Записи с меткой «Памятники истории и культуры»


«Дом у реки» теперь и на YouTube

27.08.2020

Стихотворение «Дом у реки» посвящено памятнику архитектуры Твери конца XIX – начала XX века дому №44 по улице Рыбацкой. Его часто называют Домом подрядчика Мутузова по одному из его владельцев в прошлом. Сейчас этот дом необитаем, уже много лет стоит с заколоченными окнами и постепенно разрушается. Стихотворение опубликовано в моей четвёртой книге «Лучезарные стихи», которая выпущена издательством «У Никитских ворот» (г. Москва) в серии «101 поэт XXI века». Текст можно прочитать здесь. А послушать – по ссылке ниже на моём новом видеоканале (ему ещё нет 1 месяца, приглашаю, подписывайтесь, комментируйте!)

 

Первая в истории песня о Ржевском мемориале представлена в Твери

19.08.2020

Эта заметка в еженедельнике «Караван Ярмарка» в редакционной версии

 

Музыка в Твери жива, несмотря ни на что. Под эгидой Тверской областной академической филармонии начали проводиться концерты на открытом воздухе – в Городском и Ботаническом саду. И это только отчасти связано с эпидемией коронавируса – главная причина выхода на музыкальный пленэр кроется в ремонтных работах, проходящих в стенах и на стенах филармонии. Вечером 17 августа на сцене Городского сада Твери состоялся концерт-проповедь «Слово жизни» лауреата всероссийских и международных конкурсов авторской песни духовной тематики протоиерея Геннадия Ульянича и Губернаторского камерного оркестра «Российская камерата».

Послушать песни отца Геннадия собрались многочисленные любители его творчества – они заполнили все скамьи в безопасном режиме «через одного», а красные ленты указывали места, которые необходимо оставить свободными. Но и за пределами летней концертной площадки множество слушателей внимало словам и музыке, разносившимся по саду.

Протоиерей Геннадий Ульянич более 20 лет является настоятелем храма Иосифа Волоцкого в посёлке Сахарово и занимается музыкальным творчеством. Он – кандидат филологических наук, автор исследования о мелолическом дискурсе или духовном пении, поэтому его выступление в жанре вокальной проповеди в каком-то смысле является апробацией научной гипотезы. Песни, написанные Геннадием Ульяничем на стихи поэтов-священников протоиерея Иоанна Басюка и инока Всеволода Филиппьева любимы тверичами и звучат как в концертных залах, так и на авторских дисках отца Геннадия. Напомню, что отец Геннадий записал свой первый диск 20 лет назад, в 2000 году,  а продюсером этой работы был известный исполнитель Михаил Круг.

Уже несколько лет продолжается плодотворное сотрудничество Геннадия Ульянича с оркестром «Российская камерата» (художественный руководитель и главный дирижёр Андрей Кружков). Оркестровая обработка начиналась с песен на стихи Иоанна Басюка, теперь в программе концертов – большинство любимых песен из разных альбомов отца Геннадия.

Две песни: «Капли на стекле» и «Поле подо Ржевом» можно послушать в этом видеоролике:

На протяжении всего периода своего служения в храме преподобного Иосифа Волоцкого отец Геннадий уделяет много времени и сил сохранению памяти о героических страницах истории. Церковь находится в здании усыпальницы генерала-фельдмаршала Иосифа Гурко, освободителя Болгарии, героя Шипки и Плевны. Настоятель храма поднял усыпальницу из руин, отыскал и перезахоронил останки генерала-фельдмаршала и его супруги, создал музей. И помогли этому, в том числе, благотворители – почитатели музыкального таланта отца Геннадия из разных городов России и других стран. Также запомнилась слушателям концертная программа, посвящённая памяти Святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского.

Знаковым событием 2020 года, года 75-летия Победы, стало открытие в Тверской области Ржевского мемориала, посвящённого памяти сотен тысяч, даже миллионов солдат, погибших в ходе кровопролитных боёв в районе Ржевско-Вяземского выступа. Для многих из нас это не только история страны, но и очень личная, семейная история.  В лучших традициях уважения к памяти павших солдат отец Геннадий написал новую песню «Поле подо Ржевом» на стихи православного поэта Сергея Шабутина. Премьера песни прошла успешно – слушатели откликнулись аплодисментами, подарили Геннадию Ульяничу букеты роз и хризантем.

 А тверскую публику ожидают новые оригинальные программы от Тверской областной филармонии – в Ботаническом саду продолжатся концерты из цикла «Музыка сада», в Городском саду 25 августа пройдёт концерт, посвящённый А. Пахмутовой, в ДК «Пролетарка» 17 сентября вспомнят песни В.Высоцкого, а на сцене ДК «Химволокно» 29 августа выступит Оркестр народных инструментов «Тула».

Мария ПАРАМОНОВА

Речной почти не виден…

11.08.2020

Третьей годовщине обрушения Речного вокзала в Твери посвящается

Здание Речного вокзала в Твери долгое время было его визитной карточкой. Но 3 года назад оно частично обрушилось и до сих пор восстановление не начато. Заколоченные руины стоят прямо у пристани, куда прибывают туристы на круизных лайнерах. Жители Твери помнят и любят свой Речной и надеются, что он будет восстановлен, и как можно скорее, а не через 20 лет, когда не останется тех, кто связывает с ним понятие «родина». Пусть даже отстроен заново из более качественных современных материалов, которые смогут выдерживать половодье. Пусть там будут отель, магазины сувениров, ресторан, паломнический центр, главное – сохранить это красивое здание на берегу Волги. Это один из символов города и память нашего детства, наша малая родина.

 

 

Сельцо – неизвестная родина Твардовского

05.08.2020

В конце июля делегаты правления Смоленской областной организации Союза писателей России осуществили поездку в Починковский район, взрастивший немало замечательных поэтов. Председатель правления Олег Дорогань, его заместитель Мария Парамонова (автор этих строк) и секретарь организации Галина Николаенкова посетили Киселёвское сельское кладбище, где похоронен Виктор Смирнов, возглавлявший Смоленскую писательскую организацию более 15 лет. В российском и мировом масштабе Починковский район известен прежде всего как родина Александра Трифоновича Твардовского.


 

Всем известные Починок с бюстом Твардовского на глянцевом гранитном постаменте и хутор Загорье (там мы побывали накануне, см. предыдущий репортаж) – это парадная витрина. А совсем рядом, в 500 метрах от Загорья зарастает кустарником погоревший 10 лет назад Дом культуры (клуб) в Сельце. Он был построен на средства Твардовского от Ленинской премии как дар землякам – это и есть память, которую важно сохранить. Что же касается Загорья – это произведение Ивана Трифоновича Твардовского, младшего брата поэта.

Я прочла на крыльце клуба своё стихотворение «Сельцо», посвящённое малой родине Твардовского. В июне, когда отмечалось 110-летие Твардовского я читала это стихотворение в ходе научной онлайн-конференции и получила положительные отзывы, поддержку своего мнения о необходимости вернуть людям дар Твардовского. Я написала статью, в которой предлагает пути положительного решения судьбы здания клуба в Сельце для сборника конференции.

А недавно Агентство стратегических инициатив (АСИ) объявило новый конкурс кластерных проектов, направленный на оживление национальных парков, заповедников, заказников. В Починовском (плюс Глинковском и Ельнинском) районе имеется заказник. Восстановление клуба можно было бы провести в рамках создания туристического кластера «Родина Твардовского» (название условное).

Рядом с клубом по просьбе поэта тогда же в 1960-х годах вырыли пруд. Посмотрите, как это выглядит сейчас: его можно было бы облагородить в рамках нацпроекта по развитию городской среды (он распространяется и на село).

Строки стихотворения «Я убит подо Ржевом» начертаны на Ржевском мемориале, президент цитирует их, призывает сохранять историю. А клуб, в котором была музейная экспозиция именно о военных стихах, даже не пытаются восстановить. Хотя здание добротное, из красного кирпича, и стены сохранились. Даже фотопортрет Твардовского как призрак смотрит через оконный проём…

Вопрос не в том, кто виноват, а в том, что делать?

Смоленские просветители предстанут на информационно-образовательном портале

01.07.2020

29 июня 2020 года на платформе Google Meet состоялась видеоконференция, посвящённая информационно-образовательному порталу «Смоленск просвещённый».

Разработанный Ассоциацией «Смоленский центр гуманитарных исследований» проект «Смоленск просвещённый: информационно-образовательный портал» стал победителем конкурса Фонда президентских грантов, итоги которого были подведены 15 июня 2020 года. Проект направлен на сохранение исторической памяти о выдающихся смоленских просветителях, повышение уровня информированности о Смоленске как городе с глубокой просветительской традицией, формирование уважительного отношения к культуре и традициям родной земли.

      В конференции приняли участие руководитель проекта доктор филологических наук, профессор Л.В. Павлова, специалисты и кураторы направлений проекта, а также представители ведущих смоленских СМИ, таких как «Рабочий путь», «Смоленские новости», ГТРК «Смоленск», телеканал «Регион  67», пресс-служба СмолГУ и пресс-служба Смоленской епархии. Организовала встречу декан филологического факультета СмолГУ В.С. Ковалёва.

        В рамках информационно-образовательного портала «Смоленск просвещённый» запланированы следующие мероприятия:

    1. Цикл научно-популярных лекций под общим заглавием «Просвещение и просветители на Смоленской земле» о книжниках и святых, об историках и филологах, о поэтах и прозаиках, о коллекционерах и краеведах (Климент Смолятич, св. Авраамий Смоленский, Н.А. Мурзакевич, Н.А. Энгельгардт, Г.Е. Псальмов, М.Н. Тенишева, Е.Н. Клетнова, Н.Н. Редков, А.В. Македонов, И.М. Хозеров, Е.А. Шмидт, В.С. Баевский, В.В. Ильин, В.Е. Захаров, И.Д. Белогорцев).

      2. Разработка и проведение экскурсий по городу и области: «По стопам Авраамия Смоленского», «Псальмовские места», «Талашкино и Флёново – “Смоленские Афины”», «Просветители-смоляне ХХ века», «И.М Хозеров: жизнь и открытия».

       3. Установка памятных знаков, баннеров и мемориальной доски.

       4. Проведение интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» по теме проекта.

       5. «Авраамиевская седмица» – комплекс событий по теме проекта, связанных с именем одного из первых книжников и просветителей Руси Святого Авраамия Смоленского.

       6. Конкурс литературных эссе.

Г. С. Меркин о Музее книги про бойца в Сельце

22.06.2020

Уникальные воспоминания прислал мне Геннадий Самуилович Меркин, кандидат филологических, доктор педагогических наук, Почетный профессор СмолГУ. Г.С.Меркин стоял у истоков создания Музея песни М.В.Исаковского «Катюша» во Всходах Угранского района и Музея книги про бойца в Сельце Починковского района. Но судьба этих двух музеев сложилась по-разному. Геннадий Самуйлович пишет: «Уважаемая Мария Николаевна, отсылаю свои воспоминания о музее книги про бойца в Сельце…Ваш Г.С. Меркин».  В эти дни, когда мы празднуем 110-летие Твардовского, читателям моего сайта и сайта Смоленской областной организации Союза писателей России, главным редактором которого я являюсь, несомненно будет интересно прочесть о событиях, происходивших на малой родине поэта много десятилетий назад.

Музей книги про бойца в Сельце

Инициатива создания музея, посвященного А.Т. Твардовскому в Сельце Починковского района, исходила от Смоленского обкома КПСС. В середине октября 1984 года меня пригласил зайти к себе заведующий отделом пропаганды и агитации обкома партии Игорь Викторович Григорьев. В это время группа студентов Смоленского пединститута, объединенная в студенческий отряд «Катюша», вплотную занималась созданием музея песни «Катюша», который должен был разместиться в пос. Всходы Угранского района, на малой родине М.В. Исаковского. Молодежный отряд был создан после того, как Смоленский обком партии, а точнее – И.В. Григорьев не просто одобрил мою идею создания музея во Всходах, но и создал для нашей работы идеальные условия: нам было выделено огромное пространство – балкон в доме политического просвещения областного комитета партии, ныне помещение для Смоленского музыкального училища.

Игорь Викторович расспросил, как идут дела по созданию будущей экспозиции для музея «Катюши», и неожиданно протянул мне письмо из Союза писателей СССР, в котором говорилось о предстоящем 75-летии со дня рождения А.Т. Твардовского и о том, что делается в Смоленской области по подготовке этой даты.

Игорь Викторович с некоторой печалью в глазах сказал:

– Вы же знаете, что ничего существенного не происходит. Так что, Геннадий Самуилович, придется вам взяться за создание музея Твардовского. Какие у вас будут соображения на этот счет? Где и что мы можем сделать реально?

Я ответил, что срок очень короткий, что за семь месяцев создать музейную экспозицию практически невозможно.

Мой собеседник ответил, что он все это понимает и обещает мне всяческую поддержку: не только всеми необходимыми расходными материалами, но моральную поддержку. Он заметил при этом, что знает о созданных мной в Вязьме музея трудовой славы предприятий микрорайона 6 средней школы и музейной экспозиции, посвященной выдающимся педагогам, в разное время работавшим в средней школе № 5 в Вязьме.

– Не мне вам советовать, как организовать работу. Понимаю, что будет непросто, но, уверен, вы справитесь.

Я пошел по тому же пути, что и при организации музея «Катюша». Был создан молодежный студенческий отряд «Муравия» из моих учеников – студентов-филологов. Вместе с ними была разработана концепция будущего музея. Музей было решено создавать в Доме культуры деревни Сельцо, что в нескольких километрах от хутора Загорье, где И.Т. Твардовский планировал создание музея-усадьбы Твардовских. Поэтому, наряду с основными вехами творческой биографии поэта, не претендуя на полноту охвата, мы решили создавать музей поэмы «Василий Теркин». История поэмы, ее своеобразие, ее место в ряду эпических произведений о Великой Отечественной войне достаточно хорошо изучены. Потому мы, наряду с общеизвестными фактами и сведениями, обойтись без которых было невозможно, упор делали на истории поэмы на смоленской земле: о герое – земляке поэта, о названии географических мест, так или иначе связанных со Смоленщиной, о смоленских изданиях поэмы. Задача поисковой группы «Муравии» была в том, чтобы не только собрать необходимый информационный материал, но, по возможности, материализовать его: найти газеты и сделать копии; раздобыть смоленские «толстые» журналы и альманахи с публикациями о Твардовском и его поэме, и, самое сложное, отыскать для экспозиции подлинники смоленских изданий «Теркина» и не только «Теркина».

Музей должен был располагаться в двух комнатах Дома культуры. В первой планировалось представить творческий путь А.Т. Твардовского от первых стихотворений до финала – редакторской деятельности Твардовского в «Новом мире». Второй зал должен был рассказывать посетителям музея о поэме «Василий Теркин» и об увековечивании памяти поэта – в названии пароходов, улиц, в издании произведений поэта на языках народов СССР и мира, о научных исследованиях, посвященных А. Твардовскому.

«Изюминкой» первого зала должны были стать экспозиционные пояса о поэме «Страна Муравия», военной лирике А. Твардовского и стихов, посвященных семье поэта, прежде всего матери – в цикле «Памяти матери». Кроме того, планировалось включить в экспозицию материалы и документы земляков поэта, в том числе и жителей дер. Сельцо, которые помнили о Твардовском, участвовали либо в строительстве Дома культуры, либо в сооружении пруда напротив него, который местное население называло не иначе, как «озеро Твардовского» – пруд был выкопан по личной просьбе поэта.

А.Т. Твардовский очень аккуратно относился к понятию «учителя поэта». Немногие удостаивались им такой оценки. Но безусловным авторитетом для него был М.В. Исаковский, что следует из многочисленных источников, принадлежавших самому Твардовскому. Мысль о том, что он средства, полученные за Государственную премии, отдал на строительство Дома культуры в Сельце под чьим-то давлением никак не соответствует истине. Во-первых, документов об этом нет, неизвестно, кто эти «давители» и откуда. Во-вторых, что более важно, А. Твардовский привез из своего путешествия по Сибири проект каменного Дома культуры. Напомним, что М.В. Исаковский средства, полученные за Сталинскую премию в 1943 году за создание цикла песен, в которых входила и «Катюша», отдал на строительство Дома культуры во Всходах, на его малой Родине. Но это в период, когда шла война, был проект деревянного здания – о кирпичном и не мечталось. А. Твардовский идет по пути своего знаменитого земляка.

К созданию музея, посвященного А. Твардовскому в Сельце, весьма настороженно отнеслась Мария Илларионовна Твардовская, вдова поэта. Она писала мне, что музей вряд ли будет иметь перспективу, что в Сельце, в местной начальной школе, уже есть музейный уголок с очень хорошими материалами о Твардовском, прежде всего о его учебе в Ляховской школе, о его учителях.

Я отвечал Марии Илларионовне, что понимаю ее опасения, но литературная экспозиция на малой родине Твардовского, о которой он всегда говорил и писал с теплотой и любовью, необходима еще и потому, что будущий этнографический комплекс в Загорье не будет иметь большого значения для понимания Твардовского, если рядом не будет литературной экспозиции. Я убеждал жену поэта в том, что А. Твардовский, большой поэт, часто – вопреки обстоятельствам, и комплекс, в который войдет возрожденный хутор и музейная часть в Доме культуры, станут единым целым.

Не знаю, удалось ли мне убедить Марию Илларионовну, но она прислала письмо с пожеланием успеха в нашей затее и достаточно большую посылку с книгами из личной библиотеки А. Твардовского, в том числе с дарственными надписями литераторов А. Твардовскому.

Между тем работа шла полным ходом и, самое важное, в том числе и благодаря помощи И.В. Григорьева, удалось получить копии материалов, газет военного времени, журналы и альманахи 40-50-х годов. Ряд материалов подарили для будущего музея смоленские библиофилы – из своих коллекций. Я отдал для музея подлинники отдельных номеров «Литературной газеты» начала 50-70-х гг. и самое ценное – полные комплекты журнала «Новый мир» периода редакторской деятельности А.Т. Твардовского.

Все письма о поэте и его творчестве, в том числе и переписка с М.И. Твардовской, воспоминания земляков, записанные студентами, подлинники фотодокументов и архивные источники, включенные в экспозицию, стали фондами музея. Их насчитывалось более 400 единиц хранения. И это было значимо, так как известно, что любой музей красен не только экспозицией, но и фондами.

Под утро 17 июня готовую экспозицию мы погрузили на две грузовых автомашины; и вместе с юношами – создателями музея – я отправил в Сельцо монтировать музей. В седьмом часу утра я шел на занятия прямо от Дома политпроса. Возле театра навстречу мне шел смертельно уставший И.В. Григорьев: город готовился к вручению награды – города-героя.

Я сказал Игорю Викторовичу, что только что отправил для монтажа все музейные экспозиции.

Игорь Викторович улыбнулся, обнял меня, или, точнее, мы повисли друг на друге, и сказал:

– Спасибо, Геннадий Самуилович. Я верил, но не надеялся.

23 июня было открытие нашего музея и большого закладного камня на месте, где И.Т. Твардовский возведет мемориальный комплекс усадьбы Твардовских.

Было много гостей, в том числе и очень знаменитых: генерал-полковник В.М. Шатилов, командир 150-й стрелковой ордена Кутузова II степени Идрицкой дивизии, которая участвовала во взятии рейхстага. В этой дивизии служили наш земляк М. Егоров и М. Кантария, бывшие среди тех бойцов, кто водрузил над рейхстагом знамя Победы. Был фотохудожник В.И. Аркашев, автор фотоальбома «Дорогами Василия Теркина. Он подарил музею увеличенные до размера большого ватманского листа фотографии своей книги про бойца. Были писатели, в том числе из Смоленской писательской организации, и, конечно, многочисленные земляки поэта.

Много внимания уделял созданию музея и организации праздника директор местного совхоза И.В. Шатыркин. Он очень радовался, тому, что мы успели завершить создание музея, и спрашивал ревниво:

– Наш музей ведь не хуже музея «Катюши»?

Праздник прошел, и начались не очень радостные будни. Во-первых, кто-то из «доброжелателей» написал в областные органы анонимку о якобы нецелевом расходовании директором совхоза государственных средств. Я не знаю всех тонкостей этого постыдного дела. Но меня несколько раз вызывали на допросы по поводу И.В. Шатыркина, пытаясь получить доказательства его вины. Естественно, ничем обрадовать следователей я не мог.

В связи с этим Иван Владимирович не рискнул дать отдельную единицу хотя бы смотрителя музейных экспонатов. Во Всходах такая возможность была изыскана, и земляки М.В. Исаковского не только ревниво оберегали то, что мы сделали, но и существенно обогатили музей, в частности, получили от вдовы М.В. Исаковского большое количество вещей, книг из библиотеки поэта и т.д., что позволило из категории народного музея перейти в статус государственным мемориальным музеем М.В. Исаковского, в состав которого естественным образом вошла экспозиция о «Катюше».

В Сельце этого не случилось. В очередной приезд в музей я увидел ужасную картину: двери музея нараспашку, на солнце выгорают подлинники газет и книг, судьба фондов неизвестна. Музей бесхозен.

Я глубоко убежден в том, что малая родина знаменитых земляков не может быть бесхозной и опустошенной. Там должна кипеть жизнь. Так происходит в лермонтовских Тарханах, тютчевском Муранове, чеховском Мелихово, я не говорю уже о Пушкинских горах. Это о великих классиках. Но ведь так происходит в астафьевской Овсянке, шукшинских Сростках и ряде других селах, поселках, городах, связанных с жизнью и творчеством известных писателей-земляков.

А. Твардовский такой чести не удостоен. Позиция поэта, его творчество и при жизни раздражали власть. Изучение творчества Твардовского, в том числе и на его родине, долгие годы было если не под запретом, то не поощрялось. Твардовский был неудобен для многих – и некоторых литераторов, и для многих партийных функционеров и чиновников.

Они «проснулись» только после его кончины: «У нас любить умеют только мертвых». Сегодня эта формула не работает: и мертвых не чтут, а если и «чтут», то как-то показно, театрально.

Это не абстрактные выводы, не умозрительные рассуждения. Езжайте в Сельцо. Деревня умерла, школа закрыта, жителей нет. Могилы на кладбище, где похоронен И.Т. Твардовский и его супруга, в диком запустении.

Близилось 100-летие со дня рождения А.Т. Твардовского. Совершенно закономерно, что гости Смоленска, которые должны будут приехать в Смоленск на праздник, захотят побывать на его малой родине. Тем более что было принято специальное правительственное постановление по поводу столетнего юбилея поэта. А везти-то некуда. Зарос бурьяном отчий край, озеро заросло, и здание Дома культуры обветшало, и с музеем невесть что…

Некуда ехать. И незачем. Дом культуры, а вместе с ним музей сгорел. Как говорят работники правоохранительных органов, «Нету тела, нету дела».

Мария Илларионовна Твардовская оказалась права. К сожалению – для одних, ради успокоения – для других.

Г.С. Меркин, кандидат филологических,
доктор педагогических наук,
Почетный профессор СмолГУ

Он мне снится другим…

29.05.2020

Наша история – это имена, события, но также произведения искусства и объекты культурного наследия. Память избирательна – если не вспоминать или не напоминать, имена, события, биографии, стихи и проза стираются, забываются. А   дома, живые свидетели прошлого, разрушаются, исчезая с лица земли.

Мой любимый домик в Твери – объект культурного наследия регионального значения «Дом Мутузова», расположенный на ул. Рыбацкой, 44. Я даже посвятила ему стихи. Однажды мне приснилось, что я его отремонтировала и живу в нём. Это был очень светлый, счастливый сон. Но мне не удалось узнать, кто его владелец. Его купили, хотя он является памятником, и теперь он медленно разрушается.

Некогда домом владел купец Мутузов. Его небольшой дом в стиле модерн построен, как считается, в конце XIX – начале XX века, это Серебряный век. Фасад здания украшен лепниной – женскими лицами муз и цветами. Мезонин обрамляют остатки декоративных решёток. Я хотела бы жить в таком доме, даже восстановить его первоначальный вид, и никакого пластика! Неужели он обречён, а моему счастливому сну, в котором за рекой поднимается из тумана прекрасный храм, не уждено сбыться?

 .

 

Дом у реки

 

Манекены одеты нелепо
И стоят в освещенных витиринах.
Так и мы, проводившие лето,
Заточённые в маски из грима,

Созерцаем безумие улиц,
Суету задымленных проспектов.
Даже если бы мы улыбнулись,
Разве кто-то поверил бы в это?

А вдали, в полутьме побережья -
Тихий дом. Заколочены окна,
И свисают с карниза небрежно
Перепутанной пакли волокна…

Он мне снится другим, будто не был
От людского беспамятства в шоке,
И кудрявится кованый стебель
У мансарды, в изгибе решетки.

На узорной скамье возле дома
В этом сне улыбаюсь прохожим,
А за речкою – храм невесомый
На чудесный град Китеж похожий.

Малым историческим городам необходим особый поход, они просто не могут быть неперспективными!

03.02.2020

Опубликовано в еженедельнике «Караван» №5(54) от 05.02.20 г., стр. 12

В обсуждавшейся на минувшей неделе теме реновации в регионах меня больше всего обеспокоило то, что в качестве примера привели город Белый – малый исторический город с многовековой историей. Дескать, там население меньше 4 тысяч человек, да и те будут рады из ветхого и аварийного жилья переехать в более крупный город. Полагаю, что в малых исторических городах нацпроекты должны помочь восстановить историческую застройку и создать общественные пространства. Тогда и местные сообщества оживятся и туристы потянутся.

В Белом я была лишь однажды, летом 2006 года. Городок этот запомнился мне милым и солнечным. Белый был основан в 1350 году. С 1708 по 1929 год он был центром Бельского уезда Смоленской губернии. После революции административно-территориальное деление многократно менялось. То  Калининская область, то не существующая ныне Великолукская.  Белый, прямо скажем, зачах. Снесли церкви, а во время войны были разрушены и многие красивые гражданские здания – Белый много месяцев был на передовой линии сражений.

Когда я жила в Смоленске, там часто упоминался Белый в историческом аспекте и как объект для небольшого путешествия. Расстояние от Белого до Твери – 294 км, а до Смоленска – 129. Может лучше обратно смолянам отдать, раз у нас слишком много малых исторических городов? Или будем гордиться огромной пустующей площадью Тверской области? Но ведь реализация проекта переселения из ветхого и аварийного жилья не обязательно должна вестись с переселением людей в многоэтажки. Можно застроить центральные улицы двухэтажными домами, восстановив облик исторического центра города. Но изнутри эти дома будут современными и комфортными. Что же касается общественных пространств – нужны площади, скверы, парки с памятными знаками, напоминающими о многовековой истории города.

Согласно летописным данным Белый в  XIV-XV веках был центром удельного княжества, а первый его князь Иван Владимирович  положил начало роду князей Бельских. Много веков находясь на границе, Белый был местом сражений.  В 1506 году  воеводой Василия III  П.С. Лобановым-Ряполовским была построена в Белом рубленая крепость на земляных валах с  двумя оборонительными линиями. Позднее польский король Сигизмунд подступив к Белому сжег посад, а крепость взять не смог. С 1606 года воеводой  Бельской крепости был  Г.Г. Пушкин , предок «солнца русской поэзии». А в 1613 году  в осажденном Белом  отряд шотландских воинов перешел на сторону Москвы. В их числе на службу русскому царю поступил Георг Лермонт, от которого пошел род Лермонтовых. Вот такая поэтическая история.

Было еще много уникальных страниц и имен в истории Белого. Пётр Первый, Екатерина Вторая, Баратынские, Энгельгарты, Голенищевы-Кутузовы, знаменитый путешественник Н.М. Пржевальский, философ В. В. Розанов, художник Н.П. Богданов-Бельский, православный миссионер Николай Японский и другие. Простое перечисление этих имен свидетельствует – экскурсия по Белому могла бы быть не менее увлекательной, чем по Торжку или Старице, вот только объектов показа почти нет.

Белый был одним из первых провинциальных городов, получивших регулярный план и образцовые проекты для каменных домов. Архитекторам хорошо знакомы эти проекты, и было бы несложно воссоздать исторический облик центра города, деликатно добавив к нему элементы комфортной городской среды. Плюс старые валы – отличная смотровая площадка, плюс городской парк, которому почти 200 лет. Плюс реки и озёра. К тому же некоторые здания сохранились – в них сейчас располагаются государственные учреждения. Ну и, конечно, церкви тоже  не мешало бы восстановить, хотя бы одну-две.

А подвиг Белого в годы Великой отечественной войны – 16 месяцев ожесточенных боев на передовой! Практически полное разрушение, гибель мирных жителей. Неудивительно, что население города существенно сократилось по сравнению с довоенным. На территории Бельского района захоронены более 26 тысяч воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

С такой историей Белый должен стать одним из значимых  туристических центров Тверской области. Скажете, что это «маниловщина»? Но ведь в рамках нацпроектов, конкурсов для малых исторических городов и при деятельном участии муниципальных и региональных властей это возможно. Малым историческим городам необходим особый поход, они просто не могут быть неперспективными!

Мария ПАРАМОНОВА
член Союза писателей России

Реставратор Верхневолжья

04.12.2019

статья опубликована в еженедельнике «Караван Ярмарка» №46
за 4 декабря 2019 г. на с.10-11
(в сокращении)

26 ноября исполнилось 75 лет единственному в Тверской области аттестованному Министерством культуры России инженеру-реставратору Владимиру Григорьевичу Лысикову. Этой дате, а также 25-летию работы в сфере реставрации был посвящен творческий вечер, состоявшийся в стенах Тверского театра юного зрителя.

Гостям творческого вечера, в числе которых были руководители предприятий, здания которых отреставрированы В.Г. Лысиковым и его коллеги, была показана презентация, напоминающая основные этапы работы инженера-реставратора. Представление было интерактивным – юбиляр и очевидцы событий охотно включались в обсуждение, вспоминали подробности.

С чего всё началось?

1994 год.  Опытный инженер Владимир Лысиков, имеющий за спиной опыт работы на руководящих должностях таких предприятий как Металлобаза Канининснабсбыта, Хлебозавод №3, УПТК Текстильспецпромстроя и других, создает вместе с заслуженным художником России Борисом Федоровым и Александром Кудряшовым предприятие ТОО «АБВ Глас Студио» для производства высокохудожественных изделий из стекла.

Первой работой студии стал витраж в памятнике советского зодчества –  доме знаменитого архитектора, представителя конструктивизма Ивана Леонидова. Дом этот был построен в 1933-1936 г. как фабрика-кухня,  позже стал Дворцом пионеров, затем детской спортивной школой. Леонидовский витраж не сохранился – в войну дом сильно пострадал, проем заложили кирпичом, а сверху повесили портрет Ленина с девочкой. Борис Владимирович Федоров представил на конкурс проект, стилистически связанный с идеями Леонидова. Технологию изготовления витража разработал  Владимир Григорьевич Лысиков. Витраж двусторонний – со стороны двора он имеет прозрачное остекление, а изнутри – цветное.  Кроме того, он раскрывной – по просьбе заказчика, чтобы можно было мыть стекла. В 90-е массово закрывались предприятия, но, к счастью, удалось найти стекло необходимых цветов на Чернятинском стеклозаводе в Брянской области. Витраж прекрасно вписался в интерьер фойе с колоннами в древнеегипетском стиле. Он по-прежнему находится в прекрасном состоянии. В 1995-1996 годах под руководством В.Г. Лысикова в Детской спортивной школе был проведен ремонт кровли, изготовление и замена дверных блоков входной группы и ремонт гранитных ступеней входной группы.  Но в наши дни творение Ивана Леонидова требует основательного ремонта и реставрации.

Памятник Головинскому

Весной 1997 года Лысиков познакомился с руководителем ОАО НРЦ «Тверьпроектреставрация» Татьяной Николаевной Тумановой, которая искала инженера для реставрации памятника городскому голове Твери Александру Федоровичу Головинскому (1863-1871 гг.). По инициативе главы Твери Александра Петровича Белоусова это памятник, стоявший заброшенным и частично поврежденным на набережной Тьмаки около магазина «Обои», было решено перенести на возвышение напротив Покровской церкви, здесь же, на Головинском валу. Памятник, установленный в 1867 году, напоминает о создании на средства купца и мецената Головинского дамбы, защитившей жителей Затьмачья от паводков. Длина вала составляла около 5 километров, а высота -  до 7 метров. Впрочем, известно, что купец, огороды которого оказались засыпаны валом, подал в суд на городского голову Головинского и его не переизбрали на новый срок. Вскоре Головинский умер в возрасте 61 года. Эта поучительная история, по-видимому, взволновала А.П. Белоусова и через сто с лишним лет память о городском голове Головинском была восстановлена.

 Реанимация Тверьреставрации

В 1990-е Калининские ремонтно-реставрационные мастерские разделились на 2 организации: производственную фирму «Тверьреставрация» и проектную «Тверьпроектреставрация». В ходе работы над реставрацией памятника Головинскому, Т.Н. Туманова, руководившая проектной организацией, познакомила В.Г. Лысикова с А.И. Харковенко, возглавившим производственную. Александр Иванович пригласил В.Г. Лысикова на должность главного инженера, чтобы вместе поднимать находящуюся в глубоком кризисе «Тверьреставрацию».

2 года понадобилось, чтобы рассчитаться с долгами. 2 здания – памятника архитектуры были отремонтированы под офис, но позже переданы другим пользователям. 7 производственных участков в районах области удалось спасти. За годы совместной работы отреставрировано множество объектов историко-культурного наследия.

Так в 1997 году была проведена реставрация интерьера цокольного этажа в Доме Ворошиловских стрелков для размещения слушателей Академии ПВО. В 1998 году -  реставрация усыпальницы Николая Александровича Львова в дер. Никольское-Черенчицы, а также  реставрация фасада здания Центробанка в Твери по ул. Советской. Тогда, впервые в тверской реставрации применены новые технологии материалы. Фасад выдержал два гарантийных срока, то есть десять лет.

 Усыпальница Гурко и памятник Пушкину

В 1999 г. настоятель храма преп. Иосифа Волоцкого  в пос. Сахарово протоиерей Геннадий Ульянич обратился к А.И. Харковенко с просьбой смонтировать крест. Это стало началом и реставрационных работ и добрых взаимоотношений.

Были выполнены прогоны баллюстрады, ремонт кровли и частичный ремонт главного фасада. В 2007 году проведена окончательная реставрация здания, а В.Г. Лысикову вручено Благодарственное письмо Благотворительго фонда им. И.В.Гурко. В храме преп. Иосифа Волоцкого крестились дочь Мария,  внуки Павел и Иван, внучатая племянница Екатерина.

В этом же году, к 200-летию классика русской литературы А.С. Пушкина, была проведена реставрация памятника поэту на набережной в Городском саду. Отреставрирована подпорная стена набережной из белого камня и перила. За умелое руководство этими работами постановлением Губернатора В.И. Платова В.Г. Лысикову объявлена благодарность.

 Небо, вертолёт, крест

«В жизни всегда есть место подвигу,» – так часто говорит Владимир Григорьевич. В 2000 году  реставраторам выпала непростая задача: подъем и монтаж креста на церкви в с. Застолбье при помощи вертолета.  В.Г. Лысиков, стоя на металлических лесах, принимал крест для монтажа на куполе. Об этом подробно рассказывала статья краеведа А.Е. Серова в газете «Тверская жизнь». В ней отмечено, что прихожане благодарны «особенно главному инженеру Лысикову В.Г., который неоднократно лично на высоком профессиональном уровне выполнял сложные виды работ, в том числе установку крестов».

Две старушки, наблюдавшие за установкой креста, со слезами на глазах рассказали, как в 30-е годы посеребренный крест тракторами сдергивали с храма. К сожалению, спустя 20 лет церковь в Застолбье так и не отремонтирована, хотя является действующей. И газеты «Тверская жизнь» больше нет. Но это уже другая история.

В том же 2000-м году проведена реставрация Дома купца Филиппова в Старице.
Купцы строили дома, которыми мы восхищаемся сегодня, жертвовали деньги на строительство храмов. В этом доме останавливался император Александр I, приезжал на бал А.С. Пушкин. Под руководством Лысикова В.Г. проведена реставрация кровли, перекрытий, настил балкона.

В 2000-2003 годах отреставрированы Дома братьев Неворотиных (Бежецк, XIX век), Дом дружбы с народами зарубежных стран в Твери (сейчас в здании расположен депутатский центр Единой России), здание Администрации Центрального района г. Твери (построено в 1783 г. как Дом присутственных мест, здесь работал вице-губернатором М.Е. Салтыков-Щедрин), одно из зданий Дипломатического корпуса (Завидово, Конаковский район).

Валунный мост

Творение знаменитого архитектора Николая Александровича Львова – Валунный мост в селе Василёво Торжокского района (XVIII в.) осенью 2002 года находилось в аварийном состоянии.

В. Г. Лысиков, вместе с начальником комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области Ларисой Александровной Поповой приехав на объект, увидел, что обвалился один пролёт и арочная стена со входом под пролёт. Весной на мосту образовалась продольная трещина 18 см. Это произошло из-за того, что после очистки поймы на зиму водоём не был заполнен водой.

Над реставрацией работал коллектив Тверьреставрации, главный архитектор проекта Курочкин Валерий Владимирович, принявший участие в творческом вечере, вместе с юбиляром рассказали собравшимся множество интересных подробностей о том, как в результате технически сложной и весьма творческой работы мост был восстановлен.

Колокольня  трёх  исповедников и Венециановка

Воскресенская церковь, называемая также церковью Трёх исповедников  Гурия, Самона и Авива (XVIII – XIX вв.), в годы Советской власти  служила музеем здравоохранения, домом санитарного просвещения, морским и шахматно-шашечным клубом. Колокольня была разрушена в 30-е годы.

В 1962-63 гг. 18-летний Володя Лысиков проходил в морском клубе допризывную подготовку  по специальности электромонтажника. Позже, начав работу в реставрации он мечтал восстановить колокольню. Так и вышло – колокольню отстроили заново, а установкой креста при помощи крана лично руководил В.Г. Лысиков. Объект был сдан к Дню города в 2003 году, Владимир Григорьевич получил от главы города О.С. Лебедева благодарственное письмо.

Здание Тверского художественного колледжа имени А.Г. Венецианова, расположенное рядом с храмом Трёх исповедников, построено во II половине XVIII века купцом  Зубчаниновым.  Позднее здесь располагалось Духовное училище. В комплекс, переданный в 1995 г. Тверскому художественному училищу им. Венецианова входят дома 44 и 46 по набережной Афанасия Никитина. В 2002 году потребовалось укрепление несущих балок чердачного перекрытия в д. 44. Директор ТХК им. Венецианова Сиротина Наталья Георгиевна поздравила В.Г. Лысикова с юбилеем и вспомнила, как  эти сложные в техническом плане работы были проведены в оптимальные сроки. В дальнейшем под руководством В.Г. Лысикова проводилась замена обрешетки, ремонт стропильной системы, ремонт кровли, водоотведение, реставрация белокаменного цоколя.

Мемориальный комплекс в Молоково                                                    

В центре пос. Молоково увековечена память восьми героев Советского Союза – жителей Молоковского района. Стеллы выполнены из гранита, мемориальные доски с именами 2,5 тысяч погибших воинов закреплены на стене из кирпича. Работу по граниту и мрамору выполнила мастерская по обработке природного камня под руководством Валерия Алексеевича Константинова. Он также поделился своими воспоминаниями о совместной работе с В.Г. Лысиковым.

В состав Мемориального комплекса вошла также часовня, изготовленная по проекту В. В. Курочкина, выкованы и смонтированы фонарные столбы  (кузнец Соболевский П.П.). Кроме того были установлены 2 пушки, 2 гаубицы и бронетранспортер. Дом-музей маршала Николая Васильевича Огаркова в отреставрированном доме, где родился будущий начальник Генерального штаба, открывал лично министр обороны  РФ маршал Игорь Дмитриевич Сергеев и 18 генералов Генштаба. Владимир Григорьевич пообщался с министром, прежде возглавлявшим РВСН, в которых Лысиков служил в 1963-66 гг.

Тургиново – родина предков

Дед В.Г. Лысикова по материнской линии Куворин Иван Андреевич родом из деревни Поминово (как и отец президента В.В.Путина). Бабушка Куворина Вера Матвеевна – из дер. Сухарево. В Тургиновском сельсовете Владимир Григорьевич заключил брак со своей супругой Галиной Васильевной. По этим ностальгическим причинам В.Г. Лысиков попросил направить его для руководства субподрядными работами по контракту известной питерской фирмы «Интарсия», занимавшейся реставрацией комплекса зданий в Тургиново, в том числе Покровской церкви.

Работы заключались в реставрации кирпичной кладки одного из зданий, белокаменного цоколя, изготовлении металлических балок под полы.

Магистрат, он же ТЮЗ

Здание магистрата (1773-1776 г.), входящее в комплекс из четырех зданий Восьмиугольной площади (пл. Ленина) примечательно, в том числе тем, что в нем служил баснописец И.А.Крылов. А с 1959 года здесь располагается Тверской театр юного зрителя.

Впервые реставрацией этого здания В.Г. Лысиков занялся в 2006 году. Это была реставрация кирпичной кладки главного фасада, белокаменного цоколя, изготовление балюстрады на кровле, укрепление стропильной системы, замена обрешетки и кровли.

Директор ТЮЗ Бахарев Александр Витальевич, также принявший участие в творческом вечере, в своем выступлении отметил, что сразу отметил для себя профессионализм и ответственность В.Г. Лысикова и пригласил к сотрудничеству. С 2008 по 2012 год В.Г. Лысиков – ведущий инженер-строитель ТЮЗа. Он курировал все реставрационные работы, проводившиеся в здании.

В 2016 году, когда Лысиков уже работал в составе Тверьпроектреставрации, были изготовлены и смонтированы гранитные крыльца главного фасада, проводилась реставрация кирпичной кладки, ремонт кровли, утепление перекрытий и водоотведение.

 К 700-летию Сергия Радонежского

В поселке Радонежье Дмитровского района Московской области В.Г. Лысиковым было установлено деревянное колесо диаметром 6 м , шириной 1,5 м. Стальной вал был разработан и изготовлен на Тверском экспериментально-механическом заводе. Главный технолог завода в то время Швец Николай Федорович рассказал об этой работе. А деревянные части колеса выполнили в столярной мастерской в д. Бортниково. Её  начальник Скрябин Сергей Дмитриевич также выступил на вечере.

Колесо было смонтировано при помощи крана лично В.Г. Лысиковым, в присутствии настоятеля местной церкви. Колесо и сейчас вращается, поднимая воду для омовения людям с ограниченными возможностями здоровья. Вода подается кувшинами, подвешенными к лопастям.

Дворянское собрание, Дом офицеров, Дом искусств ?

В 2015 году реставраторами велись работы по северному и восточному фасаду Дома офицеров в Твери на ул. Советской д.14. Также произведен ремонт кровли и реставрация белокаменного цоколя. В.Г. Лысиков осуществлял технический надзор за ходом работ.

Здесь, в Доме дворянского собрания сто лет назад выступали В.В.Маяковский,  С.А. Есенин, С.Я. Лемешев. Вот уже несколько лет ведется подготовка к возвращению этого здания в сферу культуры в качестве Дома Искусств.. На творческом вечере В.Г. Лысикова поздравил с юбилеем директор ГБУК «Тверской Дом Искусств» Владимир Ефимович Боярский. Известно, что зданию, которое должно стать частью центра притяжения для горожан и туристов в Твери,  требуется усиление фундамента, восстановление фасада, оконных и входных групп, кровли, внутренних интерьеров.

С высоты птичьего полёта

Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм XVII века в селе Ширково Пеновского района, нуждающийся в реставрации. В 2016 году по заданию начальника Управления охраны памятников историко-культурного наследия Тверской области Смирнова М.Ю. накануне выборов губернатора было проведено обследование и за 4 дня подготовлен проект креста и его крепления к деревянному основанию.   Оригинальное решение позволило смонтировать крест на церкви высотой 45 метров при помощи 50-метровой вышки.

При подготовке к празднованию 365-летия святого Нила Столобенского губернатор Тверской области Игорь Михайлович Руденя обратил внимание на отсутствие крестов на Спасо-Преображенском соборе в Торжке.  Было поручено к 9 июня 2017 года изготовить и смонтировать 5 крестов (их изготовили на ТЭМЗ). 50-метровой вышки здесь было недостаточно. Пришлось изготовить по эскизу В.Г. Лысикова деревянные леса с крыши храма. Работы велись предприятием А.С.Никифорова, который также принял участие в творческом вечере. Следует отметить, что Александр Сергеевич ведет в Торжокском районе большую работу по сохранению памятников архитектуры, восстанавливая их за собственные средства.

Торжокский район: Арпачево и Заречье

Храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1789-1791 годах Николаем Львовым в селе Арпачево, с уникальной «падающей» колокольней является ансамблевым памятником архитектуры  федерального значения. Внешний облик храма был восстановлен за счет частных пожертвований и средств епархии. В.Г. Лысиков в 2003 г. осуществлял технический надзор за проведением реставрации белокаменного карниза храма.

В 2017 году довелось снова вернуться в Арпачево вместе с инженером-реставратором из Казани И.Ю.Матвеевым. Эксперт из КГСАУ был приглашен для обследования и разработки проекта противоаварийных работ по реставрации необыкновенной колокольни, напоминающей маяк. Матвеев И.Ю. также обследовал Казанскую церковь в Заречье Торжокского района и готовил проект противоаварийных работ.  Игорь Юрьевич приехал на творческий вечер своего тверского коллеги и рассказал об их сотрудничестве и профессиональной дружбе.  

 Где  родился, там  и  пригодился                      

Семья Лысиковых еще с довоенных времен жила в доме 39 по улице Володарского (до этого она называлась Скорбященской, а сейчас переименована в ул. Дементьева). На родной улице также довелось поработать.

В 2012 году было изготовлено и установлено ограждение для д. 18 (Дом поэзии А. Дементьева). А в 2018 году в д. 20 проведено укрепление стропильной системы, пароизоляция, контробрешетка и обрешетка, монтаж кровли на главном доме и флигеле. Работу выполняло ООО «Таймер Р», в котором сейчас работает юбиляр. Директор этого предприятия Иванов Сергей Константинович выступил на творческом вечере и пожелал Владимиру Григорьевичу крепкого здоровья и новых объектов.

«Над чем Вы сейчас работаете?»                       

В числе памятников архитектуры, к реставрации которых приложил руку юбиляр, были названы кинотеатр «Звезда», Библиотека им. Горького, дома 6а и 9 по ул. Новоторжской, здание Карповского училища на ул. Крылова в Твери, храм Рождества Богородицы (Параскевы Пятницы) и здание бывшего почтамта в г. Старица.

В 2016 году В.Г. Лысиков прошел аттестацию в Министерстве культуры России, получив квалификацию инженера-реставратора II категории. Присутствующие на творческом вечере главные специалисты-эксперты Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области О.Б. Трифонова, Н.И. Наумова и Е.К. Кривобокова зачитали поздравительный адрес от начальника управления М.Ю. Смирнова и пожелали вскоре успешно пройти аттестацию на I категорию.

Следует добавить, что Владимир Григорьевич активно делится знаниями и навыками – под его руководством уже несколько лет проходят практику студенты ТГТУ.

Творческий человек неизменно проникнется к Вам расположением, если вы спросите его: «Над чем Вы сейчас работаете?». Компания «Таймер Р» в настоящее время завершает работы на здании Театра драмы: проведена замена кровли, замена, реставрация и усиление элементов стропильной системы, монтаж пароизоляции и ряд других работ. Проект разработан ООО «Твердъ», его директор – Шкурат Алексей Сергеевич и архитектор Зайфит Ольга Борисовна также поздравили В.Г. Лысикова с двойным юбилеем.

Прекрасно, что в Твери живут и трудятся неравнодушные и талантливые люди, радующие за сохранение для потомков архитектурных сокровищ родной земли. Пожелаем же юбиляру много новых интересных объектов, а Верхневолжью – беречь и ценить своих реставраторов, растить новую смену, перенимать бесценный опыт!

Мария ПАРАМОНОВА

И новая эра придет… Итоговый день «Словенского поля – 2019″

06.08.2019

Сегодня завершаю свой рассказ о поездке на фестиваль «Словенское поле – 2019″ в Псковскую область. В статье Ратники российской литературы я рассказала о церемонии открытия фестиваля, а в статье Излюбленный маршрут Марии Парамоновой речь шла о поэтических чтениях и прогулке по историческим местам Изборска. На этот раз местом действия будет Псков. Заключительный день фестиваля – 28 июля.

По традиции сбор участников был объявлен у Памятника солдату I мировой войны на набережной реки Великой (улица Воеводы Шуйского). В который уже раз я приятно удивлена тем, с какой любовью псковичи относятся к этой небольшой скульптуре. Вокруг – идеальный порядок. В нескольких кашпо кустится цветущая ампельная петуния. Поэты возлагают к памятнику красные гвоздики и читают стихи о Первой мировой войне. Это больше, чем дань памяти – это прикосновение к подвигу, смыкание времен, смыкание рядов…

После поэтического митинга у памятника участники фестиваля собрались в концертном зале Псковского областного колледжа искусств им. Н. А. Римского­Корсакова (ПОКИ). Там состоялся итоговый концерт «Словенского поля – ­2019», в программе которого выступили поэты и барды из числа участников фестиваля, членов жюри и оргкомитета.

Председатель правления Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» Николай Федорович Иванов подробно рассказал о новых направлениях работы писательского союза. Работа организации заметно активизировалась, повысилась открытость процесса приема в Союз, что вызвало неизбежное в таких случаях  противодействие застойных элементов. Николай Федорович ответил на вопросы об обмене членских билетов, о взаимодействии с региональными органами власти, о сотрудничестве писателей с инициативными группами и молодежью, а также о своем экстремальном опыте в журналистике.

Жюри подвело итоги поэтических конкурсов в молодежной номинации «Словенские ключи», «Открытой номинации», номинации «Профи» (для членов писательских организаций) и в специальной номинации «Стихи об Изборске». Эти итоги опубликованы на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России. Замечательно, что абсолютно все участники получили памятные дипломы и прочли свои стихи (либо выступили с обращением к участникам фестиваля в прозе).

Разумеется, я очень рада, что компетентное жюри фестиваля под  руководством поэта Вадима Терёхина (Калуга) удостоило меня звания лауреата II степени в номинации «Профи». Разделил со мной эту радость и вторую ступень «пьедестала» поэт из Тулы Валерий Савостьянов. А победителем в высшей номинации стала Ольга Флярковская из Москвы. Со сцены ПОКИ я прочла стихотворение «Виршеловка», написанное под впечатлением последних писем Сергея Есенина. Стихи из конкурсной подборки опубликованы на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России.  В дополнение к диплому я получила в подарок керамическое панно с видом на Городищенское озеро с Труворова городища и логотипом фестиваля, а также календарь с репродукциями картин – видов Пскова и стихами псковских поэтов.

 Завершение праздника поэзии было столь же памятным, как весь фестиваль. Прогулка на катере с гордым именем «Буревестник» по реке Великой в тридцатиградусную жару – отличная идея. На носу катера мы наслаждались ветерком, криками чаек и прекрасными видами Пскова. В прогулке по реке вместе со мной приняли участие Ольга Флярковская, тверские поэты Елена Павлинова и Борис Зверев и другие участники фестиваля. Уверена, что все участники девятого фестиваля «Словенское поле» уже ждут новой встречи на десятом, юбилейном фестивале в 2020 году.