Новости творческого мира


Мы лучше поспешим на бал!

05.06.2018

В еженедельнике «Караван+Я» от 6 июня литературный обозреватель пишет:
Тверская аристократия вальсировала на балу.

Пушкин в цилиндре, одиноко стоящий на набережной в Городском саду, вероятно, был удивлен, когда к нему приблизилась необычайная в наши дни процессия – прекрасные дамы в длинных платьях с декольте и пышными рукавами, ведомые под руку элегантными кавалерами.  Это участники Пушкинского бала прибыли к скульптуре работы Народного художника СССР Олега Комова – засвидетельствовать свое почтение Солнцу русской поэзии.

Жителям Твери 2 июня представилась уникальная возможность посетить Пушкинский бал и даже принять в нем участие.  Его организовало и провело культурное общественное движение «Бал в Твери», объединяющее любителей бального танца Тверской области, в лице руководителя ТСК «Овация» и студии для начинающих «Танцкласс для взрослых» при Тверском ДК «Пролетарка» Елены Чечиной.

Вальс, полонез, котильон – все как во времена Александра Сергеевича! Елена Владимировна является преподавателем спортивного бального, а также историко-бытового танца и прекрасно знает в каком порядке следовали друг за другом танцы и как их нужно танцевать.

На открытой площадке в городском саду пары станцевали несколько бальных танцев. Мимо нарядных танцующих дам и кавалеров невозможно было просто пройти мимо – вальс закружил даже прохожих, которых, несмотря на нарушение дресс-кода, никто не упрекнул за  джинсы и кроссовки.

Затем нарядные пары прошествовали в библиотеку имени А.М.Горького, где в зале, со стены которого взирают русские писатели, не исключая Пушкина, бал вступил в свою основную фазу.  Среди танцующих был замечен сам Пушкин и Наталья Гончарова.

Организаторы постарались воссоздать атмосферу балов русского дворянства, перенести участников  в Петербург XIX века. Тогда светская жизнь была весьма оживленной: балы, собрания, театр, званые обеды. Пушкин принимал активное участие в этой блестящей суетной жизни:  «Во дни веселий и желаний я был от балов без ума…».  Поэт со знанием дела описывает светскую жизнь в «Евгении Онегине»:

Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.

Гости Пушкинского бала вдохновенно танцевали вальс  – танец немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений, но очень романтический – партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале.

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихор шумный,
Чета мелькает за четой.

За танцами в программе Пушкинского бала следовали музыкальные и поэтические паузы, позволявшие не только перевести дух, но и проникнуть мыслью в минувшие дни.  При поддержке Содружества литераторов Верхневолжья меж колонн большого зала зазвучала поэзия – стихи Пушкина, о Пушкине, навеянные Пушкиным.

Мария Парамонова прочла стихотворение Пушкина «Кто, волны, вас остановил…» и свое поэтическое размышление, обращенное  к гению:   «К Пушкину. Гроза». Также прозвучало стихотворение Марии Парамоновой «Первая дуэль» – о поединке Пушкина и Кюхельбекера и  стихотворение Пушкина, обращенное к друзьям – «Чем чаще празднует лицей…».

Елена Давыдова затронула в своем выступлении тему морской стихии: она продеклаировала стихотворение Пушкина «К морю»  и свои стихи на эту тему.  Затем Елена прочла стихотворение об Анне Керн тверского поэта Евгения Сигарева, 90-летие со дня рождения которого недавно отмечали его многочисленные ученики.  В напоминание о мимолетности бытия, прозвучали пушкинские строки:

Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

И снова закружились пары в стремительном танце.  Это было не только мило – цель движения, воссоздающего атмосферу балов императорской России – это сохранение отечественной и зарубежной танцевальной и музыкальной культуры, популяризация здорового и активного образа жизни среди жителей Верхневолжья.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

02.06.2018
Накануне 219-й годовщины со Дня рождения А.С. Пушкина «Содружество литераторов Верхневолжья» провело в Тверском ботаническом саду Шестые Верхневолжские чтения, объединившие друзей поэтического слова – поэтов и читателей. Праздник проходил на открытой эстраде в глубине сада, рождая синергию природы,  музыки и слова. Жители Твери и гости города уже успели полюбить литературно-музыкальные встречи с «Содружеством» – на скамьях близ эстрады не было свободных мест, а гости все прибывали по тенистой тропинке, идущей вдоль живописного пруда.  На столе под огромным деревом  дымил трубой старый самовар, пусть и не ровесник Пушкина,  но тоже классик своего жанра.
.
Знакомство  земляков  с творчеством современников началось с приветствий организаторов «Верхневолжских чтений».  Глава Содружества литераторов Верхневолжья, поэт, лауреат Губернаторской премии Диана Мун выразила уверенность, что праздник поэзии не оставит равнодушными тех, кто предпочитает культурный  и эстетический отдых, ценит красоту русского слова, стремится быть в гармонии с природой и самим собой.
.
От имени генерального партнера Верхневолжских чтений  – Общественного областного движения «Уроки успеха» собравшихся приветствовала Екатерина Ищенко:
- Поэзия – это та струнка души, которая всегда нас цепляет, благодаря поэтам мы можем постичь что-то новое и интересное. Мы надеемся, что такие встречи с писателями будут проходить все чаще и чаще.
.
С напутствием к поэтам обратился и директор «Ботанический сад ТвГУ» Юрий Наумцев, отметивший, что многолетнее сотрудничество «Содружества литераторов Верхневолжья» и сада свидетельствует о том, что формат поэтических чтений в зеленом амфитеатре понравился жителям Твери, также он пожелал Верхневолжским чтениям и его участникам дальнейших успехов:
- Удивительная по своей теплоте и красоте традиция! Мы до сих пор как то не можем привыкнуть к этому счастью – видеть каждый год в начале лета в Саду такое количество бесконечно талантливых творческих людей. В наш век отсутствия романтики каждого дня именно такие Праздники возвращают истинные ценности в нашу жизнь!
.
Пришло время выступлений поэтов – они читали стихи о природе и о любви, о проблемах современного человека и об исторических событиях, и, конечно, стихи, посвященные Пушкину. Я прочитала стихотворение «Гербарий», созвучное атмосфере Ботанического сада и стихотворение «Первая дуэль», посвященное Пушкину.
.
В музыкальных паузах звучали любимые песни в исполнении трио «Признание» и фолк-рок-группы «Птица-Гром».
Много ярких и талантливых авторов из разных городов и сел Тверской области приехали на  «Верхневолжские чтения». Это Наталья Смехачева из Торжка, Алексис из Удомли, Игорь Столяров из Нелидово и многие другие.  Гости из Лихославля представили книгу об известном поэте-шестидесятнике, «тихом-лирике» Владимире Соколове, 90-летие которого отмечается в этом году.
.
Несколько месяцев назад  Содружество литераторов Верхневолжья объявило Пятый Областной поэтический конкурс «Верхневолжье» по теме «Магия магистралей». Более сорока поэтов  в возрасте от 16 до 82 лет представили на конкурс свои  стихи о дороге, путешествиях по миру, размышлениях в пути.  И вот жюри объявило результаты:  гран-при поэтического конкурса «Верхневолжье»  удостоена Ксения Маркова, лауреатом  I степени стала Алексис, лауреатом II степени – Юрий Шашмаков, лауреатом III степени – Маргарита Чижова. Все они получили дипломы победителей и ценные подарки. В социальной сети ВКонтакте прошло читательское голосование – приз «Выбор читателей» достался Кристине Карелиной-Калхаун. Также были вручены специальные призы: спецприз «Уроки успеха» – Екатерине Поздняковой, спецпризы «МК в Твери» – Александру Кириченко,  Татьяне Тюриной, Семену Миронову, а живые, цветущие спецпризы Ботанического сада – Елене Давыдовой и Вере Грибниковой.  Победители и обладатели специальных призов, получая награды, читали свои конкурсные произведения.
.
Несмотря на то, что Верхневолжские чтения продолжались уже более трех часов, зрители не расходились и встречали каждого выступавшего аплодисментами.  Поддержать силы им помогал ботанический чай – с травами мяты, мелиссы, бадьяна и нотками цитрусовых.  Завершились встречи дружеским общением и фотографированием.  Празднику поэзии, который с каждым годом привлекает все большее гостей и участников, несомненно сопутствовал успех, вдохновение и гармония!

ДК «Химволокно» – оазис тверской культуры

25.05.2018

23 мая на сцене Дворца культуры «Химволокно» свое пятилетие отпраздновал народный самодеятельный коллектив «Ансамбль казачьей песни «Казачья душа».  Именно в стенах ДК начался творческий путь этого коллектива, сейчас  находящегося в ведении ТОДНТ.  Я побеседовала с директором дворца культуры «Химволокно» Владимиром Филипповым и его заместителем по творческой работе Светланой Бариновой, которая является бессменным руководителем ансамбля «Казачья душа».

- Владимир Васильевич, отрадно видеть этот большой, прекрасной архитектуры сталинского периода дворец  в таком хорошем состоянии и с такой кипящей внутренней жизнью! Этому зданию уже больше 65 лет?

-  Да, дворец культуры «Химволокно» был построен в 50-е годы прошлого века и открылся в 1953 году. Долгие годы он был ведомственным учреждением культуры  производственного объединения «Химволокно», потом перешел под управление города Твери.  ДК располагает одним из наиболее вместительных в городе концертным залом на 450 мест, помещениями для занятий коллективов и проведения конференций, банкетным залом, звукозаписывающими студиями. Вы заметили, что у нас оживленно, это неудивительно – здесь  работают более сорока клубных формирований.   1400 человек в них занимаются изобразительным искусством, хоровым пением, хореографией, вокалом, народными промыслами, театральным и музыкальным творчеством.  Двенадцать наших коллективов имеют звание «Самодеятельный народный коллектив».

- Как Вам удалось в наши непростые времена создать такой творческий оазис?

- Сейчас у нас есть определенная стабильность, устойчивое развитие. Главное – не ждать, когда проблемы решат наверху, а делать все, что возможно. Хорошее состояние наших помещений – результат постоянных усилий по его поддержанию. Если бы мы ждали многомиллионного ремонта, давно бы все развалилось.  Самое трудное время мы пережили. И в 90-е, когда все дворцы культуры превратились в ярмарки из-за отсутствия средств, мы не избежали этого, но сохраняли статусность, престиж нашего дворца. Здесь проходила «Студенческая весна» и даже заседания правительства. Мы создали определенный бренд.  В 2006-2007 году нас пробовали перевести в автономное учреждение культуры, а законодательство тогда еще не урегулировало финансирование этих учреждений. И мы по сути 2 года совсем не финансировались.  Были приговорены, но выжили. Отдаю должное «Каравану» – он был в числе тех, кто нас поддержал. Долги нарастали, все шло к закрытию, но мы не сдавались, я ходил по всем инстанциям и меня услышали. Постепенно наладилась вновь работа коллективов, творческая жизнь стала интересной. Сейчас, впервые за много лет,  у нас полностью укомплектован штат, работают профессионалы.

- Вы человек творческий, вероятно, еще и поэтому легко находите общий язык со своим коллективом. Вас знают как автора песен, в том числе песен о Твери. В свое время проводился конкурс на лучший гимн Твери, но если спросить жителей, они не знают ни слов, ни музыки гимна, победившего в конкурсе.

- С 1995 года я проводил песенные конкурсы в Твери. В 2000 году, при Белоусове, было решено провести конкурс на лучший гимн Твери.  Моя музыка вышла в финал, но потом как-то все сошло на нет. Слышал, что в кабинетах администрации включали мой гимн перед заседаниями, благо он длится всего одну минуту, и в День города тоже он звучал.  В 2010 году объявили второй тур конкурса, моя музыка снова вышла в финал, но опять победитель не был объявлен.

- Как же так, ведь в октябре 2011 года в тверской прессе сообщалось,  что «с просьбой о создании текста гимна глава региона (Андрей Шевелев) обратился к известному поэту члену Общественной палаты РФ, нашему земляку Андрею Дементьеву… создана рабочая группа, которая будет курировать его разработку».  Зачем нужно было заказывать гимн, если уже было проведено два этапа конкурса?

- Сложно сказать, но в апреле 2012 года был объявлен новый конкурс на гимн Твери, который участники должны были создать до 10 мая 2012 года. Победителю конкурса предназначалось вознаграждение. Мне позвонили и сообщили, что моя музыка гимна будет соревноваться в финале с гимном на музыку Евсюкова, слова Дементьева в исполнении Кобзона.  На мою музыку слова написал Вячеслав Воробьев. До этого текст у гимна тоже был, и Василий Толоко предлагал официально утвердить мой гимн с тем текстом, в котором за Тверь молится Михаил Тверской.  Но не сложилось, был объявлен конкурс, победил гимн в исполнении Кобзона. И теперь его практически нигде не исполняют.

- На праздновании 5-летия ансамбля «Казачья душа» вы подарили коллективу самовар.  Это символический подарок?

- Конечно. Чаепитие у самовара – это очень душевно. Я знал, что это «любо»!

- Светлана Ивановна, Вы назвали концертную программу,  посвященную  5-летию возглавляемого Вами народного самодеятельного коллектива «Распахнись, душа казачья».  Чувствуете ли Вы, что зрители тоже раскрывают вам навстречу свою душу?

- За свои первые пять лет наш коллектив  дал более 70-ти концертов и зрители нас всегда встречают с душой . За этим стоит большой репетиционный труд и творческая самоотдача каждого участника ансамбля «Казачья душа». В нашем юбилейном концерте приняли  участие также гости и друзья ансамбля – народный самодеятельный коллектив «Вокальный ансамбль «Истоки» под руководством  Дмитрия Стародубца и муниципальный эстрадно-джазовый оркестр под руководством Павла Смирнова. Прозвучали народные и казачьи песни «Шел казак на побывку домой», «Заболела Дунина головка», «Не для меня», «На коне вороном», «По горам, горам байкальским», «Хороша наша Татьяна», «Любо, братцы, любо!» и многие другие лирические, хороводные и плясовые композиции.

- Расскажите об ансамбле «Казачья душа», истории его появления в Твери. Не секрет, что отношение к современным казакам в России противоречиво, хотя никто не отрицает того, что это сословие подверглось гонениям, лишилось своих традиционных мест расселения. Потомки казаков, а таковыми считаю себя более 7 миллионов россиян,  живут теперь во всех регионах и стремятся возродить если не уклад, то самобытную культуру, которую они едва не  потеряли окончательно.

Наш коллектив был создан в 2013 году, эта идея зародилась в Тверском отдельском казачьем обществе, объединявшем как раз таких потомков казаков. Мы вместе трудились: подготовили документацию и защитили грант, подобрали коллектив. И 5 лет назад начали выступать в том составе, который в основном сохранился и сейчас. Это наш концертмейстер Артем Костерин, Елена Бородулина. В коллектив к нам пришли Владимир Катанаев, Андрей Жеребцов  – они, как и я потомки забайкальского казачества.  Костяк дальневосточный, поэтому в нашем репертуаре много песен, близких нашей родовой памяти, но пытаемся что-то взять и кубанские и донские песни.

Начали базироваться в ДК «Химволокно» – директор Владимир Васильевич Филиппов дал нам добро. Когда деньги гранта закончились, казаки стали искать другие источники финансирования коллектива, и нас под свое крыло взяла Елена Геннадиевна Марина – Тверской дом народного творчества.  Так и получилось, что мы стали ансамблем ТОДНТ, к счастью, мы находим полное понимание и поддержку руководства Дома народного творчества. А  выступаем везде, куда позовут.  Большая дружба у нас с бологовскими казаками, мы у них были и на годовщинах и на масленичной неделе и на День города.

В 2015 году с Еленой Геннадьевной мы задумали создать на территории Тверской области фестиваль казачьей культуры «Казачьему роду нет переводу». Он был проведен в июне 2015 года в Твери. Нынче второй фестиваль прошел в Рамешках. Выезжали в Ярославль на Всероссийский фестиваль «Казачий круг».

- Вы выступаете в костюмах, приближенных к традициям забайкальского, кубанского или донского казачества? Есть ли между ними различия?

Костюмы, изготовленные на средства гранта, это, конечно, стилизация казачьих костюмов в целом.  А хочется приблизиться к традиции. Во втором отделении юбилейного концерта мы вышли в новых костюмах, учитывающих и традицию казачества и традицию Тверской области – бельский, нелидовский костюм, пестрядь. Клетчатые рубашки у мужчин – это не шотландка – это популярная в тверской губернии мужская одежда из домотканого двух-трех- цветного полотна.

- Какие песни у вас в репертуаре? Как вы их выбираете?

- По большому счету, у нас не шоу-проект, нет задачи, чтобы петь и привлекать внимание в угоду публике «Пчелочкой златой».  Пытаемся найти что-то, что не на слуху у зрителя.  На всю страну известна песня «Шел казак на побывку домой», но в разных регионах она поется по-разному на распев. В 1967 году зарождались первые фольклорные экспедиции в Читинской области и в казачьем селе Урлук на границе с Монголией впервые была записана эта песня, и уже в 1968 году она была исполнена казачьим хором  именно  с тем распевом, который прозвучал на нашем юбилейном концерте. «На коне вороном», «По горам байкальским» – тоже байкальские напевы, прозвучавшие в нашей концертной программе. В Тверской области сейчас очень мало акапельно поют в быту. В Забайкалье мы с молоком матери впитывали эти напевы. Когда поет мама и мы с ней вместе на два голоса, то колена, которые мы выводим, коллективу приходится долго заучивать, у них это не на слуху. Народную песню надо любить, понимать, пропускать через сердце.  В коллективе у нас сковались те, кто любит и понимает народную, казачью песню. И потомки славного рода, и те, кто знает его историю и проникся казачьей культурой. На наших выступлениях песни часто звучат по-разному, есть вариативность, присущая народному творчеству.

- Согласно государственной политики развития казачества, ему отводится важная роль в сохранении и развитии традиций патриотического воспитания молодежи и казачьей культуры. Как влияет на работу вашего коллектива государственная политика, чувствуете ли особое отношение, поддержку?

Нам важно сохранить те песни, которые еще можно сохранить, услышать те наказы, увидеть образ жизни. Наш юбилейный концерт мы начали с молитвы. Казаки все дела начинали с молитвы – есть молитва на бой, есть молитва на праздник.  И эта традиция многим близка и понятна.  А политикой мы не занимаемся, стараемся дистанцироваться от тех общественных организаций казаков, в которых царит вражда. Не знаю, что они делят, точно, что не деньги. Хочется, чтобы мы все были в одном кулачке, раз делаем одно дело. Суть даже не в том, что Центральное казачье войско молодое, даже в Забайкалье, где казачьим традициям 300 лет, тоже возникают конфликты, кровь горячая. А наша миссия – сохранить этот пласт культуры – атаманы его не сохранят.

ЭТИ БОРОДАТЫЕ ЙЕТИ ПРЕОДОЛЕЛИ ЛЕД И ПЛАМЯ !

05.05.2018

В Твери прошел «Стихобатл 2х2». Благодарна «Содружеству литераторов Верхневолжья» за приглашение в состав жюри. Было интересно, мой небольшой рассказ не может в полной мере отразить атмосферы Стихобатла, но я попытаюсь!

Состязания чтецов и поэтов при поддержке областной творческой ассоциации «Содружество литераторов Верхневолжья» проводятся в Твери регулярно.

Теплым майским вечером в Underground Club BIGBEN слетелись окрыленные музой любители поэзии – кто-то для участия, а кто-то пока только как зритель культурно-развлекательного шоу «Стихобатл 2 на 2».

Вдохновенная битва интонаций, рифм и чувств проводилась в новом формате встречи двух команд по два человека, один из которых – поэт.

Дуэт «Лёд и Пламя», в составе которого – член Содружества литераторов Верхневолжья Мария Миронова и Илья Лавриков бросили открытый вызов на битву в социальную сеть ВК, откуда материализовались энергичные Владимир Горланов и Андрей Ерофеев. Они приняли вызов и назвали свою команду весьма поэтично – «Эти бородатые йети».

Участникам предстояло декламировать как свои стихотворения, так и произведения известных тверских поэтов, читать тексты популярных эстрадных песен в совершенно непредсказуемой манере, использовать театрализацию и, конечно, импровизировать. А зрители получили возможность иначе взглянуть на литературное мероприятие – вместо атмосферы литературного концерта – игровой настрой, юмор и экспромт. Конечно же, многообразие форматов только на пользу литературному процессу!

Выступления команд оценивало профессиональное жюри во главе с известнейшим в Твери литературным критиком, членом Союза писателей России и Содружества литераторов Верхневолжья, кандидатом филологических наук Александром Бойниковым. В состав жюри вошли также поэт и журналист, член Союза писателей России и Содружества литераторов Верхневолжья Мария Парамонова (это я о себе :)) и специальный корреспондент «Комсомольской правды», ведущая программы «Афиша» на радио КП Ирина Тарасова. А вел вечер непревзойденный в литературном конферансе поэт, член Содружества литераторов Верхневолжья Владимир Селянкин.

Стартовый раунд был домашней заготовкой и носил название «Первый залп». Участники подготовили стихи для декламации, одно из двух стихотворений – произведение автора-участника команды, а второе – произведение известного тверского поэта. Прозвучали стихи участников состязаний, а также произведения Валерия Токарева и Михаила Суворова. По сути, это была разминка – участники сильно волновались, зал затаился в ожидании, жюри проявило строгость.

Безусловно, формат поэтического состязания требует больше смелости, нежели просто поэтический конкурс. Второй раунд «Читай песню» раскрыл артистические способности обеих команд в большей степени. Участники декламировали текст популярной в прошлом песни – получились забавные диалоги на темы «Упала шляпа» и «Борька бабник». Зрители дружно апплодировали.

В следующем раунде «Наизнанку» команды обменялись подготовленными стихотворениями. Целью участников было новое прочтение стихотворения соперников, максимально противоречащее смыслу. Обе команды с задачей справились, продекламировав серьезные стихи с детской непосредственностью и некоторой манерностью. Теперь и жюри поднимало таблички с максимальными баллами.

А вот раунд «Крокодил» оказался весьма сложным, особенно для зрителей, которым предстояло в пантомиме отгадать знаменитые строки поэта-классика. Участники махали руками, шевелили пальцами, вытягивали губы в трубочку, проделывали все это снова и снова. В результате стихи Владимира Маяковского в исполнении дуэта «Лёд и Пламя» (Мария Миронова и Илья Лавриков) зрители разгадали, а вот пантомима Владимира Горланова и Андрея Ерофеева (команда «Эти бородатые йети») по мотивам Сергея Есенина осталась неузнанной. Постфактум жюри и зрители сошлись во мнении, что обе команды жестикулировали качественно, просто публика плохо подготовилась к «абсурдопереводу».

В финальном раунде «Фристайл» участники явно были «на коне», точнее – оседлали пегасов. Каждая команда получила от ведущего по одному заранее подготовленному перечню из 5 слов – оба «комплекта» были весьма непоэтичными и противоречивыми. Участникам необходимо было за 10 минут сочинить экспромт-стихотворение, которое будет включать все представленные в перечне слова без изменения их формы. Обе команды отлично справились с заданием – экспромты получились технически правильными и смешными, к чему и располагал выданный для работы набор слов. Дуэт «Лёд и Пламя» представил трогательную историю о любви к холодцу, а «Эти бородатые йети» озвучили миниатюру из жизни соцсетей, где могут найти друг друга даже барыня и пользователь из стран Средней Азии, которого поэты ласково назвали «тюбетейка-дружок».

Жюри подсчитало итоговые баллы – с минимальным перевесом победила команда «Эти бородатые йети» – Владимир Горланов и Андрей Ерофеев – им вручены дипломы. Ну а проигравших в этой битве не было, ведь бескровные сражения поэтов это лучший способ выразить свою индивидуальность. Мария Миронова и Илья Лавриков из команды «Лёд и Пламя» тоже выступили ярко и нетривиально, заслужив свою долю оваций. Завершило этот запоминающийся поэтический вечер выступление группы «Эпоха странствий».

Новоторжский рубеж: поэзия битвы

02.05.2018

Архитектурноэтнографический музей «Василёво» в Торжокском районе Тверской области с 29 апреля по 2 мая был погружен в эпоху Средневековья. Здесь прошел ставший уже традиционным для Верхневолжья Всероссийский, с международным участием фестиваль исторической реконструкции и средневековых промыслов «Новоторжский рубеж 2018″. Фестиваль проводился в пятый раз, но впервые местом битвы было выбрано Василево, и это верное решение!

Главный организатор фестиваля, руководитель клуба военной реконструкции «Новотор» Валерий Цыков доволен локацией:
-
- Раньше фестиваль проводился на городском валу в Торжке, который уже не мог вместить всех желающих. Нынче фестиваль собрал порядка трех тысяч участников и гостей из разных городов России и Беларуси. Здесь гораздо свободнее, можно обустроить лагерь. Программа стала более зрелищной, поскольку увеличилась площадка. Главное событие – бой на каменном мосту – запомнится всем надолго!
.
Действительно, витязи из клубов реконструкторов дружно шагали от палаточного лагеря вверх по окруженной деревьями дороге к ристалищу. После открытия фестиваля утром 30 апреля был совершен молебен.
.
Затем развернулись основные события: бугурт или массовое сражение, бои один на один, «пехотный шкаф» – бои два на два с деревянными колами в качестве оружия, соревнования лучников и лучниц, успешно поражавших как неподвижные, так и движущиеся мишени.
.
Паузы между битвами были творческими. Впервые формат фестиваля «Новоторжский рубеж» дополнили выступления поэтов из Москвы, Твери, Торжка.
.
Вера Грибникова и я представляли на фестивале Тверь, а в числе торжокских поэтов неожиданно оказался и главный организатор Валерий Цыков.
.
Я прочитала стихотворения «Валунный мост», «Баллада о сожженных» и «Мне кажутся знакомыми шаги…»(«Юлия»).
.
Историческая поэзия, воссоздающая сюжеты и образы людей прошлого, органично дополняет реконструкции баталий, поэтому формат турнира стихотворцев решено в следующем году расширить. Об этом мы побеседовали в шатре оргкомитета с Павлом Булановым из Москвы.
.
Также программу фестиваля украсили мастер-класс по средневековому танцу и выступления музыкальных коллективов; кузнецы чинили доспехи, а гончары учили изготовлению посуды на гончарном круге.
.
Торговые ряды удивляли обилием
тематических изделий народных промыслов – от оружия до украшений, изготовленных по историческим образцам, найденным в результате раскопок и хранящимся в музеях.
.
Хед-лайнер фестиваля – битва на Валунном мосту была зрелищной, благо мост хорошо просматривается с берегов пруда, кишащего звонкими лягушками. По задумке организаторов, вражеский отряд прорывается в Торжок, но стража не дремлет!
.
Спешу опровергнуть появившиеся в интернете ложные сообщения о том, что знаменитый мост – творение великого русского архитектора Н. А. Львова обвалился. Недобросовестные охотники за сенсацией сопровождали сообщения типа «Чертов мост из «Ночного дозора» рухнул» кадрами из упомянутого фильма. Источником слухов послужили, судя по всему, выложенные пользователями в соцсетях фотографии с участком моста, на котором отсутствует декоративная каменная кладка. Мост был цел до фестиваля, остался таковым и после.
.
Заведующая Архитектурно-этнографическим музеем под открытым небом «Василево» на территории бывшей усадьбы Львовых Ольга Глазачева рассказала, что еще осенью музей сообщил в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области об ослаблении западной стенки моста, декорированной диким камнем. Специалисты обследовали памятник архитектуры: выпавшие камни не утрачены, несущая способность моста не нарушена.
.
Следует отметить, что при реставрации Валунного моста в 2002 году, когда его состояние действительно было плачевным, мост был надежно укреплен, дорога охвачена железо-бетонным поясом, утраченные валуны восстановлены.
В 2011 году также проводились текущие ремонтные работы. Сейчас западная стенка требует лишь небольшого косметического ремонта, который обещают произвести летом этого года.
.
Фестиваль «Новоторжский рубеж» оставил у его участников и зрителей только положительные впечатления: красивое место, отличная погода, цветущие подснежники, которые никто и не думал рвать, дамы в длинных платьях и витязи в доспехах… До встречи на «Новоторжском рубеже – 2019»!
.
* * *
.
09.05.18.
.
Текст этой заметки редакция еженедельника «Караван+Я» включила в фотообзор фестиваля, ставший темой номера

№ 18 (1150) от 09.05.2018 – в редакционной версии под редакционным заголовком и с редакционными подзаголовками :)
.
На фестивале побывали члены редакции еженедельника, у которых создалось впечатление, что будущее фестиваля под вопросом. Надеюсь, что это не так. Вот ссылка на статью в Караване.

К юбилею генерала-фельдмаршала Гурко отлит бронзовый бюст.

01.05.2018

В 2018 году исполняется 190 лет со дня рождения полководца русско-турецкой войны 1877–1878 годов героя Шипки и Плевны генерал-фельдмаршала Иосифа Гурко. Иосиф Владимирович родился 16 (28) июля 1828 года.

Также в этом году отмечается 140 лет со дня освобождения Болгарии от османского ига. Болгарский народ и сегодня чтит память генерал-фельдмаршала Гурко: в его честь названы три населенных пункта в Болгарии – город и два села Гурково, а также один из самых больших бульваров в Софии, по которому полководец прошел в 1878 году со своими войсками, освободившими Софию от пятисотлетнего османского ига.

На малой родине Иосифа Гурко, в бывшей усадьбе Сахарово, в 2008 году открыт музей в родовой усыпальнице, а в 2011 году найдены, идентифицированы и перезахоронены останки генерал-фельдмаршала. Колоссальный объем работы по восстановлению усыпальницы, обустройству в ней православного храма преподобного Иосифа Волоцкого (святого покровителя Иосифа Гурко) и музея, по поиску и достойному захоронению останков героя на протяжении многих лет ведет протоиерей Геннадий Ульянич. В Тверской области и за ее пределами многие также знают отца Геннадия как автора-исполнителя песен духовного содержания, он участник и победитель множества музыкальных фестивалей и конкурсов.

Отец Геннадий рассказал «Каравану» о том, что в настоящее время силами православного прихода строится памятник генерал-фельдмаршалу И.В. Гурко. Бронзовый бюст планируется смонтировать на постаменте в центре благоустроенной площадки рядом с храмом-усыпальницей. Значительная часть работ уже выполнена силами инициативной группы и при поддержке благотворителей.

В городе Жуковском скульптором Ириной Макаровой, уроженкой Твери, отлит бронзовый бюст гениальному полководцу. Для того чтобы осуществить расчеты со скульптурным комбинатом и получить скульптуру, необходимо еще 255 тысяч рублей. Инициативная группа по установке памятника генералу Гурко просит всех неравнодушных к сохранению героических страниц истории и славных имен героев-земляков оказать посильную помощь.

Реквизиты:
МРО ПП Иосифа Волоцкого п. Сахарово г. Тверь Тверской и Кашинской Епархии РПЦ (Московский патриархат) ИНН: 6902024709, КПП: 695201001, р/с: 40703810302220000074. Название банка: АО «АЛЬФА-БАНК» К/с:  30101810200000000593 в ОПЕРУ Москва БИК банка: 044525593 ИНН: 7728168971 ОГРН: 1027700067328

Великий «тихий лирик», наш земляк

20.04.2018

18 апреля в Лихославле открылся фестиваль «Соколовские чтения», приуроченный к 90-летию уроженца Лихославля, известного русского советского поэта Владимира Соколова (1928-1997), масштаб творчества которого значительно превосходит его славу. В 2016 году благодарные земляки установили в Лихославле памятник Владимиру Соколову, его именем названа библиотека, в которой прошло открытие фестиваля.

На праздник высокого поэтического слова приехали поклонники творчества Владимира Соколова, литературные объединения области, представители учреждений культуры и искусства. Открытие фестиваля состоялось в фойе библиотеки имени В. Н. Соколова, с трудом вместившем всех гостей, торжественная часть прошла в школе искусств.

 Опытные авторы и совсем юные стихотворцы собрались в этих стенах, чтобы почтить память Владимира Соколова. Среди них – тверские поэты  Ефим Беренштейн, Вера Грибникова, Владимир Львов, Галина Киселёва, Любовь Гордеева, литературный критик Александр Бойников.  Представители литературных объединений приехали из  Бежецка, Вышнего Волочка, Спирова, Твери и других городов области.

Звучали саксофон и скрипка, выступающие сменяли друг друга. Литконсультант Дома поэзии поэт Владимир Львов зачитал приветственное письмо Андрея Дементьева, учившегося с Владимиром Соколовым на одном курсе Литинститута имени Горького. Очень тепло встретили участники фестиваля стихотворение тверской поэтессы, члена ЛИТО «Ковчег» Любови Николаевой, посвящённое жизни и творчеству Владимира Соколова. Его привезла в подарок библиотеке руководитель ЛИТО «Ковчег» Вера Грибникова. Незабываемое впечатление на присутствующих произвело выступление сестры поэта – Марины Соколовой, ставшее заключительным аккордом торжественной части фестиваля.

В рамках фестиваля  состоялась презентация книги «Нет школ никаких, только совесть», куда вошли стихи великого поэта и даже его черновики, а также – ранее неизвестные фотографии, комментарии Марины Соколовой, записанные во время многочисленных бесед. Вошли в книгу и стихи земляков Владимира Соколова – поэтов Лихославля. На фестивале не раз упоминалось имя дяди Владимира Николаевича – известного писателя, поэта и сатирика Михаила Козырева, незаслуженно забытого. В сборник включён один из его рассказов и первая глава из не публиковавшейся ранее повести «Рост».

Поэт, член Союза писателей России Вера Грибникова рассказала о своих впечатлениях:

- Презентация книги «Нет школ никаких, только совесть» стала настоящим праздником поэзии – стихи звучали несколько часов. Читали хозяева фестиваля и многочисленные гости. Расходиться не хотелось, ни один человек не покинул зал. Оформлена книга очень достойно– глянцевая бумага, цветные фотографии и авторские рисунки молодого художника Дарьи Елисеевой, созданные специально для этого издания.

В другом зале проходила научная литературно-краеведческая конференция «Владимир Соколов: поэзия и время».

Ее участник, кандидат филологических наук, доцент ТвГу, член Союза писателей России Александр Бойников считает Владимира Соколова поэтом общероссийского масштаба, гордостью и Тверского края, и всей России.

- Владимир Соколов – яркий представитель «тихой лирики» – особого направления в русской поэзии 1950-1970-х годов. Главные темы стихотворений В. Соколова – большая и малая Родина, природа, философские раздумья о жизни, творческом бессмертии, стремление найти гармонию души, мира и поэзии, общечеловеческие ценности. Он – один из пронзительнейших русских лириков ХХ века, с равной проникновенностью и трепетностью живописующий и «непризнанный цветок картошки» в окрестностях родного Лихославля, и «гербарий сырых тротуаров» Москвы. Жизнь и творчество, мгновение и вечность, земля и космос для него – одно неразделимое поле искусства – великого искусства слова. Стиль его поэзии отличается живописной тонкостью, точностью слова, импрессионистичностью, утончённостью, глубоким психологизмом, опорой на традиции русской классики. Владимир Соколов свято верил в беспредельные облагораживающие возможности поэзии, музыки, живописи. Эта вера создала и отшлифовала его на редкость чистый голос и особую естественную манеру общения с читателями. И мало кем превзойдённое умение духовно всматриваться и вчувствоваться во всё то, что окружает и самого поэта, и каждого из нас, – высказал свое мнение Александр Бойников.

Фестиваль, посвящённый светлой памяти нашего земляка, великого «тихого лирика» Владимира Соколова, стал значимым событием в культурной жизни Тверской области. Необходимо проводить его ежегодно, ведь творчество Соколова недостаточно популяризируется на всероссийском уровне, да и на уровне региона. Владимир Соколов  не стремился собирать стадионы, не был склонен к шоу-бизнесу, он умер двадцать лет назад, когда было не до поэтов. «Цель поэзии – поэзия», – считал Соколов. И эта глубокая поэзия, эта «тихая лирика» – то настоящее, вечное, что нужно сохранить в себе, передать детям и внукам.

Нѣсть пророка въ отечествѣ своемъ

11.04.2018

«Нѣсть пророка въ отечествѣ своемъ» – это Евангельское выражение гласит о том, что  люди не верят в талант  или истинность слов человека, который находится рядом с ними, не ценят его по достоинству. В еженедельнике «Караван + Я» наряду с моей статьей о конкурсе «Неоновая муза» опубликована и новость о присуждении тверскому литературному критику Александру Бойникову литературной премии в Липецке.

Неоновые крылья музы Верхневолжья

02.04.2018

Областной молодёжный поэтический конкурс «Неоновая муза» подвел итоги восьмого сезона. В библиотеке имени Горького под эгидой Содружества литераторов Верхневолжья состоялся итоговый тур состязания за титул «Лучшего молодого поэта Тверского региона 2018 года».

Двадцать авторов из Тверской области прошли строгий отбор в заочной части конкурса, получив возможность бороться за победу в номинациях «Лучшее стихотворение фестиваля», «Лучшая декламация», «Лучший сценический образ» и, конечно, «Приз зрительских симпатий».

Молодые поэты – лиричные и эпатажные, яркие и застенчивые – читали свои стихи в зале, где не было свободных мест и даже со стен глядели классики русской литературы. Выступления участников по пятибалльной шкале оценивало авторитетное жюри. В него вошли многократный лауреат премий и конкурсов, поэт, автор-исполнитель, член Содружества литераторов Верхневолжья Татьяна Винокурова; руководитель областного общественного движения «Уроки успеха», член Правления Содружества литераторов Верхневолжья Глеб Сафонов и спонсор фестиваля, генеральный директор бутика натуральной косметики «BELLA CASA» Татьяна Корнеева.

Подсчет баллов ответственным жюри ненадолго оставил участников в томительном ожидании, которое скрасило выступление дуэта «Эпоха странствий». И вот ведущий литературного праздника поэт, член правления Содружества литераторов Верхневолжья Владимир Селянкин готов объявить имена победителей восьмого Областного молодёжного поэтического конкурса «Неоновая муза».

Лучшим молодой поэтом Тверского региона 2018 названа Мария Цвенева из поселка Эммаус, студентка факультета иностранных языков и международных коммуникаций Тверского государственного университета. Неоновые крылья музы Верхневолжья несли ее к победе виток за витком – Мария не впервые участвует в конкурсе и уже была обладателем специального приза.

Лучшее стихотворение фестиваля написала Анна Кишкевич, которой удалось облечь смыслы в поэтические образы, впечатлившие членов жюри. Приза «За лучшую декламацию» удостоена проникновенная Светлана Крылова, а «Лучший сценический образ» удался Алёне Смычковой, которая не пыталась повторить успех предшественников, выходящих к микрофону в противогазе, – образ был внутри неё, а не снаружи, и она артистично раскрыла его. Обладатель «Приза зрительских симпатий» был определен по результатам голосования на специальных бланках, полученных зрителями перед началом конкурсных чтений. Признание слушателей в этом году подкреплено дипломом от областного общественного движения «Уроки успеха». Обладателем «Приза зрительских симпатий» стал харизматичный Илья Хузахметов. Спецприз «Содружества литераторов Верхневолжья» достался Кристине Буриной, а Спецприз члена жюри Татьяны Винокуровой – Олегу Андрееву. Надо отметить, что Татьяна Винокурова и сама, окрыленная Неоновой музой, не только оценивала и награждала поэтов, но и исполняла свои песни.

Восьмой конкурс «Неоновая муза» завершил свою работу, а Содружество литераторов Верхневолжья уже познакомило поэтическую элиту региона с планами на девятый сезон. Председатель правления Содружества литераторов Верхневолжья Диана Мун сообщила, что конкурс ожидают большие и ,несомненно, позитивные изменения. Организаторы «Неоновой музы» уверены, что творческая молодежь Верхневолжья должна иметь возможность представлять свои произведения, учиться друг у друга, объединяться в творчестве. И взращивать таланты «Неоновая муза» вместе с областным общественным движением «Уроки успеха» намерены с самых юных лет! В следующем году в конкурсе смогут принять участие юные дарования в трех возрастных категориях: от 5 до 9 лет, от 10 до 15 лет и традиционно – от 16 до 25 лет.

Физики и лирики – под интегралом

24.02.2018

24 февраля в Твери я приняла участие в первой человековедческой, художественно-поэтической встрече в интеллектуальном салоне «Физики и лирики – под интегралом» с общей темой «Человек: единство науки, искусства и ремесла». Мероприятие было организовано Тверским региональным отделением Петровской академии наук и искусств (ТРО ПАНИ) при участии Тверского научного центра комплексного изучения человека, Тверского дворянского собрания и Тверского регионального отделения Союза театральных деятелей России.

Первое собрание было посвящено феномену «Искусство в жизни ученого»: философия творчества, поэтика, художественная образность, рождаемая научным познанием.

Программу встречи открыло вступительное слово Владимира Осипова – председателя ТРО ПАНИ, руководителя Тверского научного центра комплексного изучения человека, кандидата философских наук, профессора и академика ПАНИ. Его сообщение «Единство науки, искусства и ремесел в теории и практике Петровской академии наук и искусств и Тверского научного центра комплексного изучения человека» поведало собравшимся об особой тверской энергии в русском этносе.

Предводитель Тверского дворянского собрания доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой биологии ТвГУ член-корреспондент ПАНИ Андрей Зиновьев определил концептуальные и организационные основы публичных выступлений и дискуссий по человековедческим проблемам в салоне «Физики и лирики – под интегралом». Он рассказал о роли художественного творчества в своей жизни и научной работе. В качестве примера известный тверской биолог представил живописные работы, реконструирующие виды вымерших животных, таких как саблезубый тигр.

Выступление Владимира Гайдукова, заместителя руководителя по науке Тверского научного центра комплексного изучения человека, кандидата философских наук, доцента кафедры государственного управления ТвГУ, члена-корреспондента ПАНИ, затронуло истоки формирования личности: семья, система образования, среда. Он рассказал о той важной роли, которую сыграло в его жизни интеллектуальное окружение и чтение книг, знаменитые споры физиков и лириков, которые, с одной стороны, сформировали научную и творческую элиту советского общества, а с другой стороны – привели к перестройке и распаду СССР.

Живописные работы представил собравшимся член Союза художников России, член ПАНИ Андрей Юдин. Он рассказал о вдохновляющем сотрудничестве с представителями различных видов искусств, опыте проведения культурных мероприятий, объединяющих музыку, живопись, поэзию. Художник-график предложил воплотить тему единства науки и искусства, издав печатный сборник научных, поэтических и живописных работ.

Выступления участников иллюстрировались не только живописными, но и поэтическими опытами ученых. Свои стихи прочитали Владимир Осипов, Владимир Гайдуков, Вячеслав Башилов.

На примере своих стихотворений «Баллада о сожженных», «Ратник», «Во имя Добра» я обозначила особенности исторического жанра художественной литературы. Писатель воссоздает события прошлого, опираясь на известные исторической науке факты. Несмотря на то, что художественное воссоздание отличается от научного, позволяя вводить в повествование вымышленных героев, рисовать картины минувшего в образах и диалогах, все же фантазия автора не должна приводить к искажению исторических фактов. Для вольной трактовки истории существует жанр фэнтези. Также я прочитала стихотворение  «Весы».

Участники решили проводить подобные встречи в интеллектуальном салоне на регулярной основе. А художник Андрей Юдин пригласил 3 марта посетить перформанс от художников и музыкантов «Гармония балета» в «Гранд-кафе» на Симеоновской в Твери.