Записи с меткой «Памятники истории и культуры»


Малым историческим городам необходим особый поход, они просто не могут быть неперспективными!

03.02.2020

Опубликовано в еженедельнике «Караван» №5(54) от 05.02.20 г., стр. 12

В обсуждавшейся на минувшей неделе теме реновации в регионах меня больше всего обеспокоило то, что в качестве примера привели город Белый – малый исторический город с многовековой историей. Дескать, там население меньше 4 тысяч человек, да и те будут рады из ветхого и аварийного жилья переехать в более крупный город. Полагаю, что в малых исторических городах нацпроекты должны помочь восстановить историческую застройку и создать общественные пространства. Тогда и местные сообщества оживятся и туристы потянутся.

В Белом я была лишь однажды, летом 2006 года. Городок этот запомнился мне милым и солнечным. Белый был основан в 1350 году. С 1708 по 1929 год он был центром Бельского уезда Смоленской губернии. После революции административно-территориальное деление многократно менялось. То  Калининская область, то не существующая ныне Великолукская.  Белый, прямо скажем, зачах. Снесли церкви, а во время войны были разрушены и многие красивые гражданские здания – Белый много месяцев был на передовой линии сражений.

Когда я жила в Смоленске, там часто упоминался Белый в историческом аспекте и как объект для небольшого путешествия. Расстояние от Белого до Твери – 294 км, а до Смоленска – 129. Может лучше обратно смолянам отдать, раз у нас слишком много малых исторических городов? Или будем гордиться огромной пустующей площадью Тверской области? Но ведь реализация проекта переселения из ветхого и аварийного жилья не обязательно должна вестись с переселением людей в многоэтажки. Можно застроить центральные улицы двухэтажными домами, восстановив облик исторического центра города. Но изнутри эти дома будут современными и комфортными. Что же касается общественных пространств – нужны площади, скверы, парки с памятными знаками, напоминающими о многовековой истории города.

Согласно летописным данным Белый в  XIV-XV веках был центром удельного княжества, а первый его князь Иван Владимирович  положил начало роду князей Бельских. Много веков находясь на границе, Белый был местом сражений.  В 1506 году  воеводой Василия III  П.С. Лобановым-Ряполовским была построена в Белом рубленая крепость на земляных валах с  двумя оборонительными линиями. Позднее польский король Сигизмунд подступив к Белому сжег посад, а крепость взять не смог. С 1606 года воеводой  Бельской крепости был  Г.Г. Пушкин , предок «солнца русской поэзии». А в 1613 году  в осажденном Белом  отряд шотландских воинов перешел на сторону Москвы. В их числе на службу русскому царю поступил Георг Лермонт, от которого пошел род Лермонтовых. Вот такая поэтическая история.

Было еще много уникальных страниц и имен в истории Белого. Пётр Первый, Екатерина Вторая, Баратынские, Энгельгарты, Голенищевы-Кутузовы, знаменитый путешественник Н.М. Пржевальский, философ В. В. Розанов, художник Н.П. Богданов-Бельский, православный миссионер Николай Японский и другие. Простое перечисление этих имен свидетельствует – экскурсия по Белому могла бы быть не менее увлекательной, чем по Торжку или Старице, вот только объектов показа почти нет.

Белый был одним из первых провинциальных городов, получивших регулярный план и образцовые проекты для каменных домов. Архитекторам хорошо знакомы эти проекты, и было бы несложно воссоздать исторический облик центра города, деликатно добавив к нему элементы комфортной городской среды. Плюс старые валы – отличная смотровая площадка, плюс городской парк, которому почти 200 лет. Плюс реки и озёра. К тому же некоторые здания сохранились – в них сейчас располагаются государственные учреждения. Ну и, конечно, церкви тоже  не мешало бы восстановить, хотя бы одну-две.

А подвиг Белого в годы Великой отечественной войны – 16 месяцев ожесточенных боев на передовой! Практически полное разрушение, гибель мирных жителей. Неудивительно, что население города существенно сократилось по сравнению с довоенным. На территории Бельского района захоронены более 26 тысяч воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

С такой историей Белый должен стать одним из значимых  туристических центров Тверской области. Скажете, что это «маниловщина»? Но ведь в рамках нацпроектов, конкурсов для малых исторических городов и при деятельном участии муниципальных и региональных властей это возможно. Малым историческим городам необходим особый поход, они просто не могут быть неперспективными!

Мария ПАРАМОНОВА
член Союза писателей России

Реставратор Верхневолжья

04.12.2019

статья опубликована в еженедельнике «Караван Ярмарка» №46
за 4 декабря 2019 г. на с.10-11
(в сокращении)

26 ноября исполнилось 75 лет единственному в Тверской области аттестованному Министерством культуры России инженеру-реставратору Владимиру Григорьевичу Лысикову. Этой дате, а также 25-летию работы в сфере реставрации был посвящен творческий вечер, состоявшийся в стенах Тверского театра юного зрителя.

Гостям творческого вечера, в числе которых были руководители предприятий, здания которых отреставрированы В.Г. Лысиковым и его коллеги, была показана презентация, напоминающая основные этапы работы инженера-реставратора. Представление было интерактивным – юбиляр и очевидцы событий охотно включались в обсуждение, вспоминали подробности.

С чего всё началось?

1994 год.  Опытный инженер Владимир Лысиков, имеющий за спиной опыт работы на руководящих должностях таких предприятий как Металлобаза Канининснабсбыта, Хлебозавод №3, УПТК Текстильспецпромстроя и других, создает вместе с заслуженным художником России Борисом Федоровым и Александром Кудряшовым предприятие ТОО «АБВ Глас Студио» для производства высокохудожественных изделий из стекла.

Первой работой студии стал витраж в памятнике советского зодчества –  доме знаменитого архитектора, представителя конструктивизма Ивана Леонидова. Дом этот был построен в 1933-1936 г. как фабрика-кухня,  позже стал Дворцом пионеров, затем детской спортивной школой. Леонидовский витраж не сохранился – в войну дом сильно пострадал, проем заложили кирпичом, а сверху повесили портрет Ленина с девочкой. Борис Владимирович Федоров представил на конкурс проект, стилистически связанный с идеями Леонидова. Технологию изготовления витража разработал  Владимир Григорьевич Лысиков. Витраж двусторонний – со стороны двора он имеет прозрачное остекление, а изнутри – цветное.  Кроме того, он раскрывной – по просьбе заказчика, чтобы можно было мыть стекла. В 90-е массово закрывались предприятия, но, к счастью, удалось найти стекло необходимых цветов на Чернятинском стеклозаводе в Брянской области. Витраж прекрасно вписался в интерьер фойе с колоннами в древнеегипетском стиле. Он по-прежнему находится в прекрасном состоянии. В 1995-1996 годах под руководством В.Г. Лысикова в Детской спортивной школе был проведен ремонт кровли, изготовление и замена дверных блоков входной группы и ремонт гранитных ступеней входной группы.  Но в наши дни творение Ивана Леонидова требует основательного ремонта и реставрации.

Памятник Головинскому

Весной 1997 года Лысиков познакомился с руководителем ОАО НРЦ «Тверьпроектреставрация» Татьяной Николаевной Тумановой, которая искала инженера для реставрации памятника городскому голове Твери Александру Федоровичу Головинскому (1863-1871 гг.). По инициативе главы Твери Александра Петровича Белоусова это памятник, стоявший заброшенным и частично поврежденным на набережной Тьмаки около магазина «Обои», было решено перенести на возвышение напротив Покровской церкви, здесь же, на Головинском валу. Памятник, установленный в 1867 году, напоминает о создании на средства купца и мецената Головинского дамбы, защитившей жителей Затьмачья от паводков. Длина вала составляла около 5 километров, а высота -  до 7 метров. Впрочем, известно, что купец, огороды которого оказались засыпаны валом, подал в суд на городского голову Головинского и его не переизбрали на новый срок. Вскоре Головинский умер в возрасте 61 года. Эта поучительная история, по-видимому, взволновала А.П. Белоусова и через сто с лишним лет память о городском голове Головинском была восстановлена.

 Реанимация Тверьреставрации

В 1990-е Калининские ремонтно-реставрационные мастерские разделились на 2 организации: производственную фирму «Тверьреставрация» и проектную «Тверьпроектреставрация». В ходе работы над реставрацией памятника Головинскому, Т.Н. Туманова, руководившая проектной организацией, познакомила В.Г. Лысикова с А.И. Харковенко, возглавившим производственную. Александр Иванович пригласил В.Г. Лысикова на должность главного инженера, чтобы вместе поднимать находящуюся в глубоком кризисе «Тверьреставрацию».

2 года понадобилось, чтобы рассчитаться с долгами. 2 здания – памятника архитектуры были отремонтированы под офис, но позже переданы другим пользователям. 7 производственных участков в районах области удалось спасти. За годы совместной работы отреставрировано множество объектов историко-культурного наследия.

Так в 1997 году была проведена реставрация интерьера цокольного этажа в Доме Ворошиловских стрелков для размещения слушателей Академии ПВО. В 1998 году -  реставрация усыпальницы Николая Александровича Львова в дер. Никольское-Черенчицы, а также  реставрация фасада здания Центробанка в Твери по ул. Советской. Тогда, впервые в тверской реставрации применены новые технологии материалы. Фасад выдержал два гарантийных срока, то есть десять лет.

 Усыпальница Гурко и памятник Пушкину

В 1999 г. настоятель храма преп. Иосифа Волоцкого  в пос. Сахарово протоиерей Геннадий Ульянич обратился к А.И. Харковенко с просьбой смонтировать крест. Это стало началом и реставрационных работ и добрых взаимоотношений.

Были выполнены прогоны баллюстрады, ремонт кровли и частичный ремонт главного фасада. В 2007 году проведена окончательная реставрация здания, а В.Г. Лысикову вручено Благодарственное письмо Благотворительго фонда им. И.В.Гурко. В храме преп. Иосифа Волоцкого крестились дочь Мария,  внуки Павел и Иван, внучатая племянница Екатерина.

В этом же году, к 200-летию классика русской литературы А.С. Пушкина, была проведена реставрация памятника поэту на набережной в Городском саду. Отреставрирована подпорная стена набережной из белого камня и перила. За умелое руководство этими работами постановлением Губернатора В.И. Платова В.Г. Лысикову объявлена благодарность.

 Небо, вертолёт, крест

«В жизни всегда есть место подвигу,» – так часто говорит Владимир Григорьевич. В 2000 году  реставраторам выпала непростая задача: подъем и монтаж креста на церкви в с. Застолбье при помощи вертолета.  В.Г. Лысиков, стоя на металлических лесах, принимал крест для монтажа на куполе. Об этом подробно рассказывала статья краеведа А.Е. Серова в газете «Тверская жизнь». В ней отмечено, что прихожане благодарны «особенно главному инженеру Лысикову В.Г., который неоднократно лично на высоком профессиональном уровне выполнял сложные виды работ, в том числе установку крестов».

Две старушки, наблюдавшие за установкой креста, со слезами на глазах рассказали, как в 30-е годы посеребренный крест тракторами сдергивали с храма. К сожалению, спустя 20 лет церковь в Застолбье так и не отремонтирована, хотя является действующей. И газеты «Тверская жизнь» больше нет. Но это уже другая история.

В том же 2000-м году проведена реставрация Дома купца Филиппова в Старице.
Купцы строили дома, которыми мы восхищаемся сегодня, жертвовали деньги на строительство храмов. В этом доме останавливался император Александр I, приезжал на бал А.С. Пушкин. Под руководством Лысикова В.Г. проведена реставрация кровли, перекрытий, настил балкона.

В 2000-2003 годах отреставрированы Дома братьев Неворотиных (Бежецк, XIX век), Дом дружбы с народами зарубежных стран в Твери (сейчас в здании расположен депутатский центр Единой России), здание Администрации Центрального района г. Твери (построено в 1783 г. как Дом присутственных мест, здесь работал вице-губернатором М.Е. Салтыков-Щедрин), одно из зданий Дипломатического корпуса (Завидово, Конаковский район).

Валунный мост

Творение знаменитого архитектора Николая Александровича Львова – Валунный мост в селе Василёво Торжокского района (XVIII в.) осенью 2002 года находилось в аварийном состоянии.

В. Г. Лысиков, вместе с начальником комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области Ларисой Александровной Поповой приехав на объект, увидел, что обвалился один пролёт и арочная стена со входом под пролёт. Весной на мосту образовалась продольная трещина 18 см. Это произошло из-за того, что после очистки поймы на зиму водоём не был заполнен водой.

Над реставрацией работал коллектив Тверьреставрации, главный архитектор проекта Курочкин Валерий Владимирович, принявший участие в творческом вечере, вместе с юбиляром рассказали собравшимся множество интересных подробностей о том, как в результате технически сложной и весьма творческой работы мост был восстановлен.

Колокольня  трёх  исповедников и Венециановка

Воскресенская церковь, называемая также церковью Трёх исповедников  Гурия, Самона и Авива (XVIII – XIX вв.), в годы Советской власти  служила музеем здравоохранения, домом санитарного просвещения, морским и шахматно-шашечным клубом. Колокольня была разрушена в 30-е годы.

В 1962-63 гг. 18-летний Володя Лысиков проходил в морском клубе допризывную подготовку  по специальности электромонтажника. Позже, начав работу в реставрации он мечтал восстановить колокольню. Так и вышло – колокольню отстроили заново, а установкой креста при помощи крана лично руководил В.Г. Лысиков. Объект был сдан к Дню города в 2003 году, Владимир Григорьевич получил от главы города О.С. Лебедева благодарственное письмо.

Здание Тверского художественного колледжа имени А.Г. Венецианова, расположенное рядом с храмом Трёх исповедников, построено во II половине XVIII века купцом  Зубчаниновым.  Позднее здесь располагалось Духовное училище. В комплекс, переданный в 1995 г. Тверскому художественному училищу им. Венецианова входят дома 44 и 46 по набережной Афанасия Никитина. В 2002 году потребовалось укрепление несущих балок чердачного перекрытия в д. 44. Директор ТХК им. Венецианова Сиротина Наталья Георгиевна поздравила В.Г. Лысикова с юбилеем и вспомнила, как  эти сложные в техническом плане работы были проведены в оптимальные сроки. В дальнейшем под руководством В.Г. Лысикова проводилась замена обрешетки, ремонт стропильной системы, ремонт кровли, водоотведение, реставрация белокаменного цоколя.

Мемориальный комплекс в Молоково                                                    

В центре пос. Молоково увековечена память восьми героев Советского Союза – жителей Молоковского района. Стеллы выполнены из гранита, мемориальные доски с именами 2,5 тысяч погибших воинов закреплены на стене из кирпича. Работу по граниту и мрамору выполнила мастерская по обработке природного камня под руководством Валерия Алексеевича Константинова. Он также поделился своими воспоминаниями о совместной работе с В.Г. Лысиковым.

В состав Мемориального комплекса вошла также часовня, изготовленная по проекту В. В. Курочкина, выкованы и смонтированы фонарные столбы  (кузнец Соболевский П.П.). Кроме того были установлены 2 пушки, 2 гаубицы и бронетранспортер. Дом-музей маршала Николая Васильевича Огаркова в отреставрированном доме, где родился будущий начальник Генерального штаба, открывал лично министр обороны  РФ маршал Игорь Дмитриевич Сергеев и 18 генералов Генштаба. Владимир Григорьевич пообщался с министром, прежде возглавлявшим РВСН, в которых Лысиков служил в 1963-66 гг.

Тургиново – родина предков

Дед В.Г. Лысикова по материнской линии Куворин Иван Андреевич родом из деревни Поминово (как и отец президента В.В.Путина). Бабушка Куворина Вера Матвеевна – из дер. Сухарево. В Тургиновском сельсовете Владимир Григорьевич заключил брак со своей супругой Галиной Васильевной. По этим ностальгическим причинам В.Г. Лысиков попросил направить его для руководства субподрядными работами по контракту известной питерской фирмы «Интарсия», занимавшейся реставрацией комплекса зданий в Тургиново, в том числе Покровской церкви.

Работы заключались в реставрации кирпичной кладки одного из зданий, белокаменного цоколя, изготовлении металлических балок под полы.

Магистрат, он же ТЮЗ

Здание магистрата (1773-1776 г.), входящее в комплекс из четырех зданий Восьмиугольной площади (пл. Ленина) примечательно, в том числе тем, что в нем служил баснописец И.А.Крылов. А с 1959 года здесь располагается Тверской театр юного зрителя.

Впервые реставрацией этого здания В.Г. Лысиков занялся в 2006 году. Это была реставрация кирпичной кладки главного фасада, белокаменного цоколя, изготовление балюстрады на кровле, укрепление стропильной системы, замена обрешетки и кровли.

Директор ТЮЗ Бахарев Александр Витальевич, также принявший участие в творческом вечере, в своем выступлении отметил, что сразу отметил для себя профессионализм и ответственность В.Г. Лысикова и пригласил к сотрудничеству. С 2008 по 2012 год В.Г. Лысиков – ведущий инженер-строитель ТЮЗа. Он курировал все реставрационные работы, проводившиеся в здании.

В 2016 году, когда Лысиков уже работал в составе Тверьпроектреставрации, были изготовлены и смонтированы гранитные крыльца главного фасада, проводилась реставрация кирпичной кладки, ремонт кровли, утепление перекрытий и водоотведение.

 К 700-летию Сергия Радонежского

В поселке Радонежье Дмитровского района Московской области В.Г. Лысиковым было установлено деревянное колесо диаметром 6 м , шириной 1,5 м. Стальной вал был разработан и изготовлен на Тверском экспериментально-механическом заводе. Главный технолог завода в то время Швец Николай Федорович рассказал об этой работе. А деревянные части колеса выполнили в столярной мастерской в д. Бортниково. Её  начальник Скрябин Сергей Дмитриевич также выступил на вечере.

Колесо было смонтировано при помощи крана лично В.Г. Лысиковым, в присутствии настоятеля местной церкви. Колесо и сейчас вращается, поднимая воду для омовения людям с ограниченными возможностями здоровья. Вода подается кувшинами, подвешенными к лопастям.

Дворянское собрание, Дом офицеров, Дом искусств ?

В 2015 году реставраторами велись работы по северному и восточному фасаду Дома офицеров в Твери на ул. Советской д.14. Также произведен ремонт кровли и реставрация белокаменного цоколя. В.Г. Лысиков осуществлял технический надзор за ходом работ.

Здесь, в Доме дворянского собрания сто лет назад выступали В.В.Маяковский,  С.А. Есенин, С.Я. Лемешев. Вот уже несколько лет ведется подготовка к возвращению этого здания в сферу культуры в качестве Дома Искусств.. На творческом вечере В.Г. Лысикова поздравил с юбилеем директор ГБУК «Тверской Дом Искусств» Владимир Ефимович Боярский. Известно, что зданию, которое должно стать частью центра притяжения для горожан и туристов в Твери,  требуется усиление фундамента, восстановление фасада, оконных и входных групп, кровли, внутренних интерьеров.

С высоты птичьего полёта

Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм XVII века в селе Ширково Пеновского района, нуждающийся в реставрации. В 2016 году по заданию начальника Управления охраны памятников историко-культурного наследия Тверской области Смирнова М.Ю. накануне выборов губернатора было проведено обследование и за 4 дня подготовлен проект креста и его крепления к деревянному основанию.   Оригинальное решение позволило смонтировать крест на церкви высотой 45 метров при помощи 50-метровой вышки.

При подготовке к празднованию 365-летия святого Нила Столобенского губернатор Тверской области Игорь Михайлович Руденя обратил внимание на отсутствие крестов на Спасо-Преображенском соборе в Торжке.  Было поручено к 9 июня 2017 года изготовить и смонтировать 5 крестов (их изготовили на ТЭМЗ). 50-метровой вышки здесь было недостаточно. Пришлось изготовить по эскизу В.Г. Лысикова деревянные леса с крыши храма. Работы велись предприятием А.С.Никифорова, который также принял участие в творческом вечере. Следует отметить, что Александр Сергеевич ведет в Торжокском районе большую работу по сохранению памятников архитектуры, восстанавливая их за собственные средства.

Торжокский район: Арпачево и Заречье

Храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1789-1791 годах Николаем Львовым в селе Арпачево, с уникальной «падающей» колокольней является ансамблевым памятником архитектуры  федерального значения. Внешний облик храма был восстановлен за счет частных пожертвований и средств епархии. В.Г. Лысиков в 2003 г. осуществлял технический надзор за проведением реставрации белокаменного карниза храма.

В 2017 году довелось снова вернуться в Арпачево вместе с инженером-реставратором из Казани И.Ю.Матвеевым. Эксперт из КГСАУ был приглашен для обследования и разработки проекта противоаварийных работ по реставрации необыкновенной колокольни, напоминающей маяк. Матвеев И.Ю. также обследовал Казанскую церковь в Заречье Торжокского района и готовил проект противоаварийных работ.  Игорь Юрьевич приехал на творческий вечер своего тверского коллеги и рассказал об их сотрудничестве и профессиональной дружбе.  

 Где  родился, там  и  пригодился                      

Семья Лысиковых еще с довоенных времен жила в доме 39 по улице Володарского (до этого она называлась Скорбященской, а сейчас переименована в ул. Дементьева). На родной улице также довелось поработать.

В 2012 году было изготовлено и установлено ограждение для д. 18 (Дом поэзии А. Дементьева). А в 2018 году в д. 20 проведено укрепление стропильной системы, пароизоляция, контробрешетка и обрешетка, монтаж кровли на главном доме и флигеле. Работу выполняло ООО «Таймер Р», в котором сейчас работает юбиляр. Директор этого предприятия Иванов Сергей Константинович выступил на творческом вечере и пожелал Владимиру Григорьевичу крепкого здоровья и новых объектов.

«Над чем Вы сейчас работаете?»                       

В числе памятников архитектуры, к реставрации которых приложил руку юбиляр, были названы кинотеатр «Звезда», Библиотека им. Горького, дома 6а и 9 по ул. Новоторжской, здание Карповского училища на ул. Крылова в Твери, храм Рождества Богородицы (Параскевы Пятницы) и здание бывшего почтамта в г. Старица.

В 2016 году В.Г. Лысиков прошел аттестацию в Министерстве культуры России, получив квалификацию инженера-реставратора II категории. Присутствующие на творческом вечере главные специалисты-эксперты Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области О.Б. Трифонова, Н.И. Наумова и Е.К. Кривобокова зачитали поздравительный адрес от начальника управления М.Ю. Смирнова и пожелали вскоре успешно пройти аттестацию на I категорию.

Следует добавить, что Владимир Григорьевич активно делится знаниями и навыками – под его руководством уже несколько лет проходят практику студенты ТГТУ.

Творческий человек неизменно проникнется к Вам расположением, если вы спросите его: «Над чем Вы сейчас работаете?». Компания «Таймер Р» в настоящее время завершает работы на здании Театра драмы: проведена замена кровли, замена, реставрация и усиление элементов стропильной системы, монтаж пароизоляции и ряд других работ. Проект разработан ООО «Твердъ», его директор – Шкурат Алексей Сергеевич и архитектор Зайфит Ольга Борисовна также поздравили В.Г. Лысикова с двойным юбилеем.

Прекрасно, что в Твери живут и трудятся неравнодушные и талантливые люди, радующие за сохранение для потомков архитектурных сокровищ родной земли. Пожелаем же юбиляру много новых интересных объектов, а Верхневолжью – беречь и ценить своих реставраторов, растить новую смену, перенимать бесценный опыт!

Мария ПАРАМОНОВА

И новая эра придет… Итоговый день «Словенского поля – 2019″

06.08.2019

Сегодня завершаю свой рассказ о поездке на фестиваль «Словенское поле – 2019″ в Псковскую область. В статье Ратники российской литературы я рассказала о церемонии открытия фестиваля, а в статье Излюбленный маршрут Марии Парамоновой речь шла о поэтических чтениях и прогулке по историческим местам Изборска. На этот раз местом действия будет Псков. Заключительный день фестиваля – 28 июля.

По традиции сбор участников был объявлен у Памятника солдату I мировой войны на набережной реки Великой (улица Воеводы Шуйского). В который уже раз я приятно удивлена тем, с какой любовью псковичи относятся к этой небольшой скульптуре. Вокруг – идеальный порядок. В нескольких кашпо кустится цветущая ампельная петуния. Поэты возлагают к памятнику красные гвоздики и читают стихи о Первой мировой войне. Это больше, чем дань памяти – это прикосновение к подвигу, смыкание времен, смыкание рядов…

После поэтического митинга у памятника участники фестиваля собрались в концертном зале Псковского областного колледжа искусств им. Н. А. Римского­Корсакова (ПОКИ). Там состоялся итоговый концерт «Словенского поля – ­2019», в программе которого выступили поэты и барды из числа участников фестиваля, членов жюри и оргкомитета.

Председатель правления Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» Николай Федорович Иванов подробно рассказал о новых направлениях работы писательского союза. Работа организации заметно активизировалась, повысилась открытость процесса приема в Союз, что вызвало неизбежное в таких случаях  противодействие застойных элементов. Николай Федорович ответил на вопросы об обмене членских билетов, о взаимодействии с региональными органами власти, о сотрудничестве писателей с инициативными группами и молодежью, а также о своем экстремальном опыте в журналистике.

Жюри подвело итоги поэтических конкурсов в молодежной номинации «Словенские ключи», «Открытой номинации», номинации «Профи» (для членов писательских организаций) и в специальной номинации «Стихи об Изборске». Эти итоги опубликованы на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России. Замечательно, что абсолютно все участники получили памятные дипломы и прочли свои стихи (либо выступили с обращением к участникам фестиваля в прозе).

Разумеется, я очень рада, что компетентное жюри фестиваля под  руководством поэта Вадима Терёхина (Калуга) удостоило меня звания лауреата II степени в номинации «Профи». Разделил со мной эту радость и вторую ступень «пьедестала» поэт из Тулы Валерий Савостьянов. А победителем в высшей номинации стала Ольга Флярковская из Москвы. Со сцены ПОКИ я прочла стихотворение «Виршеловка», написанное под впечатлением последних писем Сергея Есенина. Стихи из конкурсной подборки опубликованы на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России.  В дополнение к диплому я получила в подарок керамическое панно с видом на Городищенское озеро с Труворова городища и логотипом фестиваля, а также календарь с репродукциями картин – видов Пскова и стихами псковских поэтов.

 Завершение праздника поэзии было столь же памятным, как весь фестиваль. Прогулка на катере с гордым именем «Буревестник» по реке Великой в тридцатиградусную жару – отличная идея. На носу катера мы наслаждались ветерком, криками чаек и прекрасными видами Пскова. В прогулке по реке вместе со мной приняли участие Ольга Флярковская, тверские поэты Елена Павлинова и Борис Зверев и другие участники фестиваля. Уверена, что все участники девятого фестиваля «Словенское поле» уже ждут новой встречи на десятом, юбилейном фестивале в 2020 году.

Излюбленный маршрут Марии Парамоновой

01.08.2019

В предыдущей заметке о фестивале «Словенское поле – 2019″ - «Ратники российской литературы» я рассказала об открытии фестиваля «Словенское поле – 2019″. Теперь пришло время продолжить мой рассказ. В тот же день, 27 июля в Нескучном садике на территории музея-заповедника «Изборская крепость» прошли конкурсные чтения. Поэты читали одно произведение из подборки, направленной на конкурс исторической поэзии и стихотворение об Изборске. Участники фестиваля, выступающие вне конкурса, также читали свои стихи исторической тематики.

Припекало солнышко, заставляя мою кожу краснеть от того, что половина лета  прошла безвылазно на работе. Поэты укрывались в тени  деревьев, беседок или на веранде блинной. То и дело оттуда доносился голос официантки, выкрикивающей номер заказа.

Мой черед читать стихи наступил почти в самом конце программы. Стихотворение «Старица дремлет» из основной подборки я сопроводила ремаркой об удручающем состоянии памятников архитектуры в малых городах центральной России. Это стихотворение я написала почти год назад, после выступления на ступенях Пятницкой церкви в Старице Тверской области. Вот оно:

Старица дремлет

Берег высокий у Волги-реки,
Вал крепостной – завещание предков.
Здесь даже звёзды не так далеки,
Звуки доносятся редко.
Славится Старица древней красой,
Княжеской честью, купеческим братством,
Верой смиренной и правдой простой:
Грех похваляться богатством.
Божию милость восславя, купцы
Миром построили церковь из древа.
В небо над торгом подняли венцы
В память Святой Параскевы.
Век пролетел – белокаменный храм
Зодчий возводит – с амвоном просторным.
Дивные фрески восходят к хорам,
Небо – в цветах рукотворных.
Смотрит на мир монастырских могил
Храм Рождества Богородицы – Девы.
В левом приделе восславился Нил,
Правый – Святой Параскевы.
Старица дремлет. Былой красоты
Тихо листает века и виденья.
Чает она возрожденья святынь,
Древней земли возрожденья.

А в рамках номинации «Стихи об Изборске» я прочитала «На исходе июля». Это стихотворение – расширенная метафора фестиваля «Словенское поле – 2018″. Конечно, не все смогли разгадать зашифрованные в образах древнегреческих богов персоны поэтов-участников. Но это не столь важно для меня как то, что я снова вернулась на это место вдохновения.

После чтений у нас осталось два часа времени для встречи с чудесами здешних мест. Забыв об обеде, я поспешила к ним. Но сначала все участники чтений, которые к тому времени еще не разбрелись по окрестностям, сфотографировались у стены Изборской крепости.

Я поделилась с поэтами Ириной Яненсон и Андреем Теддером своим открытием, которое я сделала в прошлом году. Тогда я пыталась найти дорогу на Труворово городище. Но туристы не могли ничего мне подсказать. Некоторые и вовсе отшатывались, будто я хочу им что-то продать или попросить денег в долг :). Вероятно, когда к людям вежливо обращаются со словами «Здравствуйте, не могли бы Вы…», именно такая мысль приходит им в голову. Тогда я стала подниматься вверх по тропе, начинающейся у дороги на Словенские ключи. Долго шла вверх и в итоге нашла Труворово городище . Обратно шла по краю поля, мимо кладбища. Мне советовали пройти через кладбище, так короче, но я не решилась в одиночку на такое путешествие. Моё открытие было очень простым – лучше всего идти из деревни Изборск в сторону стоянки туристических автобусов, дальше – через кладбище или вдоль его ограды, выйти на Труворово городище, а уже после спускаться вниз с горы на Словенские ключи.

Этот рецепт пришелся по вкусу моим друзьям и мы отправились в путь. На краю кладбища наше внимание привлек очень большой каменный крест с едва различимыми буквами. Его называют крестом Трувора. На городище мы насладились прекрасным видом с вершины горы, представили, как могло выглядеть это место в старину, сфотографировались у ворот, восстановленных археологами и у церкви гораздо более поздней постройки. Затем спустились к Словенским ключам. Я всегда подхожу к каждому ключу, здороваюсь с ним, опуская руки в холодную воду, выпиваю несколько глотков, набирая воду в ладони. Чтобы не промочить ноги, я переобуваюсь в пляжные тапочки, которые привожу с собой специально для этой цели. То ли двенадцать апостолов, которым посвящены эти ключи, помогают, то ли вода столь полезна, сколь вкусна, но я всегда чувствую себя обновленной и счастливой после посещения этого чудесного места.

Моим друзьям тоже понравилось путешествие. Вот, что пишет Ирина Яненсон на своей странице в ФБ:

«В самом Изборске в этот раз, спасибо Маше Парамоновой, которая провела нашу компанию по своему излюбленному маршруту, я увидела изумительные панорамы изборской природы и древнее городище с воротами в древний город, короче, не пожалела, что пошла за Машей, хоть и подустала бродить по пригоркам и ручьям. Домой вернулась прям обомлевшая от усталости и полная впечатлений».

Ратники российской литературы

30.07.2019

Вчера вернулась из Псковской области – с Девятого фестиваля исторической поэзии «Словенское поле». Девятый он для истории, а в моей биографии – шестой подряд. «Однажды, навсегда и неизменно / Я влюблена в Изборск!» – это строки из моего стихотворения о фестивале 2015 года.

В этом году я приехала на фестиваль в субботу – вынуждена была пропустить интереснейшую экскурсию в Остров. Но и два дня фестиваля оказались столь насыщенными, что сегодня расскажу только про первый из них, про торжественное открытие фестиваля.

Мы прибыли в Изборск, к Священному холму, на котором в 2007 году в праздник Воздвиженья был установлен семиметровый крест. В этом знаковом месте состоялось открытие фестиваля. Подробно о церемонии принесения земель пишет наш сайт в статье «Смоленские поэты на Словенском поле»:

«Год от года Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле», который проводит в Изборске Псковское региональное отделение Союза писателей России, всё яснее обретает черты Изборского поэтического клуба. Он становится площадкой стратегической – отсюда, с древней земли, над которой  возвышается поклонный крест, где, несмотря на усилия реставраторов, сохраняет исторический облик Изборская крепость, где от Труворова городища сквозь толщи известняка бежит  живая вода Словенских ключей, всё слышнее и увереннее звучит голос писателей Великой России.
Они избавляются от комплексов, внушаемых представителями русскоязычного постмодернизма, фикшн, нон-фикшн и янг-эдалт. Они перестают стесняться любви к родной земле и понимают слово «пафос» в переводе с греческого (страсть, воодушевление), а не с либерального (ругательство, применяемое к творчеству патриотов). Они читают стихи о возвышенном и о безобразном, но реально смотрят на мир, в котором нет и не будет в обозримом будущем тепличных условий для творчества.
Девятый Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле» был торжественно открыт 27 июля 2019 года у «Священного Холма единения и славы России» в Изборске Псковской области. На церемонии открытия фестиваля выступили председатель правления Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» известный российский прозаик Николай Иванов (г. Москва), сопредседатель правления Союза писателей России, председатель правления Калужского областного отделения Союза писателей России поэт Вадим Терёхин, секретарь Союза писателей России, председатель правления Псковского регионального отделения Союза писателей России известный российский прозаик Игорь Смолькин (Изборцев). Смоленскую областную организацию Союза писателей России на фестивале представляли заместитель председателя правления Мария Парамонова, члены организации Любовь Сердечная и Владимир Королёв.
Участники фестиваля совершили приношение земель из исторически значимых мест русской истории, мест воинских сражений, русской доблести и героизма к  «Священному Холму единения и славы России» на Словенском поле. Любовь Сердечная рассказала о том, что в этом году к Холму доставлена земля от Смоленской стены. Близ одного из участков пятивековой Смоленской крепости находится аллея героев. Здесь увековечена память героев Отечественной войны 1812 года. Здесь установлены 13 бетонных обелисков с названиями городов-героев Великой Отечественной. Внутри каждого из них – капсулы с землей с мест боев в городах-героях. В 2015 году к ним добавили два обелиска Городов воинской славы Смоленщины – Ельни и Вязьмы. Здесь же находится могила и установлен бронзовый бюст Героя Советского Союза М. А. Егорова, водрузившего в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом. Владимир Королев прочел стихотворение смоленского поэта, члена Союза писателей СССР Алексея Бодренкова (1922-1984). Оно стало литературной основой гимна Смоленска.
…От каждого камня здесь мужеством веет
Дней наших и дней старины.
И если ты хочешь быть духом сильнее,
Побудь у Смоленской стены…
А Мария Парамонова привезла землю со своей малой родины – она родилась в Калинине (Твери).

 О событиях октября 1941 года на Пожарной площади в Твери (именно оттуда я привезла землю)  более подробно рассказано в статье «В Изборск – с Пожарной площади» свежего номера тверского еженедельника «Караван Ярмарка» (№28 от 30.07.19).

«Мария Парамонова привезла землю с Пожарной площади Твери (Калинина). Она рассказала о событиях октября 1941 года в Калинине: 
– 12 октября в Калинин по железной дороге начали прибывать части 5-й стрелковой дивизии. Тем временем оборону вели немногочисленные отряды курсантов, ополчения, городской партизанский отряд. 13 октября 1941 года танки и мотопехота врага вышли к западной окраине города, а утром 14 октября пытались форсировать реку Волгу и захватить заволжскую и затверецкую части Калинина.
Для переброски по Бежецкому шоссе к Затверечью частей 256-й стрелковой дивизии не хватало времени. А мирные жители – кто на автомашинах, а кто пешком – уходили из города именно по Бежецкому шоссе. В числе этих жителей была и моя бабушка с тремя детьми.
Важно было не пропустить танки врага через Тверецкий мост. Четыре вражеских танка, две автомашины с мотопехотой и одним арторудием на прицепе подошли к мосту со стороны речного вокзала. С противоположной стороны передовой отряд красноармейцев в составе стрелковой роты на автомашинах с одним орудием из 5-й батареи 531-го легкого артполка прибыл на Пожарную площадь и занял оборону.
Расчет орудия сержанта Епанчи из артиллерийской засады за глухим забором и двухстворчатыми воротами старого пивзавода вел внезапный прицельный огонь по технике противника, выходящей на мост. Первым же снарядом был подбит головной танк, а вторым снарядом – замыкающий колонну. Еще два германских танка были уничтожены огнем прямой наводки. На мосту образовалась пробка из разбитой военной техники фашистов, им не удалось с ходу прорваться в Затверечье.
14 и 15 октября красноармейцы и народные ополченцы удерживали свою предмостную позицию на Пожарной площади. За это время сюда подошли вся 5-я батарея 531-го легкого артполка, стрелковые батальоны из полков 256-й дивизии и другие части. Орден Красного Знамени за этот бой получил командир батареи лейтенант А.И. Кацитадзе.
После церемонии принесения земель Мария Парамонова прочла свое стихотворение «Ратник». 

 От волнения я, как обычно, «забыла слова и звуки» и даже пропустила одно четверостишие. Поэтому приведу здесь это стихотворение целиком – оно не только о воине-интернационалисте Александре Прохоренко, погибшем в 2016 г. близ сирийского села Тадмор (в стихотворении я называю его Фадмор – так звалось это место в период своего расцвета при царице-христианке Зенобии). Оно о каждом, кто, находясь   во враждебном окружении, отстаивает свои убеждения.

Ратник

Этот ветер несет прокаленный песок,
в этот вечер свирепая свора
замыкает кольцо, и последний часок
мне остался в долине Фадмора.
Эти руки по локти, по плечи в крови,
их оружие пеплом покрыто,
эта свора пробраться ко мне норовит,
предвкушая  безумие пыток.
Эти земли забыли за тысячу лет
благородной Зенобии речи.
По песку пробиваются, путая след,
будто волки, сыны человечьи.
Эти лица окутаны шарфами тьмы,
ятаганом ухмылка кривая.
Я стрелу посылаю – своим, за холмы,
и огонь на себя вызываю.

Такими ратниками российской литературы видятся мне современные писатели, защищающие своё право на творчество, любовь к родной стране и истории, на общение с единомышленниками. Прицельный огонь по ним ведут источающие ядовитые словеса прозападные литераторы и журналисты. А официальные власти с одной стороны боятся упрека в том, что у них есть идеология, а с другой – безграмотны, недальновидны и находят более заманчивые объекты для инвестиций, чем развитие литературного творчества. 

 Продолжение следует

 

Овация для Пушкина

10.06.2019

220-летию_Александра Сергеевича Пушкина был посвящен бал, состоявшийся 8 июня в Городском саду Твери. Пушкинский бал в областной столице проходит уже во второй раз. В 2018 году я принимала участие в его поэтической паузе как представитель Содружества литераторов Верхневолжья. Инициатором и организатором Пушкинского бала является Елена Чечина – руководитель танцевально-спортивного клуба «Овация» при Тверском областном Дворце культуры «Пролетарка» и проекта «Бал в Твери».

Поэтический обозреватель еженедельника «Караван Ярмарка» в номере 21 (21) от 12.06.2019 (стр. 3) пишет об этом событии:

«В этом году Пушкинский бал начался у памятника Александру Сергеевичу  работы советского скульптора Олега Константиновича Комова. К слову, в год 220-летия поэта и памятник отмечает юбилей – свое 45-летие.

Кавалеры в бархате и дамы в шелках окружили бронзовую фигуру поэта.  Елена Чечина рассказала о традиции дворянских балов в пушкинские времена, напомнила строки из романа в стихах «Евгений Онегин», красноречиво свидетельствующие о том, что балы были центром общественной жизни. Затем она представила  члена Союза писателей России, автора трех поэтических книг  Марию Парамонову. В исполнении поэтессы прозвучали стихотворения Пушкина «Чем чаще празднует лицей…» и «Кто, волны, вас остановил…» и связанные с ними авторские произведения «Первая дуэль» и «К Пушкину. Гроза».

После поэтического приношения Пушкину участники бала направились к эстраде, где уже звучала музыка, приглашая к танцу. Елена Чечина отметила, что второй Пушкинский бал собрал не только поклонников бального танца из Твери, но и привлек гостей из Москвы и районов Тверской области. А из деревни Малое Вишенье Торжокского района, где компактно проживают казаки, приехали представители сразу двух многодетных семей – Лобачевых и Кайдашей».

Бал начали с полонеза. Многих зрителей, и меня в том числе, не пришлось приглашать дважды – они с радостью присоединились к танцу, хотя и не были одеты сообразно временам Пушкина.  Вторым танцем был марш «Рим» – в нем танцоры образуют круг, держась за руки. Площадка перед эстрадой едва вместила этот круг друзей Пушкина. Несмотря на зной, станцевали мазурку и вальс.

На сцену поднялся юноша в черном цилиндре – точь-в-точь Пушкин. Это актер, руководитель Театра малых форм Евгений Вычегжанин  вышел к микрофону. Он исполнил романс «Средь шумного бала» (музыка П.И. Чайковского, стихи А.К. Толстого). А очаровательная Алла Шульгина исполнила старинный русский романс «Я разлюбила Вас».

И снова закружились в танце пары: вальс, полонез, мазурка, котильон. Горожане в восхищении останавливались у эстрады, просили сфотографироваться с нарядными дамами и кавалерами.

Жаль только, что часть сада, примыкающая к Екатерининскому путевому дворцу, закрыта для посетителей. Праздничное шествие «Овации» могло бы придать жизни этому ухоженному, но вычеркнутому из жизни города пространству.

А еще участники и зрители бала говорили о том, что было бы прекрасно создать клубы любителей бального танца для пенсионеров. При определенной грантовой поддержке такие объединения могли бы посещать и украшать танцем культурные события по всей Тверской области и за её пределами.

Духовно богатые в «долине нищих»

25.04.2019

Студенты и казаки убрали мусор вокруг Фаддеевского храма

Церковь Фаддея, Архиепископа Тверского находится в Затверечье, у давно закрытого для захоронения и заброшенного Неопалимовского кладбища (ул. Кропоткина). Деревянная однопрестольная церковь была построена в 2016-2018 годах на месте погребения и обретения мощей архиепископа Фаддея (Успенского).

По благословению Митрополита Тверского и Кашинского Саввы, по просьбе настоятеля Фаддеевской церкви иерея Андрея (Фонарева), очистить от мусора территорию, прилегающую к церкви, прибыли тверские казаки и студенты Тверского казачьего технологического института (филиала) МГУТУ имени К.Г. Разумовского.

 Отец Андрей, указом от 14.03.2019 г. назначенный Председателем Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством, является духовным наставником православных студентов ТКТИ. 16 апреля этого года он стал настоятелем Храма в честь священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Этот храм определен местом пребывания Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством.

Прибыв к храму с граблями и лопатами, казаки, во главе с товарищем атамана Тверского отдельского казачьего общества Юрием Мякеньких и атаманом Тверского станичного казачьего общества Альбертом Меньшиковым, оценили объем работ и несознательность наших граждан. Действительно, территория вдоль дороги, ведущей от «Затверецкого квартала» в сторону Восточного моста мимо Неопалимовского кладбища за зиму превратилась в одну большую несанкционированную свалку.

Невольно вспомнились слова губернатора Игоря Рудени о том, что, при соответствующем воспитании,  дети пристыдят родителей, выбрасывающих мусор где попало. Студенты ТКТИ, сгребая граблями этот мусор, пожалуй, пристыдили бы. Да только их родители не живут в элитных домах и таунхаусах так называемой «долины нищих». Сложив мусор в специально заказанный в ТСАХ контейнер и большие мешки, молодые люди сожалели, что емкости закончились. Ведь мусор – не у храма, а ближе к улице, носящей гордое имя Александра Невского, еще остался. Когда-то этот затверецкий квартал заканчивался улицей с названием Задняя. Право же, если жителям новых домов безразлична чистота прилегающей территории, лучше вернуть историческое название.

В зарослях сирени виднелись оградки могил Неопалимовского кладбища (упоминается с 1763 года), поросшие мхом плиты. Видно было, что кладбище сильно пострадало от вандалов и черных копателей. Но преподаватели и студенты не стали, из соображений безопасности, углубляться в заросли кустарника. По слухам, там находят кости не только столетней давности. Месту этому не добавляет очарования даже связь с именем  архиепископа Тверского Фаддея – в последний день 1937 года его тайно захоронили здесь (без гроба и подобающей одежды).

Архиепископ Тверской и Кашинский Фаддей, как известно из жития, был расстрелян 31 декабря 1937, а затем погребен на Неопалимовском кладбище Твери. В 1993 обретены его мощи, благодаря свидетельствам нескольких местных жительниц и работе исследователей. В 1997 Фаддей (Успенский) причислен лику святых новомучеников и исповедников Российских. А летом 2016 года было решено создать храм-часовню священномученика Фаддея (Успенского).

Храм в этом месте стоял вплоть до Великой отечественной войны.  Это была каменная церковь с двумя престолами– иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и преподобного Нила Столобенского. Однако, 29 сентября 1936 года городские власти лишили владыку Фаддея регистрации и запретили служить. В нарушение запрета он продолжал совершать богослужения, за что и был расстрелян.  Неопалимовскую церковь владыка Фаддей выделял особо – на холме, среди кладбища, отделенного от города полем и Волгой, она была как скит.

Теперь ежегодно 31 декабря в храме проходит служба в память о священномученике Фаддее. Снова стоит церковь, как скит, среди житейского моря, на краю разграбленного кладбища. Студенты и казаки очистили прилегающую к храму территорию от мусора. Но, будем честными, без серьезного, ответственного подхода городских властей, проблема криминального очага, каковым является это кладбище, решена не будет.

Мария ПАРАМОНОВА

Венцы творенья русских зодчих. Исконно русскую деревянную архитектуру необходимо сохранить

30.10.2018

На Руси, богатой лесами, деревянное зодчество было и ремеслом, и искусством. Доступный строительный материал был средством выражения художественных идей русских мастеров, создавших уникальные произведения. Ряд бревен они уважительно называли венцом. Архитектурное наследие русского народа дошло к нам через века, но в наши дни находится под угрозой исчезновения.

НЕВОСПОЛНИМЫЕ УТРАТЫ

Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа 2018 года великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию: пора перестать закрывать глаза на процесс неуклонной и безвозвратной утраты деревянных церквей Руси.

Пожар в Кондопоге получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога,  однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иванове. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вежи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская церковь в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге православной архитектуры» можно обнаружить фотографии деревянных культовых построек и описание их удручающего состояния.

 Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих.  Государство и церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура.  Русь традиционно строила из дерева, позволяющего создавать красивые, уютные, теплые дома. Подверженность пожарам и меньший по сравнению с каменными постройками срок службы – недостатки деревянных построек, не позволившие дойти к нам через века  княжеским теремам, укреплениям и посадам. Философ-религиовед П.А. Павлов пишет, что «археологи будущего, вероятно, датируют XXI веком гибель русской цивилизации, не найдя в более позднем культурном слое остатков деревянных строений».

Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать ее на включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и  гонения на религию, но исчезла в огне мирной, покровительствующей православию, однако все же такой  безразличной к культурному наследию современности.

 ШИРКОВ ПОГОСТ НА ВСЕЛУГЕ

По-своему уникальные, подобно кондопожской, церкви есть во многих регионах России, и каждая из них бесценна. Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм в селе Ширково Пеновского района. Настоятель расположенного рядом, буквально в 100 метрах, каменного храма  иеромонах Антоний (Краснолобов) рассказывает:

– Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы бревна необычной толщины – до 70 сантиметров. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Но и раньше в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом. Власти Тверской области выделили 4,6 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви,  но как скоро будет разработан проект, мне не известно. Сейчас службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения.

Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды, и, несмотря на то, что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.

ЯРУСНЫЙ ХРАМ НА ТВЕРЦЕ

Столь же знаменитая деревянная церковь находится в Торжке – отмечают ее внешнее сходство с церковью, до недавнего времени стоявшей в Кондопоге. Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм  XVII века, расположенный на высоком берегу Тверцы. Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. По клировой ведомости церковь датируется 1653 годом, когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм. Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664–1665 годах, в составе посольства, сделал рисунок «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Вероятно, позже Вознесенская церковь была перестроена. Церковь имеет четыре яруса, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырех-угольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту замечательную по древности и архитектуре церковь. О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором все внутреннее убранство, которое еще в  XIX – начале XX века восхищало современников. В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви.

 В 2006 году церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 году ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019–2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьезные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

ЧУВСТВО ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ

События в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности: община храма собирает средства для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Старо-Вознесенская Тихвинская церковь – единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

Настоятель проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на ее плечах, но общественные активисты во главе с Татьяной Соколовой включились в работу, стремясь довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и, как человек, боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – все это требует времени и денег.

В России существует Концепция сохранения деревянного зодчества, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия страны поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить,  никого не вводят в заблуждение. Храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб.  Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Так, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, действующий православный храм в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области, является воссозданной копией Покровской церкви, построенной в 1708 году в Вытегорском погосте. Проект восстановления был разработан сразу после гибели храма по обмерам, произведенным в 1956 году, но храм был построен на новом месте.  В основание заложены камни из фундамента сгоревшей Покровской церкви Вытегорского погоста. Освящение собора состоялось в 2008 году.

 Очень важно сохранить деревянные церкви Руси не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Мария ПАРАМОНОВА

Торжокская сестра карельской погорелицы

17.09.2018

В предыдущем номере еженедельника мы начали разговор о том, что необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия – деревянных церквей Руси и в целом памятников деревянного зодчества.

 Существует Концепция сохранения деревянного зодчества России, но вопрос об исчезновении объектов культурного наследия России поднимается только тогда, когда происходят  шокирующие, необратимые утраты, такие, как пожар в Кондопоге.  Запоздалые сожаления и заявления карельского Минкульта о том, что имеются обмеры и церковь  можно восстановить  никого не вводят в заблуждение. Реставрация путем сноса или восстановление, возможно, реальный путь возвращения жителям Твери Речного вокзала, рухнувшего в прошлом году на 80-м году жизни. Но храм, древние стены которого растут из корней национальной идентичности, погиб. Новострой, копия, макет, клон  – это будет некий туристический объект, но не намоленное место паломничества.

Мы убедились в том, что церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ширковом погосте Пеновского района, находящаяся в аварийном состоянии, не реставрируется – выделены средства на проект, который пока не готов, источник средств на осуществление самих реставрационных работ не определен.

«ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ»

Еще одна, столь же известная деревянная церковь находится в Торжке, часто отмечают её внешнее сходство с церковью, да недавнего времени стоявшей в Кондопоге.  Это Вознесенская (Старо-Вознесенская) деревянная церковь с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – ярусный храм,  XXVII века, расположенный на улице  Грузинской, идущей от Борисоглебского монастыря по сравнительно высокому берегу Тверцы. В Торжке много культовых объектов и достопримечательностей, это один из красивейших городов Верхневолжья, но деревянная церковь  среди них занимает особое место.  Я до сих пор помню, как много лет назад наш класс ездил на экскурсию в Торжок и как мы подошли к этой церкви. Будто встретились с нашими далекими предками, строившими прекрасные здания без единого гвоздя. Помню, как не хотелось покидать это необычное место.

Церковь, впервые упомянутая в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 года, описана как «древян клетцки»,  что означает клеть, четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. С таким же описанием упомянута и церковь в Ширковом погосте. Известно, что сегодняшний вид – четырехугольный сруб (четверик) покрытый на восемь скатов, над которым расположен второй четверик с восьмискатной кровлей, а над ним третий, еще меньший четверик, покрытый также, и в завершении – большая главка на круглой шее – церковь в Пеновском районе приобрела в 1697 году.

С церковью в Торжке всё немного сложнее. По клировой ведомости церковь датируется 1653 г., когда на месте обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм.   Голландский географ Николаас Витсен, приезжавший в Россию в 1664-1665 гг., в составе посольства,  сделал рисунок  «Башня в Торжке», на котором изображается  деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов, то есть такая же, как в Ширковом погосте. Значит ли это, что позже Вознесенская церковь была перестроена или изображен какой-то другой храм? Некоторые ученые называют датой появления храма в его современной композиции  1717 год.

Церковь имеет четыре яруса и высоту 34 м, что на 9 метров меньше, чем у храма в Ширковом погосте, она  срублена из сосны.  Тип строения  «восьмерик на четверике» говорит о том, что первый ярус представляет собой четырехугольный сруб, но на него  поставлены три постепенно убывающих в размере  «восьмерика» – восьмиугольных сруба. Это придает зданию изящество, пропорциональность, гармонично вписывает его в ландшафт – здесь Тверца делает плавный поворот.

СОХРАНИЛАСЬ ЧУДОМ И НЕРАВНОДУШИЕМ

В 1782-1783 годах под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня, о чем свидетельствует выбитая на камне дата, также тесовая кровля  заменена железной. Были и другие работы, частично изменившие первоначальный вид здания. 5 октября 1883 г. обновленная церковь была и освящена в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. С тех пор храм стал называться Старо-Вознесенской Тихвинской церковью, а Вознесенской церковью называли новый каменный храм, построенный неподалеку в 1852-1854 году (с 1939 года и по сей день,  каменный храм закрыт, требует работ по восстановлению).

В середине XIX века деревянные храмы после постройки каменных обычно  разбирали, но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей велел сохранить эту  замечательную по древности и архитектуре церковь.  Известно, что настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Антоний искал благодетелей среди именитых граждан Торжка, чтобы восстановить деревянную церковь Вознесения, и в  1883 г. работы по обновлению, расширению окон и обшивке тесом  были проведены на средства прихода каменного Вознесенского храма.

 О высоком профессионализме строителей храма свидетельствует конструкция, не имеющая внутренних перекрытий. Это визуально расширяет пространство, позволяет охватить взором всё внутренне убранство, которое еще в  XIX – начале XX вв. восхищало современников.  В пятиярусном иконостасе были старинные иконы, среди них иконы Вознесения Господня, Тихвинской Божией Матери, святых Жен-Мироносиц, преподобного Сергия Радонежского. Иконостас венчал большой крест с распятым на нем Иисусом Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечей. Кованая цепь спускалась с потолка, удерживая деревянное паникадило в форме голубя с распростертыми крыльями, подсвечники же располагались на спине и крыльях голубя.

Однако в советское время убранство храма было утрачено, сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви. Икона-небо «Троица Новозаветная», написанная темперой, была передана в фонды Всероссийского историко-этнографического музея в г. Торжок. План переноса храма в музей деревянного зодчества в Василево под Торжком, к счастью, не был осуществлен.

Реставрационные и научно-исследовательские работы, так же,  как и в Ширковом погосте, велись  в  1970-х 1980-х гг. Восстановлена первоначальная форма окон, покрытие лемехом, удалена обшивка тесом,  но  работы не были завершены. В 2006 г. Церковь была передана в ведение Тверской и Кашинской епархии, ненадолго возобновились богослужения в летнее время, а в 2007 г. Ее закрыли на реставрацию. Храм находился в строительных лесах много лет.  Там, где древесина существенно прогнила, реставраторы заменили старое дерево на новое, пожертвовав едва заметными следами росписей, которые были выполнены в лубочном стиле.

ПРИХОЖАНЕ, АКТИВИСТЫ, КАЖДЫЙ ИЗ НАС

По словам служителей храма, в прошлом году была подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России»  Минкульта РФ по реставрации памятников истории  на реставрационные работы 2019-2021 годов.  Состояние памятника деревянного зодчества в настоящее время вызывает серьёзные опасения у общественности. На двери храма закреплена табличка, в которой прихожан и туристов информируют о том, что правый нижний венец сгнил, требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

Кроме того, события в Кондопоге обострили чувство пожарной опасности. Община храма собирает средства  для установки вокруг Тихвинской церкви забора и оплаты услуг сторожа.  Прихожан беспокоит, что местная молодежь часто собирается у стен деревянного храма, курит и распивает спиртные напитки. От неосторожного обращения с огнем, непотушенной сигареты, хулиганства деревянная церковь с многовековой историей может воспламениться и повторить судьбу своей карельской сестры. Напомню, что Старо-Вознесенская Тихвинская церковь — единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа. Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, напряженная устремленность ввысь – главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества, отмечаемые специалистами.

На сайте церкви в честь Святителя  Николая Мирликийского (расположен на другом берегу Тверцы, напротив Тихвинской церкви), к которой прикреплен старинный храм, есть реквизиты для перечисления пожертвований. В назначении платежа необходимо указать: «Пожертвование на деревянную церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Торжке».

Общественный активист, основатель компании «Экспедиция в Торжок» Татьяна Соколова  – в числе заинтересованных граждан, которые общаются с чиновниками и представителями власти, чтобы сохранить уникальную церковь:

- Батюшка проводит службы в нескольких церквях, восстанавливает их, у него достаточно много работы. В самом храме работает пенсионерка, фактически все на их плечах, мы с ними увиделись, они поделились информацией, и мы решили включиться, помочь. В региональном управлении по сохранению наследия дали полезный совет по сохранению жемчужины Торжка: сначала сделать заказ на обследование церкви, пообщаться со специалистами, увидеть сметы, а потом уже стучаться в разные двери, говорить о финансировании, и пока у нас такой сценарий, – обозначила свою активную позицию Татьяна Соколова.

Церковь в Торжке, похоже, уже обрела отряд защитников, которые постараются довести реставрацию до конца и обеспечить пожарную безопасность. Деревянные церкви близки человеку и как человек боятся огня. Очень важно привлечь к защите здания от потенциальной опасности и МЧС, противопожарную службу, совместно с реставраторами  разработать методологию и порядок проведения противоаварийных работ. Реставрация предполагает обследование, создание проекта – всё это занимает время и деньги.

Работы по противопожарной обработке древесины  также требуют методик, применимых для памятников историко-культурного наследия. Характеристики огнезащитных  составов таковы, что обработка не сказывается на механической прочности древесины, не разрушает химический состав, не приводит к ускорению износа. Однако, все это относится к новым материалам, а как отреагирует древесина, которой несколько сотен лет? Необходимо провести лабораторные исследования, прежде, чем вести речь о противопожарной обработке тем или иным составом.

Очень важно сохранить деревянные церкви Верхневолжья не макетами, воссозданными после пожарища, а живыми, действующими храмами, дающими возможность прикоснуться к жизни многих поколений наших предков, помолиться вместе с ними за процветание Руси.

Деревянные церкви Руси. Огонь, вода, пустые обещания.

10.09.2018

Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию.  Что же необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения  культурного, духовного наследия?  В первую очередь, вероятно, нужно перестать закрывать глаза на процесс неуклонной и безвозвратной утраты деревянных церквей Руси. 

Пожар в Кондопоге, пожалуй, получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога, в котором подозревается несовершеннолетний сатанист, хваставшийся, что пьет кровь и мечтает видеть церковь в огне. Однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иваново. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вёжи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге Православной архитектуры» на сайте http://sobory.ru/ можно обнаружить фотографии культовых построек прошлого и описание их удручающего состояния.

Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих.  Государство и церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура.  Русь традиционно строила из дерева – это доступный в нашей местности материал, позволяющий создавать красивые, уютные, тёплые дома. Подверженность пожарам и меньший по сравнению с каменными постройками срок службы – недостатки деревянных построек, не позволившие дойти к нам через века  княжеским теремам, укреплениям  и посаду древней Твери и других русских городов. Только каменные постройки позволяют нам судить о жизни наших предков в домонгольский период и в последующие столетия.   Лишь деревянные постройки 17-18 веков в той или иной степени доносят до нас исконно русскую культуру деревянного зодчества.

Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать её на   включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и  гонения на религию, но исчезла в огне мирной, покровительствующей православию, однако всё же такой  безразличной к культурному наследию современности.

По-своему уникальные, подобно кондопожской церкви, есть во многих регионах России и каждая из них бесценна. Как их сохранить, как не допустить невосполнимых преждевременных утрат?

Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм 1694 года постройки в селе Ширково Пеновского района. Корреспондент «Каравана» обратился к настоятелю храмового комплекса иеромонаху Антонию (Краснолобову).

- Отец Антоний, согласно легенде, на озере Вселуг в верховьях Волги в ознаменование победы над литовцами, в месте разгрома врага построили церковь. По другой купцы проходили из Новгорода с двумя иконами Иоанна Предтеч и, отдохнув на берегу,  не смогли поднять иконы, оставили их там, а братья Ширковы построили в этом живописном месте церковь. Какую из легенд Вы считаете истинной?

- Документально эти легенды не подтверждены, но эти события могли происходить в действительности. Легенды рассказывают экскурсоводы, а мы руководствуемся документальными свидетельствами.   Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы брёвна необычной толщины – до 70 см. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось. Но и до этого в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом: «Погост Ширковский у озера Вселука, а на погосте церковь Рожества Иоанна Предтечи древяна клецки, а в церкви образа и свечи и книги и всякое церковное строение приходских людей».  Точно известно, что торговая дорога из Новгорода в Торжок через Старую Руссу пролегала именно здесь. Здесь пролегал и путь войска Михаила Скопина-Шуйского, в 1609 году освободивших от осады Троице-Сергиев монастырь. Поэтому предание об основании храма на месте победы над поляками и литовцами не выглядит невероятным. Но храм здесь мог стоять и до Смуты. До революции действительно в храме находились две древние иконы Иоанна Предтечи, которые  в соответствии с их описанием могли быть написаны во второй половине XVI века. До настоящего времени из икон ничего не сохранилось.

- Федеральные и региональные СМИ писали, что власти Тверской области выделили 4,6 миллиона рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви. А сами реставрационные работы планируют осуществить путем включения объекта в федеральную целевую программу «Культура России». Сообщалось также, что храм находился в ненадлежащем состоянии и был закрыт для посещений, пока губернатор Игорь Руденя не поставил задачу привести церковь в порядок. Тогда на куполе уникального памятника деревянной архитектуры установили крест, в храме после более чем векового перерыва возобновились богослужения. По какому графику проходят в храме богослужения? Известно ли, когда будет готова документация?

- О том, как скоро будет разработан проект мне не известно. А службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения. Рядом, буквально в 100 метрах, находится каменный храм. В 1903 году было получено разрешение на строительство каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи, так как деревянная не могла вместить всех прихожан. В 1915 году храм, способный вместить до 1400 человек, был освящен, а деревянную церковь планировали отреставрировать, но до революции не успели.   К 1960-м rодам она пришла в аварийное состояние – прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви. Кирпичные столбы с ажурным кованым ограждением утрачены. Реставрационные работы на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры были выполнены в 1974-1977 годах Осташковским реставрационным участком Тверской области реставрационной мастерской. С тех пор прошло много лет, и состояние церкви снова стало аварийным. Тверьпроектреставрация установила крест и громоотвод, что очень важно для деревянного здания. Но полная реставрация возможна только когда будет подготовлен проект и выделены средства. Каменный храм, в котором проходят службы, в 1992 году был передан верующим и отремонтирован на средства благотворителей, стены были частично расписаны в древненовгородском стиле московскими художниками.  Но памятники деревянного зодчества требуют высокопрофессионального подхода.

- Существует православное общественное движение «Общее дело»: священники и молодые волонтеры в Архангельской, Псковской, Новгородской и других областях занимаются противопожарной обработкой храмов, защитой от разрушительных воздействий. Приходилось ли Вам сотрудничать с этой организацией  православных добровольцев?

- Нет, к нам такие волонтеры не обращались. В любом случае, противопожарная обработка объекта историко-культурного наследия не может проводиться без ведома уполномоченных на его охрану государственных органов. Надеюсь, что проект реставрации предусмотрит и такую обработку и меры по обеспечению противопожарной безопасности и системы пожаротушения. Главное, чтобы реставрация была проведена как можно скорее. Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды и несмотря на то, что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.

- Спасибо, отец Антоний! Несомненно, деревянные церкви –  это часть нашего национального самосознания, память наших предков. И государство и церковь и общество должны вместе приложить усилия по сохранению этих уникальных построек, проблему нужно решать комплексно и профессионально.