Мои публикации


«Русские сезоны» для Клеопатры

10.11.2018

9 ноября 2018 года я приняла участие в презентации «турецкого» выпуска экспортного альманаха «Русские сезоны», издание которого приурочено к Стамбульской книжной выставке-ярмарке. Часть тиража альманаха направлено в правительство Турции и Министерство культуры РФ в целях укрепления культурных связей между Россией и Турцией. 2019 год будет объявлен Годом культуры и туризма России и Турции, в рамках этой акции президенты обеих стран ведут переговоры о том, чтобы в 2019 году русский язык стал вторым национальным языком в Турецкой Республике, был вновь разрешен безвизовый режим между странами, а российские рубли можно было свободно использовать на территории Турции.

Московская презентация книги, изданной тиражом 3 500 экземпляров, состоялась в рамках встречи литературного салона «Архитекторы мысли» в Центральном доме архитектора или ЦДА ( Москва, Гранатный переулок, 7 ).

Я впервые побывала в этом интересном комплексе, состоящем из трех зданий. ЦДА с 1932 года является офисом Союза Московских архитекторов и площадкой для проведения различного рода культурно-просветительских мероприятий.

Центральная часть ЦДА имеет вид фасада-декорации с тремя арочными порталами.  Венчает фронтальную сторону постройки майоликовый картуш, выполненный Владимиром Фаворским, и схематично изображающим генеральный план Москвы.

 На презентации альманаха «Русский сезоны» генеральный продюсер «Русского литературного центра» Никита С. Митрохин представил авторов альманаха.

Я прочитала опубликованное в издании стихотворение «Клеопатра в Сиде», написанной в упомянутом городе-курорте анатолийского побережья в докризисный период. Кроме этого стихотворения, сюжет которого основан на местной легенде о тайном свидании Клеопатры и Марка Антония в Сиде, в сборнике опубликованы три небольших стихотворения под общим заголовком «Три восьмистишия из Кемера» (ранее этот цикл публиковался под названием «Морские»).  На презентации я прочла также стихотворения «Марьин скит» и «Скрепы».

Представление книги в Турции издатель планирует осуществить в период с 10 по 18 ноября 2018 года на трех площадках:
- Стамбульская книжная выставка-ярмарка 2018 года (37th International İstanbul Book Fair 2018),
Культурный центр Махмутлара в зале библиотеки «Русский мир»,
-  Центр изучения русского языка RUKEM.

Русско-турецкие отношения, кажется, преодолели кризис 2015 года. Издатель альманаха «Русские сезоны»  Национальное агентство по печати и СМИ «Русский литературный центр» ожидает, что взаимный год культуры и туризма изменит структуру российского экспорта в Турецкую республику – в нем возрастет доля печатной продукции – книг русскоязычных писателей, в том числе – книг авторов выпуска «Русские сезоны: İstanbul Book Fair».

Издан сборник поэзии «Словенское поле – 2018″

06.11.2018

Как сообщает сайт Смоленской областной организации Союза писателей России, в только что вышедшем во Пскове  сборнике поэзии  «Словенское поле-2018″ опубликованы стихи шести смолян – участников одноименного фестиваля исторической поэзии – членов Смоленской областной организации Союза писателей России Любови Сердечной, Владимира Королёва, Натальи Толбатовой и Марии Парамоновой, а также Сергея Подольского и  Анастасии Самарцевой.

Я уже познакомилась с оглавлением этого издания, вероятно вскоре получу авторский экземпляр по почте. Тираж составил 350 экземпляров.

В числе авторов, чьи стихи опубликованы в сборнике, такие известные российские поэты как Владимир Шемшученко, Игорь Тюленев, Валерий Савостьянов, Ольга Флярковская и другие.

В моей подборке – стихотворения «Первая дуэль» (на днях читала его у памятника Пушкину участникам Ассамблеи Русского мира), «Три казака» и «Ратник» (стр.100-101), а также стихотворение «Мы – братья, поэты» – в тематическом разделе, посвященном памяти поэта Игоря Григорьева (стр.147).

 

(далее…)

Венцы творенья русских зодчих. Исконно русскую деревянную архитектуру необходимо сохранить

30.10.2018

На Руси, богатой лесами, деревянное зодчество было и ремеслом, и искусством. Доступный строительный материал был средством выражения художественных идей русских мастеров, создавших уникальные произведения. Ряд бревен они уважительно называли венцом. Архитектурное наследие русского народа дошло к нам через века, но в наши дни находится под угрозой исчезновения.

НЕВОСПОЛНИМЫЕ УТРАТЫ

Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа 2018 года великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию: пора перестать закрывать глаза на процесс неуклонной и безвозвратной утраты деревянных церквей Руси.

Пожар в Кондопоге получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога,  однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иванове. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вежи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская церковь в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге православной архитектуры» можно обнаружить фотографии деревянных культовых построек и описание их удручающего состояния.

 Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих.  Государство и церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура.  Русь традиционно строила из дерева, позволяющего создавать красивые, уютные, теплые дома. Подверженность пожарам и меньший по сравнению с каменными постройками срок службы – недостатки деревянных построек, не позволившие дойти к нам через века  княжеским теремам, укреплениям и посадам. Философ-религиовед П.А. Павлов пишет, что «археологи будущего, вероятно, датируют XXI веком гибель русской цивилизации, не найдя в более позднем культурном слое остатков деревянных строений».

Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать ее на включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и  гонения на религию, но исчезла в огне мирной, покровительствующей православию, однако все же такой  безразличной к культурному наследию современности.

 ШИРКОВ ПОГОСТ НА ВСЕЛУГЕ

По-своему уникальные, подобно кондопожской, церкви есть во многих регионах России, и каждая из них бесценна. Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм в селе Ширково Пеновского района. Настоятель расположенного рядом, буквально в 100 метрах, каменного храма  иеромонах Антоний (Краснолобов) рассказывает:

– Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы бревна необычной толщины – до 70 сантиметров. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Но и раньше в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом. Власти Тверской области выделили 4,6 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви,  но как скоро будет разработан проект, мне не известно. Сейчас службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения.

Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды, и, несмотря на то, что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.

ЯРУСНЫЙ ХРАМ НА ТВЕРЦЕ

Столь же знаменитая деревянная церковь находится в Торжке – отмечают ее внешнее сходство с церковью, до недавнего времени стоявшей в Кондопоге. Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм  XVII века, расположенный на высоком берегу Тверцы. Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. По клировой ведомости церковь датируется 1653 годом, когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм. Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664–1665 годах, в составе посольства, сделал рисунок «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Вероятно, позже Вознесенская церковь была перестроена. Церковь имеет четыре яруса, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырех-угольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту замечательную по древности и архитектуре церковь. О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором все внутреннее убранство, которое еще в  XIX – начале XX века восхищало современников. В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви.

 В 2006 году церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 году ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019–2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьезные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

ЧУВСТВО ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ

События в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности: община храма собирает средства для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Старо-Вознесенская Тихвинская церковь – единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

Настоятель проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на ее плечах, но общественные активисты во главе с Татьяной Соколовой включились в работу, стремясь довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и, как человек, боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – все это требует времени и денег.

В России существует Концепция сохранения деревянного зодчества, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия страны поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить,  никого не вводят в заблуждение. Храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб.  Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Так, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, действующий православный храм в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области, является воссозданной копией Покровской церкви, построенной в 1708 году в Вытегорском погосте. Проект восстановления был разработан сразу после гибели храма по обмерам, произведенным в 1956 году, но храм был построен на новом месте.  В основание заложены камни из фундамента сгоревшей Покровской церкви Вытегорского погоста. Освящение собора состоялось в 2008 году.

 Очень важно сохранить деревянные церкви Руси не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Мария ПАРАМОНОВА

Торжокская сестра карельской погорелицы

17.09.2018

В предыдущем номере еженедельника мы начали разговор о том, что необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия – деревянных церквей Руси и в целом памятников деревянного зодчества.

 Существует Концепция сохранения деревянного зодчества России, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия России поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты, такие, как пожар в Кондопоге.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить  никого не вводят в заблуждение. Реставрация путем сноса или восстановление, возможно, реальный путь возвращения жителям Твери Речного вокзала, рухнувшего в прошлом году на 80-м году жизни. Но храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб. Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Мы убедились в том, что церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ширковом погосте Пеновского района, находящаяся в аварийном состоянии, не реставрируется – выделены средства на проект, который пока не готов, источник средств на осуществление самих реставрационных работ не определен.

«ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ»

Еще одна, столь же известная деревянная церковь находится в Торжке, часто отмечают её внешнее сходство с церковью, да недавнего времени стоявшей в Кондопоге.  Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм,  XXVII века, расположенный на улице  Грузинской, идущей от Борисоглебского монастыря по сравнительно высокому берегу Тверцы. В Торжке много культовых объектов и достопримечательностей, это один из красивейших городов Верхневолжья, но деревянная церковь  среди них занимает особое место.  Я до сих пор помню, как много лет назад наш класс ездил на экскурсию в Торжок и как мы подошли к этой церкви. Будто встретились с нашими далекими предками, строившими прекрасные здания без единого гвоздя. Помню, как не хотелось покидать это необычное место.

Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. С таким же описанием упомянута и церковь в Ширковом погосте. Известно, что сегодняшний вид – четырехугольный сруб (четверик) покрытый на восемь скатов, над которым расположен второй четверик с восьмискатной кровлей, а над ним третий, еще меньший четверик, покрытый также, и в завершении – большая главка на круглой шее – церковь в Пеновском районе приобрела в 1697 году.

С церковью в Торжке всё немного сложнее. По клировой ведомости церковь датируется 1653 г., когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм.   Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664-1665 гг., в составе посольства,  сделал рисунок  «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Значит ли это, что позже Вознесенская церковь была перестроена или изображен какой-то другой храм? Некоторые ученые называют датой появления храма в его современной композиции  1717 год.

Церковь имеет четыре яруса и высоту 34 м, что на 9 метров меньше, чем у храма в Ширковом погосте, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырехугольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

СОХРАНИЛАСЬ ЧУДОМ И НЕРАВНОДУШИЕМ

В 1782-1783 годах под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня, о чем свидетельствует выбитая на камне дата, также тесовая кровля  заменена железной. Были и другие работы, частично изменившие первоначальный вид здания. 5 октября 1883 г. обновленная церковь была и освящена в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. С тех пор храм стал называться Старо-Вознесенской Тихвинской церковью, а Вознесенской церковью называли новый каменный храм, построенный неподалеку в 1852-1854 году (с 1939 года и по сей день,  каменный храм закрыт, требует работ по восстановлению).

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту  замечательную по древности и архитектуре церковь.  Известно, что настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Антоний искал благодетелей среди именитых граждан Торжка, чтобы восстановить деревянную церковь Вознесения, и в  1883 г. работы по обновлению, расширению окон и обшивке тесом  были проведены на средства прихода каменного Вознесенского храма.

 О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором всё внутренне убранство, которое еще в  XIX – начале XX вв. восхищало современников.  В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, среди них иконы Вознесения Господня, Тихвинской Божией Матери, святых Жен-Мироносиц, преподобного Сергия Радонежского. Иконостас венчал большой крест с распятым на нем Иисусом Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечей. Кованая цепь спускалась с потолка, удерживая деревянное паникадило в форме голубя с распростертыми крыльями, подсвечники же располагались на спине и крыльях голубя.

Однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви. Икона-небо «Троица Новозаветная», написанная темперой, была передана в фонды Всероссийского историко-этнографического музея в г. Торжок. План переноса храма в музей деревянного зодчества в Василево под Торжком, к счастью, не был осуществлен.

Реставрационные и научно-исследовательские работы, так же,  как и в Ширковом погосте, велись  в  1970-х 1980-х гг. Восстановлена первоначальная форма окон, покрытие лемехом, удалена обшивка тесом,  но  работы не были завершены. В 2006 г. Церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 г. Ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.  Там, где древесина существенно прогнила, реставраторы заменили старое дерево на новое, пожертвовав едва заметными следами росписей, которые были выполнены в лубочном стиле.

ПРИХОЖАНЕ, АКТИВИСТЫ, КАЖДЫЙ ИЗ НАС

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019-2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьёзные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

Кроме того, события в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности. Община храма собирает средства  для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  Прихожан беспокоит, что местная молодежь часто собирается у стен деревянного храма, курит и распивает спиртные напитки. От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Напомню, что Старо-Вознесенская Тихвинская церковь — единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

На сайте церкви в честь Святителя  Николая Мирликийского (расположен на другом берегу Тверцы, напротив Тихвинской церкви), к которой прикреплен старинный храм, есть реквизиты для перечисления пожертвований. В назначении платежа необходимо указать: «Пожертвование на деревянную церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Торжке».

Общественный активист, основатель компании «Экспедиция в Торжок» Татьяна Соколова  – в числе заинтересованных граждан, которые общаются с чиновниками и представителями власти, чтобы сохранить уникальную церковь:

- Батюшка проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на их плечах, мы с ними увиделись, они поделились информацией, и мы решили включиться, помочь. В региональном управлении по сохранению наследия дали полезный совет по сохранению жемчужины Торжка: сначала сделать заказ на обследование церкви, пообщаться со специалистами, увидеть сметы, а потом уже стучаться в разные двери, говорить о финансировании, и пока у нас такой сценарий, – обозначила свою активную позицию Татьяна Соколова.

Церковь в Торжке, похоже, уже обрела отряд защитников, которые постараются довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и как человек боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности и МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – всё это занимает время и деньги.

Работы по противопожарной обработке древесины  также требуют методик, применимых для памятников историко-культурного наследия. Характеристики огнезащитных  составов таковы, что обработка не сказывается на механической прочности древесины, не разрушает химический состав, не приводит к ускорению износа. Однако, все это относится к новым материалам, а как отреагирует древесина, которой несколько сотен лет? Необходимо провести лабораторные исследования, прежде, чем вести речь о противопожарной обработке тем или иным составом.

Очень важно сохранить деревянные церкви Верхневолжья не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Великий Устюг, Доминикана и другие идеи ОТДЫХА

15.09.2018

В ЦВК «Экспоцентр» с 11 по 13 сентября  проходил 24-й Международный форум-выставка по туризму «ОТДЫХ-2018», организованный при поддержке Министерства культуры РФ, Федерального агентства по туризму, Торгово-промышленной палаты (ТПП), Ассоциации туроператоров России (АТОР), Российского союза туриндустрии (РСТ), Ассоциации по безопасности объектов туристической индустрии «Безопасность туризма». Экспозиция выставки площадью 15 000 м2 объединила 870 участников из 85 стран и регионов России для презентации объектов показа, мест размещения и культурно-туристических событий.

«ОТДЫХ» – заметное явление в области туризма, важный интегратор власти и турбизнеса для  определения стратегии, выработки решений по развитию туризма в России. Международная туристская выставка «ОТДЫХ LEISURE», деловой форум и фестивальные мероприятия имеют практическую направленность и позволяют участникам представить потенциал своих регионов.

РОСТУРИЗМ ПОДВЕЛИ  ПОД МИНЭКОНОМРАЗВИТИЕ

Церемония открытия выставки, в которой приняли участие член Совета Федерации Игорь Фомин,  председатель подкомитета по туризму Государственной думы РФ Сергей Кривоносов, руководитель департамента регионального развития и приоритетных проектов Минкульта РФ Олег Дятьков, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Алексей Конюшков, вице-президент ТПП Максим Фатеев, заместитель губернатора Вологодской области Олег Васильев, президент РСТ Сергей Шпилько, исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе и глава Московского представительства Национальной туристской организации Японии Айри Мотокура, включала традиционные в этом случае приветствия, речи, ритуальное разрезание ленточки.

Здесь уместно упомянуть, что как раз в день открытия форума-выставки на заседании комитета Государственной думы аудиторы Счетной палаты подвергли критике бюджетную отчетность Ростуризма. 14 сентября Указом Президента России Владимира Путина Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) было передано из ведения Министерства культуры РФ в ведение Минэкономразвития РФ. Очевидно, что отрасли предстоит повысить эффективность своей работы и бюджетную дисциплину.

Впрочем, павильон регионов России комплектовался преимущественно на средства региональных бюджетов. Стенды участников выставки – республик Адыгея, Крым, Карелия, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Краснодарского и Ставропольского краев, Архангельской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Курской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Тульской, Тюменской, Ярославской областей во многом повторяли выставки прошлых лет или, как  стенд ХМАО под девизом «Нефть – наш бренд», другие туристические форумы.

Более представительными стали экспозиции Республики Коми, Калининградской и Вологодской областей, Республики Татарстан и Пермского края.

 ПРОЕКТАМ ПРЕДСТОИТ ДОКАЗАТЬ СВОЮ ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ

Внимание посетителей выставки привлекла Тюменская область, представившая перспективный проект «Императорский маршрут». Министерство культуры РФ и Фонд милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» подписали соглашение о развитии этого межрегионального проекта. В него сразу вошли шесть регионов, еще через полгода их стало десять (Санкт-Петербург, Москва, Московская область, Пермский край, Свердловская и Тюменская области, потом Псковская, Кировская, Томская и Омская области).

Объединенные усилия участников туристской отрасли позволили реализовать единую цель – сформировать качественный туристский продукт, направленный на возрождение основ историко-культурной и духовной составляющей нашей страны, ее достижений в период правления династии Романовых. Теперь необходимо совместно работать над продвижением этого проекта, чтобы добиться его экономической эффективности.

Федеральный проект «Серебряное ожерелье» был представлен всеми регионами-участниками, включая Ненецкий автономный округ, впервые показавший свою экспозицию на выставке. Дебютировали на форуме также Республика Башкортостан, Пензенская и Омская области.

ЗАРУБЕЖНЫЕ КОЛЛЕГИ  ПОКАЗАЛИ КЛАСС

В павильоне выездного туризма атмосфера была более неформальной – стенды отличались разнообразием, завлекая посетителей в дальние страны. Россияне с удовольствием фотографировались на фоне слоников, пальм, цветущих деревьев, музыкантов и аборигенов в красочных костюмах. Уникальные возможности для сотрудничества с российскими компаниями предлагали национальные офисы по туризму из 41 страны мира, в том числе Таиланда, Кипра, Туниса, Испании, Индонезии, Болгарии, Греции, Сербии, Венгрии и других.

Впечатляющей была экспозиция Индии:  Гоа с пляжным и активным отдыхом, Керала – центр аюрведы с лечебно-оздоровительными курортами, Андхра-Прадеш – четвертый по величине штат в стране, впервые представленный в России. Взаимный интерес индийских и российских туроператоров стал стимулом для  создания в российской столице информационно-туристического офиса Incredible India – об этом решении было объявлено на выставке.

Национальный стенд Японии получил название Enjoy my Japan. В рамках мероприятий проходящего перекрестного года  Россия – Япония представители Национальной туристской организации Японии (JNTO) познакомили россиян с традициями, культурой и кухней Страны восходящего солнца. Настоящий ажиотаж вызвали кулинарные мастер-классы под руководством Кишимото Хидеки, бренд-шефа сети японских ресторанов Ichiban Boshi.

Доминиканская Республика, вновь выступившая официальным спонсором форума «ОТДЫХ-2018»,  познакомила гостей своей просторной экспозиции с фестивалями, музыкой и рекреационными возможностями региона.

 НЕ ПОРА ЛИ НАМ ПОДУМАТЬ О ЗИМЕ?

Регионом–партнером выставки «ОТДЫХ-2018» стала Вологодская область, представившая богатый спектр возможностей детского, культурно-познавательного, активного, санаторно-курортного, гастрономического и других видов туризма. Конечно же, накануне зимнего сезона уместно упомянуть о приближающемся двадцатилетии проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Приветствие  Деда Мороза, облаченного по случаю юбилея проекта в красный  тулуп, стало приятным сюрпризом для посетителей выставки. Несмотря на такие теплые тона, наряд Мороза почти не напоминал курточку Санта-Клауса, поскольку был расшит узорами в русском стиле. Посетители сделали огромное количество селфи на фоне вологодской экспозиции и явно задумались о том, как провести рождественские каникулы.

Тематические экспозиции различных сегментов туриндустрии знакомили гостей с потенциалом санаториев и курортов, медицинских клиник и спа-комплексов (ОТДЫХ Medical Tourism, Spa & Health). Международная экспозиция и конференция по этногастрономическому туризму ОТДЫХ GOURMET & WINE TRAVEL представляла страны и регионы через знакомство с их национальной кухней. Объединенный стенд музеев России отметился достаточно интересным блоком проекта «Созвездие малых городов».

РАВНЕНИЕ НА ВЕЛИКИЙ УСТЮГ?

Деловая программа форума-выставки включала порядка сорока мероприятий, проходивших на  11 площадках. Здесь было подписано 15 межрегиональных соглашений в сфере туризма. А главным событием форума стало Всероссийское совещание по развитию внутреннего и въездного туризма, проведенное под эгидой Федерального агентства по туризму РФ. Губернаторы, руководители региональных министерств и ведомств, представители туристического бизнеса и общественных организаций – всего около 200 человек – приняли участие в совещании.

В ходе обсуждения нормативно-правового регулирования туристской деятельности депутат Государственной думы РФ Сергей Кривоносов выразил мнение, что новым законодательным инструментом в продвижении туризма в регионах могут стать особые экономические зоны. О законодательных инициативах в турсекторе рассказал член СФ РФ Игорь Фомин. Врио начальника Управления внутреннего туризма и государственных целевых программ Ростуризма Виктория Роганова поделилась информацией о ходе работы над ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» на 2019–2025 годы.

Участники совещания из регионов России рассказали о формировании туристско-рекреационных кластеров (правильнее назвать их туристскими комплексами кластерного типа). Пожалуй, это направление – одно из самых проблемных в плане реализации запланированных мероприятий в соответствии с графиком и достижения поставленных задач, включая кластерный эффект.

Заместитель губернатора Вологодской области Олег Васильев представил опыт премиального бренда – Вотчины Деда Мороза. За 20 лет в развитие проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» было вложено 4 млрд рублей, а количество туристов и экскурсантов возросло в 88 раз. Эта статистика не позволяет в полной мере оценить эффективность проекта. Вероятно, Минэкономразвития еще предстоит разработать внятные KPI для креативных проектов, в которые активно входят регионы, создавая видимость активной работы, не подкрепленную ростом числа туристов, полученных доходов и созданных рабочих мест.

В дни выставки состоялись презентации туристских возможностей Подмосковья, Башкирии, Тверской и Рязанской областей. Проект «Императорский маршрут», его реализация, итоги и перспективы стали темой отдельной конференции. О новых межрегиональных продуктах между Краснодарским краем и Республикой Крым рассказали участники круглого стола «Золотое кольцо Боспорского царства».

 ЗВЕЗДНЫЕ ОТЕЛИ  И ЗЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Актуальные вопросы развития гостиничного бизнеса обсуждались в рамках дискуссионной панели «Гостиничный бизнес сегодня и завтра» с участием президента Российской гостиничной ассоциации Геннадия Ламшина, президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, вице-президента Федерации рестораторов и отельеров Вадима Прасова и других экспертов.  Были затронуты проблемы классификации отелей, курортного сбора, развития малых нестандартных средств размещения.

В последние годы уровень сервиса в отелях российских регионов существенно вырос. Примером тому может служить гранд-отель «Аристократ», расположенный в Костромской области.

Состоявшаяся на форуме 14-я Международная конференция «Оздоровительный туризм – источник профессионального долголетия. Глобальные тренды и международный обмен опытом» объединила специалистов в санаторно-курортной отрасли, обсудивших возможности и угрозы этого вида туризма. Актуальность профилактики и оздоровительных программ на фоне тренда повышения пенсионного возраста не вызывала сомнений, а государственная политика в сфере профилактики и оздоровления населения оставляла желать лучшего.

7-я технологическая конференция для профессионалов турбизнеса «ОТДЫХ Travel Technology Технологии. Турбизнес. Россия» прошла в формате, сочетающем панельные дискуссии, посвященные глобальным изменениям в бизнес-процессах туротрасли, и практические семинары, на которых компании представили свои последние разработки. Партнерами конференции, в которой приняли участие более 300 делегатов, стали компании «ТКП» и «Амадеус».

ЛУЧШАЯ ЕДА – ШАМПАНСКОЕ!

На Международной этногастрономической конференции «Путешествие со вкусом» ведущие эксперты гастрономического туризма обсудили с участниками конференции особенности позиционирования российской кухни внутри страны и за рубежом, зарубежные практики продвижения страны через национальные кухни и возможности гастрономического туризма, а также представили крупнейшие в этой сфере проекты и кейсы. В рамках конференции состоялся конкурс этногастрономических туров России. По девяти критериям были выявлены финалисты конкурса: «Вкусная Тверь» (Тверская область), «Черное золото России» (Тульская область), «Бурятия, Gourmet!» (Республика Бурятия), «Пир на Волге» (Ярославская область), «Вся гастрономия Астрахани за 4 дня» (Астраханская область). В финальной части конференции эксперты назвали  победителя конкурса – гастрономический маршрут «Абрау-Дюрсо» (Краснодарский край).

Кейсы по продвижению туристского потенциала и современные маркетинговые технологии были представлены в рамках дискуссионной панели «Гостеприимная Россия: фактор продвижения» представителями региональных отраслевых ведомств из Ярославской, Тверской, Владимирской областей, города Севастополя и членами бизнес-сообщества.

Кроме того, на выставке «ОТДЫХ» состоялся финал конкурса презентационных материалов и видеороликов регионов России «Привет, Россия – родина моя!». На суд жюри была представлена 61 конкурсная работа из 28 регионов России. Победителями стали Архангельская область, Тюменская область, Челябинская область (г. Миасс), Тверская область, Томская область (г. Томск), Калининградская область. Специальных призов от партнера конкурса презентационных материалов и информационных видеороликов «Первый канал. Всемирная сеть» – показа на телеканале «Поехали!» – были удостоены работы Республики Марий Эл, Свердловской области, Тюменской области, Калининградской области.

Тверская область, оформившая стенд в соответствии с концепцией зимнего отдыха, которую регион презентует на выставке, успешно провела переговоры о включении в число «пилотных» регионов по развитию детского образовательного туризма и сертификации детских маршрутов. Посетителей тверской экспозиции в декорациях русского терема, напоминающих о памятниках деревянного зодчества, имеющихся в регионе, познакомили с достопримечательностями и объектами размещения. Туристические программы и продукты на выставке представили турфирмы «Комильфо», «Феръкада», туристический комплекс «Конаковский фаянс», музеи «Мармеладная сказка», «Волгари», «Эксперименториум», Всероссийский историко-этнографический музей, Тверской государственный объединенный музей, Музей керамики из Лихославля, Музей улитки, гостиничные комплексы «ГлавУПДк Завидово», «Барская усадьба», «Тверь Парк отель», «Особняк на Карла Маркса», «Кава», «Гришкино», усадьба «Терема».

Выставка-форум «Отдых-2018» позволила российским участникам сформировать объективное мнение о  способности нашей страны и отдельных регионов выдержать глобальную конкуренцию в сегментах внутреннего и въездного туризма, перенять опыт коллег по продвижению и позиционированию на отечественном и зарубежных рынках туристических услуг.

Деревянные церкви Руси. Огонь, вода, пустые обещания.

10.09.2018

Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию.  Что же необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия?  В первую очередь, вероятно, нужно перестать закрывать глаза на процесс неуклонной и безвозвратной утраты деревянных церквей Руси. 

Пожар в Кондопоге, пожалуй, получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога, в котором подозревается несовершеннолетний сатанист, хваставшийся, что пьет кровь и мечтает видеть церковь в огне. Однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иваново. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вёжи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге Православной архитектуры» на сайте http://sobory.ru/ можно обнаружить фотографии культовых построек прошлого и описание их удручающего состояния.

Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих.  Государство и церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура.  Русь традиционно строила из дерева – это доступный в нашей местности материал, позволяющий создавать красивые, уютные, тёплые дома. Подверженность пожарам и меньший по сравнению с каменными постройками срок службы – недостатки деревянных построек, не позволившие дойти к нам через века  княжеским теремам, укреплениям  и посаду древней Твери и других русских городов. Только каменные постройки позволяют нам судить о жизни наших предков в домонгольский период и в последующие столетия.   Лишь деревянные постройки 17-18 веков в той или иной степени доносят до нас исконно русскую культуру деревянного зодчества.

Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать её на   включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и  гонения на религию, но исчезла в огне мирной, покровительствующей православию, однако всё же такой  безразличной к культурному наследию современности.

По-своему уникальные, подобно кондопожской церкви, есть во многих регионах России и каждая из них бесценна. Как их сохранить, как не допустить невосполнимых преждевременных утрат?

Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм 1694 года постройки в селе Ширково Пеновского района. Корреспондент «Каравана» обратился к настоятелю храмового комплекса иеромонаху Антонию (Краснолобову).

- Отец Антоний, согласно легенде, на озере Вселуг в верховьях Волги в ознаменование победы над литовцами, в месте разгрома врага построили церковь. По другой купцы проходили из Новгорода с двумя иконами Иоанна Предтеч и, отдохнув на берегу,  не смогли поднять иконы, оставили их там, а братья Ширковы построили в этом живописном месте церковь. Какую из легенд Вы считаете истинной?

- Документально эти легенды не подтверждены, но эти события могли происходить в действительности. Легенды рассказывают экскурсоводы, а мы руководствуемся документальными свидетельствами.   Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы брёвна необычной толщины – до 70 см. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Но и до этого в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом: «Погост Ширковский у озера Вселука, а на погосте церковь Рожества Иоанна Предтечи древяна клецки, а в церкви образа и свечи и книги и всякое церковное строение приходских людей».  Точно известно, что торговая дорога из Новгорода в Торжок через Старую Руссу пролегала именно здесь. Здесь пролегал и путь войска Михаила Скопина-Шуйского, в 1609 году освободивших от осады Троице-Сергиев монастырь. Поэтому предание об основании храма на месте победы над поляками и литовцами не выглядит невероятным. Но храм здесь мог стоять и до Смуты. До революции действительно в храме находились две древние иконы Иоанна Предтечи, которые  в соответствии с их описанием могли быть написаны во второй половине XVI века. До настоящего времени из икон ничего не сохранилось.

- Федеральные и региональные СМИ писали, что власти Тверской области выделили 4,6 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви. А сами реставрационные работы планируют осуществить путем включения объекта в федеральную целевую программу «Культура России». Сообщалось также, что храм находился в ненадлежащем состоянии и был закрыт для посещений, пока губернатор Игорь Руденя не поставил задачу привести церковь в порядок. Тогда на куполе уникального памятника деревянной архитектуры установили крест, в храме после более чем векового перерыва возобновились богослужения. По какому графику проходят в храме богослужения? Известно ли, когда будет готова документация?

- О том, как скоро будет разработан проект мне не известно. А службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения. Рядом, буквально в 100 метрах, находится каменный храм. В 1903 году было получено разрешение на строительство каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи, так как деревянная не могла вместить всех прихожан. В 1915 году храм, способный вместить до 1400 человек, был освящен, а деревянную церковь планировали отреставрировать, но до революции не успели.   К 1960-м rодам она пришла в аварийное состояние – прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви. Кирпичные столбы с ажурным кованым ограждением утрачены. Реставрационные работы на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры были выполнены в 1974-1977 годах Осташковским реставрационным участком Тверской области реставрационной мастерской. С тех пор прошло много лет, и состояние церкви снова стало аварийным. Тверьпроектреставрация установила крест и громоотвод, что очень важно для деревянного здания. Но полная реставрация возможна только когда будет подготовлен проект и выделены средства. Каменный храм, в котором проходят службы, в 1992 году был передан верующим и отремонтирован на средства благотворителей, стены были частично расписаны в древненовгородском стиле московскими художниками.  Но памятники деревянного зодчества требуют высокопрофессионального подхода.

- Существует православное общественное движение «Общее дело»: священники и молодые волонтеры в Архангельской, Псковской, Новгородской и других областях занимаются противопожарной обработкой храмов, защитой от разрушительных воздействий. Приходилось ли Вам сотрудничать с этой организацией  православных добровольцев?

- Нет, к нам такие волонтеры не обращались. В любом случае, противопожарная обработка объекта историко-культурного наследия не может проводиться без ведома уполномоченных на его охрану государственных органов. Надеюсь, что проект реставрации предусмотрит и такую обработку и меры по обеспечению противопожарной безопасности и системы пожаротушения. Главное, чтобы реставрация была проведена как можно скорее. Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды и несмотря на то, что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.

- Спасибо, отец Антоний! Несомненно, деревянные церкви –  это часть нашего национального самосознания, память наших предков. И государство и церковь и общество должны вместе приложить усилия по сохранению этих уникальных построек, проблему нужно решать комплексно и профессионально. 

 

Единый день выбора … спортшколы

09.09.2018

заметка в Караван

9 сентября в фойе второго этажа спорткомплекса «Юбилейный»  10 спортшкол провели Единый день записи.  Родители с детьми к началу мероприятия уже заполнили площадь перед Дворцом спорта – так хотелось им выбрать свой вид спорта, а, возможно, найти секцию, ведущую занятия на бюджетной основе. Однако, не всем мечтам суждено было сбыться.

Экспозиции и раздаточные материалы представили только государственные спортивные школы, находящиеся в ведении  Комитета по физической культуре и спорту Тверской области. В этих школах проходят занятия по 29 видам спорта. Тщетно искали родители и дети списки для записи на фехтование, шахматы, дартс, теннис и другие виды спорта.  Но многим удалось найти спорт своей мечты.

Для тех, кто не определился с выбором прошли показательные выступления воспитанников спортшкол. Сначала зал превратился в танцпол:  перед зрителями выступили пары и команды  «Формейшн» – спортсмены акробатического рок-н-ролла. Россия является одним  из лидеров международных соревнований в этом виде спорта. Также был представлен слегка обделенный вниманием болельщиков игровой вид спорта – гандбол. За неимением ворот, спортсмены представили фрагмент  тренировки, напоминающий командообразующий тренинг.

Затем бетонный пол зала застелили матами. Гимнасты и акробаты выполняли упражнения почти как артисты цирка, пары дзюдоистов синхронно бросали потенциальных противников через бедро, а очень юные каратисты в белых кимоно делали много резких движений, достигнув совершенства в боевом крике «киай». В общем было оживлено и весело.

Но некоторые виды спорта не могли в условиях зала воспроизвести все свои преимущества. Им на помощь пришли тренажеры. Гребля,  самый популярный в Правительстве Тверской области вид спорта, привлекала в группы байдарочкиков и каноистов  при помощи тренажера, имитирующего движение спортсмена в лодке. А велоспорт популяризировали не только велотренажеры, но и спортсмены в костюмах команды Тверской области, которые динамично крутили педали.

К сожалению, записаться непосредственно в группы спортивной подготовки не смог никто из посетителей шоу. Запись велась лишь в группы предварительной подготовки на платной основе, а вот после успешной сдачи нормативов шанс заниматься спортом на бюджетной основе может появиться. Не у всех, конечно. Остальные, если позволят финансовые возможности, пополнят ряды частных спортивных учреждений, а если не позволят – прилипнут к гаджетам или будут шататься по улицам.

Когда мы были детьми, с устного согласия родителей мы записывались в любую секцию. Пробовали, если не нравилось – выбирали другой вид спорта. Без всяких нормативов и обязательств завоевания медалей – просто для здоровья. На моем счету гимнастика, фигурное катание, плавание, один урок дзюдо, лыжная секция. Было интересно.  Теперь же спорт, очевидно, стал менее доступным, но больше напоминает шоу.

Публикация в газете «Литературный Крым»

06.09.2018

В июле на литературной встрече в тверской библиотеке им. С.Дрожжина я познакомилась с поэтами – членами общественной организации «Союз писателей Крыма». Об этой встрече я рассказывала на страницах сайта, а теперь статья опубликована и в газете «Литературный Крым» №8 (472) за 2018 год на стр. 4. Это издание является печатным органом Союза писателей Крыма. Также, на странице 5 напечатаны стихи тверских поэтов Веры Грибниковой, Светланы Страусовой, Сергея Можаева и других , прозвучавшие на упомянутом литературном вечере. В их числе – мои стихотворения о море: «В безупречности неба ни тучи, ни птицы…», «Горизонта нет. Молочный, белый…», «Открыло утро двери на балкон…», «Прошел понедельник и вечер…», «Искристой неги мелководья…». (выпуск размещен на сайте Союза писателей Крыма)

 

Подборка стихов о материнстве в журнале «СВЕТ СТОЛИЦЫ»

05.09.2018


5_сентября в Москве начинает свою работу Московская международная книжная выставка-ярмарка – 2018, традиционно представляющая книжные новинки.

В их числе – №3 литературно-художественного журнала «Свет столицы» за 2018 год, выпущенного издательством «У Никитских ворот».

В этом выпуске опубликована подборка моих стихов о материнстве – тема номера – семья.  В подборку вошли стихотворения «Млечный путь», «Капля-солнышко», «Счастье», «Пошуршали», «Гербарий», «Доброта».

 

«Баллада о сожженных» – в русско-греческом сборнике «Эллада»

28.08.2018

***

Вчера получила на почте долгожданный авторский экземпляр русско-греческого сборника «Эллада», изданного в Москве Интернациональным союзом писателей, тираж составил 5000 экземпляров. В нем стихи напечатаны на русском и греческом языках. Моё стихотворение «Баллада о сожженных», посвященное событиям, происходившим в Тверском Христорождественском монастыре в начале XVII века, впервые переведено на греческий язык.

«У России с Грецией много общего – тесное переплетение исторических судеб, взаимовлияние культур наших народов, православное мировоззрение. В этом сборнике мы собрали русскоязычных авторов со всех уголков планеты и перевели их произведения на греческий язык, чтобы не только русскоговорящие, но иностранные читатели могли насладиться великим русским языком и постичь загадочную русскую душу», — пишет в предисловии к сборнику главный редактор-составитель Юлия Ковалевская.

В числе сорока авторов, чьи поэтические и прозаические произведения включены в сборник «Эллада»,  известный башкирский писатель-сатирик, поэт и журналист Марсель Салимов (Мар. Салим), в  течение последних пяти лет ежегодно совершавший поездку в Грецию. Многие из участников сборника подчеркивают духовную общность с народом Греции.