Биографии


Вечная память Валерию Ганичеву, писателю Русского мира

09.07.2018

 Смоленская областная организация Союза писателей России выражает соболезнования родным и близким известного писателя  и видного  общественного деятеля Валерия Ганичева, возглавлявшего Союз писателей России долгие годы. Валерий Николаевич скончался 8 июля 2018 года на 85-м году жизни. Как сообщает Секретариат правления Союза писателей России, похороны пройдут во вторник 10 июля в Переделкине, отпевание начнётся в храме Игоря Черниговского в Переделкине в 12:30.

 Мы будем помнить писателя-патриота Валерия Николаевича Ганичева как литературного творца, создавшего крупные, значимые для России произведения. В книге «Россию надо заслужить» – историко-литературном исследовании жизни и творчества Валерия Ганичева, Олег Дорогань отмечает необычайную силу духа лидера писателей России и даже провидческий дар: «И когда Валерию Николаевичу говорят: всё – наступает конец Русской цивилизации, она, как Атлантида, уходит под воду, он убежден: у нас есть свой Китеж, свой Град Небесный, свой Край Заветный. … Каждое слово его лучится верой, светится спокойной Божественной силой. Он прозревает, в каждом своём выступлении он видится мне пророком с посохом веры. С незримым – как само его провидчество – посохом. Он прозревает Новую Россию».

Валерий Николаевич Ганичев родился 3 августа 1933 года в Пестово (ныне Новгородская область). До Великой Отечественной войны жил в Омской области. Окончил среднюю школу в Полтавской области. В 1956 году окончил исторический факультет КГУ имени Т. Г. Шевченко. С 1960 года занимался комсомольской и журналистской работой: являлся заместителем главного редактора журнала «Молодая гвардия», с 1968 по 1978 год — директор издательства «Молодая гвардия». С 1978 по 1980 год — главный редактор газеты Комсомольская правда». С 1981 года по 2001 год — главный редактор журнала Роман-газета. С 1998 года – главный редактор журнала «Роман-журнал. XXI век». С 1994 года до февраля 2018 года – председатель Правления Союза писателей России.

В 2001 году Валерий Ганичев успешно способствовал канонизации Фёдора Ушакова. Он многие годы являлся заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора, заместителем председателя Комитета в защиту отечественной культуры, сопредседателем фонда «Русская национальная школа».

Валерий Ганичев за долгие годы служения Родине и русской литературе удостоен множества наград: ордена Почёта, ордена Трудового Красного Знамени, двух орденов «Знак Почёта», медали «Ветеран труда», медали «За укрепление боевого содружества». Валерий Николаевич являлся заслуженным работником культуры РСФСР, лауреатом премии Ленинского комсомола (1978), Большой литературной премия России СПР (2003) — за романы «Адмирал Ушаков», «Росс непобедимый», повесть «Дорожник» и многих других.

Смоленская областная организация Союза писателей России помнит, как в 2011 году, проводя в Смоленске пленум Союза писателей России Валерий Николаевич выступил против попыток грубого искажения истории России, истории Великой Отечественной войны. Также он призвал писателей, деятелей культуры и руководство области  всем вместе бороться за чистоту русского языка. «Однако одной поддержки на словах мало, необходима серьезная просветительская работа, чтобы выполнить намеченное. Язык – это самое дорогое богатство. Разные народы страны не могли бы понимать друг друга, не будь русского языка».

Валерий Ганичев прожил достойную жизнь, внес большой вклад в русскую культуру и оставил новым поколениям писателей России заветы, которые надлежит хранить и исполнять. Вечная память!

Андрей Дементьев: «При всех властях не изменять себе»

26.06.2018

Ушел Андрей Дементьев. В Твери на улице Володарского замер между двух времен Дом поэзии Андрея Дементьева. Теперь, наверное – Мемориальный Дом поэзии или Дом поэзии имени Андрея Дементьева? Мне довелось общаться с Андреем Дмитриевичем в стенах этого дома  –  при подготовке  литературных мероприятий МБУК «Дом поэзии Андрея Дементьева», художественным руководителем которого был сам поэт. Мы говорили о русской и  тверской литературе, нашей истории, знаменитый тверской поэт часто рассказывал о войне, которую пережил подростком,  о работе в «Юности», трудных годах после распада СССР. Он был реалистом – не только в смысле мировоззренческого метода в литературе, но и в жизни. 

«Мы родом из детства» – сказал А. де  Сент-Экзюпери – поэт, корреспондент и летчик, погибший на Второй мировой. Андрей Дементьев – из поколения поэтов – детей войны. Ему было 13 лет, когда стремительное наступление немецких войск вплотную подошло к Твери. В окопах был ад, в лесах – партизаны, но советское государство боролось с паникой доступными ему методами. В первые дни войны  лучшие, признанные писатели ушли добровольцами-офицерами на фронт в качестве военных корреспондентов:  А. Твардовский, Е. Долматовский, К. Симонов и многие другие со страниц фронтовых газет обращались к солдатам и к мирным жителям. Из 943 писателей-военкоров 225 погибли, исполняя свой долг на фронте.  Перо приравняли к штыку, как мечтал Маяковский, и фронтовые газеты стали мощным оружием антифашистской пропаганды (вопреки современным представлениям, это слово нейтрально и подразумевает распространение информации, а не ее искажение).  Для многих мальчишек писатели-фронтовики были героями, достойными подражания. Мощную поросль поэтов дали эти семена, брошенные в почву, политую кровью и осыпанную пеплом.  Только с Тверской земли в Литературный институт им. Горького и пантеон советской литературы шагнули Владимир Соколов, Андрей Дементьев, Александр Гевелинг – все 1928 года рождения.  Конечно, они писали стихи о войне.

В декабре 2016 года я подготовила сценарий литературного урока для школьников к 75-летию освобождения Калинина по стихам поэтов Калининского фронта и поэзии Андрея Дементьева. Мы обсуждали его с Андреем Дмитриевичем в Доме поэзии. Он удивился и обрадовался, что в областной библиотеке мне  удалось скопировать в электронном виде отсканированные газеты Калининского фронта «Вперед на врага».  Андрей Дмитриевич рассказал, как уезжала их семья из горящего Калинина, когда немцы подошли совсем близко. Ехали с мамой и бабушкой на грузовике через Затверечье, по Бежецкому шоссе, а немцы бомбили сверху. Там был весь Калинин, была и моя бабушка с тремя детьми. Потом Дементьевы шли пешком, точно не зная куда. Остановились в Кашинском  районе, в комнате деревенского дома. С теплом вспоминал Андрей Дмитриевич  женщину, в доме которой жила их семья – всех объединяла одна беда.

К счастью, оккупация Калинина продлилась лишь два месяца и вскоре калининцы вернулись домой – в то, что осталось от домов. Фотоархивы сохранили картину тотальных разрушений города. Предстояла огромная работа по восстановлению города – в нее включились и стар и млад. Было холодно и голодно, выживали как могли. Андрей Дмитриевич вспоминал, что мерзлая капуста, которую находили на уцелевших огородах в пригородах, была практически деликатесом. Тем более поразительна история, рассказанная поэтом в стихотворении «Военное детство. Простуженный класс…». Оно автобиографично – мать Андрея Дементьева получила похоронку на своего брата, и чтобы поддержать ее друзья Андрюши выложили из кульков на стол «заветные булочки плачущей маме».

Будущий поэт не сразу определился с профессией -  хотел стать врачом, но проблемная анкета (отец был репрессирован, не воевал) стала препятствием, хорошо пел, но своим призванием это не видел.

Поступил в Пединститут, но его стихи уже публиковались, а сверстники –  были студентами Литинститута. Получив рекомендацию Сергея Наровчатова и Михаила Луконина – писателей из числа тех самых отважных военкоров, Дементьев с четвертого курса пединститута перевелся в литературный.  Однажды я привезла из Смоленска для Андрея Дмитриевича книгу воспоминаний поэта Виктора Смирнова о Твардовском «Я вам жить завещаю. Неизвестный Твардовский». Дементьев стал сразу же листать ее, в одном из эссе шла речь о Наровчатове: как Сергей Сергеевич помогал студентам Литинститута. Андрей Дмитриевич подтвердил, что это так, сказал, что испытывает уважение к этому писателю и педагогу, сыгравшему положительную роль и в его судьбе.

Окончив Литинститут, в 1953 году Дементьев вернулся в Калинин, работал сотрудником отдела сельского хозяйства «Калининской правды».  В этом была проза жизни, но не только.  Мой отец, участвовавший в освоении целины, вспоминал, что когда он, вместе с другими калининцами, возвращался в родной город, корреспондент Андрей Дементьев брал у них интервью, а потом в газете было опубликовано стихотворение по мотивам их рассказа. Я напомнила Андрею Дмитриевичу об этом эпизоде, он растрогался – да, были встречи с целинниками – об этом стихи «Уезжает молодежь на Целину», «Подсолнух» и другие.

Некоторые упрекают Дементьева в конъюнктурности – мол, сын репрессированного, а прославлял Советскую власть. Я думаю, не следует упрощать и навешивать ярлыки. У Андрея Дмитриевича было внутренне чувство справедливости, совесть, то, что позже он назовет способностью «при всех властях не изменять себе».  Одним из самых сильных произведений Дементьева я считаю поэму «Мужество» (1958) о зубцовской партизанке Пане Зиматовой, которую пытали фашисты, вырвали ей язык, за то, что она не выдала расположение отряда, а затем расстреляли.  В поэме мы видим и самого автора – корреспондента, посетившего места сражений и гибели отважной девушки.  Перед его мысленным взором оживают картины – партизаны перед боем, перестрелка с врагами, избиение разведчицы, наступление партизан. Поэт говорит: «Россия мстила за неё» – не Советский Союз, не Сталин – так, возможно, написал бы конъюнктурщик. Россия!  Жаль, что эта поэма не входит в число избранных издателями для публикации произведений.  Андрею Дмитриевичу было радостно, что я включила главу из поэмы в сценарий литературного урока для школьников о войне  – он был не из тех, кто отрекается от своего творчества прошлых лет в угоду новым веяниям.  Уроки эти прошли очень успешно – тверские школьники, как оказалось, знают наизусть стихи Дементьева «Не смейте забывать учителей», «Я ненавижу в людях ложь…» и другие.

В 60-е годы литературная жизнь стала исключительно оживленной. Поэты-шестидесятники собирали огромные залы, их публиковал основанный в 1955 году Валентином Катаевым  журнал «Юность».  А  Дементьев, уже член Союза писателей СССР, работал заведующим отделом комсомольской жизни калининской областной газеты «Смена». Андрей Дмитриевич рассказывал, как однажды к нему приехал знаменитый автор «Повести о настоящем человеке», еще один отважный военкор в судьбе Дементьева – Борис Полевой. Борис Николаевич с 5 лет жил в Твери (Калинине) и  став в 1961 году главным редактором журнала «Юность» хотел пригласить в свою команду земляка – человека, которому он мог доверять. Время было сложное, и многие опирались тогда именно на земляков. Достаточно вспомнить смоленскую плеяду: Исаковский, Твардовский, Рыленков.  Дементьев говорил, что согласился не сразу, и Полевой в один из приездов сказал, что не уедет без Дементьева – так и будет в машине сидеть у его дома.  В 1967 году Андрей Дмитриевич переехал в Москву, с 1972 года стал заместителем главного редактора «Юности», а после смерти Полевого в 1981 году – главным редактором.  Мне не раз приходилось слышать от Андрея Дмитриевича, что работа в «Юности» распахнула для него бескрайние горизонты литературы, но на свое собственное творчество почти не оставалось сил и времени – он открывал дорогу в литературу молодым,  «зеленым листкам» – таким значком отмечались в журнале первые публикации. Тем не менее, именно в эти годы родились знаменитые песни Евгения Мартынова на стихи Андрея Дементьева: «Лебединая верность», «Аленушка», «Отчий дом», «Баллада о матери» и другие. Дементьев  был у руля «Юности» до 1992 года – после распада СССР поэзия и литературные журналы перестали быть нужными государству.  Поэту за 60, он уезжает  в Израиль, где отличная медицина, круг общения и хорошо оплачиваемая работа директора представительства ВГТРК.

 Когда через несколько лет работу пришлось оставить, нужно было принимать решение – оставаться или возвращаться. Андрей Дмитриевич рассказывал мне, что он очень хотел вернуться и убедил супругу, что в России его поэзию помнят и ценят, а она сможет быть его продюсером.  Ну и музой, конечно.  Так и случилось. Кипучая литературная деятельность продолжалась вплоть до последних месяцев жизни поэта. Я всегда удивлялась, что Андрей Дмитриевич вел концерты стоя – даже ни разу не присаживался. Зал и поэзия питали его энергией, он этим жил. Дом поэзии был своеобразным штабом, а не рабочим кабинетом или жилищем.  Но за пять лет он оброс историей и скульптурами Церетели, из просто домика-памятника жилой застройки второй половины XVIII века он превратился в объект культурного наследия как минимум регионального значения. Надеюсь, областная администрация не промедлит с верным решением и придаст Дому поэзии статус мемориального, а все взаимные обязательства наследников и региона будут исполнены безусловно.

Андрей Дементьев прожил большую творческую жизнь, до последнего был в центре событий, писал стихи. Он был человеком своего времени – времени больших литературных журналов и громких поэтических имен. Литературоведы будущего, вероятно, лучше современников определят вклад каждого писателя в русскую и мировую литературу. А мы просто будем помнить его стихи – те, которые записывали в заветных тетрадках: «Никогда, никогда ни о чем не жалейте».

Памяти новатора «золотого века» тверской культуры

24.09.2017

Руководителем, которого любили все работники культуры Тверской области, был Юрий Петрович Гордеев, возглавлявший областное управление культурой вначале 1990-х годов. 11 сентября он ушел из жизни, а 1 октября ему исполнился бы 81 год. Владимир Ефимович Боярский – директор «Тверского дома искусств» поделился воспоминаниями и словами признательности людей, бывших частью «Эпохи Гордеева» в интервью, которое он дал мне 15 сентября для выпуска еженедельника «Караван +Я» номер 37 (1118) от 20.09.2017.

В интернет-версии газеты оно опубликовано полностью, а из печати вышло в сокращении.

Печатную версию можно полистать здесь, статья на стр.12.

 

Сердце, Мария, мельдоний.

25.04.2017

Завтра наступит долгожданный для теннисных болельщиков день – свой первый матч после 15 месяцев дисквалификации за употребление мельдония (милдроната) сыграет многократная чемпионка турниров Большого шлема Мария Шарапова. Во время вынужденного отдыха Мария Шарапова не теряла времени зря – она написала книгу о своей жизни «Неугомонная». Как писатель я не могу не одобрить такое времяпровождение. Но есть ещё один вопрос: а был ли допинг? Шарапову отстранили в год Олимпиады, а закончилась дисквалификация как раз после ежегодной серии матчей Кубка Федерации, где наши теннисистки проиграли бельгийкам. Мельдоний до 2016 года допингом не считался – это лекарство для профилактики инфаркта и спортсменам его рекомендуют для сохранения их жизни, а не для достижения преимущества. Буквально месяц назад мне прописали это лекарство, поскольку я тоже немного МАРСианка (МАРС – это Малая Аномалия Развития Сердца). Теперь и мне можно писать мемуары: «Сердце или как Мария принимала мельдоний»! Да только не о чем. Я внимательно следила за своим состоянием в ходе курса лечения. На первой неделе ощущалась легкая головная боль, а симптомы, с которыми я обратилась к врачу не проходили и никакого прилива сил и выносливости я не ощутила.  Порой от простых комплексных витаминов чувствуешь прилив сил и желание горы свернуть, но их допингом не считают. К концу курса моё самочувствие нормализовалось, кажется, сердце стучит ровнее. Но ничего сверхъестественного не произошло. Вот я и думаю – какая злая и хитрая комбинация удалась спортивным чиновникам! Но ничего, Маша, главное – сердце береги! А в завершение этого монолога – стихотворение из моей книги «Марьин скит»:

СЕРДЦЕ 

У сердца необычное устройство –
Через себя качает день за днём
Отчаянье, любовь и беспокойство
Смешной мешочек с клапанами в нём.

Неужто просто мышцы и сосуды –
И счастья и несчастья виражи –
Своей работой совершают чудо
Которое зовётся наша жизнь?

Вот-вот настигнет полная блокада,
Затихнет миокардова струна,
Врата откроет рая или ада
А дальше – остановка. Тишина.

 

 

Романтические цветы – Николаю Гумилёву

27.04.2016

      15 апреля исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Гумилева – замечательного поэта, покорявшего умы и сердца современников, чья биография связана с Тверской землей. Николай Степанович Гумилев известен как родоначальник акмеизма – одного из направлений поэзии Серебряного века, исследователь Африки, герой Первой мировой войны, позже – «бывший дворянин», обвиненный и расстрелянный  за участие «в заговоре против Советской власти». На многие десятилетия его имя было предано забвению, и лишь в девяностые годы XX века Гумилев был посмертно реабилитирован и его стихи вернулись к широкому кругу читателей. Поклонники и популяризаторы творчества Николая Гумилева собрались 26 апреля в Литературной гостиной «Дома поэзии Андрея Дементьева», чтобы вспомнить основные события яркой жизни поэта, прочесть его стихи. Мне выпала честь быть автором сценария и ведущей этого вечера – романтического литературного букета поэту к его юбилею.  

Литературная гостиная получила название «Несравненное право Николая Гумилева» по строчкам из его стихотворения «Выбор», отмечая, в то же время, правомерность возвращения этого поэта в пантеон русской литературы. Это стихотворение из первой книги Николая Гумилева «Путь конквистадоров» выразительно прочел молодой поэт, победитель поэтического конкурса в номинации «Лучший сценический образ» Сергей Черкасов, представший в образе лирического героя – воина в кольчуге и с мечом.

Затем я рассказала об эволюции сознания поэта, воина и путешественника Николая Гумилева проиллюстрировав факты биографии строками стихотворения «Память», написанного в последний год жизни.

          Об африканских экспедициях Николая Гумилева увлекательно рассказал кандидат философских наук, доцент кафедры Философии и теории культуры ТвГУ, автор ряда научных публикаций о Николае Гумилеве и его современниках, поэт Ефим Павлович Беренштейн.

          Африка оставила заметный след в творчестве поэта. Песню «Жираф» на стихи Николая Гумилева исполнил Владимир Лобанов солист музыкально-хореографического коллектива «Приват рилейшнз». Так же в его исполнении прозвучала песня «Однообразные мелькают…» – музыкальное прочтение любовной лирики Николая Гумилева.

           В лекционном зале Дома поэзии была подготовлена книжная выставка, включающая как книги стихов Николая Гумилева, так и воспоминания о нем его современников. Мария Парамонова процитировала несколько интересных фрагментов из мемуаров Андрея Белого, воспоминаний первой жены Гумилева Анны Ахматовой, а также из романа «Сумасшедший корабль» Ольги Форш, в котором описан арест поэта и вынесенный ему приговор. С интересом познакомились посетители гостиной и с воспоминаниями Надежды Войтинской, позировавшей поэту для написания им стихотворения «Сегодня ты придешь ко мне…», как позируют художникам натурщицы. Я прочла это стихотворение, сохранившееся в моей памяти с юношеских лет, наряду с другими стихами Гумилева.

          Гумилев был не только выдающимся поэтом и путешественником, но и воином–добровольцем, участником Первой мировой войны, двукратным Георгиевским кавалером. Несомненно, всем своим жизненным путем Николай Гумилев заслужил право на добрую память. Инициатор установки памятника Николаю Гумилеву в Твери, руководитель ТООД «Народный парк», Сергей Леонидович Шигаев рассказал о роли стихов Гумилева в своей жизни, о стремлении общественных активистов к созданию уютных и оригинальных парков и скверов в различных уголках Твери. В одном из таких парков, на берегу Волги и планируется установка памятника Николаю Гумилеву, которая может состояться уже в этом году 130-летия со дня рождения поэта.

            Сохранением памяти о Николае Степановиче стало и учреждение в 2010 году Администрацией Тверской области Литературной премии имени Н.С.Гумилева, одной из обладательниц которой стала поэт, руководитель Тверского отделения Российского союза профессиональных литераторов Марина Батасова, посетившая Литературную гостиную и подарившая Дому поэзии свою книгу «Одновременно всё», принесшую ей престижную награду.

             К счастью, после реабилитации Николая Гумилева,  его стихи вновь издаются и изучаются в рамках образовательных программ. Учащиеся Тверского колледжа культуры имени Н.А.Львова  продекламировали стихи Николая Гумилева и с интересом познакомились с аудиозаписью авторской декламации стихотворения «Канцона» из фонда Дома поэзии, репринтным изданием книги «Колчан», в которой было опубликовано это стихотворение и автографом «Канцоны», включенным в видеопрезентацию.

            Завершилась Литературная гостиная «Свободным микрофоном» – поэты Ефим Беренштейн, Сергей Черкасов и я, Мария Парамонова, прочли стихи Николая Гумилева и свои произведения, продолжающие традиции акмеизма. В моем исполнении прозвучало стихотворение Николая Гумилева «Воспоминание» («Над пучиной в полуденный час…») и моё стихотворение «Клеопатра в Сиде» («Анатолийский берег в тишине…»). Собравшиеся поблагодарили организаторов за погружение в гумилевскую эпоху и выразили единодушное мнение о том, что литературные мероприятия, проводимые «Домом поэзии Андрея Дементьева», являются значимой частью культурной жизни Верхневолжья.

 Заметка об этом мероприятии была опубликована в областной газете «Тверская жизнь» за 17 мая 2016 года.

А в Смоленске в конце апреля состоялось занятие литературной студии «Родничок» при Областной детской библиотеке имени И.С. Соколова-Микитова, которое тоже было посвящено 130-летию поэта и носило название  »Романтические цветы – Николаю Гумилеву».

Я рассказала участницам студии о непростой судьбе Николая Гумилева, почитала его стихи. Мы вместе послушали аудиозаписи песен на стихи поэта.

Студийцы узнали о таких направлениях в поэзии Серебряного века как символизм и акмеизм.

Интервью газете «Рабочий путь»

08.03.2014

«Стою на полке рядом с Пушкиным, немного впереди него…»

| 6 марта 2014 |

«Стою на полке рядом с Пушкиным, немного впереди него…»И в этих несколько провокационных строках из ироничной миниатюры «Алфавитные странности» – вся Мария Парамонова. Мудрая, успешная, неунывающая в трудную минуту и очень сильная женщина-мать, которая пишет стихи на вечные темы поэзии – о любви, красоте окружающего мира, партитуре глубоких искренних чувств и человеческих переживаний.  Пишет в промежутках между делами, когда стихи – случаются… А они случаются даже тогда, когда «Поэтесса варит суп – это вид оксюморона: вроде «белая ворона»…»!
Накануне Всемирного дня писателей и поэтов и, конечно же, самого главного праздника Весны – 8 Марта, журналист «РП» встретился с  Марией Николаевной, чтобы поговорить о женской лирике, и не только о ней. 
- Довольно часто о женской поэзии отзываются пренебрежительно – «любовь-морковь», и никакой «хвелософии» и гражданской позиции. Ну, были Ахматова-Цветаева – как исключение из правил. На то и правила, чтобы их нарушать! Насколько правы те, кто так говорит, и способна ли женщина не уступать мужчине на поприще лирики?  
- К большому сожалению, подобные предубеждения заставляют некоторых женщин-литераторов отказаться от всего женского в поэзии, даже от названия «поэтесса». Такие авторы избегают любовной тематики, пишут «зубастые» гражданские стихи, либо философскую лирику. Но, на мой взгляд, каждый поэт, каждая поэтесса должны следовать вдохновению. Упомянутые Ахматова и Цветаева прославлены именно любовной лирикой, что называется «из раннего». Позднее в их творчество вошли другие темы и мы уважаем Ахматову за её «Я была тогда с моим народом Там, где мой народ, к несчастью, был», а любим её за то, что она «…на правую руку надела Перчатку с левой руки…». Что же касается соревнования между поэтами и поэтессами, считаю «Битвы поэтов» детищем шоу-бизнеса. Поэт индивидуален, неповторим. Любое сравнение не может быть объективным. Хотя, конечно, поэтические поединки играют положительную роль в популяризации литературы.
– Редьярд Киплинг просил: «Расспрашивайте про меня лишь у моих же книг». Какое из ваших стихотворений точнее других сможет рассказать  о вас?
- Лирический герой далеко не всегда имеет своим прототипом автора, но писатель, конечно, отдает ему часть самого себя. И Киплинг справедливо отмечает исповедальный характер творчества писателя. Обо мне, пожалуй, больше всего расскажет Маша из сказки в стихах «Маша и Медведь». Ну и, конечно, поэма «Город в области сердца», лирическая героиня которой встречается  на улицах Смоленска  с образами из прошлого и будущего.
- У Николая Рубцова есть такие строки: «Поэт  нисколько не опасен. Пока его не разозлят». Что способно  разозлить вас, и насколько именно сегодня, спустя двадцать лет после развала «тоталитарного режима СССР»,  опасно быть поэтом?  Ведь «поэт в России больше, чем поэт»? А то напишешь пару строк наподобие Володи Высоцкого «мою страну, как тот дырявый кузов, ведет шофер, которому плевать», и – привет…
- Может быть, именно потому, что поэт в России слишком влиял на умы, и тем сильнее, чем больше его запрещали, в конце 20 века власти попросту стали игнорировать поэтов. Остальное довершила массовая культура – большинство раскрученных песенных хитов имеет весьма посредственную поэтическую основу. Сегодня строчку Евгения Евтушенко можно было бы перефразировать: «поэтов в России больше чем Поэтов» – только на портале «Стихи.ру» уже полмиллиона авторов, гораздо меньше среди них вдохновенных мастеров слова, а «звёзд», подобных Рубцову или Высоцкому, вероятно, единицы, да и те скрыты в тумане из полумиллиона посредственностей. Сегодня совершенно безнаказанно можно поливать всё и вся, что и делают многие авторы, известные в узких кругах.
- В пару к предыдущему напрашивается вопрос о цензуре. Существует ли цензура сегодня? 
- Цензуры, практически, нет никакой, за исключением формально существующих законов, запрещающих нецензурную лексику, растление малолетних, призывы к свержению власти или разжигание межнациональной розни – и в сети Интернет и в печати всё это можно встретить. Авторы пытаются привлечь к себе внимание, эпатируя читателя и ссылаясь при этом на свободу творчества. На мой взгляд, у поэта должен быть внутренний цензор – чувство ответственности за то, «как наше слово отзовется», и уважение к читателю.
– Пушкин, когда катался в лодке, частенько бросал в воду монетки и наблюдал, как они, вращаясь, медленно уходят в глубину. Так он познавал мир. Поэзия – лучший инструмент постижения мира.  Однако сегодня многие назвали бы так легко расстающегося с деньгами Пушкина безумцем, потому что для наших современников именно деньги являются ключом к постижению мира. Какую роль играют деньги в вашей жизни?  
- Вопреки бытующему мнению, бедность отнюдь не способствует развитию таланта. Литературное творчество в наши дни «кормит» в России немногих поэтов-песенников, тесно сотрудничающих со звездами эстрады, и чуть большую группу раскрученных прозаиков. Остальные литераторы занимаются творчеством в свободное от основной работы время. А вдохновение не знает ни часов, ни календаря! Оно приходит и уходит. Об этом, кстати, моё «Ироническое» стихотворение, напечатанное пару месяцев назад в «Литературной газете», выходящей значительным тиражом во многих странах мира. За него я, между прочим, совершенно неожиданно получила авторский гонорар – 280 рублей. Чаще поэтам приходится самим оплачивать публикацию своих стихов – большинство книг стихов в наши дни печатается на средства авторов. Так что, полностью абстрагироваться от презренного металла поэт не может, но счастье, конечно, не в нем! Здесь уместно вспомнить поэтический эпиграф, который я написала для программки спектакля Смоленского камерного театра «Список журнала «Форбс»»:
Искушенье богатством и властью.
Кто познал его? Кто превозмог?
Мне в пучину порока не пасть бы!
Помоги же, всевидящий Бог!
- Если продолжить разговор о роли денег, возможно ли сегодня прорваться к читателю с книжкой своих стихов, и как это сделать, если нет средств на ее издание? Поддерживать сетевую контркультуру «виртуальных» поэтов? А ведь все же хочется иногда подержать в руках себя любимого, напечатанного на бумаге… 
- Чаще всего поэт пишет потому, что не может не писать. Не все стараются «прорваться» к читателю. В Сети начинающие поэты могут приобрести некоторый опыт, выставляя свои произведения на обсуждение читателей, не всегда благосклонных. Заручившись уверенностью в том, что стихи достигли такой степени совершенства, что бумага их стерпит, поэт вполне может их издать. Небольшой сборничек в мягкой обложке обойдется автору в сумму прожиточного минимума – такое удовольствие доступно большинству. В противном случае – надо искать спонсоров, они ещё не перевелись. Есть и другие способы. В Сети публикуется множество положений о конкурсах, в которых победитель получает денежную премию или его книгу издают учредители. Начинающие авторы могут попытать счастья, впрочем, не слишком полагаясь на удачу. Мне, правда, посчастливилось стать лауреатом Всероссийского конкурса поэтических произведений к 1150-летию Смоленска. Это, действительно, была удача, или Божий промысел, так как моё стихотворение православной тематики понравилось жюри, состав которого заранее не был известен. На премию за второе  место в этом конкурсе я издала свою книгу стихов о материнстве «Млечный путь».
- Зависть в творческой среде – вполне «нормальное» проявление любви к соратникам.  Тут смешивается и  зависть, и соперничество, и борьба за читателей… Вы когда-нибудь испытывали зависть к коллеге по цеху? 
- Возможно, Вы правы в своей оценке творческой среды. Но в поэзии уместна разве что «белая» зависть – если твоему коллеге удалось найти яркий образ, свежую рифму. Соперничество и борьба за читателей разворачиваются уже за пределами творческого сообщества. Работники учреждений культуры, сами не являясь носителями творческого начала, распределяют ограниченные ресурсы доступа к читателю, руководствуясь своими субъективными предпочтениями. Это огорчает, как любое другое упущение в нашей стране, но зависти не вызывает – у каждого свой путь.
- В прошлом году вы закончили работу над инсценировкой авантюрного романа Владимира Мединского «Стена». По «Стене» в драмтеатре к юбилею города поставили спектакль. Только честно: если бы в зале, на премьере, сидел автор этого произведения, какие эмоции ощутили бы вы?  
- Сидя в зале на премьере, я испытывала чувство возмущения от того, что театр сделал с моей пьесой-инсценировкой. Как уже писал «Рабочий путь», пьеса была адресована подросткам 12-16 лет и главным действующим лицом, олицетворяющим будущее России, был мальчик Саша, взрослеющий в осажденном Смоленске. Театр исключил этого героя из постановки, ссылаясь на свое право свободы творчества. Главным героем спектакля театр сделал польского короля Сигизмунда, акцентировав внимание на его переживаниях, снабдив иноземца музыкальной темой – песней на польском языке. Русский же лагерь, в сокращенном составе, предстает не в лучшем свете. Русские пьянствуют перед боем, грубо обращаются с дипломатом, пытают пленного – ничего этого в тексте пьесы нет, но, используя сокращенную версию моей инсценировки, театр дает вольную интерпретацию событий. Думаю, что если бы в зале рядом со мной сидел Мединский, мне было бы стыдно за смоленский театр и за то, что я не имела возможности воспрепятствовать искажению смысла «Стены». Но он, несомненно, понял бы меня, поскольку знает, что в театральной среде существует засилье либерально настроенных антипатриотических сил, которые, злоупотребляя отсутствием цензуры, за государственный  же счет продолжают попытки пересмотра истории. Этот спектакль, который мог бы стать уроком патриотизма для многих поколений школьников и визитной карточкой Смоленска, после двух юбилейных показов больше не включался в репертуар. Замечу, что я не запрещала показ постановки, хотя могла это сделать, как автор. Но я выражала письменно свои пожелания по доработке спектакля, на который потрачены бюджетные средства – сшиты костюмы, подготовлены декорации, заказано оружие для батальных сцен.
- Не за горами 8 Марта. Какой, по вашему мнению, должна быть настоящая женщина, даже если она не поэт?
- Мягкой, но принципиальной. Носительницей красоты во всех смыслах этого слова.  Доброй, но не всепрощающей, ведь она в ответе  за детей, за будущее.
Если же она пишет стихи, красота, доброта, мягкость войдут в её творчество, и она не застыдится имени Поэтесса, как не станет проклинать судьбу за то, что она привела её в этот мир женщиной.
         Справка «РП»
Мария Парамонова родилась в Твери, закончила Тверской Государственный Университет, имеет высшее экономическое образование. С детства увлечена литературой и поэзией. За публикациями в коллективных сборниках и альманахах, в региональной периодической печати последовал выпуск первого сборника лирических стихотворений «Галерея грёз», объединившего произведения разных лет.
 С 2008 года живет в Смоленске – в «городе в области сердца». В 2010-м вступила в Союз писателей России. В декабре 2013 года избрана заместителем председателя региональной организации СП России.

автор: Анастасия Петракова

 

К юбилею Николая Парасича

14.07.2013

Режиссер-основатель

К 65-летию Николая Парасича «Смоленская неделя» опубликовала материал, в котором этот еженедельник и коллектив Смоленского камерного театра рассказывают о разносторонней деятельности художественного руководителя театра. Статья называется «Режиссер-основатель».  В день юбилея коллектив театра находится в отпуске, но все мы от души поздравляем Николая Петровича, желая ему здоровья, вдохновения, благополучия.  А вот и опубликованный «Смоленской неделей» рассказ о юбиляре:

 14 июля исполняется 65 лет заслуженному артисту России, кавалеру ордена Дружбы народов, режиссеру и актеру Николаю Парасичу. Сотрудники Смоленского камерного театра рассказали «Смоленской неделе» о своем художественном руководителе.

Директор Смоленского камерного театра Данил Галкин:
– Именно Николай Парасич стал в апреле 1989 года одним из основателей Смоленского камерного театра. К этому времени Парасич уже сыграл много интересных ролей в театрах Омска, Курска, Махачкалы, Ставрополя, но стремление к творческому самовыражению, самореализации привело его в Смоленск. На сцене Смоленского камерного театра Николай Парасич сыграл более 50 ролей, поставил более 40 спектаклей для взрослых и для детей. Театр проводит под его руководством большую социальную и благотворительную работу, сотрудничает с детскими домами, интернатами, геронтологическим центром, организациями инвалидов.
Главный художник театра, заслуженный художник РФ Николай Агафонов:
– Несмотря на то что Николай Петрович очень любит актерскую работу, большую часть времени он уделяет режиссуре. По приглашению Николая Парасича в Смоленском камерном театре ставили спектакли режиссеры из различных городов России и зарубежья. Визитной карточкой Смоленского камерного театра в разные годы становились спектакли в постановке Парасича: «Панночка», «Нельская башня», «Прибайкальская кадриль», «Недосягаемая»… В завершившемся 24-м сезоне таким спектаклем стала комедия «За двумя зайцами», в которой я был художником-постановщиком. Зрители оценили нашу работу: практически весь сезон спектакль собирал полные залы. В начале 25-го сезона смоляне увидят нашу новую постановку – комедию «Список журнала «Форбс» по пьесе современного драматурга Хорта.
Заведующая литературно-драматической частью, член Союза писателей России Мария Парамонова:
– С первых дней работы театра Николай Парасич ставил добрые сказки, которые полюбились детям: «День рождения кота Леопольда», «Финист – Ясный Сокол», «Щелкунчик». В этом году театр представил премьеру музыкальной сказки «Тайна сундука». Ведется работа и с молодежью: поставленный Парасичем спектакль «Семья вурдалака» идет в театре в рамках акции против наркомании. Николай Петрович, исполняющий роль отца наркомана, после спектакля выходит в зрительный зал и беседует со зрителями. Николай Парасич ведет педагогическую деятельность: в 2000-м и 2011 годах в Смоленском институте искусств им выпущены два актерских курса. А в мае нынешнего года объявлен набор в студию актерского мастерства при Смоленском камерном театре.

 

«Что с тобой, моя любимая?» Андрей Дементьев и Тверь

14.04.2013

 Как рассказало Тверское информационное агентство,  ещё в конце 2012 года сообщалось, что в здании на ул. Володарского 18 в Твери будет находиться «Дом поэзии Андрея Дементьева», а ныне там прикреплена табличка с другим названием – «Дом поэзии». Что же произошло?  ТИА дозвонилось до Андрея Дмитриевича. 

Андрей Дементьев поведал, что идея открыть в Твери Дом поэзии под его эгидой родилась ещё 5 лет назад. Тогда город выделил здание на ул. Володарского, памятник архитектуры. Началась реконструкция, работали бригады строителей, архитекторов, дизайнеров под руководством и при непосредственном участии самого поэта.

- Дом поэзии задумывался как некий мой творческий и культурный центр, где будут проходить встречи с поэтами, писателями, деятелями искусств – моими друзьями, а у меня очень много известных друзей по всему миру. Я планировал подарить Твери мои архивы, библиотеку, в которой есть много изданий с автографами классиков XX века. 

Далее события стали развиваться очень быстро и непредсказуемо. Во-первых, Андрей Дмитриевич случайно узнал, что тверской новый Дом поэзии назвали его именем. Он к этому не стремился, согласия своего на это не давал, но оказанную ему честь оценил.

Я написал благодарственное и искренне письмо в Комитет по делам культуры Тверской области. Потом я попросил уточнить мой юридический статус.  Какие у меня полномочия и права? Ведь Дом поэзии назван моим именем. По-моему, у меня были вполне цивилизованные и обоснованные требования. … Я пошёл навстречу и вместе с юристом Михаилом Борщевским мы разработали несколько вариантов – я мог быть, например, художественным руководителем или президентом Дома поэзии. Однако все письма остались без ответа.  

И вот в январе 2013 года Дементьев узнаёт, что вместо «Дома поэзии Андрея Дементьева» в Твери открылся просто «Дом поэзии», изменилось название. И опять-таки никто не уведомил известного поэта об этом уже нелицеприятном факте. А четыре дня назад Андрей Дмитриевич узнал случайно из интернета, что 30 марта в Твери пройдёт творческий вечер поэзии в его бывшем Доме, на открытие которого он, кстати, планировал пригласить многих известнейших поэтов, писателей, художников и других творческих талантливых личностей, например, Евгения Евтушенко, да только вот самого Андрея Дементьева на этот праздник не пригласили.

- У меня нет слов, я считаю, что вся эта история очень непорядочная, бесчестная. Так неинтеллигентно, так вероломно поступить! Я очень люблю Тверь, это моя родная земля, я так много посвятил ей стихов и песен, там находятся могилы моих родителей. Я всегда буду приезжать в Тверь, но мне очень горько!

Продолжать разговор Андрей Дементьев не смог, потому что не смог сдержать слёз… (далее…)

Блистательная скромность королевы

08.12.2012

 Раздается гром, под звуки танго и сполохи спецэффектов загорается свет и на сцене появляется блистательная Татьяна Курилова. Музыка стихает, в исполнении актрисы звучат стихи о театре Беллы Ахмадуллиной. Клоуны и клоунессы в масках сопровождают действо танцем. Свет гаснет, дива исчезает.

Так, неожиданно и необычно, начался на сцене Смоленского камерного театра 30 ноября 2012 года творческий вечер заслуженной артистки России Татьяны Куриловой.

Однажды в июне, в далеком Новосибирске, в семье фельдшера и бухгалтера родились близнецы – мальчик и девочка. Их отец любил театр, участвовал в самодеятельных спектаклях, а мама, прошедшая войну, и воевавшая на Смоленщине, в молодости мечтала стать …балериной. В мирные годы дочери было суждено осуществить то, о чем родители могли только мечтать! Перед выпускницей Новосибирского театрального училища был весь Великий могучий Советский Союз – при распределении ей был предложен ангажемент театров  Новосибирска, Омска и других романтичных мест, даже за Полярным кругом.  Татьяна выбрала Омский театр юного зрителя, там она сыграла  Капочку в  «Женитьбе Бальзаминова» по  А. Н. Островскому, Маму в «Двух клёнах» Е. Шварц и другие роли. А ещё повстречала свою любовь! С Николаем Парасичем Татьяна Курилова вместе играла в спектакле «Романтики», соединившем их на долгие годы, на многие десятилетия.

  Они вместе покинули заснеженный Омск – впереди ждала горячая пора работы в Махачкале. Это была пора профессионального роста и творческого вдохновения, рождаемого красотой Каспийского побережья, теплого моря и Кавказских гор. В Дагестанском государственном русском драматическом театре имени Горького собрался интересный коллектив, были гастроли, поездки в горные аулы, жители которых говорили на разных наречиях, но русский язык был им понятен, как язык межнационального общения.  Здесь Татьяна Курилова сыграла столь желанную роль Беатриче в спектакле «Любовь, джаз и черт» по пьесе Грушаса, Елену в «Золотопромышленниках» по Мамину-Сибиряку, Бедную Лизу  «До третьих петухов» по Шукшину и другие роли. И здесь родился сын Алексей, который спустя многие годы стал продолжателем дела своих родителей.

В 1979-ом семья актеров отправляется в Ставрополь для работы в Ставропольском краевом драматическом театре имени Лермонтова. За девять лет было сыграно множество новых ролей, среди которых Марианна в мольеровском «Тартюфе»,  Галя в «Береге» по Бондареву, Ариадна в спектакле «Гнездо глухаря» по пьесе Розова. И снова прибавление в семействе: родилась дочь Оксана. Благодаря помощи и поддержке бабушки, Татьяна Курилова быстро возвращалась на сцену, но дети всегда были рядом – даже на гастроли выезжали всей семьей! (далее…)

Башня Веселуха: роман, спектакль, викторина

29.10.2012

  19 октября я приняла участие в проходившем в СОУБ им. А. Т. Твардовского литературном вечере, посвященном 20-летию переиздания романа Федора Эттингера «Башня Веселуха» и 10-летию постановки в Смоленском камерном театре спектакля по пьесе драматурга Ольги Сергеевой «Башня Веселуха».

 Федор Андреевич Эттингер родился приблизительно в 1777, умер 3.04.1853 в С.-Петербурге, писатель, переводчик, автор статей и заметок исторического содержания, сын обер-коменданта Смоленска, генерал-майора А. И. Эттингера, коллежский советник. Жил в Петербурге. В 1820 – 1830-е гг. выступал в печати под псевдонимом “Смоленский Старожил”. Федору Эттингеру принадлежит отличающийся редкой исторической, этнографической, топографической достоверностью роман о Смоленске ХVIII в. “Башня Веселуха или Смоленск и жители его 60 лет назад” (издан в 1845 году, а в 1992 «заново открыт» и напечатан в научно-популярном журнале «Край Смоленский»). В переводе Эттингера издано около двадцати драматических произведений популярного в России того времени немецкого писателя Августа фон Коцебу. Печатался главным образом в петербургских журналах “Современник”, “Сын Отечества”, в “Литературных прибавлениях” к “Русскому инвалиду”.

 Сюжет «Башни Веселухи» основан на легенде о нечистой силе, которая якобы водится в башне. Но содержание книги этим не ограничивается. Автор с большой теплотой, любовью и ностальгией описывает город, в котором он провел детство. Роман носит мелодраматический и приключенческий характер, но главное – в нем присутствуют автобиографические черты. Федор Эттингер описывает Смоленск 80-х годов 18 века – таким, каким он запомнился ему, 8-летнему мальчику.

В 2002 году – году 400-летия знаменитой Смоленской крепостной стены – пьеса О.П. Сергеевой по роману Эттингера была поставлена в Камерном театре, где с успехом шла несколько лет. Принявший участие в вечере художественный руководитель Смоленского камерного театра, заслуженный артист России Николай Парасич отметил, что для него представляет огромный интерес все то, что связано с нашим древним городом, особенно, в преддверии 1150-летия Смоленска. Николай Петрович также сказал, что, возможно, пьеса «Башня Веселуха» вновь будет поставлена на сцене Камерного театра, может быть, с некоторыми изменениями.

 Далее Ольга Павловна предоставила слово мне, как заведующей литературно-драматической частью Смоленского камерного театра и главному редактору сайта Смоленской областной организации Союза писателей России. Я сочла своим долгом подчеркнуть важность обращения театра к произведениям о родном крае, которые могут быть адресованы юным зрителям. Кроме того, сообщила, что на сайте писательской организации недавно размещен шорт-лист конкурса фантастического рассказа «Тысячелетний феникс». В этот шорт-лист вошел рассказ Ольги Сергеевой, а так же рассказы ещё двух членов Союза писателей России.

Вечер, проходящий в Областной библиотеке, а тем более вечер  Ольги Сергеевой, не мог обйтись без музыкальной составляющей.  Прозвучали песни в исполнении солистки оперной студии областной филармонии под руководством заслуженной артистки России Ирины Нециной – Натальи Усачевой и барда Любови Сердечной. Ольга Сергеева спела романс Вадима Бибергана на слова Анны Ахматовой «Приходи на меня посмотреть».

 В завершение Ольга Сергеева провела среди участников вечера – смоленских школьников викторину по роману Федора Эттингера «Башня Веселуха» и подарила победителям книги. На литературном вечере присутствовали Председатель Правления Смоленской областной организации Союза писателей России Виктор Смирнов и секретарь организации Галина Николаенкова.

                    фото: Н.Чепурных