Новости творческого мира


На праздничном концерте в ТКТИ

08.05.2019

Замечательное праздничное мероприятие подготовили и провели студенты ТКТИ в преддверии празднования 74-й годовщины Великой Победы. Александра Ельчанинова и Владислав Богер сами написали сценарий, провели множество репетиций со студентами и выступили в качестве ведущих. А еще они пригласили для участия в концертной программе поэтов и декламаторов. И меня в том числе. Вот что сообщает сайт ТКТИ:

«В ходе концертной программы была показана военная кинохроника, состоялась минута молчания в память о героях Великой Отечественной войны (1941-1945). Ведущие рассказали о проходящей по всей России и за рубежом акции «Георгиевская ленточка» и объявили о её открытии на территории  ТКТИ. «Мы, наследники Победы, всегда должны помнить о Подвиге людей, подаривших мирную жизнь и свободу нашей стране и всему человечеству!» – сказали они.

В поэтической части концерта выступила студентка ТКТИ Этер Кулиева, которая выразительно прочла наизусть стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом».

Продолжила тему Ржевской битвы поэт, член Союза писателей России, лауреат литературных конкурсов Мария Парамонова. Она прочла своё стихотворение «Во имя Добра», посвященное её погибшему подо Ржевом деду.

Великолепный декламатор, актер театра «Диалог» (ДК «Пролетарка»), преподаватель ТКТИ Александр Семенов прочел несколько стихотворений о войне и, как историк, озвучил исторические сведения о ней.

А кульминацией концертной программы стал танец «Синий платочек», с которым выступили студенты и студентки ТКТИ. Они воссоздали страницу истории – девушки, проводившие любимых на фронт хранят подаренные на память платочки, тревожатся за солдат. Но вот наступает День Победы и пары кружатся в вальсе.

В завершение программы все гости получили в подарок Георгиевские ленточки и бумажных журавликов, напоминающих о трагедии японских городов Хиросима и Нагасаки, которые уже после фактического окончания войны подверглись ядерной бомбардировке со стороны США».

Литературное Отечество

04.05.2019

Заметка опубликована в еженедельнике «Караван Ярмарка»
№16 (за 8-14 мая) 2019 года на стр. 9

Вышел из печати первый номер тверского литературно-художественного журнала «Отечество».  Журнал публикует стихи и прозу тверских писателей. Главным редактором издания и инициатором его выпуска стал член Союза писателей России Сергей Струков.  Ответственным редактором выпуска выступила член Союза писателей России Любовь Старшинова.

Во вступительной статье номера «Кровь отцов» Сергей Струков обращается к истории России, как череде кровопролитных войн. Рассматривая Отечество как понятие, неразрывно связанное с верой наших предков, Сергей Викторович пишет: «Причастие Святых и Животворящих тайн – есть наиглавнейший и принципиальный момент домостроительства Божественного спасения человека.  Бог в виде Тела и Крови Христовой входит в человека и соединяется с ним навечно».  Православные воины, защищавшие Русь, Россию во все века – от Рюриковичей, упокаивались в земле навечно.   Сергей Струков приходит к философскому умозаключению о святости русской земли через пролитую на ней кровь отцов.  «Тело и кровь русского христианина и вместе соединённые с нею Тело и Кровь Иисуса Христа, Бога-Отца и Бога-Сына смешивались с веществом земли навсегда…».

В разделе «Проза» опубликованы рассказы Бориса Морозова «Там, где восходит солнце»,  Михаила Петрова «Колка сахара на двоих»,  Виктора Струкова «Мирон», Марии Парамоновой «Одеяло», Владимира Зорина «Живой, живущий» и «Любовь к яблокам», Николая Нилова «Сын Солдата», Сергея Ильичева «Битва при Чесме». Пьеса Дмитрия Мамонова «Русский мятеж», первую часть которой публикует «Отечество», охарактеризована автором как «оптимистическая трагедия».  Её действующими лицами являются Великий Князь Тверской Александр Михайлович, его мать княгиня Анна Кашинская, Епископ Тверской Андрей, ордынский полководец Чолхан, московский князь Иван Калита и другие исторические фигуры.

Поэтические страницы тверского литературного журнала «Отечество» знакомят со стихами Василия Рысенкова, Елены Лучневой, Владимира Юринова, Ларисы Токаревой, Елены Бурчилиной и Виктории Паниной. В стихотворных строках – природа Верхневолжья, история родной земли, молитвенное обращение ко Всевышнему. И хотя, как и в некрасовские времена, не многим на Руси зажиточно живется, Отечество остается неизменным источником вдохновенья, как в стихотворении Елены Бурчилиной «Родной край»:

Здесь всем привычен недород,
немногодетны семьи.
Но только здесь душа поет,
в родном Нечерноземье.

Выпуск литературного журнала «Отечество» в Тверской области осуществляется за счет средств благотворителей.  Это открывает тверским литераторам путь к широкому кругу читателей, интересующихся художественной литературой и исторической публицистикой.

***

Мой рассказ «Одеяло», отмеченный дипломом 1 степени Симоновского литературного конкурса-2018, опубликован на стр. 10-11.

О лести, удаче и здоровье детей

18.04.2019

В среду 17 апреля вышел очередной выпуск еженедельника «Караван Ярмарка». Одна небольшая заметка по мотивам моего посещения финального гала-концерта танцевального конкурса вызвала большой резонанс в соцсетях. Негодующие дамы выражали бурное несогласие с моим частным мнением и даже звонили в редакцию с угрозами. Замечу, что материал некоммерческий, и я вовсе не обязана льстить победителям. Лесть, как известно, гнусна. В заметке я высказалась предельно корректно и никого не оскорбляла. Хотя и отметила, что у зрителей могли возникнуть определенные подозрения. Приведу здесь текст газетной публикации (с редакционным заголовком), проиллюстрирую его фотографиями, взятыми из открытых источников (комментарии – курсивом).

Победителя конкурса «Поймай удачу» в Твери выбрали неудачно (в моей версии статья называлась «Удачливых танцоров выбрали в Твери»)

14 апреля в ДК «Химволокно» состоялся финальный гала-концерт Третьего открытого танцевального конкурса «Поймай удачу». Участниками конкурса в этом году стали 280 танцоров, показавших 88 номеров.

На сцене ДК были представлены танцы различных жанров и танцоры из разных районов Тверской области. Открыл концерт задорный танец маленьких скоморошков из коллектива «Ладушки-сударушки».

Печально проплыли по сцене бабушки с платками – коллектив «Родники» из Зубцовского района – как вдовы с дарами не доживших до пенсии мужей.

Очень храбрая солистка из города Бологое сплясала народный танец, а ансамбль «Пелагия» (Вышний Волочек) весьма профессионально сыграл в танце жанровую сценку с потаенным смыслом.

 Мальчики-комарики в танце с лавками сорвали бурные аплодисменты.

Девичий дуэт порадовал эстрадным танцем «Лесть» по мотивам басни И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Два коллектива исполнили индийские танцы. Еще два – испанские.

Современные направления танца также были представлены. Ансамбль «Каприз» затронул тему буллинга (травли) в школьных коллективах.

Другие участники в танце поведали о высоких устремлениях «офисного планктона», о стремлении к свободе творчества и просто о крутой тусовке. Театр танца «Романтики» показал милый детский танец. Правда, девочки в ансамбле выглядят чрезмерно худыми, настолько, что впору подозревать у них анорексию.

В завершение программы коллектив «Сударушка» представил композицию, пробуждающую ностальгию по советскому периоду истории и картинам Петрова-Водкина. Девочки в красных трико перемежали танцевальные па с гимнастическими упражнениями, периодически замирая и образовывая силуэты букв. Из них складывались слова: «удача», «мир», «родина», «Россия».

В общем, у жюри, которое возглавлял начальник управления по культуре, спорту и делам молодежи Марк Соколов, было из чего выбирать.

Пока судейская коллегия совещалась, в зале состоялась презентация второго литературного сборника «Поймай удачу». Но вот все финалисты танцевального конкурса поднялись на сцену.

Поощрительные призы спонсоры конкурса распределили в соответствии с собственными симпатиями.

А главный приз достался коллективу, выступление которого ничем не выделялось, – народный танец был исполнен достаточно формально, механистично, без чувства. Неудивительно, что, когда после вручения призов ансамбль стал выступать на бис, более половины зрителей поднялись с мест и ушли в гардероб. Невежливо, но честно.

Да, не всегда побеждает сильнейший, но в целом шоу было ярким и шумным.

Выше приведен текст с сайта еженедельника «Караван». В печатной версии было еще предложение (оно добавлено здесь красным курсивом), которое выпускающий редактор  распорядился убрать с сайта в страхе перед разгневанной руководительницей коллектива. В случаях, когда речь идет о политических вопросах, он проявляет даже излишнюю дерзость, а когда речь идет о здоровье детей почему-то пассует.

В 2016 году в одном из российских городов был случай, когда девочка умерла во время занятий танцами. Выяснилось, что она истощала себя, мало кушала, чтобы удерживать необходимый вес (об этом был сюжет на одном из центральных телеканалов).  Вероятно, есть много аналогичных случаев, о которых не так широко известно.

Не все истощенные танцовщицы умирают, но их детский организм не формируется должным образом. Сейчас руководитель коллектива кричит на редактора, что наша публикация огорчает деток. А кто будет утешать этих девочек, когда они не смогут иметь детей? Да, «звёзды»  балета часто жертвуют личной жизнью ради карьеры. Только солисток Большого театра мало, а загубленных девочек много.

Я была знакома с одной девушкой, которая с детства занималась балетом. Дальше областного центра её балетная карьера не пошла. Она нашла себя в ином творчестве, но хотела и счастья материнства. А вот с этим были проблемы.

Полагаю, детский омбудсмен должен обращать больше внимания на эту проблему. Ради сиюминутного успеха на сцене и одобрения преподавателя танцев, а возможно и родителей, которые верят в звёздное будущее своего ребенка, нельзя рисковать здоровьем детей.

Глядя на солистку упомянутого коллектива, я хотела даже обратиться к детскому омбудсмену или в прокуратуру, чтобы проверили, обследуется ли здоровье детей перед допуском к занятиям.

У девочки, о которой идет речь, сильно выступают кости на кистях рук, коленях, локтях, грудной клетке. Выступают также сосуды или сухожилия. Да, я не врач, но у меня высшее образование, в том числе квалификация преподавателя. А еще я – мать двоих детей. И не могу представить, как может ребенок быть таким худым.

Не привожу здесь  фотографии этой танцовщицы в надежде, что руководитель танцевального коллектива все-же сделала выводы, а не только позвонила в редакцию. 

Еще одной даме, оставившей комментарий «ВКонтакте», видимо представлявшей коллектив, получивший Гран-при и денежный приз, хочу сказать, что все участники были в равных условиях. В смысле, что все приехали за свой счет. Поэтому ссылаться на то, что денежный приз должен компенсировать расходы, по меньшей мере смешно. А название Вашего коллектива я не указала во-первых потому, что записывала названия только тех, чьи выступления мне понравились, а во-вторых, чтобы не расстраивать своим критическим замечанием участников коллектива. Они сделали то, чему их научили.

Замечу также, что ведущий представлял некоторые коллективы очень подобно. Другие же просто называл. То же касается и танцев. На одном из фото, которое я назвала «Танец необъявленного народа» дети исполняют народный танец. Их костюмы и музыка, видимо, тщательно подбирались, но национальная принадлежность танца не была озвучена. К сожалению, поскольку зрители потеряли возможность расширить свой кругозор.  

Я не имею отношения ни к одному из этих коллективов и не писала заметку с чужих слов, в чем Вы обвинили меня в своем комментарии.  В доказательство – публикую фото: в зале я сижу в следующем за жюри рядом, как раз за Мариной из группы компаний «Удача», которая прекрасно организовала это красочное шоу.

Увлечение диктантом

13.04.2019

Статья опубликована в еженедельнике »Караван Ярмарка»
(в сокращении, под редакционным заголовком,
выпуск в №13 от 17-23.04.2019 на стр.32
)

13 апреля в Твери пошла ежегодная образовательная акция «Тотальный диктант».  Организатором этого добровольного испытания является одноименный новосибирский фонд.  В этом году в проекте участвуют  76 стран, 1021  город, 3243 площадки. Для сравнения, в 2011 году диктант проходил в 13 городах двух стран.  А впервые он был проведен в 2004 году в Новосибирском государственном университете.

Писать грамотно – модно

Целью проведения «Тотального диктанта»  является, конечно, популяризация грамотности. «Писать грамотно – модно», – гласит девиз акции. Для человека важно быть грамотным, а  русский язык велик, могуч и сложен. Поэтому каждый участник определяет свои цели.  Для кого-то нелегко писать без ошибок и важно сделать их как можно меньше. Для кого-то диктант – это увлекательный флешмоб. Кто-то стремится присоединиться к сообществу знатоков и любителей русского языка. А кто-то, для кого русский не является родным, стремится научиться грамотно писать и говорить по-русски. Всех их объединил в этот день увлекательный и полезный «Тотальный диктант».

Этот общественный проект проводится силами активистов и волонтеров. Организатор акции — фонд «Тотальный диктант» ежегодно, специально для этого случая, заказывает сложный, наполненный знаками препинания и трудными словами текст, который  создает известный писатель. Правда сначала подбирались тексты классиков – начали со Льва Толстого, позже были и Гороль и Стругацкий. За прошедшие с 2011 года годы в числе авторов отметились  Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Дина Рубина, Алексей Иванов, Евгений Водолазкин, Алексей Усачев, Леонид Юзефович и Гузель Яхина.

Писать от руки полезно

Принципами «Тотального диктанта» являются добровольность, безвозмездность и доступность. Любой человек, независимо от гражданства, пола, возраста или вероисповедания, может принять участие в диктанте. Главное, чтобы он мог под диктовку записать от руки текст на русском языке. Кстати, вот и еще один мотив: в современном мире мы все больше пользуемся компьютерами, набираем тексты на клавиатуре, распечатываем на принтере. Многие уже ворчат, если необходимо написать от руки заявление или заполнить анкету. Что уж говорить о лекциях – студенты приходят и на них с гаджетами.

А доктора предостерегают: человек, пишущий от руки, имеет меньше шансов  заболеть болезнью Альцгеймера, в просторечии именуемой старческим маразмом. Правда, для профилактики одного дня в году маловато. Нужно делать это если не каждый день, то настолько часто, насколько это позволит поддерживать навык в рабочем состоянии. Это означает, что соответствующие участки мозга в норме.

Аудитория или ресторан?

В Твери в этом году написать диктант можно было на пяти площадках. Среди традиционных в этом деле площадок учебных заведений неожиданно обнаружился … ресторан. Не совсем типичным местом для диктанта стал ресторан «Ленинград» на Комсомольском проспекте, где текст диктовала телерадиоведущая Екатерина Романцева.

На других площадках «тотальными диктаторами» стали народная артистка России Ирина Андрианова, председатель комитета по делам молодежи Вадим Степанов, тверской поэт Роман Гурский и президент образовательной Академии Благородного воспитательного собрания Дмитрий Бессарабов.

Однако, на площадке филологического факультета ТвГУ, которую выбрал для участия в диктанте корреспондент «Каравана»,  даже достаточно большая аудитория не вместила всех желающих. Во второй аудитории, которую выделили организаторы, «почетным диктатором» стала студентка Анастасия Груздева, участвующая в организации мероприятия уже пять лет.

Не только русский – и литература тоже

Автором текста в этом году стал писатель Павел Басинский – лауреат премии «Большая книга» (2010 г.), снискавший известность как литературовед и литературный критик. И текст «Тотального диктанта» был весьма характерным для этого автора. Очерк  получил название «Литературный детектив», хотя в столь коротком тексте автору удалось поставить вопросы, а ответ остался между строк. Речь велась о пьесе А.М.Горького «На дне» и убийстве хозяина ночлежки.

Не будет преувеличением сказать, что «Тотальный диктант», помимо развития навыка письма от руки и увлекательного поиска правильных букв и знаков, также несет в себе заряд любви к русской литературе. Текст Павла Басинского великолепен лапидарностью стиля. Здесь сконцентрированы характеры героев и личность Горького,  здесь миной замедленного действия таится желание перечитать (или прочитать?) пьесу «На дне». Именно такие тексты должны быть  упражнениями в учебниках, а не вырванные из контекста отрывки с набором нужных для изучения слов.

«Тотальные диктаторы» и «жертвы»

После диктанта участники акции с удовольствием делились впечатлениями.

Дмитрий Бессарабов (читал текст в ТвГУ):

- Я благодарен организаторам за приглашение. Было интересно, постарался прочитать правильно и доходчиво. Благородными воспитательными собраниями во времена Екатерины II назывались все высшие учебные заведения, поэтому на площадке ТвГУ я следую целям нашей Академии. Мы продолжаем традицию подготовки образовательной элиты. Поддержка и реставрация зданий архитектурного ансамбля «Раек» и четырех храмов в Торжокском районе также соответствует этой цели.

Валентина Тихомирова (в команде «Тотального диктанта» занималась работой с партнерами и спонсорами):

- Рада, что в этом году так много участников. Некоторые приходят каждый год, кто-то пришел впервые. Текст в этом году был сложный и интересный. В субботу, 20 апреля, участники могут вновь прийти сюда, узнать результаты и разобрать ошибки с экспертами.

Этер Кулиева (студентка Тверского казачьего технологического института):

- Очень волновалась, поскольку впервые участвую в «Тотальном диктанте». Надеюсь, что сделала не очень много ошибок. Я учусь в ТКТИ – филиале МГУТУ имени Разумовского. В нашей группе многие зарегистрировались для участия на разных площадках. Обязательно буду участвовать и в следующем году. Думаю, что проект нужно расширять, открывать новые площадки – здесь уже все не помещаются. Если бы у нас в институте тоже организовали площадку, многие студенты захотели бы поучаствовать.

***

Солнечный денек, позитивный настрой, встреча с русской литературой – все это рождало улыбки на лицах участников «Тотального диктанта», покидавших аудитории. Многие фотографировались на фоне логотипа проекта с красивой ударной буквой «а». А ведь правда, что насильно мил не будешь – именно добровольность , доступность и безвозмездность делают этот почти неформальный проект таким притягательным.  И не беда если кто-то, как и я, не поставил многоточие в предпоследнем предложении. Зато поставил восклицательный знак!

Мария Парамонова

«Палитру мысли радугой насытить»

10.04.2019

Статья опубликована (в сокращении) в еженедельнике «Караван»
под заголовком «Тверской художник и молдавский поэт»
в №12 за 10-16 апреля 2019 г. на с.9

30_марта на творческом вечере в  Тверском  доме актера под эгидой Творческой  мастерской члена союза художников  России Андрея Юдина был представлен уникальный проект. Андрей Юдин известен целым рядом креативных проектов, объединяющих различные виды творчества. Героями этого вечера стали поэт и художник и их совместное творение, которому уже более 30 лет.

Два очень интересных, своеобразно мыслящих человека, нитями судеб связанные с Тверью, в 1988 году создали книгу. Тверской художник, член Союза художников России  Александр Фролов ( 1957-1997) великолепно и тонко проиллюстрировал книгу стихов молдавского, советского поэта, члена Союза писателей Молдавской ССР  Паула Михни (1921-1994). Их творчество объединено экзистенциальными понятиями жизни и космогоническим мышлением. Люди из разных поколений, пережившие немало страданий и боли, соединились в творческий тандем незадолго до окончания жизненного пути.

Дочь художника – Елена Фролова-Борисова рассказала, что после серьезной травмы в результате аварии Александр Фролов прожил лишь десять лет.  За это время он создал свой индивидуальный стиль живописи в технике монотипии и цветного офорта. При создании иллюстраций к поэзии знаменитого французского поэта Поля Верлена, Александр Фролов впервые соприкоснулся в творчестве с Паулом Михней. Книга стихов Верлена в переводе Михни с иллюстрациями Фролова имела успех.

И уже следующая, полностью совместная их работа, стала и вершиной творчества и последним общим проектом. Это книга стихов Паула Михни «Садовник или возмездие зеркал», вышедшая в 1988 году в столице Молдавской СССР Кишиневе. Она проиллюстрирована  необычными цветными офортами Александра Фролова.

Экземпляр книги «Садовник или возмездие зеркал» Паула Михни на русском языке представил гостям вечера внук Паула Михни, тверской поэт и журналист Святослав Михня.  В Твери достаточно известен и отец Святослава, актер и режиссер Борис Паулович Михня. Почтительный внук и сын прочел стихи деда, отца и свои собственные в окружении цветных офортов и графики Александра Фролова.

Философская лирика Паула Михни, которую на русский язык переводили такие известные поэты как Новелла Матвеева, Давид Самойлов, Римма Казакова, Кирилл Ковальджи, произвела сильное впечатление на аудиторию. Стихи, действительно, поразительные.

…Со всем иметь связующие нити:
внезапной мыслью богу быть под стать,
палитру мысли радугой насытить
и птицей научить её летать…

С восторгом отозвался о стихах кандидат философских наук, доцент ТвГу, член-корреспондент  Петровской академии наук и искусств (ПАНИ) Владимир Гайдуков. Следует отметить, что в зале присутствовал целый ряд представителей ПАНИ.

Инициатор мероприятия, член ПАНИ художник Андрей Юдин во второй половине творческого вечера рассказал об успешных проектах своей творческой мастерской. Наиболее яркий из них связан с балетом – художники создали прекрасные работы, наблюдая за грациозными балеринами. Эти работы за короткий срок были выставлены на множестве престижных площадок в России и за рубежом – в Малайзии, Румынии, Сербии, Армении.   «Грация русской души» – это название вполне соответствует идее проекта.

Вице-президент ПАНИ, председатель Тверского отделения академии Владимир Осипов торжественно вручил двум художницам – участницам Творческой мастерской Андрея Юдина знаки отличия членов ПАНИ.  И пожелал художникам новых успешных проектов. А планов много и мечты сбываются – Андрей Юдин оптимистично подвел итог вечера, пообещав новые интересные творческие встречи, пленэры, выставки.

«Неоновая муза» молодеет

02.04.2019

Определены лучшие молодые и юные поэты Тверского региона

Статья опубликована в №11 еженедельника «Караван» за 03.04.2019 г.

31_марта в актовом зале областной библиотеки имени Горького по зову «Неоновой музы» собрались самые молодые и перспективные поэты Верхневолжья. Ставший за многие годы традиционным конкурс «Неоновая муза» расширил свой формат, дополнив его детско-юношеской возрастной категорией. Поэтому закономерно, что гала-концерт конкурса состоялся в завершение Недели детско-юношеской книги.

Уникальное для Тверской области состязание поэтов проходило в двух возрастных категориях: от 10 до 15 лет и от 16 до 25 лет. Соответственно авторы из Твери и Тверской области сражались за титулы «Лучшего юного поэта Тверского региона 2019 года» и «Лучшего молодого поэта Тверского региона 2019 года».

На заочном этапе жюри конкурса оценивало стихотворные подборки участников и определило финалистов, которые выступили в очном финальном туре.  Особенностью «Неоновой музы» является то, что стихотворение, которое поэт читает на фестивале, должно быть не из подборки, присланной на первый этап конкурса. В этом есть определенный риск и острота момента, но обилие номинаций позволяет поощрить и мастеров декламации и застенчивых создателей мадригалов и элегий.

Декламаторы могли использовать музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты, и многие проявили фантазию в создании образов. Стихотворения участников, даже в возрастной группе от 10 до 15 лет, в большинстве своем были о любви. Слегка затронули поэты историю, философию и литературу. А вот политический перфоманс от постоянного участника фестиваля Сергея Че(ркасова) хотя и был изобретательным и выразительным, симпатий ни у жюри ни у зрителей не вызвал. Не удивительно! Когда столько юных дарований читает стихи о добром и светлом, соглашаться с тезисом о том, что человечество подлежит уничтожению за грехи, как-то не хочется.

В итоге очного соревнования победителями в номинации «Лучшее стихотворение фестиваля» стали: в группе до 15 лет Анастасия Чакла со стихотворением о вере и помощи нуждающимся, в группе до 25 лет – Алина Худякова, успешно сочетавшая романтический образ и музыкальное оформление. В номинации «Лучшее представление стихотворения» победили: в группе до 15 лет – девушка с зонтиком Владислава Тюлегенова, в группе до 25 лет – девушка с альбомом Капитолина Волошина. «Приз зрительских симпатий», руководитель Областного общественного движения «Уроки успеха» Глеб Сафонов вручил  Андрею Новосельцеву, чтобы тот не грустил, что у него нет друга. Спецприз от Группы компаний «Удача» достался Милане Ильясовой выступившей с экспромтом. А тренинговый центр «Тверь 69» поощрил Майю Романюк и Екатерину Климову.

Победители в главных номинациях получили кубки и призы от генерального спонсора фестиваля – бутика натуральной косметики BELLA CASA (г. Тверь).  Титула «Лучший юный поэт Тверского региона 2019 года» была удостоена Варвара Кушина.

А «Лучшим молодым поэтом Тверского региона 2019 года» жюри справедливо назвало Владислава Гусева. В этой номинации в большей степени учитывались оценки за конкурсные подборки, но Владислав и в очном туре получил максимальный балл и аплодисменты.

Между поэтическими блоками поединка выступили две вокалистки и замечательный ансамбль «Эпоха странствий». Они прекрасно поддержали праздничную атмосферу, пока   жюри, в составе которого были поэты и спонсоры, подсчитывало баллы.

Моё мнение далеко не во всех случаях совпало с оценками жюри. Однако лучшие выступления были отмечены теми или иными призами. Спонсоры проявили хороший вкус.

Можно ответственно сказать, что фестиваль, организатором которого является  «Содружество литераторов Верхневолжья», а кураторами поэты Диана Мун и Владимир Селянкин, успешно прошел «перезагрузку».

Пришли новые поколения молодых тверских поэтов, их радушно встретили более опытные собратья по перу, а значит «Неоновой музе» и дальше оставаться юной и прекрасной.

Мария Парамонова

фото Дианы Мун

Всем поэзии, а денег не всем

26.03.2019

Статья опубликована в выпуске № 10 за 27 марта 2019 года еженедельника «Караван»

21 марта отмечается Всемирный День поэзии, учрежденный ЮНЕСКО 20 лет назад.  Цель праздника — «придать новый импульс региональным и международным поэтическим движениям». В этом русле и отметили в Твери День поэзии. Было много «движухи», чуть меньше поэзии. Но стал ли День поэзии праздником для поэтов? Корреспондент «Каравана» попытался выяснить это на двух основных площадках праздника.

ВЫСТАВКА МУЗЕЯ А.С.ПУШКИНА

День поэзии в ГАУК ТО Дом поэзии Андрея Дементьева начали с открытия выставки из фондов Всероссийского музея А.С.Пушкина (Санкт-Петербург). По традиции ждали прибытия губернатора, поэтому программа перекраивалась на ходу. В ожидании провели пресс-конференцию с членами жюри Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок». Не умолчу о том факте, что корреспондента «Каравана» на пресс-конференцию не допустили, поскольку руководство дома, как сообщил строгий охранник, вычеркнуло строчку из списка аккредитации. Вероятно, оно опасалось, что будут заданы неудобные вопросы. Например, о расходовании грантовых средств или о том, сколько работ фактически прочитал каждый член жюри.

Наконец, когда губернатор Игорь Руденя был уже недалёк, начали открытие выставки. Игорь Михайлович прибыл как раз во время выступления директора музея Пушкина С.М. Некрасова. Сергей Михайлович рассказал об истории создания музея лицейскими друзьями поэта и преподавателями Царскосельского лицея. В музее хранятся вещи, принадлежавшие Пушкину. А на выставку в Дом поэзии Андрея Дементьева привезли 30 объектов, преимущественно сканированных копий экспонатов – рисунков, фотографий, автографов. Сергей Некрасов ностальгировал о своих встречах с Андреем Дементьевым:

- Дементьев постоянно вспоминал Пушкина, говорил о Пушкине. В нашем музее работала дочь Андрея Дмитриевича Марина, преданная музею, Пушкину, Санкт-Петербургу.

Лауреат конкурса «Зеленый листок» Наталья Жигунова из Твери прочла свое стихотворение о дуэли Пушкина:

…И грянул выстрел над поляной
Застыла хладная рука.
Поэт упал с тяжелой раной
Окрасив бархатом снега…  

Как бархат окрашивает снега? Большой вопрос.

НА УЛИЦЕ ДЕМЕНТЬЕВА – ПЛАНЫ ПО РАСШИРЕНИЮ

Наконец, слово предоставили губернатору Игорю Рудене.

- Не мог представить, что такие прекрасные таланты у нас продолжают и продолжают рождаться на Тверской земле, – оценил он выступление молодой поэтессы. – В первый раз у нас проходит мероприятие без Андрея Дмитриевича. В первый раз мы присутствуем в Доме поэзии, который находится на улице Андрея Дементьева. Хотелось бы поблагодарить моих коллег, депутатов Тверской городской думы, всех, кто принимал участие в этой большой работе (переименовании ул. Володарского в Дементьева – прим. ред.). Я хотел бы всех поздравить с праздником – Днем поэзии. Хотел бы сказать, что мы не просто гордимся, что мы являемся такой уникальной площадкой, на которой представлен конкурс «Зеленый листок». Мы хотели бы сделать международную премию, чтобы эта работа продолжалась и носила комплексный характер. Я знаю, есть планы по расширению Дома поэзии. Мы их поддерживаем, Анна Давыдовна, – обратился губернатор к Анне Пугач, вдове А.Д.Дементьева, руководителю учреждения.

Вероятно, речь идет о выделении А.Д. Пугач еще одного здания, поскольку в данном историческом особнячке резервов для расширения не наблюдается. Напомним, что когда Андрей Дементьев обсуждал с губернатором Дмитрием Зелениным вопрос о выделении этого памятника архитектуры под Дом поэзии, поэт выражал намерение завещать для размещения в Доме поэзии свои личные вещи и архивы. Выходит, что сейчас воля поэта не исполняется, поскольку требуется еще больше помещений.

Президент фонда национальных литератур, внук знаменитого башкирского писателя Мустая Карима Тимербулат Каримов подарил Дому поэзии фотографии, сделанные в день открытия в Уфе памятника М. Кариму. Тогда Андрей Дементьев читал стихи, а Иосиф Кобзон пел.  Принимая Дар, Анна Пугач отметила:

- Я надеюсь, что когда мы создадим музей, у нас будет зал национальных литератур.

Председатель жюри конкурса «Зеленый листок», председатель редакционного совета «Литературной газеты» Юрий Поляков тоже был настроен практически:

- Тверь стала центром мировой поэзии…Андрей Дмитриевич не думал от нас уходить, но человек предполагает, а Бог располагает. И одной из последних забот Андрея Дмитриевича было то, чтобы Дом поэзии стал своего рода культурно-методическим центром. Если будет поддержка власти и соответствующая финансовая поддержка – без неё невозможно издание книг, проведение каких-то серьезных семинаров…

ЗЕЛЕНЫЕ ЛИСТКИ, ЗЕЛЕНЫЕ БУМАЖКИ

Затем дипломы, подарки, статуэтки «Зеленых листков» и денежные сертификаты вручили лауреатам и победителям конкурса молодых поэтов. Молодежь читала конкурсные произведения, которые произвели двоякое впечатление.  С одной стороны география России была представлена достаточно широко, с другой – стихи звучали слабые и очень слабые. Неужели в конкурсе побеждают любые не тверские поэты – лишь бы поддержать всероссийский статус?

Четыре тверских автора в числе лауреатов и две обладательницы спецпризов прозвучали гораздо более убедительно. А Татьяна Винокурова, получившая от жюри лишь диплом участника, но зато удостоенная сертификата от благотворительного фонда «Отчий Дом», прочла стихи достойные победы в этом конкурсе. Однако победителями стали: 1 место Ольга Гунина (г. Березники , Пермский край.), 2 место Фезилах Велиханов (г. Махачкала, РС Дагестан), 3 место Михаил Вахтин (г. Воронеж). Они получили крупные денежные призы из бюджетных средств и смогут издать книги, если, конечно, у них для этого есть больше трех стихотворений, представленных на конкурс.

Так в Доме поэзии отметили День поэзии. Президиум был авторитетным. Помимо упомянутых лиц в нем заседали ректор Литинститута Алексей Варламов, педагоги Литинститута и поэты Геннадий Красников, Юрий Кублановский, Марина Кудимова, Джахан Поллыева, критик Павел Басинский, актер Вениамин Смехов. Они уже не в первый раз участвуют в мероприятиях Дома поэзии и «шутки их давно приелись». Да и сами они прятали глаза и опускали головы, когда звучали выступления некоторых лауреатов. На втором плане были замечены тверские поэты члены Союза писателей России Владимир Львов и Вера Грибникова. Им была доверена работа по взаимодействию с участниками конкурса и первоначальной обработке заявок.

В холле второго этажа, где было не так душно, я узнала в пожилой даме, искавшей свободный стул, известную всей России детскую поэтессу Гайду Лагздынь. Она всего на два года моложе Андрея Дементьева и является автором более 180 книг для детей и взрослых. Но в День поэзии ни Дом поэзии, ни какая-либо библиотека не пригласили её для встречи с читателями, не предоставили слово в знак уважения к её вкладу в литературу. Впрочем, Гайда Рейнгольдовна не унывает и готовит к изданию свою новую книгу.

А В ЭТО ВРЕМЯ ТВЕРСКИЕ ПОЭТЫ…

В областной библиотеке имени Горького вечером того же дня наполнился поэтами Славянский зал. Здесь проходил гала-концерт IV Международного фестиваля «Всемирный День Поэзии». В 2016 году петербургская поэтесса Стефания Данилова инициировала проведение поэтического фестиваля, который уже стал международным. В этом году ВДП отмечен в 58 городах 10 стран мира. В числе задач фестиваля – дать автору новые возможности для развития, подарить шанс показать свое творчество большой аудитории. Просто праздник! И без отрыва от основной работы – не зря литературный вечер начинается в 18 часов.

Участники этого конкурса в возрасте от 3 лет до бесконечности, подают заявки на участие на литературной платформе Ryfma.com. В состав жюри входят известные поэты и музыканты:  Светлана Сурганова, Дмитрий Воденников и другие. По итогу голосования определяется «Золотая Сотня», куда попадают сто лучших авторов, а также десятка лучших поэтов по общей таблице (шорт-лист) и по каждому городу отдельно.

21 марта в Твери как раз и выступили победители и участники конкурса, представлявшие Тверскую область. Куратор конкурса в регионе – член Союза писателей России Любовь Старшинова рассказала о конкурсе. 79 поэтов Верхневолжья представляли регион в конкурсе, на который из бюджета региона не было потрачено ни копейки. Почти все участники были в этот день в Славянском зале. Кроме, разве что, Татьяны Винокуровой и Андрея Новосельцева, приглашенных в Дом поэзии. Они, конечно, не знали, что теперь для победы в «Зеленом листке» главное быть не из Твери.

«ВСЕМПОЭЗИИ» В ТВЕРИ

Лучшим тверским поэтом в этом году признана Елена Павлинова. Её стихотворение «Синеангарье» вошло в «Золотую сотню». Она получила сертификат на издательские услуги. Второе место в десятке лучших по региону заняла Татьяна Винокурова, третье – Екатерина Позднякова. Также на празднике были вручены и призы от спонсоров. Татьяна Тюрина получила спецпризы ЛИТО «Рассветная звонница» и мастерской льняного декора «Йолле», Виктория Панина получила спецприз от компании «Сфера чистоты», Наталья Смехачева – от массажного салона «София» и федерации Дартс. Также места в десятке лучших заняли Сергей Полежаев, Наталья Леонтьева (Алексис), Ксения Маркова и Анастасия Губанова. Поэты, получая призы, читали свои конкурсные стихотворения. А в музыкальных паузах песни под гитару исполняла Елизавета Рысенкова.

Самый улыбчивый молодой поэт Верхневолжья Федор Иванов вручил призы победителям зрительского голосования. Ими стали Ольга Волгина, Полина Иванова и Елена Давыдова. Спецприз от компании «Домострой» получила Виктория Исаева, от движения «Уроки успеха» – Борис Зверев, от газеты «Кимрский вестник» – Валерия Ескина. До закрытия библиотеки звучали в зале стихи – их  успели прочесть и оставшиеся нынче без призов участники конкурса. Праздник состоялся, а в будущем году участников наверняка станет еще больше – в Тверской области несколько сотен поэтов.

Фотографирование участников IV Международного фестиваля «Всемирный День Поэзии» с логотипом фестиваля, вырезанным из дерева, еще раз подчеркнуло открытость этого мероприятия. «ВСЕМПОЭЗИИ» в разных городах России и за её пределами!  Всем поэзии, и не беда, что не в Доме поэзии. Живое тянется к живому!

Мария Парамонова

фото Сергей Кононец, Сергей Титов, Мария Парамонова

«Я пытаюсь постичь вдохновенья исток…»

18.03.2019

Статья опубликована в еженедельнике «Караван» за 20 марта 2019 года
под редакционным заголовком «Поэтов путь»

В феврале отметила юбилей поэт Вера Грибникова. Ее непростой путь в творчестве – путь самобытного русского писателя из глубинки и путь прекрасной женщины, чья красота озарена вдохновением. Вера Грибникова родилась 26 февраля. Писать стихи она начала раньше, чем научилась грамоте. Этому содействовал пример старшей сестры, увлекавшейся чтением и поэзией. Первое стихотворение дошкольница Вера посвятила временам года: в нем были «бульканье ручьев» и «трели соловьев».

Русская природа вдохновляет поэтессу по сей день. Детство и юность Веры Грибниковой прошли в поселке городского типа Селижарово. Это торговое село на Волге, в устье речки Селижаровки, известно с начала XVI века, здесь располагался Троицкий монастырь. История России – еще одна тема творчества поэтессы.

Уехав из поселка совсем юной, Вера Петровна сохранила его в своих стихах. О доме, в котором они с бабушкой жили тогда, «плачет память светлыми стихами» – он сохранился, но в нем живут теперь другие люди. А в поэтические строки вплывает ностальгический «домоткано-кружевной уют, с теплой печкой, с духом каравая, где проворно ходики снуют, на секунды вечность разбивая…». И Волга, Волженька, как называет ее Вера Петровна, тоже стала сквозным образом ее творчества.

 ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЛИТЕРАТУРЕ

О том, как Вера Грибникова оказалась в Твери (тогда Калинине) и почему стала водителем трамвая, «Караван» рассказывал в интервью с Верой Петровной «Живи трамвайчик, будь в моей судьбе!».

«Ода трамваю», воспевающая последний ночной рейс, была в составе стихотворной подборки, которую в 1980-е поэтесса отправила в «Калининскую правду». Мы все слышали о том, что рукописи не рецензируются и не возвращаются, а иногда и не читаются. В областной газете стихи прочли и отзыв написали – критический, уничижительный. «Моя пристыженная муза смирнехонько просидела целых 15 лет, обдумывала услышанное», – смеется теперь Вера Грибникова над своей юношеской печалью. Зато теперь она консультирует начинающих авторов самых разных судеб и возрастов. И, зная, каким хрупким и ранимым может быть талант, старается подбирать такие слова для учеников, чтобы «крылышки им не обломить».

Примечательно, что позже, когда муза все же поборола свою застенчивость, Вера Грибникова отправила свои стихи на Тверской областной конкурс «Родной край». Это было в 1996 году, в подборке стихов была и «Ода трамваю», которую «зарубили» в «Калининской правде». Ода очень понравилась председателю жюри поэту Александру Гевелингу, длительное время возглавлявшему тверскую писательскую организацию. Вручая Вере Грибниковой диплом, он попросил прочитать это стихотворение и стал наставником поэтессы.

ИДЕАЛЬНАЯ РИФМА К СЛОВУ «КОСА»

Кроме того, что Вера Грибникова поэтесса и вагоновожатая, многие сразу вспоминают еще одну замечательную примету. У Веры прекрасные длинные волосы – коса до пояса. В стихотворных посвящениях прекрасной поэтессе этот атрибут женской красоты нередко рифмовался с творческим псевдонимом Веры Грибниковой – Роса. Так же называлась первая книга поэтессы.

Неудивительно, что, основав в 1995 году литературный клуб, Вера навала его «Роса». Это было неформальное объединение, работе которого Вера Петровна посвящала все свое свободное время. Так продолжалось больше 10 лет.

Я познакомилась с Верой Грибниковой в 2004-м. Наш профсоюз пригласил на выездное мероприятие клуб «Роса». Вера и еще две участницы объединения выступали на открытой площадке у костра, а потом предложили собравшимся почитать свои стихи, если кто-то их пишет. Я набралась смелости и прочитала – впервые, хотя писала их уже много лет. Вера Петровна отнеслась ко мне с удивительным вниманием и пригласила в «Росу». Благодаря этому литобъединению и Вере Грибниковой я открыла для себя радость творческого общения.

«Роса» была клубом открытых дверей, и не только для поэтов. Актив «Росы», собиравшейся в горнице библиотеки имени Герцена, составляли поэты и музыканты. Но и человек, не пишущий стихи или песни, получал возможность высказаться, рассказать о прочитанной книге или путешествии. Вера Петровна не только готовила программу занятия, но и мастерила своими руками подарки для гостей клуба. К сожалению, не всех устраивала эта идиллическая картина. Открытые двери притягивали не только людей, стремящихся к творческому созиданию, но и разрушительных индивидов.

Вера Грибникова, она же Роса, ушла из созданного ею клуба. Друзья настаивали, чтобы она забрала с собой свое имя, но Вера Петровна не стала этого делать. Она оставила клубу прежнее название, попросила приглашать ее на мероприятия и встречи. Но за 10 лет ни одного приглашения не последовало, вплоть до 20-летнего юбилея клуба. Более того, ее обвиняли в том, что в «Росе» не было издано ни одного коллективного сборника стихов. Когда же оставшиеся члены клуба «Роса» выпустили такой сборник, то не преминули поглумиться в нем над своим бывшим руководителем.

Сейчас, спустя много лет, Вера Грибникова может ссылаться на большую нагрузку, побудившую ее уйти из своего детища, может говорить о том, что «передала бразды правления», и желать долголетия литобъединению. Но тогда это была вопиющая несправедливость, к сожалению не единственная и не последняя в творческой биографии Грибниковой.

СОЮЗ И СОЮЗНИКИ

В 2000 году Вера Грибникова была принята в Союз писателей России. Первую рекомендацию ей написал Евгений Сигарев, поэт, приехавший в Тверь с Камчатки. Он часто бывал в «Росе», участвовал в творческих встречах и поездках. Принес рекомендацию на одно из собраний и вручил. У Веры Грибниковой тогда уже были изданы две книги стихов – «Роса» и «Соло». Поэтесса не была уверена, что этого достаточно, но Гевелинг рассеял все сомнения, дав вторую рекомендацию. Третью написал Владимир Львов – он вместе с Гевелингом был в составе жюри того конкурса, в котором Вера Грибникова стала победителем в 1996 году.

Войдя в состав союза писателей, Вера Грибникова активно включилась в работу тверского отделения. Однако творческие союзы переживали тогда не лучшие времена. В 1990-е организацию возглавлял прозаик Евгений Борисов. В 2004-м председателем был избран Владимир Самуйлов. В те годы уже прекратилась существовавшая в советское время поддержка писательской организации. Приближалось банкротство. В 2006–2008 годах Вера Грибникова была секретарем писательской организации.

«Если бы я ведала, с какими трудностями столкнусь, ни за что не согласилась бы на эту должность, – вспоминает Вера Петровна. – Наша организация занимала чудесное помещение в центре Твери, но платить аренду, долги за электричество и воду было нечем. Нас выселили. Мне пришлось перевозить книги, мебель, картины, пианино в другое помещение на проспекте Чайковского. Почему мне? Потому что наш председатель Владимир Самуйлов уехал на родину в Вышний Волочек и делами организации совсем не интересовался, оставив мне доверенность на право второй первой подписи. И я осталась один на один со всеми проблемами организации. Банковский счет у нас был арестован. Из огромного коллектива (почти 60 человек) мне помогали всего двое – Александр Бойников и Валерий Токарев, да и то не в беготне по юстициям, банкам и налоговым инспекциям, а только по литературной части».

Счет разблокировать не получилось, но Вере Грибниковой все же удалось добиться финансирования альманаха, собрать материалы и вместе с коллегами выпустить этот последний номер классического коллективного сборника в истории некогда славной Тверской областной писательской организации.

 «НАДЕЖДЫ ЛИРА ЗОЛОТАЯ» И ДРУГИЕ

Дипломами поэтических конкурсов Вера Грибникова могла бы обклеить не одну стену. Но есть среди ее наград та, которую обязательно вспоминают все журналисты. В 2004 году за стихотворение о любви Вера Грибникова была удостоена премии музея им. Пушкина в США. На конкурс «Надежды лира золотая» в Нью-Йорке прислали свои стихи поэты со всего мира – более 40 тысяч человек. Из подборки Веры Грибниковой жюри отметило стихотворение «Встреча». Оно непременно запоминается читателю образной концовкой: «…А на вешалке рубашка обнимает сарафан».

В числе других литературных побед – конкурсы «Литклуб» (Москва, 2003 г.), «Каблуковская радуга» (под псевдонимом Иван Бойков, Тверь, 2005 г.), «Посадская Лира» (Сергиев Посад, 2010–2017 гг.), «Золотое перо» (Москва, 2010 г.), конкурс имени Сергея Клычкова «Душа моя, как птица» (Москва, 2014 г.), конкурс имени А.С. Пушкина «От вас беру воспоминания…» (Пушкинские Горы, 2017 г.). Вера Грибникова награждена дипломом и памятной медалью за победу в обеих номинациях в конкурсе имени А.Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» (Калуга, 2017 г.)

Победа в конкурсе «Стихи о Твери и Тверском крае» (Тверь, 2015 г.) привлекла внимание к творчеству Веры Грибниковой художественного руководителя «Дома поэзии» Андрея Дементьева. Вера Петровна стала литконсультантом «Дома поэзии». Она ведет «Литературные среды», координирует работу Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок» в отборочном туре.

 В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Признание таланта Веры Грибниковой далеко за пределами Верхневолжья отнюдь не повлияло на отношение к ней литературоведов, возглавляющих новообразование тверской писательской организации. Веру Петровну сначала сочли нежелательной в составе правления, а затем и в самом тверском отделении. Причиной тому – принципиальная позиция Грибниковой в вопросах приема в организацию новых членов и выдвижения на литературные премии по критерию таланта, а не личных симпатий.

Вера Грибникова активно участвует в мероприятиях «Содружества литераторов Верхневолжья», с 2011 года является членом литературного совета альманаха «Новый Енисейский литератор» (Красноярск). Награждена почетным дипломом «За вклад в развитие русской литературы в Красноярском крае» и многими благодарственными письмами. А в 2018 году с победы в литературном конкурсе началось ее сотрудничество с Союзом писателей Крыма.

 Добрые литературные встречи в грибниковской «Росе» у многих вызывали ностальгию, и Вера Петровна создала новый клуб. Уже шесть лет литературное объединение «Ковчег» собирается в последнее воскресенье месяца в библиотеке имени Спиридона Дрожжина в Твери. Вдохновение, позитивный настрой, дружелюбная обстановка – отличительные черты уют-компании «Ковчега». Вместе с Верой Петровной благотворную атмосферу литературного клуба поддерживают сотрудники библиотеки и ее заведующий Владимир Ходаков.

«Ковчег» не замыкается в четырех стенах, он активно путешествует по России, сотрудничает с библиотеками, клубами, музеями, литобъединениями и школами.

МЕЧТА О КНИГЕ

Вера Грибникова по-прежнему пишет много новых стихов. Только раньше они рождались экспромтом и отшлифовывались в памяти, а сейчас просятся на бумагу.

«Очень хочется издать книгу, – делится сокровенными планами поэтесса. – Личные сборники не выходили у меня очень давно – 17 лет, поскольку нужды семьи всегда были на первом месте, а государственное тверское издательство давно приказало долго жить. Может быть, в этот юбилейный год мечта наконец-то осуществится?»

В былые времена поэты к юбилею выпускали «Избранное» при поддержке писательской организации и удостаивались государственных наград в знак признания вклада в литературу. В наши дни отсутствие государственных наград означает не отсутствие вклада в литературу, а отсутствие связи между государством и литературой. Литературные премии регионального масштаба связаны с изданием книги – деньги тянутся к деньгам. Автор, издав книгу на свои средства или средства спонсора, если его удается найти, получает возможность быть номинированным на премию. Нет книги – нет премии. В общем, без предприимчивости, которая обычно не свойственна талантливым писателям, не обойтись.

 Редакция «Каравана» желает Вере Грибниковой исполнения желаний и реализации творческих планов в этот юбилейный год. Новых стихов, новых книг, новых побед!

Мария Парамонова

Стихи Веры Грибниковой

Прохожий

Стукнусь обессиленною птахой
в чье-нибудь окошко, наугад:
«Человек! Открой его без страха,
протяни на помощь добрый взгляд.

Места нужно мне совсем немного,
я не попрошу ни пить, ни есть.
Чуть согреюсь и опять в дорогу,
чтоб нести, нести благую весть

О весне! Лишь отогрейте птаху,
Я не отдыхала так давно…»
Но скользнули взглядом и с размаху
шторами задернули окно.

Не взлететь… Срываюсь под окошко,
крыльями обмерзлыми звеня.
…Чьи же это добрые ладошки
отогреть пытаются меня?

Деятельный мыслитель

05.03.2019

о книге протоиерея Александра Шабанова «Болеславлев. Истории одного дня»

Статья опубликована в еженедельнике «Караван» №7 за 6-12 марта 2019 г.

В марте отмечает свой юбилей православный писатель, председатель миссионерского отдела Тверской епархии, инициатор создания и директор Тверского хосписа «Анастасия» протоиерей Александр Шабанов. Признанием его литературного таланта стала региональная премия имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. 12 февраля на заседании правительства Тверской области под руководством губернатора Игоря Рудени эта литературная премия была присуждена протоиерею Александру Шабанову за книгу «Болеславлев. Истории одного дня». Вручение награды состоялось в конце февраля на Неделе тверской книги.

Выдвижение на премию имени М.Е. Салтыкова-Щедрина происходило по итогам 2018 года. Экспертному совету были представлены книги, изданные в этот период. Литературная премия имени М.Е. Салтыкова-Щедрина была учреждена к 170-летию со дня рождения русского писателя, государственного и общественного деятеля в 1995 году. Она вручалась до 2006 года, затем ее присуждение было приостановлено и возобновилось в 2012-м. Ранее лауреатами премии им. М.Е. Салтыкова-Щедрина становились такие известные тверские писатели и литературоведы, как Александр Гевелинг, Евгений Борисов, Евгений Сигарев, Владимир Исаков, Леонид Нечаев, Константин Рябенький, Александр Бойников и другие.

 Писатели и прототипы

Многие из писателей-лауреатов отмечены сатирическим даром, но протоиерей Александр Шабанов в своей повести «Болеславлев. Истории одного дня» предстает истинным продолжателем дела Михаила Евграфовича. Даже название его произведения перекликается с «Историей одного города», написанной Салтыковым (Щедриным), который служил чиновником во множестве российских губерний, в том числе был тверским вице-губернатором.

Стилистически повесть «Болеславлев. Истории одного дня» также отсылает нас ко временам, когда создавал свои многотомные сочинения Михаил Евграфович. Еще одним литературным вдохновителем, а также основным прототипом главного героя – священника Василия Федоровича Болеславлева является тверской священник Василий Федорович Владиславлев, оставивший после себя «Записки». Мы даже можем практически точно узнать дату того самого одного дня, который подробно описывает Александр Шабанов в своей повести. Запись В.Ф. Владиславлева от 22 июля 1852 года и открывает произведение. «Утро было свежее, из Тверцы и Волги пар поднимался огромнейшими столбами», – сообщает нам Владиславлев об этом дне.

Как случилось, что описание всего одного дня заполнило собой целую повесть? Известно, что в литературе это случается. Герой повести Александра Шабанова пребывает в постоянном внутреннем монологе, за исключением тех небольших фрагментов, которые описывают события неспешной жизни провинциального священника. Из повести А.Ю. Шабанова мы узнаем о привычке Болеславлева записывать пришедшее ему на ум на каких-либо клочках бумаги, а затем переносить эти записи в дневник. В сборнике трудов В.Ф. Владиславлева был опубликован его дневник за несколько месяцев 1852 года.

Но, поскольку повесть Александра Шабанова не является вторичным произведением «по мотивам» дневников Владиславлева, очевидно, что образ главного героя – собирательный. Он отражает мысли и чувства духовенства того внешне благополучного периода российской истории. И не только его – несомненно, автор проводит параллели с событиями и явлениями, имеющими место в наши дни. Некоторые персонажи повести настолько вне времени, что, кажется, в них можно узнать наших современников. Поэтому мы вряд ли заблуждаемся, когда узнаем в Болеславлеве черты самого автора повести. Черты, к которым автор не боится подойти критически.

Итак, наш герой Болеславлев – настоятель храма в Твери, обладающий литературным талантом. Его руководство, о котором мы узнаем, что ничто человеческое ему не чуждо, ценит литературный талант отца Василия, хотя и не поощряет материально. Священнику доверяют написать приветствие к приезду в Тверь цесаревича. Известно, что император Николай I с наследником – великим князем Александром Николаевичем посетили Тверь 15 августа 1852 года, в их честь в зале Дворянского собрания дан бал. Так что Болеславлев, откровенно поленившийся писать приветственную речь, поскольку сообщили о начале войны, напрасно надеялся на отмену высочайшего визита. (Здесь вспоминается и гончаровский Обломов, также обладавший литературным даром.) О каком именно военном событии сообщили Болеславлеву, остается за рамками повести. Мы хорошо помним даты Крымской войны 1853–1856 года, однако она была лишь частью Восточной войны, события которой разворачивались в 1852 году за пределами российской территории, но не без ее участия.

 Сатира в прошлом и настоящем

Сатирический дар Александра Шабанова проявляется в описании характеров прихожан отца Василия, служителей консистории и, прежде всего, самого Болеславлева. Он предстает перед читателем человеком совестливым, порядочным, грамотным, но при этом замкнутым в себе, склонным к праздным размышлениям и созерцательности. Он предпочитает наблюдать со стороны, как предаются еретическим заблуждениям его прихожане Аплечеева, Ниловна и целый сонм причудливых женщин и мужчин. Они ищут Бога, ждут проявления его чудес, но ждут они чего-то иного, чем дает им церковная традиция. Большее, что может им противопоставить Болеславлев – ироничное замечание.

Так же созерцателен он и в отношении морального разложения отдельных представителей духовенства, хотя в своем внутреннем диалоге осуждает их непомерную жадность и жестокое обращение с подчиненными. Он доверяет свои мысли лишь дневнику. «…Малороссийское духовенство в большинстве своем дурно воспитано, высокомерно, обожает разные ими сочиненные обряды и не очень умно. Архиереи из тех земель иногда оказывались совершенной грубятиной. Провинившихся попов отправляли в дальние глухие монастыри, заставляли работать в собственных домах, приказывали сечь плетьми, бить батогами…» – рассуждает Болеславлев.

Задумываясь о священниках, выступивших против таких порядков, он с ужасом вспоминает о наказании Лекторского и других, посаженных «по конституционному делу». Тайной мыслью всплывает в рассуждениях Болеславлева имя его приятеля – калязинского священника Иоанна Белюстина. Впрочем, лишь спустя шесть лет во Франции издадут сочинение Белюстина «Описание сельского духовенства», создавшее автору массу проблем. Здесь же, в числе достойных упоминания деятельных современников, фигурирует имя ржевского протоиерея Матфия (Константиновского), духовного наставника Н.В. Гоголя (беседы со священником побудили писателя сжечь рукописи), графа А.П. Толстого и др.

 Сам же Владиславлев, прототип нашего героя, и за пределами событий 1852 года продолжил свои созерцательные практики и служение во Владимирской церкви вплоть до своей смерти в 1895 году. Между прочим, он был первым редактором учрежденных в 1877 году «Тверских епархиальных ведомостей», награждался орденами и драгоценными украшениями. Скончавшись в возрасте 75 лет, священник-созерцатель не имел возможности наблюдать, как революции, вскормленные в том числе неправедностью священников типа благочинного Флавиана и консисторского секретаря Лундяева, описанных в повести «Болеславлев. Истории одного дня», разрушат до основания монархию и церковь.

Созерцание или действие?

В общем, повесть протоиерея Александра Шабанова, которой, как отметили эксперты из комиссии по присуждению премии им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, присущи великолепный стиль написания, юмор, образность, красота языка и глубокий нравственный смысл, призывает читателя задуматься и над уроками истории, и над сегодняшним днем. Осуждение порока – своего ли, чужого ли – во внутреннем монологе не ведет к искоренению этого порока. Молчание в ответ на хамство делает это хамство нормой. Мздоимство, подкармливаемое осуждающими его жертвами, только увеличивает аппетит.

Протоиерей Александр Шабанов, издав книгу «Болеславлев. Истории одного дня» тиражом 1500 экземпляров, с одной стороны осуществил просветительско-миссионерскую деятельность в соответствии со своей должностью, а, с другой стороны, поднял пласт духовно-нравственных проблем современности, выходящих далеко за пределы сюжета написанной им повести. И главный вывод произведения – за созерцанием и осознанием должно непременно следовать действие.

Так, судя по всему, поступает сам автор. На днях стало известно, что созданный Александром Шабановым Тверской хоспис «Анастасия» признан лучшим социальным проектом премии «Нeadliner года». «Анастасия» – единственная в Твери и области выездная патронажная служба. Она оказывает паллиативную, психологическую, социальную и духовную поддержку онкологическим больным 4-й клинической группы и их родственникам совершенно бесплатно. Пример деятельного мыслителя и писателя протоиерея Александра Шабанова, удостоенного премии имени «прокурора российской действительности» Салтыкова-Щедрина, дает надежду на возвращение в тверскую литературную среду утраченных за последние годы объективности, профессионализма и чести.

А самому Александру Юрьевичу накануне его 50-летия хочется пожелать новых книг и успеха в деятельном служении людям.

Мария Парамонова

«Экология. Творчество. Дети». В Смоленске подвели итоги конкурса

24.02.2019

20 февраля 2019 года в Смоленской областной универсальной научной библиотеке имени А.Т. Твардовского» состоялась церемония награждения победителей и лауреатов открытого городского заочного экологического конкурса «Экология. Творчество. Дети». Конкурс проходил с 01 ноября 2018 года по 24 января 2019 года с целью постижения удивительного мира живой природы через творчество детей и подростков.

В конкурсе приняли участие обучающиеся и педагогические работники дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования Смоленска и Смоленской области. В пяти направлениях конкурса было подано к рассмотрению 380 работ. Участниками стали  316 обучающихся, 5 творческих коллективов, 6 педагогических работников, 52 образовательные организации 6 муниципальных образований Смоленской области.

Организаторы конкурса – управление образования и молодежной политики Администрации города Смоленска и муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк» города Смоленска вновь пригласили меня в состав жюри конкурса – оценивать работы литературного направления.

В состав жюри вошли приглашенные эксперты:

1. Парамонова Мария Николаевна – заместитель председателя правления Смоленской областной организации Союза писателей России (литературное направление).

2. Еленева Татьяна Александровна – заместитель директора по учебной части МБУДО «Детская художественная школа им. М.К. Тенишевой» города Смоленска (направление «Изобразительно-прикладное творчество»).

3. Минченко Виктор Юрьевич – фотограф, профессиональный художник и работник редакционно-издательского отдела ГБУК «Смоленская областная универсальная научная библиотека им. А.Т. Твардовского» (направление «Конкурс фото и видеофильмов»).

4. Мастеров Валерий Борисович – заслуженный работник культуры, доцент кафедры социально-культурной деятельности, режиссуры театрализованных представлений и актерского искусства ОГБОУ ВО «Смоленский государственный институт искусств» (театральное направление и направление «Анимация»).

На основании итогов заседания членов жюри по оценке работ, поступивших для участия в Конкурсе, победителями и лауреатами стали 189 обучающихся и 4 педагогических работника, из образовательных организаций Смоленска, Ярцева, Вязьмы, Рославля, Сафонова, Гагарина. Лучшие работы будут отправлены в ГАУ «Московский зоопарк» для участия в XXVI Всероссийском фестивале «Экология. Творчество. Дети».

Награждение победителей и лауреатов Конкурса среди обучающихся образовательных организаций состоялось 20 февраля 2019 года в ГБУК «Смоленская областная универсальная научная библиотека им. А.Т. Твардовского». Они были награждены Грамотами  Смоленского зоопарка.

Администрация эколого-биологического центра «Смоленский зоопарк» выразила благодарность администрации ГБУК «Смоленская областная универсальная научная библиотека им. А.Т. Твардовского» за помощь в организации выставки работ и подведения итогов Конкурса, а также членам жюри.