Новости творческого мира


И новая эра придет… Итоговый день «Словенского поля – 2019″

06.08.2019

Сегодня завершаю свой рассказ о поездке на фестиваль «Словенское поле – 2019″ в Псковскую область. В статье Ратники российской литературы я рассказала о церемонии открытия фестиваля, а в статье Излюбленный маршрут Марии Парамоновой речь шла о поэтических чтениях и прогулке по историческим местам Изборска. На этот раз местом действия будет Псков. Заключительный день фестиваля – 28 июля.

По традиции сбор участников был объявлен у Памятника солдату I мировой войны на набережной реки Великой (улица Воеводы Шуйского). В который уже раз я приятно удивлена тем, с какой любовью псковичи относятся к этой небольшой скульптуре. Вокруг – идеальный порядок. В нескольких кашпо кустится цветущая ампельная петуния. Поэты возлагают к памятнику красные гвоздики и читают стихи о Первой мировой войне. Это больше, чем дань памяти – это прикосновение к подвигу, смыкание времен, смыкание рядов…

После поэтического митинга у памятника участники фестиваля собрались в концертном зале Псковского областного колледжа искусств им. Н. А. Римского­Корсакова (ПОКИ). Там состоялся итоговый концерт «Словенского поля – ­2019», в программе которого выступили поэты и барды из числа участников фестиваля, членов жюри и оргкомитета.

Председатель правления Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» Николай Федорович Иванов подробно рассказал о новых направлениях работы писательского союза. Работа организации заметно активизировалась, повысилась открытость процесса приема в Союз, что вызвало неизбежное в таких случаях  противодействие застойных элементов. Николай Федорович ответил на вопросы об обмене членских билетов, о взаимодействии с региональными органами власти, о сотрудничестве писателей с инициативными группами и молодежью, а также о своем экстремальном опыте в журналистике.

Жюри подвело итоги поэтических конкурсов в молодежной номинации «Словенские ключи», «Открытой номинации», номинации «Профи» (для членов писательских организаций) и в специальной номинации «Стихи об Изборске». Эти итоги опубликованы на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России. Замечательно, что абсолютно все участники получили памятные дипломы и прочли свои стихи (либо выступили с обращением к участникам фестиваля в прозе).

Разумеется, я очень рада, что компетентное жюри фестиваля под  руководством поэта Вадима Терёхина (Калуга) удостоило меня звания лауреата II степени в номинации «Профи». Разделил со мной эту радость и вторую ступень «пьедестала» поэт из Тулы Валерий Савостьянов. А победителем в высшей номинации стала Ольга Флярковская из Москвы. Со сцены ПОКИ я прочла стихотворение «Виршеловка», написанное под впечатлением последних писем Сергея Есенина. Стихи из конкурсной подборки опубликованы на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России.  В дополнение к диплому я получила в подарок керамическое панно с видом на Городищенское озеро с Труворова городища и логотипом фестиваля, а также календарь с репродукциями картин – видов Пскова и стихами псковских поэтов.

 Завершение праздника поэзии было столь же памятным, как весь фестиваль. Прогулка на катере с гордым именем «Буревестник» по реке Великой в тридцатиградусную жару – отличная идея. На носу катера мы наслаждались ветерком, криками чаек и прекрасными видами Пскова. В прогулке по реке вместе со мной приняли участие Ольга Флярковская, тверские поэты Елена Павлинова и Борис Зверев и другие участники фестиваля. Уверена, что все участники девятого фестиваля «Словенское поле» уже ждут новой встречи на десятом, юбилейном фестивале в 2020 году.

Излюбленный маршрут Марии Парамоновой

01.08.2019

В предыдущей заметке о фестивале «Словенское поле – 2019″ - «Ратники российской литературы» я рассказала об открытии фестиваля «Словенское поле – 2019″. Теперь пришло время продолжить мой рассказ. В тот же день, 27 июля в Нескучном садике на территории музея-заповедника «Изборская крепость» прошли конкурсные чтения. Поэты читали одно произведение из подборки, направленной на конкурс исторической поэзии и стихотворение об Изборске. Участники фестиваля, выступающие вне конкурса, также читали свои стихи исторической тематики.

Припекало солнышко, заставляя мою кожу краснеть от того, что половина лета  прошла безвылазно на работе. Поэты укрывались в тени  деревьев, беседок или на веранде блинной. То и дело оттуда доносился голос официантки, выкрикивающей номер заказа.

Мой черед читать стихи наступил почти в самом конце программы. Стихотворение «Старица дремлет» из основной подборки я сопроводила ремаркой об удручающем состоянии памятников архитектуры в малых городах центральной России. Это стихотворение я написала почти год назад, после выступления на ступенях Пятницкой церкви в Старице Тверской области. Вот оно:

Старица дремлет

Берег высокий у Волги-реки,
Вал крепостной – завещание предков.
Здесь даже звёзды не так далеки,
Звуки доносятся редко.
Славится Старица древней красой,
Княжеской честью, купеческим братством,
Верой смиренной и правдой простой:
Грех похваляться богатством.
Божию милость восславя, купцы
Миром построили церковь из древа.
В небо над торгом подняли венцы
В память Святой Параскевы.
Век пролетел – белокаменный храм
Зодчий возводит – с амвоном просторным.
Дивные фрески восходят к хорам,
Небо – в цветах рукотворных.
Смотрит на мир монастырских могил
Храм Рождества Богородицы – Девы.
В левом приделе восславился Нил,
Правый – Святой Параскевы.
Старица дремлет. Былой красоты
Тихо листает века и виденья.
Чает она возрожденья святынь,
Древней земли возрожденья.

А в рамках номинации «Стихи об Изборске» я прочитала «На исходе июля». Это стихотворение – расширенная метафора фестиваля «Словенское поле – 2018″. Конечно, не все смогли разгадать зашифрованные в образах древнегреческих богов персоны поэтов-участников. Но это не столь важно для меня как то, что я снова вернулась на это место вдохновения.

После чтений у нас осталось два часа времени для встречи с чудесами здешних мест. Забыв об обеде, я поспешила к ним. Но сначала все участники чтений, которые к тому времени еще не разбрелись по окрестностям, сфотографировались у стены Изборской крепости.

Я поделилась с поэтами Ириной Яненсон и Андреем Теддером своим открытием, которое я сделала в прошлом году. Тогда я пыталась найти дорогу на Труворово городище. Но туристы не могли ничего мне подсказать. Некоторые и вовсе отшатывались, будто я хочу им что-то продать или попросить денег в долг :). Вероятно, когда к людям вежливо обращаются со словами «Здравствуйте, не могли бы Вы…», именно такая мысль приходит им в голову. Тогда я стала подниматься вверх по тропе, начинающейся у дороги на Словенские ключи. Долго шла вверх и в итоге нашла Труворово городище . Обратно шла по краю поля, мимо кладбища. Мне советовали пройти через кладбище, так короче, но я не решилась в одиночку на такое путешествие. Моё открытие было очень простым – лучше всего идти из деревни Изборск в сторону стоянки туристических автобусов, дальше – через кладбище или вдоль его ограды, выйти на Труворово городище, а уже после спускаться вниз с горы на Словенские ключи.

Этот рецепт пришелся по вкусу моим друзьям и мы отправились в путь. На краю кладбища наше внимание привлек очень большой каменный крест с едва различимыми буквами. Его называют крестом Трувора. На городище мы насладились прекрасным видом с вершины горы, представили, как могло выглядеть это место в старину, сфотографировались у ворот, восстановленных археологами и у церкви гораздо более поздней постройки. Затем спустились к Словенским ключам. Я всегда подхожу к каждому ключу, здороваюсь с ним, опуская руки в холодную воду, выпиваю несколько глотков, набирая воду в ладони. Чтобы не промочить ноги, я переобуваюсь в пляжные тапочки, которые привожу с собой специально для этой цели. То ли двенадцать апостолов, которым посвящены эти ключи, помогают, то ли вода столь полезна, сколь вкусна, но я всегда чувствую себя обновленной и счастливой после посещения этого чудесного места.

Моим друзьям тоже понравилось путешествие. Вот, что пишет Ирина Яненсон на своей странице в ФБ:

«В самом Изборске в этот раз, спасибо Маше Парамоновой, которая провела нашу компанию по своему излюбленному маршруту, я увидела изумительные панорамы изборской природы и древнее городище с воротами в древний город, короче, не пожалела, что пошла за Машей, хоть и подустала бродить по пригоркам и ручьям. Домой вернулась прям обомлевшая от усталости и полная впечатлений».

Ратники российской литературы

30.07.2019

Вчера вернулась из Псковской области – с Девятого фестиваля исторической поэзии «Словенское поле». Девятый он для истории, а в моей биографии – шестой подряд. «Однажды, навсегда и неизменно / Я влюблена в Изборск!» – это строки из моего стихотворения о фестивале 2015 года.

В этом году я приехала на фестиваль в субботу – вынуждена была пропустить интереснейшую экскурсию в Остров. Но и два дня фестиваля оказались столь насыщенными, что сегодня расскажу только про первый из них, про торжественное открытие фестиваля.

Мы прибыли в Изборск, к Священному холму, на котором в 2007 году в праздник Воздвиженья был установлен семиметровый крест. В этом знаковом месте состоялось открытие фестиваля. Подробно о церемонии принесения земель пишет наш сайт в статье «Смоленские поэты на Словенском поле»:

«Год от года Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле», который проводит в Изборске Псковское региональное отделение Союза писателей России, всё яснее обретает черты Изборского поэтического клуба. Он становится площадкой стратегической – отсюда, с древней земли, над которой  возвышается поклонный крест, где, несмотря на усилия реставраторов, сохраняет исторический облик Изборская крепость, где от Труворова городища сквозь толщи известняка бежит  живая вода Словенских ключей, всё слышнее и увереннее звучит голос писателей Великой России.
Они избавляются от комплексов, внушаемых представителями русскоязычного постмодернизма, фикшн, нон-фикшн и янг-эдалт. Они перестают стесняться любви к родной земле и понимают слово «пафос» в переводе с греческого (страсть, воодушевление), а не с либерального (ругательство, применяемое к творчеству патриотов). Они читают стихи о возвышенном и о безобразном, но реально смотрят на мир, в котором нет и не будет в обозримом будущем тепличных условий для творчества.
Девятый Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле» был торжественно открыт 27 июля 2019 года у «Священного Холма единения и славы России» в Изборске Псковской области. На церемонии открытия фестиваля выступили председатель правления Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» известный российский прозаик Николай Иванов (г. Москва), сопредседатель правления Союза писателей России, председатель правления Калужского областного отделения Союза писателей России поэт Вадим Терёхин, секретарь Союза писателей России, председатель правления Псковского регионального отделения Союза писателей России известный российский прозаик Игорь Смолькин (Изборцев). Смоленскую областную организацию Союза писателей России на фестивале представляли заместитель председателя правления Мария Парамонова, члены организации Любовь Сердечная и Владимир Королёв.
Участники фестиваля совершили приношение земель из исторически значимых мест русской истории, мест воинских сражений, русской доблести и героизма к  «Священному Холму единения и славы России» на Словенском поле. Любовь Сердечная рассказала о том, что в этом году к Холму доставлена земля от Смоленской стены. Близ одного из участков пятивековой Смоленской крепости находится аллея героев. Здесь увековечена память героев Отечественной войны 1812 года. Здесь установлены 13 бетонных обелисков с названиями городов-героев Великой Отечественной. Внутри каждого из них – капсулы с землей с мест боев в городах-героях. В 2015 году к ним добавили два обелиска Городов воинской славы Смоленщины – Ельни и Вязьмы. Здесь же находится могила и установлен бронзовый бюст Героя Советского Союза М. А. Егорова, водрузившего в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом. Владимир Королев прочел стихотворение смоленского поэта, члена Союза писателей СССР Алексея Бодренкова (1922-1984). Оно стало литературной основой гимна Смоленска.
…От каждого камня здесь мужеством веет
Дней наших и дней старины.
И если ты хочешь быть духом сильнее,
Побудь у Смоленской стены…
А Мария Парамонова привезла землю со своей малой родины – она родилась в Калинине (Твери).

 О событиях октября 1941 года на Пожарной площади в Твери (именно оттуда я привезла землю)  более подробно рассказано в статье «В Изборск – с Пожарной площади» свежего номера тверского еженедельника «Караван Ярмарка» (№28 от 30.07.19).

«Мария Парамонова привезла землю с Пожарной площади Твери (Калинина). Она рассказала о событиях октября 1941 года в Калинине: 
– 12 октября в Калинин по железной дороге начали прибывать части 5-й стрелковой дивизии. Тем временем оборону вели немногочисленные отряды курсантов, ополчения, городской партизанский отряд. 13 октября 1941 года танки и мотопехота врага вышли к западной окраине города, а утром 14 октября пытались форсировать реку Волгу и захватить заволжскую и затверецкую части Калинина.
Для переброски по Бежецкому шоссе к Затверечью частей 256-й стрелковой дивизии не хватало времени. А мирные жители – кто на автомашинах, а кто пешком – уходили из города именно по Бежецкому шоссе. В числе этих жителей была и моя бабушка с тремя детьми.
Важно было не пропустить танки врага через Тверецкий мост. Четыре вражеских танка, две автомашины с мотопехотой и одним арторудием на прицепе подошли к мосту со стороны речного вокзала. С противоположной стороны передовой отряд красноармейцев в составе стрелковой роты на автомашинах с одним орудием из 5-й батареи 531-го легкого артполка прибыл на Пожарную площадь и занял оборону.
Расчет орудия сержанта Епанчи из артиллерийской засады за глухим забором и двухстворчатыми воротами старого пивзавода вел внезапный прицельный огонь по технике противника, выходящей на мост. Первым же снарядом был подбит головной танк, а вторым снарядом – замыкающий колонну. Еще два германских танка были уничтожены огнем прямой наводки. На мосту образовалась пробка из разбитой военной техники фашистов, им не удалось с ходу прорваться в Затверечье.
14 и 15 октября красноармейцы и народные ополченцы удерживали свою предмостную позицию на Пожарной площади. За это время сюда подошли вся 5-я батарея 531-го легкого артполка, стрелковые батальоны из полков 256-й дивизии и другие части. Орден Красного Знамени за этот бой получил командир батареи лейтенант А.И. Кацитадзе.
После церемонии принесения земель Мария Парамонова прочла свое стихотворение «Ратник». 

 От волнения я, как обычно, «забыла слова и звуки» и даже пропустила одно четверостишие. Поэтому приведу здесь это стихотворение целиком – оно не только о воине-интернационалисте Александре Прохоренко, погибшем в 2016 г. близ сирийского села Тадмор (в стихотворении я называю его Фадмор – так звалось это место в период своего расцвета при царице-христианке Зенобии). Оно о каждом, кто, находясь   во враждебном окружении, отстаивает свои убеждения.

Ратник

Этот ветер несет прокаленный песок,
в этот вечер свирепая свора
замыкает кольцо, и последний часок
мне остался в долине Фадмора.
Эти руки по локти, по плечи в крови,
их оружие пеплом покрыто,
эта свора пробраться ко мне норовит,
предвкушая  безумие пыток.
Эти земли забыли за тысячу лет
благородной Зенобии речи.
По песку пробиваются, путая след,
будто волки, сыны человечьи.
Эти лица окутаны шарфами тьмы,
ятаганом ухмылка кривая.
Я стрелу посылаю – своим, за холмы,
и огонь на себя вызываю.

Такими ратниками российской литературы видятся мне современные писатели, защищающие своё право на творчество, любовь к родной стране и истории, на общение с единомышленниками. Прицельный огонь по ним ведут источающие ядовитые словеса прозападные литераторы и журналисты. А официальные власти с одной стороны боятся упрека в том, что у них есть идеология, а с другой – безграмотны, недальновидны и находят более заманчивые объекты для инвестиций, чем развитие литературного творчества. 

 Продолжение следует

 

Город и семейные ценности

11.06.2019

На_площадке галереи пейзажа имени Е. И. Зверькова состоялись мероприятия в рамках X юбилейного городского фестиваля искусств «Мой город». 

Петровская академия наук и искусств (Тверское региональное отделение), совместно с Тверским дворянским собранием и клубом «Тверь третьего тысячелетия» провели интеллектуальную музыкально-художественно-поэтическую встречу «Искусство в жизни учёного, наука на службе искусства». Открыли встречу Владимир Осипов – вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель её Тверского регионального отделения, и Андрей Юдин – член Союза художников России и ПАНИ, руководитель Фестиваля искусств «Мой город».

В программе встречи был показан видеофильм кандидата филологических наук Ольги Лукиной «Шотландские ноты на Тверской земле». Ольга Григорьевна рассказала об интересных дружественных инициативах – побратимстве города Белый Тверской области и шотландского Эрлстона, имеющих отношение к истории рода Лермонтов, а также возможностях сотрудничества  между туристическими центрами Лох Несс и Андреаполь – обладателями легендарных плезиозавров Несси и Бросни. Напомним, что о недоказанном, но и не опровергнутом исследователями чудовище из Бросно первым написал, именно в газете «Караван», её шеф-редактор Геннадий  Климов, после посещения загадочного озера. В завершение своего выступления Ольга Лукина прочла стихи тверского поэта Николая Игнатьева (1936-1994) и призвала спешить делать добрые дела, жить активной общественной жизнью.

В этом с ней были солидарны и присутствующие на встрече участники объединения «Золотое время» и члены новой общественной организации «Тверская академия семьи», инициированной благофондом «Мама», тверскими отделениями ПАНИ и Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей.

Галина Головина – президент Тверского отделения фонда «Мама» рассказала о его работе. Она представила присутствующих на встрече многодетных матерей, поделившихся своим счастливым семейным опытом. Вместе с мамами в зале находились и самые маленькие члены их семей.

Затем в рамках программы фестиваля искусств прошло открытие выставки графики и живописи «Мой город». Звучала живая музыка и вокал.

Андрей Юдин рассказал о художниках, работы которых выставлены в залах галереи. Помимо картин непосредственных участников фестиваля «Мой город», это  экспозиция работ художника Александра Кирьянова, посвящённых 425-летию Нило-Столобенской пустыни «Во свете Твоем узрим свет!». Участники фестиваля получили дипломы из рук Андрея Юдина и Владимира Осипова.

 Завершила мероприятие поэтическая страничка – тверские авторы прочли стихи на тему «Мой город», а актер Тверского академического театра драмы Борис Михня продекламировал стихи поэтов Серебряного века.

Овация для Пушкина

10.06.2019

220-летию_Александра Сергеевича Пушкина был посвящен бал, состоявшийся 8 июня в Городском саду Твери. Пушкинский бал в областной столице проходит уже во второй раз. В 2018 году я принимала участие в его поэтической паузе как представитель Содружества литераторов Верхневолжья. Инициатором и организатором Пушкинского бала является Елена Чечина – руководитель танцевально-спортивного клуба «Овация» при Тверском областном Дворце культуры «Пролетарка» и проекта «Бал в Твери».

Поэтический обозреватель еженедельника «Караван Ярмарка» в номере 21 (21) от 12.06.2019 (стр. 3) пишет об этом событии:

«В этом году Пушкинский бал начался у памятника Александру Сергеевичу  работы советского скульптора Олега Константиновича Комова. К слову, в год 220-летия поэта и памятник отмечает юбилей – свое 45-летие.

Кавалеры в бархате и дамы в шелках окружили бронзовую фигуру поэта.  Елена Чечина рассказала о традиции дворянских балов в пушкинские времена, напомнила строки из романа в стихах «Евгений Онегин», красноречиво свидетельствующие о том, что балы были центром общественной жизни. Затем она представила  члена Союза писателей России, автора трех поэтических книг  Марию Парамонову. В исполнении поэтессы прозвучали стихотворения Пушкина «Чем чаще празднует лицей…» и «Кто, волны, вас остановил…» и связанные с ними авторские произведения «Первая дуэль» и «К Пушкину. Гроза».

После поэтического приношения Пушкину участники бала направились к эстраде, где уже звучала музыка, приглашая к танцу. Елена Чечина отметила, что второй Пушкинский бал собрал не только поклонников бального танца из Твери, но и привлек гостей из Москвы и районов Тверской области. А из деревни Малое Вишенье Торжокского района, где компактно проживают казаки, приехали представители сразу двух многодетных семей – Лобачевых и Кайдашей».

Бал начали с полонеза. Многих зрителей, и меня в том числе, не пришлось приглашать дважды – они с радостью присоединились к танцу, хотя и не были одеты сообразно временам Пушкина.  Вторым танцем был марш «Рим» – в нем танцоры образуют круг, держась за руки. Площадка перед эстрадой едва вместила этот круг друзей Пушкина. Несмотря на зной, станцевали мазурку и вальс.

На сцену поднялся юноша в черном цилиндре – точь-в-точь Пушкин. Это актер, руководитель Театра малых форм Евгений Вычегжанин  вышел к микрофону. Он исполнил романс «Средь шумного бала» (музыка П.И. Чайковского, стихи А.К. Толстого). А очаровательная Алла Шульгина исполнила старинный русский романс «Я разлюбила Вас».

И снова закружились в танце пары: вальс, полонез, мазурка, котильон. Горожане в восхищении останавливались у эстрады, просили сфотографироваться с нарядными дамами и кавалерами.

Жаль только, что часть сада, примыкающая к Екатерининскому путевому дворцу, закрыта для посетителей. Праздничное шествие «Овации» могло бы придать жизни этому ухоженному, но вычеркнутому из жизни города пространству.

А еще участники и зрители бала говорили о том, что было бы прекрасно создать клубы любителей бального танца для пенсионеров. При определенной грантовой поддержке такие объединения могли бы посещать и украшать танцем культурные события по всей Тверской области и за её пределами.

Пушкину на 220-летие подарили праздник в Берново

06.06.2019

В музее-усадьбе Берново под Старицей в воскресенье 2 июня состоялся большой пушкинский праздник «Я к вам лечу воспоминаньем…». Он был приурочен к 220-летию со дня рождения великого русского поэта, которое отмечается 6 июня. Организаторами праздника стали Комитет по делам культуры Тверской области и ДК «Пролетарка». Я приехала в Берново по приглашению Пушкинской библиотеки города Твери для участия в работе Поэтической площадки.

Парк, окружающий усадьбу Вульфов, был заполнен до предела. Многочисленных гостей встречали фольклорные коллективы «Жаворонушки» и «Вересень» Тверского колледжа культуры имени Н.А.Львова. У пруда художники делали эскизы, на полянах велась торговля. А на площадке у главного здания усадьбы состоялись торжественное открытие праздника и церемония возложения цветов к памятнику великому поэту.

В своем приветствии глава Старицкого района Сергей Журавлев отметил, что Пушкин — то духовное начало, которое соединяет прошлое, настоящее и будущее. Его поэзия — вне времени, она вдохновляет все новые и новые поколения. Председатель Законодательного Собрания Тверской области Сергей Голубев вручил  Благодарность заведующей музеем А.С.Пушкина в Бернове Валентине Громовой и заведующей музеем Пушкина в Торжке Наталье Фокиной. Заместитель губернатора Тверской области Андрей Белоцерковский зачитал приветственный адрес главы региона Игоря Рудени. Ректор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Александр Соколов – внук извстного писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, вручил премию имени своего деда. В этом году литературная премия им. И.С.Соколова-Микитова присуждена Евгению Ступкину за креведческую книгу «А.С.Пушкин и Вышний Волочек».

Затем праздник продолжился на нескольких площадках. Творческие коллективы из Твери, Старицы и нескольких районов Тверской области украсили праздник песнями и танцами.  «Пушкинский бал» состоялся благодаря студии бального танца «Овация» ДК «Пролетарка» «Зеленый театр» был предоставлен областной филармонии. На центральной эстраде выступали ансамбли Тверского областного дома народного творчества, тверского музыкального колледжа имени М.П.Мусоргского, и другие коллективы.

О работе Поэтической площадки пишет еженедельник «Караван»:

«В живописной беседке за прудом обосновалась Поэтическая площадка. В День Пушкина здесь звучали его стихи и стихи поэтов Верхневолжья, посвященные «солнцу русской поэзии». Музыкально-поэтическую композицию представило старицкое литобъединение «Стихия» совместно с районной школой искусств. Затем выступили поэты, приехавшие на праздник из Твери. Руководитель литобъединения «Ковчег» Вера Грибникова прочла стихи о путешествии по пушкинским местам – Тригорскому и Михайловскому. Член Союза писателей России Мария Парамонова прочла два стихотворения о Пушкине и стихи о возрождении православных святынь в Старице. Стихи Пушкина прочли Владимир Ходаков, Юлия Бойкова и Юрий Акимов из Твери, Василий Рысенков из Торжка и другие представители поэтического сообщества».

Добавлю, что я прочла стихотворения «Первая дуэль» – о дуэли Пушкина и его лицейского друга Кюхельбекера, «К Пушкину. Гроза», «Старица. Пятницкая церковь» и «Валунный мост».

А в парке усадьбы Вульфов продолжался праздник. Мы с Еленой Тарутаевой имели возможность посмотреть номера гала-концерта областного детско-юношеского конкурса чтецов «#Читаем вместе», организованного ДК «Пролетарка» и ГТРК «Тверь». Творческое состязание объединило молодежь любовью к пушкинскому слову. С 5 апреля по 17 мая 70 чтецов из 13 районов области читали стихи. Победителям были вручены призы и дипломы. Церемонию провели директор ДК «Пролетарка» Елена Постнова и директор телерадиокомпании «Тверь» Дмитрия Плаксин. Гран-при конкурса получила Полина Тымченко – девятиклассница из Берново за проникновенную декламацию монолога Татьяны из «Евгения Онегина». Приз зрительских симпатий достался Сергею Бурмистрову – пятикласснику школы в деревне Архангельское Старицкого района за «Зимнее утро».

Огромные липы и лиственницы бросали причудливые тени на аллеи парка, по которым прогуливались дамы в длинных платьях, дамы в джинсах, кавалеры в цилиндрах и кавалеры в кепках.  На старицкой земле, в богатую историю которой вплетены строки стихов Александра  Сергеевича Пушкина, и через 220 лет после его рождения собирается множество любителей творчества поэта. Их вдохновляет прикосновение к эпохе, к стихам Пушкина. И славен будет он, «доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит»!

На праздничном концерте в ТКТИ

08.05.2019

Замечательное праздничное мероприятие подготовили и провели студенты ТКТИ в преддверии празднования 74-й годовщины Великой Победы. Александра Ельчанинова и Владислав Богер сами написали сценарий, провели множество репетиций со студентами и выступили в качестве ведущих. А еще они пригласили для участия в концертной программе поэтов и декламаторов. И меня в том числе. Вот что сообщает сайт ТКТИ:

«В ходе концертной программы была показана военная кинохроника, состоялась минута молчания в память о героях Великой Отечественной войны (1941-1945). Ведущие рассказали о проходящей по всей России и за рубежом акции «Георгиевская ленточка» и объявили о её открытии на территории  ТКТИ. «Мы, наследники Победы, всегда должны помнить о Подвиге людей, подаривших мирную жизнь и свободу нашей стране и всему человечеству!» – сказали они.

В поэтической части концерта выступила студентка ТКТИ Этер Кулиева, которая выразительно прочла наизусть стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом».

Продолжила тему Ржевской битвы поэт, член Союза писателей России, лауреат литературных конкурсов Мария Парамонова. Она прочла своё стихотворение «Во имя Добра», посвященное её погибшему подо Ржевом деду.

Великолепный декламатор, актер театра «Диалог» (ДК «Пролетарка»), преподаватель ТКТИ Александр Семенов прочел несколько стихотворений о войне и, как историк, озвучил исторические сведения о ней.

А кульминацией концертной программы стал танец «Синий платочек», с которым выступили студенты и студентки ТКТИ. Они воссоздали страницу истории – девушки, проводившие любимых на фронт хранят подаренные на память платочки, тревожатся за солдат. Но вот наступает День Победы и пары кружатся в вальсе.

В завершение программы все гости получили в подарок Георгиевские ленточки и бумажных журавликов, напоминающих о трагедии японских городов Хиросима и Нагасаки, которые уже после фактического окончания войны подверглись ядерной бомбардировке со стороны США».

Литературное Отечество

04.05.2019

Заметка опубликована в еженедельнике «Караван Ярмарка»
№16 (за 8-14 мая) 2019 года на стр. 9

Вышел из печати первый номер тверского литературно-художественного журнала «Отечество».  Журнал публикует стихи и прозу тверских писателей. Главным редактором издания и инициатором его выпуска стал член Союза писателей России Сергей Струков.  Ответственным редактором выпуска выступила член Союза писателей России Любовь Старшинова.

Во вступительной статье номера «Кровь отцов» Сергей Струков обращается к истории России, как череде кровопролитных войн. Рассматривая Отечество как понятие, неразрывно связанное с верой наших предков, Сергей Викторович пишет: «Причастие Святых и Животворящих тайн – есть наиглавнейший и принципиальный момент домостроительства Божественного спасения человека.  Бог в виде Тела и Крови Христовой входит в человека и соединяется с ним навечно».  Православные воины, защищавшие Русь, Россию во все века – от Рюриковичей, упокаивались в земле навечно.   Сергей Струков приходит к философскому умозаключению о святости русской земли через пролитую на ней кровь отцов.  «Тело и кровь русского христианина и вместе соединённые с нею Тело и Кровь Иисуса Христа, Бога-Отца и Бога-Сына смешивались с веществом земли навсегда…».

В разделе «Проза» опубликованы рассказы Бориса Морозова «Там, где восходит солнце»,  Михаила Петрова «Колка сахара на двоих»,  Виктора Струкова «Мирон», Марии Парамоновой «Одеяло», Владимира Зорина «Живой, живущий» и «Любовь к яблокам», Николая Нилова «Сын Солдата», Сергея Ильичева «Битва при Чесме». Пьеса Дмитрия Мамонова «Русский мятеж», первую часть которой публикует «Отечество», охарактеризована автором как «оптимистическая трагедия».  Её действующими лицами являются Великий Князь Тверской Александр Михайлович, его мать княгиня Анна Кашинская, Епископ Тверской Андрей, ордынский полководец Чолхан, московский князь Иван Калита и другие исторические фигуры.

Поэтические страницы тверского литературного журнала «Отечество» знакомят со стихами Василия Рысенкова, Елены Лучневой, Владимира Юринова, Ларисы Токаревой, Елены Бурчилиной и Виктории Паниной. В стихотворных строках – природа Верхневолжья, история родной земли, молитвенное обращение ко Всевышнему. И хотя, как и в некрасовские времена, не многим на Руси зажиточно живется, Отечество остается неизменным источником вдохновенья, как в стихотворении Елены Бурчилиной «Родной край»:

Здесь всем привычен недород,
немногодетны семьи.
Но только здесь душа поет,
в родном Нечерноземье.

Выпуск литературного журнала «Отечество» в Тверской области осуществляется за счет средств благотворителей.  Это открывает тверским литераторам путь к широкому кругу читателей, интересующихся художественной литературой и исторической публицистикой.

***

Мой рассказ «Одеяло», отмеченный дипломом 1 степени Симоновского литературного конкурса-2018, опубликован на стр. 10-11.

О лести, удаче и здоровье детей

18.04.2019

В среду 17 апреля вышел очередной выпуск еженедельника «Караван Ярмарка». Одна небольшая заметка по мотивам моего посещения финального гала-концерта танцевального конкурса вызвала большой резонанс в соцсетях. Негодующие дамы выражали бурное несогласие с моим частным мнением и даже звонили в редакцию с угрозами. Замечу, что материал некоммерческий, и я вовсе не обязана льстить победителям. Лесть, как известно, гнусна. В заметке я высказалась предельно корректно и никого не оскорбляла. Хотя и отметила, что у зрителей могли возникнуть определенные подозрения. Приведу здесь текст газетной публикации (с редакционным заголовком), проиллюстрирую его фотографиями, взятыми из открытых источников (комментарии – курсивом).

Победителя конкурса «Поймай удачу» в Твери выбрали неудачно (в моей версии статья называлась «Удачливых танцоров выбрали в Твери»)

14 апреля в ДК «Химволокно» состоялся финальный гала-концерт Третьего открытого танцевального конкурса «Поймай удачу». Участниками конкурса в этом году стали 280 танцоров, показавших 88 номеров.

На сцене ДК были представлены танцы различных жанров и танцоры из разных районов Тверской области. Открыл концерт задорный танец маленьких скоморошков из коллектива «Ладушки-сударушки».

Печально проплыли по сцене бабушки с платками – коллектив «Родники» из Зубцовского района – как вдовы с дарами не доживших до пенсии мужей.

Очень храбрая солистка из города Бологое сплясала народный танец, а ансамбль «Пелагия» (Вышний Волочек) весьма профессионально сыграл в танце жанровую сценку с потаенным смыслом.

 Мальчики-комарики в танце с лавками сорвали бурные аплодисменты.

Девичий дуэт порадовал эстрадным танцем «Лесть» по мотивам басни И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Два коллектива исполнили индийские танцы. Еще два – испанские.

Современные направления танца также были представлены. Ансамбль «Каприз» затронул тему буллинга (травли) в школьных коллективах.

Другие участники в танце поведали о высоких устремлениях «офисного планктона», о стремлении к свободе творчества и просто о крутой тусовке. Театр танца «Романтики» показал милый детский танец. Правда, девочки в ансамбле выглядят чрезмерно худыми, настолько, что впору подозревать у них анорексию.

В завершение программы коллектив «Сударушка» представил композицию, пробуждающую ностальгию по советскому периоду истории и картинам Петрова-Водкина. Девочки в красных трико перемежали танцевальные па с гимнастическими упражнениями, периодически замирая и образовывая силуэты букв. Из них складывались слова: «удача», «мир», «родина», «Россия».

В общем, у жюри, которое возглавлял начальник управления по культуре, спорту и делам молодежи Марк Соколов, было из чего выбирать.

Пока судейская коллегия совещалась, в зале состоялась презентация второго литературного сборника «Поймай удачу». Но вот все финалисты танцевального конкурса поднялись на сцену.

Поощрительные призы спонсоры конкурса распределили в соответствии с собственными симпатиями.

А главный приз достался коллективу, выступление которого ничем не выделялось, – народный танец был исполнен достаточно формально, механистично, без чувства. Неудивительно, что, когда после вручения призов ансамбль стал выступать на бис, более половины зрителей поднялись с мест и ушли в гардероб. Невежливо, но честно.

Да, не всегда побеждает сильнейший, но в целом шоу было ярким и шумным.

Выше приведен текст с сайта еженедельника «Караван». В печатной версии было еще предложение (оно добавлено здесь красным курсивом), которое выпускающий редактор  распорядился убрать с сайта в страхе перед разгневанной руководительницей коллектива. В случаях, когда речь идет о политических вопросах, он проявляет даже излишнюю дерзость, а когда речь идет о здоровье детей почему-то пассует.

В 2016 году в одном из российских городов был случай, когда девочка умерла во время занятий танцами. Выяснилось, что она истощала себя, мало кушала, чтобы удерживать необходимый вес (об этом был сюжет на одном из центральных телеканалов).  Вероятно, есть много аналогичных случаев, о которых не так широко известно.

Не все истощенные танцовщицы умирают, но их детский организм не формируется должным образом. Сейчас руководитель коллектива кричит на редактора, что наша публикация огорчает деток. А кто будет утешать этих девочек, когда они не смогут иметь детей? Да, «звёзды»  балета часто жертвуют личной жизнью ради карьеры. Только солисток Большого театра мало, а загубленных девочек много.

Я была знакома с одной девушкой, которая с детства занималась балетом. Дальше областного центра её балетная карьера не пошла. Она нашла себя в ином творчестве, но хотела и счастья материнства. А вот с этим были проблемы.

Полагаю, детский омбудсмен должен обращать больше внимания на эту проблему. Ради сиюминутного успеха на сцене и одобрения преподавателя танцев, а возможно и родителей, которые верят в звёздное будущее своего ребенка, нельзя рисковать здоровьем детей.

Глядя на солистку упомянутого коллектива, я хотела даже обратиться к детскому омбудсмену или в прокуратуру, чтобы проверили, обследуется ли здоровье детей перед допуском к занятиям.

У девочки, о которой идет речь, сильно выступают кости на кистях рук, коленях, локтях, грудной клетке. Выступают также сосуды или сухожилия. Да, я не врач, но у меня высшее образование, в том числе квалификация преподавателя. А еще я – мать двоих детей. И не могу представить, как может ребенок быть таким худым.

Не привожу здесь  фотографии этой танцовщицы в надежде, что руководитель танцевального коллектива все-же сделала выводы, а не только позвонила в редакцию. 

Еще одной даме, оставившей комментарий «ВКонтакте», видимо представлявшей коллектив, получивший Гран-при и денежный приз, хочу сказать, что все участники были в равных условиях. В смысле, что все приехали за свой счет. Поэтому ссылаться на то, что денежный приз должен компенсировать расходы, по меньшей мере смешно. А название Вашего коллектива я не указала во-первых потому, что записывала названия только тех, чьи выступления мне понравились, а во-вторых, чтобы не расстраивать своим критическим замечанием участников коллектива. Они сделали то, чему их научили.

Замечу также, что ведущий представлял некоторые коллективы очень подобно. Другие же просто называл. То же касается и танцев. На одном из фото, которое я назвала «Танец необъявленного народа» дети исполняют народный танец. Их костюмы и музыка, видимо, тщательно подбирались, но национальная принадлежность танца не была озвучена. К сожалению, поскольку зрители потеряли возможность расширить свой кругозор.  

Я не имею отношения ни к одному из этих коллективов и не писала заметку с чужих слов, в чем Вы обвинили меня в своем комментарии.  В доказательство – публикую фото: в зале я сижу в следующем за жюри рядом, как раз за Мариной из группы компаний «Удача», которая прекрасно организовала это красочное шоу.

Увлечение диктантом

13.04.2019

Статья опубликована в еженедельнике »Караван Ярмарка»
(в сокращении, под редакционным заголовком,
выпуск в №13 от 17-23.04.2019 на стр.32
)

13 апреля в Твери пошла ежегодная образовательная акция «Тотальный диктант».  Организатором этого добровольного испытания является одноименный новосибирский фонд.  В этом году в проекте участвуют  76 стран, 1021  город, 3243 площадки. Для сравнения, в 2011 году диктант проходил в 13 городах двух стран.  А впервые он был проведен в 2004 году в Новосибирском государственном университете.

Писать грамотно – модно

Целью проведения «Тотального диктанта»  является, конечно, популяризация грамотности. «Писать грамотно – модно», – гласит девиз акции. Для человека важно быть грамотным, а  русский язык велик, могуч и сложен. Поэтому каждый участник определяет свои цели.  Для кого-то нелегко писать без ошибок и важно сделать их как можно меньше. Для кого-то диктант – это увлекательный флешмоб. Кто-то стремится присоединиться к сообществу знатоков и любителей русского языка. А кто-то, для кого русский не является родным, стремится научиться грамотно писать и говорить по-русски. Всех их объединил в этот день увлекательный и полезный «Тотальный диктант».

Этот общественный проект проводится силами активистов и волонтеров. Организатор акции — фонд «Тотальный диктант» ежегодно, специально для этого случая, заказывает сложный, наполненный знаками препинания и трудными словами текст, который  создает известный писатель. Правда сначала подбирались тексты классиков – начали со Льва Толстого, позже были и Гороль и Стругацкий. За прошедшие с 2011 года годы в числе авторов отметились  Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Дина Рубина, Алексей Иванов, Евгений Водолазкин, Алексей Усачев, Леонид Юзефович и Гузель Яхина.

Писать от руки полезно

Принципами «Тотального диктанта» являются добровольность, безвозмездность и доступность. Любой человек, независимо от гражданства, пола, возраста или вероисповедания, может принять участие в диктанте. Главное, чтобы он мог под диктовку записать от руки текст на русском языке. Кстати, вот и еще один мотив: в современном мире мы все больше пользуемся компьютерами, набираем тексты на клавиатуре, распечатываем на принтере. Многие уже ворчат, если необходимо написать от руки заявление или заполнить анкету. Что уж говорить о лекциях – студенты приходят и на них с гаджетами.

А доктора предостерегают: человек, пишущий от руки, имеет меньше шансов  заболеть болезнью Альцгеймера, в просторечии именуемой старческим маразмом. Правда, для профилактики одного дня в году маловато. Нужно делать это если не каждый день, то настолько часто, насколько это позволит поддерживать навык в рабочем состоянии. Это означает, что соответствующие участки мозга в норме.

Аудитория или ресторан?

В Твери в этом году написать диктант можно было на пяти площадках. Среди традиционных в этом деле площадок учебных заведений неожиданно обнаружился … ресторан. Не совсем типичным местом для диктанта стал ресторан «Ленинград» на Комсомольском проспекте, где текст диктовала телерадиоведущая Екатерина Романцева.

На других площадках «тотальными диктаторами» стали народная артистка России Ирина Андрианова, председатель комитета по делам молодежи Вадим Степанов, тверской поэт Роман Гурский и президент образовательной Академии Благородного воспитательного собрания Дмитрий Бессарабов.

Однако, на площадке филологического факультета ТвГУ, которую выбрал для участия в диктанте корреспондент «Каравана»,  даже достаточно большая аудитория не вместила всех желающих. Во второй аудитории, которую выделили организаторы, «почетным диктатором» стала студентка Анастасия Груздева, участвующая в организации мероприятия уже пять лет.

Не только русский – и литература тоже

Автором текста в этом году стал писатель Павел Басинский – лауреат премии «Большая книга» (2010 г.), снискавший известность как литературовед и литературный критик. И текст «Тотального диктанта» был весьма характерным для этого автора. Очерк  получил название «Литературный детектив», хотя в столь коротком тексте автору удалось поставить вопросы, а ответ остался между строк. Речь велась о пьесе А.М.Горького «На дне» и убийстве хозяина ночлежки.

Не будет преувеличением сказать, что «Тотальный диктант», помимо развития навыка письма от руки и увлекательного поиска правильных букв и знаков, также несет в себе заряд любви к русской литературе. Текст Павла Басинского великолепен лапидарностью стиля. Здесь сконцентрированы характеры героев и личность Горького,  здесь миной замедленного действия таится желание перечитать (или прочитать?) пьесу «На дне». Именно такие тексты должны быть  упражнениями в учебниках, а не вырванные из контекста отрывки с набором нужных для изучения слов.

«Тотальные диктаторы» и «жертвы»

После диктанта участники акции с удовольствием делились впечатлениями.

Дмитрий Бессарабов (читал текст в ТвГУ):

- Я благодарен организаторам за приглашение. Было интересно, постарался прочитать правильно и доходчиво. Благородными воспитательными собраниями во времена Екатерины II назывались все высшие учебные заведения, поэтому на площадке ТвГУ я следую целям нашей Академии. Мы продолжаем традицию подготовки образовательной элиты. Поддержка и реставрация зданий архитектурного ансамбля «Раек» и четырех храмов в Торжокском районе также соответствует этой цели.

Валентина Тихомирова (в команде «Тотального диктанта» занималась работой с партнерами и спонсорами):

- Рада, что в этом году так много участников. Некоторые приходят каждый год, кто-то пришел впервые. Текст в этом году был сложный и интересный. В субботу, 20 апреля, участники могут вновь прийти сюда, узнать результаты и разобрать ошибки с экспертами.

Этер Кулиева (студентка Тверского казачьего технологического института):

- Очень волновалась, поскольку впервые участвую в «Тотальном диктанте». Надеюсь, что сделала не очень много ошибок. Я учусь в ТКТИ – филиале МГУТУ имени Разумовского. В нашей группе многие зарегистрировались для участия на разных площадках. Обязательно буду участвовать и в следующем году. Думаю, что проект нужно расширять, открывать новые площадки – здесь уже все не помещаются. Если бы у нас в институте тоже организовали площадку, многие студенты захотели бы поучаствовать.

***

Солнечный денек, позитивный настрой, встреча с русской литературой – все это рождало улыбки на лицах участников «Тотального диктанта», покидавших аудитории. Многие фотографировались на фоне логотипа проекта с красивой ударной буквой «а». А ведь правда, что насильно мил не будешь – именно добровольность , доступность и безвозмездность делают этот почти неформальный проект таким притягательным.  И не беда если кто-то, как и я, не поставил многоточие в предпоследнем предложении. Зато поставил восклицательный знак!

Мария Парамонова