихи Николая Гумилева и с интересом познакомились с аудиозаписью авторской декламации стихотворения «Канцона» из фонда Дома поэзии, репринтным изданием книги «Колчан», в которой было опубликовано это стихотворение и автографом «Канцоны», включенным в видеопрезентацию.

            Завершилась Литературная гостиная «Свободным микрофоном» – поэты Ефим Беренштейн, Сергей Черкасов и я, Мария Парамонова, прочли стихи Николая Гумилева и свои произведения, продолжающие традиции акмеизма. В моем исполнении прозвучало стихотворение Николая Гумилева «Воспоминание» («Над пучиной в полуденный час…») и моё стихотворение «Клеопатра в Сиде» («Анатолийский берег в тишине…»). Собравшиеся поблагодарили организаторов за погружение в гумилевскую эпоху и выразили единодушное мнение о том, что литературные мероприятия, проводимые «Домом поэзии Андрея Дементьева», являются значимой частью культурной жизни Верхневолжья.

 Заметка об этом мероприятии была опубликована в областной газете «Тверская жизнь» за 17 мая 2016 года.

А в Смоленске в конце апреля состоялось занятие литературной студии «Родничок» при Областной детской библиотеке имени И.С. Соколова-Микитова, которое тоже было посвящено 130-летию поэта и носило название  »Романтические цветы – Николаю Гумилеву».

Я рассказала участницам студии о непростой судьбе Николая Гумилева, почитала его стихи. Мы вместе послушали аудиозаписи песен на стихи поэта.

Студийцы узнали о таких направлениях в поэзии Серебряного века как символизм и акмеизм.

Интервью газете «Рабочий путь»

08.03.2014

«Стою на полке рядом с Пушкиным, немного впереди него…»

| 6 марта 2014 |

«Стою на полке рядом с Пушкиным, немного впереди него…»И в этих несколько провокационных строках из ироничной миниатюры «Алфавитные странности» – вся Мария Парамонова. Мудрая, успешная, неунывающая в трудную минуту и очень сильная женщина-мать, которая пишет стихи на вечные темы поэзии – о любви, красоте окружающего мира, партитуре глубоких искренних чувств и человеческих переживаний.  Пишет в промежутках между делами, когда стихи – случаются… А они случаются даже тогда, когда «Поэтесса варит суп – это вид оксюморона: вроде «белая ворона»…»!
Накануне Всемирного дня писателей и поэтов и, конечно же, самого главного праздника Весны – 8 Марта, журналист «РП» встретился с  Марией Николаевной, чтобы поговорить о женской лирике, и не только о ней. 
- Довольно часто о женской поэзии отзываются пренебрежительно – «любовь-морковь», и никакой «хвелософии» и гражданской позиции. Ну, были Ахматова-Цветаева – как исключение из правил. На то и правила, чтобы их нарушать! Насколько правы те, кто так говорит, и способна ли женщина не уступать мужчине на поприще лирики?  
- К большому сожалению, подобные предубеждения заставляют некоторых женщин-литераторов отказаться от всего женского в поэзии, даже от названия «поэтесса». Такие авторы избегают любовной тематики, пишут «зубастые» гражданские стихи, либо философскую лирику. Но, на мой взгляд, каждый поэт, каждая поэтесса должны следовать вдохновению. Упомянутые Ахматова и Цветаева прославлены именно любовной лирикой, что называется «из раннего». Позднее в их творчество вошли другие темы и мы уважаем Ахматову за её «Я была тогда с моим народом Там, где мой народ, к несчастью, был», а любим её за то, что она «…на правую руку надела Перчатку с левой руки…». Что же касается соревнования между поэтами и поэтессами, считаю «Битвы поэтов» детищем шоу-бизнеса. Поэт индивидуален, неповторим. Любое сравнение не может быть объективным. Хотя, конечно, поэтические поединки играют положительную роль в популяризации литературы.
– Редьярд Киплинг просил: «Расспрашивайте про меня лишь у моих же книг». Какое из ваших стихотворений точнее других сможет рассказать  о вас?
- Лирический герой далеко не всегда имеет своим прототипом автора, но писатель, конечно, отдает ему часть самого себя. И Киплинг справедливо отмечает исповедальный характер творчества писателя. Обо мне, пожалуй, больше всего расскажет Маша из сказки в стихах «Маша и Медведь». Ну и, конечно, поэма «Город в области сердца», лирическая героиня которой встречается  на улицах Смоленска  с образами из прошлого и будущего.
- У Николая Рубцова есть такие строки: «Поэт  нисколько не опасен. Пока его не разозлят». Что способно  разозлить вас, и насколько именно сегодня, спустя двадцать лет после развала «тоталитарного режима СССР»,  опасно быть поэтом?  Ведь «поэт в России больше, чем поэт»? А то напишешь пару строк наподобие Володи Высоцкого «мою страну, как тот дырявый кузов, ведет шофер, которому плевать», и – привет…
- Может быть, именно потому, что поэт в России слишком влиял на умы, и тем сильнее, чем больше его запрещали, в конце 20 века власти попросту стали игнорировать поэтов. Остальное довершила массовая культура – большинство раскрученных песенных хитов имеет весьма посредственную поэтическую основу. Сегодня строчку Евгения Евтушенко можно было бы перефразировать: «поэтов в России больше чем Поэтов» – только на портале «Стихи.ру» уже полмиллиона авторов, гораздо меньше среди них вдохновенных мастеров слова, а «звёзд», подобных Рубцову или Высоцкому, вероятно, единицы, да и те скрыты в тумане из полумиллиона посредственностей. Сегодня совершенно безнаказанно можно поливать всё и вся, что и делают многие авторы, известные в узких кругах.
- В пару к предыдущему напрашивается вопрос о цензуре. Существует ли цензура сегодня? 
- Цензуры, практически, нет никакой, за исключением формально существующих законов, запрещающих нецензурную лексику, растление малолетних, призывы к свержению власти или разжигание межнациональной розни – и в сети Интернет и в печати всё это можно встретить. Авторы пытаются привлечь к себе внимание, эпатируя читателя и ссылаясь при этом на свободу творчества. На мой взгляд, у поэта должен быть внутренний цензор – чувство ответственности за то, «как наше слово отзовется», и уважение к читателю.
– Пушкин, когда катался в лодке, частенько бросал в воду монетки и наблюдал, как они, вращаясь, медленно уходят в глубину. Так он познавал мир. Поэзия – лучший инструмент постижения мира.  Однако сегодня многие назвали бы так легко расстающегося с деньгами Пушкина безумцем, потому что для наших современников именно деньги являются ключом к постижению мира. Какую роль играют деньги в вашей жизни?  
- Вопреки бытующему мнению, бедность отнюдь не способствует развитию таланта. Литературное творчество в наши дни «кормит» в России немногих поэтов-песенников, тесно сотрудничающих со звездами эстрады, и чуть большую группу раскрученных прозаиков. Остальные литераторы занимаются творчеством в свободное от основной работы время. А вдохновение не знает ни часов, ни календаря! Оно приходит и уходит. Об этом, кстати, моё «Ироническое» стихотворение, напечатанное пару месяцев назад в «Литературной газете», выходящей значительным тиражом во многих странах мира. За него я, между прочим, совершенно неожиданно получила авторский гонорар – 280 рублей. Чаще поэтам приходится самим оплачивать публикацию своих стихов – большинство книг стихов в наши дни печатается на средства авторов. Так что, полностью абстрагироваться от презренного металла поэт не может, но счастье, конечно, не в нем! Здесь уместно вспомнить поэтический эпиграф, который я написала для программки спектакля Смоленского камерного театра «Список журнала «Форбс»»:
Искушенье богатством и властью.
Кто познал его? Кто превозмог?
Мне в пучину порока не пасть бы!
Помоги же, всевидящий Бог!
- Если продолжить разговор о роли денег, возможно ли сегодня прорваться к читателю с книжкой своих стихов, и как это сделать, если нет средств на ее издание? Поддерживать сетевую контркультуру «виртуальных» поэтов? А ведь все же хочется иногда подержать в руках себя любимого, напечатанного на бумаге… 
- Чаще всего поэт пишет потому, что не может не писать. Не все стараются «прорваться» к читателю. В Сети начинающие поэты могут приобрести некоторый опыт, выставляя свои произведения на обсуждение читателей, не всегда благосклонных. Заручившись уверенностью в том, что стихи достигли такой степени совершенства, что бумага их стерпит, поэт вполне может их издать. Небольшой сборничек в мягкой обложке обойдется автору в сумму прожиточного минимума – такое удовольствие доступно большинству. В противном случае – надо искать спонсоров, они ещё не перевелись. Есть и другие способы. В Сети публикуется множество положений о конкурсах, в которых победитель получает денежную премию или его книгу издают учредители. Начинающие авторы могут попытать счастья, впрочем, не слишком полагаясь на удачу. Мне, правда, посчастливилось стать лауреатом Всероссийского конкурса поэтических произведений к 1150-летию Смоленска. Это, действительно, была удача, или Божий промысел, так как моё стихотворение православной тематики понравилось жюри, состав которого заранее не был известен. На премию за второе  место в этом конкурсе я издала свою книгу стихов о материнстве «Млечный путь».
- Зависть в творческой среде – вполне «нормальное» проявление любви к соратникам.  Тут смешивается и  зависть, и соперничество, и борьба за читателей… Вы когда-нибудь испытывали зависть к коллеге по цеху? 
- Возможно, Вы правы в своей оценке творческой среды. Но в поэзии уместна разве что «белая» зависть – если твоему коллеге удалось найти яркий образ, свежую рифму. Соперничество и борьба за читателей разворачиваются уже за пределами творческого сообщества. Работники учреждений культуры, сами не являясь носителями творческого начала, распределяют ограниченные ресурсы доступа к читателю, руководствуясь своими субъективными предпочтениями. Это огорчает, как любое другое упущение в нашей стране, но зависти не вызывает – у каждого свой путь.
- В прошлом году вы закончили работу над инсценировкой авантюрного романа Владимира Мединского «Стена». По «Стене» в драмтеатре к юбилею города поставили спектакль. Только честно: если бы в зале, на премьере, сидел автор этого произведения, какие эмоции ощутили бы вы?  
- Сидя в зале на премьере, я испытывала чувство возмущения от того, что театр сделал с моей пьесой-инсценировкой. Как уже писал «Рабочий путь», пьеса была адресована подросткам 12-16 лет и главным действующим лицом, олицетворяющим будущее России, был мальчик Саша, взрослеющий в осажденном Смоленске. Театр исключил этого героя из постановки, ссылаясь на свое право свободы творчества. Главным героем спектакля театр сделал польского короля Сигизмунда, акцентировав внимание на его переживаниях, снабдив иноземца музыкальной темой – песней на польском языке. Русский же лагерь, в сокращенном составе, предстает не в лучшем свете. Русские пьянствуют перед боем, грубо обращаются с дипломатом, пытают пленного – ничего этого в тексте пьесы нет, но, используя сокращенную версию моей инсценировки, театр дает вольную интерпретацию событий. Думаю, что если бы в зале рядом со мной сидел Мединский, мне было бы стыдно за смоленский театр и за то, что я не имела возможности воспрепятствовать искажению смысла «Стены». Но он, несомненно, понял бы меня, поскольку знает, что в театральной среде существует засилье либерально настроенных антипатриотических сил, которые, злоупотребляя отсутствием цензуры, за государственный  же счет продолжают попытки пересмотра истории. Этот спектакль, который мог бы стать уроком патриотизма для многих поколений школьников и визитной карточкой Смоленска, после двух юбилейных показов больше не включался в репертуар. Замечу, что я не запрещала показ постановки, хотя могла это сделать, как автор. Но я выражала письменно свои пожелания по доработке спектакля, на который потрачены бюджетные средства – сшиты костюмы, подготовлены декорации, заказано оружие для батальных сцен.
- Не за горами 8 Марта. Какой, по вашему мнению, должна быть настоящая женщина, даже если она не поэт?
- Мягкой, но принципиальной. Носительницей красоты во всех смыслах этого слова.  Доброй, но не всепрощающей, ведь она в ответе  за детей, за будущее.
Если же она пишет стихи, красота, доброта, мягкость войдут в её творчество, и она не застыдится имени Поэтесса, как не станет проклинать судьбу за то, что она привела её в этот мир женщиной.
         Справка «РП»
Мария Парамонова родилась в Твери, закончила Тверской Государственный Университет, имеет высшее экономическое образование. С детства увлечена литературой и поэзией. За публикациями в коллективных сборниках и альманахах, в региональной периодической печати последовал выпуск первого сборника лирических стихотворений «Галерея грёз», объединившего произведения разных лет.
 С 2008 года живет в Смоленске – в «городе в области сердца». В 2010-м вступила в Союз писателей России. В декабре 2013 года избрана заместителем председателя региональной организации СП России.

автор: Анастасия Петракова

 

К юбилею Николая Парасича

14.07.2013

Режиссер-основатель

К 65-летию Николая Парасича «Смоленская неделя» опубликовала материал, в котором этот еженедельник и коллектив Смоленского камерного театра рассказывают о разносторонней деятельности художественного руководителя театра. Статья называется «Режиссер-основатель».  В день юбилея коллектив театра находится в отпуске, но все мы от души поздравляем Николая Петровича, желая ему здоровья, вдохновения, благополучия.  А вот и опубликованный «Смоленской неделей» рассказ о юбиляре:

 14 июля исполняется 65 лет заслуженному артисту России, кавалеру ордена Дружбы народов, режиссеру и актеру Николаю Парасичу. Сотрудники Смоленского камерного театра рассказали «Смоленской неделе» о своем художественном руководителе.

Директор Смоленского камерного театра Данил Галкин:
– Именно Николай Парасич стал в апреле 1989 года одним из основателей Смоленского камерного театра. К этому времени Парасич уже сыграл много интересных ролей в театрах Омска, Курска, Махачкалы, Ставрополя, но стремление к творческому самовыражению, самореализации привело его в Смоленск. На сцене Смоленского камерного театра Николай Парасич сыграл более 50 ролей, поставил более 40 спектаклей для взрослых и для детей. Театр проводит под его руководством большую социальную и благотворительную работу, сотрудничает с детскими домами, интернатами, геронтологическим центром, организациями инвалидов.
Главный художник театра, заслуженный художник РФ Николай Агафонов:
– Несмотря на то что Николай Петрович очень любит актерскую работу, большую часть времени он уделяет режиссуре. По приглашению Николая Парасича в Смоленском камерном театре ставили спектакли режиссеры из различных городов России и зарубежья. Визитной карточкой Смоленского камерного театра в разные годы становились спектакли в постановке Парасича: «Панночка», «Нельская башня», «Прибайкальская кадриль», «Недосягаемая»… В завершившемся 24-м сезоне таким спектаклем стала комедия «За двумя зайцами», в которой я был художником-постановщиком. Зрители оценили нашу работу: практически весь сезон спектакль собирал полные залы. В начале 25-го сезона смоляне увидят нашу новую постановку – комедию «Список журнала «Форбс» по пьесе современного драматурга Хорта.
Заведующая литературно-драматической частью, член Союза писателей России Мария Парамонова:
– С первых дней работы театра Николай Парасич ставил добрые сказки, которые полюбились детям: «День рождения кота Леопольда», «Финист – Ясный Сокол», «Щелкунчик». В этом году театр представил премьеру музыкальной сказки «Тайна сундука». Ведется работа и с молодежью: поставленный Парасичем спектакль «Семья вурдалака» идет в театре в рамках акции против наркомании. Николай Петрович, исполняющий роль отца наркомана, после спектакля выходит в зрительный зал и беседует со зрителями. Николай Парасич ведет педагогическую деятельность: в 2000-м и 2011 годах в Смоленском институте искусств им выпущены два актерских курса. А в мае нынешнего года объявлен набор в студию актерского мастерства при Смоленском камерном театре.

 

«Что с тобой, моя любимая?» Андрей Дементьев и Тверь

14.04.2013

 Как рассказало Тверское информационное агентство,  ещё в конце 2012 года сообщалось, что в здании на ул. Володарского 18 в Твери будет находиться «Дом поэзии Андрея Дементьева», а ныне там прикреплена табличка с другим названием – «Дом поэзии». Что же произошло?  ТИА дозвонилось до Андрея Дмитриевича. 

Андрей Дементьев поведал, что идея открыть в Твери Дом поэзии под его эгидой родилась ещё 5 лет назад. Тогда город выделил здание на ул. Володарского, памятник архитектуры. Началась реконструкция, работали бригады строителей, архитекторов, дизайнеров под руководством и при непосредственном участии самого поэта.

- Дом поэзии задумывался как некий мой творческий и культурный центр, где будут проходить встречи с поэтами, писателями, деятелями искусств – моими друзьями, а у меня очень много известных друзей по всему миру. Я планировал подарить Твери мои архивы, библиотеку, в которой есть много изданий с автографами классиков XX века. 

Далее события стали развиваться очень быстро и непредсказуемо. Во-первых, Андрей Дмитриевич случайно узнал, что тверской новый Дом поэзии назвали его именем. Он к этому не стремился, согласия своего на это не давал, но оказанную ему честь оценил.

Я написал благодарственное и искренне письмо в Комитет по делам культуры Тверской области. Потом я попросил уточнить мой юридический статус.  Какие у меня полномочия и права? Ведь Дом поэзии назван моим именем. По-моему, у меня были вполне цивилизованные и обоснованные требования. … Я пошёл навстречу и вместе с юристом Михаилом Борщевским мы разработали несколько вариантов – я мог быть, например, художественным руководителем или президентом Дома поэзии. Однако все письма остались без ответа.  

И вот в январе 2013 года Дементьев узнаёт, что вместо «Дома поэзии Андрея Дементьева» в Твери открылся просто «Дом поэзии», изменилось название. И опять-таки никто не уведомил известного поэта об этом уже нелицеприятном факте. А четыре дня назад Андрей Дмитриевич узнал случайно из интернета, что 30 марта в Твери пройдёт творческий вечер поэзии в его бывшем Доме, на открытие которого он, кстати, планировал пригласить многих известнейших поэтов, писателей, художников и других творческих талантливых личностей, например, Евгения Евтушенко, да только вот самого Андрея Дементьева на этот праздник не пригласили.

- У меня нет слов, я считаю, что вся эта история очень непорядочная, бесчестная. Так неинтеллигентно, так вероломно поступить! Я очень люблю Тверь, это моя родная земля, я так много посвятил ей стихов и песен, там находятся могилы моих родителей. Я всегда буду приезжать в Тверь, но мне очень горько!

Продолжать разговор Андрей Дементьев не смог, потому что не смог сдержать слёз… (далее…)

Блистательная скромность королевы

08.12.2012

 Раздается гром, под звуки танго и сполохи спецэффектов загорается свет и на сцене появляется блистательная Татьяна Курилова. Музыка стихает, в исполнении актрисы звучат стихи о театре Беллы Ахмадуллиной. Клоуны и клоунессы в масках сопровождают действо танцем. Свет гаснет, дива исчезает.

Так, неожиданно и необычно, начался на сцене Смоленского камерного театра 30 ноября 2012 года творческий вечер заслуженной артистки России Татьяны Куриловой.

Однажды в июне, в далеком Новосибирске, в семье фельдшера и бухгалтера родились близнецы – мальчик и девочка. Их отец любил театр, участвовал в самодеятельных спектаклях, а мама, прошедшая войну, и воевавшая на Смоленщине, в молодости мечтала стать …балериной. В мирные годы дочери было суждено осуществить то, о чем родители могли только мечтать! Перед выпускницей Новосибирского театрального училища был весь Великий могучий Советский Союз – при распределении ей был предложен ангажемент театров  Новосибирска, Омска и других романтичных мест, даже за Полярным кругом.  Татьяна выбрала Омский театр юного зрителя, там она сыграла  Капочку в  «Женитьбе Бальзаминова» по  А. Н. Островскому, Маму в «Двух клёнах» Е. Шварц и другие роли. А ещё повстречала свою любовь! С Николаем Парасичем Татьяна Курилова вместе играла в спектакле «Романтики», соединившем их на долгие годы, на многие десятилетия.

  Они вместе покинули заснеженный Омск – впереди ждала горячая пора работы в Махачкале. Это была пора профессионального роста и творческого вдохновения, рождаемого красотой Каспийского побережья, теплого моря и Кавказских гор. В Дагестанском государственном русском драматическом театре имени Горького собрался интересный коллектив, были гастроли, поездки в горные аулы, жители которых говорили на разных наречиях, но русский язык был им понятен, как язык межнационального общения.  Здесь Татьяна Курилова сыграла столь желанную роль Беатриче в спектакле «Любовь, джаз и черт» по пьесе Грушаса, Елену в «Золотопромышленниках» по Мамину-Сибиряку, Бедную Лизу  «До третьих петухов» по Шукшину и другие роли. И здесь родился сын Алексей, который спустя многие годы стал продолжателем дела своих родителей.

В 1979-ом семья актеров отправляется в Ставрополь для работы в Ставропольском краевом драматическом театре имени Лермонтова. За девять лет было сыграно множество новых ролей, среди которых Марианна в мольеровском «Тартюфе»,  Галя в «Береге» по Бондареву, Ариадна в спектакле «Гнездо глухаря» по пьесе Розова. И снова прибавление в семействе: родилась дочь Оксана. Благодаря помощи и поддержке бабушки, Татьяна Курилова быстро возвращалась на сцену, но дети всегда были рядом – даже на гастроли выезжали всей семьей! (далее…)

Башня Веселуха: роман, спектакль, викторина

29.10.2012

  19 октября я приняла участие в проходившем в СОУБ им. А. Т. Твардовского литературном вечере, посвященном 20-летию переиздания романа Федора Эттингера «Башня Веселуха» и 10-летию постановки в Смоленском камерном театре спектакля по пьесе драматурга Ольги Сергеевой «Башня Веселуха».

 Федор Андреевич Эттингер родился приблизительно в 1777, умер 3.04.1853 в С.-Петербурге, писатель, переводчик, автор статей и заметок исторического содержания, сын обер-коменданта Смоленска, генерал-майора А. И. Эттингера, коллежский советник. Жил в Петербурге. В 1820 – 1830-е гг. выступал в печати под псевдонимом “Смоленский Старожил”. Федору Эттингеру принадлежит отличающийся редкой исторической, этнографической, топографической достоверностью роман о Смоленске ХVIII в. “Башня Веселуха или Смоленск и жители его 60 лет назад” (издан в 1845 году, а в 1992 «заново открыт» и напечатан в научно-популярном журнале «Край Смоленский»). В переводе Эттингера издано около двадцати драматических произведений популярного в России того времени немецкого писателя Августа фон Коцебу. Печатался главным образом в петербургских журналах “Современник”, “Сын Отечества”, в “Литературных прибавлениях” к “Русскому инвалиду”.

 Сюжет «Башни Веселухи» основан на легенде о нечистой силе, которая якобы водится в башне. Но содержание книги этим не ограничивается. Автор с большой теплотой, любовью и ностальгией описывает город, в котором он провел детство. Роман носит мелодраматический и приключенческий характер, но главное – в нем присутствуют автобиографические черты. Федор Эттингер описывает Смоленск 80-х годов 18 века – таким, каким он запомнился ему, 8-летнему мальчику.

В 2002 году – году 400-летия знаменитой Смоленской крепостной стены – пьеса О.П. Сергеевой по роману Эттингера была поставлена в Камерном театре, где с успехом шла несколько лет. Принявший участие в вечере художественный руководитель Смоленского камерного театра, заслуженный артист России Николай Парасич отметил, что для него представляет огромный интерес все то, что связано с нашим древним городом, особенно, в преддверии 1150-летия Смоленска. Николай Петрович также сказал, что, возможно, пьеса «Башня Веселуха» вновь будет поставлена на сцене Камерного театра, может быть, с некоторыми изменениями.

 Далее Ольга Павловна предоставила слово мне, как заведующей литературно-драматической частью Смоленского камерного театра и главному редактору сайта Смоленской областной организации Союза писателей России. Я сочла своим долгом подчеркнуть важность обращения театра к произведениям о родном крае, которые могут быть адресованы юным зрителям. Кроме того, сообщила, что на сайте писательской организации недавно размещен шорт-лист конкурса фантастического рассказа «Тысячелетний феникс». В этот шорт-лист вошел рассказ Ольги Сергеевой, а так же рассказы ещё двух членов Союза писателей России.

Вечер, проходящий в Областной библиотеке, а тем более вечер  Ольги Сергеевой, не мог обйтись без музыкальной составляющей.  Прозвучали песни в исполнении солистки оперной студии областной филармонии под руководством заслуженной артистки России Ирины Нециной – Натальи Усачевой и барда Любови Сердечной. Ольга Сергеева спела романс Вадима Бибергана на слова Анны Ахматовой «Приходи на меня посмотреть».

 В завершение Ольга Сергеева провела среди участников вечера – смоленских школьников викторину по роману Федора Эттингера «Башня Веселуха» и подарила победителям книги. На литературном вечере присутствовали Председатель Правления Смоленской областной организации Союза писателей России Виктор Смирнов и секретарь организации Галина Николаенкова.

                    фото: Н.Чепурных

К 120-летию Марины Цветаевой

09.10.2012

 Русская поэтесса родилась 26 сентября (8 октября) 1892  в семье профессора-искусствоведа Ивана Цветаева, основателя Московского музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Мать Марины Ивановны – М. А. Мейн – пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна умерла от чахотки, когда Марине было 14 лет.  В детстве из-за болезни матери Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.

Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов – она знакомится с Валерием Брюсовым, оказавшим значительное влияние на её раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». Не менее существенное воздействие оказали поэтический и художественный мир дома М. А. Волошина в Коктебеле (Крым). Первые книги стихов «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1912), поэма «Чародей» (1914) принесли Марине Цветаевой известность в литературных кругах, положительные отзывы критиков. Поэма «На красном коне» (1921), книги «Версты» (1921-22) и «Ремесло» (1923) продемонстрировали творческую зрелость Цветаевой.

В центре циклов стихов, обращенных к поэтам-современникам Александру Блоку, Софии Парнок, Анне Ахматовой, посвященных историческим лицам или литературным героям – Марине Мнишек, Дон Жуану и др., – романтическая личность, которая не может быть понята современниками и даже потомками. Цветаева наделяет лирического героя возможностью жизни за пределами реальности, а трагизм  земного бытия компенсируется принадлежностью к высшему миру поэзии, любви и т.д.

Мотивы отверженности, сочувствия гонимым свойственные творчеству Цветаевой, подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы.  В 1918-22 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж Сергей Эфрон сражается в белой армии (цикл стихов 1917-21 «Лебединый стан» полон сочувствия белому движению). В 1922 начинается эмиграция – Берлин, Прага, Париж – нехватка денег, бытовой неустроенностью, неприятие русской эмиграцией, недружелюбность критики. Поэтическим произведениям эмигрантского периода, к которым относятся последний прижизненный сборник стихов «После России» (1922-1925, 1928), «Поэма горы»(1926), «Поэма конца» (1926), лирическая сатира «Крысолов» (1925-26), трагедии на античные сюжеты «Ариадна»(«Тезей», 1927) и «Федра» (1928),  цикл «Стихи к Чехии»(1938-39, при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.
Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие (в т. ч. использование раешного стиха, ритмического рисунка частушки; фольклорные истоки наиболее ощутимы в поэмах-сказках «Царь-девица», 1922, «Молодец», 1924), стилистические и лексические контрасты (от просторечия и заземленных бытовых реалий до приподнятости высокого стиля и библейской образности), необычный синтаксис (уплотненная ткань стиха изобилует знаком «тире», часто заменяющим опускаемые слова), ломка традиционной метрики (смешение классических стоп внутри одной строки), эксперименты над звуком (в т. ч. постоянное обыгрывание паронимических созвучий, превращающее морфологический уровень языка в поэтически значимый) и др.
В эмигрантской среде её стихи не получили признания, поскольку в новаторской поэтической технике Цветаевой усматривали самоцель, но ее проза, охотно принимавшаяся издателями, заняла основное место в творчестве 1930-х гг. «Эмиграция делает меня прозаиком…»- пишет Цветаева. «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о М. А. Волошине («Живое о живом», 1933), М. А. Кузмине («Нездешний ветер», 1936), А. Белом («Пленный дух», 1934), соединяя черты художественной мемуаристики, лирической прозы и философской эссеистики, воссоздают духовную биографию Цветаевой. К прозе примыкают письма поэтессы к Б. Л. Пастернаку (1922-36) и Р. М. Рильке (1926) – своего рода эпистолярный роман.
В 1937 Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (Сергей Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации в г. Елабуга, ныне Татарстан, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей, что привело к трагическому финалу. В прощальных записке (август 1941 г.) Цветаева упоминает о своей неизлечимой болезни и просит позаботиться о сыне.

Марина Цветаева – типичный представитель поколения, на глазах которого перестал существовать знакомый с детства мир, исчезла страна. В творческих баталиях, любовных похождениях, критике либо безразличии к политической власти, отдалении от православия «бражники и блудницы»(А.Ахматова) Серебряного века не заметили, как земля ушла из-под ног.  Трагедия этого поколения в большей степени понятна тем, чья молодость выпала на годы распада СССР. К счастью, этот период нашей истории не сопровождался тотальным истреблением населения, но чувство исчезнувшего мира знакомо нам не понаслышке.

В Смоленской областной библиотеке имени А.Т.Твардовского 8 октября 2012 года прошел литературный вечер, посвященный творчеству М.И. Цветаевой. А Смоленский камерный театр включил в репертуар октября 2012 года спектакль «Сиреневое платье Валентины», в котором звучат стихи Марины Цветаевой. Спектакль будет показан публике 21 октября, в воскесенье. Начало в 19=00.

Наш министр!

22.05.2012

  21 мая 2012 года был утвержден новый состав кабинета министров. Министром культуры стал Владимир Мединский – Член Cоюза писателей России. Владимир Ростиславович автор серии книг «Мифы о России». Книга Мединского «Война. 1939-45″ – самая продаваемая книга категории нон-фикшн 2011 года. В феврале этого года вышел первый роман Мединского «Стена», который был представлен смоленской читательской аудитории, ведь стена – это наша Смоленская крепость и наш непобедимый народ.

Владимир Ростиславович Мединский родился 18 июля 1970 года в городе Смела Черкасской области (Украина).

В 1992 году окончил с отличием Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД РФ.

В 1991-1992 годах работал в посольстве СССР (затем – России) в США.

В 1992 году основал PR-агентство «Корпорация «Я», которым руководил до 1998 года.

В 1993-1994 годах учился в аспирантуре МГИМО МИД РФ.

С 1994 года – на преподавательской работе в МГИМО.

В 1998-1999 годах – руководитель Департамента по информационной политике Министерства по налогам и сборам РФ, государственный советник налоговой службы РФ 2-го класса.

В 1999-2000 годах был руководителем управления Центрального избирательного штаба блока «Отечество-Вся Россия», членом ЦПС ОПОО «Отечество».

В 2000-2002 годах Владимир Мединский был советником заместителя председателя Государственной Думы от фракции «Отечество – Вся Россия» Георгия Бооса.

С 2002 года по 2004 год – руководитель исполкома МГРО партии «Единая Россия», руководитель избирательного штаба «Единой России» по г. Москве.

Депутат Государственной Думы РФ IV и V созывов (2003-2011), председатель Комитета ГД по культуре.

В 2006-2008 годах – президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО).

В 2010-2012 годах был членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию фальсификации истории.

В 2011 году указом президента РФ Мединский был введен в состав правления фонда «Русский мир», основными задачами которого являются популяризация русского языка и культуры, а также поддержка программ изучения русского языка в различных странах мира.

Член Генерального совета  партии «Единая Россия».

Профессор. Доктор исторических наук.

Член Союза писателей России. Автор серии книг «Мифы о России», книги «Война. 1939-45″, лекционного курса «Особенности национального пиара». В феврале 2012 года вышел первый роман Владимира Мединского «Стена».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости 

Личная драма, как катализатор вдохновения

25.03.2011

Судьбы творческих людей редко складываются легко, чаще они подобны самым изощренным фантазиям драматургов. Вижу здесь предопределение – вместе с талантом человеку даётся беспокойная судьба, которая, подобно катализатору, включает и подпитывает творческий процесс.

(далее…)