Записи с меткой «Памятники истории и культуры»


Смоленские просветители предстанут на информационно-образовательном портале

01.07.2020

29 июня 2020 года на платформе Google Meet состоялась видеоконференция, посвящённая информационно-образовательному порталу «Смоленск просвещённый».

Разработанный Ассоциацией «Смоленский центр гуманитарных исследований» проект «Смоленск просвещённый: информационно-образовательный портал» стал победителем конкурса Фонда президентских грантов, итоги которого были подведены 15 июня 2020 года. Проект направлен на сохранение исторической памяти о выдающихся смоленских просветителях, повышение уровня информированности о Смоленске как городе с глубокой просветительской традицией, формирование уважительного отношения к культуре и традициям родной земли.

      В конференции приняли участие руководитель проекта доктор филологических наук, профессор Л.В. Павлова, специалисты и кураторы направлений проекта, а также представители ведущих смоленских СМИ, таких как «Рабочий путь», «Смоленские новости», ГТРК «Смоленск», телеканал «Регион  67», пресс-служба СмолГУ и пресс-служба Смоленской епархии. Организовала встречу декан филологического факультета СмолГУ В.С. Ковалёва.

        В рамках информационно-образовательного портала «Смоленск просвещённый» запланированы следующие мероприятия:

    1. Цикл научно-популярных лекций под общим заглавием «Просвещение и просветители на Смоленской земле» о книжниках и святых, об историках и филологах, о поэтах и прозаиках, о коллекционерах и краеведах (Климент Смолятич, св. Авраамий Смоленский, Н.А. Мурзакевич, Н.А. Энгельгардт, Г.Е. Псальмов, М.Н. Тенишева, Е.Н. Клетнова, Н.Н. Редков, А.В. Македонов, И.М. Хозеров, Е.А. Шмидт, В.С. Баевский, В.В. Ильин, В.Е. Захаров, И.Д. Белогорцев).

      2. Разработка и проведение экскурсий по городу и области: «По стопам Авраамия Смоленского», «Псальмовские места», «Талашкино и Флёново – “Смоленские Афины”», «Просветители-смоляне ХХ века», «И.М Хозеров: жизнь и открытия».

       3. Установка памятных знаков, баннеров и мемориальной доски.

       4. Проведение интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» по теме проекта.

       5. «Авраамиевская седмица» – комплекс событий по теме проекта, связанных с именем одного из первых книжников и просветителей Руси Святого Авраамия Смоленского.

       6. Конкурс литературных эссе.

Г. С. Меркин о Музее книги про бойца в Сельце

22.06.2020

Уникальные воспоминания прислал мне Геннадий Самуилович Меркин, кандидат филологических, доктор педагогических наук, Почетный профессор СмолГУ. Г.С.Меркин стоял у истоков создания Музея песни М.В.Исаковского «Катюша» во Всходах Угранского района и Музея книги про бойца в Сельце Починковского района. Но судьба этих двух музеев сложилась по-разному. Геннадий Самуйлович пишет: «Уважаемая Мария Николаевна, отсылаю свои воспоминания о музее книги про бойца в Сельце…Ваш Г.С. Меркин».  В эти дни, когда мы празднуем 110-летие Твардовского, читателям моего сайта и сайта Смоленской областной организации Союза писателей России, главным редактором которого я являюсь, несомненно будет интересно прочесть о событиях, происходивших на малой родине поэта много десятилетий назад.

Музей книги про бойца в Сельце

Инициатива создания музея, посвященного А.Т. Твардовскому в Сельце Починковского района, исходила от Смоленского обкома КПСС. В середине октября 1984 года меня пригласил зайти к себе заведующий отделом пропаганды и агитации обкома партии Игорь Викторович Григорьев. В это время группа студентов Смоленского пединститута, объединенная в студенческий отряд «Катюша», вплотную занималась созданием музея песни «Катюша», который должен был разместиться в пос. Всходы Угранского района, на малой родине М.В. Исаковского. Молодежный отряд был создан после того, как Смоленский обком партии, а точнее – И.В. Григорьев не просто одобрил мою идею создания музея во Всходах, но и создал для нашей работы идеальные условия: нам было выделено огромное пространство – балкон в доме политического просвещения областного комитета партии, ныне помещение для Смоленского музыкального училища.

Игорь Викторович расспросил, как идут дела по созданию будущей экспозиции для музея «Катюши», и неожиданно протянул мне письмо из Союза писателей СССР, в котором говорилось о предстоящем 75-летии со дня рождения А.Т. Твардовского и о том, что делается в Смоленской области по подготовке этой даты.

Игорь Викторович с некоторой печалью в глазах сказал:

– Вы же знаете, что ничего существенного не происходит. Так что, Геннадий Самуилович, придется вам взяться за создание музея Твардовского. Какие у вас будут соображения на этот счет? Где и что мы можем сделать реально?

Я ответил, что срок очень короткий, что за семь месяцев создать музейную экспозицию практически невозможно.

Мой собеседник ответил, что он все это понимает и обещает мне всяческую поддержку: не только всеми необходимыми расходными материалами, но моральную поддержку. Он заметил при этом, что знает о созданных мной в Вязьме музея трудовой славы предприятий микрорайона 6 средней школы и музейной экспозиции, посвященной выдающимся педагогам, в разное время работавшим в средней школе № 5 в Вязьме.

– Не мне вам советовать, как организовать работу. Понимаю, что будет непросто, но, уверен, вы справитесь.

Я пошел по тому же пути, что и при организации музея «Катюша». Был создан молодежный студенческий отряд «Муравия» из моих учеников – студентов-филологов. Вместе с ними была разработана концепция будущего музея. Музей было решено создавать в Доме культуры деревни Сельцо, что в нескольких километрах от хутора Загорье, где И.Т. Твардовский планировал создание музея-усадьбы Твардовских. Поэтому, наряду с основными вехами творческой биографии поэта, не претендуя на полноту охвата, мы решили создавать музей поэмы «Василий Теркин». История поэмы, ее своеобразие, ее место в ряду эпических произведений о Великой Отечественной войне достаточно хорошо изучены. Потому мы, наряду с общеизвестными фактами и сведениями, обойтись без которых было невозможно, упор делали на истории поэмы на смоленской земле: о герое – земляке поэта, о названии географических мест, так или иначе связанных со Смоленщиной, о смоленских изданиях поэмы. Задача поисковой группы «Муравии» была в том, чтобы не только собрать необходимый информационный материал, но, по возможности, материализовать его: найти газеты и сделать копии; раздобыть смоленские «толстые» журналы и альманахи с публикациями о Твардовском и его поэме, и, самое сложное, отыскать для экспозиции подлинники смоленских изданий «Теркина» и не только «Теркина».

Музей должен был располагаться в двух комнатах Дома культуры. В первой планировалось представить творческий путь А.Т. Твардовского от первых стихотворений до финала – редакторской деятельности Твардовского в «Новом мире». Второй зал должен был рассказывать посетителям музея о поэме «Василий Теркин» и об увековечивании памяти поэта – в названии пароходов, улиц, в издании произведений поэта на языках народов СССР и мира, о научных исследованиях, посвященных А. Твардовскому.

«Изюминкой» первого зала должны были стать экспозиционные пояса о поэме «Страна Муравия», военной лирике А. Твардовского и стихов, посвященных семье поэта, прежде всего матери – в цикле «Памяти матери». Кроме того, планировалось включить в экспозицию материалы и документы земляков поэта, в том числе и жителей дер. Сельцо, которые помнили о Твардовском, участвовали либо в строительстве Дома культуры, либо в сооружении пруда напротив него, который местное население называло не иначе, как «озеро Твардовского» – пруд был выкопан по личной просьбе поэта.

А.Т. Твардовский очень аккуратно относился к понятию «учителя поэта». Немногие удостаивались им такой оценки. Но безусловным авторитетом для него был М.В. Исаковский, что следует из многочисленных источников, принадлежавших самому Твардовскому. Мысль о том, что он средства, полученные за Государственную премии, отдал на строительство Дома культуры в Сельце под чьим-то давлением никак не соответствует истине. Во-первых, документов об этом нет, неизвестно, кто эти «давители» и откуда. Во-вторых, что более важно, А. Твардовский привез из своего путешествия по Сибири проект каменного Дома культуры. Напомним, что М.В. Исаковский средства, полученные за Сталинскую премию в 1943 году за создание цикла песен, в которых входила и «Катюша», отдал на строительство Дома культуры во Всходах, на его малой Родине. Но это в период, когда шла война, был проект деревянного здания – о кирпичном и не мечталось. А. Твардовский идет по пути своего знаменитого земляка.

К созданию музея, посвященного А. Твардовскому в Сельце, весьма настороженно отнеслась Мария Илларионовна Твардовская, вдова поэта. Она писала мне, что музей вряд ли будет иметь перспективу, что в Сельце, в местной начальной школе, уже есть музейный уголок с очень хорошими материалами о Твардовском, прежде всего о его учебе в Ляховской школе, о его учителях.

Я отвечал Марии Илларионовне, что понимаю ее опасения, но литературная экспозиция на малой родине Твардовского, о которой он всегда говорил и писал с теплотой и любовью, необходима еще и потому, что будущий этнографический комплекс в Загорье не будет иметь большого значения для понимания Твардовского, если рядом не будет литературной экспозиции. Я убеждал жену поэта в том, что А. Твардовский, большой поэт, часто – вопреки обстоятельствам, и комплекс, в который войдет возрожденный хутор и музейная часть в Доме культуры, станут единым целым.

Не знаю, удалось ли мне убедить Марию Илларионовну, но она прислала письмо с пожеланием успеха в нашей затее и достаточно большую посылку с книгами из личной библиотеки А. Твардовского, в том числе с дарственными надписями литераторов А. Твардовскому.

Между тем работа шла полным ходом и, самое важное, в том числе и благодаря помощи И.В. Григорьева, удалось получить копии материалов, газет военного времени, журналы и альманахи 40-50-х годов. Ряд материалов подарили для будущего музея смоленские библиофилы – из своих коллекций. Я отдал для музея подлинники отдельных номеров «Литературной газеты» начала 50-70-х гг. и самое ценное – полные комплекты журнала «Новый мир» периода редакторской деятельности А.Т. Твардовского.

Все письма о поэте и его творчестве, в том числе и переписка с М.И. Твардовской, воспоминания земляков, записанные студентами, подлинники фотодокументов и архивные источники, включенные в экспозицию, стали фондами музея. Их насчитывалось более 400 единиц хранения. И это было значимо, так как известно, что любой музей красен не только экспозицией, но и фондами.

Под утро 17 июня готовую экспозицию мы погрузили на две грузовых автомашины; и вместе с юношами – создателями музея – я отправил в Сельцо монтировать музей. В седьмом часу утра я шел на занятия прямо от Дома политпроса. Возле театра навстречу мне шел смертельно уставший И.В. Григорьев: город готовился к вручению награды – города-героя.

Я сказал Игорю Викторовичу, что только что отправил для монтажа все музейные экспозиции.

Игорь Викторович улыбнулся, обнял меня, или, точнее, мы повисли друг на друге, и сказал:

– Спасибо, Геннадий Самуилович. Я верил, но не надеялся.

23 июня было открытие нашего музея и большого закладного камня на месте, где И.Т. Твардовский возведет мемориальный комплекс усадьбы Твардовских.

Было много гостей, в том числе и очень знаменитых: генерал-полковник В.М. Шатилов, командир 150-й стрелковой ордена Кутузова II степени Идрицкой дивизии, которая участвовала во взятии рейхстага. В этой дивизии служили наш земляк М. Егоров и М. Кантария, бывшие среди тех бойцов, кто водрузил над рейхстагом знамя Победы. Был фотохудожник В.И. Аркашев, автор фотоальбома «Дорогами Василия Теркина. Он подарил музею увеличенные до размера большого ватманского листа фотографии своей книги про бойца. Были писатели, в том числе из Смоленской писательской организации, и, конечно, многочисленные земляки поэта.

Много внимания уделял созданию музея и организации праздника директор местного совхоза И.В. Шатыркин. Он очень радовался, тому, что мы успели завершить создание музея, и спрашивал ревниво:

– Наш музей ведь не хуже музея «Катюши»?

Праздник прошел, и начались не очень радостные будни. Во-первых, кто-то из «доброжелателей» написал в областные органы анонимку о якобы нецелевом расходовании директором совхоза государственных средств. Я не знаю всех тонкостей этого постыдного дела. Но меня несколько раз вызывали на допросы по поводу И.В. Шатыркина, пытаясь получить доказательства его вины. Естественно, ничем обрадовать следователей я не мог.

В связи с этим Иван Владимирович не рискнул дать отдельную единицу хотя бы смотрителя музейных экспонатов. Во Всходах такая возможность была изыскана, и земляки М.В. Исаковского не только ревниво оберегали то, что мы сделали, но и существенно обогатили музей, в частности, получили от вдовы М.В. Исаковского большое количество вещей, книг из библиотеки поэта и т.д., что позволило из категории народного музея перейти в статус государственным мемориальным музеем М.В. Исаковского, в состав которого естественным образом вошла экспозиция о «Катюше».

В Сельце этого не случилось. В очередной приезд в музей я увидел ужасную картину: двери музея нараспашку, на солнце выгорают подлинники газет и книг, судьба фондов неизвестна. Музей бесхозен.

Я глубоко убежден в том, что малая родина знаменитых земляков не может быть бесхозной и опустошенной. Там должна кипеть жизнь. Так происходит в лермонтовских Тарханах, тютчевском Муранове, чеховском Мелихово, я не говорю уже о Пушкинских горах. Это о великих классиках. Но ведь так происходит в астафьевской Овсянке, шукшинских Сростках и ряде других селах, поселках, городах, связанных с жизнью и творчеством известных писателей-земляков.

А. Твардовский такой чести не удостоен. Позиция поэта, его творчество и при жизни раздражали власть. Изучение творчества Твардовского, в том числе и на его родине, долгие годы было если не под запретом, то не поощрялось. Твардовский был неудобен для многих – и некоторых литераторов, и для многих партийных функционеров и чиновников.

Они «проснулись» только после его кончины: «У нас любить умеют только мертвых». Сегодня эта формула не работает: и мертвых не чтут, а если и «чтут», то как-то показно, театрально.

Это не абстрактные выводы, не умозрительные рассуждения. Езжайте в Сельцо. Деревня умерла, школа закрыта, жителей нет. Могилы на кладбище, где похоронен И.Т. Твардовский и его супруга, в диком запустении.

Близилось 100-летие со дня рождения А.Т. Твардовского. Совершенно закономерно, что гости Смоленска, которые должны будут приехать в Смоленск на праздник, захотят побывать на его малой родине. Тем более что было принято специальное правительственное постановление по поводу столетнего юбилея поэта. А везти-то некуда. Зарос бурьяном отчий край, озеро заросло, и здание Дома культуры обветшало, и с музеем невесть что…

Некуда ехать. И незачем. Дом культуры, а вместе с ним музей сгорел. Как говорят работники правоохранительных органов, «Нету тела, нету дела».

Мария Илларионовна Твардовская оказалась права. К сожалению – для одних, ради успокоения – для других.

Г.С. Меркин, кандидат филологических,
доктор педагогических наук,
Почетный профессор СмолГУ

Он мне снится другим…

29.05.2020

Наша история – это имена, события, но также произведения искусства и объекты культурного наследия. Память избирательна – если не вспоминать или не напоминать, имена, события, биографии, стихи и проза стираются, забываются. А   дома, живые свидетели прошлого, разрушаются, исчезая с лица земли.

Мой любимый домик в Твери – объект культурного наследия регионального значения «Дом Мутузова», расположенный на ул. Рыбацкой, 44. Я даже посвятила ему стихи. Однажды мне приснилось, что я его отремонтировала и живу в нём. Это был очень светлый, счастливый сон. Но мне не удалось узнать, кто его владелец. Его купили, хотя он является памятником, и теперь он медленно разрушается.

Некогда домом владел купец Мутузов. Его небольшой дом в стиле модерн построен, как считается, в конце XIX – начале XX века, это Серебряный век. Фасад здания украшен лепниной – женскими лицами муз и цветами. Мезонин обрамляют остатки декоративных решёток. Я хотела бы жить в таком доме, даже восстановить его первоначальный вид, и никакого пластика! Неужели он обречён, а моему счастливому сну, в котором за рекой поднимается из тумана прекрасный храм, не уждено сбыться?

 .

 

Дом у реки

 

Манекены одеты нелепо
И стоят в освещенных витиринах.
Так и мы, проводившие лето,
Заточённые в маски из грима,

Созерцаем безумие улиц,
Суету задымленных проспектов.
Даже если бы мы улыбнулись,
Разве кто-то поверил бы в это?

А вдали, в полутьме побережья -
Тихий дом. Заколочены окна,
И свисают с карниза небрежно
Перепутанной пакли волокна…

Он мне снится другим, будто не был
От людского беспамятства в шоке,
И кудрявится кованый стебель
У мансарды, в изгибе решетки.

На узорной скамье возле дома
В этом сне улыбаюсь прохожим,
А за речкою – храм невесомый
На чудесный град Китеж похожий.

Малым историческим городам необходим особый поход, они просто не могут быть неперспективными!

03.02.2020

Опубликовано в еженедельнике «Караван» №5(54) от 05.02.20 г., стр. 12

В обсуждавшейся на минувшей неделе теме реновации в регионах меня больше всего обеспокоило то, что в качестве примера привели город Белый – малый исторический город с многовековой историей. Дескать, там население меньше 4 тысяч человек, да и те будут рады из ветхого и аварийного жилья переехать в более крупный город. Полагаю, что в малых исторических городах нацпроекты должны помочь восстановить историческую застройку и создать общественные пространства. Тогда и местные сообщества оживятся и туристы потянутся.

В Белом я была лишь однажды, летом 2006 года. Городок этот запомнился мне милым и солнечным. Белый был основан в 1350 году. С 1708 по 1929 год он был центром Бельского уезда Смоленской губернии. После революции административно-территориальное деление многократно менялось. То  Калининская область, то не существующая ныне Великолукская.  Белый, прямо скажем, зачах. Снесли церкви, а во время войны были разрушены и многие красивые гражданские здания – Белый много месяцев был на передовой линии сражений.

Когда я жила в Смоленске, там часто упоминался Белый в историческом аспекте и как объект для небольшого путешествия. Расстояние от Белого до Твери – 294 км, а до Смоленска – 129. Может лучше обратно смолянам отдать, раз у нас слишком много малых исторических городов? Или будем гордиться огромной пустующей площадью Тверской области? Но ведь реализация проекта переселения из ветхого и аварийного жилья не обязательно должна вестись с переселением людей в многоэтажки. Можно застроить центральные улицы двухэтажными домами, восстановив облик исторического центра города. Но изнутри эти дома будут современными и комфортными. Что же касается общественных пространств – нужны площади, скверы, парки с памятными знаками, напоминающими о многовековой истории города.

Согласно летописным данным Белый в  XIV-XV веках был центром удельного княжества, а первый его князь Иван Владимирович  положил начало роду князей Бельских. Много веков находясь на границе, Белый был местом сражений.  В 1506 году  воеводой Василия III  П.С. Лобановым-Ряполовским была построена в Белом рубленая крепость на земляных валах с  двумя оборонительными линиями. Позднее польский король Сигизмунд подступив к Белому сжег посад, а крепость взять не смог. С 1606 года воеводой  Бельской крепости был  Г.Г. Пушкин , предок «солнца русской поэзии». А в 1613 году  в осажденном Белом  отряд шотландских воинов перешел на сторону Москвы. В их числе на службу русскому царю поступил Георг Лермонт, от которого пошел род Лермонтовых. Вот такая поэтическая история.

Было еще много уникальных страниц и имен в истории Белого. Пётр Первый, Екатерина Вторая, Баратынские, Энгельгарты, Голенищевы-Кутузовы, знаменитый путешественник Н.М. Пржевальский, философ В. В. Розанов, художник Н.П. Богданов-Бельский, православный миссионер Николай Японский и другие. Простое перечисление этих имен свидетельствует – экскурсия по Белому могла бы быть не менее увлекательной, чем по Торжку или Старице, вот только объектов показа почти нет.

Белый был одним из первых провинциальных городов, получивших регулярный план и образцовые проекты для каменных домов. Архитекторам хорошо знакомы эти проекты, и было бы несложно воссоздать исторический облик центра города, деликатно добавив к нему элементы комфортной городской среды. Плюс старые валы – отличная смотровая площадка, плюс городской парк, которому почти 200 лет. Плюс реки и озёра. К тому же некоторые здания сохранились – в них сейчас располагаются государственные учреждения. Ну и, конечно, церкви тоже  не мешало бы восстановить, хотя бы одну-две.

А подвиг Белого в годы Великой отечественной войны – 16 месяцев ожесточенных боев на передовой! Практически полное разрушение, гибель мирных жителей. Неудивительно, что население города существенно сократилось по сравнению с довоенным. На территории Бельского района захоронены более 26 тысяч воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

С такой историей Белый должен стать одним из значимых  туристических центров Тверской области. Скажете, что это «маниловщина»? Но ведь в рамках нацпроектов, конкурсов для малых исторических городов и при деятельном участии муниципальных и региональных властей это возможно. Малым историческим городам необходим особый поход, они просто не могут быть неперспективными!

Мария ПАРАМОНОВА
член Союза писателей России

Реставратор Верхневолжья

04.12.2019

статья опубликована в еженедельнике «Караван Ярмарка» №46
за 4 декабря 2019 г. на с.10-11
(в сокращении)

26 ноября исполнилось 75 лет единственному в Тверской области аттестованному Министерством культуры России инженеру-реставратору Владимиру Григорьевичу Лысикову. Этой дате, а также 25-летию работы в сфере реставрации был посвящен творческий вечер, состоявшийся в стенах Тверского театра юного зрителя.

Гостям творческого вечера, в числе которых были руководители предприятий, здания которых отреставрированы В.Г. Лысиковым и его коллеги, была показана презентация, напоминающая основные этапы работы инженера-реставратора. Представление было интерактивным – юбиляр и очевидцы событий охотно включались в обсуждение, вспоминали подробности.

С чего всё началось?

1994 год.  Опытный инженер Владимир Лысиков, имеющий за спиной опыт работы на руководящих должностях таких предприятий как Металлобаза Канининснабсбыта, Хлебозавод №3, УПТК Текстильспецпромстроя и других, создает вместе с заслуженным художником России Борисом Федоровым и Александром Кудряшовым предприятие ТОО «АБВ Глас Студио» для производства высокохудожественных изделий из стекла.

Первой работой студии стал витраж в памятнике советского зодчества –  доме знаменитого архитектора, представителя конструктивизма Ивана Леонидова. Дом этот был построен в 1933-1936 г. как фабрика-кухня,  позже стал Дворцом пионеров, затем детской спортивной школой. Леонидовский витраж не сохранился – в войну дом сильно пострадал, проем заложили кирпичом, а сверху повесили портрет Ленина с девочкой. Борис Владимирович Федоров представил на конкурс проект, стилистически связанный с идеями Леонидова. Технологию изготовления витража разработал  Владимир Григорьевич Лысиков. Витраж двусторонний – со стороны двора он имеет прозрачное остекление, а изнутри – цветное.  Кроме того, он раскрывной – по просьбе заказчика, чтобы можно было мыть стекла. В 90-е массово закрывались предприятия, но, к счастью, удалось найти стекло необходимых цветов на Чернятинском стеклозаводе в Брянской области. Витраж прекрасно вписался в интерьер фойе с колоннами в древнеегипетском стиле. Он по-прежнему находится в прекрасном состоянии. В 1995-1996 годах под руководством В.Г. Лысикова в Детской спортивной школе был проведен ремонт кровли, изготовление и замена дверных блоков входной группы и ремонт гранитных ступеней входной группы.  Но в наши дни творение Ивана Леонидова требует основательного ремонта и реставрации.

Памятник Головинскому

Весной 1997 года Лысиков познакомился с руководителем ОАО НРЦ «Тверьпроектреставрация» Татьяной Николаевной Тумановой, которая искала инженера для реставрации памятника городскому голове Твери Александру Федоровичу Головинскому (1863-1871 гг.). По инициативе главы Твери Александра Петровича Белоусова это памятник, стоявший заброшенным и частично поврежденным на набережной Тьмаки около магазина «Обои», было решено перенести на возвышение напротив Покровской церкви, здесь же, на Головинском валу. Памятник, установленный в 1867 году, напоминает о создании на средства купца и мецената Головинского дамбы, защитившей жителей Затьмачья от паводков. Длина вала составляла около 5 километров, а высота -  до 7 метров. Впрочем, известно, что купец, огороды которого оказались засыпаны валом, подал в суд на городского голову Головинского и его не переизбрали на новый срок. Вскоре Головинский умер в возрасте 61 года. Эта поучительная история, по-видимому, взволновала А.П. Белоусова и через сто с лишним лет память о городском голове Головинском была восстановлена.

 Реанимация Тверьреставрации

В 1990-е Калининские ремонтно-реставрационные мастерские разделились на 2 организации: производственную фирму «Тверьреставрация» и проектную «Тверьпроектреставрация». В ходе работы над реставрацией памятника Головинскому, Т.Н. Туманова, руководившая проектной организацией, познакомила В.Г. Лысикова с А.И. Харковенко, возглавившим производственную. Александр Иванович пригласил В.Г. Лысикова на должность главного инженера, чтобы вместе поднимать находящуюся в глубоком кризисе «Тверьреставрацию».

2 года понадобилось, чтобы рассчитаться с долгами. 2 здания – памятника архитектуры были отремонтированы под офис, но позже переданы другим пользователям. 7 производственных участков в районах области удалось спасти. За годы совместной работы отреставрировано множество объектов историко-культурного наследия.

Так в 1997 году была проведена реставрация интерьера цокольного этажа в Доме Ворошиловских стрелков для размещения слушателей Академии ПВО. В 1998 году -  реставрация усыпальницы Николая Александровича Львова в дер. Никольское-Черенчицы, а также  реставрация фасада здания Центробанка в Твери по ул. Советской. Тогда, впервые в тверской реставрации применены новые технологии материалы. Фасад выдержал два гарантийных срока, то есть десять лет.

 Усыпальница Гурко и памятник Пушкину

В 1999 г. настоятель храма преп. Иосифа Волоцкого  в пос. Сахарово протоиерей Геннадий Ульянич обратился к А.И. Харковенко с просьбой смонтировать крест. Это стало началом и реставрационных работ и добрых взаимоотношений.

Были выполнены прогоны баллюстрады, ремонт кровли и частичный ремонт главного фасада. В 2007 году проведена окончательная реставрация здания, а В.Г. Лысикову вручено Благодарственное письмо Благотворительго фонда им. И.В.Гурко. В храме преп. Иосифа Волоцкого крестились дочь Мария,  внуки Павел и Иван, внучатая племянница Екатерина.

В этом же году, к 200-летию классика русской литературы А.С. Пушкина, была проведена реставрация памятника поэту на набережной в Городском саду. Отреставрирована подпорная стена набережной из белого камня и перила. За умелое руководство этими работами постановлением Губернатора В.И. Платова В.Г. Лысикову объявлена благодарность.

 Небо, вертолёт, крест

«В жизни всегда есть место подвигу,» – так часто говорит Владимир Григорьевич. В 2000 году  реставраторам выпала непростая задача: подъем и монтаж креста на церкви в с. Застолбье при помощи вертолета.  В.Г. Лысиков, стоя на металлических лесах, принимал крест для монтажа на куполе. Об этом подробно рассказывала статья краеведа А.Е. Серова в газете «Тверская жизнь». В ней отмечено, что прихожане благодарны «особенно главному инженеру Лысикову В.Г., который неоднократно лично на высоком профессиональном уровне выполнял сложные виды работ, в том числе установку крестов».

Две старушки, наблюдавшие за установкой креста, со слезами на глазах рассказали, как в 30-е годы посеребренный крест тракторами сдергивали с храма. К сожалению, спустя 20 лет церковь в Застолбье так и не отремонтирована, хотя является действующей. И газеты «Тверская жизнь» больше нет. Но это уже другая история.

В том же 2000-м году проведена реставрация Дома купца Филиппова в Старице.
Купцы строили дома, которыми мы восхищаемся сегодня, жертвовали деньги на строительство храмов. В этом доме останавливался император Александр I, приезжал на бал А.С. Пушкин. Под руководством Лысикова В.Г. проведена реставрация кровли, перекрытий, настил балкона.

В 2000-2003 годах отреставрированы Дома братьев Неворотиных (Бежецк, XIX век), Дом дружбы с народами зарубежных стран в Твери (сейчас в здании расположен депутатский центр Единой России), здание Администрации Центрального района г. Твери (построено в 1783 г. как Дом присутственных мест, здесь работал вице-губернатором М.Е. Салтыков-Щедрин), одно из зданий Дипломатического корпуса (Завидово, Конаковский район).

Валунный мост

Творение знаменитого архитектора Николая Александровича Львова – Валунный мост в селе Василёво Торжокского района (XVIII в.) осенью 2002 года находилось в аварийном состоянии.

В. Г. Лысиков, вместе с начальником комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области Ларисой Александровной Поповой приехав на объект, увидел, что обвалился один пролёт и арочная стена со входом под пролёт. Весной на мосту образовалась продольная трещина 18 см. Это произошло из-за того, что после очистки поймы на зиму водоём не был заполнен водой.

Над реставрацией работал коллектив Тверьреставрации, главный архитектор проекта Курочкин Валерий Владимирович, принявший участие в творческом вечере, вместе с юбиляром рассказали собравшимся множество интересных подробностей о том, как в результате технически сложной и весьма творческой работы мост был восстановлен.

Колокольня  трёх  исповедников и Венециановка

Воскресенская церковь, называемая также церковью Трёх исповедников  Гурия, Самона и Авива (XVIII – XIX вв.), в годы Советской власти  служила музеем здравоохранения, домом санитарного просвещения, морским и шахматно-шашечным клубом. Колокольня была разрушена в 30-е годы.

В 1962-63 гг. 18-летний Володя Лысиков проходил в морском клубе допризывную подготовку  по специальности электромонтажника. Позже, начав работу в реставрации он мечтал восстановить колокольню. Так и вышло – колокольню отстроили заново, а установкой креста при помощи крана лично руководил В.Г. Лысиков. Объект был сдан к Дню города в 2003 году, Владимир Григорьевич получил от главы города О.С. Лебедева благодарственное письмо.

Здание Тверского художественного колледжа имени А.Г. Венецианова, расположенное рядом с храмом Трёх исповедников, построено во II половине XVIII века купцом  Зубчаниновым.  Позднее здесь располагалось Духовное училище. В комплекс, переданный в 1995 г. Тверскому художественному училищу им. Венецианова входят дома 44 и 46 по набережной Афанасия Никитина. В 2002 году потребовалось укрепление несущих балок чердачного перекрытия в д. 44. Директор ТХК им. Венецианова Сиротина Наталья Георгиевна поздравила В.Г. Лысикова с юбилеем и вспомнила, как  эти сложные в техническом плане работы были проведены в оптимальные сроки. В дальнейшем под руководством В.Г. Лысикова проводилась замена обрешетки, ремонт стропильной системы, ремонт кровли, водоотведение, реставрация белокаменного цоколя.

Мемориальный комплекс в Молоково                                                    

В центре пос. Молоково увековечена память восьми героев Советского Союза – жителей Молоковского района. Стеллы выполнены из гранита, мемориальные доски с именами 2,5 тысяч погибших воинов закреплены на стене из кирпича. Работу по граниту и мрамору выполнила мастерская по обработке природного камня под руководством Валерия Алексеевича Константинова. Он также поделился своими воспоминаниями о совместной работе с В.Г. Лысиковым.

В состав Мемориального комплекса вошла также часовня, изготовленная по проекту В. В. Курочкина, выкованы и смонтированы фонарные столбы  (кузнец Соболевский П.П.). Кроме того были установлены 2 пушки, 2 гаубицы и бронетранспортер. Дом-музей маршала Николая Васильевича Огаркова в отреставрированном доме, где родился будущий начальник Генерального штаба, открывал лично министр обороны  РФ маршал Игорь Дмитриевич Сергеев и 18 генералов Генштаба. Владимир Григорьевич пообщался с министром, прежде возглавлявшим РВСН, в которых Лысиков служил в 1963-66 гг.

Тургиново – родина предков

Дед В.Г. Лысикова по материнской линии Куворин Иван Андреевич родом из деревни Поминово (как и отец президента В.В.Путина). Бабушка Куворина Вера Матвеевна – из дер. Сухарево. В Тургиновском сельсовете Владимир Григорьевич заключил брак со своей супругой Галиной Васильевной. По этим ностальгическим причинам В.Г. Лысиков попросил направить его для руководства субподрядными работами по контракту известной питерской фирмы «Интарсия», занимавшейся реставрацией комплекса зданий в Тургиново, в том числе Покровской церкви.

Работы заключались в реставрации кирпичной кладки одного из зданий, белокаменного цоколя, изготовлении металлических балок под полы.

Магистрат, он же ТЮЗ

Здание магистрата (1773-1776 г.), входящее в комплекс из четырех зданий Восьмиугольной площади (пл. Ленина) примечательно, в том числе тем, что в нем служил баснописец И.А.Крылов. А с 1959 года здесь располагается Тверской театр юного зрителя.

Впервые реставрацией этого здания В.Г. Лысиков занялся в 2006 году. Это была реставрация кирпичной кладки главного фасада, белокаменного цоколя, изготовление балюстрады на кровле, укрепление стропильной системы, замена обрешетки и кровли.

Директор ТЮЗ Бахарев Александр Витальевич, также принявший участие в творческом вечере, в своем выступлении отметил, что сразу отметил для себя профессионализм и ответственность В.Г. Лысикова и пригласил к сотрудничеству. С 2008 по 2012 год В.Г. Лысиков – ведущий инженер-строитель ТЮЗа. Он курировал все реставрационные работы, проводившиеся в здании.

В 2016 году, когда Лысиков уже работал в составе Тверьпроектреставрации, были изготовлены и смонтированы гранитные крыльца главного фасада, проводилась реставрация кирпичной кладки, ремонт кровли, утепление перекрытий и водоотведение.

 К 700-летию Сергия Радонежского

В поселке Радонежье Дмитровского района Московской области В.Г. Лысиковым было установлено деревянное колесо диаметром 6 м , шириной 1,5 м. Стальной вал был разработан и изготовлен на Тверском экспериментально-механическом заводе. Главный технолог завода в то время Швец Николай Федорович рассказал об этой работе. А деревянные части колеса выполнили в столярной мастерской в д. Бортниково. Её  начальник Скрябин Сергей Дмитриевич также выступил на вечере.

Колесо было смонтировано при помощи крана лично В.Г. Лысиковым, в присутствии настоятеля местной церкви. Колесо и сейчас вращается, поднимая воду для омовения людям с ограниченными возможностями здоровья. Вода подается кувшинами, подвешенными к лопастям.

Дворянское собрание, Дом офицеров, Дом искусств ?

В 2015 году реставраторами велись работы по северному и восточному фасаду Дома офицеров в Твери на ул. Советской д.14. Также произведен ремонт кровли и реставрация белокаменного цоколя. В.Г. Лысиков осуществлял технический надзор за ходом работ.

Здесь, в Доме дворянского собрания сто лет назад выступали В.В.Маяковский,  С.А. Есенин, С.Я. Лемешев. Вот уже несколько лет ведется подготовка к возвращению этого здания в сферу культуры в качестве Дома Искусств.. На творческом вечере В.Г. Лысикова поздравил с юбилеем директор ГБУК «Тверской Дом Искусств» Владимир Ефимович Боярский. Известно, что зданию, которое должно стать частью центра притяжения для горожан и туристов в Твери,  требуется усиление фундамента, восстановление фасада, оконных и входных групп, кровли, внутренних интерьеров.

С высоты птичьего полёта

Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм XVII века в селе Ширково Пеновского района, нуждающийся в реставрации. В 2016 году по заданию начальника Управления охраны памятников историко-культурного наследия Тверской области Смирнова М.Ю. накануне выборов губернатора было проведено обследование и за 4 дня подготовлен проект креста и его крепления к деревянному основанию.   Оригинальное решение позволило смонтировать крест на церкви высотой 45 метров при помощи 50-метровой вышки.

При подготовке к празднованию 365-летия святого Нила Столобенского губернатор Тверской области Игорь Михайлович Руденя обратил внимание на отсутствие крестов на Спасо-Преображенском соборе в Торжке.  Было поручено к 9 июня 2017 года изготовить и смонтировать 5 крестов (их изготовили на ТЭМЗ). 50-метровой вышки здесь было недостаточно. Пришлось изготовить по эскизу В.Г. Лысикова деревянные леса с крыши храма. Работы велись предприятием А.С.Никифорова, который также принял участие в творческом вечере. Следует отметить, что Александр Сергеевич ведет в Торжокском районе большую работу по сохранению памятников архитектуры, восстанавливая их за собственные средства.

Торжокский район: Арпачево и Заречье

Храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1789-1791 годах Николаем Львовым в селе Арпачево, с уникальной «падающей» колокольней является ансамблевым памятником архитектуры  федерального значения. Внешний облик храма был восстановлен за счет частных пожертвований и средств епархии. В.Г. Лысиков в 2003 г. осуществлял технический надзор за проведением реставрации белокаменного карниза храма.

В 2017 году довелось снова вернуться в Арпачево вместе с инженером-реставратором из Казани И.Ю.Матвеевым. Эксперт из КГСАУ был приглашен для обследования и разработки проекта противоаварийных работ по реставрации необыкновенной колокольни, напоминающей маяк. Матвеев И.Ю. также обследовал Казанскую церковь в Заречье Торжокского района и готовил проект противоаварийных работ.  Игорь Юрьевич приехал на творческий вечер своего тверского коллеги и рассказал об их сотрудничестве и профессиональной дружбе.  

 Где  родился, там  и  пригодился                      

Семья Лысиковых еще с довоенных времен жила в доме 39 по улице Володарского (до этого она называлась Скорбященской, а сейчас переименована в ул. Дементьева). На родной улице также довелось поработать.

В 2012 году было изготовлено и установлено ограждение для д. 18 (Дом поэзии А. Дементьева). А в 2018 году в д. 20 проведено укрепление стропильной системы, пароизоляция, контробрешетка и обрешетка, монтаж кровли на главном доме и флигеле. Работу выполняло ООО «Таймер Р», в котором сейчас работает юбиляр. Директор этого предприятия Иванов Сергей Константинович выступил на творческом вечере и пожелал Владимиру Григорьевичу крепкого здоровья и новых объектов.

«Над чем Вы сейчас работаете?»                       

В числе памятников архитектуры, к реставрации которых приложил руку юбиляр, были названы кинотеатр «Звезда», Библиотека им. Горького, дома 6а и 9 по ул. Новоторжской, здание Карповского училища на ул. Крылова в Твери, храм Рождества Богородицы (Параскевы Пятницы) и здание бывшего почтамта в г. Старица.

В 2016 году В.Г. Лысиков прошел аттестацию в Министерстве культуры России, получив квалификацию инженера-реставратора II категории. Присутствующие на творческом вечере главные специалисты-эксперты Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области О.Б. Трифонова, Н.И. Наумова и Е.К. Кривобокова зачитали поздравительный адрес от начальника управления М.Ю. Смирнова и пожелали вскоре успешно пройти аттестацию на I категорию.

Следует добавить, что Владимир Григорьевич активно делится знаниями и навыками – под его руководством уже несколько лет проходят практику студенты ТГТУ.

Творческий человек неизменно проникнется к Вам расположением, если вы спросите его: «Над чем Вы сейчас работаете?». Компания «Таймер Р» в настоящее время завершает работы на здании Театра драмы: проведена замена кровли, замена, реставрация и усиление элементов стропильной системы, монтаж пароизоляции и ряд других работ. Проект разработан ООО «Твердъ», его директор – Шкурат Алексей Сергеевич и архитектор Зайфит Ольга Борисовна также поздравили В.Г. Лысикова с двойным юбилеем.

Прекрасно, что в Твери живут и трудятся неравнодушные и талантливые люди, радующие за сохранение для потомков архитектурных сокровищ родной земли. Пожелаем же юбиляру много новых интересных объектов, а Верхневолжью – беречь и ценить своих реставраторов, растить новую смену, перенимать бесценный опыт!

Мария ПАРАМОНОВА

И новая эра придет… Итоговый день «Словенского поля – 2019″

06.08.2019

Сегодня завершаю свой рассказ о поездке на фестиваль «Словенское поле – 2019″ в Псковскую область. В статье Ратники российской литературы я рассказала о церемонии открытия фестиваля, а в статье Излюбленный маршрут Марии Парамоновой речь шла о поэтических чтениях и прогулке по историческим местам Изборска. На этот раз местом действия будет Псков. Заключительный день фестиваля – 28 июля.

По традиции сбор участников был объявлен у Памятника солдату I мировой войны на набережной реки Великой (улица Воеводы Шуйского). В который уже раз я приятно удивлена тем, с какой любовью псковичи относятся к этой небольшой скульптуре. Вокруг – идеальный порядок. В нескольких кашпо кустится цветущая ампельная петуния. Поэты возлагают к памятнику красные гвоздики и читают стихи о Первой мировой войне. Это больше, чем дань памяти – это прикосновение к подвигу, смыкание времен, смыкание рядов…

После поэтического митинга у памятника участники фестиваля собрались в концертном зале Псковского областного колледжа искусств им. Н. А. Римского­Корсакова (ПОКИ). Там состоялся итоговый концерт «Словенского поля – ­2019», в программе которого выступили поэты и барды из числа участников фестиваля, членов жюри и оргкомитета.

Председатель правления Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» Николай Федорович Иванов подробно рассказал о новых направлениях работы писательского союза. Работа организации заметно активизировалась, повысилась открытость процесса приема в Союз, что вызвало неизбежное в таких случаях  противодействие застойных элементов. Николай Федорович ответил на вопросы об обмене членских билетов, о взаимодействии с региональными органами власти, о сотрудничестве писателей с инициативными группами и молодежью, а также о своем экстремальном опыте в журналистике.

Жюри подвело итоги поэтических конкурсов в молодежной номинации «Словенские ключи», «Открытой номинации», номинации «Профи» (для членов писательских организаций) и в специальной номинации «Стихи об Изборске». Эти итоги опубликованы на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России. Замечательно, что абсолютно все участники получили памятные дипломы и прочли свои стихи (либо выступили с обращением к участникам фестиваля в прозе).

Разумеется, я очень рада, что компетентное жюри фестиваля под  руководством поэта Вадима Терёхина (Калуга) удостоило меня звания лауреата II степени в номинации «Профи». Разделил со мной эту радость и вторую ступень «пьедестала» поэт из Тулы Валерий Савостьянов. А победителем в высшей номинации стала Ольга Флярковская из Москвы. Со сцены ПОКИ я прочла стихотворение «Виршеловка», написанное под впечатлением последних писем Сергея Есенина. Стихи из конкурсной подборки опубликованы на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России.  В дополнение к диплому я получила в подарок керамическое панно с видом на Городищенское озеро с Труворова городища и логотипом фестиваля, а также календарь с репродукциями картин – видов Пскова и стихами псковских поэтов.

 Завершение праздника поэзии было столь же памятным, как весь фестиваль. Прогулка на катере с гордым именем «Буревестник» по реке Великой в тридцатиградусную жару – отличная идея. На носу катера мы наслаждались ветерком, криками чаек и прекрасными видами Пскова. В прогулке по реке вместе со мной приняли участие Ольга Флярковская, тверские поэты Елена Павлинова и Борис Зверев и другие участники фестиваля. Уверена, что все участники девятого фестиваля «Словенское поле» уже ждут новой встречи на десятом, юбилейном фестивале в 2020 году.

Излюбленный маршрут Марии Парамоновой

01.08.2019

В предыдущей заметке о фестивале «Словенское поле – 2019″ - «Ратники российской литературы» я рассказала об открытии фестиваля «Словенское поле – 2019″. Теперь пришло время продолжить мой рассказ. В тот же день, 27 июля в Нескучном садике на территории музея-заповедника «Изборская крепость» прошли конкурсные чтения. Поэты читали одно произведение из подборки, направленной на конкурс исторической поэзии и стихотворение об Изборске. Участники фестиваля, выступающие вне конкурса, также читали свои стихи исторической тематики.

Припекало солнышко, заставляя мою кожу краснеть от того, что половина лета  прошла безвылазно на работе. Поэты укрывались в тени  деревьев, беседок или на веранде блинной. То и дело оттуда доносился голос официантки, выкрикивающей номер заказа.

Мой черед читать стихи наступил почти в самом конце программы. Стихотворение «Старица дремлет» из основной подборки я сопроводила ремаркой об удручающем состоянии памятников архитектуры в малых городах центральной России. Это стихотворение я написала почти год назад, после выступления на ступенях Пятницкой церкви в Старице Тверской области. Вот оно:

Старица дремлет

Берег высокий у Волги-реки,
Вал крепостной – завещание предков.
Здесь даже звёзды не так далеки,
Звуки доносятся редко.
Славится Старица древней красой,
Княжеской честью, купеческим братством,
Верой смиренной и правдой простой:
Грех похваляться богатством.
Божию милость восславя, купцы
Миром построили церковь из древа.
В небо над торгом подняли венцы
В память Святой Параскевы.
Век пролетел – белокаменный храм
Зодчий возводит – с амвоном просторным.
Дивные фрески восходят к хорам,
Небо – в цветах рукотворных.
Смотрит на мир монастырских могил
Храм Рождества Богородицы – Девы.
В левом приделе восславился Нил,
Правый – Святой Параскевы.
Старица дремлет. Былой красоты
Тихо листает века и виденья.
Чает она возрожденья святынь,
Древней земли возрожденья.

А в рамках номинации «Стихи об Изборске» я прочитала «На исходе июля». Это стихотворение – расширенная метафора фестиваля «Словенское поле – 2018″. Конечно, не все смогли разгадать зашифрованные в образах древнегреческих богов персоны поэтов-участников. Но это не столь важно для меня как то, что я снова вернулась на это место вдохновения.

После чтений у нас осталось два часа времени для встречи с чудесами здешних мест. Забыв об обеде, я поспешила к ним. Но сначала все участники чтений, которые к тому времени еще не разбрелись по окрестностям, сфотографировались у стены Изборской крепости.

Я поделилась с поэтами Ириной Яненсон и Андреем Теддером своим открытием, которое я сделала в прошлом году. Тогда я пыталась найти дорогу на Труворово городище. Но туристы не могли ничего мне подсказать. Некоторые и вовсе отшатывались, будто я хочу им что-то продать или попросить денег в долг :). Вероятно, когда к людям вежливо обращаются со словами «Здравствуйте, не могли бы Вы…», именно такая мысль приходит им в голову. Тогда я стала подниматься вверх по тропе, начинающейся у дороги на Словенские ключи. Долго шла вверх и в итоге нашла Труворово городище . Обратно шла по краю поля, мимо кладбища. Мне советовали пройти через кладбище, так короче, но я не решилась в одиночку на такое путешествие. Моё открытие было очень простым – лучше всего идти из деревни Изборск в сторону стоянки туристических автобусов, дальше – через кладбище или вдоль его ограды, выйти на Труворово городище, а уже после спускаться вниз с горы на Словенские ключи.

Этот рецепт пришелся по вкусу моим друзьям и мы отправились в путь. На краю кладбища наше внимание привлек очень большой каменный крест с едва различимыми буквами. Его называют крестом Трувора. На городище мы насладились прекрасным видом с вершины горы, представили, как могло выглядеть это место в старину, сфотографировались у ворот, восстановленных археологами и у церкви гораздо более поздней постройки. Затем спустились к Словенским ключам. Я всегда подхожу к каждому ключу, здороваюсь с ним, опуская руки в холодную воду, выпиваю несколько глотков, набирая воду в ладони. Чтобы не промочить ноги, я переобуваюсь в пляжные тапочки, которые привожу с собой специально для этой цели. То ли двенадцать апостолов, которым посвящены эти ключи, помогают, то ли вода столь полезна, сколь вкусна, но я всегда чувствую себя обновленной и счастливой после посещения этого чудесного места.

Моим друзьям тоже понравилось путешествие. Вот, что пишет Ирина Яненсон на своей странице в ФБ:

«В самом Изборске в этот раз, спасибо Маше Парамоновой, которая провела нашу компанию по своему излюбленному маршруту, я увидела изумительные панорамы изборской природы и древнее городище с воротами в древний город, короче, не пожалела, что пошла за Машей, хоть и подустала бродить по пригоркам и ручьям. Домой вернулась прям обомлевшая от усталости и полная впечатлений».

Ратники российской литературы

30.07.2019

Вчера вернулась из Псковской области – с Девятого фестиваля исторической поэзии «Словенское поле». Девятый он для истории, а в моей биографии – шестой подряд. «Однажды, навсегда и неизменно / Я влюблена в Изборск!» – это строки из моего стихотворения о фестивале 2015 года.

В этом году я приехала на фестиваль в субботу – вынуждена была пропустить интереснейшую экскурсию в Остров. Но и два дня фестиваля оказались столь насыщенными, что сегодня расскажу только про первый из них, про торжественное открытие фестиваля.

Мы прибыли в Изборск, к Священному холму, на котором в 2007 году в праздник Воздвиженья был установлен семиметровый крест. В этом знаковом месте состоялось открытие фестиваля. Подробно о церемонии принесения земель пишет наш сайт в статье «Смоленские поэты на Словенском поле»:

«Год от года Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле», который проводит в Изборске Псковское региональное отделение Союза писателей России, всё яснее обретает черты Изборского поэтического клуба. Он становится площадкой стратегической – отсюда, с древней земли, над которой  возвышается поклонный крест, где, несмотря на усилия реставраторов, сохраняет исторический облик Изборская крепость, где от Труворова городища сквозь толщи известняка бежит  живая вода Словенских ключей, всё слышнее и увереннее звучит голос писателей Великой России.
Они избавляются от комплексов, внушаемых представителями русскоязычного постмодернизма, фикшн, нон-фикшн и янг-эдалт. Они перестают стесняться любви к родной земле и понимают слово «пафос» в переводе с греческого (страсть, воодушевление), а не с либерального (ругательство, применяемое к творчеству патриотов). Они читают стихи о возвышенном и о безобразном, но реально смотрят на мир, в котором нет и не будет в обозримом будущем тепличных условий для творчества.
Девятый Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле» был торжественно открыт 27 июля 2019 года у «Священного Холма единения и славы России» в Изборске Псковской области. На церемонии открытия фестиваля выступили председатель правления Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» известный российский прозаик Николай Иванов (г. Москва), сопредседатель правления Союза писателей России, председатель правления Калужского областного отделения Союза писателей России поэт Вадим Терёхин, секретарь Союза писателей России, председатель правления Псковского регионального отделения Союза писателей России известный российский прозаик Игорь Смолькин (Изборцев). Смоленскую областную организацию Союза писателей России на фестивале представляли заместитель председателя правления Мария Парамонова, члены организации Любовь Сердечная и Владимир Королёв.
Участники фестиваля совершили приношение земель из исторически значимых мест русской истории, мест воинских сражений, русской доблести и героизма к  «Священному Холму единения и славы России» на Словенском поле. Любовь Сердечная рассказала о том, что в этом году к Холму доставлена земля от Смоленской стены. Близ одного из участков пятивековой Смоленской крепости находится аллея героев. Здесь увековечена память героев Отечественной войны 1812 года. Здесь установлены 13 бетонных обелисков с названиями городов-героев Великой Отечественной. Внутри каждого из них – капсулы с землей с мест боев в городах-героях. В 2015 году к ним добавили два обелиска Городов воинской славы Смоленщины – Ельни и Вязьмы. Здесь же находится могила и установлен бронзовый бюст Героя Советского Союза М. А. Егорова, водрузившего в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом. Владимир Королев прочел стихотворение смоленского поэта, члена Союза писателей СССР Алексея Бодренкова (1922-1984). Оно стало литературной основой гимна Смоленска.
…От каждого камня здесь мужеством веет
Дней наших и дней старины.
И если ты хочешь быть духом сильнее,
Побудь у Смоленской стены…
А Мария Парамонова привезла землю со своей малой родины – она родилась в Калинине (Твери).

 О событиях октября 1941 года на Пожарной площади в Твери (именно оттуда я привезла землю)  более подробно рассказано в статье «В Изборск – с Пожарной площади» свежего номера тверского еженедельника «Караван Ярмарка» (№28 от 30.07.19).

«Мария Парамонова привезла землю с Пожарной площади Твери (Калинина). Она рассказала о событиях октября 1941 года в Калинине: 
– 12 октября в Калинин по железной дороге начали прибывать части 5-й стрелковой дивизии. Тем временем оборону вели немногочисленные отряды курсантов, ополчения, городской партизанский отряд. 13 октября 1941 года танки и мотопехота врага вышли к западной окраине города, а утром 14 октября пытались форсировать реку Волгу и захватить заволжскую и затверецкую части Калинина.
Для переброски по Бежецкому шоссе к Затверечью частей 256-й стрелковой дивизии не хватало времени. А мирные жители – кто на автомашинах, а кто пешком – уходили из города именно по Бежецкому шоссе. В числе этих жителей была и моя бабушка с тремя детьми.
Важно было не пропустить танки врага через Тверецкий мост. Четыре вражеских танка, две автомашины с мотопехотой и одним арторудием на прицепе подошли к мосту со стороны речного вокзала. С противоположной стороны передовой отряд красноармейцев в составе стрелковой роты на автомашинах с одним орудием из 5-й батареи 531-го легкого артполка прибыл на Пожарную площадь и занял оборону.
Расчет орудия сержанта Епанчи из артиллерийской засады за глухим забором и двухстворчатыми воротами старого пивзавода вел внезапный прицельный огонь по технике противника, выходящей на мост. Первым же снарядом был подбит головной танк, а вторым снарядом – замыкающий колонну. Еще два германских танка были уничтожены огнем прямой наводки. На мосту образовалась пробка из разбитой военной техники фашистов, им не удалось с ходу прорваться в Затверечье.
14 и 15 октября красноармейцы и народные ополченцы удерживали свою предмостную позицию на Пожарной площади. За это время сюда подошли вся 5-я батарея 531-го легкого артполка, стрелковые батальоны из полков 256-й дивизии и другие части. Орден Красного Знамени за этот бой получил командир батареи лейтенант А.И. Кацитадзе.
После церемонии принесения земель Мария Парамонова прочла свое стихотворение «Ратник». 

 От волнения я, как обычно, «забыла слова и звуки» и даже пропустила одно четверостишие. Поэтому приведу здесь это стихотворение целиком – оно не только о воине-интернационалисте Александре Прохоренко, погибшем в 2016 г. близ сирийского села Тадмор (в стихотворении я называю его Фадмор – так звалось это место в период своего расцвета при царице-христианке Зенобии). Оно о каждом, кто, находясь   во враждебном окружении, отстаивает свои убеждения.

Ратник

Этот ветер несет прокаленный песок,
в этот вечер свирепая свора
замыкает кольцо, и последний часок
мне остался в долине Фадмора.
Эти руки по локти, по плечи в крови,
их оружие пеплом покрыто,
эта свора пробраться ко мне норовит,
предвкушая  безумие пыток.
Эти земли забыли за тысячу лет
благородной Зенобии речи.
По песку пробиваются, путая след,
будто волки, сыны человечьи.
Эти лица окутаны шарфами тьмы,
ятаганом ухмылка кривая.
Я стрелу посылаю – своим, за холмы,
и огонь на себя вызываю.

Такими ратниками российской литературы видятся мне современные писатели, защищающие своё право на творчество, любовь к родной стране и истории, на общение с единомышленниками. Прицельный огонь по ним ведут источающие ядовитые словеса прозападные литераторы и журналисты. А официальные власти с одной стороны боятся упрека в том, что у них есть идеология, а с другой – безграмотны, недальновидны и находят более заманчивые объекты для инвестиций, чем развитие литературного творчества. 

 Продолжение следует

 

Овация для Пушкина

10.06.2019

220-летию_Александра Сергеевича Пушкина был посвящен бал, состоявшийся 8 июня в Городском саду Твери. Пушкинский бал в областной столице проходит уже во второй раз. В 2018 году я принимала участие в его поэтической паузе как представитель Содружества литераторов Верхневолжья. Инициатором и организатором Пушкинского бала является Елена Чечина – руководитель танцевально-спортивного клуба «Овация» при Тверском областном Дворце культуры «Пролетарка» и проекта «Бал в Твери».

Поэтический обозреватель еженедельника «Караван Ярмарка» в номере 21 (21) от 12.06.2019 (стр. 3) пишет об этом событии:

«В этом году Пушкинский бал начался у памятника Александру Сергеевичу  работы советского скульптора Олега Константиновича Комова. К слову, в год 220-летия поэта и памятник отмечает юбилей – свое 45-летие.

Кавалеры в бархате и дамы в шелках окружили бронзовую фигуру поэта.  Елена Чечина рассказала о традиции дворянских балов в пушкинские времена, напомнила строки из романа в стихах «Евгений Онегин», красноречиво свидетельствующие о том, что балы были центром общественной жизни. Затем она представила  члена Союза писателей России, автора трех поэтических книг  Марию Парамонову. В исполнении поэтессы прозвучали стихотворения Пушкина «Чем чаще празднует лицей…» и «Кто, волны, вас остановил…» и связанные с ними авторские произведения «Первая дуэль» и «К Пушкину. Гроза».

После поэтического приношения Пушкину участники бала направились к эстраде, где уже звучала музыка, приглашая к танцу. Елена Чечина отметила, что второй Пушкинский бал собрал не только поклонников бального танца из Твери, но и привлек гостей из Москвы и районов Тверской области. А из деревни Малое Вишенье Торжокского района, где компактно проживают казаки, приехали представители сразу двух многодетных семей – Лобачевых и Кайдашей».

Бал начали с полонеза. Многих зрителей, и меня в том числе, не пришлось приглашать дважды – они с радостью присоединились к танцу, хотя и не были одеты сообразно временам Пушкина.  Вторым танцем был марш «Рим» – в нем танцоры образуют круг, держась за руки. Площадка перед эстрадой едва вместила этот круг друзей Пушкина. Несмотря на зной, станцевали мазурку и вальс.

На сцену поднялся юноша в черном цилиндре – точь-в-точь Пушкин. Это актер, руководитель Театра малых форм Евгений Вычегжанин  вышел к микрофону. Он исполнил романс «Средь шумного бала» (музыка П.И. Чайковского, стихи А.К. Толстого). А очаровательная Алла Шульгина исполнила старинный русский романс «Я разлюбила Вас».

И снова закружились в танце пары: вальс, полонез, мазурка, котильон. Горожане в восхищении останавливались у эстрады, просили сфотографироваться с нарядными дамами и кавалерами.

Жаль только, что часть сада, примыкающая к Екатерининскому путевому дворцу, закрыта для посетителей. Праздничное шествие «Овации» могло бы придать жизни этому ухоженному, но вычеркнутому из жизни города пространству.

А еще участники и зрители бала говорили о том, что было бы прекрасно создать клубы любителей бального танца для пенсионеров. При определенной грантовой поддержке такие объединения могли бы посещать и украшать танцем культурные события по всей Тверской области и за её пределами.

Духовно богатые в «долине нищих»

25.04.2019

Студенты и казаки убрали мусор вокруг Фаддеевского храма

Церковь Фаддея, Архиепископа Тверского находится в Затверечье, у давно закрытого для захоронения и заброшенного Неопалимовского кладбища (ул. Кропоткина). Деревянная однопрестольная церковь была построена в 2016-2018 годах на месте погребения и обретения мощей архиепископа Фаддея (Успенского).

По благословению Митрополита Тверского и Кашинского Саввы, по просьбе настоятеля Фаддеевской церкви иерея Андрея (Фонарева), очистить от мусора территорию, прилегающую к церкви, прибыли тверские казаки и студенты Тверского казачьего технологического института (филиала) МГУТУ имени К.Г. Разумовского.

 Отец Андрей, указом от 14.03.2019 г. назначенный Председателем Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством, является духовным наставником православных студентов ТКТИ. 16 апреля этого года он стал настоятелем Храма в честь священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Этот храм определен местом пребывания Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством.

Прибыв к храму с граблями и лопатами, казаки, во главе с товарищем атамана Тверского отдельского казачьего общества Юрием Мякеньких и атаманом Тверского станичного казачьего общества Альбертом Меньшиковым, оценили объем работ и несознательность наших граждан. Действительно, территория вдоль дороги, ведущей от «Затверецкого квартала» в сторону Восточного моста мимо Неопалимовского кладбища за зиму превратилась в одну большую несанкционированную свалку.

Невольно вспомнились слова губернатора Игоря Рудени о том, что, при соответствующем воспитании,  дети пристыдят родителей, выбрасывающих мусор где попало. Студенты ТКТИ, сгребая граблями этот мусор, пожалуй, пристыдили бы. Да только их родители не живут в элитных домах и таунхаусах так называемой «долины нищих». Сложив мусор в специально заказанный в ТСАХ контейнер и большие мешки, молодые люди сожалели, что емкости закончились. Ведь мусор – не у храма, а ближе к улице, носящей гордое имя Александра Невского, еще остался. Когда-то этот затверецкий квартал заканчивался улицей с названием Задняя. Право же, если жителям новых домов безразлична чистота прилегающей территории, лучше вернуть историческое название.

В зарослях сирени виднелись оградки могил Неопалимовского кладбища (упоминается с 1763 года), поросшие мхом плиты. Видно было, что кладбище сильно пострадало от вандалов и черных копателей. Но преподаватели и студенты не стали, из соображений безопасности, углубляться в заросли кустарника. По слухам, там находят кости не только столетней давности. Месту этому не добавляет очарования даже связь с именем  архиепископа Тверского Фаддея – в последний день 1937 года его тайно захоронили здесь (без гроба и подобающей одежды).

Архиепископ Тверской и Кашинский Фаддей, как известно из жития, был расстрелян 31 декабря 1937, а затем погребен на Неопалимовском кладбище Твери. В 1993 обретены его мощи, благодаря свидетельствам нескольких местных жительниц и работе исследователей. В 1997 Фаддей (Успенский) причислен лику святых новомучеников и исповедников Российских. А летом 2016 года было решено создать храм-часовню священномученика Фаддея (Успенского).

Храм в этом месте стоял вплоть до Великой отечественной войны.  Это была каменная церковь с двумя престолами– иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и преподобного Нила Столобенского. Однако, 29 сентября 1936 года городские власти лишили владыку Фаддея регистрации и запретили служить. В нарушение запрета он продолжал совершать богослужения, за что и был расстрелян.  Неопалимовскую церковь владыка Фаддей выделял особо – на холме, среди кладбища, отделенного от города полем и Волгой, она была как скит.

Теперь ежегодно 31 декабря в храме проходит служба в память о священномученике Фаддее. Снова стоит церковь, как скит, среди житейского моря, на краю разграбленного кладбища. Студенты и казаки очистили прилегающую к храму территорию от мусора. Но, будем честными, без серьезного, ответственного подхода городских властей, проблема криминального очага, каковым является это кладбище, решена не будет.

Мария ПАРАМОНОВА