Мои публикации


ДК «Химволокно» – оазис тверской культуры

25.05.2018

23 мая на сцене Дворца культуры «Химволокно» свое пятилетие отпраздновал народный самодеятельный коллектив «Ансамбль казачьей песни «Казачья душа».  Именно в стенах ДК начался творческий путь этого коллектива, сейчас  находящегося в ведении ТОДНТ.  Я побеседовала с директором дворца культуры «Химволокно» Владимиром Филипповым и его заместителем по творческой работе Светланой Бариновой, которая является бессменным руководителем ансамбля «Казачья душа».

- Владимир Васильевич, отрадно видеть этот большой, прекрасной архитектуры сталинского периода дворец  в таком хорошем состоянии и с такой кипящей внутренней жизнью! Этому зданию уже больше 65 лет?

-  Да, дворец культуры «Химволокно» был построен в 50-е годы прошлого века и открылся в 1953 году. Долгие годы он был ведомственным учреждением культуры  производственного объединения «Химволокно», потом перешел под управление города Твери.  ДК располагает одним из наиболее вместительных в городе концертным залом на 450 мест, помещениями для занятий коллективов и проведения конференций, банкетным залом, звукозаписывающими студиями. Вы заметили, что у нас оживленно, это неудивительно – здесь  работают более сорока клубных формирований.   1400 человек в них занимаются изобразительным искусством, хоровым пением, хореографией, вокалом, народными промыслами, театральным и музыкальным творчеством.  Двенадцать наших коллективов имеют звание «Самодеятельный народный коллектив».

- Как Вам удалось в наши непростые времена создать такой творческий оазис?

- Сейчас у нас есть определенная стабильность, устойчивое развитие. Главное – не ждать, когда проблемы решат наверху, а делать все, что возможно. Хорошее состояние наших помещений – результат постоянных усилий по его поддержанию. Если бы мы ждали многомиллионного ремонта, давно бы все развалилось.  Самое трудное время мы пережили. И в 90-е, когда все дворцы культуры превратились в ярмарки из-за отсутствия средств, мы не избежали этого, но сохраняли статусность, престиж нашего дворца. Здесь проходила «Студенческая весна» и даже заседания правительства. Мы создали определенный бренд.  В 2006-2007 году нас пробовали перевести в автономное учреждение культуры, а законодательство тогда еще не урегулировало финансирование этих учреждений. И мы по сути 2 года совсем не финансировались.  Были приговорены, но выжили. Отдаю должное «Каравану» – он был в числе тех, кто нас поддержал. Долги нарастали, все шло к закрытию, но мы не сдавались, я ходил по всем инстанциям и меня услышали. Постепенно наладилась вновь работа коллективов, творческая жизнь стала интересной. Сейчас, впервые за много лет,  у нас полностью укомплектован штат, работают профессионалы.

- Вы человек творческий, вероятно, еще и поэтому легко находите общий язык со своим коллективом. Вас знают как автора песен, в том числе песен о Твери. В свое время проводился конкурс на лучший гимн Твери, но если спросить жителей, они не знают ни слов, ни музыки гимна, победившего в конкурсе.

- С 1995 года я проводил песенные конкурсы в Твери. В 2000 году, при Белоусове, было решено провести конкурс на лучший гимн Твери.  Моя музыка вышла в финал, но потом как-то все сошло на нет. Слышал, что в кабинетах администрации включали мой гимн перед заседаниями, благо он длится всего одну минуту, и в День города тоже он звучал.  В 2010 году объявили второй тур конкурса, моя музыка снова вышла в финал, но опять победитель не был объявлен.

- Как же так, ведь в октябре 2011 года в тверской прессе сообщалось,  что «с просьбой о создании текста гимна глава региона (Андрей Шевелев) обратился к известному поэту члену Общественной палаты РФ, нашему земляку Андрею Дементьеву… создана рабочая группа, которая будет курировать его разработку».  Зачем нужно было заказывать гимн, если уже было проведено два этапа конкурса?

- Сложно сказать, но в апреле 2012 года был объявлен новый конкурс на гимн Твери, который участники должны были создать до 10 мая 2012 года. Победителю конкурса предназначалось вознаграждение. Мне позвонили и сообщили, что моя музыка гимна будет соревноваться в финале с гимном на музыку Евсюкова, слова Дементьева в исполнении Кобзона.  На мою музыку слова написал Вячеслав Воробьев. До этого текст у гимна тоже был, и Василий Толоко предлагал официально утвердить мой гимн с тем текстом, в котором за Тверь молится Михаил Тверской.  Но не сложилось, был объявлен конкурс, победил гимн в исполнении Кобзона. И теперь его практически нигде не исполняют.

- На праздновании 5-летия ансамбля «Казачья душа» вы подарили коллективу самовар.  Это символический подарок?

- Конечно. Чаепитие у самовара – это очень душевно. Я знал, что это «любо»!

- Светлана Ивановна, Вы назвали концертную программу,  посвященную  5-летию возглавляемого Вами народного самодеятельного коллектива «Распахнись, душа казачья».  Чувствуете ли Вы, что зрители тоже раскрывают вам навстречу свою душу?

- За свои первые пять лет наш коллектив  дал более 70-ти концертов и зрители нас всегда встречают с душой . За этим стоит большой репетиционный труд и творческая самоотдача каждого участника ансамбля «Казачья душа». В нашем юбилейном концерте приняли  участие также гости и друзья ансамбля – народный самодеятельный коллектив «Вокальный ансамбль «Истоки» под руководством  Дмитрия Стародубца и муниципальный эстрадно-джазовый оркестр под руководством Павла Смирнова. Прозвучали народные и казачьи песни «Шел казак на побывку домой», «Заболела Дунина головка», «Не для меня», «На коне вороном», «По горам, горам байкальским», «Хороша наша Татьяна», «Любо, братцы, любо!» и многие другие лирические, хороводные и плясовые композиции.

- Расскажите об ансамбле «Казачья душа», истории его появления в Твери. Не секрет, что отношение к современным казакам в России противоречиво, хотя никто не отрицает того, что это сословие подверглось гонениям, лишилось своих традиционных мест расселения. Потомки казаков, а таковыми считаю себя более 7 миллионов россиян,  живут теперь во всех регионах и стремятся возродить если не уклад, то самобытную культуру, которую они едва не  потеряли окончательно.

Наш коллектив был создан в 2013 году, эта идея зародилась в Тверском отдельском казачьем обществе, объединявшем как раз таких потомков казаков. Мы вместе трудились: подготовили документацию и защитили грант, подобрали коллектив. И 5 лет назад начали выступать в том составе, который в основном сохранился и сейчас. Это наш концертмейстер Артем Костерин, Елена Бородулина. В коллектив к нам пришли Владимир Катанаев, Андрей Жеребцов  – они, как и я потомки забайкальского казачества.  Костяк дальневосточный, поэтому в нашем репертуаре много песен, близких нашей родовой памяти, но пытаемся что-то взять и кубанские и донские песни.

Начали базироваться в ДК «Химволокно» – директор Владимир Васильевич Филиппов дал нам добро. Когда деньги гранта закончились, казаки стали искать другие источники финансирования коллектива, и нас под свое крыло взяла Елена Геннадиевна Марина – Тверской дом народного творчества.  Так и получилось, что мы стали ансамблем ТОДНТ, к счастью, мы находим полное понимание и поддержку руководства Дома народного творчества. А  выступаем везде, куда позовут.  Большая дружба у нас с бологовскими казаками, мы у них были и на годовщинах и на масленичной неделе и на День города.

В 2015 году с Еленой Геннадьевной мы задумали создать на территории Тверской области фестиваль казачьей культуры «Казачьему роду нет переводу». Он был проведен в июне 2015 года в Твери. Нынче второй фестиваль прошел в Рамешках. Выезжали в Ярославль на Всероссийский фестиваль «Казачий круг».

- Вы выступаете в костюмах, приближенных к традициям забайкальского, кубанского или донского казачества? Есть ли между ними различия?

Костюмы, изготовленные на средства гранта, это, конечно, стилизация казачьих костюмов в целом.  А хочется приблизиться к традиции. Во втором отделении юбилейного концерта мы вышли в новых костюмах, учитывающих и традицию казачества и традицию Тверской области – бельский, нелидовский костюм, пестрядь. Клетчатые рубашки у мужчин – это не шотландка – это популярная в тверской губернии мужская одежда из домотканого двух-трех- цветного полотна.

- Какие песни у вас в репертуаре? Как вы их выбираете?

- По большому счету, у нас не шоу-проект, нет задачи, чтобы петь и привлекать внимание в угоду публике «Пчелочкой златой».  Пытаемся найти что-то, что не на слуху у зрителя.  На всю страну известна песня «Шел казак на побывку домой», но в разных регионах она поется по-разному на распев. В 1967 году зарождались первые фольклорные экспедиции в Читинской области и в казачьем селе Урлук на границе с Монголией впервые была записана эта песня, и уже в 1968 году она была исполнена казачьим хором  именно  с тем распевом, который прозвучал на нашем юбилейном концерте. «На коне вороном», «По горам байкальским» – тоже байкальские напевы, прозвучавшие в нашей концертной программе. В Тверской области сейчас очень мало акапельно поют в быту. В Забайкалье мы с молоком матери впитывали эти напевы. Когда поет мама и мы с ней вместе на два голоса, то колена, которые мы выводим, коллективу приходится долго заучивать, у них это не на слуху. Народную песню надо любить, понимать, пропускать через сердце.  В коллективе у нас сковались те, кто любит и понимает народную, казачью песню. И потомки славного рода, и те, кто знает его историю и проникся казачьей культурой. На наших выступлениях песни часто звучат по-разному, есть вариативность, присущая народному творчеству.

- Согласно государственной политики развития казачества, ему отводится важная роль в сохранении и развитии традиций патриотического воспитания молодежи и казачьей культуры. Как влияет на работу вашего коллектива государственная политика, чувствуете ли особое отношение, поддержку?

Нам важно сохранить те песни, которые еще можно сохранить, услышать те наказы, увидеть образ жизни. Наш юбилейный концерт мы начали с молитвы. Казаки все дела начинали с молитвы – есть молитва на бой, есть молитва на праздник.  И эта традиция многим близка и понятна.  А политикой мы не занимаемся, стараемся дистанцироваться от тех общественных организаций казаков, в которых царит вражда. Не знаю, что они делят, точно, что не деньги. Хочется, чтобы мы все были в одном кулачке, раз делаем одно дело. Суть даже не в том, что Центральное казачье войско молодое, даже в Забайкалье, где казачьим традициям 300 лет, тоже возникают конфликты, кровь горячая. А наша миссия – сохранить этот пласт культуры – атаманы его не сохранят.

Стихи по QR-коду на Верхневолжских чтениях

20.05.2018
Выход в свет дебютного выпуска литературного альманаха Содружества литераторов Верхневолжья стал долгожданным событием в культурной жизни Твери.
.
Вдохновение не нуждается в публикации – оно приходит без стука и уходит не простившись. Публикация произведений современных поэтов необходима, в первую очередь, для их сближения с читателем, а также для сохранения «культурного слоя», создаваемого ныне живущим поколением. Одному Богу известно, сколько гениальных стихов за все века, в разных странах было положено в стол, да так и исчезло навечно для мира.
.
Культурная миссия государства, в идеале, включает в себя создание условий для творчества, сохранения и популяризации литературного наследия. Но «лицом к лицу лица не увидать». Надо сказать правду: современный литературный процесс финансово не поддерживается государством, либо эта поддержка заформализована до абсурда. Сборники и альманахи в Тверской и многих других областях издаются объединениями писателей за свой счет, так же как и книги стихов. Многим талантливым авторам это закрывает путь к читателю. К счастью, в последние годы появилась возможность публикации электронных изданий – они обходятся дешевле, а работы по их подготовке на общественных началах берут на себя наиболее активные и владеющие соответствующими навыками писатели.
.
Так и поэтический альманах Содружества литераторов Верхневолжья подготовлен главой Содружества литераторов Верхневолжья Дианой Мун при активном участии литературного критика, кандидата филологических наук Александра Бойникова, а также поэта, руководителя направления по публикациям в Содружестве – Алексис.
.
С электронных страниц альманаха смотрят молодые поэты и авторы постарше. Они говорят с читателем литературным языком сегодняшнего дня, говорят о том, что созвучно мыслям и чувствам современников. Валерий Ремизов призывает задуматься о смысле жизни тех, что «жили-были, уповали на карьерный рост». «Мы – аватары в сети» – констатирует Владимир Селянкин, ему вторит Светлана Леонова: «Что в этом городе? Сотни лиц, спрятанных в интернете». Но Елена Давыдова находит панацею в материнстве «Две ладошки возьмешь в свои, прижимаясь устало лбом…» А Вера Грибникова в метафорической шахматной партии предстает «одной из пеших амазонок», которая идет вперед, поскольку не умеет отступать. Моя подборка а альманахе тоже есть, в нее вошли стихотворения «Гроза» и «Монолог», а также диптих «Прогулка».
.
Поэты сегодняшнего дня – пока не классики. Но профессиональный взгляд литературоведа Александра Бойникова не ослеплен сиянием солнца и звезд русской поэзии. В своей статье «Красота воплощенного смысла» о метафорах и сравнениях в поэзии он иллюстрирует теорию и примерами из многотомных собраний Пушкина, Еcенина, Тютчева и примерами из скромных книжек и сборников поэтов-современников.
.
Прекрасно, что в Твери есть люди, создающие условия для публикации новых произведений поэтов. Им этот пока виртуальный, электронный сборник открывает путь к читателю. Не только сиюминутный путь он-лайн чтения с электронной страницы сайта Содружества – альманах можно скачать, использовав QR-код и сохранить в своей электронной библиотеке в доступном формате PDF. (сайт Содружества верхневолжье.рф)  Да будет поэзия!

***

QR-код можно будет получить на Верхневолжских чтениях! 

«Содружество литераторов Верхневолжья» и Тверской ботанический сад приглашают всех желающих насладиться гармонией природы, музыки и слова на традиционные «Верхневолжские чтения», которые пройдут в нашем городе уже в шестой раз. 2 июня в 13:00 под сенью исполинских деревьев Ботанического сада ТвГУ на музыкально-поэтической площадке выступят самые ярких и талантливых авторы Тверской области, будет звучать живая музыка и стихи.

Организатор «Верхневолжских чтений» – Содружество литераторов Верхневолжья объявило Пятый Областной поэтический конкурс «Верхневолжье». Познакомиться с условиями конкурса и принять участие в голосовании за понравившиеся стихи можно на странице Содружества в социальной сети «ВКонтакте» по адресу: https://vk.com/verhnevolzhe. В конкурсе будет два победителя: одного определит профессиональное жюри, второго назовут читатели. Темой конкурса в 2018 году стала «Магия магистралей» – стихи о дороге, путешествиях по миру, размышлениях в пути. Стать участниками конкурса могут поэты из Твери и Тверской области, пишущие на русском языке, без ограничений по возрасту. Я отправила на конкурс стихотворение «Через ночь над землёю лечу…»

Живая музыка в зеленом амфитеатре праздника прозвучит в исполнении известных тверских музыкантов, в числе которых будет и фолк-рок группа «Птица-Гром». Участники и гости Верхневолжских чтений смогут отведать не только духовной пищи – их ждет наслаждение живым ботаническим чаем, который традиционно готовят в самоварах.

«Содружество литераторов Верхневолжья» проводит «Верхневолжские чтения» в преддверии Пушкинского дня, который еще называют Днем русского языка, с целью познакомить земляков с творчеством современных тверских авторов и музыкантов. Праздник поэзии не оставит равнодушными тех, кто предпочитает культурный и эстетический отдых, ценит красоту русского слова и общение с природой.

 

Неоновые крылья музы Верхневолжья

02.04.2018

Областной молодёжный поэтический конкурс «Неоновая муза» подвел итоги восьмого сезона. В библиотеке имени Горького под эгидой Содружества литераторов Верхневолжья состоялся итоговый тур состязания за титул «Лучшего молодого поэта Тверского региона 2018 года».

Двадцать авторов из Тверской области прошли строгий отбор в заочной части конкурса, получив возможность бороться за победу в номинациях «Лучшее стихотворение фестиваля», «Лучшая декламация», «Лучший сценический образ» и, конечно, «Приз зрительских симпатий».

Молодые поэты – лиричные и эпатажные, яркие и застенчивые – читали свои стихи в зале, где не было свободных мест и даже со стен глядели классики русской литературы. Выступления участников по пятибалльной шкале оценивало авторитетное жюри. В него вошли многократный лауреат премий и конкурсов, поэт, автор-исполнитель, член Содружества литераторов Верхневолжья Татьяна Винокурова; руководитель областного общественного движения «Уроки успеха», член Правления Содружества литераторов Верхневолжья Глеб Сафонов и спонсор фестиваля, генеральный директор бутика натуральной косметики «BELLA CASA» Татьяна Корнеева.

Подсчет баллов ответственным жюри ненадолго оставил участников в томительном ожидании, которое скрасило выступление дуэта «Эпоха странствий». И вот ведущий литературного праздника поэт, член правления Содружества литераторов Верхневолжья Владимир Селянкин готов объявить имена победителей восьмого Областного молодёжного поэтического конкурса «Неоновая муза».

Лучшим молодой поэтом Тверского региона 2018 названа Мария Цвенева из поселка Эммаус, студентка факультета иностранных языков и международных коммуникаций Тверского государственного университета. Неоновые крылья музы Верхневолжья несли ее к победе виток за витком – Мария не впервые участвует в конкурсе и уже была обладателем специального приза.

Лучшее стихотворение фестиваля написала Анна Кишкевич, которой удалось облечь смыслы в поэтические образы, впечатлившие членов жюри. Приза «За лучшую декламацию» удостоена проникновенная Светлана Крылова, а «Лучший сценический образ» удался Алёне Смычковой, которая не пыталась повторить успех предшественников, выходящих к микрофону в противогазе, – образ был внутри неё, а не снаружи, и она артистично раскрыла его. Обладатель «Приза зрительских симпатий» был определен по результатам голосования на специальных бланках, полученных зрителями перед началом конкурсных чтений. Признание слушателей в этом году подкреплено дипломом от областного общественного движения «Уроки успеха». Обладателем «Приза зрительских симпатий» стал харизматичный Илья Хузахметов. Спецприз «Содружества литераторов Верхневолжья» достался Кристине Буриной, а Спецприз члена жюри Татьяны Винокуровой – Олегу Андрееву. Надо отметить, что Татьяна Винокурова и сама, окрыленная Неоновой музой, не только оценивала и награждала поэтов, но и исполняла свои песни.

Восьмой конкурс «Неоновая муза» завершил свою работу, а Содружество литераторов Верхневолжья уже познакомило поэтическую элиту региона с планами на девятый сезон. Председатель правления Содружества литераторов Верхневолжья Диана Мун сообщила, что конкурс ожидают большие и ,несомненно, позитивные изменения. Организаторы «Неоновой музы» уверены, что творческая молодежь Верхневолжья должна иметь возможность представлять свои произведения, учиться друг у друга, объединяться в творчестве. И взращивать таланты «Неоновая муза» вместе с областным общественным движением «Уроки успеха» намерены с самых юных лет! В следующем году в конкурсе смогут принять участие юные дарования в трех возрастных категориях: от 5 до 9 лет, от 10 до 15 лет и традиционно – от 16 до 25 лет.

«Марьин скит» в книжных магазинах

15.03.2018

Книга стихов»Марьин скит», выпущенная издательством
«У Никитских ворот», представлена в книжных магазинах:

Московский дом книги: http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=904124

Гнозис – магазин гуманитарной литературы: http://www.gnosisbooks.ru/catalog/UNikitskihVorot/13124/

Лабиринт:  http://www.labirint.ru/books/551733/

Озон: http://www.ozon.ru/context/detail/id/138355547/

Библио-глобус- США : http://www.biblio-globus.us/description.aspx?product_no=10312956

Книгамир: https://knigamir.com/books/khudozhestvennaya-literatura_ID5/paramonova-m-marin-skit_ID701610/

Армада: http://shop.armada.ru/books/551733/ с образцом иилюстрации

Книжный магазин Указка: http://www.ukazka.ru/catalog/book-marin-skit-456634.html

Магазин для родителей Няня: http://shop.nanya.ru/books/551733/

Интернет-магазин Либранта: http://www.libranta.ru/marinskitwriismuu.htm

Где книга: сайт поиска книг

Сайт Вoosk.ru 

Что же касается первых двух книг, то они продаются в букинистических интернет-магазинах. Ниже приведены ссылки на страницы изданий.

В магазине Libex книга «Галерея грёз»  , книга «Млечный путь».

В магазине Litamarket книга «Галерея грёз», книга «Млечный путь».

 

Публикация в альманахе «У Никитских ворот»

09.01.2018

декабря в Центральном доме литераторов состоялась презентация литературного альманаха «У Никитских ворот» (№1(2) за 2017 г.), выпущенного одноименным издательством. Несколько моих стихотворений опубликованы в этом альманахе, подборка называется «Огонь веков».

Ноябрь. Вечер. Пару лет назад.

16.11.2017

Содружество литераторов Верхневолжья порадовало новой публикацией в газете «Тверские ведомости» за 15-21 ноября. Стихотворение «Ноябрь, вечер, вот уже туман…» вошло в тематическую осеннюю подборку рубрики «Литературная Тверь».

«Двинский бережок»

12.07.2017

Приятным сюрпризом стала для меня публикация подборки моих стихотворений в литературно-просветительской газете «Двинский бережок». Спасибо редакции газеты и Содружеству литераторов Верхневолжья, предоставившему мои стихотворения для публикации. 

Год назад последствием редкого астрономического явления, мистически совпавшего с террактом в Ницце, стало стихотворение «Марсова зарница». Я не включала его в свою книгу «Марьин скит», так что его публикация в газете «Двинский бережок» – премьерная. Еще два стихотворения – из книги «Марьин скит».

«Не май месяц», сказал Пушкин продрогшим поэтам

04.06.2017

4 июня под сенью исполинских деревьев, среди причудливых кустарников и сиюминутной прелести цветов, среди сонных улиток, вездесущих комаров и шустрых гусениц, спускающихся с дерева на бесцветных нитях, зазвучала поэзия. Верхневолжские чтения прошли в пятый раз, и, кажется, организаторы – Содружество литераторов Верхневолжья – уже приучили публику к изысканному литературно-музыкальному меню в сочетании с ароматным горячим чаем.

Неожиданным было, пожалуй, появление на поляне перед стартом чтений заместителя губернатора Тверской области Андрея Белоцерковского. Впрочем, в Ботаническом саду ему, вероятно, знакома каждая тропинка – в недавнем прошлом это было его подведомственное учреждение. На этот раз Андрей Владленович был лаконичен – он зачитал приветственное слово губернатора Игоря Рудени, поприветствовал любителей поэзии от себя лично и покинул обитель муз.

Прозвучали и другие приветствия, но вдруг на деревянный помост вышел сам Пушкин! Под бакенбардами угадывались черты обладателя всевозможных тверских поэтических лавров Владимира Селянкина. Дважды поэт поежился от холода, сказал: «Да, не май месяц!», прочел знаменитое стихотворение «Поэт», а потом удалился в «широкошумные дубровы».

И понеслось…В музыкальной части программы гости услышали звонкоголосую Елизавету Рысенкову и обладательницу президентских премий Татьяну Винокурову, гитарными аккордами вызвавшую настоящий шквал, едва не сорвавший баннер мероприятия. Также прозвучало трехголосие вокального коллектива «Признание» и экспрессивные композиции хедлайнеров концерта – рок-фолк группы «Эпоха странствий».

Между музыкальными номерами на сцену поднимались поэты – вечные юноши-интраверты с блокнотами, длинноволосые возвышенные барышни с грустными глазами, почтенные мастера слова… Благодарная публика всех провожала аплодисментами.

А ведущие праздник Диана Мун и Глеб Сафонов, оказывается, «припрятали в кустах» основное блюдо – церемонию награждения победителей IV Областного поэтического конкурса «Верхневолжье», темой которого в этом году стала «Поэзия русских полей». Стихотворения о русской природе в исполнении авторов, отмеченных жюри, весьма уместно прозвучали со сцены в Ботаническом саду. Я прочитала конкурсное «Хотела лететь как осенняя птица на юг…», «Дерево поэтов» и новое стихотворение «К Пушкину. Гроза».

Гран-при получила поэтесса и педагог из Удомли Алексис, представшая публике в черном облачении и рассказавшая, что черпает силу от сибирских шаманов. Лауреатами стали Максим Страхов, Марина Крутова-Кулинич и Екатерина Позднякова. Приз «Выбор читателей», по данным соцсети «ВКонтакте», был присужден Наталье Ромашовой, а диплом «За поэтическое мастерство» Наталье Смехачевой.

Специальный диплом и цветущий приз Ботанического сада достался и мне – его вручил директор сада Юрий Наумцев. Такие же призы предназначались Максиму Страхову и Алексею Протопопову. Букет из чая – спецприз спонсора (бутик «Чайный слон») получила Екатерина Большакова, а призы газеты «МК в Твери»  - Александр Коган и Анна Никулина.

Несколько часов звучали в саду поэтические строки, рождая маленькое, оберегаемое от прозы жизни, эфемерное, но такое целительное волшебство. Ну да, поэты они все немного … шаманы.

Сокращенный текст в газете «Караван+Я» 

День славянской письменности ознаменовался выходом альманаха

24.05.2017

Как сообщил мне руководитель Смоленского литературного объединения Православных писателей Николай Кеженов, к Дню славянской письменности и культуры в Смоленске вышел в свет православный литературно-художественный и публицистический альманах «Свет Одигитрии». На его страницах представлены произведения тридцати восьми авторов, в том числе и подборка моих стихов.

Издание посвящено 880-летию Смоленской епархии, его открывает вступительное слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, который  поздравляет читателей с событием и отмечает, что это плод многолетнего труда поэтов и писателей Смоленщины, сплотившихся, чтобы воспевать веру, любовь, надежду, добро, град, страну, Отечество. «Во все времена,- пишет Владыка, – русская культура была ярким отражением веры православной. Даже в годы гонений на Церковь Христову не прекращалось свидетельство правды о Боге и человеке, отразившееся в лучших произведениях художественного слова, живописи и музыки. И такой труд называется подвигом исповедничества. Да и не могло быть иначе, ибо слово «культура» в древности употреблялось в значении «возделывание души»…Представленный сборник трудов православных писателей и поэтов можно считать смиренным приношением в дар любимой нами священной Смоленской земле и её героям…»

Первый раздел альманаха посвящен Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия». В него вошли проповедь протоиерея Михаила Горового и стихи таких поэтов, как  Олег Дорогань, Вера Суханова, Николай Кеженов, Сергей Баженов, Любовь Стеклова, Светлана Конфедератова, Наталья Годяева, Нина Колобаева, Елена Лышковская, Ирина Бандеко. Названия последующих поэтических разделов говорят сами за себя: «Христос рождается», «Пасха красная», «С верой, надеждой, любовью», «Славим наших героев», «Творчество школьников». Здесь опубликованы стихи Татьяны Харитоновой, Марии Парамоновой, Александра Лобанова, Александра Лучина, Евгения Гордеева, Владимира Королева, Ирины Ермильцевой, Сергея Матисова, Нины Лавреновой, Людмилы Пахомовой, Татьяны Бажиной , Милы Клявиной, Ангелины Меркуловой и многих других авторов.

В разделе «Православная проза и публицистика» напечатаны отрывки из трёх повестей Татьяны Харитоновой, статьи Валентины Станкевич, Николая Чепурных, Елены Петровой, Виктора Москалева, представителей Военной академии ПВО.

Раздел «Православное литературоведение» представлен статьёй протоиерея Михаила Горового об оде Гавриила Державина «Бог». Раздел «Православное языкознание» содержит статью Анны Субботиной «Формы выражения просьбы в языке молитв русским святым». Её научный руководитель – кандидат филологических наук Ольга Иванова.

В завершающем книгу разделе «Фотолетопись» можно увидеть 28 фотоснимков (автор – Николай Чепурных), посвященных встречам писателей с 7 августа 2014 года, когда было создано Одигитриевское творческое объединение.

Альманах отпечатан с отличным полиграфическим качеством в смоленском печатном салоне «Принт АП». Составитель и редактор – председатель Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского) Николай Кеженов. В оформлении обложки использована репродукция одного из списков иконы «Одигитрия», а также картин члена Союза художников России Юрия Мелькова «Смоленский пейзаж» и «Смоленск в солнечный день». Тираж издания – 250 экземпляров.

Газета «Вся Тверь» о книге «Марьин скит»

09.12.2016

В газете «Вся Тверь» от 9 декабря 2016 года опубликована статья журналиста Андрея Вартикова о книге «Марьин скит», затрагивающая многие темы, волнующие не только поэтов. Вот её текст из интернет-версии журнала. Печатную позже сканирую.

Делайте мир добрее
09.12.2016 Рубрика: Культура

В «Доме поэзии Андрея Дементьева» прошла презентация книги стихов Марии Парамоновой «Марьин скит» – это третья книга поэта. Листая страницы сборника, я понимаю, что кроме восторга меня охватывает некоторое чувство досады. Поздно, поздно она родилась! Возможно, эти мысли пришли, потому что Мария работает в доме, который появился на свет благодаря Андрею Дементьеву – поэту, вышедшему из эпохи шестидесятников. Будь она ровесницей Высоцкого или Ахмадуллиной, возможно, собирала бы стадионы… Увы, сегодня, когда культура стала неотъемлемой частью шоу-бизнеса, в массовое пространство вбрасываются лишь те имена, за которыми стоят деньги. Эти имена становятся брендами, имеющими ограниченный жизненный цикл, а потому забываются очень быстро.

Так почему же я решил поделиться с читателями своими впечатлениями от книги? Потому что для нашего города это настоящий прорыв. Книга издана в уважаемом московском издательстве «У Никитских ворот». Для любого издательства, занимающегося стихами, выпуск новой книги автора, мало известного за пределами своего региона – коммерческий риск. Да, сегодня еще издают стихи – уже признанных поэтов: Цветаеву, Ахматову, Гумилева… Проработав десять лет журналистом в Москве, я имел возможность пообщаться со многими работниками крупных издательств. Меня привела в шок информация о том, что сборник стихов Евтушенко был выпущен тиражом в пять тысяч экземпляров! Раньше тиражи были миллионными! Возможно, поэтому и мир был добрее?

Есть ли надежда на то, что в этом мире что-то изменится? Да, безусловно. Пока на свет рождаются такие стихи, как у Марии Парамоновой.

После того как я полюбил Высоцкого, никакие другие стихи о войне меня не трогали. Чуть позже я познакомился со стихами Давида Самойлова. Их читал уже ушедший из этого мира замечательный актер Валентин Никулин, «самый добрый доктор на свете» – Доктор Гаспар из «Трех толстяков».

И вот передо мной строки, которые написала Мария Парамонова:

 Во имя Добра

.                                                              «Никакая сила не может
.                                                                изменить природу Добра»
.                                                                                     Симеон Афонский

 Два русских солдата меж Вязьмой и Ржевом
Январскую ночь стерегли .
И младший спросил: «А скажи, неужели
Мы сгинем в дыму и пыли?

Который уж месяц тут гибнут ребята,
Фашистов пытаясь прогнать,
А бог на кресте, что ты давеча спрятал,
Не шлет для тебя благодать.

И звезды, смотри, холодны и недвижны,
От них не дождешься чудес.
В саду за избою поломаны вишни,
И нас ухайдакают здесь!»

А старший ответил, взглянув сквозь повязки
На фото жены и детей:
«Я верю – в последней отчаянной пляске
Беснуется мрачный злодей.

На веру не грех и тебе опереться,
Но чуда и сказки не жди.
Вселенная – это огромное сердце,
Стучащее в доброй груди.

Она расширяется целую вечность,
Восторгом галактик сверкнув,
А после сожмется, вобрав бесконечность,
И в тихий клубочек свернув.

И сердце твое, как Вселенная, бьется,
Я верю, во имя Добра!
А если замрет или в горе сожмется,
Так значит – настала пора…

Жаль, весточки нет, что с родными под Тверью?
Тревожусь за малых ребят,
Но только в одно без сомнения верю –
Что Свет и Добро победят».

А утром, еще не растаяли звезды,
Замкнулось кольцо за селом.
Фашисты зажгли пулеметные гнезда,
И пламенем избу смело.

Качнулась Вселенная в тихой печали,
Клубочек движенья скрутив,
И двое ушли по дороге-спирали
На Небо, без звезд на груди.

Откуда берутся такие простые слова, пронизывающие сердце?

Да и другие стихи в этой книге я уверен не оставят равнодушными тех, кто любит поэзию. А те, кто еще и сам пишет стихи, не смогут обойти вниманием строки, ради которых вообще стоит строить стих, а то и поэму!

Его глаза – земного сада листья…

Или:

В густом сиропе летней полутьмы…

 Конечно же, ознакомившись с книгой стихов «Марьин скит», я захотел побеседовать с автором. Приведу лишь отрывки беседы, которые надеюсь, помогут поверить в себя всем тем, кто еще только пытается делать этот мир добрее.

– Мария, у вас очень интересная биография. Вы изучали Антикризисное управление, работали в банке и в театре, преподавали в вузе. Когда же вы начали писать стихи, когда обнаружили в себе этот дар?

– Мой папа писал стихи. Биолог по образованию, он занимался проблемами охраны природы, а помимо основной работы вел колонку в «Калининской правде» под названием «Ловись, рыбка». Но с папиными стихами я познакомилась  только после его смерти.

– То есть в вас с детства проснулись гены?

– Я в детстве очень много читала. Полюбила стихи. Выработалось чувство ритма или оно заложено генетически – не знаю. Первые стихи я писала… и складывала в стол. Мне было неважно, услышит их кто-то или нет. Это был внутренний мир, мое зазеркалье. Позже появилось понимание, что возможно, эти стихи нужны не только мне.

– Поэтому вы и решились покорить Москву? Ваши первые книги вышли в Твери и Смоленске, а для третьей вы избрали столичное издательство.

– Издательство «У Никитских ворот» специализируется на современной поэзии – там печатаются уважаемые мной известные современные поэты, такие как Максим Замшев, Алексей Шорохов… Вот и решилась обратиться, но мне ответили, что не готовы издавать книги стихов неизвестного качества даже на коммерческой основе: «Пришлите подборку стихов, которые вы бы хотели включить в сборник, мы покажем их профессиональным критикам и примем решение». Критиком оказался М. Замшев, зам. главного редактора «Литературной газеты».

– Волновались, ожидая ответа?

– Конечно! Издательство очень тщательно отбирает своих авторов. Оценка Замшева оказалась положительной – он назвал мои стихи «поэтическим явлением» и согласился написать предисловие к книге.

– И книга состоялась, вышла тиражом 1 200 экземпляров, издательство распространяет книгу «Марьин скит» через крупнейшие книжные и интернет-магазины. Значит, это шаг к известности! А другие пути? Я знаю примеры, когда большое количество кликов в интернете перерастало в печатное издание. Вера Полозкова так начинала, публикуясь в своем блоге.

– Есть разные пути. Эпатажный. Неформатный. Человек становится широко известным в субкультуре. Находится меценат… и вперед к славе по скользкой дорожке. Есть еще более аморальный путь – понравиться какому-либо фонду, зарубежному НКО. Напиши гадость о России и получи грант, а там и Нобелевка не за горами…

– Поэт обязан ругать власть?

– Не обязан ни хвалить, ни ругать. Он подотчетен только Богу – за данный ему талант. Высоцкий всю жизнь был бунтарем, клеймил недостатки, но не отрекался от своей родной земли! Другие отрекались, но мы не вправе их судить с позиций нашего времени. Чудовищно, когда из-под пера современного поэта появляются строки про «тщетно полегших солдат» или когда поэт стесняется своего города «как пьющую мать». Это не мой путь. Я хочу, чтобы города древней Руси жили и процветали, а дети гордились своей страной, чтили память предков, защитивших нас ценой своей жизни.

– И все-таки, какой путь выбрать молодым?

– Писать, если не можешь не писать. Участвовать в конкурсах, например, в нашем «Зеленом листке», который приобрел теперь всероссийский статус. Читать хорошую поэзию. В Доме поэзии есть литературные консультанты. Хотите расти? Приходите.

Действительно, если вы пишете стихи и верите в себя, почему бы вам не прийти в Дом поэзии Андрея Дементьева? Участвуйте в конкурсах! Делайте мир добрее!

Андрей ВАРТИКОВ