Новости творческого мира


Сердце, Мария, мельдоний.

25.04.2017

Завтра наступит долгожданный для теннисных болельщиков день – свой первый матч после 15 месяцев дисквалификации за употребление мельдония (милдроната) сыграет многократная чемпионка турниров Большого шлема Мария Шарапова. Во время вынужденного отдыха Мария Шарапова не теряла времени зря – она написала книгу о своей жизни «Неугомонная». Как писатель я не могу не одобрить такое времяпровождение. Но есть ещё один вопрос: а был ли допинг? Шарапову отстранили в год Олимпиады, а закончилась дисквалификация как раз после ежегодной серии матчей Кубка Федерации, где наши теннисистки проиграли бельгийкам. Мельдоний до 2016 года допингом не считался – это лекарство для профилактики инфаркта и спортсменам его рекомендуют для сохранения их жизни, а не для достижения преимущества. Буквально месяц назад мне прописали это лекарство, поскольку я тоже немного МАРСианка (МАРС – это Малая Аномалия Развития Сердца). Теперь и мне можно писать мемуары: «Сердце или как Мария принимала мельдоний»! Да только не о чем. Я внимательно следила за своим состоянием в ходе курса лечения. На первой неделе ощущалась легкая головная боль, а симптомы, с которыми я обратилась к врачу не проходили и никакого прилива сил и выносливости я не ощутила.  Порой от простых комплексных витаминов чувствуешь прилив сил и желание горы свернуть, но их допингом не считают. К концу курса моё самочувствие нормализовалось, кажется, сердце стучит ровнее. Но ничего сверхъестественного не произошло. Вот я и думаю – какая злая и хитрая комбинация удалась спортивным чиновникам! Но ничего, Маша, главное – сердце береги! А в завершение этого монолога – стихотворение из моей книги «Марьин скит»:

СЕРДЦЕ 

У сердца необычное устройство –
Через себя качает день за днём
Отчаянье, любовь и беспокойство
Смешной мешочек с клапанами в нём.

Неужто просто мышцы и сосуды –
И счастья и несчастья виражи –
Своей работой совершают чудо
Которое зовётся наша жизнь?

Вот-вот настигнет полная блокада,
Затихнет миокардова струна,
Врата откроет рая или ада
А дальше – остановка. Тишина.

 

 

Литературный вечер в Смоленском Православном училище

28.03.2017

27 марта в Смоленском Православном регентском и иконописном училище состоялся мой литературный вечер, посвященный Дню православной книги. Открыла его заведующая библиотекой СПРИУ Валентина Константиновна Ксендзова,  предложившая вниманию зала видеоролик с выступлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посвященный значению Дня православной книги, роли книги в развитии общества и государства, о различии знания и информации, о преимуществах книги перед Интернет-ресурсами. Валентина Константиновна представила меня собравшимся и выразительно продекламировала моё стихотворение «Весна печатной книги» о возникновении книгопечатания на Руси. Она напомнила, что традицией проведения Дня православной книги в СПУ (СПРИУ) стало участие людей, создающих книги: «В этом году гостьей училища стала член Союза писателей России, заместитель председателя Смоленской областной организации Союза писателей России, поэтесса Мария Парамонова».

27 марта Русская Православная церковь вспоминает Святого благоверного князя Ростислава-Михаила Смоленского и Киевского (XII век). Поэтому я начала своё выступление со стихотворения «Мой дом», в котором идет речь об этом государственном деятеле, при котором в Смоленске было построено множество каменных церквей, основателя города Ростиславля (ныне – Рославля).

Я прочла стихотворения из книги «Марьин скит»: «Баллада о сожжённых», «Перед иконою свеча», «Пасхальное», «Кто говорит на древнем языке…», «Елоховский собор», «Мария из Магдалы». Аудиторию литературного вечера составили вдумчивые молодые люди, поэтому я читала свои произведения и беседовала со студентами об истории, литературе. Мы затронули тему трагических страниц истории Смоленска, различия менталитета России и Европы, затрудняющие ведение диалога между сторонами. Я прочла стихотворение «Размышление в дороге», написанное в период работы над статьей «Смоленск – православное пограничье». Упомянутое стихотворение я обычно не включаю в программу совместных с другими авторами литературных мероприятий в силу его большого объема – в нем 100 строк, а вот на литературном вечере у православных студентов оно было принято с пониманием и встречено аплодисментами.

Педагоги и студенты Смоленской духовной семинарии приготовили мне замечательный музыкальный сюрприз – они исполнили композицию «Во имя добра», созданную на мои стихи. Юноши в строгих чёрных одеждах воссоздали картину разговора двух солдат в ночь перед последним боем. Исполнение композиции положило начало беседе о героико-патриотической лирике. Я рассказала, что посвятила это стихотворение своему деду, погибшему подо Ржевом в 1942 году. Тему продолжил видеоролик: песню «Памяти погибших солдат» (музыка Н. Вирабяна, стихи М. Парамоновой в исполнении музыкального коллектива ДК «Гнездово») сопровождало слайд-шоу с фотографиями Смоленска в годы войны. История Смоленска неразрывно связана с историей литературы. Я прочла студентам главу из поэмы «Город в области сердца», в которой идет речь о трёх поэтах – основоположниках Смоленской поэтической школы. Студенты, с помощью заведующей библиотекой В.К. Ксендзовой, раскрыли метафоры и узнали М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского и Н.И. Рыленкова.

Студенты регентского отделения также подготовили для меня музыкальный подарок – исполнили вокальную композицию «Весна» на стихи из поэмы «Город в области сердца» (Глава IV. Часть II. «Пробуждается мир после зимней невзгоды…»). Музыку написал композитор Владимир Сухоруков. Песня была исполнена в возвышенной манере, красивый голос солистки мягко оттенялся хором девушек-студенток. Дирижер хора – иерей Олег Ефимов. В поэме «Город в области сердца» каждая глава состоит из лиро-эпической части и песни. Я прочла собравшимся также «На Прощенное воскресенье…» – песню из 3-ей главы.

В завершение встречи студенты училища задали мне свои вопросы. Отвечая на них, я рассказала о том, как начала писать, и, намного позже, публиковать свои стихи, о лирическом цикле «Парижский блокнот», о названии книги «Марьин скит».

По окончании литературного вечера я передала в дар библиотеке СПРИУ сборники стихов с автографом, а также подарила книги студентам, проявившим интерес к моему творчеству. На память о встрече в Смоленском Православном регентском и иконописном училище от его коллектива я получила замечательные подарки – ежедневник с портретом Святейшего Патриарха Кирилла и мудрыми изречениями на каждой странице, а также монастырский чай «Вдохновение». Это была поистине вдохновляющая встреча с вдумчивыми и духовно богатыми слушателями, надеюсь, что наше общение продолжится.

Сердечно благодарю всех организаторов литературного вечера, посвященного Дню православной книги в Смоленском Православном регентском и иконописном училище!

 Об этом мероприятии читайте также в статье Анны Боедовой на сайте Смоленской епархии:

http://smoleparh.ru/novosti/2017/03/v-smolenskom-pravoslavnom-uchilishhe-sostoyalos-meropriyatie-ko-dnyu-pravoslavnoy-knigi/

 

В литературной студии «Родничок» отметили Всемирный день поэзии

26.03.2017

В Смоленской областной детской библиотеке имени И.С. Соколова-Микитова состоялось очередное занятие литературной студии «Родничок». Занятие было приурочено к Всемирному дню поэзии, который, начиная с 1999 года, ежегодно отмечается 21 марта. Я решила провести его в интерактивной форме Круглого стола, который получил название «Роль поэзии в современном мире».

Я рассказала юным литераторам об истории учреждения ЮНЕСКО Всемирного дня поэзии и о праздновании этого дня в Доме поэзии Андрея Дементьева, где свою точку зрения на современный литературный процесс высказали известные поэты Андрей Дементьев и Юрий Кублановский, литературовед Павел Басинский, народные артисты Иосиф Кобзон и Владимир Кочан.

Юлия Минченкова, недавно ставшая победительницей литературной номинации «Поэзия» конкурса «Экология. Творчество. Дети.», поделилась впечатлениями о своей поездке в Кардымово. Там она приняла участие в открытии недели детско-юношеской книги и прочла со сцены стихотворение «Экология важна», принесшее ей победу в конкурсе. Поездка была организована библиотекой имени И.С. Соколова-Микитова. Юлия не расстается с тетрадкой, куда записывает свои стихи разноцветными гелевыми ручками.

Участницы литературной студии рассказали о своих творческих поисках. Даша – об общении с поэтами в социальных сетях, а Софья – о взаимопроникновении математики, философии и поэзии.

В ходе обсуждения были затронуты темы поэзии и прозвучали строки Шарля Бодлера, Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Сергея Есенина, Беллы Ахмадуллиной, прозы Льва Толстого и Федора Достоевского.

Статья о Всемирном дне поэзии опубликована в тверской газете

23.03.2017

Моя статья о праздновании Всемирного дня поэзии в Доме поэзии Андрея Дементьева опубликована в №12(1093) от 29.03.17 г. тверской газеты «Караван+Я» под редакционным заголовком.

(далее…)

Русская поэзия расширяет интеллект, укрепляет душу и волю

22.03.2017

Всемирный день поэзии я встретила в Твери, в  «Доме поэзии Андрея Дементьева». Этот праздник, учрежденный ЮНЕСКО в 1999 году, было решено связать с датой 21 марта, хотя на протяжении нескольких десятилетий до этого многие страны отмечали его 15 октября – в день рождения древнеримского поэта Вергилия. Но весенняя дата праздника поэзии как нельзя лучше подошла для подведения итогов первого всероссийского конкурса молодых поэтов, который называется «Зелёный листок».

В «Доме поэзии Андрея Дементьева» 21 марта состоялась пресс-конференция и торжественная церемония награждения молодых поэтов – победителей конкурса, приехавших из разных уголков России. (Здесь приведены полностью ответы участников без купюр и в оригинальной стилистике респондентов, в отличие от моей статьи, опубликованной 29.03.17 г. в газете «Караван+Я в сокращении). Лауреаты и финалисты конкурса получили статуэтки работы скульптора Андрея Ковальчука, денежные премии, дипломы и специальные призы.

Победительницей конкурса стала 17-летняя Вероника Баранова – самая юная участница конкурса из поселка Пригородный Саратовской области. Второе место заняла Екатерина Барбаняга из Санкт-Петербурга, а третье Анастасия Губанова из Твери. Специальный приз от жюри достался Анастасии Кривецкой из деревни Дубровка Брянской области, специальный приз от фонда «Отчий дом» – Екатерине Писаренко из Луганска (автор, вероятно, проживает в России, так как положение о конкурсе допускает к участию только россиян). Ещё один специальный приз – от ФГУП «Почта России» получил Михаил Знаменский из Нижнего Новгорода.

В ходе пресс-конференции члены жюри конкурса рассказали о своих впечатлениях от работ конкурсантов и оценили современное состояние литературного процесса в нашей стране.

 Художественный руководитель Дома поэзии Андрей Дементьев напомнил, что в 2016 году первые «Зелёные листки» были вручены поэтам Тверской области и в нем приняли участие несколько десятков человек. Теперь же Всероссийский конкурс «Зелёный листок» объединил около тысячи участников из разных уголков России. Каждый из которых представил три стихотворения. В лонг-лист вошли 110 участников. Финалистами стали десять поэтов, из числа которых профессиональное жюри избрало лауреатов. Андрей Дементьев отметил тот факт, что большинство финалистов составили представительницы прекрасного пола. «Меня очень порадовало, что девочки победили ребят. Они эмоциональнее, они влюбленнее». Он добавил, что в будущем конкурс охватит республики бывшего СССР и напомнил, что «Зелёный листок» придумали в журнале «Юность», который имел тираж 3 миллиона 300 тысяч экземпляров.

В состав жюри конкурса входили два представителя тверского поэтического сообщества – члены Союза писателей России Вера Грибникова и Владимир Львов. Последний подробно рассказал о работе с конкурсными подборками. «Около трех тысяч авторов. Мы были очень рады. Трудно было на первоначальном этапе отсеять сильных поэтов от не очень сильных, но вроде бы справились. Были определены достойные. Может быть даже кого-то пропустили, но всех не наградишь. Победителей должна быть тройка, как вы понимаете. Самые сильные регионы – Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Ставрополь – и по количеству и по качеству. И вдруг тут и Тверь, теперь наши попробовали свои силы на всесоюзном уровне. Я давно говорю, что в Твери поэзия стоит на уровне не на среднем в России, а повыше».

 Член Жюри конкурса народный артист России Владимир Качан дополнил выступление Владимира Львова: «Я дисциплинированно прочел всё то, что мне прислали – 24 коротеньких сборника молодых поэтов по три листа каждый. Я надеялся, что что-то отзовется в сердце. Первый же поэт, не хочется называть её таким старомодным и довольно глупым словом «поэтесса», семнадцатилетняя девушка Баранова, написала стихотворение «Менестрель», которое меня удивило, потому, что оно, хотя и мрачновато, но очень зрелое, грамотное, профессиональное. Дальше я отмечал крестиками ещё какие-то фамилии, по-моему шесть или семь. Можно было ожидать худшего, какого-то агрессивного дилетантства, которое царит, как сказал Иосиф Давыдовыч, на нашей эстраде…Было время, когда поэты собирали стадионы. Это плоховато. Пусть стадионы собирает Стас Михайлов. Но у поэта должна быть своя аудитория, иначе мы снова в пещеру влезем. Хорошо, что есть Дом поэзии Андрея Дементьева!»

Народный артист СССР Иосиф Кобзон выразил своё отношение к современному литературному процессу: «У меня предвзятое отношение к поэзии. Мои любимые поэты – Есенин, Лермонтов. То, что обольщается Андрей Дмитриевич, что девочки у нас талантливые – время покажет. Мы можем назвать только Цветаеву, Ахматову, Бэллочку Ахмадуллину. Я когда читаю поэзию, всегда выискиваю, какую поэзию можно положить на музыку. Андрей Дмитриевич, проводя этот конкурс, окунулся в свою молодость, когда он руководил журналом «Юность». Печатал он и спорных поэтов и скандальных. Я в это время застал эпоху ренессанса, когда песни писали такие выдающиеся мастера, как Соловьев-Седой, Блантер, Островский, Фельцман, Френкель, но я всегда разговаривал с моими слушателями стихами – Долматовского, Матусовского, Рождественского… Потом на нас «обрушились» песни талантливого Жени Мартынова на стихи Андрея Дементьева и вся страна стала петь эти песни… А сегодня я хотел бы спросить, какие стихи будут песенными, кто будет писать песни? Композиторы ещё есть, а на чьи стихи они пишут? Пишут на слова. Стыдно, когда выходит мой коллега и говорит «Музыка моя, слова мои» Это такой дешевый непрофессионализм. Проект первого канала «Голос» показывает нам парад пародистов, которые, вместо того, чтобы искать своё творческое начало, пародируют хиты зарубежные, а я хочу слышать русский язык… Нет сейчас русских песен. Почему «Русское радио» взяло на себя смелость так называться? Я могу подсказать им хиты – Арно Бабаджаняна на стихи Евтушенко, а они говорят «неформат»…Я бы, как Жириновский сказал…, вешал и расстреливал тех, кто отказался в России от русского слова и назвал это неформатом. Это ужасно!

Есть анекдот. Эрнст пришел к Апостолу Петру и говорит: «Я хотел бы попасть в рай!» «Фамилия?» «Эрнст» «В ад!» »Но почему? Я провел Олимпиаду и еще много чего сделал!» «Неформат!»

Вот, понимаете, я уже устал давать интервью по поводу этой несчастной девочки Юли Самойловой на коляске. Это же надо было додуматься девочку подставлять под украинских негодяев, которые русофобствуют, и дать им повод поиздеваться над инвалидом из России. Притом, она должна петь на английском языке! Мы не уважаем себя! Мы проиграли Европе и Америке информационное поле…Нас пытаются пинать всякие отморозки, поэтому надо акцентировать внимание на русской поэзии».

 Один из выдающихся поэтов современности Юрий Кублановский ответил на мой вопрос о перспективах молодых авторов быть напечатанными в престижных «толстых» журналах: «Я десять лет руководил отделом поэзии журнала «Новый мир» и всегда внимательно следил за потоком, поступающим от молодых поэтов из провинции. Сейчас нет такого, чтобы печатали только матёрых классиков, старцев. И журнал «Октябрь», и журнал «Знамя» печатают молодых. Другое дело, что сами молодые поэты изуродованы Интернетом. Сегодня написал, завтра утром вывесил в Интернет, вечером ему пишут «Ты гений». Стихи не вынашиваются и носят поверхностный характер. Среди тех поэтов, которых я читал в этот раз, я, как отрадное, отметил, что стихи с сердцем, не однодневки, несут в себе определенную традицию… В постхристианском мире культура работает на разложение красоты, гармонии, всего, что было дорого человеку. Почему культура общества потребления носит негативный характер – разговор особый – но это факт. Другому учит нас наша русская поэзия. Она расширяет интеллект, укрепляет душу, укрепляет волю. Каждый человек, который живет с русской поэзией, отличается не только умственно, но и качественно. Как религиозный человек несёт в себе особый заряд высшего смысла, так и человек, который знает и ценит поэзию».

Известный литературовед Павел Басинский, отвечая на мой вопрос о современных формах поэтического творчества заметил: «Я думаю, проблема заключается в том, что удивительно, сколько в России пишется стихов. Полмиллиона зарегистрировано на известном портале, они не нуждаются в тиражах. Встает вопрос, как фильтровать всё это. Как сделать так, чтобы поэта услышали. И журналы тоже не спасут. Каким образом поэт может подтвердить своё звание? Только судьбой, связанной с судьбой страны!».

После церемонии награждения победителей конкурса, на которой присутствовали заместитель губернатора Тверской области А. В. Белоцерковский и глава города Твери А. Б. Корзин, был представлен сборник стихов молодых поэтов. Этот сборник составлен по итогам областного конкурса «Зелёный листок», проведенного в 2015-2016 году. Завершился праздник «открытым микрофоном» и шампанским.

На следующий день, 22 марта, в помещении Тверского областного театра драмы состоялся приуроченный к Всемирному дню поэзии концерт-спектакль «Россия, слово о тебе» с участием Народной артистки России Надежды Бабкиной и её творческого коллектива «Русская песня». В музыкально-драматическом действе также приняли участие поэт Андрей Дементьев, народные артисты Иосиф Кобзон, Людмила Чурсина, Ирина Мирошниченко, Ольга Волкова, Игорь Скляр, заслуженная артистка России Анастасия Волочкова, артист Иван Замотаев. 

Награждены победители конкурса «Экология. Творчество. Дети – 2017″

24.02.2017

 20 февраля в СОУБ имени А. Т. Твардовского состоялась торжествен-ная церемония подведения итогов конкурса «Экология. Творчество. Дети», проводимого эколого-биологическим центром «Смоленский зоопарк» с 2002 года с целью пропаганды экологических знаний среди подрастающего поколения и выявления творчески одаренных детей. В переполненном зале Твардовского собрались юные участники конкурса, из педагоги и родители.

Смоленский конкурс «Экология. Творчество. Дети.» является региональным этапом одноименного всероссийского фестиваля. Работы победителей и призеров конкурса ежегодно направляются в ГАУ «Московский государственный зоологический парк» для участия в отборе на Всероссийский фестиваль«Экология. Творчество. Дети».
 В 2017 году конкурс был приурочен к Году экологии и особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в России и празднованию 25-летнего юбилея национального парка «Смоленское Поозерье». Эта тематика нашла отражение в Положении о конкурсе и в критериях оценки произведений. В этом году, также как и в 2016-м, я приняла участие в работе жюри в качестве эксперта литературного направления. Всего же участники конкурса представили свои работы в четырех направлениях: литературном, театральном, направлении «Изобразительно-прикладное творчество» и направлении «Конкурс фото и видеофильмов». Победители и призёры в каждом из направлений определялись в четырёх возрастных группах: дошкольники, обучающиеся 1-4 классов, 5-8 классов и 9-11 классов. Отдельно рассматривались работы, представленные от художественных студий и школ, от коррекционных образовательных учреждений.
Участниками конкурса в этом году стали 817 человек, в числе которых пять педагогических работников и девять творческих коллективов. В конкурсе участвовали 55 образовательных учреждений города Смоленска и Смоленской области (городов Сафоново и Вязьмы). Победителями и призерами стали 139 детей и 5 творческих коллективов.
 На церемонии награждения победителей конкурса в Смоленской областной универсальной библиотеке имени А.Т. Твардовского перед победителями и призерами конкурса выступил А. И. Зазыкин – директор МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленской зоопарк». Алексей Иванович поздравил ребят и педагогов победой в конкурсе и  пожелал им творческих успехов в конкурсах будущих.
Главный библиотекарь ГБУК «СОУБ имени А.Т. Твардовского» О.Л. Валуйских  поблагодарила всех участников за интересные работы и предложила старшеклассникам принять участие в конкурсе экологического плаката «Экология и Мы».
Я в своем приветственном слове  поделились  впечатлениями работ участников конкурса и прочла стихотворную зарисовку из Сказки Красной поляны:
Уже февраль, из плена снежных туч,
Проклюнулось, ростком пшеничным, солнце,
И на скале, средь каменистых круч,
Оттаяло зелёное оконце.
Весёлым ручейком струится плющ,
Причудливым листом скрывает что-то:
Под ним, в ложбинке, дремлет майский хрущ,
Жукам ещё не время для полётов.
Ажурный папоротник перья распушил,
И к солнцу тянется хвостом как у павлина,
Так нежно-зелен – может поспешил,
Мороз ещё пожалует в долину?
Но, лепестками пробивая  спуд,
Из белого, искрящегося плена,
Ветрам и бурям вопреки растут
Альпийские фиалки – цикламены…
…Цветки напоминали мотыльков,
На круглых листьях – белые прожилки,
А солнце собиралось в свой альков,
Что за горой, где соколы кружили.
Также я пригласила ребят посетить ближайшее занятие детской литературной студии «Родничок» в Смоленской областной детской библиотеке имени И. С. Соколова-Микитова для индивидуальной консультации по творческим работам, направленным на конкурс.
Заместитель директора по учебной части Детской художественной школы имени М. К. Тенишевой города Смоленска Т. А. Еленева, эксперт направления «Изобразительно-прикладное творчество» конкурса отметила высокий уровень конкурсных работ и оригинальность творческого замысла.
В. Ю. Минченко – фотограф, сотрудник редакционно-издательского отдела СОУБ имени А. Т. Твардовского, эксперт направления «Конкурс фото и видеофильмов» отметил, что несмотря малое число конкурсных работ, они были оригинальными по композиционному и цветовому решению.
Затем победители и призёры конкурса «Экология. Творчество. Дети.» были награждены дипломами конкурса. Алексей Иванович  Зазыкин,  директор Эколого-биологического центра «Смоленский зоопарк» в своем итоговом выступлении  выразил свою благодарность администрации СОУБ имени А. Т. Твардовского» и членам жюри, вручив им благодарственные письма. Получила такое благодарственное письмо и я – вот оно.

Книга «Марьин скит» представлена Смоленскому ЛИТО православных писателей

21.02.2017

Сегодня на занятии участников Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского), которое состоялсь в актовом зале административного корпуса Свято-Успенского кафедрального собора, я представила свою новую книгу «Марьин скит». 

 Духовный руководитель православных писателей, протоиерей Михаил Горовой поздравил всех с Масленицей и призвал литераторов активнее участвовать в предстоящих богослужениях в главном храме области и обязательно попросить прощения друг у друга во время Прощеного воскресения 26 февраля. «Надо научиться прощать», – напутствовал отец Михаил участников встречи. Вместе со священником литераторы обсудили график и методику проведения Дня православной книги 14 марта. Встречи с молодежью Смоленска в рамках этого праздника пройдут в течение несколько дней. Главное мероприятие с участием детей из Воскресной школы состоится 12 марта в актовом зале собора. Писателям рекомендовано выступить по теме книжной культуры, прочитать стихи о значении первой печатной книги, о первопечатнике диаконе Иване Федорове, о приобщении народов России к русскому печатному слову. Накануне заседания литературного объединения я обсудила в Смоленском духовном училище сценарий моего творческого вечера, приуроченного к Дню православной книги.

В ходе заседания были показаны документальные фильмы о Григории Распутине (на события вековой давности излагал свою точку зрения писатель Николай Коняев) и о Туринской плащанице (с комментариями доцента СмолГУ Елены Петровой). В музыкальной паузе выступили гости из Рудни . Ария Мистера Икс из оперетты И.Кальмана, русский романс Петра Булахова на слова Владимира Чуевского »Гори, гори, моя звезда» и песня Арно Бабаджаняна «Ноктюрн» на стихи Роберта Рождественского прозвучали в  исполнении певца Сергея Счесновича. Ему аккомпанировал на баяне Виктор Иванович Москалёв.

Затем отец Михаил предоставил мне слово для презентации моей книги «Млечный путь», которая вышла в издательстве «У Никитских ворот», г. Москва.

Продолжая тему мировоззренческих различий между Россией и Западом, возникшую при обсуждении фильма о Туринской плащанице, я прочла стихотворение «Размышление в дороге». Отец Михаил отметил философский характер этих размышлений. Затем я прочла «Балладу о сожженных», посвященную жертвам Смутного времени и стихотворение «Во имя Добра» о безвестных героях Великой Отечественной войны. Также прозвучало стихотворение «Анарахнизм»- аллегория современного литературного процесса и, собственно, стихотворение «Марьин скит», давшее название книге.  Коллеги по литобъединению поздравили меня с выходом книги и пожелали новых творческих успехов, я подарила желающим экземпляры книги. 

Ряд поэтов в завершение вечера прочли свои стихи на религиозно – духовные и другие темы. Среди них – руководитель литобъединения православных писателей Николай Кеженов, член Союза писателей России Ангелина (Лина) Меркулова, поэты Сергей Подольский, Светлана Горохова, Нина Бандеко, Алла Бандеко, Сергей Баженов, Светлана Конфедератова, Людмила Пахомова, Татьяна Бажина.


Рождественские каникулы: меж Смоленском, Москвой и Тверью

15.01.2017

Рождественские ели одинаково хороши в Смоленске, где я встретила Новый 2017 год, в Москве, которую я осмотрела проездом и Твери, где праздник Рождества Христова ощущался до самого Старого нового года.

  С_сыном Ваней мы и ёлку нарядили и старый год проводили и новый встретили. Также в эти дни я посетила офис нашей писательской организации, куда отнесла несколько экземпляров своей новой книги «Марьин скит». Художник-постановщик Смоленского камерного театра Людмила Пономарева заглянула ко мне на чашечку кофе и рассказала о творческих планах. Довелось погулять по вечернему Смоленску, освещенному праздничными огнями.

 А в Твери творческие встречи, организованные членом Союза писателей России Веры Грибниковой, прошли на волжской набережной у памятника Афанасию Никитину и в Ботаническом саду.

У Афанасия Никитина, несмотря на сильный ветер, группа членов ЛИТО «Ковчег» сфотографи- ровалась и обсудила творческие планы. Я рассказала о том, как в этом месте 14 июля у меня родилось стихотворение «Марсова зарница», загадочным образом связавшее набережную Афанасия Никитина с набережной в Ницце, где в тот день произошел террористический акт. Это была премьера стихотворения.

Тверской ботанический сад традиционно украшает свою территорию и павильон и приглашает посмотреть произведения декоративно-прикладного искусства рождественской тематики. Вера Грибникова, Владимир Ходаков и другие представители литературной Твери, вдохновившись красотой природы и духом Рождества, рассказали о событиях творческой жизни.  Я прочитала несколько стихотворений из книги «Марьин скит»: «Транжира-ветер был неистов…», «Мархаба» и другие.

Газета «Вся Тверь» о книге «Марьин скит»

09.12.2016

В газете «Вся Тверь» от 9 декабря 2016 года опубликована статья журналиста Андрея Вартикова о книге «Марьин скит», затрагивающая многие темы, волнующие не только поэтов. Вот её текст из интернет-версии журнала. Печатную позже сканирую.

Делайте мир добрее
09.12.2016 Рубрика: Культура

В «Доме поэзии Андрея Дементьева» прошла презентация книги стихов Марии Парамоновой «Марьин скит» – это третья книга поэта. Листая страницы сборника, я понимаю, что кроме восторга меня охватывает некоторое чувство досады. Поздно, поздно она родилась! Возможно, эти мысли пришли, потому что Мария работает в доме, который появился на свет благодаря Андрею Дементьеву – поэту, вышедшему из эпохи шестидесятников. Будь она ровесницей Высоцкого или Ахмадуллиной, возможно, собирала бы стадионы… Увы, сегодня, когда культура стала неотъемлемой частью шоу-бизнеса, в массовое пространство вбрасываются лишь те имена, за которыми стоят деньги. Эти имена становятся брендами, имеющими ограниченный жизненный цикл, а потому забываются очень быстро.

Так почему же я решил поделиться с читателями своими впечатлениями от книги? Потому что для нашего города это настоящий прорыв. Книга издана в уважаемом московском издательстве «У Никитских ворот». Для любого издательства, занимающегося стихами, выпуск новой книги автора, мало известного за пределами своего региона – коммерческий риск. Да, сегодня еще издают стихи – уже признанных поэтов: Цветаеву, Ахматову, Гумилева… Проработав десять лет журналистом в Москве, я имел возможность пообщаться со многими работниками крупных издательств. Меня привела в шок информация о том, что сборник стихов Евтушенко был выпущен тиражом в пять тысяч экземпляров! Раньше тиражи были миллионными! Возможно, поэтому и мир был добрее?

Есть ли надежда на то, что в этом мире что-то изменится? Да, безусловно. Пока на свет рождаются такие стихи, как у Марии Парамоновой.

После того как я полюбил Высоцкого, никакие другие стихи о войне меня не трогали. Чуть позже я познакомился со стихами Давида Самойлова. Их читал уже ушедший из этого мира замечательный актер Валентин Никулин, «самый добрый доктор на свете» – Доктор Гаспар из «Трех толстяков».

И вот передо мной строки, которые написала Мария Парамонова:

 Во имя Добра

.                                                              «Никакая сила не может
.                                                                изменить природу Добра»
.                                                                                     Симеон Афонский

 Два русских солдата меж Вязьмой и Ржевом
Январскую ночь стерегли .
И младший спросил: «А скажи, неужели
Мы сгинем в дыму и пыли?

Который уж месяц тут гибнут ребята,
Фашистов пытаясь прогнать,
А бог на кресте, что ты давеча спрятал,
Не шлет для тебя благодать.

И звезды, смотри, холодны и недвижны,
От них не дождешься чудес.
В саду за избою поломаны вишни,
И нас ухайдакают здесь!»

А старший ответил, взглянув сквозь повязки
На фото жены и детей:
«Я верю – в последней отчаянной пляске
Беснуется мрачный злодей.

На веру не грех и тебе опереться,
Но чуда и сказки не жди.
Вселенная – это огромное сердце,
Стучащее в доброй груди.

Она расширяется целую вечность,
Восторгом галактик сверкнув,
А после сожмется, вобрав бесконечность,
И в тихий клубочек свернув.

И сердце твое, как Вселенная, бьется,
Я верю, во имя Добра!
А если замрет или в горе сожмется,
Так значит – настала пора…

Жаль, весточки нет, что с родными под Тверью?
Тревожусь за малых ребят,
Но только в одно без сомнения верю –
Что Свет и Добро победят».

А утром, еще не растаяли звезды,
Замкнулось кольцо за селом.
Фашисты зажгли пулеметные гнезда,
И пламенем избу смело.

Качнулась Вселенная в тихой печали,
Клубочек движенья скрутив,
И двое ушли по дороге-спирали
На Небо, без звезд на груди.

Откуда берутся такие простые слова, пронизывающие сердце?

Да и другие стихи в этой книге я уверен не оставят равнодушными тех, кто любит поэзию. А те, кто еще и сам пишет стихи, не смогут обойти вниманием строки, ради которых вообще стоит строить стих, а то и поэму!

Его глаза – земного сада листья…

Или:

В густом сиропе летней полутьмы…

 Конечно же, ознакомившись с книгой стихов «Марьин скит», я захотел побеседовать с автором. Приведу лишь отрывки беседы, которые надеюсь, помогут поверить в себя всем тем, кто еще только пытается делать этот мир добрее.

– Мария, у вас очень интересная биография. Вы изучали Антикризисное управление, работали в банке и в театре, преподавали в вузе. Когда же вы начали писать стихи, когда обнаружили в себе этот дар?

– Мой папа писал стихи. Биолог по образованию, он занимался проблемами охраны природы, а помимо основной работы вел колонку в «Калининской правде» под названием «Ловись, рыбка». Но с папиными стихами я познакомилась  только после его смерти.

– То есть в вас с детства проснулись гены?

– Я в детстве очень много читала. Полюбила стихи. Выработалось чувство ритма или оно заложено генетически – не знаю. Первые стихи я писала… и складывала в стол. Мне было неважно, услышит их кто-то или нет. Это был внутренний мир, мое зазеркалье. Позже появилось понимание, что возможно, эти стихи нужны не только мне.

– Поэтому вы и решились покорить Москву? Ваши первые книги вышли в Твери и Смоленске, а для третьей вы избрали столичное издательство.

– Издательство «У Никитских ворот» специализируется на современной поэзии – там печатаются уважаемые мной известные современные поэты, такие как Максим Замшев, Алексей Шорохов… Вот и решилась обратиться, но мне ответили, что не готовы издавать книги стихов неизвестного качества даже на коммерческой основе: «Пришлите подборку стихов, которые вы бы хотели включить в сборник, мы покажем их профессиональным критикам и примем решение». Критиком оказался М. Замшев, зам. главного редактора «Литературной газеты».

– Волновались, ожидая ответа?

– Конечно! Издательство очень тщательно отбирает своих авторов. Оценка Замшева оказалась положительной – он назвал мои стихи «поэтическим явлением» и согласился написать предисловие к книге.

– И книга состоялась, вышла тиражом 1 200 экземпляров, издательство распространяет книгу «Марьин скит» через крупнейшие книжные и интернет-магазины. Значит, это шаг к известности! А другие пути? Я знаю примеры, когда большое количество кликов в интернете перерастало в печатное издание. Вера Полозкова так начинала, публикуясь в своем блоге.

– Есть разные пути. Эпатажный. Неформатный. Человек становится широко известным в субкультуре. Находится меценат… и вперед к славе по скользкой дорожке. Есть еще более аморальный путь – понравиться какому-либо фонду, зарубежному НКО. Напиши гадость о России и получи грант, а там и Нобелевка не за горами…

– Поэт обязан ругать власть?

– Не обязан ни хвалить, ни ругать. Он подотчетен только Богу – за данный ему талант. Высоцкий всю жизнь был бунтарем, клеймил недостатки, но не отрекался от своей родной земли! Другие отрекались, но мы не вправе их судить с позиций нашего времени. Чудовищно, когда из-под пера современного поэта появляются строки про «тщетно полегших солдат» или когда поэт стесняется своего города «как пьющую мать». Это не мой путь. Я хочу, чтобы города древней Руси жили и процветали, а дети гордились своей страной, чтили память предков, защитивших нас ценой своей жизни.

– И все-таки, какой путь выбрать молодым?

– Писать, если не можешь не писать. Участвовать в конкурсах, например, в нашем «Зеленом листке», который приобрел теперь всероссийский статус. Читать хорошую поэзию. В Доме поэзии есть литературные консультанты. Хотите расти? Приходите.

Действительно, если вы пишете стихи и верите в себя, почему бы вам не прийти в Дом поэзии Андрея Дементьева? Участвуйте в конкурсах! Делайте мир добрее!

Андрей ВАРТИКОВ

 

На открытии выставки Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

01.12.2016

В  «Доме поэзии Андрея Дементьева» 30 ноября 2016 года  открылась выставка живописных работ учеников и последователей выдающегося художника Ильи Глазунова, в числе которых Ю. Арсенюк, А. Афонин, И. Глазунов,  С. Ивлева, С. Москвитин, Д. Слепушкин, А. Устинович, В. Чёрный,   и другие преподаватели Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Открывали экспозицию поэт Андрей Дементьев, декан факультета живописи Академии Станислав Москвитин и профессор, заведующий кафедрой исторической живописи Академии Иван Глазунов – сын прославленного художника Ильи Глазунова.

Выставка названа «Слово о России», и это символизирует единство творческих порывов художников и поэтов, воспевающих красоту родной земли, её культурное наследие. Картины, представленные в экспозиции, позволяют ощутить гармонию с природой, пробуждают в памяти строки поэтов о Родине, рождают в душе светлые чувства. Андрей Дементьев в своём приветственном слове сказал, что идея соединения поэзии и живописи витала уже при открытии дома. Дементьев, который давно дружит с Ильёй Глазуновым и  знает его сына Ивана с самого детства, пригласил художников в Тверь.

Иван Глазунов в своём выступлении поделился впечатлениями о нашем городе. «Все волжские города России особенные. А в Твери еще и сохранился свой дух. Путешествуя по городам нашей родины, мне всегда интересно найти в них то, что осталось от прошлого: памятники, церкви, дворцы. В Твери все это есть. Я это очень ценю. Прекрасный город, как и все, что с ним связано, я очень тронут приемом».

Творчество Ивана Ильича Глазунова представлено на выставке в Доме поэзии портретами его жены и старшей дочери в исторических костюмах. Художник серьезно занимается этнографическими изысканиями, коллекционирует костюмы, поэтому на церемонии открытия его порадовала фольклорная композиция девушек в национальных костюмах – студенток Тверского колледжа культуры им. Н.А.Львова, исполнивших танцы и частушки.

Станислав Москвитин, приветствуя гостей Дома поэзии, рассказал, что на картинах, представленных на выставке изображены места, которые посещали художники. Пейзажи  родной  российской природы выполнены в традициях русской школы высокого реализма. Здесь можно увидеть старые церквушки, дворики, рощи и реки  – места, удалённые географически, близки и понятны зрителю.

На церемонии открытия выставки присутствовали заместитель председателя Правительства Тверской области Светлана Вержбицкая, председатель Законодательного собрания Тверской области Сергей Голубев, заместитель председателя Тверской городской Думы Андрей Петров,  председатель Комитета по делам культуры Тверской области Елена Шевченко.

По окончании торжественного открытия выставки «Слово о России» художники – преподаватели Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова  провели открытый урок для юных художников студентов колледжа культуры им. Н.А. Львова и художественного колледжа им. А.Г. Венецианова. Молодёжь и педагоги Академии общались заинтересованно и продуктивно – возможно, лучшие из учащихся тверских колледжей станут в дальнейшем студентами Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Мне предоставилась возможность пообщаться с замечательными художниками и интересными собеседниками Иваном Глазуновым и Станиславом Москвитиным. Было отрадно осознавать, что поэты и художники разными художественными средствами, но с одинаковой любовью выражают своё отношение к русской природе, русской истории, Православию. Замечательно, что юным ученикам Академии живописи, ваяния и зодчества  Ильи Глазунова дают уроки живописи и напутствие в жизнь педагоги с таким мировоззрением и талантом.

  

Художникам я подарила свою книгу стихов «Марьин скит», и получила в подарок от  Ивана Глазунова его книгу с дарственной надписью.  Я познакомилась с художественными работами Ивана Глазунова на выставке и в книге – прекрасно изданном иллюстрированном альбоме. На выставке меня заинтересовали также работы Станислава Москвитина и Александра Афонина.