Мои публикации


Торжокская сестра карельской погорелицы

17.09.2018

В предыдущем номере еженедельника мы начали разговор о том, что необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия – деревянных церквей Руси и в целом памятников деревянного зодчества.

 Существует Концепция сохранения деревянного зодчества России, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия России поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты, такие, как пожар в Кондопоге.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить  никого не вводят в заблуждение. Реставрация путем сноса или восстановление, возможно, реальный путь возвращения жителям Твери Речного вокзала, рухнувшего в прошлом году на 80-м году жизни. Но храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб. Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Мы убедились в том, что церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ширковом погосте Пеновского района, находящаяся в аварийном состоянии, не реставрируется – выделены средства на проект, который пока не готов, источник средств на осуществление самих реставрационных работ не определен.

«ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ»

Еще одна, столь же известная деревянная церковь находится в Торжке, часто отмечают её внешнее сходство с церковью, да недавнего времени стоявшей в Кондопоге.  Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм,  XXVII века, расположенный на улице  Грузинской, идущей от Борисоглебского монастыря по сравнительно высокому берегу Тверцы. В Торжке много культовых объектов и достопримечательностей, это один из красивейших городов Верхневолжья, но деревянная церковь  среди них занимает особое место.  Я до сих пор помню, как много лет назад наш класс ездил на экскурсию в Торжок и как мы подошли к этой церкви. Будто встретились с нашими далекими предками, строившими прекрасные здания без единого гвоздя. Помню, как не хотелось покидать это необычное место.

Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. С таким же описанием упомянута и церковь в Ширковом погосте. Известно, что сегодняшний вид – четырехугольный сруб (четверик) покрытый на восемь скатов, над которым расположен второй четверик с восьмискатной кровлей, а над ним третий, еще меньший четверик, покрытый также, и в завершении – большая главка на круглой шее – церковь в Пеновском районе приобрела в 1697 году.

С церковью в Торжке всё немного сложнее. По клировой ведомости церковь датируется 1653 г., когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм.   Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664-1665 гг., в составе посольства,  сделал рисунок  «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Значит ли это, что позже Вознесенская церковь была перестроена или изображен какой-то другой храм? Некоторые ученые называют датой появления храма в его современной композиции  1717 год.

Церковь имеет четыре яруса и высоту 34 м, что на 9 метров меньше, чем у храма в Ширковом погосте, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырехугольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

СОХРАНИЛАСЬ ЧУДОМ И НЕРАВНОДУШИЕМ

В 1782-1783 годах под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня, о чем свидетельствует выбитая на камне дата, также тесовая кровля  заменена железной. Были и другие работы, частично изменившие первоначальный вид здания. 5 октября 1883 г. обновленная церковь была и освящена в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. С тех пор храм стал называться Старо-Вознесенской Тихвинской церковью, а Вознесенской церковью называли новый каменный храм, построенный неподалеку в 1852-1854 году (с 1939 года и по сей день,  каменный храм закрыт, требует работ по восстановлению).

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту  замечательную по древности и архитектуре церковь.  Известно, что настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Антоний искал благодетелей среди именитых граждан Торжка, чтобы восстановить деревянную церковь Вознесения, и в  1883 г. работы по обновлению, расширению окон и обшивке тесом  были проведены на средства прихода каменного Вознесенского храма.

 О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором всё внутренне убранство, которое еще в  XIX – начале XX вв. восхищало современников.  В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, среди них иконы Вознесения Господня, Тихвинской Божией Матери, святых Жен-Мироносиц, преподобного Сергия Радонежского. Иконостас венчал большой крест с распятым на нем Иисусом Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечей. Кованая цепь спускалась с потолка, удерживая деревянное паникадило в форме голубя с распростертыми крыльями, подсвечники же располагались на спине и крыльях голубя.

Однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви. Икона-небо «Троица Новозаветная», написанная темперой, была передана в фонды Всероссийского историко-этнографического музея в г. Торжок. План переноса храма в музей деревянного зодчества в Василево под Торжком, к счастью, не был осуществлен.

Реставрационные и научно-исследовательские работы, так же,  как и в Ширковом погосте, велись  в  1970-х 1980-х гг. Восстановлена первоначальная форма окон, покрытие лемехом, удалена обшивка тесом,  но  работы не были завершены. В 2006 г. Церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 г. Ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.  Там, где древесина существенно прогнила, реставраторы заменили старое дерево на новое, пожертвовав едва заметными следами росписей, которые были выполнены в лубочном стиле.

ПРИХОЖАНЕ, АКТИВИСТЫ, КАЖДЫЙ ИЗ НАС

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019-2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьёзные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

Кроме того, события в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности. Община храма собирает средства  для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  Прихожан беспокоит, что местная молодежь часто собирается у стен деревянного храма, курит и распивает спиртные напитки. От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Напомню, что Старо-Вознесенская Тихвинская церковь — единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

На сайте церкви в честь Святителя  Николая Мирликийского (расположен на другом берегу Тверцы, напротив Тихвинской церкви), к которой прикреплен старинный храм, есть реквизиты для перечисления пожертвований. В назначении платежа необходимо указать: «Пожертвование на деревянную церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Торжке».

Общественный активист, основатель компании «Экспедиция в Торжок» Татьяна Соколова  – в числе заинтересованных граждан, которые общаются с чиновниками и представителями власти, чтобы сохранить уникальную церковь:

- Батюшка проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на их плечах, мы с ними увиделись, они поделились информацией, и мы решили включиться, помочь. В региональном управлении по сохранению наследия дали полезный совет по сохранению жемчужины Торжка: сначала сделать заказ на обследование церкви, пообщаться со специалистами, увидеть сметы, а потом уже стучаться в разные двери, говорить о финансировании, и пока у нас такой сценарий, – обозначила свою активную позицию Татьяна Соколова.

Церковь в Торжке, похоже, уже обрела отряд защитников, которые постараются довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и как человек боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности и МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – всё это занимает время и деньги.

Работы по противопожарной обработке древесины  также требуют методик, применимых для памятников историко-культурного наследия. Характеристики огнезащитных  составов таковы, что обработка не сказывается на механической прочности древесины, не разрушает химический состав, не приводит к ускорению износа. Однако, все это относится к новым материалам, а как отреагирует древесина, которой несколько сотен лет? Необходимо провести лабораторные исследования, прежде, чем вести речь о противопожарной обработке тем или иным составом.

Очень важно сохранить деревянные церкви Верхневолжья не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Деревянные церкви Руси. Огонь, вода, пустые обещания.

10.09.2018

Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию.  Что же необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия?  В первую очередь, вероятно, нужно перестать закрывать глаза на процесс неуклонной и безвозвратной утраты деревянных церквей Руси. 

Пожар в Кондопоге, пожалуй, получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога, в котором подозревается несовершеннолетний сатанист, хваставшийся, что пьет кровь и мечтает видеть церковь в огне. Однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иваново. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вёжи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге Православной архитектуры» на сайте http://sobory.ru/ можно обнаружить фотографии культовых построек прошлого и описание их удручающего состояния.

Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих.  Государство и церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура.  Русь традиционно строила из дерева – это доступный в нашей местности материал, позволяющий создавать красивые, уютные, тёплые дома. Подверженность пожарам и меньший по сравнению с каменными постройками срок службы – недостатки деревянных построек, не позволившие дойти к нам через века  княжеским теремам, укреплениям  и посаду древней Твери и других русских городов. Только каменные постройки позволяют нам судить о жизни наших предков в домонгольский период и в последующие столетия.   Лишь деревянные постройки 17-18 веков в той или иной степени доносят до нас исконно русскую культуру деревянного зодчества.

Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать её на   включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и  гонения на религию, но исчезла в огне мирной, покровительствующей православию, однако всё же такой  безразличной к культурному наследию современности.

По-своему уникальные, подобно кондопожской церкви, есть во многих регионах России и каждая из них бесценна. Как их сохранить, как не допустить невосполнимых преждевременных утрат?

Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм 1694 года постройки в селе Ширково Пеновского района. Корреспондент «Каравана» обратился к настоятелю храмового комплекса иеромонаху Антонию (Краснолобову).

- Отец Антоний, согласно легенде, на озере Вселуг в верховьях Волги в ознаменование победы над литовцами, в месте разгрома врага построили церковь. По другой купцы проходили из Новгорода с двумя иконами Иоанна Предтеч и, отдохнув на берегу,  не смогли поднять иконы, оставили их там, а братья Ширковы построили в этом живописном месте церковь. Какую из легенд Вы считаете истинной?

- Документально эти легенды не подтверждены, но эти события могли происходить в действительности. Легенды рассказывают экскурсоводы, а мы руководствуемся документальными свидетельствами.   Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы брёвна необычной толщины – до 70 см. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Но и до этого в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом: «Погост Ширковский у озера Вселука, а на погосте церковь Рожества Иоанна Предтечи древяна клецки, а в церкви образа и свечи и книги и всякое церковное строение приходских людей».  Точно известно, что торговая дорога из Новгорода в Торжок через Старую Руссу пролегала именно здесь. Здесь пролегал и путь войска Михаила Скопина-Шуйского, в 1609 году освободивших от осады Троице-Сергиев монастырь. Поэтому предание об основании храма на месте победы над поляками и литовцами не выглядит невероятным. Но храм здесь мог стоять и до Смуты. До революции действительно в храме находились две древние иконы Иоанна Предтечи, которые  в соответствии с их описанием могли быть написаны во второй половине XVI века. До настоящего времени из икон ничего не сохранилось.

- Федеральные и региональные СМИ писали, что власти Тверской области выделили 4,6 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви. А сами реставрационные работы планируют осуществить путем включения объекта в федеральную целевую программу «Культура России». Сообщалось также, что храм находился в ненадлежащем состоянии и был закрыт для посещений, пока губернатор Игорь Руденя не поставил задачу привести церковь в порядок. Тогда на куполе уникального памятника деревянной архитектуры установили крест, в храме после более чем векового перерыва возобновились богослужения. По какому графику проходят в храме богослужения? Известно ли, когда будет готова документация?

- О том, как скоро будет разработан проект мне не известно. А службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения. Рядом, буквально в 100 метрах, находится каменный храм. В 1903 году было получено разрешение на строительство каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи, так как деревянная не могла вместить всех прихожан. В 1915 году храм, способный вместить до 1400 человек, был освящен, а деревянную церковь планировали отреставрировать, но до революции не успели.   К 1960-м rодам она пришла в аварийное состояние – прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви. Кирпичные столбы с ажурным кованым ограждением утрачены. Реставрационные работы на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры были выполнены в 1974-1977 годах Осташковским реставрационным участком Тверской области реставрационной мастерской. С тех пор прошло много лет, и состояние церкви снова стало аварийным. Тверьпроектреставрация установила крест и громоотвод, что очень важно для деревянного здания. Но полная реставрация возможна только когда будет подготовлен проект и выделены средства. Каменный храм, в котором проходят службы, в 1992 году был передан верующим и отремонтирован на средства благотворителей, стены были частично расписаны в древненовгородском стиле московскими художниками.  Но памятники деревянного зодчества требуют высокопрофессионального подхода.

- Существует православное общественное движение «Общее дело»: священники и молодые волонтеры в Архангельской, Псковской, Новгородской и других областях занимаются противопожарной обработкой храмов, защитой от разрушительных воздействий. Приходилось ли Вам сотрудничать с этой организацией  православных добровольцев?

- Нет, к нам такие волонтеры не обращались. В любом случае, противопожарная обработка объекта историко-культурного наследия не может проводиться без ведома уполномоченных на его охрану государственных органов. Надеюсь, что проект реставрации предусмотрит и такую обработку и меры по обеспечению противопожарной безопасности и системы пожаротушения. Главное, чтобы реставрация была проведена как можно скорее. Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды и несмотря на то, что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.

- Спасибо, отец Антоний! Несомненно, деревянные церкви –  это часть нашего национального самосознания, память наших предков. И государство и церковь и общество должны вместе приложить усилия по сохранению этих уникальных построек, проблему нужно решать комплексно и профессионально. 

 

Единый день выбора … спортшколы

09.09.2018

заметка в Караван

9 сентября в фойе второго этажа спорткомплекса «Юбилейный»  10 спортшкол провели Единый день записи.  Родители с детьми к началу мероприятия уже заполнили площадь перед Дворцом спорта – так хотелось им выбрать свой вид спорта, а, возможно, найти секцию, ведущую занятия на бюджетной основе. Однако, не всем мечтам суждено было сбыться.

Экспозиции и раздаточные материалы представили только государственные спортивные школы, находящиеся в ведении  Комитета по физической культуре и спорту Тверской области. В этих школах проходят занятия по 29 видам спорта. Тщетно искали родители и дети списки для записи на фехтование, шахматы, дартс, теннис и другие виды спорта.  Но многим удалось найти спорт своей мечты.

Для тех, кто не определился с выбором прошли показательные выступления воспитанников спортшкол. Сначала зал превратился в танцпол:  перед зрителями выступили пары и команды  «Формейшн» – спортсмены акробатического рок-н-ролла. Россия является одним  из лидеров международных соревнований в этом виде спорта. Также был представлен слегка обделенный вниманием болельщиков игровой вид спорта – гандбол. За неимением ворот, спортсмены представили фрагмент  тренировки, напоминающий командообразующий тренинг.

Затем бетонный пол зала застелили матами. Гимнасты и акробаты выполняли упражнения почти как артисты цирка, пары дзюдоистов синхронно бросали потенциальных противников через бедро, а очень юные каратисты в белых кимоно делали много резких движений, достигнув совершенства в боевом крике «киай». В общем было оживлено и весело.

Но некоторые виды спорта не могли в условиях зала воспроизвести все свои преимущества. Им на помощь пришли тренажеры. Гребля,  самый популярный в Правительстве Тверской области вид спорта, привлекала в группы байдарочкиков и каноистов  при помощи тренажера, имитирующего движение спортсмена в лодке. А велоспорт популяризировали не только велотренажеры, но и спортсмены в костюмах команды Тверской области, которые динамично крутили педали.

К сожалению, записаться непосредственно в группы спортивной подготовки не смог никто из посетителей шоу. Запись велась лишь в группы предварительной подготовки на платной основе, а вот после успешной сдачи нормативов шанс заниматься спортом на бюджетной основе может появиться. Не у всех, конечно. Остальные, если позволят финансовые возможности, пополнят ряды частных спортивных учреждений, а если не позволят – прилипнут к гаджетам или будут шататься по улицам.

Когда мы были детьми, с устного согласия родителей мы записывались в любую секцию. Пробовали, если не нравилось – выбирали другой вид спорта. Без всяких нормативов и обязательств завоевания медалей – просто для здоровья. На моем счету гимнастика, фигурное катание, плавание, один урок дзюдо, лыжная секция. Было интересно.  Теперь же спорт, очевидно, стал менее доступным, но больше напоминает шоу.

Публикация в газете «Литературный Крым»

06.09.2018

В июле на литературной встрече в тверской библиотеке им. С.Дрожжина я познакомилась с поэтами – членами общественной организации «Союз писателей Крыма». Об этой встрече я рассказывала на страницах сайта, а теперь статья опубликована и в газете «Литературный Крым» №8 (472) за 2018 год на стр. 4. Это издание является печатным органом Союза писателей Крыма. Также, на странице 5 напечатаны стихи тверских поэтов Веры Грибниковой, Светланы Страусовой, Сергея Можаева и других , прозвучавшие на упомянутом литературном вечере. В их числе – мои стихотворения о море: «В безупречности неба ни тучи, ни птицы…», «Горизонта нет. Молочный, белый…», «Открыло утро двери на балкон…», «Прошел понедельник и вечер…», «Искристой неги мелководья…». (выпуск размещен на сайте Союза писателей Крыма)

 

Подборка стихов о материнстве в журнале «СВЕТ СТОЛИЦЫ»

05.09.2018


5_сентября в Москве начинает свою работу Московская международная книжная выставка-ярмарка – 2018, традиционно представляющая книжные новинки.

В их числе – №3 литературно-художественного журнала «Свет столицы» за 2018 год, выпущенного издательством «У Никитских ворот».

В этом выпуске опубликована подборка моих стихов о материнстве – тема номера – семья.  В подборку вошли стихотворения «Млечный путь», «Капля-солнышко», «Счастье», «Пошуршали», «Гербарий», «Доброта».

 

«Баллада о сожженных» – в русско-греческом сборнике «Эллада»

28.08.2018

***

Вчера получила на почте долгожданный авторский экземпляр русско-греческого сборника «Эллада», изданного в Москве Интернациональным союзом писателей, тираж составил 5000 экземпляров. В нем стихи напечатаны на русском и греческом языках. Моё стихотворение «Баллада о сожженных», посвященное событиям, происходившим в Тверском Христорождественском монастыре в начале XVII века, впервые переведено на греческий язык.

«У России с Грецией много общего – тесное переплетение исторических судеб, взаимовлияние культур наших народов, православное мировоззрение. В этом сборнике мы собрали русскоязычных авторов со всех уголков планеты и перевели их произведения на греческий язык, чтобы не только русскоговорящие, но иностранные читатели могли насладиться великим русским языком и постичь загадочную русскую душу», — пишет в предисловии к сборнику главный редактор-составитель Юлия Ковалевская.

В числе сорока авторов, чьи поэтические и прозаические произведения включены в сборник «Эллада»,  известный башкирский писатель-сатирик, поэт и журналист Марсель Салимов (Мар. Салим), в  течение последних пяти лет ежегодно совершавший поездку в Грецию. Многие из участников сборника подчеркивают духовную общность с народом Греции.

Монолог в Западном форпосте

03.08.2018

 _____

Публикации случаются разные – долгожданные и неожиданные, судьбоносные и незаметные. Всегда радостно, когда получаешь издание с публикацией твоих стихов, состоявшейся благодаря творческой общности, в данном случае – «Содружеству литераторов Верхневолжья».

Запад Тверской области имеет свое поэтическое издание – печатный орган межрайонного творческого объединения «Западный форпост». Мое стихотворение «Монолог» опубликовано в №26 газеты «Западный форпост» на стр.4. На страницах издания Содружество представлено также стихами молодого поэта Андрея Новосельцева.

  «Монолог» – это сравнительно новое стихотворение (2017), оно не входило в состав моих книг стихов, хотя, вероятно, опубликовано в каких-либо сборниках и альманахах. Давно пора привести в порядок список публикаций !!!

.

 

Презентация альманаха «Академия поэзии» в ЦДЛ

15.06.2018

14 июня я приняла участие в презентации литературного альманаха «Академия поэзии» в Центральном доме литераторов, если быть точнее – в знаменитом «нижнем буфете» этого монументального здания. Поводом послужила публикация моей стихотворной подборки в №1 альманаха «Академия поэзии» за 2018 год. Этот выпуск альманаха вышел в издательстве «У Никитских ворот» тиражом 1000 экземляров, в нем широко представлены известные поэты России и русскоязычного зарубежья, различных поэтических школ и направлений.

Не смотря на то, что Академии поэзии исполнилось 20 лет и представленный выпуск был посвящен этому славному юбилею, редакционный совет и авторы были чужды забронзовелости иных живых классиков и в демократичном алфавитном порядке приглашали поэтов для выступления к столу. Нет, к столу гости были приглашены сразу же, а для выступления выходили к главному столу (не хочу называть его президиумом). За главным столом расположились Валерий Иванов и Марина Скрябина, представлявшие авторов.

Валерий Иванов остановился на основных вехах 20 летней истории «Академии поэзии». К этому юбилею был приурочен и выход представленного номера и церемония вручения дипломов «За преданность великой русской поэзии».  Стартовая рубрика этого выпуска альманаха под названием  «Поэтическая галактика» посвящена творчеству поэта-фронтовика, стрелка лыжного батальона и отважного военкора Михаила Луконина. Строки его стихотворения: «Но лучше прийти с пустым рукавом, чем с пустой душой» – лучший ответ всем тем кто сейчас внушает молодому поколению мысль о том, что правда о войне – это «Дай-ка лучше согрею ладони я над дымящейся кровью твоей…», что только отказавшись от человечности можно было выжить и потом тиражировать эту успешную практику.

 

Поэты – авторы альманаха «Академия поэзии» поделились с собравшимися в зале коллегами своим творчеством. Яркое впечатление произвели на меня стихи Валерия Иванова, Игоря Бойко, Нины Поповой,  Галины Петроченко, Владимира Коблова, Марины Скрябиной – оказалось, что автор романов пишет и замечательные стихи. Еще один прозаик, которому было предоставлено слово на этом вечере – Виктор Пронин, знаменитый автор не только детективных романов и повестей, многие из которых экранизированы (напр. фильм «Ворошиловский стрелок» по повести «Женщина по средам»), но и стихов .

Я, в свою очередь, прочитала стихи из подборки, опубликованной в альманахе: «Марьин скит», «Ратник», диптих «Прогулка»(«Наступила пора отказаться от самообмана…» и «Я летала над Витебском желтым кленовым листом…»). Было приятно, что некоторые из участников вечера уже познакомились с моими стихами в альманахе и одобрительно отозвались о них. Обстановка была дружеская и непринужденная.

Мне довелось еще раз убедиться, что издательство «У Никитских ворот», выпустившее мою книгу стихов «Марьин скит» в 2016 году, не только работает профессионально, но и находится в сердце литературной жизни. Выпуск альманаха можно приобрести в Московском доме книги, в «Библио-глобусе» и других книжных магазинах и интернет-ресурсах.

ДК «Химволокно» – оазис тверской культуры

25.05.2018

23 мая на сцене Дворца культуры «Химволокно» свое пятилетие отпраздновал народный самодеятельный коллектив «Ансамбль казачьей песни «Казачья душа».  Именно в стенах ДК начался творческий путь этого коллектива, сейчас  находящегося в ведении ТОДНТ.  Я побеседовала с директором дворца культуры «Химволокно» Владимиром Филипповым и его заместителем по творческой работе Светланой Бариновой, которая является бессменным руководителем ансамбля «Казачья душа».

- Владимир Васильевич, отрадно видеть этот большой, прекрасной архитектуры сталинского периода дворец  в таком хорошем состоянии и с такой кипящей внутренней жизнью! Этому зданию уже больше 65 лет?

-  Да, дворец культуры «Химволокно» был построен в 50-е годы прошлого века и открылся в 1953 году. Долгие годы он был ведомственным учреждением культуры  производственного объединения «Химволокно», потом перешел под управление города Твери.  ДК располагает одним из наиболее вместительных в городе концертным залом на 450 мест, помещениями для занятий коллективов и проведения конференций, банкетным залом, звукозаписывающими студиями. Вы заметили, что у нас оживленно, это неудивительно – здесь  работают более сорока клубных формирований.   1400 человек в них занимаются изобразительным искусством, хоровым пением, хореографией, вокалом, народными промыслами, театральным и музыкальным творчеством.  Двенадцать наших коллективов имеют звание «Самодеятельный народный коллектив».

- Как Вам удалось в наши непростые времена создать такой творческий оазис?

- Сейчас у нас есть определенная стабильность, устойчивое развитие. Главное – не ждать, когда проблемы решат наверху, а делать все, что возможно. Хорошее состояние наших помещений – результат постоянных усилий по его поддержанию. Если бы мы ждали многомиллионного ремонта, давно бы все развалилось.  Самое трудное время мы пережили. И в 90-е, когда все дворцы культуры превратились в ярмарки из-за отсутствия средств, мы не избежали этого, но сохраняли статусность, престиж нашего дворца. Здесь проходила «Студенческая весна» и даже заседания правительства. Мы создали определенный бренд.  В 2006-2007 году нас пробовали перевести в автономное учреждение культуры, а законодательство тогда еще не урегулировало финансирование этих учреждений. И мы по сути 2 года совсем не финансировались.  Были приговорены, но выжили. Отдаю должное «Каравану» – он был в числе тех, кто нас поддержал. Долги нарастали, все шло к закрытию, но мы не сдавались, я ходил по всем инстанциям и меня услышали. Постепенно наладилась вновь работа коллективов, творческая жизнь стала интересной. Сейчас, впервые за много лет,  у нас полностью укомплектован штат, работают профессионалы.

- Вы человек творческий, вероятно, еще и поэтому легко находите общий язык со своим коллективом. Вас знают как автора песен, в том числе песен о Твери. В свое время проводился конкурс на лучший гимн Твери, но если спросить жителей, они не знают ни слов, ни музыки гимна, победившего в конкурсе.

- С 1995 года я проводил песенные конкурсы в Твери. В 2000 году, при Белоусове, было решено провести конкурс на лучший гимн Твери.  Моя музыка вышла в финал, но потом как-то все сошло на нет. Слышал, что в кабинетах администрации включали мой гимн перед заседаниями, благо он длится всего одну минуту, и в День города тоже он звучал.  В 2010 году объявили второй тур конкурса, моя музыка снова вышла в финал, но опять победитель не был объявлен.

- Как же так, ведь в октябре 2011 года в тверской прессе сообщалось,  что «с просьбой о создании текста гимна глава региона (Андрей Шевелев) обратился к известному поэту члену Общественной палаты РФ, нашему земляку Андрею Дементьеву… создана рабочая группа, которая будет курировать его разработку».  Зачем нужно было заказывать гимн, если уже было проведено два этапа конкурса?

- Сложно сказать, но в апреле 2012 года был объявлен новый конкурс на гимн Твери, который участники должны были создать до 10 мая 2012 года. Победителю конкурса предназначалось вознаграждение. Мне позвонили и сообщили, что моя музыка гимна будет соревноваться в финале с гимном на музыку Евсюкова, слова Дементьева в исполнении Кобзона.  На мою музыку слова написал Вячеслав Воробьев. До этого текст у гимна тоже был, и Василий Толоко предлагал официально утвердить мой гимн с тем текстом, в котором за Тверь молится Михаил Тверской.  Но не сложилось, был объявлен конкурс, победил гимн в исполнении Кобзона. И теперь его практически нигде не исполняют.

- На праздновании 5-летия ансамбля «Казачья душа» вы подарили коллективу самовар.  Это символический подарок?

- Конечно. Чаепитие у самовара – это очень душевно. Я знал, что это «любо»!

- Светлана Ивановна, Вы назвали концертную программу,  посвященную  5-летию возглавляемого Вами народного самодеятельного коллектива «Распахнись, душа казачья».  Чувствуете ли Вы, что зрители тоже раскрывают вам навстречу свою душу?

- За свои первые пять лет наш коллектив  дал более 70-ти концертов и зрители нас всегда встречают с душой . За этим стоит большой репетиционный труд и творческая самоотдача каждого участника ансамбля «Казачья душа». В нашем юбилейном концерте приняли  участие также гости и друзья ансамбля – народный самодеятельный коллектив «Вокальный ансамбль «Истоки» под руководством  Дмитрия Стародубца и муниципальный эстрадно-джазовый оркестр под руководством Павла Смирнова. Прозвучали народные и казачьи песни «Шел казак на побывку домой», «Заболела Дунина головка», «Не для меня», «На коне вороном», «По горам, горам байкальским», «Хороша наша Татьяна», «Любо, братцы, любо!» и многие другие лирические, хороводные и плясовые композиции.

- Расскажите об ансамбле «Казачья душа», истории его появления в Твери. Не секрет, что отношение к современным казакам в России противоречиво, хотя никто не отрицает того, что это сословие подверглось гонениям, лишилось своих традиционных мест расселения. Потомки казаков, а таковыми считаю себя более 7 миллионов россиян,  живут теперь во всех регионах и стремятся возродить если не уклад, то самобытную культуру, которую они едва не  потеряли окончательно.

Наш коллектив был создан в 2013 году, эта идея зародилась в Тверском отдельском казачьем обществе, объединявшем как раз таких потомков казаков. Мы вместе трудились: подготовили документацию и защитили грант, подобрали коллектив. И 5 лет назад начали выступать в том составе, который в основном сохранился и сейчас. Это наш концертмейстер Артем Костерин, Елена Бородулина. В коллектив к нам пришли Владимир Катанаев, Андрей Жеребцов  – они, как и я потомки забайкальского казачества.  Костяк дальневосточный, поэтому в нашем репертуаре много песен, близких нашей родовой памяти, но пытаемся что-то взять и кубанские и донские песни.

Начали базироваться в ДК «Химволокно» – директор Владимир Васильевич Филиппов дал нам добро. Когда деньги гранта закончились, казаки стали искать другие источники финансирования коллектива, и нас под свое крыло взяла Елена Геннадиевна Марина – Тверской дом народного творчества.  Так и получилось, что мы стали ансамблем ТОДНТ, к счастью, мы находим полное понимание и поддержку руководства Дома народного творчества. А  выступаем везде, куда позовут.  Большая дружба у нас с бологовскими казаками, мы у них были и на годовщинах и на масленичной неделе и на День города.

В 2015 году с Еленой Геннадьевной мы задумали создать на территории Тверской области фестиваль казачьей культуры «Казачьему роду нет переводу». Он был проведен в июне 2015 года в Твери. Нынче второй фестиваль прошел в Рамешках. Выезжали в Ярославль на Всероссийский фестиваль «Казачий круг».

- Вы выступаете в костюмах, приближенных к традициям забайкальского, кубанского или донского казачества? Есть ли между ними различия?

Костюмы, изготовленные на средства гранта, это, конечно, стилизация казачьих костюмов в целом.  А хочется приблизиться к традиции. Во втором отделении юбилейного концерта мы вышли в новых костюмах, учитывающих и традицию казачества и традицию Тверской области – бельский, нелидовский костюм, пестрядь. Клетчатые рубашки у мужчин – это не шотландка – это популярная в тверской губернии мужская одежда из домотканого двух-трех- цветного полотна.

- Какие песни у вас в репертуаре? Как вы их выбираете?

- По большому счету, у нас не шоу-проект, нет задачи, чтобы петь и привлекать внимание в угоду публике «Пчелочкой златой».  Пытаемся найти что-то, что не на слуху у зрителя.  На всю страну известна песня «Шел казак на побывку домой», но в разных регионах она поется по-разному на распев. В 1967 году зарождались первые фольклорные экспедиции в Читинской области и в казачьем селе Урлук на границе с Монголией впервые была записана эта песня, и уже в 1968 году она была исполнена казачьим хором  именно  с тем распевом, который прозвучал на нашем юбилейном концерте. «На коне вороном», «По горам байкальским» – тоже байкальские напевы, прозвучавшие в нашей концертной программе. В Тверской области сейчас очень мало акапельно поют в быту. В Забайкалье мы с молоком матери впитывали эти напевы. Когда поет мама и мы с ней вместе на два голоса, то колена, которые мы выводим, коллективу приходится долго заучивать, у них это не на слуху. Народную песню надо любить, понимать, пропускать через сердце.  В коллективе у нас сковались те, кто любит и понимает народную, казачью песню. И потомки славного рода, и те, кто знает его историю и проникся казачьей культурой. На наших выступлениях песни часто звучат по-разному, есть вариативность, присущая народному творчеству.

- Согласно государственной политики развития казачества, ему отводится важная роль в сохранении и развитии традиций патриотического воспитания молодежи и казачьей культуры. Как влияет на работу вашего коллектива государственная политика, чувствуете ли особое отношение, поддержку?

Нам важно сохранить те песни, которые еще можно сохранить, услышать те наказы, увидеть образ жизни. Наш юбилейный концерт мы начали с молитвы. Казаки все дела начинали с молитвы – есть молитва на бой, есть молитва на праздник.  И эта традиция многим близка и понятна.  А политикой мы не занимаемся, стараемся дистанцироваться от тех общественных организаций казаков, в которых царит вражда. Не знаю, что они делят, точно, что не деньги. Хочется, чтобы мы все были в одном кулачке, раз делаем одно дело. Суть даже не в том, что Центральное казачье войско молодое, даже в Забайкалье, где казачьим традициям 300 лет, тоже возникают конфликты, кровь горячая. А наша миссия – сохранить этот пласт культуры – атаманы его не сохранят.

Стихи по QR-коду на Верхневолжских чтениях

20.05.2018
Выход в свет дебютного выпуска литературного альманаха Содружества литераторов Верхневолжья стал долгожданным событием в культурной жизни Твери.
.
Вдохновение не нуждается в публикации – оно приходит без стука и уходит не простившись. Публикация произведений современных поэтов необходима, в первую очередь, для их сближения с читателем, а также для сохранения «культурного слоя», создаваемого ныне живущим поколением. Одному Богу известно, сколько гениальных стихов за все века, в разных странах было положено в стол, да так и исчезло навечно для мира.
.
Культурная миссия государства, в идеале, включает в себя создание условий для творчества, сохранения и популяризации литературного наследия. Но «лицом к лицу лица не увидать». Надо сказать правду: современный литературный процесс финансово не поддерживается государством, либо эта поддержка заформализована до абсурда. Сборники и альманахи в Тверской и многих других областях издаются объединениями писателей за свой счет, так же как и книги стихов. Многим талантливым авторам это закрывает путь к читателю. К счастью, в последние годы появилась возможность публикации электронных изданий – они обходятся дешевле, а работы по их подготовке на общественных началах берут на себя наиболее активные и владеющие соответствующими навыками писатели.
.
Так и поэтический альманах Содружества литераторов Верхневолжья подготовлен главой Содружества литераторов Верхневолжья Дианой Мун при активном участии литературного критика, кандидата филологических наук Александра Бойникова, а также поэта, руководителя направления по публикациям в Содружестве – Алексис.
.
С электронных страниц альманаха смотрят молодые поэты и авторы постарше. Они говорят с читателем литературным языком сегодняшнего дня, говорят о том, что созвучно мыслям и чувствам современников. Валерий Ремизов призывает задуматься о смысле жизни тех, что «жили-были, уповали на карьерный рост». «Мы – аватары в сети» – констатирует Владимир Селянкин, ему вторит Светлана Леонова: «Что в этом городе? Сотни лиц, спрятанных в интернете». Но Елена Давыдова находит панацею в материнстве «Две ладошки возьмешь в свои, прижимаясь устало лбом…» А Вера Грибникова в метафорической шахматной партии предстает «одной из пеших амазонок», которая идет вперед, поскольку не умеет отступать. Моя подборка а альманахе тоже есть, в нее вошли стихотворения «Гроза» и «Монолог», а также диптих «Прогулка».
.
Поэты сегодняшнего дня – пока не классики. Но профессиональный взгляд литературоведа Александра Бойникова не ослеплен сиянием солнца и звезд русской поэзии. В своей статье «Красота воплощенного смысла» о метафорах и сравнениях в поэзии он иллюстрирует теорию и примерами из многотомных собраний Пушкина, Еcенина, Тютчева и примерами из скромных книжек и сборников поэтов-современников.
.
Прекрасно, что в Твери есть люди, создающие условия для публикации новых произведений поэтов. Им этот пока виртуальный, электронный сборник открывает путь к читателю. Не только сиюминутный путь он-лайн чтения с электронной страницы сайта Содружества – альманах можно скачать, использовав QR-код и сохранить в своей электронной библиотеке в доступном формате PDF. (сайт Содружества верхневолжье.рф)  Да будет поэзия!

***

QR-код можно будет получить на Верхневолжских чтениях! 

«Содружество литераторов Верхневолжья» и Тверской ботанический сад приглашают всех желающих насладиться гармонией природы, музыки и слова на традиционные «Верхневолжские чтения», которые пройдут в нашем городе уже в шестой раз. 2 июня в 13:00 под сенью исполинских деревьев Ботанического сада ТвГУ на музыкально-поэтической площадке выступят самые ярких и талантливых авторы Тверской области, будет звучать живая музыка и стихи.

Организатор «Верхневолжских чтений» – Содружество литераторов Верхневолжья объявило Пятый Областной поэтический конкурс «Верхневолжье». Познакомиться с условиями конкурса и принять участие в голосовании за понравившиеся стихи можно на странице Содружества в социальной сети «ВКонтакте» по адресу: https://vk.com/verhnevolzhe. В конкурсе будет два победителя: одного определит профессиональное жюри, второго назовут читатели. Темой конкурса в 2018 году стала «Магия магистралей» – стихи о дороге, путешествиях по миру, размышлениях в пути. Стать участниками конкурса могут поэты из Твери и Тверской области, пишущие на русском языке, без ограничений по возрасту. Я отправила на конкурс стихотворение «Через ночь над землёю лечу…»

Живая музыка в зеленом амфитеатре праздника прозвучит в исполнении известных тверских музыкантов, в числе которых будет и фолк-рок группа «Птица-Гром». Участники и гости Верхневолжских чтений смогут отведать не только духовной пищи – их ждет наслаждение живым ботаническим чаем, который традиционно готовят в самоварах.

«Содружество литераторов Верхневолжья» проводит «Верхневолжские чтения» в преддверии Пушкинского дня, который еще называют Днем русского языка, с целью познакомить земляков с творчеством современных тверских авторов и музыкантов. Праздник поэзии не оставит равнодушными тех, кто предпочитает культурный и эстетический отдых, ценит красоту русского слова и общение с природой.